Репка какая сказка волшебная или бытовая

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора.

Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения.

Сам термин «сказка» появился в 17 веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. К сожалению, имена профессиональных сказочников прошедших времен не известны современным исследователям, но известен факт, что уже в 19 веке ученые стали заниматься пристальным изучением русского фольклора, в том числе и сказок.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету…

Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку с потребностями коллектива. «В русских сказках, дошедших до нас в записях XVIII – XX вв., а также в сказках, которые бытуют сейчас, доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла».

Вымысел характерен для всех видов сказки разных народов.

В. И. Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок. Уже в начале XX века выходит в свет целая плеяда сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества.

Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.

Воспитательная функция сказки – один из ее жанровых признаков. «Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда – вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует».

История возникновения сказки как жанра.

Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторически этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Изучение этих изменений, вернее, обобщение этих изменений, даёт возможность говорить о конкретном процессе жизни русской скази, то есть об её истории.


5

Русские народные бытовые сказки это какие, примеры, названия (список)?

10 ответов:



3



0

Так называемые бытовые сказки — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь,

реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Бытовые сказки — это самые настоящие сатирические народные произведения.

Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок.

Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя: «Сказка про Ивана-дурака», «Иванушка-дурачок»,

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Как Иван-дурак дверь стерег».

Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, «разумных». А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен.

Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому — красной рубахе да доброму слову.

И счастье-то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину.

Дурачок и женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка — над глупостью,

настоящая честь — над спесью.

И в этом глубокий смысл таких сказок.

Конечно, героями таких сказок, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

Вот, например, сказки о служивом: «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Солдат и чёрт», «Солдатская школа».

У русского народа очень много сказок, не раз выпускались сборники сказок русских.

Привести здесь весь список даже только бытовых нет никакой возможности.

Да многим людям с детства помнятся такие сказки, например: «Горшеня», «Лутонюшка», «Горе», «Соль», «Чего на свете не бывает», «Добрый поп», «Репка», «Спрятанный клад», «Мудрый слуга».

Во всех сказках веселая шутка, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.



3



0

Сказки подразделяются на несколько видов по разным критериям, среди них по содержанию выделяются и бытовые сказки, наряду с волшебными сказками и сказками о животных. Как видно из названия, основой их является повседневный быт. В свою очередь бытовые сказки также делят еще на несколько видов:

социально-бытовые («Как мужик гусей делил», «Солдат и царь», «Каша из топора»),

сатирико-бытовые («Как поп работницу нанимал»)

и волшебно-бытовые сказки («Золушка» и «Морозко», например).

Иногда сказку трудно отнести к одному какому-то вида, так как в ней есть элементы всех трех, но возможно какой-то из них преобладает.



2



0

Например, брито-стрижено, или вот оттуда же. А вот еще, как говорится, хозяйке на заметку. Главными героями в этих сказках являются люди, мужья, жены, их родственники и прочие персонажи, и ситуации обыгрываются бытовые, общеизвестные. Сказок таких много, если поискать.



2



0

Насколько мне известно, к русским бытовым сказкам относятся такие сказки, в которых отражается настоящий русский быт прошедших веков. В частности, к бытовым сказкам можно отнести такие известные русские сказки, как «Каша из топора», «Солдат и царь», «Колобок», «Морозко», «Репка», а также многие другие.



2



0

Русские народные бытовые сказки — сказки, не имеющие конкретного автора, автор — народ, в них нет волшебства, сверхъестественных чудес, но отображена настоящая, реальная жизнь, в них заложен глубокий смысл. Иногда этот смысл так глубоко, что его трудно понять))) Например, в сказке «Курочка Ряба»: дед и баба били-били яичко — не разбили, мышка им помогла, а они вместо радости — плачут, а курочка пообещала вместо разбитого золотого яйца не 3 таких же, а одно простое (!), в чем смысл?

К русским народным бытовым сказкам можно отнести очень много сказок

«Ямщик и купец»

«Глупый мужик»

«Воры и судья»

«Мужик и барин»

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Курочка Ряба



2



0

Бытовые сказки — по сути, и не сказки вовсе, а рассказы про обыденные бытовые случаи. В них нет волшебства, однако есть мораль.

Примеры таких сказок:

  • «Солдат и царь в лесу»;
  • «Каша из топора»;
  • «Разбойники»;
  • «Мудрые ответы»;
  • «Мудрая девица и семь разбойников»;
  • «Оклеветанная купеческая дочь»;
  • «Доброе слово»;
  • «Сосватанные дети»;
  • «Мудрая дева»;
  • «Горшеня»;
  • «Загадки»;
  • «Василий-царевич и Елена Прекрасная»;
  • «Жена-доказчица»;
  • «Муж да жена» (в ней муж выбил из жены всю хворь плетью).

Еще очень много подобных сказок, как по мне, детям их читать нельзя. В основном в них прослеживается следующая мысль: жизнь без денег — не жизнь.



2



0

Есть большое количество всевозможных сказок на Руси. Помню в детстве был такой популярный сборник русских народных сказок. А бытовые сказки это сказке где описывается быт, что понятно из названия этой категории. Основными такими народными произведениями можно считать сказку «Каша из топора», «Колобок» или «Мужик и медведь». Но есть и много других.



1



0

Это те сказки, где описывается быт. Например, Лисичка со скалкой, Мальчик-с-пальчик, еще сказка, не помню точное название, кажется Котофей Котофеевич, это про кота, которого оставляют в лесу и его приютила у себя лиса. Сейчас всего и не упомнишь.



1



0

Хороший пример бытовой сказки — Каша из топора, а также сказка про Колобка. Правда, последняя не понятно чему учит, ведь колобка в итоге съела лисичка от своей хитрости. Вероятно, сказка учит быть хитрым. Что ж, в современной жизни тоже не лишнее.

Еще есть Золушка. Репка.

В последнее время популярными становятся сказочные игрушки из дерева, когда ребенку не читаешь сказку, а показываешь на примере этих игрушек. Например, репка такая точно есть. Так очень полезно.



0



0

Как уже сказали комментаторы вышевыше, это те сказки где отображается быт повседневной жизни, например морозко, каша из топора, иванушка дурачок, спящая красавица, сивко бурка, сказка о попе и его работнике балде, и ещё много таких сказок.

Читайте также

Ну, если в сказке и фигурирует один ребёнок, это же отнюдь не значит, что в этой семье нету других детей. Они могут быть или значительно старше, или значительно младше героя этой сказки, а потому никак не вписаны в сюжет по принципу ненадобности и нецелесообразности.

Возможно, есть и сказки, где сюжетно подчёркивается, что этот ребёнок единственный в семье. Ну и что? Старшие дети могли не выжить к тому времени, а младшие ещё не успели родиться.

В старое время в деревнях женщины рожали по нескольку детей, потому что из-за высокой детской смертности не все они выживали до взрослого возраста.

Сказки только написаны для взрослых, а читаются то они детям. А детей нужно учить запоминать что правильно что неправильно, посредством повторения и акцентирования признаков ареала. Потому в русских народных сказках волки серые, а лисы рыжие — так ландшафтно-географически сложилось, а вот в сказках лопарей или материковых коряков волк будет белый, а лисица голубая — у них другая климатическая зона, все белое, холодно, звери обесцвечивают меланин. А в жарком климате в арабских, тупецках сказках присутствует рыжий волк (степняк, он и вправду рыжий). но вообще восток и Азия тяготеет ко всему черному. И это не случайно — меланин поглощают ультрафиолет и защищает кожу животного от лучевого повреждения. Полностью черных животных назыают меланисты. Известно, что черные особи более устойчивы к вирусной инфекции, и отличаются более высоким уровнем тестостерона, что необходимо для выживания в скудной среде.

Одна из самых важных. Мне кажется что именно русские народные сказки или сказки Пушкина делают русского русским. Формируют его менталитет, как говорят по современному.Именно сказки Арины Родионовны сделали из маленького мальчика, потомка африканца,тем кем он является для нас. Фактическим создателем литературного русского языка. А это значит к тому, что мы все себя считаем русскими приложила руку и легендарная Арина Родионовна, со своими русскими сказками для маленького мальчика. Я бы сказал завидная историческая судьба для неграмотной женщины. Не каждому так повезёт.

Символизм русских сказок заключен в их потаенном смысле. В русских сказках заключена просто колоссальная воспитательная сила. Сказки учат нас быть лучше, скромнее, сильнее. Думаю, что если анализировать русские сказки, то можно легко прийти к выводу, что помимо некого воспитательного потенциала, сказки обладают большими эзотерическими знаниями, какие не всегда покоятся на поверхности. Русские народные сказки, они отличаются присутствием двух миров: заурядного и потустороннего. Баба – яга, она представлена в двух главных ипостасях: как антагонист и негативный персонаж, а также как помощница основного героя. Баба-яга – это символ границы перехода из ординарного мира – в мир другой, волшебный и колдовской. Кощей – отрицательный персонаж, он имеет свойство красть пригожих красавиц. Кощей располагает колдовской силой, он и чародей и волшебник.

Есть такая русская сказка с весьма драматическим сюжетом:

S0XjTHmbyPvgjni83H8jXh1rxzVwRIo.png

где властному царю одного царства захотелось помолодеть, вот он послал своих сыновей добывать молодильные яблоки (правильный ответ, вариант 2)). Сыновья не могли ослушаться царя-батюшку, отправились они эти самые яблоки добывать, да только повезло не всем троим, а одному Ивану-Царевичу удалось раздобыть такие волшебные яблоки.

Почему именно в яблоках такая сила была, чтобы можно было старых людей сделать молодыми? Так уж сложилось, что именно

uybUoVSqVbdivi7YupieBMcTecQU0e1I.png

Надо сказать, что доля истины в этом есть. И кушать по яблоку в день круглый год весьма полезно и в наше время, потому что они благотворно действуют на наш организм и способствуют поддержанию здоровья.

Волшебный кафтан

Волшебный кафтан

Волшебный кафтан — русская народная сказка, которая любима многими поколениями детей. В ней повествуется, как мужик рубит дрова в морозный день. Однако герою истории так жарко от прилагаемых им усилий, что он скинул даже кафтан. Кто увидит крестьянина за работой, чему удивится? Какой разговор и сделка между ними состоятся? Узнайте обо всем этом в короткой сказке вместе с ребятами. Она учит трудолюбию, сообразительности, ловкости, умению полагаться на себя и свой ум.

Солдатская шинель

Солдатская шинель

Солдатская шинель — сказка русского народа, которую полезно прочесть каждому человеку. В ней рассказано о том, как барин разговорился с обычным солдатом. Последний похвастался тем, что на его шинели удобно спать. Барину захотелось испытать шинель. Он купил ее у служивого. Когда пришло время для сна, новый владелец солдатского пальто никак не мог заснуть. В чем был секрет шинели, узнайте вместе с ребятами из короткой сказки. Она учит трудолюбию и умению жить без излишеств.

Шемякин суд

Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем…

Репка

Репка

Репка — русская народная сказка, которая знакома каждому ребенку с малых лет. Записанная и опубликованная в 1863 году «Репка» А. Афанасьевым имеет цепочные действия, ясные даже малышу, поэтому можно читать сказку с раннего возраста. Произведение рассказывает о том, как важная работа заставляет взглянуть друг на друга по-другому. Она научит юного читателя не стесняться просить о помощи, помогать тем, кто слабее, и даст понять, что вместе с любой задачей справиться легче.

Мужик и заяц

Мужик и заяц

Шел однажды бедный мужик по полю. Вдруг видит — сидит под кустом заяц. Обрадовался мужик и…

Мизгирь

Мизгирь

В старопрежние годы в красну весну, в теплое лето сделалась такая срамота, в мире тягота —…

Каша из топора

Каша из топора

«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая не захотела накормить его ужином. Тогда служивый не растерялся: предложил сварить ей кашу «хоть из топора». Старуха удивилась, но согласилась. Через некоторое время и она, и солдат были сытыми, а бабка и не почувствовала подвоха. Сказка заряжает умением находить выход из любого обстоятельства, не терять при этом чувство юмора и общаться так, чтобы человек чувствовал себя вполне комфортно.

Как Иван-дурак дверь стерёг

Как Иван-дурак дверь стерёг

Как Иван-дурак дверь стерёг — русская народная сказка, которая позабавит всю семью. В ней описано то, как в крестьянской семье воспитываются три сына. Двое из них умные и отличные помощники в хозяйстве. Кем вышел третий сын трудолюбивых крестьян, узнайте вместе с ребятами из сказки. Она научит их терпимости к недостаткам других людей и умению посмеяться над собой. Кроме того, сказка расширит кругозор юных слушателей, разовьет у детей фантазию и познакомит их с игрой слов родного языка.

Как поп работницу нанимал

Как поп работницу нанимал

«Как поп работницу нанимал» — еще одна сказка, которую придумал русский народ. В сказке рассказывается, как хитрый поп нанимает себе новую работницу. Он ведет речь о том, как быстро она управится со всеми делами. При этом поп не замечает, что перечисленные заботы займут у женщины весь день и даже ночь. Он лишь приговаривает после каждой озвученной обязанности: «Спи-отдыхай!». Какую плату он предлагает работнице за труды, узнайте вместе с детьми из сказки-монолога. Она покажет ребятам, что есть люди хитрые, жадные, ленивые и не ценящие чужого труда.

Иванушка-дурачок

Иванушка-дурачок

Иванушка-дурачок — сказка из русского фольклора, которая знакома не одному поколению детей. В ней рассказывается о крестьянской семье, где есть три взрослых сына, последний из них — дурачок Иван. Он пытается отбиться от собственной тени, с базара возвращается без купленных товаров. Когда же братья хотят его погубить, он тоже находит выход. Какой? Узнайте вместе с детьми из сказки о том, что важно быть сострадательным, сообразительным и искренним, чтобы однажды судьба улыбнулась тебе.

Глупая барыня

Глупая барыня

Жила-была барыня, глупая-преглупая. Что ни забьет себе в голову — умри, а исполни. Вот задумала барыня…

Фома и Ерема

Фома и Ерема

Было два брата, Фома да Ерема; сдумали-сгадали честные братаны рыбу ловить. Лодка была у них розна,…

Дурак и береза

Дурак и береза

Сказку «Дурак и береза» сочинил простой русский народ. В сказке говорится, как у одного старика были три сына. Вот умер старик, и разделили братья наследство. Старшие братья получили всякого добра, а младшему брату, дураку, оставили тощего быка. Решили два старших брата отправиться на базар продать нажитое отцом имущество. Дурак тоже не отстал, потащил и он быка на базар. По дороге попалась ему сухая береза. Стоит она, от ветра покачивается и скрипит, а младшему из братьев послышалось, что она хочет купить быка. Оставил он быка привязанным к березе на ночь и сказал, что вернется за оплатой наутро. Сможет ли дерево рассчитаться с дураком за быка, узнаете, когда дочитаете сказку вместе с детьми. Сказка учит развивать свою интуицию и прислушиваться к голосу природы.

Дорогая кожа

Дорогая кожа

В одном селе жили два брата — Данило и Гаврило. Данило был богатый, а Гаврило бедный;…

Дочь-семилетка

Дочь-семилетка

Дочь-семилетка — сказка русского народа, с которой с удовольствием познакомится и ваш ребенок. В ней говорится о том, как царь при встрече с обычными людьми загадывает им загадки. Однажды государь задал три вопроса мужику и дал ему три дня на размышления. Пришел мужик домой и стал гадать, как ответить правителю. Кто помог мужику с решением его задачи, и какие перемены произошли в жизни семьи обычного мужика, узнайте вместе с детьми из сказки. Она говорит о сообразительности и умении не упустить свою удачу.

Чего на свете не бывает

Чего на свете не бывает

Чего на свете не бывает — сказка русского народа, которая забавляет не только юных читателей уже многие века. В ней показана беззаботная жизнь богатого барина. Он никогда не нуждается в деньгах и от скуки решает пошутить над бедным мужиком. Барин задает ему одновременно простой и сложный вопрос. Что это за вопрос, сможет ли мужик ответить на него и получить обещанную награду, прочтите с детьми в самой сказке. Она говорит о смекалке простого человека, осуждает праздность и гордость.

Беспамятный зять

Беспамятный зять

Пришел зять к теще в гости. Теща угостила его киселем. Зять съел кисель и спрашивает: —…

Барские гуси

Барские гуси

Барские гуси — русская народная сказка, которая придется по душе всем детям. В ней показана жизнь крестьянина с женой. Ничем бы она не отличалась от других, но только супруга у мужика была упрямой и жадной. Однажды к семейной паре на двор забрели гуси барина. Как повела себя при этом жена, и чем для нее это закончилось, прочтите вместе с ребятами в сказке. Она учит щедрости, умению уступать близким людям, отвечать за свои слова и не брать чужого, как бы этого не хотелось.

Русская сказка про Репку и Ноги: настоящий текст оригинала Афанасьева, идейно-тематический и психологический анализ сказки, воспитательный и сакральный смысл.

Дата обновления статьи: 16.01.2023

Современный вариант сказки про «Репку», который тиражируется в детских книжках сегодня — это творческая переработка оригинала известным педагогом Константином Ушинским, созданная им для учебника «Родное слово» в 1864 году. Результат в ней достигается совместными усилиями разных персонажей, в том числе таких традиционных «антагонистов» и неприятелей как кошка с собакой. Таким образом, смыслом сказки становится взаимопомощь и объединение ради общего дела.

Сказка про Репку. Иллюстрации Елизаветы Бем

Рисунки Е.Бем — читать подробнее про первую русскую женщину иллюстратора, знаменитую своей техникой силуэтов.

Однако, в оригинале не было ни кошки, ни мышки. Зато было пять «ног», которые приходят по очереди. А, значит, и смысл изначальной истории, по всей видимости, совершенно иной.

Для начала приведем оригинал текста сказки про Репку, в том виде, в котором он был опубликован в сборнике «Русские народные сказки А. Н. Афанасьева» (под номером 89) в 1863 году. Насколько известно — это первое печатное издание данной сказки. Его текст был записан А.Харитоновым в Архангельской губернии.

Посеял дедка репку; пошёл репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может!

Со́звал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла, но́га(?). Но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!
Пришла дру́га, но́га; дру́га, но́га за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой, но́ги).
Пришла пя́та, но́га. Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!



Репа в земле, корнеплоды

Здесь обращают на себя внимание два факта (помимо сбивающего с толку наличия неких «ног»):

  • Слово «нога» пишется с ударением на первый слов, то есть именно нОга, а вовсе не ногА.
  • А. Н. Афанасьев, вероятно, сам не понимал какой смысл стоит за «нОгой», так как в скобках поставил знак вопроса.

Вполне возможно, что исконный смыл этого слова не знал уже и сам рассказчик, со слов которого собирателем и была записана сказка. Возможно, он просто передал то, что запомнил с детства, нечто, что было рассказано ему отцом или дедом, а тому — его дедом…

При этом важно заметить, что речь здесь НЕ идет о какой-то ошибке, опечатке, случайной нелепице, насмешке рассказчика над городским грамотеем или чем-либо еще из этой серии. Дело в том, что связь вытягивания репки с ногами крайне устойчива — сказки и присказки точно такого же содержания впоследствии фиксировались и в других регионах, записывались со слов других рассказчиков.

Например, известен текст П. А. Бессонова 1868 в поэтической форме:

«Прилетела Нóга,

Прилетела дрýга,

Прилетела третья…»



Еще вариант: 

«Один сядет Репой: другой тащит за ногу, не стащит тащит третий, тащит четвертый, всё не стащут. Соберутся побольше: вытянули репку Побегут и закричат, с радости».

Мы попробовали обобщить все существующие на сегодняшний день версии и гипотезы касательно загадочных «ног», развить их и/или предложить некоторые свои. Итак, начнем.

Взаимопомощь + мудрость старших

Некоторые исследователи пытаются трактовать сказку в том же ключе, что и ее позднюю переработку с кошкой и мышкой. Мол, чего не может сделать один или двое, то получится если взяться за дело скопом. То есть под «ногами» можно понимать каких угодно индивидов, спешащих на помощь — соседи, родственники, друзья.

Впрочем, тут сбивает с толку то, что «ноги» являются на помощь НЕ попарно (1 человек = 2 ноги), а по одной. «Пришла нОга… , тянут-потянут, вытянуть не можут!… Пришла дру́га, но́га» — то есть согласно такой логике получается, что «один человек = 1 нога».

Так же странно выглядит то, что человек в данной трактовке ассоциируется именно с ногой, а не с головой, душой — что было бы более в духе нашей традиции, либо с рукой — что более актуально с учетом сюжета сказки.

Существует версия, что вся соль истории заключается в последней пятой ноге. Якобы, первые две пары ног, приходящих на помощь — это все-таки некоторые люди (остается открытым вопрос почему они являются не сразу с двумя ногами, возможно, речь о внимании и усилиях — сначала человек трудился как бы наполовину (=одно нога»), потом в полную силу (= «друга нога»). А вот последняя пятая нога — это тот, кто и помог достичь желанного результата. То есть сказку можно рассматривать как определенную загадку. Кто этот одноногий, благодаря которому, удалось то, что не смогла осилить сделать целая компания (дед, бабка, внучка, сучка, и двое двуногих)? Вероятный ответ — это некий хромой старец, старик, а старость традиционно ассоциируется с мудростью. Получается, что смысл сказки в том, что именно мудрость, а не физическая сила помогает добиться результатов в любом деле (даже таком простом, как вытащить репку). Без нее успех просто невозможен.

описание

Виктор Корольков. Царство Бабы Яги

С другой стороны, одноногим персонажем может быть и некое потустороннее существо — например, «Баба-Яга — костяная нога» . Ведь именно несимметричность внешнего облика (одноногость, одноглазость) нередко в самых разных индоевропейских культурах указывает на того, кто стоит на перекрестке миров: частично — здесь, а частично — там.

Подсчет ног и поиск соответствий

Есть и еще один вариант трактовки, который в своем объяснении прибегает к теме одноногости. В нем «ноги» НЕ являются кем-то самостоятельным, а как бы соответствуют уже перечисленным персонажам:

  • Сначала приходит одна нога — это хромой дед;
  • Затем «две ноги» — это бабка;
  • Затем «три ноги» — это внучка (подразумевается маленький ребенок, который еще неуверенно ходит и порой помогает себе рукой, то есть находится на промежуточной стадии между ползаньем на четвереньках и прямохождением. Или — в иной версии — это ребенок в ходунках из трех опорных ног);
  • Затем «четыре» ноги — сучка;
  • Затем «пять ног» — загадочный персонаж, объяснения которому нет.

Пять ног за четыре, четыре, но́ги за три, три, но́ги за две, две, но́ги за, но́гу, но́га за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!



Детские ходунки с тремя ногами - дореволюционное фото

Фото Дмитрия Багаева, начало XX в.

Впрочем, такая версия в целом кажется не слишком убедительной, ведь текст явно говорит о том, что дед, бабка, внучка и сучка совместными усилиями НЕ смогли вытянуть репку, и только потом — когда пришел некто еще (те самые «ноги») — это наконец им удалось. Поэтому вряд ли «ноги» являются дублями изначальных героев.

Кроме того, в этой версии самый главный вопрос пятой наги остается никак не раскрытым. Хотя наводит на ассоциации с поговоркой «как собаке пятая нога».

Сельскохозяйственный календарь

Интересную версию опубликовала литератор Мара Рушева (на proza.ru) — она считает что в знаменитой сказке речь идет об осенней уборке репы для зимнего хранения, а «ноги» соответствуют счету в днях.

Так, традиционно уборка корнеплодов начиналась на Руси на Куприяна — это 13 сентября (или 31 августа по старому стилю). Читать подробнее про перевод дат из старого стиля в новый и календари на Руси
. Длится она ровно 15 дней до так называемого дня «репореза», который приходится на 28 сентября (или 15 сентября по старому стилю). Именно к «репорезу» нужно полностью завершить всю уборку урожая.

Урожай репы

Если сложить все дни — то есть «ноги» в сказке про Репку (5 ног за 4, 4 ноги за 3, 3 ноги за 2, две ноги за 1: 5+4+3+2+1 = 15) — мы получим 15 дней, то есть как раз разницу между Куприяновым днем и репорезом — или общий срок на протяжении которого ведется уборка этих корнеплодов.

Соответствие дней «ногам» из сказки объясняется следующим образом: в словаре В. И. Даля, есть следующие устаревшие слова:

«надысь» — нареч. ногдась, намедни, онамедни, ономнясь. (Толковый словаря Даля)

«оногда» — «недавно, на днях», диал. оногды́, оноды́, курск., воронежск., (о)ногды́сь, казанск. (Даль), укр. о́ногда, о́ногди, чеш. оnеhdу, оnаdу «недавно». От он аналогично всегда́, иногда́, тогда́, когда́ или с помощью суф. -ды, ср. польск. kiedy и т. д. Относительно конечного -сь ср. се.



То есть вполне возможно, что в каких-то местных говорах и диалектах (напомним, сказка была записана в Архангельской губернии) «нога» могла соответствовать «дню», так как определенные параллели со счетом времени явно прослеживаются.

«Золотые» принципы строительства

Лектор Сергей Данилов, знаменитый своими нестандартными глубокомысленными трактовками исконных русских слов, приводил в свое время такое объяснение сказки про «Репку» — по его версии речь идет о расчете правильных углов ската крыши при строительстве в зависимости от назначения помещения.

Так, он предлагает нарисовать круг с 16 точками (считается, что именно шестнадцатеричная система счета существовала на Руси в древности и применялась в строительстве), далее за нулевую точку принять вершину и вести отсчет «ног» следующим образом:

  • Нулевая точка соединенная с первыми отстоящими от нее точками = первая нога;
  • Нулевая точка соединенная со вторыми = вторая нога;
  • Нулевая точка соединенная с третьими = третья нога;
  • Нулевая точка соединенная с четвертыми = четвертая нога;
  • Нулевая точка соединенная с пятыми точками = пятая нога.

Данилов связывает получившиеся углы ската крыши с энергетическими потоками и говорит, что именно «пятая нога» соответствует параметрам комфортным для проживания людей. Он считает, что крыши жилых помещений на Руси соответствовали этому углу (на рисунке ниже — это последние фиолетовые линии).

описание

Расчет углов скатов крыш по С.Данилову

Чем более крутой скат — тем выше токи энергий. Поэтому «первая нога» (почти пологий скат) применялась в крышах амбаров для хранения продуктов, вторая — для птичников, третья — для хлевов, где находились животные, четвертая — для пристроек к дому, пятая — для непосредственно изб и теремов, а седьмая (наиболее острая, устремленная ввысь кровля) использовалась в различных культовых, сакральных постройках (что в принципе верно и по сей день — все религиозные строения как бы вытянуты вверх, как и знаменитые пирамиды Александра Голода, в которых, согласно некоторым исследованиям, например, наблюдается эффект самозатачивания лезвий).

Версия интересная и красивая, но не совсем понятно для чего такие сложные расчеты закодированы в детскую сказку. Можно предположить, что некоторые истины должны быть усвоены с детства на подсознательном уровне, однако, получается, что в самом тексте сказки нет самого важного — указаний на значения «ног». Кажется, что «пятая» — самая важная, но, как видим есть же и «седьмая» (еще более насыщенная энергией), почему же сказка «Репка» делает акцент не на ней?

Санскрит?

Нередко для трактовки определенных древнерусских слов прибегают к санскриту (древний язык Индии, на сегодняшний день «мертвый» — аналогично латыни), так как корневые основы наших языков удивительно близки, что является доказанным фактом для значительного количества русских и индийских лингвистов.
Проверим, какие смыслы может дать нам санскрит по слову «нога».

К сожалению, именно в транскрипции «но-га» соответствий НЕ находится. Однако, в санскрите есть слово НА-ГА (नग /naga/ /naga/ m.), смысл которого выводится из составляющих его слогов: «на» = отрицание; «га»=движение (сравните русские слова телеГА, дороГА, ГАть, кочерГА, вьюГА, ГАрмонь, ГАрпун). НА-ГА = НЕ ДВИЖУЩИЙСЯ/ НЕ ХОДИТ.

Иллюстрация Рикки-Тикки-Тави

Иллюстрация из книги Редьярда Киплинга The two jungle books, 1895 г.

Словом «НА-ГА» в санскрите может обозначаться:

1. гора
2. дерево
3. змея (вспомним известные с детства имена змей в истории Р.Киплинга про мангуста Рикки-Тикки-Тава — это были Наг и Нагайна/Нагена)

Впрочем, к сказке про «Репку» полученные значения применить не удается, или же отсутствуют какие-то необходимые для понимания логические связи. Можно, конечно, предположить, что репку помогают вытащить змеи, но в таком случае нужно было бы доказать что в определенных регионах Руси «нага» означала змею. Кроме того, это не проясняет нам суть сказки — почему змеи? Что это символизирует? В чем заключается мораль истории?

Магия числа 9

Существует предположение, что до принятия христианства на Руси неделя считалась НЕ как 7-дневный период (аналог 7-дневного божественного творения), а как 9-дневный. Так, косвенное подтверждение этому есть в том же словаре В. И. Даля:

«Встарь вели счет у нас сороками и девяностами».



Интересно, что 360 градусов в круге ровно делятся на 9, что в результате дает 40. Можно переложить это годовой календарь, который сам представляет собой круговое движение Земли вокруг солнца (=360 дней, что может быть как ошибкой древних астрономов, так и последующим замедлением вращения, приведшему к тому, что теперь дней уже стало 365), при этом если длина месяца составляет 40 дней (как указано у Даля), то месяцев в году получится как раз 9.

Движение Земли, космос

Соответственно, число 9 на Руси приобретает некий особый сакральный смыл — и оно действительно нередко фигурирует в разных подсчетах, отметках и поговорках:

Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Девять человек — все равно что десяток.


У храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять — ловкость.


Кошку девятая смерть донимает.


Девять дней, девять верст — как сокол летел.


За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.


Охотника девятая заря кормит.


Девятка — хорошая загадка.


Квас молодой, да налит девятой водой.


Что хитро, то и просто: девятью десять девяносто.



Исходя из всего вышесказанного получается, что девятка символизирует некое завершение, полноту. Девятка — это уже нечто переходящее в новое качество, на новый уровень — «девять человек — все равно что десяток».

Некоторые авторы рассматривают эту числовую гипотезу глубже — на сакральном уровне чисел и взаимодействия различных вибраций, миров Яви, Прави и Нави. Так, первые четыре персонажа — проявленные:

  • Дед и Бабка (мир богов и/или предков) — то, что должно быть, мир богов и/или предков, мир Прави. Олицетворяют силу мужского (Дед/Сварог) и женского (Бабка/Мать Лада) начала.
  • Внучка и сучка — то, что есть, мир Яви. Олицетворяют всех ныне живущих людей и животный мир.

А пять «ног» — это некие непроявленные еще потусторонние силы Нави (темная материя?), которые также участвуют в формировании событий физического плана на Земле. Они представляют собой вибрации, намерения, непроявленную энергию.

описание

Координация усилий первых четырех трактуется как создание порядка из хаоса, а пятерка невидимых «ног» представляет собой единство пяти стихий, что вместе (девятка) дает полноту и завершенность — то есть вибрации космоса, проявленные через конкретных творцов реализуются в Яви.

Напомним, что именно девять персонажей потребовалось для того, чтобы вытащить Репку: дед, бабка, внучка, сучка и пять ног. Однако, опять же в данной версии мы не видим никакого объяснения собственно «ног», кроме того, есть некоторые сомнения касательно того всегда ли героев в сказке именно девять, или это так лишь в версиях записанных А. Н. Афанасьевым и П. А. Бессоновым.

Бесконечный стих для засыпания

Вполне возможно, что «ног» может быть совершенно любое количество! Например, в детском игровом стихотворении, записанном в песенных сборниках XX века ног уже десять!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,


Сеяли репу…


Пришел репу рвати,


Пришел одноногий:


Ножка — за лапку,


Лапка — за бабку,


Бабка за дедку,


Дедка за репку,


Не вытянули репку!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Пришел репу рвати,

Пришел двухногий:

Две ноги за ножку,

Ножка за лапку,

Лапка за бабку,

Бабка -за дедку,

Дедка -за репку,

Не вытянули репку!

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,

Сеяли репу…

Пришел трехногий:

Три ноги — за две,

Две ноги — за ножку

и т. д.

до «десятиногого».

Дедушка с бабушкой

Чистили поляну,


Сеяли репу…


Пришел репу рвати,


Пришел десятиногий:


Десять — за девять,


Девять — за восемь,


Восемь — за семь,


Семь ног — за шесть,


Шесть ног — за пять,


Пять — за четыре,


Четыре ноги — за три,


Три ноги — за две,


Две ноги — за ножку


Ножка за лапку,


Лапка за бабку,


Бабка — за дедку,


Дедка — за репку,-


Вытянули репку!.



Остается только гадать — могло ли в сказке число ног быть совершенно любым (то есть оно не принципиально для понимания ее сути) или же это поздний вариант переработки, созданный на базе оригинала сказки, когда люди уже не понимали ни смысла «ног», ни смысла собственно числа 9.

Мать качает дитя в люльке. Картина Ф.Н.Рисс

Ф.Н.Рисс, Колыбельная песня. Ранее 1886 г.

Отсюда, возникает еще одна версия. Может быть, сказка — это просто некий бесконечный стих для засыпания? Или для обучения детей счету? В таком случае многократное повторение того какое число идет за каким помогает как выучить их порядок, так и усыпить монотонными повторениями.

Впрочем, открытым остается вопрос почему именно «ноги»? Почему не кто-то простой и понятный, известный детям с рождения — лошади, мышки, курочки?

Сказки Тартарии

Напоследок — одна из наиболее удивительных трактовок. Забудем на время про «магическую девятку» и сконцентрируется на самом слове «нОга» и его значении, ведь именно оно повторяется во всех старых вариантах «Репки», будь то сказка, стих, или присказка, и независимо от того, сколько именно «ног» приходит на помощь. Отсюда напрашивается вывод, что смысл слова «нога» куда важнее, чем количество этих самых ног.

Птица ногай или грифон - символ Тартарии

Итак — «ног», «ногай», «ногуй» — это никто иной как грифон, то есть мифическое существо с головой и крыльями хищной птицы и туловищем льва. В издании сказок А. Н. Афанасьева 1938 года прямо указывается на это: в тексте «Репки» есть соответствующая сноска и пояснение что таинственная нога — это «ногай-птица».

Грифон на флагах Тартарии

Грифон на флагах Тартарии: слева — американский сборник флагов 1865 года, справа — перечень морских флагов 1709 г., снизу — К.Алярд, Книга о флагах.

Но, пожалуй, самым интересным «совпадением» является то, что именно грифон-ногай является символом Тартарии — государства которые многие до сих пор считают мифическим, хотя на подавляющем большинстве карт до начала XVIII века оно обозначено и занимает бОльшую часть Евразии (читать разбор карты Яна Янсона 1640-1650 гг). Упоминания о Тартарии есть не только на картах, но и в энциклопедии «Британника» 1771 г., испанской и французской «Всемирной географии» 1676 г., в многочисленных заметках путешественников («Путешествие по северной и восточной Тартарии Николаса Витсена» 1692 года, зарисовки жителей Тартарии в книге Сигизмунда Герберштейна, путешествие Адама Олеария в Московию, и проч.), на бесчисленных гравюрах (изображающих внешний вид, города, костюмы таРтар), в газетных статьях. Есть портрет правителя Тартарии Великого Кама во французской книге с портретами всех правителей мира (Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin) 1688 года). Существует перечень морских флагов 1709 года, где среди прочих «всем известных» государств представлены и флаги Тартарии — грифон и сова черные на желтом фоне. Более того — флаг Тартарии с грифоном есть даже в американском сборнике с флагами 1865 года!

Держава Мономаха, шлем князя Ярослава Всеволодовича

Держава Мономаха, шлем князя Ярослава Всеволодовича

Но далеко не одними только флагами ограничиваются изображения грифона. Грифон является распространённым героем золотых изделий из скифских курганов (в том числе на территории Крыма, Тамани, Кубани), находят его в большинстве алтайских захоронений, а если говорить о европейской части нашей страны — то образ грифона также пронизывает буквально все как минимум до эпохи Ивана Грозного — деревянные наличники, рисунки на сундуках, медальоны, каменные барельефы первых христианских соборов (Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, церковь Покрова-на-Нерли в Суздале), Суздальские врата, чаши, браслеты, иллюстрации в книгах, узоры на шлемах русских князей (см. выше — шишак Ярослава Всеволодовича XIII в.). Наконец, изображение грифона есть даже на державе Мономаха и оно же «венчает» двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей, наряду со львом. Кстати, не потому ли трон двойной, что в некотором смысле символизирует объединение тех, чьим символом был грифон, с теми, чьим символом был лев? И не потому ли короновано на царство было одновременно два царевича, чего до сих пор не случалось никогда?

Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей с грифоном

Реконструкция использования двойного трона. /Фото из альбома «Государственные регалии московского царства», Музеи Московского Кремля. Грифон — слева, справа — лев. 

Есть указания на то, что на личном знамени Ивана Грозного было изображено сразу несколько грифонов, также тройное изображение грифона — это официальный герб Малой Тартарии или Крымского ханства. Совершенно иной смысл приобретает название Ногайская орда = «орда Ногая», то есть войско под знаменем грифона-ногая.

описание

Изображения грифонов: скифское золото, барельефы Дмитриевского собора во Владимире, Суздальские врата, барельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Так, может быть, поэтому в той самой сказке про «Репку», смысл которой ускользнул даже он А. Н. Афанасьева, говориться о «нОге» — то есть о «ногай-птице»? Просто потому что на момент создания этой сказки — чем бы она не являлась (детская считалка или колыбельная, история о взаимопомощи, магия девятки и проч.) — такой персонаж как «ногай» был естественным и понятным. Представьте, что это, скажем, китайская народная сказка — и в ней на помощь неким героям прилетает сначала один дракон, потом второй… третий… пятый. Будут ли ученые ломать голову — почему же речь о драконе? Нет, это же Китай. Что может быть естественнее дракона в сказке? Дракон появляется везде. Он просто есть. Он пронизывает душу этой культуры. Китай — это дракон. Так, может быть, ровно то же самое верно для нашего прошлого с символом в виде птицы-ногая?

В подтверждение озвученной версии хочется еще раз обратиться к тексту сказки П. А. Бессонова 1868 года в стихах:

…тянут, тянут — 
Вытянуть не могут.
Прилетела Нога,

Прилетела друга,


Прилетела третья,


За третьей четверта,


За четвертой пята;


Пять за четыре,


Четыре за три,


Три Ноги за две,


Две Ноги за Ногу…


Тянут, тянут, — 

Вытянули репку.



Как видим, «Нóги» — по крайнем мере в одном из оригиналов, НЕ приходят, а еще и прилетают, а величают их с заглавной буквы, как имя собственное, или нечто важное, официальное, НЕ равное по статусу «бабке», «дедке» и «внучке».

описание

Трудно отделаться от мысли, что в ногае (грифоне) заключен какой-то глубокий, многогранный символизм, созвучный с самим самосознанием нашего народа — есть в нем нечто исконное, величественное, всеобъемлющее, имперское. Он словно простирает свои крылья во времени — от скифов к славянам и алтайским народам, и в пространстве — объединяя европейскую часть России с сибирской и дальневосточной… Меняются очертания границ на «окраинах» и названия этой страны — Федерация, Союз, Империя — но глубинная суть остается прежней. Сердце Евразии. Империя Севера. Возрождающаяся из пепла как феникс вновь и вновь. Все мы и все наши предки. И мы считаем, что НЕ нужно отказываться от своего прошлого, когда все буквально кричит о нем — НЕ нужно сужать «исконную» доромановскую Русь до Москвы, Новгорода, Киева и Золотого кольца. Все это мы — но мы еще и Тартария и скифы, а ногай (грифон) — это нить, связующая нас с этой забытой, но еще живой былью.
____________________

Мы постарались озвучить все известные версии трактовки сказки про «Репку». Возможно, одновременно отчасти правдивы несколько из них — а, может, и вовсе ни одна, а смысл сказки еще только предстоит отыскать. Напишите в комментариях какая версия кажется вам наиболее убедительной. Или, может, у вас есть совсем другая — своя?

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

Бытовые сказки

Бытовые сказки — произведения, которые полезно читать детям. В них нет магии или волшебства, но такие сказки не менее интересны. Они коротки, потому что повествование ведется о каком-то одном событии, обычном и повседневном. Персонажи находят решение проблем с юмором, фантазией. Бытовые сказки заинтересуют детей своей реалистичностью, позитивным настроем. Они научат не унывать в трудностях, относиться к себе, жизненным задачам с оптимизмом и творческим подходом.

  • Каша из топора

    «Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…

  • Репка

    Репка — русская народная сказка, которая знакома каждому ребенку с малых лет. Записанная и опубликованная в 1863 году «Репка» А. Афанасьевым имеет цепочные действия, ясные даже малышу, поэтому можно читать сказку с раннего…

  • Солдатская шинель

    Солдатская шинель — сказка русского народа, которую полезно прочесть каждому человеку. В ней рассказано о том, как барин разговорился с обычным солдатом. Последний похвастался тем, что на его шинели удобно спать. Барину…

  • Чего на свете не бывает

    Чего на свете не бывает — сказка русского народа, которая забавляет не только юных читателей уже многие века. В ней показана беззаботная жизнь богатого барина. Он никогда не нуждается в деньгах и от скуки решает пошутить…

  • Дочь-семилетка

    Дочь-семилетка — сказка русского народа, с которой с удовольствием познакомится и ваш ребенок. В ней говорится о том, как царь при встрече с обычными людьми загадывает им загадки. Однажды государь задал три вопроса мужику…

  • Ворона и рак

    Ворона и рак — небольшое произведение Константина Ушинского, которое стоит перечитывать всей семьей. В нем говорится о том, как однажды ворона поймала рака и подняла его на дерево, чтобы там спокойно съесть свою добычу…

  • Как Иван-дурак дверь стерёг

    Как Иван-дурак дверь стерёг — русская народная сказка, которая позабавит всю семью. В ней описано то, как в крестьянской семье воспитываются три сына. Двое из них умные и отличные помощники в хозяйстве. Кем вышел третий…

  • Дурак и береза

    Сказку «Дурак и береза» сочинил простой русский народ. В сказке говорится, как у одного старика были три сына. Вот умер старик, и разделили братья наследство. Старшие братья получили всякого добра, а младшему брату, дураку…

  • Волшебный кафтан

    Волшебный кафтан — русская народная сказка, которая любима многими поколениями детей. В ней повествуется, как мужик рубит дрова в морозный день. Однако герою истории так жарко от прилагаемых им усилий, что он скинул даже…

  • Иванушка-дурачок

    Иванушка-дурачок — сказка из русского фольклора, которая знакома не одному поколению детей. В ней рассказывается о крестьянской семье, где есть три взрослых сына, последний из них — дурачок Иван. Он пытается отбиться от…

  • Барские гуси

    Барские гуси — русская народная сказка, которая придется по душе всем детям. В ней показана жизнь крестьянина с женой. Ничем бы она не отличалась от других, но только супруга у мужика была упрямой и жадной. Однажды к семейной…

  • Как поп работницу нанимал

    «Как поп работницу нанимал» — еще одна сказка, которую придумал русский народ. В сказке рассказывается, как хитрый поп нанимает себе новую работницу. Он ведет речь о том, как быстро она управится со всеми делами. При этом…

  • Мизгирь

    Мизгирь – произведение устного творчества, которое создал русский народ. В нем поведано о временах, когда появилось много кровососущих насекомых. Они стали кусать людей и скот. Как истребить надоедливых мошек, мух и комаров…

  • Репитер как правильно пишется
  • Репит на английском как пишется
  • Репит или рипит как пишется
  • Репин бурлаки на волге сочинение
  • Репетиция как пишется правильно слово или репетиция