Вспоминая свое детство, проходившее без компьютеров, не могу не вспомнить старые добрые сказки. Мы любили смотреть мультфильмы и фильмы-сказки по телевизору. Была такая передача «В гостях у сказки», показ которой многие детки ждали с нетерпением.
Огромно было воспитательное значение сказок. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий мечтами и фантазиями. Что такое сказка? Не обычная ли реальность была основой создания сказки? Корнями сказка уходит в историю жизни нашего народа.
Одним из средств проявления художественной формы литературного произведения являются иллюстрации. Наиболее яркие представители этого жанра — художники-сказочники Виктор Михайлович Васнецов и Иван Яковлевич Билибин. Полотна этих художников помогают передать внутренний мир героев сказок, погружают в то время и атмосферу, в которой жили сказочные персонажи. Благодаря творчеству этих художников мы можем не только читать сказку, но и видеть ее.
Виктор Васнецов, Ковер-самолет, 1880
Виктор Васнецов, Алёнушка, 1881
Виктор Васнецов, Витязь на распутье, 1882
Виктор Васнецов, Три царицы подземного царства, 1884
Виктор Васнецов, Иван Царевич на Сером Волке, 1889
Виктор Васнецов, Богатыри, 1881-1898
Васнецов, Снегурочка, 1899
Васнецов, Царевна Несмеяна, 1916-1926
Виктор Васнецов, Кащей Бессмертный, 1917-1926
Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Виктор Васнецов, Спящая царевна, 1900-1926
Иван Билибин, Иван-царевич и Жар-птица, 1899
Иван Билибин, Иван-царевич, 1899
Иван Билибин, Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги, 1900 год
Иван Билибин, Баба Яга, 1900 год
Иван Билибин, Василиса Прекрасная и белый всадник, 1900 год
Иван Билибин, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Иван Билибин, Сказка о золотом петушке
Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иван Билибин, Вольга с дружиной, 1902
Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
Иван Билибин, Бояре
Иван Билибин, Иллюстрация к сказке Василиса прекрасная, 1900
На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один
из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки.
Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого
художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар
Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет
одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не
улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.
Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема — простой
люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество — для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа
хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто
с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не
придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.
Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в
лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» — «На что тебе, глупая
баба? Моя смерть в венике завязана».
Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской
коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался — от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича?
Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог — лежит веник
позолоченный. «Это что?» — «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». — «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну
заделана».
Из методических рекомендаций к учебнику Коровиной
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц
удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы
притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса
Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:
1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).
2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?
Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся
внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит
в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали
удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не
кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.
http://licey102.k26.ru/mo/slov/belesh/lesson1.htm
Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная — эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову «по духу» женщин — Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери,
племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.
Алконост. В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело — птичье, голос сладок, как сама
любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.
Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав
о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).
Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме
крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос,
как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости.
А вот Сирин, тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто
послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг — истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре
объяснял так: «…мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью» (В. Даль
«Толковый словарь живого великорусского языка»). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение
несчастной души. Это птица печали.
Самые популярные картины Васнецова
- Картина «Богатыри»
- Картина «Витязь на распутье»
- Картина «Аленушка»
- Картина «Иван-царевич на Сером Волке»
- Картина «Ковер-самолет»
- Картина «Иван Грозный»
Самые дорогие картины Васнецова
Уникальные картины Виктора Васнецова на тему русского фольклора принимали отнюдь не все современники и не сразу. Обществу сложно было переключиться с распространенного в те времена реализма на сказочно-былинную тематику. Однако постепенно зрители и коллеги по цеху все более проникались идеей изображения героического наследия русского народа, а сегодня картины художника широко известны и любимы публикой. Мы разберем наиболее популярные работы знаменитого русского художника, которые видел практически каждый, и рассмотрим самые дорогие картины, проданные на международных аукционах.
Самые популярные картины Васнецова
Картина «Богатыри»
Одной из самых известных работ Виктора Васнецова является картина «Богатыри», которая многократно печаталась в школьных учебниках для воспитания патриотического духа детей, ее ткали на коврах, она висела на стенах в самых разных заведениях и многих домах. Секрет ее успеха прост, ведь художник писал ее более двадцати лет и вложил в нее весь свой талант, наблюдательность, всю душу и любовь к родине. Так как Васнецов нередко переезжал с места на место, то и огромный холст размером более четырех метров в длину тоже приходилось возить из одного города в другой. За столько лет семья художника так привыкла к картине, что уже воспринимала ее как нечто неотъемлемое.
В. Васнецов. «Богатыри». 1881-1898 гг. 295,3 × 446 см
Работа над богатырями началась с карандашного рисунка, в котором художник обозначил основные идеи. И хотя в конечном итоге картина «Богатыри» походила на этот рисунок, десятилетия ушли на подбор конкретных образов. Васнецов всматривался в лица сотен людей, изучал былины, быт русского человека, посещал конюшни, много размышлял и рисовал с натуры, чтобы в итоге создать собирательный образ русских богатырей. Для него это была не просто картина, а творческий долг показать героическую мощь русского народа. Несмотря на то, что все персонажи «Богатырей» были героями былин, они жили в разные периоды на Руси на самом деле, и благодаря Васнецову встретились на одной картине.
Такая долгая напряженная работа не прошла бесследно. Когда картину представили публике в 1898 году, зрители были глубоко поражены. Меценат Павел Третьяков долго стоял возле картины, не мог отвести от нее глаз и немедленно попросил Васнецова продать ему шедевральную работу. Именно в Третьяковской галерее сегодня и находится оригинал.
Картина «Витязь на распутье»
Работа над холстом «Витязь на распутье» также велась в русле размышлений над русскими героями. В основу сюжета Васнецов положил традиционный для русских сказок сюжет, когда герой оказывается на распутье трех дорог. Как повествовал камень на развилке, две дороги обещали счастливую жизнь, а третья — трудности или смерть. Конкретно у Васнецова поездка направо обещала женитьбу, налево — богатство, а прямо — «живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». По его словам, такую формулировку он нашел в одной из книг публичной библиотеки. Такое распутье в сказках и былинах часто использовалось для проверки силы духа героя: если он не испугается трудностей, тогда поедет прямо и обретет все сразу: и жену, и богатство. Фактически это означало преодоление своих страхов для расширения картины мира и понимания, что возможно добиться всего, что он захочет.
В. Васнецов. «Витязь на распутье». 1882 г.
Первый вариант картины под названием «Воин в шлеме с кольчужкой» Васнецов показал публике в 1877 году, однако в 1882 году он представил на выставке окончательный и уже более драматичный вариант. В нем зритель может меньше размышлять о месте, из которого путник пришел, и больше сосредоточиться на его мрачном будущем, вместо рассматривания лица витязя погрузиться в его выбор. Даже и выбора фактически не остается, так как художник закрывает мхом те варианты, которые обещают герою счастливый исход.
В. Васнецов. «Воин в шлеме с кольчужкой». 1877 г.
Тематика витязя на распутье была актуальна и для самого художника. Пойти налево или направо для счастливой жизни ему было проще всего, так как к моменту написания картины он уже получал хорошие деньги за свои жанровые картины. Однако душа мастера не лежала к тому, чтобы писать картины на социальные темы, как это делали коллеги по цеху. Его глубоко волновал русский фольклор, но была высока вероятность того, что новое искусство не примут и не будут за него платить. И в самом деле, первые картины Васнецова на сказочную тематику общество встретило сдержано, не находя в них привычных сюжетов. Однако нашлись и те, кто искренне разделил страсть художника и высоко оценил новое направление. Позже Васнецова даже назвали Богатырем русской фольклорной живописи. А на надгробии художника использован образ из картины «Витязь на распутье».
Картина «Аленушка»
Работу «Аленушка» Васнецова называют одной из лучших картин русской живописи, именно она узнаваема не менее, чем «Богатыри» или «Витязь на распутье». Однако по достоинству картину оценили не сразу. Когда художник продемонстрировал холст на выставке, Павел Третьяков вообще обошел его вниманием, а Савва Мамонтов купил за пятьсот рублей. Возможно, меценат сделал это из-за сходства главной героини картины с его дочерью Верой (той самой, что позировала Серову для его шедевра «Девочка с персиками»).
В. Васнецов. «Аленушка». 1881 г.
Тем не менее, Васнецову в очередной раз удалось проделать огромную работу и создать собирательный образ осиротевшего ребенка с тяжелой судьбой. Даже первое название картины «Дурочка Аленушка» выдает в ней то, что перед нами сирота, коих называли в те времена именно так. Но мрачный пейзаж и ощущение безысходности смягчает группа ласточек над героиней, олицетворяющая надежду на светлое будущее. Как и образ богатырей, образ такой девочки долго жил в голове художника. Он присматривался ко множеству лиц и выполнил целый ряд этюдов, изображая опечаленную девочку неизменно в одной и той же позе со склоненной на колени головой. Долго шла работа и над изображением пруда, для чего художник делал многочисленные зарисовки на пленэре.
Несмотря на прохладную встречу картины публикой, Васнецов относился к ней, как к одной из самых любимых. И позже она стала такой и для нескольких поколений зрителей. Многие и сегодня любят всматриваться в образ босой девчушки, глубоко сопереживая ее печали.
Картина «Иван-царевич на Сером Волке»
Еще одного бесстрашного героя Васнецов прославляет со своего огромного полотна «Иван-царевич на Сером Волке». Эту картину многие знают еще со школьной скамьи, так как по ней нередко задают писать сочинения. Ее, как и другие упомянутые выше работы, тоже называют шедевром русской живописи. В ней мастер обращается уже не к образу богатыря, а показывает образ смелого царевича Ивана, который бесстрашно мчится через заросли мрачного леса и бережно несет Елену Прекрасную. И в этой работе Васнецов вновь использует контрасты: темный лес демонстрирует трудности, испытания, а яркие образы главных героев и цветущая яблоня говорят о надежде на благополучный исход и прекрасное будущее. Как и другие свои работы, художник писал холст только после того, как тщательно обдумывал каждый образ и пейзаж для него. Картина была представлена на выставке передвижников в 1889 году и в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее.
В. Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке». 1889 г.
Картина «Ковер-самолет»
Эта работа является одной из первых в сказочной серии картин Васнецова. Появилась на свет она благодаря тому, что меценат Савва Мамонтов заказал у художника картину для украшения кабинета. Мамонтов в те времена возглавлял правление строящейся Донецкой железной дороги и хотел украсить кабинет правления тремя картинами. Главной задачей мастера было продемонстрировать безграничные возможности людей по перемещению по земле. Причем именно меценат настоял на том, чтобы художник создал не очередную реалистичную картину, а фантастический сюжет. Так как никаких указаний относительно деталей полотна Васнецов не получил, он взял за основу сюжета такой сказочный предмет, как ковер-самолет. По его мнению, именно эта вещь выражала силу русских традиций и демонстрировала возможности по невероятному передвижению в пространстве.
В. Васнецов. «Ковер-самолет». 1880 г.
Другие члены правления кабинета от картины в восторг не пришли и отказались вешать ее на стену, посчитав сказочный сюжет неуместным в такой рабочей обстановке. Поэтому картина оказалась в личной коллекции Саввы Мамонтова, а позже была представлена на выставке. И с этого момента о Васнецове заговорили как о мастере сказочной тематики. Хотя сказочный сюжет был непривычным для русской живописи, зритель не остался равнодушным к тому, что в каждой картине на эту тему художник демонстрировал силу русского духа и надежду на светлое будущее.
Картина «Иван Грозный»
А эта работа посвящена не сказочному герою, но по-прежнему повествует о сильных духом русских людях. В ее центре оказался первый русский царь, образ которого не оставлял Васнецова с тех пор, как он перебрался в Москву в 1878 году. Прогуливаясь по городу, художник с большим интересом изучал архитектурные памятники, представлял старую Москву и ее правителя Ивана Грозного. Фактически картина стала еще одним шедевром, на который ушли десятилетия, так как Васнецов решился показать ее публике только в 1897 году. Долгие годы ушли у него на изучение древнерусской архитектуры и атрибутики того времени, что ярко проявилось в мельчайших деталях картины.
Больше того, художник остался неизменен своим принципам видеть в русском человеке его сильные качества и в царе-тиране он нашел их тоже. Именно при Иване Грозном территория России выросла вдвое так, что страна стала больше всей Европы. Он провел целый ряд реформ, основал Печатный двор, имел большую библиотеку и считался одним из самых образованных людей своей эпохи. Именно таким и изобразил его Васнецов. С полотна на нас смотрит умный, решительный и могущественный монарх, способный на значительные преобразования общества.
Самые дорогие картины Васнецова
Работы Виктора Васнецова периодически попадают на крупные аукционы. Рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекордной считается работа «Богатырь» из ключевой серии картин Васнецова о русских богатырях. Как и к полотну «Богатыри», художник подошел к этой картине основательно, тщательно проработав образ смелого богатыря и сильного коня под ним. В этой работе выбран необычный ракурс снизу, позволяющий зрителю ощутить всю мощь пары всадник-конь, почувствовать решительность воина в деле защиты родины. Интересно, что общество впервые имело возможность оценить это полотно только на аукционе Christie’s в 2011 году, так как до этого момента работа нигде не выставлялась и находилась только в семье ее первого владельца. За внушительный двухметровый холст запросили 300-500 тысяч фунтов стерлингов, однако на торгах этот рубеж был превышен в несколько раз. С молотка «Богатырь» ушел за 1,1 млн фунтов, став самой дорогой картиной художника. И на начало 2021 года этот рекорд пока не побит.
В. Васнецов. «Богатырь». 1920 г.
Другая картина была продана на Sotheby’s в 2006 году за 344 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. Это картина «Вещий Олег», написанная художником в 1899 году. Васнецов нередко переписывал в большом масштабе свои книжные иллюстрации. Предполагается, что картина «Вещий Олег» как раз была одной из таких работ.
В. Васнецов. «Вещий Олег». 1899 г.
За схожую цену ушла и картина «На страже», изображающая очередного защитника русской державы. Работа была продана с аукциона Christie’s в 2013 году за 338 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 150-200 тысяч фунтов. В 1924 году ее представляли на Выставке русского искусства в Нью-Йорке.
В. Васнецов. «На страже». 1914 г.
Из других уходов картин Васнецова назовем такие: «Дети разоряют гнезда в лесу» (продана на Sotheby’s в 2012 году за 181 тыс. фунтов стерлингов) и угольный рисунок «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» (продан на Christie’s в 2011 году за 39,6 тыс. фунтов). Есть и другие работы, ушедшие с аукционов. Интересно, что среди них есть и «Портрет И.Е. Репина» — одна из немногочисленных скульптур Васнецова. Она была продана на Christie’s в 2014 году за 112 тысяч долларов.
В. Васнецов. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» 1891 г.
Виктора Михайловича Васнецова есть множество других замечательных картин как на сказочно-былинную тематику, так и других направлений. Его глубоко-патриотичные работы и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его грандиозных по размерам, замыслу, сроку и мастерству исполнения картин.
Как прививать интерес ребенка к искусству? Люди рассматривают картины, слушают музыку, читают художественную литературу и поэзию, восхищаются архитектурой, танцами, театром, кино… Можно слушать музыку и не понимать, можно смотреть картины и ничего не чувствовать… Восприятие искусства начинается с раннего детства.
Раннее знакомство с миром красоты воспитывает вкус, развивает зрительную память, воображение, наблюдательность, учит мыслить, обобщать, анализировать, находить красоту в обыденных вещах.
С раннего дошкольного возраста дети должны знакомиться с одним из видов изобразительного искусства — живописью. Живопись воспринимается легко, если в семье понимают, любят и чувствуют произведения искусства. Родители, заинтересованные в эстетическом развитии детей, могут организовывать маленькие радостные встречи с искусством.
Содержание
- 1 Встречи с жанром сказок и былин
- 2 Картина «Аленушка»
- 2.1 Это интересно:
- 2.2 Рекомендации для родителей
- 3 Картина «Три царевны подземного царства»
- 3.1 Рекомендации для родителей
- 4 Картина «Иван-Царевич и Серый волк»
- 4.1 Рекомендации для родителей
- 5 Картина «Богатыри»
- 5.1 Рекомендации для родителей
Встречи с жанром сказок и былин
Сказки сопровождают детей чуть ли не с колыбели, и представить образы многих сказочных героев им помогут картины Виктора Михайловича Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов – художник-сказочник, создавший картины-сказки, картины-былины: «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке»…
Художник называл себя «сказочником», былинником, гусляром». Слово «былина» происходит от слова «быль», сказка – от слова «сказывать», гусляр от слова «гусли» (старинный музыкальный инструмент). Родина художника — Вятский край, село Лопьял. Сама природа, таинственная и суровая внушала ему образы героев древних былин, поверий, сказаний.
Картина «Аленушка»
Сюжет картины «Аленушка»взят из русской народной песни: «Уж как осина – то горькая – это я бедна – горькая». Босоногая крестьянская девочка прибежала к лесному омуту, чтобы утопить в нем свои обиды и печали. Сидит Аленушка на камушке неподвижно, опустив голову на колени. Злая доля иссушила ей душу. Поникшая хрупкая фигурка словно окаменела, застыла от безысходного горя. Прекрасные глаза погасли от тоски и одиночества.
Одна природа слышит и понимает Аленушку. Хмурое небо затянулось серыми облаками, грустные осины роняют от горькой обиды слезы-листья. Легкий ветерок нежно поглаживает волосы. Густой лес встает стеной, защищая бедняжку от страшной судьбы. Все элементы пейзажа имеют символическое значение: темный омут символизирует девичью тоску-кручину, а режущая осока вокруг камня предвещает неминуемое несчастье.
В картине «Аленушка» показана эмоциональная связь человека и природы, их взаимопонимание.
Это интересно:
Героиня картины многим напоминает персонажа русской сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Однако в этой сказке сюжет был совсем другим: к пруду бежал несчастный козленок Иванушка, чтобы пожаловаться на свою судьбу своей сестрице:
«Аленушка, сестрица моя.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати».А она ему отвечала:
«Ах, братец мой Иванушка.
Тяжел камень ко дну тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Люта змея сердце высосала».
Рекомендации для родителей
Прочитайте сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обсудите ее сюжет. Найдите сюжетные отличия в сказке и картине.
Прослушайте вместе с ребенком народную песню, которая поможет понять настроение картины.
«То ли ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То мое, мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит».
Спросите ребенка о том, нравится ли ему эта картина, какие чувства она вызывает, что он думает об Аленушке.
- Почему она убежала в лес?
- Кто ей сочувствует? (зрители, природа)
- Как относится к ней художник?
- По сказке злая ведьма столкнула Аленушку в воду, а кто на картине Васнецова желает ей добра? (осинка, ласточки).
После обсуждения картины и сказки не забудьте сделать совместный вывод о том, что же должно связывать человека и природу.
Картина «Три царевны подземного царства»
Картина создана по мотивам русской народной сказки о том, как крестьянский сын Иван нашел под землей три царства – золотое, драгоценных камней и железное. Картина была написана по заказу купца С. И. Мамонтова для украшения конторы северодонецкой железной дороги.
Сюжет сказки в картине другой: железное царство заменено на каменноугольное. Две царевны предстают на фоне пламенеющего заката. Первая охраняет самый дорогой металл – золото. Гордая и надменная царевна облачена в золототканую одежду. Ее головной убор отлит из чистого золота. Она держит в руках платочек, украшенный золотыми нитями.
Вторая смотрит свысока на свою младшую сестру. Ее одежда осыпана голубыми сапфирами, красными рубинами, фиолетовыми аметистами, ослепительными бриллиантами. На голове мерцают изумруды.
Младшая царевна скромно стоит в тени, у самого спуска в подземелья. Черное платье и волосы украшены жемчугами и алмазами, а на голове сияет маленький огонек. Царевна охраняет самое нужное сокровище – каменный уголь.
Рекомендации для родителей
- Прочитайте сказку «Три царевны подземного царства».
- Теперь попробуйте разгадать загадку: какие подземные сокровища охраняют три царевны?
- Как изменил сюжет сказки художник Васнецов?
- Что охраняет самая младшая царевна?
- Что изображено на переднем плане картины? (Черные глыбы угля)
- Как относится художник к младшей царевне?
- Что же важнее в жизни: золото, драгоценные камни или уголь? (из золота и драгоценных камней делают украшения, а уголь дает людям тепло и свет)
Картина «Иван-Царевич и Серый волк»
В картине изображен эпизод из сказки А. А. Афанасьева: «Иван Царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил еевсем сердцем…» От этого чувствав холодном лесу распустилась ветка яблони бело-розовыми цветами. Цветущая яблоня символизирует весну, как пробуждение природы ото сна и любовь, как рождение самого прекрасного чувства человека. В сказочном лесу Елене Прекрасной холодно. Она склонила голову к своему спасителю, который крепко обнимает ее. Он готов сражаться за свою любовь.
Царевич похитил заморскую царевну из дальних стран, у царя Далмата, поэтому на ней восточный наряд: тюбетейка, усыпанная драгоценными каменьями, парчовый халат, золотые башмачки с изогнутыми носами. Красавица как будто заколдованная, словно в полусне. Молодые спасаются от погони. Огромный волк мчится сквозь сумрачный лес. Удивляют отдельные детали картины, указывающие на стремительность действия: прижатые волчьи уши, распустившийся хвост, высунутый язык, развевающиеся царевны, летящий тяжелый меч в ножнах Ивана-царевича…
Рекомендации для родителей
- Прочитайте и обсудите сказку А. А. Афанасьева «Иван Царевич и Серый Волк».
- Спросите у ребенка о том, что изображено на этой картине?
- Почему эта картина кажется живой? (мчится со скоростью громадный волк…)
- Кто сидит на Сером Волке?
- Почему Иван-царевич обнимает царевну? Как ее зовут?
- Есть ли на картине подсказки о том, что Елена Прекрасная была заморской царевной?
- Какое чудо произошло в сумрачном лесу? (распустилась яблоня).
- Почему распустилась яблоня?
- Что такое любовь? Почему это чувство сравнивается с распустившими нежными цветами яблони? (для любви нет ничего невозможного…)
- Кто на этой картине может помешать и помочь героям?
- Понравилась ли эта картина? Чему она учит?
Картина «Богатыри»
На картине изображена богатырская застава. Стоят на страже земли Русской три главных героя Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. За ними бесконечные леса и поля. По небу плывут облака, которым не страшны злобные тучи. Облака как бы расступаются перед богатырской силой.
В центре самый старший из богатырей – Илья Муромец. Был он крестьянским сыном и всю жизнь отдал служению народа. Об Илье Муромце и его подвигах рассказывают многие былины:
- «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
- «Илья Муромец и Калин-царь»,
- «Илья Муромец и Идолище Поганое»,
- «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром»…
Наделен был герой невиданной физической силой и владел оружием для «ближнего боя» — тяжелой палицей и круглым щитом. Под ним могучий вороной конь, цвет которого совпадает с «землей-матушкой», из которой богатырь черпал свою богатырскую силу. Кажется, что земля треснула под тяжестью коня и его всадника.
Слева правая рука Ильи – Добрыня Никитич, отличающийся мудростью и предусмотрительностью. Его светлый и быстрый конь Белеюшка уже почуял врага, и Добрыня достаёт из ножен свой волшебный меч.
О подвигах Добрыни рассказывается в нескольких былинах: «Добрыня и змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович»… Добрыня – воин, защитник Русской земли, обладающий тонким умом и умением обходиться с людьми. Он прекрасно играет в шахматы, хороший гусляр, лучше всех стреляет из лука.
Третий богатырь – «млад-удал» Алеша Попович. О его борьбе с врагами Руси рассказывает былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Он смел, хитер, решителен, коварен, но и хвастлив, иногда неблагоразумен. Алеша любит землю беззаветно и готов в бою за нее сложить свою голову. Его оружие предназначено для «дальнего боя» — лук и стрелы, поэтому его рыжий конь пока спокойно щиплет траву. За плечами героя не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды».
Перед сильными богатырскими конями растут маленькие беззащитные елочки. Художник Васнецов говорит нам о том, что елочки вырастут могучими и сильными, если человек будет их защищать. Вся наша обильная земля может нас напоить из своих родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в тени прохладных лесов, но она не может сделать одно – защитить себя.
В картине «Богатыри» спрятана загадка художника. В облике Добрыни Никитича, самого благородного витязя, Васнецов передал свои портретные черты. Художник мысленно примерил богатырские доспехи, и принял богатырский облик.
Рекомендации для родителей
Прочитайте былину ««Илья Муромец и Соловей-разбойник», чтобы сыну (дочери) было понятно, что такое былина.
Объясните различия былины от сказки.
Задайте ребенку следующие вопросы:
- Почему Илья Муромец стал любимым богатырем русского народа.
- Кого защищали русские богатыри? (слабых стариков, детей, женщин, родную землю…)
- Какими были наши защитники?
- Как звали самого старшего богатыря?
- Известно, что по указаниям мудрецов-странников Илья увидел в жеребенке своего будущего коня. Какие внешние приметы помогли богатырю выбрать коня под стать себе? (Белое пятнышко на носу и задней ноге коня).
- Кто из богатырей был княжеского происхождения? Что его отличает от других защитников? На кого похож Добрыня Никитич?
- Кто из богатырей самый младший? Какие элементы картины говорят о том, что Алеша Попович был мастером воевать и сказки рассказывать? (колчан со стрелами и гусли-самогуды).
- Какой богатырь понравился больше и почему?
Закончить разговор лучше всего маленькой былинной историей об источнике богатырской силы. «Когда-то странники подсказали Илье Муромцу, «сиднем сидевшему тридцать лет и три года», как обрести могучую силу. Они поднесли ему ковш с родниковой водой, сказав такие слова: «Выпей остаточек. В остаточке этом – вода всех полноводных рек и озер, роса со всех хлеборобных полей, всех зеленых лугов Руси. Выпей – и почувствуешь силу богатырскую».
Где наши предки черпали богатырскую силу? Источником богатырской силы была и остается родная земля.
Картины В. М. Васнецова вошли в золотой фонд Третьяковской галереи. Их можно рассматривать и читать. Все, кто неоднократно посещал галерею и видел картины Васнецова воочию, всегда находил в них то, чего не замечал раньше. Желаю всем интересных прогулок в мир прекрасного.
Творчество Виктора Васнецова
В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших днкй, преданья старины глубокой».
Сначала Виктор Васнецов писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербургского люда. Но это был еще не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.
В. М. Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе Лопьял. Здесь, в глуши уральских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству. «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины» — так писал о своем детстве Виктор Васнецов. В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок
Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути, твердость в убеждениях и страстная любовь к родине — таков душевный склад Виктора Васнецова.
В 1880 году появилась первая картина Васнецова на исторический сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами» по мотивам «Слова о полку Игореве». Вслед за ней Васнецов пишет «Аленушку», начинает «Ивана Грозного», а в 1898 году на Персональной выставке художника были впервые показаны «Богатыри», над которыми Васнецов работал свыше восемнадцати лет. Это был его наиболее плодотворный период творчества. Впечатление, произведенное этими картинами, было громадно. «Богатыри» стали высшим, не превзойденным выражением мощи, доблести, мудрости и миролюбия русского народа.
Богатыри
«Богатырей» художник писал в Москве, в мастерской, построенной по собственному проекту, недалеко от Самотечной площади. В Москву он приехал в тридцатилетнем возрасте и до конца жизни (1926 год) не покидал древнюю русскую столицу. Она стала его домом, «Берендеевыми палатами».
В домике-теремке близ Самотеки в конце жизни художник создал сюиту картин на темы русских сказок: «Баба-яга», «Кащей бессмертный», «Царевна лягушка», «Царевне Несмеяна», «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».
Виктор Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской «Песне о вещем Олеге»), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского «Снегурочка». Васнецов работал и как художник монументалист: он расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз «Каменный век»), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи. По его рисункам и проектам в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду и т. п.
Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, он стремился возродить русское народное творчество.
Биография Васнецова
Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях. С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н. Крамской и В. В. Стасов.
Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».
В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы. Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни. Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине «Аленушка» (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.
Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет. Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря. Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.
Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.
Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э. Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».
Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.
Картины Васнецова
Tags:
- аленушка васнецова
- биография васнецова
- богатыри васнецова
- виктор васнецов
- картины васнецова
- после побоища игоря святославовича с половцами васнецова
- русские сказки
- фасад третьяковской галереи
Последние материалы в этом разделе:
-
Городские пейзажи Константина КоровинаКоровин Константин Алексеевич — выдающийся русски�…
2023-01-11
-
Перевыпуск архивного материала
Картины художника Александра Дейнеки, классика соцреализма
Де…2022-12-28
-
Красивая живопись бельгийского художника Унтербергера
Франц Ричард Унтербергер (Franz Richard Unterb…
2022-12-28
-
Adrianus Eversen
Adrianus Eversen (1818 — 1897) – известный голландский художник, родился в Амстердаме 13 января …2022-10-21
-
Биография Питера Пауля Рубенса и галерея картин
Автопортрет с Изабеллой Брант
РУБЕНС, ПИТЕР ПАУ…2022-09-14
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
15 мая исполняется 171 год со дня рождения великого русского художника Виктора Васнецова. Он появился на свет в Вятской губернии, которая – несколько десятилетий спустя – подарит России ещё одного знаменитого сказочника, Александра Грина. Лучшие картины Васнецова написаны на исторические, былинные, сказочные сюжеты: он страстно любил прошлое родной земли, русский фольклор. Прославился живописец и росписью храмов. Мастерством его восхищалась последняя императрица России, Александра Фёдоровна.
Творческий путь
В семье священника, где родился и рос Виктор, детям старались дать хорошее образование. Их учили не только чтению, письму и счёту, но и азам различных наук, а также рисованию. Способный мальчик проводил часы, набрасывая на бумаге пейзажи. Однако отец видел для него другой путь, 10-летнего Витю отдали в духовное училище, после его окончания молодой человек поступил в семинарию. Учёба не прошла даром.
Именно в эти годы юноша заинтересовался богатым прошлым России. Он считал, что облик народа лучше всего отражается именно в исторических картинах. Васнецов принимает участие в росписи кафедрального собора в Вятке, делает иллюстрации к книге пословиц, пишет свои первые картины, сюжеты которых взяты из сельской жизни. Семинарию Виктор не оканчивает – ему страстно хочется рисовать. Он уезжает в Санкт-Петербург и вскоре поступает в Академию художеств.
В годы учёбы он получает ряд наград, в том числе Большую серебряную медаль. Такую оценку получила у наставников его картина «Христос и Пилат перед народом». Признание молодой художник получает и на Всемирной выставке в Лондоне, где представлены два его полотна. Васнецов начинает работать над картиной, которая впоследствии станет одной из его самых любимых – над былинными «Богатырями». Обращается он и к историческим полотнам – битве русских войск с половцами, сражению славян со скифами.
Картины Васнецова начинают покупать известные меценаты того времени – Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Виктор Михайлович дружит с обоими. В Абрамцево, усадьбе Мамонтовых, он пишет свою знаменитую «Алёнушку», всю пронизанную русским духом. Также в этом имении – по эскизам Васнецова – строят храм Спаса Нерукотворного. Творчество художника высоко ценила семья последнего русского императора. Александра Фёдоровна была в восторге от росписей Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Над ними он трудился больше десятилетия. Позже работы Васнецова прославили церкви в ряде городов России.
Сказочный мир художника
С большой нежностью художник относился к поэтичным русским сказкам. Его картины на их сюжеты принесли Васнецову мировую известность.
«Алёнушка»
В Абрамцево были такие места, где человеку с воображением легко представить сказочную героиню. Алёнушка запечатлена в тот момент, когда она сидит над омутом и горюет о братце, который превратился в козлёночка. В глазах девушки читаются глубокая печаль и смирение.
«Иван Царевич на Сером Волке»
На этом полотне изображён огромный сказочный Волк – взгляд у него человеческий, всезнающий. Через мрачный, зловещий лес несёт Волк седоков – Ивана-Царевича и его возлюбленную Елену Прекрасную. И хотя известно, что всё кончится хорошо, зрителя не оставляет тревога. Кажется, царевич так и ждёт нападения врагов.
«Богатыри»
Огромное полотно, размер которого около 3х4,5 м. Знакомые всем с детства Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, герои русских былин, стоят в дозоре, берегут от неприятелей русскую землю. Сам Васнецов говорил, что этот сюжет снился ему с детских лет. А прообразами героев стали вполне реальные люди из народа.
«Песнь радости и печали»
Две птицы с прекрасными женскими лицами поют: Сирин – о том рае, который утрачен людьми, Алконост – о рае, которого можно достичь праведной жизнью. Отчаянье и счастье – вот что чувствует зритель, глядя на картину.
«Ковёр-самолет»
Одна из ранних работ художника, которую отвергли промышленники (для них и выполнялся заказ), зато приобрёл Савва Мамонтов. С неё и началась «сказочная серия».
«Три царевны подземного царства»
Очень красивая картина, на которой запечатлены прекрасные женщины, олицетворяющие богатства недр – золото, медь и уголь. Золотая царевна смотрит надменно, у Медной – живой интерес в глазах, а Угольная – застенчива и робка. Хозяйки подземных сокровищ вышли к людям.
«Кощей Бессмертный»
Последнее полотно, написанное Васнецовым, тоже сказочное. На нём мы видим Кощея в окружении сокровищ. Но красавицу-девушку он завоевать не в силах. Она отворачивается от злодея.
Умер Васнецов в 1926 году. Его прах покоится в Москве, на Введенском кладбище.
Читайте также:
1. Винсент Ван Гог: автопортреты художника
2. Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное…
3. Пьер Огюст Ренуар
4. Василий Суриков – художник и историк
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в деревне Лопьял Вятской губернии (теперь Кировская область) в семье священнослужителя. Именно его считают основателем неорусского стиля в живописи, который характеризуется тесной связью с русским фольклором и историей. Полотна Васнецова хранятся в знаменитых российских музеях и считаются классикой национального изобразительного искусства.
читайте также
Виктор Васнецов
Виктор Васнецов
Что общего у картин Виктора Васнецова
Творчество В. М. Васнецова условно можно разделить на этапы, каждый из которых имеет характерную особенность.
Период создания | Значимые произведения этого периода | Общие черты произведений |
1867–1880 | «Жница», «Богомольцы» «Застрелился», «Книжная лавочка», «С квартиры на квартиру», «Берег реки Вятки», «Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова» (брата). | На раннем этапе творчества прослеживается преобладание картин на бытовую тематику. Также очень много в этот период Васнецовым написано пейзажей и портретов. |
1880 –1882 | «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье» | Наиболее распространенными персонажами произведений Васнецова в этот период являются герои русских былин, сказок, а также исторических событий. |
Начало 1880-х годов – конец 1920-х | «Богоматерь с младенцем», «Апокалипсис», «Четыре всадника Апокалипсиса», «Нерукотворный Спас», «Страшный суд». Также в эти годы Васнецов занимался росписью Владимирского собора в Киеве, Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Им же выполнена стенная живопись собора святого Владимира и храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. | В данный период заметное место в творчестве Васнецова занимают произведения на религиозную тематику. |
Самые известные картины Виктора Васнецова
Живописец вдохновлялся своими воспоминаниями из детства, вятской природой, которая окружала его. Смешивая это все с народными сказаниями, былинами и песнями, Васнецов и создавал свои уникальные полотна. Лучше всего о художнике могут рассказать его творения. Вот наиболее известные картины Васнецова, признанные шедеврами русской живописи.
«Книжная лавочка» (1876)
Книжная лавочка (1876 год). 84×66.3 см. Холст/масло.
Эта работа является ярчайшим представителем раннего творчества Васнецова. С помощью данной картины автор показывает нам, что несмотря на различия в образовании и положении в обществе, людям присуща жажда прекрасного и любознательность. Вот и здесь явно малограмотный крестьянин заинтересованно изучает какую-то лубочную картину и делится впечатлениями с остальными. Мы видим, что у книжной лавки собралось много народа, который с неподдельным интересом рассматривает книги и образа, находящиеся в лавке.
Полезно знать, что за эту работу и за картину «Мальчик с бутылкой вина» живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.
АНАЛИЗ КАРТИНЫ: Утро стрелецкой казни
«С квартиры на квартиру» (1876)
С квартиры на квартиру (1876 год). 53.5×67.2 см. Холст/масло.
От этого произведения так и веет безысходностью и печалью. Двое немолодых людей бредут по замерзшей Неве со своими скудными пожитками. Видимо, больше нет возможности платить за квартиру на Васильевском острове, и они перебираются на Петербургскую сторону, где можно найти жилье подешевле. За ними следует их верный пес, такой же обреченный и покорный судьбе, как и хозяева.
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1879)
Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год). 247×132 см. Холст/масло.
Многие представляют себе правителя Ивана Грозного именно таким, каким он изображен на портрете Васнецова, – мудрым и суровым. Будучи монархистом, художник очень трепетно отнесся к созданию этого произведения. Портрет вышел довольно живым и исторически точным, как позже доказали искусствоведы, так как одежда царя передана с удивительной достоверностью. Васнецов всегда подходил к созданию исторических полотен очень ответственно, прорабатывая каждую деталь.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
После побоища Игоря Святославича с половцами (1880 год). 205×390 см. Холст/масло.
На написание этой картины Васнецова вдохновило «Слово о полку Игореве». Изначально он задумывал изобразить непосредственно саму битву, но позже отказался в пользу идеи написать поле после боя. Шум, крики, звон мечей – все это умолкло. Наступила тишина, такая же мертвая, как те, кто остался на поле брани. Теперь все равны и все противоречия бессмысленны. А тем временем жизнь продолжается: бледно-розовое солнце садится за горизонт, стервятники в поисках добычи кружат над лугом с яркими полевыми цветами.
«Ковер-самолет» (1880)
Ковер-самолет (1880 год). 165×297 см. Холст/масло.
Одна из первых картин Виктора Васнецова со сказочным сюжетом. Здесь Иван-царевич возвращается с победой – с пойманной Жар-птицей. Начало нового дня и окружающая природа, как будто подчеркивают окончание тяжелых ночных испытаний героя сказки.
Интересно, что полотно было задумано знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым для украшения кабинета правления железной дороги. Но после завершения картины правление отказалось от работы из-за сказочного сюжета.
«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896)
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (1896 год). 133×250 см. Холст/масло.
В славянскую мифологию Сирин и Алконост пришли из Древней Греции. В трактовке народных сказаний Руси Сирин и Алконост – райские птицы с головами дев, прилетающие перед Спасом. Сирин грустит и плачет об утерянном рае. С ее стороны листья дерева почернели от тоски, и сама она словно укрывается от восходящего солнца. Алконост же с радостным пением встречает восход. Песнь ее посвящена вечному раю, который ждет каждого из нас в конце жизненного пути.
«Алёнушка» (1881)
Алёнушка (1881 год). 73×121 см. Холст/масло.
Как признавался сам Васнецов, задумка картины у него «давно жила в голове». В 1880 году автор рисовал пейзажи в деревне Ахтырке Сергиево-Посадского района Московской губернии, где встретил обычную простоволосую девушку и понял, что она – лучший прототип Алёнушки. Изначальное название полотна было «Дурочка Алёнушка». В те времена так называли сирот или юродивых.
Полный анализ картины
Картина «Аленушка» Виктора Васнецова
Автору точно удалось передать то, что он увидел в глазах той деревенской девушки. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали в этом взгляде! Природа словно сопереживает Алёнушке и оберегала ее от непрошеных гостей.
Спустя некоторое время данная картина стала ассоциироваться у людей со сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.
«Крещение князя Владимира» (1893)
Крещение князя Владимира (1893 год). Фреска.
Чтобы добиться особой достоверности образа князя на этой картине, перед написанием Васнецов несколько лет занимался изучением старинных рукописей. Ясные глаза князя, как и все лицо его, имеют сосредоточенный вид, что передает важность для всего народа принятого Владимиром решения.
ИНТЕРЕСНО: Картины Василия Кандинского
«Палаты царя Берендея» (1885)
Палаты царя Берендея (1885 год)
Эту картину Васнецов написал в 1885 году, когда занимался эскизами декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка» по пьесе А. Островского. Перед нами предстают поистине сказочные хоромы, украшенные уникальными деталями русского зодчества с необычайно яркими красками и причудливыми существами из народных сказаний и легенд.
«Прощание Олега с конем» (1899)
Прощание Олега с конем (1899 год) 28.5×40 см. Бумага/акварель
Эта картина была создана как иллюстрация к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Она пронизана грустью расставания двух родных душ. Основную мысль картины можно выразить одной строкой стихотворения Пушкина: «Прощай, мой товарищ».
«Иван-царевич на Сером Волке» (1889)
Иван-царевич на Сером Волке (1889 год), 252×187.5 см. Холст/масло
Сюжет этого полотна известен всем по русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». На картине главный герой вместе с Еленой Прекрасной верхом на Сером Волке мчатся сквозь дремучий черный лес, спасаясь от погони. Царевич тревожно вглядывается в темный лес. Елена, покорившаяся своей доле, в испуге прижалась к нему. Волк изображен с человеческими глазами, обращенными прямо на зрителей. Считается, что автор в виде волка изобразил оборотня, или волколака. Этот персонаж наполнен отвагой и верностью.
Полный анализ картины
Картина «Иван-царевич и Серый Волк» Виктора Васнецова
Интересно, что образ Елены Прекрасной Васнецов списывал с портрета своей племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой.
«Снегурочка» (1899)
Снегурочка (1899 год). 115×79.8 см. Холст/масло
На создание картины с таким сюжетом Васнецова вдохновила опера Римского-Корсакова «Снегурочка».
Вот Снегурочка только вышла из леса, чтобы пойти навстречу людям. Лицо девушки выражает испуг, но в то же время и решительность. Она навсегда прощается со своим родным домом – зимним лесом, перед тем, как ступить в пугающую неизвестность. Вдали виднеются огни деревни. Они выглядят так неприветливо и жутко, словно светятся глаза чудовища в темноте.В центре картины
Наряд Снегурочки как будто выполнен из снега и вобрал в себя оттенки леса и неба.
«Богатыри» (1898)
Богатыри (1898 год). 295.3×446 см. Холст/масло
Эта картина считается одним из самых известных произведений Виктора Васнецова. На создание данного полотна у автора ушло около 30 лет. В 1871 году был сделан набросок сюжета в карандаше. В 1876 году был создан первый эскиз с готовой композицией. Окончательный же вариант был готов только к 1898 году.
Полный анализ картины
Картина Виктора Васнецова «Богатыри»
В центре картины – Илья Муромец. Некоторые эксперты считают, что его прототипом был Илия Печерский по прозвищу Чоботок, который канонизирован в 1643 году как «преподобный Илия Муромец». В образе сочетаются невообразимая мощь и добродушие. На белом коне восседает Добрыня Никитич – согласно народным сказаниям, очень образованный человек, настоящий герой и верный товарищ. Много с его именем связано волшебного: меч-кладенец, заговоренная броня и т. п. Третий персонаж картины – это Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. Но это нисколько не умаляет его решительности и отваги.
«Гусляры» (1899)
Гусляры (1899 год). 34.3×44 см. Дерево/масло
Судя по одежде, на картине изображены странствующие монахи того времени. Васнецов показал связь трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Совсем молодой гусляр сидит с левой стороны – он олицетворяет будущее, мужчина средних лет, сидящий справа, – настоящее, а расположившийся посередине седой старец – прошлое. Вместе они поют грустную песню о нелегких испытаниях, выпавших на долю русских земель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Картины Клода Моне
«Царевна-лягушка» (1918)
Царевна-лягушка (1918 год). 185×250 см. Холст/масло
Это полотно Васнецов создавал как иллюстрацию к сказке «Царевна-лягушка». На картине изображена Василиса Премудрая уже после преображения из лягушки в прекрасную молодую девушку. Она, пританцовывая в нарядном темно-зеленом одеянии, демонстрирует царю свои магические способности. Вот царевна махнула левой рукой – возникло озеро, затем взмахнула правой – и по водной глади поплыли белоснежные лебеди. На лицах музыкантов читается восхищение красотой Василисы.
После побоища Игоря Святославича с половцами
6
Иван-царевич на Сером Волке
5
Царь Иван Васильевич Грозный
4
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
4
Крещение князя Владимира
1
Заключение
Напоследок хотелось бы отметить, что вклад Виктора Васнецова в русскую культуру огромен. Именно он был первым, кто перенес сказочные сюжеты на свои полотна, где герои словно оживают. После создания его картин началось бурное развитие искусства костюма и театральной декорации.
Здесь представлена только малая часть творений этого великого художника. В комментариях вы можете написать о своем отношении к произведениям Виктора Васильевича Васнецова и о том, какие его картины любите и за что.
Какая картина понравилась вам больше всего? Делитесь мнением в комментариях!