Решение проблемы смысла жизни в романе отцы и дети сочинение

Обновлено: 10.01.2023

Сочинение 3

Другие сочинения: ← Как мечта влияет на человека?↑ 11 класс и ЕГЭВ чем разница между мечтателями и реалистами? →

Вечные проблемы в литературе

Описание второстепенных персонажей

В романе три основных четы, на основе которых можно понять, какие нравственные принципы преследовались в обществе того времени. Помимо них, есть второстепенные семьи, но тем не менее играющие важную роль в общем представлении о семейных традициях начала XIX века.

Граф Безухов

Старый граф Безухов — второстепенный персонаж в произведении. У него есть дети, но в конце жизнь он признает единственным своим наследником — Пьера. Молодой человек не знал, как ему себя вести с родителем, ведь они виделись очень мало. Благодаря своему отцу Пьер стал очень богат.

В борьбе за наследство участвовали многие, а парень был безучастен. Он единственный кто страдал от смерти человека, когда остальные жаждали только денег. Пьер любил своего родителя, сострадал ему.

Наследство повлияло на жизнь молодого человека. Он заботился о крепостных, ездил по селам и стремился улучшить условия их проживания, быт. Это был добрый и отзывчивый человек. Он испытал многие неприятности и переживания, но именно они повлияли на становление его личности.

Безухов стал таким человеком, благодаря своему отцу. Если бы не наследство, возможно благородные деяния, чувства сострадания, забота о близких и другие высокие нравственные принципы Пьера, так и не раскрылись. Ведь когда человек голоден, он не думает о чем-то великом, его не волнуют мысли о смысле жизни.

Все положительные качества граф перенес и в свою новую семью. Он женился на Наташе Ростовой, с которой у них было 4 детей. Эти люди обрели взаимопонимание и уважение. Этому учили своих детей. Они стали счастливыми, поняли смысл своего существования, который заключался в счастье и семье.

Дворяне Друбецкие

Характер, черты и манеры поведения женщины полностью передались ее единственному наследнику. Они обладали следующими чертами:

  • расчетливость;
  • хитрость;
  • практичность.

Ради достижения своих целей они могли пойти на все что угодно. Это были опасные люди, готовые на унижение, обман и интригу.

Княгиня вымаливает у других людей хорошее положение ради сына, забыв о своей гордости, а ее сын женится на некрасивой Жюли Курагиной только чтобы получить богатство и знатное положение. В этой семье ребенок берет пример с матери. Они преследуют одни цели — обогащение и высокое положение в обществе. В Борисе проявляются пороки родителей. Он мог бы изменить себя, но предпочел оставить все без изменений.

Таким образом, роль отцов в формировании молодого поколения невозможно недооценивать. Они в ответе за то, какими будут их дети, что ожидает страну в будущем. Именно вклад родителей в воспитание новых людей имеет важное значение для мира. Те, кто прививает своим детям достойные качества, учит милосердию, благородству, состраданию, добру и справедливости достойны уважения. Нельзя забывать своих корней. Именно они дают людям верное направление для счастливой жизни.

Конфликт мировоззрений

Конфликт поколений представлен в романе в борьбе различных мировоззрений. Старая дворянская интеллигенция противопоставлена совершено новому для страны явлению – революционерам-разночинцам, к котом относится Базаров. В ходе всего романа герой вынужден находиться в противостоянии консервативно настроенному обществу, для которого взгляды нигилиста являются неприемлемыми и даже опасными, способными разрушить старый уклад жизни.

2 вариант

Конечно, тема поколений – не единственная в этой книге, но она безусловно главная. В основе произведения стоят люди, противоположные друг другу: новое и старое поколение. Они были рождены в разное время, им прививали совершенно непохожие ценности, у них разнятся интересы, это и вылилось в непонимание друг другом и неприятие чужих идеалов. Смысл этого произведения в том, чтобы показать и описать все стороны данного конфликта, и, возможно, прийти к какому-то решению. Или понять, что эта проблема вечна и решить её невозможно.

Третьей задумкой Тургенева была демонстрация идеала человека. Базаров, будучи нигилистом, мог общаться с людьми, но вот улавливать какие-то намёки, недосказанности во время общения ему сложно, он тяготится всем этим человеческим миром, он привык говорить всё прямо. Такой подход к жизни не является идеальным, по мнению Тургенева. Всё хорошее, что есть в мире: любовь, понимание, дружба и забота достаются человеку, подходящему под идеал – Николаю Петровичу.

Рассуждение про Смысл романа Тургенева Отцы и дети

Очень часто название произведения — это ключ к его содержанию и замыслу. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не исключение. Казалось бы, два обычных слова совместили все понятия, которые разделили персонажей на две враждебных стороны. Обыкновенное название передает смысл романа в его непростой проблематике.

Автор в данном произведении поднял проблему столкновения двух абсолютно разных поколений и попытался найти выход из сложившегося положения. Борьба этих двух сторон равносильна борьбе между старым и новым.

По мнению Тургенева нужно с этим что-то делать, пора все менять. На место старых представителей дворянского сословия уже готовы прийти юные борцы. Строй прошлых лет, извивший себя, не приведет к чему-то хорошему, а другой не успел сформироваться, поэтому смысл романа в том, что общество не способно жить ни по-старому, ни по-новому. Это промежуточное время.

Евгений Базаров — представитель нового поколения. Его роль дана для создания конфликта. Он представитель целой группы выдающихся деятелей одной эпохи, их вера в абсолютном отрицании всего давнего, а взамен ничего не способны принести.

Достаточно ярко конфликтующее мировоззрение видно между Кирсановым и Базаровым. Прямота и грубость противопоставлены манерам и изысканности. Герои произведения обладают многогранностью и противоречивостью. Базаров, обрисовав свою систему ценностей, не стал счастливее. Он сам выбрал свое предназначение для общества: ломать все старое. А как построить новое на развалинах старого уже не его история. Тут есть и проблема эмансипации. Тургенев выражает это в вероятной альтернативе патриархального строя. А женский образ эмансипе совершенной другой, он отличается от простой тургеневской девушки. И сделано это не просто так, а с той же целью показать, чтобы что-то разрушить, необходимо сначала создать. А если этого не произошло, то перемены обречены.

Автор также описывает проблему необразованности людей. Через речь Базарова, он выражает свое недовольно по поводу невежества крестьян. Здесь раскрыта и еще одна проблема: не дружелюбность разных сословий. Богатый презирает бедного, слуга боится хозяина.

«Отцы и дети» это актуальное произведение и на сегодняшний день. В нем собрано огромное количество проблем, которые автор стремился донести до своего поколения. К сожалению, многие вопросы так и остались без ответа.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл романа Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Первоначальный замысел написания произведения возникает у писателя в период его нахождения в лагерной колонии, расположенной в северном Казахстане, где и зарождается мысль о создании рассказа

Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.

Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.

Станционный смотритель — небольшое произведение А.С.Пушкина, вошедшее в сборник Повести Белкина. Именно оно дало начало одной из основных тем русской литературы — изображение маленького человека.

Автор: Самый Зелёный · Published 09.12.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 17.11.2021

Сочинение: Почему люди были жестоки с Юшкой? (А.П. Платонов)

Автор: Самый Зелёный · Published 10.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6′>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K’ data-block=’7′>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

История создания

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

для самых рациональных —

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

для самых крутых —

Проблематика романа глобальна, автор раскрывает извечные проблемы отцов и детей.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твёрдыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающий старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьёзным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни: ленивое созерцание происходящего или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять её суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись писатель внёс некоторые изменения в текст, а некоторые фрагменты эпизода, где идёт спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но всё это построено на контрасте.

Антитеза использована и при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставлении городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нём сталкиваются яркие личности, каждый из которых убеждён в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого даётся в сравнении с ним. Всё это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой и ведёт борьбу Базаров.

Главные герои

Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю в сопоставлении чувств Базарова и Аркадия Кирсанова, который способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна, чего не скажешь о Базарове.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева определён тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Читайте также:

      

  • Ссср в 1920 1930 годы сочинение
  •   

  • Сочинение шаламов сгущенное молоко
  •   

  • Я в цифрах сочинение
  •   

  • Сочинение татарская культура в моей семье
  •   

  • Великая отечественная война глазами современной молодежи сочинение

Два
года назад эти аргументы я и мои ученики
составили к ВариантуС.

1.Автор
пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит
Евгений Онегин в одноимённом романе
А.С.Пушкина. Горька судьба того, кто не
обрёл своё место в жизни! Онегин –
одарённый человек, один из лучших людей
того времени, но он не сделал ничего,
кроме зла, — убил друга, принёс несчастье
любящей его Татьяне:

          
Дожив
без цели, без трудов

          
До
двадцати шести годов,

          
Томясь
в бездействии досуга,

            Без
службы, без жены, без дел

           
Ничем
заняться не умел.

2.Люди,
не нашедшие цели жизни, несчастны.
Печорин в «Герое нашего времени»
М.Ю.Лермонтова  активен, умён, находчив,
наблюдателен, но все его действия
случайны, активность бесплодна, и он
несчастлив, ни одно из проявлений его
воли не имеет глубокой цели. Герой  с
 горечью вопрошает себя: «Зачем я
жил? Для какой цели я родился?..»

3.На
протяжении всего жизненного пути Пьер
Безухов без устали искал себя и истинный
смысл жизни. После мучительных испытаний
он стал способным не только размышлять
о смысле жизни, но и совершать конкретные
поступки, требующие воли и решительности.
В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем
Пьера, увлекающегося идеями декабризма,
протестующего против существовавшего
общественного строя и борющегося за
справедливую жизнь того самого народа,
частью которого он ощущает себя сам. В
этом органичном соединении личного и
народного и есть, по Толстому, и смысл
жизни, и счастье.

2)Отцы и дети. Воспитание.

1.Вроде
бы Базаров —  положительный герой в
романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Умён,
смел, независим в суждениях, передовой
человек своего времени, но читателей
смущает его отношение к родителям,
которые сына безумно любят, но он с ними
нарочито груб. Да Евгений практически
не общается со стариками. Как им горько!
И только Одинцовой он сказал прекрасные
слова о своих родителях, да старики-то
их сами так и не услышали.

2.Вообще,
проблема «отцов» и «детей» типична для
русской литературы. В драме А.Н.Островского
«Гроза» она приобретает  трагическое
звучание, так как  выходят из-под
слепого повиновения домострою молодые,
которые хотят жить своим умом.

А
в романе И.С.Тургенева поколение детей
в лице Евгения Базарова уже решительно
идёт своей дорогой, сметая устоявшиеся
авторитеты. И противоречия между двумя
поколениями зачастую носят болезненный
характер.

3)Нахальство. Хамство. Поведение в обществе.

1.Человеческая
несдержанность, неуважительное отношение
к окружающим, грубость и хамство имеют
прямое отношение к неправильному
воспитанию в семье. Поэтому Митрофанушка
в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
говорит непростительные, грубые слова.
В доме госпожи Простаковой грубая брань,
побои  — обычное явление. Вот матушка
и говорит Правдину: «…то бранюсь, то
дерусь; тем и дом держится».

2.Грубым,
невежественным человеком предстаёт
перед нами Фамусов в комедии А.Грибоедова
«Горе от ума». Он хамит зависимым людям,
говорит ворчливо, грубо, всячески
обзывает слуг, не считаясь с их возрастом.

3.Можно
привести образ городничего из комедии
«Ревизор». Положительный пример:
А.Болконский.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главная ~ Сочинения ~ 4 сочинения на тему проблемы отцов и детей в романе «Отцы и дети» (с цитатами)

Пример сочинения 1

Время рождает противоречия. И неважно, какой это век — девятнадцатый или двадцать первый.
Проблему «отцов» и «детей» мы считаем вечной. На эту тему задумывался ни один автор. И С. Тургенев не был исключением.

Проблемы отцов и детей возникают между близкими людьми, относящимися к разным поколениям. У каждого поколения свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ценностей, которые любой представитель поколений готов решительно отстаивать. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношении Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к старшим: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает «глупую» жизнь «отцов».

Не сложно догадаться, что главная авторская мысль — противостояние старшего и младшего поколений. Из неприятия взглядов и родился роман «Отцы и дети». Автор убеждает нас в том, что старик и юноша почти никогда не смогут сойтись в убеждениях и симпатиях.

Нам казалось, что конфликт этот неизбежен. Рано или поздно он коснется всех. Сейчас считаем, что конфликт можно разрешить, главное захотеть это сделать. Иногда обида и непонимание стоят на первом месте взаимоотношений и их просто нельзя сдвинуть на второй план. Но стоит попробовать на первый план выдвинуть прощение и принятие другого, тем более что речь идет о близких и родных людях.

Проблема взаимоотношений поколений затрагивается во многих произведениях. Возьмём Д.И. Фонвизина — пьеса «Недоросль», М.Ю. Лермонтова — поэма «Мцыри». Видим, что данная тема волновала многих писателей и волнует и по сей день.

Подводя итог, можно сказать, что не нужно быть гордым и спесивым. Надо идти на уступки, ценить заботу, либо однажды станет слишком поздно найти точки понимания.

Сложно не согласиться с авторской подачей текста: старшие пытаются навязать своё мнение, традиции. Но у них уже был шанс изменить и создать своё общество и пора уступить молодым и дать им попытку внести что-то новое и сделать мир лучше.



Пример сочинения 2

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием.

Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме.

Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места. 

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.


Пример сочинения 3

Проблема «отцов и детей» существовала всегда. Актуальна она и сейчас. Многие писатели обращались к этой теме. Не обошел ее и И. С. Тургенев. Название его романа «Отцы и дети» наталкивает на мысль о том, что в нем будет решаться извечный вопрос — противоречия между поколениями. Отцы и дети — это те, кто живет прошлым, и те, кто выдвигает новые идеи, мысли, живет будущим.

Представителем старшего поколения является П. П. Кирсанов. Новое поколение — Евгений Базаров. На их противопоставлении и построен сюжет романа. Росли и воспитывались герои по-разному. Базаров очень гордился тем, что его «дед землю пахал». Он жил просто и естественно. Он мог спокойно общаться с людьми, был хорошо образован, но все его слова, действия говорили о демократичности его мышления. Базаров изучал естественные науки, он был петербургским студентом-медиком. Это позволило ему получить хорошее образование не только в области медицины, но и химии, физики. Жизненный опыт научил его хорошо разбираться в людях.

Базарову были ненавистны идеи дворян, он презирал их общество, был яростным борцом За новое демократическое будущее. Евгений отрицает красоту, искусство, любовь.
Павел Петрович происхождением и воспитанием отличается от Базарова. Он сын генерала, блестящий офицер, светский лев. Вся жизнь его была посвящена борьбе за прекрасную женщину. С первой минуты Павел Петрович возненавидел Базарова и в спорах с ним пришел к выводу, что Евгений — гордец, нахал, циник. Истинная же причина ненависти была в том, что Базаров попросту перечеркивал его жизнь.
Павел Петрович, уездный аристократ, полагал, что ведет он жизнь благоразумную и достойную. А с точки зрения Базарова, жизнь эта была пустой и никчемной. Столкновение этих героев оказалось неизбежным.

Павел, Петрович искал предлога для ссоры, Евгений же избегал поначалу споров, но уклониться от схватки не смог. И она состоялась. Павел Петрович «весь горел», губы его дрожали, говорил он громким голосом, Базаров, напротив, равнодушен, лениво возражает Павлу Петровичу. В его голосе чувствуется душевная сила, уверенность в своей правоте.
В спорах нигилиста Базарова и аристократа Павла Петровича затронуты вопросы о материализме, о значении науки, искусства, о народе. Евгений имел твердые позиции и никогда не отступал от них. В спорах он доказывал превосходство передовой молодежи шестидесятых годов над людьми сороковых годов. «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете, — говорил Кирсанов, — да ведь надобно же и строить». Но Базаров считал, что для создания нового и светлого будущего нужна основа, а строить — «это уже не наше дело…».
Вот в этом, я думаю, Базаров был не прав. Ведь задача каждого предыдущего поколения не только заложить эту основу, но и сделать максимально возможное для строительства нового, для будущего поколения.

Тема романа актуальна во все времена, не изжила она себя и в наше время. Молодое поколение, шагнув на такую ступень развития, когда может самостоятельно оценивать события, происходящие вокруг, когда может делать самостоятельные выводы и когда может изменять что-то в жизни, перечеркивает и отрицает сделанное старшим поколением. Старшие теряют авторитет и власть над молодыми, но не хотят этого признавать… Конфликт вечен…


Пример сочинения 4

Тема, заявленная уже в названии романа Тургенева «Отцы и дети» – это столкновение взглядов разных поколений. Она актуальна во все времена, но особенно обостряется в те моменты, когда в обществе происходят острые социально-экономические и политические перемены. Поколения оказываются на стыке двух исторических эпох, отличающихся идеологий, разного культурного контекста. В романе проблема «отцов и детей» показана через конфликт Базарова со старшим поколением, а также через отношения в семействе Кирсановых.

Больше всего разногласий между «отцами и детьми» возникает, когда Базаров озвучивает свои прогрессивные идеи отцу и дяде Аркадия Кирсанова. И хотя напрямую Базаров никого не задевает, но его отрицание всего старого болезненно отзывается в сердце старших Кирсановых. Им кажется, что нигилизм покушается на них самих. Услышав мнение Базарова о том, что «их песенка спета», Николай Петрович и его брат Павел чувствуют, что их обесценили. Их молодость уже прошла, и они живут в том периоде жизни, когда происходит переосмысление всего, чего человек достиг. Критика со стороны Базарова усиливает их собственные переживания, ведь они сами не уверены в том, что правильно жили.

Между родителями Базарова и Евгением нет острого конфликта, потому что он смягчается семейными узами. Отец и мать так сильно любят своего «Енюшу», что рады уже одному его присутствию. Они не спорят, не прекословят, сглаживают недопонимание, лишь бы сын оставался рядом подольше. Евгений терпит их чрезмерную любовь и заботу, даже старается быть мягче. Родители же растворяются в сыне и связывают с ними огромные надежды, они не живут для себя. Когда Евгений умирает, жизнь стариков теряет смысл.

Конфликт Аркадия с его отцом и дядей разрешается, когда молодой человек выходит из-под влияния Базарова. Аркадий похож на отца, поэтому повторяет его жизненный сценарий и легко выбирает те же ценности – семейно-родовые отношения, дом и хозяйство, любовь как высший смысл жизни. Поэтому Базаров одинок в противостоянии поколений.

Количество просмотров: 11737
Опубликовано: 31.01.2022

Вернуться назад →

(615 слов) Иван Сергеевич Тургенев — один из выдающихся русских писателей девятнадцатого века. В своих произведениях Тургенев поднимал важные политические и общественные проблемы. Иван Тургенев придерживался позиции либералов. Он поддерживал тех, кто всем сердцем ненавидел крепостное право. В своих произведениях писатель всячески стремился разобраться во всех изменениях, происходящих в его родной стране, а также понять, каковы закономерности и последствия этих изменений. Так, целая историческая эпоха великой и могучей России изображена в знаменитом романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия романа, в первую очередь, указывает на вечный конфликт между поколениями. Это и есть основная проблема романа. Но она вовсе не единственная, поэтому очень интересно разобраться в многообразии вопросов, поставленных автором.

Начнем с основной проблемы — противостояния эпох. «Отцы» — это олицетворение поколения, живущего мыслями прошлого, а «дети» представляют собой демократически настроенную молодёжь, которая считает своим основным предназначением уничтожить консервативные мысли и старые устои. Таким образом, Тургенев в своём романе показал борьбу двух мировоззрений: представителей старого поколения — консервативно настроенную дворянскую интеллигенцию — и представителей нового поколения — революционно-демократическую интеллигенцию без наследных привилегий. Проблема «отцов и детей» в произведении — это не только проблема семейных отношений. В первую очередь, это разногласия новых и старых взглядов, от которых зависит дальнейшее существование страны. 

Проблема нигилизма тоже является одной из главных в книге. Писатель в романе позволяет проследить читателю, как появляется новый тип человека, чем он отличается от старого типа. Представителям нового поколения присущи прогрессивные идеи, решительные и твёрдые взгляды и убеждения. Ведь они призваны разрушить старое. Ярким представителем нового прогрессивного поколения является Евгений Базаров. Он — «нигилист», отрицающий старые порядки. Антиподом Евгения Базарова является Павел Кирсанов. Это потомственный дворянин, типичный приверженец старого уклада жизни. Свой смысл жизни этот персонаж видит в следовании патриархальным законам. Евгений Базаров, приехав погостить к приятелю в его родовое гнездо, оказывается чужим в окружающей его обстановке. Ведь в произведении он является единственным настоящим представителем «нового» поколения. Нельзя увидеть в романе героя вместе с его товарищами и единомышленниками. На протяжении всего произведения Базаров пребывает во враждебной ему обстановке. Это говорит о том, что убеждения Евгения чужды большинству и самой России. Именно это он признал сам перед смертью в прощальной исповеди Анне Одинцовой.

Одна из главных мыслей «Отцов и детей» состоит в том, что у каждого есть право выбора, что важнее: просто наблюдать за происходящим и бездействовать или всеми силами бороться за новое, прогрессивное и светлое будущее. В своём произведении Тургенев остро поставил проблему нравственного выбора. Евгений не прав, но он хотя бы стремится сделать свою страну лучше, в отличие от многих консерваторов вроде Анны, которых волнует лишь собственный комфорт.

Проблема преемственности поколений — еще один важный вопрос, поставленный писателем. По мнению Тургенева, прошлое отрицать категорически нельзя. Ведь благодаря прошлому опыту строится будущее. Автор настаивает на необходимости преемственности поколений. Автор оставляет Евгения, отрицающего эту необходимость, несчастным и одиноким, так как он отрёкся от опыта предков. В то же время Тургенев в романе призывает осознанно воспринимать все перемены и не отрекаться от будущего. Павел Кирсанов представляет собой другую крайность — человека, который не принимал изменения и противился новому. Его финал тоже незавиден: он оказывается в одиночестве и дистанцируется от семьи брата, чтобы не мешать его счастью.

Также Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» не оставил без внимания и проблему вечных человеческих ценностей. Писателя всегда интересовали и волновали такие незаменимых категории, как: дружба, любовь, отношение к природе, к стране, великое искусство. Тургенев любил в своих произведениях проверять человека великими чувствами. Однако не все его герои оказались способными пройти данную проверку.  Примером этого может служить Евгений Базаров, который сломался под натиском чувства. 

Можно утверждать, что известный роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» имеет поучительную и воспитательную цель. Но в произведении Тургенев не высказывает своего мнения, а лишь подталкивает читателя к правильному и осознанному решению. В многообразии поставленных проблем каждый из нас должен разобраться сам и найти свою сторону.

Автор: Виктория Комарова

Примеры анализа произведения "Отцы и дети" Тургенева

­Пример анализа 1

В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.

Взаимоотношения между поколениями
Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?

Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.

В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.

Личный выбор каждого человека
Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.

Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).

Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.

Трагедия «лишнего» человека
В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.

Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.

Новая русская интеллигенция
В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция.

Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.

Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.

Вечные ценности
Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?

И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.

Главные темы

В романе Тургенева четко прослеживаются прогрессивные мысли: протест против насилия и рабства, боль за страдания простых людей, желание равенства.

Центральными темами «Отцов и детей» являются:

  • идейные противоречия – «за» и «против» крепостного права;
  • взаимоотношения представителей разных поколений внутри одной семьи;
  • появление «нового» человека на переломе между двумя эпохами;
  • любовь (к родному дому, женщине, близким);
  • отношения с окружающей природой и действительностью в целом.

Роман имел особенно острую проблематику для своего времени, хотя многие его темы актуальные для любого человека любого времени.

Конфликт «отцов» и «детей»: что он означает и почему занимает центральное место в романе

Конфликтом называется серьёзное разногласие и столкновение между двумя противоборствующими сторонами. При этом воспринимать его не всегда следует негативно, так как без споров и конфликтов не было бы прогресса.

В контексте романа недопонимания между «отцами» и «детьми» — это дух переломной эпохи. Старое время уходит безвозвратно, но его сторонники не хотят так просто его отпускать. Молодежи же предстоит жить уже в новой реальности, она хочет этого и одновременно боится. Этот конфликт не может быть разрешен и никогда не разрешится, так как мир неуклонно развивается вперед: всегда будут устаревшие и прогрессивные взгляды.

С помощью споров своим героев автор доносит до читателя аргументы разных сторон конфликта. Самому же читателю предстоит сделать выбор и понять, какая позиция ему ближе.


Пример анализа 2

Основой произведения представляются возникающие на протяжении длительного периода разногласия писателя с литературным критиком во время работы в журнале «Современник».

Композиционная структура романа выстраивается в виде борьбы идеологических разногласий, представленных в хронологическом порядке на основе контраста. Особенностью композиции является применение писателем описания двух кругов путешествия героев с использованием одного и того же маршрута, что придает роману определенную законченность.

Основными проблемами, поднимающимися автором в романе, являются проблема нравственности взаимоотношений разных поколений и нравственного выбора, а также вечные человеческие ценности в виде дружбы, любви, искусства, природы. Кроме того, писатель рассуждает на тему предназначения нового человека, являющегося представителем разночинной интеллигенции.

Главным героем романа является Базаров Евгений Васильевич, представленный в образе выходца из народа, сына военного врача, самостоятельно осуществляющего поиск собственного жизненного предназначения, начав с получения блестящего образования.  Герой является представителем нового поколения, выступающего за смену старого жизненного уклада. Базаров отличается сложным, сомневающимся характером, а также гордостью и непреклонностью в своем убеждении отрицания старого мира.

Представителем поколения отцов изображается в романе Павел Петрович Кирсанов, являющийся истинным дворянином, отличающийся аристократическими манерами, равнодушием к окружающей природе. Также второстепенным персонажем является брат Кирсанова, Николай Петрович, незлобивый, покорный мужчина, романтик по натуре, противник всего нового. Его сын изображается в романе случайным другом Базарова, Аркадием, несамостоятельным молодым человеком, не имеющим жизненных принципов.

Одним из основных женских персонажей произведения представляется Одинцова Анна Сергеевна, отличающаяся твердым взглядом на жизнь, гордым одиночеством, холодным сердцем и расчетом, что приближает ее к главному герою.

Основой романа является изображение конфликта отцов и детей, который представляется автором в качестве двигателя человеческого развития.

Главные темы произведения рассматриваются и качестве идейных противоречий интеллигенции во время разработки реформы, связанной с отменой крепостного права, взаимоотношений старшего и младшего поколений, патриотического настроя, отношения человека к окружающей природе.

Смысловая нагрузка романа заключается в серьезном отношении к миру, активной жизненной позиции, патриотизме, восприятии накопленного предыдущими поколениями практического и нравственного опыта, а также необходимости создания новшеств, отличающихся принципиальностью.

Выход в печать романа обусловил начало его ожесточенной полемики, одни участники которой воспринимают произведение в качестве беспощадной и разрушительной критики молодого поколения. Прогрессивные литераторы принимают роман как мастерское изображение трагичности сильного характера, не отступающего перед трудностями, отмечая революционные идеи писателя-новатора.

Своеобразие произведения заключается в использовании автором термина «нигилизм», которое заимствовано в добролюбовской рецензии на философскую книгу. Нигилизм, по мнению автора, выражается в отрицании авторитетов и все окружающего, помимо практики. Данное понятие представляет собой новое веяние того периода времени. С точки зрения писателя, нигилист приравнивается к революционеру.

Средствами художественной выразительности в романе являются прием антитезы, использующейся при сопоставлении персонажей в виде контраста мира дворянства и городских чиновников, а также параллельное изображение противоположных точек зрения, придающих произведению яркую эмоциональность при описании столкновения сильных личностей, уверенных в собственной правде.

Роман имеет социально-идеологическое направление, раскрывающееся в описании автором споров Базарова с Павлом Кирсановым, являющихся борьбой противоположных взглядов, идейным разногласием, разным восприятием мира.


Пример анализа 3

Иван Сергеевич Тургенев вошел в историю как замечательный писатель-реалист, способный раскрывать в своих проблемах наиболее актуальные социальные проблемы. Но еще одной удивительной чертой писателя  была его способность остро чувствовать свое время, благодаря чему его произведения на протяжении многих лет не перестают быть интересными для многих поколений читателей.

 История создания

Роман «Отцы и дети», в котором описано столкновение двух сил, революционно настроенных молодых людей и консервативных дворян-либералов, был написан в непростой период в истории России, когда в стране усиливалось общественное противостояние.

Иван Сергеевич долгое время сотрудничал с популярным журналом «Современник», в котором главным его оппонентом был литературный критик Добролюбов. Тургенев зачастую не соглашался с его статьями, и между литераторами не раз возникали идеологические разногласия. Иван Сергеевич был сторонником постепенных реформ, в то время как радикально настроенный Добролюбов считал, что Россия способна преобразиться только посредством революции. В тот период редактором журнала «Современник» был Николай Некрасов, который также поддерживал революционные настроения в литературных кругах. Это стало причиной того, что редакцию покинули сразу два классика русской литературы: Тургенев и Толстой.

Впервые идея написать роман «Отцы и дети» посетила Ивана Сергеевича в 1860 году, во время его пребывания на английском острове Уайт. Писатель приступил к наброскам будущего произведения, определил основные черты Евгения Базарова. Он хотел изобразить прогрессивно мыслящего молодого человека, который не признавал бы никаких авторитетов и компромиссов. Идеи нигилизма были чужды Тургеневу, однако он невольно проникся симпатией к своему герою. Немалую роль в этом сыграл дневника Базарова, который вел писатель: проживая жизнь своего персонажа, он смог лучше понять его душевные переживания, стремления.

Год спустя писатель вернулся в родовое имение Спасское, где и завершил свою работу. В феврале 1862 года роман «Отцы и дети» б

С точки зрения писателя, нигилист приравнивается к революционеру.

Средствами художественной выразительности в романе являются прием антитезы, использующейся при сопоставлении персонажей в виде контраста мира дворянства и городских чиновников, а также параллельное изображение противоположных точек зрения, придающих произведению яркую эмоциональность при описании столкновения сильных личностей, уверенных в собственной правде.

Роман имеет социально-идеологическое направление, раскрывающееся в описании автором споров Базарова с Павлом Кирсановым, являющихся борьбой противоположных взглядов, идейным разногласием, разным восприятием мира.


Пример анализа 3

Иван Сергеевич Тургенев вошел в историю как замечательный писатель-реалист, способный раскрывать в своих проблемах наиболее актуальные социальные проблемы. Но еще одной удивительной чертой писателя  была его способность остро чувствовать свое время, благодаря чему его произведения на протяжении многих лет не перестают быть интересными для многих поколений читателей.

 История создания

Роман «Отцы и дети», в котором описано столкновение двух сил, революционно настроенных молодых людей и консервативных дворян-либералов, был написан в непростой период в истории России, когда в стране усиливалось общественное противостояние.

Иван Сергеевич долгое время сотрудничал с популярным журналом «Современник», в котором главным его оппонентом был литературный критик Добролюбов. Тургенев зачастую не соглашался с его статьями, и между литераторами не раз возникали идеологические разногласия. Иван Сергеевич был сторонником постепенных реформ, в то время как радикально настроенный Добролюбов считал, что Россия способна преобразиться только посредством революции. В тот период редактором журнала «Современник» был Николай Некрасов, который также поддерживал революционные настроения в литературных кругах. Это стало причиной того, что редакцию покинули сразу два классика русской литературы: Тургенев и Толстой.

Впервые идея написать роман «Отцы и дети» посетила Ивана Сергеевича в 1860 году, во время его пребывания на английском острове Уайт. Писатель приступил к наброскам будущего произведения, определил основные черты Евгения Базарова. Он хотел изобразить прогрессивно мыслящего молодого человека, который не признавал бы никаких авторитетов и компромиссов. Идеи нигилизма были чужды Тургеневу, однако он невольно проникся симпатией к своему герою. Немалую роль в этом сыграл дневника Базарова, который вел писатель: проживая жизнь своего персонажа, он смог лучше понять его душевные переживания, стремления.

Год спустя писатель вернулся в родовое имение Спасское, где и завершил свою работу. В феврале 1862 года роман «Отцы и дети» был впервые опубликован в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Проблема взаимоотношений поколений является центральной в произведении Тургенева. И «отцы», и «дети» в равной степени обеспокоены поиском ответа на вопрос, в чем же заключается смысл жизни. Люди новой формации находили смысл жизни в честном труде, борьбе за правду и справедливость, неустанном движении вперед, в то время как для представителей старого поколения более привычной была неспешная, размеренная жизнь, обеспеченная тяжелой работой крестьян. Этот взгляд на жизнь и лег в основу конфликта между отцами и детьми, которые не могли и не хотели понять и принять жизненные позиции оппонентов. Особенно ярко это противостояние показано на примере непростых взаимоотношений Павла Кирсанова и Евгения Базарова, ставших героями-антагонистами в романе «Отцы и дети».

Иван Сергеевич поднимает не менее важную проблему нравственного выбора – на чьей же стороне правда? Писатель уверен, что ни в коем случае нельзя отрицать прошлое, поскольку лишь на его основе можно построить будущее. На примере Базарова он демонстрирует, какими страшными последствиями может обернуться полный разрыв со своим прошлым: одинокий, никем не понятый герой очень несчастен, но ведь и он, в свою очередь, никогда не стремился к сближению с другими людьми и их пониманию. Также очень важно понимать, что жизнь не стоит на месте: она постоянно развивается, принимает новые формы, предлагает новые ценности. К этим переменам нужно быть готовым, особенно это касается людей прошлого, которые очень тяжело принимают перемены вокруг себя. Типичным примером таких закоренелых консерваторов в произведении является Павел Кирсанов, для которого было очень важно следовать устаревшим канонам. Тургенев призывает читателей не игнорировать происходящие перемены, пытаться понять их, раскрыть для себя их сущность, а не приниматься ругать все новшества, как следует не разобравшись в них. Выходит, что решение проблемы поколений – это терпимое, толерантное отношение людей друг к другу и попытка понять противоположную точку зрения на тот или иной вопрос. С этой стороны наиболее мудрым человеком проявил себя Николай Кирсанов, который никогда не торопился судить новые веяния. По стопам отца пошел и его сын Аркадий, сумевший найти в своей жизни важное компромиссное решение.

Тургенев показывает, что за личной трагедий Евгения Базарова кроется важная миссия, поскольку именно такие отчаянные люди ценой своего личного счастья прокладывают всему человечеству дорогу вперед. И потому признание этого предназначения также занимает немаловажное место в жизни общества. Лишь на смертном одре Евгений осознает, что не совсем правильно выстроил свою жизнь. Это понимание лишает героя последних сил, и он умирает.

Проблема социального неравенства. Молодые люди, как представители разночинной интеллигенции, были вынуждены кровью и потом зарабатывать себе на жизнь, в отличие от представителей дворянства, которые только лишь по факту своего рождения уже обладали всеми возможными привилегиями. У разночинцев же не было ни доходных имений, ни веского положения в обществе, и им не оставалось ничего иного, как много и усердно работать, чтобы выбиться «в люди».  Неудивительно, что жизнь, полная тяжелого труда и разного рода лишений, вызывала у разночинцев внутреннее ожесточение, которое особенно сильно контрастировало с расслабленностью и инфантильностью отпрысков богатых аристократов. Именно в этом и крылись истоки нравственного кризиса целого поколения.

Проблемы таких вечных ценностей как дружба, любовь, искусство, отношение к окружающей природе. При помощи любви Тургенев мастерски раскрывает характеры своих персонажей, каждого из них он испытывает сильным чувством, проявляя тем самым их истинную сущность. Вот только не все достойно проходят эту проверку: Базаров не в состоянии принять любовь, что в итоге делает его глубоко несчастным человеком.
В своем произведении Тургенев поднял самые важные, самые насущные проблемы своего времени, которые не утратили своей актуальности и в наши дни. Именно потому роман «Отцы и дети» признан нестареющей классикой: все поднятые в нем вопросы заставляют о много задуматься, переосмыслить собственное поведение.

Характеристика героев романа

Евгений Васильевич Базаров – молодой человек, выходец из народа, получивший медицинское образование. Он понял, что только своим умом и старанием сможет пробить себе дорогу в жизни. Поставив перед собой цель, он уже не обращал внимания на то, что казалось ему несущественным: манеры, одежду, воспитание. Будучи типичным представителем нового поколения, для которого были характерны революционные взгляды, он стремился как можно быстрее разрушить старый уклад жизни. Ради этого он готов был до конца бороться с людьми, которые в силу своих привычек тормозили общественный прогресс. Евгений Базаров был гордым, сложным, вечно сомневающимся человеком. Он отрицал старый мир, но при этом не совсем отчетливо представлял, как изменить общество, поставить его на новые рельсы.

Тургенев отобразил в главном героя тип человека, который принципиально отрицал религию и верил исключительно в силу науки. С детства привыкший к труду и учебе, он видел ценность лишь в научной деятельности.

Евгений Базаров гордился своим простым происхождением, но при этом осуждал народ за невежество и отсутствие стремления к знаниям. Вот только подобные взгляды Базарова не нашли единомышленников, за исключением никчемных подражателей, Кукшиной и Ситникова.

К своему большому удивлению Евгений Базаров ощутил неведомые ранее душевные муки. Он стал страдать еще более от того, что совершенно не понимал, что с этим делать: будучи нигилистом, Базаров отрицал существование души, поскольку не мог ее ни увидеть, ни потрогать.
Тургенев намеренно подверг своего героя разного рода искушениям. Базарова всем сердцем любили его старики-родители, красавица Одинцова, но любовь совершенно не вписывалась в жизненные принципы Базарова. Его последним испытанием стала смерть, которую герой принял очень мужественно. Умирая, он понял, что прожил жизнь впустую, поскольку в ней не было любви.

Павел Петрович Кирсанов – мужчина средних лет, знатный дворянин, у которого нет семьи. Павел Петрович очень следит за своей внешностью и манерами – это его маленькая слабость. Даже живя в деревне, он не изменяет своим аристократическим привычкам, и всегда выглядит очень аккуратно и изящно.
В молодости Павел Петрович пережил серьезную любовную драму, из-за которой даже бросил военную службу, поставив крест на блестящей карьере. Так и не сумев пережить несчастную любовь, он уединился у брата в деревне: Павел Петрович замкнулся в своем страдании, и так и не сумел найти новый смысл своей жизни.

Герой был способен на страстные чувства к женщине, однако он не в состоянии был понять любимого человека.
Павел Петрович был глубоко равнодушен к природе. Подобное отношение указывает на духовную ограниченность человека.
Не сумев найти себя ни в каком-либо деле, ни в любви, Кирсанов бесцельно проживал жизнь, и был глубоко несчастным человеком.
Николай Петрович Кирсанов – родной брат Павла Петровича, отец Аркадия. Мечтал о военной карьере, но она не заладилась, и Николай Петрович поступил в университет. После смерти любимой супруги в одиночку воспитывал Аркадия, в котором души не чаял. Все свои силы герой направил на воспитание сына и благоустройство родового имения.

Николай Петрович обладал мягким, дружелюбным, покорным характером. Будучи настоящим романтиком, он высоко ценил поэзию, музыку, искусство. Герой обладал врожденной интеллигентностью, и в общении даже с самыми нетерпимыми людьми всегда старался находить разумный компромисс.
Кирсанов-старший жил в полной гармонии со своей совестью и сердцем. Он был противником нигилизма, поскольку не представлял свою жизнь без любви.
Аркадий Николаевич Кирсанов – единственный сын Николая Петровича, который очень на него похож. Аркадий обладал от природы мягким характером, и потому быстро попал под влияние своего решительного старшего друга, Базарова. Не имея собственных взглядов, он во всем подражал Евгению, однако со временем осознал, что подобные жизненные принципы были для него чуждыми.

Когда Аркадий понял, что способно сделать его счастливым, он женился на любимой девушке, создал крепкую дружную семью, стал хорошим хозяином.
Базаров видел все сильные и слабые стороны своего товарища, и презрительно называл его не иначе как «славный малый», но «мякенький, либеральный барич».

Одинцова Анна Сергеевна – умная, прекрасно образованная молодая женщина, вдова, ставшая родственной душой Базарову. Как и Евгений, она в свое время принесла в жертву личное счастье, и потому в ее характере преобладал холодный, расчетливый ум, но не сердце.

 Конфликт «отцов» и «детей»

В произведении конфликт между двумя поколениями не несет в себе исключительно отрицательную окраску. На этом настаивал и сам писатель, который хотел показать, насколько важным для развития общества является диалог между представителями разных жизненных укладов.

В романе «Отцы и дети» главным композиционным приемом служат споры между главными героями, благодаря которым читатель может определиться с собственной точкой зрения на тот или иной важный вопрос, будь то природа, наука, искусство, нравственные понятия. Кроме того, данный прием, когда «дети» и «отцы» находятся в состоянии непрекращающегося спора, указывает на тот факт, что жизнь многогранна и динамична – она никогда не стоит на месте, и все время движется только вперед.

Следует осознать и принять тот факт, что противостояние между поколениями никогда не завершится. Однако этот бесконечный конфликт несет в себе большую пользу, поскольку является фактором развития всего, что происходит на земле.

 Главные темы

В своем произведении Тургенев постарался раскрыть немало важных тем, каждая из которых несет в себе большой посыл для социума.

Тема непростых взаимоотношений «отцов» и «детей» раскрывается на примере одной семьи, однако она охватывает гораздо больший социальный срез общества, и указывает на проблемы между разными поколениями в целом.
Появление «нового» человека на переломе двух эпох. Ярким представителем такого человека служит Евгений Базаров: он не приемлет старые ценности, но, не в силах предложить новые, неистово отрицает все, что только можно.
Идейные противоречия интеллигенции в непростой исторический период в российском обществе, когда происходила подготовка реформы об отмене крепостного права.
Любовь как проявление самых сильных и искренних чувств не только к женщине, но и к родителям,  детям, искусству, родине.
Тема взаимодействия человека и природы. На примере героев и их отношения к окружающей среде автор раскрывает значимость природы для всего человечества в целом.

 
В чем смысл книги?

Произведение Ивана Сергеевича Тургенева несет в себе важную миссию – объяснить русскому обществу то, насколько важно помнить свое прошлое, но при этом не закрываться от настоящего, ведь только так можно построить светлое будущее. По сути, роман «Отцы и дети» является призывом для россиян объединиться и задуматься о том, что может принести истинную пользу для страны. Название романа указывает не на младшее и старшее поколение в одной семье, а на людей старой и новой формаций. Произведение напоминает обывателям о вечных ценностях, поскольку затрагивает множество важных нравственных проблем.

В основе любого человеческого общества лежит семья, в которой традиционно все знания и накопленный опыт старшие  («отцы») передают младшим («детям»). В свою очередь, младшие уважают старших, перенимают у них все самое лучшее, что может пригодиться для строительства новой жизни. В социуме, в котором такие связи крепки и здоровы, всегда будет царить гармония.

Произведение Тургенева несет в себе важную воспитательную функцию, поскольку молодое поколение учит серьезно относиться к себе, своему жизненному выбору, а старшему поколению напоминает, что не стоит цепляться за прошлое, когда есть возможность попробовать что-то новое и прекрасное.

  • Решение принято абсолютно неверное как пишется
  • Ржачные рассказы до слез
  • Решение не согласовано как пишется
  • Ржачная сказка на ночь
  • Решение мною обдумано как пишется