Решу итоговое сочинение 2022

Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать

В 2022−2023 учебном году даётся только три направления тем итогового сочинения, по две темы на каждое направление. Комплекты тем будут собираться только из тем, которые использовались в прошлые годы. В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополнятся новыми темами.

Разделы и подразделы тем:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.

2.2. Человек и общество.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека.

3.1. Природа и человек.

3.2. Наука и человек.

3.3. Искусство и человек.

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:

— связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

— нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

— касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

— позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

— побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

1. Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

2. Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

3. Как определиться с выбором своего жизненного пути?

4. Почему самым страшным судом считается суд совести?

5. «Люди как реки…» (Л. Н. Толстой).

1.1. Тема может быть раскрыта на примере литературных героев: Петра Гринёва, Андрея Болконского.

Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», Пётр Гринёв до конца остается верен своим принципам и своей клятве.

Раскрыть тему можно на примере «противостояния» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал путь идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым нарушает присягу, и, по сути, придаёт Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. Именно Гринёва можно назвать человек чести и человеком совести.

1.2. Андрей Болконский, несмотря на то, что однажды уже понял бессмысленность войны на поле Аустерлица, не мог остаться в стороне, когда враг ступил на родную землю. Его тоже можно назвать человек чести. Совесть не позволила князю Андрею бежать и прятаться за спины других. Очень актуально может звучать тема в сопоставлении с днем сегодняшним. Идти или нет на войну сегодня? Как сохранить свою честь или стоит пойти на сделку с совестью? Вопросы, на которые не может быть дано однозначных ответов, но которые встают перед тысячами людей ежедневно.

2.1. Тема может быть раскрыта с привлечением в качестве при-мера героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Григорий Добросклонов олицетворяет собой образ счастливого человека, потому что готов бороться за счастье других людей

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».

3.1. Сочинения на данную тему и подобные ей могут быть рас-крыты на примере художественных произведений, где главные герои размышляют о своём предназначении, о смысле жизни. Тема эта многоплановая. Произведений, которые могли бы стать материалом для анализа, много в русской и зарубежной литературе, в том числе и произведения из комментариев к предыдущей теме.

Приведём пример из современной литературы.

Эраст Фандорин (герой повести Бориса Акунина «Статский советник») — успешный и неординарный молодой человек (ему 35 лет). Блестящая карьера, сделанная, однако, благодаря его личным заслугам, маячит на горизонте новой ступенькой роста. На пути главного героя запутанное преступление, которое он раскрывает, но расторопнее и удачливее оказывается князь Пожарский, присланный из Петербурга для расследования убийства генерала Храпова, а так же для того, что бы между делом «свалить» Долгорукова. Князь Пожарский, как выясняется, законченный подлец, но от этого не менее блестящий интеллектуал. Фандорину не сразу удается раскрыть подлинное лицо князя, а когда удается и ему, наконец-то, предлагают завидное повышение по службе, Эраст Петрович решает оставить государственную службу, ведь подчиняться человеку, которого не уважает, он не может. Для главного героя цель не может быть достигнута любыми средствами, потому что для него по-прежнему существуют понятия чести, морали, достоинства.

А вот князь Пожарский ради собственных интересов идёт, что называется, по головам. Гибнут чиновники, полицейские, гражданские — невинные по сути люди, — а что делать, ведь это революционный террор. Власти идут по следу «БГ», шаг за шагом приближаясь к Грину, убивая его подручных. Пожарский плетет свою интригу, ради власти, ради собственного самолюбия, не гнушаясь ничем…

Такие разные герои. И выбор каждый из них делает свой.

3.2. В рассказе И.А. Бунина «Человек из Сан-Франциско» также присутствует тема дороги: дорога выступает здесь в значении жизненного пути. Безымянный герой Бунина прожил жизнь, но не оставил после себя ничего стоящего, его жизненный путь оборвался неожиданно. Человек не может знать, сколько ему отпущено лет, поэтому жить надо так, чтобы не пришлось сожалеть о потраченном впустую времени.

Через заблуждения и ошибки пришлось пройти Пьеру Безухову, герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир», прежде чем он смог определить свой жизненный путь и наметить цель. Путь духовного возрождения князя Андрея и Пьера также может стать примером для анализа в сочинениях данного тематического направления.

4. Тема может быть раскрыта на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Любое преступление наказуемо, и наказуемо не только по закону. Самым страшным наказанием для Раскольникова стал суд совести. Теория, которой был подвержен герой, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

Но преступление совершено. Теперь наступает период в жизни героя, когда он может только размышлять над своим преступлением. Раскольников уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть преступление, чем все больше и больше выдает себя. Но и это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; то, что его окончательно губит, так это внутреннее открытие: оказывается, он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. Родион Раскольников безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он хотел только не оставить без помощи свою голодающую матери, имея рубль в кармане, помочь сестре. И получилось, что не старуху жалкую убил герой, а самого себя, свое собственное «я».

5. Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

Художественный принцип Толстого — «диалектика души»: через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Если речь пойдёт о Наташе, то нужно обязательно указать, что это любимая героиня Толстого. Хотя она и совершает ошибки, но становится воплощением женственности, истинного предназначения женщины — быть матерью и верной женой.

В образе Пьера раскрывается главный идейный замысел автора — показать становление декабристского движения в России. Пьер проходит путь через заблуждения и жизненные трудности к духовному обновлению и возрождению.

Среди основных вопросов, которые волнуют Толстого, — истинный патриотизм и героизм русского народа. Один из верных сынов Отечества — князь Андрей Болконский. Герой прошёл нелёгкий путь исканий и жизненных разочарований. Был подвержен идее наполеонизма, которая рассыпалась после Аустерлицкого сражения. Андрей — человек деятельный, достоин подражания.

1. Л. Н. Толстой «Война и мир».

2. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка».

3. Н Островский «Как закалялась сталь».

4. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке».

5. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

6. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

7. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

8. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

9. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

10. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

11. И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

12. Р. Брэдбери «И грянул гром».

13. Лондон «Любовь к жизни».

14. Стендаль «Красное и чёрное».

15. Б. Акунин «Статский советник», «Азазель».

16. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:

— связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

— нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

— касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

— позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

— побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

1. Семейные ценности и их место в жизни человека.

2. В чём может проявляться любовь к Отечеству?

3. «Мысль семейная» в понимании Л. Н. Толстого.

4. «Долг перед Отечеством — святыня человека» (В. Сухомлинский).

5. Может ли один человек поменять ход истории?

6. Почему конфликт «отцов» и «детей» неизбежен?

1.1. Тема может быть раскрыта на примере героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (смотри материал к теме «Мысль семейная» в понимании Л. Н. Толстого).

Заветам отца следует Петруша Гринёв на службе. Понятие чести, сформированное в родительском доме, остаётся для молодого офицера путеводной звездой в перипетиях событий, обрушившихся на Гринёва.

1.2. Также тема может быть раскрыта на примере комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вырастила Митрофанушку в атмосфере слепой любви и рабского обожания. Не привиты Митрофанушке никакие нравственные ценности, не сформирована потребность в уважении старших, в почитании родителей. Вот почему печальная участь ждёт Простаковых в старости: от такого сына ничего хорошего ждать не приходится.

Анализируя произведения, можно сделать вывод: от того, какие ценности вынес человек из семьи, во многом зависит, как сложится его дальнейшая жизнь, как он будет относиться к людям и какое место он сможет занять в обществе.

2 Делом чести и смыслом жизни является служение Родине для Тараса Бульбы и Остапа. За Родину они бьются до последнего и с достоинством принимают мученическую смерть. Тарас Бульба близок к народному представлению о героическом характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Гибель Андрея, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине.

3. История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

4. В современном мире личные интересы чаще превалируют над общественными. Понятие долга считается, к сожалению, архаичным. Поучиться бы таким людям у Петра Гринёва, который остался верен присяге, ведь для него понятия «долг» и «честь» являются словами-синонимами. Пётр Андреевич вызывает уважение, поскольку он привык поступать по чести и показывает себя достойным человеком. Он отказывается встать на сторону самозванца Пугачёва, захватившего крепость, потому что его долг — служить императрице и своей Родине. Он не может нарушить своё слово даже под страхом смерти.

5.1. Есть немало имён, которые стали знаковыми для страны, эпохи, для развития всего человечества, наконец.

Одной из ярких личностей в истории был Пётр I. Основатель русского флота и Петербурга. Расширил границы Российской империи. Инициатор судебной, административной реформ, реформы образования.

Незаурядный, сильный образ Петра I во все времена вызывал громадный интерес со стороны историков, публицистов и писателей. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» — так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это — многоплановость характера, не оставляющую место однозначным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой в романе «Пётр I».

Жизнь Петра Первого можно представить как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и заканчивая стремлением изменить уклад жизни боярской России. У человека, противопоставившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый характер и жесткая рука. В романе Толстого есть три переломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно проходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирование характера, чем последующие победы. Стремительный, решительный, уверенный в себе — именно таким представляется человек, описываемый Толстым. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.

5.2. Циолковский, Королёв, Гагарин — вряд ли без них человечество стало бы таким, каково оно сейчас, ведь без освоения космоса и космических технологий, по сути, невозможна наша жизнь. В качестве произведений о Гагарине, на которые можно опираться, можно взять, например, мемуары матери космонавта А. Т. Гагариной «Память сердца» или книгу его жены Валентины Гагариной «108 минут и вся жизнь».

5.3. Сила и многогранность таланта А. С. Пушкина в том великом наследии, которое он оставил миру. Неслучайно после смерти Пушкина в его некрологе появились слова: «Солнце нашей поэзии закатилось». Для подтверждения этих слов можно привести в пример ставшие любимыми для многих поколений стихи о любви («Я помню чудное мгновенье», вдохновившее, в свою очередь, композитора Глинку на создание ещё одного бессмертного произведения — романса на стихи Пушкина, или «Я вас любил», или «Мадонна»), о родной природе («Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер») и другие. Пушкин стал основоположником современного русского литературного языка, литературного направления «реализм» в русской литературе, собрал историю пугачевского бунта, был рупором свободы и правды целой эпохи.

6.1. Как часто от взрослых людей можно услышать: «Вот в наше время…» Фраза эта имеет весьма недвусмысленное значение — ключевые слова в ней: «в наше время». А сейчас чьё время? Получается, что папы и мамы подсознательно дают себе установку — наше время прошло, наступило чьё-то другое время. Тогда почему же они всячески сопротивляются наступлению этого времени? Неправда ли, интересно? В русской литературе немало произведений, иллюстрирующих взаимоотношения разных поколений.

6.2. Конфликт «отцов и детей» показан Грибоедовым на страницах комедии «Горе от ума». Чацкий, олицетворяющий собой зарождающееся новое поколение просвещенных дворян, желающий жизнь отдать на пользу Отечеству, противостоит застоявшемуся обществу Фамусова, в котором царит невежество, мракобесие, праздность и чинопоклонство.

6.3. В драме А Н. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

6.4. В романе Тургенева «Отцы и дети» автор показывает читателям конфликт двух поколений: отцов и детей, усугубляемый принадлежностью героев к разным социально-политическим формациям. Поколение отцов представлено на страницах романа либералами Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми, поколение детей — разночинцем Базаровым.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционно в русской классической литературе выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным, а порой и политическим.

1. Л. Н. Толстой «Война и мир».

2. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка».

3. Д. И. Фонвизин «Недоросль».

4. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

5. А. Толстой «Пётр I».

6. Валентина Гагарина «108 минут и вся жизнь».

7.А. Н. Островский «Гроза».

8. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

9. И. С. Тургенев «Отцы и дети».

Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:

— связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

— нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

— касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

— позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

— побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

1. Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

2. «Театр превращает толпу в народ…» (Томас Манн).

3. Чему человек может научиться у природы?

4. Можно ли назвать цивилизованным общество, уничтожающее природу?

5. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). Так ли это?

5. Всегда ли наука служит во благо человеку?

1.1. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник может дать собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

1.2. Тема может быть раскрыта на примере романа Стендаля «Красное и чёрное».

Жульен Сорель, главный герой романа, — сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает, чего хочет. Он готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Сорель честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. Его кумиром становится Наполеон — выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит только в свою звезду. Он пренебрегает верой в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

1.3. Гимн любви звучит в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Любовь, возникающая между героями, — внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот — это тихое, спокойное, домашнее счастье. Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире. Любовь Мастера и Маргариты самоотверженная и бескорыстная, милосердная и сострадательная, верная и вечная.

На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь — об этом заставляет нас задуматься Булгаков. Узнать о Мастере — единственное желание отчаявшейся Маргариты, и ради этого желания можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», — обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

1.4. Высказаться о музыкальном произведении, которое трогает душу, также можно в сочинении по данной теме. Можно обратиться к классике, можно к современному произведению, но так или иначе необходимо доказать, что это музыкальное произведение пробуждает лучшие струны души, навевает переживания и будит чувства.

Когда слушаешь полонез Огинского «Прощание с Родиной», почему-то на душе начинает щемить от неизбывной тоски. Представляешь состояние композитора, когда он писал это произведение, если спустя столько лет оно так действует на слушателя. Какое страдание! Какова же должна быть сила музыки, если через столетие она может пронести переживание человека!

2. В сочинении может быть использован фрагмент дневниковой заметки. Например, о посещении Мариинского театра. Сегодня на сцене «Евгений Онегин». Занавес. Сцена, вся в яблоках. Яблок такое множество, что кажется, как их аромат поплыл по залу. Появилась Татьяна — именно такой она и представлялась: хрупкой, возвышенной, искренней. Оперное пение завораживает. История Онегина и Татьяны волнительна. А сцена убийства Ленского!.. Вот когда говорят: задело за живое. В партиях Ленского и Онегина слышится столько боли, душевных переживаний, что слезы капают сами собой. Поразительно, что такой же отклик и в глазах других людей в зале. Зрители и актёры словно заодно: они растворяются в действии, которое происходит на сцене. Говорят, что у каждого спектакля свой зритель. Наверное, это так. Человек, который любит театр, отличается от других, потому что он тоньше чувствует, больше знает, способен сопереживать окружающим и испытывать эстетическое наслаждение.

3−4. Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?

Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.

5.1. Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.

В романе «Мастер и Маргарита» противопоставляются настоящий Мастер и ремесленник Иван Бездомный. Сложный путь пришлось пройти Бездомному, чтобы понять, в чём суть настоящего искусства.

5.2. Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.

Проблема творческого поиска звучит в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческий процесс очень сложен для Юрия Живаго. Для него, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. В момент творческого порыва «он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Это доказывает, что настоящий художник сам себе не принадлежит, он посредник между людьми и высоким служением, дарованным ему свыше.

6. Где границы возможностей человеческого познания? Могут ли достижения науки уничтожить человечество? Эти вопросы волнуют не одно поколение.

Курт Воннегут уверен, что человечество вполне способно на самоубийство.

Сюжет его книги «Колыбель для кошки» строится вокруг опаснейшего вещества «лёд-девять», изобретённого гениальным учёным. Лёд-девять мог вызывать кристаллизацию большей части воды на Земле и впоследствии — гибель жизни на планете. Учёного совершенно не интересует, как его открытия повлияют на судьбу человечества, он уже даже работал над атомной бомбой. И теперь его наследники раздали лёд-девять сильным мира сего за неплохую награду. Герой-повествователь следует по следам опасного вещества, попутно знакомясь с новой религией и новыми утопиями.

Читателя охватывает беспокойство от мысли о том, что человечеством всё время кто-то манипулирует. Нельзя допустить, чтобы наука была разрушительной. Человеку пора научиться быть ответственным.

1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери».

2. И. С. Тургенев «Ася», «Отцы и дети».

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума».

4. Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

5. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы».

6. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

7. М. Горький «Старуха Изер-гиль».

8. Ч. Айтматов «Плаха».

9. Стендаль «Красное и чёрное».

10. Л. Н. Толстой «Война и мир».

11. В. Распутин «Прощание с Матёрой».

12. В. П. Астафьев «Царь-рыба».

13. А. Экзюпери «Маленький принц».

14. Курт Воннегут. «Колыбель для кошки».

15. Б. Пастернак «Доктор Живаго».

16. А. И. Куприн «Гранатовый браслет».

Темы предыдущего года

Направления, примерные темы сочинений, литература и о чём писать

Отцы и дети

1. Почему проблема отцов и детей остаётся актуальной и в наше время?

2. Согласны ли Вы со словами Фридриха Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?

3. Есть ли в споре «отцов» и детей» победители?

4. Что надо делать, чтобы избежать конфликта поколений?

5. «Взрослые и дети — два разных народа…» (Рэй Бредбери). Так ли это?

6. Что в наше время чаще приводит к конфликту поколений: неудержимая энергия юности или нежелание старших принимать всё новое?

7. «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами» (Бальзак)

8. «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…» (В. Г. Белинский)

Споры отцов и детей — традиционная тема русской литературы. В разных произведениях показаны различные типы взаимодействия между представителями разных поколений: от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности; выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Зачастую в литературе XIX века проблема взаимоотношений поколений рассматривается через призму не только бытового, но и социально-политического конфликта («Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Гроза» А.Н. Островского и др.). Молодое поколение чаще всего ассоциируется с передовыми процессами в обществе (Чацкий, Базаров), а представители старшего поколения: Кирсанов, Фамусов, Дикой, Кабаниха — подвергаются критике как неспособные к прогрессивному действию.

Однозначного ответа о правоте отцов или детей нет. Молодёжь строит свою жизнь на опыте и достижениях отцов, поэтому должна уважать этот опыт. Старшему поколению нужно осознавать, что будущее принадлежит детям, поэтому они стремятся идти вперёд, и это движение не всегда разрушительно и опасно, как думают старшие.

Для раскрытия тем можно также обратиться к анализу романа Л.Н. Толстого «Война и мир». История нескольких семей проходит перед нами на страницах романа. Доверие и любовь царят в доме Ростовых. Требовательность и принципиальность — в доме Болконских. Ложь и лицемерие — у Курагиных. Идеал Толстого — семья Ростовых. Детям, выращенным в атмосфере любви и душевного тепла, не приходится ничего доказывать, они платят своим родителям той же любовью и пониманием.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

А вот князя Василия Курагина вряд ли ждёт спокойная старость. Принципы, так тщательно заложенные им в Анатоля и Элен, вероятнее всего, обернутся против него же самого. Вот уж когда невольно вспомнится: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили».

Примером «неправильного» воспитания может стать и Митрофанушка из «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

На этих примерах может быть раскрыта и тема, сформулированная по высказыванию Бальзака: «Отечество погибнет, если отцов будут топтать ногами». Для раскрытия темы уместно также будет вспомнить и роман самого Бальзака «Отец Горио». Герой романа буржуа Горио безгранично любит своих дочерей, все стремится делать для них, но когда он лишился денег и умер, дочери даже не пришли к нему на похороны. На смертном ложе у него была одна мечта: продолжать помогать дочкам. Так рассуждения над проблемой «отцов и детей» перерастают в рассуждения над общечеловеческими вопросами: как должен и не должен поступать человек, как люди перестают быть людьми, что сделать, чтобы слово «человек» по-прежнему звучало гордо.

Размышления по этой теме будет отличаться от остальных сочинений блока. Мама тоже представитель старшего поколения, но беззаветная материнская любовь, жертвенное служение своим детям и бесконечное прощение, свойственное матерям, не позволяет говорить о конфликте поколений как таковом. Дети, конечно, не всегда могут вовремя понять и оценить эту жертвенность, но не она ли и есть путь к всеобъемлющей любви и вселенскому добру. Тема может быть раскрыта на произведениях: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Русский характер» А.Н. Толстого, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Сердце матери» Д. Кедрина и др.

1. А. Н. Островский «Гроза»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. А. С. Грибоедов «Горе от ума»

4. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

5. Д. И. Фонвизин «Недоросль»

6. М. А. Шолохов «Тихий Дон»

7. А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

8. В. Г. Распутин «Последний срок»

9. Оноре де Бальзак «Отец Горио»

10. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

11. Д. Кедрин «Сердце матери»

12. А. Н. Толстой «Русский характер»

Мечта и реальность

1. Далека ли мечта от реальности?

2. Мечта и цель — оно и то же?

3. Помогает ли мечта жить?

4. Как противопоставлены мечта и реальность?

5. Можно ли прожить без мечты?

6. Согласны ли вы с утверждением К. Тимирязева: «Осуществляя свои лучшие мечты, человечество продвигается вперёд»?

7. Правомочно ли утверждение: «Человек без мечты, как птица без крыльев»?

Понятия «мечта» и «реальность» и противопоставлены друг другу, и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на размышления о том, как рождается мечта человека и как она помогает выжить в самых, порой очень непростых, ситуациях, как мечта поднимает человека над обыденностью.

Мечты могут быть разные.

Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели — эта мечта помогает ему пережить тяготы нищенского существования, унижения, но при этом выматывает настолько, что её крушение лишает героя жизни.

Человек без имени — господин из Сан-Франциско — всю жизнь только и делал, что зарабатывал деньги. Деньги накоплены, и теперь можно осуществить мечту — отправиться в круиз. Но на мечту не остается времени — господин умирает. Путешествие для него теперь возможно только в трюме круизного лайнера, а окружающим нечего о нём и вспомнить. Надо ли тратить жизнь так бездарно?

Мечты не должны перерастать в пустые мечтания, как это происходило у героев пьесы М. Горького «На дне». Такие мечтания приводят к разочарованию в жизни и к полной деградации.

Убедиться в этом можно и на примере героев Чехова: Беликова из «Человека в футляре», Николая Ивановича из «Крыжовника», доктора Старцева из «Ионыча».

В противовес чеховским и гоголевским героям благородны устремления Данко и Мцыри, Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет, даёт силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья.

1. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

2. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

3. Л. Н. Толстой «Война и мир»

4. А. П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»

5. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

6. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

7. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

8. И. А. Гончаров «Обломов»

9. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

10. Н. В. Гоголь «Шинель»

11. М. Горький «Старуха Изергиль»

12. М. Горький «На дне»

Месть и великодушие

1. Почему месть считают уделом слабых?

2. Всегда ли надо прощать?

3. Какого человека можно назвать великодушным?

4. Согласны ли Вы с советом В.П. Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?

5. У кого можно поучиться быть великодушным?

6. «Хочешь порадоваться мгновение — отомсти, хочешь радоваться всю жизнь — прости» (Франц Шуберт). Как Вы понимаете высказывание?

7. В наше время нужно ли быть великодушным?

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей. Какой может быть реакция человека на жизненные вызовы, на поступки окружающих, как поступают люди в ситуации нравственного выбора.

Великая душа — великодушие… Какого человека можно назвать великодушным? Как сохранить великодушие и научиться прощать предателей, убийц, подлецов? На эти вопросы нелегко найти ответ. Обратимся к литературным героям.

Великодушие, всепрощающую и жертвенную любовь к людям воплощает в себе Иисус Христос. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа понимает и прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Где взяла в себе силы Мария, героиня романа Виталия Закруткина, простить немца и помогать ему? Этот поступок раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой.

Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан и Михаилом Шолоховым в рассказе «Судьба человека». Не озлобился, не очерствел душой Андрей Соколов, приютивший мальчика-сироту.

Как любовь к Маше Троекуровой заставила Владимира Дубровского отказаться от мести? Почему Кирила Петрович пошёл на подлость, чтобы разорить бывшего друга? На эти вопросы нужно попробовать ответить в своём размышлении по представленным темам.

Ещё один аспект для размышлений может быть представлен в сочинении: жалость и великодушие — это одно и то же? Можно ли назвать великодушным странника Луку из пьесы М. Горького «На дне»? Человек с большой душой, способный на сострадание, не может заводить другого человека в тупик, как слащавый обманщик Лука.

А надо ли мстить? Ответ на этот вопрос может подсказать Родион Раскольников. Не получилось у него без мучений для своей совести убить старуху. Пострадал, в конечном итоге, сам Родион. А Соня, сострадающая своему отцу, простившая мачеху, выгнавшую ее на улицу, остаётся благородной и щедрой.

Ярким примером великодушия и человечности являются поступки героев повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Оказавшись в гуще политических событий во время сталинских репрессий на Кавказе, русский мальчишка Колька и чеченский Алзухур проявили истинное великодушие и благородство. Их понимание происходящего и умение сострадать соединили детские судьбы, показали их недетское превосходство над взрослыми.

Не лишён великодушия даже «разбойник» и «душегуб» Емельян Пугачёв. Вспомним его поступки по отношению к Петру Гринёву и Маше Мироновой.

Итак, в сочинениях данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

1. А.С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

5. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

6. М. А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»

7. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

8. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

9. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

10. А. Солженицын «Матрёнин двор»

11. М. Горький «На дне»

12. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Искусство и ремесло

1. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (В. Г. Белинский). Так ли это?

2. Почему искусство вечно?

3. Может ли ремесло стать искусством?

4. Чтобы заниматься искусством, талант необходим обязательно?

5. На что способно настоящее искусство?

6. Как Вы понимаете высказывание Б. Брехта «Большое искусство служит большим целям»?

7. Кто такие ремесленники в искусстве?

Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.

В романе «Мастер и Маргарита» противопоставляются настоящий Мастер и ремесленник Иван Бездомный. Сложный путь пришлось пройти Бездомному, чтобы понять, в чём суть настоящего искусства.

Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.

Проблема творческого поиска звучит в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Творческий процесс очень сложен для Юрия Живаго. Для него, как и для Пастернака, «вдохновение» — не просто слово. Это удивительный, ничем не объяснимый душевный выплеск, полный эмоций. В момент творческого порыва «он избавлялся от упреков самому себе, недовольство собою, чувство собственного ничтожества на время оставляло его». Это доказывает, что настоящий художник сам себе не принадлежит, он посредник между людьми и высоким служением, дарованным ему свыше.

1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

4. А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

5. Н. В. Гоголь «Портрет»

6. И. С. Тургенев «Отцы и дети»

7. Б. Пастернак «Доктор Живаго»

Доброта и жестокость

1. «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (Д. И. Фонвизин)

2. Что такое доброта?

3. Может ли доброта навредить?

4. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

5. Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?

6. Верно ли, что «доброта лучше красоты» (Г. Гейне)?

7. Нужно ли пресекать жестокость?

Темы данного направления нацеливают выпускников на размышления о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь.

Добро, доброта — зло, жестокость. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Добро и любовь к людям несёт в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа, который прощает своего убийцу Понтия Пилата, даже старается ему помочь. «Все люди добрые», — говорит Иешуа. Эту веру несёт он вместе со своим крестом на Голгофу. С этой верой погибает.

Примером жестокой расправы над своими врагами служит сцена казни капитана Миронова и его жены в романе «Капитанская дочка». Что заставляет Пугачёва выставлять свою жестокость напоказ? Какими интересами может быть эта показательная казнь оправдана? И даже найдёт читатель оправдание поступкам Пугачёва политической ситуацией, условиями войны, когда не ты, так тебя, но всякий раз будет содрогаться при чтении сцены, потому что здравомыслие не может оправдывать зло и жестокость.

Тема под номером 5 может быть рассмотрена также на примере «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка. Политическое убийство в интересах государства возможно? А тысячи загубленных жизней в советских лагерях, о жизни которых повествует А. И. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛаг»? Всё чаще звучат в наше время оправдания политики Сталина: правильно, мол, делал, зато государство сохранил, зато страну не растранжирил. А если на месте репрессированных твой отец? Брат? Муж? Жестокость оправдана?

Не находим оправдания мы и жестокой расправе Раскольникова над старухой-процентщицей и её сестрой Лизаветой.

По-детски просто, но очень правильно звучат жизненные принципы Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» или «Знаешь, чем хороша пустыня? — Где-то в ней скрываются родники!» В них глубокий смысл: живи, как велит тебе твоё сердце, ищи родники в каждом человеке, и тогда сам будешь жить, как живой родник.

В повести В. Распутина «Уроки французского» главными уроками для рассказчика стали уроки доброты. Лидия Михайловна жалела своего ученика и старалась бескорыстно ему помогать. Только спустя годы герой понял истинную цену этих уроков.

1. А. С. Пушкин: «Капитанская дочка», «Дубровский»

2. Л. Н. Толстой «Война и мир»

3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

4. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5. В. А. Закруткин «Матерь человеческая»

6. Экзюпери «Маленький принц»

7. В. Распутин «Уроки французского»

8. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

9. Б. Пастернак «Доктор Живаго

10. А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

11. Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны»

12. А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛаг»

Темы 2020 года

ФИПИ изменил подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Больше не будет пяти направлений, известных заранее, а на экзамене ученику придется выбирать из шести тем. Объясняем, как изменилось итоговое сочинение 2022/23.

итоговое сочинение 2022-2023

Каким будет итоговое сочинение 2022/23

Чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, ознакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

Каким итоговое сочинение было раньше

ФИПИ заранее публиковал направления (о направлениях 2021 читайте в нашей прошлогодней статье). На экзамене ученик получал 5 тем (по одной из каждого направления), выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придётся писать на экзамене.

Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022, «Забвению не подлежит» в 2020 и «Война и мир» в 2019, «Добро и зло» в 2019 и «Доброта и жестокость» в 2018 и так далее.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч). 

Планируется, что в дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения от ФИПИ будет ежегодно пополняться новыми темами.

Каким же будет итоговое сочинение 2022/23

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на следующие разделы и подразделы:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. 

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2022 года:

itogovoe-sochinenie-2022-2023

Пример тем для итогового сочинения 2022/23, ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения не поменялись.

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!).
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение 2022/23: критерии

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет», экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для итогового сочинения 2022/23

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М. Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой 
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Итоговое сочинение проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что для хорошего результата необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом. Сделать это вы сможете на курсе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. При его покупке вы получите курс по итоговому сочинению всего за 1 ₽. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно!

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Итоговое сочинение 2023


  • 05.09.2022

    Универсальный список литературы для итогового сочинения 2022-2023


    (81995)


  • 04.09.2022

    Аргументы для итогового сочинения 2022-2023


    (304619)


  • 02.09.2022

    Примеры итоговых сочинений 2022-2023


    (192773)


  • 20.08.2022

    Изменения в итоговом сочинении 2023


    (10866)


  • 13.08.2022

    Литература для итогового сочинения 2022-2023


    (137013)


  • 13.08.2022

    Темы итогового сочинения 2022-2023


    (432588)


  • 13.08.2022

    Закрытый банк тем итогового сочинения 2023


    (477071)


  • 13.08.2022

    Направления тем итогового сочинения 2023


    (244970)


  • «Природа и культура в жизни человека»


    (3)


  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»


    (4)


  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»


    (3)

Таблица — презентация итоговое сочинение 2022-2023 учебный год удобна для распечатки. Она может быть использована в качестве памятки, шпаргалки для 11 классов. В ней представлены основные сведения, необходимые для понимания и осуществления подготовки к итоговому сочинению.

Скачать таблицу: в ворде, в пдф

Направления, темы и рекомендации для итогового сочинения 2023

itog-2023

Требования к итоговому сочинению

Требование №1 Минимальное количество слов в сочинении – от 250, рекомендуемое количество – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям: «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»

Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Структура сочинения

Вступление (рассуждения о теме, которые заканчиваются тезисом)- 60-100 слов.

Основная часть — 1 аргумент-тезис — пример из произведения — микровывод; — 2 аргумент-тезис — пример из произведения – микровывод …)

Количество примеров может быть любое!

Заключение (итоги, выводы) – 40-70 слов

Как правильно написать вступление?

1.Найти ключевые слова в формулировке темы.

2.Объяснить значение ключевых слов.

3.Если в формулировке есть цитата или метафора, объяснить, как Вы понимаете её смысл. 4.Повторить вопрос темы.

5.Если вопроса в теме не было, надо сформулировать его (КАК…? ПОЧЕМУ…? КАКИМ ОБРАЗОМ…?)

6.Дать свой ответ на вопрос – это ТЕЗИС, который надо подтвердить в основной части сочинения литературными примерами.

На экзамене могут встретиться 3 варианта формулировки темы:

вопрос (Что значит идти дорогой чести?)

цитата (Согласны ли Вы с высказыванием: «Жизнь скучна без нравственной цели»?)

повествовательное или назывное предложение (Поиски нравственного идеала в литературе)

Пример тем для выбора на итоговом сочинении

1)Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

2)Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

3)Семейные ценности и их место в жизни человека.

4)В чём может проявляться любовь к Отечеству?

5)Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

6)Чему человек может научиться у природы?

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является обязательным этапом перед государственной итоговой аттестацией (ГИА). В 2022-2023 учебном году основной датой написания итогового сочинения будет 7 декабря 2022 года.

Стоит отметить, что Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения с 2022-2023 учебного года принял решение изменить подход к формированию комплектов тем итогового сочинения. Теперь они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.

Информацию о результатах итогового сочинения смотрите здесь.

  1. Источники данных
  2. Комментарии (1)

Направления и темы итогового сочинения от ФИПИ в 2022-2023 году

В 2022-2023 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут собираться только из тех тем, которые уже использовались в прошлые годы (всего их более полутора тысяч). В дальнейшем закрытый банк тем итогового сочинения будет ежегодно пополняться новыми темами.

На сайте ФИПИ перед началом учебного года были размещены разделы и подразделы банка тем итогового сочинения.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества;
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом;
1.3. Познание человеком самого себя;
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции;
2.2. Человек и общество;
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек;
3.2. Наука и человек;
3.3. Искусство и человек.

Помимо этого был также опубликован образец комплекта тем.

Дата проведения итогового сочинения в 2022-2023 году

Несмотря на то, что направления тем публикуются заранее, конкретная тема становится известной за 15 минут до начала экзамена. Итоговое сочинение оценивается «зачет» или «незачет». Получившие «незачет» не допускаются к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) допускают только выпускников, получивших «зачет».

По информации Рособрнадзора, в 2022-2023 учебном году итоговое сочинение пройдет:

  • основной срок — 7 декабря 2022 года (среда)
  • дополнительный срок — 1 февраля 2023 года (среда)
  • дополнительный срок — 3 мая 2023 года (среда)

Чтобы принять участие в сочинении (изложении), нужно подать заявление директору школы не позднее, чем за 2 недели до даты проведения. Для детей-инвалидов и учеников с ограниченными возможностями вместо сочинения проходит итоговое изложение. При этом темы (направления) не меняются. Сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Сколько времени дается на итоговое сочинение в 2022-2023 году

На написание итогового сочинения дается 3 часа 55 минут (235 минут). Для лиц лиц с ОВЗ, детей — инвалидов, инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, время итогового сочинения (изложения) увеличено на 1 час 30 минут (90 минут).

Примеры итоговых сочинений в 2022-2023 учебном году

Для подготовки к итоговому сочинению или изложению на сайте ФИПИ размешен сборник из более чем 300 текстов разной тематики, в том числе с тестов предыдущих годов.

Также можно скачать рекомендации по подготовке и написанию итогового сочинения, разработанные экспертами ФИПИ в предыдущие годы.

Подписывайтесь на GOGOV

11939

Новости

  • Решиться или решится как пишется правильно
  • Решить уравнение как пишется
  • Решить втайне как пишется
  • Решить в тайне как пишется
  • Решить в общем как пишется