Республика шкид сочинение рассуждение

Уважаемые Дамы и Господа!

Прошу Вас обратить внимание на гениальную экранизацию Георгия Полоки «Республика ШКиД», созданная в 1966 году на киностудии «Ленфильм». Я считаю, что этот фильм актуален во все времена и в лихую годину, и эпоху процветания, при любом строе. Политические перевороты, революции круто меняют жизнь, но более всего страдают в эти времена дети. Они теряют родителей, семьи…обстоятельства заставляют их самостоятельно находить выходы из бедственного положения, порой незаконные воровство, разбой, попрошайничество…Их жизнь никого не интересует? Нет, нашлись сподвижники, которые доказали своими идеями и трудом, что ребенок имеет право на детство, заботу взрослых и государства,  счастье и будущее. Организация трудовых педагогических колоний, школ для трудных подростков – прогрессивные методы тех лет. Через труд, дисциплину, организацию достойного быта, социального и эстетического воспитания, общего коллективного результата, дети почувствовали себя значимыми, частью огромной страны. И все это благодаря педагогам, таким как герой фильма директор школы В.Н. Сорока-Росинскому, понимающему, отзывчивому человеку, который принял на себя не только педагогические проблемы, но и организацию хозяйственной деятельности, «осевший, живший вместе с детьми, переживший связь со всем коллективом, как нечто серьезное и длительное, как эпоху своей собственной жизни, а не как эпизод»*. На мой взгляд, только такой воспитатель способен вернуть из хауса к достойной жизни. Его либеральное отношение к воспитанию детей порождает доверие, развивает самостоятельность и ответственность. С. Ю. Юрский, сыгравший Викниксора, показал прирожденного педагога, преданного своему делу, это ленинградский учитель, который работает так вдохновенно и плодотворно, сопереживает каждому воспитаннику, их проблемы и успехи воспринимает как свои собственные. Ведь пережитый вместе опыт, нужда и напряжение, радость и улыбка – это роднит людей, как и совместная работа. Также хочется отметить мою коллегу, учительницу иностранного языка Эланлюм за ее отзывчивость и доброту, располагающую к себе культурой общения, тактом. У нее есть редкая способность чувствовать эмоциональное состояние детей, помогать им советом и своей безграничной любовью, в которой так нуждались дети. Каждый из педагогов в первую очередь видел в воспитанниках не трудных подростков, а обделенных детей, нуждающихся в понимании, доверии и совете. Учителя были наставниками, они зарождали желание в детях к знаниям, желание к созданию счастливого созидательного будущего. Использование игрового начала помогло породить интерес к обучению, коллективный труд и ответственность друг за друга сплотило учащихся и сдружило их. Индивидуальный подход, выявления талантов у каждого из детей привело их к осознанию себя как личности. Строгий режим дня, распорядок помогли привести к дисциплине. Инициативность – один из главных принципов воспитания в ШКиД. Редакция газеты, кружки, театр развили в детях творческий потенциал, умение работать в коллективе. Воспитанники ШКиД приобрели профессию и стали полноценными участниками большой страны. Сплоченный труд педагогов этой кинокартины оказался плодотворным, из этих детей получились честные граждане: рабочие, учителя, режиссеры, строители…Многие считают, что эти педагогические методы не современны, но жизнь показала обратное,  ведь на плечи этих бывших детей легли тяготы Великой Отечественной войны и благодаря их самоотверженности, выдержки, любви к отечеству наша страна одержала победу над фашизмом, а потом были великие трудовые подвиги по восстановлению страны. Они до конца своей жизни остались верны принципам – ТРУД, ДИСЦИПЛИНА, БЛАГО РОДИНЫ, привитые такими педагогами как учителя-герои этого фильма.

*А.С. Макаренко

метки: Повесть, Республика, Произведение, Рассказ, Подросток, Рассуждение, Книга, Школа

В начале 1927г. вышло в тираж произведение, никому не известных молодых авторов: Г.Белых и Л.Панкратова «Республика ШКИД», которым удалось с первой попытки завоевать признание читателей.

Повесть имела небывалый успех, её читали запоем, обсуждали, брали нарасхват, и она превзошла все ожидания критиков.

Книга уже в те времена стала бестселлером, а сами авторы бывшие беспризорники, описывают события, которые произошли с ними лично, и с их товарищами по школе.

Грядущее им уготовило участь бомжей, преступников и мошенников.

Но, Советы, с первых дней своего основания начали вести работу с трудными подростками, и направлять их в детские учреждения которые звучали просто «ШКИД», созвучное с социальным диалектом «Шкода».

В одном из таких учреждений в Ленинграде и происходят события описанные в книги.

Педагогическому коллективу работающему с трудными подростками, нелегко было справиться с малолетними преступниками, привыкших к свободе и цыганской жизни. У каждого из них, была своя богатая на авантюры автобиография, и неуравновешенный характер.

Хищным намётанным глазом, трудно воспитываемые подростки, находили у преподавателей «слабину», тем самым шли на шантаж, выживали с работы, и брали всё под свой контроль. На парней не действовали крики, воспитательные санкции, и они делали всё, чтобы унизить каждого взрослого.

Настойчивое сопротивление двух лагерей, длилось чуть ли не до самого конца повести.

Один союз — «халдеи» учителя, во главе с директором школы Викниксором. Другой — мятежные, и наглые подростки, которые ни перед чем не останавливались, чтобы добиться своего любой ценой.

Две силы ведут упорную борьбу, и педагоги делают всё возможное, чтобы найти путь к сердцу подростков, и завоевать их доверие.

Так или иначе, но беспризорники преподносят «бузу», какой ещё никогда не было. В классе и залах сооружают заграждение и учиняют дикое наказание «халдеям». Школа буянит, агрессивничает, а потом неожиданно успокаивается.

Если заглянуть в прошлое этих парней, то все они — искалечены жизнью, голодом, разрухой. На долю подростков выпали тяжёлые годы войны, блокады Ленинграда, и эти события не могли ни оставить «след» на их жизнь, полную страданий и лишений.

10 стр., 4595 слов

Образ жизни современного подростка

… шестого Б» Сочинение на тему «Осенние каникулы» Сочинение на тему «Моя семья» Сочинение на тему: «Каково быть подростком» Многие думают, что подростки — это … помощи других. Их поддержке в трудную минуту, советам в сложное время. Я – подросток, а это значит, что часто … смотрят телевизор или разговаривают по телефону. Не лучший пример для нас, их детей. А мы рассказываем друг другу свои впечатления …

Биографическая повесть, не обходит стороной все «острые углы», и сюжет не сворачивается в благополучный аспект, минуя все жизненные повороты событий.

Выпускники интерната, так долго не признававшие никаких законов, и не ладившие с правоохранительными органами всё таки становятся хорошими людьми.

Среди них не мало агрономов, журналистов, общественных деятелей, а Л.Пантелеев становится известным писателем, книги которого переводятся на многие зарубежные языки. И всё-таки несмотря на то, что прошло свыше пятьдесят лет, но книга не утратила своей актуальности, и её читают так же как и много лет назад.

Эту повесть написали бывшие беспризорные, одни из тех, кому судьба  

готовила участь бродяг, воров, налетчиков. Осколки разрушенных семей, они  

легко могли бы докатиться до самого дна жизни, стать «человеческой пылью»,  

если бы молодая Советская республика с первых лет своего существования не  

начала бережно собирать этих, казалось бы, навсегда потерянных для общества  

будущих граждан, сделавшихся с детства «бывшими людьми».  

На первый взгляд, герои Шкиды — бывалые ребята, прошедшие сквозь огонь,  

воду и медные трубы, отчаянные парни с воровскими повадками и блатными  

кличками — Гужбан, Кобчик, Турка, Голый барин (шкидцы переименовали не  

только свою школу, но и друг друга, и всех воспитателей) .  

Но стоит немного пристальнее вглядеться в юных обитателей Шкиды, как  

под лихими бандитскими кличками вы обнаружите искалеченных жизнью,  

изморенных долгим недоеданием, истеричных подростков, по нервам которых всей  

тяжестью прокатились годы войны, блокады, разрухи.  

Вот почему они так легко возбуждаются, так быстро переходят от гнетущей  

тоски к исступленному веселью, от мирных и даже задушевных бесед с  

Викниксором — к новому, еще более отчаянному восстанию.  

И все же нравы в республике Шкид с течением времени меняются.  

Правда, это происходит куда менее заметно и последовательно, чем во  

многих книгах, авторы которых ставили себе целью показать, как советская  

школа, детский дом или рабочая бригада «перековывает» опустившихся людей.  

Казалось бы, неопытные литераторы, взявшиеся за биографическую повесть в  

восемнадцатидевятнадцатилетнем возрасте, легко могли свернуть на эту избитую  

дорожку, быстро размотать пружину сюжета и довести книгу до благополучного  

конца, минуя все жизненные противоречия, зигзаги и петли. Но нет, движущая  

пружина повести оказалась у молодых авторов тугой и неподатливой. Они не  

соблазнились упрощениями, не сгладили углов, не обошли трудностей.  

Перед нами проходит причудливая вереница питомцев Шкиды разного  

возраста и происхождения.  

Даже самих себя Л. Пантелеев и Г. Белых изобразили с беспощадной  

правдивостью, лишенной какой бы то ни было подкраски и ретуши.  

Сын вдовы-прачки, способный, ловкий, изворотливый Гришка Черных, по  

прозвищу Янкель, рано променял школу на улицу. С жадностью глотает он  

страницы «Ната Пинкертона» и «Боба Руланда» и в то же время занимается  

самыми разнообразными промыслами: «обрабатывает двумя пальцами» кружку с  

пожертвованиями у часовни, а потом обзаводится санками и становится  

«советской лошадкой» — ждет у вокзала приезда мешочников, чтобы везти через  

весь город их тяжелый багаж за буханку хлеба или за несколько «лимонов».

Григорий Георгиевич Белых. Л. Пантелеев

Республика Шкид

Повесть (1926)

Шкид или Шкида – так “детективные” воспитанники сократили название своего учебного заведения – Школы социально-трудового воспитания имени Достоевского. Шкида возникла в 1920 г. в Петрограде. Ее основателями были Виктор Николаевич Сорокин-Викниксор и его жена Элла Андреевна Люмберг, преподаватель немецкого языка, известная в дальнейшем как Эланлюм.

Воспитанниками были беспризорники, попадавшие в школу из тюрем или распределительных пунктов. Так, один из первых шкидцев Колька Громоносцев по прозвищу Цыган пришел из Александро-Невской лавры, где содержались самые отпетые малолетние воры и преступники. Он сразу же стал лидером маленького коллектива, с усмешкой воспринимавшего нововведения завшколой: Викниксор мечтает превратить Шкиду в маленькую республику со своим гимном и гербом – тянущимся к свету подсолнухом.

Вскоре в школу приходит Гришка Черных, умный и начитанный мальчик, забросивший ради книг учебу и в конце концов угодивший в детскую трудовую колонию, а оттуда в Шкиду, где Цыган перекрестил его в Янкеля. Через неделю пребывания в Шкиде Гришка демонстрирует свои недюжинные способности, вместе с Цыганом стащив у эконома табак, но для первого раза Викниксор прощает провинившихся. Постепенно приходят новые воспитанники, среди них одноглазый Мамочка и Японец – знаток немецкого языка, умный и развитой бузила.

Вскоре он приобретает неоспоримый авторитет, написав вместе с Янкелем и Викниксором шкидский гимн.

Викниксор распределяет всех учеников по четырем классам – отделениям, однако штат учителей – по-шкидски халдеев – долгое время не удается сформировать: одни претенденты не могут справиться с буйными учениками, другие, не имея педагогического опыта, пытаются хоть как-то пристроиться в голодном Петрограде. Борясь за одного такого “педагога”, Янкель, Япошка, Цыган и Воробей поднимают народные массы на борьбу с халдеями, а вскоре приходят два учителя, которых Шкида полюбит, – Алникпоп и Косталмед.

Встревоженный беспорядками, Викниксор решает ввести самоуправление: избираются дежурные и старосты по классам, по кухне и по гардеробу сроком от двух недель до месяца. Старостой по кухне избирается Янкель; для неисправимых вводится изолятор.

Вскоре после этих нововведений приходит Слаенов – “великий ростовщик” Шкиды: он начинает спекулировать хлебом, подкармливая старших, создает себе мощную охрану, и вскоре вся школа, за исключением Янкеля, попадает к нему в зависимость. Ежедневно получая чуть ли не весь хлебный паек, Слаенов заводит рабов, выполняющих все его прихоти. Тем временем зреет недовольство – на кухне у Янкеля Мамочка и Гога обсуждают план борьбы. Однако Слаенов упреждает их, – разгром оппозиции начинается с Янкеля, которого Слаенову удается обыграть в очко на двухтысячный запас хлеба.

Мамочка и Янкель начинают манипулировать с весами и потихоньку, обвешивая Слаенова, возвращать ему долг, однако Викниксор заменяет Янкеля, проработавшего на кухне полтора месяца, Савушкой, который под давлением Слаенова вынужден делать приписки в журнале выдачи хлеба. Узнав об этом, Викниксор сажает Савушку в изолятор, однако поднявшаяся волна “народного гнева” сметает Слаенова, и он бежит из Шкиды. Рабство отменяется, а долги ликвидируются.

Весной шефствующее над Шкидой губоно организует поездку на дачу. Четвертое отделение вместе со своим педагогом графом Косецким ворует на кухне картошку, и это несколько умаляет в глазах ребят его достоинства как воспитателя. Разозлившийся Косецкий начинает применять по отношению к воспитанникам репрессивные меры, что приводит к травле педагога: его осыпают желудями, крадут во время купания белье, посвящают педагогу специальный выпуск стенгазеты “Бузовик” и, в конце концов, доводят халдея до истерики. Эланлюм ничего не говорит Викниксору, но тому в руки попадает “Бузовик”, и, вызвав к себе редакторов – Янкеля и Япошку, заведующий предлагает им заняться выпуском школьной газеты “Зеркало”.

Янкель, Японец, Цыган и другие с удовольствием берутся за дело. Вскоре начинаются перебои с доставкой продовольствия, и голодающая Шкида раз за разом совершает набеги на местные огороды, выкапывая там картошку. Разгневанный Викниксор обещает попавшихся на воровстве перевести в лавру, и вскоре эта участь едва не постигает представителей печати – Янкеля и Япошку, однако ручательство всей школы спасает их от заслуженной кары.

Тем не менее по возвращении в город заведующий объявляет о создании школьной “Летописи” для фиксации всех прегрешений воспитанников, начиная с попытки Янкеля стащить краски. Вводятся разряды поведения с первого по пятый, рассчитанный на воров и хулиганов.

Осенью четвертое отделение устраивает банкет по случаю выхода двадцать пятого номера “Зеркала”. Перед уходом из класса Янкель осматривает чугунку и не придает значения выпавшему из печки крохотному угольку, а ночью начинается страшный пожар, уничтожающий два классных кабинета и сжигающий подшивку “Зеркала”. Вскоре после пожара в Шкиду приходит Ленька Пантелеев, встреченный поначалу в штыки, но затем ставший полноправным членом дружной шкидской семьи.

Тем временем в Шкиде начинается газетная лихорадка, охватившая Янкеля и Цыгана, Япошку и Мамочку, Купца и Воробья и многих других, включая учеников младших отделений. Через три месяца ажиотаж спадает и из шестидесяти изданий остаются только четыре. Однако скучать халдеям не приходится: в Шкиде создается новое государство Улигания со столицей Улиган-штадтом; главная улица столицы носит гордое имя Клептоманьевский проспект, на нем находятся резиденции диктатора – Купца и наркомов: наркомвоенмор и книгоиздатель Янкель, наркомпочтель Пыльников и наркомбуз Япошка.

Младшие отделения объявляются колониями, создается гимн, герб и конституция, где халдеи объявляются врагами Империи. В конце концов одна из колоний переходит на сторону халдеев, арестовывает диктатора и производит переворот, провозглашая в Улигании Советскую власть. И вскоре шкидцы начинают приставать к Викниксору с вопросами, почему у них нет комсомола.

1 января в Шкиде проходит учет – проверка знаний, на которую приезжает заведующая губоно Лилина.

А по весне Улиганию охватывает любовная лихорадка, на смену которой приходит увлечение футболом. Томясь от безделья, Саша Пыльников и Пантелеев выбивают камнями окна прачечной, и Викниксор изгоняет их из Шкиды, дав, впрочем, возможность вернуться, если они вставят стекла.

Лишившись своего преподавателя политграмоты, ребята начинают заниматься самообразованием: по ночам Янкель, Японец и Пантелеев собираются на конспиративные заседания своего кружка. Викниксор предлагает им легализоваться. Так возникает Юнком и одноименный печатный орган, в редколлегию которого входит вышеназванная троица. Поначалу в Шкиде формируется негативное отношение к кружку, и тогда Саша предлагает устроить юнкомскую читальню.

Вскоре Викниксор уезжает в Москву по делам и начинается буза, которой не в силах противостоять ни Юнком, ни Эланлюм. Тон задают Цыган и Гужбан, которые вовсю воруют, а на вырученные деньги устраивают попойки, на одной из которых присутствуют несознательные юнкомцы Янкель и Пантелеев. Вернувшийся Викниксор, пытаясь спасти положение, прибегает к остракизму, в результате чего Цыгана, Гужбана и еще нескольких человек переводят в сельскохозяйственный техникум.

Вскоре после проводов происходит раскол в Цека: Янкель и Пантелеев, поглощенные мечтой стать артистами, начисто забрасывают свои юнкомские обязанности, что вызывает недовольство Япошки. Конфликт разгорается из-за вопроса о принятии в организацию новых членов и запрета курить в помещении Юнкома. Разъяренные Янкель и Пантелеев, с недавних пор ставшие сламщиками (что на шкидском наречии означает “верные и преданные друзья”), идут на раскол и начинают выпуск своей собственной газеты.

Это вызывает ответные меры со стороны Япончика: на экстренном пленуме Янкеля и Пантелеева исключают из Юнкома, однако дела с газетой идут у штрейкбрехеров хорошо, а в довершение разгрома они забирают из читальни свои книги, и Юнком спасает только то, что вскоре сламщики охладевают к борьбе с Япошкой и возвращаются к мыслям о кинематографической карьере, а в конце концов Янкеля и Пантелеева заново принимают в Юнком. Вскоре оба покидают Шкиду; вслед за ними уходят Воробей, Купец, Саша Пыльников и Японец.

Тем временем в Шкиду приходит письмо от Цыгана. Он пишет, что счастлив и полюбил сельскую жизнь, нашел, наконец, свое призвание.

…Через три года после ухода из Шкиды, в 1926-м, Янкель и Пантелеев, ставшие журналистами, случайно встречают Японца, кончающего Институт сценических искусств. От него сламщики узнают, что некогда ненавидевший халдеев Саша Пыльников учится в Педагогическом институте. Купца и Воробья Янкель с Пантелеевым встречают на улице; Купец, после Шкиды поступивший в военный вуз, стал красным офицером, Воробей вместе с Мамочкой работает в типографии.

Все они стали комсомольцами и активистами, поскольку, как замечает приехавший из совхоза по делам агроном Цыган, – “Шкида хоть кого изменит”.

О. А. Петренко

Loading…

Повесть «Республика Шкид» была написана в 1926 году молодыми авторами, когда одному из них шел лишь двадцатый год, а другому не было еще и восемнадцати. В самом начале 1927 года это произведение вышло в свет. Успех повести превзошел все ожидания. Одним из первых откликнулся на нее М. Горький, очень ценивший людей, «которым судьба с малых лет нащелкала по лбу и по затылку». Говоря об этой книге писатель подчеркнул, что она «сделана талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие из писателей зрелого возраста». Положительно отозвался о повести и С. Маршак. Он обратил внимание на то, что в «Республике Шкид» «со всей четкостью отразилось время», образ Петрограда тех суровых дней, когда в городе было слышно, как «ухают совсем близко орудия и в окошках дзенькают стекла».

Конечно, данная повесть – в первую очередь художественное произведение, рассказывающее о жизни дефективных подростков и их нелегком пути «восхождения к культуре». Но в то же время это рассказ о педагогической деятельности Виктора Николаевича Сорокина, или просто Викниксора, прозванного так его воспитанниками, которые переименовывали всех и вся. По этому поводу А.С. Макаренко в статье «Детство и литература» (1937) писал: «…Собственно говоря, это книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи». Однако это не совсем так, о чем и говорит С. Маршак, отмечая, что в этом случае школу вряд ли поминали бы добром бывшие воспитанники.

В действиях и решениях Викниксора действительно было немало промахов. Нередко он проявлял по отношению к своим питомцам чрезмерный либерализм, а порой прибегал к мерам, которые осуждает современная гуманная педагогика. Иной раз не хватало Викниксору и выдержки, необходимой для того, чтобы справиться со стихией, бушевавшей в Шкиде. У него не было той стройной и тщательно разработанной системы, какой требовал от воспитателей А.С. Макаренко, но он, тем не менее, был мудрым и внимательным педагогом.

 Викниксор знал Шкиду и ее нравы как свои пять пальцев. Он следил за жизнью на-селяющих школу учеников и вовремя направлял их неуемную энергию в мирное русло. Однажды в Шкиде появился новый халдей (то есть воспитатель) – Косецкий, который решил завоевать учеников, став их друзьями. Однако и он, и шкидцы зашли слишком далеко, и началась крупная буза, то есть война со всеми вытекающими отсюда последствиями. Появилась газета «Бузовик», название которой говорит само за себя. В итоге вопрос был урегулирован, было принято решение не посвящать в детали случившегося Викниксора. Известно заведующему было очень мало, но, я в этом уверена, он знал все-таки многое. И Викниксор как проницательный педагог понял всю опасность произошедшего. Он принял верное в данной ситуации решение и газета «Бузовик» стала официальным, в данном случае нравственно-ориентированной газетой «Зеркало».

Введение «Летописи» можно расценить двояко. С одной стороны, это был весьма не гуманный метод исправления, но с другой, была создана достаточно справедливая система наказаний и поощрений, и у ребят появился стимул к хорошему поведению, хотя в дальнейшем многие воспитанники подолгу не выходили из пятого разряда (куда попадают воры и хулиганы). Позже в «Летопись» стали вноситься и положительные замечания, и была введена система «съедания» хорошим поступком плохого.

Очень здраво поступил Виктор Николаевич и во время журнальной лихорадки. В Шкиде одновременно стало издаваться 60 периодических изданий. Викниксор долго не вмешивался, как бы давая ребятам возможность «потворить» вволю. Но когда дошло до того, что все превратились в редакторов, а издаваемые газеты и журналы не кому стало читать, заведующий предложил издавать общеклассную стенгазету. Мудрость такой тактики состоит в том, что, во-первых, воспитанники смогли реализовать себя и, возможно, найти свое настоящее призвание (как это случилось с Янкелем и Пантелеевым); во-вторых, последующее объединение не дало Шкиде разделиться на враждующие группировки. Когда же развернулась гражданская война между Улиганской и Халдейской республиками, именно Викниксор всех примирил. И еще не один раз мудрый заведующий принимал нужное решение в нужное время.

Виктор Николаевич сдерживал данные им обещания. Он верил в своих воспитанников, даже таких, казалось бы, безнадежных, как Долгорукий. Викниксор был уверен, что что-то не было использовано в воспитании этого подростка, погрязшего в воровстве, и нашел нужное средство – трудовое воспитание, которое, как мы знаем, возымело действие.

Что касается организации в Шкиде комсомольской организации Юнком, то это самое верное, что только можно себе представить. Шкида – социально-индивидуальная школа для дефективных, почти с тюремным режимом, поэтому  воспитанники ее не могли вступить в комсомол, даже если хотели. Я в целом негативно отношусь к советскому времени и к советской идеологии, так как знаю те плачевные результаты, к которым привела эта идеология. Но в то время и среди тех людей объединение шкидцев в русле единой коммунистической идеи, пусть и во многом антиутопичной, имело большое значение. У шкидцев появился идеал, к которому можно было стремиться, и, что самое главное, это объединило их с остальными людьми, населявшими Страну Советов, дало им возможность в будущем стать полноправными членами в своей стране.

Если переходить с разговора о конкретном педагогическом опыте к разговору о педагогике вообще, то можно сказать об очень важной и актуальной педагогической проблеме, нашедшей свое отражение в повести «Республика Шкид». Глава «Халдеи» начинается так:

Халдей это по-шкидски воспитатель.

Много их перевидала Шкида. Хороших и скверных, злых и мягких, умных и глупых, и, наконец, просто не­опытных, приходивших в детдом для того, чтобы полу­чить паек и трудовую книжку. Голод ставил на пост педагога и воспитателя людей, раньше не имевших и представления об этой работе, а работа среди дефективных подростков дело тяже­лое. Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно было, кроме педагогического таланта, иметь еще железные нервы, выдержку и громадную силу воли.

Только истинно преданные своему делу работники могли в девятнадцатом году сохранить эти качества, и только такие лю­ди работали в Шкиде, а остальные, пайкоеды или слабоволь­ные, приходили, осматривались день-два и убегали прочь, чув­ствуя свое бессилие перед табуном задорных и дерзких воспи­танников.

Много их перевидала Шкида.

Последняя фраза повторяется в главе как минимум трижды. В ней в завуалированном виде – вся тайна и специфика педагогического дела: Учителей много, а педагогов, настоящих педагогов – единицы. Первые приходят и уходят, не выдерживая испытания, вторые – остаются навсегда, или надолго, или «накрепко». В заглавие «Халдеев» вынесены слова М. Горького: «безумство храбрых», которые, на мой взгляд, очень точно выражают сущность педагогической деятельности. Работа в школе – это действительно «безумство храбрых», даже если вести речь об обычной школе. Очень часто в современную школу приходят без пяти минут студенты, только-только с госэкзамена. Школа для них оказывается единственным возможным местом работы. Потом, где-то через год, они уходят. Нельзя сказать, что эти учителя плохо преподают, иногда даже очень хорошо, но с самого начала они не хотят работать в школе. Так зачем же изводить себя и детей? По-моему лучше вообще какое-то время не работать. Школа – для избранных. Учитель может быть только настоящим, иначе он не учитель, и уж тем более не педагог. Именно об этом и говорит повесть «Республика Шкид».

Анализ книг Г. Белых, Л. Пантелеева ‘Республика Шкид’, В.Н. Сорока-Росинский ‘Школа им. Достоевского’ и детского фильма ‘Республика Шкид’

Министерство образования Московской области

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Контрольная работа

Тема: Анализ книг Г. Белых, Л. Пантелеева «Республика Шкид», В.Н. Сорока-Росинский «Школа им. Достоевского» и детского фильма «Республика Шкид»

Коломна 2013 год

Наша работа неспроста начинается с этого четверостишья, ведь речь в ней пойдет о детской литературе, которая имеет совсем не детский характер. С одной стороны книга Г.Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД», написанная бывшими беспризорными, одними из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков с другой стороны книга великого педагога и деятеля образования В.Н. Сорока-Росинского «Школа им. Достоевского».

Обе эти книги повествуют о «Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращенная ее дефективными обитателями в звучное «Шкид».

В облупленном трехэтажном здании на Петергофском проспекте работает новая школа-интернат. Где педагогам совсем нелегко обуздать буйную ораву подростков, сызмала привыкших к вольной, кочевой, бесшабашной жизни. У каждого из них своя, богатая приключениями биография, свой особый, выработанный в отчаянной борьбе за жизнь характер. шкид белых пантелеев росинский

«Республика Шкид» — добрая и веселая книга о беспокойных жителях интерната для беспризорных, об их воспитателях, о том, как хулиганы и карманные воришки превращаются в людей, поступки которых определяют понятия «честь», «совесть», «дружба». В этой книге авторы отлично, а порою и блестяще рассказывают о том, что было пережито ими лично и товарищами за время пребывания в школе. Они сумели нарисовать изумительно живо ряд характеров и почти монументальную фигуру Викниксора, заведующего школой.

Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них — Белых — шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет. В кабинете заведующего петроградским губернским отделом народного образования Лилиной Златы Ионовны появились два юноши с большой кипой бумаги. «Мы написали книгу о школе Достоевского» — сообщили они, и вывалили на стол огромную пухлую рукопись…Дальнейшие события закрутили ребят с неимоверной быстротой. Всего через год рукопись, слегка «причесанная» рукой Шварца и Маршака, и дополненная иллюстрациями Тырсы, воплотилась в талантливейшую книгу. Книгу, о которой быстро заговорили. Книгу, которая неожиданно приобрела огромную популярность у читателя и стала настоящим событием в литературе. Книгу, которая, наконец, через 40 лет будет талантливо экранизована режиссёром Геннадием Полокой.

Но «Республика Шкид» — это литературное произведение, где в художественной форме бывшие ученики школы рассказывают о своем обучении в ней, о своих шалостях и проказах и о своих впечатлениях от всего ими здесь пережитого. Художественное произведение не фотография действительности, автор его может по-своему распоряжаться фактами: одни может выдвигать на первое место, другие затушевывать, об ином умолчать. Он волен и осветить, и оценить их по-своему. Он может кое-что и прибавить, присочинить — то, чего не было, но что все-таки могло быть.

Совсем иное — школа имени Достоевского В.Н Сорока-Росинского. В книге «Школа Достоевского» он полно и глубоко рассказал о своем педагогическом методе, о своей системе и — шире — обо всей своей жизни педагога. Это не художественный вымысел, а реальные люди, жившие и действовавшие в ней в 1920-1925 гг. Это педагогическая система, выражавшаяся в ряде действий учителей и воспитателей этой школы, в ряде их педагогических приемов. Это ребята, учившиеся в ней, подвергавшиеся процессу своего перевоспитания и как-то реагировавшие на эти воздействия на себя со стороны педагогов. Рукопись эта обрывается на полуслове. Но и сто пятнадцать ее страниц, и те статьи и материалы, которые сейчас стали известны, воспоминания учеников и коллег — все это дает достаточное основание, чтобы определить значительный вклад В.Н. Сорока-Росинского — практика и теоретика — в развитие советской педагогической науки. В 1920 году Сорока-Росинский стал заведующим школой имени Достоевского. Руководство этим интернатом для трудных детей было, вероятно, самым значительным делом его жизни. С чувством глубокой благодарности вспоминает он и о своих коллегах по школе. «Никогда еще, — пишет он, — не работали ленинградские учителя с таким подъемом, так вдохновенно и плодотворно, невзирая ни на что — ни на голод, ни на разруху, ни на всеобщее обнищание».

Итак, давайте же посмотрим на особенности педагогов, которые трудились бок о бок с гениальным заведующим «трудной» школы Викниксором.

) Черты и психологические особенности педагогов, работавших в школе им. Достоевского.

Из шестидесяти педагогов, в разное время пришедших в школу Достоевского, удержалось всего десять. Но это были, как писал В. Н. Сорока-Росинский, «породистые», с четко выраженной личностью педагоги». Ядро педагогического коллектива составили товарищи Сорока-Росинского по Путиловскому училищу: добрая и отзывчивая Элла Андреевна Люминарская или Эланлюм, как прозвали её шкидцы, рискнувшая занять пост заместителя; Константин Александрович Меденников (Косталмед), обучавший ребят гимнастике; Александр Николаевич Попов (Алникпоп), преподававший историю. Все они согласились давать в порядке совместительства несколько уроков в неделю по своим специальностям. От учителей многое зависит: будет ребенок с аппетитом поглощать знания или игнорировать все то, что говорят учителя.

Элла Андреевна Люминарская, она обладала такой особенностью, как тонкая способность сочувствия в прямом смысле этого слова, т. е. способность заражаться настроением другого человека — чувствовать его радость или непосредственно переживать его горе. Это и помогло ей получить расположение учащихся.

Ещё одного из учителей описал сам Сорока- Росинский в своей книге:

«Был преподаватель математики Д. Представьте себе жгучего брюнета, далеко уже не первой молодости, с пышной шевелюрой, с чрезвычайно выразительной физиономией кавказского образца, с глазами, как сливы, и с необычайно широким диапазоном разных эмоциональных реакций…

Этот учитель оказался в состоянии, несмотря на все его выходки, добиться того, что математика стала для его учеников любимым предметом. Никаких конфликтов у Д. с ними не было: он хорошо знал свое дело, всегда с увлечением преподавал, всегда был искренен и доброжелателен, прилагал все усилия, чтобы обучить своих питомцев, радовался вместе с ними их успехам, горевал вместе с ними при неудачах. И ребята ценили его».

Я считаю, что нужно быть настоящим, любить своё дело и верить, что семена добра, которые ты посеешь, обязательно принесут свои плоды и помогут беспризорной детской душе «выйти в люди». Настоящий учитель будет относиться к ученикам с материнской нежностью, отцовской любовью и мудростью наставника.

)Что ценил Виктор Николаевич Сорока- Росинский в своих коллегах.

В книге «Школа Достоевского» Виктор Николаевич выделяет две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, «породой» и безразличные, «беспородные». Он ценил в первую очередь в учителе его личность, определенный склад характера, его неповторимый стиль. Только те педагоги, кто способен тонко чувствовать настроение ребят, умеет вместе с ними, и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них добивались расположения Сорока- Росинского и его воспитанников.

А авторы книги «Республика ШКИД» тепло описывали преподавателя словесности, который завоевал их расположение исполнением уличного фольклора во время занятий. Но Викниксор не приемлил такой метод и принцип работы педагога, потому что считал, что наставник должен не только увлекать и вести за собой своих питомцев, но и давать рациональное зерно знаний.

)Какие приёмы и методы использовали в своей работе учителя школы им. Достоевского с детьми.

Он ценил нестандартные подходы, но только те, которые приносит пользу, поэтому в своей работе использовал следующие методы:

) «Всякое знание превращать в деяние». Использование игрового начала в обучении и воспитании учащихся- вот что лежало в основе школы имени Достоевского. Любое из знаний шкидцы ценили лишь тогда, когда его можно было сразу пустить в ход, сделать из него что-нибудь осязаемое, интересное. Например, после урока истории ребята в кружке изо рисовали на исторические темы, изготовляли наглядные пособия. Применение игрового начала в обучении не только очень оживило классную работу, но и обеспечило возможность продолжать обучение на вечерних занятиях в виде веселых инсценировок.

«Сначала читали вслух учителя, а затем и наиболее смышленые ребята. А когда перешли от прозы к поэзии, то шкидцы поняли, что существует еще один вид искусства — декламация. А это сразу привлекло наиболее одаренных в этом отношении воспитанников и возбудило у остальных интерес и дух соревнования. От простой декламации перешли к обыгрыванию сюжета, к чтению по ролям — совсем как в театре, а вскоре задекламировали под руководством учительницы немецкого языка и по-немецки.

) «День по часам и минутам».

Виктор Николаевич ценил каждую минуту, поэтому установил строгий распорядок дня. Завтрак, обед и ужин были в определенные часы и только в столовой, а ни в спальных комнатах, как это приноровились делать шкидцы. Тех, кто проказничал, ждало наказание- свой завтрак они получали в ужин. Это помогало организовать порядок в столовой. Также, отдельное внимание заведующий школой уделял чистоте. Своих домочадцев школа привела в опрятный вид. Ведение чистоты и порядка- один из принципов работы Сорока- Росинсского.

) «Инициативность детей в любой деятельности» — так формулировал Виктор Николаевич один из главных принципов воспитания. В школе постоянно возникали различные творческие союзы детей, любой из шкидцев имел право на выпуск своей газеты или журнала, право на полемику. Всё это давало простор развитию самостоятельности и творчества. Не случайно среди выпускников Шкиды оказалось немало людей, нашедших свое призвание в литературной деятельности, в интеллектуальном труде.

) «Власть народу». Чтобы воспитанники чувствовали себя не только объектами, но и субъектами воспитательного процесса, кухню, кладовую и гардероб полностью передали в руки детей. По каждой из этих частей хозяйства выбирался староста, в помощь которым назначались дежурные на каждый день. Дежурные принимали продукты из кладовой, проверяли закладку продуктов в котел. Через них же происходила и раздача всякой еды. Все служащие питались вместе с ребятами за одним столом.

Была в школе Достоевского и обязательная физическая работа — участие в хозяйственной жизни: заготовка дров, мытье посуды, уборка комнат для сна и занятий, лестниц, уборных, изготовление зимней обуви, а также дежурства по кухне, по столовой, по гардеробной и спальне. Но никакой вид труда никогда не применялся как наказание. Более того: если обычные трудовые наряды назначались в порядке очереди, то такие неприятные работы, как мытье уборных, производились, лишь на добровольных началах. Причем желающих всегда находилось больше, чем требовалось. Введенная регистрация каждым воспитанником добровольного доброго дела привела к всеобщему увлечению «добровольчеством», когда ребята стали сами просить работу: помыть пол, лестницы, уборные, наколоть дрова и т. д. Добровольный труд стал для шкидцев нормой жизни.

)»Система разрядов». В школе производилась оценка поведения воспитанников. Но принималась ни балльная система, а система разрядов. Разрядов получилось пять. В первом разряде те, кто не имел ни одного замечания в «Летописи» в течение четырех недель. Перворазрядники пользовались еженедельными отпусками с субботы до понедельника, если у них имелись родители или знакомые, известные заведующему. Перворазрядники пользовались правом прогулок в свободное время и в течение рабочей недели.

Ко второму разряду относились те, кто за неделю не имел записей в «Летописи». Они так же, как и перворазрядники, пользовались отпуском, но право свободной прогулки для них ограничивалось временем после обеда и началом вечерних занятий.

В третий разряд входили те, кто получал не более трех записей в «Летописи» в течение недели. Такие пользовались лишь отпуском, если имели родителей, но правом свободной прогулки они не пользовались, а могли играть лишь во дворе или гулять с группой в сопровождении дежурного воспитателя.

В четвертом разряде считались те, кто получил свыше трех замечаний, а поэтому и лишались как права отпуска, так и прогулок вне школы даже с воспитателем.

Наконец, в пятом разряде значились те, кто был замечен в воровстве, позволял себе насильничать по отношению к младшим или слабосильным товарищам, был виновен в умышленной порче школьного имущества и в наглом поведении по отношению к педагогам. Такие не пользовались ни отпуском, ни прогулками вне двора школы; к таким в критических случаях мог быть применен и изолятор — комнатенка, где обычно хранились маты и другие гимнастические принадлежности.

Все полученные за день замечания рассматривались заведующим либо его заместителем. Каждый записанный имел право возражать против записей, и если ему удавалось доказать свою правоту, то запись вычеркивалась. Разряды же устанавливались воспитателями на еженедельных классных собраниях с правом апелляции заведующему школой. В результате распределение всяких благ очень упрощалось: оглашался список вещей, подлежащих распределению, старосты составляли список нуждающихся, а затем эти вещи распределялись в порядке очереди по разрядам.

Наряду с замечаниями в «Летопись» вносились такие поступки, как заступничество за обиженного товарища, хорошая инициатива, отлично выполненная работа или выполнение в порядке добровольчества не по наряду каких-нибудь тяжелых или неприятных работ. Такие поощрительные записи принимались в расчет при определении разряда, особенно когда ставился вопрос о его снижении.

Все выше перечисленные приёмы работы педагогов школы имени Достоевского способствовали формированию интеллигентов из беспризорников. Так какими были ребята до определения их в шкиду?

)Психолого- педагогическая характеристика воспитанников школы им. Достоевского.

Этих сорванцов вырастила улица. Она вложила в их головы свои порядки, где воровство- это не преступление, а способ выживания. Беспризорников, карманников, воров, хулиганов, успевших, несмотря на юный возраст, пройти сквозь огонь и воду направляли на порог новой жизни. Это были дети, изувеченные непосильными для их возраста переживаниями. Половина — с уголовным прошлым. Всё в них — и психика, и нервы, и жизненная установка — требовало даже не ремонта, а полной перестройки.

Книга Белых и Пантелеева строится так, что начинаешь видеть, как постепенно складывались традиции, правила и законы Шкиды, как шаг за шагом незаметно менялась она вся в целом, и менялся облик каждого ее воспитанника в отдельности. Из этих ребят вышли хорошие честные люди — рабочие, военные, писатели, режиссеры, учителя, агрономы…

Бывшие питомцы Шкиды не только приобрели профессии: они стали участниками большой жизни страны. Сделаться хорошим вором, шнифером или квартирником — в этом видел свое счастье Цыган. Теперь у него совсем другая мечта — служить людям. В этом заслуга школы Достоевского и её педагогов. Именно они смогли из неустойчивой психики каждого ребёнка ежедневно по кирпичику вкладывать только лучшее, построить правильные жизненные уклады и правильный взгляд на мир.

)Разбор педагогической ситуации по книгам и фильму:

Педагогические приемы, способные воздействовать на воспитанников ежедневно внедрялись под руководством Заведующего школой, который открывается с самых разных сторон: добрый и мягкий, грозный и карающий, реально, трезво и мудро видящий жизнь и врученных ему ребят — и чудак, буквально ребенок, которого ничего не стоит обвести вокруг пальца опытному, прожженному хулигану. Авторы говорят только о фактах, но каждое слово, каждый жест, каждая деталь так красноречивы, что за конкретными поступками Викниксора угадывается и другая, скрытая от глаз воспитанников жизнь, явственно ощущаются долгие часы раздумий и размышлений педагога.

Так, замечательно чувствуется этот второй план в эпизоде, когда Викниксор держит речь перед укравшими табак ребятами. И в испытующем взгляде, каким он окидывает присмиревших воспитанников, и в торжественных и грозных словах и в том, как он невыносимо долго затягивает паузу перед окончательным решением и, только, вымотав как следует ребят, объявляет о полном их прощении, вызвав бурю радости и раскаяния, — во всем этом виден, конечно, продуманный и взвешенный расчет. Впрочем, вряд ли один лишь расчет, даже самый тонкий, мог бы воздействовать на этих многоопытных бузовиков. Каждой клеточкой своего существа они чувствуют, что перед ними стоит не только рассерженный заведующий, имеющий право решить судьбу любого из них. Рядом с ними близкий, необходимый им человек: в их глазах Викниксор похож сейчас на отца. Отнюдь не сентиментальному Гришке хочется показать свое лицо заведующему, «показать, что он в слезах и что слезы эти настоящие, как настоящее раскаяние». Но и Гришке суждено увидеть, что «Викниксор — гроза шкидцев, Викниксор — строгий заведующий школой — тоже плакал, как и он, Янкель, шкидец».

Заключение

В заключении хочется сказать, что читая эти произведения, попадаешь в неизвестный для тебя мир со своими порядками и устоями. Нашему поколению тяжело судить о времени, которое давно миновало. А эти книги позволяют читателю узнать и переосмыслить времена ушедших лет. Хвала тем людям, которые тогда и сейчас вкладывают свою душу в воспитание и перевоспитывание на пользу обществу и самому индивидууму. Да, многое зависит от учителя, и очень непросто быть настоящим педагогом, наставником для детских душ. Это сложная, но благодарная работа, так как ты вкладываешь самое лучшее в детей, а дети- наше будущее. Замечательная школа имени Достоевского вернула шкидцам самое ценное- право чувствовать себя человеком. Закрывая эту веселую и лирическую книгу, понимаешь, как дорого авторам это их прошлое, дороги и незабываемая, трудная и сложная их юность, и тот дом, та республика Шкид, которая вывела их в люди. Эти книги подтверждают мою веру в человека, самое удивительное, самое великое, что есть на земле нашей.

  • Рисунки для сказки каша из топора
  • Рецензия на сказку каша из топора
  • Репортаж с урока сочинение
  • Рецензия на сказку волк и семеро козлят
  • Репортаж по сказке колобок