Ревизская сказка автор текста

Ревизская сказка – это сегодня один из прекрасных рукописных источников, помогающих в проведении генеалогических исследований. А также это прекрасный спектакль московского Театра на Таганке.

Что такое ревизская сказка?

Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.

ревизская сказка

Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.

Причём здесь Н. В. Гоголь?

Всем известно, что есть у Николая Васильевича произведение под названием «Мёртвые души». Так вот, основано оно вовсе не на фантазии автора, а на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий, о которых сказано выше. В промежутках между проведениями переписи проходили уточнения. То есть, можно сказать, проводились дополнительные ревизии. Они были призваны установить наличие всех душ, вписанных в сказку во время предыдущей переписи. Если по какой-либо причине человек отсутствовал (умер и так далее), то эти данные фиксировались.

шнитке ревизская сказка

По правилам, уточнения ревизских сказок относили уже к последующей переписи. Отсутствующая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, даже если человек умер. Таким образом государство повышало собираемость подушевого налога. Но для нечистых на руку благодаря этому создались прекрасные условия для использования этого правила в своих целях. Именно факт такого злоупотребления и отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

«Ревизская сказка» театра на Таганке

«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

ревизские сказки оренбургской губернии

Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.

Музыка к спектаклю

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор Альфред Шнитке. «Ревизская сказка» неслучайно была до такой степени наполнена музыкой. Николай Васильевич был человеком очень музыкальным. Он придавал огромное значение этому виду искусства. Писатель знал нотную грамоту. По сюжетам его произведений были созданы оперы. Творение А. Шнитке «Ревизская сказка» — это постановка, музыка в которой – неотъемлемая часть, у неё здесь важная роль, благодаря ей создаётся на сцене театра необходимое пространство и время действия.

ревизская сказка гоголь

Сюжетная линия в музыке

Сюита А. Шнитке, которая звучит во время «Ревизской сказки», состоит из восьми частей:

  1. «Увертюра».
  2. «Детство Чичикова».
  3. «Портрет».
  4. «Шинель».
  5. «Фердинанд VIII».
  6. «Чиновники».
  7. «Бал».
  8. «Завещание».

Персонажи спектакля

Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя:

  • Павел Иванович Чичиков.
  • Аксентий Иванович Поприщин.
  • Андрей Петрович Чертков.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин.
  • Испанский король Фердинанд VIII.
  • Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа — в театре.

ревизская сказка спектакль

Краткое содержание спектакля

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

гоголь сюита ревизская сказка

Автор идеи спектакля

Юрий Петрович Любимов — актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» — родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году он с родителями, старшим братом и младшей сестрой переехал в Москву. В 1934 году Ю. Любимов поступил в школу-студию при МХАТ-2. В 1936 году он был принят в училище при Театре имени Е. Вахтангова. После окончания учёбы, в 1941 году, Ю. Любимов был призван в армию, где служил в Ансамбле песни и пляски, организованном для того, чтобы поддерживать боевой дух солдат.

ревизские сказки тамбовской губернии

После войны Юрий Любимов поступил работать актёром в Театр имени Е. Вахтангова. Параллельно с работой в театре он снимался в фильмах. В 1959 году Юрий Петрович попробовал себя в качестве режиссёра. Постановка его имела ошеломительный успех, и он был приглашён на место руководителя в театр на Таганке.

Исполнители ролей

Замечательные актёры были заняты в постановке «Ревизская сказка». Гоголь Н. В. был талантливо сыгран Народным артистом России Феликсом Антиповым. В спектакле играли актёры, известные широкой публике по ролям в кино: Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, а также другие прекрасные артисты.

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита». Спектакль «Ревизская сказка»

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»Музыка Альфреда Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Эти незаурядные качества высоко ценились не только в музыкальном окружении, но и среди деятелей кино и театра. Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка».

Историю создания «Гоголь-сюиты» Шнитке, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

В 1975 году Альфреду Шнитке исполнился тридцать один год. К тому времени он закончил Московскую консерваторию по классу композиции, успел поработать там преподавателем, вступить в Союз композиторов и создать большое количество музыкальных произведений в самых различных жанрах. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за данный период был отмечен как талантливый автор оперы, балета, двух симфоний, пяти инструментальных концертов, множества вокальных и инструментальных камерных произведений, а также музыки к более тридцати художественным, анимационным и документальным фильмам, среди которых знаменитый «Белорусский вокзал».

Альфред Шнитке

Уже тогда творческие решения молодого композитора поражали многих. В своих сочинениях он соединял и трансформировал стили, жанры и направления разных эпох, то есть связывал в единое целое древние хоралы, классику, джаз и авангард. Так, например, именно Шнитке впервые ввёл термин «полистилистика».

Новаторство композитора особенно проявилось в его «Первой симфонии», которую он закончил в 1974 году. Тогда сочинение посчитали слишком радикальным и руководство как Московской, так и Ленинградской филармоний побоялось, что публика его не воспримет. По этой причине первое исполнение симфонии состоялось в Горьком (Нижний Новгород).

В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, который также отмечался своими новаторскими экспериментами, обратился к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с театральным авангардистом по работе в 1973 году над спектаклем «Турандот» по произведению Бертольта Брехта, которая, к сожалению, была приостановлена, так как театр не получил разрешения на постановку от вдовы немецкого драматурга. И вот новое сотрудничество, на которое Шнитке с удовольствием согласился. Лейтмотивом всех творений композитора всегда являлся человек с его переживаниями, страстями и эмоциями, поэтому предложение, где можно воссоединить трагическое и комическое, пришлось ему по душе. Работа шла с таким энтузиазмом, что после репетиций Шнитке приходил к режиссеру домой с набросками сочинений. По мнению Юрия Петровича Любимова, именно музыке в этом спектакле определена важная роль. Она должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.

Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в театре на Таганке. За дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который также участвовал в представлении и озвучивал текст, заимствованный из произведения «Записки сумасшедшего».

Далее наступили восьмидесятые годы, которые в жизни Шнитке, обозначены как период успеха и всеобщего признания. Творческий арсенал композитора постоянно пополнялся новыми талантливыми произведениями, среди которых в 1981 поду появилась «Гоголь-сюита» — выдающееся произведение, созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка».

Интересные факты

  • Дирижером спектакля был Геннадий Рождественский. Он же создал оркестровую редакцию произведения для исполнения вне театра.
  • Сюита – это последовательность пьес, следующих одна за другой.
  • Николай Васильевич Гоголь владел нотной грамотой и любил посещать оперы.
  • Наиболее известными актерами, исполняющими роли в спектакле, являются Феликс Антипов, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий.
  • Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это государственный документ необходимый для учета населения.
  • Для театра на Таганке Альфредом Шнитке была написана музыка к следующим спектаклям: «Турандот или Конгресс обителей», «Пир во время чумы» и «Живаго».
  • Спектакль «Ревизская сказка» основан на нескольких произведениях Гоголя «Мертвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и «Авторская исповедь». Использование сюжетной линии не точное по сравнению с оригиналом.
  • В настоящее время постановка не ставится в театре на Таганке.
  • В сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Людвига ван Бетховена, который сам композитор называл шлягером, помогающим влезть в душу.
  • Оригинальные фонограммы к спектаклю «Ревизская сказка» хранятся в театре в качестве реликвии.
  • Альфред Гарриевич был ценителем литературного творчества Николая Васильевича Гоголя.

Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю

Спектакль «Ревизская сказка»– это фантастическая реальность, где Гоголь, как писатель и творец, повествует и встречается со своими героями.

Имя героя

Роль

Из какого произведения

Павел Иванович Чичиков

Чиновник, махинатор

«Мёртвые души»

Аксентий Иванович Поприщин

Служащий в департаменте

«Записки сумасшедшего»

Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков)

Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на деньги.

Повесть «Портрет»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник из Санкт-Петербурга

Повесть «Шинель»

Фердинанд VIII

Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным.

«Записки сумасшедшего»

Увертюра

Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.

Детство Чичикова

В этой части композитор сумел продемонстрировать не только мастерство оркестровки, но и способность легко и непринужденно модулировать в далекие тональности. Мажорные тональные сдвиги создают ощущение нарастания и преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученная комплексу деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейся остинато интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике. Изначальное тихое звучание, постепенно превращается в уверенное форте. Так завершается часть.

Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович Чичиков.

Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.

Портрет

Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

Шинель

Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой является шинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка «Польки» демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и «утонченность». Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.

Фердинанд VIII

В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.

Чиновники

В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации в тембре клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Это намек на «высшее» общество чиновников, которое также потеряло весь смысл существования.

Бал

Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.

Завещание

Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.

Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл.

«Гоголь-сюита» — это авангардное произведение. Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно несочетающихся между собой мотивов. В сочинении явно высмеивается пошлость, глупость и тупость, переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всех времен мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного человека.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»

Искусство и развлечения

Альфред Шнитке, «Ревизская сказка». Спектакль Театра на Таганке «Ревизская сказка»

21 июня 2015

Ревизская сказка – это сегодня один из прекрасных рукописных источников, помогающих в проведении генеалогических исследований. А также это прекрасный спектакль московского Театра на Таганке.

Что такое ревизская сказка?

Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.

ревизская сказка

Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.

Причём здесь Н. В. Гоголь?

Всем известно, что есть у Николая Васильевича произведение под названием «Мёртвые души». Так вот, основано оно вовсе не на фантазии автора, а на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий, о которых сказано выше. В промежутках между проведениями переписи проходили уточнения. То есть, можно сказать, проводились дополнительные ревизии. Они были призваны установить наличие всех душ, вписанных в сказку во время предыдущей переписи. Если по какой-либо причине человек отсутствовал (умер и так далее), то эти данные фиксировались.

шнитке ревизская сказка

По правилам, уточнения ревизских сказок относили уже к последующей переписи. Отсутствующая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, даже если человек умер. Таким образом государство повышало собираемость подушевого налога. Но для нечистых на руку благодаря этому создались прекрасные условия для использования этого правила в своих целях. Именно факт такого злоупотребления и отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

«Ревизская сказка» театра на Таганке

«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

ревизские сказки оренбургской губернии

Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.

Музыка к спектаклю

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор Альфред Шнитке. «Ревизская сказка» неслучайно была до такой степени наполнена музыкой. Николай Васильевич был человеком очень музыкальным. Он придавал огромное значение этому виду искусства. Писатель знал нотную грамоту. По сюжетам его произведений были созданы оперы. Творение А. Шнитке «Ревизская сказка» — это постановка, музыка в которой – неотъемлемая часть, у неё здесь важная роль, благодаря ей создаётся на сцене театра необходимое пространство и время действия.ревизская сказка гоголь

Сюжетная линия в музыке

Сюита А. Шнитке, которая звучит во время «Ревизской сказки», состоит из восьми частей:

  1. «Увертюра».
  2. «Детство Чичикова».
  3. «Портрет».
  4. «Шинель».
  5. «Фердинанд VIII».
  6. «Чиновники».
  7. «Бал».
  8. «Завещание».

Персонажи спектакля

Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя:

  • Павел Иванович Чичиков.
  • Аксентий Иванович Поприщин.
  • Андрей Петрович Чертков.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин.
  • Испанский король Фердинанд VIII.
  • Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа — в театре.

ревизская сказка спектакль

Краткое содержание спектакля

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

гоголь сюита ревизская сказка

Автор идеи спектакля

Юрий Петрович Любимов — актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» — родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году он с родителями, старшим братом и младшей сестрой переехал в Москву. В 1934 году Ю. Любимов поступил в школу-студию при МХАТ-2. В 1936 году он был принят в училище при Театре имени Е. Вахтангова. После окончания учёбы, в 1941 году, Ю. Любимов был призван в армию, где служил в Ансамбле песни и пляски, организованном для того, чтобы поддерживать боевой дух солдат.ревизские сказки тамбовской губернии После войны Юрий Любимов поступил работать актёром в Театр имени Е. Вахтангова. Параллельно с работой в театре он снимался в фильмах. В 1959 году Юрий Петрович попробовал себя в качестве режиссёра. Постановка его имела ошеломительный успех, и он был приглашён на место руководителя в театр на Таганке.

Исполнители ролей

Замечательные актёры были заняты в постановке «Ревизская сказка». Гоголь Н. В. был талантливо сыгран Народным артистом России Феликсом Антиповым. В спектакле играли актёры, известные широкой публике по ролям в кино: Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, а также другие прекрасные артисты.

Источник: fb.ru

Ревизская сказка – это сегодня один из прекрасных рукописных источников, помогающих в проведении генеалогических исследований. А также это прекрасный спектакль московского Театра на Таганке.

Что такое ревизская сказка?

Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.

Пытаться однозначно определить творческий профиль писателя Феликса Кривина — бессмысленная задача….

ревизская сказка

Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.

Причём здесь Н. В. Гоголь?

Всем известно, что есть у Николая Васильевича произведение под названием «Мёртвые души». Так вот, основано оно вовсе не на фантазии автора, а на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий, о которых сказано выше. В промежутках между проведениями переписи проходили уточнения. То есть, можно сказать, проводились дополнительные ревизии. Они были призваны установить наличие всех душ, вписанных в сказку во время предыдущей переписи. Если по какой-либо причине человек отсутствовал (умер и так далее), то эти данные фиксировались.

История возникновения такой музыкальной формы, как сюита. Составные части сюиты. Родион Щедрин…

шнитке ревизская сказка

По правилам, уточнения ревизских сказок относили уже к последующей переписи. Отсутствующая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, даже если человек умер. Таким образом государство повышало собираемость подушевого налога. Но для нечистых на руку благодаря этому создались прекрасные условия для использования этого правила в своих целях. Именно факт такого злоупотребления и отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

«Ревизская сказка» театра на Таганке

«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

В современной Польше её граждане уравнены в правах и сословных различий не имеют. Однако каждый…

ревизские сказки оренбургской губернии

Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.

Музыка к спектаклю

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор Альфред Шнитке. «Ревизская сказка» неслучайно была до такой степени наполнена музыкой. Николай Васильевич был человеком очень музыкальным. Он придавал огромное значение этому виду искусства. Писатель знал нотную грамоту. По сюжетам его произведений были созданы оперы. Творение А. Шнитке «Ревизская сказка» — это постановка, музыка в которой – неотъемлемая часть, у неё здесь важная роль, благодаря ей создаётся на сцене театра необходимое пространство и время действия.ревизская сказка гоголь

Сюжетная линия в музыке

Сюита А. Шнитке, которая звучит во время «Ревизской сказки», состоит из восьми частей:

  1. «Увертюра».
  2. «Детство Чичикова».
  3. «Портрет».
  4. «Шинель».
  5. «Фердинанд VIII».
  6. «Чиновники».
  7. «Бал».
  8. «Завещание».

Персонажи спектакля

Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя:

  • Павел Иванович Чичиков.
  • Аксентий Иванович Поприщин.
  • Андрей Петрович Чертков.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин.
  • Испанский король Фердинанд VIII.
  • Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа — в театре.

ревизская сказка спектакль

Краткое содержание спектакля

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

гоголь сюита ревизская сказка

Автор идеи спектакля

Юрий Петрович Любимов — актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» — родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году он с родителями, старшим братом и младшей сестрой переехал в Москву. В 1934 году Ю. Любимов поступил в школу-студию при МХАТ-2. В 1936 году он был принят в училище при Театре имени Е. Вахтангова. После окончания учёбы, в 1941 году, Ю. Любимов был призван в армию, где служил в Ансамбле песни и пляски, организованном для того, чтобы поддерживать боевой дух солдат.ревизские сказки тамбовской губернии После войны Юрий Любимов поступил работать актёром в Театр имени Е. Вахтангова. Параллельно с работой в театре он снимался в фильмах. В 1959 году Юрий Петрович попробовал себя в качестве режиссёра. Постановка его имела ошеломительный успех, и он был приглашён на место руководителя в театр на Таганке.

Исполнители ролей

Замечательные актёры были заняты в постановке «Ревизская сказка». Гоголь Н. В. был талантливо сыгран Народным артистом России Феликсом Антиповым. В спектакле играли актёры, известные широкой публике по ролям в кино: Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, а также другие прекрасные артисты.

Библиографическое описание:

Хворова, О. В. Структура ревизских сказок Российского государства 18 века / О. В. Хворова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2827/ (дата обращения: 11.01.2023).

В истории
русского литературного языка XVIII
век представляет значительную веху. Справедливо замечание В. М.
Живова о том, что «восемнадцатое столетие — эпоха радикального
преобразования русской языковой ситуации, захватывающего все уровни
русского языка и все сферы его функционирования» [3, с.13]. По
мнению Л. Ф. Копосова, в это же время резко возрастает количество
деловых текстов, которые представляют собой сотни разновидностей
документов, различающихся по целевой установке, содержанию, языковым
особенностям [5, с.32]. Эти тексты обслуживали самые различные
потребности общества и составляли неотъемлемую часть делопроизводства
петровского и постпетровского периодов.

Начиная с эпохи приказного
делопроизводства, особое внимание уделялось такому важному элементу
делопроизводства, как оформление документа. Коткова Н. С. утверждает,
что это отражалось как на внешней форме (документы писались на узких
полосках бумаги – «столбцах» в виде сплошного
текста), так и на внутренней схеме изложения, то есть формуляре
(внутри текста в определенном порядке располагались необходимые
лексические средства, устойчивые обороты, языковые формулы,
свойственные сфере официально-делового общения) [6, с.131]. Семыкин
Д. В., анализируя такие документы, как Чердынские ревизские сказки
1711 года, отмечает, что «деловые документы во все времена
отличались определенным набором штампов, шаблонов, которые
проявляются как на лексическом, так и на синтаксическом уровне»
[7, с.22]. По мнению большинства современных исследователей, текст
имеет «графическую схему», оформленную с помощью
обязательных формул: «Структура документа и его формуляр –
это два взаимосвязанных явления – каждому разделу структуры
соответствует определенная формула (формулы) и устойчивый прием
(приемы)» [1,с. 136].

Исследователь Бондаренко О.
В., рассматривая историю деловой письменности, подчеркивает
необходимость проведения анализа формуляра документа и выделения из
текста композиционных элементов. Поэтому с нашей точки зрения,
является важным проследить особенности формуляра и структуры
ревизской сказки российского государства 18 века.

При рассмотрении ревизских
сказок нами учтены методика дипломатического анализа актов, так и
современные подходы к осмыслению структуры и формуляра деловых
текстов 17-18 веков. Считаем, что старорусский деловой текст
предстает как система субтекстов, которые, взаимодействуя друг с
другом в линейной прогрессии текста, обеспечивают его
композиционно-смысловую целостность.

В русской дипломатике
формуляр – это состав и порядок следования клаузул в документе
(Лаппо-Данилевский, 1920); в таком значении термин формуляр
использует
В. Я. Дерягин [2, с.4].

Интересно
отметить, что долгое время четкого формуляра ревизской сказки не
существовало: во время двух первых ревизий учитывались только лица
мужского пола с указанием возраста; начиная с третьей ревизии,
вводится печатный бланк сказки, начинает учитываться и женское
население, увеличивается количество данных, которое обязательно
должна сообщать сказка по каждому учитываемому человеку. Только с
седьмой ревизии (1815 г.) формуляр складывается окончательно:
вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись
начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит
в себе следующие клаузулы:
название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец
крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с
номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии»,
число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц,
временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо».
В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась
одна семья за другой, на левой половине листа — мужчины, на правой —
женщины. Хотелось бы отметить, что форма и содержание ревизских
сказок, начиная с третьей ревизии, не претерпели сколько-нибудь
существенных изменений.

Таким образом, в ревизской
сказке содержится следующий объем сведений:

  • № двора
    по ревизии (10-я ревизия указывает соответствующий № по 9-й
    ревизии),

  • фамилия,
    имя и отчество главы семьи, всех проживающих совместно родственников
    мужского пола,

  • возраст
    по предыдущей ревизии,

  • отметка
    о выбытии или об отсутствии во время ревизии (и с какого времени),

  • возраст
    по текущей ревизии;

  • имена
    и отчества всех родственниц женского пола,

  • отметки
    о выбытии или об отсутствии во время ревизии (и с какого времени),

  • возраст
    на время проведения ревизии.

Рассмотрим
особенности построения композиции текста «Ревизской сказки
Черноисточинского завода 1763 г.» (фонд: 643; опись: 1; дело:
105). Изучая текст ревизской сказки, мы определили, что данный жанр в
деловой письменности имеет свою специфику. Согласимся с Качалкиным А.
Н., который считает, что сказки – это письменные показания по
определенному вопросу, и подавались они по разным поводам, когда
администрации нужны были сведения по какому-либо делу, известные
авторам сказок [4,с. 82].

Композиционную структуру
исследуемого текста сказки образуют тестовые отрывки,
характеризующиеся своей темой и законченной информацией, относящейся
к этой теме.

Составитель
текста сказки не указан. Рукопись датирована 1763 годом; дата
встречается один раз: на титульном листе: «за 1763 годъ».
Документ написан, очевидно, гусиным пером или чернилами, имеющими в
настоящее время различные оттенки коричневого цвета. Текст написан на
листе с обеих сторон. Написан он скорописью, характерной для начала
18 века. Одной из важнейших примет, характеризующих скоропись этого
периода, — является наличие связных написаний. В исследуемой
ревизской сказке встречаются, например, соединения двух букв (нъ, ор,
мя, ев). Знаки препинания (запятые, точки) практически не
встречаются. Документ имеет форму тетради, в которой помещены две
таблицы.

В данной ревизской сказке
содержатся сведения о численности податного населения, указывается
географическое размещение, состав по возрасту, полу, общественное и
семейное положение. В языке этого жанра деловой письменности
просматриваются приемы употребления, свидетельствующие о наличии
стилистических норм, которые имели широкое распространение в сфере
российского делопроизводства 18 века. «Чистота» стиля не
всегда строго выдерживается. Количество специфических высоких или
разговорных элементов варьируется в жанре в зависимости от языковой
принадлежности автора.

Делопроизводство
требовало точности, ясности изложения и быстроты написания текста.
Отсюда и вытекает основной принцип построения ревизской сказки как
документа: при четко обозначенной структуре максимальная экономность
письма. Сказки – это особая разновидность деловых текстов, где
подчинительные конструкции употребляются в единичных случаях на фоне
общего «сочинительного» строя этих документов.

у
него жена Евдокея Ивановна дочь сорок а одного года взята до бывшей
ревизии при Черноисточинском заводе сиротой а откуда был ее род не
памятует для того что после отца и матери своей осталась она с малых
лет (л.1)…

Для них характерно
отсутствие подчинительных конструкций или их незначительная
употребительность как единичных вкраплений в текст, построенный по
преимуществу на основе союзного и бессоюзного соединения предложений.

у
него жена Марфа Корнилова дочь пятидесяти трех лет взята до бывшей
ревизии Верхотурского уезда в прежде бывшей деревне Висимской где
ныне построен онаго ж господина статскаго советника Никиты
Акинфиевича Демидова Висимошайтанской завод а откуда отец ее родом
бывал того не памятует для того что после его осталась она в малых
летах (л.7)…

Для этих текстов характерно
союзное употребление союзов-частиц и,
а, да,

именно им принадлежит в большинстве случаев определяющая роль в
синтаксическом строе подобных текстов.

Таким образом, преобладание
в синтаксической структуре текста сочинительных конструкций
определяется содержанием памятника, что, в свою очередь, зависит от
его назначения: сообщение определенных сведений для тех или иных
целей. В ревизских сказках представлен перечень фактов и событий, их
констатация не определяет установления между ними каких-либо
логических отношений, поэтому, естественно, в синтаксическом строе
подобных текстов будет преобладать сочинительная связь,
подчинительные конструкции не типичны для них.

Сказки 18 века включают
вступительную, констатирующую и заключительную части. Информационное
наполнение «вступления» в текстах сказок определяется
рядом факторов, среди которых важную роль выполняют основания
составления документа и профессиональные навыки писцов. В ревизских
сказках, отличающихся высокой формализованностью и строгой
регламентацией содержания, «вступление» включает ссылку
на законодательный акт, служащий причиной документов.

Констатирующая часть
сказок, отражающая основную тематику документа, более свободна в
содержательном плане. В ревизских сказках – это представление
сведений о лицах мужского пола в семье (есть ли эти лица в переписи,
платят ли подушный налог, сведения о месте жительства, наличие
служащих в доме и других лиц мужского пола: крепостных, наемных
жильцов и.т.д. [5,с.233].

Заключительная часть
документов выделяется из текста в отдельный абзац.

переведен
в жительство в Нижнотагильский оного ж господина статского советника
Никиты Акинфиевича Демидова завод и там к ревизии в скасках объявлен
будет (л.8)…

Сказки XVIII
века характеризуются строгой схемой изложения, изменением формы
представления традиционных композиционных элементов и возникновением
новых. Это позволяет говорить о восемнадцатом столетии как о
начальном этапе формализации и стандартизации документного текста.

Таким образом, в ходе
исследования текстов сказок, мы пришли к выводу, что ревизская сказка
представляет собой уникальный для истории языка лингвистический
материал. Лингвотекстологический анализ русской деловой письменности
18 века во всем ее региональном многообразии сегодня становится одной
из актуальных задач исторического языкознания.

Литература:

  1. Багрянцева Г. И.
    Филологический анализ документального текста (на материале служебной
    переписки периода коллегиального делопроизводства): Автореф. дис. …
    канд. филол. наук. Москва, 1986.

  2. Дерягин В. Я. Об
    историко-стилистическом исследовании актовых текстов // Вопр.
    языкознания. 1980. №4. С. 4.

  3. Живов В. М. Язык и
    культура в России XVIII
    века. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С.13.

  4. Качалкин
    А. Н. Жанры русского документа допетровской эпохи. Часть II.
    М. , 1988.

  5. Копосов Л. Ф. Изучение
    истории русского языка по памятникам деловой письменности. М., 1991.

  6. Коткова Н. С. Выявление
    московских лексических норм 17 века путем сравнения с периферийными
    данными// Иванов В. В., Сумкина А. И. История русского языка и
    лингвистическое источниковедение. М., 1987. С. 131-150.

  7. Семыкин Д. В. Антромонимия
    Чердынской ревизской сказки 1711 года (к проблеме становления
    официального русского антропонима). Дис. … канд…филол.
    наук. Пермь, 2000.

  8. Сумкина А. И. Зависимость
    синтаксического строя некоторых памятников деловой письменности
    XVIII
    века от их содержания//История русского языка. Памятники 11-18
    веков/ Котков С. И., Панкратова Н. П. М., 1982.С 232-257.

Основные термины (генерируются автоматически): ревизская сказка, текст, сказка, деловая письменность, документ, восемнадцатое столетие, Демидов, синтаксический строй, статский советник, текст сказок.

Похожие статьи

Текст волшебной сказки как объект лингвистического анализа

Текст волшебной сказки представляет собой сложный объект исследования по причине многоплановости и многоуровневости его организации.

К другим чертам фольклорного слова, обусловленным семантическим, синтаксическим и прагматическим аспектами, принадлежат…

Мнение Абу Райхана Беруни о книге «Авесто» и религии…

…к историческим событиям, критическое отношение различным легендам и сказкам, мифам.

Кутейба уничтожил всех людей, знавших хорезмскую письменность, легенды и предания и

На протяжении столетий на страницах рукописной книги запечатлелось творчество всемирно.

Особенности пространственно-временной организации текста

Сказка, представляющая собой особый эпический жанр, всегда вызывала интерес у исследователей, и это в полной мере оправдано. Сказка является образцом духовных, культурных, эстетических ценностных ориентиров народа её создавшего…

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале…

(Снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог!)

Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойдёнными изобретений, основные же принципы книгопечатания

Текст развивает речь учащегося, углубляет знание по лексике по синтаксическим синонимам.

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Поэтому, начиная с подготовки уже первого тома, возникла необходимость осуществить некоторую редактуру собранных сказок, чтобы «сохраняя неизменным дух и строй сказки, достичь определенного единообразия их формы и добиться такого впечатления…

К вопросу о сравнительном изучении народных сказок

Сказки, представляя собой один из древнейших фольклорных жанров, воплотили в себе историю, социальные пласты, жизненный уклад и быт своего созидателя — народа, его место в обществе, влиятельность, род занятий и другие качества.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой…

Устная несказочная проза Арзамасского края | Статья в журнале…

Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам.

В XX столетии предания, рассказы-воспоминания в очень ограниченном количестве легенды, публиковались в сборниках…

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная…»

Тема 3. Декоративная роспись на темы сказок имира растений (6 часов). Создание работы на основе полученных знаний по теме-1.Выбор росписи и создание сюжетной композиции.

Во всяком случае, самая старая из всех найденных плиток датируется именно этим столетием.

Текст волшебной сказки как объект лингвистического анализа

Текст волшебной сказки представляет собой сложный объект исследования по причине многоплановости и многоуровневости его организации.

К другим чертам фольклорного слова, обусловленным семантическим, синтаксическим и прагматическим аспектами, принадлежат…

Мнение Абу Райхана Беруни о книге «Авесто» и религии…

…к историческим событиям, критическое отношение различным легендам и сказкам, мифам.

Кутейба уничтожил всех людей, знавших хорезмскую письменность, легенды и предания и

На протяжении столетий на страницах рукописной книги запечатлелось творчество всемирно.

Особенности пространственно-временной организации текста

Сказка, представляющая собой особый эпический жанр, всегда вызывала интерес у исследователей, и это в полной мере оправдано. Сказка является образцом духовных, культурных, эстетических ценностных ориентиров народа её создавшего…

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале…

(Снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог!)

Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойдёнными изобретений, основные же принципы книгопечатания

Текст развивает речь учащегося, углубляет знание по лексике по синтаксическим синонимам.

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Поэтому, начиная с подготовки уже первого тома, возникла необходимость осуществить некоторую редактуру собранных сказок, чтобы «сохраняя неизменным дух и строй сказки, достичь определенного единообразия их формы и добиться такого впечатления…

К вопросу о сравнительном изучении народных сказок

Сказки, представляя собой один из древнейших фольклорных жанров, воплотили в себе историю, социальные пласты, жизненный уклад и быт своего созидателя — народа, его место в обществе, влиятельность, род занятий и другие качества.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой…

Устная несказочная проза Арзамасского края | Статья в журнале…

Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам.

В XX столетии предания, рассказы-воспоминания в очень ограниченном количестве легенды, публиковались в сборниках…

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная…»

Тема 3. Декоративная роспись на темы сказок имира растений (6 часов). Создание работы на основе полученных знаний по теме-1.Выбор росписи и создание сюжетной композиции.

Во всяком случае, самая старая из всех найденных плиток датируется именно этим столетием.

Гоголь Николай — Ревизская сказка

1978, фонограмма телеспектакля, плохой звук


Ревизская сказка
1978

Озвучивает: Ф.Антипов, И.Бортник, В.Смехов, А.Трофимов, Б.Хмельницкий

Описание:
Ревизская сказка — это отрывки из сочинений Н.В.Гоголя, поставленные в 1978 году на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым.
Это сказка — от «ревизора» из одноименной комедии «Мертвые души»:
— Так вы полагаете?..
— Я полагаю, что это будет хорошо.
— А если хорошо, это другое дело: я против этого ничего…
«Подлог — очень нехорошо; но казна получит за него пошлины; это — очень хорошо; так что: «не очень», но и «не очень не хорошо»; раз так, то — хорошо».

Николай Васильевич Гоголь [1809-1852] — великий русский писатель.
Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детство прошло в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли.
Окончив гимназию в 1828 году, писатель отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Но первые литературные пробы оказались неудачными.
В 1830 в журнале «Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк», впоследствии переработанная в повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» печатается глава из исторического романа «Гетьман». Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ».
Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 32), повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы». В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году выходят сборники повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и «Арабески» (на темы петербургской жизни). В 1835 был написан «Ревизор» и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.
11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы «Мертвые души».
21 февраля утром Гоголь умер в своей квартире на Никитском бульваре.
Гоголь был погребен в Даниловом монастыре. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

  • Ревизская сказка 1795 дер куркачи куркам бим пермской губернии
  • Ревизор сочинение смешное и грустное в комедии ревизор
  • Ревизор гоголь это повесть или рассказ
  • Ревизор вывод по рассказу
  • Ревизор аргументы к итоговому сочинению преступление и наказание