Ревизская сказка спектакль любимова

Ревизская сказка – это сегодня один из прекрасных рукописных источников, помогающих в проведении генеалогических исследований. А также это прекрасный спектакль московского Театра на Таганке.

Что такое ревизская сказка?

Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.

ревизская сказка

Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.

Причём здесь Н. В. Гоголь?

Всем известно, что есть у Николая Васильевича произведение под названием «Мёртвые души». Так вот, основано оно вовсе не на фантазии автора, а на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий, о которых сказано выше. В промежутках между проведениями переписи проходили уточнения. То есть, можно сказать, проводились дополнительные ревизии. Они были призваны установить наличие всех душ, вписанных в сказку во время предыдущей переписи. Если по какой-либо причине человек отсутствовал (умер и так далее), то эти данные фиксировались.

шнитке ревизская сказка

По правилам, уточнения ревизских сказок относили уже к последующей переписи. Отсутствующая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, даже если человек умер. Таким образом государство повышало собираемость подушевого налога. Но для нечистых на руку благодаря этому создались прекрасные условия для использования этого правила в своих целях. Именно факт такого злоупотребления и отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

«Ревизская сказка» театра на Таганке

«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

ревизские сказки оренбургской губернии

Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.

Музыка к спектаклю

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор Альфред Шнитке. «Ревизская сказка» неслучайно была до такой степени наполнена музыкой. Николай Васильевич был человеком очень музыкальным. Он придавал огромное значение этому виду искусства. Писатель знал нотную грамоту. По сюжетам его произведений были созданы оперы. Творение А. Шнитке «Ревизская сказка» — это постановка, музыка в которой – неотъемлемая часть, у неё здесь важная роль, благодаря ей создаётся на сцене театра необходимое пространство и время действия.

ревизская сказка гоголь

Сюжетная линия в музыке

Сюита А. Шнитке, которая звучит во время «Ревизской сказки», состоит из восьми частей:

  1. «Увертюра».
  2. «Детство Чичикова».
  3. «Портрет».
  4. «Шинель».
  5. «Фердинанд VIII».
  6. «Чиновники».
  7. «Бал».
  8. «Завещание».

Персонажи спектакля

Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя:

  • Павел Иванович Чичиков.
  • Аксентий Иванович Поприщин.
  • Андрей Петрович Чертков.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин.
  • Испанский король Фердинанд VIII.
  • Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа — в театре.

ревизская сказка спектакль

Краткое содержание спектакля

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

гоголь сюита ревизская сказка

Автор идеи спектакля

Юрий Петрович Любимов — актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» — родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году он с родителями, старшим братом и младшей сестрой переехал в Москву. В 1934 году Ю. Любимов поступил в школу-студию при МХАТ-2. В 1936 году он был принят в училище при Театре имени Е. Вахтангова. После окончания учёбы, в 1941 году, Ю. Любимов был призван в армию, где служил в Ансамбле песни и пляски, организованном для того, чтобы поддерживать боевой дух солдат.

ревизские сказки тамбовской губернии

После войны Юрий Любимов поступил работать актёром в Театр имени Е. Вахтангова. Параллельно с работой в театре он снимался в фильмах. В 1959 году Юрий Петрович попробовал себя в качестве режиссёра. Постановка его имела ошеломительный успех, и он был приглашён на место руководителя в театр на Таганке.

Исполнители ролей

Замечательные актёры были заняты в постановке «Ревизская сказка». Гоголь Н. В. был талантливо сыгран Народным артистом России Феликсом Антиповым. В спектакле играли актёры, известные широкой публике по ролям в кино: Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, а также другие прекрасные артисты.

Ревизская сказка – это сегодня один из прекрасных рукописных источников, помогающих в проведении генеалогических исследований. А также это прекрасный спектакль московского Театра на Таганке.

Что такое ревизская сказка?

Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались. Например, ревизские сказки Оренбургской губернии позволяют узнать, какие люди проживали в этой местности с 1834 по 1919 годы. Сколько было дворов, какие сословия проживали, какое количество было женщин, мужчин, детей, стариков. Ревизские сказки Оренбургской губернии хранятся сейчас в фондах государственного архива.

Пытаться однозначно определить творческий профиль писателя Феликса Кривина — бессмысленная задача….

ревизская сказка

Форма записи собранных сведений менялась трижды. Лица, внесённые в данный документ, именовались ревизскими душами. Такие документы также позволяют нам сейчас знать, какие населённые пункты входили в ту или иную область. Например, ревизские сказки Тамбовской губернии гласят, что в её состав входили такие сёла, как Олеменево, Аксельмеево, Новосёлки, Инина Слобода; деревни Жданая, Николаевка, Лесные цветы и так далее.

Причём здесь Н. В. Гоголь?

Всем известно, что есть у Николая Васильевича произведение под названием «Мёртвые души». Так вот, основано оно вовсе не на фантазии автора, а на реальном историческом факте, имевшем место во время проведения таких ревизий, о которых сказано выше. В промежутках между проведениями переписи проходили уточнения. То есть, можно сказать, проводились дополнительные ревизии. Они были призваны установить наличие всех душ, вписанных в сказку во время предыдущей переписи. Если по какой-либо причине человек отсутствовал (умер и так далее), то эти данные фиксировались.

История возникновения такой музыкальной формы, как сюита. Составные части сюиты. Родион Щедрин…

шнитке ревизская сказка

По правилам, уточнения ревизских сказок относили уже к последующей переписи. Отсутствующая душа считалась имеющейся в наличии до следующей ревизии, даже если человек умер. Таким образом государство повышало собираемость подушевого налога. Но для нечистых на руку благодаря этому создались прекрасные условия для использования этого правила в своих целях. Именно факт такого злоупотребления и отражён в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».

«Ревизская сказка» театра на Таганке

«Ревизская сказка» — спектакль, который был поставлен в 70-х годах 20 века Юрием Любимовым в Театре на Таганке, которым он руководил до последних дней жизни и где являлся главным режиссёром-постановщиком. Музыку к спектаклю написал композитор Альфред Шнитке, она носит название «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» театра на Таганке ставит перед собой цель – раскрыть зрителю внутренний мир Николая Васильевича Гоголя, показать драму его души. Основной упор в спектакле сделан на пластические решения. В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

В современной Польше её граждане уравнены в правах и сословных различий не имеют. Однако каждый…

ревизские сказки оренбургской губернии

Постановка «Ревизская сказка» включает в себя отрывки из разных произведений Николая Васильевича – это «Мёртвые души», «Шинель», «Записки сумасшедшего», Ревизор», «Портрет», «Нос», «Авторская исповедь» и даже те гоголевские тексты, которые ранее никогда не произносились со сцены. В спектакле используются вместе все средства сценической выразительности, которые подчинены одному смыслу, актёры используют особую манеру игры, благодаря чему постановка отвечает главной идее В. Э. Мейерхольда — играть нужно не только саму пьесу, но и «всего автора» целиком. Театр на Таганке по-своему представил зрителю сюжет «Мертвых душ». «Ревизская сказка» — это такая постановка, которая требует от зрителей, чтобы они откликнулись на остроту общественного смысла. В спектакле персонажи показаны похожими на памятники, чем отражают образ мертвенной неподвижности, которая была присуща окружавшей Н.В. Гоголя жизни. Сейчас постановка «Ревизская сказка» выведена из репертуара театра на Таганке.

Музыка к спектаклю

«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Так говорил о творчестве Н. В. Гоголя композитор Альфред Шнитке. «Ревизская сказка» неслучайно была до такой степени наполнена музыкой. Николай Васильевич был человеком очень музыкальным. Он придавал огромное значение этому виду искусства. Писатель знал нотную грамоту. По сюжетам его произведений были созданы оперы. Творение А. Шнитке «Ревизская сказка» — это постановка, музыка в которой – неотъемлемая часть, у неё здесь важная роль, благодаря ей создаётся на сцене театра необходимое пространство и время действия.ревизская сказка гоголь

Сюжетная линия в музыке

Сюита А. Шнитке, которая звучит во время «Ревизской сказки», состоит из восьми частей:

  1. «Увертюра».
  2. «Детство Чичикова».
  3. «Портрет».
  4. «Шинель».
  5. «Фердинанд VIII».
  6. «Чиновники».
  7. «Бал».
  8. «Завещание».

Персонажи спектакля

Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя:

  • Павел Иванович Чичиков.
  • Аксентий Иванович Поприщин.
  • Андрей Петрович Чертков.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин.
  • Испанский король Фердинанд VIII.
  • Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа — в театре.

ревизская сказка спектакль

Краткое содержание спектакля

После того как отзвучала увертюра, перед зрителями представал маленький росток, который вырос и превратился в голову ребёнка. На ней надет чепчик. Голову кормили кашей из ложечки, она ела с большим аппетитом и постепенно стала огромной. Потом из неё появился господин, средний, а вернее никакой. Это Чичиков. Фоном к происходящему на сцене звучат слова о мальчике, который умел копить и беречь деньги. Дальнейшее действие – это фрагмент из повести «Портрет». Здесь показан Художник, который потерял славу. Он впадает из-за этого в отчаянье, утрачивает способность создавать новые достойные произведения искусства, у него появляется желание отомстить за это всему миру и уничтожить все шедевры. Теперь спектакль переносится в повесть «Шинель». Этот предмет гардероба здесь получает иное воплощение – это не одежда, а живая женщина – подруга, жена, которую главный герой очень любит. Следующая часть спектакля – фрагмент повести «Чиновники». Их много, все они одинаковые, безымянные, у всех одинаковые стоячие белые воротнички и скрипящие перья. Этакий бесконечный муравейник из людских душ, некоторые из них, быть может, давно уже мёртвые, сменяется сценой бала. На сцене вновь главный герой, его окружают созданные им персонажи, они смеются над ним, кривляются и строят ему рожи.

гоголь сюита ревизская сказка

Автор идеи спектакля

Юрий Петрович Любимов — актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» — родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. В 1922 году он с родителями, старшим братом и младшей сестрой переехал в Москву. В 1934 году Ю. Любимов поступил в школу-студию при МХАТ-2. В 1936 году он был принят в училище при Театре имени Е. Вахтангова. После окончания учёбы, в 1941 году, Ю. Любимов был призван в армию, где служил в Ансамбле песни и пляски, организованном для того, чтобы поддерживать боевой дух солдат.ревизские сказки тамбовской губернии После войны Юрий Любимов поступил работать актёром в Театр имени Е. Вахтангова. Параллельно с работой в театре он снимался в фильмах. В 1959 году Юрий Петрович попробовал себя в качестве режиссёра. Постановка его имела ошеломительный успех, и он был приглашён на место руководителя в театр на Таганке.

Исполнители ролей

Замечательные актёры были заняты в постановке «Ревизская сказка». Гоголь Н. В. был талантливо сыгран Народным артистом России Феликсом Антиповым. В спектакле играли актёры, известные широкой публике по ролям в кино: Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, а также другие прекрасные артисты.

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Театральная композиция «Ревизская сказка» — это произведение, созданное в соавторстве великих мастеров, внимание которых всю жизнь было приковано к проблемам современности. Человеческие пороки, тему нравственного выбора личности затрагивали многие композиторы, художники, писатели. Резонирующая глубоко в душе каждого, она объединила художников различных эпох. В результате совместного труда Гоголя, Шнитке и Любимова на свет появился уникальный спектакль «Ревизская сказка» и необыкновенная музыка к нему «Гоголь-сюита».

Альфред Шнидке – великий композитор

24 ноября 1934 года в городе Энгельс Саратовской области родился Альфред Шнитке – великий советский композитор. Его отец, Гарри, был родом из крупнейшего немецкого города – Франкфурта-на-Майне. Он переехал в Советский Союз в 1927 году, работал журналистом и переводчиком. Мать, Мария Иосифовна Фогель, родилась в семье немецких переселенцев. Она была преподавателем немецкого языка в школе.

В семье Шнитке, помимо старшего сына – Альфреда, воспитывались еще один сын и дочь. Внутри семьи родные общались на немецком, поэтому дети великолепно знали и родной немецкий язык, и русский язык.

Музыкальные способности Альфреда проявились с детства. Радиоприемник, появившийся в доме, позволил познакомиться с прекрасной классической музыкой, преображающей юную душу Альфреда.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, главу семейства отправили в длительную командировку, поэтому вся семья временно переехала в Вену. В австрийском городе Альфред начал обучение в музыкальной школе. Переезд на новое место жительство стал самым ярким и значимым событием, связанным с музыкальным будущим подростка. Старинная атмосфера городских улочек, запах свободы, звуки венского вальса погрузили мальчика в мир новых желаний – в мир звуков.

Вернувшись в Москву, семья обосновалась в поселке Валентиновке. Родители Альфреда вели спокойную мирную жизнь, работая в газете, издаваемой на немецком языке «Нойес Лебен». Однажды отцу выдали премию в виде старенького аккордеона. Инструмент был испорчен, расстроен. А мальчику, наделенному феноменальным музыкальным слухом, хотелось музицировать, подбирать на нем знакомые мелодии.

Альфред придумал, как решить эту проблему. Вооружившись домашней коллекцией марок и стареньким инструментом, юный музыкант отправился на шумный рынок. Весь день провел он среди пестрых торговых рядов в ожидании покупателя. И вот чудо свершилось: Альфред накопил нужную сумму и приобрел совершенно новый аккордеон с перламутровыми клавишами цвета слоновой кости и глянцевыми пуговками басов.

Прошло время, в 1958 году молодой Шнитке оканчивает консерваторию и поступает в аспирантуру. С 1961 года он преподает в Московской консерватории и уже состоит в Союзе композиторов. Преподавательская деятельность не приносила достойного дохода: у молодого педагога было немного студентов. Чтобы поправить свое материальное положение, Шнитке начинает писать музыку для кинофильмов. Вскоре он сделает из этого занятия почву для создания мировых шедевров.

Альфред Шнитке стал автором 4 опер, 10 симфоний, 3 балетов, 15 инструментальных концертов, многочисленных инструментальных, вокальных, хоровых произведений, а также музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Сценическая композиция «Ревизская сказка»

«Ревизская сказка» — это формальное название документа, существовавшего в Российской империи до девятнадцатого века, в котором регистрировались результаты переписи населения. Сегодня этот рукописный источник помогает провести генеалогические исследования, чтобы получить информацию о семье, продемонстрировать родственные связи ее членов.

«Ревизская сказка» — это также спектакль, поставленный на Таганке талантливым режиссером Юрием Любимовым. Литературной основой сценической композиции стали произведения величайшего писателя – Николая Васильевича Гоголя, а также отрывки из писем, записки литератора, малоизвестные гоголевские тексты. В спектакле принимает участие сам автор и персонажи, сотворенные им: Чичиков, Собакевич, Акакий Акакиевич, здесь представлены мотивы из «Мертвых душ», «Носа», «Шинели», «Ревизора», «Записок сумасшедшего».

Музыку к спектаклю написал Альфред Шнитке, славившийся, как и гениальный Любимов, новаторством в творчестве. Таким образом, у спектакля три замечательных автора: Гоголь, Любимов и Шнитке.

Хорошо зная и любя творчество Гоголя, великие мастера своего дела – режиссер Любимов и композитор Шнитке попытались раскрыть его внутренний мир, показать зрителю драму его души. Через спектакль пронесен главный мотив судьбы Гоголя, которого мучал вопрос: что означает «быть писателем» в нашей стране?

Постановка спектакля сопровождается музыкой  Шнитке. Музыка Альфреда Гарриевича всегда удивляла слушателей, ведь она наполнена незаурядными, яркими музыкальными образами. В спектакле она играет важную роль: создает впечатляющую атмосферу, которая делает картину по-своему неординарной.

Театральный облик главных персонажей освещен особым светом. В спектакле использованы разнообразные средства сценической выразительности. Персонажи показаны похожими на памятники, они отражают образ мертвенной неподвижности, которая сопутствовала писателю на жизненном пути. Особая манера актерского поведения, свободный сценарий – вот что отличает театральную композицию от других.

Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в Московском театре на Таганке. Позже, в 1981 году, появилось выдающее сочинение, написанное на основе музыки к спектаклю «Ревизская сказка», которое носит название «Гоголь-сюита». Сюита получила всеобщее признание слушателей и музыковедов.

«Гоголь-сюита» — полистилистика и авангард

Под термином «музыкальный авангард» зачастую понимают работы композиторов, которые в эстетическом отношении опережают время. «Гоголь-сюита» — это авангардное произведение, воплощенное посредством намеренного объединения разнородных стилевых элементов в одном ярком полотне.

Полистилистика – определение, возникшее в музыковедческой литературе благодаря Шнитке. Это эстетический принцип музыкальной композиции, который предполагает связывание мотивов, на первый взгляд, несочетающихся между собой. В музыке Шнитке происходит столкновение стилей, диалог эпох, оригинальное звучание вобрало в себя все вековые ценности и говорит со слушателем на языке современности.

Шнитке всю жизнь стремился соединить высокое и низкое, показать в своей музыке все несовершенства этого мира, затронуть тончайшие струны человеческой души. Ему вполне удалось это сделать, сочинив произведение, воссоединяющее трагическое и комическое. «Гоголь-сюита» состоит из восьми частей, контрастирующих между собой. В первой части передано ощущение хаоса, беспорядочности, ближе к финальным частям проступают траурные интонации.

В произведении откровенно высмеивается глупость, меркантилизм, пошлость, переполняющие главных персонажей. Сюита подчеркивает актуальную для всех времен проблему: только трудолюбие и учение способны создать гармоничную, прекрасную натуру.

«Увертюра» и «Завещание» «Гоголь-сюиты»

Сюита в переводе с французского языка означает «ряд, последовательность». Жанр музыкальной сюиты возник в 16 веке, его прообразом стали танцевальные инструментальные пьесы, сопровождавшие придворные церемонии. Вершиной развития жанра стал 18 век, особенно прославились в жанре сюиты Бах и Гендель.

Музыкальная сюита – это произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, которые обычно контрастируют по характеру между собой. Зачастую части сонаты пишутся в одной и той же тональности. Однако части «Гоголь-сюиты» написаны в разных тональностях. Они объединены не тональностью, а общей тематикой.

Первый номер – «Увертюра». Это произведение, настраивающее слушателей на предстоящее действо. Оно наполнено резкими диссонансами (неблагозвучными сочетаниями звуков), волнообразными динамичными пассажами, создает ощущение беспорядка, хаоса. В финале номера отчетливо слышен видоизмененный мотив из Пятой симфонии – своеобразная пародия на монументальное произведение Бетховена.

Предпоследний номер – «Завещание» написан в минорной, грустной тональности. Он печален, пронизан элегичными созвучиями, колокольными перезвонами, в то же время в нем есть что-то таинственное, загадочное. Музыка рисует великого Насмешника России как человека ранимого, уязвимого, чувственного, беспомощного перед силой судьбы.



Скачать материал

Составил: Сесёкин Е.О. учитель музыки МОУ СОШ им. К.Н. Новикова
« Гоголь –...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 348 человек из 66 регионов

  • Сейчас обучается 63 человека из 28 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Составил: Сесёкин Е.О. учитель музыки МОУ СОШ им. К.Н. Новикова
« Гоголь –...

    1 слайд

    Составил: Сесёкин Е.О.
    учитель музыки
    МОУ СОШ им. К.Н. Новикова

    « Гоголь – сюита» из музыки

    А.Г.Шнитке

    к спектаклю « Ревизская сказка»

  • Тема учебного раздела: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

    2 слайд

    Тема учебного раздела:
    Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

  • «Ревизская сказка»Спектакль поставлен
 в театре на Таганке.

Юрий Петрович Лю...

    3 слайд

    «Ревизская сказка»
    Спектакль поставлен
    в театре на Таганке.

    Юрий Петрович Любимов —
    актер, режиссер, художественный руководитель Театра на Таганке и создатель спектакля «Ревизская сказка» —

  • Что такое ревизская сказка?Это документы, которые были необходимы для того, ч...

    4 слайд

    Что такое ревизская сказка?
    Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались.

  • Автор музыки произведения « Гоголь – сюита» к спектаклю  «Ревизская сказка...

    5 слайд

    Автор музыки произведения « Гоголь – сюита»
    к спектаклю «Ревизская сказка» –
    Альфред Гарриевич Шнитке.

    Главный герой –
    Николай Васильевич Гоголь
    (в окружении персонажей
    своих произведений).
    Остальные герои – это :
    Павел Иванович Чичиков.
    Аксентий Иванович Поприщин.
    Андрей Петрович Чертков.
    Акакий Акакиевич Башмачкин.
    Испанский король Фердинанд VIII.
    Безымянный чиновник-балетоман, тело которого
    находится за департаментским столом, а душа – в театре.

  • «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование ба...

    6 слайд

    «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу.»
    А. Шнитке о творчестве Гоголя

  • Симфонический театр
В музыку включен текст, взятый из  «Записок сумасшедшего»...

    7 слайд

    Симфонический театр
    В музыку включен текст, взятый из «Записок сумасшедшего», который произносит дирижёр
    Г.Рождественский

  • Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»Оркестровая сюита
«Гоголь-сюита»

    8 слайд

    Музыка к спектаклю «Ревизская сказка»
    Оркестровая сюита
    «Гоголь-сюита»

  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ГОГОЛЬ-СЮИТА»СОСТОИТ ИЗ 7 ЧАСТЕЙ:Увертюра;
Детство Чичикова;
П...

    9 слайд

    ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ГОГОЛЬ-СЮИТА»
    СОСТОИТ ИЗ 7 ЧАСТЕЙ:
    Увертюра;
    Детство Чичикова;
    Портрет;
    Шинель;
    Чиновники;
    Бал;
    Завещание.

  • Основные термины, понятия (теория)Сюита –крупное музыкальное произведени...

    10 слайд

    Основные термины, понятия

    (теория)
    Сюита –крупное музыкальное произведение, состоящее из 4-х и более частей разного характера на одну общую тему.
    Увертюра – это вступление крупного музыкального произведения, может звучать отдельно, как самостоятельное сочинение.

  • Увертюра
(слушаем и анализируем)Послушайте увертюру. В образный мир каких пер...

    11 слайд

    Увертюра
    (слушаем и анализируем)
    Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей?
    Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она дает развитию музыки?

  • Детство Чичикова        На сцене появляется росточек, который впоследствии ок...

    12 слайд

    Детство Чичикова
    На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, ли
    Слушаем и анализируем….

  • Портрет       Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания пу...

    13 слайд

    Портрет
    Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров.
    Слушаем и анализируем…

  • Шинель     В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а люб...

    14 слайд

    Шинель
    В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь.
    Слушаем и анализируем…

  • ЧиновникиДесятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих...

    15 слайд

    Чиновники
    Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.
    Слушаем и анализируем…

  • Бал      В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг...

    16 слайд

    Бал
    В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…Слушаем и анализируем…

  • Завещание
Слушаем и анализируем…Как изменился образный строй последней части...

    17 слайд

    Завещание
    Слушаем и анализируем…
    Как изменился образный строй последней части сюиты по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?
    Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»?
    Какую роль приобретает звучание колоколов и народного напева?
    Если бы вы были композиторами, написавшими крайние части сюиты, то какую мысль(идею) вы развивали бы в ее средних частях ? Аргументируйте свое мнение

  • В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хо...

    18 слайд

    В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?.. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.

  • ВОПРОСЫС помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смыс...

    19 слайд

    ВОПРОСЫ
    С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов?
    Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры?
    О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка?
    Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле?

  • ОТВЕТЫВыразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки
Композит...

    20 слайд

    ОТВЕТЫ
    Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки
    Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики.
    Полистилистика- сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений.

  • Вокально-хоровая работаУпражнение1: поём на слоги «ми, мэ, ма, мо. му» на одн...

    21 слайд

    Вокально-хоровая работа
    Упражнение1: поём на слоги «ми, мэ, ма, мо. му» на одной высоте по хроматической гамме.
    Упражнение2: поём до, до, ре, ми, ми, фа, соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре, до по хроматической гамме.
    Упражнение3 : му,ве,на,му,ве,ры,му, ве,на,зе,лё.на,му,ры.ве,му.
    Ученики: (Пение за учителем, который демонстрирует данное упражнение с помощью ладових жестов)
    1.Распевка.

  • Вокально-хоровая работа
2. ПОВТОРЕНИЕ:

« Песенка на память»

Музыка М.Минков...

    22 слайд

    Вокально-хоровая работа

    2. ПОВТОРЕНИЕ:

    « Песенка на память»

    Музыка М.Минкова,

    Слова П Синявского.

  • 3.Разучивание песниРазучивание песни Г.Струве 
«Школьный корабль» 1)показ пес...

    23 слайд

    3.Разучивание песни
    Разучивание песни Г.Струве
    «Школьный корабль» 1)показ песни;
    2) беседа о её содержании;
    3) озвучивание литературного текста(метод хорового чтения) и музыкальной интонации;
    4)работа над песней по фразам(1-й куплет);
    5)работа над совершенствованием вокальных навыков;
    работа над художественным образом;
    6)исполнение песни.

  • Подведение итога урока.1.Какой была тема нашего урока?
2.Какое произведение в...

    24 слайд

    Подведение итога урока.
    1.Какой была тема нашего урока?
    2.Какое произведение вы прослушали?
    Считаете ли вы, что данное произведение раскрывает драмму русской жизни ?
    3. Какую песню мы начали разучивать сегодня на уроке?
    4.Как вы считаете, мы достигли поставленной нами цели урока?

  • «Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пу...

    25 слайд

    «Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня… Музыка вся – порыв; она вдруг…отрывает человека от земли…оглушает его громом звуков и разом погружает…в свой мир… О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!»
    Н.В.Гоголь

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 741 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Ревизская сказка спектакль видео
  • Ревизская сказка альфред шнитке
  • Ревизская сказка автор текста
  • Ревизская сказка 1795 дер куркачи куркам бим пермской губернии
  • Ревизор сочинение смешное и грустное в комедии ревизор