Ревизские сказки что это

Коллаж Павла Гончарова

Публикуем вторую часть цикла материалов о главных документах генеалога. Первая была посвящена метрическим книгам. Следующий основной источник, в котором можно найти информацию о предках, живших до революции, — ревизские сказки.

Оценка рисков и перспектив
генеалогического исследования

Первый шаг любого исследования, который поможет сохранить вам время и деньги

Узнать подробности

Что это такое?

Ревизские сказки — это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. Переписи — ревизии — проводились для учета населения, их результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.

Указ о проведении первой ревизии был издан Петром I в 1718 году. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Душа мужского пола — мужчина податного сословия любого возраста — была единицей налогообложения.

Перепись касалась всех категорий крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, служилых татар (которые тогда образовывали отдельное сословие) и ясачных людей. В следующем указе 1720 года подчеркивалось, что переписи подлежат все категории крестьянства, включая дворовых людей. В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское) — при этом оно не платило подушную подать. В 1721 году еще одним указом в перепись были включены все горожане — посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны.

Первая ревизия 1719 года не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии. Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии. Большая часть этих территорий, сословных и национальных групп стала записываться в ревизиях со второй половины – конца XVIII века.

Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин.

Начиная с третьей ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведен в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 года.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

За какое время существуют ревизские сказки?

Вот даты проведения ревизий:

Порядковый номер ревизии Дата указа о ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
Первая 26 ноября 1718 г. 1719 1719-1727
Вторая 16 декабря 1743 г.  1744 1744-1747
Третья 28 ноября 1761 г.  1762 1762-1765
Четвертая 16 ноября 1781 г.  1782 1782-1787
Пятая 23 июня 1794 г.  1794 1794-1808
Шестая 18 мая 1811 г.  1811 1811-1812
Седьмая 20 июня 1815 г.  1815 1815-1826
Восьмая 10 июня 1833 г.  1833 1833-1835
Девятая 11 января 1850 г.  1850 1850
Десятая 3 июня 1857 г.  1857 1857-1860
Источник: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000.

Ревизские сказки — не самые ранние сохранившиеся документы переписей населения. С конца XV по XVII век в России составлялись писцовые книги. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже — по всей территории России.

Главные документы генеалога: исповедные росписи

Третий материал из цикла о главных документах генеалога

Читать подробнее

В XVII веке были проведены две переписи, охватившие все податное население России (в 1646-1647 и 1676-1678 годах), — их результаты зафиксированы в переписных книгах. Эти документы содержат имена и возраст жителей деревень и городов.

В начале XVIII века по указу Петра I было проведено две переписи населения. Первая была проведена в 1710 году, вторая (ландратская перепись) — в 1715-1718 годах.

В большинстве случае на эти источники достаточно сложно выйти из-за того, что не сохранились более поздние документы. Например, есть писцовые книги по нынешней Новгородской области за XVI век, но утрачены документы первой половины XIX века — а значит, далеко не всегда можно пройти в изучении родословной дальше документов 1860-х годов.

Ваше имя

Какой-то текст ошибки

Email

Какой-то текст ошибки

Настоящим подтверждаю своё согласие с условиями Политики конфиденциальности, в том числе, с условиями обработки персональных данных.

Какой-то текст ошибки

Особенности ревизий

Коллаж Павла Гончарова
  • В первой и второй ревизиях указывались физические особенности человека (слепота, увечья и так далее).
  • Начиная с третьей ревизии в сказках записывались и женщины (хотя подушную подать они, как и раньше, не платили).
  • С третьей по пятую ревизию указывалось происхождение женщин (из другого населенного пункта или из того, по которому велась перепись, — «старинная того же села»), их возраст на прошлую ревизию, а при переписи семей их родителей отмечалось, куда именно были выданы замуж их дочери.
  • В шестой ревизии 1811 года, проводившейся накануне Отечественной войны, женщины не записывались — возможно, чтобы уменьшить объем работы переписчиков.
  • С седьмой по десятую ревизию для женщин указывали только имя и возраст.

Где хранятся ревизские сказки?

Материалы первых трех ревизий, а также переписей более раннего периода по всей территории Российской империи, где они проводились, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В некоторых случаях эти документы могут находиться не только там, но и в региональных архивах.

Начиная с четвертой ревизии 1782 года ревизские сказки составлялись губернскими учреждениями. Хранятся они обычно в архиве центра губернии, где жили ваши предки (например, ревизские сказки Белгородской области хранятся в Государственном архиве Курской области), но могут находиться и в областных архивах по нынешнему административному делению (например, ревизские сказки Новосильского уезда Тульской губернии хранятся в Государственном архиве Орловской области по нынешнему делению).

Как работать с этими документами?

Алгоритм поиска по ревизским сказкам таков:

  1. Определить, к какому сословию относились люди, информацию о которых вы ищете. Если это крестьяне, нужно выяснить, были они государственными или крепостными.
  2. Проверить в архиве по описи, сохранились ли ревизские сказки последних двух (девятой и десятой) ревизий по нужному сословию по интересующему вас населенному пункту. Если ваши предки были крепостными крестьянами, для поиска важно знать, какому помещику они принадлежали — ревизские сказки крепостных крестьян часто объединены по помещикам.
  3. Изучить ревизскую сказку по нужному населенному пункту. Подавляющее большинство крестьян записано в ревизиях без фамилии, поэтому надо четко понимать, кого именно вы ищете. Например, из метрических книг мы знаем, что у Саввы Гавриловича Воробьева рождались дети в 1870-е годы, значит, сам он родился в 1850-е годы, следовательно, данные о нем могут найтись в ревизиях. Искать в этом случае надо Гавриила с сыном Саввой подходящего возраста.
  4. Если удастся найти предка в одной из ревизских сказок, нужно переходить к изучению более ранних ревизий, продолжая родословную вглубь. 
  5. Если ваши предки не нашлись по девятой и десятой ревизии, можно проверить другие источники (например, исповедные ведомости) за близкий к ревизиям период времени, а также ревизии окрестных населенных пунктов и посмотреть, не было ли других помещиков, которые владели другой частью искомой деревни.
  6. При переходе к материалам ревизий в РГАДА нужно иметь в виду, что в 1775 году была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трехзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьезно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX века не соответствуют уездам более раннего периода. Поэтому очень важно понять, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня.

Сервис Familio может помочь вам найти ревизские сказки с упоминанием ваших предков. В разделе «Архивные документы» есть списки архивных дел с ревизскими сказками. А по ряду регионов описано и содержание этих дел и указано, к каким населенным пунктам базы сервиса Familio они относятся. На странице населенного пункта во вкладке «Источники» можно найти список всех переписей по нему.

Сами эти документы хранятся в региональных архивах или — более ранние документы — в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря данным сервиса вы сможете найти номер конкретного дела, в котором содержатся сведения о ваших предках, и указать его в своем запросе в архив или изучить дело самостоятельно в читальном зале архива.

В этой статье поговорим про такой важнейший инструмент для любого генеалога, как ревизские сказки.

Почитать больше про проблемы , связанные с поиском в ревизских сказках и их решения, основанные на моем опыте можно почитать в отдельной статье

Если Вы хотите найти предков по ревизским сказкам, то можете оставить заявку на поиск и я помогу Вам (в первую очередь по 1-3 ревизии и ландратам)

Здесь Вы можете посмотреть список опубликованных ландратских книг и ревизских сказок в разбивке по уездам

Что такое ревизские сказки

Ревизские сказки — документ по которому в России в 18 и 19 веке проводилось взимание подушной подати. Они представляли собой поимённые списки населения, по территориальному и сословному принципу.

Указ о проведении 1-ой ревизии Петр I издал 26 ноября 1718 года.

Пример ревизской сказки 9 ревизии по Вышневолоцком уезду
Пример ревизской сказки 9 ревизии по Вышневолоцком уезду

Сколько всего было ревизий

С 1718 по 1858 было проведено 10 ревизий. Ниже рассмотрим особенности некоторых из них

  • 1-я ревизия проводилась в 1718—1719 годах. В первые ревизские сказки переписывались не только русские, но и большинство других народов. Исключением стали башкиры, татары и некоторые другие народности. Также ревизия не проводилась в Прибалтике и в Украине.
  • 2-я ревизия была проведена в 1743—1747 годах . По этой ревизии устанавливался срок проведения ревизий равный 15 годам. Эта ревизия также не проводилась в Прибалтике и Украине.
  • 3-я ревизия началась в 1762 году и закончилась к 1767 году. В третью ревизию стали включаться также представительницы женского пола.
  • 4-я ревизия проводилась с 1782 по 1784 год. В отличие от предыдущих ревизий, она распространялась на всю территорию Российской империи.
  • 5-я ревизия была проведена в 1794-1808 годах.
  • 6 -я ревизия началась в 1811 году и была прервана войной с Францией. Эти ревизские сказки практически не содержат женские имена (за исключением черновых вариантов)
  • 7-я ревизия была проведена в 1815-1825 годах. Седьмая ревизия началась в 1815 году.
  • 8-я ревизия проводилась в 1833—1835  годах.
  • 9-я ревизия (предпоследняя) была проведена в 1850 году.
  • 10-я и последняя ревизия состоялась в 1857-1859 годах.

Какие сословия затрагивали ревизские сказки

  • Крестьяне, среди которых в разное время можно выделить разные категории. В начале ревизий это черносошные крестьяне, монастырские, помещичьи, бобыли. После секуляризационной реформы 1764 года образовалась группа монастырских крестьян, которая стала называться экономическими крестьянами. После как такового упразднения сословия однодворцев они вместе с монастырскими и черносошными крестьянами составили категорию государственных крестьян.
  • Купцы.
  • Церковнослужители.
  • Солдаты
  • Мещане.

Какие сведения можно найти в ревизских сказках

Ревизские сказки остаются одним из ключевых источников для поиска предков среди податного населения. В них можно найти сословную принадлежность искомого лица. Кроме этого, сведения о составе семьи , включая представительниц женского пола (не во всех ревизиях), возраст, родственные связи. Также в ревизских сказках встречается возраст по предыдущей ревизии. Если человек умирал между ревизиями, то зачастую указывалась дата его смерти. Практиковались и отдельные ревизии по выбывшым. Особенно часто их можно втсретить после первой и второй ревизии. Если дело касается помещичьих крестьян, из ревизий можно также узнать какому помещику принадлежал тот или иной крестьянин

Здесь можно почитать о моих поисках своих предков.

Здесь можно почитать больше статей о поиске предков-крестьян

Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века

А. Агин. Чичиков у зеркала. Иллюстрация к поэме «Мертвые души». 1892 год

О связи души и налогов, нововведении Петра I и злоупотреблениях, вдохновивших Николая Гоголя на поэму о предприимчивом человеке по фамилии Чичиков.

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.

Что такое ревизская сказка

Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.

Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.

В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.

В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».

В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.

Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»

«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».

А. Агин. Чичиков и Собакевич. Иллюстрация к поэме «Мертвые души». 1892 год

Содержание

  1. Дозорные книги
  2. Ревизии
  3. Сведения из ревизской сказки
  4. О мужчинах
  5. О женщинах
  6. Про кого писали ревизские сказки
  7. Отдельные ревизские сказки
  8. Где искать ревизские сказки
  9. Архивы
  10. Библиотека
  11. Музей
  12. Ревизские сказки не сохранились

Необходимость ведения качественного учета населения возникла очень давно и была обусловлена требованием правильно взимать оброк с податных слоев населения. Для этой цели проводилась перепись всего населения, а по итогу составлялись ревизские сказки.

В 16 — 17 веках в Российском государстве проводились, так называемые, «дозоры». По результатам подворного опроса составлялись переписные дозорные книги.

В этих дозорных книгах записывались только мужчины. Для мальчиков указывались имена и возраст, у мужчин – женат или нет.

Перепись 1678 года в Вятской губернии Подрельская волость. Деревня. Зотка Васильев сын Мышкин, у него дети Фефилко осьми лет, Васка шести лет, Федотко четырех лет, Лаврушка году. У него ж срочный работник Федотко Савин сын Бояринцов женат, у него сын Микитка пяти лет. У него ж половник Никольского попа Бориса Мышкина Фролко Ефремов сын Лучинин.

Перепись 1678 года в Вятской губернии Подрельская волость. Деревня. Зотко Васильев сын Мышкин, у него дети Фефилко осьми лет, Васка шести лет, Федотко четырех лет, Лаврушка году. У него ж срочный работник Федотко Савин сын Бояринцов женат, у него сын Микитка пяти лет. У него ж половник Никольского попа Бориса Мышкина Фролко Ефремов сын Лучинин.

Дозорные книги

Дозорные книги охватывают следующие периоды: 1615, 1623-1624, 1646 (о вновь поставленных дворах), 1671 (о выбывших), 1678, 1709-1710.

В некоторых районах перепись проводилась по «старым порядкам», поэтому дважды описаны одни и те же территории с небольшими отличиями.

В переписи населения 1710 года:

  • перечислялись все жители с указанием возраста,
  • приписывались года смерти для умерших,
  • указано место рождения переселенцев,
  • для пустых дворовых мест указывалась судьба владельца (умер, сбежал, переселился, забран на военную службу)

Перепись оцифрована и легко ищется в интернете.

Дозорная книга 1709 года отличается от дозорной книги 1710 года: подробностями о строениях, званиях старых полков солдат, женщины в ней не указаны.

Читайте подробнее про Писцовые, переписные и дозорные книги

Ревизии

С переходом с подворного на подушное налогообложение было принято решение о проведении регулярной переписи населения с целью уточнения сведений.

Всего в Российской империи было проведено 10 ревизий.

  1. 1719-1722,
  2. 1744-1748,
  3. 1763-1767,
  4. 1782,
  5. 1795,
  6. 1811,
  7. 1816,
  8. 1834,
  9. 1850,
  10. 1858.

Читайте семейные истории на Канале Яндекс Дзен

Такой большой разброс по годам объясняется тем, что в ряде территорий ревизии составляли долго, порой 3-4 года. Затем всё подсчитывали, сводили в итоговые ведомости, сдавали в губернские или уездные канцелярии.

В промежутках ревизские сказки уточняли. Поэтому часто можно встретить, запись о человеке «приписанного из утаенных в прошлую ревизию».

То же касается и умерших, и отданных в рекруты между ревизиями. Их считали наличными, требовалось платить налоги. После новой ревизии вносили изменения, и налог за отсутствующих не взимался. (Об этом как раз в и повествует Гоголь в своем произведении «Мертвые души»)

Ревизская сказка 1811 года по Вятской губернии Орловскогоу езда Верходворской волости черносошные крестьяне в займище подле речку Большуху: Терентий Васильев сын Агалаков, его брат Архип с сыном Евстаротом и внуками Поликарпом и Едой. Павел Евсеев сын Агалаков отдан в рекруты в 1798 году, а его   с брат Трофим переселился в 1805 году в починок при речке Щучьей. В этой переписи женщины не указаны.

Ревизская сказка 1811 года по Вятской губернии Орловскогоу езда Верходворской волости черносошные крестьяне в займище подле речку Большуху: Терентий Васильев сын Агалаков, его брат Архип с сыном Евстаротом и внуками Поликарпом и Едой. Павел Евсеев сын Агалаков отдан в рекруты в 1798 году, а его с брат Трофим переселился в 1805 году в починок при речке Щучьей. В этой переписи женщины не указаны. ГАКО Ф. 176, оп. 2, д. 286, л. 1

Сведения из ревизской сказки

О мужчинах

В ревизской сказке обязательно указывались:

  • данные домовладельца.
  • его домашние, с указанием возраста и родственного отношения к домовладельцу
  • Год смерти
  • В каком году отдан в рекруты
  • Для переселенцев указывалось место откуда или куда, год переселения и имелось ли разрешение от мирского начальника или Канцелярии. Данные сведения позволяют отследить переселение предков.

Ревизские сказки интересны исследователю родословной тем, что на с их помощью легко просмотреть всю историю семьи за 150 лет.

О женщинах

Женщин записывали в ревизские сказки, за исключением 1, 2 и 6 ревизий. Девичья фамилия и место рождения указаны в ревизских сказках 1763 г. и 1795 г.

Как читать ревизские сказки и искать в них предков читайте в статье

Про кого писали ревизские сказки

Были слои населения, освобожденные от уплаты налогов. Поэтому в ревизские сказки не попали:

  • потомственные и личные дворяне,
  • купцы первой гильдии,
  • именитые люди,
  • почетные граждане.

В деревнях податным населением являлись крестьяне (черносошные, монастырские, удельные, архиерейские, ясачные, приписные заводов). (Читать подробнее о категориях крестьян)

В городах: однодворцы, ремесленники, мещане, рабочие, посадские, сельские обыватели, купцы и т. д.
Составляли сказки в деревне со слов старосты, в городах назначали кого-то из городского управления.

Помещичьих крестьян переписывали управляющие. В первую ревизию «гулящие люди» были приписаны к тем помещикам, на чьей территории их застала перепись. Это увеличило количество помещичьих крестьян.

Ревизская сказка Вятской губернии 1764 года, семьи Кондратея Алексеева сын Перминова и Константина Иванова сына Перминова. Женщины указаны с возрастом, девичьей фамилией и деревней откуда они родом. РГАДА 350-2-3901 480 Ревизские сказки

Ревизская сказка Вятской губернии 1764 года, семьи Кондратея Алексеева сын Перминова и Константина Иванова сына Перминова. Женщины указаны с возрастом, девичьей фамилией и деревней откуда они родом. РГАДА 350-2-3901 480

Отдельные ревизские сказки

Солдат и солдатских детей (кантонистов), крестьян, содержащих ландмилицию, священнослужителей и их семьи писали отдельными ревизскими сказками.

Крестьяне разделялись на оброчных и тяглых.

Могли быть отдельные сказки по архиерейским, монастырским крестьянам, бобылям, прочим разночинцам и однодворцам.

Позднее появились сказки о мещанах и приписанных в мещане.

Заводские крестьяне, мастеровые и непременные работники заводов писались в отдельные ревизские сказки. Для них указывалась информация в каком году и откуда переведен на завод.

Ревизская сказка по Юговскому заводу 1834 года. Под номером 836 мои предки Жижин Василий с сыном Наумом. Указано, что в 1816 году они переведены на Златоустовский завод. Сословие сохранено по указу 1826 года. Женский пол в данной ревизии указывается. Ревизские сказки

Ревизская сказка по Юговскому заводу 1834 года. Под номером 836 мои предки Жижин Василий с сыном Наумом. Указано, что в 1816 году они переведены на Златоустовский завод. Сословие сохранено по указу 1826 года. Женский пол в данной ревизии указывается.

Читайте интересные истории о семье на канале Яндекс.Дзен

Где искать ревизские сказки

Архивы

Первые три ревизии и дозорные книги хранятся в РГАДА (Российский государственный архив древних актов).

Все последующие ревизские сказки находятся на хранении в региональных архивах, многие оцифрованы и доступны через интернет или в электронном виде в читальном зале архива.

Подробнее про АИС и онлайн поиск предков

Начинаются поиски с 10 ревизии, для этого необходимо знать место жительства ваших предков в 1858 году. (Определить приход помогут клировые ведомости)

После изучения 10 ревизии можно будет двигаться вглубь веков.

Библиотека

В библиотеках тоже есть оцифрованные источники генеалогической информации.

В Президентской библиотеке https://www.prlib.ru можно найти ревизские сказки, списки населения, купчие помещиков и многое другое. Ознакомится с делами можно без регистрации.

Музей

Поскольку документы учета населения велись в нескольких экземплярах, то некоторые из них попали в музей. Например, на сайте Кировского краеведческого музея находятся метрические книги.

В других региональных и городских музеях могут быть фрагменты или копии ревизских сказок отдельных уездов или населенных пунктов.

Ревизские сказки не сохранились

Так бывает, что ревизские сказки не сохранились за определенный год, а без них восполнить пробел не удается. В этом случае могут помочь другие важные для родословной генеалогические документы Исповедные росписи и Метрические книги (о них можно прочитать в моих статьях).

Вам будут интересны и другие мои статьи по генеалогии:

Как составить запрос в архив

Приемыши и принятые во двор в России в 19 веке

Что такое генеалогическое древо?

Как найти участника Великой отечественной войны по фамилии

Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.

Всего было десять ревизий[1]:

Год Численность
I 1719[источник не указан 752 дня] 15 738 000
II 1742[источник не указан 752 дня] 21 200 000
III 1762[источник не указан 752 дня] 23 200 000
IV 1782[источник не указан 752 дня] 28 400 000
V 1795[2] 37 400 000
VI 1811[2] 41 010 400
VII 1816[2] 46 300 000
VIII 1836[2] 59 132 955
IX 1851[2] 68 500 000
X 1858[2] 74 556 400

См. также

  • Население Российской империи
  • Перепись населения
  • Подворные переписи
  • Подушная перепись
  • Подушный оклад

Примечания

  1. Численность населения указана в границах соответствующего года учёта (Население с Финляндией (с 1811 года) и Польшей (с 1796 года)).
  2. 1 2 3 4 5 6 Фельдблюм Б. Русские ревизские сказки: История = Russian Revision Lists: A History // Avotaynu : журнал. — 1998. — Т. XIV. — № 3. — С. 59-61.

Ссылки

  • Ревизские сказки — статья из Большой советской энциклопедии
  • Фельдблюм Б. Русские ревизские сказки: История = Russian Revision Lists: A History // Avotaynu : журнал. — 1998. — Т. XIV. — № 3. — С. 59-61.
  • Библиотека исторической информации

Назад в источники

       Ревизские сказки представляют собой один из главных источников генеалогических исследований. Они позволяют узнать нужную информацию о предках.  Ревизские сказки — это специальные документы переписи (поименно) податного населения Российской Империи, которое было охвачено ревизиями в период с начала восемнадцатого до середины девятнадцатых веков.

      Становление ревизских сказок особенным видом исторических источников  напрямую связано с реформой налогообложения, которая была проведена в 1718 году. В то время подворное налогообложение заменили подушным. Иными словами подати начали  взиматься только с «душ мужчин». Проведение данной реформы такого рода потребовало определённой организации учёта населения. И уже осенью 1718 года царь издал  указ о сборе «сказок», в которых должна содержаться информация о количестве душ всех населённых пунктов.

      Именно с этого момента начинается история ревизских сказок. Все десять документов были оформлены в виде тетради или книги, в которых содержались сведения о семейном состоянии и статистики населения, его половозрастном, национальном и социальном составе, географическом размещении, а также о вопросах миграции населения. При их изучении с точки зрения генеалогии самыми важными являются сведениями, которые касаются  состава семьи и родственных связей внутри неё, а также даты рождения и смерти всех членов семьи, информация о браках и даты разводов.

      В период  с 1719 по 1857 гг. было проведено 10 ревизий. Все они имели продолжительность в несколько лет.  «Основным годом» обычно считается тот год, в течение которого было учтено наибольшее количество населения. Интересно, что в первой, второй и шестой ревизии учитывались только «души мужского пола»,  а в остальных – и мужчины, и женщины.  Еще одной особенностью этих документов является то, что обыски проводились не на всей территории нашей страны, а потому совсем нет информации о населении Закавказья, Польши и ясачной Сибири. И только в 1781 году система общегосударственных ревизий распространилась в Украине.

      Каждая ревизия в России состояла из нескольких этапов, в результате которых появлялись особые виды документов. Первичным материалом ревизии были непосредственно ревизские сказки. Следующим этапом было обобщение, структуризация и тщательная проверка. Затем ревизские сказки отправлялись в местные органы власти, где начинался  первый этап обобщения данных в масштабах уезда, провинции или губернии, который состоял в сравнении данных текущей ревизии с результатами предыдущей. Итогом ревизии было составление генеральных табелей  и окладных книг (начиная с четвёртой  ревизии).

      При проведении генеалогических исследований в ревизских сказках можно найти необходимые сведения о предках, узнать их имена, социальный статус, семейное положение, даты рождения и смерти. Эти бесценные документы являются самым информативным и значимым источником изучения  истории крестьянских и купеческих семей, живших в период с начала XVIII до середины XIX веков.

       Еще материалы по ревизским сказкам.

       Посмотреть что из себя представляет ревизская сказка можно тут:

 РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА 1850-го года октября месяца 20-го дня Ярославской губернии Ростовского уезда и округа Павловской волости Ильинского общества о состоящих мужского и женского пола государственных поселян (фонд 100, опись 8, дело 1898) деревня Бекренево   

  • Ревизские сказки вятской губернии 1858 года
  • Ревизские сказки чердынского уезда
  • Ревизские сказки воронежской губернии бобровского уезда
  • Ревизские сказки челябинского уезда
  • Ревизские сказки воронежской губернии 1896 в электронном виде