Ревизские сказки как читать

Содержание

  1. 1. Почерк в ревизской сказке
  2. 2. Определитесь с местом
    жительства предков на 1858 год
  3. 3. Почему нужно изучать последовательно ревизские сказки
  4. Пример из ревизской сказки
  5. 4. Возраст предков по данным из ревизской сказки
  6. 5. Номер двора в ревизской сказке
  7. 6. Если предки – переселенцы
  8. 7. Что можно узнать о женщинах из ревизских сказок
  9. Другие предки по женской линии
  10. 8. Соседи и родня по ревизской сказке
  11. 9. Ошибки в ревизских сказках
  12. 10. Нюансы поисков предков по ревизским сказкам

Ревизскую сказку можно по праву считать одним из важнейших источников генеалогической информации за 17 – 19 века.

С 1719 года по 1858 год было проведено 10 ревизий, большинство из которых включали в себя жителей обоих полов, с указанием возраста и ФИО.

Подробнее о том, что такое ревизская сказка можно прочитать в статье.

Как читать ревизскую сказку и найти нужные сведения о предках?

1. Почерк в ревизской сказке

Прежде всего не пугайтесь
витиеватого почерка переписчика. Да, у некоторых буквы «в, н, к» могут быть
написаны одинаково, а цифру 1 и вовсе писать, как букву «п». Но буквально 5
минут пристального чтения помогут глазу привыкнуть, а мозгу перестроиться на
«новый язык».

В любом случае, вы всегда
можете обратиться за помощью к единомышленникам: спросить у меня в комментариях
к статье или написать на форуме ВГД. Вам обязательно ответят и помогут
разобрать непонятные слова в ревизской сказке.

Ревизская сказка 1722 года. В ней указан мой предок Плюснин Сергей в деревне Евдоима Потапова, Хляновского уезда, Вятской губернии. Источник РГАДА 350-2-3836. Ревизскую сказку

Проверьте себя попробуйте отыскать моего предка в тексте. Ревизская сказка 1722 года. В ней указан мой предок Плюснин Сергей в деревне Евдоима Потапова, Хляновского уезда, Вятской губернии. Источник РГАДА 350-2-3836

2. Определитесь с местом
жительства предков на 1858 год

Достоверное исследование
рода возможно только от сына (дочери) к отцу. Поэтому прежде всего нужно
установить самого старого предка, родившегося не позднее 1856 — 1857 года. В
этом случае он стопроцентно попадет в нужную (десятую) ревизию.

Помещичьи крестьяне могли не иметь собственных фамилий, несмотря на указ государя. Часто помещик сам давал фамилии. Определить к какому помещику относилась та или иная деревня можно по справочникам (например, в таких).

3. Почему нужно изучать последовательно ревизские сказки

Часто бывает, что первый
успех в поисках предков окрыляет. И хочется из 1858 года шагнуть сразу в 1764
год. Особенно, если вы обнаружили самого старого предка, который родился
примерно в это время.

Так можно сделать, но стоит проверить себя, чтобы не попасть впросак.

Пример из ревизской сказки

Климонт Кондратович Аксенов жил в городе Екатеринбурге, о чем есть запись в ревизской сказке 1858 года. В ревизской сказке 1811 года есть Кондрат Аксенов.

Кажется, что родословная готова.

Но в ревизской сказке 1834 года сказано, что «в 1817 году Аксенов Кондрат вместе со своим семейством переведен на Миасский завод». При этом сын Климонт у него так и не родился.

А в 1819 году из Ирбиткого волостного управления в Екатеринбург переведена семья Кондрата Аксенова, у которого есть сын Климонт. Это и оказалась семья предков.

В истории выше имена довольно редкие, семей с такой фамилией в ревизскую сказку было включено немного. А представьте какая может возникнуть путаница, если будет сразу несколько Иванов Ивановичей Петровых?

4. Возраст предков по данным из ревизской сказки

Возраст каждого человека
в ревизской сказке указан довольно точно, порой даже до месяца. А у некоторых
детей, родившихся между ревизия даже точная дата рождения.

Благодаря этому, найти по
метрическим книгам точную дату рождения каждого из предков не представляет
сложностей.

5. Номер двора в ревизской сказке

Часто для собственного удобства
составители ревизских сказок указывали номер двора согласно прежней и нынешней
ревизии. Это позволяло проверить все ли жители селения переписаны и помогало в
промежуточных проверках.

Эти сведения помогут оперативно найти нужную семью в более ранней ревизской сказке.

Множество интересных «Историй одной семьи» читайте на канале Яндзекс.Дзен

6. Если предки – переселенцы

Знать место проживания
очень важно, поскольку крестьяне часто переселялись/переводились (между
помещичьими владениями, на заводы, по собственному желанию).

Ревизская сказка 1858 года, крестьяне Харьковская губерния, Змиевской уезд, Алексеевской волости, села Алексеевского. Источник ГАХО.Ф31.141.443. Ревизскую сказку

Ревизская сказка 1858 года, крестьяне Харьковская губерния, Змиевской уезд, Алексеевской волости, села Алексеевского. Источник ГАХО.Ф31.141.443

Если ваши предки меняли место жительства между ревизиями, то они будут записаны дважды. Первая запись внесена в ревизскую сказку по прежнему месту проживания. Там будет сделана отметка, что семья переведена, указан год и место, в которое переселились. Возраст будет указан по предыдущей переписи. Часто указывали только главу семьи и его возраст.

Вторая запись – непосредственно в книгах по новому адресу. Будет перечислена вся семья, год переселения, а также возраст на момент составления нынешней ревизской сказки.

Читайте по теме: «Как искать предков переселенцев»

7. Что можно узнать о женщинах из ревизских сказок

Женщины включались почти
в каждую ревизскую сказку (за исключением 1719, 1744 и 1811 годов). В 1763,
1782 и 1795 годах для каждой женщины указывалась ее девичья фамилия и место
рождения.

Часто можно встретить
указание «старинная того села» или «крепостная господина моего». Данный факт
указывает на принадлежность женщины к этому населенному пункту. Поэтому можно
поискать там же ее родню: родителей, братьев или дядей.

Ревизская сказка 1763 - 1764 года. Вятская губерния, семья Ждановых. Источник РГАДА 350-2-2480 1763-1764 ревизскую сказку

Ревизская сказка 1763 — 1764 года. Вятская губерния, семья Ждановых. Источник РГАДА 350-2-2480 1763-1764

Даже без указания девичьей фамилии часто можно построить предположение об отце, опираясь только на отчество. Проверить себя можно по метрической книге за нужный год (вычислить год рождения из ревизской сказки очень легко).

Другие предки по женской линии

Некоторым потомкам везет
и у их прапрадеда указывается практически вся родня по женской линии: бабка и
мать. А в некоторых ситуациях теща приходила в дом зятя со своими другими
детьми. В любом случае, для каждого жителя одного двора указывается его
родственное отношение к хозяину.

Сложность заключается в
том, что в большинстве ревизий без метрической книги установить куда отданы в
замужество дочери и откуда родом супруга нельзя. Часто у женщины указано только
имя.

8. Соседи и родня по ревизской сказке

Изучать ревизскую сказку
конкретного населенного пункта стоит комплексно. Часто соседи оказывались
дальней или близкой родней.

А уж однофамильцев точно
стоит сразу выписывать, поскольку высока вероятность, что они точно будут двоюродными
или троюродными родственниками.

Продвигаясь в глубь веков
по ревизским сказкам вы скорее всего найдете общих предков для каждой семьи
однофамильцев.

Помните, что в соседних деревнях и починках тоже могут проживать родственники. Поэтому просматривать лучше всю ревизскую сказку по волости, а в идеале, по уезду. В этом случае ваше генеалогическое древо будет максимально полным и ветвистым.

9. Ошибки в ревизских сказках

Необходимо сравнивать
ревизские сказки между собой. Имена могут быть написаны с ошибкой. Иногда
возраст может быть указан ошибочно, но исправлен в другой ревизии.

Однако это частные
случаи. В большинстве случаев ревизскую сказку можно считать достоверным
документом для составления родословной. Проверить точность данных в ней помогут
исповедные росписи и метрические книги.

Ревизская сказка 1850 года, починок Райский, Орловский уезд, Вятская губерния.  Обратите внимание на нижнюю часть страницы. У Егора указан "племянник не Михайло, а Максим Кирилов 37 лет, его сын не Иван, а Лев 19 лет" Источник-ф.-176-оп.-2-д.-1205-л.-683об.

Ревизская сказка 1850 года, починок Райский, Орловский уезд, Вятская губерния.
Обратите внимание на нижнюю часть страницы. У Егора указан «племянник не Михайло, а Максим Кирилов 37 лет, его сын не Иван, а Лев 19 лет» Источник-ф.-176-оп.-2-д.-1205-л.-683об.

Подробнее о метрических книгах читайте в статье.

10. Нюансы поисков предков по ревизским сказкам

В каждом деле есть
тонкости и случайности. Например, одна и та же семья, принадлежавшая помещику N, числилась по ревизским сказкам разных лет в
разных деревнях, хотя фактически проживала в одном месте. Об этом
свидетельствуют исповедные росписи и метрические книги за нужные года.

Почему так случилось?
Возможно, помещик передал соседу эту семью фиктивно, только по документам и
только на одну ревизию. Может быть хотел меньше налогов заплатить, а может еще
какие-то причины были.

История каждой семьи уникальна и полна нюансов. Рекомендации, приведенные выше являются общими. Они помогут начинающему генеалогу разобраться с тонкостями работы с документом «ревизская сказка».  

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

ТОП-5 идей для семейной фотосессии

Документы Всеобщей переписи населения 1897 года

Купечество

Что такое генеалогия?

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

February 23 2016, 21:49

Categories:

  • История
  • Финансы
  • Cancel

Новички-родоведы, пришедшие в РГАДА в поисках ревизских сказок и писцовых книг, часто просят «старожилов» помочь разобраться в «старославянских текстах». На самом деле бюрократический язык фискальных документов XVII и XVIII веков имеет мало общего, скажем, с тем церковно-славянским, что используется православных книгах. Однако без подготовки соваться в старые рукописные переписи современному человеку нет никакого смысла. Русская каллиграфия и орфография за 300-400 лет изменились столь радикально, что теперь новичок не сможет разобрать и нескольких слов — даже при условии, что у писца был идеальный подчерк.

Иногда неподготовленные исследователи занимаются «расшифровкой по наитию», плодя жутки ошибки в интернете и в родоведческо-краеведческих изданиях. Конечно, лучше плохая транскрипция, чем никакой, а неточности в силу дурного подчерка или помарок в документах иногда выплывают и в работах профессиональных ученых. Однако огрехи из-за того, что человек не нашел возможности потратить пару часов на освоение матчасти, особенно обидны. Как обидно и то, что почти каждому новобранцу проходится проходить свой путь, осваивая навыки чтения старых документов без учета опыта предшественников.

В свое время мне очень помог «Практический курс изучения древнерусской скорописи» 1907 года издания. Но этой книге уже больше 100 лет, она написана в дореволюционной орфографии и не учитывает многих реалий ревизских сказок и писцовых книг XVII и XVIII веков. Ниже — собранный мной материал в помощь новобранцам, который может оказаться полезным исследователям, планирующим первые походы в РГАДА. Или тем, кто, немного помучившись с источниками, всё-таки решил разобраться что к чему.

Цифры в писцовых и ревизских документах
Начертания букв в старых русских рукописях / Варианты
Буквосочетания и лигатуры в источниках по родоведению
Надстрочные выносы, взметы и буквенные титлы
Транскрипция «старорежимных» и использование новых букв
Идеограммы и сокращения, принятые у русских писцов
Пунктуационные и орфографические нюансы
Русские имена в фискальных документах
Варианты названий населённых пунктов и административных единиц

Коллаж Павла Гончарова

Публикуем вторую часть цикла материалов о главных документах генеалога. Первая была посвящена метрическим книгам. Следующий основной источник, в котором можно найти информацию о предках, живших до революции, — ревизские сказки.

Оценка рисков и перспектив
генеалогического исследования

Первый шаг любого исследования, который поможет сохранить вам время и деньги

Узнать подробности

Что это такое?

Ревизские сказки — это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. Переписи — ревизии — проводились для учета населения, их результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.

Указ о проведении первой ревизии был издан Петром I в 1718 году. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Душа мужского пола — мужчина податного сословия любого возраста — была единицей налогообложения.

Перепись касалась всех категорий крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, служилых татар (которые тогда образовывали отдельное сословие) и ясачных людей. В следующем указе 1720 года подчеркивалось, что переписи подлежат все категории крестьянства, включая дворовых людей. В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское) — при этом оно не платило подушную подать. В 1721 году еще одним указом в перепись были включены все горожане — посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны.

Первая ревизия 1719 года не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии. Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии. Большая часть этих территорий, сословных и национальных групп стала записываться в ревизиях со второй половины – конца XVIII века.

Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин.

Начиная с третьей ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведен в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 года.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

За какое время существуют ревизские сказки?

Вот даты проведения ревизий:

Порядковый номер ревизии Дата указа о ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
Первая 26 ноября 1718 г. 1719 1719-1727
Вторая 16 декабря 1743 г.  1744 1744-1747
Третья 28 ноября 1761 г.  1762 1762-1765
Четвертая 16 ноября 1781 г.  1782 1782-1787
Пятая 23 июня 1794 г.  1794 1794-1808
Шестая 18 мая 1811 г.  1811 1811-1812
Седьмая 20 июня 1815 г.  1815 1815-1826
Восьмая 10 июня 1833 г.  1833 1833-1835
Девятая 11 января 1850 г.  1850 1850
Десятая 3 июня 1857 г.  1857 1857-1860
Источник: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000.

Ревизские сказки — не самые ранние сохранившиеся документы переписей населения. С конца XV по XVII век в России составлялись писцовые книги. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже — по всей территории России.

Главные документы генеалога: исповедные росписи

Третий материал из цикла о главных документах генеалога

Читать подробнее

В XVII веке были проведены две переписи, охватившие все податное население России (в 1646-1647 и 1676-1678 годах), — их результаты зафиксированы в переписных книгах. Эти документы содержат имена и возраст жителей деревень и городов.

В начале XVIII века по указу Петра I было проведено две переписи населения. Первая была проведена в 1710 году, вторая (ландратская перепись) — в 1715-1718 годах.

В большинстве случае на эти источники достаточно сложно выйти из-за того, что не сохранились более поздние документы. Например, есть писцовые книги по нынешней Новгородской области за XVI век, но утрачены документы первой половины XIX века — а значит, далеко не всегда можно пройти в изучении родословной дальше документов 1860-х годов.

Ваше имя

Какой-то текст ошибки

Email

Какой-то текст ошибки

Настоящим подтверждаю своё согласие с условиями Политики конфиденциальности, в том числе, с условиями обработки персональных данных.

Какой-то текст ошибки

Особенности ревизий

Коллаж Павла Гончарова
  • В первой и второй ревизиях указывались физические особенности человека (слепота, увечья и так далее).
  • Начиная с третьей ревизии в сказках записывались и женщины (хотя подушную подать они, как и раньше, не платили).
  • С третьей по пятую ревизию указывалось происхождение женщин (из другого населенного пункта или из того, по которому велась перепись, — «старинная того же села»), их возраст на прошлую ревизию, а при переписи семей их родителей отмечалось, куда именно были выданы замуж их дочери.
  • В шестой ревизии 1811 года, проводившейся накануне Отечественной войны, женщины не записывались — возможно, чтобы уменьшить объем работы переписчиков.
  • С седьмой по десятую ревизию для женщин указывали только имя и возраст.

Где хранятся ревизские сказки?

Материалы первых трех ревизий, а также переписей более раннего периода по всей территории Российской империи, где они проводились, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В некоторых случаях эти документы могут находиться не только там, но и в региональных архивах.

Начиная с четвертой ревизии 1782 года ревизские сказки составлялись губернскими учреждениями. Хранятся они обычно в архиве центра губернии, где жили ваши предки (например, ревизские сказки Белгородской области хранятся в Государственном архиве Курской области), но могут находиться и в областных архивах по нынешнему административному делению (например, ревизские сказки Новосильского уезда Тульской губернии хранятся в Государственном архиве Орловской области по нынешнему делению).

Как работать с этими документами?

Алгоритм поиска по ревизским сказкам таков:

  1. Определить, к какому сословию относились люди, информацию о которых вы ищете. Если это крестьяне, нужно выяснить, были они государственными или крепостными.
  2. Проверить в архиве по описи, сохранились ли ревизские сказки последних двух (девятой и десятой) ревизий по нужному сословию по интересующему вас населенному пункту. Если ваши предки были крепостными крестьянами, для поиска важно знать, какому помещику они принадлежали — ревизские сказки крепостных крестьян часто объединены по помещикам.
  3. Изучить ревизскую сказку по нужному населенному пункту. Подавляющее большинство крестьян записано в ревизиях без фамилии, поэтому надо четко понимать, кого именно вы ищете. Например, из метрических книг мы знаем, что у Саввы Гавриловича Воробьева рождались дети в 1870-е годы, значит, сам он родился в 1850-е годы, следовательно, данные о нем могут найтись в ревизиях. Искать в этом случае надо Гавриила с сыном Саввой подходящего возраста.
  4. Если удастся найти предка в одной из ревизских сказок, нужно переходить к изучению более ранних ревизий, продолжая родословную вглубь. 
  5. Если ваши предки не нашлись по девятой и десятой ревизии, можно проверить другие источники (например, исповедные ведомости) за близкий к ревизиям период времени, а также ревизии окрестных населенных пунктов и посмотреть, не было ли других помещиков, которые владели другой частью искомой деревни.
  6. При переходе к материалам ревизий в РГАДА нужно иметь в виду, что в 1775 году была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трехзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьезно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX века не соответствуют уездам более раннего периода. Поэтому очень важно понять, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня.

Сервис Familio может помочь вам найти ревизские сказки с упоминанием ваших предков. В разделе «Архивные документы» есть списки архивных дел с ревизскими сказками. А по ряду регионов описано и содержание этих дел и указано, к каким населенным пунктам базы сервиса Familio они относятся. На странице населенного пункта во вкладке «Источники» можно найти список всех переписей по нему.

Сами эти документы хранятся в региональных архивах или — более ранние документы — в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря данным сервиса вы сможете найти номер конкретного дела, в котором содержатся сведения о ваших предках, и указать его в своем запросе в архив или изучить дело самостоятельно в читальном зале архива.

Идея данного поста появилась сама собой, когда я начал пытаться прочитать перепись 1646 года, чтобы найти упоминания своего прямого предка по мужской линии. Указанную перепись я успешно прочитал и Бортниковых нашел, о чем подробнее можно почитать в моей предыдущей публикации.

Здесь же я хочу поделиться своим опытом освоения навыка чтения почерка середины 17 века. 

Внимание! Данный пост необходимо рассматривать не как учебное руководство, хоть сколько то претендующее на академизм, а лишь как методическую рекомендацию для тех, кто хотел бы научиться читать скоропись, но пока не умеет и не знает с чего начать.

Безусловно, чтобы прочитать рукопись 17 века, желательно перед этим чуть-чуть набраться опыта в прочтении более поздних документов, спускаясь все глубже, от 20 века, к 19-му и так далее. У меня такой опыт уже был, хотя и не очень богатый. Впрочем, это не отменило того факта, что открыв текст 1646 года впервые, я не мог разобрать 80% текста. Предстояло погрузиться и разобраться в тонкостях написания разных букв. 

На мой взгляд, основную проблему поначалу может составить отсутствие систематизации информации. Мозг пухнет от большого количества новой визуальной информации, и разобравшись с каким-то символом на одной строке, через 5 строк вы снова его забываете. 

Поэтому я решил выписывать все встречающиеся варианты написания тех или иных букв до тех пор, пока они не станут привычными. (Наверняка не было бы лишним перед этим ознакомиться с практическими руководствами по чтению скорописи, некоторые из которых приведены в блоге «Об архивных выписках»: [1], [2], [3] (ссылки кликабельны). Но все мы знаем, что личный опыт всегда надежнее чужого и откладывается на подкорку надежнее. Кроме того, нужно учитывать индивидуальные особенности почерка разных писцов, которые не могут быть отображены в одном учебнике для всех текстов страны на тот момент времени).

Итак, я открыл фотошоп, поместил в центр листа первую страницу рукописи и начал по одной буковке копировать понятные мне символы и распределять их в разных кучки.

Абсолютно нормально, что поначалу невозможно будет прочитать текст последовательно, слово за словом. Но и не нужно за этим стремиться. Выбирайте самые знакомые и легкоузнаваемые слова, за которые цепляется взгляд. Главное на мой взгляд в этом деле — последовательность. Узнав 3 раза букву А, не бойтесь выписать её еще 33 раза, таким образом вы натренируете зрительную память и начнете выделять значимые особенности написания (например, в таблице, приведенной ниже, обратите внимание, что строчные буквы И, К и Н по отдельности кажутся очень похожими, но если набрать их в достаточном количестве, то становится заметно, что в букве К две черточки почти всегда разделены, а похожие буквы И и Н различаются направлением письма: две вертикальные черточки буквы И чаще наклонены влево, а у буквы Н — вправо).

Важным помощником в чтении переписей 17 века служат уже оцифрованные переписи, опубликованные в разделе «Ревизские сказки и переписные книги Вятского края». Используя поиск по тексту или открывая записи о населенных пунктах с интересующей вас территории, можно найти множество подсказок и проверить правильность прочтения текста (я для перестраховки проверил, пожалуй, не менее 80% фамилий, встретившихся в переписи и в некоторых случаях отсутствие результатов поиска по текстам натолкнуло на мысль, что я допустил ошибку и стоит еще раз внимательно всмотреться в буквы). Если же вы уверены в правильности прочтения, а поиск по оцифрованным текстам не дает результатов, не забывайте про поиск в гугле/яндексе и т.д. Например, в прочтенном мной фрагменте переписи упоминалось 3 церковных погоста и, соответственно, церковный причт. Так вот, в трех случаях мне встретилось три разных варианта: проскурня, просфирня и просфирница, и первый из них — «проскурня» ранее не встречался в оцифрованных текстах на РВ.

Первые две страницы рукописи я разобрал по буквам целиком (за исключением пары явно смазанных), в дальнейшем выписывал только редко встречающиеся варианты или новые варианты написания. После 50 прочтенных страниц, что-то новое попадалось уже крайне редко, хотя и попадалось. К концу работы (из 105 страниц) рукопись уже бежала перед глазами сама собой. 

Многие мне ответят, что фотошоп — это сложно, и не у всех есть возможность и необходимые умения. Но на самом деле, все то же самое можно сделать, используя бумагу и ручку. Выписывать начертания букв и раскладывать их в разные кучки можно не хуже, чем на экране компьютера, разве что усидчивости и терпения потребуется больше. Но если вы дошли до 17 века, вас ведь это вряд ли остановит?)

Ну и в конце концов я систематизировал полученную информацию, составив своего рода азбуку, куда включил все встреченные в рукописи варианты написания разных букв (полноразмерные файлы картинок также можно будет найти у меня на Яндекс-диске). Сразу оговорюсь, что я заранее признаю свою неграмотность и лингвистическую неточность. Поэтому, правильнее это назвать не азбукой, а таблицей соответствий, на которую я ориентировался, передавая на современном письме те или иные символы. И прошу прощения за кривую верстку.

В конце еще раз напомню, что данный пост и предлагаемая таблица — не академическое руководство, и я почти не сомневаюсь, что в них могут быть неточности. Данный пост предназначен не для опытных пользователей и не для тех, кто хочет в деталях освоить скоропись. Он предназначен для тех, кто хочет хоть как-то научиться самостоятельно читать скоропись и найти записи о своих предках. 

Таблица начертаний различных букв [в современном прочтении].

Составлена на основе фрагмента переписи 1646 года, касающегося Холуницкого стана (РГАДА Ф.137 О. 1Орлов Д. 1. Листы: 799-851).

Увидеть запись о родственниках в старинных документах можно, записавшись в библиотеку Государственного архива. Фото: Павел Ворожцов

Триста лет, вплоть до революции, каждый православный приход России ежегодно составлял и прилежно вёл документальные отчёты: записывал информацию о прихожанах. Но шанс отыскать предков есть у людей и из старообрядческих семей, и из мусульманских, и даже из языческих. Начиная с 1718 года в стране проходили всеобщие переписи, и теперь эти данные хранятся в архивах. «Облгазета» расскажет, как найти в архивах нужную информацию — мы продолжаем проект о составлении родословной (начало в номере за 29.11.2018).

Метрические книги

Составление родословной начинается с разговоров со старшими родственниками, которые способны вспомнить и рассказать информацию о сравнительно недавней жизни семьи. С разбора домашних документов, почётных грамот и фотоальбомов. С чтения родоведческой литературы в местных и областных библиотеках. Об этом «Облгазета» подробно рассказала в материале «Сила рода» (номер за 21.12.2018).

– Если собрали информацию о предках, которые жили в прошлом столетии, значит, пора обращаться в учреждение, где хранятся архивы, – заключает доктор исторических наук, родовед Алексей Мосин. – Государственные архивы работают с обращениями граждан — отвечают на запросы, выдают информацию, предоставляют возможность работать в читальном зале.

Всё, что касается службы родственников в армии — откуда был призван, где служил, воинские награды — узнают в Свердловском областном государственном архиве административных органов. Здесь же — вся информация о репрессированных. В архив можно и лично приехать, заказать пропуск и получить разрешение на работу в читальном зале. А можно отправить запрос по электронной почте или в специальной форме с сайта архива.

– Когда встаёт вопрос об изучении жизни предков, живших сто лет назад, родившихся до революции, – пора обратиться в Государственный архив Свердловской области либо соседней Курганской, либо Пермского края, – говорит Мосин. – В них хранятся дореволюционные документы о жителях Среднего Урала.

Важно!

Родоведческий словарь «Облгазеты»

Ревизские сказки — документы, которые появились в результате 10 ревизий — переписей податного населения в России с начала XVIII века по 1861 год, до отмены крепостного права (в 1718-1719, 1743-1747, 1764-1767, 1782-1787, 1794, 1811, 1815-1816, 1833-1835, 1850, 1856-1759 годах). В них указывалось имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В двух первых и в шестой ревизии женщин не переписывали. В остальные их тоже указывали, но не считали. В промежутках между ревизиями уточнялась причина отсутствия людей – умер, в бегах, отселён, в солдатах.

Метрическая книга — книга, в которой записывались рождения, браки и смерти всех прихожан церкви. Велись такие книги в России с 1722 года по 1918 год во всех православных приходах. Это основной документальный источник при изучении истории рода. В СССР метрические книги 75 лет хранились в ЗАГСах, а после передавались в государственный архив. В 2002 году срок хранения книг с записями актов гражданского состояния увеличен до 100 лет (Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 года №125-ФЗ).

Исповедная роспись – книги, которые составлялась каждый год в каждом православном приходе в Российской империи с XVIII века до революции. Здесь фиксировалось социальное положение всех прихожан, а до отмены крепостного права — и владельческая принадлежность для крестьян и дворовых людей, место жительства, возраст и состав семьи. У каждого указывалось, был ли он в этом году во время постов на исповеди, причащался ли и если нет, то по какой причине. Велись в двух экземплярах — один оставался в церкви, другой отправлялся в консисторию. Считаются родоведами одними из важнейших источников в генеалогических исследованиях.

– Главное, что надо знать — место рождения человека и примерный год, – добавляет историк-родовед, член правления Уральского генеалогического общества Александр Автаев. – Прихожане православных приходов отмечались в метрических книгах — внимательно их читая, можно уточнить не только дату рождения своего предка, но и полные имена его родителей, место жительства, а также их возраст на момент рождения младенца. Отталкиваясь от этих данных, можно высчитать дату их рождения и по метрическим книгам нужных годов прочитать об их рождении.

Это только на первый взгляд кажется, что подобное невозможно. На самом деле и сам Автаев, и другие родоведы именно таким образом составили свою родословную — как раз до начала XVIII века, когда в нашей стране появились эти самые метрические книги. Изучая их, можно расширить знания о судьбе предков: кто на ком женился и от чего умер.

В Свердловском государственном архиве хранятся метрические книги шести уездов Пермской губернии: Шадринского, Камышловского, Красноуфимского, Верхотурского, Екатеринбургского и Ирбитского. Обращаясь в архив, надо ещё знать, к какому приходу относилось место жительства предка до революции — исследование станет проще. Однако много семей на Среднем Урале вышло из старообрядцев, а никакой информации о них в метрических книгах найти невозможно.

Староверы и мусульмане

– В Курганском архиве хранятся некоторые данные по староверам — по жителям территорий современного Алапаевского, Талицкого, Ирбитского районов, – поясняет Автаев.

Мосин пояснил, что в архиве Пермского края есть документы, которые велись Единоверческой церковью. Выходцам из старообрядцев придётся перечитать Исповедные росписи. Эти журналы тоже вели в православных приходах, и записывали в них не только прихожан церквей, но и тех местных жителей, что уклонялись от исповедей и причастий.

метрическая книга

В метрических книгах православного прихода записывали не только имя и дату крещения младенца, но и кем были его родители и восприемники, когда он и на ком он венчался, всех его детей и, в конце концов, дату смерти. Фото: государственный архив свердловской области

– А дотошные служители церкви и причины уклонения от исповеди указывали, – говорит Мосин. – Теперь мы по этим записям можем предположить детали жизни своего предка.

Как же быть представителям мусульманства? Или тем, кто вышел из семей язычников — они тоже исторически жили на Среднем Урале? Историки поясняют: в этом случае надо читать ревизские сказки. Эти документы также составлялись начиная с XVIII века — по результатам переписи населения, с которого государство собирало налоги, подати. Более точной информации о жизни наших предков, чем в ревизских сказках, не найти. Правда, результаты самих давних, – первых трёх – ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Но остальные есть в архивах субъектов федераций. С ревизскими сказками, записанными на территории теперешней Свердловской области, можно познакомиться в Пермском архиве.

Кстати

Обратиться в Госархив можно по Интернету (написать письмо через форму на сайте), а можно письменно по почте или лично.

* Сайт Государственного архива Свердловской области: www.gaso-ural.ru, адрес в Екатеринбурге: ул. Вайнера, 17, в Каменске-Уральском: ул. Карла Маркса, 39, 4-й этаж.

* Сайт Государственного архива административных органов гааосо.рф, адрес в Екатеринбурге:пр. Ленина, 34, телефон библиотеки: 8 (343) 371–58–98.

* Сайт Государственного архива Пермского края:www.archive.perm.ru, адресв Перми: ул. Студенческая, 36, телефон читального зала: +7 (342) 262‒36‒21

* Сайт Государственного архива Курганской области: gako.archives.kurganobl.ru,адрес в Кургане: ул. Свердлова, 11, телефон:8 (3522) 44–85–14.

  • Опубликовано в №8 от 18.01.2019 

Библиографическое описание:

Хворова, О. В. Структура ревизских сказок Российского государства 18 века / О. В. Хворова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2827/ (дата обращения: 11.01.2023).

В истории
русского литературного языка XVIII
век представляет значительную веху. Справедливо замечание В. М.
Живова о том, что «восемнадцатое столетие — эпоха радикального
преобразования русской языковой ситуации, захватывающего все уровни
русского языка и все сферы его функционирования» [3, с.13]. По
мнению Л. Ф. Копосова, в это же время резко возрастает количество
деловых текстов, которые представляют собой сотни разновидностей
документов, различающихся по целевой установке, содержанию, языковым
особенностям [5, с.32]. Эти тексты обслуживали самые различные
потребности общества и составляли неотъемлемую часть делопроизводства
петровского и постпетровского периодов.

Начиная с эпохи приказного
делопроизводства, особое внимание уделялось такому важному элементу
делопроизводства, как оформление документа. Коткова Н. С. утверждает,
что это отражалось как на внешней форме (документы писались на узких
полосках бумаги – «столбцах» в виде сплошного
текста), так и на внутренней схеме изложения, то есть формуляре
(внутри текста в определенном порядке располагались необходимые
лексические средства, устойчивые обороты, языковые формулы,
свойственные сфере официально-делового общения) [6, с.131]. Семыкин
Д. В., анализируя такие документы, как Чердынские ревизские сказки
1711 года, отмечает, что «деловые документы во все времена
отличались определенным набором штампов, шаблонов, которые
проявляются как на лексическом, так и на синтаксическом уровне»
[7, с.22]. По мнению большинства современных исследователей, текст
имеет «графическую схему», оформленную с помощью
обязательных формул: «Структура документа и его формуляр –
это два взаимосвязанных явления – каждому разделу структуры
соответствует определенная формула (формулы) и устойчивый прием
(приемы)» [1,с. 136].

Исследователь Бондаренко О.
В., рассматривая историю деловой письменности, подчеркивает
необходимость проведения анализа формуляра документа и выделения из
текста композиционных элементов. Поэтому с нашей точки зрения,
является важным проследить особенности формуляра и структуры
ревизской сказки российского государства 18 века.

При рассмотрении ревизских
сказок нами учтены методика дипломатического анализа актов, так и
современные подходы к осмыслению структуры и формуляра деловых
текстов 17-18 веков. Считаем, что старорусский деловой текст
предстает как система субтекстов, которые, взаимодействуя друг с
другом в линейной прогрессии текста, обеспечивают его
композиционно-смысловую целостность.

В русской дипломатике
формуляр – это состав и порядок следования клаузул в документе
(Лаппо-Данилевский, 1920); в таком значении термин формуляр
использует
В. Я. Дерягин [2, с.4].

Интересно
отметить, что долгое время четкого формуляра ревизской сказки не
существовало: во время двух первых ревизий учитывались только лица
мужского пола с указанием возраста; начиная с третьей ревизии,
вводится печатный бланк сказки, начинает учитываться и женское
население, увеличивается количество данных, которое обязательно
должна сообщать сказка по каждому учитываемому человеку. Только с
седьмой ревизии (1815 г.) формуляр складывается окончательно:
вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись
начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит
в себе следующие клаузулы:
название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец
крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с
номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии»,
число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц,
временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо».
В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась
одна семья за другой, на левой половине листа — мужчины, на правой —
женщины. Хотелось бы отметить, что форма и содержание ревизских
сказок, начиная с третьей ревизии, не претерпели сколько-нибудь
существенных изменений.

Таким образом, в ревизской
сказке содержится следующий объем сведений:

  • № двора
    по ревизии (10-я ревизия указывает соответствующий № по 9-й
    ревизии),

  • фамилия,
    имя и отчество главы семьи, всех проживающих совместно родственников
    мужского пола,

  • возраст
    по предыдущей ревизии,

  • отметка
    о выбытии или об отсутствии во время ревизии (и с какого времени),

  • возраст
    по текущей ревизии;

  • имена
    и отчества всех родственниц женского пола,

  • отметки
    о выбытии или об отсутствии во время ревизии (и с какого времени),

  • возраст
    на время проведения ревизии.

Рассмотрим
особенности построения композиции текста «Ревизской сказки
Черноисточинского завода 1763 г.» (фонд: 643; опись: 1; дело:
105). Изучая текст ревизской сказки, мы определили, что данный жанр в
деловой письменности имеет свою специфику. Согласимся с Качалкиным А.
Н., который считает, что сказки – это письменные показания по
определенному вопросу, и подавались они по разным поводам, когда
администрации нужны были сведения по какому-либо делу, известные
авторам сказок [4,с. 82].

Композиционную структуру
исследуемого текста сказки образуют тестовые отрывки,
характеризующиеся своей темой и законченной информацией, относящейся
к этой теме.

Составитель
текста сказки не указан. Рукопись датирована 1763 годом; дата
встречается один раз: на титульном листе: «за 1763 годъ».
Документ написан, очевидно, гусиным пером или чернилами, имеющими в
настоящее время различные оттенки коричневого цвета. Текст написан на
листе с обеих сторон. Написан он скорописью, характерной для начала
18 века. Одной из важнейших примет, характеризующих скоропись этого
периода, — является наличие связных написаний. В исследуемой
ревизской сказке встречаются, например, соединения двух букв (нъ, ор,
мя, ев). Знаки препинания (запятые, точки) практически не
встречаются. Документ имеет форму тетради, в которой помещены две
таблицы.

В данной ревизской сказке
содержатся сведения о численности податного населения, указывается
географическое размещение, состав по возрасту, полу, общественное и
семейное положение. В языке этого жанра деловой письменности
просматриваются приемы употребления, свидетельствующие о наличии
стилистических норм, которые имели широкое распространение в сфере
российского делопроизводства 18 века. «Чистота» стиля не
всегда строго выдерживается. Количество специфических высоких или
разговорных элементов варьируется в жанре в зависимости от языковой
принадлежности автора.

Делопроизводство
требовало точности, ясности изложения и быстроты написания текста.
Отсюда и вытекает основной принцип построения ревизской сказки как
документа: при четко обозначенной структуре максимальная экономность
письма. Сказки – это особая разновидность деловых текстов, где
подчинительные конструкции употребляются в единичных случаях на фоне
общего «сочинительного» строя этих документов.

у
него жена Евдокея Ивановна дочь сорок а одного года взята до бывшей
ревизии при Черноисточинском заводе сиротой а откуда был ее род не
памятует для того что после отца и матери своей осталась она с малых
лет (л.1)…

Для них характерно
отсутствие подчинительных конструкций или их незначительная
употребительность как единичных вкраплений в текст, построенный по
преимуществу на основе союзного и бессоюзного соединения предложений.

у
него жена Марфа Корнилова дочь пятидесяти трех лет взята до бывшей
ревизии Верхотурского уезда в прежде бывшей деревне Висимской где
ныне построен онаго ж господина статскаго советника Никиты
Акинфиевича Демидова Висимошайтанской завод а откуда отец ее родом
бывал того не памятует для того что после его осталась она в малых
летах (л.7)…

Для этих текстов характерно
союзное употребление союзов-частиц и,
а, да,

именно им принадлежит в большинстве случаев определяющая роль в
синтаксическом строе подобных текстов.

Таким образом, преобладание
в синтаксической структуре текста сочинительных конструкций
определяется содержанием памятника, что, в свою очередь, зависит от
его назначения: сообщение определенных сведений для тех или иных
целей. В ревизских сказках представлен перечень фактов и событий, их
констатация не определяет установления между ними каких-либо
логических отношений, поэтому, естественно, в синтаксическом строе
подобных текстов будет преобладать сочинительная связь,
подчинительные конструкции не типичны для них.

Сказки 18 века включают
вступительную, констатирующую и заключительную части. Информационное
наполнение «вступления» в текстах сказок определяется
рядом факторов, среди которых важную роль выполняют основания
составления документа и профессиональные навыки писцов. В ревизских
сказках, отличающихся высокой формализованностью и строгой
регламентацией содержания, «вступление» включает ссылку
на законодательный акт, служащий причиной документов.

Констатирующая часть
сказок, отражающая основную тематику документа, более свободна в
содержательном плане. В ревизских сказках – это представление
сведений о лицах мужского пола в семье (есть ли эти лица в переписи,
платят ли подушный налог, сведения о месте жительства, наличие
служащих в доме и других лиц мужского пола: крепостных, наемных
жильцов и.т.д. [5,с.233].

Заключительная часть
документов выделяется из текста в отдельный абзац.

переведен
в жительство в Нижнотагильский оного ж господина статского советника
Никиты Акинфиевича Демидова завод и там к ревизии в скасках объявлен
будет (л.8)…

Сказки XVIII
века характеризуются строгой схемой изложения, изменением формы
представления традиционных композиционных элементов и возникновением
новых. Это позволяет говорить о восемнадцатом столетии как о
начальном этапе формализации и стандартизации документного текста.

Таким образом, в ходе
исследования текстов сказок, мы пришли к выводу, что ревизская сказка
представляет собой уникальный для истории языка лингвистический
материал. Лингвотекстологический анализ русской деловой письменности
18 века во всем ее региональном многообразии сегодня становится одной
из актуальных задач исторического языкознания.

Литература:

  1. Багрянцева Г. И.
    Филологический анализ документального текста (на материале служебной
    переписки периода коллегиального делопроизводства): Автореф. дис. …
    канд. филол. наук. Москва, 1986.

  2. Дерягин В. Я. Об
    историко-стилистическом исследовании актовых текстов // Вопр.
    языкознания. 1980. №4. С. 4.

  3. Живов В. М. Язык и
    культура в России XVIII
    века. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С.13.

  4. Качалкин
    А. Н. Жанры русского документа допетровской эпохи. Часть II.
    М. , 1988.

  5. Копосов Л. Ф. Изучение
    истории русского языка по памятникам деловой письменности. М., 1991.

  6. Коткова Н. С. Выявление
    московских лексических норм 17 века путем сравнения с периферийными
    данными// Иванов В. В., Сумкина А. И. История русского языка и
    лингвистическое источниковедение. М., 1987. С. 131-150.

  7. Семыкин Д. В. Антромонимия
    Чердынской ревизской сказки 1711 года (к проблеме становления
    официального русского антропонима). Дис. … канд…филол.
    наук. Пермь, 2000.

  8. Сумкина А. И. Зависимость
    синтаксического строя некоторых памятников деловой письменности
    XVIII
    века от их содержания//История русского языка. Памятники 11-18
    веков/ Котков С. И., Панкратова Н. П. М., 1982.С 232-257.

Основные термины (генерируются автоматически): ревизская сказка, текст, сказка, деловая письменность, документ, восемнадцатое столетие, Демидов, синтаксический строй, статский советник, текст сказок.

Похожие статьи

Текст волшебной сказки как объект лингвистического анализа

Текст волшебной сказки представляет собой сложный объект исследования по причине многоплановости и многоуровневости его организации.

К другим чертам фольклорного слова, обусловленным семантическим, синтаксическим и прагматическим аспектами, принадлежат…

Мнение Абу Райхана Беруни о книге «Авесто» и религии…

…к историческим событиям, критическое отношение различным легендам и сказкам, мифам.

Кутейба уничтожил всех людей, знавших хорезмскую письменность, легенды и предания и

На протяжении столетий на страницах рукописной книги запечатлелось творчество всемирно.

Особенности пространственно-временной организации текста

Сказка, представляющая собой особый эпический жанр, всегда вызывала интерес у исследователей, и это в полной мере оправдано. Сказка является образцом духовных, культурных, эстетических ценностных ориентиров народа её создавшего…

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале…

(Снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог!)

Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойдёнными изобретений, основные же принципы книгопечатания

Текст развивает речь учащегося, углубляет знание по лексике по синтаксическим синонимам.

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Поэтому, начиная с подготовки уже первого тома, возникла необходимость осуществить некоторую редактуру собранных сказок, чтобы «сохраняя неизменным дух и строй сказки, достичь определенного единообразия их формы и добиться такого впечатления…

К вопросу о сравнительном изучении народных сказок

Сказки, представляя собой один из древнейших фольклорных жанров, воплотили в себе историю, социальные пласты, жизненный уклад и быт своего созидателя — народа, его место в обществе, влиятельность, род занятий и другие качества.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой…

Устная несказочная проза Арзамасского края | Статья в журнале…

Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам.

В XX столетии предания, рассказы-воспоминания в очень ограниченном количестве легенды, публиковались в сборниках…

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная…»

Тема 3. Декоративная роспись на темы сказок имира растений (6 часов). Создание работы на основе полученных знаний по теме-1.Выбор росписи и создание сюжетной композиции.

Во всяком случае, самая старая из всех найденных плиток датируется именно этим столетием.

Текст волшебной сказки как объект лингвистического анализа

Текст волшебной сказки представляет собой сложный объект исследования по причине многоплановости и многоуровневости его организации.

К другим чертам фольклорного слова, обусловленным семантическим, синтаксическим и прагматическим аспектами, принадлежат…

Мнение Абу Райхана Беруни о книге «Авесто» и религии…

…к историческим событиям, критическое отношение различным легендам и сказкам, мифам.

Кутейба уничтожил всех людей, знавших хорезмскую письменность, легенды и предания и

На протяжении столетий на страницах рукописной книги запечатлелось творчество всемирно.

Особенности пространственно-временной организации текста

Сказка, представляющая собой особый эпический жанр, всегда вызывала интерес у исследователей, и это в полной мере оправдано. Сказка является образцом духовных, культурных, эстетических ценностных ориентиров народа её создавшего…

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале…

(Снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог!)

Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойдёнными изобретений, основные же принципы книгопечатания

Текст развивает речь учащегося, углубляет знание по лексике по синтаксическим синонимам.

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Поэтому, начиная с подготовки уже первого тома, возникла необходимость осуществить некоторую редактуру собранных сказок, чтобы «сохраняя неизменным дух и строй сказки, достичь определенного единообразия их формы и добиться такого впечатления…

К вопросу о сравнительном изучении народных сказок

Сказки, представляя собой один из древнейших фольклорных жанров, воплотили в себе историю, социальные пласты, жизненный уклад и быт своего созидателя — народа, его место в обществе, влиятельность, род занятий и другие качества.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой…

Устная несказочная проза Арзамасского края | Статья в журнале…

Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам.

В XX столетии предания, рассказы-воспоминания в очень ограниченном количестве легенды, публиковались в сборниках…

История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная…»

Тема 3. Декоративная роспись на темы сказок имира растений (6 часов). Создание работы на основе полученных знаний по теме-1.Выбор росписи и создание сюжетной композиции.

Во всяком случае, самая старая из всех найденных плиток датируется именно этим столетием.

В этой статье поговорим про такой важнейший инструмент для любого генеалога, как ревизские сказки.

Почитать больше про проблемы , связанные с поиском в ревизских сказках и их решения, основанные на моем опыте можно почитать в отдельной статье

Если Вы хотите найти предков по ревизским сказкам, то можете оставить заявку на поиск и я помогу Вам (в первую очередь по 1-3 ревизии и ландратам)

Здесь Вы можете посмотреть список опубликованных ландратских книг и ревизских сказок в разбивке по уездам

Что такое ревизские сказки

Ревизские сказки — документ по которому в России в 18 и 19 веке проводилось взимание подушной подати. Они представляли собой поимённые списки населения, по территориальному и сословному принципу.

Указ о проведении 1-ой ревизии Петр I издал 26 ноября 1718 года.

Пример ревизской сказки 9 ревизии по Вышневолоцком уезду
Пример ревизской сказки 9 ревизии по Вышневолоцком уезду

Сколько всего было ревизий

С 1718 по 1858 было проведено 10 ревизий. Ниже рассмотрим особенности некоторых из них

  • 1-я ревизия проводилась в 1718—1719 годах. В первые ревизские сказки переписывались не только русские, но и большинство других народов. Исключением стали башкиры, татары и некоторые другие народности. Также ревизия не проводилась в Прибалтике и в Украине.
  • 2-я ревизия была проведена в 1743—1747 годах . По этой ревизии устанавливался срок проведения ревизий равный 15 годам. Эта ревизия также не проводилась в Прибалтике и Украине.
  • 3-я ревизия началась в 1762 году и закончилась к 1767 году. В третью ревизию стали включаться также представительницы женского пола.
  • 4-я ревизия проводилась с 1782 по 1784 год. В отличие от предыдущих ревизий, она распространялась на всю территорию Российской империи.
  • 5-я ревизия была проведена в 1794-1808 годах.
  • 6 -я ревизия началась в 1811 году и была прервана войной с Францией. Эти ревизские сказки практически не содержат женские имена (за исключением черновых вариантов)
  • 7-я ревизия была проведена в 1815-1825 годах. Седьмая ревизия началась в 1815 году.
  • 8-я ревизия проводилась в 1833—1835  годах.
  • 9-я ревизия (предпоследняя) была проведена в 1850 году.
  • 10-я и последняя ревизия состоялась в 1857-1859 годах.

Какие сословия затрагивали ревизские сказки

  • Крестьяне, среди которых в разное время можно выделить разные категории. В начале ревизий это черносошные крестьяне, монастырские, помещичьи, бобыли. После секуляризационной реформы 1764 года образовалась группа монастырских крестьян, которая стала называться экономическими крестьянами. После как такового упразднения сословия однодворцев они вместе с монастырскими и черносошными крестьянами составили категорию государственных крестьян.
  • Купцы.
  • Церковнослужители.
  • Солдаты
  • Мещане.

Какие сведения можно найти в ревизских сказках

Ревизские сказки остаются одним из ключевых источников для поиска предков среди податного населения. В них можно найти сословную принадлежность искомого лица. Кроме этого, сведения о составе семьи , включая представительниц женского пола (не во всех ревизиях), возраст, родственные связи. Также в ревизских сказках встречается возраст по предыдущей ревизии. Если человек умирал между ревизиями, то зачастую указывалась дата его смерти. Практиковались и отдельные ревизии по выбывшым. Особенно часто их можно втсретить после первой и второй ревизии. Если дело касается помещичьих крестьян, из ревизий можно также узнать какому помещику принадлежал тот или иной крестьянин

Здесь можно почитать о моих поисках своих предков.

Здесь можно почитать больше статей о поиске предков-крестьян

  • Ревизские сказки казанской губернии электронный вариант
  • Ревизские сказки иркутской губернии
  • Ревизские сказки ефремовского уезда тульской обл
  • Ревизские сказки епифанского уезда
  • Ревизские сказки годы проведения