Ревизские сказки при петре 1 это

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. История. Термины. Ревизские сказки

Ревизские сказки

Паули Г.Т. Этнографическое описание народов России.

Великороссияне разных губерний. 1862

Ревизские сказки — это документы. В них отражались результаты переписи податного населения, то есть тех его слоёв, которые платили подати (налоги).

Велись такие книги в 18- первой половине 19 века. Почему именно в это время?

В  1718 году при Петре I проведена первая ревизия, последняя – в 1856 году при Александре II.

Кто составлял ревизские сказки?

  • В городах — представители городского управления

  • В селениях государственных крестьян – старосты

  • В частных владениях — помещики или их управляющие

Какие сведения вносились в ревизские сказки?

  • Состав семьи

  • Родственные отношения между членами семьи

  • Дата рождения, смерти, регистрации брак и развода

Сведения вносились после  1,2 и 6 ревизий только о мужском населении, а по итогам остальных — и женского населения тоже.

В ревизиях не участвовали:

  • Дворяне

  • Духовенство.

  • Отставные солдаты

  • Драгуны

  • Состав действующей армии и флота

  • С конца 18 века — купцы 1-ой гильдии, государственные чиновники и разночинцы

Всего по 10-ой ревизии неподатным населением было 10.5% от общего числа населения Европейской России.

Все изменения вносились уже на следующий год ( например, смерть, служба в  солдатах, беглые и др.) Это позволяло государству собирать больше налогов, но и злоупотреблений было достаточно. 

Всего за период с 1718 по  1856 годы было проведено 10 ревизий.

Из истории

  • До Петра 1 группы населения, плативших подати, назывались «тяглыми» или «чёрными». Категории населения, освобождённые от податей, назывались «белыми»

  • При Петре 1 всё население делилось на податное и неподатное

  • В 1724 году Петром 1 была введена подушная подать .Налогом облагались все мужское податное население любого возраста

  • С 1 января 1887 года подушная подать перестала собираться, а в Сибири она взималась до 1897 года. Появились прямые и косвенные налоги.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

E-mail

Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.

Всего было десять ревизий[1]:

Год Численность
I 1719[источник не указан 752 дня] 15 738 000
II 1742[источник не указан 752 дня] 21 200 000
III 1762[источник не указан 752 дня] 23 200 000
IV 1782[источник не указан 752 дня] 28 400 000
V 1795[2] 37 400 000
VI 1811[2] 41 010 400
VII 1816[2] 46 300 000
VIII 1836[2] 59 132 955
IX 1851[2] 68 500 000
X 1858[2] 74 556 400

См. также

  • Население Российской империи
  • Перепись населения
  • Подворные переписи
  • Подушная перепись
  • Подушный оклад

Примечания

  1. Численность населения указана в границах соответствующего года учёта (Население с Финляндией (с 1811 года) и Польшей (с 1796 года)).
  2. 1 2 3 4 5 6 Фельдблюм Б. Русские ревизские сказки: История = Russian Revision Lists: A History // Avotaynu : журнал. — 1998. — Т. XIV. — № 3. — С. 59-61.

Ссылки

  • Ревизские сказки — статья из Большой советской энциклопедии
  • Фельдблюм Б. Русские ревизские сказки: История = Russian Revision Lists: A History // Avotaynu : журнал. — 1998. — Т. XIV. — № 3. — С. 59-61.
  • Библиотека исторической информации

Ревизские сказки

  • Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки являлись поимёнными списками населения, в которых указывались имя, отчество и фамилия (при её наличии) владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В ревизские сказки (кроме 1, 2 и 6 ревизий) включались лица мужского и женского пола, но в сводных таблицах женский пол никогда не фигурировал.

    В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.

    В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).

    Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.

    Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811) включали только мужчин.:

    1-я ревизия проводилась в 1718—1719 гг. при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года. Для производства ревизии были назначены особые переписчики, находившиеся под непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Проводилась ревизия под руководством воинской и ревизион-коллегии. В ходе ревизии, законченной в основном к 1724 году, было учтено 5,4 млн «душ» мужского пола. Подушная перепись закрепила «гулящих людей» за помещиками, на землях которых она их застала, что увеличило количество крепостного населения.

    2-я ревизия — в 1743—1747 гг. (подача дополнительных сказок продолжалась до 1756 г.). Инструкцией, дополнявшей правила, устанавливалось производство ревизий через каждые 15 лет.

    3-я — в 1761—1767 гг. и отличалась от первых двух тем, что производилась без посылки офицеров, подача сказок было сосредоточена в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях.

    4-я — в 1781—1787 гг. производилась под заведованием сената, прием сказок был возложен на городничих, нижние земские суды и казенные палаты.

    5-я — в 1794—1808 гг. производилась на основании правил 4-й ревизии.

    6-я назначена на май 1811 г., но прервана в связи с угрозой войны с Францией.

    7-я — была проведена в 1815—1825 гг.

    Во время производства 6-й и 7-й ревизий действовали так называемые ревизские комиссии из уездного предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.

    8-я — была в 1833—1835 г. по Манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 г. Устав 1833 г. перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи и в 11 главах систематически излагает правила её производства и проверки собранного материал. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом уставе, так и в этом уставе о 10 ревизии. В ревизские сказки вносились сведения в порядке номеров семей, по данной и по предшествующей ревизии. На одной стороне листа бумаги вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии; сколько лиц выбыло, сколько состоит налицо. На другой стороне листа вписывались лица женского пола с отметкой о возрасте. Участниками сбора данных последних ревизий были помещики, особые ревизские комиссии и казенные палаты. Окончательная проверка сказок производилась специально посылавшимися в уезды чиновниками, в обязанности которых входил не только просмотр метрических книг, но и розыск всех «утаенных и прописных».

    9-я была назначена на 1850 г.

    10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 гг. по «Уставу о производстве 10 народной переписи» от 3 июня 1857 г. Эта ревизия впервые учитывала население всей России, с Польшей и Финляндией. По данной ревизии было учтено 11244913 душ мужского пола, а всего крепостных людей 23069621 человек, что составило 34,39 % по отношению к общему числу жителей Российской Империи по состоянию на 1 января 1859 г.

    Один экземпляр «ревизских сказок» был передан в уездное казначейство. Другой же экземпляр был передан непосредственно в казенную палату.

    Первые три ревизии хранятся в РГАДА, остальные — в архивах субъектов федерации.

    Форма внесения сведений со временем изменялась. Ниже представлены варианты форм ревизий, проведенных в 1763, 1795 и 1857 годах.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Почто́вый тракт — в России с XVIII века название дороги, по которой осуществлялась перевозка почтовых отправлений.

Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй.

Двор (от. слав. -dvor в значениях «дом», «изба», «семья вместе со своим домом») — в сельской местности все живущие в одном месте семейным союзом, так что крестьянская «семья» и «крестьянский двор» тождественны. Термин «двор» принимается за единицу счисления во многих случаях и в особенности при распределении натуральных повинностей.

Савакоты, савакот, саваки (фин. savakot, savolaiset) — одна из народностей финского этноса, сложившаяся на территории провинции Саво. Помимо своей коренной территории, савакоты проживали также в Ингерманландии, куда часть их была переселена в ходе миграций XVII века. Там на основе савакотов и эвремейсов сложилась другая народность — ингерманландцы.

Мы́за (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии и Ингерманландии — отдельно стоящая усадьба с хозяйством, поместье (швед. håff, нем. Gutshof).

Упоминания в литературе

Примерно до середины XVIII века четкого формуляра по составлению ревизских сказок не было, и ответственные за перепись лица вносили данные о населении лишь руководствуясь рекомендациями властей, а не в строгой зависимости от них. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк, до появления которого форма списков прорисовывалась вручную. С 3-й по 7-ю ревизию таблица пополнялась новыми графами, и лишь с 1815 года структура ревизской сказки обретает свой окончательный вид. В форме содержалась следующая информация: дата подачи сказки, место проведения переписи населения вплоть до указания села или деревни. Также указывались номер семьи, ее состав до и во время проводимой ревизии, возраст каждого конкретного человека и другое. В заключительной части ревизской сказки подсчитывались итоговые цифры и ставилась подпись того, кто был ответственен за перепись в административной единице.

В общей сложности в нашей базе 121 вексель с именем Михаила Ревякина за период 1749–1775 гг., причем лишь в одном из них он фигурирует в качестве заемщика: все остальные 120 векселей были выписаны на его имя. Примечательно, что свою хозяйственную деятельность он начал в весьма юном возрасте. В ревизских сказках второй ревизии 1747 г. значилось, что ему 12 лет. Впрочем, здесь возможна ошибка примерно в два года, поскольку по данным третьей ревизии он значится 30 лет от роду, хотя между ревизиями прошло не 18, а 16 лет.[143]

Вследствие такого огромного значения «прав и преимуществ состояния», то есть сословных прав и преимуществ (или, напротив, полного бесправия), сословия делились на привилегированные и непривилегированные, или, точнее, податные и неподатные. Критерием были уплата подушной подати по самому факту физического (вернее – юридического, после внесения в ревизские сказки при очередной ревизии, переписи населения) существования или освобождение от нее. А уж затем сословия делились на сельские и городские.

Особо следует сказать о крепостном праве. При Петре I два крепостных состояния: холопство и крепостное крестьянство было слито в одно состояние – крепостных людей. Крепостным считался не тот, кто вступал в крепостное обязательство по договору, а тот кто записан за известным лицом в ревизской сказке. После смерти Петра I расширились границы власти владельца над крепостными душами. В последствии в крепостную зависимость попали незаконнорожденные, вольноотступники, бродяги, дети солдат, приемыши, пленные и другие. Причем, это делалось помимо воли этих людей.

На часть Екатерины – в селе Котлах «четверо дворовых людей семьями и крестьян 68 душ (по последней ревизии) – крестьяне с женами и с детьми, со всеми семействами и со вновь рожденными после подачи последних ревизских сказок, обоего пола, их усадьбами, строением, огородами, гуменниками и конопляниками, со скотом и всякого рода их крестьянским имуществом; землю же в их селениях, пашенную и непашенную, с покосами и всякими угодьями, поделить им, Анастасу, Елене и Екатерине, по числу доставшихся каждому ревизских мужского пола крестьянских душ, по способности к одним местам с соблюдением обоюдных выгод в удобности и неудобности ее…» Так как у Екатерины в Котлах крестьян было больше, чем у Анастаса, то и земли, по их числу положенной, у Екатерины в селе Никольском Котлах было больше.

Связанные понятия (продолжение)

Пу́стошь — запустевшая (пустопорожняя), заброшенная, никем не владеемая, земля, на которой когда-то было поселение, но откуда люди ушли из-за войн, голода, смерти последних владельцев, исчезновения источников воды. Близко по смыслу к термину «урочище». Пустошью также назывался дальний от главного селения участок, не входящий в надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» — означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью…

Эвреме́йсы ((фин. äyrämöiset), эвремейсет (от фин. äyrämöiset, äkrämöiset) — устоявшееся русское название, согласно финско-русской практической транскрипции — эурямёйсет) — исчезнувший коренной народ западной части Карельского перешейка. По одной из версий, источником происхождения названия является языческий бог земледелия Экряс (фин. Äkräs), упоминаемый Агриколой.

Казённая палата — губернское учреждение министерства финансов Российской империи. Название происходит от древнего смысла учреждения: места для хранения казны, также называвшегося казённым двором.

Подушные переписи («ревизии») — переписи, проводившиеся на основе новой учетной единицы — мужских душ вместо «тяглового двора», использовавшегося в Русском государстве в XVI—XVII веках. Подушные переписи стали проводить с 1718 г. при Петре I.

Подробнее: Подушная перепись

Писцо́вые кни́ги — поземельные описи, использовавшиеся на Руси с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей; в этих книгах отражалось детальное описание условий хозяйствования вотчин, сёл, монастырей. Составлялись московскими писцами и подьячими.

Подробнее: Писцовая книга

Переписные книги — наименование специальных рукописных книг, в которых указывались сводные сведения по количеству и составу населения в России XVII—XVIII столетий.

Румянцевская Опись — перепись населения, с его движимым и недвижимым имуществом, произведенная в Малороссии по распоряжению графа П. А. Румянцева, на основании инструкции, данной ему императрицей Екатериной II при назначении на должность малороссийского генерал-губернатора.

Вакенбухи (также лагербухи; нем. Wackenbuch) — описи арендных имений в Прибалтийских губерниях для определения их налогообложения. Слово вакенбух образовалось, по одной из версий, от шведского слова Wacke — смета и немецкого Buch — книга, или, что вероятнее, от староливонского слова вакка (Wacke) — названия дня для внесения крестьянами Лифляндии натуральных повинностей. Впрочем, и название финской земельной меры вака могло также послужить основанием для образования слова вакенбух. Название этих описей…

Ландратская перепись — подворная перепись, проведённая в ряде губерний России в 1716—1717 годах (в некоторых пунктах началась с середины 1715 года по отдельным указам) по указу Петра I от 10 декабря 1715 года. Проведение переписи было поручено ландратам (от нем. Land — земля, страна, Rat — совет) — местным чиновникам, стоявшим во главе ландратских доль.

Земская статистика — статистические работы земств по обследованию главным образом состояния сельского хозяйства и процессов его социально-экономического развития.

Демографи́ческая стати́стика: * составная часть системы демографических наук, осуществляющих сбор, обработку, анализ и изложение данных, характеризующих численность, состав, размещение и движение населения стран, территорий или отдельных групп населения с применением статистических методов.

«Па́вловская респу́блика» (Павловская Речь Посполитая, польск. Rzeczpospolita Pawłowska) — имение Павлово в Виленском повете Речи Посполитой, в котором во второй половине XVIII века были проведены кардинальные социально-экономические реформы, в результате чего в нём было сформировано местное самоуправление.

Реформа Киселёва — это проведённая в 1837—1841 годах по инициативе министра государственных имуществ Российской империи Павла Дмитриевича Киселёва реформа управления государственными крестьянами.

Земские доски (чеш. zemské desky, др. чеш. desky zemské, лат. terrae tabulae) — важнейший источник права Чешского королевства в период с XIII по XVIII века, представлявший собой систематизированные записи судебных и административных прецедентов, заключённые в деревянный переплёт, благодаря чему источник и получил своё название. Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим…

Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России.

Испове́дная ро́спись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись, Великопостная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста (в святую великую Четыредесятницу), или во время других…

Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.

Подробнее: Отказная книга

Инвента́рная рефо́рма — реформа, направленная на введение обязательных инвентарей в помещичьей деревне в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине, проводившаяся в 40-х годах XIX века в царствование императора Николая I.

Зе́мские подво́рные пе́реписи — комплексные исследования социально-экономического положения крестьянского хозяйства. Были одним из основных элементов земской статистики Российской империи.

Межево́й архи́в (архи́в Межево́й канцеля́рии) — один из наиболее крупных и тщательно оберегаемых архивов дореволюционной России – являлся собранием документов, фиксировавших состояние помещичьего землевладения Российской империи на протяжении полутора столетий.

«Положение о лифляндских крестьянах» — государственный документ, опубликованный по решению царского правительства в 1804 году и направленный на облегчение правового и экономического положения губернского крестьянства.

Засухи, неурожаи и голод на территории современной России, как и в других странах, часто случались в прошлом.

«Устава на волоки» ― государственный правовой документ («устава») о проведении волочной померы в Великом княжестве Литовском, изданный великим князем Сигизмундом II Августом 1 апреля 1557 года. Из-за недостаточной проработки изначального документа впоследствии к «уставе» принимались дополнения и изменения — 20 октября 1557 года, 20 мая, 20 июня и 20 октября 1558 года. «Устава» содержала в себе принципы, согласно которым должно было быть построено государственное земельное хозяйство во всём Великом…

Ревизская душа — единица ревизского учёта лиц мужского пола, входивших в податные сословия, для налогообложения в Российской империи. Использовалась с 1718 по 1887 год, а в Сибири — до 1899 года. Термин «ревизская душа» появился в указе Петра I от 26 ноября 1718 года при замене подворного обложения подушной податью. Каждая ревизская душа считалась в наличии даже после смерти вплоть до следующей переписи (отсюда — «Мёртвые души»).

Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

Пе́репись населе́ния — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. Как и в случае других переписей, по завершении переписей населения производится обработка и публикация собранных данных.

Жилецкие люди — термин, использовавшийся в Русском государстве в противоположность «служилым людям».

Удельные крестьяне — категория феодально-зависимого сельского населения Российской империи конца XVIII — середины XIX века, образованная в 1797 году из дворцовых крестьян, на основании «Учреждения об Императорской фамилии». К удельным крестьянам относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Крестьяне платили оброк и несли государственные повинности.

Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.

Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства…

Сельское общество (обчество, сельская община, крестьянская община, мир) — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Геймат (русское слово от нем. Heimath, родина — но понятие от швед. hemman) — в прибалтийском праве крестьянская ферма (земля с пашней, лугом и усадьбой) в остзейских губерниях Российской империи. Единицы налогообложения (тягла) со времён шведского владычества, гейматы разделялись на податные и казённые, в последних право собственности на землю сохранялось за государством. Гейматы отличались от других облагаемых налогом земельных участков тем, что они были достаточного размера для уплаты полного…

Белопашцы — в Российской империи название сельских обывателей, владевших собственной землей и освобожденных от податей и повинностей, в противоположность «черносошным крестьянам», то есть крестьянам, обложенным государственными сборами и повинностями.

Запи́ска об освобожде́нии крестья́н — получившая широкий резонанс в 1850-е годы работа Константина Дмитриевича Кавелина, посвящённая вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости. Окончательная редакция относится к 1855 г.

Цара́не (рум. ţărani, цэра́нь; от ţară, страна, ср. лат. terra; ед. ч. цара́н) — ныне люди, живущие в сельской местности Румынии и Республики Молдова, заняты в основном сельским хозяйством и животноводством, крестьяне; в прошлом лично свободные, но феодально-зависимые крестьяне в Молдавии и Валахии. Жили на землях феодалов, которым отдавали дижму (десятину) — 1/10 часть произведённых продуктов и исполняли фиксированную барщину. Юридически считались свободными, могли уйти от феодала, но были прикреплены…

Нижегоро́дская губе́рния по иссле́дованиям губе́рнского зе́мства — это название сборника (в трёх выпусках), вышедшего в Санкт-Петербурге в 1896 году и дающего самое общее представление о природных условиях, об экономике Нижегородского края в конце XIX века. Это издание состоит из трёх выпусков и основывается на материалах обширных исследований, проводимых сотрудниками нижегородского губернского земства…

Када́стр (фр. cadastre) — список, реестр чего-либо или кого-либо, например, землепользователей, подлежащих налогообложению.

Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи (Русской императорской армии и флота) до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году.

Сельские обыватели — в Российской империи термин Свода законов, означающий сословный эквивалент крестьянства. Кроме собственно крестьян, сельскими обывателями числились также однодворцы, военные поселяне, а также те башкиры и казаки, которые не имели «высших прав состояния» (то есть, не относились к другим сословиям).

Горнозаводские крестьяне — разряд крепостных крестьян в России, обязанных, кроме занятия земледелием работать на горных заводах. Возник в XVII веке в связи с зарождением горной промышленности на Урале, в Карелии и частично на Алтае.

Уложение о службе 1555—1556 г. — законодательный акт, определивший порядок службы в России XVI века.

Ры́царская мы́за (лат. praedium nobilium sive equestrum, нем. Rittergut, эст. rüütlimõis, лит. domenas) — тип мызы в Остзейских губерниях Российской империи, в Пруссии и некоторых других странах Европы. Владение рыцарской мызой было связано с определенными правами, привилегиями и обязанностями.

Коллаж Павла Гончарова

Публикуем вторую часть цикла материалов о главных документах генеалога. Первая была посвящена метрическим книгам. Следующий основной источник, в котором можно найти информацию о предках, живших до революции, — ревизские сказки.

Оценка рисков и перспектив
генеалогического исследования

Первый шаг любого исследования, который поможет сохранить вам время и деньги

Узнать подробности

Что это такое?

Ревизские сказки — это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. Переписи — ревизии — проводились для учета населения, их результаты фиксировались в специальных документах — ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.

Указ о проведении первой ревизии был издан Петром I в 1718 году. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Душа мужского пола — мужчина податного сословия любого возраста — была единицей налогообложения.

Перепись касалась всех категорий крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, служилых татар (которые тогда образовывали отдельное сословие) и ясачных людей. В следующем указе 1720 года подчеркивалось, что переписи подлежат все категории крестьянства, включая дворовых людей. В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское) — при этом оно не платило подушную подать. В 1721 году еще одним указом в перепись были включены все горожане — посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны.

Первая ревизия 1719 года не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии. Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии. Большая часть этих территорий, сословных и национальных групп стала записываться в ревизиях со второй половины – конца XVIII века.

Ревизские сказки составлялись на определенный населенный пункт или его часть (если в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи, имя того, кто ее проводил (помещик или староста) и секретаря. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец — его полное имя и чин.

Начиная с третьей ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведен в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 года.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

За какое время существуют ревизские сказки?

Вот даты проведения ревизий:

Порядковый номер ревизии Дата указа о ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
Первая 26 ноября 1718 г. 1719 1719-1727
Вторая 16 декабря 1743 г.  1744 1744-1747
Третья 28 ноября 1761 г.  1762 1762-1765
Четвертая 16 ноября 1781 г.  1782 1782-1787
Пятая 23 июня 1794 г.  1794 1794-1808
Шестая 18 мая 1811 г.  1811 1811-1812
Седьмая 20 июня 1815 г.  1815 1815-1826
Восьмая 10 июня 1833 г.  1833 1833-1835
Девятая 11 января 1850 г.  1850 1850
Десятая 3 июня 1857 г.  1857 1857-1860
Источник: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 2000.

Ревизские сказки — не самые ранние сохранившиеся документы переписей населения. С конца XV по XVII век в России составлялись писцовые книги. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже — по всей территории России.

Главные документы генеалога: исповедные росписи

Третий материал из цикла о главных документах генеалога

Читать подробнее

В XVII веке были проведены две переписи, охватившие все податное население России (в 1646-1647 и 1676-1678 годах), — их результаты зафиксированы в переписных книгах. Эти документы содержат имена и возраст жителей деревень и городов.

В начале XVIII века по указу Петра I было проведено две переписи населения. Первая была проведена в 1710 году, вторая (ландратская перепись) — в 1715-1718 годах.

В большинстве случае на эти источники достаточно сложно выйти из-за того, что не сохранились более поздние документы. Например, есть писцовые книги по нынешней Новгородской области за XVI век, но утрачены документы первой половины XIX века — а значит, далеко не всегда можно пройти в изучении родословной дальше документов 1860-х годов.

Ваше имя

Какой-то текст ошибки

Email

Какой-то текст ошибки

Настоящим подтверждаю своё согласие с условиями Политики конфиденциальности, в том числе, с условиями обработки персональных данных.

Какой-то текст ошибки

Особенности ревизий

Коллаж Павла Гончарова
  • В первой и второй ревизиях указывались физические особенности человека (слепота, увечья и так далее).
  • Начиная с третьей ревизии в сказках записывались и женщины (хотя подушную подать они, как и раньше, не платили).
  • С третьей по пятую ревизию указывалось происхождение женщин (из другого населенного пункта или из того, по которому велась перепись, — «старинная того же села»), их возраст на прошлую ревизию, а при переписи семей их родителей отмечалось, куда именно были выданы замуж их дочери.
  • В шестой ревизии 1811 года, проводившейся накануне Отечественной войны, женщины не записывались — возможно, чтобы уменьшить объем работы переписчиков.
  • С седьмой по десятую ревизию для женщин указывали только имя и возраст.

Где хранятся ревизские сказки?

Материалы первых трех ревизий, а также переписей более раннего периода по всей территории Российской империи, где они проводились, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. В некоторых случаях эти документы могут находиться не только там, но и в региональных архивах.

Начиная с четвертой ревизии 1782 года ревизские сказки составлялись губернскими учреждениями. Хранятся они обычно в архиве центра губернии, где жили ваши предки (например, ревизские сказки Белгородской области хранятся в Государственном архиве Курской области), но могут находиться и в областных архивах по нынешнему административному делению (например, ревизские сказки Новосильского уезда Тульской губернии хранятся в Государственном архиве Орловской области по нынешнему делению).

Как работать с этими документами?

Алгоритм поиска по ревизским сказкам таков:

  1. Определить, к какому сословию относились люди, информацию о которых вы ищете. Если это крестьяне, нужно выяснить, были они государственными или крепостными.
  2. Проверить в архиве по описи, сохранились ли ревизские сказки последних двух (девятой и десятой) ревизий по нужному сословию по интересующему вас населенному пункту. Если ваши предки были крепостными крестьянами, для поиска важно знать, какому помещику они принадлежали — ревизские сказки крепостных крестьян часто объединены по помещикам.
  3. Изучить ревизскую сказку по нужному населенному пункту. Подавляющее большинство крестьян записано в ревизиях без фамилии, поэтому надо четко понимать, кого именно вы ищете. Например, из метрических книг мы знаем, что у Саввы Гавриловича Воробьева рождались дети в 1870-е годы, значит, сам он родился в 1850-е годы, следовательно, данные о нем могут найтись в ревизиях. Искать в этом случае надо Гавриила с сыном Саввой подходящего возраста.
  4. Если удастся найти предка в одной из ревизских сказок, нужно переходить к изучению более ранних ревизий, продолжая родословную вглубь. 
  5. Если ваши предки не нашлись по девятой и десятой ревизии, можно проверить другие источники (например, исповедные ведомости) за близкий к ревизиям период времени, а также ревизии окрестных населенных пунктов и посмотреть, не было ли других помещиков, которые владели другой частью искомой деревни.
  6. При переходе к материалам ревизий в РГАДА нужно иметь в виду, что в 1775 году была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трехзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьезно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX века не соответствуют уездам более раннего периода. Поэтому очень важно понять, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня.

Сервис Familio может помочь вам найти ревизские сказки с упоминанием ваших предков. В разделе «Архивные документы» есть списки архивных дел с ревизскими сказками. А по ряду регионов описано и содержание этих дел и указано, к каким населенным пунктам базы сервиса Familio они относятся. На странице населенного пункта во вкладке «Источники» можно найти список всех переписей по нему.

Сами эти документы хранятся в региональных архивах или — более ранние документы — в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря данным сервиса вы сможете найти номер конкретного дела, в котором содержатся сведения о ваших предках, и указать его в своем запросе в архив или изучить дело самостоятельно в читальном зале архива.

Переписи населения. Переписи начала XVIII в.

Всего в России было проведено 10 ревизий. 
1 ревизии 1718

2 ревизия началась в 1744 и закончилась в 1747.

3 ревизия началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764. На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность определялась путем удвоения числа, лиц мужского пола. Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства). 
4 ревизия в 1781-1783

5, ревизии1794 г. завершена 1796.

6, 7, 8, 9 и 10 начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг..

Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям — национальность; по 1 ревизии — физические недостатки («увечен», «слеп»). Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается. 
Категории населения, перечисленные в ревизских сказках тех времен: мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Последняя категория включала в себя следующие группы: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д. В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные. 
Однако даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, так как не включали в себя огромную группу, освобожденную от учета. От учета были освобождены: 
1) дворяне, 
2) гос. служащие, 
3) домашние учителя, 
4) нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки), 
5) почетные граждане, 
6) лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам, 
7) все лица получившие ученые, медицинские, академические степени, 
8) мастера казенных заводов и т.д.

Ревизские сказки: первая ревизия

Результаты переписей населения 1700 – 1710-х гг. не удовлетворили Петра I. С 1718 г. он принимает ряд указов, которые упорядочивали сбор податей. Единицей налогообложения вместо двора становилась душа мужского пола, т.е. любой мужчина податного сословия, независимо от возраста.

Для учёта населения проводились переписи – ревизии, результаты которых фиксировались в специальных документах – ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать», т.е. запись сведений, полученных со слов. Сказками именовались и другие документы XVIII в., например, существовали офицерские сказки, представлявшие собой послужной список того или иного офицера.

Указы о проведении ревизии касались всех крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, татар и ясачных. В указе 1720 г. подчёркивалось, что переписи подлежит всё сельское население, включая дворовых людей. В перепись включались также особые категории крестьянства: бобыли, платившие ранее половинную подать, задворные и деловые люди, жившие во дворе у помещика или вотчинника. Это привело к включению всех этих категорий населения в единое сословие крепостных крестьян.

В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское), при этом подушную подать они платить были не должны. В 1721 г. в перепись были включено также все горожане: посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство (за исключением находящихся в отставке и пребывающих без мест), отставные солдаты и драгуны (но не их дети).

Даты проведения ревизий

Номер ревизии Дата указа о начале ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
I 26 ноября 1718 г.   1719-1727
II 16 декабря 1743 г.   1744-1747
III 28 ноября 1761 г.   1762-1765
IV 16 ноября 1781 г.   1782-1787
V 23 июня 1794 г.   1794-1808
VI 18 мая 1811 г.   1811-1812
VII 20 июня 1815 г.   1815-1826
VIII 10 июня 1833 г.   1833-1835
IX 11 января 1850 г.    
X 3 июня 1857 г. (в источнике – 26 августа 1856 г.)   1857-1860

Первая ревизия по форме была ещё близка к писцовым книгам. Сведения по каждому населённому пункту приводились сплошным текстом, возраст указывался буквенной цифирью, например: «Тимофей Васильев, 40 лет, у него брат Ефим, 30 лет, у Тимофея сын Яков, 12 лет»

Вторая ревизия является переходным моментом к табличной форме: сведения о людях здесь приводятся в виде таблицы, но отсылки к прошлой ревизии даются перед описанием той или иной семьи: «написанный в прежнюю ревизию», «переведённый из такого-то села».

Вот пример из второй ревизии:

«Написанной в прежнюю перепись

18709 Алексей Тарасов 53

У него дети, рожденные после переписи

18710 Иван 23

18711 Яков 13

18712 Степан 4

18713 Еремей 11 недель».

В I и II ревизиях указывались физические недостатки человека (слепота, увечья и т.д.). Это предписывалось указом 1722 г.: «Ежели при свидетельстве и расположении полков на души явятся слепые, и весьма увечные, и дряхлые, и дураки, которые хотя конечно действия и пропитания о себе никакого не имеют, тех всех, не обходя никого, переписать…».

Изменения между первой и второй ревизиями фиксировались в специальных книгах выбывших после I ревизии. Такие же книги составлялись и после II ревизии. Вот пример такой книги:

«15026. Яков Никифоров, 7, отдан в рекруты

15029. Тимофей Дмитриев, 78, умре

15034. Кирсан Яковлев, 26, переведен в 737 году в Смоленской уезд в Быковский стан в вотчину оного ж Нелединского в деревню Бортневу».

Начиная с III ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (эта графа заполнялась, например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведён в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 г. (правда, впоследствии некоторые изменения претерпел бланк). В третьей ревизии впервые учитываются женщины: они перечисляются вместе с мужчинами, для них указывается происхождение («старинная такого-то села и владельца», «взята из деревни такой-то»).

Формуляр IV и V ревизий 1782 и 1795 гг. не претерпел никаких изменений по сравнению III ревизией.

Для VI и VII ревизий 1811 и 1816 гг. создаётся новый бланк, однако принципы записи информации остаются прежними. В VI ревизию не были включены женщины, начиная с VII ревизии для них указывается только возраст на нынешнюю ревизию, происхождение и перемещения больше не фиксируются (поэтому при отсутствии метрик проследить по ревизиям первой половины XIX в., откуда была жена какого-либо человека или куда были выданы замуж его дочери практически невозможно).

Бланк VII ревизии использовался без изменений вплоть до X ревизии 1858 г. Кроме того, в первой половине XIX в. подавляющее большинство ревизских сказок составлялось с использованием специальных бланков (в отличие от XVIII в., когда использовались в основном разлинованные листы).

Ревизские сказки составлялись на определённый населённый пункт или его часть (если, например, в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи и тот, кто её проводил (помещик или староста), а также секретарь. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец – его полное имя и чин.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

Материалы этих ревизских сказок (так же, как и переписей 1709 – 1718 гг.) поступали в Камер-коллегию – учреждение, регулирующее раскладку и сбор налогов. Именно в архиве этого учреждения сформировалась коллекция ревизских сказок, которая в настоящее время представляет собой фонд 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» Российского государственного архива древних актов в Москве, где они описаны во 2 и 3 (наряду с делопроизводственными материалами) описи.

Таким образом, ревизские сказки первой половины – середины XVIII в. по всей территории Российской империи (там, где они составлялись) необходимо искать в первую очередь в РГАДА. Однако в некоторых областных архивах ревизские сказки ранних ревизий (чаще всего третьей, но и иногда даже второй и первой) встречаются в составе фондов казённых палат.

Работа с ревизиями строится на изучении всего сохранившегося массива записей по определённому населённому пункту. При этом нужно изучать и близкие по времени ревизии (например, 1811 и 1816, 1850 и 1858), так как они каждая ревизия ссылается на предыдущую, и при пропуске одной из ревизий могут быть потеряны какие-либо ценные сведения (из которых наиболее важной является информация о перемещениях).

Ревизские сказки переплетены обычно в большие тома, которых по уезду может насчитываться несколько десятков. В некоторых архивах эти тома расписаны по населённым пунктам или владельцам (тогда можно сразу перейти к нужному селу или деревне), в некоторых – для того, чтобы найти нужный населённый пункт приходится просматривать весь уезд. Если по интересующим вас людям есть указания, что они переселены из другого места, необходимо в первую очередь найти этот населенный пункт по той ревизии, которую вы изучаете и только потом продолжать работу вглубь.

Стоит учитывать, что весьма значительная часть населения в ревизских сказках не имеет фамилий. В связи с этим, переходя к изучению ревизских сказок IX – X ревизии от источников более позднего периода, желательно знать не только имя, но и отчество и предполагать возраст, потому что, например, Василиев в одной деревне может быть несколько десятков.

Достаточно сложным в работе с ревизскими сказками является переход к материалам I – III ревизий, хранящихся в РГАДА. Связано это с тем, что в 1775 г. была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трёхзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьёзно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX в. не соответствуют уездам более раннего периода.

Имея дело с ревизскими сказками до середины XVIII в. можно не задумываться о том, к какой губернии или провинции относились интересующие вас населённые пункты, так как это не играет никакой роли в поисках. Основным вопросом становится, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня. Заголовок ревизской сказки по описи выглядит следующим образом: «Книга переписная помещичьих крестьян Псовского и Корнитского станов Крапивенского уезда». Поиск дел по стану и уезду (если они известны) проблемы не составляет, так как к описям в РГАДА существует географический указатель, но вот сами дела, которые содержат иногда 700 – 800 листов, придётся смотреть целиком.

За исключением сложностей с географией поиск по материалам РГАДА отличается от изучения документов более позднего периода незначительно.

Летом 1917 года по решению Временного правительства проводится Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись. Одновременно проводилась и перепись населения в городах и поселениях городского типа. В подворной карточке имелись следующие разделы: фамилия, имя домохозяина, его возраст, семейное состояние, землевладение, сельскохозяйственный инвентарь, скот, торгово-промышленные заведения, количество найма сельскохозяйственных рабочих — всего 187 пунктов.


Bcnjxybr^ https://lektsii.org/13-67560.html

  • Ревизские сказки перепись населения
  • Ревизские сказки пензенской губернии по населенным пунктам
  • Ревизские сказки пензенской губернии в электронном виде
  • Ревизские сказки пензенской губернии 1858 года
  • Ревизские сказки орловской губернии в электронном виде