Римский корсаков редактор подвиг завершения сочинений своих друзей

Римский-Корсаков — редактор, педагог, просветитель:

Илья Репин. Н. А. Римский-Корсаков дирижирует (рисунок), 1882. Кликните по картинке!

Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Римский-Корсаков дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877—81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). Дважды оркестровал “Каменного гостя” Даргомыжского (1870 и 1897—1902). Вместе с Глазуновым завершил, отредактировал и частично оркестровал “Князя Игоря” (1887—90) и инструментовал ряд романсов Бородина. Редакторской обработке Римского-Корсакова подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского: он завершил, отредактировал и оркестровал “Хованщину” (1881—83), осуществил свою редакцию и инструментовку “Бориса Годунова” (1895—96, дополнил в 1906), а также свободную обработку и оркестровую редакцию симфонической картины “Ночь на Лысой горе” (1886), отредактировал и оркестровал ряд фрагментов неоконченной оперы “Саламбо”, симфонической пьесы (Интермеццо, Скерцо), хоры. Римский-Корсаков подготовил к изданию рукопись “Женитьбы” (1906) и большей части камерно-вокальные произведения (несколько из них инструментовал). Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вместе с тем внутренней противоречивости, т. к. сделанные Римским-Корсаковым редакции несут глубокий отпечаток его композиторской личности, эстетических воззрений и вкусов. В результате характерные особенности стиля Мусоргского (прежде всего интонационные, ладовые, гармонические) подверглись существенным изменениям.

Выдающаяся роль в развитии отечественной музыкальной культуры принадлежит Римскому-Корсакову-педагогу, воспитавшему за 37 лет работы в консерватории свыше 200 композиторов, дирижёров, музыковедов. Он был создателем композиторской школы. Среди его учеников — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, M. M. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, H. Н. Черепнин, А. Т. Гречанинов, В. А. Золотарёв, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. Ф. Гнесин, Б. В. Асафьев, А. В. Оссовский. Значительный вклад внёс Римский-Корсаков в развитие музыкальной культуры народов России. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ — Украины (Н. В. Лысенко, Я. С. Стеновой, Ф. С. Акименко), Латвии (А. А. Юрьян, Я. Витол, Э. Мелнгайлис), Эстонии (Р. И. Тобиас, А. Й. Капп), Литвы (К. М. Галкаускас), Армении (М. Г. Екмалян, А. А. Спендиаров), Грузии (М. А. Баланчивадзе). Большое внимание Римский-Корсаков уделял организации учебного процесса: ему принадлежат статьи “О музыкальном образовании” (1892), “Проект преобразования программы теории музыки и практического сочинения в консерваториях” (1901). Частичным обобщением огромного педагогического опыта Римского-Корсакова явились созданные им руководства: “Учебник гармонии” (ч. 1—2, 1884—85; переделан в “Практический учебник гармонии”, 1886) и “Основы оркестровки” (1908, изд. 1913). Среди литературных работ Римского-Корсакова выделяются рецензия на оперу Направника “Нижегородцы” (1869), статья “Вагнер и Даргомыжский” (1892), а также анализ оперы “Снегурочка”. Ценнейший материал по истории русской музыкальной культуры 2-й половины XIX в. содержит его автобиографическая книга “Летопись моей музыкальной жизни” (1876—1906, изд. 1909), которая способствовала осознанию автором собственного творческого пути.

Неоценимое просветительское значение имели выступления Римского-Корсакова как дирижёра. В концертах Бесплатной музыкальной школы, РМО, “Русских симфонических концертах” он пропагандировал произведения русских классиков, творчество композиторов “Могучей кучки”, сочинений современников — Глазунова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. Многогранная деятельность Римского-Корсакова оставила глубокий след в истории мировой музыкальной культуры. Его творчество оказало воздействие не только на отечественных композиторов (Глазунов, Лядов, Спендиаров, Стравинский, Прокофьев), но ощутимо повлияло и на западно-европейскую музыку (К. Дебюсси, М. Равель, О. Респиги, А. Бакс). В 1944 в связи со 100-летием со дня рождения Римского-Корсакова на родине композитора в г. Тихвине был открыт дом-музей, в 1971 в Ленинграде — музей-квартира (в квартире, где композитор провёл последние 15 лет). Имя Римского-Корсакова присвоено Санкт-Петербургской консерватории, перед её зданием поставлен памятник Римскому-Корсакову работы скульпторов В. Я. Боголюбова и В. И. Ингал (1952).

О. Б. Степанов

Иллюстрация: Илья Репин. Н. А. Римский-Корсаков дирижирует (рисунок), 1882.

Творчество Римского-Корсакова »
Оперы »
Духовная музыка »
Симфоническая музыка »
Вокальная музыка »

метки: Римский, Корсак, Редактор, Подвиг, Завершение, Сочинение, Композитор, Опера

«Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез». Какие все-таки стихийная красота и сила скрыты в этих строках! Неслучайно «Снеугрочка» была любимой пьесой Николая Римского-Корсакова, русского композитора, ставшего выдающимся оперным сказочником. Но за этим канонизированным образом мало кто замечает человека, совершившего настоящую симфоническую революцию».

Что мы знаем о Римском-Корсакове? Профессор, участник «Могучей кучки», автор 15

самобытных опер, в конце концов маэстро с необыкновенной верой в сказку. Но что на

самом деле он хотел донести до слушателей своей музыкой? Какие тайные смыслы

скрывал на нотном стане своих партитур? В год 175-летия композитора попытаемся прочитать его произведения, если можно так выразиться, между нот.

Глава первая: «Уважить не хочешь Кащеевы речи»

Свой 61-й день рождения 6 марта 1905 года Николай Андреевич встретил в обстановке

небывалого напряжения. «Как это ни вероятно, но факт!» — кричал заголовок газеты «Русь»

в его руках. Римский-Корсаков, самый авторитетный профессор Петербургской консерватории уволен. Всему виной — революционные события того же года. Римский-

Корсаков официально вступился за отчисленных после забастовки студентов. Такого власти простить не смогли и отстранили композитора от преподавания. В знак протеста вслед за Римским-Корсаковым из Консерватории ушли и самые известные ее педагоги. Событие вызвало небывалый резонанс. В этой увесистой папке – лишь малая часть газетных статей.

«Звезды первой величины покинули Петербургскую консерваторию, и мы видим нарисунке, как стоит бюрократ и ломает голову: «Гм, а кто же будет учить музыке? Говорят,наш сторож недурно играет на балалайке».

13 стр., 6164 слов

Краткая биография римского-корсакова

… профессором, а в середине 70 х годов он начинает сам совершенствовать свои знания. А вот в 90 х годах у композитора замечен серьезныйспад в его творческой деятельности. Краткая … Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков разрабатывает курс оркестровки, проводит осмотр военных духовых оркестров, преподает в консерватории, руководит концертами в бесплатной музыкальной школе и, при этом, создает оперы, …

Несмотря запрет на произведения опального композитора, в тайне в театре Комиссаржевской ставят новую оперу Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Начать

второе действие не дала ворвавшаяся полиция. Казалось бы, что опасного в «осенней

сказочке», как называл ее сам композитор? Но смысл был ясен: безотрадное Кащеево

царство – это ничто иное как пророчество скорой гибели самодержавия. Изящная

сатирическа игра была изюминкой ряда произведений Римского-Корсакова, но «Кащей» —

это верх гротеска, созданный при помощи не слов, а музыкальнх звуков! Резкий фальцет,

неудобные гласные в высоком регистре, режущие слух «колючие» мелодии – они раскрывают душу злодея.

«В этой опере поучаствовала моя бабушка София Николаевна. Римский-Корсаковпривлек свою дочь к созданию либретто «Кащея»: они уходили в лес одни и обсуждали,как должно все быть. Много было переживаний – как публика примет оперу, как пройдет цензуру и так далее».

«Кащей» оказался, пожалуй, единственной оперой, не претерпевшей правок. Во всех

остальных он постоянно искал идеальное звучание. Чего стоит только его Первая

симфония.

«Он очень критически отнесся к этому сочинению: видите, оторван кусок. Композиторпотом в «Летописи» об этом писал, что его многое в сочинении не устроило и дошловплоть до того, что композитор на страницах патритуры написал критические надписисамому себе — «идиот и болван».

Перфекционизм осложнял отношения с императорским двором и Мариинским театром.

Показ в опере царствующих особ тогда был под запретом, и совсем не мудрено.

«Все началось со «Сказки о царе Салтане» — царь еще вполне хорош, но немножкоглуповат. Потом «Кащей Бессмертный», а потом «Золотой Петушок». Это одна линия, ипро «Петушка» Римский-Корсаков сказал: «Я Додона хочу осрамить окончательно».

Сказочно-политическое проивзедние в итоге стало новой ступенью в трактовке оперного

жанра. К слову, спустя три года Римский-Корсаков вернулся в Консерваторию, а «Золотой

петушок» готовился к первому выходу на сцену.

Глава вторая: «Уж панночка сбирает русалок вкруг себя»

Впечатления, полученные в детстве, всю жизнь звучали в сердце композитора. Здесь, на

берегу реки Тихвинки, в этом имении с мезонином он и родился. Сегодня фамильный дом

находится на реставрации и закрыт для всех, но мы – первая съемочная группа, которую

пустили внутрь.

«Это любимое место где собиралась вся семья хозяин Андрей Петрович в качествезабавы, когда садился за фортепиано попеременно брал ту или иную ноту, а маленькийРимский-Корсаков из соседней комнаты должен был угадать какую ноту взял батюшка.Получалось всегда!».

16 стр., 7796 слов

Симфоническое творчество Н.А. Римского-Корсакова

… Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все «кучкисты», композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам … сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. римский корсаков симфонический композитор …

Под окнами этого балкона зимой, на Масленицу, сжигали чучело, во дворах катались на

расписных санях и распевали обрядовые песни. Будущий композитор впитывал каждый

звук, каждый мотив, чтобы затем талантливо воплощать их в операх-сказках.

«Именно этот пейзаж видел маленький Ника из окна своего дома. За годы здесь малочто изменилось: все так же течет река Тихвинка, на берегу которой стоит богородичныйУспенский мужской монастырь. Каждое утро будущий композитор просыпался подперезвон его колоколов, впоследствии они зазвучали и в его музыке».

Звоны пасхальной заутрени Успенского монастыря легли в основу увертюры «Светлый

праздник». В Тихвине в Детской школе искусств, названной в честь композитора, сделали

переложение этого произведения. Знание русской музыкальной культуры — вот признак

работ композитора. «Майская ночь» — одно из популярнейших сочинений Римского-

Корсакова, еще в детстве он зачитывался одноименной повестью Николая Гоголя. Здесь и

обрядовые купальские хороводы, и подлинные народные песни, наделенные напевными

мелодиями, а оркестровка невероятно прозрачная и светлая.

«На самом деле это глубоко философское произведение. Римский-Корсаков, наверно, единственный из русских композиторов, которому была доступна фольклорная мифология народа. Это то двоеверие, которое очень аккурано сохранила православная церковь на Руси, которая приурочила церквные праздники к языческим, которая сохранила языческие обряды придав им другой смысл».

Из Тихвина Римский-Корсаков уехал в 12 лет, но то, что он впитал в себя в детстве —

сохранил навсегда, и именно оно определило особенный музыкальный строй. Римский-

Корсаков, стал одним из первых композиторов, положивших народный фольклор в основу

симфонического звучания.

Глава третья: «Бездна морская, кто тебя смерит?»

«Кажется, в Немецком море нас покачает, – пишет Николай в каюте парусного корабля —

Вообразите: идете вы, для примера сказать, в Немецком море; небо мутного цвета; ветер

завывает, качает так, что едва на ногах стоите; Холодно. Маленькая тошнота… Приятно!..».

«Если подробно изучить карту Приморского края, в южной его части можно найти архипеллаг Римского-Корсакова, и он назван совсем не в честь композитора, а его старшего брата Воина, совершившего кругосветное путешествие. Мало кто знает, носудьба будущего композитора была предрешена и совсем не связана с музыкой».

«Особая страница в истории Морского корпуса — это династия Римских-Корсаковых. Этоособая гордость для нашей истории, поскольку это фамилия дала военно-морскомуфлоту 17 морских офицеров, семь адмиралов и один Флагман советского военно-морского флота. Четверо Римских-Корсаковых в разное время возглавляли наше учебноезаведение».

10 стр., 4526 слов

Сказочные образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова на примере …

… события, происходившие в России в 1905 году. Цель работы: проследить образ Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова и определить, какими музыкальными средствами композитор рисует данный сказочный образ. Задачи: Охарактеризовать оперное творчество Н.А. Римского-Корсакова в целом. …

Но, к сожалению родителей, тяга Римского-Корсакова к музыке была так сильна, что даже

поступив в морской корпус, он прославился там не как адмирал, а реформатор духовых

оркестров морского ведомства. Впрочем, как бы Николай ни жалел о службе, отправившись в 1000-дневное морское путешествие, годы, проведенные на корабле

«Алмаз», подарили музыкальному миру неповторимый шум моря.

«Вот представьте такой огромный инструмент там-там, висит на специальной вешалке,подставке. И вот этот инструмент, например, в «Шехеразаде», ему был нужен для того,чтобы сделать один единственный удар. Зато этот удар был там, где корабль мореходаразбивался от скалы».

Кажется, в каждой морской сцене закодированы строки из судоходного дневника: буйство

моря в «Шехеразаде» — пережитый им трехдневный шторм после отплытия из Кронштадта, водная гладь в «Садко» — привычный пейзаж в долгих вахтах. Ожить «окиану-морю синему» помогла и разработанная комозитором гармония.

«Это гамма Римского-Корсакова — она не сложна по строению, это чередованиеполутонов и тонов. Такая гамма имеет свое причудливое звучание. Например,погружение Садко в морскую пучину».

Морскую оперу композитор писал, сидя за этим самым столом в своей квартире на

Загородном проспекте. Только вдумайтесь, не подходя к инструменту, он составил

инструментовку для целого оркестра! На то у Римского-Корсакова был исключительный

слух и ассоциативная память: тональности в его голове имели определенные цвета! Не

трудно догадаться, строй какого цвета он использовал чаще всего.

«Тональность ми мажор – любимая тональность Римского-Корсакова. Это синий цвет, Даже его сюртук был с синеватым отливом, это тональность морская. В опере Садко очень часто звучит тональность ми мажор. Если попадает блеск луны, на водную гладь, эта тональность приобретала оттенок лазоревый, сапфировый. Эта тональность ночная – тональность, связанная с ми мажор».

Мы можем попытаться представить, как видел звуки композитор. Например, такую

цветовую палитру рождает музыкальный этюд звездного неба над океаном. Возможно,

9 стр., 4092 слов

Сочинения римского корсакова

… окончательная — 1891-1892). Эта сравнительно небольшая пьеса — первое вполне самобытное сочинение Римского-Корсакова. В «Садко» он выступает как композитор с определившимся стилем , как художник с … ясно осознанным направлением творческой мысли. «Садко» — сочинение программное. Программу его Римский-Корсаков изложил в кратком предисловии к партитуре: «Стал …

именно цветной слух помог Римскому-Корсакову стать лучшим музыкальным маринистом.

Но многие музыковеды уверены: так непревзойденно передать всплески утреннего океана

и звон рыбьей чешуи может только музыкант, род которого столетиями был неразрывно

связан с морем.

Финал

Специально для нашего канала впервые в истории выпускник Консерватории закодировал

в нотах фамилию Римского-Корсакова и получил удивительный результат.

«Мой эксперимент – в создании криптограммы для Римского-Корсакова. Подобнаяконструкция есть, например, у Баха. Сложность заключалась в том, что некоторые буквыего фамилии не имеют соответствия с нотами. Я попробовал гармонизовать эту криптограмму и у меня получился такой музыкальный отрывок. Некоторая загадочность, все-таки есть. Не зря его называют великим сказочником».

«Жизнь таким образом определила, что мы его помним, и произведения его прочновошли в нашу жизнь. Тот же «Полет шмеля» из «Царя Салтана» знает каждый, иневозможно представить мир, в котором этого полета шмеля не существует».

В 3 года Римский-Корсаков играет на барабане, попадая в ноты.

В 6 — освоил фортепиано.

В 11 — создал первое музыкальное сочинение.

Гениальная одаренность помогла Римскому-Корсакову стать эпохальной фигурой в истории развития русской классической музыки.

1882 год. В Бесплатной музыкальной школе ставится Первая симфония никому не

известного Римского-Корсакова. Внезапно она оказалось столь хороша, что вызвала ажиотаж. «Автора! Автора!», — скандировал зал. Высокий скромный юноша в форме ступил на сцену. Публика опешила: «Как? Автор — этот гимназист?! А затем грянул шквал аплодисментов. Каждый был уверен: «Юношу ждет славное будущее».

Николай
Андреевич Римский-Корсаков
1844-1908
Характеристика
творчества

  1. Сферы
    деятельности:

Римский-Корсаков
— выдающийся русский композитор, педагог,
дирижер, музыкально-общественный
деятель. С 1871 года — профессор Петербургской
консерватории, воспитавший блестящую
плеяду композиторов — Глазунов, Лядов,
Стравинский, Ипполитов-Иванов и др. В
80-е годы возглавил Беляевский кружок,
активно участвовал в издательском доме
М.Беляева и в организованных им «Русских
симфонических концертах». Творчество
Римского-Корсакова — одна из драгоценных
страниц русской музыкальной культуры.
Разнообразие жанров, большое количество
сочинений, высокие художественные
достоинства музыки — отражение
титанического труда подвижника.

  1. Мировоззрение,
    эстетические принципы:

Римский-Корсаков
как музыкант формировался в 60-е годы
19 века под воздействием эстетических
принципов «Могучей кучки». Важнейшие
из них — стремление к народности и
высокой содержательности искусства —
он пронес через всю жизнь. Для музыки
композитора характерно стремление к
красоте и совершенству воплощения
замысла, поэтому его отличительной
чертой можно назвать своеобразную
«эстетику мастерства», культ
профессионализма.

Круг
тем и сюжетов в творчестве Р-К многообразен,
но особое место занимают сочинения,
связанные с разнообразными формами
русского народного творчества: сказками,
легендами, былинами, обрядами и миром
фантастики. Он обращается прежде всего
к особенностям мировоззрения русского
народа и показывает

  • образы
    сказочных стран и городов — мечта о
    лучшей жизни (берендеево царство в
    «Снегурочке»),

-—
олицетворением нравственных и
эстетических идеалов служат пленительно-
чистые и нежные героини опер (Снегурочка,
Марфа) и легендарные певцы — символы
неувядаемого народного искусства
(Лель, Садко),

  • преклонение
    перед красотой природы и оптимизм.

    1. Стилевые
      черты:

В
сочинениях Р-К всегда ярко выражены
устойчивые стилевые черты, окрашенные
самобытной композиторской индивидуальностью.

  • Мелодика:
    одно из первых мест занимают темы
    народного склада, композитор вводит
    в свои сочинения народные песни
    («Снегурочка» — «Проводы Масленицы»,
    «Просо», «Свадебный обряд» и др.) и
    создает собственные в духе народных
    (Песня Любаши в «Царской невесте»).
    Типичны для него архаизированные
    диатонические темы в сложных размерах
    (например, заключ. хор «Снегурочки»
    «Свет и сила» в размере 11/4), или широкие
    мелодии-кантилены лирического характера
    (Ария Марфы, основная тема). Типичны
    для Р-К и богато орнаментированные
    мелодии инструментального характера,
    сложные, подвижные, виртуозные.

  • Для
    тематического развития

    характерно эпическое начало, т.е.
    воплощение замысла в форме неспешного
    рассказа, повествовательность музыки.
    В музыкальном развитии Р-К широко и
    многообразно использует вариационные
    приемы, дополняя их подголоеочной
    полифонией.

  • Одна
    из самых оригинальных сторон музыкального
    языка Р-К —
    гармония.

    В народно- бытовых сценах он использует
    натуральные диатонические лады в
    сочетании с простой трузвучной
    гармонизацией и использованием аккордов
    побочных ступеней. В музыке фантастического
    содержания красочно-колористические
    гармонические открытия Р-К поразительны.
    Он вводил в сочинения новые смелые
    гармонии и создал свою систему
    ладо-гармонических средств, в основе
    которой сложные лады:

2

увеличенный,
уменьшенный, с характерным звукорядом
тон-полутон (т.наз. «гамма Римекого-Кореакова»).
Примечательной особенностью гармонического
мышления Р- К был цветной слух, т.е.
цветовое ощущение тональностей и даже
отдельных аккордов.

— Р-К
— величайший мастер
оркестра.

Яркость и виртуозный блеск сочетается
с прозрачностью и легкостью фактуры и
безупречным голосоведением. Он следует
традициям Глинки и вводит многочисленные
инструментальные соло и предпочитает
звучания чистых тембров смешанным
краскам. С конца 80-х годов он стал вводить
отдельные приемы блестящей вагнеровской
оркестровки, в частности дополнительные
духовые инструменты.

4.
Творческое наследие:

Творческое
наследие Р-К огромно. В него входят 15
опер, 10 симфонических произведений,
пьесы концертного жанра, 3 кантаты,
камерно-инструментальные и вокальные
сочинения, духовная музыка. С наибольшей
полнотой талант композитора раскрылся
в операх, среди которых немало шедевров
музыкального искусства. Композитор
симфонизирует оперу, насыщая ее сквозным
развитием и широко используя лейтмотивную
систему.

В
симфонической музыке Р-К был далек от
сферы «чистого» обобщенного симфонизма
и предпочитал программный (гл. обр.
живописный, изобразительный) или
жанровый (связанный с народным песенным
или танцевальным тематизмом). Поэтому
из жанров он предпочитал увертюру,
фантазию, сюиту, картину. Из методов
развития тяготел к вариационности,
орнаментике, колористическим возможностям
гармонии и оркестровки.

Р-К
оставил интереснейшие музыкально-литературные
работы — «Летопись моей музыкальной
жизни», «Основы оркестровки», «Учебник
гармонии».

План
ответа на вопрос «Творческий путь» на
примере биографии Н.А.Римского-Корсакова

1.
Краткая характеристика периодов
по следующим пунктам:

ериод
1880 — 1895
— период
творческой зрелости и музыкально-общественной
активности.

  • Где
    проживал, служба;

Р-К
преподавал в Петербургской консерватории
и Придворной певческой капелле. Он
периодически выступал как дирижер
симфонических концертов и в России, и
за границей. Летом 1889 года он ездил в
Париж, 1890 году — Брюссель, где дирижировал
Русскими симфоническими концертами.

  • Творчество;

Интенсивно
сочиняя свою музыку, Р-К в 80-е годы очень
много времени уделил редактированию
и завершению сочинений своих друзей.
Совместно с Глазуновым он завершил и
содействовал постановке «Князя Игоря»
Бородина. Переинструментовал и
отредактировал «Бориса Годунова»
Мусоргского, закончил его «Хованщину».
Это был самоотверженный труд, которым
руководило сознание громадной ценности
этих сочинений.

  • Окружение;

В
середине 80-х годов ряд композиторов,
вышедших из школы Р-К составили так
называемый «Беляевский кружок». Название
он получил от имени Митрофана Петровича
Беляева, богатого лесопромышленника
и страстного меломана. Началось все с
собраний по пятницам, на которых играли
квартеты. Постепенно состав посетителей
расширился и на них стали бывать
Глазунов, Лядов, Бородин и Римский-Корсаков.
Со временем меценатская деятельность
Беляева приобрела широкий размах. Им
было создано нотное издательство,
печатавшее произведения молодых русских
композиторов, учреждены ежегодные
премии имени Глинки талантливым молодым
композиторам, организованы «Русские
симфонические концерты» и «Вечера
русской камерной музыки». Художественным
руководителем и главой беляевского
кружка был Римский-Корсаков.

  • Сочинения.

80-е
годы — период преимущественно симфонической
музыки в творчестве композитора. Им
были написаны:

S
«Сказка» по мотивам пролога к
пушкинскому «Руслану»; S
Симфониетта (на народные темы); ■S
Концерт для фортепиано;

■S
Фантазия на народные темы для
скрипки с оркестром; S
«Испанское
каприччио» 1887г.;
S
«Шехеразада»
1888г..
Последние
— самые выдающиеся симфонические
сочинения Р-К. 1895
— 1908 годы. Поздний период творчества
Р-К.

  • Где
    проживал, служба;

  • Творчество;

На
рубеже 80-90-х годов в творческой работе
Р-К наступил кризис и на протяжении
трех лет он не создал новых произведений.
В эти годы он усиленно размышляет над
вопросами музыкальной эстетики и
изучает большое количество литературы.
Он сам пишет музыкально-исследовательские
статьи и начинает свою «Летопись моей
музыкальной жизни», уникальный
исторический документ эпохи.

  • Окружение;

С
середины 90-х годов устанавливается
тесная творческая связь Р-К с коллективом
Московской частной оперы Саввы Мамонтова.
В этом театре были поставлены многие
оперы композитора, а с артистами театра
у него установились дружеские
взаимоотношения. Это были выдающиеся
певцы — Федор Шаляпин, Надежда Забела-
Врубель, Антон Секар-Рожанский.

В
1905 году в судьбе Р-К произошли драматические
события. После революционных волнений
в студенческой среде в 1905 году, в которых
композитор стаи на сторону студентов,
его уволили из консерватории. В знак
солидарности консерваторию покинули
и Глазунов, Лядов, Есипова, Блуменфельд.
Вновь вернулся в консерваторию Р-К
только тогда, когда новым директором
был избран Александр Глазунов и он лично
пригласил Р-К вернуться.

Сочинения.

Со
времени сочинения оперы «Ночь перед
Рождеством» (1894) творческая активность
Р-К возобновляется с новой силой и теперь
центральным жанром, к которому обращается
композитор становится опера и романс.
Одна за другой появляются оперы, весьма
разные и по сюжетам, и по жанру. Это
«Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская
невеста» и др. Опера остается в центре
интересов композитора и в 900-е годы.
Каждая из них — шедевр. Это «Кащей
бессмертный», «Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии», «Золотой
петушок». В них слышны веяния нового
искусства XX века и стиля символизма. В
музыкальном языке еще смелыми становятся
поиски новых выразительных возможностей
гармонии, ладов и оркестрового колорита.

2.
Год смерти, где умер и где покоится прах.
Весной 1908 года
Р-К начал страдать серьезным сердечным
заболеванием. Умер он летом 1908 года в
усадьбе Любенск, куда переехал для
отдыха. Похоронен в Александро- Невской
Лавре в Петербурге.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  1. Биография Римского-Корсакова кратко. Биография Корсакова кратко
  2. С 1856 по 1862 год Римский-Корсаков учился. Умер композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков
  3. Биография Римского-Корсакова в таблице. Биография Римского-Корсакова — жизненный и творческий путь
    • Первое знакомство с музыкой
    • Образование и композиторские устремления
    • Годы становления Римского-Корсакова как композитора
  4. Римский-Корсаков оперы. Оперы Римского-Корсакова:
  5. Ученики Римского-Корсакова. Римский-Корсаков — редактор, педагог, просветитель:
  6. Андрей николаевич Римский-Корсаков. Андрей Римский-Корсаков — Andrey Rimsky-Korsakov
  7. Видео биография Римского Корсакова кратко

Биография Римского-Корсакова кратко. Биография Корсакова кратко

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908).
Родина композитора – Новгородская губерния, провинциальный городок Тихвин. Начальное музыкальное воспитание будущий композитор получил дома, занимаясь со своей матерью. Впоследствии музыкальное образование он получает в пансионе, где музыка являлась одним из общеобразовательных предметов.
Под влиянием отца и старшего брата, служившего в системе военно-морского образования, в 1856 г. Николай поступает в Морской кадетский корпус. Учится он усердно, поскольку любовь к морю живет в нем с детских лет и в 1862 г. с отличием завершает обучение.
После смерти отца в 1861 г. семья композитора переезжает в Санкт-Петербург, где судьба сводит Николая Андреевича с известным композитором и общественным деятелем Милием Балакиревым, который знакомит его с композиторами «Могучей кучки» и обучает основам композиторского мастерства.
Продолжается и служба морского офицера Римского-Корсакова во флоте. Множество ярких впечатлений получает композитор, побывав во время кругосветного плавания на клипере «Алмаз» во множестве стран, среди которых Италия, Англия, Польша, Франция, США, Норвегия и другие. Это путешествие подпитывало творческую фантазию музыканта в течение многих лет.
В 1865 году, возвратившись в Санкт-Петербург, Римский-Корсаков, практически забросивший во время службы занятия музыкой, вновь попадает в круг профессиональных музыкантов «Могучей кучки». Здесь он встречается с А.П. Бородиным, П.И. Чайковским, Александром Даргомыжским и с новой силой приступает к сочинению. В 1873 г. Римский-Корсаков начинает преподавательскую деятельность в качестве профессора консерватории в Санкт-Петербурге, годом позже принимает у М.А. Балакирева руководство музыкальной бесплатной школой и, продолжая традиции знаменитого музыканта, становится фактически главой русской новой школы музыки.
Н.А. Римский-Корсаков создал большое (15!) количество опер. Особенно вдохновляют композитора образы сказочные, былинные. После первой оперы «Псковитянка», рассказывающей о пути становления единого государства Российского, появляются «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» по сюжетам Н.В. Гоголя, сказка «Снегурочка» по произведению А.Н. Островского, симфоническая картина и опера «Садко». Позднее написаны оперы «Золотой Петушок» по сказке А.С. Пушкина и опера «Кощей бессмертный».
Музыкальное творчество и общественная деятельность величайшего русского музыканта стали подлинным украшением национальной культуры. Талантливый композитор, музыкальный критик, дирижер, общественный деятель был к тому же прекраснейшим педагогом. Среди знаменитых учеников композитора И.Ф. Стравинский, А.К. Лядов, С.С. Прокофьев и другие прекрасные музыканты.

С 1856 по 1862 год Римский-Корсаков учился. Умер композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков

6.06.1908 (20.06). — Умер композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков

С 1856 по 1862 год Римский-Корсаков учился. Умер композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков Николай Андреевич Римский-Корсаков (6.3.1844–6.6.1908) – композитор. Родился в старинной дворянской семье в городе Тихвине Новгородской губернии. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при.

Первыми музыкальными впечатлениями Римский-Корсаков обязан своей матери и старшему брату, который будучи моряком привил композитору любовь к морю. Мечтая стать морским офицером, Николай Андреевич поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где легко и хорошо учился. Услышав в 1858 г. оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), которая произвела на него огромное впечатление, Римский-Корсаков увлекся музыкой, брал уроки фортепиано.

В конце 1861 г. в жизни Римского-Корсакова произошло событие имевшее для него важное значение: Ф.А. Канилле, учитель Римского-Корсакова, восхищенный быстрым ростом таланта своего ученика, привел его к, по совету которого юный композитор вошел в кружок «Могучая кучка». Под руководством Балакирева была начата 1-я симфония.

По окончании Морского корпуса гардемарином Римский-Корсаков в 1862 г. отправился в кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», побывав во многих портах Европы, Северной и Южной Америки; это стало для него источником творческой фантазии на долгие годы. В 1864 г. был произведен в мичманы.

В 1865 г. Римский-Корсаков вернулся в Петербург и закончил свою 1-ю симфонию. А вскоре появились еще два крупных симфонических произведения: «Садко» и сюита «Антар». Тогда же Римский-Корсаков принимается за создание своей первой оперы – «Псковитянка», на сюжет исторической драмы Л. Мея.

Вскоре Римского-Корсакова пригласили на должность профессора Петербургской консерватории по классам сочинения и инструментовки, и руководителем оркестра. Не имея достаточных сведений по этим предметам, он сразу же взялся за их изучение. В 1873 г. был назначен инспектором музыкантских хоров морского ведомства, а на следующий год был избран директором Безплатной музыкальной школы; с 1883 г. состоял помощником управляющего придворной капеллой.

В эти же годы Римский-Корсаков много работал над обработками народных песен. Больше всего его интересовали древние игровые и обрядовые песни. Так появился сборник «100 русских народных песен». Римский-Корсаков говорил: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские». Так в 1880 г. появилась опера «Снегурочка», написанная по «Весенней сказке». Привлекали композитора и фантастические повести. В операх, написанных на сюжеты Гоголя – «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством», мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла.

Постепенно «Могучая кучка» стала нести утраты: в феврале 1881 г. умер; через шесть лет умер. После их смерти Римский-Корсаков принялся за сложнейшую работу – завершение незаконченных произведений своих друзей. Это ему удалось блестяще. Кипучая жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижерская, общественная деятельность несколько отодвинули на второй план сочинение музыки. И все-таки в 1887 г. Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения – «Испанское каприччио» и «Шехеразаду» – сказку в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка её носит ярко выраженный восточный характер.

В 1889 г. Римский-Корсаков выступает за границей с двумя концертами на Парижской всемірной выставке. Под его управлением прекрасно прозвучали произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Лядова.

По возращении в Петербург Римский-Корсаков активно принимается за создание новых произведений. Появляется большое количество романсов, среди которых такие как «Редеет облаков летучая гряда», «Медлительно влекутся дни мои», цикл «У моря». Тогда же внимание композитора привлекла былина о новгородском гусляре. Римский-Корсаков долго и тщательно изучал различные сказания, и в 1896 г. создал шедевр русской оперной школы – оперу-былину «Садко».

В 1899 г. композитор пишет чудесную сказочную оперу «Сказка о царе Салтане». Уже в этой опере юмор порой перерастает в сатиру на монархию, что стало еще более заметным в последних операх – «Золотом петушке» и «Кащее безсмертном». Так, поддавшись либеральным веяниям своего интеллигентского окружения, композитор, к сожалению, отразил это и в своем творчестве. Последние годы своей жизни Римский-Корсаков трудился над книгой своих воспоминаний, которую назвал «Летопись моей музыкальной жизни».

Умер Римский-Корсаков 6 июня 1907 г. под С.-Петербургом. Похоронен в там Новодевичьем монастыре. В 1937 г. его прах был перенесен в некрополь при Александро-Невской лавре.

Биография Римского-Корсакова в таблице. Биография Римского-Корсакова — жизненный и творческий путь

В небольшом провинциальном городе Тихвине Новгородской губернии в 1844 году 18 марта родился будущий великий русский композитор. Биография Римского-Корсакова берет свое начало в уважаемой семье потомственных военных, где большая часть представителей мужского рода несла службу в военном морском флоте. Но родители, узнав о большом таланте ребенка, не стали препятствовать его увлечению музыкой.

Биография Римского-Корсакова кратко. Биография Корсакова кратко 01

Первое знакомство с музыкой

В доме любили и почитали музыку. Биография Римского-Корсакова, детские годы в том числе, прошла в ее окружении. В шесть лет мальчика стали обучать игре на фортепьяно. В скором времени он проявил незаурядные композиторские способности. Но отец, следуя семейным традициям, определил Римского-Корсакова в Морской кадетский корпус, где тот обучался до 18-ти лет.

Образование и композиторские устремления

Во время учебы в Санкт-Петербурге биография Римского-Корсакова по-прежнему неразрывно связана с музыкой. Он не оставляет своих занятий на фортепиано у Канилле Федора Андреевича. Активную поддержку в его устремлениях оказывает старший брат, не менее талантливый человек. Педагог по фортепиано знакомит юного кадета с Балакиревым, основателем известной группы композиторов «Могучая кучка».

Биография Римского-Корсакова кратко. Биография Корсакова кратко 02

С этого момента биография Римского-Корсакова получает вполне определенное направление. Встреча с руководителем «Могучей кучки» подвигла юного композитора на написание симфонии. К этому времени он закончил свое образование в Морском кадетском корпусе и как выпускник отправился в кругосветное трехгодичное плавание, вынужденно отказавшись на время от своего истинного призвания.

Годы становления Римского-Корсакова как композитора

Биография Римского-Корсакова кратко. Биография Корсакова кратко 03

Возвратившись из плавания, военный офицер возобновляет отношения с Балакиревым. Все свободное время от службы он посвящает музыке. В 1865 году закончена первая симфония. В 1971 году место профессора по оркестровому письму и композиции в петербургской консерватории получил Николай Римский-Корсаков. Биография зафиксировала, что на тот момент ему было всего 27 лет от роду. Но композитор не останавливается на достигнутом и продолжает покорять музыкальный Олимп. Из-под его пера выходят новые симфонические произведения и романсы.

1873 год – Морское ведомство предлагает ему работу в качестве инспектора духовых оркестров, а годом позже Римский-Корсаков становится их дирижером. Все больше и больше его привлекает оперный жанр. Уже создана первая опера «Псковитянка». Несколькими годами позже увидит свет одно из крупнейших произведений композитора – симфоническая сюита «Шехерезада».

Композитор Римский-Корсаков, биография творчества которого включает в себя такие оперы, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (по сказкам Пушкина), «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», создал все эти произведения в период с 1895 год по 1907 год. Это время можно считать расцветом его музыкальной деятельности.

Умер композитор в 1908 году в июне 21 числа, оставив после себя огромное наследие, ценность которого признана не только у него на родине, но и во всем мире.

Римский-Корсаков оперы. Оперы Римского-Корсакова:

Биография Римского-Корсакова кратко. Биография Корсакова кратко 04

Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.

Ученики Римского-Корсакова. Римский-Корсаков — редактор, педагог, просветитель:

Биография Римского-Корсакова кратко. Биография Корсакова кратко 05

Велико культурно-историческое значение редакторской деятельности Римского-Корсакова, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие шедевры русской музыки. Римский-Корсаков дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки (совместно с Балакиревым и Лядовым, 1877—81; с Глазуновым, к 100-летию со дня рождения Глинки, 1904). Дважды оркестровал “Каменного гостя” Даргомыжского (1870 и 1897—1902). Вместе с Глазуновым завершил, отредактировал и частично оркестровал “Князя Игоря” (1887—90) и инструментовал ряд романсов Бородина. Редакторской обработке Римского-Корсакова подверглось почти всё творческое наследие Мусоргского: он завершил, отредактировал и оркестровал “Хованщину” (1881—83), осуществил свою редакцию и инструментовку “Бориса Годунова” (1895—96, дополнил в 1906), а также свободную обработку и оркестровую редакцию симфонической картины “Ночь на Лысой горе” (1886), отредактировал и оркестровал ряд фрагментов неоконченной оперы “Саламбо”, симфонической пьесы (Интермеццо, Скерцо), хоры. Римский-Корсаков подготовил к изданию рукопись “Женитьбы” (1906) и большей части камерно-вокальные произведения (несколько из них инструментовал). Эта огромная работа, способствовавшая пропаганде творчества Мусоргского, не лишена вместе с тем внутренней противоречивости, т. к. сделанные Римским-Корсаковым редакции несут глубокий отпечаток его композиторской личности, эстетических воззрений и вкусов. В результате характерные особенности стиля Мусоргского (прежде всего интонационные, ладовые, гармонические) подверглись существенным изменениям.

Андрей николаевич Римский-Корсаков. Андрей Римский-Корсаков — Andrey Rimsky-Korsakov

Андрей Николаевич Римский-Корсаков ( русский : Андрей Николаевич Римский-Корсаков, Андре Nikolájevich Rímskij-Корсаков , 17 октября 1878 — 23 мая 1940) был русский музыковед и сын русских композиторов Николая Римского-Корсакова и Надежда Римская-Корсакова . Он был воодушевлен в музыкальных занятиях, играет на виолончели в семье струнного квартета . Однако он не заниматься музыкой в качестве карьеры до конца своей жизни.

Римский-Корсаков изучал философию в университете и продолжал преподавать предмет в гимназии до 1912 года, когда он занял пост музыкального корреспондента для бумаги российской Русской Молвы . (Несмотря на то , друг Игоря Стравинского , среди сочинений Римского-Корсакова для этой публикации включают уничтожающий обзор Обряд Весны .) Затем он стал основателем и главным редактором первого российского музыкального журнала, Muzïkal’nïy современник (1915- 17), который охватывает музыковедческое исследование, а также концерты.

После распада Muzïkal’nïy современника , Римский-Корсаков возглавил музыкальный отдел Ленинградского Салтыков-Щедрин публичной библиотеки (хотя он участвовал в трех выпусках преемника журнала, который начал издаваться в 1922 году) и преподавал теорию музыки и истории музыки в Ленинградский университет , а также институт исторических исследований. Многие из наиболее заметных усилий Римского-Корсакова были от имени работы его отца, в том числе авторства пятитомном изучения его жизни и труда и установления музея для покойного композитора. Он был женат на композитор Юлий Лазаревны Вейсберг .

Видео биография Римского Корсакова кратко

2. Конкуренция важна, потому что она

1)
способствует росту цен

2)
способствует снижению качества товаров и услуг

3)
способствует увеличению разнообразия предлагаемых товаров и услуг

4)
заставляет производителей повышать затраты на производство товаров и услуг

3. К рискам открытия внутреннего рынка для иностранных производителей относится

1)
увеличение разнообразия предлагаемых товаров и услуг

2)
снижение цен из-за увеличения предложения

3)
зависимость экономики страны от импорта ряда товаров

4)
увеличение доходов государственного бюджета

4. В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания.

1)
рынок средств производства

2)
чистая конкуренция

3)
местный рынок

4)
рыночный дефицит

5)
монополия

6)
рынок услуг

5. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства.

1)
рынок товаров и услуг

2)
избыток продукции

3)
местный рынок

4)
рынок информации

5)
чистая конкуренция

6)
олигополия

6. В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства..

1)
рынок товаров

2)
местный рынок

3)
олигополия

4)
региональный рынок

5)
дефицит продуктов

6)
чистая (совершенная) конкуренция

7. Выберите верные суждения о видах конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)
Монопсонией называют такой вид монополии, при котором монополистом является не продавец, а покупатель.

2)
С точки зрения интересов общества и государства, монополия имеет только недостатки.

3)
Олигополией называют рыночную структуру, при которой рынок поделён между несколькими крупными фирмами.

4)
Ситуацию на рынке, при которой большое количество мелких фирм производят схожую продукцию и имеют возможность контролировать цены на неё, называют совершенной конкуренцией.

5)
Барьером для фирм, препятствующим их выходу на рынок, может стать неспособность обеспечить продвижение своего продукта.

6.06.1908 (20.06). — Умер композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-КорсаковНиколай Андреевич Римский-Корсаков (6.3.1844–6.6.1908) – композитор. Родился в старинной дворянской семье в городе Тихвине Новгородской губернии. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне.

Первыми музыкальными впечатлениями Римский-Корсаков обязан своей матери и старшему брату, который будучи моряком привил композитору любовь к морю. Мечтая стать морским офицером, Николай Андреевич поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, где легко и хорошо учился. Услышав в 1858 г. оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И. Глинки, которая произвела на него огромное впечатление, Римский-Корсаков увлекся музыкой, брал уроки фортепиано.

В конце 1861 г. в жизни Римского-Корсакова произошло событие имевшее для него важное значение: Ф.А. Канилле, учитель Римского-Корсакова, восхищенный быстрым ростом таланта своего ученика, привел его к М.А. Балакиреву, по совету которого юный композитор вошел в кружок «Могучая кучка». Под руководством Балакирева была начата 1-я симфония.

По окончании Морского корпуса гардемарином Римский-Корсаков в 1862 г. отправился в кругосветное путешествие на клипере «Алмаз», побывав во многих портах Европы, Северной и Южной Америки; это стало для него источником творческой фантазии на долгие годы. В 1864 г. был произведен в мичманы.

В 1865 г. Римский-Корсаков вернулся в Петербург и закончил свою 1-ю симфонию. А вскоре появились еще два крупных симфонических произведения: «Садко» и сюита «Антар». Тогда же Римский-Корсаков принимается за создание своей первой оперы – «Псковитянка», на сюжет исторической драмы Л. Мея.

Вскоре Римского-Корсакова пригласили на должность профессора Петербургской консерватории по классам сочинения и инструментовки, и руководителем оркестра. Не имея достаточных сведений по этим предметам, он сразу же взялся за их изучение. В 1873 г. был назначен инспектором музыкантских хоров морского ведомства, а на следующий год был избран директором Безплатной музыкальной школы; с 1883 г. состоял помощником управляющего придворной капеллой.

В эти же годы Римский-Корсаков много работал над обработками народных песен. Больше всего его интересовали древние игровые и обрядовые песни. Так появился сборник «100 русских народных песен». Римский-Корсаков говорил: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские». Так в 1880 г. появилась опера «Снегурочка», написанная по «Весенней сказке» А.Н. Островского. Привлекали композитора и фантастические повести Н.В. Гоголя. В операх, написанных на сюжеты Гоголя – «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством», мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла.

Постепенно «Могучая кучка» стала нести утраты: в феврале 1881 г. умер Мусоргский; через шесть лет умер Бородин. После их смерти Римский-Корсаков принялся за сложнейшую работу – завершение незаконченных произведений своих друзей. Это ему удалось блестяще. Кипучая жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагогическая, дирижерская, общественная деятельность несколько отодвинули на второй план сочинение музыки. И все-таки в 1887 г. Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения – «Испанское каприччио» и «Шехеразаду» – сказку в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка её носит ярко выраженный восточный характер.

В 1889 г. Римский-Корсаков выступает за границей с двумя концертами на Парижской всемірной выставке. Под его управлением прекрасно прозвучали произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Лядова.

По возращении в Петербург Римский-Корсаков активно принимается за создание новых произведений. Появляется большое количество романсов, среди которых такие как «Редеет облаков летучая гряда», «Медлительно влекутся дни мои», цикл «У моря». Тогда же внимание композитора привлекла былина о новгородском гусляре. Римский-Корсаков долго и тщательно изучал различные сказания, и в 1896 г. создал шедевр русской оперной школы – оперу-былину «Садко».

В 1899 г. композитор пишет чудесную сказочную оперу «Сказка о царе Салтане». Уже в этой опере юмор порой перерастает в сатиру на монархию, что стало еще более заметным в последних операх – «Золотом петушке» и «Кащее безсмертном». Так, поддавшись либеральным веяниям своего интеллигентского окружения, композитор, к сожалению, отразил это и в своем творчестве. Последние годы своей жизни Римский-Корсаков трудился над книгой своих воспоминаний, которую назвал «Летопись моей музыкальной жизни».

Умер Римский-Корсаков 6 июня 1907 г. под С.-Петербургом. Похоронен в там Новодевичьем монастыре. В 1937 г. его прах был перенесен в некрополь при Александро-Невской лавре.

Использованы материалы:
http://www.math.rsu.ru/mexmat/post/rimkors.ru.html
http://www.hrono.ru/biograf/rimski_k.html


Н. В. Панова
РУССКАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Рабочая тетрадь для 6-7 классов
(часть 2)

Н. В. Панова
РУССКАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
Для 6—7 классов
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Часть 2
Москва
ООО «Престо»
2010

Дорогие друзья! На уроках музыкальной литературы в 6-м и 7-м классе детской
музыкальной школы вы знакомитесь с творчеством великих
русских композиторов XIX-го века: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Перед вами тетрадь с вопросами и тестами по курсу русская
музыкальная литература. Тетрадь состоит из 2-х частей: 1-я часть
освещает период до XIX-го века и темы «М. И. Глинка», «А. С. Даргомыжский», «А. П. Бородин» и «М. П. Мусоргский»; 2-я часть —
включает темы «Н. А. Римский-Корсаков», «П. И. Чайковский» и
проверочные тесты по всему курсу. Ответить на все вопросы вы сможете, если будете внимательно
читать учебник и эту тетрадь, так как в ней помимо вопросов
даются дополнительные сведения. В каждой теме-монографии есть
цитаты, вы услышите голос самого композитора, его современников и
деятелей культуры. В конце каждой тетради — музыкальные
примеры для отгадывания. Проверьте себя и свои знания! Желаем успехов! © ООО «Престо», 2010 г. НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Годы жизни
I.

Жизнь
1. Кем был Н. А. Римский-Корсаков? Широта его творческой деятельности
2. Какие направления русской музыки получают развитие в его творчестве?
3. Семья Римского-Корсакова
4. Какую профессию и почему хотели дать ему родители?
5. Какое образование он получил?
6. Музыка в детстве и в годы учёбы
7. Город, с которым связана его жизнь
8. Корабль, на котором он совершил кругосветное плавание
9. Причина и цель путешествия
10. Кто такой гардемарин?
11. Музыкант, пианист, поклонник русской музыки, учитель Римского-Корсакова,
который поддержал его стремление к серьёзному искусству и композиции
12. Музыкант, знакомство с которым изменило жизнь Римского-Корсакова,
определило его дальнейшую судьбу и профессию
13. Творческий результат этого знакомства (сочинения 60-х годов):
14. Римский-Корсаков-педагог
15. Как он смог, не имея высшего музыкального образования, преподавать в
консерватории, что ему помогло?
16. Сочинения 70—80-х годов:
17. Римский-Корсаков-дирижёр
18. Кто такой М. П. Беляев, что он сделал для русского искусства?
3

19. Римский-Корсаков-редактор, подвиг завершения сочинений своих друзей:
20. Театр, в котором впервые поставлены оперы «Садко», «Моцарт и Сальери»,
«Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный». В нём пел
великий Шаляпин, дирижировал Рахманинов, оформляли спектакли Врубель,
братья Васнецовы, Головин, Коровин, Левитан, Поленов, Серов
21. Сочинения 90-х годов:
22. Сочинения XX века
23. События 1905 года в жизни композитора
24. Почему Петербургская консерватория носит имя Римского-Корсакова?
25. Музыканты-ученики Римского-Корсакова
II. Личность, взгляды, черты характера
1. Римский-Корсаков писал: «Художник живёт на свете для созидательной работы,
и таковая есть его нравственная обязанность».

  • Римский корсаков полное собрание сочинений
  • Римский корсаков полет шмеля из оперы сказка о царе салтане слушать
  • Римский корсаков оперы сказки список
  • Римский корсаков опера сказка о царе салтане либретто
  • Римский корсаков опера сказка о царе салтане краткое содержание