Рисование иллюстрация к сказке старшая группа

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию – Рисование. Старшая группа

«Мы рисуем сказку»

Программное содержание:

-учить рисовать цветными восковыми мелками, изображать в рисунках героев сказок;

— развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца;

— формировать знания о профессии художника, продолжать формировать умение рассматривать свою работу и работы детей, давать оценку.

Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение к труду художника.

Ход занятия

Воспитатель        

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Игра «Рассмотри иллюстрацию и назови сказку»

— Все сказки вы узнали и правильно назвали. А как вам это удалось? Кто ответит, кто расскажет?

Ответы детей (по рисункам, иллюстрациям).

— Правильно, сказки вы узнали по иллюстрациям. Скажите мне, пожалуйста, как называется профессия людей, которые рисуют иллюстрации к сказкам?

— Ответы детей (художник)

— Художники. А давайте и мы с вами сегодня поиграем в художников и нарисуем рисунки к знакомым нам сказкам. А для начала вспомните сказки, героев сказок с которыми мы с вами недавно познакомились.

— Ответы ( «Доктор Айболит», « Белоснежка и семь гномов», «Гуси –лебеди», «Снежная королева», «Три медведя», «Семь воронов», «Джованни дурачок» и т.д.)

— Молодцы сказок вы вспомнили много. Вот и пришло время перевоплотиться в художников. Давайте закроем все глаза, и представим: к какой сказке вы будите рисовать рисунок.

— Ну что придумали? Тему рисунка держите в тайне…

Прежде чем приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дубы –дубочки,

Пеку пирожочки,

(«Печь пирожки» — сверху то одна ладошка, то другая)

Пирожки горячие,

( Потрясти кистями рук)

Не хотят сидеть в печи

Пирожки румяные

(«Печь пирожки» — сверху то одна ладошка, то другая)

Просто объеденье!  

(Погладить живот)

С маслицем, малиною,

(Одновременно загибать пальцы)

С яблочным вареньем.

Мимо не иди, дружок,

(Погрозить пальчиком)

А достань-ка пирожок.

(Сложить ладошки «пирожком»)

— Вот наши пальцы и готовы к работе. Но, скажите, ребята, что за сказка такая, в которой Печь просит вынуть пирожок и съесть?

Ответ («Гуси – лебеди»)

Теперь и к работе можно приступить.

Дети рисуют.

Игра «Угадай сказку по рисункам»

Дети рассматривают рисунки сверстников и называют сказки.

— Какие выразительные получились у вас рисунки. Вы настоящие художники.

Подумайте и скажите можно ли прожить без сказки?

Ответы детей.

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

Когда ваши родители были маленькими, они тоже любили слушать сказки

Давайте мы с вами оформим выставку для родителей «Что за сказка? Назовите!»

Вместе с детьми оформляется выставка для родителей.

Конспект НОД художественно-эстетического
развития. Рисование. «Моя любимая сказка»

Цель: Учить детей передавать в рисунке эпизоды
из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки).

Развивать воображение, творчество.

Формировать эстетическую оценку, эстетическое
отношение к созданию образу сказки.

Предварительная работа: поговорить с детьми об
их любимых сказках. Вспомнить, о чём в них говориться, как выглядят персонажи,
что они делают. Предложить рассмотреть иллюстрации в книгах.

Материал: альбомные листы, цветные карандаши.

Ход:

Загадка

» В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка- ёжка у окна…

Догадайтесь, кто она? (Сказка)

— Ребята вы внимательно смотрите, чудо вдруг
произойдёт,

Если в сказку вы хотите, к вам она сама
придёт.

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (сестрица Алёнушка и братец
Иванушка) показ картинки

Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор…(Айболит)показ картинки

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка? (Буратино) показ
картинки

Отыскала мама дочку

В распустившемся цветочке.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку. (Дюймовочка) показ
картинки

Сейчас потолкуем о книжке другой,

Тут синее море, тут берег крутой.

Старик вышел к морю, он невод забросил.

Кого он поймает и что он попросит? (Золотая
рыбка) показ картинки

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара хищных глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка) показ картинки

Весь я круглый, как клубок:

Справа — бок, и слева — бок,

Сверху — бок, и снизу — бок,

А зовусь я …(Колобок) показ картинки

В мире много сказок

Ю. Энтин

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

-Ребята, я предлагаю вам нарисовать свою
любимую сказку.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Путешествие в сказку»

Автор: Дзюман Ирина Владимировна

Организация: ГДОУ ЛНР ЯС «Мальвина»

Населенный пункт: ЛНР, г. Стаханов

Цель:

Обучающие задачи: Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции по сказкам; размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать движение людей и животных.

Проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения, выбора средств изображения.

Развивающие задачи: Развивать зрительное внимание, логическое мышление, творческое воображение. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по сказочным героям и музыкальным фрагментам. Ввести в словарь детей новое слово-«иллюстратор».

Воспитательные задачи: Воспитывать активный интерес к сказкам, внимание, аккуратность в работе, желание доводить дело до конца.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Оборудование: Листы бумаги А4, тонированные листы, цветные карандаши, простые карандаши, акварель, кисточки, материал для нетрадиционной техники рисования, стаканчики с водой, влажные салфетки, клеёнки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку О.Кима « В гостях у сказки» дети с воспитателем заходят в зал (воспитатель одета в костюм сказочной Феи).

-Ребята, как я и обещала, мы пришли в мою страну сказок. Посмотрите вокруг, вас встречают герои разных сказок. Сказка-это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

-А вы любите сказки? (ответы детей).

-А много сказок вы знаете? (ответы детей).

-Я хочу проверить. Предлагаю вам послушать фрагмент мелодии из сказки и подойти к герою данной сказки. (Звучит фрагмент мелодии из сказки, дети подходят к иллюстрации героя этой сказки).

-Ребята, из какой сказки этот герой? (ответы детей).

-А кто написал эту сказку? (ответы детей).

-Молодцы! Слушаем следующий фрагмент мелодии («Золушка», «Айболит», «Три поросёнка», «Кот в сапогах», «Колобок», «Красная шапочка»).

-Молодцы! Вы правильно отгадали все сказки и сказочных героев.

-Скажите, как называются сказки, которые написали писатели? (Авторские).

-А сказки, которые придумал народ? (Народные).

-С этим заданием вы справились. А справитесь ли вы с другим заданием?

-У меня есть книга сказок с красочными иллюстрациями. Сейчас мы их рассмотрим, а вы скажите: из какой сказки иллюстрация. (Показываю книгу, открываю её, внутри одна иллюстрация).

-Ой, в моей книге пропали иллюстрации, осталась одна иллюстрация. Это проделки злой волшебницы. Что же делать? (Ответы детей).

-Вы согласны мне помочь? (Ответы детей).

-Я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать сюжеты ваших любимых сказок.

-Но для этого нужно вспомнить и представить свою сказку и сказочного героя.

-Давайте присядем на ковёр, закроем глаза и перенесёмся в сказочный мир. (Звучит медленная мелодия. Дети медитируют).

Сопровождаю тихими словами:

-Ребята, каждый из вас попал в свою любимую сказку. Представьте своего сказочного героя. Какой он: весёлый или грустный? Что он делает? Бежит или летит? Что его окружает? Какое время года в вашей сказке?

-Возвращаемся из сказки. Открываем глаза.

-Ребята, вы решили сюжет к какой сказке будете рисовать? (Ответы детей).

-А теперь выбирайте всё, что вам необходимо для работы и проходите на свои рабочие места.

-Рассаживайтесь за столы. Работа предстоит трудная, но интересная. Вы не просто дети, а художники-иллюстраторы. Вам нужно нарисовать мюжет любимой сказки так, чтобы было понятно, какую сказку вы нарисовали.

-Для этого нужно располагать рисунок по всему листу бумаги.

-Обратите внимание, что на переднем плане изображение должно быть больше, а на заднем-меньше.

-Постарайтесь изобразить своего героя в движении.

-Прежде, чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики:

(Пальчиковая гимнастика)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок-румяный бок,

Есть Снегурочка-краса,

Три медведя, волк, лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку,

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем.

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

-Приступаем к работе. (Дети рисуют под тихую мелодию. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, помогает советом).

-Ребята, заканчиваем рисовать. Убираем своё рабочее место. Вытираем руки салфетками.

-Давайте рассмотрим ваши рисунки. Узнаете ли вы, к каким сказкам они нарисованы?

-Давайте назовём какие сказки нарисованы на ваших иллюстрациях. (Ответы детей).

-Ребята, так кем же вы сегодня были? (Ответы детей).

-Молодцы! Со своей задачей вы справились! У вас получились яркие, красочные иллюстрации. Спасибо вам за помощь!

-Ой, мы забыли, что в книге осталась одна иллюстрация,

-А вы знаете к какой она сказке? (Ответы детей).

-Я предлагаю вам пройти в группу и прочитать эту сказку. А ваши иллюстрации в нашу книгу сказок мы соберём позже.

Литература:

1. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. — М.: Просвещение, 1976. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. — 2010.

3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. — Москва, 2011.

4. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009

5. Погодина С. Художественные техники — классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009

6. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2009

7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки — Ярославль, 2014.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,0 КБ

Опубликовано: 13.11.2021

Дети любят слушать сказки. Любят пересказывать сказки. Любят рисовать сказочные сюжеты. Храбрые герои и фантастические существа, загадки и приключения зовут ребят в волшебный мир. Привлекательная для детей тема «Моя любимая сказка» предполагает блок непростых заданий: на рисование фигуры человека или животного, изображение действий.

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Моя любимая сказка»

Дети шестого года жизни проявляют старание и фантазируют на занятиях по ИЗО. Рисование на тему «Моя любимая сказка» предполагает изображение персонажей животных. Пропорции и позы человеческого тела ребята будут изучать позже. Цель занятия — передать в рисунке образ и характер сказочного героя.

Детям читают сказки

Впечатления от услышанной сказки дети передают в рисунках

Обучающие задачи направлены на развитие художественных умений детей:

  • Совершенствование техники рисования:
    • кистью: рисование линий, мазков, фигур, штриховка кончиком кисти и прорисовка деталей, заливка фона,
    • карандашом: рисование наброска, штриховка с разным нажимом.
  • Развитие умения находить, из каких фигур состоит объект.
  • Научить рисовать композицию: с учётом размера объектов.
  • Развитие чувства цвета: смешивание цветов, получение оттенков.

Рисование различными материалами

В старшей группе детям предоставляется право выбор материалов: краски или карандаши

Краски и основа для рисования

  • Акварель — для рисования фона.
  • Гуашь — для рисования композиции.
  • Фломастеры — для обводки контуров рисунка.
  • Кисти разной толщины.
  • Цветные карандаши, простой — для предварительного наброска.
  • Лист формата А4 — плотная белая бумага.

Дети любят фломастеры за их яркость. Дочке на 5-летие подарили большой чемоданчик — каких только цветов и оттенков фломастеров в нём не было. Ребёнок дома рисовал только ими. Летом на дачу взяла чемоданчик с собой. А в сентябре на занятиях расстраивалась. Не потому, что фломастеров в садике нет, но рука отвыкла рисовать карандашом.

Сказочная птица

Рисовать фломастерами в детском саду допустимо, но основное внимание уделяется техникам рисования красками и карандашом

Техники рисования

  • Рисование простым карандашом:
    • создание наброска в виде простых геометрических фигур (туловище — овал, голова — круг),
    • соединение элементов наброска плавными линиями,
    • рисование мелких деталей (глаза, рот, украшения),
    • штриховка,
    • прорисовка деталей (оперение, шерсть, узор).

      Рисунок простым карандашом: Колобок

      Нарисовать персонажа простым карандашом — сложная задача

  • Рисование цветными карандашами:
    • рисование наброска простым карандашом,
    • цветными — закрашивание,
    • обводка и детализация — цветными карандашами с сильным нажимом или фломастером.

      Рисунок цветными карандашами: Колобок

      Рисование цветными карандашами часто сочетается с использованием фломастера

  • Рисование красками:
    • рисование наброска простым карандашом,
    • тонирование бумаги или заливка фона широкой кистью (земля — небо),
    • закрашивание кистью средней толщины,
    • детализация и обводка тонкой кистью или кончиком средней кисти.

      Рисунок красками: Колобок

      Дети 5–6 лет стремятся дополнить рисунок деталями

На занятие «Яички простые и золотые» классические приёмы рисования могут сочетаться с нетрадиционными техниками.

  • Закрашивание наброска восковыми карандашами или пастелью.
  • Применение монотипии в рисовании фона: отпечатывание красок дополняет фантастической атмосферы рисунку.
  • Рисование необычными инструментами: ватными палочками, пластиковой вилкой, губкой, манкой.

Пуантилизм: Колобок

Классический рисунок красками можно дополнить точками, например, при помощи ватной палочки

Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

Привлечь внимание детей к продуктивному творчеству помогает включение в работу элементов лепки и аппликации. Воспитанники старшей группы самостоятельно планируют, как дополнить рисунок. Например, перья жар-птицы выложить аппликацией из цветной или фольгированной бумаги. Интересная идея выложить пластилиновыми деталями узор на одежде героев или частично фон.

Дети самостоятельно выбирают материалы для аппликации среди запасов бросового и природного материала в творческом уголке:

  • крупы и семечки,
  • салфетки, ватные шарики и диски,
  • бисер, стразы,
  • кусочки цветной бумаги, обоев, журналов.

Рисунок с аппликацией: «Белка песенки поёт»

Детализировать рисунок сказочного героя можно при помощи обрывной аппликации

Дифференциация заданий

Потребность в разноуровневых заданиях возникает, когда среди воспитанников педагог выявил детей, обладающих высокими способностями. Талант требует реализации. С обычным заданием одарённый ученик справится быстрее остальных и заскучает.

Примеры усложнённых заданий на занятии «Моя любимая сказка»:

  • Детально проработать фон,
  • нарисовать объекты второго плана,
  • нарисовать элементы народного орнамента на костюме героя,
  • нарисовать сценку («Колобок на носу у лисы», например).

Рисование любимой сказки: Колобок убежал

Индивидуальные задания по рисованию сказки направлены на поддержание и развитие таланта

Место занятия «Моя любимая сказка» в картотеке по рисованию

Тема «Моя любимая сказка» имеет широкий простор для детского творчества. В детском саду нежелательно давать детям свободные темы для рисования. Программа по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой включает занятия «Сказочные домики», «Сказочная птица», «Сказочный сюжет» (по мотивам сказки про лису и зайца). Если тема не конкретизирует объект рисования, воспитатель проводит предварительную работу. На занятиях НОД дети изучают народные и авторские сказки, в театральном уголке разыгрывают по ним сценки, играют с фигурками или масками персонажей.

Таким образом, занятие «Моя любимая сказка» станет итоговой работой: дети выберут, кого из знакомых персонажей изображать.

Без предварительного изучения/повторения с детьми сказок задание «Нарисуй любимую сказку» может поставить ребят в ступор. Как вариант, они начнут рисовать любимых героев, но из фильмов и мультфильмов.

Сказочный уголок

В театральном уголке дети разыгрывают сюжеты сказок, ближе знакомятся с персонажами

Творческое занятие по сказкам может быть частью проектной деятельности.

  1. Краткосрочный проект предполагает проведение занятий НОД и по ИЗО, сюжетно-ролевые игры и инсценировки на сказочные сюжеты.
  2. Долгосрочный проект реализуется через углублённое изучение темы («Русские народные сказки о животных», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки Ш. Перро»). Организуется поход в детский театр или музей сказок. Активно задействуют родителей: они помогают шить костюмы для постановки сказки, делают декорации, оформляют афишу.

Выставка «Сказки Пушкина»

Итоговым мероприятием проекта по сказкам может быть выставка рисунков

В старшей группе детей следует побуждать к коллективной деятельности. Ребята могут составить сюжетные композиции из нескольких персонажей и с богатым вторым планом. Первое занятие по сказкам посвящается индивидуальному рисованию сказочных героев. На втором занятии ребята занимаются композицией.

Детям предлагается самостоятельно продумать последовательность работы, распределить между собой задачи. Воспитатель направляет замысел в нужное русло, подсказывает.

Коллективная композиция по рисованию

Воспитанники старшей группы активно взаимодействуют друг с другом и творят совместно

Коллективная композиция по рисованию создаётся в несколько этапов:

  • тонировка бумажной основы,
  • рисование объектов второго плана,
  • закрепление индивидуальных рисунков в сюжетное целое.

Традиционно в качестве основы берётся лист ватмана. Мы просим родителей приносить в детских сад остатки обоев. Дети рисуют на обратной стороне рулона, бумага не промокает, а расправляется легче ватмана.

Композиция «Теремок»

Сюжетная композиция по теме «Сказки» может дополнятся элементами аппликации и пластилинографии

Конспект занятия «Моя любимая сказка» в старшей группе

Занятия по рисованию в старшей группе проводятся в половине дня раз, в неделю. Согласно нормам СанПиН его продолжительность не должна превышать 25 минут. Основные этапы деятельности перемежаются физкультминутками, играми малой и средней подвижности, дыхательной или психогимнастикой. Это здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить положительный эмоциональных фон в детском коллективе, а также предупредить умственное и физическое перенапряжение.

Физкультминутка в старшей группе

На занятии по рисованию дети обязательно должны разминаться

Занятие по рисованию выстраивается по схеме:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Информационно-ознакомительный этап — 4–5 минут.
  • Практическая работа:
    • объяснение задания, рассматривание и обсуждение образца — 2–3 минуты,
    • самостоятельная работа детей — 14–16 минут.
  • Рефлексия (показ и обсуждение работ/занятия в целом) — 2 минуты.

Дети и рисунки «Моя любимая сказка»

Показ и обсуждение работ — обязательный этап занятия по рисованию

Занятия для дошкольников должны мотивировать детей к исследованиям, развитию умений и проявлению таланта. Да, дети любят рисовать, но и любимое занятие может наскучить, если оно не увлекает. Поэтому информационно-ознакомительный этап занятия «Моя любимая сказка» рекомендуется направить на мотивацию к созданию рисунков.

Грустно, но факт. Иногда занятия с дошкольниками похожи на сценку из советского фильма «Мачеха»: «Вот тебе краски, вот тебе альбом. Хоть стой, хоть падай!» Помните, педагогическая задача не только объяснить и научить, но и сохранить устойчивый интерес к творчеству.

Презентация по рисованию

Заинтересовать детей темой занятия можно, например, просмотром презентации

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Форма вводного этапа Содержание
Изучение выставки Воспитатель подготавливает выставку декоративных предметов на тему «Сказки»: фигурки, лубок, глиняные и деревянные игрушки, иллюстрации. Ребята рассматривают выставку и отвечают на вопросы:

  • Каких персонажей узнали? Из каких они сказок?
  • Как авторы работ смогли передать характер героев?
  • Кто понравился больше всего?
Беседа «Герои сказок — какие они?» Ребятам предлагается вспомнить любимые сказки и ответить на вопросы:

  • Кто ваши любимые герои?
  • Какой у них характер?
  • Как вы представляете их внешность?
  • Какие атрибуты соответствуют героям?
Просмотр или прослушивание сказки (фрагмента) Показать детям отрывок сказки могут воспитанники подготовительной группы или участники театрального кружка. Сюжет сказки в сжатой форме хорошо показать в виде презентации или видеоролика.
Проблемная ситуация В гости к ребятам приходит сказочный герой, допустим, медведь. Он рычит и сокрушается: злой волшебник заколдовал их сказку и звери потерялись в таинственном лесу (показывает ватман с изображением тёмных деревьев и пустого теремка). Дети предлагают варианты решения проблемы и предлагают помочь медведю — нарисовать героев «Теремка».

Вариантов мотивирующих форм много. Подбирайте то, что интересно конкретной детской аудитории. Среди детей есть визуалы, аудиалы, кинестетики. Сочетайте разнообразные виды подачи материалы. Одних заинтересуют красочные картинки, другие внимательно будут слушать музыкальную сказку. А кто-то, как моя дочка, захочет потрогать игрушки по мотивам сказки и проиграть с ними сценку.

Баба Яга в детском саду

Появление на занятии сказочного персонажа пробуждает в детях интерес и дарит позитивный настрой

Таблица: конспект НОД по теме «Моя любимая сказка Колобок» в старшей группе

Автор Кашуба Т. А., д/с №109 Саратовской области
Задачи
  1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.
  2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.
  3. Воспитывать умение пользоваться материалами для рисования по желанию; прививать любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа
  • Чтение сказки,
  • рассматривание иллюстраций.
Материалы (раздаточные — по количеству детей)
  • Альбомные листы,
  • цветные карандаши,
  • краски,
  • кисти,
  • салфетки,
  • «непроливайки»,
  • иллюстрации к сказке,
  • аудиосказка «Колобок».
Ход НОД В.: Все внимательно смотрите, чудо вдруг произойдёт,
Если в сказку вы хотите, к вам она сама придёт.
Загадывается загадка:
Был похож на мяч немножко
И катился по дорожкам.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Ото всех он убежал,
А к лисе на нос попал
Кто это — румяный бок,
Ну, конечно…. (колобок).
Вывешивается иллюстрация.
В.: Правильно!
На сметане он мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок покатился колобок.
— Катится колобок по дорожке, а навстречу ему кто?
Д.: зайчик.
В.: с кем ещё колобок встретился в лесу?
Д.: с волком, медведем, лисой. (Иллюстрации)
В.: давайте вспомним части тела животного (дети перечисляют) .
— А как можно отличить одно животное от другого?
Д.: по цвету шести, по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке.
В.: что за цвет, и какой формы колобок (ответы детей).
— Всё было бы хорошо, но встретил колобок лису. А лиса хитрая. Что она сделала?
Д.: попросила колобка сесть на носок и спеть песенку ещё разок.
Подвижная игра <…>
Динамическая пауза «Колобок».
В.: Посмотрите на картинки к сказке? Как называются такие изображения в книгах?
Д.: иллюстрации.
В.: Ребята, хотите стать ненадолго художниками-иллюстраторами? Предлагаю вам пройти за столы и нарисовать иллюстрации к сказке «Колобок».
Под прослушивание сказки дети рисуют.
В.: замечательные у нас получились иллюстрации. Мы их соберём и сделаем свою книгу.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/12/nod-po-izo-moya-lyubimaya-skazka

Видео: мультик по мотивам сказки «Колобок»

В качестве мотивирующего начала занятия по рисованию сказки может выступать просмотр мультфильма. Совет: ищите короткие современные мультики, на 2–3 минуты, краткий пересказ — вот что нужно.

Порядок выполнения рисунков

Дети рисуют на тему «Моя любимая сказка» карандашами и красками. На занятии в старшей группе рекомендуется отрабатывать умение делать набросок — классические техники рисования опираются на него.

Поэтапное рисование по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

  1. Рисование карандашного наброска: голова и туловище зайца в виде геометрических фигур.

    Сказка Сутеева: набросок

    Рисование наброска развивает мышление: ребёнок видит формы внутри объекта

  2. Штриховка внутри контуров.

    Сказка Сутеева: штриховка

    Напоминайте детям, что линии штриховки должны быть в одном направлении

  3. Растушёвка. Необязательный этап, но ознакомиться с этим приёмом рисования детям следует.

    Сказка Сутеева: растушёвка

    Чтобы работа была аккуратной, при растушёвке нельзя выходить пальчиком за границы изображения

  4. Прорисовка контуров и мелких деталей. Используется тот же простой карандаш, но рисовать нужно с усиленным нажимом.

    Сказка Сутеева: детализация и обводка

    Способность определять необходимую степень нажима на карандаш приходит со временем, важна тренировка

  5. Прорисовка деталей: ушки, лицо.

    Сказка Сутеева: детализация персонажа

    Зайчик — положительный персонаж сказки, потому и лицо у него доброе

  6. Рисование атрибута персонажа. Это может быть усложнённым заданием для одарённых детей.

    Моя любимая сказка «Мешок яблок» Сутеева

    На готовом рисунке зайчик изображён с мешком яблок для своих родных

Поэтапное рисование по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

  1. Карандашный набросок можно сделать для фигуры в движении. Например, Серая Шейка взмахнула крыльями.

    Сказка Серая Шейка: набросок

    Для наброска фигуры в движении перед глазами ребёнка должна находиться статуэтка в подобной позе или он сам пробует принять такое положение

  2. Закрашивание цветными карандашами. Направление штриховки изменяется на различных частях объекта.

    Рисунка Серая Шейка: закрашивание

    Цветными карандашами закрашивать нужно предельно внимательно: лишнее за контуром не стереть ластиком

  3. Обводка простым или чёрным карандашом, дополнение мелкими деталями (перья, глаз).

    Рисунок Серая Шейка: обводка

    Пусть дети обводят рисунок карандашом для практики в силе нажима

  4. Цветными карандашами рисуются предметы второго плана. Например, пруд, камыш, берег.

    Рисунок «Серая Шейка»

    Цветные карандаши — отличный материал для создания сказочной иллюстрации

Поэтапное рисование по мотивам сказки «Колобок»

  1. Тонирование бумаги акварелью — в один цвет.

    Рисунок Колобок: тонирование

    Тонировать бумагу модно как кистью, так и губкой — предложите ребёнку выбор инструментов

  2. Обозначение земли и неба на листе — провести широкие полосы или отпечатать в технике монотипия по сырой акварели.

    Рисунок Колобок: проработка фона

    Простой фон для рисунка — земля и небо

  3. Рисование Колобка: окружность и закрашивание. По высохшей акварели дети рисуют гуашью — получается яркое изображение насыщенного цвета.

    Рисунок Колобок: изображение героя

    Основной объект композиции рисуется кистью средней толщины

  4. Детализация — тонкой кистью.

    Рисунок Колобок

    Детали рисуются тонкой кисточкой

Поэтапное рисование по мотивам сказки «Репка»

  1. Обозначение на бумаги линии горизонта. Заливка фона — небо и земля. Педагог показывает на примере пейзажных фотографий, что удачно выстраивается композиция, где полоска земли уже небесного пространства.

    Рисунок Репка: заливка фона

    Дети должны запомнить, что линию горизонта лучше обозначать ближе к нижней границе листа

  2. Рисование репки двумя цветами (корнеплод и ботва).

    Рисунок Репка: изображение объекта

    Ребятам предстоит подумать, основной ли Репка персонаж сказки

  3. Рисование животного персонажа из сказки: собаки, кошки или мышки.

    Индивидуализировать задание можно: выбором персонажа и возможностью нарисовать его атрибут. Например, для Жучки — будка, кошке — миска молока, мышке — колосок.

    Рисование Репки: Жучка

    Ребёнок выбирает одного из персонажей, например, собаку Жучку

  4. Детализация рисунка — тонкой кистью.

    Моя любимая сказка: Репка

    Таким образом, репка — обязательный объект для сказочной композиции, но располагаться может на втором плане

Фотогалерея: примеры готовых работ

Видео: «Рисуем с Павликом Колобка из сказки»

Это видео — наглядная демонстрация того, как ребёнок учится воспроизводить образец. Взрослый показывает геометрические фигуры и идеальные элементы. У ребёнка получается похоже, но далеко не так ровно и аккуратно. Помните, детей необходимо хвалить за старание. Их рисунки никогда не будут такими, как схемы и образцы. Но они точно будут уникальны и неповторимы.

Фотогалерея: рисунки в нетрадиционных техниках

Рисование любимых сказочных персонажей и сюжетов развивает в детях творческие навыки. Однако занятие «Мои любимые сказки» не обособлено в образовательном процессе, а является частью изучения интереснейшей темы.

  • Автор: Мария Скопина
  • Распечатать

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(3 голоса, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Большинство детей старшего дошкольного возраста очень любят рисовать. Главные достоинства детских работ — искренность и эмоциональность. Чем больше малыш познаёт окружающий мир, тем шире тематическое содержание его рисунков. Однако в старшей группе дошкольники изображают не только предметы, которые они наблюдают в реальной жизни. Большой интерес представляют рисунки на сказочную тему, в которых малыши передают образы и сюжеты из своих любимых сказок.

Особенности рисования по теме «Сказка» в старшей группе ДОУ

Рисунки на сказочную тему в старшей группе — это, как правило, сюжетные композиции. Дети 5–6 лет уже умеют правильно располагать изображение на бумаге, передавать пропорции предметов, понимают, что одни объекты могут частично загораживать другие. У дошкольников в определённой степени развит эстетический вкус, присутствуют первичные навыки рисования таких сложных объектов, как животные и человек.

дети рисуют

Рисование по сказочному сюжету даёт безграничный простор детской фантазии

Сказка как жанр литературы имеет свои неповторимые особенности: здесь органично соединяются реальные представления о мире (народный быт, природа) и невероятные фантастические образы. Соответственно, в детских рисунках на сказочную тему мы можем видеть сочетание привычных и волшебных предметов и объектов. Работы данной тематики отличаются смелостью и богатством изображения.

Чтобы превратить образ в сказочный, дети изменяют его реальную окраску (например, волшебная птица или конь). Иногда используются цветовые сочетания, придающие изображению таинственность. Например, небо может быть оранжевого цвета с красными полосами — такой фон передаёт тревожную атмосферу рисунка, который изображает, как колдун несёт над землёй богатыря.

Композиции на сказочную тему часто передают те или иные действия персонажей. Динамики можно добиться, изменив положение объекта в пространстве либо его отдельных частей (например, направление ног и хвоста лошади). Человек может стоять с опущенными руками, но если он передаёт какой-то предмет другому персонажу, то руку его нужно поднять и протянуть.

Большое значение для обучения старших дошкольников рисованию на сказочные сюжеты имеет знакомство с репродукциями картин талантливых художников. Это знаменитые работы Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Алёнушка», Рериха «Заморские гости», Врубеля «Царевна-Лебедь». Дети должны постоянно иметь перед глазами книжные иллюстрации. В процессе восприятия картины развивается наблюдательность и воображение — качества, необходимые для формирования творческой фантазии.

Предлагая ребятам определённые сказочные темы, педагог должен оговаривать с ними ключевые особенности образов:

  • При изображении курочки Рябы такой характерной чертой будет красивое оперение, хохолок (всё-таки, это не простая курочка). Выразительность этого образа также можно подчеркнуть необычной цветовой гаммой.
  • В композиции на тему «Гуси-лебеди» важное значение имеют место действия и время суток, отличительные черты старинной крестьянской одежды (лапти, сарафан, рубаха) и предметов (русская изба, печь).
  • Рисуя Ивана Царевича, дети также должны уделить внимание его одежде — старинный кафтан, шапка с отворотом, узорчатые сапоги.
  • Изображая корабль, плывущий по морю («Сказка о царе Салтане»), ребята передают его характерную форму и строение, в данной композиции имеет значение и изображение неба.
  • Если дети рисуют Снегурочку из одноимённой русской народной сказки, то их задача — сделать этот образ выразительным за счёт стройности и подбора холодных красок.

рисунок снегурочки

Изображая Снегурочку, дети подбирают холодные тона красок

Как показывает опыт, при рисовании на сказочные темы одни ребята основное внимание уделяют цветовой гамме композиции, другие — передаче характерных волшебных предметов, а третьи — композиционному решению (продуманный фон и расположение объектов). Кроме того, дети используют такой приём, как усиление отдельных черт, которые присутствуют у реального прообраза. Например, баба Яга — это обычная старушка, только с огромным кривым носом и бородавками.

Что касается сюжетного рисования, то в идеале ему должно предшествовать предметное изображение. Например, дети рисуют собак разных пород, лепят собаку с пограничником, и только после этого им предлагается нарисовать иллюстрацию к сказке «Иван-царевич и Серый Волк».

Рисование на тему «Моя любимая сказка» – это творческая работа, поэтому не требует образца педагога. Его заменяют иллюстрации к сказкам. Также можно предоставить детям схемы поэтапного изображения некоторых объектов, например, уточки Серой Шейки из сказки Д. Мамина-Сибиряка.

Схема поэтапного рисования Серая Шейка

Образ уточки складывается из простых в изображении фигур

При поэтапном рисовании важно давать общее изображение с возможно меньшим количеством деталей, оставляя простор для детской фантазии.

заключительный этап рисования Серая шейка

Серую Шейку легко нарисовать, опираясь на схемы

В старшем дошкольном звене большое внимание уделяется анализу готовых работ. По окончании рисования воспитатель предлагает ребятам рассказать о своём рисунке, о характере изображённых персонажей, оценить работы своих товарищей. Причём нужно добиваться от детей развёрнутых ответов, а не простых оценок «красиво» — «некрасиво».

Используемые материалы и основа

Для рисования на сказочные сюжеты воспитатель предлагает детям стандартную основу (лист бумаги формата А4). При рисовании красками бумага, как правило, тонируется. В некоторых случаях дети сами изображают фон (например, когда окраска неба придаёт рисунку дополнительную выразительность).

рисунок Красная шапочка

На рисунке по сказке «Красная Шапочка» ребёнок самостоятельно заполнил цветом весь фон

Поскольку это творческая работа, то дошкольников не следует ограничивать в выборе материалов — композиции на тему сказок получаются одинаково эффектными как при использовании акварели, гуаши, так и цветных карандашей. Для таких работ подойдут также восковые мелки и фломастеры. В некоторых случаях уместно сочетание материалов (например, фломастером обводится контур предметов).

Чтобы рисунок был более аккуратным, ключевые объекты и предметы с мелкими деталями желательно предварительно прорисовать простым карандашом.

рисунок Курочка Ряба

Использование карандаша и фломастера делает композицию более оригинальной

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать при рисовании сказочных сюжетов в старшей группе

При рисовании на сказочные темы дошкольники в старшей группе совершенствуют приёмы рисования красками и цветными карандашами. Прорисовка контура простым карандашом должна быть лёгкой — грубые линии могут испортить готовую композицию. Работая цветными карандашами или восковыми мелками, дети передают разнообразные оттенки цвета. Это достигается с помощью регулировки силы нажима.

Отметим, что мелок даёт возможность рисовать широкую фактурную линию. Держать его нужно ближе к основанию, не сжимая слишком сильно. Закрашивать изображение нужно равномерно, не оставляя просветов. Ребёнок в старшей группе должен регулировать скорость своей руки: середина контура закрашивается быстрыми движениями, длинными штрихами, а края — короткими и медленными.

рисунок к сказке Колобок

В рисунке восковыми мелками объединены два плюса: мелки яркие, как краски, но не растекаются

Использование гуаши дарит композиции яркие и насыщенные цвета, но для развития изобразительных навыков следует отдать предпочтение акварельным краскам. Они позволяют детям экспериментировать с прозрачностью цвета (изменяя соотношение воды и краски). При работе с кистью ребята отрабатывают приёмы рисования всем ворсом и кончиком.

Использование дополнительных видов изобразительной деятельности и индивидуального подхода

Сказочная тематика располагает к включению в композицию дополнительных элементов (аппликации или лепки). Так, очень оригинально будет выглядеть нарисованная репка, украшенная зелёными листьями из цветной бумаги. Дополнить изображение может жучок из пластилина.

Репка

Рисование с элементами аппликации и лепки — удачное решение для передачи образа

Перья сказочной Жар-птицы или гриву волшебного коня можно декорировать блестящими пайетками и даже золотистыми нитями. Сказочному петушку, например, герою сказки В. Сутеева «Петух и краски», можно сделать объёмный хвост из разноцветных полосок цветной бумаги (приклеиваются только кончики).

Для рисунка на сказочные темы как нельзя кстати подойдёт гуашь с блёстками. Например, таким способом можно интересно изобразить Золотую Рыбку из сказки А.С. Пушкина.

рисунок золотая рыбка

Изображение золотой рыбки, украшенное пайетками, смотрится очень сказочно

Подобные приёмы изображения можно предлагать как всем дошкольникам, так и использовать их в рамках индивидуального подхода, предлагая разнообразить композицию детям, которые быстро и качественно справляются с основным заданием. Рисование по некоторым сказкам можно оформить как коллективную композицию с использованием разных видов изобразительной деятельности. Например, для этой цели подойдёт сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». На листе ватмана несколько детей изображают фон — лес, небо. Другие рисуют озеро, берега его покрыты травой или снегом (в зависимости от выбранного эпизода). Остальные ребята лепят персонажей сказки (лиса, уточка, зайцы, охотник и пр.).

Варианты композиций в рамках темы «Моя любимая сказка»

Рисование на тему «Моя любимая сказка» традиционно предлагается воспитанникам старшей группы в первой половине года (ноябрь). Задача дошкольников — передать эпизод, нарисовать героев сказки в определённой обстановке. Отметим, что незадолго до этого занятия детям предлагается рисование сказочных домиков. Оно является более лёгким, поскольку ребята изображают не сюжет, а отдельные предметы — жилища сказочных персонажей.

Дошкольники могут рисовать любую сказку на выбор. Однако целесообразно вначале предложить им изобразить понравившийся эпизод из какой-то конкретной сказки (такое рисование можно приурочить к соответствующему занятию по развитию речи). При этом педагог выделяет ключевые эпизоды, которые могут заинтересовать детей. Например, если мы рассматриваем сказку Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», то можно изобразить, как утки улетают на юг, а Серая Шейка остаётся плавать в озере. Другой вариант — уточка плавает в маленькой полынье, а по снегу к ней подползает лиса.

Помимо этой сказки, можно порекомендовать провести в старшей группе занятия по рисованию на любую из следующих тем:

  • Сюжетное рисование по мотивам сказок, с которыми ребята знакомились ещё в раннем дошкольном возрасте («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя»).
  • Изображение эпизодов из сказок, с которыми дошкольники знакомятся непосредственно в старшей группе на занятиях по развитию речи или в процессе дополнительного чтения в свободное время («Колосок», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и кувшин», «Бычок — смоляной бочок», «По щучьему веленью», «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, рисование по прологу к поэме «Руслан и Людмила» – «У лукоморья дуб зелёный…», «Красная шапочка» Ш. Перро, «Пузырь, соломинка и лапоть»).
  • Много сюжетов можно почерпнуть из сказок В. Сутеева («Под грибом», «Петух и краски», «Яблоко», «Мешок яблок», «Разные колёса»).

Что касается коллективных работ, то помимо композиции по произведению «Серая Шейка» можно предложить изобразить эпизод из сказки «Гуси-лебеди»: воспитатель готовит основной фон, а дети рисуют: одни — избушку Бабы Яги, другие — лес, третьи — летящих лебедей. Ещё один вариант — создание иллюстрации к сказке В. Сутеева «Под грибом» (дети работают в подгруппах по 5–6 человек). Педагог схематично изображает большой гриб, а ребята раскрашивают его и рисуют персонажей.

Варианты мотивирующего начала и физкультминуток

Рисование на сказочную тему в старшей группе, конечно же, предрасполагает к тому, что мотивация будет происходить из сюжета сказки. Например, воспитатель приносит детям волшебную книгу, которую ей подарила фея-крёстная. Педагог рассказывает, что картинки в ней добрые и яркие, иногда они даже оживают. Но когда она открывает книгу, то обнаруживается, что страницы стали чистыми — это злой волшебник заколдовал её. Ведь он не любит, когда детям читают хорошие сказки.

Задача ребят — расколдовать книгу, наполнить её новыми картинками. Чтобы это сделать, нужно самим превратиться в добрых волшебников. Для этого воспитатель использует сказочные атрибуты — надевает детям магические колпачки и медальоны, также им можно предложить ряд испытаний (например, пройти по кочкам, взявшись за руки, произнести заклинание и пр.).

Волшебная книга

Сказочный атрибут можно использовать для мотивирующего начала занятия

Другое интересное решение — педагог показывает дошкольникам красивый клубочек и говорит, что он волшебный и покажет дорогу в сказку. Клубок приводит ребят к портрету А.С. Пушкина. Проводится мини-беседа о том, какие сказки этого великого поэта и писателя знакомы детям. После этого им предлагается нарисовать эпизод из «Сказки о царе Салтане» либо проиллюстрировать пролог к поэме «Руслан и Людмила».

А.С. Пушкин

Портрет великого поэта демонстрируется дошкольникам в начале занятия

К ребятам в группу может прийти какой-нибудь известный сказочный персонаж, например, Буратино или Незнайка. Дети угадывают, из какой он сказки. Герой проверяет дошкольников, насколько хорошо они знают сказки: играет с ними, задаёт вопросы. Такая мини-викторина плавно переходит в рисование на сказочную тему.

Ещё один вариант — раздаётся телефонный звонок. Звонит заведующий детским садом и приглашает детей принять участие в выставке по определённой теме (например, по сюжетам сказок В. Сутеева). Воспитатель советуется с детьми и отвечает на предложение заведующего согласием.

Занятие по созданию иллюстраций к сказке В. Сутеева «Мешок яблок» можно начать с беседы о лесных обитателях. Они, как и люди, делают заготовки к зиме: запасаются грибами, ягодами, плодами, орехами. Педагог спрашивает ребят, хотели бы они помочь зайчику накормить свою семью, ведь он раздал все свои яблоки. Конечно же, дети с радостью соглашаются помочь — изображают персонажа с большим мешком (в композиции также могут присутствовать другие звери по желанию детей).

Физкультминутки, которые проводятся перед продуктивной деятельностью детей, желательно подбирать на сказочные темы. Приведём следующие примеры:

Таблица: физкультминутка «Гномик»

Гномик по лесу гулял, Ходьба на месте.
Колпачок свой потерял. Наклоны вперёд, «ищем пропажу».
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым.
Хлопки в ладоши.
Гному кто точней подскажет, Прыжки на месте.
Где искать ему пропажу? Ходьба на месте.

Таблица: физкультминутка «Колобок»

Жили — были дед и баба на поляне у реки
И любили очень-очень на сметане колобки.
Ходьба на месте.
Попросил старик старуху:
«Испеки мне колобка».
Наклоны с вытянутыми руками вперёд.
Бабка тесто замесила. Имитация замеса теста.
Колобка она слепила. Круговые движения рук.
В печь его поставила. Вытянуть прямые руки вперёд.
Там его оставила. Руки на пояс.
Вышел он румян, пригож Повороты туловища в стороны.
И на солнышко похож. Поднять руки вверх.

Таблица: физкультминутка «В тёмном лесу есть избушка»

В тёмном лесу есть избушка. Дети шагают.
Стоит задом наперёд. Дети поворачиваются.
В той избушке есть старушка. Грозят пальцем.
Бабушка Яга живёт. Грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, Показывают пальчиком.
Глаза большие, Показывают.
Словно угольки горят. Покачивают головой.
Ух, сердитая какая! Бег на месте.
Дыбом волосы стоят. Руки вверх.

Пальчиковая гимнастика:

  • Будем пальчики считать,
    Будем сказки называть:
    «Рукавичка», «Теремок»,
    «Колобок — румяный бок»,
    Есть «Снегурочка» — краса,
    «Три медведя», волк, лиса,
    Не забудем Сивку-бурку,
    Нашу вещую каурку.
    Про жар-птицу сказку знаем,
    «Репку» мы не забываем,
    Знаем волка и козлят.
    Этим сказкам каждый рад
    (на последнюю строчку хлопают).

Таблица: конспекты занятий по рисованию на сказочную тематику

Автор и тема НОД Ход занятия
Голынова И.
«Сказки гуляют по свету. Рисование сказочных персонажей»
Образовательные задачи: учить передавать в рисунке эпизод из любимой сказки, создавать композицию по замыслу.
Развивающие задачи: совершенствовать умение рисовать восковыми мелками, развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушка Буратино.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, восковые мелки.
Ход занятия:
Дошкольники стоят в кругу, воспитатель предлагает им отправиться в сказку, произносит волшебные слова. Перед детьми появляется игрушечный Буратино (ребята угадывают, что он пришёл из сказки «Золотой ключик»). Персонаж проводит с детьми мини-викторину по теме «Сказки».
Первое задание — нужно отгадать сказочного героя (воспитатель демонстрирует соответствующие слайды):

  • Иду на ногах, в красных сапогах,
    Несу косу на плечах.
    Пошла, лиса, с печи. (Петушок)
    Правильно! А из какой сказки?
  • Бабушка внученьку очень любила,
    Бабушка шапочку ей подарила.
    Девочка имя забыла своё.
    Кто отгадает, как звали её? (Красная шапочка)
  • Из муки он был печён,
    На окошке был стужён.
    Убежал от бабки с дедом,
    А лисе он стал обедом. (Колобок)
  • Ждали маму с молоком
    И пустили волка в дом.
    Кем же были эти
    Маленькие дети? (Козлята)
  • Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне. (Емеля)

Второе задание — дидактическая игра «Что лишнее?» (на картинке изображено несколько персонажей одной сказки, но один из них лишний).

  • Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. Что лишнее? Правильно, дворец. Из какой сказки герои? (Заюшкина избушка).
  • Дед, бабка, внучка, огурец, репка. Что лишнее? Правильно, огурец. Из какой сказки герои? (Репка)
  • Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, Гуси-лебеди. .Что лишнее? Правильно, утки. Из какой сказки герои? (Гуси-лебеди).

Далее проводится физкультминутка «Гномик», после которой ребятам предлагается нарисовать своих любимых сказочных героев в соответствующей обстановке. Воспитатель сообщает, что по окончании работы все рисунки она поместит в журнал под названием «Наши любимые сказочные герои». Педагог напоминает правильные приёмы рисования восковыми мелками: как их держать, как наносить штрихи.
После проведения пальчиковой гимнастики ребята приступают к работе. Все рисунки помещаются в журнал. Буратино доволен. Выход из сказки — дети закрывают глаза, педагог произносит волшебные слова, и они возвращаются в группу.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-v-starshei-grupe-na-temu-skazki-guljayut-po-svetu-risovanie-skazochnyh-personazhei.html

Мокрецова А.
«Моя любимая сказка «Колобок»
Занятие начинается с загадки о колобке:

  • Был похож на мяч немножко
  • И катился по дорожкам.
  • Перед волком не дрожал,
  • От медведя убежал,
  • Ото всех он убежал,
  • А к лисе на нос попал
  • Кто этот румяный бок,
  • Ну, конечно…. (колобок).

На доску вывешивается иллюстрация с изображением героя. Дети вспоминают, с какими животными он встречался в сказке. Обсуждаются отличительные черты зайца, волка, медведя, лисы.
Педагог проводит словесную игру «Доскажи словечко»:

  • Из муки его слепили,
  • После в печку… посадили.
  • На окошке он студился,
  • По дорожке… покатился.
  • Был он весел, был он смел.
  • И в пути он песню… пел.
  • Съесть его хотел зайчишка,
  • Серый волк и бурый…. мишка.
  • А когда малыш в лесу
  • Встретил рыжую…. лису,
  • От неё уйти не смог
  • Это сказка…. колобок.

Проводится физкультминутка «Колобок».

  • Жили — были дед и баба на поляне у реки
    И любили очень-очень на сметане колобки.
    (Ходьба на месте).
  • Попросил старик старуху:
    «Испеки мне колобка».
    (Наклоны с вытянутыми руками вперёд).
  • Бабка тесто замесила
    (Имитация замеса теста).
    Колобка она слепила.
    (Круговые движения рук).
  • В печь его поставила
    (Вытянуть прямые руки вперёд).
  • Там его оставила.
    (Руки на пояс).
  • Вышел он румян — пригож
    (Повороты туловища в стороны).
  • И на солнышко похож.
    (Поднять руки вверх).

Воспитатель предлагает ребятам превратиться в художников-иллюстраторов и нарисовать картинки к сказке «Колобок».
Дошкольники приступают к рисованию, а в это время педагог читает им сказку «Колобок».
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-moja-lyubimaja-skazka-kolobok.html

Горчакова О.
«Петушок»
(рисование по сказке В. Г. Сутеева «Петух и краски»)
В начале занятия воспитатель предлагает детям вспомнить, какие сказки В. Сутеева они знают. Затем она читает им новую сказку «Петух и краски», одновременно показывая иллюстрации.
Проводится физкультминутка под музыкальную композицию «Вальс петушков» И. Стрибогг.
Затем педагог предлагает ребятам изобразить главного героя сказки В. Сутеева необычным способом — нужно обвести свою ладошку простым карандашом — это будет голова петушка вместе с гребешком. А кисть руки — его шея. Большой палец напоминает клюв, его нужно закрасить жёлтым цветом. Рот петушка будет открытым, так как он поёт свою песенку. Чтобы образ был законченным, необходимо дорисовать бородку. Хвост раскрашивается такими же цветами, как в сказке.
Самостоятельная деятельность дошкольников.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/kompleksnoe-zanjatie-v-starshei-raznovozrastnoi-grupe-po-skazke-v-g-suteva.html
Гордеева Т.Г.
«У Лукоморья»
(рисование с помощью трафарета)
Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочную страну Лукоморье, которую придумал известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (демонстрируется портрет).
Дети делают гимнастику для глаз:

  • Наши глазоньки устали (закрыли глаза),
  • Быстро-быстро поморгали (поморгали),
  • Влево вправо посмотрели (глаза влево-вправо).
  • Всё по кругу оглядели (круговое движение глазами).
  • Вдруг зажмурились, открылись (зажмурить, открыть).
  • С нами снова помирись (Покачать головой из стороны в сторону).

Проводится мини-викторина: педагог зачитывает отрывок из сказки Пушкина, а дети должны её отгадать.

  • Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
    «Посади ты эту, птицу, —
    Молвил он царю,— на спицу;
    Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой:
    Коль кругом всё будет мирно,
    Так сидеть он будет смирно;
    Но лишь чуть со стороны
    Ожидать тебе войны,
    Иль набега силы бранной,
    Иль другой беды незваной
    Вмиг тогда мой петушок
    Приподымет гребешок,
    Закричит и встрепенётся
    И в то место обернётся”
  • Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.
  • Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    «Кабы я была царица,-
    Говорит одна девица,-
    То на весь крещёный мир
    Приготовила б я пир».
    «Кабы я была царица,-
    Говорит её сестрица,-
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна».
    «Кабы я была царица,-
    Третья молвила сестрица,-
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря».

Проводится физкультминутка «Море волнуется раз»
Воспитатель беседует с детьми о том, какие сказочные персонажи живут в Лукоморье, рассматривают иллюстрации к стихотворению.
Педагог предлагает детям построить сказочную композицию на фланелеграфе, параллельно обсуждая с детьми строение дуба, кота и пр.
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Вот помощники мои.
    Их как хочешь поверни.
    По дороге белой, гладкой
    Скачут пальцы как лошадки:
    Чок, чок, чок, чок!
    Скачет резвый табунок

Самостоятельная деятельность дошкольников — они рисуют с помощью трафарета кота, дополняя изображение необходимыми деталями (дуб, солнце, облака, избушка на курьих ножках и пр.). Крону дуба дети рисуют необычным способом — мятой бумагой.
Рассматривание готовых работ. Воспитатель подробно анализирует 1–2 рисунка.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-starshei-grupe-tema-u-lukomorja.html

Примеры готовых работ воспитанников старшей группы по теме «Моя любимая сказка»

Простые сказки для самых маленьких представляют богатый материал для изображения. Дети создают по их мотивам яркие композиции, привлекающие живостью образов и многоцветьем красок. Так, интересны интерпретации на тему «Колобок». На первый план в них выступает либо сам колобок (работы «Весёлый колобок», «Колобок на пенёчке»), либо хитрая лиса («Лиса готовится съесть колобка», «Колобок повстречал лису», «Колобок и лиса»). Особенно эффектно рыжая красавица получилась на рисунке «Колобок и лиса».

Фотогалерея: иллюстрации к русской народной сказке «Колобок»

Фотогалерея: иллюстрации к сказке «Репка»

Фотогалерея: иллюстрации к сказкам В. Сутеева

Фотогалерея: иллюстрации к сказке «Серая Шейка»

Фотогалерея: рисунки детей по мотивам народных сказок

Рисование на сказочные темы — одно из любимых занятий дошкольников. Это возможность погрузиться в фантастический мир, хотя бы ненадолго ощутить себя волшебником. Детские работы по данной тематике обычно яркие и эмоциональные, выражают позитивный настрой, утверждая победу добра над злом. Комбинирование различных техник и материалов придаёт рисункам особую выразительность. Поэтому рисование по мотивам любимых сказок всегда вызывает интерес старших дошкольников и даёт им возможность создать яркие, неповторимые маленькие шедевры.

автор: Шучалова Вера Васильевна

педагог дополнительного образования МУДО “Детско – юношеский центр “Максимум” г. Магнитогорск

Конспект занятия “Нарисуй сказку”

Конспект занятия

педагога дополнительного образования

МУДО «Детско – юношеский центр «Максимум» г.Магнитогорска

Шучаловой Веры Васильевны

Тема: Нарисуй сказку.

Цель: обучить умениям и навыкам  передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки; способствовать созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы и тематическом рисунке.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с таким видом книжной графики как  иллюстрация;
  • познакомить со  средствами выразительности, которые используют в своём творчестве художники-иллюстраторы, работая над произведениями писателей, дать представление о роли фантазии в искусстве;
  • развивать  графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
  • воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки.

Материалы и оборудование

    • мультимедийное оборудование;
    • акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки;
  • иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход занятия

  1. Организация обучающихся. (Психологический настрой на занятие)

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. 

Педагог:  – Начнём мы сегодня с загадки.

Страну чудес откроем мы, 

И встретимся с героями.

В строчках на листочках, 

Где станции на точках.

                                                     (Книга)

– Что за страна чудес нас ждёт сегодня?

Ответы детей: книга, книжная страна (загадка о книге).

  • Основная часть 

Педагог: – Ребята, а какие книги вам нравятся больше? Что обязательно должно присутствовать в книге?

Ответы детей: – Картинки. 

Педагог: – Вы любите рассматривать рисунки в книгах? А вы знаете, как называются картинки в книге?

Ответы детей: картинка, рисунок и другие варианты.

Педагог  предлагает детям отгадать кроссворд, в котором зашифровано слово «иллюстрация».

Коллективная работа над  кроссвордом.

Педагог: – Как вы думаете, что такое «иллюстрация»?

Педагог дает детям возможность подумать, предложить варианты:  – Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией. Иллюстрация – это вид книжной графики, её основа

Иллюстрация, в широком значении смысла этого слова, это всякое изображение, поясняющее текст. В узком значении, иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, способствующие восприятию текста.

Затем педагог обращает внимание детей на слайд: 

– Как выдумаете, ребята,  что объединяет все эти иллюстрации?

Ответы детей: сказки, это иллюстрации к сказкам

Педагог: – Часто ли вы читаете сказки? Как вы думаете, для чего придумали сказки?

Назовите свои любимые сказки. Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?

Ответы детей

Педагог:

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

– Ребята. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? 

Ответы детей: иллюстратором.

Педагог: – Я предлагаю Вам попробовать  себя в этом качестве и проиллюстрировать свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справлялись профессиональные художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

Рассказ педагога  о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков – иллюмстраций.

Рассказ педагога о художнике-иллюстраторе Евгении Ивановиче Чарушине.

Педагог: – Е.И. Чарушин был писателем и художником. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (в частности сказку «Теремок», на иллюстрациях которой педагог останавливает внимание детей).

Он очень любил родную природу и животных изображал как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Дети рассматривают иллюстрации.

Педагог: – У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать  радость общения с живым. Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать, антиконтурно, необычно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым пятном», но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения.

Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова. Показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам

Педагог:  – Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. А какой сказочный сюжет вы хотели бы проиллюстрировать?

Индивидуальные ответы детей.

Педагог: – Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки. Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

По ходу выполнения эскизов педагог индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы, снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Педагог: – Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.  Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы, герои.

Обучающиеся, как бы,  словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. 

Выполнение карандашного наброска в исполнении детей .

Педагог: Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

По окончании работы педагог  проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

  • Подведение итогов. Самооценка детьми своей работы, её результативности.

Педагог: – Ребята, кем вы сегодня были на занятии? Какими художественными материалами вы рисовали? Ребята, вам понравилось занятие? Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке? Были ли трудности?

Ответы детей

Педагог: – Ребята, поздравляю вас, вы сегодня первый раз были художниками-иллюстраторами, нарисовали очень интересные рисунки-эскизы, которые вы превратите в настоящие  иллюстрации к сказкам на следующем занятии.

Спасибо за творчество!

2.Основная часть занятия.

Словесный метод : художественное слово.

Словесный метод: рассказ воспитателя.

Наглядный метод : использование ИКТ.

Похвала.

Игровой метод : динамическая пауза.

Сюрпризный момент.

Частично-поисковый метод : постановка проблемы, рассуждения.

Беседа.

Приём повтора.

Игровой метод ( пальчиковая гимнастика)

Практический метод.

3.Заключительная часть. Итоговая.

Похвала.

— А сейчас давайте сядем на подушечки.

— Я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наши сказки впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажет гостья: «Заходи».

— Ребята, вы любите сказки?

— Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок.

— Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.

— Давайте мы с вами вспомним русские народные сказки.

— Я читаю вам отрывки из сказок, а вы отгадываете название сказки :

1.- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
— Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!

2. Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

3.Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.

4.-Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.

5.- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – никого я не боюсь.

6.— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, —……… Никому ее не отдам.

7.Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

8.- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

9. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

10. Выбежала девочка в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали в тёмном лесу.

11. Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! Голубушка!
У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши — покинули.

12.Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

13. — Битый небитого везет,
Битый небитого везет!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: «Битый битого везет».

— Молодцы. Все сказки отгадали.

— А какая старушка часто встречается в русских народных сказках ?

— Правильно. Давайте мы немножко разомнемся. И вспомним сказочную разминку :

В тёмном лесе есть избушка

Стоит задом наперед

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет

Нос крючком, глаза большие

Как фонарики горят

Фу, сердитая какая

Дыбом волосы торчат

(плач)

— Ой, ребята ,а вы слышите кто-то плачет?

(Выходит маленькая сказочная фея , плачет, а в руках у нее книга сказок с чистыми листами)

Воспитатель : —Здравствуйте.

— Это вы здесь плачете? Кто Вы ? Что с Вами случилось?

Фея : — Здравствуйте. Сейчас я вам все расскажу.

В доброй сказке я живу,

Веселою феей там служу,

Книгу с картинками вам приношу .

Волшебник злой об этом узнал,

Книгу волшебную себе он забрал,

Краски веселые с книги той стер

Ах, оказался волшебник хитер…

Вот и остались пустыми страницы.( показывает книгу с пустыми страницами и плачет)

Воспитатель :- Ребята что же нам делать ? Страницы все пустые картинок нет , героев сказочных тоже нет .

-Вы предлагаете нарисовать ? Хорошо давайте рисовать.(посадить детей за рабочие места).

— Карина, а ты какого сказочного героя хочешь нарисовать?

— Антон, а ты?…

— Хорошо, каждый нарисует того кто ему больше нравится. Конечно же у нас будет на листе не только один герой ,но и ситуация, сказка в которой он находится. Мы нарисуем целую иллюстрацию, согласны дети ?

— Давайте вспомним основные правила рисования карандашом.

— Для того чтобы начать рисовать нужно приготовить пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

 Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

 Знаем Волка и козлят

— Этим сказкам каждый рад!

Посмотрим , что у вас получилось. С созданием новых страниц для книги вы справились.

Молодцы.

Давайте полюбуемся вашими работами.

Дети с воспитателем садятся на подушечки около экрана.

— Да.

(Дети отгадывают названия сказки по отрывку, а ответ появляется на экране.)

1.«Теремок».

2.«Колобок»

3.«Кот, петух и лиса».

4.«Заюшкина избушка».

5.«Заяц – хваста».

6.«Жихарка».

7.«Зимовье зверей».

8.«Петушок и бобовое зернышко».

9.«Крылатый, мохнатый да масляный».

10. «Гуси-лебеди».

11.«Снегурушка и лиса».

12. «У страха глаза велики».

13. «Лисичка сестричка и волк».

— Баба Яга.

Дети делают движения согласно тексту :

( Пружинка, руки домиком над головой.

Прыжком стать спиной и повернуться на место.

Козырек вправо, влево.

Кулачки на поясе, топают ногой.

Палец крючком у носа, показать глаза.

Выброс пальцев из кулачка

Отмахиваются правой- левой рукой.

Показ торчащих волос.

Дети прислушиваются.

Дети предлагают нарисовать.

-Карандаш нужно держать тремя пальцами, не близко к отточенному концу, не сильно сжимая. (Между большим и средним, придерживая сверху указательным).

-При рисовании линии сверху вниз – рука находится сбоку линии, а при рисовании линии слева направо — рука внизу линии.

-Линию желательно рисовать сразу, не отрывая руки и не останавливаясь. Не нужно проводить по одной линии несколько раз.

-Предметы округлой формы рисовать желательно тоже одним движением, без остановки.

-Предметы квадратной и прямоугольной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было зрительно оценить, куда вести линию дальше.

-При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного изображения.

-При закрашивании штрихи следует наносить в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

-Закрашивать рисунок желательно без просветов.

-При закрашивании нужно равномерно нажимать на карандаш. Если нужно поярче – сильный нажим, посветлее – слабый нажим.

Дети выполняют действия согласно словам пальчиковой гимнастики.

Дети выполняют творческое задание. (Дети рисуют персонажей любой сказки».

  • Римский корсаков шахерезада 2 часть рассказ календера царевича слушать
  • Рисование иллюстраций к сказке д н мамина сибиряка серая шейка конспект
  • Римский корсаков три чуда из оперы сказка о царе салтане презентация
  • Рисование зимняя сказка в подготовительной группе
  • Римский корсаков список сочинений