Рисование по сказке семь симеонов семь работников подготовительная группа

Тема- Рассказывание русской народной сказки Семь Симеонов

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад» г. Лысково Нижегородская область

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Повторение пословиц о труде.

(подготовительная к школе группа)

Разработчик:

Якимова Елена Александровна

воспитатель

г. Лысково Нижегородская область

НОД Тема: рассказывание русской народной сказки «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы». Повторение пословиц о труде.

( подготовительная к школе группа )

Задачи:

Продолжать знакомить детей с фольклором России – русскими народными сказками, сохранившими особенные черты русского характера: доброту, храбрость, трудолюбие, справедливость.

Развивать умение следить за развитием сюжета, способность давать мотивированную оценку персонажам сказки.

Продолжать учить связно выстраивать свои высказывания по содержанию сказки.

Воспитывать любовь и интерес к родному языку, его богатству и красоте.

Активизация словаря: свита, казна, ковать, ремесло, кузнец, хлебороб, плотник, долото, скобель, топор, молоток, кувалда, щипцы, серп, цеп.

Методы и приемы:

Наглядный: показ;

Словесный: беседа, поощрение, вопросы, пояснения, рассказ.

Игровой: дидактическая игра

Моделирование.

ТРИЗ

Материал: игрушка «домовенок Кузя», карточки с изображением инструментов и  модели с изображением кузнеца, плотника, хлебороба, сундучок.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, заучивание пословиц о труде, мастерстве, рассматривание иллюстраций с изображением старинных орудий труда наших предков.

Разучивание народных подвижных игр: «Игровая», «Мельница», «Дедушка Мазай».

Игры-драмматизации по сказкам.

Литературная викторина (Отгадывание сказок по предметам, отдельным выражениям, песенкам).

«Человек без Родины, что соловей без песни» (беседа об истории родного края, героях-земляках)

Рисование по русским народным сказкам.

Цикл НОД по изодеятельности по теме: «Русский народный костюм»

Ход:

Воспитатель предлагает детям вновь совершить путешествие на «Машине времени» в прошлое. Дети оказываются в русской избе, где их встречают Хозяюшка с домовенком Кузей.

-Здравствуйте гости дорогие, я рада вас видеть снова. Значит, по нраву пришлась вам моя изба. А чем же сегодня мне, гости мои любезные, вас порадовать, распотешить. Как думаешь, Кузенька? (Кузя что-то шепчет Хозяюшке на ухо).

-Какой ты у меня молодец вспомнил такую интересную сказку. Расскажу-ка я вам сказку о житье старинном, о мастерах-рукодельниках и называется она «Семь Симеонов». (Хозяюшка выразительно рассказывает сказку)

-Ну как понравилась вам сказка?

Дети: Да, сказка нам понравилась.

Физкультминутка (русская народная игра «Игровая»).

-Скажите-ка мне гости дорогие:

Взаимодействие воспитателя с детьми. Вопросы.

Предполагаемые действия, ответы.

Высокий уровень развития

Средний и низкий уровень развития

Высокий уровень развития

Средний и низкий уровень развития

Как называется эта сказка?

Эта сказка называется «Семь Симеонов»

Что умели делать семь Симеонов?

Семь Симеонов умели ковать, поднимать тяжести, хорошо видеть вокруг, торговать, нырять под воду, строить корабли, доставать все, что понравится.

Какие знакомые названия ремесел вы услышали в сказке?

В этой сказке я услышал(а) знакомые ремесла: кузнеца и плотника.

Какое задание дал царь семи Симеонам?

Царь велел семи Симеонам привезти красавицу царевну.

— Заманил младший Симеон царевну на корабль, и поплыли они к родимой стороне.

Взаимодействие воспитателя с детьми. Вопросы.

Предполагаемые действия, ответы.

Высокий уровень развития

Средний и низкий уровень развития

Высокий уровень развития

Средний и низкий уровень развития

Почему царская свита не догнала корабль Симеонов?

Царская свита не догнала корабль Симеонов потому, что один из них умел нырять под воду вместе с кораблем и людьми и плыть под водой сколько нужно.

Чем закончилась сказка?

Симеоны привезли царевну к царю и он их наградил и отпустил домой.

За что царь наградил Симеонов казной?

Царь наградил Симеонов казной за то, что они трудолюбивые, владеют инструментами и обучены разным ремеслам.

(Хозяйка хвалит детей за правильные ответы)

— А ты Кузенька, что скажешь про эту сказку?

Кузя – К этой сказке больше всего подходит пословица «Всякому молодцу ремесло к лицу».

— Ай да молодец Кузя! Какую пословицу знаешь, и правда подходит к этой сказке.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»

Игровая задача: учить детей соотносить изображение инструментов с профессией людей (ремеслом). Развивать сообразительность, самостоятельность мышления. Воспитывать интерес к труду взрослых.

Игровое правило: по сигналу домовенка Кузи детям предлагается быстро отобрать нужное изображение инструментов в соответствии с ремеслами. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно подберет картинки.

Игровые действия: поиск изображений инструментов.

Ход игры: Кузя предлагает детям угадать, что у него в волшебном сундучке.

Дети перечисляют разные предметы, которые могут находиться в сундучке (книга, игрушки, картинки).

Кузя –  Отгадали, отгадали, а теперь и увидали. Показывает детям картинки с изображением разных инструментов и ремесел, объясняет правила игры. Уточнив у детей еще раз правила выбирает участников и начинает игру. Детям со средним и низким уровнем развития предлагается отобрать изображения инструментов к ремеслу плотника, а с высоким уровнем развития к ремеслу кузнеца и хлебороба. (Кузя хвалит детей за быстроту, находчивость, знания ремесел и инструментов).

Хозяйка – Наш русский народ не только трудолюбивый и умом быстрый, но и красноречивый вот и придумал он много сказок, загадок, пословиц и поговорок. А какие вы знаете пословицы о труде?

Дети перечисляют пословицы о труде: «Делу время, потехе час», «Кончил дело, гуляй смело», «Труд человека кормит, а лень портит».

Хозяйка с Кузей хвалят детей за знание пословиц.

Дети прощаются с Хозяюшкой и Кузей.

Под звуки музыки дети на «Машине времени» отправляются в детский сад.

Используемая литература:

1.КнязеваО.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс»,2004.

2.Козлова С.А. Мой мир – М., 2000.

3.Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культуры» — СПб.: «Детство-пресс», 2004.

4.Моя страна. // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

5.Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.

Восточное Окружное Управление Образования

Департамент Образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1373

ПРОЕКТ

« Сказки – добрые друзья»

Подготовительная  группа №7 « Радуга»

C:UsersUserDesktopпроект сказки.jpg

                                                                                                                                  Составила воспитатель

                                                                                                                                                         Харахордина Вера Борисовна

Москва 2017

Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает.

Сказка учить нас любить.

Чьи слова?

Тема проекта:

«Сказки — добрые друзья»,

 автор: воспитатель Хараходина В.Б.

Актуальность проекта (проблема)

        «Сказка для ребёнка — такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности». Д.Родари

        Русская народная сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмора, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского наряда ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычная простота, яркость, образность, особенность воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи.

        Кроме того, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.

Цель:

— развитие устойчивого интереса к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

— расширять знания детей о русских народных сказках;;

— развивать творческий потенциал, любознательность;

— формировать у детей читательский интерес;

Воспитательные задачи:

— развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; умение делать нравственный выбор.

— воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Развивающие задачи:

— развивать воображение, обогащать словарь, совершенствовать диалогическую речь;

— поощрять желание детей реализовывать тему сказок в игровой, театрализованной деятельности.

Тип проекта — художественно-речевой, творческий, групповой, краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

— развитие у детей интереса к чтению русских народных сказок;

— развитие связной речи детей, обогащение её новыми словами;

— развитие творческих способностей детей;

— постановка кукольного спектакля «Теремок»;

— создание радостного настроения у детей.

Критерии оценки эффективности проекта:

— участие в проекте детей группы

— участие в проекте семей воспитанников

— выполнение всех задач проекта

Этапы работы над проектом

Этапы

работы

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Подготовительный

— анкетирование родителей по данному вопросу с целью развития интереса к выбранной теме;

— обогащение предметно-развивающей среды (любимыми русскими народными сказками)

— рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

— формирование задачи

2 этап

Проектировочный

— планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательным областям

3 этап

Практический

«Коммуникация»

— беседа «Моя любимая книга сказок», «Как придумать сказку», «Как беречь книги», «Какие сказки ты знаешь»

             «Здоровье», «Физическая культура»

— пальчиковая гимнастика «Здравствуй, сказка!» (В.Берестов), «Сказки» (Е.Борисова), «Теремок», «В гостях у сказки» (Е.Борисова).

— физкультминутка «Буратино», «Хомка, хомка, хомячок»

— динамическая пауза

— утренняя гимнастика «Здравствуй, сказочный герой»

— весёлые соревнования

«Художественное творчество»

— лепка по сказкам «Мои любимые герои»

— рисование «Сказка на обложке из ладошки»

— аппликация «Заюшкина избушка»

— конструирование из бросового материала «В мире много сказок…»

                     «Социализация»

— сюжетно-ролевые игры «Сказочные путешествия», «Магазин книги», «Читальный зал», «Библиотека»

— дидактические игры «Расскажи сказку», «что сначала, что потом», «Сочини сказку», «Каких героев ты запомнил», «Расскажи до конца».

— театрализованные игры «Мы большой построим дом», «Сказочный оркестр», «Буратинки», «В лесочке мы гуляли».

— подвижные игры «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Краски», «Гори, гори ясно!», «Лапта»

«Чтение художественной литературы»

— заучивание стихотворения «Замечательная книжка» А. Лукашева

— чтение русских народных сказок

 «Заяц-хвоста», «Баба Яга», «Царь-девица», «Заколдованная королевна», «Финист-Ясный Сокол»; «Кот в сапогах» (Ш.Перро).

— организация выставки книги — сказок (в книжном уголке)

— конкурс загадок

Взаимодействие с семьей

— помощь родителям в определении источников информации

— знакомство родителей с ходом работы над проектом

— оформление стендовой информации: «Сказка, за сказкой»

— совместное сотворчество «Сказки-малышки».

— чтение книги, рассматривание иллюстраций; поиск необходимой информации дома ( посещение библиотеки с родителями).

 — обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателем группы;

-подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок о сказках;

подбор песен, прослушивание аудиозаписей «Приходите в сказку» (О.Рождественская), «Сказки гуляют по свету» (В.Толкунова), «Вновь приходят сказки» (О.Суслова).

4 этап

Заключительный

Представление результатов «Кукольный театр», «Теремок» для родителей и детей.

— выступление детей

Литература

  1. Алябьева Е.А. « Тематические дни недели в детском саду»  М.: Творческий центр 2011г.
  2. Ушакова О.С. « Знакомим с литературой» М.: Творческий центр 2011г.
  3. Чурилова Э.Г. « Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»

М.: Владос 2001г.

Приложение №1

                                                  Консультация для родителей

Сказка за сказкой

Если в 3-4 года чаще взрослые выбирают, что прочитать детям, то в 5-7 лет дети уже более самостоятельны в выборе сказок, очень ярко видны индивидуальные предпочтения.  Дети с удовольствием обсуждают сказки,  представляют себя на месте героя (отвечая на вопрос: «Как ты думаешь, что дальше сделал мальчик? А как бы ты поступил на его месте? Почему?»),  малыши придумывают своё окончание к сказке. Они могут сравнить разные жанры литературы. Они сравнивают одинаковые по теме произведения разных авторов (например, «Мороз Иванович» — русская сказка и «Госпожа Метелица» — немецкая сказка), сопоставляют иллюстрации к одной сказке разных художников — иллюстраторов, им интересны биографии писателей и художников – иллюстраторов. Именно в этом возрасте закладываются основы культуры чтения, воспитывается умения вслушиваться в текст, анализировать его, понимать подтекст, совершать литературные открытия.

Очень советую найти в детской библиотеке (или скачать и распечатать) книгу  для совместного чтения взрослых и детей — Л.П. Стрелкова «Уроки сказки» (издавалась в издательстве «Педагогика» с замечательными иллюстрациями). В этой книге Вы найдете очень интересные игры и приемы ознакомления детей со сказками. Вы вместе с героем книги мальчиком Данилкой будете путешествовать по разным сказкам и выполнять задания.

Книга помогает малышам понять эмоции, мотивы поступков сказочных героев, прочувствовать ситуации из сказок и получить очень важные уроки человечности.                                                                                                                  — Отличная идея: Для детей старшего дошкольного возраста очень рекомендую взять в библиотеке одну и ту же сказку с иллюстрациями разных художников  и дома в спокойной обстановке рассмотреть и сравнить иллюстрации. Вас ждет очень много интереснейших открытий! И у Вас получится  замечательная развивающая беседа с ребенком. Оказывается, каждый художник видит своё, индивидуальное в одном и том же отрывке сказки! Кроме того, иллюстрации к сказке отражают историю вещей вокруг нас.

Например, очень советую взять в библиотеке сказку К.И.  Чуковского  «Телефон» в разном оформлении –  с иллюстрациями разных художников.   Вы рассмотрите с ребенком телефоны разных эпох, сравните их с Вашим домашним телефоном и мобильным телефоном. Когда малыш увидит на картинке старинные телефоны, которыми пользовались его прабабушка и прадедушка– он будет в восторге и очень заинтересован. А потом вместе с детьми придумайте телефон будущего – какой  будет телефон через 100 лет? Дайте волю фантазии!

Вот ориентир — фамилии художников — иллюстраторов сказки «Телефон»:  ранние издания К. Рудаков (старинный телефон), В. Винокур (также телефон времен прабабушек наших детей), В. Конашевич  (телефон детства бабушек современных деток), Л. Якшис, В. Сутеев  (телефоны нашего детства, в том числе телефонные аппараты на улицах – помните такие?), современные издания сказки (современные телефоны).

Так же можно сравнить иллюстрации и к другим сказкам – как изображены  одни и те же персонажи разными художниками, что изображено вокруг них и о чем нам могут рассказать эти детали?

— Для детей старшего дошкольного возраста также очень рекомендую брать в библиотеке книги одного автора и устраивать «книжные тематические недельки» любимых ребенком писателей и поэтов. Дома  у нас  редко есть возможность иметь разные произведения одного автора (квартиры всё-таки у нас маленькие), и библиотека здесь – отличный помощник. Сделайте дома в  доступе ребенка на полочке небольшую мини-выставку книг одного автора и читайте его книги ребенку в эту неделю, расскажите интересные факты биографии этого автора. Можно сделать тематическую выставку сказок о природе, сказок А.С. Пушкина с иллюстрациями разных художников, морских сказок или лесных сказок, сказок определенного народа (английских сказок, белорусских сказок). Библиотекари с удовольствием Вам помогут в подборе книг – им это в радость! Это уже более высокий уровень, чем простое чтение сказок, уровень очень интересный, глубокий и развивающий!

— Есть потрясающая возможность записать ребенка в главную библиотеку нашей страны — Российскую государственную детскую библиотеку. Используйте ее!  Это  дворец Книги, в который малыши входят, затаив дыхание, и который воспитывает любовь к книге только просто входом в него! Библиотека находится рядом с метро  «Октябрьская».  В дни школьных каникул в этой библиотеке проходят экскурсии (за символическую оплату или бесплатно),  в том числе и для малышей-дошколят. А еще – советую побывать на занятиях в Комнате сказок. В ней проводятся сказочные занятия (например, по сказке «Городок в табакерке» В. Одоевского и другим). В читальный зал библиотеки можно записать ребенка с двух лет.  В библиотеке работают литературная студия для дошкольников и студия воспитания будущего читателя, проводятся БЕСПЛАТНЫЕ  литературные занятия для детей 3-6 лет.

— В ходе чтения сказки ребенку старше 5 лет можно делать паузы и спрашивать: «Как ты думаешь, как поступил Вася? А ты как бы поступил на его месте? Что дальше может произойти? А теперь давай узнаем, что случилось дальше на самом деле». Это очень важно – обсуждать с ребенком мотивы поступков героев, помогать малышу почувствовать себя на месте героя сказки, научить делать  в трудных жизненных ситуациях нравственный выбор и показать последствия выбора.

— В сказках для детей старшего дошкольного возраста часто встречаются новые, непонятные для дошкольников слова. Что делать —  объяснять их смысл или нет?

Если слово важно для понимания смысла текста, то нужно его объяснить до чтения сказки, чтобы потом не прерываться. Если же слово не влияет на понимание прочитанного, малыш не задал вопрос о смысле данного слова – то прерывать чтение сказки не нужно. Либо ребенок узнает смысл данного слова позже, на следующей возрастной ступени, либо Вы объясните ему значение слова позже – например, на следующей день (покажите этот предмет на картинке в книге,  назовете его, объясните, зачем он нужен). Если же во время чтения сказки Вы будете постоянно прерываться, объясняя подробно каждое новое слово (обедня, глашатай и т.д.), то эмоциональное восприятие сказки и ее воздействие на ребенка будет сведено на «нет».

Какие сказки читать детям 6 лет-7 лет

Многие дети шести – семи лет либо уже читают, либо учатся читать. Означает ли это, что с этого возраста не нужно читать им книги, чтобы «простимулировать» к самостоятельному чтению. Конечно же, нет. Слушание сказок в исполнении взрослых – это особый процесс восприятия художественной литературы – глубокий, эмоциональный, затрагивающий душу ребенка и душу взрослого. И лишать ребенка такого восприятия – это не верно.

Нужно понимать, что главное в обучении чтению и приобщении ребенка-дошкольника к литературе – не техника чтения, а умение вдумываться – вчитываться в сказку или любое другое литературное произведение, находить в нем скрытые смыслы, совершать настоящие литературные открытия.

Русские народные сказки:

Белая уточка (из сборника А. Афанасьева)

Василиса Прекрасная (из сборника А. Афанасьева)

Волк и лиса ( в обработке И. Соколова – Микитова)

Снегурочка.

Семь Симеонов – семь работников ( в обработке И. Карнауховой)

Сынко-Филипко ( в пересказе Е. Поленовой)

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (в обработке К. Ушинского)

Чудесное яблочко (в обработке Л. Елисеевой)

Марья Моревна.

Волшебное кольцо.

Сказки других народов:

Кот в сапогах (французская, обратите внимание – это важно – в переводе Т. Габбе, именно в этом переводе лучше всего читать детям сказки Ш. Перро)

Мальчик – с пальчик (перевод Б. Дехтерева)

Самый красивый наряд на свете (японская, в переводе В. Марковой)

Айога (нанайская, в обработке Д. Нагишкина),

Каждый своё получил (эстонская, в обработке М. Булатова)

Голубая птица (туркменская, в обработке А. Александровой и М. Туберовского)

Беляночка и Розочка ( в переводе с нем. Л. Кон)

Джек – покоритель великанов (в переводе К. Чуковского)

Как лисичка  бычка обидела (эскимосская)

Авторские сказки

Н. Абрамцева. Сказки об осеннем ветре.

С. Аксаков. Аленький цветочек.

Г.Х. Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утенок. О том, как буря перевесила вывески. Свинопас. Новое платье короля. Огниво (сказки  в переводе с датского А. Ганзен)

Д. Барри. Питер Пэн.

Ю. Вяземский. Про девочку Настю и злую Невидимку (прочитайте эту сказку сначала сами, она есть в Интернете в свободном доступе – ведь эта сказка не только о детях, но и о нас — о наших семьях, об обидах и прощении, о мире и ладе в семье)

В. Губарев. Королевство Кривых Зеркал.

В. Даль. Старик – годовик. Девочка Снегурочка.

Е. Данько. Побежденный Карабас (продолжение «Золотого ключика» — первое издание книги вышло в 1941 году)

К. Драгунская. Лекарство от послушности.

Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина. Волшебная школа. А также В. Постников Приключения Карандаша и Самоделкина.

П. Ершов. Конек – горбунок.

Ф. Зальтен. Бемби (в переводе Ю. Нагибина).

К. Коллоди. Пиноккио.

А. Кума, С. Рунге. Вторая тайна золотого ключика (еще одно продолжение известной сказки, первый выпуск книги – 1975 год, ее можно найти в детских библиотеках)

С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

М. Мэйпс. Серебряные коньки (это важно – только в переводе М. Клягиной – Кондратьевой, другие переводы некачественные), книга для детей ближе к 7 годам и старше.

Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

А. Линдгрен. Принцесса, не желающая играть в куклы (перевод со шведского Е. Соловьевой). Пеппи Длинный чулок

С. Маршак. Кошкин дом (пьеса для инсценирования и чтения в лицах)

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

К. Паустовский. Теплый хлеб

А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.

А. Пушкин. Сказки.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

И. Токмакова. Может, нуль не виноват? Аля, Кляксич и буква А.

А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

С. Топелиус. Три ржаных колоска ( в переводе со шведского А. Любарской)

П. Трэвэрс. Мэри Поппинс

А. Ремизов. Хлебный голос.

Э. Успенский. Вниз, по волшебной реке. Дядя Федор, пёс и кот.

К. Ушинский. Слепая лошадь. Ветер и солнце.

Г. Цыферов. Сказки старинного города.

Л. Чарская. Чудесная звездочка.

К. Чуковский. Приключения Бибигона. Е. Шварц. Пьесы: Красная Шапочка. Снежная королева. Сказка о потерянном времени.

М. Энде. Бесконечная история (очень философская книга – волшебная история, больше подходит по возрасту для детей ближе к 7 годам и младших школьников и даже для взрослых,  хотя часто ее читают и пятилетним детям) Очень важен качественный перевод этой книги – будьте внимательны при покупке. Есть переводы,  в которых потеряны все художественные особенности текста и текст сокращен на половину.  Рекомендовать могу перевод Т. Набатниковой или Л. Лунгиной. Сами будете читать с удовольствием.

Приложение №2

Анкета для родителей «Книга в вашем доме»

Уважаемые родители отметьте галочкой нужный ответ

1.   Есть ли у вас дома книги?   (Да     Нет   )

2.   Читаете ли вы дома книги?  (Да    Нет   )

3.   Есть ли в семье традиции семейного чтения?   (Да    Нет   )

4.   Совместное чтение детской литературы происходит:

(Часто              Время от времени           Редко     ) 

5.    Часто ли вы покупаете книги ребенку?   (Да    Нет     )

6.   Что на первом месте? (Компьютер       Книги        Телевизор      )

7.   Какова, по-вашему,  роль книги в жизни ребенка?

(Эмоциональное удовлетворение от слушания       Совместное общение со взрослым                Познавательный интерес     )

Приложение №3

Лексический материал

Литературные викторины

« Не садись на пенек»

Кто из литературных героев сказал:

  1. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое.
  2. Как, выскочу. Как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам.
  3. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
  4. Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
  5. Ну. не обессудь кума! Больше угощать нечем!
  6. Не садись на пенек, не ешь пирожок.
  7. Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.
  8. Куплю куртку для папы Карло.

« Русские народные сказки»

Кто из героев сказок…

1.Развалил теремок.

2.Посадил репу.

3. Следил, чтобы медведь не садился на пенек.

4. Надоумил волка хвостом рыбу ловить.

5. чтобы спасти своих деток. Стал прыгать с волком через горячую яму.

6. Путешествовал на печи.                                                                                                                                                                                     7. Не уследил за братцем своим – Иванушкой, и тот превратился в козленочка.                                                                                         8.Сел верхом на серого волка и отправился за Жар- птицей.

« Он ударил в медный таз»

О ком написаны такие строчки:

1.Он ударил в медный таз

   И вскричал : « Кара – барас!»

2.Он отправился в буфет

    Покупать себе билет.  

3.И никто даже с места

   Не сдвинется:

   Пропадай – погибай

   Именинница!                                                                                                                                                                                                                    

4.Долго у моря ждал он ответа,

   Не дождался, к старухе воротился.

5.Он рычит и кричит

     И усами шевелит:

     « Погодите, не спешите,

     Я вас мигом проглочу!

     Проглочу, проглочу, на помилую».

6. То побежит за петухом

    И сядет на него верхом.

    То с лягушатами в саду

    Весь день играет в чехарду.

7.Зажужжал он и как раз

   Тетке сел на левый глаз…

8.Села бы баба за стол,

   Да стол за ворота ушел.

   Сварила бы баба щи,

   Да кастрюли поди поищи!

Загадки

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?..

Ответ: Буратино

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Ответ: Три Медведя

Покупала самовар, 

А спасал ее комар.

Ответ: Муха Цокотуха

Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке…

Ответ: Колобок

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов

Ответ: Теремок

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей

Ответ: Царевна-лягушка

Он хозяина любил, 

Верно он ему служил. 

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.

Ответ: Кот в сапогах

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Ответ: Емеля

И зайчонок, и волчица —

Все бегут к нему лечиться.

Ответ: Айболит

Кто любил играть и петь?

Два мышонка —

Ответ: Круть и Верть

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

Ответ: Мышка

Что разбила мышка — 

Серая малышка?

Ответ: Золотое яичко

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко

Ответ: Петушок – золотой гребешок

У Аленушки сестрицы 

Унесли братишку птицы. 

Высоко они летят, 

Далеко они глядят.

Ответ: Гуси-лебеди

Колотил да колотил

По тарелке носом,

Ничего не проглотил

И остался с носом

Ответ: Лиса и журавль

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.                                                             Ответ: Жар птица

 Сейчас потолкуем о книжке другой,

Тут синее море, тут берег крутой.

Старик вышел к морю, он невод забросил.

Кого он поймает и что он попросит?

Ответ: Золотая рыбка

Стихи

        Читающие дети        

Взлетает шарик синий, резвится Винни-Пух.
Сегодня вместе с папой читаем книжку вслух.
И ярче солнце светит, и мама здесь моя.
Читающие дети – счастливая семья!

Забыли про компьютер, заброшена игра,
Мы не уснем сегодня до самого утра!
Читающие дети – заброшена игра!

Уютный вечер с книгой, на лампе абажур.
Не подведут ребята и командир Тимур.
Нужна кому-то помощь и опоздать нельзя
Читающие дети – надёжные друзья!


Зовёт далёкий космос и моря глубина.
Читающие дети – богатая страна!

Долой все огорченья, нам с книгой по пути.
Мы любим приключенья. Что ждет нас впереди?
Страница за страницей, читаем ты и я,
Читающие дети – цветущая земля.

Станислав Гриченко, г. Арзамас

Обниму книжку!

Не листает Димка книжку,

У него с недавних пор

Есть компьютерная мышка,

Интернет и монитор.

« Знаешь, сын, я помню детство –

Как в тиши библиотек

С Винни-Пухом по соседству

Жил железный Дровосек.

На живом листе бумаги-

Только книжицу открой-

Полон мужества. Отваги

Появлялся мой герой.

Изготовлен из березы,

 Беззащитный книжный лист.

Он когда то видел росы,

Слышал в роще птичий свист.

Как девчонке и мальчишке

Жить без сказок и чудес?

И ребятам дарит книжки

Белоствольный щедрый лес..»

Димка, сын иного века

Вдруг решительно сказал:

« Я пойду в библиотеку,

Там уютный теплый зал!

Книжки встретят, как сестрички!

Я потертую возьму,

Ей подклею все странички

И покрепче обниму!!!»

         Наталья  Иванова

 Бумажный кораблик по имени  «Книга»

Бумажный кораблик по имени « Книга»

Не хуже корвета, фрегата и брига

Меня увлечет в океаны мечтаний,

Где щедро откроет сокровища знаний.

Готовы нести меня в дальние страны

Рассказы и сказки, стихи и романы.

Страниц паруса наполняются бризом

Историй талантливых,

Полных сюрпризов.

А я командир экспедиции – чтения.

Поплыли со мною искать приключения

       Андрей Сметанин, автор программы

       « Читающие дети – цветущая страна!»

                                                      г.Минск

Перспективное планирование работы с детьми и родителями по ознакомлению со сказкой — жанром детской литературы.
Подготовительная группа.

Цель: Продолжать знакомство с русскими народными сказками и сказками народов мира, их жанровыми особенностями. Развивать умение понимать: образное содержание сказки, характеры героев, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Формировать образную речь, понимание образных выражений. Развивать творческие особенности. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Сентябрь

Чтение русской народной сказки Василиса Прекрасная

Работа со сказкой

Воспитание сказкой

Речевая зарядка

Сказка развивает руку

Работа с родителями

Воспитание добрых чувств
Какими другими словами можно назвать Василису (премудрая, превосходная)

Почему Василису назвали Прекрасной? О ком или о чём можно так сказать? Как мы сейчас говорим?
(избушка – домик, горница – зал, состряпай — приготовь, благословение – разрешение).

Из ткани и других материалов с дорисовкой изобразите Василису Прекрасную

Прочитайте ребёнку сказку. После чтения побеседуйте о прочитанном, задайте вопросы.
Вместе сделайте иллюстрацию к сказке или аппликацию из цветной бумаги.

«Шурале»
татарская народная сказка

Мне жалко и не жалко Шурале. Почему? Разве так бывает.

Как назвал себя дровосек?
(Былтыр) Удалась ли хитрость дровосека? Как можно назвать Шурале? Назови сказочных существ в татарском и русском фольклоре.

Методом пальцевой живописи изобразить лес в котором живёт Шурале.

Испугался ли дровосек Шурале? Как он решил проучить Шурале?

Октябрь

Чтение русской народной сказки «Волк и лиса»
в обр. И. Соколова-Микитова

Воспитание сказкой

Речевая зарядка

Сказка развивает руку

Работа с родителями

Воспитание добрых чувств
— Почему волк поверил лисе?
— А кому верите вы?
— О чём говорит лицо, глаза человека, который что-то просит

Какая лиса? Какой волк? Подбор определений.
Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая?
Про кого еще можно сказать «Хитрый, как лиса»?

Изготовление фигуры волка методом квиллинга

Как называется сказка? Кто главные герои? Что произошло?
Рассмотрение иллюстраций: Как художник изобразил настроение героя? Вспомни отрывок из сказки к этой иллюстрации….

Ноябрь

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться»
обр. К. Ушинского.

Мне больше всего нравится.. Угадайте кто?
Как можно пожалеть падчериц во всех сказках?

Какими словами вы могли бы назвать Машеньку?
(Труженица, рукодельница)
Какими словами вы могли бы назвать Наташу? (Лентяйка)

«Мышка» квиллинг.
Мышка. Тело – 1 ролл в форме капли из 2 полосок белой бумаги. Ухо – 1 ролл в форме капли из 1 полоски белой бумаги, разрезанной вдоль пополам. Носик — 1 круглый ролл из 1/2 розовой бумаги, разрезанной вдоль пополам. Хвостик — 1/2 полоски белой бумаги, разрезанной вдоль пополам. Склеиваем все детали мышки между собой.

Прочитайте сказку проведите беседу по вопросам.
Скажи, пожалуйста, как называется сказка?
Разве в сказке шла речь о колодце? Кто помог Машеньке? Почему? Почему мышка не помогла Наташе? В какую игру играл медведь с девочками?

«Семь Симеонов — семь работников»
обр. И. Карнауховой
Цели: Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Мне больше всего нравится. Угадайте кто? А вам?

— Объясните, в чем смысл пословиц:
Долог день до вечера, если делать нечего.
Труд человека кормит, а труд портит.

Рисование «По сказке «Семь Симеонов — семь работников»
Цель: закреплять умение отражать впечатления от прочитанных произведений.

Как называется сказка?
О каких чудесных умениях братьев рассказывает сказка.
Как вы думаете, почему братья были сильными, умелыми, красивыми?

Декабрь

Чтение русской народной сказки Снегурочка

Воспитание добрых чувств
Чем мне нравится снегурочка? Угадайте.

— Подбор синонимов, антонимов:
Не по дням, а по часам, души не чает, на край света.
Подумайте, как словами можно описать грустное настроение. Расскажите, что с вами происходит, когда вы грустите и когда радуетесь.

Методом пальцевой живописи изобразить снегурочку.
Цель: создать атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствовать развитию инициативы, самостоятельности детей, создать эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы. Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее. Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какая она была?
(Радостная, приветливая, весёлая, счастливая, улыбающаяся). Какой стала Снегурочка летом? (Грустной, печальной, задумчивой).

«Сынко-Филипко»
пересказ Е. Поленовой

Мне нравится Филипп, он ловил рыбку, кормил родителей.
Но и не нравится Филип изжарил в печи Настаску.. А как вы думаете?
Как можно похвалить и поругать героя одновременно?

Как понимать выражение «У матушки голосок, как из шелка»?
Как отблагодарить гусей – ведь они спасли Филиппа? Может быть, напишем им записочку?
Изменим ситуацию: Филипко убежал от Бабы – Яги, не изжарил Настаску. А как дальше? Подходит ли к сказке пословица «Родимая сторона мать, а чужая – мачеха»?

Методом волшебного рисунка изобразим летящих гусей.
Материалы: свеча (обычная, хозяйственная), акварельные краски.
Вид работы: рисовать свечой и акварелью.
Ход работы:

  1. Обвести свечой – внутри контура.

  2. Раскрасить лист красками.

Как Филипок понял, что зовет его Баба-яга, а не мама
Как удалось Ему сбежать от Бабы – яги.
Кто помог ему?
Как автор называет главного героя
Какое было любимое занятие Филиппка.

Январь

Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах»
пер. Т. Габбе
Цели: Поддерживать читательский интерес. Способствовать развитию внимания детей; обогащению словарного запаса.

Дополните мое предложение: «Кот в сапогах – верный…»

1.Сколько сыновей было у мельника?
А) один     Б) два       В) три
2.Что досталось в наследство младшему брату?
А) мельница   Б) кот     В) осел
3. Что попросил кот у своего хозяина,
А) шляпу       Б) плащ     В) сапоги
4. В кого превратился людоед?
А) льва           Б) тигра     В) дракона
5.Кот сказал королю, что у Маркиза Карабаса украли:
А) одежду     Б) деньги     В) карету
6.Кто написал сказку?
А) Андерсен     Б) Шарль Перро   В) Братья Гримм
Какой был Кот? (хитрый, умный, ловкий, быстрый, находчивый)

С помощью схем изобразите сказку.

  1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев)

  2. Часть наследства, которое досталось старшему брату. (Мельница)

  3. Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл)

  4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь)

  5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)

  6. Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик)

  7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы)

  8. Каких птиц преподнёс в дар королю кот? (Куропатки)

Февраль

«Айога»
нанайск, обр. Д. Нагишкина
Закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений. Формировать умения понимать образное содержание сказки; понимать и оценивать характеры персонажей.

Чему учит эта сказка?

Айога – ленивая, а соседская девочка, какая? Айога – жадная, а другая девочка? Айога – злая, невнимательная, а та девочка?

С помощью схем изобразите сказку.

Какой вам показалась девочка? Как по-другому можно назвать сказку? История об Айоге – это сказка или рассказ? Почему Айога превратилась в гусыню? За что была наказана девочка?

«Три дочери»
Татарская народная сказка

На какую из дочерей похожи вы?

— Как понимать выражение: «лицом похожи, на светлую луну», «быстрые как ласточки»?
— Составим три разные телеграммы.
— Какое слово лишнее: женщина, дочери, белочка, тазы, пчёлка?
— Расскажи о своёй маме.
— Подходят ли к сказке пословицы: «Добро век не забудется», «Трудно
найти — легко потерять»

Методом коллажа изобразить пчелу.
Материал: пшено, целлофан, клей.
Ход работы:
1. нанеси клей на жёлтые полоски пчелы.
2. Посыпь пшеном.
3. Стряхни остатки.
4. Вырежи из целлофана крылышки.
5. приклей их к телу пчелы.

Как любила мать своих дочерей? За что наказала белочка старших дочерей? Как можно сказать о них? Как наградила белочка младшую дочь? Какими словами можно сказать о ней? Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчёлку, а не в зайца или ёжика?

Март

«Каждый свое получил»
эстон., обр. М. Булатова
Цели: Развивать умения различать жанровые особенности сказки; — осмыслить содержание прочитанного; Формировать оценочное отношение к героям сказки.

Угадайте, чем особенно мне нравится бедный прохожий?
Хорошо ли быть жадным?

Составьте срочную телеграмму скупому хозяину. Какое определение лишнее: скупой, жадный, быстрый?

Методом пальцевой живописи изобразить прохожего. (Дедушку).

Чему учит эта сказка?
Как проучил старик не приветливую хозяйку?
Правильно ли поступил старик по отношению к ней, почему?
Сравни соседок.
Как ты бы поступил на месте старика? Если бы к тебе пришел старик?

«Голубая птица»
туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского
Воспитывать доброжелательность. Продолжать формировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок). Обратить внимание на нравственные качества героев сказки.

Можно ли назвать Ярты-гулок смелым и правдивым?

Назовите слова с противоположным значением к словам: злой, бессердечный, жадный.
Подходят ли к сказке пословицы: «Мир не без добрых людей», «Смелость города берет»?

На основе полученных впечатлений предложить создать образ сказочной птицы в технике граттаж.

Как выглядел Ярты-гулок?
Как Ярты-гулоку удалось проучить хана?
Почему Ярты-гулок решил помочь мастерам?
— Кого Ярты–гулок, увидел после того, как потерялся?
-Почему ему захотелось посмотреть птицу поближе?
Как автор относится к главному герою.
Опиши главного героя
Как ты считаешь, какой Ярты-гулок. Как можно охарактеризовать главного героя?

Апрель

«Беляночка и Розочка»
Вильгельм и Якоб Гриммпер. с нем. Л. Кон
Цели: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Больше всего мне в сказке нравятся… Кто? Угадайте!

Скажи ласково о родных:
Брат — …(братишка, братик)
Сестра — …
Мама — …
Папа — …

С помощью схем изобразите сказку.

Как называется сказка? Кто главные герои? Что произошло?
Рассмотрение иллюстраций: Как художник изобразил настроение героя? Вспомни отрывок из сказки к этой иллюстрации….

Май

«Самый красивый наряд на свете»
пер. с япон. В. Марковой.
Цели: Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания сказки.

— Правильно ли поступил ворон?

Сравни птиц с людьми и животными. Продолжи предложения:
У человека дети, а у птиц…
У человека ноги, а у птиц…
У человека нос, а у птиц…
У животных шерсть, а у птиц…

«Сова» квиллинг.

Как вы думаете, почему сказка называется «Самый красивый наряд на свете»?
Что стало причиной вражды между совой и вороном?
Что интересного ты узнал, после слушания сказки?

Введение
в ситуацию:

 (Дети
входят в изостудию, подходят к столу, на котором разложены детские книжки )

Педагог:


Сегодня мы вспомним цифру 7 и всё что связано с ней.

Актуализация
знаний:

Вопросы
детям:


Какие сказки вы знаете, где в названии звучит цифра 7?

-«Волк
и семеро козлят»,

-«Белоснежка
и семь гномов»,


«Семь Симеонов» (В сказке “Семь Симеонов” семь
братьев близнецов владели чудесным ремеслом, путешествовали за дальние моря
для того, чтобы привезти невесту для царя).


«Семь друзей Юссике»  (история про мальчика, который хотел, чтобы всегда был
день недели Воскресенье, но пока он добирался до воскресенья, подружился со
всеми остальными днями недели)

— Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно
пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее
завершенный смысл.


Какие пословицы вы знаете, где есть цифра 7  и как вы понимаете их
смысл?

* Семеро одного не
ждут.
 (Говорится,
когда один человек опаздывает, а большинство вынуждено ждать его. Также
говорится, когда один человек создает проблемы или неудобства большому
количеству других людей своей медлительностью.)

* Семь пядей во
лбу.
 (Так говорят об очень
умном и смышленом человеке. Пядь — старинная русская мера длины. То есть
дословно означает высокий лоб.)

* Семь пятниц на
неделе.
 (Поговорка
говорится о непостоянном человеке, о человеке, который слишком часто меняет
свои намерения и мнение.)

* Семь раз отмерь
— один отрежь.
 (Смысл пословицы
в том, что прежде чем что-либо сделать, внимательно все проверь и подумай
хорошенько, не спеша, все ли ты учел.)

* На седьмом небе от счастья (очень
счастливый человек)

Затруднение
ситуации:

 Загадка:

« Братьев этих ровно
семь. 

Вам они известны всем. 

Каждую неделю кругом 

Ходят братья друг за
другом. 

Попрощается последний
— 

Появляется передний»

 (Дни
недели)

 Ф/м 
(
игра
малой подвижности)

Дети
делятся на 3 команды по 7 человек.

Словесные
задания каждой команде:

1.
порядковый счёт от первого до седьмого

2.
перечень дней недели

3.
счёт вперемежку «Первый – понедельник

Второй
– вторник и т. д.

Поисковая
деятельность:


А вам интересно заглянуть в волшебный, загадочный мир театра?

(Дети 
подходят к столам, которых 7)


Чтобы нам показать спектакль, нужны артисты, декораторы, костюмеры


Что каждый из них делает?


Посмотрим, сколько у нас столов и распределяйтесь на 7 групп. (семь столов —
это столько — же сколько дней недели, значит, каждая команда будет создавать
декорацию и героев по одному дню недели)


Какие художественные материалы у нас сегодня (пластилин, листы картона А – 4,
иллюстрации – образцы с изображением героев сказки «Семь друзей Юссике )

Семь Симеонов — семь работников

Русская сказка. Обработка И. Карнауховой

Жили-были семь братьев, семь Симеонов — семь работников. Вышли они раз на поле пашню пахать, хлеб засевать. В ту пору ехал мимо царь с воеводами, глянул на поле, увидал семь работников, удивился.

— Что, — говорит, — такое? На одном поле семь пахарей, росту одинакового и все на одно лицо. Разузнайте, кто такие эти работнички.

Побежали слуги царские, привели к царю семь Симеонов — семь работников.

— Ну, — говорит царь, — отвечайте: кто вы такие и какое дело делаете?

Отвечают ему молодцы:

— Мы семь братьев, семь Симеонов — семь работников. Пашем мы землю отцовскую и дедову, и каждый своему ремеслу обучен.

— Ну, — спрашивает царь, — кто же какому ремеслу обучен?

Старший говорит:

— Я могу построить железный столб от земли до неба.

Второй говорит:

— Я могу на тот столб полезть, во все стороны посмотреть, где что делается увидеть.

— Я, — третий говорит, — Симеон-мореход. Тяп-ляп-сделаю корабль, по морю поведу и под воду уведу.

— Я, — говорит четвёртый, — Симеон-стрелец. На лету муху из лука бью.

— Я — Симеон-звездочёт. Звёзды считаю, ни одной не потеряю.

— Я — Симеон-хлебороб. За один день вспашу и посею и урожай соберу.

— А ты кто такой будешь? — спрашивает царь Симеона-младшенького.

— А я, царь-батюшка, пляшу-пою, на дуде играю.

Вывернулся тут воевода царский:

— Ох, царь-батюшка! Работнички нам надобны. А плясуна-игреца вели прочь прогнать. Только зря хлеб едят да квас пьют».

— Пожалуй, — отвечает царь.

А Симеон-младшенький поклонился царю да и говорит:

— Дозволь мне, царь-батюшка, моё дело показать, на рожке песенку сыграть.

— Что ж, — говорит царь, — сыграй напоследок, да и вон из моего царства.

Взял тут Симеон-младшенький берестяной рожок, заиграл на нём плясовую русскую. Как пошёл тут народ плясать, резвы ножки переставлять! И царь пляшет, и бояре пляшут, и стражники пляшут. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притопывают. Петухи, куры приплясывают. А пуще всех царский воевода пляшет. С него пот катится, он бородой трясёт, уже слёзы по щекам льются.

Закричал тут царь:

— Перестань играть! Не могу плясать, нет больше моченьки.

Симеон-младшенький говорит:

— Отдыхайте, люди добрые, а ты, воевода, за злой язык, за недобрый глаз ещё попляши.

Тут весь народ успокоился; один воевода пляшет. До того плясал, что с ног упал. Лежит на земле, словно рыба на песке. Бросил Симеон-младшенький берестяной рожок.

— Вот, — говорит, — моё ремесло!

Ну, царь смеётся, а воевода зло затаил. Вот царь и говорит:

— Ну, старший Симеон, покажи своё мастерство!

Взял старший Симеон молот в пятнадцать пудов, сковал железный столб от земли до синего неба. Второй Симеон на тот столб полез, во все стороны поглядывает. Царь ему кричит:

— Говори, что видишь?

Отвечает второй Симеон:

— Вижу — на море корабли плавают, вижу — на поле хлеба зреют.

— А ещё что?

— Вижу — на море-океане, на острове Буяне, в золотом дворце Елена Прекрасная у окошка сидит, шёлковый ковёр ткёт.

— А она какова? — царь спрашивает.

— Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосине по жемчужине.

Захотел тут царь Елену Прекрасную себе в жёны добыть. Стал за ней сватов посылать. А злой воевода царя подучивает:

— Пошли, царь-батюшка, за Еленой Прекрасной семь Симеонов. Они великие искусники. А не привезут царевну прекрасную — вели их казнью казнить, головы рубить.

— Ну что ж, пошлю! — царь говорит.

И велел он семи Симеонам Елену Прекрасную добыть.

— А то, — говорит, — мой меч — ваши головы с плеч!

Что тут делать? Взял Симеон-мореход острый топор, тяп-ляп — да и сделал корабль, снарядил, оснастил, на воду пустил. Нагрузили на корабль товары разные, подарки драгоценные, а царь велит воеводе злому с братьями ехать, за ними надсматривать. Побелел воевода, а делать нечего. Не рыл бы другому яму — сам бы в неё не попал.

Вот на корабль сели — паруса зашумели, волны заплескали, и поплыли по морю-океану к острову Буяну.

Долго ли, коротко ли ехали — до чужого царства доехали.

Пришли к Елене Прекрасной, принесли подарки драгоценные, стали за царя сватать.

Елена Прекрасная подарки принимает, рассматривает. А злой воевода ей на ухо шепчет:

— Не ходи, Елена Прекрасная, царь стар, не удал! В его царстве волки воют, медведи бродят.

Разгневалась Елена Прекрасная, сватов с глаз прогнала.

Что тут делать?

— Ну, братцы, — говорит Симеон-младшенький, — вы на корабль идите, паруса поднимите, в путь-дорогу готовьтесь, хлеба запасите, а моё дело царевну добыть.

Тут Симеон-хлебороб за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай снял, на всю дорогу хлеба напёк. Корабль изготовили, стали Симеона-младшенького дожидать.

А Симеон-младшенький ко дворцу пошёл. Сидит Елена Прекрасная у окна, шёлковый ковёр ткёт. Сел Симеон-младшенький под окошечком на лавочку, такую речь повёл:

— Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зелёные, реки синие! У нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарёй сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные. Выйдет утром пастух на зелёный луг, заиграет в берестяной рожок — и не хочешь, а за ним пойдёшь…

Заиграл тут Симеон-младшенький в берестяной рожок. Вышла Елена Прекрасная на золотой порог. Симеон играет, сам по саду идёт, а Елена Прекрасная за ним вослед. Симеон через сад — и она через сад. Симеон через луг — и она через луг. Симеон на песок — и она на песок. Симеон на корабль — и она на корабль.

Тут братья быстренько сходни сбросили, корабль повернули, в сине море поплыли.

Перестал Симеон на рожке играть. Тут Елена Прекрасная очнулась — огляделась: кругом море-океан, далеко остров Буян.

Грянулась Елена Прекрасная о сосновый пол, полетела в небо голубой звездой, среди других звёзд затерялась. Выбежал тут Симеон-звездочёт, посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую. Выбежал тут Симеон-стрелец, пустил в звезду золотую стрелу. Скатилась звезда на сосновый пол, снова стала Еленой Прекрасной. Говорит ей Симеон-младшенький:

— Не беги от нас, царевна, от нас никуда не спрячешься. Если так тебе тяжко с нами плыть, отвезём тебя лучше к тебе домой, пускай нам царь головы рубит.

Зажалела Елена Прекрасная Симеона-младшенького:

— Не дам тебе, Симеон-певец, за себя голову рубить. Поплыву лучше к старому царю.

Вот они день плывут и другой плывут. Симеон-младшенький от царевны на шаг не отходит. Елена Прекрасная с него глаз не сводит.

А злой воевода всё примечает, злое дело затевает.

Вот уже дом близок, берега видны. Созвал воевода братьев на палубу, подал им чару сладкого вина:

— Выпьем, братцы, за родную сторону!

Выпили братья сладкого вина, полегли на палубе кто куда, заснули крепко-накрепко. Не разбудит их теперь ни гром, ни гроза, ни материнская слеза. Было в том вине сонное зелье подмешано.

Только Елена Прекрасная да Симеон-младшенький того вина не пили.

Вот доехали они до родной стороны. Спят старшие братья непробудным сном. Симеон-младшенький Елену Прекрасную к царю снаряжает. Оба плачут-рыдают, расставаться не хотят. Да чего поделаешь! Не давши слова — крепись, а давши слово — держись.

А злой воевода вперёд к царю побежал, ему в ноги пал:

— Царь-батюшка, Симеон-младшенький на тебя зло таит — тебя убить хочет, царевну себе забрать. Вели его казнить.

Только Симеон с царевной к царю пришли, царь царевну с почётом в терем проводил, а Симеона велел в тюрьму посадить.

Закричал Симеон-младшенький:

— Братцы мои, братцы, шесть Симеонов, выручайте своего младшенького!

Спят братья непробудным сном.

Симеона-младшенького в тюрьму бросили, железными цепями приковали.

Утром-светом повели Симеона-младшенького на лютую казнь. Царевна плачет, жемчужные слёзы льёт. Злой воевода ухмыляется.

Говорит Симеон-младшенький:

— Царь немилостивый, по старому обычаю исполни ты мою просьбу предсмертную: дозволь последний раз на рожке сыграть.

Злой воевода голосом кричит:

— Не давай, царь-батюшка, не давай!

А царь говорит:

— Не нарушу обычаи дедовские. Играй, Симеон, да поскорей, заждались палачи, затупились у них острые мечи.

Заиграл младшенький в берестяной рожок.

Через горы, через долы рожок тот слышен, долетел рожок до корабля. Услыхали его и братья старшие. Пробудились, встрепенулись, говорят:

— Знать, беда стряслась с нашим младшеньким!

Побежали они к царскому дворцу. Только схватились палачи за острые мечи, хотели Симеону голову рубить, — отколь ни возьмись, идут старшие братья: Симеон-плотник, Симеон-звездочёт, Симеон-хлебороб, Симеон-мореход, Симеон-стрелец, Симеон-кузнец.

Наступили они силой грозной на старого царя:

— Отпусти на волю нашего младшенького и отдай ему Елену Прекрасную!

Испугался царь и говорит:

— Берите братцы младшенького, да и царевну в придачу, она мне и так не нравится. Забирайте её скорей.

Ну, и был тут пир на весь мир. Попили, поели, песен попели. Потом взял Симеон-младшенький свой рожок — плясовую песню завёл.

И царь пляшет, и царевна пляшет, и бояре пляшут, и боярышни. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притопывают. Петухи-куры приплясывают. А пуще всех воевода пляшет. До того плясал, что упал — и дух из него вон.

Свадьбу сыграли, за работу принялись. Симеон-плотник избы ставит; Симеон-хлебороб хлеб сеет; Симеон-мореход по морям плавает; Симеон-звездочёт звёздам счёт ведёт; Симеон-стрелец Русь бережёт; Симеон-кузнец подковы куёт… На всех работы на Руси-матушке хватит.

А Симеон-младшенький песни поёт, на рожке играет — всем душу веселит, работать помогает.

  • Рисование по сказке муха цокотуха в подготовительной группе
  • Рингтон в гостях у сказки ремикс
  • Рисование по сказке мойдодыр в старшей группе
  • Ринатович отчество как пишется
  • Рисование по сказке лягушка путешественница в детском саду