Конспект занятия по рисованию иллюстраций к сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка» .
Смирнова Любовь Леонидовна.
Цель: развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки ( лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы ,собирающиеся в стаи ,летящие в небе ;птицы ,охотники ,Серая Шейка )Закреплять приемы рисования красками ,закрашивания рисунка кистью ;использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур .Вызывать интерес к рисункам ,желание рассматривать ,рассказывать их.
Материал:
Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке Д.И.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
Раздаточный материал: Лист бумаги размером А 4, краски акварельные ,простой карандаш, кисть беличья, салфетка бумажная, палитра, стаканчик с водой по количеству детей.
Предшествующая работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам; чтение сказки Д.Н.Мамина-Сибиря «Серая Шейка» и отдельных её эпизодов, которые дети могут изобразить; индивидуальная работа с детьми, которые затрудняются в рисовании задуманного.
Воспитатель: Ребята , а вы помните сказку «Серая Шейка» , которую мы недавно читали .Кто написал эту сказку.
Ответы детей.
-Эту сказку написал русский писатель Мамин –Сибиряк .Он очень любил природу ,наблюдал за ее явлениями ,за жизнью птиц и зверей.И в этой сказке «Серая Шейка» писатель описывает жизнь птиц и зверей .Давайте вспомним о каких животных там говорится ,я загадаю загадки ,а вы отгадайте.
Есть про Уточку загадка.
Там Лиса играет «в прятки»
Вместе с зайцами в лесу.
Провели они Лису! —
Прямо в прорубь провалилась!
И чуть – чуть не утопилась! (СЕРАЯ ШЕЙКА)
Ярко-рыжая краса.
Ловит рыбку – чудеса!
Хитро глазками сверкнёт,
Пышным хвостиком махнёт
И умчится, вдруг, в леса.
Как зовут её? ….(Лиса)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(Заяц)
— Молодцы !Правильно .Ребята мы сегодня будем с вами рисовать иллюстрации к этой сказке. Скажите мне , а что такое иллюстрации и кто их создает?
Ответы детей.
— Да, иллюстрации это картинки ,на которых изображен отрывок произведения или герои произведения. Их особенно много в детских книгах ,чтобы детям было интересно читать книги. А создают их художники – иллюстраторы.
Давайте сегодня с вами побудем художниками – иллюстраторами и нарисуем иллюстрации к сказке М-Сибиряка «Серая шейка». В рисунках постарайтесь передать свои впечатления, отразить те моменты, которые вам понравились, заставили задуматься или переживать. Поэты и писатели свои впечатления выражают через слово, композиторы с помощью звуков, а художники изображением и цветом передают характер и свое отношение к ним.
Сейчас — физкультминутка: Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.
-Давайте наденем фартуки и шапочки ,которые мы сделали из бумаги и превратимся с вами в настоящих художников и будем рисовать. А чтобы вы вспомнили я буду читать отрывки из сказки. Прежде чем приступить к рисованию -подумайте какое время года будет на вашем рисунке . Если осень –то серые оттенки .Если зима то белый фон. Героев сказки можно сначала нарисовать простым карандашом затем раскрасить красками.
В ходе работы подхожу к каждому ребенку наблюдаю за работой. Если кто-то затрудняется можно показать иллюстрации из книги.
Готовые рисунки выкладываем на столе и рассматриваем вместе с детьми .Отмечаем наиболее выразительные .Можно разложить по сюжету сказки и предложить рассказать сказку по рисункам.
— Молодцы, ребята ! Понравилось вам сегодня в роли художников –иллюстраторов? Вы , хорошо потрудились как настоящие художники –иллюстраторы и мы можем с вами сделать свою книгу иллюстраций к сказке «Серая Шейка».
Конспект ООД для детей старшей группы по рисованию иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
Обучающие задачи:
Учить задумывать содержание своей картины по мотивам сказки. Формировать эстетическое отношение к окружающему, любовь к природе. Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз, оформления изображений в цвете красками, способы получения новых цветов и оттенков. Учить передавать в рисунке сказочных героев в движении.
Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка).
Развивающие задачи:
Развивать мышление, связную речь, умения сравнивать, анализировать, творческое воображение, мелкую моторику.
Развивать творчество, воображение.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к рисованию. Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать сказку
Способы: словесный (загадка, художественное слово, вопросы, словесная игра, рассказ-сопровождениепрезентации, наглядный (мультимедийная презентация, наглядно-практический (выполнение изображения, информационно-развивающий (беседа).
Предварительная работа: Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка», беседа по сказке.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент (звучит голос уток улетающих в теплые края). Чьи голоса вы слышите? Читаю отрывок из стихотворения. «Утки улетают» Екатерины Новожиловой.
Утки сбились в клин и улетают,
Путь их ведом, они это знают.
Улетают птицы в теплый край,
Там для них и корм и светлый рай.
Вспомните как называется сказка, где утки улетают в теплые края, а одна уточка повредившая крыло остаётся зимовать? Мы ее с вами недавно читали. «Серая Шейка».
Кто написал эту сказку? Мамин-Сибиряк.
Русский писатель Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст…”
Кто является главным героем сказки? Серая шейка.
Давайте вспомним кто встретился на пути Серой шейке?
Отгадайте загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
По снежку зимой бежала,
И следы все заметала.
Рыжий мех, а хвост – краса!
Подскажите, кто? (Лиса)
Кто из героев положительный и почему?
Кто из героев отрицательный и почему?
Физкультминутка «Птички»
Птицы начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
Дети, сейчас я предлагаю вам нарисовать персонажей сказки(уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника)
Занимаем свои места. Вспоминаем приемы рисования
Предлагаю детям приступить к работе. Звучит спокойная музыка. Подхожу к каждому ребенку, наблюдаю за работой, помогаю в случае затруднений, даю советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, показываю заранее подготовленные иллюстрации.
Анализ детских работ:
Созданные композиции рассматриваем и отмечаем наиболее выразительные решения. Предлагаю детям рассказать о своих рисунках. Что удалось? Какие затруднения испытывали? Что было легко? Кто спас серую шейку?
Вспоминаем пословицы о добре:
• Добра на худо не меняют.
• Добро творить — себя веселить.
• Добро и во сне хорошо.
• Делать добро спеши.
• Добро наживай, а худое избывай.
• Злой человек не проживет в добре век.
Задачи:
— Учить выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке.
— Закрепить приемы рисования восковыми карандашами. Вызвать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.
— Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.
— Воспитывать положительные качества: доброту, желание дружить, приходить на помощь другу.
Предварительная работа: чтение сказки «Серая шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка, беседа по сказке, заучивание физкульминутки.
Раздаточный материал: альбомные листы, восковые карандаши; пластилин, стека, готовая панорама, доска для лепки. Иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня посетим сказочную выставку книг, а полетим мы на ковре-самолете. Приглашает нас в полет, необычный самолет
С виду он ковер обычный, но летает очень быстро.
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрите, ребята, сколько здесь книг: и сказки, и рассказы. А вот эта книга нам знакома, как она называется?(показывает детям)
Ответы детей. («Серая шейка»).
Воспитатель: Хорошо,а кто написал это произведение?
Ответы детей. (Мамин-Сибиряк)
Воспитатель: Правильно,молодцы. Предлагаю вспомнить некоторые моменты из сказки. Почему серая шейка осталась зимовать на реке?
Ответы детей ( лиса прокусила Серой шейке крыло и она не смогла улететь со всеми)
Воспитатель: Расскажите, а какие опасности ее ждали? С кем подружилась уточка?
Ответы детей (наступили холода, каждый день приходила лиса, проверяла не замерз ли лед на реке, чтобы съесть уточку. Серая шейка подружилась с зайцем,который помогал ей.)
Воспитатель: А чем же закончилась сказка?
Ответы детей (Охотник охотился на лису, но она смогла убежать. На реке охотник заметил уточку и забрал ее к себе.)
Воспитатель:Ребята, вы молодцы. А теперь посмотрите на картинку и опишите характер уточки, какая она?
Ответы детей. (добрая,милая,беззащитная, одинокая).
Воспитатель: А лиса,какая она?
Ответы детей.(хитрая,вредная, злая).
Воспитатель: Молодцы, хорошо запомнили сказку и ее героев. Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка:
На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.
Воспитатель: Ребята, а давайте нарисуем свою «Серую шейку» и ее героев. А вы знаете, как называют человека, который рисует рисунки к разным произведениям? Иллюстратор. Повторите хором. Предлагаю на время превратиться в иллюстраторов. Я приготовила рабочие места для рисования восковыми карандашами и стол для лепки из пластилина.
Дети садятся за приготовленные столы, приступают к рисованию и лепке по желанию. Воспитатель подходит к детям, наблюдает за работой, помогает в случае затруднения. К концу деятельности воспитатель предупреждает, что остается немного времени. Готовые рисунки разложить и рассмотреть с детьми, отметить наиболее удачные рисунки. (хорошо нарисована уточка, как осторожно ползет лиса).Предложить детям рассказать о своих рисунках, описать своих героев.
Вылепленные фигурки устанавливают на панораму, рассматривают и обсуждают.
Воспитатель: Молодцы, мне ваши рисунки и персонажи из пластилина очень понравились, вы хорошо потрудились.
Наше необычное путешествие заканчивается, нам пора отправляться в детский сад.
Приглашает нас в полет, необычный самолет
С виду он ковер обычный, но летает очень быстро.
Воспитатель с детьми уходят в группу.
Воспитатель задает вопросы:
1. Ребята, где мы сегодня были?
2. По какой сказке мы рисовали?
3. Ребята, что вам понравилось в этой сказке? А что не понравилось?
Организационный
Основной
Практической
Рефлексивно-оценочный
-Ребята , а вы помните сказку «Серая Шейка» , которую мы недавно читали? Кто написал эту сказку?
-Эту сказку написал русский писатель Мамин –Сибиряк .Он очень любил природу ,наблюдал за ее явлениями ,за жизнью птиц и зверей.И в этой сказке «Серая Шейка» писатель описывает жизнь птиц и зверей .Давайте вспомним о каких животных там говорится ,я загадаю загадки ,а вы отгадайте.
Есть про Уточку загадка.
Там Лиса играет «в прятки»
Вместе с зайцами в лесу.
Провели они Лису! —
Прямо в прорубь провалилась!
И чуть – чуть не утопилась! (СЕРАЯ ШЕЙКА)
Ярко-рыжая краса.
Ловит рыбку – чудеса!
Хитро глазками сверкнёт,
Пышным хвостиком махнёт
И умчится, вдруг, в леса.
Как зовут её? ….(Лиса)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Заяц)
— Молодцы !Правильно .Ребята мы сегодня будем с вами рисовать иллюстрации к этой сказке. Скажите мне , а что такое иллюстрации и кто их создает?
— Да, иллюстрации это картинки ,на которых изображен отрывок произведения или герои произведения. Их особенно много в детских книгах ,чтобы детям было интересно читать книги. А создают их художники – иллюстраторы.
Хотите сегодня побыть художниками – иллюстраторами и нарисовать иллюстрации к сказке М-Сибиряка «Серая шейка»?
В рисунках постарайтесь передать свои впечатления, отразить те моменты, которые вам понравились, заставили задуматься или переживать. Поэты и писатели свои впечатления выражают через слово, композиторы с помощью звуков, а художники изображением и цветом передают характер и свое отношение к ним.
Сейчас — физкультминутка: Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
-Давайте превратимся с вами в настоящих художников и будем рисовать. А чтобы вы вспомнили я буду читать отрывки из сказки. Прежде чем приступить к рисованию -подумайте какое время года будет на вашем рисунке . Если осень –то серые оттенки .Если зима то белый фон. Героев сказки можно сначала нарисовать простым карандашом затем раскрасить красками.
В ходе работы подхожу к каждому ребенку наблюдаю за работой. Если кто-то затрудняется можно показать иллюстрации из книги.
Готовые рисунки выкладываем на столе и рассматриваем вместе с детьми .Отмечаем наиболее выразительные .
— Молодцы, ребята ! Понравилось вам сегодня в роли художников –иллюстраторов? Вы , хорошо потрудились как настоящие художники –иллюстраторы и мы можем с вами сделать свою книгу иллюстраций к сказке «Серая Шейка».
Ответы детей.
Отгадывают загадки
Ответы детей.
Выполняют движения по тексту стихотворения.
Определяют какой эпизод из сказки будут рисовать. Рисуют.
Рассказывают какой эпизод нарисовали, почему.