Рисование русские народные сказки подготовительная группа

Конспект НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с детьми 6-7 лет

Тема: «Рисование по мотивам русских народных сказок»  (рисование по замыслу)

Задачи:

  •  уточнять и обогащать знания детей о книгах, художниках-иллюстраторах, работающих над ними, о русских народных сказках;
  • учить рисовать сказочные сюжеты, самостоятельно выбирая эпизод из сказки;  изображать героев сказок крупно и чётко, обращая внимание на позы (сидит, стоит, обращать внимание на мимику героев);
  • развивать и совершенствовать творческие способности при использовании разных изобразительных материалов в процессе образовательной художественной деятельности; к сюжетосложению и композиции;
  •  способствовать обогащению эмоциональной сферы;
  • воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве; интерес к устному народному творчеству, уважение и бережное отношение к книгам.

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательная, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Форма организации: подгрупповая

Базисные знания, умения и навыки детей: знают некоторые русские народные сказки, могут показать инсценировку из сказки (настольный, кукольный, теневой, музыкальный театр), передать эпизод из них с помощью разных изобразительных материалов.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседа о книгах, рассматривание иллюстраций, дидактические игры и упражнения на закрепление знаний содержания сказок, организация настольного театра, рисование в уголке творчества, участие в литературной викторине, посвященной книгам.

Материалы и оборудование: книги с яркими иллюстрациями для рассматривания; картинки по сказкам; листы бумаги формата А-4; карандаши цветные и восковые, фломастеры на каждого ребёнка.  Стихотворение В.А.Стекловой «В мире много разных сказок»

Содержание занятия.

1. Введение в тему НОД, создание мотивации

Проснулось солнышко и сладко зевнуло,

Солнышко лучик к нам протянуло,

Солнышко щечку нам поласкало,

                                    И доброго дня всем пожелало.

Воспитатель. Я очень рада вас видеть здоровыми, бодрыми, в хорошем настроении. Надеюсь, оно сохранится у вас  не только на протяжении всей нашей деятельности, но  и до конца дня.

Воспитатель. Будем с пальчиками играть? Приготовьтесь поскорей! Вы готовы? Начинаем.

Пальчиковая гимнастика

Будем пальчики считать, Будем сказки называть:
«Рукавичка», «Теремок», «Колобок — румяный бок»,
Есть «Снегурочка» — краса, «Три медведя», волк, лиса,
Не забудем Сивку-бурку, Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем, «Репку» мы не забываем,
Знаем волка и козлят. Этим сказкам каждый рад
(на последнюю строчку хлопают).

— Так как вы думаете, чему мы посвятим, нашу сегодняшнюю встречу?  Правильно. Сегодня мы с вами погорим о сказках.

2. Основная часть

— А вы любите сказки?  А что такое сказка? Сказка-это история со счастливым концом, в сказке  добро всегда побеждает зло, в сказках присутствует волшебство, и даже животные разговаривают, разные необычные приключения и т. д.

Педагог приглашает детей к столу, где разложены книги со сказками.

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

— Какие бывают сказки? Авторские, русские народные, зарубежные.

— Почему сказки называются народными? Потому что, их сочинил народ.

— Что можно сказать о сказке, какая она? Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая.

— Как же называются картинки в сказочных книгах? Иллюстрации.

— Кто создает иллюстрации к книгам? Художники — иллюстраторы. Повторите.

— Ребята, а какими словами начинаются сказки? Жили – были. В некотором царстве, некотором государстве.  Было у отца три сына. Однажды… 

— А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.  Стали они жить поживать, да добра наживать.  Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Правильно,  молодцы!

Как пример, педагог открывает книгу со сказкой, и оттуда выпадает конверт.

Задание 1. Дидактическая игра «Что лишнее» (на картинке изображено несколько персонажей одной сказки, но один из них лишний).

— Колобок, волк, заяц, репа. Что лишнее?  Правильно, репа. Из какой сказки герои? (Колобок)

— Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. Что лишнее? Правильно, дворец. Из какой сказки герои? (Заюшкина избушка) Отлично знаете сказки, умнички!

— Открываем 2 конверт?

Задание 2. «Черный ящик» Угадай сказочный предмет

1. В ящике лежит предмет, с помощью которого колдунья хотела отравить царевну (яблоко)

2. У кого злая царица все время спрашивала «Я ль на свете всех милее» (зеркало).

3. Что расколола мышка своим хвостиком (яйцо).

4. Чем хотела угостить печка девочку (пирожок).

5. Сказочный прототип компаса и навигатора, способен привести к ожидаемой цели и не даст заблудиться (клубок)

— Молодцы! А какая старушка часто встречается в русских народных сказках?

Физкультминутка «В тёмном лесу есть избушка»

В тёмном лесу есть избушка.

Дети шагают

Стоит задом наперёд.

Дети поворачиваются

В той избушке есть старушка.

Грозят пальцем

Бабушка Яга живёт.

Грозят пальцем другой руки

Нос крючком,

Показывают пальчиком.

Глаза большие,

Показывают

Словно угольки горят.

Покачивают головой

Ух, сердитая какая!

Бег на месте

Дыбом волосы стоят.

Руки вверх

3. Практическая часть

— Ну что ж, друзья мои, вижу, что сказки вы знаете, они вам нравятся, и поэтому   каждому из вас, я предлагаю побыть  художником – иллюстратором,   и постараться  нарисовать красивые и яркие иллюстрации к вашей любимой русской народной сказке.  Выберите  сказку, продумайте сюжет, эпизод, и приступайте к работе.

— Хочу вам напомнить, что рисовать надо крупно, на весь лист, и соблюдать пропорции между предметами. 

Дети делают свой выбор и приступают к рисованию. Во время практического выполнения работы детьми, педагог оказывает помощь тем детям, которые испытывают трудности.

4. Заключительная часть. Анализ готовых работ.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.

— Мы не перестанем их читать, ведь, благодаря сказкам, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

Дата: 12 апреля 2017 Автор: Рубрика: Для дошкольников

Рисование на сказочные сюжеты в полной мере раскрывает творческие способности воспитанников подготовительной группы

Воспитанники подготовительной группы на занятиях изобразительным творчеством рисуют на самые разные темы, причем наибольший интерес в этом возрасте у детей вызывает сюжетное рисование. В этом плане богатый материал для творчества представляют собой сказки — русские народные, зарубежные, литературные. Сказка завораживает ребенка, переносит его в волшебный мир, заставляет жить мыслями и чувствами героев. Недаром ребята готовы слушать полюбившуюся сказку по несколько раз. Рисунки дошкольников на сказочные сюжеты изображают людей, животных, волшебных существ, включенных в какое-то действие, хотя некоторые образы настолько интересны, что вполне могут стать отдельной темой для оригинального предметного рисунка.

Особенности рисования по мотивам сказок в подготовительной группе ДОУ

Рисование на сказочную тему начинается в детском саду еще в средней группе. Однако здесь это чисто предметное изображение чудесного дерева и маленького волшебного гномика. В старшей группе дошкольники уже изображают определенные сюжеты с участием сказочных героев — людей, животных, птиц. В таких рисунках сочетаются реальные и волшебные предметы и существа, используются неожиданные цветовые решения. Ребята пытаются передать динамику образов.

У воспитанников же подготовительной группы еще более совершенствуются изобразительные умения и навыки. Дети уже умеют реалистично изображать человека и животных в различных позах, передавая соотношение их фигур по размеру. Ребята более обстоятельно продумывают композицию рисунка — размещают объекты на ближнем и заднем плане, соответственно изменяя их величину. Ребятам достаточно хорошо удается передавать самые разные движения, например, они изображают всадника, скачущего на коне, дерево, склоняющееся от ветра. Дети шести-семи лет самостоятельно выбирают цветовое решение композиции.

В подготовительной группе на занятии традиционно отсутствует образец воспитателя. Это касается и рисования по мотивам сказок. Ведь, в этом возрасте ключевую роль играет развитие творческой фантазии, поэтому ребенок не должен иметь перед глазами шаблон для изображения. Его успешно заменят иллюстрации к сказкам, которые дети могут рассматривать в процессе рисования.

Фотогалерея «Иллюстрации Ю. Васнецова»

Фотогалерея «Иллюстрации И. Билибина»

Фотогалерея «Иллюстрации Е. Рачева»

Фотогалерея «Иллюстрации Б. Зворыкина»

Рассматривание картинок важно еще и потому, что часто ребятам приходится иллюстрировать сказки о предметах и объектах, ранее им не знакомых. Например, это страшный великан-людоед из сказки «Мальчик с пальчик» или Чудо-юдо-рыба-кит из произведения П. Ершова «Конек-Горбунок».

Страшный людоед

Персонаж сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

Огромный Людоед

Персонаж сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

Чудо-юдо-рыба-кит

Сказочное существо из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»

Отметим, что желательно предоставить детскому вниманию работы разных художников на одну и ту же тему, ведь, у каждого из них своя манера изображения. Например, если тема занятия — рисование по мотивам сказки «Царевна-лягушка», то педагог показывает книги, проиллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым, Б. Зворыкиным и др.

При рассматривании иллюстраций воспитатель интересуется, кто из героев наиболее понравился ребятам и почему, с помощью каких средств художник раскрывает образ. Таким образом, рисование по мотивам сказок тесно связано с развитием речи дошкольников. Педагог просит детей подобрать эпитеты к персонажам или объяснить, как они понимают значение тех или иных слов (например, кто такой «удалец»). Воспитатель должен отметить, что для того, чтобы изобразить эпизод из сказки, нужно хорошо знать ее содержание. Поэтому не будет лишним вспомнить с детьми ключевые сцены произведения. Кроме того, педагог может предложить дошкольникам рассказать, в какой последовательности они будут рисовать любимого героя.

На занятии по рисованию на сказочную тему у дошкольников должна быть возможность выбора — педагог не должен ограничивать их каким-то конкретным эпизодом из сказки или одним персонажем. Ведь, рисование по мотивам сказок — это, прежде всего, творческая работа.

Воспитатель только должен вместе с детьми выделить конкретные эпизоды. Например, если речь идет о сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», то это будут следующие: братья в темном лесу ищут дорогу к дому, людоед схватил одного из братьев и хочет его съесть, мальчик с пальчик, сидя на макушке дерева, смотрит вдаль.

Если на занятии дошкольники создают обложку для книги сказок, то воспитатель предварительно интересуется у ребят, что они хотят изобразить. Кроме того, педагог обсуждает с детьми разные варианты последовательности выполнения рисунка, например, можно начать рисунок с рамки или же с сюжета.

Как всегда, в подготовительной группе важное значение имеет анализ готовых композиций. Он также напрямую связан с развитием детской речи. Так, интересный прием, активизирующий словарный запас, – по окончании работы попросить ребят придумать образные названия своим рисункам. Это вполне могут быть строки из самой сказки (например, «Белка песенки поет да орешки все грызет…» либо «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет…»). Конечно же, дети должны стремиться оценить технические качества своих рисунков, вместе с педагогом выбрать самые выразительные, причем, конкретно отметить понравившиеся детали (например, хорошо прорисовано лицо и одежда персонажа, точно передано, как осторожно подкрадывается лиса, изображен настоящий зимний пейзаж и т.д.). Можно предложить ребятам рассказать о своем рисунке.

Используемые материалы и основа

Воспитанники подготовительной группы работают с самыми разными материалами. Красивые и выразительные рисунки на сказочные темы получаются и красками, и цветными карандашами, и восковыми мелками. Оригинально выглядят композиции с сочетанием разных материалов, например, карандашный рисунок дополняется звездами, нарисованными с помощью блестящей акварели. Таким же образом оформляется грива и хвост сказочного коня.

Конек_Горбунок

Рисунок карандашом и акварелью с блестящим эффектом

Поскольку сцены из сказок требуют детальной прорисовки, мелких элементов, то обычно контур изображения предварительно обозначается простым карандашом.

Такие рисунки выполняются на стандартной основе формата А4. При рисовании красками дети предварительно тонируют бумагу в пастельные тона (в подготовительной группе они вполне могут сделать это самостоятельно под присмотром воспитателя).

Для коллективных композиций понадобится основа большого формата, которую также при необходимости заранее тонируется в нужные оттенки.

Техники и приёмы рисования, используемые при рисовании сказочных сюжетов в подготовительной группе

В подготовительную группу дошкольники уже приходят со сформированными изобразительными навыками. Однако воспитатель по-прежнему на занятии уделяет внимание технике пользования основными инструментами. Отметим, что показ действия в этом возрасте применяется крайне редко, ведь, дети не осваивают новых приемов.

В процессе рисования на сказочные темы уточняются приемы работы с акварельными красками. Поскольку композиции требуют детальной прорисовки, большая часть работы выполняется кончиком кисточки, которую нужно держать почти вертикально. При этом на ворсе не должно быть слишком много краски, иначе рисунок получится неряшливым.

При рисовании карандашами педагог напоминает дошкольникам об использовании разной силы нажима, чтобы передать разнообразные оттенки цвета.

Рисунки по мотивам сказок предполагают тщательно продуманную композицию. Прежде всего ребенок должен определиться с ориентацией листа бумаги — в зависимости от выбранного эпизода он располагается вертикально либо горизонтально.

Начинать работу нужно с обозначения простым карандашом основных фигур (это может быть человек или животное). Силуэт вначале изображается схематически, а потом уже прорисовываются детали. Кроме того, важное значение имеет соотношение образов по величине. Например, Мальчика с пальчика следует рисовать более маленьким, чем его братьев. Причем, рисовать всех братьев вовсе не обязательно, можно нарисовать самого маленького героя и одного из его братьев.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности (аппликация и пр.) при дополнении работы

Сказочная тематика предрасполагает к использованию в процессе рисования дополнительных элементов. Если речь идет об обложке для книги сказок, то рамочку можно оформить в виде аппликации либо оформить ее барельефным способом — из пластилина. Подходящее обрамление для рукотворной книги — изысканная атласная ленточка, завязанная на бантик.

Включение в композицию элементов пластилинографии всегда выглядит эффектно. В этой технике можно изобразить главных героев сказочного эпизода, а сам фон будет нарисован красками или цветными карандашами.

Муха-Цокотуха

Сочетание рисования и пластилинографии

Аппликативные детали будут уместны при изображении сказочных существ, например, хвост и чешую золотой рыбки можно оформить с помощью кусочков фольги, сверкающих пайеток, золотистых нитей. Эти же материалы подойдут для украшения Жар-птицы (из сказки «Конек-Горбунок»), Царевны-Лебеди («Сказка о царе Салтане…»), сказочного коня («Сивка-бурка»).

Конкретные варианты индивидуальных заданий и коллективных композиций по мотивам сказок в подготовительной группе

Рисование на сказочные сюжеты предлагается воспитанникам подготовительной группы на протяжении всего учебного года. В первом полугодии (ноябрь) ребята рисуют иллюстрации к литературной сказке Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Дети выбирают наиболее яркий, по их мнению, эпизод. Это занятие можно оформить как коллективную работу — дошкольники могут создать панораму зимнего либо осеннего леса (первая подгруппа детей) и панораму реки (вторая подгруппа). А уже на следующем занятии ребята совместно вылепят из пластилина фигурки персонажей (уток, зайцев, лису и охотника). Как вариант — героев сказки могут лепить несколько детей, в то время как другие занимаются рисованием пейзажа.

В декабре дошкольники рисуют эпизоды и колоритные образы из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина. Это, прежде всего, прекрасная Царевна Лебедь, чудесная белочка, грызущая орешки, богатыри, величественный град царя Гвидона. Кроме того, затрагивая тему сказок А.С. Пушкина, можно предложить ребятам изобразить сцены из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Также в декабре воспитанникам подготовительной группы предлагается изобразить персонажей русской народной сказки «Царевна-лягушка». Конечно, чаще всего ребята рисуют главную героиню, но это также может быть и царевна в человеческом облике, танцующая на царском пиру, или Иван Царевич который только что увидел свою суженую — лягушку.

Во втором полугодии (февраль) после знакомства со сказкой П. Ершова «Конек-Горбунок» дошкольники создают к ней иллюстрации. В марте подобная работа проводится на основе сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Кроме того, на протяжении года ребятам можно предлагать творческие задания и по другим замечательным сказкам, с которыми они знакомятся в старшем дошкольном возрасте. Это «По щучьему велению», «Морозко». Замечательная работа — иллюстрирование сказок К. Чуковского, которые любят дети любого возраста. Более того, воспитанники подготовительной группы с удовольствие изображают героев и сцены из сказок, которые они знают с самого детства, – это «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т.д. Конечно же, рисунки на эту тему будут в корне отличаться от работ детей раннего возраста.

В конце же учебного года (апрель) ребята создают рисунки на тему «Мой любимый сказочный герой», где они могут изобразить персонажа абсолютно любой сказки. А итоговым занятием по данной тематике станет оформление обложки для книги сказок. Здесь главной целью ставится не только изображение персонажа или сцены из сказки, но и рисование красивого орнамента-рамки других видов украшения.

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию сказки и пр.

Рисование на сказочную тематику предполагает соответствующую мотивацию. Ведь, дети должны проникнуться духом волшебства, ощутить себя творцами — художниками-иллюстраторами. Приведем примеры погружения в сказочную атмосферу.

Воспитатель показывает ребятам книгу без картинок, которую она купила в подарок к Новому году малышам из младшей группы. Педагог интересуется у воспитанников подготовительной группы, понравится ли такой подарок маленьким детям, которые еще не умеют читать. Ведь, книжка без картинок скучная и неинтересная. Ребятам предлагается превратиться в художников-иллюстраторов и сделать книгу яркой и красочной.

Другой вариант — воспитатель сообщает детям, что по дороге в детский сад к ней подлетела белая сова и вручила письмо. Оно от короля из сказки «Мальчик с пальчик». Король задумал устроить в своем королевстве выставку-музей Мальчика с пальчика и хочет, чтобы ребята помогли ему.

Еще одно оригинальное решение: в детском саду объявляется конкурс на самый лучший эскиз персонажа сказки П. Ершова — Конька-Горбунка. По рисунку впоследствии будет сделан памятник персонажу.

Перед тем, как рисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина воспитатель рассматривает с дошкольниками картинки с изображением сказочных городов, домов, теремов.

Красивый город

Царство царя Гвидона

И, дивясь, перед собой видит город он большой

Сказочный дворец царя Гвидона

Также детям демонстрируются фотографии скульптур русских богатырей, при этом отмечаются особенности их одежды, оружия.

Богатырь

Фонтан в г. Ростов-на-Дону

Памятник Пересвету

Скульптура в г. Брянске

Педагог зачитывает стихотворные строки из произведения, ярко освещающие те или иные эпизоды. Например, «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…», «Видит город на холме…». Можно дать ребятам прослушать фрагмент оперы Н. Римского-Корсакова.

Если тема занятия — создание иллюстраций к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» то в начале занятия можно рассказать ребятам о том, что писатель был большим любителем и знатоком природы. Педагог читает ключевые отрывки из произведения, задает наводящие вопросы по содержанию сказки. Отметим, что чтения не должно быть слишком много — достаточно нескольких ярких фрагментов, чтобы напомнить дошкольникам образы сказки.

Чтобы занятие по рисованию на сказочные сюжеты проходило в атмосфере волшебства, педагог должен тщательно подбирать физкультминутки. Приведем ряд примеров:

Физкультминутка «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семь сыновей.
Вот с такими ушами
руки растопырив к ушам
Вот с такими глазами кольца из пальцев
Вот с такими носами кулак у носа
Вот с такими зубами скрючить пальцы
Вот с такой головой большой круг рукам
Вот с такой бородой руки у пояса
Они не пили, и не ели, друг на друга смотрели.
Руками делали вот так
развести руки в стороны

Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. Дети шагают.
Стоит задом наперед. Дети поворачиваются.
В той избушке есть старушка. Грозят пальцем.
Бабушка Яга живет. Грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, Показывают пальчиком.
Глаза большие, Показывают.
Словно угольки горят. Покачивают головой.
Ух, сердитая какая! Бег на месте.
Дыбом волосы стоят. Руки вверх.

Физкультминутка «Сказка»

Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Дети шагают
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Делают наклоны
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Поднимаются и опускаются на носочки
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пряжки и бег на месте
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
Дети садятся на свои рабочие места

Физкульминутка к сказке «Царевна лягушка»

Видим, скачут по опушке Повороты в стороны.
Две зеленые лягушки. Полуприседания вправо-влево.
Прыг-скок, прыг-скок, Переступание с носка на пятку.
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Топают ногами и хлопают руками
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Ходьба на месте.

Физкульминутка к сказке «Морозко»

Воспитатель:
Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели
Все что есть в моем лесу
Все засыплю, занесу…
делает соответствующие движения руками
Дети:
Не боимся мы пороши
грозят пальцем
Любим снег — хлопок в ладоши хлопают
Руки в стороны, по швам выполняют движения
Хватит снега вам и нам разводят руками в стороны
Мы теперь метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой — бросок!
имитация броска правой рукой
Прямо в цель летит снежок! имитация броска левой рукой

Физкульминутка «Колобок»

Колобок, колобок, тёплый и румяный. наклоны вправо, влево
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, прыжки, бег на месте
То направо повернул, то налево он свернул, повороты направо и налево
То с листочком закрутился, поворот на 360 градусов
то с бельчонком подружился. приседание
Покатился по дорожке, бег по группе
и попал ко мне в ладошки. дети подбегают к воспитателю

Физкульминутка «Зарядка семи гномов»

Первый гном присел и встал, приседания
А второй вдруг побежал, бег на месте
Третий плавно покружился, кружатся направо
А четвёртый наклонился. наклоны
Пятый вправо повернулся, поворот направо
А шестой назад прогнулся, наклон назад
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, прыжки
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!». повторяют движения заново

Физкульминутка «Золушка»

Золушка наша умеет работать: прыжки
Моет посуду, стирает бельё. имитируют движения
Старые вещи может заштопать, хлопки за спиной
Всё получается у неё. хлопки перед грудью
Вот она пол подметает, так чисто, наклоны
Вкусно готовит, золу уберёт. приседания
Всё может делать она очень быстро. поворот направо
Да! И при этом песни поёт! поворот налево

Пальчиковая гимнастика «Будем сказки называть»

  • Будем пальчики считать,
  • Будем сказки называть:
  • Рукавичка, теремок,
  • Колобок — румяный бок,
  • Есть снегурочка — краса,
  • Три медведя, волк-лиса,
  • Не забудем Сивку-бурку,
  • Нашу вещую каурку.
  • Про жар-птицу сказку знаем,
  • Репку мы не забываем,
  • Знаем волка и козлят
  • Этим сказкам каждый рад.
  • (на последнюю строчку хлопают)

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Фирсунина И.Н. «Сказке о царе Салтане…»
Образовательные задачи: учить передавать в рисунке эпизод из сказки, создавая выразительные образы с помощью цвета и формы.
Развивающие задачи: учить самостоятельно выбирать сюжет для изображения и подходящую технику, продумывать композиционное решение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации Маврина, Конашевича, аудиозапись фрагмента оперы Н. Римского-Корсакова.
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, палитра, кисти, подставки под кисти, салфетки
Ход занятия:
Воспитатель демонстрирует ребятам книгу без картинок, которую она приготовила малышам из соседней группы. Ее автор — А.С. Пушкин. Так как иллюстраций в книжке нет, то детям, которые не умеют читать, нельзя догадаться о ее содержании. Дошкольники догадываются, что картинки к сказке они могут нарисовать сами.
Педагог с детьми вспоминает главных героев «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина, зачитываются ключевые отрывки. Детям предлагается выбрать эпизод, который бы им хотелось изобразить. На столах у них подготовлены разнообразные материалы для работы.
Проводится физминутка. Затем педагог включает аудиозапись с отрывками из оперы Н. Римского-Корсакова, а ребята должны догадаться, о ком рассказывает музыка, и показать соответствующие движения.
Самостоятельная работа дошкольников. Обсуждение работ.
Чухланцева Л.Л. «Мальчик — с пальчик»

Воспитатель читает детям письмо, которое ей передала сова по дороге в детский сад. К ребятам обращается за помощью король из сказки «Мальчик с пальчик»: он хочет организовать выставку портретов Мальчика с пальчик. А ребята должны помочь ему (мотивация).

Педагог с помощью наводящих вопросов вспоминает с детьми содержание сказки, интересуется, чем главный герой отличается от обычных людей. Воспитатель показывает портрет, который она нарисовала сама — он тоже отправится королю на выставку.
Дошкольникам напоминаются приемы рисования человека: вначале в центре листа изображается туловище, затем остальные части тела. Кожа раскрашивается светло-коричневым цветом, одежду же можно рисовать любыми цветами.
Проводится физкульминутка:

  • А сейчас все по порядку
    Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
    Руки в сторону согнули,
    Вверх подняли, помахали,
    Спрятали за спину их.
    Оглянулись через правое плечо,
    Через левое еще.
    Дружно присели,
    Пяточки задели,
    На носочки поднялсь,
    Опустили руки вниз.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ работ.

Фугина Ю. «Конек-горбунок»

Дети узнают, что в детском саду проводится конкурс на лучший эскиз памятника герою сказки П. Ершова «Коньку-Горбунку» (мотивация).
Воспитатель вспоминает ключевые эпизоды сказки. Обсуждается внешний облик Конька-Горбунка: овальная голова и туловище, длинная шея, небольшой горб, пышный хвост и грива. Окрас животного серый.
Воспитатель демонстрирует, как сделать эскиз рисунка.
Проводится пальчиковая гимнастика «Гроза»:

  • Капли первые упали,
    (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
    Пауков перепугали.
    (внутренняя сторона ладони опущена вниз;
    пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
    показать, как разбегаются пауки)
    Дождик застучал сильней,
    (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
    Птички скрылись средь ветвей.
    (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
    махать пальцами, сжатыми вместе).
    Дождь полил как из ведра,
    (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
    Разбежалась детвора.
    (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
    изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
    В небе молния сверкает,
    (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
    Гром все небо разрывает.
    (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
    А потом из тучи солнце
    (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
    Вновь посмотрит нам в оконце!

Самостоятельная продуктивная деятельность. Анализ работ.

Удачина Е. Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Звучит аудиозапись птиц, улетающих в теплые края. Чтение отрывка из стихотворения Е. Новожиловой «Утки улетают»:

  • Утки сбились в клин и улетают,
    Путь их ведом, они это знают.
    Улетают птицы в теплый край,
    Там для них и корм и светлый рай.

Дети вспоминают сказку, в которой уточка не смогла улететь на юг, так как повредила крыло, – «Серая Шейка».
Демонстрируются слайды с ключевыми эпизодами произведения — изображение уточки Серой Шейки, животные, с которыми она встречалась (заяц, лиса). Попутно ребятам предлагаются загадки:

  • Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая — для лета,
    Для зимы — другого цвета. (Заяц)
    По снежку зимой бежала,
    И следы все заметала.
    Рыжий мех, а хвост — краса!
    Подскажите, кто? (Лиса)

Педагог обсуждает с детьми, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Проводится физкультминутка «Птички»:

  • Птицы начали спускаться,
    На поляне все садятся.
    Предстоит им долгий путь,
    Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
    И опять пора в дорогу,
    Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
    Вот и юг. Ура! Ура!
    Приземляться нам пора.

Дошкольникам предлагается разделиться на три подгруппы, чтобы создать коллективную композицию — панораму. Одна группа детей буде изображать лес, другая — реку с берегами, а третья — лепить героев сказки.
Самостоятельная работа детей под композицию Ф. Шопена «Осенний вальс».
В конце занятия воспитатель с детьми вспоминают пословицы о добре и зле:

  • • Добра на худо не меняют.
    • Добро творить — себя веселить.
    • Добро и во сне хорошо.
    • Делать добро спеши.
    • Добро наживай, а худое избывай.
    • Злой человек не проживет в добре век.

Рисунки воспитанников подготовительной группы по сюжетам сказок с комментариями по выполнению работы

Фотогалерея «Конек-Горбунок»

Замечательные рисунки получаются у воспитанников подготовительной группы по мотивам литературной сказки П. Ершова «Конек-Горбунок». Ведь, в этом произведении есть много ярких и колоритных образов. Чего только стоитЧудо-юдо-рыба-кит и Жар-птица — работы дошкольников на эту тему очень красочные и выразительные.

Трогательна композиция «Лучшие друзья», передающая дружеские чувства человека и сказочного животного. Похож на нее и рисунок «Конек-Горбунок и Иван».

Интересна сюжетная композиция «Царь перед купанием в котле», изображающая заключительную сцену из сказки. Отметим, что ребенок очень достоверно передал удивленный вид царя.

Заслуживает внимания работа «Над горами, над лесами», где Иван верхом на Коньке-Горбунке несется по воздуху.

Крупным планом изображено сказочное животное на рисунке «Верный конь».

Фотогалерея «Сказки А.С. Пушкина» (Золотая рыбка, Царевна Лебедь и др.)

Дошкольники с удовольствием создают композиции по мотивам чудесных сказок А.С. Пушкина. Это, прежде всего, «Сказка о царе Салтане…». Грациозная и скромная Царевна Лебедь на фоне морских волн изображена на фоне морских волн. Ее оперение напоминает чем-то дымковскую игрушку.

Целая битва разворачивается на рисунке «Гвидон спасает царевну Лебедь»: переданы движения рук князя Гвидона, натягивающего лук, чтобы убить злого коршуна.

Прекрасный сказочный дворец, возвышающийся над морскими волнами, изображен в работе «Море, град и царевна Лебедь». Отметим, как интересно и замысловато ребенок нарисовал движений морских волн.

Также воспитанники подготовительной группы любят рисовать волшебную золотую рыбку из «Сказки о рыбаке и рыбке» великого русского поэта. Очаровательный образ морской обитательницы создан на рисунке «Золотая рыбка», выполненном восковыми мелками. Замечательную сюжетную композицию мы видим в работе «У самого синего моря»: очень достоверно нарисовано корыто, покосившийся рыбацкий домик, яркая и красочная сама волшебная рыбка.

Фотогалерея «Мальчик с пальчик»

Один из любимых сказочных персонажей, которого любят изображать дошкольники, – Мальчик с пальчик из одноименной сказки Ш. Перро. На рисунке «Хитрый Мальчик с пальчик мы видим улыбающегося героя, который приветливо машет рукой. Оригинальна работа «Крошечный мальчик», где персонаж сидит на чьей-то ладошке — таким необычным способом передан размер героя. Интересна сюжетная сцена из сказки, где Мальчик с пальчик стаскивает с заснувшего Людоеда сапоги-скороходы («Великан-людоед»). Братья, обреченно идущие из родного дома, нарисованы в работе «Дети идут в лес».

Фотогалерея «Царевна-лягушка»

Одна из любимых детских народных сказок – «Царевна-лягушка». Чаще всего ребята изображают ее главную героиню. Причем, каждый образ наделен своим неповторимым характером. Это улыбчивая Царевна-лягушка («Царевна-лягушка на болоте», «Стрела угодила в болото», задумчивая лягушка, которая ждет своего принца («Царевна-лягушка ждет принца», «В ожидании царевича»). У героини на рисунке «Лгушка поймала стрелу» на шее завязан кокетливый красный бантик.

Очень хорошо дошкольники передают образ болота, камышей, кувшинок. В этом отношении особо стоит выделить рисунок «Лгушка со стрелой царевича», где все образы детальо прорисованы и выразительны.

Заслуживают внимания и сюжетные композиции, например «Первая встреча», где удивленный Иван Царевич в нарядном кафтане держит в руке лягушку. На рисунке «Царевна показывает чудеса» мы видим красавицу в ярком платье и кокошнике, а также грациозных лебедей, плывущих в маленьком озере.

Фотогалерея «Морозко»

Хороший материал для детского изобразительного творчества — русская народная сказка «Морозко». Ведь, ее главный герой — не кто иной, как Дедушка Мороз в теплой шубе, с бородой и волшебным посохом. Да и саму героиню Настеньку ребята часто изображают похожей на Снегурочку («Морозко наградил Настеньку»). Замечательная композиция «Встреча Морозко и Настеньк», выполненная в нежных пастельных тонах. Достоверный образ бедной замерзшей девушки передан в рисунке «Тело ли тебе, девица».

Фотогалерея «По щучьему велению»

Воспитанники подготовительной группы с удовольствием рисуют самые разные сцены из русской народной сказки «По щучьему велению». Чаще всего это Емеля, восседающий на своей любимой печи («Весело ехать не печи», «Емеля на печи», «Емеля едет на печи», «Емеля едет по деревне»).Причем, русская печь на детских рисунках детально прорисована, из трубы идет дым, внутри стоит горшочек с едой.

Другая популярная тема — ведра, которые сами несут воду домой («Бегущие ведра», «Ведра сами идут домой»). Дошкольники очень реалистично рисуют, как Емеля достает щуку из проруби («Емеля тянет щуку», «Емеля у проруби»).

Фотогалерея «Серая Шейка»

Традиционно в подготовительной группе ребята создают иллюстрации к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Это пейзажные композиции, где представлен образ озера с камышами. Интересна работа «Раненая уточка», где четко обозначен передний и задний план: лиса на дальнем берегу нарисована маленькой по сравнению с камышом и уточкой.

Замечательный рисунок, выполненный акварелью, – «Лиса подстерегает Серую Шейку»: здесь очень динамичным получился образ лисицы, она словно готовится к прыжку. Снежные хлопья нарисованы с помощью ватной палочки, таки образом создается прекрасная картина зимнего пейзажа.

В работе «Утки улетают на юг» изображены стая птиц, летящих по небу, ребенок правильно передал положение их тела при полете.

Фотогалерея «Сказки К. Чуковского»

Богатый материал для детского изобразительного творчества представляют стихотворные сказки К. Чуковского. Это целый ряд иллюстраций к сказке «Телефон», выполненный с помощью цветных карандашей и восковых мелков: созданы замечательные образы слона, медведя, бегемота, зайчат, мартышек, цапли.

Кокетливой получилась главная героиня сказки «Муха-Цокотуха» на рисунках «Муха-Цокотуха — позолоченное брюхо» и «Купила Муха самовар».

Добрым доктор Айболит спешит на помощь диким зверям на рисунке «Доктор Айболит». Детально прорисовано лицо и фигура человека, изображение динамично: шарфик доктора развевается от сильного ветра.

Фотогалерея «Сказки, знакомые с более раннего возраста»

В подготовительной группе дети также изображают сюжеты из сказок, хорошо им давно знакомы (изучались в предыдущих группах). Но в отличие от более ранних работ на эту тему, эти рисунки более выразительны и детальны. Показательны в этом плане работы на тему сказки «Колобок». Это уже не предметные композиции, а определенный сюжет: например, Колобок поет песенку лисе или разговаривает с зайцем («Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок — румяный бок»). Интересны образы сказочных животных: лиса = настоящая модница в нарядном сарафане, а у зайчика — ровная осанка, в интерпретации ребенка он протягивает Колобку свою любимую еду — морковку. Композиции на тему «Колобок» отличаются красивым пейзажем: детально прорисованы пеньки, деревья.

Дошкольники с удовольствием рисуют былинных богатырей. Это величественный Илья Муромец на своем мощном коне на фоне горного пейзажа, Никита Кожемяко, сражающийся со свирепым Змеем («Иль Муромец», «Никита Кожемяко»).

Очень интересны образы сказочных медведей: неожиданно стройный Мишка, несущий за плечами короб с Машенькой («Маша и медведь»), забавная медвежья семья, разгуливающая в лесу под яркими лучами солнца («Три медведя на прогулке»), мишки, почему-то отвернувшиеся от Маши, как будто они ее боятся («Три медведя и Маша»).

Заслуживают внимания и сказочные зайцы. Это «Заяц Хваста» из одноименной сказки, одетый в русский национальный костюм. В рисунке «Заюшкина избушка» мы видим персонажа, бегущего к своему домику. Очень хорошо передана динамика этого образа.

На высоком художественном уровне выполнена работа «Кот в сапогах». За счет использования гуаши рисунок получился очень ярким. Реалистично изображена лошадь, карета. Сам сказочный кот в нарядном костюме очень выразительный.

На настоящую книжную ллюстрацию похож рисунок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: очень хорошо прорисовано лицо и фигура человека, а также образ козленка.

Очаровательна работа «Сивка-бурка» – очень динамичная композиция с образом скачущего коня. Отметим очень красивыц природный ландшафт.

Образ сказочного домика в обрамлении лесных елей создан на рисунке «Теремок». Мы видим четыре этажа, из каждого окошка выглядывает лесной зверек. Тему волшебных домов продолжает «Избушка на курьих ножках» – очень выразительный образ создан с помощью пальчиковой живописи.

В композиции «Русалочка» представлена сказочная обитательница моря, играющая с маленькими рыбками.

Видео по теме рисования на сказочную тему в подготовительной группе

Видеовикторина по сказкам А.С. Пушкина (можно использовать как мотивирующее начало занятия по рисованию в подготовительной группе)

Волшебные сказки Чуковского (познавательное видео для дошкольников)

Рисуем героев Чуковского (видеоролик по рисункам детей)

Сказочный микс: викторина по любимым сказкам для дошкольников

Игра-викторина «Ну, уж эти сказки!»

Видеозагадки по русским народным сказкам

Воспитанники подготовительной группы уже хорошо интеллектуально развиты, имеют сформированные изобразительные навыки, богатую фантазию. Стремление глубже познать мир, в том числе с помощью сказки, является стимулом к творчеству. В этом плане очень интересны работы на сказочные сюжеты. Детей уже не устраивают схематичные рисунки, упрощенное отображение действительности. Юные художники часто создают настоящие шедевры, детально прорисовывая образы персонажей, в статике или динамике, наделяя их определенным характером и оформляя соответствующую фоновую обстановку.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать

Лариса Морозова

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(4 голоса, среднее: 4 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Метки:

автор: Шучалова Вера Васильевна

педагог дополнительного образования МУДО “Детско – юношеский центр “Максимум” г. Магнитогорск

Конспект занятия “Нарисуй сказку”

Конспект занятия

педагога дополнительного образования

МУДО «Детско – юношеский центр «Максимум» г.Магнитогорска

Шучаловой Веры Васильевны

Тема: Нарисуй сказку.

Цель: обучить умениям и навыкам  передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки; способствовать созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы и тематическом рисунке.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с таким видом книжной графики как  иллюстрация;
  • познакомить со  средствами выразительности, которые используют в своём творчестве художники-иллюстраторы, работая над произведениями писателей, дать представление о роли фантазии в искусстве;
  • развивать  графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
  • воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки.

Материалы и оборудование

    • мультимедийное оборудование;
    • акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки;
  • иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход занятия

  1. Организация обучающихся. (Психологический настрой на занятие)

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. 

Педагог:  – Начнём мы сегодня с загадки.

Страну чудес откроем мы, 

И встретимся с героями.

В строчках на листочках, 

Где станции на точках.

                                                     (Книга)

– Что за страна чудес нас ждёт сегодня?

Ответы детей: книга, книжная страна (загадка о книге).

  • Основная часть 

Педагог: – Ребята, а какие книги вам нравятся больше? Что обязательно должно присутствовать в книге?

Ответы детей: – Картинки. 

Педагог: – Вы любите рассматривать рисунки в книгах? А вы знаете, как называются картинки в книге?

Ответы детей: картинка, рисунок и другие варианты.

Педагог  предлагает детям отгадать кроссворд, в котором зашифровано слово «иллюстрация».

Коллективная работа над  кроссвордом.

Педагог: – Как вы думаете, что такое «иллюстрация»?

Педагог дает детям возможность подумать, предложить варианты:  – Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией. Иллюстрация – это вид книжной графики, её основа

Иллюстрация, в широком значении смысла этого слова, это всякое изображение, поясняющее текст. В узком значении, иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, способствующие восприятию текста.

Затем педагог обращает внимание детей на слайд: 

– Как выдумаете, ребята,  что объединяет все эти иллюстрации?

Ответы детей: сказки, это иллюстрации к сказкам

Педагог: – Часто ли вы читаете сказки? Как вы думаете, для чего придумали сказки?

Назовите свои любимые сказки. Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?

Ответы детей

Педагог:

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

– Ребята. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? 

Ответы детей: иллюстратором.

Педагог: – Я предлагаю Вам попробовать  себя в этом качестве и проиллюстрировать свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справлялись профессиональные художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

Рассказ педагога  о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков – иллюмстраций.

Рассказ педагога о художнике-иллюстраторе Евгении Ивановиче Чарушине.

Педагог: – Е.И. Чарушин был писателем и художником. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (в частности сказку «Теремок», на иллюстрациях которой педагог останавливает внимание детей).

Он очень любил родную природу и животных изображал как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Дети рассматривают иллюстрации.

Педагог: – У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать  радость общения с живым. Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать, антиконтурно, необычно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым пятном», но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения.

Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова. Показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам

Педагог:  – Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. А какой сказочный сюжет вы хотели бы проиллюстрировать?

Индивидуальные ответы детей.

Педагог: – Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки. Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

По ходу выполнения эскизов педагог индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы, снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Педагог: – Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.  Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы, герои.

Обучающиеся, как бы,  словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. 

Выполнение карандашного наброска в исполнении детей .

Педагог: Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

По окончании работы педагог  проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

  • Подведение итогов. Самооценка детьми своей работы, её результативности.

Педагог: – Ребята, кем вы сегодня были на занятии? Какими художественными материалами вы рисовали? Ребята, вам понравилось занятие? Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке? Были ли трудности?

Ответы детей

Педагог: – Ребята, поздравляю вас, вы сегодня первый раз были художниками-иллюстраторами, нарисовали очень интересные рисунки-эскизы, которые вы превратите в настоящие  иллюстрации к сказкам на следующем занятии.

Спасибо за творчество!

Цель:


  • Активизировать усвоенные детьми за год знания,
    закрепить названия спектральных цветов,
    основных красок и получение из них
    дополнительных цветов;
  • Совершенствовать умение рисовать
    нетрадиционными способами, составлять
    композицию на листе, изображать разными
    способами;
  • Закреплять технические навыки рисования:
    правильно держать кисть, пользоваться толстой и
    тонкой кистью, промывать их в двух водах;
  • лепить животных разными способами
    конструктивным и пластическим разрезать лапы
    стеком, скреплять части;
  • делать карандашный набросок по алгоритму
    (туловище, голова, лапы, хвост, детали);
    закрашивать карандашами штрихами в одном
    направлении; дополнять рисунок.

ХОД

В. – Я пригласила вас в этот зал неслучайно. В
одной очень знакомой сказке нужна ваша помощь.

Отгадайте сказку.

На лесной опушке, в маленькой избушке жил
круглый человек. Его бабка мяла, мяла, в печку
сажала, на окне студила, да не уследила!

Д. – Колобок.

В. – Взял он карандаш со стола, чтобы в дороге
веселее было и покатился. Давайте посмотрим как
там дед и бабка без него.

(Все подходят к домику).

В. – Кто–кто в теремочке живет?
Кто–кто в невысоком живет?

(Из домика в окошке куклы бибабо, появляются дед
и баба).

Д. и Б. – Это я Дедушка.
Это я бабушка.

В. – Как же вам живется без колобка

Дед и Баба – Скучно нам детки. Нет в нашем доме
красивой посуды, а колобку, видно, не понравилось
на окошке без тарелочки лежать. Вот он и укатился.

В. – Вот беда. Как же нам помочь Деду и Бабе. У
кого мы можем чудо посуду попросить?

Дет. У народных мастеров.

(Выходят три девочки – городец, гжель, дымка).

Дев. Гор.:

Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы 
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники
Жар – птицы ввысь летят.
И точки черно – белые 
На солнышке блестят.

Дети: Городец.

В. – С чего начинают рисовать свои цвета
Городецкие мастера?

Дети: с яблочка, светлого тона.

Девочка Гжель:

Сине белая посуда, 
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела,
Голубыми синими
Нежными красивыми

Дети: Гжель.

В. – Почему гжель называют бело – голубое чудо?

Дети – Посуда белого цвета, узоры голубые и
синие.

Девочка Дымка: — Вечера зимою длины

И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор,
Вы скажите мне, откуда
Появилось это чудо?

Дети – Из села Дымково.

(Дети берут у мастерицы на подносе глиняные
игрушки, которые делали сами).

Ребёнок 1

– Ой, моли, ой, моли,
Коли на лужок пошли,
Кони удалые, гордые лихие.

Ребёнок 2

– Петя, Петя, петушок 
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.

Ребёнок 3

– Барашек – свисток
Левый, рог – завиток,
Правый, рог – завиток.
На груди цветок.

Ребёнок 4

– Эта девица краса
Тугая черная коса
Щеки алые горят – 
Замечательный наряд.

В.

– Давайте подарим эту чудо – посуду

Бабе и Деду и игрушки для интерьера

И пообещаем найти и вернуть колобка.

Дед и Баба – Вот вам карандаш. Его колобок
потерял.

По карандашам пойдем его и ищите.

(Берем красный карандаш и прикрепляем к стене).

В. – Спасибо. До свидания. По карандашам мы его
быстро найдем. Но карандаши нужно искать в
порядке соответствующем расположению цветов
радуги. Кто знает, в каком порядке расположены
цвета радуги.

Дет. – Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан.

В. – Красный у нас есть, какой следующий
карандаш нужно найти.

Дети – Оранжевый.

(Ищут по залу. Из под солнышка на стене
выглядывает край карандаша, солнце грустное.
Лучи бесцветные).

В. – Ребята, какое грустное солнышко. Такое нам
дорогу не осветит. Как его развеселить?

Дети. – Дети предлагают варианты, один из них
раскрасить лучи цветами радуги.

В. – Но у радуги много цветов, а у меня только
три краски. А где же взять другие.

(Ставится стол со штативами и пробирками).

Дети. – Нужно смешать краски.

Ребёнок 1.

Знаменосец красный цвет
Ярче цвета в мире нет.

(Показывает пробирку с красной краской).

Ребёнок 2.

А красный плюс желтый
Для всех не секрет
Дадут нам, конечно – Дети (оранжевый цвет)
Цвет оранжевый – огонь,
Этот цвет рукой не тронь.

(В отдельную пробирку наливает красную и желтую
краску).

Ребёнок 3

Желтый цвет его сосед
Это урожая цвет.

Ребёнок 4.

А синий мы с желтым смешаем
Какой цвет получаем?
Цвет зеленый – цвет весенний,
Он любимый цвет растений.

Ребёнок 5.

Если в небе тучек нет
Голубой у неба цвет.
Синий цвет в нее нальем
И получим голубой.

Ребёнок 6.

В синем цвете нам видна
Высота и глубина
Синим цветом колокольчик
Зазвенит по всем полям.

Ребёнок 7.

Фиолетового цвета 
Гребни гор в часы рассвета
Из синей и красноватой этой
Получим мы цвет фиолетовый.

В. – Давайте соберем солнышку лучики в порядке
соответствующим радуге.

(Детям раздаются лучи разного цвета 7 цветов для
каждой команды и два солнышка без лучиков. Дети с
лучиками под музыку бегают. По остановки музыки
команды собирают лучи для своего солнышка.
Воспитатель поворачивает солнышко на стене
смеющейся стороной вверх)

В. – Вот и веселье стало. Куда же дальше нам
идти. Какого цвета карандаш найти.

Дети. – Желтый.

Выходит ребенок – зайчик.

Не найти вам колобка
Укатился к лесу он,
А до леса далеко
Не дойти вам до него.

В. – Если нам до леса не дойти, пусть лес к нам
прейдет?

(Дети подходят к столам с красками).

Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.

1. Весной прорезаются
Летом холодят
Осенью радуют (листья)

2. Зимой и летом одним цветом (елка)

3. Коровам без нее беда
Она их главная еда (трава)

4. Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет (туча)

Зайчик: Ой, какой красивый лес. Подарите мне его,
а я вам карандаш дом.

В. – Вот Зайчик убежал, а куда идти дальше не
сказал и какой следующий карандаш найти?

Дети. – Зеленый.

(Идем с детьми дальше. Находим полянку с
бабочками на ней волк с зеленым карандашом).

Ребёнок исполняющий роль волка.

Я Волчок, зубами щелк
Укушу вас за бочек.
Набежало детворы
Всю поляну истоптали
И бабочек распугали.

В. – Не надо нас кусать волк. И поляну твою
топтать не будем. Не видел ли ты колобка?

Волк – Поиграйте со мной в бабочек, тогда скажу.

(Дети надевают шапочки бабочек всех цветов
радуги. Под музыку вальса легко летают и танцуют
как бабочки. Когда музыка останавливается
бабочки слетаются в кружки вокруг цветов тех же
оттенков что и бабочки).

В. – И Волчок убежал, лишь карандаш нам оставил.
А мы немного отдохнули, и нужно дальше идти,
искать следующий карандаш.

Дет. – Синий.

(На ватманах нарисованы кусты. Под ними сидит
медведь с карандашом. Дети его находят)

Ребёнок исполняющий роль медведя

Я медведь, как начну реветь!
Разбегается кто куда!
Напугайся детвора!

В. – Не надо нас медведь пугать

Мы тебя ягодой угостим.

(Напротив двух кустов становятся 2 команды.
Каждый из команды печатает на куст по одной
ягоде).

Медведь. – Возьмите карандаш, а мне дайте ягоды.
Колобок туда укатился

В. – Куда? Туда. Нужно дальше идти, следующий
карандаш искать.

Д. – Фиолетовый.

(Карандаш спрятан на кукольной ширме).

Дети находят на ширме появляются колобок и
лиса.

Колобок:

Я великий колобок
У меня румяный бок.
Долго бабка тесто мяла,
Все казалось ей, что мало.
Наконец я был готов,
А потом и …… был таков.

Лиса: Колобок подойди поближе сядь мне на
язычок. Спой свою песенку.

В. – Лиса не ешь колобка, отдай его нам.

Мы его к бабушке и дедушке отнесем.

Лиса: Не буду я его есть. Я с ним дружить буду. А
если вам отдам с кем дружить буду.

В. – Ребята, где нам друзей для лисы взять?

Д. – Нарисовать или слепить?

Дети подходят к столам с пластилином и
карандашами кто куда хочет.

Рисунки детей крепим на ширму и ставим
вылепленных животных. Во время работы звучит
музыка леса.

Лиса оставляет колобка и благодарит детей за
друзей.

Колобок:

Колобок я колобок –
Бело-розовый бочок
По сусеком я метен,
Я бедовый, я умен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Зайца пальцем я обвел,
И медведя обошел,
Но прехитрая лиса – 
Чуть не слопала меня.
Если бы не ваши дети.
Мне б не жить на этом свете.
Как вам удалось спасти меня?

Д.

– Мы лепили, рисовали
Все заданья выполняли,
Мы уменьем и трудом 
Жизнь твою спасли с трудом.

Колобок:

Я за это благодарен
Снова весел, лучезарен
И за это вам как приз
Каждому вручу сюрприз.

Колобок вручает детям медаль-эмблему

“Лучший помощник карандаша”.

Колобка возвращают деду и бабе

Агафонцева Наталья Сергеевна

МОУ СОШ №50 (дошкольное отделение)

Г.Тверь

Воспитатель.

НОД по рисованию в подготовительной группе по теме: «Сказочное царство»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные: учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы, совершенствовать умение рисовать различными изобразительными материалами, закреплять умение выполнять рисунок в определённой цветовой гамме.

Развивающие: развивать эстетические чувства, творческое воображение, самостоятельность.

Воспитательные: вызвать у детей желание оказать помощь жителям сказочной страны.Воспитывать умение оценивать работу сверстников.

Материалы:ластики, графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки. Презентация «Сказочное царство»; Музыкальное сопровождение «Звуки природы».

Предварительная работа. Чтение сказок, беседы. Просматривание мультфильма «Иван царевич и серый волк», иллюстраций разнообразных дворцов.

Ход НОД

«О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка».

В: — А вы любите сказки? (Да.).

В:- А что такое сказка? (Сказка-это история со счастливым концом, в сказке добро всегда побеждает зло, в сказках присутствует волшебство, и даже животные разговаривают, разные необычные приключения и т. д.)

В:-Ребята, а какие вы помните и знаете сказки волшебные, где герои живут в дворцах сказочных?(Снежная королева, Русалочка, Золотая рыбка, Феи).

Сейчас я Вам предлагаю посмотреть, сказочные дворцы? (показ презентации).См.приложение 1

пальчиковая гимнастика.

«Замок».

Стоит в поле теремок (показать крышу домика),

На двери весит замок (ладони прижаты, пальцы переплетены).

Кто его открыть бы смог?

Потянули! (пальцы в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их)

Покрутили! (подвигать сцеплёнными пальцами)

Постучали! (пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней)

И – открыли!!! (расцепить пальцы)

По итогу

-Ребята, какого размера бывают дворцы. (большие, маленькие,)

Из каких геометрических фигур состоят дворцы? (круг, квадрат, прямоугольник, овал.

Сейчас я вам предлагаю закрыть глазки и представить себе сказочный замок, дворец. Кто в нем будет жить, какого он будет цвета, в каких тонах вы его хотите нарисовать(теплые или холодные).

Далее предлагаю его нарисовать простым карандашом.

— Ребята, если вы планируете изобразить устремленный то лист расположите вертикально, если же будете создаваться образ величественного широкого дворца — то лист кладется горизонтально.

— Начинать изображение лучше с центрального прямоугольника — главного входа во дворец. Сбоку дополняем рисунок постройками, они могут быть двух- или трехэтажными.

— Следующий этап — рисование крыши главных ворот и других построек, а затем оформление верхней части сторожевых башен. Форма этих элементов может быть самой разной.

— Обратите внимание, какой формы двери, окна, балконы.

— Ребята, сначала подумайте, кто будет жить в вашем царстве? Какими цветами будет дворец теплыми, холодными?

— Затем надо сделать набросок простым карандашом, затем раскрасить.

— Садитесь правильно, спина прямая.  

— Вспомните, что сначала вы будете рисовать? Что потом?

Приступайте к рисованию.

4.После того, как дети сделают набросок карандашом – физкультминутка.

Вы достать хотите крышу

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)

Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)

И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Дети присаживаются и дорисовывают рисунки.

Работы детей по мере их готовности вывешиваем на мольберты и  рассматриваем.

Итог.

— Какой герой будет жить в твоем дворце?

— Посмотрите, чем украшены дворцы в наших царствах, давайте рассмотрим их? (резными решетками, балконами, куполообразными крышами)

Приложение 1

Автор:  Камардина Т.Г.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Тема: «Рисование иллюстраций к сказке «Колобок»

Цель: формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов; развивать представление о разнообразии цветов и оттенков; учить выделять выразительные средства при создании образа сказочных животных, характерные для изобразительной манеры каждого: цвет, фон, одежда животных.

Методы и приёмы: словесный, наглядный (показ иллюстраций), практический.

Материалы к занятию: альбомные листы, акварельные краски по количеству детей; иллюстрации В. Горлова и Е. Рачёва к сказке «Колобок»; иллюстрации к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок» и рассматривание иллюстраций; игра-драматизация по сказке; работа с раскрасками. Прогулка в осеннем лесу, рассматривание иллюстраций, осенних пейзажей.

Ход занятия:

Вводная часть:
— Ребята, а вы любите сказки?
— А много сказок вы знаете?
— Сейчас мы это проверим! Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
В ходе отгадывания детьми сказок, воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию к этой сказке.

1) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
(«Репка»)

2) – Кто, кто в теремочке живёт?
— Кто, кто в невысоком живёт?
— Я, мышка-норушка.
_ Я, лягушка-квакушка, а ты кто?
(«Теремок»)

3) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
(«Маша и медведь»)

4) – Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
А от тебя, заяц,
И подавно уйду.
(«Колобок»)

— Молодцы! Все сказки узнали!

Основная часть:
— Посмотрите, у меня на мольберте стоят картинки к названным вами сказкам.
— Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.
— Сегодня вы будете рисовать рисунки к сказке «Колобок». Но сначала давайте вспомним героев этой сказки.
Беседа о героях сказки «Колобок».
(Дети вместе с воспитателем вспоминают содержание сказки.)
— Вспомним главных героев сказки.
(На доске прикрепляются иллюстрации животных).
— Кто первым встретился колобку? (Заяц)
— Какую песенку спел ему Колобок?
«Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти».

— Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
— Что случилось с Колобком в конце сказки?
— Почему Лисе удалось съесть Колобка?
— Какая Лиса в сказке? (Хитрая, обманщица, злая)
— Посмотрите, как художник нарисовал Лису в этой сказке.
Рассматривание иллюстраций Е. Рачёва.
Лиса — хитрая обманщица, плутовка, глазки у нее хитро при¬щурены (узкие), мордочка остренькая, продолговатая, ушки не¬большие. По размеру она больше колобка и зайца, но меньше мед¬ведя.
Движения у лисы плавные, у нее большой пушистый хвост; она рыжая.

— Сегодня мы с вами будем рисовать встречу Колобка с Лисой.
— А встретил Колобок Лису в осеннем лесу.
— Скажите, как вы думаете, почему Лисе в осеннем лесу легче спрятаться? (Лиса рыжая, в осеннем лесу её не заметно)
— Да! Осенний лес расцвечен яркими красками: оранжевыми, жёлтыми, красными, поэтому Колобок и не заметил сразу Лису!
— А как вы думаете, где Лиса поджидала Колобка? Может быть, она спряталась за деревом или за кустиком? А может быть, она сидела на пенёчке?
— Продумайте, как вы изобразите встречу Колобка и Лисы.

Практическая часть:
Дети приступают к работе. В это время воспитатель следит за техникой выполнения рисунка и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Заключительная часть:
— Вы все хорошо постарались! Давайте разместим ваши рисунке на нашей доске.
— Ребята, посмотрите на ваши рисунки и выберите среди них самую хитрую Лису и скажите, почему вы решили, что именно на этом рисунке изображена самая хитрая Лиса?
Ребята, вместе с воспитателем анализируют рисунки. По окончании занятия рисунки вывешиваются на групповой выставке.

  • Рисование по сказке сестрица аленушка и братец иванушка в старшей группе
  • Рискованное дело как пишется
  • Рисование по сказке серая шейка старшая группа
  • Риск ориентированный как пишется
  • Рисование по сказке семь симеонов семь работников подготовительная группа