Рисование в старшей группе на тему русские народные сказки

Конспект по рисованию в нетрадиционной технике рисования « восковые мелки + акварель» в старшей группе.

Тема: «Сказочная страна» (по русским народным сказкам)
Цель:
Совершенствовать умения детей в рисовании нетрадиционными методами.
Задачи:

1.Систематизировать знания детей о русских народных сказках.

2. Развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями по содержанию сказки посредством нетрадиционного рисования восковыми мелками и акварелью. Развивать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.
3. Развивать речевую активность.

4. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения в технике «восковые мелки + акварель», развивать воображение, фантазию, слуховое восприятие.

5. Развивать зрительное внимание, умение визуально координировать свои движения. Формировать привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности, в том числе, сидя за столом. Совершенствовать общую моторику.

Материал:

  1. Основа (лист А-3) – по количеству пар детей (фон белого цвета).
  2. Сердечки (разрезанные на две части) с написанным текстом отрывков из сказок.
  3. Книги – русские народные сказки.
  4. Восковые мелки, акварель, кисточки, салфетки – по количеству детей.
  5. Обложка – рисунок для детской книги.
  6. Клубок.
  7. Разрезные картинки по сказкам.
  8. Аудиозапись — Дмитрий Шостакович Прелюдия №5

Ход занятия:

  1. Настрой на занятие

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем в круг и вместе скажем:
Собрались все дети в круг (встают в круг),
Я — твой друг и ты — мой друг (показывают),
Дружно за руки возьмёмся (берутся за руки),
И друг другу улыбнёмся (улыбаются).
2Общение

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Почему? (Предполагаемые ответы детей: они интересные, слушаем их с рождения, в сказках добро побеждает зло, звери разговаривают, там волшебство, там чудеса, там Баба Яга, Кощей, Змей Горыныч).3. Игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Ребята, а как можно сказать о сказке, какая она? (Если в сказке есть чудо, то она …чудесная, если в сказке есть волшебство, то она…волшебная, если в сказке есть добро, то она…добрая, если в сказке есть радость, то она…радостная, если в сказке есть загадки, то она…загадочная, если в сказке есть мудрость, то она…мудрая).

4.Общение

Воспитатель: Ребята, а какие бывают сказки? (Ожидаемые ответы детей: авторские, народные, литературные). Скажите, что значит, «русские народные»? Почему они так называются? (Ответы детей: их сочинил русский народ).

5. Игра «Назови сказку с волшебным клубком»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете русские народные сказки? (Ответы детей) Сейчас проверим. Во многих русских народных сказках есть волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (Ответы детей) Верно. Это волшебный клубок. Вот он. Но что-то он размотался. Мы сейчас будем передавать клубок друг другу, наматывать нить и называть сказку. (Ответы детей).

6. Игра «Собери сказку»

Воспитатель: Ребята, сказки вы знаете, а собрать и узнать по получившимся картинкам их сможете? (Ответы детей) Сейчас посмотрим (Собирают сказку по разрезным картинкам).

7.Игра «Чьи это слова»

Воспитатель: Ребята, сказки вы собрали и узнали по получившимся картинкам.
А, догадаетесь, чьи это слова? ( Часто повторяющиеся слова героев из сказок «Колобок», «Маша и медведь», «По щучьему велению», «Лиса и заяц» и т.д.)

8. Общение

Воспитатель: Ребята, о сказке говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Чему учит сказка? (Предполагаемые ответы детей: добру, помогать друг другу, жить дружно и т. д.)

9. Физкультурная минутка «Сказки» (проводят дети)

1. Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движения).
Ой, яичко уронила (наклоняются поднять «яичко»),
Посмотрите-ка, разбила (показывают).

2.Вот её мы посадили (наклоняются),
И водой её полили (имитация движения).
Выросла репка — хороша и крепка (разводят руки в стороны).
А теперь её потянем (тянут),
И из репы кашу сварим (имитация еды).
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показывают «силу»).

3.Мы славная семья козлят.
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивают на месте).
Мы любим, бегать и играться (бегут).
Мы любим рожками бодаться (показывают «рожки», бодаются).

10.Общение

Воспитатель: Ребята, я сегодня, получила приглашение в сказочную страну, где живут русские народные сказки (показываю приглашение в виде сердечка, на котором написано «Создайте сказочную страну»). А вы хотели бы побывать там и создать её из рисунков? (Ответы детей) В этом конверте приглашения и для вас, даже написаны ваши имена (показываю детям сердца, разрезанные пополам в разном направлении). Если вы правильно соедините сердца, т.е. найдёте свою пару, то узнаете, в какую сказку попадёт ваша пара, и вместе решите, что будете рисовать по содержанию сказки. А потом все вместе создадим книгу «Сказочная страна». (Дети объединяются в пары, узнают свою сказку и договариваются, что будут рисовать) Ребята, рисовать будем восковыми мелками и акварелью, но сначала разомнём пальчики.

11. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть (сжимают и разжимают кулачки):
«Рукавичка», «Теремок»,
«Колобок» — румяный бок.
Есть «Снегурочка» — краса,
«Три медведя», «Волк и лиса».
Не забудем Сивку – Бурку, нашу вещую каурку.
Про Жар – птицу сказку знаем,
«Репку» мы не забываем,
Знаем «Волка и козлят» (на каждое название загибают пальчик).
Этим сказкам — каждый рад (хлопают в ладоши).

12. Рисование / Общение

Дети рисуют в парах, самостоятельно разделив объём выполняемой работы. При необходимости задаю уточняющие, направляющие вопросы.

13. Итог занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поменяемся страничками друг с другом и определим, кто по какой сказке в Сказочной стране «путешествовал» (дети в парах обмениваются работами, анализируют содержание рисунка). Посмотрите, вот обложка для книги. Давайте вложим ваши рисунки в обложку и создадим книгу «Сказочная страна» (вкладывают рисунки в обложку, рассматривают получившуюся книгу).

Дети любят слушать сказки. Любят пересказывать сказки. Любят рисовать сказочные сюжеты. Храбрые герои и фантастические существа, загадки и приключения зовут ребят в волшебный мир. Привлекательная для детей тема «Моя любимая сказка» предполагает блок непростых заданий: на рисование фигуры человека или животного, изображение действий.

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Моя любимая сказка»

Дети шестого года жизни проявляют старание и фантазируют на занятиях по ИЗО. Рисование на тему «Моя любимая сказка» предполагает изображение персонажей животных. Пропорции и позы человеческого тела ребята будут изучать позже. Цель занятия — передать в рисунке образ и характер сказочного героя.

Детям читают сказки

Впечатления от услышанной сказки дети передают в рисунках

Обучающие задачи направлены на развитие художественных умений детей:

  • Совершенствование техники рисования:
    • кистью: рисование линий, мазков, фигур, штриховка кончиком кисти и прорисовка деталей, заливка фона,
    • карандашом: рисование наброска, штриховка с разным нажимом.
  • Развитие умения находить, из каких фигур состоит объект.
  • Научить рисовать композицию: с учётом размера объектов.
  • Развитие чувства цвета: смешивание цветов, получение оттенков.

Рисование различными материалами

В старшей группе детям предоставляется право выбор материалов: краски или карандаши

Краски и основа для рисования

  • Акварель — для рисования фона.
  • Гуашь — для рисования композиции.
  • Фломастеры — для обводки контуров рисунка.
  • Кисти разной толщины.
  • Цветные карандаши, простой — для предварительного наброска.
  • Лист формата А4 — плотная белая бумага.

Дети любят фломастеры за их яркость. Дочке на 5-летие подарили большой чемоданчик — каких только цветов и оттенков фломастеров в нём не было. Ребёнок дома рисовал только ими. Летом на дачу взяла чемоданчик с собой. А в сентябре на занятиях расстраивалась. Не потому, что фломастеров в садике нет, но рука отвыкла рисовать карандашом.

Сказочная птица

Рисовать фломастерами в детском саду допустимо, но основное внимание уделяется техникам рисования красками и карандашом

Техники рисования

  • Рисование простым карандашом:
    • создание наброска в виде простых геометрических фигур (туловище — овал, голова — круг),
    • соединение элементов наброска плавными линиями,
    • рисование мелких деталей (глаза, рот, украшения),
    • штриховка,
    • прорисовка деталей (оперение, шерсть, узор).

      Рисунок простым карандашом: Колобок

      Нарисовать персонажа простым карандашом — сложная задача

  • Рисование цветными карандашами:
    • рисование наброска простым карандашом,
    • цветными — закрашивание,
    • обводка и детализация — цветными карандашами с сильным нажимом или фломастером.

      Рисунок цветными карандашами: Колобок

      Рисование цветными карандашами часто сочетается с использованием фломастера

  • Рисование красками:
    • рисование наброска простым карандашом,
    • тонирование бумаги или заливка фона широкой кистью (земля — небо),
    • закрашивание кистью средней толщины,
    • детализация и обводка тонкой кистью или кончиком средней кисти.

      Рисунок красками: Колобок

      Дети 5–6 лет стремятся дополнить рисунок деталями

На занятие «Яички простые и золотые» классические приёмы рисования могут сочетаться с нетрадиционными техниками.

  • Закрашивание наброска восковыми карандашами или пастелью.
  • Применение монотипии в рисовании фона: отпечатывание красок дополняет фантастической атмосферы рисунку.
  • Рисование необычными инструментами: ватными палочками, пластиковой вилкой, губкой, манкой.

Пуантилизм: Колобок

Классический рисунок красками можно дополнить точками, например, при помощи ватной палочки

Сочетание с другими видами изобразительной деятельности

Привлечь внимание детей к продуктивному творчеству помогает включение в работу элементов лепки и аппликации. Воспитанники старшей группы самостоятельно планируют, как дополнить рисунок. Например, перья жар-птицы выложить аппликацией из цветной или фольгированной бумаги. Интересная идея выложить пластилиновыми деталями узор на одежде героев или частично фон.

Дети самостоятельно выбирают материалы для аппликации среди запасов бросового и природного материала в творческом уголке:

  • крупы и семечки,
  • салфетки, ватные шарики и диски,
  • бисер, стразы,
  • кусочки цветной бумаги, обоев, журналов.

Рисунок с аппликацией: «Белка песенки поёт»

Детализировать рисунок сказочного героя можно при помощи обрывной аппликации

Дифференциация заданий

Потребность в разноуровневых заданиях возникает, когда среди воспитанников педагог выявил детей, обладающих высокими способностями. Талант требует реализации. С обычным заданием одарённый ученик справится быстрее остальных и заскучает.

Примеры усложнённых заданий на занятии «Моя любимая сказка»:

  • Детально проработать фон,
  • нарисовать объекты второго плана,
  • нарисовать элементы народного орнамента на костюме героя,
  • нарисовать сценку («Колобок на носу у лисы», например).

Рисование любимой сказки: Колобок убежал

Индивидуальные задания по рисованию сказки направлены на поддержание и развитие таланта

Место занятия «Моя любимая сказка» в картотеке по рисованию

Тема «Моя любимая сказка» имеет широкий простор для детского творчества. В детском саду нежелательно давать детям свободные темы для рисования. Программа по изобразительной деятельности Т. С. Комаровой включает занятия «Сказочные домики», «Сказочная птица», «Сказочный сюжет» (по мотивам сказки про лису и зайца). Если тема не конкретизирует объект рисования, воспитатель проводит предварительную работу. На занятиях НОД дети изучают народные и авторские сказки, в театральном уголке разыгрывают по ним сценки, играют с фигурками или масками персонажей.

Таким образом, занятие «Моя любимая сказка» станет итоговой работой: дети выберут, кого из знакомых персонажей изображать.

Без предварительного изучения/повторения с детьми сказок задание «Нарисуй любимую сказку» может поставить ребят в ступор. Как вариант, они начнут рисовать любимых героев, но из фильмов и мультфильмов.

Сказочный уголок

В театральном уголке дети разыгрывают сюжеты сказок, ближе знакомятся с персонажами

Творческое занятие по сказкам может быть частью проектной деятельности.

  1. Краткосрочный проект предполагает проведение занятий НОД и по ИЗО, сюжетно-ролевые игры и инсценировки на сказочные сюжеты.
  2. Долгосрочный проект реализуется через углублённое изучение темы («Русские народные сказки о животных», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки Ш. Перро»). Организуется поход в детский театр или музей сказок. Активно задействуют родителей: они помогают шить костюмы для постановки сказки, делают декорации, оформляют афишу.

Выставка «Сказки Пушкина»

Итоговым мероприятием проекта по сказкам может быть выставка рисунков

В старшей группе детей следует побуждать к коллективной деятельности. Ребята могут составить сюжетные композиции из нескольких персонажей и с богатым вторым планом. Первое занятие по сказкам посвящается индивидуальному рисованию сказочных героев. На втором занятии ребята занимаются композицией.

Детям предлагается самостоятельно продумать последовательность работы, распределить между собой задачи. Воспитатель направляет замысел в нужное русло, подсказывает.

Коллективная композиция по рисованию

Воспитанники старшей группы активно взаимодействуют друг с другом и творят совместно

Коллективная композиция по рисованию создаётся в несколько этапов:

  • тонировка бумажной основы,
  • рисование объектов второго плана,
  • закрепление индивидуальных рисунков в сюжетное целое.

Традиционно в качестве основы берётся лист ватмана. Мы просим родителей приносить в детских сад остатки обоев. Дети рисуют на обратной стороне рулона, бумага не промокает, а расправляется легче ватмана.

Композиция «Теремок»

Сюжетная композиция по теме «Сказки» может дополнятся элементами аппликации и пластилинографии

Конспект занятия «Моя любимая сказка» в старшей группе

Занятия по рисованию в старшей группе проводятся в половине дня раз, в неделю. Согласно нормам СанПиН его продолжительность не должна превышать 25 минут. Основные этапы деятельности перемежаются физкультминутками, играми малой и средней подвижности, дыхательной или психогимнастикой. Это здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранить положительный эмоциональных фон в детском коллективе, а также предупредить умственное и физическое перенапряжение.

Физкультминутка в старшей группе

На занятии по рисованию дети обязательно должны разминаться

Занятие по рисованию выстраивается по схеме:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Информационно-ознакомительный этап — 4–5 минут.
  • Практическая работа:
    • объяснение задания, рассматривание и обсуждение образца — 2–3 минуты,
    • самостоятельная работа детей — 14–16 минут.
  • Рефлексия (показ и обсуждение работ/занятия в целом) — 2 минуты.

Дети и рисунки «Моя любимая сказка»

Показ и обсуждение работ — обязательный этап занятия по рисованию

Занятия для дошкольников должны мотивировать детей к исследованиям, развитию умений и проявлению таланта. Да, дети любят рисовать, но и любимое занятие может наскучить, если оно не увлекает. Поэтому информационно-ознакомительный этап занятия «Моя любимая сказка» рекомендуется направить на мотивацию к созданию рисунков.

Грустно, но факт. Иногда занятия с дошкольниками похожи на сценку из советского фильма «Мачеха»: «Вот тебе краски, вот тебе альбом. Хоть стой, хоть падай!» Помните, педагогическая задача не только объяснить и научить, но и сохранить устойчивый интерес к творчеству.

Презентация по рисованию

Заинтересовать детей темой занятия можно, например, просмотром презентации

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Форма вводного этапа Содержание
Изучение выставки Воспитатель подготавливает выставку декоративных предметов на тему «Сказки»: фигурки, лубок, глиняные и деревянные игрушки, иллюстрации. Ребята рассматривают выставку и отвечают на вопросы:

  • Каких персонажей узнали? Из каких они сказок?
  • Как авторы работ смогли передать характер героев?
  • Кто понравился больше всего?
Беседа «Герои сказок — какие они?» Ребятам предлагается вспомнить любимые сказки и ответить на вопросы:

  • Кто ваши любимые герои?
  • Какой у них характер?
  • Как вы представляете их внешность?
  • Какие атрибуты соответствуют героям?
Просмотр или прослушивание сказки (фрагмента) Показать детям отрывок сказки могут воспитанники подготовительной группы или участники театрального кружка. Сюжет сказки в сжатой форме хорошо показать в виде презентации или видеоролика.
Проблемная ситуация В гости к ребятам приходит сказочный герой, допустим, медведь. Он рычит и сокрушается: злой волшебник заколдовал их сказку и звери потерялись в таинственном лесу (показывает ватман с изображением тёмных деревьев и пустого теремка). Дети предлагают варианты решения проблемы и предлагают помочь медведю — нарисовать героев «Теремка».

Вариантов мотивирующих форм много. Подбирайте то, что интересно конкретной детской аудитории. Среди детей есть визуалы, аудиалы, кинестетики. Сочетайте разнообразные виды подачи материалы. Одних заинтересуют красочные картинки, другие внимательно будут слушать музыкальную сказку. А кто-то, как моя дочка, захочет потрогать игрушки по мотивам сказки и проиграть с ними сценку.

Баба Яга в детском саду

Появление на занятии сказочного персонажа пробуждает в детях интерес и дарит позитивный настрой

Таблица: конспект НОД по теме «Моя любимая сказка Колобок» в старшей группе

Автор Кашуба Т. А., д/с №109 Саратовской области
Задачи
  1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.
  2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции.
  3. Воспитывать умение пользоваться материалами для рисования по желанию; прививать любовь к русским народным сказкам.
Предварительная работа
  • Чтение сказки,
  • рассматривание иллюстраций.
Материалы (раздаточные — по количеству детей)
  • Альбомные листы,
  • цветные карандаши,
  • краски,
  • кисти,
  • салфетки,
  • «непроливайки»,
  • иллюстрации к сказке,
  • аудиосказка «Колобок».
Ход НОД В.: Все внимательно смотрите, чудо вдруг произойдёт,
Если в сказку вы хотите, к вам она сама придёт.
Загадывается загадка:
Был похож на мяч немножко
И катился по дорожкам.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Ото всех он убежал,
А к лисе на нос попал
Кто это — румяный бок,
Ну, конечно…. (колобок).
Вывешивается иллюстрация.
В.: Правильно!
На сметане он мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок покатился колобок.
— Катится колобок по дорожке, а навстречу ему кто?
Д.: зайчик.
В.: с кем ещё колобок встретился в лесу?
Д.: с волком, медведем, лисой. (Иллюстрации)
В.: давайте вспомним части тела животного (дети перечисляют) .
— А как можно отличить одно животное от другого?
Д.: по цвету шести, по длине и форме ушей, по хвосту, по мордочке.
В.: что за цвет, и какой формы колобок (ответы детей).
— Всё было бы хорошо, но встретил колобок лису. А лиса хитрая. Что она сделала?
Д.: попросила колобка сесть на носок и спеть песенку ещё разок.
Подвижная игра <…>
Динамическая пауза «Колобок».
В.: Посмотрите на картинки к сказке? Как называются такие изображения в книгах?
Д.: иллюстрации.
В.: Ребята, хотите стать ненадолго художниками-иллюстраторами? Предлагаю вам пройти за столы и нарисовать иллюстрации к сказке «Колобок».
Под прослушивание сказки дети рисуют.
В.: замечательные у нас получились иллюстрации. Мы их соберём и сделаем свою книгу.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/03/12/nod-po-izo-moya-lyubimaya-skazka

Видео: мультик по мотивам сказки «Колобок»

В качестве мотивирующего начала занятия по рисованию сказки может выступать просмотр мультфильма. Совет: ищите короткие современные мультики, на 2–3 минуты, краткий пересказ — вот что нужно.

Порядок выполнения рисунков

Дети рисуют на тему «Моя любимая сказка» карандашами и красками. На занятии в старшей группе рекомендуется отрабатывать умение делать набросок — классические техники рисования опираются на него.

Поэтапное рисование по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

  1. Рисование карандашного наброска: голова и туловище зайца в виде геометрических фигур.

    Сказка Сутеева: набросок

    Рисование наброска развивает мышление: ребёнок видит формы внутри объекта

  2. Штриховка внутри контуров.

    Сказка Сутеева: штриховка

    Напоминайте детям, что линии штриховки должны быть в одном направлении

  3. Растушёвка. Необязательный этап, но ознакомиться с этим приёмом рисования детям следует.

    Сказка Сутеева: растушёвка

    Чтобы работа была аккуратной, при растушёвке нельзя выходить пальчиком за границы изображения

  4. Прорисовка контуров и мелких деталей. Используется тот же простой карандаш, но рисовать нужно с усиленным нажимом.

    Сказка Сутеева: детализация и обводка

    Способность определять необходимую степень нажима на карандаш приходит со временем, важна тренировка

  5. Прорисовка деталей: ушки, лицо.

    Сказка Сутеева: детализация персонажа

    Зайчик — положительный персонаж сказки, потому и лицо у него доброе

  6. Рисование атрибута персонажа. Это может быть усложнённым заданием для одарённых детей.

    Моя любимая сказка «Мешок яблок» Сутеева

    На готовом рисунке зайчик изображён с мешком яблок для своих родных

Поэтапное рисование по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

  1. Карандашный набросок можно сделать для фигуры в движении. Например, Серая Шейка взмахнула крыльями.

    Сказка Серая Шейка: набросок

    Для наброска фигуры в движении перед глазами ребёнка должна находиться статуэтка в подобной позе или он сам пробует принять такое положение

  2. Закрашивание цветными карандашами. Направление штриховки изменяется на различных частях объекта.

    Рисунка Серая Шейка: закрашивание

    Цветными карандашами закрашивать нужно предельно внимательно: лишнее за контуром не стереть ластиком

  3. Обводка простым или чёрным карандашом, дополнение мелкими деталями (перья, глаз).

    Рисунок Серая Шейка: обводка

    Пусть дети обводят рисунок карандашом для практики в силе нажима

  4. Цветными карандашами рисуются предметы второго плана. Например, пруд, камыш, берег.

    Рисунок «Серая Шейка»

    Цветные карандаши — отличный материал для создания сказочной иллюстрации

Поэтапное рисование по мотивам сказки «Колобок»

  1. Тонирование бумаги акварелью — в один цвет.

    Рисунок Колобок: тонирование

    Тонировать бумагу модно как кистью, так и губкой — предложите ребёнку выбор инструментов

  2. Обозначение земли и неба на листе — провести широкие полосы или отпечатать в технике монотипия по сырой акварели.

    Рисунок Колобок: проработка фона

    Простой фон для рисунка — земля и небо

  3. Рисование Колобка: окружность и закрашивание. По высохшей акварели дети рисуют гуашью — получается яркое изображение насыщенного цвета.

    Рисунок Колобок: изображение героя

    Основной объект композиции рисуется кистью средней толщины

  4. Детализация — тонкой кистью.

    Рисунок Колобок

    Детали рисуются тонкой кисточкой

Поэтапное рисование по мотивам сказки «Репка»

  1. Обозначение на бумаги линии горизонта. Заливка фона — небо и земля. Педагог показывает на примере пейзажных фотографий, что удачно выстраивается композиция, где полоска земли уже небесного пространства.

    Рисунок Репка: заливка фона

    Дети должны запомнить, что линию горизонта лучше обозначать ближе к нижней границе листа

  2. Рисование репки двумя цветами (корнеплод и ботва).

    Рисунок Репка: изображение объекта

    Ребятам предстоит подумать, основной ли Репка персонаж сказки

  3. Рисование животного персонажа из сказки: собаки, кошки или мышки.

    Индивидуализировать задание можно: выбором персонажа и возможностью нарисовать его атрибут. Например, для Жучки — будка, кошке — миска молока, мышке — колосок.

    Рисование Репки: Жучка

    Ребёнок выбирает одного из персонажей, например, собаку Жучку

  4. Детализация рисунка — тонкой кистью.

    Моя любимая сказка: Репка

    Таким образом, репка — обязательный объект для сказочной композиции, но располагаться может на втором плане

Фотогалерея: примеры готовых работ

Видео: «Рисуем с Павликом Колобка из сказки»

Это видео — наглядная демонстрация того, как ребёнок учится воспроизводить образец. Взрослый показывает геометрические фигуры и идеальные элементы. У ребёнка получается похоже, но далеко не так ровно и аккуратно. Помните, детей необходимо хвалить за старание. Их рисунки никогда не будут такими, как схемы и образцы. Но они точно будут уникальны и неповторимы.

Фотогалерея: рисунки в нетрадиционных техниках

Рисование любимых сказочных персонажей и сюжетов развивает в детях творческие навыки. Однако занятие «Мои любимые сказки» не обособлено в образовательном процессе, а является частью изучения интереснейшей темы.

  • Автор: Мария Скопина
  • Распечатать

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(3 голоса, среднее: 5 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Путешествие в сказку»

Автор: Дзюман Ирина Владимировна

Организация: ГДОУ ЛНР ЯС «Мальвина»

Населенный пункт: ЛНР, г. Стаханов

Цель:

Обучающие задачи: Продолжать учить детей создавать сюжетные композиции по сказкам; размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать движение людей и животных.

Проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения, выбора средств изображения.

Развивающие задачи: Развивать зрительное внимание, логическое мышление, творческое воображение. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по сказочным героям и музыкальным фрагментам. Ввести в словарь детей новое слово-«иллюстратор».

Воспитательные задачи: Воспитывать активный интерес к сказкам, внимание, аккуратность в работе, желание доводить дело до конца.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Оборудование: Листы бумаги А4, тонированные листы, цветные карандаши, простые карандаши, акварель, кисточки, материал для нетрадиционной техники рисования, стаканчики с водой, влажные салфетки, клеёнки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под музыку О.Кима « В гостях у сказки» дети с воспитателем заходят в зал (воспитатель одета в костюм сказочной Феи).

-Ребята, как я и обещала, мы пришли в мою страну сказок. Посмотрите вокруг, вас встречают герои разных сказок. Сказка-это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения.

-А вы любите сказки? (ответы детей).

-А много сказок вы знаете? (ответы детей).

-Я хочу проверить. Предлагаю вам послушать фрагмент мелодии из сказки и подойти к герою данной сказки. (Звучит фрагмент мелодии из сказки, дети подходят к иллюстрации героя этой сказки).

-Ребята, из какой сказки этот герой? (ответы детей).

-А кто написал эту сказку? (ответы детей).

-Молодцы! Слушаем следующий фрагмент мелодии («Золушка», «Айболит», «Три поросёнка», «Кот в сапогах», «Колобок», «Красная шапочка»).

-Молодцы! Вы правильно отгадали все сказки и сказочных героев.

-Скажите, как называются сказки, которые написали писатели? (Авторские).

-А сказки, которые придумал народ? (Народные).

-С этим заданием вы справились. А справитесь ли вы с другим заданием?

-У меня есть книга сказок с красочными иллюстрациями. Сейчас мы их рассмотрим, а вы скажите: из какой сказки иллюстрация. (Показываю книгу, открываю её, внутри одна иллюстрация).

-Ой, в моей книге пропали иллюстрации, осталась одна иллюстрация. Это проделки злой волшебницы. Что же делать? (Ответы детей).

-Вы согласны мне помочь? (Ответы детей).

-Я предлагаю вам стать художниками-иллюстраторами и нарисовать сюжеты ваших любимых сказок.

-Но для этого нужно вспомнить и представить свою сказку и сказочного героя.

-Давайте присядем на ковёр, закроем глаза и перенесёмся в сказочный мир. (Звучит медленная мелодия. Дети медитируют).

Сопровождаю тихими словами:

-Ребята, каждый из вас попал в свою любимую сказку. Представьте своего сказочного героя. Какой он: весёлый или грустный? Что он делает? Бежит или летит? Что его окружает? Какое время года в вашей сказке?

-Возвращаемся из сказки. Открываем глаза.

-Ребята, вы решили сюжет к какой сказке будете рисовать? (Ответы детей).

-А теперь выбирайте всё, что вам необходимо для работы и проходите на свои рабочие места.

-Рассаживайтесь за столы. Работа предстоит трудная, но интересная. Вы не просто дети, а художники-иллюстраторы. Вам нужно нарисовать мюжет любимой сказки так, чтобы было понятно, какую сказку вы нарисовали.

-Для этого нужно располагать рисунок по всему листу бумаги.

-Обратите внимание, что на переднем плане изображение должно быть больше, а на заднем-меньше.

-Постарайтесь изобразить своего героя в движении.

-Прежде, чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики:

(Пальчиковая гимнастика)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок-румяный бок,

Есть Снегурочка-краса,

Три медведя, волк, лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку,

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем.

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

-Приступаем к работе. (Дети рисуют под тихую мелодию. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, помогает советом).

-Ребята, заканчиваем рисовать. Убираем своё рабочее место. Вытираем руки салфетками.

-Давайте рассмотрим ваши рисунки. Узнаете ли вы, к каким сказкам они нарисованы?

-Давайте назовём какие сказки нарисованы на ваших иллюстрациях. (Ответы детей).

-Ребята, так кем же вы сегодня были? (Ответы детей).

-Молодцы! Со своей задачей вы справились! У вас получились яркие, красочные иллюстрации. Спасибо вам за помощь!

-Ой, мы забыли, что в книге осталась одна иллюстрация,

-А вы знаете к какой она сказке? (Ответы детей).

-Я предлагаю вам пройти в группу и прочитать эту сказку. А ваши иллюстрации в нашу книгу сказок мы соберём позже.

Литература:

1. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. — М.: Просвещение, 1976. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. — 2010.

3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. — Москва, 2011.

4. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009

5. Погодина С. Художественные техники — классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009

6. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2009

7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки — Ярославль, 2014.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,0 КБ

Опубликовано: 13.11.2021

2.Основная часть занятия.

Словесный метод : художественное слово.

Словесный метод: рассказ воспитателя.

Наглядный метод : использование ИКТ.

Похвала.

Игровой метод : динамическая пауза.

Сюрпризный момент.

Частично-поисковый метод : постановка проблемы, рассуждения.

Беседа.

Приём повтора.

Игровой метод ( пальчиковая гимнастика)

Практический метод.

3.Заключительная часть. Итоговая.

Похвала.

— А сейчас давайте сядем на подушечки.

— Я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наши сказки впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажет гостья: «Заходи».

— Ребята, вы любите сказки?

— Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок.

— Давным-давно люди еще не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядет, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали ее из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы – вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времен и пришла к нам сказка.

— Давайте мы с вами вспомним русские народные сказки.

— Я читаю вам отрывки из сказок, а вы отгадываете название сказки :

1.- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
— Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!

2. Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

3.Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.

4.-Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.

5.- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – никого я не боюсь.

6.— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точеная, ручка золоченая, —……… Никому ее не отдам.

7.Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

8.- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

9. Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

10. Выбежала девочка в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали в тёмном лесу.

11. Ау! Ау! Снегурушка,
Ау! Ау! Голубушка!
У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка;
Её подружки в лес заманили,
Заманивши — покинули.

12.Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

13. — Битый небитого везет,
Битый небитого везет!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: «Битый битого везет».

— Молодцы. Все сказки отгадали.

— А какая старушка часто встречается в русских народных сказках ?

— Правильно. Давайте мы немножко разомнемся. И вспомним сказочную разминку :

В тёмном лесе есть избушка

Стоит задом наперед

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет

Нос крючком, глаза большие

Как фонарики горят

Фу, сердитая какая

Дыбом волосы торчат

(плач)

— Ой, ребята ,а вы слышите кто-то плачет?

(Выходит маленькая сказочная фея , плачет, а в руках у нее книга сказок с чистыми листами)

Воспитатель : —Здравствуйте.

— Это вы здесь плачете? Кто Вы ? Что с Вами случилось?

Фея : — Здравствуйте. Сейчас я вам все расскажу.

В доброй сказке я живу,

Веселою феей там служу,

Книгу с картинками вам приношу .

Волшебник злой об этом узнал,

Книгу волшебную себе он забрал,

Краски веселые с книги той стер

Ах, оказался волшебник хитер…

Вот и остались пустыми страницы.( показывает книгу с пустыми страницами и плачет)

Воспитатель :- Ребята что же нам делать ? Страницы все пустые картинок нет , героев сказочных тоже нет .

-Вы предлагаете нарисовать ? Хорошо давайте рисовать.(посадить детей за рабочие места).

— Карина, а ты какого сказочного героя хочешь нарисовать?

— Антон, а ты?…

— Хорошо, каждый нарисует того кто ему больше нравится. Конечно же у нас будет на листе не только один герой ,но и ситуация, сказка в которой он находится. Мы нарисуем целую иллюстрацию, согласны дети ?

— Давайте вспомним основные правила рисования карандашом.

— Для того чтобы начать рисовать нужно приготовить пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

 Колобок- румяный бок!

Репку мы не забываем,

 Знаем Волка и козлят

— Этим сказкам каждый рад!

Посмотрим , что у вас получилось. С созданием новых страниц для книги вы справились.

Молодцы.

Давайте полюбуемся вашими работами.

Дети с воспитателем садятся на подушечки около экрана.

— Да.

(Дети отгадывают названия сказки по отрывку, а ответ появляется на экране.)

1.«Теремок».

2.«Колобок»

3.«Кот, петух и лиса».

4.«Заюшкина избушка».

5.«Заяц – хваста».

6.«Жихарка».

7.«Зимовье зверей».

8.«Петушок и бобовое зернышко».

9.«Крылатый, мохнатый да масляный».

10. «Гуси-лебеди».

11.«Снегурушка и лиса».

12. «У страха глаза велики».

13. «Лисичка сестричка и волк».

— Баба Яга.

Дети делают движения согласно тексту :

( Пружинка, руки домиком над головой.

Прыжком стать спиной и повернуться на место.

Козырек вправо, влево.

Кулачки на поясе, топают ногой.

Палец крючком у носа, показать глаза.

Выброс пальцев из кулачка

Отмахиваются правой- левой рукой.

Показ торчащих волос.

Дети прислушиваются.

Дети предлагают нарисовать.

-Карандаш нужно держать тремя пальцами, не близко к отточенному концу, не сильно сжимая. (Между большим и средним, придерживая сверху указательным).

-При рисовании линии сверху вниз – рука находится сбоку линии, а при рисовании линии слева направо — рука внизу линии.

-Линию желательно рисовать сразу, не отрывая руки и не останавливаясь. Не нужно проводить по одной линии несколько раз.

-Предметы округлой формы рисовать желательно тоже одним движением, без остановки.

-Предметы квадратной и прямоугольной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было зрительно оценить, куда вести линию дальше.

-При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного изображения.

-При закрашивании штрихи следует наносить в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

-Закрашивать рисунок желательно без просветов.

-При закрашивании нужно равномерно нажимать на карандаш. Если нужно поярче – сильный нажим, посветлее – слабый нажим.

Дети выполняют действия согласно словам пальчиковой гимнастики.

Дети выполняют творческое задание. (Дети рисуют персонажей любой сказки».

Организация и проведение занятий

Богатая тема «Моя любимая сказка» раскрывается в процессе разносторонней педагогической работы, направленной на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. Занятия по рисованию могут проводиться как в формате узконаправленных, так и в рамках краткосрочных и долгосрочных проектов по этой тематике («Русские народные сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки народов мира», «Сказки Г. Х. Андерсена», «Сказки Чуковского», «Сказки В. Сутеева» и т. д.).

Большие сюжетные композиции, которые состоят из нескольких персонажей и предметов, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого тонируется фон, прорисовываются отдельные фигурки, прорабатывается детализация, проводится в небольших подгруппах по 3–4 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, приобретая опыт согласованных действий. В процессе коллективного творчества дети опираются на заданное воспитателем условие или свободный замысел, совершенствуя социальные навыки взаимопонимания и товарищества.

Рождественская сказка — работа с элементами аппликации и пластинографии

Важно сформировать у детей понимание правильной последовательности этапов работы по созданию коллективной сюжетной композиции или коллажа:

  • сделать фоновый рисунок, разделённый линией горизонта;
  • нарисовать объекты второго плана (деревья, солнышко, облака, цветы и т. д.);
  • прорисовать или разместить заранее подготовленные и вырезанные силуэты сказочных героев.

    Рисунок Жар-птицы — каждый ребёнок разрисовывывает своё перо, затем все вместе собирают пышный хвост сказочной птицы

Схема занятия

В старшей группе проводится одно занятие по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для нейтрализации психологического и умственного напряжения, а также и профилактики физической усталости детей.

  1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки или литературного произведения, но и просмотром картинок, слайд шоу, фрагмента фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к сказочному сюжету, изучение характеров главных героев и последовательности событий. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной игры, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность.
  2. Практическая часть — воспитатель поясняет последовательность создания композиции и прорисовки главных героев с опорой на схему (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ картины или образца, подготовленного воспитателем, не должны использоваться для срисовывания, а только для формирования правильного понимания задания или его уточнения. Работа производится с натуры (игрушка) или на основе свободного замысла детей, основные приёмы уже освоены, поэтому не требуют дополнительного показа.
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут).
  4. Заключительная часть — анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Схемы рисования сказочных героев (фотогалерея)

Конспект занятия на тему «Путешествие в сказку» (автор Т. А. Сосик)

Цели: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, закреплять знания детей о русских народных сказках. Задачи:

  • закрепить знания о сказочно-былинном жанре, особенностях изображения, его назначении;
  • развивать воображение, фантазию, творческую самостоятельность, умение воплотить в рисунке свой замысел;
  • учить передавать в рисунке образы сказочных героев с их характерными особенностями;
  • учить выбирать материал для изображения, строить композицию из отдельных рисунков к эпизоду из сказки.

Материалы: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, иллюстрации к русским народным сказкам. Дидактические игры: «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». 1. Организационный этап. Воспитатель: В начале занятия я хочу прочитать вам стихотворение В.А. Стекловой В мире много разных сказок Грустных и смешных, Но прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может все случиться, Наши сказки впереди, Сказка в двери постучится – Скажет гостья: «Заходи». Вот сегодня мы с вами и отправимся в необычное путешествие, в страну сказок. Давным-давно люди ещё не умели ни читать, ни писать, а сказки уже рассказывали. А как же их любили слушать, и не только малые ребятишки, но и взрослые. Соберутся вечером на посиделках: потрескивают поленья в печи, тесно в избе, все делом заняты, кто пряжу прядёт, кто вяжет, кто вышивает, а кто и просто сказку слушает. Дошла сказка и до наших дней, потому что рассказывали её из поколения в поколение, передавали из уст в уста. Ваши бабушки рассказывали сказку вашим мамам и папам, ваши мамы — вам, а вы уже своим детям расскажите. Вот так из давних времён и пришла к нам сказка. А какие сказки вы знаете? Ответы: «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др. А какие это сказки? (Русские народные) А почему они так называются? Ответы: (Придумал и написал народ). Проводятся дидактические игры «Узнай по профилю», «Подбери героев к сказкам». – Молодцы! – Ребята, а у вас есть любимые сказки? Ответы. Вот героев этих сказок мы и будем с вами рисовать. Выбранные герои сказок (иллюстрации) помещаются на фланелеграф. 2. Практическая часть. Посмотрите внимательно на героев сказок и вы увидите, какие они разные. Искусство портрета очень древнее. Художники, когда пишут портрет стараются передать характер и внутренний мир героя. Сказочные герои могут быть хитрыми и доверчивыми, добрыми и злыми. А ведь все мы тоже в своём роде художники. Давайте нарисуем иллюстрации к своим любимым сказкам. Надо постараться передать в портрете характер героя, его характерные черты, настроения. Не забудьте про причёску, украшения, головные уборы. Все мелочи важны. Они тоже говорят о характере героя. Работать надо очень аккуратно и внимательно. Как вы думаете, какой в сказке конец? Ответы (Всегда счастливый, добро побеждает зло). Правильно! Ну, а теперь за работу. 3. Самостоятельная работа. Дети рисуют. 4. Подведение итогов. После занятия преподаватель вывешивает все рисунки на видном месте — дети рассматривают их и рассказывают какого сказочного героя они нарисовали, обсуждают характеры героев, какие они.

Конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД с использованием приема комментированного рисования с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем сказку»

Задачи:
ОО «Художественное творчество»: 1. Совершенствовать умение и навыки рисовать по следам обыгранного литературного произведения; 2. Развитие коллективного творчества; 3. Развивать творчество, фантазию. ОО «Коммуникация»: 1. Формирование умения вести диалог с воспитателем. ОО «Познание»: 1. Формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги). 2. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. Оборудование: — листы ватмана; — столы. Демонстрационный материал: — лесная поляна. Раздаточный материал: — гуашь; — кисточки; — баночки с водой; — бумажные салфетки.
Ход
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите сказки? (ответы детей) Воспитатель: Тогда, сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в сказку, а в какую вам нужно будет отгадать. Сейчас я назову вам героев этой сказки, вы внимательно подумайте и скажите, как называется эта сказка. Герои этой сказки: сестричка с братцем, избушка на курьих ножках, Баба-яга костяная нога, яблонька с наливными яблоками, молочная речка с кисельными берегами. Воспитатель: Кто отгадал, какая это сказка? Дети: Сказка «Гуси-лебеди». Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним один из эпизодов этой сказки и обыграем его. Дремучий лес. На полянке стоит избушка на курьих ножках, рядом ходит Баба-яга — она встречает Ваню. Воспитатель: Ребята, скажите, какие персонажи нам встречаются в этом эпизоде? (Баба-яга, избушка на курьих ножках, Ваня и деревья в дремучем лесу). Тогда давайте подумаем, кто какую роль хотел бы сыграть из этого эпизода. Представим с вами, что это волшебная сказочная поляна, на которой стоит избушка на курьих ножках. А кто из вас хочет перевоплотиться в избушку на курьих ножках? Избушка-избушка выбери себе место, где у нас на полянке будешь стоять. Воспитатель: Теперь представим, что справа от избушки ходит Баба-яга. Кто хочет побыть Бабой-ягой? Баба-яга куда ты встанешь? Молодец, справа от избушки. Воспитатель: Какого персонажа мы ещё не выбрали? Ваню. Кто будет Ваней? Ваня, куда ты встанешь? Почему? Воспитатель: А чего ещё нам не хватает для полной картины? Деревьев много, поэтому всем остальным предлагаю быть деревьями. Вот мы и решили, кто кого сейчас обыграет. Скажи, Баба-яга, какая ты? А ты Ваня? Избушка расскажи нам о себе? Деревья а вы какие? Воспитатель: А сейчас давайте с вами представим эту картину и покажем её. Дремучий лес шумит, шелестит своей листвой. Избушка качается с одной ноги на другую. Рядом Баба-яга с длинным носом, с седыми нерасчесанными волосами, длинными ногтями, в грязной рваной одежде встречает Ванюшу. Ваня её боится. Молодцы, ребята замечательная у нас получилась картина.
Комментированное рисование.
Воспитатель: А давайте сейчас этот эпизод сказки, который мы обыграли, изобразим вот на этом большом листе бумаги. Но для того, чтобы вам было удобно рисовать, мы поделим наш лист бумаги на две части. Кто у нас располагался по левую сторону полянки? А кто по правую? Изобразите себя на бумаге. Какая была Баба-яга? А как ты изобразишь Ваню? Скажите, как изобразить, что лес дремучий? А избушка какая? (дети самостоятельно рисуют) Воспитатель: Ребята, чтобы у нас получился настоящий дремучий лес, давайте дополним картину вот этими предметами. Замечательная картина получилась. А давайте её оформим вот в эту рамку. Красиво получилось? Воспитатель: Молодцы, ребята! Я рада, что вы умеете обыгрывать персонажей сказки, правильно передавая их черты характера и дружно рисовать. И вот эту красивую картину предлагаю отнести к вам в группу и показать вашим друзьям.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированной НОД. Подготовительная группа Конспект НОД в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Откуда бер Конспект открытой НОД в подготовительной группе по ОО «Познание». Состав числа 7

Похожие статьи:

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Весёлые ребята»

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

автор: Шучалова Вера Васильевна

педагог дополнительного образования МУДО “Детско – юношеский центр “Максимум” г. Магнитогорск

Конспект занятия “Нарисуй сказку”

Конспект занятия

педагога дополнительного образования

МУДО «Детско – юношеский центр «Максимум» г.Магнитогорска

Шучаловой Веры Васильевны

Тема: Нарисуй сказку.

Цель: обучить умениям и навыкам  передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки; способствовать созданию эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы и тематическом рисунке.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с таким видом книжной графики как  иллюстрация;
  • познакомить со  средствами выразительности, которые используют в своём творчестве художники-иллюстраторы, работая над произведениями писателей, дать представление о роли фантазии в искусстве;
  • развивать  графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;
  • воспитывать любовь к народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки.

Материалы и оборудование

    • мультимедийное оборудование;
    • акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки;
  • иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход занятия

  1. Организация обучающихся. (Психологический настрой на занятие)

Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. 

Педагог:  – Начнём мы сегодня с загадки.

Страну чудес откроем мы, 

И встретимся с героями.

В строчках на листочках, 

Где станции на точках.

                                                     (Книга)

– Что за страна чудес нас ждёт сегодня?

Ответы детей: книга, книжная страна (загадка о книге).

  • Основная часть 

Педагог: – Ребята, а какие книги вам нравятся больше? Что обязательно должно присутствовать в книге?

Ответы детей: – Картинки. 

Педагог: – Вы любите рассматривать рисунки в книгах? А вы знаете, как называются картинки в книге?

Ответы детей: картинка, рисунок и другие варианты.

Педагог  предлагает детям отгадать кроссворд, в котором зашифровано слово «иллюстрация».

Коллективная работа над  кроссвордом.

Педагог: – Как вы думаете, что такое «иллюстрация»?

Педагог дает детям возможность подумать, предложить варианты:  – Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией. Иллюстрация – это вид книжной графики, её основа

Иллюстрация, в широком значении смысла этого слова, это всякое изображение, поясняющее текст. В узком значении, иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, способствующие восприятию текста.

Затем педагог обращает внимание детей на слайд: 

– Как выдумаете, ребята,  что объединяет все эти иллюстрации?

Ответы детей: сказки, это иллюстрации к сказкам

Педагог: – Часто ли вы читаете сказки? Как вы думаете, для чего придумали сказки?

Назовите свои любимые сказки. Как вы думаете, зачем детям нужно читать сказки?

Ответы детей

Педагог:

В мире много сказок грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

– Ребята. А как называют художника, который рисует рисунки для книг? 

Ответы детей: иллюстратором.

Педагог: – Я предлагаю Вам попробовать  себя в этом качестве и проиллюстрировать свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справлялись профессиональные художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

Рассказ педагога  о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков – иллюмстраций.

Рассказ педагога о художнике-иллюстраторе Евгении Ивановиче Чарушине.

Педагог: – Е.И. Чарушин был писателем и художником. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (в частности сказку «Теремок», на иллюстрациях которой педагог останавливает внимание детей).

Он очень любил родную природу и животных изображал как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке, выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

Дети рассматривают иллюстрации.

Педагог: – У него свои приёмы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать  радость общения с живым. Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать, антиконтурно, необычно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым пятном», но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения.

Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова. Показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам

Педагог:  – Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. А какой сказочный сюжет вы хотели бы проиллюстрировать?

Индивидуальные ответы детей.

Педагог: – Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки. Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

По ходу выполнения эскизов педагог индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы, снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.

Педагог: – Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.  Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы, герои.

Обучающиеся, как бы,  словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. 

Выполнение карандашного наброска в исполнении детей .

Педагог: Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

По окончании работы педагог  проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

  • Подведение итогов. Самооценка детьми своей работы, её результативности.

Педагог: – Ребята, кем вы сегодня были на занятии? Какими художественными материалами вы рисовали? Ребята, вам понравилось занятие? Понравилось рисовать иллюстрацию к сказке? Были ли трудности?

Ответы детей

Педагог: – Ребята, поздравляю вас, вы сегодня первый раз были художниками-иллюстраторами, нарисовали очень интересные рисунки-эскизы, которые вы превратите в настоящие  иллюстрации к сказкам на следующем занятии.

Спасибо за творчество!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в средней группе иллюстрации к сказке: «Колобок».

Конспект занятия по рисованию в средней группе иллюстрации к сказке: «Колобок».

Конспект занятия по рисованию в средней группе иллюстрации к сказке: «Колобок».

На занятиях вы погружаетесь в мир музыки, красок и переносите свои эмоции и ощущения на бумагу, и тем самым развивая ассоциативное мышление, творческие способности и получаете удовольствие от процесса.

1. Развивать у детей умение выбирать понравившийся эпизод, создавать сюжет по знакомой сказке, располагая рисунок на всём листе бумаги.2. Учить передавать в рисунке основные характерные черты персонаж.

Конспект НОД по математике в старшей группе «Путешествие по сказке «Колобок».

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Моя любимая сказка «Колобок»Цель: учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.Задачи: 1. Развивать у дете.

Источник

Приёмы рисования на тему «Моя любимая сказка» для старших дошкольников

Старшие дошкольники активно совершенствуют приёмы рисования карандашами, мелками и фломастерами, поскольку штриховка способствует укреплению мускулатуры кисти руки, развитию мелкой моторики и координации движений, следовательно, помогает подготовить ребят к школьным нагрузкам.

  1. Линия — основной способ для создания наброска, созданию которого обучают шестилетних детей. Линия может быть разной длины и ритма и помогает изобразить контур, передавая характер формы объекта, его размер, динамику и пропорции.
  2. Штриховка — довольно простой, но выразительный и эффективный способ передачи характера персонажа (лёгкость, тяжесть, гибкость, пластичность и т. д.) и фактуры предмета. Рисование штрихом помогает не только раскрыть образ предмета, но и развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки к письму. Виды штриховки:
      Хаотичная — штрихи ложатся в свободном направлении, затем оформляются дополнительной контурной прорисовкой очертаний предмета.
  3. Вертикальная — плотные штрихи наносятся в вертикальном направлении. Использование цветных карандашей с разной силы нажима позволит получить эффект плавной смены разнообразных оттенков.
  4. Диагональная — наиболее востребована в жанре пейзажа для изображения, например, дождя или силуэтов гор.
  5. Горизонтальная — довольно трудный в исполнении приём, поскольку требует от ребёнка менять привычное положение руки в процессе рисования.
  6. Формообразующая — технически сложный и трудоёмкий способ передачи формы предмета, например, облака или кроны дерева.
  7. Растушёвка помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Прорисовка контура требует более сильного нажима, чем закрашивание силуэта предмета или создания фонового рисунка.
  8. Точка, ритмический мазок, примакивание кистью в технике рисования акварельными и гуашевыми красками.

Ход занятия:

Организационный момент,объявление темы:

— Ребята, вы любите сказки? (Да)

. Вы знаете уже много
сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Итак, мы отправляемся в гости к сказке. Звучит аудиозапись песни «В гостях у сказки»(слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича)
. Дети садятся на стульчики полукругом перед
интерактивной доской. На экране появляются изображения любимых детьми книг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? (Да)

. Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется
«Я начну- ты закончи»
.

Ведущий называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа или частью названия волшебного предмета.Играющие должны назвать имя или название полностью :Гуси (Лебеди, шапка (невидимка, ковер (самолет, Елена (Прекрасная, конек (горбунок, жар (птица, лисичка (сестричка, мышка (норушка, Марья (Искусница, лягушка (квакушка)

.

Воспитатель: Молодцы ребята, сказки вы хорошо знаете. Сказки рассказывают о небывалом,чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

— Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ)

.
Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин с большим красивым конвертом в руках.

Почтальон Печкин: вам заказное письмо.

Воспитатель: интересно, от кого? Хотите узнать, что в нем? Давайте посмотрим (вскрывает конверт, достает письмо)

. «Здравствуйте, дорогие ребята! Я волшебница из мира
сказок. У меня случилась беда. Я оставила свою волшебную сказочную книгу на лесной полянке, налетел сильный ветер и унес страницы с иллюстрациями к сказкам. Теперь в моей книге нет иллюстраций. Пожалуйста помогите мне, нарисуйте иллюстрации к сказкам».Ну что, поможем Волшебнице? (Да)
. Работа предстоит трудная. Давайте немного разомнемся, сделаем разминку.

Варианты мотивирующего начала и физкультминуток

Рисование на сказочную тему в старшей группе, конечно же, предрасполагает к тому, что мотивация будет происходить из сюжета сказки. Например, воспитатель приносит детям волшебную книгу, которую ей подарила фея-крёстная. Педагог рассказывает, что картинки в ней добрые и яркие, иногда они даже оживают. Но когда она открывает книгу, то обнаруживается, что страницы стали чистыми — это злой волшебник заколдовал её. Ведь он не любит, когда детям читают хорошие сказки.

Задача ребят — расколдовать книгу, наполнить её новыми картинками. Чтобы это сделать, нужно самим превратиться в добрых волшебников. Для этого воспитатель использует сказочные атрибуты — надевает детям магические колпачки и медальоны, также им можно предложить ряд испытаний (например, пройти по кочкам, взявшись за руки, произнести заклинание и пр.).

Другое интересное решение — педагог показывает дошкольникам красивый клубочек и говорит, что он волшебный и покажет дорогу в сказку. Клубок приводит ребят к портрету А.С. Пушкина. Проводится мини-беседа о том, какие сказки этого великого поэта и писателя знакомы детям. После этого им предлагается нарисовать эпизод из «Сказки о царе Салтане» либо проиллюстрировать пролог к поэме «Руслан и Людмила».

К ребятам в группу может прийти какой-нибудь известный сказочный персонаж, например, Буратино или Незнайка. Дети угадывают, из какой он сказки. Герой проверяет дошкольников, насколько хорошо они знают сказки: играет с ними, задаёт вопросы. Такая мини-викторина плавно переходит в рисование на сказочную тему.

Ещё один вариант — раздаётся телефонный звонок. Звонит заведующий детским садом и приглашает детей принять участие в выставке по определённой теме (например, по сюжетам сказок В. Сутеева). Воспитатель советуется с детьми и отвечает на предложение заведующего согласием.

Занятие по созданию иллюстраций к сказке В. Сутеева «Мешок яблок» можно начать с беседы о лесных обитателях. Они, как и люди, делают заготовки к зиме: запасаются грибами, ягодами, плодами, орехами. Педагог спрашивает ребят, хотели бы они помочь зайчику накормить свою семью, ведь он раздал все свои яблоки. Конечно же, дети с радостью соглашаются помочь — изображают персонажа с большим мешком (в композиции также могут присутствовать другие звери по желанию детей).

Физкультминутки, которые проводятся перед продуктивной деятельностью детей, желательно подбирать на сказочные темы. Приведём следующие примеры:

Таблица: физкуль

Гномик по лесу гулял, Ходьба на месте.
Колпачок свой потерял. Наклоны вперёд, «ищем пропажу».
Колпачок был непростым Со звоночком золотым. Хлопки в ладоши.
Гному кто точней подскажет, Прыжки на месте.
Где искать ему пропажу? Ходьба на месте.

Таблица: физкуль

Жили — были дед и баба на поляне у реки И любили очень-очень на сметане колобки. Ходьба на месте.
Попросил старик старуху: «Испеки мне колобка». Наклоны с вытянутыми руками вперёд.
Бабка тесто замесила. Имитация замеса теста.
Колобка она слепила. Круговые движения рук.
В печь его поставила. Вытянуть прямые руки вперёд.
Там его оставила. Руки на пояс.
Вышел он румян, пригож Повороты туловища в стороны.
И на солнышко похож. Поднять руки вверх.

Таблица: физкуль

В тёмном лесу есть избушка. Дети шагают.
Стоит задом наперёд. Дети поворачиваются.
В той избушке есть старушка. Грозят пальцем.
Бабушка Яга живёт. Грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, Показывают пальчиком.
Глаза большие, Показывают.
Словно угольки горят. Покачивают головой.
Ух, сердитая какая! Бег на месте.
Дыбом волосы стоят. Руки вверх.

Пальчиковая гимнастика:

  • Будем пальчики считать, Будем сказки называть: «Рукавичка», «Теремок», «Колобок — румяный бок», Есть «Снегурочка» — краса, «Три медведя», волк, лиса, Не забудем Сивку-бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, «Репку» мы не забываем, Знаем волка и козлят. Этим сказкам каждый рад (на последнюю строчку хлопают).

«Бременские музыканты» братьев Гримм, «Хорошо с друзьями!»

«У меня большая семья – мама, папа, я и три младшие сестры – Даша, Ира и Глаша. С Дашей мы часто играем и придумываем разные истории, а Ира и Глаша ещё маленькие. Я учусь в интернате. Взрослые нам много читают, сами мы тоже читаем книги. Ещё мы любим смотреть старые сказки-фильмы и мультфильмы по телевизору. Я нарисовал рисунок к моей любимой сказке братьев Гримм «Бременские музыканты». Тоже хочу иметь верных друзей и путешествовать с ними по свету».

Классный руководитель Артёма Юбко Лариса Владимировна

, Лужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат:

«Артём – ребёнок с особыми возможностями здоровья. Он учится в коррекционной школе. Больше всего на свете он любит рисовать, а ещё лепить и мастерить что-нибудь своими руками. Взрослые помогают ему развить способности».

Порядок выполнения рисунков

Дети рисуют на тему «Моя любимая сказка» карандашами и красками. На занятии в старшей группе рекомендуется отрабатывать умение делать набросок — классические техники рисования опираются на него.

Поэтапное рисование по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Мешок яблок»

  1. Рисование карандашного наброска: голова и туловище зайца в виде геометрических фигур.
    Рисование наброска развивает мышление: ребёнок видит формы внутри объекта
  2. Штриховка внутри контуров.
    Напоминайте детям, что линии штриховки должны быть в одном направлении
  3. Растушёвка. Необязательный этап, но ознакомиться с этим приёмом рисования детям следует.
    Чтобы работа была аккуратной, при растушёвке нельзя выходить пальчиком за границы изображения
  4. Прорисовка контуров и мелких деталей. Используется тот же простой карандаш, но рисовать нужно с усиленным нажимом.
    Способность определять необходимую степень нажима на карандаш приходит со временем, важна тренировка
  5. Прорисовка деталей: ушки, лицо.
    Зайчик — положительный персонаж сказки, потому и лицо у него доброе
  6. Рисование атрибута персонажа. Это может быть усложнённым заданием для одарённых детей.
    На готовом рисунке зайчик изображён с мешком яблок для своих родных

Поэтапное рисование по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

  1. Карандашный набросок можно сделать для фигуры в движении. Например, Серая Шейка взмахнула крыльями.
    Для наброска фигуры в движении перед глазами ребёнка должна находиться статуэтка в подобной позе или он сам пробует принять такое положение
  2. Закрашивание цветными карандашами. Направление штриховки изменяется на различных частях объекта.
    Цветными карандашами закрашивать нужно предельно внимательно: лишнее за контуром не стереть ластиком
  3. Обводка простым или чёрным карандашом, дополнение мелкими деталями (перья, глаз).
    Пусть дети обводят рисунок карандашом для практики в силе нажима
  4. Цветными карандашами рисуются предметы второго плана. Например, пруд, камыш, берег.
    Цветные карандаши — отличный материал для создания сказочной иллюстрации

Поэтапное рисование по мотивам сказки «Колобок»

  1. Тонирование бумаги акварелью — в один цвет.
    Тонировать бумагу модно как кистью, так и губкой — предложите ребёнку выбор инструментов
  2. Обозначение земли и неба на листе — провести широкие полосы или отпечатать в технике монотипия по сырой акварели.
    Детали рисуются тонкой кисточкой

Поэтапное рисование по мотивам сказки «Репка»

  1. Обозначение на бумаги линии горизонта. Заливка фона — небо и земля. Педагог показывает на примере пейзажных фотографий, что удачно выстраивается композиция, где полоска земли уже небесного пространства.
    Ребятам предстоит подумать, основной ли Репка персонаж сказки
  2. Рисование животного персонажа из сказки: собаки, кошки или мышки.

    Индивидуализировать задание можно: выбором персонажа и возможностью нарисовать его атрибут. Например, для Жучки — будка, кошке — миска молока, мышке — колосок.

    Таким образом, репка — обязательный объект для сказочной композиции, но располагаться может на втором плане

Фотогалерея: примеры готовых работ

Карандашные рисунки даются детям непросто, но смотрятся они восхитительно Рисование по сказке «Три медведя» развивает у детей чувство пропорции: мишки разных размеров Нарисовать иллюстрацию к сказке — усложнённое задание Работа для выставки или конкурса: есть фон, второй план и детали Дети шестого года жизни увлекаются детализацией фона Рисование персонажей людей или «очеловеченных» животных можно организовать с использованием трафаретов

Видео: «Рисуем с Павликом Колобка из сказки»

Это видео — наглядная демонстрация того, как ребёнок учится воспроизводить образец. Взрослый показывает геометрические фигуры и идеальные элементы. У ребёнка получается похоже, но далеко не так ровно и аккуратно. Помните, детей необходимо хвалить за старание. Их рисунки никогда не будут такими, как схемы и образцы. Но они точно будут уникальны и неповторимы.

Фотогалерея: рисунки в нетрадиционных техниках

Для рисунка по мотивам сказки «Колобок» использована техника пальчиковой живописи и аппликация манкой Рисунок «Гуси-лебеди» нарисован ладошками и пальчиками «Избушку на курьих ножках» нарисовали в технике пуантилизм: точками Рисование тычком при помощи жёсткой кисточки — одна из простых нетрадиционных техник

В конкурсе приняли участие 72 рисунка. Каждый рисунок был сопровожден рассказом о семье и общим семейным фото. Это интересные, яркие, удивительные рассказы.

Редакция «Правмира» и кураторы проекта «Библиотека любящих родителей и счастливых детей» приняли решение дополнительно наградить восемь участников конкурса книгой сказок «Счастливый принц» с автографом и пожеланиями автора сборника протоиерея Александра Ильяшенко. Об этом на Правмире будет дополнительный материал.

  • Римский корсаков сказки старого пианино
  • Римский корсаков сказка о царе салтане текст
  • Римский корсаков сказка о царе салтане слушать во саду ли в огороде римский
  • Римский корсаков сказка о царе салтане история создания
  • Римский корсаков сказка о царе салтане доклад 4 класс