Рисунки евгения чарушина к рассказам о зверятах


Чарушин Евгений Иванович
1901-1965
Русский художник и писатель, книжный график. Работал в технике литографии и фарфоровой малой пластики.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.

Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.

Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

автор Евгений Чарушин
иллюстратор Евгений Чарушин
издательство Художник РСФСР 1975

Лиса и заяц
2021
Тюпа и Томка
2
Болтливая сорока
soroka2028

Иллюстрации к книге «Детки в клетке»

Иллюстрации к книге «Большие и маленькие»

Иллюстрации к книге «Охото на медведя». 1933

Иллюстрации к книге «Кто как живет». 1959

Иллюстрации к книге «Кто что умеет». 1965

Иллюстрации к книге «Как медвежонок сам себя напугал». 1968

источник 1
источник 2
источник 3
источник 4

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Чарушин Евгений Иванович рисунки

Чарушин Евгений Иванович рисунки

Евгений Чаруш НИЛЛЮСТРАЦИИ

Евгений Чаруш НИЛЛЮСТРАЦИИ

Чарушин Евгений Иванович анималист

Чарушин Евгений Иванович анималист

Евгений Иванович Чарушин медвежата

Евгений Иванович Чарушин медвежата

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Евгений Чарушин « Волчишко и другие»

Евгений Чарушин « Волчишко и другие»

Кот Тюпа Чарушина

Кот Тюпа Чарушина

Евгений Чарушин Волчишко

Евгений Чарушин Волчишко

Евгений Чарушин Тигрёнок

Евгений Чарушин Тигрёнок

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин Томка

Иллюстратор Евгений Иванович Чарушин иллюстрации

Иллюстратор Евгений Иванович Чарушин иллюстрации

Чарушин Тюпа и Томка

Чарушин Тюпа и Томка

Евгений Чарушин художник иллюстратор

Евгений Чарушин художник иллюстратор

Бианки Мурзук Чарушин

Бианки Мурзук Чарушин

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации Рябчонок

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации Рябчонок

Иллюстрации Чарушина для детей

Иллюстрации Чарушина для детей

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Чарушин лягушка

Чарушин лягушка

Чарушин Тюпа

Чарушин Тюпа

Евгений Чарушин книги иллюстрации

Евгений Чарушин книги иллюстрации

Евгений Чарушин художник иллюстратор

Евгений Чарушин художник иллюстратор

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Евгений Чарушин Медвежонок

Евгений Чарушин Медвежонок

Евгений Чарушин художник иллюстратор

Евгений Чарушин художник иллюстратор

Е. Чарушин лиса

Е. Чарушин лиса

Художник Никита Чарушин иллюстрации

Художник Никита Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин Графика

Евгений Чарушин Графика

Чарушин детки в клетке иллюстрации

Чарушин детки в клетке иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Детки в клетке Маршак Чарушин

Детки в клетке Маршак Чарушин

Иллюстратор Никита Чарушин

Иллюстратор Никита Чарушин

Иллюстратор Евгений Иванович Чарушин иллюстрации

Иллюстратор Евгений Иванович Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин Медвежонок

Евгений Чарушин Медвежонок

Чарушин иллюстратор

Чарушин иллюстратор

Литография Евгения Чарушина

Литография Евгения Чарушина

Евгения Чарушин иллюстратор

Евгения Чарушин иллюстратор

Евгений Чарушин про зайчат

Евгений Чарушин про зайчат

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Чарушин Томкины сны

Чарушин Томкины сны

Чарушин Олененок

Чарушин Олененок

Иллюстратор Никита Чарушин с севера на Юг

Иллюстратор Никита Чарушин с севера на Юг

Иллюстратор Никита Чарушин

Иллюстратор Никита Чарушин

Евгений Чарушин Графика

Евгений Чарушин Графика

Никита Чарушин художник

Никита Чарушин художник

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин Лесной котенок

Евгений Чарушин Лесной котенок

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации птиц

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации птиц

Художник анималист Мирко Ханак

Художник анималист Мирко Ханак

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Иллюстрации и рассказы Евгения Ивановича Чарушина

Иллюстрации и рассказы Евгения Ивановича Чарушина

Никита и Воробей Чарушин

Никита и Воробей Чарушин

Животные набор открыток

Животные набор открыток

Чарушин Бианки

Чарушин Бианки

Евгений Чарушин птицы

Евгений Чарушин птицы

Чарушин Барс

Чарушин Барс

Евгения Чарушин иллюстратор

Евгения Чарушин иллюстратор

Иллюстратор Никита Чарушин

Иллюстратор Никита Чарушин

Евгений Чарушин олень

Евгений Чарушин олень

Иллюстратор Евгения Чарушина

Иллюстратор Евгения Чарушина

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации птиц

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации птиц

Герои произведений Чарушина

Герои произведений Чарушина

Чарушин про зайчат

Чарушин про зайчат

Иллюстратор Никита Чарушин с севера на Юг

Иллюстратор Никита Чарушин с севера на Юг

Никита Евгеньевич Чарушин

Никита Евгеньевич Чарушин

Иллюстрации евгения чарушина

Иллюстрации евгения чарушина

Евгений Чарушин литографии

Евгений Чарушин литографии

Чарушин е. и. "Томкины сны"

Чарушин е. и. «Томкины сны»

Чарушин Волчишко иллюстрации

Чарушин Волчишко иллюстрации

Е. Чарушин "медвежата" иллюстрации

Е. Чарушин «медвежата» иллюстрации

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин Тюпа

Евгений Чарушин Тюпа

Чарушин иллюстратор

Чарушин иллюстратор

Евгений Чарушин Волчишко

Евгений Чарушин Волчишко

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин зверята

Евгений Чарушин зверята

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Чарушин е. птенцы 1930

Чарушин е. птенцы 1930

Чарушин детки в клетке иллюстрации

Чарушин детки в клетке иллюстрации

Никита Евгеньевич Чарушин

Никита Евгеньевич Чарушин

Иллюстрации Чарушина к книге Маршака детки в клетке

Иллюстрации Чарушина к книге Маршака детки в клетке

Герои рассказов Чарушина собака

Герои рассказов Чарушина собака

Чарушин Евгений Иванович анималист

Чарушин Евгений Иванович анималист

Евгений Чарушин медведь

Евгений Чарушин медведь

Евгений Чарушин книги иллюстрации

Евгений Чарушин книги иллюстрации

Чарушин иллюстратор

Чарушин иллюстратор

Чарушин Евгений Иванович рисунки

Чарушин Евгений Иванович рисунки

Е Чарушин Тюпа

Е Чарушин Тюпа

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин олениха

Евгений Чарушин олениха

Никита Чарушин иллюстрации к книгам

Никита Чарушин иллюстрации к книгам

Евгения Ивановича Чарушина иллюстрации книг

Евгения Ивановича Чарушина иллюстрации книг

Евгений Чарушин медведь

Евгений Чарушин медведь

Евгений Иванович Чарушин Томка

Евгений Иванович Чарушин Томка

Евгений Чарушин первая охота

Евгений Чарушин первая охота

Евгений Иванович Чарушин Теремок иллюстрации

Евгений Иванович Чарушин Теремок иллюстрации

Никита Евгеньевич Чарушин

Никита Евгеньевич Чарушин

Иллюстрация детских книг Евгений Чарушин

Иллюстрация детских книг Евгений Чарушин

Иллюстрации и рассказы Евгения Ивановича Чарушина

Иллюстрации и рассказы Евгения Ивановича Чарушина

Евгений Иванович Чарушин Тюпа

Евгений Иванович Чарушин Тюпа

Евгений Чарушин Курочка

Евгений Чарушин Курочка

Чарушин портрет художника

Чарушин портрет художника

Чарушин Евгений Иванович рассказы

Чарушин Евгений Иванович рассказы

Евгений Чарушин кошка Маруська

Евгений Чарушин кошка Маруська

Никита Евгеньевич Чарушин

Никита Евгеньевич Чарушин

Евгений Чарушин про зайчат

Евгений Чарушин про зайчат

Евгений Чарушин кошка Маруська

Евгений Чарушин кошка Маруська

Евгений Чарушин Курочка

Евгений Чарушин Курочка

Евгений Чарушин « Волчишко и другие»

Евгений Чарушин « Волчишко и другие»

Чарушин рассказы про Томку

Чарушин рассказы про Томку

Чарушин Бианки

Чарушин Бианки

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин "Томкины сны"

Евгений Чарушин «Томкины сны»

Дмитрий Чарушин художник

Дмитрий Чарушин художник

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Чарушин Евгений Иванович иллюстрации

Евгений Чарушин

Евгений Чарушин

Никита Евгеньевич Чарушин

Никита Евгеньевич Чарушин

Наталья Чарушина Капустина

Наталья Чарушина Капустина

Евгений Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин иллюстрации

Чарушин про Томку

Чарушин про Томку

Чарушин рысенок

Чарушин рысенок

Иллюстрации Чарушина к книге Маршака детки в клетке

Иллюстрации Чарушина к книге Маршака детки в клетке

Никита Чарушин иллюстрации

Никита Чарушин иллюстрации

Евгений Чарушин Томка

Евгений Чарушин Томка

Книга Щур Чарушина

Книга Щур Чарушина

Чарушин иллюстратор

Чарушин иллюстратор

Евгений Чарушин иллюстратор

Евгений Чарушин иллюстратор

Собака Томка Чарушин

Собака Томка Чарушин

Евгений Чарушин иллюстрации к произведениям

Евгений Чарушин иллюстрации к произведениям

Чарушин на нашем дворе иллюстрации

Чарушин на нашем дворе иллюстрации

Никита Евгеньевич Чарушин иллюстрации

Никита Евгеньевич Чарушин иллюстрации

Иллюстрации Никиты Чарушина

Иллюстрации Никиты Чарушина

Евгений Чарушин кошка Маруська

Евгений Чарушин кошка Маруська

Волчонок Чарушин

Волчонок Чарушин

Литография Чарушина

Литография Чарушина

Иллюстрации Евгения Чарушина

Иллюстрации Евгения Чарушина

Евгений Чарушин рассказы

Евгений Чарушин рассказы

Чарушин Никиткины друзья

Чарушин Никиткины друзья

Евгений Чарушин иллюстрации детки в клетке

Евгений Чарушин иллюстрации детки в клетке

Е Чарушин большие и маленькие

Е Чарушин большие и маленькие

Евгений Чарушин зверята

Евгений Чарушин зверята

Тюпа Томка и сорока читать полностью

Тюпа Томка и сорока читать полностью

   11 ноября 2016 года  115-летие  знаменитого
писателя-натуралиста, художника Евгения Ивановича Чарушина. 

        Книги для
детей, которые он создал при жизни, принесли радость не одному поколению юных
читателей и научили их любить загадочный мир зверей и птиц. Евгений Чарушин –
первый художник-анималист, с которым знакомятся малыши. Рассказы Бианки,
Пришвина, стихи Маршака с его иллюстрациями открывают им мир природы. Несколько
поколений выросли, знакомясь с животным миром по книжкам Чарушина. Забавный
котенок Тюпа, щенок Томка, Мишка, который после смерти матери «большим медведем
стал», сопровождали их детство. Знаменитые «Детки в клетке» С. Маршака и Е.
Чарушина навсегда сделали их друзьями и тигренка, и полосатых лошадок, и
длиннохвостого кенгуру. 

        Образы медведя, волка, рыси, оленя, других
многочисленных обитателей лесов вошли в наше сознание такими, какими их увидел
и нарисовал художник. Сколько у художника тепла и любви в рисунках! Руку
Чарушина невозможно не узнать, его книги самобытны. «Тюпа, Томка и сорока»,
«Никитка и его друзья», «Медвежата», «Волчишко», «Верный Трой», «Кот Епифан»,
«Про больших и маленьких»… Давно уже стали родителями те, кто дошколятами с
увлечением листал и написанные, и иллюстрированные художником книжки. Теперь со
своими детьми взрослые вспоминают любимые с детства страницы рассказов и
сказок.

        Родился будущий писатель и художник 11 ноября 1901 года в
Вятке, где родился другой великий художник
Юрий Васнецов. Замечательные там
места, необыкновенна природа. Отец Жени – Иван Аполлонович Чарушин — был
архитектором и художником, происходил из большой и бедной семьи, выросшей в
Орлове, в окрестностях Вятки. В семье были четыре брата и две сестры, и позднее
вошли в традицию ежегодные семейные «съезды». Среди братьев был Николай
Аполлонович — революционный народник, автор известных воспоминаний «О далеком прошлом».
Опасное родство и послужило причиной того, что Иван Аполлонович, успешно
окончивший Академию художеств, не удержался ни в одной из обеих столиц или
крупном губернском городе вроде Киева или Харькова, а уехал служить — сначала
совсем далеко, на Сахалин, где похоронил свою первую жену, потом поближе, в
Вятку, где стал губернским архитектором. По его проектам построено более 300
зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Он оказал существенное влияние на застройку
городов Прикамья и Предуралья, огромного региона.
 Каменные здания в стиле модерн
Ивана Аполлоновича Чарушина и сейчас заметны в Вятке.
 «Часто бывает, что
детские увлечения человек проносит через всю жизнь. Так было с моим отцом —
архитектором-художником. Он помнит себя в детстве строителем домов, дворцов
и вокзалов. И в семьдесят шесть лет он строит с не меньшим наслаждением и
увлечением»,
— писал Евгений Иванович в 1937 году.

Семья Чарушиных жила широко и очень дружно. В доме
собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами,
привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Вот
что вспоминает известный художник-график Н. Костров, тоже вятич: «Рос Женя в семье немного провинциальной, немного старинной,
интеллигентной, в семье, где были идеалы, а нормой жизни были честность,
доброта, дружба. Отец в душе художник-мечтатель: честный труженик,
влюбленный в свою работу, добрый, отзывчивый, пример долга и ответственности.
Мать строгая и требовательная, любила животных
». На всю жизнь
художник сохранил детское мироощущение и память детства: «Я очень благодарен
моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и
сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас
художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), любила
музыку и хорошо играла на пианино. На семейных праздниках маленький Женя играл
на скрипке дуэтом с мамой. Она учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию
и великолепию…»
 Просторный
дом, где жила семья, был окружен садом, за которым ухаживала мать. Там она
выращивала особые сорта смородины и вишни с очень крупными ягодами. Мальчик
любил ходить вместе с нею в лес собирать семена цветов, выкапывать различные
растения, чтобы потом посадить их в своем саду. В холодной Вятке она выращивала
под снегом тюльпаны и гиацинты, сажала в муравьиные кучи картофель, который
вырастал с человеческую голову. Мальчик принимал деятельное участие в маминой
работе: «Моя мать – садовод-любитель. Копаясь в своем
садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее
работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные
растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и
тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь».

Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо
населён. «Всё
моё детство прошло в лесу, в саду, в поле и огороде, среди диких зверей и
домашних животных…
» Сколько разных животных перебывало в их
деревенском двухэтажном доме! «Цыплята, поросята и индюшата,
с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым
крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель — трехногий пес Бобка; война
с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц — чижей, щеглов,
свиристелей, гоньба голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к
этому обращаются мои воспоминания».
 «Вот яркие, памятные
моменты из моего детства, —
вспоминал Евгений Иванович. — Положив в лукошко
только что вылупившихся цыплят, мать ставит их на тёплую русскую печь
«обсыхать». Цыплята копошатся, попискивают, а я лежу на печи и наблюдаю…
Бобка — треногий калека пёс — был моим закадычным другом. Он лежал всегда на
лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто
рассказывал о своих детских огорчениях. Бывали у нас кошки, банки с рыбками,
птицы в клетках. На окнах заросли цветов — любимое дело матери
».

«На дворе у нас и у соседей всегда ходили
куры, гуси, голуби, козы. Охотники иногда приносили тетёрку-подстрелку,
белку. Очень интересно было их кормить, наблюдать, какие они, как они ходят…
Моя бабушка подарила мне Мишку. Только я этого Мишку так и не видел. У меня
была ангина, и, когда я выздоровел и пошёл посмотреть, вижу, у бабушки Мишки
уже нет, а бабушка моя чуть не плачет. Он глупый, Мишка, маленький. Он разобрал
абажур на лампе, начал играть с подушечкой и выпустил все пёрышки. И бабушка
его отдала. Жила у меня ручная белка – Афонька. Она свила себе гнёздо на лыжах,
которые были подвешены к стенке, как полочка. Ёж Борька, у которого был
страшный враг – щётка. Он с ней дрался. Поведёшь по полу щёткой, Борька сразу
на неё кинется и рычит, и фырчит. Пичуги – чижи и щеглы. И сорока. И волк – не
настоящий, а волчишка Прошка».

В детстве все благоприятствовало развитию в нем
уникальных способностей. Жили Чарушины в уютной тихой Вятке, будущий анималист
запомнит, что на базарах было много дичи и живых подстрелков. (Как его друг,
великий сказочник Юрий Васнецов, тоже вятич, на всю жизнь запомнит дымковскую
игрушку и расписные дуги). Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто,
по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки.
Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа».
 Рисовал начинающий художник «преимущественно
зверей, птиц да индейцев на лошадях»
, бегая в чучельную мастерскую,
расположенную недалеко от родительского дома, или наблюдая свой домашний
«зоопарк». «Художник во мне родился все-таки раньше, чем
писатель. Нужные слова пришли позже»
 — говорил он. Его живописные
способности впервые отметил гостивший в семье известный русский художник А.
Рылов. Он и посоветовал Чарушину и его другу Ю. Васнецову поступать в Академию
художеств.

Женя любил читать, забравшись на высокое дерево возле дома.
Его любимым чтением были книги о жизни животных — Сетон-Томпсон, Лонг, Биар.
Однажды отец подарил ему на день рождения 7 тяжелых томов А. Э. Брема «Жизнь
животных». Их он берег и перечитывал всю жизнь: «Я читал его запоем, — вспоминал Чарушин, — и никакие «Нат
Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом». 
Впечатления
от природы складывались не только от прочитанных книг.

Отец Жени часто уезжал из дома и всегда брал с собой сына. «Я много ездил с отцом,— писал в краткой автобиографии Чарушин. —
Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки
за нами гнались, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и
туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят
по белому мху, как полозья свистят на морозе – всё это я с детства полюбил и
пережил
... Научился смотреть и удивляться силе и
красоте природы, всему её разнообразию и великолепию
». В поездках он
много времени проводил с лесниками, бывалыми охотниками, ремесленниками. Это
общение обогатило его память их шутками, сказками и смешными историями. Они
невероятно разнообразили его творчество, очень точно передававшее всю прелесть
и красоту народного быта и языка. С раннего детства ходил он с отцом на охоту,
но в зверей никогда не стрелял.С охотниками я уходил на
охоту. Они мне давали носить ружьё. Мне интересно было не стрелять, а
взглянуть, кто как живёт и что делает
».

Мальчик рос озорным и весёлым. Проделки его, остроумные и
изобретательные, рождались от неуемной фантазии, неисчерпаемой энергии,
пытливости ума, талантливости. И никогда в его озорстве не было ни зла, ни
жестокости. «Читая истории про Никитку, мы замечаем, что мир Никитки
поразительно схож с миром самого автора. И, как когда-то в детстве сам Чарушин,
Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных
ощущений. Однажды за какой-то проступок мать поставила его в угол за ширму.
Время шло, понемногу семья обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в
углу: вон же его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени
там нет. Одни ботинки стоят… Любовь к природе едва не привела к гибели Евгения.
В 6-летнем возрасте он заболел брюшным тифом после того, как решил питаться
тем, что едят птицы. К счастью, болезнь удалось вылечить: «Шести
лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы,
и наелся самой невообразимой гадости… В другой раз я переплыл вместе со
стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо
плавать…»

В шесть лет мальчика отдали в Коммерческое училище.
Работавший там учителем рисования местный художник А. Столбов заметил
талантливого мальчика и сказал, что ему нужно учиться живописи. Годом спустя
из-за неуёмного характера родители вынуждены были перевести сына в первую
мужскую гимназию. После революции она была преобразована в среднюю школу. «Школа, где я учился, была необычна. В ней обучались вместе и
девочки и мальчики. Сначала ребята учились в азбучном классе – там показывали
буквы, переходили в приготовительный – там учили читать, а из приготовительного
– в первый класс. Во всех классах были у нас уроки лепки. Бери глины, сколько
хочешь, и лепи, что хочешь. Вёл уроки лепки художник Алексей Иванович, наш любимый
человек. Он нам ни в чём не мешал, помогал как мог, хотя сам нашу лепку никогда
не брал в руки. Вместе со мной учился Коляпо. Фамилию его я не помню. Может, он
был Коля Потанин или Коля Полунин. А мы его звали Коляпо – так проще. Меня тоже
звали иначе – не по имени Женя. В нашем классе училась девочка – тоже Женя. Я
не хотел по-девчоночьи называться и сам себя назвал Ень или Ань. Тогда всем нам
было по четыре-пять лет. Коляпо лепил индейцев, разбойников, я – тоже
разбойников. Но нравилось мне лепить животных. Леплю какого-нибудь зверька и
приговариваю: «Вот ты какой, ты толстый, неповоротливый, а бегать надо быстро,
а то тебя кто-нибудь съест
». Там произошло знакомство с
Юрием Васнецовым, ставшее дружбой на всю жизнь. Их связывали Вятка, любовь к
искусству, охотничьи страсти и увлечения.

Друзей привлекали к Жене простота и открытость. Лет в
четырнадцать Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с
веселым неуклюжим названием «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). В 15 лет с
членами союза выпускал журнал с тем же названием. Для журнала он писал, по
собственной оценке, «корявые и тяжкодумные» стихи, однако «поиски нужного
слова в конце концов мне пригодились…
 — признавался Евгений Иванович, — и журналы эти очень
смешные, детские, но они очень повлияли на моё творчество».
 Правда, с поэзией у него не
заладилось. Другое дело рисунки. А на рисунках его чаще всего были все те же
собаки, медведи и прочие замечательные звери.

После окончания в 1918 году средней школы Чарушин был
призван в Красную Армию. Избежать отправки на фронт ему удалось благодаря
своему умению рисовать. Он был назначен помощником декоратора в культпросвете
Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Вернувшись в 1922 году
домой, отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он решил учиться на профессионального художника. В Вятке можно было учиться
только в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата. Но это было не
серьезно, настоящей школы рисования губвоенкомат дать не мог. Юный Чарушин это
понимал, и осенью того же года он уехал в Петербург. Заветная цель любого
начинающего художника — это Академия. На приемных экзаменах в Академию высший
балл по рисованию ему поставил известный художник К. Петров-Водкин. И Евгений
Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств
(ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с 1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова,
М.Матюшина, А.Рылова. Чарушин учился в классе, которым руководил художник А.
Карев. Именно он подсказал Евгению попробовать свои силы в анималистике —
рисовании животных. Учился вместе с такими художниками, как Валентин Курдов,
Николай Костров, Юрий Васнецов, с которым он снимал одну комнату на улице
Зверинской. Рядом был зоосад, куда они бегали рисовать зверей. Одеваться молодой
художник любил в то время по моде. По воспоминаниям его близкого друга
Валентина Курдова, Чарушин тогда «ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю,
собачьего меха, короткую шубу».
 В
1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем
Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на
Алтай.

Он окончил это уважаемое заведение в 1927 году,
охарактеризовав обучение в нем как «самые бесплодные для меня годы». Евгению показались
неинтересными поиски нового в живописи, а рисование в академическом стиле, по
его мнению, было попросту скучным. Он предпочитал этому писать картины с
животными, увиденными на птичьем рынке и зоомагазинах. Параллельно с обучением
в Академии художеств он работал в детском журнале «Мурзилка», куда устроился в
1924 году. После окончания академии был краткосрочный, всего на год, призыв в
армию, служба под Лугой в 58-м стрелковом полку.

В 1926 году Чарушин был приглашён в «Детгиз», которым
руководили О.Капица и С.Маршак. Там Чарушин познакомился с молодыми писателями
В.Бианки, Б.Житковым и Е.Шварцем. Собрался творческий союз писателей и
художников, которые объединились вокруг поэта С.Я. Маршака и замечательного
рисовальщика В.В. Лебедева. Ему, известному в то время художнику, очень
понравились рисунки зверей Евгения, который в его лице получил всяческую
поддержку. 

Ю. Васнецов, В. Лебедев и Е. Чарушин

В 1928 году он начал сотрудничать с журналами «Еж» и «Чиж», а также
оформил по заказу ленинградского Госиздата рассказ Бианки «Мурзук». Эти
иллюстрации привлекли внимание профессионалов книжной графики, а один из
рисунков (с рысёнком) попал в Третьяковскую галерею. Не видно, кто встревожил
рысёнка, но по изгибу спины, по пружинящим лапам заметно, что враг
приближается. Малыш грозно раздул усы, распушил кончик хвоста. И нас
захватывает мастерски переданная художником неукротимость, сила жизни рысёнка,
который не струсил, не сдался и готов драться. 

        В редакции засиживались подолгу:
думали, спорили, острили, вспоминали интересные случаи. Рассказывал и Чарушин о
птицах и зверях, которых ему довелось повидать в родных вятских лесах. Послушав
Чарушина, Маршак сказал художнику: «Да ведь вы ещё и писатель! Вам обязательно
надо писать». Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни
животных. В 1930 году, «преисполненный до краёв наблюдениями
детства и охотничьими впечатлениями я стал, при горячем участии и помощи
С.Я.Маршака, писать сам
».

Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур»
(1930).Она отличалась не только ярким и точным описанием звериных характеров,
но и отличным чувством юмора. При этом рассказ был по-доброму снисходительным,
мягким и озорным. Вслед за первым рассказом последовали и другие, которые были
иллюстрированы их автором. Первые его книжки – «Вольные птицы», «Разные звери»
— это еще книжки-картинки без текста. «Щур», «Медвежата», «Волчишко», «Еж» —
это коротенькие, с несложным сюжетом истории в картинках. Очень тепло о
рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Создавая образ
животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина
отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в
детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина,
утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием
холодных, мёртвых контуров. До войны Евгений Иванович создал около двух
десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931),
«Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” — птичий рай» (1931), «Животные жарких
стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых
С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, А.И.Введенский… До войны он создал около
двух десятков книг. В детскую литературу Чарушин вошел со своей темой, со своим
особенным голосом рассказчика и писателя, с безоблачным, радостным видением
мира природы, полным солнца, движения, красок, открытий. Кроме работы в
издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой»
(с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные
эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

1928 был счастливым годом для Чарушина и ознаменовался
удачной женитьбой на землячке Наталье Аркадьевне Зоновой, учившейся в
Петрограде пению. Атмосфера родительского дома,— дружеская, сердечная, с
несколько патриархальным отношениям к вечным нравственным принципам –
сохранится в семье самого Евгения Ивановича, когда он заживет самостоятельной
жизнью в Ленинграде и жену себе найдет, как это часто бывает у талантливых
людей, верную и преданную, помощницу, и сына и дочь воспитает в тех же
традициях. Когда родился сын Никита, молодой отец только и говорил о нём,
отчего и получил прозвище «сумасшедший папашка». В изданной в 1938 году книге
«Никитка и его друзья» он сделал сына главным героем большинства рассказов. Там
присутствует множество изображений Никиты. Всем будет хорошо в его доме,
вначале в одной комнате, а потом в просторной квартире на набережной реки
Фонтанки, дом 9 – и охотничьей собаке (Чарушин, как и его отец, был с детства
заядлый охотник), и котам Пуне и Тюпе, и маленьким волчатам и лисятам. Он
приносил их из зоопарка, который нередко посещал. Он создал у себя в доме
микромир, похожий на тот, что окружал его в детстве. Тут было уютно всем. В
доме Евгения Ивановича всегда было полным-полно птиц и животных: овсянок,
чечёток, перепёлок, попугаев, кошек, собак, зайчат, ежей, были даже лисёнок и
волчонок Своеобразные жители чарушинской квартиры становились героями рассказов
и рисунков для малышей. 30-е годы – счастливая, напряжённая пора жизни
Чарушина. Кто-то подсчитал, что Чарушин за десять лет сделал 2,5 тысячи
изображений разных зверей и птиц. Рисуя зверя, он, как правило, создавал
законченное произведение искусства. Недаром его работы украшают экспозицию
графики Русского музея.

С первых дней войны Чарушин, как и многие другие художники,
был мобилизован для работы над агитационными плакатами. Только в 1942 его с
семьёй эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Неустройство,
лишения военных лет (жили в бане у Юрия Васнецова, где Никита расписал печку
жар-птицами). Жена Чарушина пела в госпиталях для раненых, он много работал…
Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял
спектакли в Кировском театре драмы. В годы эвакуации проявился яркий
педагогический талант Чарушина, когда он преподавал рисование детям. В Кирове
он впервые творчески познакомился с русскими народными сказками про животных. В
1942 году один, без помощников, расписал около 400 квадратных метров стен
детского сада, превратив стены коридоров и комнат в лужайки, перелески, населив
их героями сказок. Расписывал и фойе дома пионеров и школьников. Долгое время
Евгения Ивановича Чарушина считали только анималистом. Но в войну, в Кирове, он
нарисовал сказки. Это были в основном литографии, отпечатанные на обратной
стороне плохоньких листков табель-календаря и раскрашенные от руки. На рисунках
резвились чарушинские зайчата, одетые на этот раз в цветные юбочки, петух
несся, запряженный в коляску с курочками и цыплятами, красавец-кот с ягдташем и
ружьем отправлялся на охоту, серебрилась его пушистая шерсть, а волк кровожадно
подглядывал за маленькими козлятами, резвящимися вокруг нарядной мамы-козы.
Чтобы хоть как-то скрасить детям скудную голодную жизнь, художник, сам в то
время истощенный от постоянного недоедания, делал с литографского камня оттиски
рисунков сказочных зверят. Потом некоторые рисунки вошли в книгу «Шутки»,
сочиненную им вместе с двоюродной сестрой поэтессой Е. Шумской и изданную
Детгизом в 1946 году. 

        Эти работы находятся в архивах художника, которые бережно
хранил его сын Никита. Среди них есть кот-охотник, стоящий на задних лапах,
держа в передних ружье. Кот-красавец с серебристым пушистым мехом очень похож
на натурального кота, только чуть-чуть сказочного. В эвакуации были написаны
книжки – серия «Моя первая зоология». Помимо работы над книгами, он создал
серию эстампов с изображениями животных. В 1945 году Евгений Иванович вернулся
в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. В 1945 году Е. И. Чарушин
получил звание Заслуженного деятеля РСФСР.

    По отзывам современников, Чарушин был человеком страстным,
эмоциональным и очень увлекающимся. «Обаятельная и
талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на
скрипке, писал стихи, был актёром,
вечно что-то изобретал
», — вспоминал Валентин Курдов. Его влекло
многое: музыка и поэзия, театр и живопись. Начиная с 1936 года, на
Ленинградском фарфоровом заводе по его эскизам выпускались небольшие фарфоровые
статуэтки и красочно расписанные чайные сервизы. Причем он впервые ввел в
технику росписи по фарфору особые трафареты с рваными краями. Этот простой
прием позволил придать даже тиражным изделиям вид авторского оригинала. В
послевоенное время делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные
группы, его статуэтки пользовались большой популярностью. «Чарушинский»
фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, и мягким как нарисованные
«звери». Появились статуэтки «Куничка», «Олененок», «Кролик». Когда Евгений
Иванович уставал рисовать, то для отдыха начинал мастерить табуретку или
столик. За постоянную страсть к изобретательству друзья наградили молодого
художника прозвищем «Евгеша-изобретатель». У Чарушина было несколько
патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на
придуманных им самим лыжах-поплавках. Друзья за глаза называли Евгения Чарушина
«великий Женька». Он был артистичен, музыкален, смел, весел, хлебосолен. Вместе
с этими друзьями Чарушин отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия
по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.

50-е годы были нелёгкими в жизни Чарушина. Он избежал прямых
обвинений в формализме, но пришлось уступать и приспосабливаться к новым
требованиям. Всё это действовало удручающе. Единственной новой книжкой стали
«Большие и маленькие» — коротенькие и шутливые наставления птичьих и звериных
мам своим детям. Удачей в эти годы стала книжка «Почему Тюпа не ловит птиц».
Коты вообще играли немалую роль в творчестве художника. Уже в одной из своих
первых книжек, с особо тщательно выполненными рисунками (он написал ее в 1930
году, став с тех пор не только иллюстратором, но и мастером рассказа), Чарушин
изобразил силуэт черного кота Васи, охотившегося за малиновым щуром. А через
годы, когда Чарушин будет очень знаменит, он посвятит своему любимому котенку
Тюпе две книги: «Тюпа, Томка и сорока» и «Почему Тюпа не ловит птиц». И тут
шаловливый котенок развернется вовсю. Очарованию, обонянию этого существа нет
границ. Сколько разнообразия в его движениях и в позах! Вот Тюпа ловит птиц:
«…схвачу, словлю, поймаю, поиграю…». По одним этим глаголам нетрудно себе
представить неугомонного котенка. Сами рисунки и их расположение полны
движения. Пушистая неуклюжая фигурка словно движется по страницам книги. Вот
Тюпа скачет, шалит, потом успокаивается рядом с мамой. Но вот котенок снова в
прыжке, он перебирается на другой разворот, а там птицы поют на ветке. А почему
котенка назвали Тюпа? Это потому, что он тюпает: «тюп-тюп-тюп».

        Евгений Иванович умел видеть сам и сына Никиту (1934—2000)
посвятил в лесную науку: слушай, смотри, и тебе откроется то, что не
открывается шумным и невнимательным людям. Однажды на охоте отец признался
сыну, что всё время держал ружьё наготове потому, что заметил свежие следы
медведя-шатуна. Первоклассный стрелок, Чарушин никогда не охотился ради азарта,
забавы. Он мог бродить по лесу и без ружья, радуясь встрече не только с птицей
и зверем, но и с лесным деревом и кустом. В книгах почти физически ощущается запах
леса, лесной шум. Чтобы так рисовать, надо много работать не только дома, но и
на улице, в лесу, в зоопарке. Художник наблюдал за животными, часто бывал в
зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво
изобразить животное, нужно хорошо его изучить. Вот как говорил сам Евгений
Иванович об этом: «
Я хочу понять животное, передать его
повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок
хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение
животного: испуг, радость, сон и т.д. Всё это надо наблюдать и почувствовать
».
В книгах Чарушина можно встретить и льва, и орангутанга, и бегемота, и слона.
Но чаще всего он рисовал тех, чьи повадки знал наизусть.

        Он рисовал зверей и птиц, как ни до него, ни после него не
рисовал никто. Это было как дар свыше. Академия художеств с ее блестящими в
1920-е годы преподавателями не могла обучить такому мастерству. Вернее, не
мастерству, а глубокому, проникающему пониманию зверя, такой необыкновенной способности
передавать его характер, повадки, движения, изобразить само тело, красоту
шерсти, перьев. Недаром так и тянет, особенно детей, прикоснуться ко всем
чарушинским волчатам, лисятам, собакам и котятам. Какое-то особое чувство любви
было у этого необыкновенного человека к животному миру и умение вызвать
ответное чувство. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны.
Особенно любил Евгений Чарушин звериных малышей, забавных и беспомощных, жалел
их и сочинял о них сказки. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята,
рысята добры, обаятельны и вызывают чувство нежности. Они совсем как живые.

«Я приучился с детства понимать животное
— понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что
некоторые люди вовсе не понимают животное»
, — говорил художник.
Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост
трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по
странице, по пушистой теплой шкурке. Чтобы зверята получались такими же мохнатыми
и пушистыми, как в жизни, Евгений Чарушин использовал особый способ изображения
– он так и называется: метод Чарушина. Иногда Чарушин использовал лишь чёрный
карандаш. Но зато какое богатство оттенков! Даже чёрный рисунок кажется
красочным, цветным. Карандаш оставлял тонкие, острые штрихи, мелкие точки, и
тогда мех животного делался светлым, серебрился, переливался. Хочется погладить
зверей, настолько их мех тёплый и пушистый. Рисовать надо тычком жесткой
полусухой кистью. Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый
тип анималистической книги для детей — маленький рассказ о маленьком животном
для маленьких детей. Секрет Чарушина был не только в его художественном и
литературном таланте, но в его детском мироощущении, которое он всегда
сохранял. Мир животных был и его миром, вот почему его рисунки были такими
живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей
заворожённо рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

Иногда кажется, что рисование зверей для Чарушина — не
тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как
способность петь или дышать. Однако за каждым рисунком в книге стоит огромный
опыт наблюдения за живой природой и неустанный труд. Чарушин уделял большое
внимание натурным зарисовкам, наблюдениям, глубокому знакомству с текстом.
Иногда уходило несколько недель, прежде чем находилась форма всей книги. Он
даже признавался, что иллюстрировать чужие тексты ему проще, чем свои собственные,
— тогда происходит меньше споров между писателем Чарушиным и Чарушиным-художником.
Работая в Детиздате, он проиллюстрировал более 100 детских книг — произведения
С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева – писателей-охотников, знатоков леса,
страстных природолюбов. Он
стал одним из лучших художников детской литературы. В 1961 году к 60-летию
художника С. Маршак написал:

…Давно уж выросли зверята –

Его «Волчишко», например,

Слепым щенком он был когда-то,

А нынче – волк пенсионер!

А тот, кто был когда-то Киской

Бенгальским тигром стал давно,

И подходить, как прежде близко

К нему теперь запрещено…

Никита Евгеньевич вспоминал, как в детстве он фантазировал
вместе с отцом, мечтая побывать в Индии и в Африке, чтобы поближе узнать
тропических зверей. Но такого путешествия не случилось: в последние годы жизни
болезнь ног лишила Евгения Ивановича возможности двигаться. Тяжело больной, он
не прекращал работы: за неделю до смерти закончил иллюстрации к книге С.Я. Маршака
«Детки в клетке». Тяжело больной Чарушин умер 18 февраля 1965 года, ему было
всего 64 года. Он был похоронен на Богословском кладбище. А через несколько
дней за новые иллюстрации к стихам С.Я.Маршака «Детки в клетке» он был
награжден золотой медалью на Международной книжной выставке в Лейпциге. Это
было европейское признание русского художника. 

Его сын Никита тоже стал
художником. Сильный рисовальщик, знаток мира природы, он всё же не превзошел
отца. В 2000 г. Никите Евгеньевичу Чарушину было присвоено звание народного
художника России. Его дочь, внучка Евгения Ивановича, Наталья Никитична
Чарушина, тоже стала художницей. Она много училась, блестяще закончила Академию
художеств с замечательной дипломной работой «Путешествие Нильса с дикими
гусями», издала первую, очень хорошо выдуманную книгу «На все четыре лапы» и
тоже иллюстрирует книги. Младшая представительница династии, Женя
Чарушина-Капустина, тоже художница. В этой династии несколько поколений
идут трудным и прекрасным путем искусства.

Е.И.Чарушин написал около 50 книг для детей, в основном, из
жизни животных. Циклы иллюстраций к семидесяти книгам, из них тридцать к
собственным рассказам, созданы за три десятилетия активного творчества.
Произведения Чарушина переведены на многие языки мира. Его иллюстрации,
эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Книги
Чарушина по-прежнему интересны и привлекательны. Их общий тираж превышает
шестьдесят миллионов экземпляров. Они широко переиздаются, их переводят на
иностранные языки и читают не только в нашей стране, но и во Франции, Африке,
Японии, Англии, Италии, Германии, США Индии, Болгарии, других странах. «Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и
очень нужна. Нет больше счастья, для художника и для писателя, как, создавая
свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное
всем ребятам.
».

Чарушинские истории – смешные и грустные, героические,
забавные, поучительные, удивительные – пробуждают у детей первые глубокие
чувства: внимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых. Они могут
раздвинуть кругозор ребёнка, обогатить его душевный опыт, воспитать чувство
ответственности за живое существо. Научат наблюдать за животными, быть терпимыми
к ним, проявлять о них заботу. Книги Е.И.Чарушина помогают вырабатывать
экологическое сознание, понимать, беречь и ценить родную природу. В рассказах
писателя ребенку дается представление о богатстве видов птиц, животных.
Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека,
Чарушин писал:«Моя задача — дать ребёнку предельно цельный
художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему
новые живописные ощущения мира…»
 С
этой творческой задачей художник справился блестяще.

Почему его искусство так современно сегодня, в преддверие
Года экологии? Не потому ли, что выражает добросердечие, сострадание к нашим
братьям меньшим? Охрана природы стала одной из острейших проблем нашего
времени. Речь идет о новой этике, понятии добра и зла в отношении природы. Но
ее не может быть без экологической азбуки. А всякая азбука начинается с азов и
входит в сознание в самые первые годы жизни человека. И первым проводником
подобных знаний, представлений служат книги, увиденные и прочитанные в детстве.
Книжкам Евгения Чарушина еще долго предстоит быть среди них. Он всегда
обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел
картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду
добывать, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе всё знать
нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым.
Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и
добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.
 А ведь Родина – это
и запах сосны и ели, и аромат полей, и поскрипывание снега под лыжами, и синее
морозное небо… И если все это невозможно выразить словом писателя, на помощь
приходит кисть художника
». В Чарушине сочетались два умения, два
таланта – рассказчика и рисовальщика. И оба они были отданы детям. Сейчас
издаётся много детских книг с красочными, аляповатыми рисунками. Но как же
отличаются звери на них от чарушинских! Воспитывайте в детях хороший вкус и
правильное представление о животных. Проходя мимо полок книжного магазина,
обязательно подарите своему ребенку радость первых открытий вместе с волшебным
миром Чарушина!
 



  • Рисунки для срисовки к сказке царевна лягушка
  • Рисунки для сказки о рыбаке и рыбке пушкина
  • Рисунки детьми книга сказок 5 6 лет
  • Рисунки детские к сказке мороз иванович
  • Рисунки детские к сказке 12 месяцев