Рисунки ивана билибина к русским сказкам

                                                                
1. Художник-юрист

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».

                                                                  
2. Художник-сказочник

Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая. Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

                                                                      
3. Художник-рекламист

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине.

                                                                                
4. Двуглавый орел

                             

Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

                                             5. Театральный художник

                   
Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.

                                                                        
6. Художник и церковь

                   
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

                                                          
7.Возвращение на Родину и смерть

                     
Со временем Билибин примирился с советской властью. Он оформляет советское посольство в Париже, а после, в 1936 году, возвращается на теплоходе в родной Ленинград. К его профессиям добавляется преподавание: он преподает во Всероссийской Академии художеств — старейшем и крупнейшем в России художественном учебном заведении. В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», — написал он ответ. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

В сокращении. Полностью читать здесь

                                                                 
1. Художник-юрист

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».

                                                                   
2. Художник-сказочник

Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая. Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

                                                                       
3. Художник-рекламист

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине.

                                                                                 
4. Двуглавый орел

                             

Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

                                               5. Театральный художник

                    
Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.

                                                                         
6. Художник и церковь

                    
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

                                                           
7.Возвращение на Родину и смерть

                      
Со временем Билибин примирился с советской властью. Он оформляет советское посольство в Париже, а после, в 1936 году, возвращается на теплоходе в родной Ленинград. К его профессиям добавляется преподавание: он преподает во Всероссийской Академии художеств — старейшем и крупнейшем в России художественном учебном заведении. В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», — написал он ответ. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

В сокращении. Полностью читать здесь

                                                                 
1. Художник-юрист

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина. В 1898 году Билибин видит «Богатырей» Васнецова на выставке молодых художников. После этого он уезжает в деревню, изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой».

                                                                   
2. Художник-сказочник

Почти каждый русский человек знает иллюстрации Билибина по книгам сказок, которые ему читали на ночь в детстве. А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет. С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг. После в том же издательстве выходят сказки Пушкина о царе Салтане и о Золотом петушке и чуть менее известная былина «Вольга» с иллюстрациями Билибина.

Интересно, что известнейшая иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…» с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую «Большую волну» японского художника Кацусики Хокусая. Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

                                                                       
3. Художник-рекламист

Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин. Кроме того, художник создавал афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых) и около 30-ти открыток для Общины святой Евгении. Позже Билибин рисовал открытки для русских издательств в Париже и Берлине.

                                                                                 
4. Двуглавый орел

                             

Тот самый двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти знатока геральдики Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

                                               5. Театральный художник

                    
Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.

                                                                         
6. Художник и церковь

                    
Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А после 1925 г., когда художник переехал в Париж, он стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

                                                           
7.Возвращение на Родину и смерть

                      
Со временем Билибин примирился с советской властью. Он оформляет советское посольство в Париже, а после, в 1936 году, возвращается на теплоходе в родной Ленинград. К его профессиям добавляется преподавание: он преподает во Всероссийской Академии художеств — старейшем и крупнейшем в России художественном учебном заведении. В сентябре 1941 года, в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения наркома просвещения эвакуироваться из осажденного Ленинграда в глубокий тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», — написал он ответ. Под фашистскими обстрелами и бомбежками художник создает патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Билибин умер от голода в первую же блокадную зиму и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

В сокращении. Полностью читать здесь

Портрет работы Кустодиева

Ива́н Я́ковлевич Били́бин (4 (16) августа 1876 — 7 февраля 1942) — русский художник, график, театральный художник, участник объединения «Мир искусства», автор картин и красочных иллюстраций к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн.

Кто не читал книжки сказок с его великолепными иллюстрациями? Работы мастера — это погружение в мир детства, сказки, былины. Он создал свой мир, так не похожий на окружающее, позволяющий уединиться в своей фантазии и отправиться вслед за героями в опасные и захватывающие путешествия.

Родился 4 (16) августа 1876 года в посёлке Та́рховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина.

Билибин начал рисовать очень рано, и впоследствии так уточнил это: «Насколько я себя помню, я рисовал всегда».

В 1888 году поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 году.

В 1900 году окончил юридический факультет Петербургского университета.

В 1895—1898 годах занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств.

В 1898 году два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Именно здесь изучению рисунка придавали особенное значение и вырабатывали у учеников способность найти индивидуальную художественную манеру.

Будучи в Мюнхене, 22-летний Билибин знакомится с традицией европейской живописи:

В Старой пинакотеке — с творчеством классиков: Дюрера, Гольбейна, Рембрандта, Рафаэля.

В Новой Пинакотеке — с современными течениями, в частности с символизмом Арнольда Бёклина и Франца Штука

Увиденное  было в высшей степени своевременно для начинающего художника. И именно в школе Ашбе Билибин научился своей фирменной линии и графическим приёмам. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, затем переводил на ватман,после чего колонковой кистью с обрезанным концом проводил по карандашному рисунку чёткий проволочный контур тушью.

На развитие Билибина, как книжного графика повлияли прочие западные книжные мастера : Уильям Морис, который одним из первых отразил стройную архитектуру книги-синтез литературы, графики и типографики, и его «Прекрасная книга»;

Графики Уолтер Крейн и Обри Бёрдслей;

Вдохновение изогнутой линией в стиле ар-нуво Чарльза Риккетса и Чарльза Шеннона;

Выразительная игра чёрно-белых пятен Феликса Валлотона; острота Томаса Гейне; Кружево линий Генриха Фогелера.

А также заметно влияние (как и в целом на представителей стиля модерн) японской гравюры 17-19 веков,откуда почерпнуты тона заливкой, контуры, изометрия пространства;древнерусской иконы и византийской живописи.

Несколько лет (1898—1900 гг.) занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем (1900—1904 гг.) под руководством Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

В пору учебы Билибина в Высшем художественном училище Академии художеств, куда юношу устроил Репин, там проходила выставка Виктора Васнецова, писавшего в неповторимой романтической манере на темы русских мифов и сказок. Зрителями выставки были многие прославившиеся в будущем наши художники. Билибин Иван Яковлевич оказался в их числе. Работы Васнецова поразили студента в самое сердце, он признавался потом, что увидел здесь то, к чему неосознанно рвалась и по чему тосковала его душа.

В.Васнецов Три богатыря

Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.

Групповой портрет художников общества «Мир искусства» Кустодиев

Вот что пишет о Билибине один из его соратников объединения «Мир искусства» Мстислав Добужинский:

» Он был забавный, остроумный собеседник (заикался, что придавало особую прелесть его шуткам) и обладал талантом, особенно под влиянием вина, писать шуточные высокопарные оды под Ломоносова. Происходил он из именитого петербургского купеческого рода и очень гордился принадлежавшими ему двумя портретами предков кисти самого Левицкого, одного — юного купчика, другого — бородатого купца с медалью. Сам Билибин носил русскую бородку a la moujik и раз на пари прошелся по Невскому в лаптях и высокой войлочной шапке-гречинке…»

Так что с чувством юмора и харизмой порядок)

Сам Билибин по-молодости однажды заявил:

» Я,нижеподписавшийся,даю торжественное обещание,что никогда не уподоблюсь художникам в духе Галлена, Врубеля и всех импрессионистов. Мой идеал-Семирадский,Репин(в молодости),Шишкин,Орловский,Бонна,Мейсонье и подобные.Если не исполню этого обещания,перейду в чужой стан,то пусть отсекут мою десницу и отправят её заспиртованную в Медицинскую Академию!»

Эпоха рубежа веков—> конец 19-начало 20 века—> Серебряный век русской культуры—> стиль модерн—> объединение и журнал «Мир искусства», к которому Билибин был приближён.

Данная приблизительная схема подводит нас к творческому методу художника. Билибин как нельзя кстати оказался в нужное время в нужном месте.

Русский модерн (европейские аналоги: «ар-нуво» во Франции, «сецессион» в Австрии, «югенд-стиль в Германии», «стиль орта» в Бельгии, «нью стайл» в Англии и т.д.)  органично сочетает в себе поиск новых, современных форм с обращённостью к национальным культурным и историческим истокам. Характерными чертами модерна является эстетизация окружающей среды, декоративная детализация и орнаментарность, ориентация на массовость культуры, стиль наполнен поэтикой символизма.

Модерн оказал принципиальное влияние на  искусство Билибина. Мастерство, которым обладал художник, сюжеты,которые он любил и использовал были целиком и полностью актуальны и современны в этот период по двум главенствующим причинам.

Во-первых, тяготение модерна (точнее одного из направлений, были и другие) к национальному эпосу, сказкам,былинам как к источникам тем и сюжетов, и формальное переосмысление наследия Древней Руси, языческого искусства и народного творчества.

И во-вторых, выход таких направлений искусства как книжная графика и сценография на совершенно новый эстетический высочайший уровень. Также, необходимо было синтезировать, создать ансамбль книги и театра. Этим занималось с 1898 г. объединение и журнал «Мир искусства».

Большинство из тех, кто родился в СССР, начинал постижение этого мира с русских сказок «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Перышко Финиста-Ясна Сокола», «Белая уточка», «Царевна-лягушка». Почти каждый ребёнок знал так же сказки Александра Сергеевича Пушкина – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке».

Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым.

В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений искусства, пишет, что, если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то восприятие искусства — «эмоциональным».

Психологи, искусствоведы, педагоги отмечали своеобразие восприятия детьми графических изображений: тяготение к красочному рисунку, причём с возрастом большее предпочтение они отдают реальной окраске, то же самое отмечается и в отношении требований детей к реалистичности форм изображений.

В старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы. Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает.

Сказки читали родители, бабушки с дедушками из детских книг с рисунками. И мы каждую сказку знали наизусть и каждую картинку в любимой книжке. Картинки из книг со сказками были одними из первых наших образов, которые мы впитывали по-детски естественно. Именно как в этих картинках, мы представляли себе потом Василису Прекрасную.

И большинство этих картинок принадлежало кисти Ивана Яковлевича Билибина.  Представляете, какое влияние на наше мировоззрение, наше восприятие русских мифов-былин и сказок оказал этот художник? А между тем, этим иллюстрациям больше ста лет.

Иллюстрируя с 1899 года сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям

Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее Билибину своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка был похож на труд гравёра. Книжки Билибина похожи на расписные шкатулки. Именно этот художник впервые увидел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм. Его книги похожи на старинные рукописи, ведь художник продумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное.

«Строгая, чисто графическая дисциплина […], — подчеркивал художник, — обращает свое внимание не только на рисунок и на разницу сил отдельных пятен, но и на линию, на характер ее, на направление течения целого ряда соседних линий, на скольжение их по форме и, таким образом, на подчеркивание, объяснение и выявление этой формы этими сознательными линиями, обтекающими и охватывающими ее. Эти линии могут быть иногда уподоблены ткани, облегающей форму, где нити или полосы приобретают то направление, которое им диктуется данной формой».

И. Я. Билибин разработал систему графических приемов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Художник стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчеркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.

Иван Яковлевич иллюстрировал сказки так, что дети словно отправляются вместе с героями сказки в опасные и захватывающие приключения. Все известные нам сказки выполнены с особым пониманием народного духа и поэзии.

Интерес к древнерусскому искусству пробудился еще в 20-х — 30-х годах XIX века. В последующие десятилетия организовывались экспедиции для изучения памятников допетровского зодчества, издавались альбомы старинной русской одежды, орнамента, лубка. Но большинство ученых подходило к художественному наследию Древней Руси лишь с этнографических и археологических позиций. Поверхностным пониманием его эстетической ценности характеризуется псевдорусский стиль, широко распространившийся в архитектуре и прикладном искусстве второй половины XIX века. По-новому древнерусское и народное искусство восприняли в 1880-е — 1890-е годы В. М. Васнецов и другие художники мамонтовского кружка, национальные искания которых отличались большей самобытностью и творческой оригинальностью. Этим художникам должны быть адресованы слова  Билибина :

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»

Мечта художников конца XIX—начала XX века о возрождении высокой культуры прошлого, о создании на ее основе нового «большого стиля» была утопичной, но она обогатила искусство яркими образами и выразительными средствами, способствовала развитию его «нестанковых» видов, долгое время считавшихся второстепенными, в частности театральной декорации и оформления книги. Не случайно, что именно в среде мамонтовского кружка начали складываться новые принципы декорационной живописи. Не случайно и то, что этим же мастерам, постоянно общавшимся с произведениями древнерусского искусства, увлеченным идеей возрождения старинных ремесел.

Книга и театр оказались теми областями, где искусство непосредственно служило удовлетворению современных общественных потребностей и где в то же время стилистические приемы прошедших веков нашли наиболее естественное применение, где можно было добиться того синтеза, который в других видах художественного творчества оставался недостижимым.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

В 1899-1902 годах русская Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила цикл книжек, снабженных превосходными иллюстрациями к народным сказкам. Здесь были графические картины к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Иван Царевич и Жар-птица» и ко многим другим. Автором рисунков значился Билибин Иван Яковлевич. Иллюстрации к народным сказкам Его понимание национального духа и поэзии, которыми дышит русский фольклор, складывалось не только под влиянием смутного влечения к народному творчеству. Художник страстно хотел знать и изучал духовную составляющую своего народа, его поэтику и быт.  Из поездок Билибин привез коллекцию работ народных художников, фотографии деревянного зодчества.

Его впечатления вылились в публицистические произведения и научные доклады о народном творчестве, архитектуре и национальном костюме. Еще более плодотворным результатом этих путешествий стали самобытные произведения Билибина, в которых обнаружилось пристрастие мастера к графике и совершенно особый стиль. В Билибине жили два ярких таланта – исследователя и художника, и один дар питал другой. Иван Яковлевич с особой тщательностью работал над деталями, не позволяя себе сфальшивить ни в единой черточке.

Народное искусство подарило мастеру и некоторые приемы: орнаментальные и лубочные способы оформления художественного пространства, которые Билибин довел в своих творениях до совершенства.

Его иллюстрации к былинам и сказкам удивительно подробны, живы, поэтичны и не лишены юмора. Заботясь об исторической достоверности изображения, которая проявлялась на рисунках в деталях костюма, архитектуры, утвари, мастер умел создать атмосферу волшебства и загадочной красоты. В этом очень близок по духу к творческому объединению «Мир Искусства». Их всех породнил интерес к культуре прошлого, к влекущей прелести старины.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.

В духе французской мистерии представлено им «Чудо св. Теофила» (1907), воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII века вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега «Овечий источник», к драме Кальдерона «Чистилище св. Патрика» — театральная постановка «Старинного Театра» в 1911 году. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Фёдора Сологуба «Честь и Месть», поставленного Билибиным в 1909 году.

Заставки, концовки, обложки и другие работы Билибина встречаются в таких журналах начала XX века, как «Мир Искусства», «Золотое Руно», в изданиях «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 года Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 году. Среди его учеников в школе были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Л. Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Николай Кузьмин, Рене О’Коннель, К. Д. Воронец-Попова.

В 1912 году женился вторым браком на Р. Р. О’Коннель. В этом же году группа московских и петербургских интеллигентов покупает земельный участок на Южном берегу Крыма в Батилимане для постройки дач. Билибин был одним из компаньонов, другими пайщиками стали писатели Владимир Короленко, Александр Куприн, Сергей Елпатьевский, Евгений Чириков, художник Владимир Дервиз, профессора Абрам Иоффе, Владимир Вернадский, Михаил Ростовцев. По жребию Билибину достался отрезок земли у самого моря, на котором уже стоял рыбачий домик. К домику была пристроена мастерская. После этого ежегодно по окончании занятий в школе ОПХ Билибин отправлялся в Батилиман и возвращался в Петербург осенью к началу занятий.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени.

После Февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. В 1992 году сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России.

В 1917 году Билибин расстается со своей второй женой Рене О’Коннель. После Октябрьской революции художник уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 он находится в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

В эмиграции

21 февраля 1920 года на пароходе «Саратов» Билибин эвакуировался из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 года Билибин жил в Каире. В Египте он работал над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучал египетское искусство, сперва мусульманское и коптское, а затем искусство Древнего Египта.

В феврале 1923 года Билибин женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 года путешествовал с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 году поселился в Александрии.

В августе 1925 года Билибин переехал в Париж. В это время он готовил блистательные декорации к постановкам русских опер и балетов.

Первый опыт Билибина в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжает работать с театрами: готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и оперы в Брно и Праге. Билибин широко использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Билибин был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.
Выполнял иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.

Масон, был посвящён в русской парижской ложе «Северная звезда». Затем стал членом-основателем другой русской ложи — «Свободная Россия», её обрядоначальник в 1932 году[6].

Со временем Билибин захотел вернуться на родину. В 1935—1936 годах он участвовал в оформлении советского посольства в Париже, создал монументальное панно «Микула Селянинович».

В СССР

В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» вернулся в Советский Союз и поселился в Ленинграде.

В последнее десятилетие своей жизни Билибин преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Н.А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета имени С.М. Кирова, 1936-1937, и как книжку А.С. Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите).

После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств.

Сергей Эйзенштейн задумал привлечь его как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее.

Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Большое количество произведений Ивана Билибина находится в Ивангородском (Ленинградская обл.) городском музее[7].

Использованы материалы:

  • Википедия
  • Кто такой Иван Билибин
  • Иван Яковлевич Билибин: биография, иллюстрации и картины художника
  • Иван Яковлевич Билиби. Биография художника
  • Билибин Иван Яковлевич. Картины и биография
  • Иван Яковлевич Билибин — биография
  • Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)
  • Творчество Ивана Билибина
  • Билибин Иван Яковлевич
  • Билибин Иван Яковлевич. Годы жизни: 1876г. — 1942г
  • Особенности восприятие детьми книжных иллюстраций

b43a6c15492091269e6a61cc627f96c1(1)

Решила написать сегодня о талантливом русском художнике, великолепном иллюстраторе и театральном оформителе Иване Яковлевиче Билибине.

Родился Иван Яковлевич под Петербургом в имении Тарховка (сейчас это часть города Сестрорецка) в семье военного врача, а более объемно-выходец из старинного купеческого рода. Хорошо учился в гимназии, затем закончил юридический факультет Петербургского университета. Одновременно с учебой в университете Иван Яковлевич занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году поехал в Мюнхен, где два месяца обучался у художника Антона Ашбе. Затем его руководителем и наставником становиться Илья Репин.

Знаменитый билибинсий стиль родился в 1899 году, когда Иван Яковлевич посещает деревню Егны (Тверская область), где создает иллюстрации в своей особенной манере.

Необычная манера рисования, большой художественный талант Ивана Яковлевича ярко и самобытно проявился в иллюстрациях русских сказок, былин, в театральных постановках. Мы не мыслим сейчас сказок Пушкина без иллюстраций Билибина. В знаменитом «сказочном» стиле была оформлена опера «Золотой петушок» в театре Зимина в Москве в 1909 году.

Обложки, заставки, концовки — работы Ивана Яковлевича встречаются во многих журналах и изданиях начала прошлого века.

На переломе 19 и 20 веков завод братьев Корниловых начал выпуск посуды по мотивам рисунков Билибина.

Затем посуду с рисунками Билибина стал Выпускать ЛФЗ.

С 1907 по 1917 год Билибин преподает графическое искусство в той же школе Общества поощрения художников, в которой некогда учился сам.

После февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла. Именно это изображение с 1992 года было положено в основу эмблемы Банка России.

После октябрьских событий 1917 года Иван Яковлевич живет в основном на юге России — в Крыму, в Ростове-на-Дону, в Новороссийске. В 1920 году эмигрирует в Египет. Много работает, путешествует. В 1925 году переезжает в Париж. В этот период Билибин создает блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет «Жар-птица» Стравинского, иллюстрирует книги.

В 1936 году Иван Яковлевич возвращается на Родину, поселяется в Ленинграде.

Умирает Иван Яковлевич холодной зимой 1942 года 2 февраля в блокадном Ленинграде.

Несколько поколений детей выросло на сказках с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина. Многие знают об оперных и балетных постановках, оформленных им. И у меня в доме кроме книг с этими замечательными иллюстрациями есть несколько чашечек, которые так и называются «Чашка с блюдцем кофейная Билибина Деревня на озере».

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 1

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 2

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 3

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 4

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 5

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 6

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 7

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 8

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 9

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 10

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 11

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 12

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 13

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 14

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 15

Сказочные картины Ивана Билибина, фото № 16

С картинами Ивана Яковлевича Билибина знакомы все, кто в детстве любил слушать или читать русские народные сказки. Его иллюстрациями украшены книги, где фигурируют популярные сказочные персонажи. В нашем представлении и Баба-яга, и Василиса Прекрасная, и Иван-царевич, и Жар-птица имеют такой облик, какой мы помним по картинкам из книг, прочитанным в детстве.

Общие черты картин Ивана Билибина

Родился будущий художник в 1876 году в деревеньке недалеко от Петербурга. Его отец
был военным врачом на флоте, мать была композитором. Рисовал Иван еще с детства, но заканчивать пришлось юридический факультет, так как отец его мечтал о престижной профессии для наследника.

Билибину в 22 года удалось побывать в Мюнхене, где он проучился два месяца в художественной мастерской Антона Ашбе. Благодаря этому обучению и уделению особого внимания в программе поиску собственного стиля было положено начало творческому видению художника. Знакомство с западноевропейской живописью сформировало особый стиль графического рисунка и своеобразную манеру оформления композиционной картинки Ивана Яковлевича Билибина.

Как книжный график Билибин развивался под воздействием японских гравюр, древнерусских икон и византийской живописи. Во всем этом есть особенность заполненности тоном контура, изомерии пространства, четкость деталей.

Занимался Иван Яковлевич также под руководством Ильи Репина в Высшем художественном училище Академии художеств. В тот период в заведении проходила выставка картин художника Васнецова, писавшего картины с сюжетами русских былин.

Тема русских народных сказок и мифов в своеобразной романтической манере Васнецова очень поразила Билибина. Это пробудило в его душе огромный отклик, что отразилось в дальнейших работах Ивана Яковлевича.

У иллюстраций Билибина особые графические приемы, позволяющие в одной композиции воплотить и сюжет, и стиль шрифта в гармоничную историю, где согласовано все: узорчатый орнамент, цветовые сочетания, народный юмор и сказочная атмосфера. Национальный колорит, буйство красок, традиционный русский быт, богатая природа, детализация в декорациях и динамика сюжета – все это присуще картинам художника, что и делает их запоминающимися.

Самые известные картины Ивана Билибина

«Иван-царевич и Жар-птица» (1899)

Картина Ивана Билибина Иван-царевич и Жар-птица

Иван-царевич и Жар-птица 1899. Бумага/акварель

В 1899 году Иван Яковлевич оказался в Тверской губернии. Он проводил время, гуляя в лесу и наслаждаясь природой. В тот период единственной книгой, находящейся у него с собой, был сборник сказок Афанасьева. Наблюдая быт русской деревни, вдохновленный прогулками по самобытному лесу, Билибин решается написать картину к сказке «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк».

Как оказалось, эта сказка им выбрана была не просто так. Сказочная птица являлась художнику в его снах в те времена, когда должны были произойти события, означающие перемены в жизни.

Создание, изображенное на картине, – это не просто птица. Это волшебное существо, каждое перо которого – источник теплого переливающегося света. Клюв птицы разбрасывает жемчуг вокруг себя, а любое перо становится золотым, как только перестает излучать свет. Эта замечательная птица призвана оберегать папоротник. Притаившийся герой смог изловчиться и выдернуть всего-лишь одно перо из пышного хвоста красивого создания.

Птица на картине изображена гордым, светлым, бесхитростным существом, не ожидающим подлости исподтишка. Иван-царевич перепуган и ошарашен. Он смог схватить птицу-счастья, но не смог ее удержать.

Детали картины прорисованы очень четко и подробно. Персонажи зафиксированы в мгновение, когда птица взлетает, а человек во время падения еще не успевает приземлиться, и эти движения хорошо просматриваются и создают эффект живой картинки. Билибин очень старался воспроизвести конкретную ситуацию по действию сказки, чтобы момент был узнаваем и хорошо читаем. Он не хотел допускать отсебятины и для этого большое внимание уделил облику царевича Ивана во всех подробностях.

Окружение, лесная чаща и темнота, царящая вдали, хорошо просматриваются только благодаря освещению, исходящему от оперения волшебной птицы. Картина создает полное впечатление присутствия во время определенного действия, будто мы видим то, что происходит на наших глазах.

«Иван-царевич и лягушка-квакушка» (1899)

Картина Ивана Билибина Иван-Царевич и лягушка-квакушка

Иван-Царевич и лягушка-квакушка 1899. Бумага/акварель

Сюжет сказки написан самим художником, и хоть картина принадлежит к ранним работам, здесь прослеживается фирменный стиль мастера.

Много внимания автор уделил окружению события. Природа написана в красках, подчеркивающих густоту зелени, которая почти не тронута человеком. Это заболоченная местность с островками чистой светло-синей воды, тонкими березами и прозрачным голубым небом.

Иван-царевич предстает в национальном костюме и головном уборе, соответствующих определенной эпохе. Он развел руки и нахмурился от безысходности ситуации, явно не радуясь дальнейшей перспективе. Лягушка держит во рту стрелу и умоляюще смотрит на своего героя, будто хочет открыть ему тайну. Их взгляды о многом говорят, и вполне можно догадаться о том, что происходит внутри у каждого персонажа.

Особое внимание уделено художником окантовочной кайме картины. Вверху изображены летящие навстречу друг другу стрелы, как две судьбы, стремящиеся друг к другу. По бокам цветы незабудки – символ памяти и нежности. Внизу картины – майские жуки, придающие рисунку оригинальность.

«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги» (1900)

Картина Ивана Билибина Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги

Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги 1900. Бумага/акварель

Сама сказка рассказывает о девушке Василисе – красивой и доброй героине, которой не повезло воспитываться мачехой после смерти своей родной матери. Мачеха пыталась избавиться от падчерицы, поскольку мечтала выдать замуж своих дочерей, которые и в подметки не годились Василисе Прекрасной, но женихи не имели симпатии к ее дочерям.

Однажды пришлось доброй девушке пойти в дом к Бабе-яге, в густую непроходимую чащу. Василиса пришла в это страшное место, окруженное густыми деревьями и черепами на кольях. Баба-яга приняла гостью, но стала ее испытывать, и поскольку Василиса была благословлена словами своей родной матери, это не устроило хозяйку лесной избушки, поэтому наша героиня была отправлена обратно домой.

Момент ухода Василисы из дома Бабы-яги изображен на картине художника Билибина. Мы видим испуганную, но решительную девушку, стремящуюся во что бы то ни стало выбраться из этого страшного места с помощью черепа, у которого сквозь глазницы пробивается свет. Этот свет помогает героине найти правильный путь домой, оставляя за собой избушку на курьих ножках.

«Баба-яга в ступе» (1900)

Картина Ивана Билибина Баба-яга в ступе

Баба-яга в ступе 1900. Бумага/акварель

На тему сказки о Василисе Прекрасной написана картина с изображением Бабы-яги. По сюжету, Баба-яга невольно помогает героине избавиться от гнета злой мачехи после того, как девушка выполняет ее задание. Василиса получает от колдуньи череп с горящими глазами.

По древним славянским поверьям, этот демонический персонаж не является абсолютным злом или вселенским добром. Это образ, олицетворяющий стихию, некий дух леса, который человек должен задобрить, чтобы он встал на его сторону. Билибин тщательно подходил к вопросам мифологии, штудируя литературу и изучая ее влияние на жизнь народа.

Костлявая старуха восседает на деревянной ступе, которая находится в это время в полете, она управляет метлой с длинной рукоятью и посохом. Можно наблюдать, как развиваются ее всклокоченные седые волосы, лицо Бабы-яги сосредоточенное и властное, взгляд обращен внутрь себя. Она хозяйка здешних мест, и все подчинено ей.

Костлявая фигура бабки сливается с пейзажем, ее руки, как сучья деревьев, худые, длинные, когтистые. Она часть пейзажа, она здесь владелица всего сущего.

Картина, по традиции самого мастера, обрамлена орнаментом, который тоже является частью композиции.

«Василиса Прекрасная и белый всадник» (1900)

Картина Ивана Билибина Василиса Прекрасная и белый всадник

Василиса Прекрасная и белый всадник 1900. Бумага/акварель

Сюжет этой картины повествует о встрече Василисой Прекрасной всадника в белой одежде, с белой амуницией на белом коне. Позже от Бабы-яги девушка узнает, что это был символ рассвета – знак начинающегося дня. И по пробуждающейся природе, пробивающимся первым лучам солнца, озарившим небо розоватым светом, мы видим признаки зарождающегося утра.

Василиса стоит к нам спиной, подавшись вперед от удивления и любопытства, чтобы сквозь густую листву рассмотреть явление всадника. Она одета в национальную одежду в традиционных тонах. Ее золотистые волосы заплетены в тяжелую русскую косу. В руке посох, помогающий пробираться сквозь дебри.

Особый акцент в этой картине сделан на орнамент, усугубляющий впечатление от состояния девушки, которое ей приходится испытывать в темном лесу. Внизу орнамента изображены темные ели, по бокам картины – вороны на верхушках деревьев (намекающие на присутствие Бабы-яги), а вверху – две лошади, скачущие навстречу друг другу. Они придают изображению динамики.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Картина Рембрандта “Даная”

«Красный всадник» (1900)

Картина Ивана Билибина Красный всадник

Красный всадник 1900. Бумага/акварель

Эта иллюстрация к той же сказке о Василисе Прекрасной, и по аналогии с предыдущей картиной, всадник тоже является символом.

Красный всадник изображен на оранжевом коне, с мечом в руке, превращенным в факел. Эта центральная композиция – яркое пятно на фоне черного леса, отведенного на задний план. Такой насыщенный, яркий, кричащий цвет может означать только одно – это признак Солнца. Всадник, который символизирует самую горячую звезду, тоже находится в услужении у древней старухи. Что обрекло его на эту участь, нам непонятно, но его лицо не выражает ни радости, ни страха. Он готов служить и выполнять повеления своей хозяйки. Он стихия, находящаяся в управлении демонического существа, которое может повернуть эту мощную силу как во благо, так и против него.

Канва картины в сказочных узорах, изображающих растительный орнамент в ярких красках на темном фоне.

«Жил-был царь…» (1900)

Картина Ивана Билибина Жил-был царь…

Жил-был царь… 1900. Бумага/акварель

Картина – иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Она не имеет к сюжету сказки особого отношения, скорее вдохновлена народной потешкой:

«Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало.
Не начать ли сказку сначала?»

Посреди двора фигура глуповатого добряка-царя, взирающего с немым вопросом к колу, находящемуся на подворье. Этот персонаж – прообраз к последующим работам художника, где будет изображен царь Дадон.

Картина наполнена всякими мелочами из быта русского подворья: лубочные терема, яркие краски, характерные купола. Картинка наполнена юмором и весельем.

ИНТЕРЕСНО: Картина “Тайная вечеря”

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1901)

Картина Ивана Билибина Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 1901. Бумага/акварель

Снова мы видим на картине художника изображение природы как фона для происходящих событий. На поляне находятся герои. Они босы, но трава, которой касаются их ноги, пушистая и зеленая. По поляне разбросаны растущие грибы с яркими шапочками, но есть их нельзя – они ядовиты. Рядом протекает чистая синяя река, но напиться из нее нельзя – будет исполнено проклятие. Вся картина – противоречие милого и чистого против пугающего и нагнетающего.

Спокойная природа, отдыхающие пасущиеся животные – воплощение гармонии и спокойствия. Напряженное лицо Аленушки, поучающей своего младшего брата, говорит о тревоге за дальнейшую судьбу обоих, о том, что слабость духа парня не сможет преодолеть физических страданий.

Костюмы персонажей и весь образ героев прописаны с таким поразительным вниманием к мелочам, что мы хорошо представляем себе, как жилось этой семье и что им приходилось испытывать каждый день.

«Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры» (1901)

Картина Ивана Билибина Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры

Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры 1901. Бумага/акварель

Иллюстрация к сказке « Марья-Моревна». Картина очень красочная, на ней присутствуют персонажи в народных костюмах, с характерными признаками принадлежности к их сословию. Бравый добрый молодец с хорошей выправкой, одетый в камзол с золотой росписью, – это первый жених, пожелавший сватать старшую сестрицу Ивана-царевича. Его сапоги – из хорошей красной кожи, а шапка обрамлена мехом.

Сестрицы в цветных сарафанах с красивой вышивкой, белых рубахах с пышными рукавами. На лицах остальных персонажей удивление, смущение и любопытство. Неожиданное появление гостя и его преображение из ясного сокола произошло на их глазах.

Особое внимание художник уделил описанию палаты с ее богатым интерьером. Русская печь выложена плиткой со своеобразным рисунком. Ковер, занавески, каждое бревно в этой картине имеет оригинальный узор. Здесь прорисован каждый элемент, и все они на своем месте.

«Вольга с дружиной» (1903)

Картина Ивана Билибина Вольга с дружиной

Вольга с дружиной 1903. Бумага/акварель

На картина Билибин изобразил войско князя Вольги, показывая мощь и силу воинов. Они находятся на переднем плане, заполняя своими фигурами нижнюю часть картины, будто имеют полное преимущество над природой, которая виднеется на второй половине картины. У воинов вдохновленные, полные решимости лица, они готовы по приказу своего командира выполнить любое задание, и любая задача кажется им по плечу.

Вся амуниция дружинников добротная, команда слаженная, воля сильная. Народные эпические мотивы присутствуют на всем убранстве воинов и на сбруе коней. Огранка картины – в стиле народного творчества, она подчеркивает принадлежность к истокам русской культуры.

«Во все время разговора он стоял позадь забора…» 1904

Картина Ивана Билибина Во все время разговора он стоял позадь забора…

Во все время разговора он стоял позадь забора… 1904. Бумага/акварель

Эта картина создана по мотивам сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане». Эту сказку знают все. Можно легко представить, что услышал царь, когда подслушивал разговор о себе трех сестер.

Иллюстрация с зимним сюжетом. От мягкого снега, который лежит на земле, на крыльце и крышах домов отражается свет из окошек, в которых горят свечи. Их зажигают длинными вечерами для работы и разговоров под звуки прялки.

Царь Салтан обходит свои владения. Так он коротает свое время, когда его прислужники находятся на отдыхе. У царя богатая теплая шуба, расписанная достойным узором, утепленная несколькими слоями. Изба, двор, крыльцо – все из дерева, с резным орнаментом. Небо в холодных тонах, с тонкой дугой Луны. На дворе поздний вечер. Вокруг тишина, только похрустывает снег под ногами.

«Пир у князя Гвидона» (1905)

Картина Ивана Билибина Пир у князя Гвидона

Пир у князя Гвидона 1905. Бумага/акварель

Сюжет картины – пир по окончании всех невзгод и приключений в сказке о царе Салтане. Счастливый конец ознаменован встречей Салтана с царицей, радостными слезами, всепрощением и общим весельем.

На переднем плане картины – узорчатый пол палаты, на заднем – пирующие гости, по бокам – стражники, несущие службу, невзирая на всеобщее гулянье. Стражники в полном обмундировании, с секирами в руках, возраст их – от стар до млад. Стол ломится от угощений. Посуда и вся хозяйственная утварь выдержаны в стиле того времени. Динамика присутствует в каждом жесте персонажа. Эмоции просматриваются в каждом лице. На полу расположился гость, раньше других ощутивший на себе действие винного зелья. Он премило беседует с кошкой – видимо, только она понимает его в данной ситуации.

Народный орнамент присутствует в нижней части картины, узорами украшены также все салфетки и скатерти. Дух парадной обстановки царит во всем.

«Царь Дадон перед Шамаханской царицей» (1906)

Картина Ивана Билибина Царь Дадон перед Шамаханской царицей

Царь Дадон перед Шамаханской царицей 1906. Бумага/акварель

Это иллюстрация к «Сказке о золотом петушке» Пушкина. Коленопреклоненный царь с унижением протягивает гордой Шамаханской царице руки в надежде, что она удовлетворит его просьбы и смилостивится над ним.

Горы пораженных соперников, павших в поединках за возможность обладать этой особой, полегли перед ним. Дадона ничто не останавливает в порыве ослепляющей его страсти.

Картина выполнена в золотистых тонах. Дадон готов отдать все богатство, а свое состояние – бросить к ногам этой роковой женщины.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Картины Валентина Серова

«Звездочет перед Дадоном» (1906)

Картина Ивана Билибина Звездочёт перед Дадоном

Звездочёт перед Дадоном 1906. Бумага/акварель

Картина к той же сказке Пушкина. Царь Дадон здесь властвует, он может вершить: может казнить, а может и помиловать. Колени преклоняет звездочет, пытаясь получить ответ на свою просьбу, принеся царю в подарок волшебного золотого петушка.

Выражения лиц персонажей прописаны художником очень четко. Расслабленный и ленивый Дадон, ему скучно от постоянных просьб других людей. Жизнь катится к закату, в ней уже нет никаких эмоций.

Строгий и грозный помощник готов выполнить любую услугу, которая прозвучит из уст повелителя. Он весь в напряжении от ожидания приказов. Старик-звездочет еще надеется на то, что на него снизойдет милость царя и он
сможет обрести счастье в борьбе за любовь жестокой красавицы.

Вдали виден пейзаж русского города с характерными башенками и постройками. Мимо плывут густые облака, ничто не предвещает беду.

«Стрельчиха перед царем и свитой» (1919)

Картина Ивана Билибина Стрельчиха перед царем и свитой

Стрельчиха перед царем и свитой 1919. Бумага/акварель

Иллюстрация к народной сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Сказка о стрелке Андрее, которому повезло жениться на умной и красивой девушке. Случайно увидев ее, царь захотел отобрать у стрелка женщину, потому что сам полюбил ее. Пытаясь извести своего подчиненного, царь дает Андрею всякие невыполнимые задания, но мудрость женщины помогает обойти все хитросплетения власть имущего.

На картине изображена сцена, где Марья-искусница предстала перед царем и его свитой. Женщина в национальном костюме, без излишеств в образе, со скромной косынкой, которая покрывает голову, как у любой замужней женщины на Руси. На нее смотрят бояре: разодетые и с вожделенными глазами. Марья скромно опустила голову, но взгляд у нее смелый, решительный и умный. Она готова постоять за себя и за своего мужа, который дан ей судьбой.

Иван-царевич и Жар-птица

2

Иван-царевич и лягушка-квакушка

2

Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги

2

Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры

2

Стрельчиха перед царем и свитой

2

Василиса Прекрасная и белый всадник

1

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

1

Во все время разговора он стоял позадь забора

1

Царь Дадон перед Шамаханской царицей

1

Стиль художника Ивана Яковлевича Билибина узнаваем и своеобразен. Его иллюстрации знакомы большинству людей.

Помимо иллюстраций к сказкам Иван Билибин известен как театральный художник, а еще именно он придумал двуглавого орла, который сейчас изображается на монетах.

А вы можете сказать, представляете ли вы персонажей русских народных сказок иначе, чем они изображены на картинах этого известного художника? Пишите в комментариях!

Билибин Иван Яковлевич
Иллюстрации и картины

Первые рисунки и иллюстрации Билибина к русским народным сказкам появились в последние годы девятнадцатого столетия.
Первой книгой целиком и полностью оформленной и иллюстрированной Иваном Яковлевичем Билибиным стала «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»
в издательстве «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге в 1899 году. Рисунки художника и обложка этой книги были исполнены в технике хромолитографии.
В дореволюционное и советское время сказки с иллюстрациями Билибина неоднократно переиздавались многотысячными тиражами.

Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1901 год

Билибин Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Заставка сказки

Билибин Сестрица Аленушка предупреждает Иванушку

Аленушка предупреждает Иванушку

Билибин Козленок Иванушка зовет Аленушку

Козленок Иванушка зовет Аленушку

Иллюстрации к сказке «Белая уточка», 1902 год

Билибин Белая уточка

Заставка сказки «Белая уточка»

Билибин Дети и белая уточка

Дети и белая уточка

Билибин Княгиня в тереме

Княгиня в теремной башне

Иллюстрации к сказке «Царевна-Лягушка» (1899-1900 годы) и другие картины

Билибин Иван Царевич и Лягушка

Иван Царевич и Лягушка

Билибин Иван принес пирог отцу

Иван принес пирог царю

Билибин Сказка Царевна-Лягушка

Сказка Царевна-Лягушка, конец

Билибин Иван Царевич и щука

Иван Царевич и щука, иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка»

Билибин Афиша русского балета

Афиша русского балета в Монте-Карло, Библиотека Австралии

Билибин Царь Горох

Царь Горох, иллюстрация для журнала «Жупел», 1905 год

Билибин Морозко

Сказка «Морозко», 1932

Билибин Сказка Соль

Сказка «Соль», 1931

Билибин Сокол

Сокол, Былина «Вольга», 1927

Билибин Антон-стрелец и Стрельчиха

Антон и Стрельчиха из сказки «Поди туда — не знаю куда», 1919

Билибин Поди туда не знаю куда

Сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», 1935

Билибин Подводное царство

Подводное царство, Былина «Вольга», 1928

Harrison Ford

Билибин Вольга и Микула Селянинович

Вольга и Микула Селянинович, 1940, Русский музей

Билибин  Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну

Добрыня Никитич освобождает Забаву Путятичну, 1941, ГРМ

Билибин Илья Муромец и Соловей-разбойник

Илья Муромец и Соловей-разбойник, 1940, Русский музей

Билибин Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец и богатырь Святогор, ГРМ

Билибин Вольга с дружиной

Вольга Святославич с дружиной

Билибин Царь и царица

Царь и царица, былина «Вольга»

Билибин Изгнание Батыги

Изгнание хана Батыги, 1941

Билибин Вольга и Микула

Вольга и Микула, 1913

Билибин Сказка Ковер-самолет

Арабская сказка «Ковер-самолет»

Билибин Святой князь Владимир

Святой князь Владимир Великий, 1925

Билибин Святые Илья и Николай-Чудотворец

Пророк Илья и Николай-Чудотворец, 1932

Билибин Великий князь Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

Билибин также создал множество декораций и эскизов костюмов к операм Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста»,
к опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и другим театральным постановкам. Работы Билибина хранятся в Государственном Русском музее,
Государственном музее А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, Всероссийском музее А. С. Пушкина,
Музее Госзнака, а также во множестве частных собраний и коллекций.

  • Рисунки к сказке иван крестьянский сын и чудо юдо
  • Рисунки к сказке золушка 3 класс
  • Рисунки к сказке златовласка
  • Рисунки к сказке зимовье зверей
  • Рисунки к сказке заюшкина избушка