Н.А. Римский-Корсаков внес большой вклад в историю развития сказочных образов в музыке.
Волшебные и фантастические темы и сюжеты не раз захватывали и увлекали творческое воображение композитора (можно вспомнить его оперы: «Снегурочку» и «Садко», «Кащея Бессмертного» и «Младу»).
В 1900 году состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Обладающая яркой изобразительностью, живописная и красочная музыка оперы рисует волшебный город Леденец, портреты персонажей сказки Пушкина: царя Салтана и его жены (в опере царица имеет имя — Милитриса), Гвидона и чудесной Царевны.
Особое значение в партитуре оперы приобрели музыкальные картины природы и сцены волшебных и сказочных чудес, изображать которые в музыке Римский-Корсаков умел, как никто другой.
Из вступлений к I, II, IV действиям оперы Римский-Корсаков составил симфоническую сюиту «Картинки к «Сказке о царе Салтане». Так, сказка Пушкина обрела жизнь не только на оперной, но и на концертной сцене.
Каждой картинке композитор предпослал эпиграф — небольшой фрагмент из сказки Пушкина, расскрывающий содержание музыки.
Первая картинка — это приподнятый, богато оркестрованный марш с элементами «игрушечности», «сказочности». Музыка рисует отъезд Царя Салтана на войну.
Вторая картинка — завораживающий своей тембральной красотой морской пейзаж. В нем композитор ярко использует звукоизобразительные эффекты, чтобы передать следующий эпизод сказки:
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет».
Третья картинка имеет название «Три чуда». В этом эпизоде праздничную и радостную тему города Леденца, сменяют шутливая мелодия Белочки («Во саду ли, в огороде») и тема шествия 33-х богатырей, а завершает симфоническую картинку чудесная сцена превращения Лебеди в Царевну.
Концертной пьесой, вошедшей в репертуар многих исполнителей-виртуозов, стал и знаменитый эпизод оперы — «Полет шмеля».
Литературно-музыкальная композиция по мотивам оперы Римского-Корсакова:
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Пушкин а.с. «сказка о царе Салтане»
Царевна лебедь о царе Салтане
Белка сказки Пушкина для детей сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане лебедь
Рисунок к сказке о царе Салтане
Царевна лебедь
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Иллюстрации к произведениям Пушкина сказка о царе Салтане белка
Иллюстрация к сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане
Сказки Пушкина белка орешки
Иллюстрация к сказке царь Салтан
3 Чуда Корсакова сказка о царе Салтане
О царе Салтане лебедь
Сказка о царе Салтане белка
Белка из сказки о царе Салтане раскраска
Остров Буян Билибин
Три чуда Корсакова
Иллюстрации к сказкам Пушкина о царе Салтане детские
Иллюстрация к сказке о царе Салтане белка
Иллюстрации к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Белка из сказки сказка о царе Салтане
Три чуда в сказке о царе Салтане
Белка из сказки о царе Султане
Сказка о царе Салтане белкааскраска
Иллюстрации к сказке о царе Салтане и сыне его Гвидоне
О царе Салтане лебедь
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Сказки Пушкина рисунки
Рисунок из сказки о царе Салтане
Чудо белка из сказки о царе Салтане
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане Белочка
Белка из сказки о царе Салтане
Рисунок лебедя из сказки о царе Салтане
Три чуда Пушкина
Три чуда Пушкина
Рисунок по теме сказки Пушкина
По сказкам Пушкина о царе Салтане
Царевна лебедь для срисовки
Три чуда из сказки о царе Салтане белка
Рисунок 3 чуда
Сказка о царе Салтане белка
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане Белочка
Пушкин сказка о царе Салтане раскраска
Рисунок к сказке о царе Салтане
Три чуда Римский Корсаков
Рисунки к сказке о царе Салтане Пушкина
Пушкин сказка о царе Салтане белка
Сказка о царе Салтане лебедь
Ладья царя Салтана
Пушкин Александр Сергеевич «сказка о царе Салтане»
Три чуда Царевна лебедь
Иллюстрации к произведениям Римского Корсакова
Н.Римский-Корсаков «три чуда»
Сказка о царе Салтане Царевна лебедь раскраска
Иллюстрация к сказке царь Салтан
Рисунок к симфонической картине «три чуда» н. Римского-Корсакова
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане для детей
Три чуда Римский Корсаков
Н. Римский Корсаков сказка о царе Салтане 3 чуда
Герои сказки о царе Салтане 33 богатыря
Композиция по сказкам Пушкина
Три чуда из оперы Римского-Корсакова
Рисование сказка о царе Салтане в подготовительной группе белка
«Иллюстрации к творчеству Н. А. Римского-Корсакова»
Мы соседи 2016. Результат пленэра в Тихвине. Номинация «Иллюстрации к творчеству Н. А. Римского-Корсакова».
Работы учащихся Шлиссельбургской ДХШ
Работы учащихся Отрадненской ДШИ
Работы учащихся Назии
Одна из вех в творчестве Михаила Врубеля это создание костюмов и декораций.
Художник подготовил эскизы костюмов и декораций к нескольким операм Римского-Корсакова: «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Также Врубель создал майолики по мотивам опер «Садко» и «Снегурочка». Врубель работал и с произведениями других композиторов: операми Петра Чайковского «Чародейка» и «Пиковая дама», Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф».
К операм Римского-Корсакова: «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» Врубель создает целый мир персонажей, связанных с подводным царством.
В картине «Тридцать три богатыря» эмоциональные и эстетические переживания, рожденные поэзией Пушкина и музыкой Римского-Корсакова, слились воедино, обрели образную живописную плоть. Бушует море, вздымаясь, бьются о скалистый берег могучие пенистые волны. И в этих радужных зеленых, голубых и розовых волнах, весело играют дельфины, плещутся невероятные гигантские рыбы, выныривает голова неведомого зубастого чудища. На чьей-то чешуйчатой спине восседает дядька Черномор, древний, с торчащей седой бородой, в странном высоком шлеме, он и сам похож на фантастическое морское чудо-юдо. А на пустынный остров выходят стройные витязи со щитами и пиками. Их обнаженные тела, бегло намеченные динамичной кистью художника, на коричневом фоне вспыхивают, сияют золотом.
Врубель М.А. «Тридцать три богатыря»
Известно, что картина «Царевна Волхова» была написана под воздействием оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».
В молодой и прекрасной царевне Волхве, как и во многих других его творениях, можно разглядеть черты жены Врубеля. У царевны прекрасные длинные волосы, золотистого оттенка, надета на ней белая полотняная рубаха, а голову украшает корона из самоцветов и жемчуга. Художник решил в качестве сюжета изобразить момент, когда царевна опускается в воду. Эта печальная история подчеркивается всеми деталями картины. Цвета, в которых выполнена картина, символизирует печаль и тоску Волхвы. Все эти элементы контрастируют с красотой ее одеяния и украшений. Луна тихонько выглядывает из кроны темных деревьев. Ее желто-золотистый оттенки сливаются с прекрасным цветом волос Волхвы и элементами ее одежды. Темные оттенки воды и деревьев, словно передают сырость, мрак и забвение морского дна. Они как будто бы отражают минорные аккорды и тему этого печального события. Задумчивый взгляд царевны переполнен тоской по любимому Садко. Словно царевна изнемогает от ожидания любимого. Положение кистей ее рук, рассказывает зрителю о тревогах и переживаниях юной девушки. Кажется, она вот-вот сделает шаг вперед, в бескрайние водяные глубины и навсегда останется на дне.
Врубель М.А. «Царевна Волхова»
На картине «Прощание царя морского с царевной Волховой» показана драматичная сцена, в которой морская царевна покидает отца ради земной любви.
Позади Врубель изобразил голову морского царя, который словно рождается из волн морских. Его лицо, его борода, словно из струй воды состоящая, раковина, которая тоже материализуется будто из этих голубых струй. Несмотря на то, что образ совершенно сказочный, что образ водного царя именно такой, мы видим, сколько здесь тоски, сколько нежности, сколько любви к дочке, которая уходит от него, и мы ощущаем все это благодаря живописи Врубеля в этом образе.
Врубель М.А. «Прощание царя морского с царевной Волховой».
«Царевна-Лебедь» была написана Михаилом Врубелем в период его работы над художественным оформлением оперы Николая Римского-Корсакова по мотивам сказки Александра Пушкина «Сказка о Царе Салтане». Партия царевны-лебедь была создана специально для супруги художника, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель.
Поворот фигуры и жест Царевны Лебеди на картине, вероятнее всего, был подсмотрен Врубелем у Забелы. Жест Царевны, левой рукой придерживающей вуаль, легко соотносится с одной из фотографий, на которой Надежда Ивановна изображена в роли Лебеди. Похожий жест и поворот фигуры также можно увидеть у одной из фигур на эскизе «Две морские царевны».
Врубель М.А.«Царевна-Лебедь»
Через год после создания полотна «Царевна-Лебедь» Врубель пишет парную к ней картину, в которой фантастический образ словно претерпевает обратную метаморфозу: прекрасная царевна снова превратилась в птицу.
Врубель М.А. «Лебедь»
«Две морские царевны» это незаконченная работа Врубеля. Замечательная морская стихия, которая здесь переливается драгоценными красками, бирюзовыми, аметистовыми, закат, солнце, которое словно держит в руках одна из морских царевен. Видно, что образ первой царевны, которая смотрит и на нас, и сквозь нас, и внутрь себя, конечно же, написан с Надежды Забелы: узнается ее характерный профиль в виде лунного месяца. А вторая царевна — более обобщенный образ, то есть это массовка, которая была в опере, где подруги тоже выходят на берег Ильмень-озера слушать Садко и в морском царстве также появляются перед главным героем.
Врубель М.А. «Две морские царевны»