Рисунки к сказке хитрая лиса корякская сказка


0

Сказка «Хитрая лиса», главная мысль какая, план какой, рисунки как сделать?

«Хитрая лиса» план?

«Хитрая лиса» план пересказа 2 класс?

«Хитрая лиса» план корякская сказка?

«Хитрая лиса» план сказки?

«Хитрая лиса» главная мысль?

«Хитрая лиса» корякская сказка?

Иллюстрация к сказке «Хитрая лиса» корякская сказка?

Рисунок к сказке «Хитрая лиса» корякская сказка?

«Хитрая лиса», рисунок?

«Хитрая лиса», рисунок карандашом?

«Хитрая лиса», раскраска?

«Хитрая лиса», картнки?

«Хитрая лиса» картинки для детей?

1 ответ:



3



0

Эта короткая корякская сказка имеет по крайней мере два варинта текста. Поэтому напишем к каждому варианту свой план.

План 1.

1) Разговор лисы с чайками.

2) Лиса плывет в море.

3) Разговор лисы с тюленем.

4) Лиса вызывает всех морских животных.

5) Лиса по спинам морских обитателей добирается до берега.

План 2.

  1. Лиса отправляет в море за рыбкой.
  2. Лиса хитростью оказывается снова на берегу.
  3. Сон лисы на берегу.
  4. Потеря глаза.
  5. Хитрость лисы помогает ей добывать пищу.

Главная мысль сказки — хитрость и обман иногда помогают неплохо жить.

Еще пример:

jMbIqlOKZDAAzKchYYdUEWTZmjPz3e.png

И еще один:

Нельзя верить всему, что говорят хитрые люди.

Теперь подберем иллюстрации к этой сказке.

Добавим детские рисунки:

Читайте также

Очень сложно было бы нарисовать солнце ночью, поскольку в этот момент оно освещает другое полушарие земли, а вот утром, днем или вечером нарисовать положение солнца на небе совсем не сложно.

Утром можно показать восход солнца, как его диск встает из-за горизонта и кажется таким большим и теплым. Можно нарисовать подъем солнца из-за домов.

Днем солнце находится высоко в небе, оно занимает свое самое высокое положение, оно стоит над поверхностью земли и его следует поместить по центру в верхней части рисунка. Под солнцем можно показать землю, дома, деревья, людей, что угодно.

Рисунок солнца вечером может повторять рисунок солнца утром, только в зеркальном отражении.

До того, как мы переехали вообще не сталкивалась с подобным, а на новом месте нужен этот маршрут. Мне не сказали, что нужны какие-то требования к чертёжу и я долго не думала, нарисовала все от руки, конечно с использованием линейки и карандаша, сам маршрут выделила красным цветом, дома серым, ну и пешеходный переход как пологается жёлто-белый и приклеили в дневник. Вопросов, замечаний вообще никаких не было, возможно все это как говориться для галочки, чтоб был и все, а какой без разницы.

Пропавшая нота

(сказка с рисунками, сделанными для неё в графическом редакторе)

<hr />

Проснулись как-то раз утречком ноты и, выбежав из теремка на ступеньки высокого крылечка, которых насчитывалось ровно семь штук, устроили обычную для них перекличку:

– До!

– Ре!

– Ми!

– Фа!

– Соль!

– Си!

Только вот на это раз одна ступенька оказалась пуста.

Пропавшая нота (сказка про музыку)

– Интересно, куда подевалась Ля, – задумчиво произнесла нота До.

– Словно сквозь землю провалилась или испарилась, – добавила нота Ре.

Может, её похитили, – предположила нота Ми, чуть не плача.

– Ля всегда была довольно легкомысленной особой, не удивительно, что пропала именно она, – сердито проворчала нота Си.

– Наш повелитель Музыкант если вдруг узнает, то страшно расстроится или разгневается. Без неё прекрасную музыку ему не сыграть, – вздохнула нота Фа.

– Без каждой из нас не обойтись. Что ж гадать да причитать попусту! Пойдёмте её поищем, – предложила нота Соль.

<hr />

Между тем нота Ля угодила в паутину и всеми силами отбивалась от паука:

– говорю же тебе, не муха я, не муха.

– Конечно, не муха! Пищишь вон, как комар! – отвечал на это паук.

Ну, что с ним делать? А как хорошо начинался день! Ноту Ля разбудил солнечный зайчик. Шепнул ей на ушко про земляничную поляну и ускакал. А она неожиданно захотела земляники к завтраку. Теперь все собранные ягоды валялись под кустом.

Пропавшая нота (сказка про музыку)

– Не комар я, я нота, нота Ля!

– Ага, тогда и я не паук!

Разговор явно зашёл в тупик. Но вдруг откуда-то донеслось:

– Ля-ля-ля-ля-ля-ля!

Бедная пленница, конечно же, узнала голоса своих сестер-подружек и отозвалась. Тут же полилась такая чудесная музыка, что даже паук заслушался.

– Кажется, я поймал и впрямь что-то непонятное, – бормотал он, выпуская из паутины ноту Ля.

Позавтракать земляникой у неё не получилось, зато земляника была на ужин. А на следующий день снова у нот была перекличка. Кажется, опять кого-то недосчитались. Но это уже совсем другая история.

Очень сложно самому придумать определённый рисунок по теме украшений из камня, поэтому для развития вашей фантазии и воображения я хочу вам предложить посмотреть уже готовые рисунки, нарисованные другими детьми, учениками в школе. А также рисунки-схемы, по которым вы можете сделать свой рисунок украшения. Вы можете взять их за образец и придумать что-то своё, либо просто срисовать. К примеру для подарка маме ,сестре, тёте или бабушке вы можете нарисовать колье с камнями, бусы из камней, корону или диадему из драгоценных камней, а также перстень и многое другое. Также это может быть какая-нибудь красивая вещь в виде украшения из камня.

Давайте сначала узнаем, почему происходит смена времен года. Посмотрите на рисунок Земли и Солнца, наша планет Земля вращается вокруг своей оси, она поворачивается к Солнцу одной стороной, потом другой. При этом Земля вращается по оси вокруг Солнца, там, куда попадают лучи солнца, там лето. Времена года на рисунке представлены в виде четырех сестер, они живут на Солнце. Когда Земля оказывается ближе к одной из сестер, она протягивает руку и бросает горсть угощения. Зима бросает на Землю снежинки, Весна посыпает Землю цветами, Лето украшает Землю ягодами, а Осень рисует на окне Земли грозовые тучи.

Примеры рисунков Сказочное объяснение смены времен года. Четыре времени года можно нарисовать в виде улыбающего Солнышка с четырьмя лучами

Веселая сказка про лису, которая из любой трудной ситуации находит выход и никогда не унывает.

Хитрая лиса читать

Хитрая лиса - корякская сказка

Сидит лиса на берегу речки и думает: «Как бы мне рыбки свежей поесть?»
   Смотрит лиса, – а по речке бревно плывет, на бревне две чайки сидят.
   Опрашивает лиса:
   – Что вы, чайки, делаете?
   – Рыбу ловим.
   – Возьмите меня с собой!
   – Прыгай!
   Прыгнула лиса. Бревно перевернулось, чайки улетели, а лиса в воду упала.
   Понесло лису вниз по речке, вынесло в море.
   Видит лиса – кругом вода. Говорит она своим лапам:
   – Ну-ка, лапы, будьте мне веслами!
   А хвосту говорит:
   – Ну-ка, хвост, будь рулем!
   Вот плывет лиса, будто в лодке. Лапы как весла воду загребают. Хвост как руль поворачивается – туда-сюда, туда-сюда. Только забыла лиса хвосту сказать, чтобы он к берегу правил. Правит он в открытое море.
   Плыла лиса, плыла, а берега все нет. На самую середину моря заплыла. И не знает лиса, куда ей теперь плыть.
   Тут встретила она тюленя.
   Говорит тюлень:
   – Куда ты, лиса, заплыла? Заблудилась, верно, у нас в море. Не доплыть теперь тебе до берега.
   А лиса говорит:
   – Знаю, куда плыву. Хочу посмотреть, есть ли еще звери в морских водах. Слыхала я, будто вас уж совсем мало в море осталось.
   Тюлень отвечает:
   – Нет, много еще зверя в морских водах – и нас, тюленей, и моржей, и китов.
   – Будто уж! – говорит лиса. – Пока сама не увижу, не поверю. Подымайтесь-ка все вы, звери, из морской глубины и ложитесь в ряд на воду до самого берега. А я считать вас буду!
   Тут поднялись наверх все тюлени, моржи и киты и легли на воду в ряд до самого берега.
   А лиса по их спинам, как по мосту, побежала. Бежит и считает:
   – Один тюлень, два тюленя, три тюленя…
   – Один морж, два моржа, три моржа…
   – Один кит, два кита, три кита…
   Так и добежала лиса до берега. Выскочила на берег и кричит тюленю:
   – Правду ты сказал, тюлень: много еще вас, глупых зверей, в морских водах. Через все море мост из вас построить можно! Ну, теперь плывите, куда хотите, а я отдыхать буду!
   Уплыли морские звери, а лиса шубку с себя сняла и повесила сушить на кустике, а хвост на камень положила – пусть тоже сохнет.
   Потом один глаз у себя вынула, на веточку повесила и сказала глазу:
   – Ты смотри, чтобы шубы моей не унесли, чтобы хвоста не украли!
   И легла лиса спать на солнышке.
   А пока лиса спала, прилетели две сороки. Видят сороки – на веточке лисий глаз висит-блестит, во все стороны смотрит. Понравился сорокам лисий глаз, схватили они его и улетали.
   Выспалась лиса, проснулась, шубку надела, хвост прицепила, стала глаз свой искать, а глаза-то и нет.
   «Вот, – думает лиса, – какой глупый глаз! Его сторожить повесили, а он и сам себя не устерег. Придется мне новый глаз искать».
   И пошла лиса в лес. Шла, шла, видит – куст черники растет. Сорвала лиса самую спелую ягоду и вставила себе вместо глаза.
   Смотрит лиса – кругом все черно стало. Не понравилось лисе. Бросила она черничную ягоду. Дальше пошла. На полянку вышла, а полянка вся от брусники краснеет. Выбрала лиса самую спелую ягоду, вставила вместо глаза. Посмотрела кругом – все красно стало.
   И брусничную ягоду бросила лиса.
   Дальше идет. Видит – лежит на земле льдинка. Подняла ее лиса, вставила вместо глаза, а льдинка чистая, ясная – светло кругом стало.
   «Вот, – думает лиса, – какой у меня новый глаз хороший, лучше прежнего видно!»
   А льдинка нагрелась и стала таять. Потекли у лисы по щеке слезы.
   Идет лиса, а навстречу ей звери – волки, медведи. Кто лису ни встретит, всякий спросит:
   – Что ты, лиса, плачешь? Кто тебя обидел?
   А лиса говорит:
   – Есть хочу, вот и плачу.
   Ну, звери пожалеют лису и дадут ей поесть.
   А ей того и надо. Теперь лиса всегда досыта наедается.
   Потому что – хитрая.

❤️ 98

🔥 70

😁 65

😢 45

👎 52

🥱 44

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Корякская народная сказка «Хитрая лиса»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Хитрая лиса» и их характеристика

  1. Лиса. Очень хитрая и ловкая. Неунывающая, оптимистка.

План пересказа сказки «Хитрая лиса»

  1. Лиса на берегу
  2. Прыжок на бревно
  3. Рули хвостом
  4. Разговор с тюленем
  5. Ряд до берега
  6. Сушка шкуры
  7. Украденный глаз
  8. Искусственный глаз
  9. Хитрая Лиса.

Кратчайшее содержание сказки «Хитрая лиса» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Лиса хотела поймать рыбки, прыгнула на бревно, но упала в воду.
  2. Вынесло Лису в море, и хвост направил ее на самую середину моря
  3. Лиса выстроила морских зверей вряд, всех сосчитала и до берега добралась.
  4. Лиса сушила шубку, но потеряла глаз.
  5. Лиса вставила вместо глаза льдинку и она стаяла таять.
  6. Звери думали, что Лиса плачет от голода, и кормили ее.

Главная мысль сказки «Хитрая лиса»
Если есть ум и сноровка не страшная никакая голодовка.

Чему учит сказка «Хитрая лиса»
Сказка эта учит быть хитрым, находчивым, смекалистым. Учит не унывать при неожиданных ударах судьбы. Учит во всем видеть положительные моменты. Учит сохранять присутствие духа. Учит не верить хитрецам.

Отзыв на сказку «Хитрая лиса»
Мне очень понравилась Лиска в этой сказке. она такая умная, веселая и находчивая. Она чуть не погибла в море, она лишилась своего глаза, но она не унывала и всегда оборачивала ситуацию к своей пользе. Лиса в этой сказке положительный и позитивный герой.

Пословицы к сказке «Хитрая лиса»
Что хитро, то и просто.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Лиса семерых волков проведет.
На вид простак, а в душе хитряк.
Весь бы прост, да лисий хвост.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Хитрая лиса»
Сидела раз на берегу реки Лиса и мечтала о том, чтобы поесть рыбки. Увидела Лиса что по реке плывет бревно, а на бревне сидят две чайки. Решила Лиса, что с бревна сподручнее будет рыбу ловить и прыгнула на бревно. А бревно закрутилось, чайки улетели, а Лиса в воду упала.
И вынесла ее река в самое море.
Тогда велела Лиса лапам своим веслами быть, а хвосту рулем, и поплыла по морю.
Только не сказала Лиса хвосту к берегу править, вот он ее на середину моря и привел.
А там тюлень. Увидел Лису, говорит, что напрасно она так далеко заплыла. Теперь уж домой не вернется, утонет. А хитрая Лиса отвечает, что специально сюда приплыла, чтобы проверить, сколько еще морского зверя осталось. И велит Лиса всем морским зверям из пучины подниматься и в ряд до берега выстраиваться, чтобы она их сосчитать могла.
И поднялись все тюлени, моржи и киты. А Лиса по их спинам до берега добежала.

Села Лиса под кустик, шубку с себя сняла, повесила на куст сушиться. Рядом хвост положила на камушек. И чтобы никто шубку и хвост не украл, вынула один глаз и на куст приспособила, наказав глазу за шубой следить.
Легла спать Лиса, а тут две сороки прилетели, заинтересовались блестящим глазом, и утащили его.
Проснулась Лиса, шубу одела, хвост прицепила, а глаза нет.
Стала Лиса искать чем заменить украденный глаз. Вставила ягодку черники — слишком все черно стало. Вставила ягоду брусники — все слишком красное. Нашла Лиса льдинку, вставила, все хорошо видно стало.
Только льдинка таять начала, и у Лисы из глаз слезы потекли.
Звери ее увидели, про слезы спрашивают. А Лиса отвечает, что от голода плачет. Вот звери Лису и стали угощать. А Лиса теперь всегда досыта наедаться. Потому что хитрая.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •  Корякская сказка «Хитрая лиса»

    1 слайд

    Корякская сказка
    «Хитрая лиса»

  • Повторение изученного-С каким произведением в...

    2 слайд

    Повторение изученного

    -С каким произведением вы познакомились дома?
    -Какая это сказка- народная или литературная?
    -Кто является главными героями сказки?
    -Что необычного заметили в именах животных?
    -Почему они так обращаются друг к другу?
    -Чем они угощали друг друга? Прочитайте.
    -Почему они так и не смогли попасть друг к другу в гости?
    -Чему учит сказка?

  • Корякская сказка

  • Корякия – удивительное место, где обитают медведи, много величественных вулка...

    4 слайд

    Корякия – удивительное место, где обитают медведи, много величественных вулканов, горячих источников и нехоженых троп. Изначально это был кочующий народ, и главным его занятием было оленеводство. Олени дают пищу, из его кожи и меха шьют одежду. Это и средство передвижения. Также существует национальный праздник – День оленеводства, на котором происходят гонки на оленьих и собачьих упряжках. Название народа «коряки» и произошло от слова «хора»- олень. У коряков хорошо развита резьба по дереву и кости, плетение, изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

  • Основные жанры повествовательного фольклора коряков — мифы и сказки 

    5 слайд

    Основные жанры повествовательного фольклора коряков — мифы и сказки 

  • Кто герой сказки?
Назовите персонажей 
Какой изображена лиса в сказке?
Какие...

    6 слайд

    Кто герой сказки?
    Назовите персонажей
    Какой изображена лиса в сказке?
    Какие поступки говорят о её находчивости?
    Как отблагодарила лиса морских животных?

    Работа по вопросам

  • Какой момент сказки изображен на иллюстрации?

    7 слайд

    Какой момент сказки изображен на иллюстрации?

  • Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену»

    8 слайд

    Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену»

  • Гиена

  • На какую русскую сказку похожа эта африканская сказка?
Назовите главных геро...

    10 слайд

    На какую русскую сказку похожа эта африканская сказка?
    Назовите главных героев.
    Дайте им характеристику.
    Какой вам представляется лиса? гиена?
    Посчитайте, сколько раз лиса обманули гиену.
    Какое настроение вызывает сказка?
    Что высмеивает африканский народ?

    Вопросы к произведению:

Народ коряки —
коренное население Камчатки

Коряки, единого самоназвания не имели (групповые самоназвания:
«чавчыв», «чав’чу» («оленевод»), «нымылгын» («местный житель»),
«нымылг–аремку», «кочующий житель» и др.), или «нымыланы», «чавчувены»,
«алюторцы» — коренное население северной части полуострова Камчатка. В
настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и
Чукотском автономном округе России…. Источник: http://www.nashasreda.ru

Общая численность коряков в настоящее время составляет
около 9 тысяч человек, они являются коренным населением Корякского автономного
округа Камчатской области. Основные этнографические группы: коряки береговые,
оседлые (нымыланы), коряки оленные и кочевые (чавчувены). Говорят коряки на
корякском языке чукотско-камчатской семьи, письменность — на русской
графической основе. В настоящее время коряки говорят в основном по-русски,
около 2 тысяч человек сохраняют корякский язык, около тысячи — алюторский
язык….

Традиционная зимняя одежда состояла из меховой рубахи-кухлянки, штанов,
капора и обуви. Зимняя одежда двойная: нижняя — мехом к телу, верхняя — мехом
наружу. Большинство кухлянок с капюшоном, штаны в длину достигали щиколоток.
Мужская зимняя обувь с длинным и коротким голенищем шилась из оленьих камусов
мехом наружу, подошвы обычно делали из лахтачьей шкуры. Внутрь обуви вкладывали
меховые чулки-чижи. В дорогу поверх кухлянки надевали камлейку — широкую рубаху
из ровдуги или материи. В комплект женской зимней одежды входили также
комбинезон (керкер), меховая рубаха (гагагля), капюшон которой заменял головной
убор. Летняя одежда коряков имела тот же покрой, что и зимняя, но из ровдуги,
оленьих шкур со стриженым мехом, собачьих шкур, покупных тканей….
Источник: http://nashasreda.ru/narody-rossii-koryaki

Фольклор коряков

Корякский фольклорный ансамбль «Ангт»
(по-корякски «Праздник»).
Источник изображения 

Главные обряды и праздники
оседлых коряков ХIХ — начала ХХ в. посвящены промыслу морских животных.
Основные их моменты — торжественные встреча и проводы добытых животных (кита,
касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных
пополняли связку семейных «охранителей».

Главный осенний праздник
кочевых коряков —
   Коянайтатык —
«Перегонять оленей» — устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После
зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «возвращение солнца». В этот день
они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками,
набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также
обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

Основные жанры повествовательного фольклора коряков — это мифы и сказки
(«лымныло»), исторические предания и легенды («панэнатво»), а также заговоры,
загадки, песни. В исторических повествованиях коряков отражены реальные события
прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре
заметны следы заимствований и у других народов (эвенов, русских). Музыка
коряков представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К
лирическим относят «именную песню» и «родовую песню», воспроизводящие местные и
семейные напевы. Общее корякское название музыкальных инструментов —
г’эйнэчг’ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с
пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с
наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из
бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской
обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с
внутренней стороны обечайки….

КОРЯКСКИЕ СКАЗКИ

Наиболее широко представлены
мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) — Вороне, который предстает и как творец,
и как шутник и проказник. Популярны сказки о животных, персонажами в которых
чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы и морские звери.
Бытовые сказки (или бытовые рассказы) повествуют об особенно памятных и
типичных событиях, происходивших при разных ситуациях ранее и закрепившнхся в
устной традиции народа. Особенностью этого жанра устного повествовательного
творчества народностей Чукотки и Камчатки является отражение бытовых и
социальных сторон их жизни, межплеменных отношений, борьбы героя с
врагами-обманщиками, насильниками и угнетателями; в сказке этого жанра высмеиваются
хвастовство, самонадеянность, лень, глупость. Герою бытовой сказки помогают не
чудесные помощники, а ум, справедливость, находчивость, превосходство в силе и
ловкости. (подробнее ЗДЕСЬ )

МЛАДШИЙ БРАТ ОЁ

Источник: Белый медведь и бурый медведь: Сказки
народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М.
Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское
издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.

Жили в наших краях семь
братьев. Все были умные. Только младший был дурачок. Звали его Оё. Все братья
были не женаты. Старший говорит:

— Пора нам пойти по белу
свету жён себе поискать. Мы пойдём вшестером. А ты, Оё, дома посиди.

Оё говорит:

— Нет, я дома не останусь, я
тоже хочу пойти, мне тоже нужна 
жена.  Да к  тому 
же без  меня  вы 
только  зря  проходите.

Старший брат говорит:

— Нельзя тебе с нами.
Говорить ты не умеешь, язык у тебя неповоротливый. Одежда у тебя старая,
латаная, лыжи твои не подбиты, а зимних торбасов у тебя и вовсе нет, ходишь в
летних. Замёрзнешь. Лучше дома сиди.

Оё говорит:

— Я не замёрзну. Я к морозу
привык.

Старший брат говорит:

— Ладно,  иди с 
нами.  Но когда  будешь 
мёрзнуть,  пеняй на себя.

Встали братья на лыжи и пошли
на юг. У старших лыжи хорошие, подбиты камусом1, а у младшего, Оё, лыжи плохие,
не подбитые. Торбаса у него летние, холодные. Как вышли, Оё сразу отстал.
Вечером братья большое стойбище увидели. Тут вдруг Оё их догнал. Легко идёт,
будто кто-то его на ремне тащит. Братья говорят:

— А наш Оё, оказывается, вон
какой быстрый!

Так они сказали. А раньше всё
ругали его, говорили: «Оё — дурачок, Оё — парень совсем никудышный!» Догнал Оё
своих братьев, обогнал, вперёд ушёл, 
первым на стойбище пришёл.

Встретил парня хозяин
стойбища Кагынкан. Вместе с ним был его помощник. Они спрашивают:

 — Ты один или с товарищами?

 — Я с братьями. Нас семеро, — отвечает Оё.

 — Зачем приехали?

— Мы свататься приехали, —
отвечает Оё.

Хозяева говорят:

— Пусть  братья  твои 
здесь  остановятся.   Дальше  
нельзя. У нас такое правило.

Подъехали братья. Кагынкан
сказал:

— Вон там — место для борьбы.
Каждый жених, кто к нам приходит, сначала борется с нашим силачом.

Посмотрели братья туда, куда
показал Кагынкан, и обмерли. Там была ледяная площадка, вся в крови. Кагынкан
пошёл к ярангам, закричал:

— Эй, борец, выходи! К нам
женихи пришли! Надо встретить их как следует!

Пришёл борец-богатырь. Самый
сильный из сильных. Он был такой толстый, что обхватить его было невозможно.
Помощник хозяина говорит:

 — Его ещё никто не победил!

Борец говорит:

 — Кто первый, кто смелый, выходи!

Старший брат говорит:

 — Я старший, я буду первым. — И снял кухлянку.

Подожди, брат. Ты — самый
старший, а я — самый сильный, — говорит Оё. — Хоть и плохие у меня лыжи, а я
вас обогнал. Тебя этот толстяк убьёт. А со мной ему придётся туго. Давай я
сперва попробую. Старший брат говорит:

 — Ладно, пробуй. Надень только мои торбаса и
мои борцовские штаны.

 — Нет, братья, я в своих торбасах и в своих
штанах вас обогнал. В них и бороться буду.

Братья говорят:

— Глупый наш младший брат. Да
что с него взять! Пусть делает как знает.

Оё приготовился, кухлянку
снял. Богатырь ждёт. Оё го­ворит:

— Нападай первый.

Богатырь напал. Схватил
младшего брата. Крутил его, кру­тил, свалить не смог. Выдохся. Говорит:

— Силы наши равны. Не могу
побороть.

Оё говорит:

— Нет, не равны! Теперь моя
очередь нападать! Теперь держись!

Напал Оё на богатыря. Схватил
его, перевернул вверх ногами, через плечо своё перекинул и бухнул головой об
лёд. Богатырь крякнул и затих. Люди говорят:

— Хозяин Кагынкан! Что же это
творится! Наш непобедимый богатырь убит! Убил его какой-то замухрышка в старых штанах,
в летних торбасах!

Кагынкан говорит:

— Проклятый Оё! Моего
непобедимого богатыря убил! Ну, держись… Завтра — состязания в беге на лыжах.
Придёт бегун, который догоняет диких оленей!

Утром пришёл бегун-скороход.
Самый быстрый из быстрых, самый проворный из проворных. Старший брат говорит:

— У меня лыжи самые лучшие. Я
побегу.

Оё говорит:

— Подожди, брат. Твои лыжи
самые лучшие, а мои ноги самые резвые. Тебе не обогнать скорохода, который
догоняет оленей. Давай уж я попробую.

Старший брат говорит:

 — Ладно, пробуй, но возьми хотя бы мои торбаса
и мои лыжи, подбитые камусом. (камус — шкура с ног оленя или лося)

 — Нет, брат, — отвечает Оё, — я в своих
торбасах, на своих лыжах вас обогнал. И теперь на них пойду.

 Братья говорят:

— Глупый наш младший брат. Ну
да что с него взять! Пусть идёт как знает.

Кагынкан говорит:

— Бежать надо до моря и
обратно. К вечеру обернётесь. Прибежать надо к этому роднику. Кто придёт первым
— берёт вот эту дубинку, кто придёт вторым — должен начать пить из родника. В
это время первый бьёт по голове второго. Такой у нас обычай. А теперь бегите!

Бегун-скороход сразу ушёл
далеко вперёд. Оё отстал. Идёт медленно, будто не торопится. Полдня прошло.
Вдруг Оё начал нагонять. Ходко идёт, будто его кто-то на ремне тащит. К морю
вместе подошли. А как пошли назад — тут уже скороход отстал. Как он ни
старался, не смог догнать резвого парня.

К вечеру на снегу чёрная
точка показалась. Народ стоит у ручья. Народ кричит:

— Это идёт наш скороход!
Разве кто-нибудь его обгонит? Он
быстроногого оленя догоняет! Куда до него этому замухрышке!

Вот чёрная точка
приблизилась. В человека превратилась. И все поняли:  это бежит Оё. Народ снова кричит:

— Хозяин Кагынкан! Что же это
получается? Наш непобедимый скороход побеждён! 
Сейчас  этот  замухрышка Оё его убьёт.

Оё прибежал к роднику. Братья
ему говорят:

— Бери  дубину.  
Скоро  их  скороход 
придёт.   Убьёшь  его.

Кагынкан говорит:

— Проклятый Оё! Опять
победил! Сейчас убьёт моего любимого скорохода.

Пришёл скороход. Пришёл без
сил. Чуть жив. Дышит тяжело. Начал пить из родника. Подставил, значит, голову.
Бей, Оё.

— Бей, Оё! — кричат братья.

Оё говорит:

— Я не хочу его убивать. Одно
дело — убить в честной борьбе, другое — бить по склонённой голове. Мне не
нравится ваш обычай! Бить не буду. Мы пришли жён себе искать, а не людей ваших
убивать. Говори, хозяин, какое у вас тут последнее состязание.

Скороход,  которого 
победил Оё,  поднял голову,   заплакал. Кагынкан  посмотрел 
на  него,  отвернулся. 
Потом  говорит:

— Последнее состязание —
прыжки. Будете прыгать вон с той скалы вниз. А под скалой будут стоять мои люди
с копьями остриями вверх. Кто прыгнет слабо — упадёт на копья. Такой у нас
обычай… Позовите-ка моего прыгуна, ловкого из ловких, прыгучего из прыгучих,
вёрткого, как горностай!

Пришёл прыгун — низенький,
быстрый, лёгкий. Старшие братья  
стали   между   собой  
совещаться,   кому   прыгать.  
Оё говорит:

 — Это самое трудное состязание. Недопрыгнул —
и верная смерть. А если так, то пусть я погибну, самый плохой среди вас, не зря
же вы говорите обо мне:   «Оё — дурачок,
Оё — никудышный». Если я погибну, никто жалеть не станет, никто не скажет:  «Погиб наш славный, наш умный Оё».

Братья говорят:

— Оё  правильно 
сказал.   Если  он 
погибнет,   его  не 
жаль. Пусть прыгает. А мы посмотрим.

Оё и прыгун взобрались на
скалу. Под скалой встали люди Кагынкана с копьями остриями вверх. Оё посмотрел
вниз: много людей, много копий. Очень далеко надо прыгнуть, чтобы через них
перелететь.

— Ну, прыгай первым, —
говорит Оё прыгуну.

Прыгун ловкий, как горностай,
напружинился, собрал все си­лы и прыгнул. Но Кагынкан поставил слишком много
людей с копьями. Не смог перелететь через них его прыгун, ловкий, как
горностай. Упал на копья. Теперь очередь Оё. Он видел, как прыгал тот прыгун,
понял, что такого прыжка мало. Прыгнул дальше. Упал на чистый снег, упал туда,
где не было людей с копьями.

Народ кричит:

— Хозяин Кагынкан! Что ж это
творится! Погиб наш непобедимый прыгун, ловкий, как горностай! И опять его
победил этот замухрышка!

Кагынкан заплакал:

— Проклятый Оё!  Ты всех нас победил!  Что ж, придётся дать вам жён!

Он подозвал своего помощника
и сказал:

— Возьми семь стрел. Пусти их
в семь сторон. Где они упадут, там пусть братья берут себе девушек в жёны.

Помощник Кагынкана говорит:

— Братья, подойдите ко мне. Я
буду пускать стрелы, а вы пойдёте за ними по старшинству. Первая стрела — для
старшего брата. Вторая — для второго. Последняя — для Оё, победителя
состязаний. Стрелы упадут около яранг. Там — ваши невесты.

Помощник Кагынкана выпустил
семь стрел. Первым за стрелой пошёл старший брат. Видит, хорошая яранга. Зашёл
— там красивая девушка одежду шьёт. А возле яранги — стадо оленей, это её
приданое. Остальные братья по очереди пошли за стрелами, каждый нашёл ярангу, а
в ней девушку. И у каждой приданое — стадо оленей. А самая красивая девушка
досталась младшему брату, удалому Оё. И приданое у неё самое богатое — яранга
самая хорошая, в ней много одежды, посуды, и стадо у неё самое большое.

Все братья были очень рады.
Оё оделся в новую хорошую одежду, стал таким красивым парнем — любо смотреть!
Братья говорят:

— Всё это богатство для нас
добыл наш младший брат Оё. Наш умный, наш сильный Оё. Пусть отныне он будет над
нами старшим. Мы будем его слушать. Завтра откочуем в наши места.

Утром они спросили у
Кагынкана:

— Можно нам откочевать в наши
места?

Кагынкан ответил:

— Вы сами себе хозяева. Что
хотите, то и делайте. Хотите домой — кочуйте домой.

И семеро братьев с жёнами,
ярангами и стадами откочевали в родные места. Хорошо стали жить. Еды у них
всегда было вдоволь. Старшим у них был младший брат Оё.

КАК СТАРУХА КЫТНА ВЕРНУЛА ДОМОЙ СВОЮ ДОЧЬ

Источник: Белый медведь и бурый медведь: Сказки
народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М.
Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское
издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.

Жили в Кичиге старуха Кытна
со стариком. Была у них дочь Ралинавут, взрослая дочь. А недалеко от их селения
жила волчья стая, двадцать восемь волков.

Однажды Ралинавут гулять
пошла и пропала, не вернулась домой. Везде её искали, во всех окрестных
посёлках, но никто её не видел. Тогда решили: заблудилась, замёрзла, занесло её
сне­гом. А не подумали люди, что в тот день, когда пропала Ралинавут, и волчья
стая из тех мест ушла. Не догадались люди, что волчья стая к себе её приняла,
что волки её увели.

Но мать не верила, что дочь
умерла, всё ждала, что вернётся. Три года прошло. Не вернулась Ралинавут. Тогда
Кытна пошла к шаману. Шаман погадал и говорит:

— Дочь  твоя 
жива.  Она  в 
волчьей  стае,  далеко 
на  севере. То место зовётся
Талкап. Три года назад жила в наших краях 
волчья  стая,   двадцать 
восемь  волков.   Это 
они   увели твою дочь.

Кытна вернулась домой,
говорит мужу:

— Наша дочь Ралинавут жива.
Шаман сказал, она живёт в волчьей стае на севере, в Талкапе.

Старик говорит:

— О, это очень далеко. Тебе
туда не дойти. Заблудишься в тундре.

Кытна говорит:

 — Не заблужусь. Я знаю, как надо туда идти.

 — Тогда готовь дорожные припасы, — сказал
старик.

Они приготовили дорожные
припасы,  и наутро, чуть свет, Кытна
отправилась в путь. Пешком по снегу пошла. А как сто шагов прошла, волчицей
обернулась. Волки быстро по снегу ходят. И Кытна пошла быстро, как волк. Скоро
стойбище оленеводов показалось. Кытна свой облик приняла, к стойбищу подошла.
Оленевод говорит:

 — Здравствуй,  
старушка,   куда   идёшь?  
Почему   пешком?

 — Иду на север, в Талкап, — отвечает Кытна.

 — Зачем?

 — Там дочь моя живёт у волков. Волки её увели,
— отвечает Кытна.

 — Далеко туда идти! — говорит оленевод. —
Пешком очень далеко. Очень трудно. Дам тебе оленей. Хорошие олени!

Кытна говорит:

— На оленях боюсь,   могу их потерять. Пешком спокойнее. Пойду
пешком.

Оленевод говорит:

— Как знаешь. Олени у нас
есть. Хорошие олени.

Наутро, чуть свет, Кытна
пошла. Как сто шагов прошла — волчицей обернулась. Рысью побежала волчица.
Оленевод смот­рит вслед и говорит:

— Вот почему от оленей
отказалась!

По дороге Кытна встретила
волка. Начала его расспрашивать:

— Скажи, брат, не встречал ли
в северных краях в какой-нибудь стае необычного волка. Такого волка, что это
сразу и волк и человек.

Волк стал рассказывать:

— Далеко на севере,  за Талкапом, 
живет сейчас большая стая, двадцать девять волков. Я к ним в гости
ходил. Заметил, что есть среди них необычный волк. По-моему, это не настоящий волк.
Похоже, этот волк — человек.

Кытна говорит:

— Наверное, это и есть моя
дочь Ралинавут.

Волк говорит:

— Её зовут Ралинавут? Я
слышал это имя. В той стае живёт волчица, которую так зовут.

Кытна побежала на север.
Добежала до большого стойбища чукчей-оленеводов. Чукчи рады гостье. Хозяин
угощает мясом, жиром, а потом спрашивает:

— Откуда и куда ты идёшь,
пешая старушка?

— Я издалека, с юга, из
Кичиги, — отвечает Кытна.

Чукча говорит:

— О, это очень далёкие места!
Я был в твоём селе. Зачем же ты пешком в такой дальний путь пошла?

Кытна говорит:

— Скажи мне: не живёт ли тут
поблизости большая стая волков? Не нападают ли они на ваши стада?

Чукча говорит:

— О, тут живёт большая стая,
двадцать девять волков! Ох и надоели они мне! Нападают на наши стада.

Кытна говорит:

— Эти волки увели мою дочь.
Теперь она живёт в стае. Три года прошло. Не знаю, смогу ли её домой вернуть.

Хозяин говорит:

 — Пора спать.

Кытна говорит:

 -Встать надо рано.

Встали рано. Поели, чаю
попили. Кытна пошла. Она туда пошла, где волки ели оленей, которых зарезали
ночью. Кытна увидела стаю, обернулась волчицей, пошла по кругу и запела,
протяжно запела:

 — Лишь волки в этих местах живут. С ними,
наверное, Ралинавут.

Волчица Ралинавут
вздрогнула,  перестала есть,  подумала: «Кто это в тундре меня ищет?». А
старуха Кытна ближе подобралась, ещё один круг делает и поёт:

 — Волки разбойниками слывут. И с ними дочка
Ралинавут.

Волчица Ралинавут думает:
«Мать меня ищет. Кто же ещё? Конечно, мать». Она тихонько пошла на голос и
запела:

 — Мама, как ты меня нашла? Мама, зря ты за
мной пришла. Я давно волчицею стала. Приняла меня волчья стая.

А Кытна делает третий круг и
поёт в ответ:

 — Ты — человек, и тебя зовут как человека —
Ралинавут.

Не выдержала Ралинавут,
подбежала к матери:

 — Мама, зачем ты здесь?

 — Сердце моё замёрзло, — отвечает Кытна. — Я
за тобой пришла. Без тебя не уйду. Я ведь мать. Давай убежим, пока волки не
заметили. Тут недалеко стойбище оленеводов. Там отдохнём. Я очень устала. Я
ведь пешком пришла.

Волчица Ралинавут говорит:

— Что ж, пойдём.

Пришли к стойбищу, обернулись
людьми, вошли в ярангу. Чукча-хозяин говорит:

— Ого, какая смелая старушка!
Не только сама вернулась, но и дочь у волков отняла!

Отдохнула Кытна на стойбище.
Отдохнула и говорит:

— Пора домой.

Чукча-хозяин говорит:

— Очень далеко твоя
Кичига.  Давай я вас на оленях отвезу.

Кытна говорит:

— Не надо оленей. Пешком
пойдём. Завтра пораньше отправимся.

Назавтра  очень 
рано  Кытна  с 
дочерью  ушли.  Чукчи 
посмотрели им вслед. А старуха с дочерью прошли сто шагов — и  уже 
нет  их,  а 
вместо  них  два 
волка  бегут,  быстро 
бегут. Чукчи говорят:

— Вот почему она от оленей
отказалась! Волки-то скорее дойдут.

Кытна с дочерью добежали до
Кичиги. Старик, муж Кытны, смотрит: два волка бегут к селению. Рядом бегут. Он
думает: «Наверное, это моя старуха с дочерью».

А люди вышли и кричат:

— Волки к нам бегут, волки!

Старик им говорит:

— Это не волки. Это люди.
Зачем волки среди бела дня прямо в селение побегут?

И тут волков вдруг не стало.
Идут по снегу Кытна с дочерью. Домой пришли.

Мивит

Источник: Белый медведь и бурый медведь: Сказки
народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М.
Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское
издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.

Жил когда-то очень давно наш
предок, необыкно­венный силач. Звали его Мивит. Он был таким быстроногим, что
охотился без лука и стрел. Увидит стаю гусей — бежит к ним. Гуси только-только
вздумают взлететь — а Мивит уже их всех похватал за шеи, всех к поясу привязал.

Привяжет он так гусей к поясу
и бежит домой. Очень быстро бежит — быстрей, чем надо. Прибежит домой — одни
головы гусиные на поясе, тела истрепались от такого бега.

Придёт Мивит в горы за горным
бараном и сядет: смотрит, высматривает. Лук ему не нужен. Как увидит барана —
бегом за ним. Догоняет, хватает за рога. Такой силач.

Он и на ту сторону бухты
ходил. За один день туда приходил и обратно возвращался. У нас в горах его
следы сохранились: в некоторых местах отпечатки в камне. Я сам их видел и сам
измерил его шаг. Десять моих шагов укладывается в один его шаг!

Никто не мог одолеть нашего
Мивита.

Пошёл он однажды в горы за
дровами. Не заметил, как зашёл далеко в чужие земли, в чуванские (чуванцами
коряки называли соседние народы)   земли. Нарубил он много дров, связал огромную
вязанку и понёс её домой. Вдруг появи­лись чуванцы. У всех в руках луки и
стрелы, все кричат… Что делать? Остановиться? Они окружат, начнут стрелять.
Придёт­ся их поубивать. Мивит подумал: «Не хочу я их убивать. Пусть живут
глупые чуванцы». И он пошёл от них широким шагом в горы с вязанкой на плечах.
Чуванцы подбежали к его следам, начали их рассматривать.

— Ого! — сказали они. —
Человека, который оставляет та­кие следы, не убить. Пусть уходит. Такого не
догнать.

Да, это было как раз тогда,
когда он возвращался из чуванской земли через горы к нашей речке, к нашему
Алюту. Он бежал с тяжёлой ношей на плечах, ноги его погружались в землю — тогда
и оставил он те следы, которые мне довелось увидеть. А вязанку он до дому не
донёс. Тело его от быстрого бега так разогрелось, что вязанка вспыхнула.
Пришлось её сбросить.

Не было на нашей земле
силача, подобного Мивиту. Ни раньше не было, ни после.

Хитрая лиса
Корякская сказка. Обработал К. Шавров

 Сидит лиса на берегу речки и думает: «Как
бы мне рыбки свежей поесть?» Смотрит лиса, — а по речке бревно плывет, на
бревне чайки сидят. Спрашивает лиса:
— Что вы, чайки, делаете?
— Рыбу ловим.
— Возьмите и меня с собой!
— Прыгай!
 Прыгнула лиса. Бревно перевернулось,
чайки улетели, а лиса в воду упала. Понесло лису вниз по речке, вынесло в море.
Видит лиса — кругом вода. Говорит она своим лапам:

Черный Ворон и Кит
Народная Корякская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации:
Гусаров

Сидит ворон на камне, ждёт
добычи. Попался ему тюлень. Молодой тюлень — спина пёстрая, брюхо белое.
— Не хочу тебя, — сказал ворон. — Уж очень ты молод, жиру не нагулял.
Убил ворон тюленя, толкнул назад в море. Упал тюлень в воду — ещё выше
поднялись морские волны.
Сидит ворон на камне, ждёт добычи. Попался ему морж. Старый морж — усатый, оба
клыка сломаны.
— Не хочу тебя, — сказал ворон. — Уж очень ты стар, мясо у тебя жилистое.
Убил ворон старого моржа и спихнул его назад в море. Упал морж в воду —
потемнело море, поднялись волны горами. А ворон всё сидит на камне, добычи
ждёт.
Попался ему кит — большой, жирный, на спине плавник, будто парус. Лежит кит —
хвост в воде, голова на берегу, и рот открыт. Заглянул ворон в рот, а там рыбы
всякой, как в неводе, полным-полно.

— Вот это по мне добыча! —
сказал ворон и прыгнул киту прямо в рот. Наелся там рыбы досыта, а самую
большую рыбу, самую жирную треску, с собой про запас взял. Потом выскочил изо
рта, крыльями взмахнул и домой в тундру полетел.
Летит ворон, а навстречу ему лиса бежит.
— Откуда, ворон, треску несёшь? — спрашивает лиса.
А ворон и не отвечает, будто не слышит.
— Знаю тебя, старого, — говорит лиса, — подобрал на берегу дохлятину и рад.
Рассердился ворон, разинул рот:
— Врёшь ты, рыжая! Я нынче кита жирного поймал!
Только он это крикнул — выпала треска у него из клюва. Подхватила лиса треску и
побежала.
«Ничего, — думает ворон, — у кита во рту ещё много рыбы. Сыт буду». Взмахнул
крыльями и полетел назад к морю. А на море буря поднялась. Качается на волнах
кит — хвост в воде, голова на берегу, и рот открыт. Прыгнул ворон киту прямо в
рот.
А кит ударил хвостом по волнам, распустил плавник на спине, будто парус, рот
закрыл и ушёл в море.

  • Рисунки к сказке филипок
  • Рисунки к сказке федорино горе картинки для детей
  • Рисунки к сказке у лукоморья дуб зеленый 2 класс
  • Рисунки к сказке три поросенка
  • Рисунки к сказке теремок для детей