Рисунки к сказке идэ

Идэ (Хантыйская)

Подробности
Категория: Сказка народов России

Идэ (хантыйская сказка)


бабушка с внуком плывут на лодке по реке

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.
Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.
«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.
Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:
— Пойдём, Идэ, орешки собирать!
— Пойдём, бабушка!
Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.

День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.
Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.
В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.
Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.
Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.
— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.
Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.
Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.
Закричал Идэ, заплакал:
— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.
Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.

мальчик спрятался в дупле дерева от волка

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:
— Всего съешьте, только голову не троньте!
А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.

Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.
Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!
Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!
Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:
— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:
— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!
Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».
Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.
Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.
Хорошо!
С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.
Так бабушка отучила внука бояться.


— КОНЕЦ —

Народная хантыйская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров

Инфоурок


Другое

ПрезентацииМультимедийная презентация к уроку литературного чтения «Хантыйская сказка «Идэ»», 2 класс



Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


Литературное чтение 2 класс Хантыйская сказка Идэ.ppt

Выбранный для просмотра документ Литературное чтение 2 класс Хантыйская сказка Идэ.ppt

Урок литературного чтения
2 класс
УМК «Перспектива»Составитель: Чубук Наталья...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 135 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 1285 человек из 83 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок литературного чтения
2 класс
УМК «Перспектива»Составитель: Чубук Наталья...

    1 слайд

    Урок литературного чтения
    2 класс
    УМК «Перспектива»
    Составитель: Чубук Наталья Ивановна,
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ № 6 г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра

  • Тема урока:
«Хантыйская сказка «Идэ»»

    2 слайд

    Тема урока:
    «Хантыйская сказка «Идэ»»

  • Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на...

    3 слайд

    Прозвенел и смолк звонок,
    Начинаем мы урок.
    Улыбнулись, подтянулись,
    Друг на друга посмотрели
    И спокойно, тихо сели.

  • Речевая разминка
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете...

    4 слайд

    Речевая разминка
    В мире много сказок, грустных и смешных.
    И прожить на свете нам нельзя без них.
    Лампа Аладдина, в сказку нас веди.
    Башмачок хрустальный, помоги в пути.
    Мальчик Чиполлино, мишка Винни-Пух…
    Каждый нам в дороге настоящий друг.
    Пусть герои сказок дарят нам тепло,
    Пусть добро навеки побеждает зло!

  • Восстановите последовательность событий 
в сказке «У страха глаза велики»

    5 слайд

    Восстановите последовательность событий
    в сказке «У страха глаза велики»

  • На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.
У страха глаза велики....

    6 слайд

    На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся.
    У страха глаза велики.
    На ловца и зверь бежит.
    Робкого и пень страшит.
    Солнце, воздух и воды – наши лучшие доктора.
    Плох неряха в строю, а ещё хуже – в бою.
    Какие пословицы выражают главную
    мысль данной сказки?

  • Хантыйская сказка «Идэ»

    7 слайд

    Хантыйская сказка «Идэ»

  • Словарная работаСирота – ребёнок, у которого умер один или оба родителя.
За б...

    8 слайд

    Словарная работа
    Сирота – ребёнок, у которого умер один или оба родителя.
    За бабушкин подол держится – всего боится.
    Урожайный на кедровые орехи год – богатый урожай орехов.

  • Лодка–долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.

    9 слайд

    Лодка–долблёнка – самодельная лодка, выдолбленная из ствола дерева.

  • Тайга – дикий хвойный лес.

    10 слайд

    Тайга – дикий хвойный лес.

  • Кедровка – птица обитающая в тайге.Эта любительница кедровых орешков – типич...

    11 слайд

    Кедровка – птица обитающая в тайге.

    Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги. Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек. Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох или щели гнилых деревьев.

  • Кошёлка – небольшая корзинка.

    13 слайд

    Кошёлка – небольшая корзинка.

  • Пословицы
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Трус своей тен...

    14 слайд

    Пословицы
    У страха глаза велики.
    Трусливому зайцу и пень волк.
    Трус своей тени боится.
    Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.
    Кто дрожит – тот бежит.

  • Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было...

    16 слайд

    Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остается одной из основных отраслей хозяйства.

  • Промыслы

  • Выбери и продолжите любое предложение:

 На сегодняшнем уроке я узнал…

 На э...

    18 слайд

    Выбери и продолжите любое предложение:

    На сегодняшнем уроке я узнал…

    На этом уроке я похвалил бы себя за…

    После урока мне захотелось…

    Сегодня я сумел…

  • Спасибо за работу!

    19 слайд

    Спасибо за работу!

  • Источники:https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B...

    20 слайд

    Источники:
    https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=973&source=wiz&p=4&pos=164&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcdn2.static1-sima-land.com%2Fitems%2F3840010%2F0%2F1600.jpg
    www.bankgorodov.ru
    www.kulturologia.ru
    etnic.ru
    nacekomie.ru
    smartnews.ru
    ugrasport.com
    ru.wikipedia.org
    www.vlboard.org
    stranamasterov.ru

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 870 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Другие материалы

ВПР по литературному чтению

  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • Тема: Проверим себя.
  • 22.05.2020
  • 989
  • 13

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»



  • Скачать материал


    • 22.05.2020


      2105
    • RAR
      6.1 мбайт
    • 580
      скачиваний
    • Рейтинг:
      5 из 5
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Чубук Наталья Ивановна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Чубук Наталья Ивановна

    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3278
    • Всего материалов:

      5

  • Рабочий лист для урока литературного чтения в 4 классе по поэме А.С. Пушкина

Класс: 2.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные цели:

  1. Сформировать алгоритм плана для краткого пересказа текста;
  2. Формировать умения подробного и краткого пересказа по составленному плану.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

Личностные умения:

  • проявлять интерес к поступкам героев сказки;
  • проявлять позитивное и сознательное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Познавательные умения:

  • определять отличительные признаки жанра сказки и обосновывать своё мнение;
  • определять тему и главную мысль сказки, обосновывая своё суждение.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя алгоритм;
  • адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • взаимодействовать в паре и группе при выполнении предлагаемых заданий, используя доступные речевые средства при представлении выполненного.

Предметные умения:

  • работать с текстом народной сказки, составляя план;
  • выразительно читать сказку по ролям;
  • составлять краткий и подробный пересказ сказки.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор и экран;
  • доска;
  • презентация к уроку;
  • карточки для работы в группах (на 5 этапе);
  • «Литературное чтение. Учебник. I часть» сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская;
  • Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива».

Ход урока 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке;
  2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
  3. установить тематические рамки урока: народные сказки.

– Посмотрите на доску. Чему будет посвящен наш урок? (народным сказкам)

Презентация.

– Какие народные сказки вы знаете? (о животных, бытовые, волшебные)

– Добавлю, что вы узнаете о сказках что-то новое.

– Как вы будете это делать? (Нам надо пройти 2 этапа. Сначала вы предложите нам задания на повторение необходимых знаний, потом мы выполним задание для пробного действия и, скорее всего, у нас не получится и т. д.)

Презентация.

– Верно. Итак, начинаем с .. (С повторения необходимых знаний.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

  1. учить осмысливать содержание текста и наблюдать за развитием сюжета в сказке,
  2. активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ;
  3. мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
  4. организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  5. организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения .

1. Проверка домашнего задания.

– Какую народную сказку вы прочитали дома? (Хантыйская сказка «Идэ»)

– Рассмотрите географическую карту нашей Родины. Покажите, где живут ханты.

Презентация.

– А знаете ли вы, что у хантыйского народа не было своей азбуки, и только в 1931 году вышел в свет остяцкий букварь , а 1 ноября 1957 года вышла первая газета на хантыйском языке.

– А внимательно ли вы читали сказку?Посмотрите на рисунки и фотографии. Какое отношение они имеют к сказке?

Работа над значением слов «лодка-долблёнка», «колотушка», «тайга», «кедровка».

Презентация.

– Прочитайте родственные слова. (Кедр, кедровые, кедровка.)

– Выделите корень. (кедр-)

– Объясните их смысл.

– Восстановите план сказки «Идэ». [4]

Презентация.

  1. Трусишка Идэ.
  2. … (Как отучить Идэ всего бояться?)
  3. Бабушка и Идэ собирают орешки.
  4. Бабушкина хитрость.
  5. … (Остался Иде один в тайге.)
  6. Утром в тайге.
  7. (Теперь ты ничего не будешь бояться.)

– Подробно перескажите сказку по плану. Воспользуйтесь алгоритмом подробного пересказа.

Учащиеся пересказывают 1-3 часть.

Презентация. (алгоритм пересказа)

Алгоритм составления плана для подробного пересказа.[4] (на доске)

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.

– Молодцы! Вы отлично справились с домашним заданием.

– Подведём итог. Итак, что я выбрала для повторения? (Проверку домашнего задания)

– А что будет дальше? (Вы предложите нам задание для пробного действия.)

– В чём особенность этого задания? (В нём обязательно есть для нас что-то новое.)

2. Задание для пробного действия.

– Попробуйте самостоятельно составить краткий пересказ 4 и 5 частей сказки.

– А что здесь для вас ново? (Мы никогда не составляли краткого пересказа сказки)

– Пробуйте.

– Проверим, что у вас получилось.

– Поднимите руку, кто может доказать, что ход его рассуждений был верным, и получен правильный результат.

Вопрос для тех, кто не поднял руку. Вопросы для тех, кто поднял руку.
Вы не подняли руку, значит, в чём ваше затруднение? (Мы не можем доказать, что правильно составили план краткого пересказа) – Каким алгоритмом вы воспользуетесь для – доказательства? (Нам такой алгоритм неизвестен.)
– Значит, вы можете доказать правильность хода своих рассуждений и получения результата? (Нет, не можем.)
– Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не можем доказать, что правильно рассуждали при выполнении задания и получили правильный результат)

– Вы все поняли, что трудность есть. Что делать? (Надо разобраться, в чём причина этой трудности.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. создать условия для проведения учащимися анализа своих действий;
  2. организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения: нет алгоритма краткого пересказа.

– Давайте разберёмся.

– Что вы должны были сделать? (Составить краткий пересказ)

– Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Алгоритмом подробного пересказа)

– Что же было для вас новым? (Мы не составляли краткого пересказа сказки.)

– Так в чём же причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? (Нам неизвестен алгоритм краткого пересказа сказки.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

  1. создать условия для формулирования учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий;
  2. согласовать тему урока;
  3. организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
  4. организовать планирование учащимися своих дальнейших действий для построения нового знания.

– Какова же цель ваших дальнейших действий? (Построить алгоритм краткого пересказа сказки)

На доске открывается цельурока:

Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.

Или презентация.

– Как назовёте урок? (Краткий пересказ сказки «Идэ».)

Тема урока открывается на доске:

Краткий пересказ сказки «Идэ».

Или презентация.

– Составим план дальнейшей работы.

– Чем воспользуетесь сначала? (Алгоритмом плана для подробного пересказа…)

– А вам надо будет строить новый алгоритм или достаточно уточнить какой-то известный? (Достаточно уточнить известный алгоритм для составления плана подробного пересказа)

– Что сделаете потом? (Внесём изменения..)

– И, наконец, … (Сделаем вывод, построим алгоритм)

На доске появляется план работы, составленный учащимися:

  1. Воспользоваться алгоритмом для составления плана подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
  2. Уточнить алгоритм в группах.
  3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа

– Что ж, пора действовать.

Презентация.

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

  1. организовать построение нового способа выполнения краткого пересказа;
  2. организовать фиксацию нового способа действий в речи и знаково путём уточнения известного алгоритма подробного пересказа;
  3. зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

– Действуйте по плану. С чего начнёте?

– Что дальше по плану? (Надо уточнить алгоритм.)

– Объединитесь в группы и уточните алгоритм.

Учитель руководит объединением детей в группы и раздаёт заготовки, лист А4, клей группам. Заготовки (8 листков):

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.
    • рассказать все события в определённой последовательности.

– Выберите представителя от группы для отчёта. Посмотрим, что у вас получилось.

Представители групп отчитываются о рподеланной работе, представляя составленный алгоритм.

Презентация.

– Чем же отличается подробный пересказ от краткого?

Алгоритм составления плана для краткого пересказа. [4]

  1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему (о чём говорится в тексте).
  2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
    • появление новой темы;
    • появление нового героя;
    • появление нового места действия.
  3. Записать название каждой части текста.
  4. Пересказать текст, используя составленный план:
    • рассказать содержание своими словами, только самое главное: кто, что делает, почему.
    • к каждой части плана нужно сказать два-три предложения, связывая их между собой.
    • нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.

– Докажите, что вы достигли цели. (Мы построили алгоритм краткого пересказа)

– Что дальше? (Надо попробовать выполнить краткий пересказ)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

1) создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение алгоритма краткого пересказа с проговариванием во внешней речи.

– Перескажите 4 часть сказки, пользуясь составленным алгоритмом.

– Попробуйте пересказать 5 и 6 часть в парах.

Проверка работы в парах: учитель предлагает образец краткого пересказа, учащиеся оценивают свою работу.

Презентация.

– Где нам может пригодиться знание алгоритма краткого пересказа? (На уроках по чтению, окружающему миру, разговоре с друзьями и т. д.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  1. организовать самостоятельное выполнение учащимися краткого пересказа;
  2. организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
  3. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

– Выполните краткий пересказ 3 части.

– Проверьте себя по образцу.

Презентация.

– Какие трудности возникли при выполнении?

– Как надо было действовать?

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить осмысливать содержание текста, характеризовать героев сказки, оценивая их поступки.

– Прочитайте последнюю часть сказки по ролям. Охарактеризуйте поведение бабушки Имъял-Пая и внука Идэ.

– Определите главную мысль сказки (чему она учит).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. организовать фиксацию учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
  2. организовать фиксацию в речи открытого алгоритма;
  3. организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;
  4. организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  5. согласовать домашнее задание.

– Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить алгоритм плана для краткого пересказа сказки.)

Презентация.

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, как проводим краткий пересказ.

– У кого остались трудности? Как будете действовать?

– Кто сегодня доволен своей работой ученика? Почему? Оцените свою работу по лесенке успеха, воспользовавшись предложенными критериями.

Презентация.

Домашнее задание.

– Подготовьте краткий пересказ любой прочитанной дома сказки, принесите книгу с этой сказкой на урок.

Список литературы:

  1. Сборник рабочих программ «Перспектива».
  2. Л.Г. Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…».
  3. Л.Г. Петерсон, Л.А. Аверкиева, Е.А. Гусева, М.А. Кубышева, Т.В. Текнеджян «Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…».
  4. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт www.prosv.ru/umk/perspektiva).
  5. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон, 2 класс.


1


Хантыйская народная сказка «Идэ»


2


Народные бытовые сказки


3


тайги Округ находится в зоне тайги. Первый букварь появился в 1931 году, а первая газета на хантыйском языке 1 ноября 1957 года. Хантыйская народная сказка «Идэ»


4


кедр кедровка кедровые орехи лодка долблёнка Хантыйская народная сказка «Идэ»


5


1. Трусишка Идэ Бабушка и Идэ собирают орехи. 4. Бабушкина хитрость Утром в тайге. 7. Как отучить Идэ всего бояться? Один в тайге. Теперь ты ничего не будешь бояться. Хантыйская народная сказка «Идэ»


6


Алгоритм для составления подробного пересказа сказки 4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.


7


Тема. Краткий пересказ сказки «Идэ» Цель: составить алгоритм плана для краткого пересказа. План работы. 1. Воспользоваться алгоритмом плана для подробного пересказа. Определить, что следует изменить. 2. Уточнить алгоритм в группах. 3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа.


8


Алгоритм плана для краткого пересказа 1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему. 2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки: появление новой темы; появление нового героя; появление нового места действия. 3. Записать название каждой части текста. 4. Пересказать текст, используя составленный план: — рассказать содержание своими словами, только самое главное: КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ, ПОЧЕМУ; — к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой; — нельзя использовать реплики (прямую речь) героев.


9


Работа в парах. Краткий пересказ частей: 1 вариант — Утром в тайге. 2 вариант — Один в тайге. Хантыйская народная сказка «Идэ»


10


2 вариант. Проснулся Идэ цел и невредим. Увидел много шишек, позабыл страх и стал их собирать. А тут и бабушка приехала. Образец для проверки. 1 вариант. Остался Идэ один в тайге.Нашёл дупло и залез в него. Ночью страшно стало Идэ, но он всё-таки заснул.


11


Работа в парах. Краткий пересказ частей: 1 вариант — Утром в тайге. 2 вариант — Один в тайге. Хантыйская народная сказка «Идэ»


12


Образец для проверки самостоятельной работы. Бабушка и Идэ поехали в тайгу орехи собирать. Набрали полную лодку, а одну кошёлку с орехами бабушка на горе забыла. Послала она Идэ за ней. А сама села в лодку и уплыла.


13


Цель урока: составить алгоритм плана для краткого пересказа. могу сам рассказать алгоритм, нет ошибок в самостоятельной работе могу сам рассказать алгоритм, но была ошибка в самостоятельной работе затрудняюсь в использовании алгоритма плана для краткого пересказа не могу сам воспользоваться алгоритмом, есть ошибки в самостоятельной работе


14


1. Иллюстрации сказкам иллюстрации с сайтов irkutsk.rfn.ru, net.ru/tyumenskaya-oblast/, сайта Алексея Соболева net.ru/tyumenskaya-oblast/ 2. Иллюстрации к сказке «Идэ» 3. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайт 4. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л. Г. Петерсон, 2кл

Читательский дневник по хантыйской народной сказке «Идэ»

Автор: народ

Название произведения: «Идэ»

Число страниц: 2

Жанр: сказка

Главные герои: Идэ, бабушка.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Идэ — смелый и отважный мальчишка.

Боялся всего, пока не остался один в лесу.

Бабушка — заботливая и мудрая.

Помогла внуку справится со своим страхом.

Краткое содержание сказки «Идэ»

Идэ был сиротой, жил с бабушкой и всего боялся.

Как-то они вместе собирали орешки, после чего бабушка оставила Идэ в тайге.

Мальчику было очень страшно, но на утро он увидел, что ничего с ним не случилось.

Приехала бабушка и забрала внука, который уже ничего не боялся.

План сказки:

  1. Сирота.
  2. По орехи.
  3. Хитрость старушки.
  4. В дупле.
  5. Сбор орешков.
  6. Приезд бабушки.
  7. Идэ перестал бояться.

Основная мысль сказки «Идэ»

Главная мысль сказки в том, что человек везде хозяин.

Основная идея сказки в том, что не нужно создавать себе страхи.

Чему учит сказка

Эта хантыйская сказка учит быть смелым, здраво смотреть на всё вокруг, не придумывать себе ужасов.

Краткий отзыв по сказке «Идэ» для читательского дневника:

Прочитав эту историю, я подумала о том, что бабушка поступила сурово, но результат получился отличный.

Мальчик перестал пугаться каждого шороха.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, что преодолеть свои страхи можно, если посмотреть им в глаза.

Мне понравился мальчик, который боялся, но убедился, что с ним ничего не произошло.

И он перестал трусить.

И мне понравилась хитрая и умная бабушка, которая отучила внука от страха.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что любой страх можно преодолеть.

Ведь человеку нечего бояться в этом мире, где он хозяин.

Пословицы к сказке:

  • Иди вперёд — лучше: страх не берёт.
  • У страха глаза велики.
  • Велик телом, да мал делом.
  • Кто не боится, тому и плеть не страшна.
  • Всё познаётся в сравнении.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:

— Не сердись, Идэ. Ты — человек.

С тобой никто ничего сделать не сможет.

Человек — везде хозяин.

Теперь ты ничего бояться не будешь!

Словарь неизвестных слов:

Подол — нижняя часть платья, юбки.

Кошёлка — сумка.

  • Рисунки к сказке иван царевич и серый волк карандашом
  • Рисунки к сказке иван царевич и серый волк для 3 класса детские рисунки
  • Рисунки к сказке иван царевич и серый волк 3 класс по чтению
  • Рисунки к рассказу чарушина страшный рассказ
  • Рисунки к рассказу чарушина воробей