Рисунки шемякина к сказкам гофмана

Вот уже не первый год моей личной предновогодней традицией является поход в декабре на балет Петра Ильича Чайковского “Щелкунчик”. 

I

БАЛЕТ «ЩЕЛКУНЧИК» В ПОСТАНОВКЕ МИХАИЛА ШЕМЯКИНА

I

Даже во время жизни в Норвегии я старалась не упустить возможность прикоснуться к новогоднему волшебству музыки Чайковского и творчества Гофмана. Один раз мы ездили в национальную оперу Осло, другой – ходили на балет в зал Grieghallen в Бергене. Кроме этого, нам даже посчастливилось побывать на «Щелкунчике» в Большом театре, когда мы приезжали на каникулы домой в Россию, и это было завораживающее зрелище.

В Петербурге же моя большая отдушина и наслаждение — ходить на балет в Михайловский или Мариинский театры.

Однако, честно признаюсь, что из всех постановок, которые я видела, есть одна — моя самая любимая. Я всей душой люблю балет “Щелкунчик” в постановке Михаила Шемякина, который идёт в Мариинском театре.

Это невероятное зрелище, оживляющее волшебство сказок Гофмана, заставляет задуматься о жизни и выводит знаменитый спектакль на другой уровень восприятия.  При планировании семейного похода на этот балет обратите внимание, что постановка больше ориентирована на взрослую, нежели чем на детскую аудиторию.

Михаил Михайлович Шемякин — советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

 «Я предполагаю, что этот балет давно нуждался в том, чтобы с него сняли покров нарочитой “детскости” и некое ощущение детского утренника. Его музыка неизмеримо глубже, содержательнее, философичнее. Шемякина привлекла новизна музыкального прочтения. Мы открыли купюры, привели в соответствие с авторскими темпы, и музыка зазвучала совершенно по-иному – ломая стереотипы

и раскрывая иные смыслы.» 

Валерий Гергиев

Художественный руководитель – директор Мариинского театра

Балет открывает первая сцена с потрясающими декорациями, на фоне которых гости в причудливых шубах и шляпах собираются на праздничный ужин в доме советника Штальбаума. На сцене царят веселье и подготовка: на кухне повара готовят праздничный ужин, хозяева дома примеряют и выбирают наряды.

Интересным является тот факт, что при создании новой постановки балета «Щелкунчик» Шемякин вышел далеко за границы создания декораций и костюмов, он придумал новую историю этой знаменитой сказки целиком.

«Метод его (Михаила Шемякина, прим. редакции) работы необычен. По ночам он совещается с Гергиевым. Днем становится литератором и перерабатывает сценарный план Петипа. Он не просто пишет декорации и сочиняет эскизы костюмов – в ворохе своих иллюстраций он пытается предвосхитить весь объем сценического движения. Он знает, чего хочет.. Он карабкается по крутым лестницам в декорационные залы под крышу Мариинского театра и заставляет переделывать то, что, казалось, было сделано идеально. Он внезапно появляется в балетных классах в своих экстравагантных черных сапогах и кепке.  Он заставляет хореографа работать так, как хочет он, в конце концов, он готов сам показывать балетным артистам, как надо двигаться. Он хочет держать под контролем все – только он один знает, как должно быть. Он делает своего «Щелкунчика» – наверное, самый большой проект . И этот «Щелкунчик» – и есть Шемякин.  Единственный  и единственно возможный.» 

Махар Вазиев, Заведующий балетной труппой Мариинского

Абсолютно завораживающим и одним из самых любимых мной моментов является сцена снежной бури (своеобразная интерпретация вальса снежинок). Костюмы и декорации подобраны, казалось бы, не совсем типичные для классической постановки и могут привести в замешательство неподготовленного зрителя. Но каждый раз, когда я смотрю эту сцену, у меня возникают «wow-эффект». Сказочно и фантасмагорично.
Очень по-гофмански.

Завершает сцену снежной бури хор детей на кладбище.

Photo credit: Мариинский театр оф.сайт

«Мне кажется, что во всем творчестве Шемякина есть элемент фантасмагории – образы, которые он созда­ет, относятся к миру ирреального, что очень роднит его с Гофманом. Мишины фантасмагории, как пугаю­щие, так и прекрасные, всегда правдивы. Сам Миша – человек душевный, очаровательный, умный, сложный, замкнутый, общительный, сумасшедший, талантли­вый – словом, очень разный и очень похожий как на Дроссельмайера, так и на Щелкунчика.

Мне бы хотелось, чтобы публика покидала театр после нашего балета измученной и счастливой.

А на вопрос, о чем балет, я отвечаю: -Обо всем…Он ужасен, труден, прекрасен, интересен,

потому что он о нас всех».

Кирилл Симонов, хореограф балета.

Причудливые изображения Конфитюренбурга, Маша и Щелкунчик, которые летят по небу в огромном башмаке.
Армия крыс во главе с Крыселье и торт-великан, на вершине которого главные герои предстают в виде сахарных фигур в конце спектакля.
Все это — балет «Щелкунчик» в интерпретации Михаила Шемякина.

Неординарная и завораживающая постановка, которую определенно стоит посмотреть, если вы этого еще не сделали.

P.S. Все жители Петербурга, наверняка, это знают, но для гостей города может оказаться интересным тот факт, что на витринах знаменитого Елисеевского магазина вы также можете найти героев постановки “Щелкунчика” авторства Михаила Шемякина. Советуем обязательно туда заглянуть.

«Щелкунчик» — один из самых популярных балетов современной эпохи, его ставили Юрий Григорович, Джордж Баланчин, Морис Бежар, Мэтью Борн, Роман Пети, другие прославленные — и не только — балетмейстеры. Многие, особенно западные, трактовки балета были крайне радикальны. «Щелкунчик» Михаила Шемякина можно назвать весьма классическим.

Михаил Михайлович Шемякин

Михаил Михайлович Шемякин

Михаил Михайлович Шемякин — советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, Народный художник Кабардино-Балкарии, Народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

В 1991 году американский хореограф Марк Моррис выпустил супермодернистский спектакль «Крепкий орешек» в духе нашумевших операций, проделанных над академической классикой Матсом Эком. Балет Морриса представляет зрителю скорее театрализованное действо, сопровождающееся рок-н-ролльными танцами, распитием кока-колы и сексом под ёлкой. У австралийского хореографа Грэхэма Мэрфи сюжет трансформировался в историю русской балерины, эмигрировавшей в Австралию и вспоминающей о том, как она танцевала перед последним императором. Балет, поставленный Рудольфом Нуриевым, наполнен гойевскими элементами и за свой неожиданный финал, в котором после танца с принцем Мари просыпается, и Щелкунчиком оказывается помолодевший Дроссельмейер, получил название «фрейдистский».

Михаил Шемякин сделал попытку вернуться к литературному и музыкальному первоисточнику, создав на сцене мир иронической фантазии Э. Т. А. Гофмана, где смешиваются реальность и вымысел, сказочность переплетается с мистикой, ирония с гротеском, и всё это разворачивается под глубокую и местами даже трагическую музыку П. И. Чайковского. Созданная на рубеже XX и XXI веков, 12 февраля постановка отметит своё восемнадцатилетие на сцене Мариинского театра и, возможно, именно эта временная дистанция позволит нам дать объективную оценку успешности замысла художника.

Детские годы, проведённые Шемякиным в Восточной Германии, имели важное значение для формирования его внутреннего мира в духе метафизического романтизма. «Мама мне читала немецких романтиков, и никто не был мне так близок, как Гофман, Тик, Новалис, Клейст».

Известно, что Шемякин не ограничился только созданием костюмов и декораций, он проник во все сферы работы над балетом — переписал либретто, создал концепцию спектакля и даже наметил в эскизах движения персонажей на сцене. В связи с этим его работу в Мариинcком часто относят к направлению «театр художника» — термин, введённый В. И. Берёзкиным в середине 1990-х и имеющий в европейском театроведении более обобщённое понятие «visual theatre» — «визуальный театр». Но, несмотря на то, что «преобладание визуальных средств в создании драматургии спектакля подчёркивает связь театра с формами современного визуального искусства», «Щелкунчик» Шемякина скорее коренится в традициях балета эпохи «Русских сезонов», когда величайшие художники того времени полностью создавали образ спектакля, писали сценарии, определяли действия хореографа.

что на картинке

«Щелкунчика» сыграло новое дирижёрское прочтение музыки, философский подтекст которой долгое время был скрыт под радужной пышностью сценического оформления. Балет создавался Чайковским в период 1891–1892 годов и, как в целом для того времени, так и для самого композитора, стал произведением не только новаторским, но и знаковым. Премьерные показы спектакля были высоко оценены критиками, но каждый раз сомнениям подвергалась танцевальность музыки. Поскольку до этого в театре господствовала музыка более простых форм, под которую хореографическому искусству было проще демонстрировать свои возможности, партитура «Щелкунчика» оказалась намного богаче и сложнее созданных ранее произведений для балета. Написанный между «Симфонией № 6» и «Пиковой дамой», он олицетворяет поиск смысла жизни и нравственных оценок, поднимает тему детства и смерти, подвига и предательства. Из мемуаров композитора известно, что сочинение «Щелкунчика» его очень тяготило. Оно совпало с трагическими событиями в его жизни — смертью сестры Чайковского А. И. Давыдовой. В этот день он написал брату о невозможности музыкального воспроизведения Конфитюренбурга. Закончить музыку композитор смог только тогда, когда нашёл собственный подход к либретто М. Петипа.

Задумав в 1999 году новую трактовку балета, директор Мариинского театра Валерий Гергиев создал новое дирижёрское прочтение его музыкальной партитуры и пригласил для работы над балетом отнюдь не театрального художника, а скульптора и художника-станковиста Михаила Шемякина: мол, «ты уже сорок лет работаешь над «Щелкунчиком»», — имелись в виду многочисленные иллюстрации художника к произведениям Гофмана.

Живописец, график, скульптор, философ и исследователь искусства Михаил Шемякин разнообразием своих интересов напоминает нам об основном принципе эстетической программы столь любимых им немецких романтиков XIX века, стремившихся к синтезу всех видов искусств.

Детские годы, проведённые Шемякиным в Восточной Германии, имели важное значение для формирования его внутреннего мира в духе метафизического романтизма. «Мама мне читала немецких романтиков, и никто не был мне так близок, как Гофман, Тик, Новалис, Клейст». Кёнигсберг, как известно, родина Гофмана, и не будет преувеличением утверждать, что мир Гофмана с детства становится неотъемлемой частью шемякинского мира. Роман «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах», полное название которого уже само отражает гротескно-фрагментарный принцип его построения, саркастически представляет немецкого обывателя, дворянство, высшую аристократию и «просвещённое» бюргерство, — гофмановское восприятие бюргерского общества мы потом увидим в балете Шемякина в сцене «Праздник в доме Штальбаума». Философия Гофмана — этого необычайно одарённого человека, наделённого талантами писателя, музыканта и художника, оказывается близка Шемякину с раннего возраста. Темы двойничества и раздвоения, двоемирия параллельно существующей реальности мы встречаем не только в его многочисленных иллюстрациях к произведениям писателя, но и в более поздней графике 1960-х годов. Рисунки, сделанные ещё в юности, положили начало многолетней работе над созданием собственной «Гофманиады». И, конечно, как верно отметил Гергиев, работа над созданием новой версии балета «Щелкунчик» стала логическим шагом, подготовка к которому велась художником на протяжении многих лет. Оттого анализ данной трактовки следует вести через призму его главной задачи — отразить на сцене дух гофманианства, — задачи, которую он решает сразу в нескольких направлениях.

В первую очередь, Шемякин переписывает либретто, обращаясь к первоисточнику — сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», потому как в своё время Петипа, выстраивая сюжет будущего балета, взял за основу не оригинальное произведение, а его французский перевод, созданный А. Дюма-старшим, который по объёму текста трижды превосходит первоисточник. Петипа не мог не знать оригинальную версию сказки — сам автор относил это сочинение к так называемым «фантазиям» или «каприччио», так как в то время во Франции и в России Гофман был очень популярен, но предпочёл использовать перевод Дюма-старшего, поскольку, вероятнее всего, хотел отказаться от того мистического и фантастического, что не всегда поддаётся реальным объяснениям. Балетмейстеру необходимо было создать балет-феерию, что и значилось на первых афишах «Щелкунчика».

В то же время, уделяя должное внимание тексту, Шемякин старается передать скорее не литературное, а метафизическое присутствие Гофмана на сцене. Оттого даже в эскизах к балету чувствуется стиль, близкий Гофману-художнику, который с юности мечтал о пути профессионального рисовальщика, но его гротескный стиль был слишком авангардистским и опережал понимание графики того времени. Лёгкие штрихи набросков Гофмана к его сборнику «Фантазии в манере Калло» носят насмешливо-ироничный характер и иллюстрируют его же признание: «Я хотел работать в манере Калло». В результате, манеру Калло мы ощущаем в эскизах Шемякина, как дань нереализованной мечте Гофмана.

Отражением эпохи немецкого романтизма в спектакле призвана стать широко известная картина «Аббатство в Айхвальде» современника Э. Т. А. Гофмана К. Д. Фридриха, которую Шемякин избирает в качестве основы для декорационного задника. Это не случайно. Романтики понимали музыку как тот идеал, к которому должны стремиться все искусства. По их мнению, именно музыка связывает все явления в единый стиль эпохи и сам Фридрих настаивал, что его картины нельзя смотреть без сопровождения музыки. Слова автора «Аббатства» были услышаны художником совершенно другого поколения, который вписал искусство Фридриха в реальность XXI века, а сцена «Снежная буря» благодаря этому приобретала особую драматичность. В других версиях балета эта сцена носит название «Вальс снежинок» и трактуется постановщиками как гимн весне, любви и молодости, но, после прочтения Шемякиным оригинальной партитуры Петипа, на полях которой значилось «Нападение снежной бури, попытка уничтожить Машеньку и Щелкунчика», в его спектакле она приобрела совсем иной характер. Её колорит выполнен в тёмных тонах, со зловещими силуэтами голых ветвей деревьев, балерины одеты в чёрные пачки и трико, затканные и разрисованные белыми снежными хлопьями, именно они во время танца создают иллюзию, что на сцену обрушилась снежная буря. Таким образом, балерины танцуют не снежинок, а саму бурю, где чёрный цвет их костюмов — это ночное небо. Подобное новаторское решение художника без сомнения войдёт в хрестоматию балетного искусства, вся история которого связана с поисками художественного освоения объективной реальности.

Михаил Шемякин сделал попытку вернуться к литературному и музыкальному первоисточнику, создав на сцене мир иронической фантазии Э. Т. А. Гофмана, где смешиваются реальность и вымысел, сказочность переплетается с мистикой, ирония с гротеском, и всё это разворачивается под глубокую и местами даже трагическую музыку П. И. Чайковского.

Анализируя колористический строй спектакля в целом, понимаешь, что он строится на основе схемы цветового соотношения костюмов, разработанной В. Э. Мейерхольдом, согласно которой система схождения цветов в круг определённых тональностей должна приводить к колористическому взрыву в самом центре. Выбор цветовой палитры обусловлен стремлением передать настроение действа, и, в результате, таинственные охристо-серые тона первого акта резко сменяются празднично-сказочными лиловыми цветами во втором, на фоне которых разворачивается сцена «Конфитюренбург».

Для привнесения в балет атмосферы гофмановского двоемирия Шемякин закручивает сюжет вокруг обычно второстепенного персонажа Дроссельмейера, которому дано познать оба мира — реальный и фантастический. На эту роль Шемякин пригласил актёра-мима Антона Адасинского, с которым к тому моменту у них уже был опыт совместной работы над хеппенингами в Венеции. Работая с эскизами художника, Адасинский раскрыл вверенный ему характер посредством собственной харизмы: в его необычной пластике уже скрыто нечто таинственное и страшное — гротесковый шаг, резкие, острые движения, то вкрадчиво-насмешливые, то зловещие. Всё это рисует противоречивый и сложный портрет, свойственный персонажам Гофмана. Образ грациозен и смешон, причудлив и в то же время жутковат, что подчёркнуто костюмом: бархатный фрак иссиня-чёрного цвета с длинными, острыми фалдами и манжетами, контрастирующий с лысым черепом. От доброго фокусника, образ которого чаще всего можно встретить в других версиях балета, не осталось и следа. Это скорее злой гений, напоминающий вампира из немого немецкого фильма «Носферату — симфония ужаса» (1922) — одного из любимых фильмов Шемякина.

Работая над характерами главных героев, Шемякин также акцентирует внимание на их «гофмановских» чертах. Его Машенька — ранимая и впечатлительная девочка, проявление ещё одной грани литературы Гофмана — способности смотреть на мир глазами одинокого и нелюбимого ребёнка, страдающего от чёрствости бюргерского общества и бегущего от него в царство сластей, солдатиков и механических кукол. Намекая на философский смысл сказки, Шемякин населяет балет новыми фантастическими персонажами и аллегорическими фигурами, а также наполняет символическими формами. Так, коконообразные мешки, развешенные на просцениуме в сцене «Ухода гостей», навевают размышления о душе, её созревании и трансформации, поскольку их архетипическая форма обладает значительной укоренённостью в истории искусства и в нашей коллективной памяти.

Вспоминая Д. Быкова, анализирующего наследие писателя и делающего вывод, что «у Гофмана всегда победит мышиный король», хотелось бы подчеркнуть, что Шемякину удаётся отойти от такого пессимистичного сценария и в тоже время остаться верным своему Гофману. Художник, совмещая два начала — мистические и жутковатые образы Гофмана и праздничную феерию самого любимого мирового балета «Щелкунчик», делает его метафизически возвышенным и вместе с тем сказочным и по-настоящему забавным. Последняя характеристика возникает во многом благодаря сценкам с крысятами, которые появляются уже в самом начале спектакля — в сцене «На кухне» — и задают зрителю некую встряску, словно камертон, настраивающий на общую иронически-насмешливую тональность. И, хотя впервые подобная зоологическая трансформация произошла ещё в постановке 1929 года Фёдора Лопухова, Шемякин идёт куда дальше и создаёт два параллельно существующих мира — мир людей и мир крыс, полноценное крысиное общество с королевской семьёй, крысиной аристократией, военными и простым народцем, выступая невольным пророком, как часто бывает с большими художниками, последних экспериментов в области биологического поведения животных. В ходе исследования, проведённого учёным университета Нанси (Франция) Дидье Дезор был выведен механизм крысиной иерархии, согласно которому крысы распределяют между собой четыре социальные роли: эксплуататоры, эксплуатируемые, мадригалы и челюскинцы. Разнообразие крысиных сословий в балете выделено костюмами: высшее общество элегантно облачено в мантии, мундиры и камзолы, их головы венчают роскошные парики, простой крысиный народец одет, разумеется, попроще. «Крыс-мирное население. Камзол, рубаха, жилет, треуголка — всё изрядно потрёпано. Цвета тускловатые от старости и грязи. В руках связка ворованных колбасок и бутылка вина».

В то же время, уделяя должное внимание тексту, Шемякин старается передать скорее не литературное, а метафизическое присутствие Гофмана на сцене. Оттого даже в эскизах к балету чувствуется стиль, близкий Гофману-художнику, который с юности мечтал о пути профессионального рисовальщика, но его гротескный стиль был слишком авангардистским и опережал понимание графики того времени.

По своему цвету и крою костюмы в балете напрямую связаны с характерами героев и с особенностями их хореографии: бытовые костюмы противопоставлены фантастическим, а костюмы людей — костюмам крыс, чьи острые фалды камзолов, длинные носы, треуголки и шпаги во многом узнаваемы из графической серии Шемякина «Карнавалы Санкт-Петербурга». Но, в отличие от станковых произведений, в работе над которыми художник-импровизатор Шемякин никогда не делает подготовительных эскизов, для «Щелкунчика» их он создал сотни, и каждый из них стал законченным образом, великолепным образцом графического мастерства художника.

Живописец, график, скульптор, философ и исследователь искусства Михаил Шемякин разнообразием своих интересов напоминает нам об основном принципе эстетической программы столь любимых им немецких романтиков XIX века, стремившихся к синтезу всех видов искусств. И хотя в последнее время его взор всё больше устремлён в сторону драматического театра, то, что уже сделано Шемякиным на балетной сцене, во многом отражает философские и эстетические аспекты современной реальности, создавая квинтэссенцию современного в духовном и духовного в современном.

nota bene. В мае 2015 года балет «Щелкунчик» Михаила Шемякина был перенесён на новую сцену Мариинского театра.

Спустя два года после премьеры «Щелкунчика» появился пролог к балету — одноактная постановка под названием «Принцесса Пирлипат или Наказанное благородство», музыку к которой по просьбе М. Шемякина написал композитор С. М. Слонимский. Хореографом тогда, как и в «Щелкунчике», выступил К. Симонов. В основе либретто лежит история превращения в куклу-щелкунчика племянника Дроссельмейера, расколдовавшего принцессу Пирлипат. Впервые идея рассказать зрителю сказку Гофмана на языке балета в полном объёме принадлежит Фёдору Лопухову. В 1930-е годы он заказал написать музыку Дмитрию Шостаковичу. Но не свершилось. Продолжая работать над сказкой Гофмана, Шемякин развивает балет до самостоятельного двухактного спектакля «Волшебный орех», в котором Щелкунчик путешествует в поисках ореха Кракатук, благодаря этому в балете появляются сцены «Подводного царства», «Царства веселья» и другие.

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

button-pro-crown

PRO аккаунты для художников

arrow-toparrow-down

check

Продажи через магазин в Facebook и Instagram

check

Управление клиентами и продажами через CRM

check

Почтовые рассылки произведений

check

Продажа репродукций и цифровых версий

Подробнее

Новости • 28 февраля 2018 • Автор: Рита Лозинская

Куклы Михаила Шемякина в новом мультфильме «Гофманиада». Долгожданная премьера состоялась на Берлинале

Многолетняя работа киностудии «Союзмультфильм» над полнометражным мультипликационным фильмом по мотивам сказок Э. Т. А. Гофмана наконец-то закончена, предпремьерный показ состоялся в рамках 68-го Берлинского кинофестиваля. Событие сопровождала выставка кукол — персонажей «Гофманиады», изготовленных по эскизам Михаила Шемякина.

Куклы Михаила Шемякина в новом мультфильме «Гофманиада». Долгожданная премьера состоялась на Берлинале

Работа над мультфильмом продолжалась с 2001 по 2017 год. Изначально руководство «Союзмультфильма» в лице Акопа Киракосяна пригласило для участия в проекте известного почитателя и ценителя творчества Гофмана, художника и скульптора Михаила Шемякина. Так началась работа над самым крупным проектом киностудии со времен распада СССР.

Сценарий мультфильма продолжительностью в 72 минуты написан по мотивам сказок Гофмана — «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Принцесса Брамбилла». Главным героем стал сам Эрнст Теодор Амадей Гофман, который в обычной жизни работал государственным служащим. Для того, чтобы прописать общую линию главного героя, были использованы письма и дневники самого Гофмана.

Здесь и ниже — кадры из мультфильма «Гофманиада», производство киностудия «Союзмультфильм».
Источник

Здесь и ниже — кадры из мультфильма «Гофманиада», производство киностудия «Союзмультфильм».
Источник фото: regnum.ru

В окончательной версии мультфильма «Гофманиада» участвует более 150 кукольных героев, созданных по эскизам художника Михаила Шемякина. Увлечение мастера произведениями Гофмана давнее, а в творческом аспекте эта любовь впервые была реализована в 2001 году, когда Шемякин поставил в Мариинском театре балет «Щелкунчик» на основе либретто Мариуса Петипа. Постановка на музыку Чайковского объединила гротеск и волшебство сказки, одновременно сделав повествование более взрослым. Балет Михаила Шемякина был отмечен высокими международными наградами, призами и театральными премиями.

  • Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крысенок в головке сыра. 2000

  • Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Мухолов. 2000

Четыре года спустя была реализована новая постановка «Волшебный орех», созданная по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Для этого спектакля Шемякин создал не только оформление, но и либретто, в основе которого — превращение племянника Дроссельмейера, расколдовавшего принцессу Пирлипат, в Щелкунчика. Таким образом, идейно оба балета образовали единый рассказ, своего рода дилогию — «Гофманиану Шемякина».

Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету С. Слонимского «Волшебный орех». Крысы-испанцы. 2002. Бумага,

Михаил Шемякин. Эскиз костюма к балету С. Слонимского «Волшебный орех». Крысы-испанцы. 2002. Бумага, тушь,

Фарфоровый сервиз «Крысята-воришки». Художник Михаил Шемякин.
Императорский фарфоровый завод. Фото:

Фарфоровый сервиз «Крысята-воришки». Художник Михаил Шемякин.
Императорский фарфоровый завод. Фото: almaty.satu.kz

Но вернемся к истории мультфильма. Первые 20 минут «Гофманиады» были показаны еще осенью 2006 года; в них было задействовано 22 куклы, каждую из которых создавали не менее месяца. Работа продолжилась два года спустя. Эскизы, созданные Михаилом Шемякиным, переводили в скульптурное изображение, которое затем передавали в кукольный цех. Для каждого персонажа изготовили несколько голов с разными выражениями лица, а также кукол-дублеров. Материалом стал специальный композитный состав — жесткий, и при этом пластичный. Как отмечал тогда режиссер фильма Станислав Соколов, «творческий диапазон, который есть у художника Шемякина, здесь попадает в точку, его образы соединяются идеально. Этот фильм прочитается на нескольких уровнях — он глубокий в своей второй прослойке, но в то же время зрелищный».

Режиссер Станислав Соколов (слава) и художник Михаил Шемякин работают над характеристикой персонажей

Режиссер Станислав Соколов (слава) и художник Михаил Шемякин работают над характеристикой персонажей будущего мультфильма. Некоторые куклы были созданы по эскизам персонажей, разработанных Шемякиным для балета «Щелкунчик».

Фото: личный архив Станислава Соколова. Источник фото: regnum.ru

В 2015 году между режиссером и художником «Гофманиады» пробежал, условно говоря, «крошка Цахес». Михаил Шемякин после полутора десятков лет решил отозвать свое авторство из проекта. Как заявил художник, и режиссура, и музыка, и озвучивание в проекте «не дотягивают до современного уровня». Исключение составляют лишь участники проекта, приглашенные самим мастером (Слава Полунин и Владимир Кошевой). В итоге за Шемякиным осталось авторство кукол, выполненных им для мультфильма.

Художник-мультипликатор Катя Рыкова. Фото: личный архив С.Соколова. Источник фото: regnum.ru

Художник-мультипликатор Катя Рыкова. Фото: личный архив С.Соколова. Источник фото: regnum.ru

22 февраля 2018 года «Гофманиада» была показана в Российском Доме науки и культуры в Берлине, где также открылась уникальная двухдневная выставка кукол — персонажей «Гофманиады», изготовленных на киностудии «Союзмультфильм» по эскизам Михаила Шемякина. Всего в экспозиции было представлено 35 кукол, 7 эскизов и 19 элементов декораций.

Здесь и ниже — фото с выставки, посвященной премьере мультфильма «Гофманиада», прошедшей в берлинско

Здесь и ниже — фото с выставки, посвященной премьере мультфильма «Гофманиада», прошедшей в берлинском Российском доме науки и культуры.
Источник фото: russisches-haus.de

Как отметила по итогам Берлинале коммерческий директор «Союзмультфильма» Мария Смирнова, публика тепло приняла фильм, также он вызвал интерес у международных дистрибьюторов. Премьера «Гофмадиады» на российских широких экранах предварительно назначена на осень 2018 года.

Куклы Михаила Шемякина в новом мультфильме «Гофманиада». Долгожданная премьера состоялась на Берлинале

Титульная иллюстрация: кадр из мультфильма «Гофманиада». Источник фото: media-news.ru


На тему балета И.Стравинского «Петрушка». 1989. Цветная литография

В 1960-е годы Шемякину только один раз представилась возможность поработать в качестве театрального художника – при постановке оперы Д.Шостаковича «Нос» на учебной сцене питерской Консерватории. Но премьерой дело и ограничилось. Лишь тридцать лет спустя он вернулся в мир театра, когда Валерий Гергиев предложил ему поставить «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра. Шемякин создал принципиально новую концепцию этого балета, иногда, к сожалению, трактуемого на манер рождественской сказочки.

Другая крайность, типичная для теперешних режиссеров, заключается в стремлении «осовременить» спектакль, превратив его в «лабораторию» для порнографических экспериментов, не имеющих ничего общего ни с Гофманом, ни с Чайковским. Напротив, для М.Шемякина главным остается верность замыслам обоих мастеров, для которых искусство было путем восхождения к миру Красоты, просвечивающей сквозь образы «Щелкунчика».
Как В.Гергиев своей интерпретацией музыки Чайковского выявил и обострил заложенный в ней драматизм, так и М.Шемякин, со своей стороны, содействовал обновленному прочтению знаменитого и порядком приевшегося балета, показав скрытые в нем метафизические глубины. Поскольку в традиционное либретто Мариуса Петипа не были включены темы трех глав сказки Гофмана, повествующих об истории волшебного ореха и превращения племянника Дроссельмейера в куклу Щелкунчика, то у Шемякина возник замысел создать спектакль, который позволил бы восстановить в целостности сюжет этого романтического произведения. Новый балет на музыку С. Слонимского получил название «Волшебный орех». Он воспринимается как нарядное карнавальное зрелище, но нельзя не почувствовать стоящую за всем философию художника, наблюдающего переплетения миров, находящихся нередко друг с другом в непримиримом противоречии.


На тему балета И.Стравинского «Жар-птица». 1989. Цветная литография


На тему балета И.Стравинского «Жар-птица». 1989. Цветная литография


На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989. Цветная литография


На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989. Цветная литография


Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево


Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево


Персонаж балета И.Стравинского «Весна священная». 1993. Раскрашенное дерево


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1994. Раскрашенное дерево, полимерная масса


Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса


Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса


Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса


Голова Петрушки. 1998. Полимерная масса


Петрушка. 1998. Полимерная масса


Портрет И.Стравинского. 1985. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крыс-ветеран. 2000


Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Маша и Щелкунчик. 2000


Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Щелкунчик. 2000


Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Мухолов. 2000


Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Крысенок в головке сыра. 2000


Эскиз костюма к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». Персонажи Конфитюренбурга. 2000


Эскизы костюмов к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик». 2000


Крысенок. 1999. Дерево, акрил


Крысенок с сосисками. 1999. Дерево, акрил


Крыс с куском сыра. 1999. Дерево, акрил


Крыс с сосиской. 1999. Дерево, акрил


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Сатир. 2005. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Кот-охранник. 2001. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Старый крыс-аристократ. 2002. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Морской конек. 2005. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Подводный военачальник. 2005. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крыс-аристократ. 2005. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Французский жених. 2005. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Пивной крыс. 2002. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крыс с куском сыра. 2002. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысы-испанцы. 2002. Бумага, тушь, акварель


Эскиз костюма к балету С.Слонимского «Волшебный орех». Крысенок с сыром. 2002. Бумага, тушь, акварель

Шемякин & Петербург. Пространство времени. Предисловие В.Иванова. Спб., 2007

В начале карьеры его рисунками интересовались только психиатры, теперь по его эскизам работают ювелирные дома и льют императорский фарфор.

Михаил Шемякин —
американский и российский художник, скульптор

Его восприятие мира удивительно. Образы парадоксальны и тревожны. А отношение к официальному искусству настолько вопиюще, что в молодости Михаила Шемякина сначала выгнали из художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина Ленинградской академии художеств, а через 10 лет предложили уехать из СССР под угрозой уголовного преследования. В 1971 году с трапа эмигрантского самолёта в Париже сошёл состоявшийся художник с солидным творческим багажом за плечами, пакетом вещей в руках, женой и семилетней дочкой. Ему было 28 лет.

Через пять лет пришёл международный успех, с тех пор Шемякин популярен не только среди знатоков живописи, но и у широкой публики. Художник, скульптор, декоратор, режиссёр массовых зрелищ, мистик, писатель, звезда современного искусства… Его интерьерная коллекция статуэток «Карнавалы» исправно раскупается уже много лет. Но настоящим хитом стали образы личной шемякинской гофманианы. Впервые он сделал декорации к балету «Щелкунчик» в 2001 году для Мариинского театра, затем последовал «Волшебный орех», а Литовский национальный театр заказал «Коппелию». Три спектакля решены в единой манере, за ними один и тот же фантасмагорический мир Гофмана. Декорации и костюмы получились настолько настоящими, что уже 20 лет живут собственной жизнью, путешествуя по выставкам. В 2020 году в России начались продажи новой коллекции Императорского фарфорового завода, в которую вошли 12 статуэток по шемякинским эскизам к «Щелкунчику».


Екатерина Илюшкина, искусствовед, историк архитектуры

Михаил Шемякин и «Гофманиада» (2018)

В калининградской арт-жизни этот декабрь проходит под знаком Гофмана: «Союзмульт-фильм» передал в дар Калининградскому музею изобразительных искусств декорации масштабного проекта «Гофманиана» и кукол Михаила Шемякина. Модели домов из произведений писателя можно увидеть на выставке «Город Гофмана. Тайны двух миров».

В 2000-е годы Михаил Шемякин был активно вовлечён в работу над проектом режиссёра Станислава Соколова. Именно кукол в первую очередь и создал для «Гофманиады» Михаил Шемякин, и его почерк здесь считывается без труда. Он, как ни один другой художник современности, сумел прочувствовать Гофмана, понять его фантасмагоричный мир, в котором стирается грань между реальностью и вымыслом, и воплощать его так, что в каждом его проекте присутствует незримый метафизический образ самого Гофмана.

Производство мультфильма «Гофманиада» заняло 17 лет, Шемякин покинул проект после 14 лет работы и отозвал своё авторство как главного художника картины, однако его куклы в проекте остались и стали частью экспозиции Музея изобразительных искусств.


Елена Пиганова, дизайнер

Пабло Руис-и-Пикассо, художник (1881-1973 гг.)

Пабло Пикассо — гений, великолепный во всех жанрах, оказавший мощное влияние на ранний русский авангард. Творивший, когда закончился XIX век с его канонами и начался XX, искорёженный, разорванный войнами, революционный, глашатаем которого и стал Пикассо.

В Россию его полотна привёз Сергей Щукин, московский купец, благотворитель, коллекционер. Давид Бурлюк сказал: «Вот оно, новое!» Щукин: «Я чувствую, что жую стекло, когда смотрю на его картину» — и выделил Пикассо отдельный зал, поскольку его картины не могли соседствовать ни с какими другими.

И вот два портрета. Два подхода к живописи. Портрет Гертруды Стайн, на который понадобилось 80 сеансов, начатый в мягкой реалистичной манере, но завершённый по памяти в протокубическом стиле, после которого и начался кубизм Пикассо.

Портрет Ольги Хохловой. Русской балерины, музы, первой (и единственной законной) жены. Пикассо увидел в ней идеал античной классической красоты, забыл об изобретённом им живописном методе, вернулся в XIX век и пишет её портрет в стиле неоклассицизма.

Photo of Artdom Magazine

Автор журнала Арт Дом.
artdom-magazine.ru

Автором и создателем всем известного Щелкунчика был сказочный персонаж, крёстный Фрица и Мари, детей советника медицины Штальбаума, старший советник суда, удивительный мастер-кукольник, Дроссельмейер.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 1

А вот автором и создателем всем известной сказки «Щелкунчик и Мышиный король», героем которой и был Дроссельмейер, был Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 2

Чудный, волшебный сказочник, фантастическими историями которого зачитывался даже сам Александр Сергеевич Пушкин! И уж конечно, он бы порекомендовал нам читать и перечитывать Гофмана!

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 3

Международный день кукольника — замечательный повод вспомнить Э.Т.А. Гофмана и Дроссельмейера, которого так любили дети, ведь «…всякий раз у крестного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят: то человечек, ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что на него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает птичка, то еще какая-нибудь штучка. А к рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился».

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 4

Многие поколения детей в новогодние каникулы побывали на знаменитом балете «Щелкунчик» и запомнили его на всю жизнь.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 5

Кукла Щелкунчик давно «прописана» на страницах Ярмарки. И в домах под новогодними ёлками в разных странах, не только у нас в России.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 6

Михаэль Кнобель.

Многих художников по всему миру вдохновляли сюжеты Э.Т.А.Гофмана. Я хочу напомнить постановку Мариинского театра, премьера состоялась немногим более 20-ти лет назад, спектакль был признан одной из лучших в мире версией известного балета и удостоен множества премий.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 7

Хореограф Кирилл Симонов, а Михаил Шемякин выступил не только художником, но и автором декораций и костюмов, сценаристом и режиссером.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 8

Я не видела спектакля, но побывала на замечательной выставке М. Шамякина в Москве. Выставка была большая, чего там только не было! Были и декорации кукольного мультфильма «Гофманиа́да».

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 9

Эти декорации можно было разглядеть совсем близко, без стекла! Все мельчайшие, поразительного мастерства и фантазии детали. Обратите внимание на этот стол!

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 10

И на сходство кукольного портрета с автопортретом самого Гофмана, он ведь был ещё и отличным рисовальщиком!

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 11

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 12

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 13

Конечно, работа Михаила Шемякина над образами Гофмана и его персонажей заслуживает отдельного внимания. Очень рекомендую, посмотрите кукольный мультфильм «Гофманиада».

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 14

Вернусь к другим кукольникам Гофмана. Я их уже назвала в заглавии: профессор физики Спаланцани и старый адвокат Коппелиус — персонажи мистической истории новеллы «Песочный человек». Эти кукольники совсем не так добры, как крёстный Дроссельмейер. А их великолепная Олимпия — существо без души, лишь внешнее подобие живой, но лишенной жизни куклы.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 15

В новелле «Песочный человек» студент Натаниэль не мог не влюбиться в прекрасную, загадочную Олимпию.

Он сидел подле Олимпии и, не отпуская ее руки, с величайшим пылом и воодушевлением говорил о своей любви в выражениях, которых никто не мог бы понять — ни он сам, ни Олимпия. Впрочем, она-то, быть может, и понимала, ибо не сводила с него глаз и поминутно вздыхала: «Ах-ах-ах!»

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 16

Олимпия явилась в богатом наряде, выбранном с большим вкусом. Нельзя было не восхититься прекрасными чертами ее лица, ее станом. Ее несколько странно изогнутая спина, ее талия, тонкая как у осы, казалось, происходили от слишком сильной шнуровки. В ее осанке и поступи была заметна какая-то размеренность и жесткость, что многих неприятно удивило; это приписывали принужденности, которую она испытывала в обществе.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 17

/Фото из нескольких оперных спектаклей «Сказки Гофмана» (автор музыки Ж.Оффенбах) разных театров в свободном доступе интернета/

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 18

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 19

Концерт начался. Олимпия играла на фортепьяно с величайшей беглостью, а также пропела одну бравурную арию чистым, почти резким голосом, похожим на хрустальный колокольчик.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 20

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 21

Опера Оффенбаха идёт в двух московских театрах, я побывала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Там она идет в декорациях и костюмах Валерия Левенталя. И тоже очень советую послушать/посмотреть.

В этой публикации нет фото спектакля, а ниже я подобрала два фото из художественного фильма «Сказки Гофмана» 50-х гг. с великолепной Нормой Ширер в роли Олимпии.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 22

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 23

Печальный финал Олимпии, но не новеллы. Иначе вам будет не интересно читать.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 24

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 25

Заканчиваю работами Михаила Шамякина к разным произведениям Гофмана с московской выставки.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 26

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 27

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 28

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 29

Пусть волшебные фантазии Гофмана вдохновляют вас на новые творческие работы!

С неизменным уважением, Жанна(gvasi)

  • Рисунки чарушина к своим рассказам
  • Рисунки чайковского из сказок
  • Рисунки царицы из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Рисунки художников к сказкам
  • Рисунки финно угорских сказок