Рисунок к мордовской сказке куйгорож

Куйгорож (мордовская)

Подробности
Категория: Сказка народов России

Куйгорож (мордовская сказка)


У старика Буланого большая трубка была. Достал он из одного кармана огниво величиной с сошник, из другого кармана кремень величиной с кулак, приладил к нему дубовый трут и ударил огнивом по кремню. Брызнул сноп огня, как из горна, и запалился трут. Старик Буланый раскурил трубку и кашлянул:

– Акуля, доченька, хотя я сам тебя научил, а ты больше меня знаешь. Может быть, ты думаешь жизнь свою устроить, как ваши соседи?
– Отец, свою жизнь я могу устроить еще лучше. Только мне придется посидеть на яйце и вывести Куйгорожа. Он все сделает и принесет нам с мужем богатство.
– Доченька, вам за соседями не угнаться. У них три рабочих лошади, да овцы, да много другого добра.
Баба Акуля забила свой нос табаком, громко чихнула и ответила:
– Терпеть не могу этих соседей, отец. Я оставлю им во дворе только дубовый кол. Больше об этом нечего говорить, отец. Что я задумала, то и сделаю.
Стемнело. Старик Буланый нахлобучил на голову большой, из телячьей шкуры, малахай и, выходя за дверь, сказал:
– Зятек Сергей, захаживай ко мне, а также и ты, Акуля, приходи на Пасху похристосоваться.
Старик Буланый медленно побрел в свою избушку.Куйгорож
Прошло шесть недель Великого поста. Стало теплее. Зазеленели луга, почернели поля. Все сельчане отправились пахать, а Сергей Пятань о пахоте и не думает – ждет, когда жена Акуля выведет Куйгорожа, который все сделает и принесет богатство.
Настала Страстная пятница. Баба Акуля выбрала первое снесенное курицей яйцо, на котором углем нарисовала змею, сунула его под левую мышку и забралась на печь. Так и просидела на печи, пока муж выезжал в поле пахать и сеять. Посеял он просо и другой хлеб. Целую неделю не было дома Сергея. Ковырял он землю и думал: «Вроде как сегодня старуха должна высидеть Куйгорожа. Высидит ли?»

Не дождался Сергей Пятань вечера, бросил в поле соху, сел верхом на лошадь и поскакал домой. Войдя в избушку, спросил:
– Высиживаешь?
– Высиживаю!
– Ну, если ладком-рядком выведешь, то заживем!
– Да, старик, он будет таким сильным, что прикажешь ему, то и сделает. А если не дать дела, он тебя может извести.
– Ого, старуха, да ты, видно, знаешь, что надо делать с ним!
– Если бы не знала, не стала бы и высиживать. Старик, ты выйди на улицу, я под мышкой «кик-кик» слышу.
Только муж вышел на улицу, у Акули под мышкой как будто что-то взорвалось. Вздрогнула она от испуга и на бок повалилась: «Какая у нечистого сила!» Посмотрела под мышку – цело ли яйцо? Оно оказалось пустым и разбитым. Наверное, Куйгорож сам вышел. Собрала Акуля скорлупу, завернула в черную тряпицу, положила под дверной косяк, подумала: «А где же Куйгорож? Не ошибиться бы, не сказать как-нибудь Божье слово, а то плохо будет. Он ведь сразу погубить может». И говорит ласково:
– Куйгорож кормилец, Куйгорож желанный, я сама тебя высидела. Что скажу тебе, то и делать будешь.
Только вымолвила эти слова, тут же к ней приполз змей и говорит:
– Я с тобой рядом. Дай мне работу, а сама ложись спать, я все сделаю.
– Чего-чего, а дел у нас невпроворот, – обрадовалась старуха. – Сделай такое дело: у старика в поле осталась земля – не пахана, не сеяна, а у людей уже всходы зеленые.
– Ладно, мать, – отвечает Куйгорож, – к завтрашнему утру хлеба взойдут и будут прополоты.
Утром поехал старик в поле и удивился: не сеял, не пахал, а с урожаем! Обрадовался Пятань. Прискакал рысцой к старухе:
– Теперь, Акуля, мы не пропадем! Вот если бы еще новую избу сделал нам Куйгорож, тогда и вовсе зажили бы мы на славу.
И то правда: дом у Сергея был по-черному – трубы не было, не было и керосиновой лампы, освещался березовой лучиной. А в селе у всех были лампы, дома были с печами и высокими трубами.
Под вечер явился с полей Куйгорож:
– Кик-кик! Что делать? Давай работу!
– Новую избу сделай к утру, – приказывает Акуля. – И чтоб лавки новые были, и печка новая с высокой трубой.
Легли спать муж с женою, утром просыпаются и глазам своим не верят: стены в избе новые – еловые, лавки новые – дубовые, столешница березовая, печка узорами расписана, а в сенях кадки липовые, полные меда и масла. Весь день Пятань с Акулей любовались новой своей избой, насмотреться на нее не могли. Вечером старик говорит:
– Не хуже людей теперь живем. Вот только хлев у нас старый, а в хлеву никакой скотины нет. Пусть нынешней ночью Куйгорож сделает новый хлев, чтоб в нем полно было всякой скотины.
Утром хлев был готов, а в нем и лошади, и коровы, и свиньи, и овцы.
– Добра в избе хватает, не стыдно людям показать, – говорит Акуля. – Давай гостей созовем, пир устроим, а Куйгорожу велим, чтобы на столе были такие кушанья, каким соседи угощаются только на Пасху. Чтоб жареного-пареного вдоволь было да штоф вина.
– Ладно, Акуля, – соглашается старик. – Зови нашего кормильца.
На следующий день столы в доме Сергея Пятаня ломились от разных кушаний. Созвал хозяин гостей. Пришел на пир и сельский богатей Петр Иванович.
– Сергей Петрович! Теперь ты стал жить богато, большое у тебя хозяйство, да сколько всего засеяно. Давай осенью вместе начнем торговать.
– Что же, Петр Иванович, давай! – согласился с ним старик, а сам себе подумал: «Надо же! Нашел мое имя и род, а раньше звал меня попросту – Пятань Сергей».
В деревне Сергея теперь звали Сергеем Петровичем, а жену его – Акулиной Степановной. У них был не только новый дом, но и выездной жеребец. Если приходилось куда-нибудь ехать, Сергей Петрович запрягал жеребца и садился рядом с Акулиной Степановной.
Жил теперь Сергей Петрович на диво людям. Все богатеи стали его с женой приглашать к себе в гости. С Петром Ивановичем завел совместную торговлю. Стали ездить на лошадях в Астрахань за рыбой, а также торговать гречихой и закупать гусей. А Куйгорож не давал покоя бабе Акуле, каждый вечер требовал новую работу. Баба Акуля уже не знала, что и поручить.
Накануне воскресенья, поздно вечером, Акулина спала в своей спальне. Появился в образе человека Куйгорож и говорит ей:
– Если хочешь жить, так живи, а коль меня высидела, то дай мне работу. Да и про соседей ничего не говоришь.
На это Акуля ответила:
– Что я скажу?
– Как что? Ты мне говорила, когда я еще в яйце был, что ты своему соседу оставишь только дубовый кол. Я вижу, ты заставляешь меня работать только на себя.
– Да я, дитятко, из-за того и высидела тебя, чтобы нажить богатство.
После такого ответа Куйгорож сдавил горло старухи и долго-долго мял ее. Когда Акулина пришла в себя, сказала:
– Не убивай меня, дитятко Куйгорож, а оставь жить. Ты без дела не будешь. Как я поклялась, что соседу оставлю только дубовый кол, так и сделаем. Иди, дитятко, умертви у соседа трех лошадей.44
– Будет сделано, – сказал Куйгорож.
Встал сосед Павел Иванович, пошел в свою конюшню, глядит: три самые хорошие лошади подохли. Сначала он подумал, что они спят, а потом посмотрел – мертвые. Всплеснул руками, во весь голос стал реветь:
– Это не иначе как жена Пятань Сергея так сделала! Что ж теперь делать? Придется искать выход, а то она, пожалуй, остальную скотину изведет.
Павел Иванович поехал в другое село. Там был старик Карп. Спрашивает его:
– Что мне делать, дядя Карп, ведь задумала соседка меня разорить.
– А как, Павел Иванович?
– Да в прошлую ночь подохли три лошади, а остальные болеют.

Тогда Карп говорит:
– Если напала твоя домовая – Юртава, то я смогу ее задержать, а если напал Куйгорож, это трудно. Да вот что, Павел Иванович! Я дам тебе три восковые свечи, ты их свей в одну и положи под колоду, а сам втащи в конюшню борону с двадцатью пятью зубами и прислони к колоде. Выверни наизнанку свою шубу, надень ее и полезай под борону. Когда начнут драться Юртава и Куйгорож, и Куйгорож скажет: «Мне нужно дело, оно поручено моей матерью, я сделаю его, тебе меня не удержать», и твою Юртаву Куйгорож прогонит в сторону, ты, Павел Иванович, в это время скажи: «Я дам тебе дело». – «Какое?» – он спросит. «Да вот какое: свей из песка веревку». Он тогда во весь голос крикнет: «Догадались, погубили, погубили!» А ты, Павел Иванович, смотри за ним и слушай, в какую сторону пойдет голос. Так и сделай, Павел Иванович, иначе погубит тебя эта ведьма.
Павел Иванович вернулся домой. Настала ночь. Куйгорож у Акули опять попросил работу. Старуха Акуля послала его к соседу уморить остальную скотину. Павел Иванович приготовил все, что наказал ему старик Карп, и спрятался под борону. Долго лежал Павел Иванович и слышит скрип – конюшня отворилась. Вошел человек. Лошади ели. Вошедший начал гладить их и говорит: «Ах, девушки, мальчики, придет от соседей нечистая сила и погубит вас», а сам начал плести лошадям гривы. Павел Иванович понял, что это не Куйгорож, а Юртава. Она немного поговорила с лошадьми – вдруг через окно ворвался сноп огня. Павел Иванович подумал, что загорелась конюшня, а потом понял, кто это идет. Куйгорож стал драться с Юртавой и говорит ей:
– Мне дано дело, я выполняю его, а тебе меня не удержать.
У Павла Ивановича волосы дыбом встали, но он не струхнул:
– Куйгорож, я дам тебе дело.
Куйгорож свистнул:
– Дай!
– Иди свей из песка веревку.
Куйгорож огнем выскочил в окно, а сам кричит:
– Догадались, догадались! Пропал я, пропал я!
Павел Иванович заметил, что голос удалился в сторону соседа – Сергея Пятани. Лошади успокоились, опять подошли к колоде и стали есть корм. А Павел Иванович украдкой вернулся в свою избу и лег спать…
Прибежал Куйгорож обратно к старухе Акуле, разбудил ее:
– Встань, матушка, давай мне дело!
Вскочила спросонок старуха, испугалась:
– Ты ходил к соседу, выполнил, что я тебе говорила?
Куйгорож понял, что не погубить ему старуху. Еще громче крикнул:
– Дай дело!
– Иди из болота вычерпай воду.
Куйгорож вычерпал из болота воду и пришел обратно:
– Дай мне работу!
Акуля отмахнулась:
– Отдохни!
– Меня высидела не отдыхать, а работать.
Акуля стояла у печки, Куйгорож взял и свалил печку на Акулю, а сам вырвал из потолка звено и вылетел. Утром встал Сергей Пятань: ни старухи, ни печки, никакого богатства.


— КОНЕЦ —

Ку́йгорож — в мордовской (мокшанской и эрзянской) и чувашской мифологии фантастическое существо, приносящее в дом богатство. Куйгорожи могут воровать для хозяина, к примеру, зерно у соседей, деньги и другое добро. В связи с этим к семье, где, по народным представлениям, живет куйгорож, относятся недоброжелательно. По поверью, чужих куйгорожей ловят (крадут), произнеся специальный заговор, заклинание, и держат их дома или в амбаре для наживы.

По мокшанскому фольклору, чтобы заполучить куйгорожа, хозяин дома держит семь лет петуха, который сносит два мелких яйца. Хозяин или хозяйка держат эти яйца под мышкой 3, 6 или 7 недель, чтобы из них вывелся куйгорож.

Что такое Куйгорыш? Это мифические духи обогащения, удачи, наживы, иногда и воровства. Откуда они берутся? Хозяин (глава дома) семь лет держит петуха, и тогда петух несет два мелких яйца. Старик или старуха эти яйца пять недель держат подмышкой — выводят. Выйдут Куйгорыши. Вырастут они, как кошки, маленькие и ходят, воруют своему хозяину. Никто их не видит. Они. как духи воровства, как тайные воры — все могут перетаскать. Сами маленькие, а в щеках имеются природные мешочки. Когда порожние — не заметны, а наполнятся, как пузыри будут, два фунта в каждый мешочек войдет. Возьмут в чужом амбаре зерно и тайно все унесут к своему хозяину. С хозяином живут, ему таскают, хозяин их кормит.

Говорили, что есть такие слова. Хитрые люди узнают эти слова, этот заговор, и поймают чужих Куйгорышей, держат их у себя.

Когда к одному богатому зашли в амбар Куйгорыши, а знакомый ему человек знал кое-что из заклинания. Он помог ему, перекрестил дыру в амбаре и сказал… И так сделал, что они остались в амбаре.

Что такое Куйгорыш? Записал в первой половине 1960-годов Б.Е.Смирнов
в Зубово-Полянском районе Мордовии от Н.А.Медведева. РФ МНИИЯЛИЭ*. Л-415, л.318-319 (1524: с.232, №193)

Также куйгорож может вылупиться из яйца красного петуха, заложенного хозяином 7 недель назад; из первого весеннего или из совиного яйца, взятого крестьянином в лесу с краю совиного гнезда, яйца черной курицы, в таком случае куйгорож будет черный, невидимый. Яйца высиживают 3 или 6 недель сами хозяева — старик или старуха. Куйгорож, высиженный из яйца, имеет вид цыпленка, полуцыпленка-получеловека, полуптицы-полузмеи, огненного змея, но может принимать и вид маленького человечка, размером с палец. Гномы эти, являясь телесными, могут быть вместе с тем и невидимыми, когда они этого захотят сами (1521: с.33-34; 1522: с.136; 1523: с.378).

— Мезе стамсь Куйгорожсь? — кизефтезе Алда бабань соседавац.

Вов мезе азондсь Алда баба:

— Тяни аш Куйгорошт, тяни ломаттне хитрайхть, враз кундалезь Куйгорошнень. Шачендсть Куйгорошне бта тундань васень алста. Ня алхнень эзда сонць ломанць нарвай кавлалонза Куйгорож и нолдасы калдазу. Ну, козякады ся ломанць и калдазоц пяшкоди жуватада, кудоц — добрувада. Куйгорожсь каннесыне. Сонць Куйгорожсь лиси то ломаньке, то жуватакс. мезькс пови.

Куйгорожть дейканза (1524: с.155, №103)

— Что такое Куйгорож? — спросила у бабки Авдотьи соседка.

Вот что рассказала бабка Авдотья.

— Сейчас нет Куйгорожей, сейчас люди хитрые, сразу поймают Куйгорожа. Рождались они будто бы из первого весеннего яйца. Из эти яиц сам человек выводит под мышкой Куйгорожа и выпускает во двор. Ну, разбогатеет тот человек, и двор наполнится скотом, дом — богатством. Куйгорож натаскает. Сам Куйгорож выходит то человеком, то в образе животного, как придется.

Проделки Куйгорожа. Записал в 1948 году А.И.Карасев в селе Карсаевка Поимского района Пензенской области от А.А.Аляпкиной, 60 лет. РФ МНИИЯЛИЭ*. Л-97, лист 71 (1524: с.155, №103)

В легендах, записанных от жителей Теньгушевского района Мордовии, говорится, что Куйгорожи могут принимать вил цыпленка, но постоянной их формой является человекообразность. При этом они не высиживаются из яиц, а приглашаются хозяином дома, который в первую весеннюю темную ночь должен для этой цели идти на кладбище. Пришедший на кладбище человек должен уметь обратиться к гномам. Тогда они вылезали из земли и обступали просителя. Гномов было много и все маленькие, а ночь темная, и выбирающий их не мог хорошо различить, он слышал только множество пискливых голосов, умоляюще просивших: «Алей, монь зазимак, алей, монь зазимак» («Дяденька, возьми меня, дяденька, возьми меня»). Взятые на работу гномы были довольны, смеялись, а другие уходили с плачем (1523: с.378).

Приглашение с кладбища маленьких человеков-помощников наводит на мысль, что они осознавались когда-то как предки, продолжающие помогать живым сородичам. По былым мордовским воззрениям отношения к предкам и трямкам было одинаково, считалось, что одинаково нужно кормить и предков, и приобретенных Куйгорожей (1523: с.379).

Куйгорож настырен, постоянно требует работу, даже когда все уже сделано. Он обогащает своего хозяина, ухаживает за скотом, умножает поголовье и так далее. Может исполнить любое желание хозяина, наделен фантастической силой, работает быстро — за ночь может построить дом, хлев, вспахать поле, засеять его, убрать урожай, подготовить сотни блюд (1522: с.138).

Мордва Теньгушевского района считала, что Куйгорожи по своим психологическим качествам неодинаковы: есть озорные, есть и смирные, есть веселые, смелые, есть боязливые (1523: с.379).

При этом Куйгорож существо незлое, но если хозяин забудет дать ему работу, может уничтожить все сделанное им и покинуть хозяйство навсегда. В легендах говорится, что трямки и куйгорожи требуют от хозяина хорошего ухода, ласкового обращения и постоянной работы: без работы они сидеть не могут. При плохом или неумелом обращении с ними трямки сердятся, разоряют хозяина, растаскивают его добро по соседям, подвергают порче продукты (в кадки с рубленой капустой насыпают песок, зерно перемешивают с навозом, гадят посреди избы или на столе). Изгнать же их невозможно или почти невозможно. Поэтому будто бы легко обнаружить тех, кто держал куйгорожей — по загрязненности избы. Мордовское население Теньгушевского района (бывшего Темниковского уезда Тамбовской губернии) считало, что в доме, где держатся трямки, вкусную кашу непременно съедали они, оставляя верхнюю корку нетронутой. И как бы не оберегали горшок праздничной каши держатели трямок, трямки непременно ее съедят, где бы эта каша не находилась, как бы она не охранялась: трямки превращаются в невидимые существа и проникают куда угодно. Хозяйки, о которых шла молва, будто они держат трямок, в большие религиозные праздники ставили на стол горшок каши, и священник, прибивший справлять богослужение, надавливал рукой на корку. Если рука проваливалась, то считалось, что под коркой горшок пуст: кашу съели «тиряминьгить», значит, в этом доме держат их. В деревне Баево Теньгушевского района бытовали местные рассказы, будто поп получал от богатых людей вознаграждение, чтобы не давить рукой на корку каши, чтобы не разоблачать перед соседями держателей трямок. Следует тут же заметить, что вплоть до XX века во многих мордовских деревнях считалось, что богатые семьи обогащаются через трямок, ворующих чужое (1523: с.378).

Чтобы избавиться от надоедливого помощника, иногда хозяин поручает ему невыполнимое дело: свить веревку из песка, вычерпать воду из болота, сделать чёрные онучи белыми и тому подобное. В этом случае куйгорож исчезает или превращается в какого-либо зверька. При этом с собой он уносит все имущество и деньги, которые наносил (1522: с.138).

Явихнень семьясна срадсь-каладсь, кивок изь ляда. Лядсь аньцек авасна. А сон Куйгорожть мархта тев изь сотце. А Куйгорожсь таки аф туй, таки аф туй. И вов илять ушеды авась тракс потяма, а сон ламбафтови ортаняти и учи: кантт.

— Ворьть тон тяста, тейнь аф эряват, ворьть! — ювади авась, а сон аф туй.

Ламос тяфта учсесь, а тоса юмась ков-бди. Юмась, и аватьке хозяйстванц сембонь разориндазе.

Куйгорожсь юмась (1524: с.155, №104)

Семья разделилась, и все разъехались, никто не остался. Осталась только одна женщина. А она с Куйгорожем дел не имела. Куйгорож так и не уходит, так и не уходит. Женщина начинает корову доить, а он повиснет на воротах и ждет: налей.

— Иди ты отсюда, не нужен ты мне, иди! — говорит женщина, а он не уходит.

Долго так ждал, а потом куда-то пропал. Пропал, и все хозяйство женщины разорилось.

Куйгорож пропал. Записал в 1948 году А.И.Карасев в селе Карсаевка Поимского района Пензенской области от А.А.Аляпкиной, 60 лет. РФ МНИИЯЛИЭ*. Л-97, лист 72-73 (1524: с.156, №104)

Человеку, каким-либо способом сумевшему прогнать когда-то приобретенных куйгорожей (например, они сбежали, когда хозяин заставил их вить из песка веревку) и захотевшему приобрести других, непременно попадались те же, которые у него были. Это было замечено по отдельным физическим недостаткам куйгорожей. Как-то крестьянин прогнал двух куйгорожей, одни из которых был кривой, другой — хромой. Когда он снова захотел иметь куйгорожей и выбрал на кладбище других, то оказалось, что он пригласил тех же: кривого и хромого (1523: с.378-379).

Предчувствуя свою смерть, куйгорож начинает «озоровать» (1522: с.138):

Весть тяфта сембе явихнень семьясна ульсь степса, кудсольхть аньцек бабась да атясь. Тяни степса урмаськодсь рьвянясна, и ускозе сонь куду работниксна. Илять ни ужендасть, и атясь прважазе работникть алаша ванома Седь ляи. Тусь ни тяни работниксь, а нят мадсть удома: атясь да бабась удыхть кудса, рьвянясь уды лапаз ала.

Мзяра ни пинге етась, рьвянясь марясы: эци ваксозонза удома работниксь. Рьвянясь нолдазе, сонць ни шаштсь плетеннять ваксе и мялецоль ашкордамс кяльса работникть. Венептезе кяденц рьвянясь, ашкордазе работникть, а тонань копоц аш ефси. Эводсь рьвянясь ды ласькозь куду. Стяфтозень атять да бабатъ, азондсы ни: стане-стане.

— Ах, извоц сявольхце! Мезе тейнза эряви тонь эздот? Ожу, мон сонь молян мирендафтса! — ювади бабась.

Тусь ни, етась мзяра пинге, сувась меки:

— Ну, архт, рьвяня. матт, аф токатаиза. Архт.

А ульсь тя аф работниксь, няк, а Куйгорожсь. Сон фалу кармай зарничендама, мзярда юмама пингоц ни сай.

Куйгорож (1524: с.156, №105)

Однажды отделившаяся семья была в степи, дома остались только старик со старухой. В степи заболела сноха, и ее привез домой работник. Вечером уже поужинали, старик проводил работника пасти лошадь на речку Седь. Работник уже уехал, а эти легли спать: старик со старухой спят дома, а сноха спит под навесом.

Сколько уж времени прошло, сноха слышит: ложится рядом с ней работник. Она пустила его, сама уже подвинулась к плетню и хотела было обнять работника. Протянула руку, обняла работника, а у того спины нет вовсе. Вскочила сноха и бросилась бежать домой. Разбудила стариков, рассказала: так и так.

— Ах, извоз его побрал бы! Что ему надо от тебя? Погоди, я пойду его усмирю! — кричит старуха.

Ушла, прошло сколько-то времени, пришла снова.

— Ну иди. сноха, ложись, не тронет тебя. Иди.

А был это и не работник совсем, а Куйгорож. Он всегда начинает озоровать, когда смерть свою почувствует.

Куйгорож. Записал в 1948 году А.И.Карасев в селе Карсаевка Поимского района Пензенской области от А.А.Аляпкиной, 60 лет. РФ МНИИЯЛИЭ*. Л-97, лист 71-72 (1524: с.156-157, №105)

У мордвы сложились многочисленные легенды о том, как избавиться от Куйгорожей худых соседей. В легенде, записанной в 1948 году от Евдокии Андреевны Кирюшкиной в селе Мордовское Давыдово Кочкуровского района Мордовии, говорится, как один мужик, заметивший, что из его закрома исчезает зерно, пересыпал все зерно из этого закрома в другой, а сам спрятался в амбар. Ночью он услышал, как кто-то завопил тоненьким шепелявым голосочком: «Вай, каяским, вай, каяским!» («Ой, моя спинушка, ой, моя спинушка!»). Это трямка свалился в пустой закром и ушиб себе спину (1523: с.378).

Нередко население старшего поколения к рассказам о трямках и куйгорожах относится как к бывалыцинам. Основное мордовское население в наше время считает подобные рассказы волшебными, фантастическими сказками. Образ гнома-добытчика воспринимается как сказочный персонаж. В отдельных районах Нижегородской области (Лукояновский, Шатковский, Смирновский районы) слова «трямка», «трямо» понимают как «нечистая сила» (1523: с.379).

У русских в Саратовской и Самарской областях близкие куйгорожам по характеристикам духи-обогатители коловертыши носят также схожее им название «коргоруши» (48: с.259).

Сходными чертами обладает также персонаж венгерской мифологии — лидерц, одна из форм которого — волшебный цыплёнок, вылупившийся из яйца, находившегося под мышкой у человека в течение 24 дней (другие — ночной кошмар, блуждающий огонёк на болотах, земляной дьявол или инкуб/суккуб). У казанских татар тоже имеется подобное фантастическое существо, приносящее в дом сокровища — бичура, татарстанские чуваши называют его пӗҫури (1521: с.22). Также он схож со славянским Рарогом, который превращаясь в огонь, является хранителем очага.

Сказка про старика со старухой. Были они очень ленивые и потому жили бедно, хуже некуда. Услышала бабка, что есть в лесу дуб ста­рый да корявый, а в нём дупло совиное, а в дупле яйцо змеи­ное, Куйгорожем зовётся. Вы­сидишь его — и богатым бу­дешь, не работая…

Куйгорож читать

Куйгорож - мокшанская сказкаКуйгорож - мокшанская сказка

Давно это было… В одном мокшан­ском селе жили-были старик со ста­рухой — Пятань да Акуля. Были они в работе никудышные, а в мыслях завидущие, и потому жили бедно, хуже некуда. Такие они бездель­ники были — детей завести и то поленились. Хозяйство у них всё развалилось.

Куйгорож - мокшанская сказкаКуйгорож - мокшанская сказкаКуйгорож - мокшанская сказка

Захотелось как-то Пятаню есть а в доме хоть шаром покати.

Куйгорож - мокшанская сказка

В ам­бар пошёл и там ничего не нашёл В печку сунулся, да только в саже вымазался.

Куйгорож - мокшанская сказка

Будит дед бабку:

Куйгорож - мокшанская сказка

— Эх, Акуля, что делать-то будем? Изба того гляди завалится. В доме пусто и в амбаре не густо. Помрём мы!

Куйгорож - мокшанская сказка

Бабка проснулась, чума­зого деда увидала и чуть с печки не свалилась.

— Тьфу! Напугал, ста­рый чёрт!

— Чёрт, говоришь?

Ох, и правда, хоть нечистого зови…

Куйгорож - мокшанская сказка

А у старухи глаза разгорелись:

— А что? — говорит. — Вон, ска­зывают — есть в лесу дуб ста­рый да корявый, а в нём дупло совиное, а в дупле яйцо змеи­ное, Куйгорожем зовётся. Вы­сидишь его — и богатым бу­дешь, не работая.

Куйгорож - мокшанская сказка

Пошёл Пятань в лес. А в лесу-то темно. Чем дальше, тем страшней. Звери воют, вороны каркают.

Куйгорож - мокшанская сказка

Вдруг деревья расступились и очутился дед на какой-то поляне. А посреди поляны — дуб с чёрным дуплом, страш­ный да корявый.

Старик возьми да и перекрестись.

— Ох, страх-то какой! Господи пронеси… Свят, свят, свят!

Куйгорож - мокшанская сказка

И тут дуб затрещал и провалился под землю, будто и не бывало.

Пятань на четвереньках ползает, землю гладит, где дуб был, да осипшим голосом кричит:

— Эй, дуб, ты что? А яйцо-то где?!

Да куда там!

Куйгорож - мокшанская сказка

Вернулся Пятань домой с пустыми руками.

— Ну что, не нашёл? — спрашивает Акуля. — Небось крестился да Господа нашего поми­нал, старый ты пень?

— Да как же не помянуть, коли страшно-то так!

— Эх, дурья твоя башка! Так-то тебе и дуб не покажется, и яйца не добыть! Вот- ка я тебя снаряжу!

Куйгорож - мокшанская сказка

Слезла баба с печки, обмотала деда верёвкой и рот пробкой за­ткнула.

Это тебе, чтоб не кре­стился и не божился!

Куйгорож - мокшанская сказка

Положила Акуля деда в телегу, словно куль, и стеганула лошадь. Та и понеслась не разбирая дороги.

Куйгорож - мокшанская сказка

Как из оврага выскочили, лошадь сама в телеге оказалась. Так и мча­лись по лесу— лошадь перед­ними ногами по земле пере­бирает, Пятань в перепуге глаза таращит.

Вдруг очутились они на поляне.

Куйгорож - мокшанская сказка

А там дуб чёрный стоит — больше прежнего. Лошадь с ходу в дуб врезалась. Дед вылетел из те­леги, верёвки на нем развяза­лись, и он головой прямиком в дупло.

Куйгорож - мокшанская сказкаКуйгорож - мокшанская сказка

А в дупле том оказалось свет­ло как днём. Поднял Пятань глаза и остолбенел: на тонень­кой ножке огромное яйцо ка­чается и всё сияет, будто сол­нце. Подивился старик, по­трогал ножку, а яйцо вдруг ма­леньким сделалось и само ему в руку опустилось. И тут дед ку­да-то провалился.

Куйгорож - мокшанская сказка

Глядит — а он у себя дома, с яйцом в руке, и с печки на него Акуля тара­щится.

Куйгорож - мокшанская сказка

— Смотри-ка, принёс! — гово­рит. — Давай сюда.

Куйгорож - мокшанская сказка

Взяла баб­ка яйцо, со­ломки по­стелила и стала его высижи­вать. А занавеску-то задер­нула. Сунул было нос Пятань, да старуха его отшила:

Куйгорож - мокшанская сказка

— Куда нос суёшь, старый пень! Иди на двор и жди там.

Куйгорож - мокшанская сказка

Сидит дед на завалинке, да ждёт. Вдруг из окна свет нео­быкновенный полился.

Куйгорож - мокшанская сказка

Пятань бегом в избу. Видит — бабка на полу, зад потирает. А на печке скорлупки и кто-то маленький лежит, глаз не от­крывает.

Куйгорож - мокшанская сказка

Дед с опаской спрашивает:

— Дохлый, что ли? Ты, Акуля, его, кажись, задавила!

Куйгорож - мокшанская сказка

Вдруг маленький крылышками замахал, под потолок взле­тел и как заверещит:

— Кик-кик! Я Куйгорож! Кик-кик! Что делать будем? Давайте мне работу! А не дадите — всё вам тут порушу-поломаю!

Тут и дед на пол сел.

Бабка шепчет:

— Дед! Дед! Давай думай ско­рее! А то и вправду…

Дед в затылке почесал и говорит:

— Да вот, милок, голодаем мы! Нам бы хоть каши горшочек!

А бабка вторит:

— Да побольше! С горкой!

Куйгорож - мокшанская сказка

Куйгорож крыльями замахал, по избе пролетел, мухомор в углу сорвал и на стол бросил. Раз — и мухомор горш­ком каши стал.

Дед с бабкой рты так и разинули, а Куй­горож ложкой оборотился и давай их кор­мить.

Наелись до отвала, как в жизни не едали. У Пятаня пузо раздулось, аж пуговица отлетела. Акуля сидит, живот гладит, от сытости икает.

А чудо-ложка на стол опустилась и Куйгорожем оборотилась.

— Кик-кик! Я Куйгорож! Что делать будем? Давайте мне работу. А не то всё вам тут порушу-поломаю!

Бабка рукой машет:

— Да у нас работы — непочатый край!

Дай нам одёжи покрасивше и побогаче!

А дед вторит:

— Как бояре носят!

Куйгорож - мокшанская сказка

Куйгорож вихрем туда-сюда пролетел. Глянь — Пятань в латах железных стоит, а Акуля вся в кру­жевах да в корсет затянута.

— Ой, душно, — сипит дед.

— Тесно! — жалуется баба.

— Полегче бы, — просит дед.

Куйгорож - мокшанская сказка

Куйгорож в иголку вытя­нулся и давай сквозь них пронизываться. Глядь — а старики в дикарских обновках, голыми пу­зами щеголяют.

— Ой, срамота! — стыдится Акуля.

А Пятань только хихи­кает.

Куйгорож - мокшанская сказка

Что ж, Куйгорож нож­ницами стал, вмиг всё состриг и деда с баб­кой барами нарядил. Правда, кое-что пе­репутал.

Акуля сердится:

— Это ещё что? Нам бы понаряднее…

Куйгорож - мокшанская сказка

А Куйгорож уже утю­гом пыхтит, заново переглаживает. Огляде­лись дед с бабой — ой, хороши наряды! Цвета­сты, золотом вышиты, самоцветными ка­меньями переливаются!

Куйгорож - мокшанская сказка

— Видал, дед — вона мы какие! — говорит баба.

Куйгорож - мокшанская сказка

— Красотища! — вторит дед.

А Куйгорож тут как тут:

— Кик-кик! Я Куйгорож! Что теперь делать будем? Давайте мне работу. А не дадите — всё порушу-поломаю!

— При таких нарядах нам бы и хозяйство побогаче, — говорит баба.

Куйгорож - мокшанская сказка

Дед просит:

— Милок, амбар нам можешь поправить?

А баба в бок его толкает:

— Лучше хлев да избу новую. Да не избу — хоромы царские, с зеркалами да паркетами, чтоб всем соседям на зависть.

Взлетел Куйгорож, и избы как не бывало — еле успели дед с бабой во двор выско­чить.

А двора-то не узнать! Вместо амбара хлев, да не хлев — хоромы!

Где лужа с воробьями — пруд с лебедями. Скот­ный двор и тот распис­ной! А скотина-то, ско­тина — славная да жирная! Кругом забор высоченный. Дома сосед­ские в ямы да канавы задвинуло, чтоб не мешались. А посе­рёдке дворец стоит, маковкой в небо упирается.

Куйгорож - мокшанская сказка

Тут и верная кляча пришла, да прогнала её ба­ба со двора:

— А ты, дохлятина, пошла отсюда! Нам теперь таких не надобно.

Махнула ей вслед и деда зовет:

— Ну что, дед, пойдём в роскоши купаться!

Куйгорож - мокшанская сказка

И пошли они свой дворец осматривать. А там красота!

Куйгорож - мокшанская сказка

Лестницы да колонны, картины да ста­туи! А окон-то, окон! И диковины всякие кру­гом. Идут дед с бабой из залы в залу, го­ловами крутят и не надивуются.

Куйгорож - мокшанская сказка

В спальню зашли и на перинах разва­лились.

Куйгорож - мокшанская сказка

— Эх! И заживём мы теперь! — гово­рит Пятань. А Акуля пусть обзавидуются!

хихикает:

— Давай соседей позовём, пусть обзавидуются!

Куйгорож - мокшанская сказка

Стали они соседей звать на богатство любоваться. Да те только плюнули и разговаривать не стали.

Куйгорож - мокшанская сказка

— Ну и тьфу на вас! сказала баба. — И без вас обойдемся!

А Куйгорож снова тут:

Куйгорож - мокшанская сказка

— Кик-кик! Я Куйгорож! А что теперь делать будем? Быстро мне работу! А не то всё порушу-поломаю!

Акуля и говорит:

— А давай-ка, Пятань, пир закатим. Эй, ты! А ну-ка стол на­крой да гостей приведи, самых благородных. Чтоб соседи от зависти полопались!

Куйгорож - мокшанская сказка

Куйгорож стрелой в лес полетел, всякой дряни понабрал и вернулся.

Куйгорож - мокшанская сказка

Вошли Пятань с Акулей в пиршественную залу и заробели. Стол разносолами ломится, а за столом гостей полным-полно. Вид у них чудной, наряды странные — сразу видать, народ не простой. Баба деда в бок толкает:

— Ты смотри, старый, простоту свою перед гостями благородными не показывай!

— Как скажешь, счастье моё, при такой жизни я на всё согласный!

Куйгорож - мокшанская сказка

Поклонилась Акуля:

— Бонжур, гости дорогие!

— Салям алейкум! — ляпнул дед, чтоб ли­цом в грязь не ударить. А баба шепчет:

— Граммофон неси, старый, вишь, гости скучают…

Куйгорож - мокшанская сказка

И пошёл у них пир!

Куйгорож - мокшанская сказка

Ночь настала, а гости совсем разо­шлись — пляшут так, что дворец шатается. Соседи смотрят и крестятся: ни­как нечисть гуляет!

Куйгорож - мокшанская сказка

Ну а как петух-то пропел, гости во все щели и вылетели. А дед с бабой прямо за столом уснули.

А Куйгорож тут как тут:

— Кик-кик! Я Куйгорож! Что теперь делать будем?

Баба только отмахнулась:

— Всё у нас есть! Ничего нам сейчас не надо! Иди отдохни пока!

— Кик-кик! Я Куйгорож! — не унимается тот.

Насилу Акулька голову подняла:

— Вот надоел! Пшёл вон! Не видишь —  хозяйка отдыхает!

И швырнула в него сапогом.

— Ах, так! — разозлился Куйго­рож. — Кик-кик! Всё порушу-поломаю!

Куйгорож - мокшанская сказка

Взлетел — и всё богатство вмиг стёр-поломал.

Куйгорож - мокшанская сказка

Посмотрел Куйгорож на развалины.

— Всё! Кик-кик! — и улетел.

Куйгорож - мокшанская сказка

— Что теперь-то делать будем? — спросил дед. Ничего не ответила баба.

Так и остались ни с чем Пятань с Акулей. И поде­лом.

Недаром про тех, кто богатство не своим тру­дом нажил, говорят: «У них Куйгорож завёлся, и счастья им не будет!»

Куйгорож - мокшанская сказка

Иллюстратор: Меринов С. по мотивам картин мордовского художника Дырина Ю.

❤️ 11

🔥 11

😁 11

😢 4

👎 5

🥱 5

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Куйгорож, или праздник с нечистью

Про нечистую силу сегодня везде – и на телеэкране, и на рекламных плакатах, а уж в октябре, когда, как часто говорят любители этого праздника, «полмира отмечает Хэллоуин», – и в школе, и даже в детском саду. В общем, мы уже привыкли, и все эти существа нам не кажутся уже страшным, а всего лишь странными, и даже, пожалуй, милыми…

Кадр их мультфильма "Куйгорож"

Кадр их мультфильма «Куйгорож»

Куйгорож тоже на первый взгляд очень даже ничего – маленький, юркий, трудолюбивый, готов всякое поручение исполнить и притом быстро. Вроде бы, замечательный домашний питомец этот, как считается, гибрид совы и змеи. Да вот одна загвоздка – если не давать ему заданий, то он начинает сердиться и готов все вокруг разнести. Но с этим-то, может, и можно справиться, а вот с собственной жадностью и завистью совладать бывает сложнее…

Анимационный фильм ««Что делать?» или Куйгорож», созданный по мотивам мокшанской сказки, вышел в 2007 году в цикле «Гора самоцветов». В рамках этого масштабного проекта студии «Пилот» с 2004 по 2010 год было снято более 50 мультфильмов по мотивам сказок разных народов мира. Фильмы выполнены в разных техниках, а перед каждой историей проходит «пластилиновая» заставка, в которой рассказывается о народе или регионе России, из чьего фольклора взят сюжет. Заставки эти были сделаны под руководством режиссера-аниматора Сергея Меринова. Он же – автор мультфильма про мокшанского мистического зверька.

Сергей Мернов в интервью Журналу «ПРЕСТИЖ», 2007 г.:

Ты постиг тайну пластилина? В чем его привлекательность, его магия? Сложно сказать. Точно одно – тайна есть. […] Это уникальный материал, который находится на стыке двух анимаций – рисованной и кукольной, и берет от них лучшие качества. От рисунка – пластичность. Ведь кукла скована своей конструкцией, у нее не может вытянуться рука, она не способна сильно деформироваться, принимать невообразимые позы. А пластилиновая фигура может и сжаться, и разжаться, и сплющиться. Ну а плюс от кукольной анимации – то, что не надо каждый кадр рисовать. Сделал персонажа и ведешь его через весь фильм. Больше того, и кадр сразу получается цветным, его не надо красить.

Прежде чем приступать к работе над фильмом, Меринов съездил в Мордовию, прочел немало книг, а героев он создал по картинам местного художника Юрия Дырина. Кроме того, почувствовать настроение народа и этой сказки помогает мокшанская песня, исполненная фольклорным коллективом «Торама».

Кадр из мультфильма "Куйгорож"

Кадр из мультфильма «Куйгорож»

Сергей Мернов в интервью Журналу «ПРЕСТИЖ», 2007 г.:

Я долго искал необычный, свежий сюжет. Это оказалось довольно трудно, ведь сказки у разных народов зачастую одинаковы. Поскольку я через своих родственников связан с Мордовией, мне попался сборник мордовских сказок, и «Куйгорож» удивил, прежде всего, главным героем. Хотя сюжет и тут стандартный – перифраз «Золотой рыбки». Но персонаж очень уж неожиданен. […] В принципе, он наказывает тех людей, которые пользуются бесовской помощью. Довольно актуальная тема о моральных аспектах богатства, нажитого нечестным трудом.

Жили-были жадные, ленивые, завистливые старик со старухой. Понятно, что жили они бедно и голодно. А чтоб исправить ситуацию обратиться решили как раз таки к Куйгорожу. И вот зажили они, да так широко, что аж соседям пришлось потесниться. Только вот эти соседи почему-то не захотели к старику со старухой на пир идти, а привел к ним Куйгорож в качестве званых гостей лягушек да прочий болотный сброд: внутри дома веселье, а снаружи видно, как нечисть пляшет. Ну а закончилось все, как и положено заканчиваться празднику с нечистой силой.

Кадр из мультфильма "Куйгорож"

Кадр из мультфильма «Куйгорож»

Кстати, кроме поучительной истории и удивительного по своим свойствам материала пластилина, с помощью которого и дома можно творить сказку, в мультфильме вы к тому же найдете еще и задачку на сообразительность. Предложите своему ребенку придумать для Куйгорожа такое задание, которое он выполнить не сможет. Согласно мордовской легенде от этого существа можно избавиться, если поручить ему, например, свить верёвку из песка или вычерпать воду из реки.

Прежде всего Куйгорож — это мифический персонаж, приносящий в дом богатство; и по представлениям мокшан он выглядит как сова со змеиным хвостом (дословно: «куй» — змея, «горож» — сова). По поверью, петух, проживший 6 лет, на седьмой год сносит яйцо, из которого можно выносить Куйгорожа. По другой версии, яйцо нужно взять у совы из дупла, которое находится в глубине леса. Одно из правил при поиске яйца — не креститься и не вспоминать бога, так как этот персонаж происходит от нечистой силы.

Куйгорож. Рисунок Дмитрия Гусева

Для того, чтобы из яйца вылупился Куйгорож, хозяин дома должен выносить его, положив яйцо подмышку. Вылупится Куйгорож на 24-ый день, но видеть его сможет только хозяин дома. Несмотря на грозное обличие, он приносит много пользы и исполняет любые пожелания. Самое главное, что Куйгорож приносит в дом деньги и сокровища. После вылупления Куйгорож постоянно требует работы и выполняет ее за одну ночь: он может и поля вспахать, и дом построить. Но если же ему не поручать работу, то он порушит все, что сделал, еще может и погубить хозяина. Так в одной из мордовских сказок Куйгорож убивает свою хозяйку печью, которую сам же и построил. Чтобы этого не произошло, нужно попросить Куйгорожа сделать невыполнимую работу, например, свить веревку из песка или соединить день с ночью. Этого он не сможет выполнить, и от стыда покинет своего хозяина.

Складывается отрицательное мнение о Куйгороже, но это существо не злое, а, скорее, доброжелательное по отношению к хозяину. Обратим внимание на этимологию слова «Куйгорож»: «куй» — это змея, а конкретнее уж. В сознании древнего человека уж всегда противостоял остальным змеям, а у мордвы культ ужа подтверждается многими археологическим находками в виде браслетов-оберегов. Из этого следует, что уж у мордвы почитался, отсюда и положительное мнение. А негатив исходит в основном от двойственной змеиной натуры.

Куйгорож существует и в чувашской мифологии, только там его называют Куйгараш. В Чувашии раньше говорили о человеке, который качественно и прилежно выполнял свою работу, что он работает как куйгараш. Похожими чертами обладает персонаж венгерской мифологии лидерц (волшебный цыплёнок, вылупившийся из яйца, находившегося подмышкой у человека). У казанских татар имеется такое фантастическое существо как бисюра — приносит в дом сокровища. Все эти персонажи могут превращаться в летящий огонь как и мордовский Куйгорож.

В 2007 году по мотивам мордовской сказки «Что делать? или Куйгорож» вышел мультфильм от студии «Пилот». Он вошел в цикл мультипликационного сериала «Гора самоцветов», снятых по мотивам сказок народов России. Мультфильм выполнен из пластилина по рисункам мордовского художника-этнофутуриста Юрия Дырина. В нем звучит старинная мокшанская песня в исполнении фольклорной группы «Торома». Кстати, с 2007 по 2010 год этот мультфильм получил много различных премий и наград.

Сейчас среди туристов, приезжающих в Мордовию, популярны брелки и магниты с изображением Куйгорожа. Для тех, кто не знает историю этого существа, вместе с магнитом или брелоком прилагается небольшая памятка-рассказ о маленьком совенке со змеиным хвостом.

globus

У старика Буланого большая трубка была. Достал он из одного кармана огниво величиной с сошник, из другого кармана кремень величиной с кулак, приладил к нему дубовый трут и ударил огнивом по кремню. Брызнул сноп огня, как из горна, и запалился трут. Старик Буланый раскурил трубку и кашлянул:

– Акуля, доченька, хотя я сам тебя научил, а ты больше меня знаешь. Может быть, ты думаешь жизнь свою устроить, как ваши соседи?

– Отец, свою жизнь я могу устроить еще лучше. Только мне придется посидеть на яйце и вывести Куйгорожа. Он все сделает и принесет нам с мужем богатство.

– Доченька, вам за соседями не угнаться. У них три рабочих лошади, да овцы, да много другого добра.

Баба Акуля забила свой нос табаком, громко чихнула и ответила:

– Терпеть не могу этих соседей, отец. Я оставлю им во дворе только дубовый кол. Больше об этом нечего говорить, отец. Что я задумала, то и сделаю.

Стемнело. Старик Буланый нахлобучил на голову большой, из телячьей шкуры, малахай и, выходя за дверь, сказал:

– Зятек Сергей, захаживай ко мне, а также и ты, Акуля, приходи на Пасху похристосоваться.

Старик Буланый медленно побрел в свою избушку.

Прошло шесть недель Великого поста. Стало теплее. Зазеленели луга, почернели поля. Все сельчане отправились пахать, а Сергей Пятань о пахоте и не думает – ждет, когда жена Акуля выведет Куйгорожа, который все сделает и принесет богатство.

Настала Страстная пятница. Баба Акуля выбрала первое снесенное курицей яйцо, на котором углем нарисовала змею, сунула его под левую мышку и забралась на печь. Так и просидела на печи, пока муж выезжал в поле пахать и сеять. Посеял он просо и другой хлеб. Целую неделю не было дома Сергея. Ковырял он землю и думал: «Вроде как сегодня старуха должна высидеть Куйгорожа. Высидит ли?»

Георги И.-Г. Мордовка.

«Описание всех обитающих в Российском государстве народов…». 1776–1780 гг.

Не дождался Сергей Пятань вечера, бросил в поле соху, сел верхом на лошадь и поскакал домой. Войдя в избушку, спросил:

– Высиживаешь?

– Высиживаю!

– Ну, если ладком-рядком выведешь, то заживем!

– Да, старик, он будет таким сильным, что прикажешь ему, то и сделает. А если не дать дела, он тебя может извести.

– Ого, старуха, да ты, видно, знаешь, что надо делать с ним!

– Если бы не знала, не стала бы и высиживать. Старик, ты выйди на улицу, я под мышкой «кик-кик» слышу.

Только муж вышел на улицу, у Акули под мышкой как будто что-то взорвалось. Вздрогнула она от испуга и на бок повалилась: «Какая у нечистого сила!» Посмотрела под мышку – цело ли яйцо? Оно оказалось пустым и разбитым. Наверное, Куйгорож сам вышел. Собрала Акуля скорлупу, завернула в черную тряпицу, положила под дверной косяк, подумала: «А где же Куйгорож? Не ошибиться бы, не сказать как-нибудь Божье слово, а то плохо будет. Он ведь сразу погубить может». И говорит ласково:

– Куйгорож кормилец, Куйгорож желанный, я сама тебя высидела. Что скажу тебе, то и делать будешь.

Только вымолвила эти слова, тут же к ней приполз змей и говорит:

– Я с тобой рядом. Дай мне работу, а сама ложись спать, я все сделаю.

– Чего-чего, а дел у нас невпроворот, – обрадовалась старуха. – Сделай такое дело: у старика в поле осталась земля – не пахана, не сеяна, а у людей уже всходы зеленые.

– Ладно, мать, – отвечает Куйгорож, – к завтрашнему утру хлеба взойдут и будут прополоты.

Утром поехал старик в поле и удивился: не сеял, не пахал, а с урожаем! Обрадовался Пятань. Прискакал рысцой к старухе:

– Теперь, Акуля, мы не пропадем! Вот если бы еще новую избу сделал нам Куйгорож, тогда и вовсе зажили бы мы на славу.

И то правда: дом у Сергея был по-черному – трубы не было, не было и керосиновой лампы, освещался березовой лучиной. А в селе у всех были лампы, дома были с печами и высокими трубами.

Под вечер явился с полей Куйгорож:

– Кик-кик! Что делать? Давай работу!

– Новую избу сделай к утру, – приказывает Акуля. – И чтоб лавки новые были, и печка новая с высокой трубой.

Легли спать муж с женою, утром просыпаются и глазам своим не верят: стены в избе новые – еловые, лавки новые – дубовые, столешница березовая, печка узорами расписана, а в сенях кадки липовые, полные меда и масла. Весь день Пятань с Акулей любовались новой своей избой, насмотреться на нее не могли. Вечером старик говорит:

– Не хуже людей теперь живем. Вот только хлев у нас старый, а в хлеву никакой скотины нет. Пусть нынешней ночью Куйгорож сделает новый хлев, чтоб в нем полно было всякой скотины.

Утром хлев был готов, а в нем и лошади, и коровы, и свиньи, и овцы.

– Добра в избе хватает, не стыдно людям показать, – говорит Акуля. – Давай гостей созовем, пир устроим, а Куйгорожу велим, чтобы на столе были такие кушанья, каким соседи угощаются только на Пасху. Чтоб жареного-пареного вдоволь было да штоф вина.

– Ладно, Акуля, – соглашается старик. – Зови нашего кормильца.

На следующий день столы в доме Сергея Пятаня ломились от разных кушаний. Созвал хозяин гостей. Пришел на пир и сельский богатей Петр Иванович.

– Сергей Петрович! Теперь ты стал жить богато, большое у тебя хозяйство, да сколько всего засеяно. Давай осенью вместе начнем торговать.

– Что же, Петр Иванович, давай! – согласился с ним старик, а сам себе подумал: «Надо же! Нашел мое имя и род, а раньше звал меня попросту – Пятань Сергей».

В деревне Сергея теперь звали Сергеем Петровичем, а жену его – Акулиной Степановной. У них был не только новый дом, но и выездной жеребец. Если приходилось куда-нибудь ехать, Сергей Петрович запрягал жеребца и садился рядом с Акулиной Степановной.

Жил теперь Сергей Петрович на диво людям. Все богатеи стали его с женой приглашать к себе в гости. С Петром Ивановичем завел совместную торговлю. Стали ездить на лошадях в Астрахань за рыбой, а также торговать гречихой и закупать гусей. А Куйгорож не давал покоя бабе Акуле, каждый вечер требовал новую работу. Баба Акуля уже не знала, что и поручить.

Накануне воскресенья, поздно вечером, Акулина спала в своей спальне. Появился в образе человека Куйгорож и говорит ей:

– Если хочешь жить, так живи, а коль меня высидела, то дай мне работу. Да и про соседей ничего не говоришь.

На это Акуля ответила:

– Что я скажу?

– Как что? Ты мне говорила, когда я еще в яйце был, что ты своему соседу оставишь только дубовый кол. Я вижу, ты заставляешь меня работать только на себя.

– Да я, дитятко, из-за того и высидела тебя, чтобы нажить богатство.

После такого ответа Куйгорож сдавил горло старухи и долго-долго мял ее. Когда Акулина пришла в себя, сказала:

– Не убивай меня, дитятко Куйгорож, а оставь жить. Ты без дела не будешь. Как я поклялась, что соседу оставлю только дубовый кол, так и сделаем. Иди, дитятко, умертви у соседа трех лошадей.

– Будет сделано, – сказал Куйгорож.

Встал сосед Павел Иванович, пошел в свою конюшню, глядит: три самые хорошие лошади подохли. Сначала он подумал, что они спят, а потом посмотрел – мертвые. Всплеснул руками, во весь голос стал реветь:

– Это не иначе как жена Пятань Сергея так сделала! Что ж теперь делать? Придется искать выход, а то она, пожалуй, остальную скотину изведет.

Павел Иванович поехал в другое село. Там был старик Карп. Спрашивает его:

– Что мне делать, дядя Карп, ведь задумала соседка меня разорить.

– А как, Павел Иванович?

– Да в прошлую ночь подохли три лошади, а остальные болеют.

Корнеев Е. М. Мордовская девка.

Тогда Карп говорит:

– Если напала твоя домовая – Юртава, то я смогу ее задержать, а если напал Куйгорож, это трудно. Да вот что, Павел Иванович! Я дам тебе три восковые свечи, ты их свей в одну и положи под колоду, а сам втащи в конюшню борону с двадцатью пятью зубами и прислони к колоде. Выверни наизнанку свою шубу, надень ее и полезай под борону. Когда начнут драться Юртава и Куйгорож, и Куйгорож скажет: «Мне нужно дело, оно поручено моей матерью, я сделаю его, тебе меня не удержать», и твою Юртаву Куйгорож прогонит в сторону, ты, Павел Иванович, в это время скажи: «Я дам тебе дело». – «Какое?» – он спросит. «Да вот какое: свей из песка веревку». Он тогда во весь голос крикнет: «Догадались, погубили, погубили!» А ты, Павел Иванович, смотри за ним и слушай, в какую сторону пойдет голос. Так и сделай, Павел Иванович, иначе погубит тебя эта ведьма.

Павел Иванович вернулся домой. Настала ночь. Куйгорож у Акули опять попросил работу. Старуха Акуля послала его к соседу уморить остальную скотину. Павел Иванович приготовил все, что наказал ему старик Карп, и спрятался под борону. Долго лежал Павел Иванович и слышит скрип – конюшня отворилась. Вошел человек. Лошади ели. Вошедший начал гладить их и говорит: «Ах, девушки, мальчики, придет от соседей нечистая сила и погубит вас», а сам начал плести лошадям гривы. Павел Иванович понял, что это не Куйгорож, а Юртава. Она немного поговорила с лошадьми – вдруг через окно ворвался сноп огня. Павел Иванович подумал, что загорелась конюшня, а потом понял, кто это идет. Куйгорож стал драться с Юртавой и говорит ей:

– Мне дано дело, я выполняю его, а тебе меня не удержать.

У Павла Ивановича волосы дыбом встали, но он не струхнул:

– Куйгорож, я дам тебе дело.

Куйгорож свистнул:

– Дай!

– Иди свей из песка веревку.

Куйгорож огнем выскочил в окно, а сам кричит:

– Догадались, догадались! Пропал я, пропал я!

Павел Иванович заметил, что голос удалился в сторону соседа – Сергея Пятани. Лошади успокоились, опять подошли к колоде и стали есть корм. А Павел Иванович украдкой вернулся в свою избу и лег спать…

Прибежал Куйгорож обратно к старухе Акуле, разбудил ее:

– Встань, матушка, давай мне дело!

Вскочила спросонок старуха, испугалась:

– Ты ходил к соседу, выполнил, что я тебе говорила?

Куйгорож понял, что не погубить ему старуху. Еще громче крикнул:

– Дай дело!

– Иди из болота вычерпай воду.

Куйгорож вычерпал из болота воду и пришел обратно:

– Дай мне работу!

Акуля отмахнулась:

– Отдохни!

– Меня высидела не отдыхать, а работать.

Акуля стояла у печки, Куйгорож взял и свалил печку на Акулю, а сам вырвал из потолка звено и вылетел. Утром встал Сергей Пятань: ни старухи, ни печки, никакого богатства.

March 19 2018, 13:01

В феврале этого года я вновь побывала в Мордовии и вновь по причине командировки. Традиционно удалось выкроить немного времени для прогулки по городскому центру, воспользоваться четвергом, когда музеи работают на пару часов дольше, чтобы сходить в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, попробовать национальные мордовские пельмени, а ещё немного почитать о местных мифах, героях, достопримечательностях. Любопытными раздаточными материалами от местного туристско-информационного центра я вооружилась благодаря гостевому стенду в гостинице «Саранск».

Так выглядит мой информационный улов. Под катом можно познакомиться с именами и описаниями некоторых представителей мордовской мифологии. Кстати, священная утка Иненармунь стала символом Чемпионата мира по футболу 2018 года в Саранске. Автором плаката с футбольной птицей стала Анастасия Купцова, местный дизайнер. Своей идеей она хотела показать, что во время Чемпионата мира наша планета буквально кружится вокруг футбольного мяча.

«Нишке-паз (Шкай) – является высшим богом. Он создал небо и землю, пустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля. Его молили об урожае, здоровье людей и скота, поминали в заговорах.

Мастор-ава – богиня земли, заботящаяся о благоденствии народа, здоровье женщин, деторождении, плодородии полей и лугов, обеспечивал мир и покой. Предстает в облике матери-труженицы.

Ведь-ава – дух, хозяйка воды. Ее представляли в виде обнаженной женщины с длинными волосами. Ведь-ава считалась покровительницей любви и деторождения. У Ведь-авы просили дождя, устраивая культовую трапезу у источника.

Вирь-ава – хозяйка леса. Человеку показывалась редко, имела вид обнаженной длинноволосой женщины. После необходимой молитвы выводила заблудившегося из лесу или наоборот запутывала дорогу. Уходили от нее пятясь назад, тогда она не разбирала, куда ведут следы.

Варм-ава – богиня ветра. Представления о ней связаны с реальным миром, в частности, с ветром, который может принести беды – вызвать бурю, раздуть пожар. Люди боялись и почитали ее, просили усмирить ветер, дать хорошего дождя. Во время пожара, стараясь задобрить Варм-аву, бросали в огонь яйца, яблоки.

Куд-ава – покровительница дома. Куд-ава обитала под печью, порогом дома. Для задабривания богини в основание дома клали шерсть животного и деньги. Люди верили, что Куд-ава в таком случае окажет им содействие во делах и в доме будет благополучие. Нередко так называли хозяйку дома или сваху.

Норо-ава – хозяйка поля. Ее молили об урожае, просили о помощи в полевых работах, оставляли для нее в поле несжатые полоски, хлеб. Считалось, что разозлившись Норо-ава может испортить урожай, наказать человека солнечным ударом.

Нешкепирись-ава – покровительница пасеки являлась в виде белой гусыни. Нешкепирись-ава приходила на пасеку осматривать ульи, самочувствие пчел. Для нее, при первой качке меда, ставили в отдельной чаше немного меда и просили о защите и увеличении сбора.

Князь Тюштя – это воплощение мордовского народа о своем вожде. Имя его в песнях и сказаниях звучало как символ народного героя. Памяти Тюшти проводились моления, зажигалась огромная свеча-штатол.

Куд-атя – образ домового. В каждом доме жил Куд-атя. Если что-то потерялось, то привязывали бантик к ножке стула и просили: «Куд-атя, батюшка, поиграй-заиграй лапоток, верни нам его! А мы тебе подарочек приготовили!» И пропавшая вещь тут же находилась!

Куйгорож – мордовский гном, покровитель наживы и обогащения. Ему нужно было на каждый день давать задание. Иначе все богатство, которое хитрый Куйгорож мог украсть и у соседей, исчезнет.

Бобо – образ, придуманный для детей. Когда дети не слушались родителей, то им говорили: «Вот, ужо, Бобо из лесу то придет! Тех, кто балуется, посадит в мешок и унесет с собой!» дети представляли Бобо как кого-то страшного, пушистого, на птичьей ноге, со старым мешком, и прекращали капризничать.

Иненармунь – великая водная птица породила трех богинь: хозяйку воды – Ведь-аву, хозяйку поля Наров-аву, хозяйку леса – Вирь-аву. В 2012 году Иненармунь была выбрана в качестве символа Саранска как города организатора Чемпионата мира по футболу 2018!»

Материалы туристского-информационного центра Республики Мордовия http://turizmrm.ru/

Иненармунь с картины Юрия Дырина. Источник: яндекс-картинки

  • Рисунок все сказки пушкина
  • Рисунок к любой русской народной сказке
  • Рисунок волшебный халат из сказки бабушкин халат
  • Рисунок к любимой сказке это
  • Рисунок волшебный мир сказок