Леонид Пантелеев честное слово
Леонид Пантелеев честное слово
Иллюстрации к рассказу честное слово Пантелеева
Леонида Пантелеева «честное слово»
Иллюстрация к рассказу честное слово
Иллюстрации к рассказу л Пантелеева честное слово
Пантелеев честное слово
Леонида Пантелеева «честное слово»
Книга л. Пантелеева честное слово
Иллюстрации к рассказу честное слово Пантелеева
Честное слово. Рассказы
Иллюстрации к рассказу честное слово Пантелеева
Иллюстрация к рассказу честное слово Леонид Пантелеев
«Честное слово» л. Пантелеева (1941)
Честное слово
Честное слово картинки к рассказу
Пантелеев честное слово
Пантелеев честное слово иллюстрации
Иллюстрация к произведению Пантелеева честное слово
Честное слово
Честное слово
Честное слово иллюстрации
Иллюстрации к рассказу л Пантелеева честное слово
Леонида Пантелеева «честное слово»
Честное слово. Рассказы
Пантелеев честное слово
Пантелеев л. «честное слово»
Открытки честное слово
Рисунок к рассказу Пантелеева честное слово
Пантелеев л. «честное слово»
Леонид Пантелеев честное слово
Леонид Пантелеев честное слово
Леонид Пантелеев честное слово мультфильм
Иллюстрации к советским книгам
Пантелеев честное слово иллюстрации
Рассказы л Пантелеева
Леонид Пантелеев главный инженер рисунки
Пантелеев л главный инженер иллюстрации
Мультфильм честное слово по рассказу Пантелеева
Виктор Голявкин путешественник
Произведения л Пантелеева честное слово
Харкевич художник
Мультфильм для детей честное слово
Черно белые иллюстрации Пантелеев честное слово
Пантелеев л. «честное слово»
Честное слово логотип
Рисование солдата для детей
Гайдар честное слово
Леонид Пантелеев – это псевдоним Алексея
Ивановича Еремеева, писателя, публициста, драматурга, который много писал для
детей.
В начале 1941 года редколлегия
детского журнала «Костер» обратилась к нескольким писателям с просьбой:
ответить детям на важные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и
тому подобном. Журнал успел поместить ответы двух писателей: три небольшие
новеллы М. Зощенко под названием: «Разве это неудобно?» и в № 6, вышедшем в
самые первые дни войны, рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». В том же месяце он был перепечатан в
московском «Бюллетене Детгиза». А в 1943 году рассказ «Честное слово» был
напечатан уже в сборнике. Много раз переиздавался.
Иллюстрации к рассказу Л.
Пантелеева «Честное слово» создавали художники:
Анатолий Иткин
Иван Харкевич
Владимир Плевин
Наталья Леонова
Борис Винокуров
Лидия Гладнева
Анатолий Зиновьевич Иткин (род. 1931) — российский художник и иллюстратор. Окончил графический факультет художественного института имени Сурикова в Москве, обучался также в мастерской книги профессора Б.А. Дехтерева. Иллюстрирует детские книги с 1953 года, всего оформил более 200 произведений русской и мировой классической литературы, детские и взрослые произведения. Фонвизин, Карамзин, Пушкин, Лермонтов, Гончаров, Тургенев, Некрасов, Л. Толстой и А. Толстой, Пантелеев, Бальзак, Жюль Верн, Вальтер Скотт, Марк Твен – список авторов, которых иллюстрировал Иткин. Анатолий Зиновьевич участвует в отечественных и зарубежных выставках. Заслуженный художник России. Его произведения можно найти во многих музеях и галереях, в частных собраниях в России и других странах. Сегодня Анатолий Иткин продолжает плодотворно работать с несколькими издательствами.
Иван Иванович
Харкевич-Храповицкий (1913-2007) – художник-график, иллюстратор, плакатист.
Заслуженный художник России. Иван Иванович по происхождению из старинного
дворянского рода Храповицких. Учился рисованию в студии профессора Савицкого, а
также окончил Ленинградский техникум
изобразительных искусств рабочей молодежи, учился у художника Г. Н. Траугота.
Иван Харкевич-Храповицкий работал в детских журналах «Чиж» и «Костер», где печатали свои произведения Корней Чуковский, Михаил Зощенко, Леонид Пантелеев. Иллюстрировал книги издательств Детгиз и «Детская литература», где работал Даниил Хармс. Иван Иванович был первым иллюстратором знаменитого романа В. Каверина «Два капитана».
Владимир Плевин — художник,
иллюстратор. Живописью начал заниматься еще в школе. Сейчас пишет пейзажи, портреты, сюжетные
картины, животных. Занимается изготовлением изделий из бересты. Иллюстрировал
произведения Л. Пантелеева, В. Катаева «Сын полка», А. Гайдара «Чук и Гек», Д. Лондона «Белый клык», А. Некрасова
«Морские сапоги», Д. Григоровича
«Гуттаперчивый мальчик», стихи и рассказы о Великой отечественной войне Л.
Кассиля, А. Барто, В. Берестова и других
авторов.
Известны как цветные, так и черно-белые иллюстрации Владимира Плевина к рассказу Л. Пантелеева «Честное слово».
Наталия Леонова — молодой художник-график,
акварелист. Член Московского союза художников. Окончила Московский государственный академический
художественный институт им. В.И. Сурикова, факультет графики, мастерскую книги под руководством Б.А.Дехтерева.
Издано большое количество книг с иллюстрациями и оформлением Наталии Леоновой. Художница
работает как с различными издательствами, так и с авторами-писателями.
Параллельно работе с книгой Наталия Леонова создала большую серию акварельных и карандашных интерьеров «Русская усадьба». Для библиотеки им. А.П.Боголюбова была сделана серия акварельных интерьеров-реконструкций дома-мастерской А.П.Боголюбова. Наталья Леонова награждена почётной грамотой министра МВД. Лауреат премии МВД в области литературы и искусства.
Борис Константинович Винокуров
(род. 1907) – художник-график. Член Союза художников СССР. Проиллюстрировал
много замечательных книг для детей: «Храброе сердце» и «Пусть светит» Аркадия
Гайдара, «Флаг» Валентина Катаева, «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы
Котлова», «Говорит седьмой этаж» Анатолия Алексина и многие другие произведения.
В 1956 году вышел диафильм «Честное слово» с черно-белыми иллюстрациями Бориса Винокурова.
Лидия Алексеевна Гладнева (род. 1931) – художник-иллюстратор детских
книг. Оформила множество сборников стихов для детей Токмаковой, Берестова,
Акима, Барто, Александровой, Синявского, Маршака, Михалкова, Заходера и других
авторов.
Создавала иллюстрации к диафильмам. Диафильм «Честное слово» был выпущен в 1988 году.
Замечательны черты характера
маленького героя рассказа – держать слово, быть обязательным, честным. На
такого человека можно положиться, доверить ему важное дело, он не подведет. Еще
более удивителен поступок взрослого,
который отнесся серьезно и внимательно к незнакомому мальчику, поддержал его
высокие качества и устремления. Не прошел мимо, не остался равнодушным, не
махнул рукой, не посмеялся, не стал уговаривать уйти, а придумал такой
интересный выход из положения, уделил время и не поленился осуществить задуманное.
Рассказ «Честное слово» — хороший пример и для детей, и для взрослых.
0
Пантелеев «Честное слово» рисунок как нарисовать карандашом, красками?
«Честное слово» Пантелеев рисунки детей
«Честное слово» Пантелеев рисунок карандашом
«Честное слово» Пантелеев рисунки
«Честное слово» Леонид Пантелеев рисунки
«Честное слово» Леонид Пантелеев рисунок
«Честное слово» Пантелеев картинки
1 ответ:
1
0
К рассказу Л. Пантелеева «Честное слово» можно например нарисовать такой рисунок.
Мальчик в парке стоит в карауле. Другие дети наигравшись в войнушку разбежались, а герой дал честное слово нести свою «службу». Сначала изобразим самого мальчика. Начините с головы, потом обозначьте шею, плечи, тело, руки, ноги. Добавьте одежду, а в руках палку. Справа нарисуйте забор, дерево и штриховкой покажите, что уже вечер. Дорисуйте траву и часть здания около которого стоит ребенок.
Еще можно нарисовать такой рисунок.
Он похожий на первый только еще дорисуем военного, которого нашел рассказчик для того чтобы «снять с поста» мальчика.
Это уже посложнее картинки.
Читайте также
Рисунков к замечательному рассказу «Фенька» Л. Пантелеева можно нарисовать уйму. Например давайте попробуем изобразить Феньку как она сидит в своем домике (бывшем чемодане).
Начнем с самой девочки. Нарисуем голову, черты тела, руки, и согнутые ноги. В одной руке Фенька держит как видите гвоздь. Она ими питалась. Дальше дорисуем девочке лохматую прическу, две косички, черты лица. После рисования главной героини нарисуйте кровать на которой она сидит и телевизор впереди нее на тумбочке, а фоном покажите чемодан.
Еще можно нарисовать вот такую Феньку.
Можно рисовать или сюжеты, или главную героиню. По описанию она маленькая, рыжая, лохматая.
К рассказу Алексея Ивановича Пантелеева «Честное слово» желательно нарисовать такой рисунок, чтобы все, кто его увидел даже мельком, сразу сообразили, что здесь изображён именно эпизод из данного, а не какого-нибудь другого литературного произведения.
Поэтому просто показать мальчика несущего пост у сторожки, как мне кажется, будет мало, ведь в рассказе даже не говорится, что у главного героя имелась хотя бы палка вместо игрушечной винтовки, а значит получится просто рисунок неизвестного мальчика стоящего рядом с непонятным домиком.
Не лучшим вариантом, на мой взгляд, окажется и иллюстрирование завязки произведения — момента разговора автора с мальчуганом, так как такую сцену легко принять за общение отца с сыном.
А вот эпизод кульминации рассказа, когда майор-кавалерист своим приказом освободил мальчика от роли часового, подойдёт как нельзя лучше — сразу становится ясно, что художник изобразил ключевую сцену знаменитого произведения Пантелеева.
Вот только маленькому иллюстратору использующему в качестве образца картинки из Интернета всё же понадобится помощь опытного наставника, чтобы не повторять многочисленные ошибки горе-оформителей. Например, не добавлять погоны офицеру (действие рассказа разворачивается накануне Великой Отечественной войны, а погоны в Красной армии ввели 6 января 1943 года) или ветку-винтовку мальчугану, а изобразить примерно следующий рисунок, разумеется, исключив из него неизвестно откуда появившихся животных.
Рассказ «После бала» можно справедливо поделить на несколько частей — это непосредственно сам бал, и то что рассказчик увидел после него. Предлагаю нарисовать бал. Ниже можно увидеть простую в исполнении, но со множеством мелких деталей иллюстрацию.
Начнем с прорисовки переднего плана (центрального) как полковник танцует со своей дочерью. Сначала нарисуем силуэт девушки, пышное платье, голову, прическу, изящную шею, подчеркнем тонкую талию и ноги. Добавим мелких деталей. Рядом рисуем полковника. Сначала общие черты прорисуем, потом детализируем. Потом справа и слева при желании нарисуем людей и покажем фоном где происходит бал.
Можно нарисовать бал и в таком плане.
Здесь уже сразу рисуем все красками.
Историю про хамелеона знают не только школьники, она остается всегда актуальной, как и другие истории, описанные Чеховым.
Чтобы нарисовать рассказ Чехова «Хамелеон», нужно, конечно, вспомнить сюжет и главных героев.
Самая узнаваемая сцена, это когда надзиратель с весьма говорящей фамилией Очумелов пытается определить судьбу собаки. Он-то и оказывается хамелеоном.
Можно изобразить на рисунке его и рядом собаку, укусившую Хрюкина.
Нам нужно нарисовать собаку, ее описание из текста рассказа:
Я выбрала такую поэтапную схему собаки из рассказа. Только нарисуем морду подлинее и добавим, как и описано, желтое пятно на спину
или лучше даже вот эта схема
Очумелова придется срисовывать с иллюстраций ниже. Это довольно массивный мужчина, одетый в форму (штаны-шаровары, шинель, шапка-фуражка, черные сапоги). У Очумелова в руке рисуем узелок.
Действие происходит на базарной площади.Вокруг лавки, кабаки и склад, возле которого и разворачиваются события. Вокруг героев собирается толпа, из лавок высовываются любопытные.
Для примера рисунков или иллюстраций к рассказу привожу картинки ниже:
довольно забавная, где Хрюкин ловит собаку
а здесь «суд» над собакой
Рассказ Пантелеева «Главный инженер» — это история о суровом военном времени, когда каждый советский человек пытался хоть чем-нибудь помочь воинам, сражающимися с захватчиками.
Возле деревеньки, где проживали ребята, герои произведения, находилась зенитная батарея. Ребята частенько бегали смотреть на неё — вездесущие мальчишки прекрасно знали, где она скрывается. Вот иллюстрация, на которой изображен эпизод, когда ребята рассматривают зенитки:
На рисунке можно изобразить зенитные установки времен войны, а рядом с ними бойцов-зенитчиков:
Поскольку в рассказе описывается, как советские зенитки работали по вражеским самолетам, то можно сделать рисунок боя зенитчиков и немецких летчиков:
Леша Михайлов с друзьями строили снежные оборонные объекты, поэтому можно нарисовать как ребята создают фальшивые зенитные орудия:
Если вы хорошо рисуете людей, то можете изобразить эпизод в кабинете полковника Шмелева. Здесь нужно обратить внимание на выражение лица Леши — мальчик чувствует свою вину. Полковник относится к мальчику благосклонно и даже дает ему спецзадание на изготовление серии обманных объектов. Перерисовать можно следующую иллюстрацию:
А можно нарисовать Лешу Михайлова в момент, когда он возвращается из штаба. Теперь он доволен и спокоен, и мечтает поскорее приступить к выполнению задания. Попробуйте изобразить на рисунке Лешу и красноармейца на мотоцикле:
В начале 1941 года редколлегия журнала «Костер» обратилась к нескольким писателям с просьбой: ответить детям на важные этические вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и тому подобном. Журнал успел поместить ответы двух писателей: в № 4 были напечатаны три небольшие новеллы М.Зощенко под названием: «Разве это неудобно?», а в № 6, вышедшем в самые первые дни войны, был опубликован рассказ Л.Пантелеева «Честное слово».
В том же месяце он был перепечатан в московском «Бюллетене Детгиза». В 1943 году рассказ «Честное слово» был напечатан в сборнике того же названия, вышедшем в московском Детгизе.
В советское время много раз перепечатывался, входил в школьную программу. Его можно найти в любом приложении «для внекласного чтения», школьной хрестоматии за 1-4 класс советского издания. После оккупации 1991 г из детских учебников изъят.
Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев (1908-1989), он также автор легендарной «Республики Шкид»
По рассказу «Честное слово» был снят фильм под тем же названием (Мосфильм, 1957 год).
Честное слово
Алексей Иванович Еремеев
(Л.Пантелеев)
Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
Как-то летом я зашел в садик, — я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.
Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я за хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.
Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
Я подошел и окликнул его:
— Эй, что с тобой, мальчик?
Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:
— Ничего.
— Как это ничего? Тебя кто обидел?
— Никто.
— Так чего ж ты плачешь?
Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.
— Давай пошли, — сказал я ему. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
— Не могу.
— Что не можешь?
— Идти не могу.
— Как? Почему? Что с тобой?
— Ничего, — сказал мальчик.
— Ты что — нездоров?
— Нет, — сказал он, — здоров.
— Так почему ж ты идти не можешь?
— Я — часовой, — сказал он.
— Как часовой? Какой часовой?
— Ну, что вы — не понимаете? Мы играем.
— Да с кем же ты играешь?
Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
— Не знаю.
Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
— Послушай, — сказал я ему. — Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь — с кем?
— Да, — сказал мальчик. — Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад — в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
— Ну?
— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
— Ну и что?
— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
— Так, — улыбнулся я. — А давно они тебя сюда поставили?
— Еще светло было.
— Так где же они?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
— Я думаю, — они ушли.
— Как ушли?
— Забыли.
— Так чего ж ты тогда стоишь?
— Я честное слово сказал…
Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось — хоть лопни. А игра это или не игра — все равно.
— Вот так история получилась! — сказал я ему. — Что же ты будешь делать?
— Не знаю, — сказал мальчик и опять заплакал.
Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?..
Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…
— Ты, наверно, есть хочешь? — спросил я у него.
— Да, — сказал он, — хочу.
— Ну, вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
— Да, — сказал мальчик. — А это можно разве?
— Почему же нельзя?
— Вы же не военный.
Я почесал затылок и сказал:
— Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…
И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.
Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку», — а сам, не теряя времени, побежал к выходу…
Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел — за углом, на трамвайной остановке — защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу — к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.
Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
— Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
— В чем дело?
— Видите ли, в чем дело, — сказал я. — Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик… Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький… Он плачет…
Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
— При чем же тут я? — сказал он.
Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:
— Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять — но на этот раз очень тихо — плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
— Ну, вот, я привел начальника.
Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
— Товарищ караульный, — сказал командир. — Какое вы носите звание?
— Я — сержант, — сказал мальчик.
— Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
— А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек…
— Я — майор, — сказал командир.
И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
— Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
Майор протянул мальчику руку.
— Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свиданья».
А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
— Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.
— Нет, я близко живу. Я не боюсь, — сказал мальчик.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.
И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
1941
История про мальчика, который даже во время игры не хотел нарушить свое честное слово. Он с ребятами играл в парке, они поставили его на пост, а потом забыли про него.
Честное слово читать
Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живет, и кто его папа и мама. В потемках я даже не успел как следует разглядеть его лицо. Я только помню, что нос у него был в веснушках и что штанишки у него были коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застегиваются где-то на животе.
Как-то летом я зашел в садик, — я не знаю, как он называется, на Васильевском острове, около белой церкви. Была у меня с собой интересная книга, я засиделся, зачитался и не заметил, как наступил вечер.
Когда в глазах у меня зарябило и читать стало совсем трудно, я за хлопнул книгу, поднялся и пошел к выходу.
Сад уже опустел, на улицах мелькали огоньки, и где-то за деревьями звенел колокольчик сторожа.
Я боялся, что сад закроется, и шел очень быстро. Вдруг я остановился. Мне послышалось, что где-то в стороне, за кустами, кто-то плачет.
Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около ее стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.
Я подошел и окликнул его:
— Эй, что с тобой, мальчик?
Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:
— Ничего.
— Как это ничего? Тебя кто обидел?
— Никто.
— Так чего ж ты плачешь?
Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.
— Давай пошли, — сказал я ему. — Смотри, уже поздно, уже сад закрывается.
И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:
— Не могу.
— Что не можешь?
— Идти не могу.
— Как? Почему? Что с тобой?
— Ничего, — сказал мальчик.
— Ты что — нездоров?
— Нет, — сказал он, — здоров.
— Так почему ж ты идти не можешь?
— Я — часовой, — сказал он.
— Как часовой? Какой часовой?
— Ну, что вы — не понимаете? Мы играем.
— Да с кем же ты играешь?
Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:
— Не знаю.
Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.
— Послушай, — сказал я ему. — Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь — с кем?
— Да, — сказал мальчик. — Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад — в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
— Ну?
— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
— Ну и что?
— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
— Так, — улыбнулся я. — А давно они тебя сюда поставили?
— Еще светло было.
— Так где же они?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
— Я думаю, — они ушли.
— Как ушли?
— Забыли.
— Так чего ж ты тогда стоишь?
— Я честное слово сказал…
Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось — хоть лопни. А игра это или не игра — все равно.
— Вот так история получилась! — сказал я ему. — Что же ты будешь делать?
— Не знаю, — сказал мальчик и опять заплакал.
Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?..
Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…
— Ты, наверно, есть хочешь? — спросил я у него.
— Да, — сказал он, — хочу.
— Ну, вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
— Да, — сказал мальчик. — А это можно разве?
— Почему же нельзя?
— Вы же не военный.
Я почесал затылок и сказал:
— Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…
И тут мне вдруг в голову пришла счастливая мысль. Я подумал, что если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так в чем же дело? Надо, значит, идти искать военного.
Я ничего не сказал мальчику, только сказал: «Подожди минутку», — а сам, не теряя времени, побежал к выходу…
Ворота еще не были закрыты, еще сторож ходил где-то в самых дальних уголках сада и дозванивал там в свой колокольчик.
Я стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец. Но, как назло, ни один военный не показывался на улице. Вот было мелькнули на другой стороне улицы какие-то черные шинели, я обрадовался, подумал, что это военные моряки, перебежал улицу и увидел, что это не моряки, а мальчишки-ремесленники. Прошел высокий железнодорожник в очень красивой шинели с зелеными нашивками. Но и железнодорожник с его замечательной шинелью мне тоже был в эту минуту ни к чему.
Я уже хотел несолоно хлебавши возвращаться в сад, как вдруг увидел — за углом, на трамвайной остановке — защитную командирскую фуражку с синим кавалерийским околышем. Кажется, еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. Сломя голову я побежал к остановке. И вдруг, не успел добежать, вижу — к остановке подходит трамвай, и командир, молодой кавалерийский майор, вместе с остальной публикой собирается протискиваться в вагон.
Запыхавшись, я подбежал к нему, схватил за руку и закричал:
— Товарищ майор! Минуточку! Подождите! Товарищ майор!
Он оглянулся, с удивлением на меня посмотрел и сказал:
— В чем дело?
— Видите ли, в чем дело, — сказал я. — Тут, в саду, около каменной будки, на часах стоит мальчик… Он не может уйти, он дал честное слово… Он очень маленький… Он плачет…
Командир захлопал глазами и посмотрел на меня с испугом. Наверное, он тоже подумал, что я болен и что у меня голова не в порядке.
— При чем же тут я? — сказал он.
Трамвай его ушел, и он смотрел на меня очень сердито.
Но когда я немножко подробнее объяснил ему, в чем дело, он не стал раздумывать, а сразу сказал:
— Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на воротах замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять — но на этот раз очень тихо — плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
— Ну, вот, я привел начальника.
Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
— Товарищ караульный, — сказал командир. — Какое вы носите звание?
— Я — сержант, — сказал мальчик.
— Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
— А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек…
— Я — майор, — сказал командир.
И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
— Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост.
И сказал это он так звонко и так ловко, что мы оба не выдержали и расхохотались.
И мальчик тоже весело и с облегчением засмеялся.
Не успели мы втроем выйти из сада, как за нами хлопнули ворота и сторож несколько раз повернул в скважине ключ.
Майор протянул мальчику руку.
— Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания.
Мальчик что-то пробормотал и сказал: «До свиданья».
А майор отдал нам обоим честь и, увидев, что опять подходит его трамвай, побежал к остановке.
Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
— Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.
— Нет, я близко живу. Я не боюсь, — сказал мальчик.
Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, действительно, нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
Я подумал так, и мне стало очень приятно, что я познакомился с этим мальчиком.
И я еще раз крепко и с удовольствием пожал ему руку.
(Илл. Леоновой Н.)
❤️ 288
🔥 208
😁 196
😢 116
👎 103
🥱 118
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Осеева Гришка
Осеева в одном доме
Рисунок по Денискиным рассказам
Валентина Осеева плохо
Валентина Осеева хорошее
Рисунок к рассказу почему
Осенинои волшебное слова
Рекс и кекс Осеева
Иллюстрации к рассказу тайное становится явным Драгунский
Валентина Осеева волшебное слово
Осеева кто хозяин картинки
Рассказ хорошее Осеева
Рисунок Затейники Николай Носов
Осеева раскраска
Иллюстрация к рассказу Затейники Носова
Тайное становится явным Драгунский
Николай носков книга Фантазер
Иллюстрация к рассказу Затейники Носова
Осеева случай картинки
Осеева Строитель
Иллюстрация к рассказу тайное становится явным
Валентина Осеева отомстила
Мишкина каша Носов иллюстрации
Иллюстрации к рассказу Осеевой волшебное слово
Рисунки к рассказу котенок л.н.толстой
Волшебное слово Осеева рисунки детей
Н. Носов «Мишкина каша»
Рисунок к рассказу Платонова ещё мама
Рассказ по сюжетным картинкам
Куприн для детей Барбос и Жулька
Носов н. «Фантазёры»
Пришвин моя Родина рисунок
Рисунок друг детства
Выскочка пришвин рисунок
Рассказ Зощенко Великие путешественники
Осеева до первого дождя иллюстрации
Иллюстрация к рассказу ребята и утята пришвин
Иллюстрация к рассказу слон Куприна 3 класс
Михаил пришвин журка
Иллюстрации к рассказу м Пришвина утята и ребятам
Рисунок к сказке волшебник изумрудного города
Рисование Мамина Сибиряка серая шейка
Константин паустовскийкот Вырюга
Бежин луг иллюстрации
Константин паустовскийкот Вырюга
Лев толстой акула
Белов рассказы для детей
Случай с Евсейкой Горький
Рисунки по произведениям
Мышонок пик кораблекрушение
Драгунский манная каша
Куприн а.и. «слон»
Дядя фёдор пёс и кот рисунок для читательского дневника
Первая охота Бианки рисунок
Детские рисунки про детство
Лев Николаевич толстой котенок
Иллюстрация к произведению Затейники
Иллюстрация к рассказу уроки французского
Кот ворюга Константин Паустовский
Л Н толстой Филиппок
Рисунки из произведений
Иллюстрации к рассказу Носова Мишкина каша
Антон Чехов мальчики
Леонид Пантелеев честное слово
Главные реки Драгунский
Рисунок Мишкина каша Носов
Рисунки по произведениям Бианки
Рисунок к Денискиным рассказам