Рисунок к рассказу детство в архангельске

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

March 24 2013, 13:27

Categories:

  • Россия
  • Литература
  • Cancel

Борис Шергин «Детство в Архангельске»

Оригинал взят у vera_rb в Борис Шергин «Детство в Архангельске»

Шергин Б. В. Детство в Архангельске / Б. В. Шергин ; худож. М. А. Тычков.— [Тверь] : И. В. Балабанов, 2012.— 100 с.

   В книгу вошли четыре рассказа русского писателя, сказителя и собирателя поморского фольклора Б. В. Шергина (1893-1973). Три из них («Детство в Архангельске», «Миша Ласкин», «Поклон сына отцу») – это воспоминания автора о своем детстве. Их объединяет любовь к родному Архангельскому городу. Любовь эта – родом из детства, потому и называется вся книжка «Детство в Архангельске». Гордостью за наш северный край проникнут четвертый рассказ «Слово о Ломоносове». И слова автор выбирает тоже родные, северные, вроде бы из прошлого, но современный читатель их понимает без труда и слышит за ними живой голос человека той эпохи.
   Составила сборник Галина Александровна Неверович – старший преподаватель кафедры методик начального образования Института педагогики, психологии и социальной работы САФУ. Иллюстрации к книге выполнил петербургский художник Максим Тычков – ему удалось сделать их в стиле самого Б. Шергина, который был не только писателем, но и графиком, и иконописцем. Текст приводится по изданию: Шергин Б. В. Запечатленная слава. М. : Советский писатель, 1967.
   Книга адресована детям младшего и среднего школьного возраста.

Источник информации: http://writers.aonb.ru/farchive.php

В подготовке издание участвовал  АНО  «Музей Б.  В.  Шергина в Москве».
Фотографии выполнены М. Ю. Шульманом.

Категории раздела

Это интересно
[7]

Здесь будут публиковаться интересные факты, события. Сюда Вы сами можете добавить заметку о чём-то интересном из окружающей Вас жизни.

Крылатые слова
[1]

Сюда вы можете написать цитату из любого произведения, которую, по вашему мнению, можно считать крылатой. Не забудьте указать автора и само произведение :) Спасибо!

Наше творчество
[73]

Здесь Вы можете размещать свои творческие работы: стихи, прозу

Об интересных людях
[2]

Поиск

Писатели

Рисунок к рассказу детство в архангельске «Спешите делать
добрые дела!»
К 105-летию
со дня рождения
Александра Яшина
Рисунок к рассказу детство в архангельске «Буду стеблем»
Посвящается творчеству
Ольги Фокиной
Рисунок к рассказу детство в архангельске «Душа бессмертна»
Посвящается творчеству
В.И. Белова

ЛитРес: Школа

Рисунок к рассказу детство в архангельске
Онлайн-регистрация

Группа ВКонтакте

Рисунок к рассказу детство в архангельске
Школьная библиотека ВКонтакте

Статистика


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Наш опрос

Оцените сайт библиотеки

Отлично

Хорошо

Неплохо

Плохо

Ужасно

Результаты | Архив опросов

Всего ответов: 1249

Главная » Статьи » Обо всем понемногу [ Добавить статью ]

В разделе материалов: 83
Показано материалов: 1-50
Страницы: 1 2 »

Игровая страничка

О космосе и космонавтах. Игровая страничка

Праздники |
Просмотров: 800 |

Добавил: tasha |
Дата: 12.04.2021

Мы встречаем Новый год

Об итогах школьного дистанционного творческого конкурса «Мы встречаем Новый год!»

Наше творчество |
Просмотров: 203 |

Добавил: vodanica |
Дата: 16.12.2020

Предварительные итоги

Предварительные итоги школьного заочного дистанционного творческого конкурса «Дорога в космос»

Объявления |
Просмотров: 231 |

Добавил: tasha |
Дата: 13.04.2020

Об итогах школьного творческого конкурса

Об итогах школьного творческого конкурса «Загадочный мир»

Объявления |
Просмотров: 325 |

Добавил: tasha |
Дата: 16.04.2019

Стихи читателей на школьный творческий конкурс «Золотая осень»

Стихи читателей на школьный творческий конкурс «Золотая осень»

Наши конкурсы |
Просмотров: 1141 |

Добавил: tasha |
Дата: 05.10.2018

Об итогах школьного творческого конкурса «Золотая осень»

Об итогах школьного творческого конкурса «Золотая осень»

Объявления |
Просмотров: 387 |

Добавил: tasha |
Дата: 05.10.2018

Рисунки читателей к произведениям Александра Яшина

Рисунки читателей к произведениям Александра Яшина (1913-1968)

Наше творчество |
Просмотров: 405 |

Добавил: tasha |
Дата: 21.03.2018

Поздравительные открытки

Поздравительные открытки читателей библиотеки на школьный творческий конкурс «Весеннее настроение», посвященный Международному женскому дню 8 Марта

Наши конкурсы |
Просмотров: 422 |

Добавил: tasha |
Дата: 06.03.2018

Волшебные сказки Шарля Перро

Об итогах школьного конкурса рисунков «Волшебные сказки Шарля Перро»

Объявления |
Просмотров: 475 |

Добавил: tasha |
Дата: 29.01.2018

Об итогах творческого конкурса

Об итогах творческого конкурса «Подарок маме»

Объявления |
Просмотров: 363 |

Добавил: tasha |
Дата: 06.12.2017

Рисунки читателей

Рисунки читателей на школьный конкурс «Герои любимых книг» по произведениям С. Я. Маршака

Наше творчество |
Просмотров: 355 |

Добавил: tasha |
Дата: 17.11.2017

Об итогах школьного конкурса «Закладка»

Об итогах школьного конкурса «Закладка»

Наше творчество |
Просмотров: 465 |

Добавил: tasha |
Дата: 27.10.2017

Школьный конкурс творчества

Рисунки и открытки, выполненные читателями на школьный творческий конкурс «Яркий май»

Праздники |
Просмотров: 432 |

Добавил: tasha |
Дата: 03.05.2017

С 8 Марта!

С 8 Марта!

Объявления |
Просмотров: 614 |

Добавил: tasha |
Дата: 08.03.2017

Об итогах творческого конкурса «Весеннее настроение»

«Весеннее настроение» — школьный творческий конкурс, посвященный дню 8 Марта

Объявления |
Просмотров: 403 |

Добавил: tasha |
Дата: 03.03.2017

Wiki-стенгазета ко Дню защитника Отечества

Wiki-стенгазета ко Дню защитника Отечества

Объявления |
Просмотров: 785 |

Добавил: tasha |
Дата: 22.02.2017

Об итогах школьного творческого конкурса

Об итогах школьного творческого конкурса «Герои сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»

Объявления |
Просмотров: 464 |

Добавил: tasha |
Дата: 11.02.2017

Конкурсы библиотеки

Конкурсы библиотеки
 

Объявления |
Просмотров: 562 |

Добавил: tasha |
Дата: 20.12.2016

Об итогах областного конкурса

Об итогах областного конкурса «Вологодская Чарушиана»

Объявления |
Просмотров: 618 |

Добавил: tasha |
Дата: 20.12.2016

Об итогах школьного конкурса

Об итогах конкурса «Вологодская Чарушиана»

Объявления |
Просмотров: 417 |

Добавил: tasha |
Дата: 20.12.2016

Вологодская Чарушиана

О школьном этапе конкурса «Вологодская Чарушиана»

Объявления |
Просмотров: 457 |

Добавил: vodanica |
Дата: 04.12.2016

Сборник стихов наших читателей

По итогам школьного конкурса «Школьная библиотека будущего»

Объявления |
Просмотров: 509 |

Добавил: tasha |
Дата: 11.11.2016

Школьная библиотека будущего

О творческом конкурсе «Школьная библиотека будущего»

Объявления |
Просмотров: 621 |

Добавил: tasha |
Дата: 31.10.2016

О школьном конкурсе

О школьном конкурсе «Осенний калейдоскоп»

Объявления |
Просмотров: 948 |

Добавил: tasha |
Дата: 17.10.2016

Кроссворды, посвященные Дню Победы

Кроссворды, посвященные Дню Победы

Праздники |
Просмотров: 837 |

Добавил: tasha |
Дата: 04.05.2016

Они были первыми

«Они были первыми» — материал статьи на персональном сайте школьного библиотекаря о начале космической эры

Памятные даты |
Просмотров: 649 |

Добавил: tasha |
Дата: 30.03.2016

Конкурсы школьной библиотеки

Конкурсы школьной библиотеки

Объявления |
Просмотров: 924 |

Добавил: tasha |
Дата: 02.02.2016

Конкурс сочинений в школьной библиотеке

«Поверьте мне: я чист душою…» — конкурс сочинений, эссе о прочитанных стихотворениях Николая Рубцова

Наши конкурсы |
Просмотров: 2215 |

Добавил: tasha |
Дата: 02.02.2016

Конкурс стихов

«А пусть поют поэты на все свои земные голоса!» — конкурс стихов, посвящённый 80-летию Николая Рубцова (1936-1971)

Наши конкурсы |
Просмотров: 687 |

Добавил: tasha |
Дата: 02.02.2016

Итоги школьного конкурса

Итоги школьного конкурса «Известный и неизвестный Александр Куприн»

Объявления |
Просмотров: 562 |

Добавил: tasha |
Дата: 26.09.2015

К юбилею Николая Сладкова

В школьной библиотеке отмечалось 95-летие со дня рождения Николая Сладкова (1920-1996)

Объявления |
Просмотров: 1818 |

Добавил: tasha |
Дата: 30.01.2015

На лучшую фотографию о зиме

«На лучшую фотографию о зиме»

Объявления |
Просмотров: 862 |

Добавил: tasha |
Дата: 24.12.2014

На лучшее стихотворение о зиме и новогоднюю историю

«На лучшее стихотворение о зиме и новогоднюю историю»

Объявления |
Просмотров: 1442 |

Добавил: tasha |
Дата: 24.12.2014

На лучший рисунок о зиме

«На лучший рисунок о зиме, Новом годе  и Рождестве»

Объявления |
Просмотров: 1008 |

Добавил: tasha |
Дата: 24.12.2014

Новогодние украшения

«На лучшее новогоднее украшение»

Объявления |
Просмотров: 1195 |

Добавил: tasha |
Дата: 21.12.2014

Сказочная зима. Конкурс

Конкурс в библиотеке. «Сказочная зима»

Объявления |
Просмотров: 1136 |

Добавил: tasha |
Дата: 18.12.2014

Стихи о маме

Стихи о маме, которые сочинили читатели школьной библиотеки

Объявления |
Просмотров: 1048 |

Добавил: tasha |
Дата: 30.11.2014

Дивная осень! Конкурс рисунков

«Дивная осень!» Школьный конкурс рисунков. 1-4, 5-7 классы

Объявления |
Просмотров: 1462 |

Добавил: tasha |
Дата: 12.10.2014

Олимпийские игры

Олимпийские игры
XXII зимние Олимпийские игры в Сочи
Источники информации в школьной библиотеке

Книги и чтение |
Просмотров: 4118 |

Добавил: tasha |
Дата: 06.02.2014

Рисунки читателей

Рисунки читателей к произведениям Аркадия Гайдара

Наше творчество |
Просмотров: 978 |

Добавил: tasha |
Дата: 28.01.2014

Рисунки читателей

Рисунки читателей школьной библиотеки о зиме

Наше творчество |
Просмотров: 682 |

Добавил: tasha |
Дата: 22.12.2013

Рисунки читателей к произведениям В. Ю. Драгунского

Рисунки читателей 5-7 классов к произведениям Виктора Юзефовича
Драгунского (1913-1972), представленные на школьный конкурс «Друзья
нашего детства»

Наше творчество |
Просмотров: 1477 |

Добавил: tasha |
Дата: 16.12.2013

Рисунки читателей к произведениям В. Ю. Драгунского

Рисунки читателей 2-4 классов к произведениям Виктора Юзефовича Драгунского (1913-1972), представленные на школьный конкурс «Друзья нашего детства»

Наше творчество |
Просмотров: 1603 |

Добавил: tasha |
Дата: 01.12.2013

Рисунки читателей к рассказу С. П. Багрова «Поступок»

Рисунки читателей 3 классов к рассказу вологодского писателя Сергея Петровича Багрова «Поступок»

Наше творчество |
Просмотров: 1823 |

Добавил: tasha |
Дата: 23.11.2013

Стихи читателей про осень

Стихи читателей библиотеки, представленные на школьный творческий конкурс » Золотая осень».

Наше творчество |
Просмотров: 2325 |

Добавил: tasha |
Дата: 24.10.2013

Творческая работа читателя

Творческая работа читателя 3 «Б» класса Даниила С., представленная на школьный конкурс «Золотая осень» в 2013-2014 учебном году.

Наше творчество |
Просмотров: 609 |

Добавил: tasha |
Дата: 14.10.2013

Космические дали

Работы читателей библиотеки, представленные на школьный творческий
конкурс «Космические дали», проходивший с 6 по 15 апреля 2013. 5-7 классы.

Наше творчество |
Просмотров: 959 |

Добавил: tasha |
Дата: 17.04.2013

Космические дали

Работы читателей библиотеки, представленные на школьный творческий конкурс «Космические дали», проходивший с 6 по 15 апреля 2013. Начальные классы.

Наше творчество |
Просмотров: 2767 |

Добавил: tasha |
Дата: 15.04.2013

Рисунки читателей к произведениям С.В. Михалкова

Рисунки читателей к произведениям С.В. Михалкова (1913-2009)

Наше творчество |
Просмотров: 6456 |

Добавил: tasha |
Дата: 21.03.2013

Рисунки читателей к стихотворениям А.Я. Яшина

«Хочу весну!» Рисунки читателей к стихотворениям Александра Яшина (1913-1968). Времена года.

Наше творчество |
Просмотров: 5292 |

Добавил: tasha |
Дата: 11.03.2013

1-50 51-83

Вход на сайт

Книжные выставки

Рисунок к рассказу детство в архангельске «НЕ ЗАБЫТЬ…»
Рисунок к рассказу детство в архангельске «Дорога в космос»
Рисунок к рассказу детство в архангельске 200-летие
победы России
в Отечественной войне 1812 года
Рисунок к рассказу детство в архангельске 1150-летие
зарождения российской государственности
Рисунок к рассказу детство в архангельске Книги по истории нашего края

О писателях

«Сказка и быль»
К 110-летию
со дня рождения
Аркадия Гайдара
«Только любовью…»
К 200-летию
со дня рождения
И. С. Тургенева
Рисунок к рассказу детство в архангельске «Моим стихам…»
К 120-летию
со дня рождения
М.И. Цветаевой
Рисунок к рассказу детство в архангельске «Детский писатель
с морскою душой»
К 135-летию
со дня рождения
Бориса Житкова
Рисунок к рассказу детство в архангельске Чуковский К.И.
135 лет со дня рождения
Рисунок к рассказу детство в архангельске К 305-летию со дня рождения
М.В. Ломоносова
Рисунок к рассказу детство в архангельске Достоевский Ф.М.
195 лет со дня рождения

Материалы сайта

Электронные библиотеки

Сайты писателей

Тематические подборки книг

Библиотечные уроки

Журналы для детей
в школьной библиотеке

О книгах, чтении, читателях

Календарь знаменательных дат

Книги-юбиляры

Дневник работы школьной библиотеки

Новые поступления книг и учебников

Из опыта работы учителей школы

Содержание

  1. Краткое содержание Детство в Архангельске Шергина для читательского дневника
  2. Шергин Борис. Краткие содержания произведений
  3. Картинка или рисунок Детство в Архангельске
  4. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
  5. Детство в Архангельске — краткое содержание рассказа Шергина (сюжет произведения)
  6. Детство в Архангельске
  7. Понравился ли пересказ?
  8. Что скажете о пересказе?
  9. Краткое содержание Шергин Детство в Архангельске
  10. Шергин. Все произведения
  11. Детство в Архангельске. Картинка к рассказу
  12. Сейчас читают
  13. Детство в Архангельске (Шергин)

Краткое содержание Детство в Архангельске Шергина для читательского дневника

В рассказе описывается жизнь и детство одного мальчика и его матери. Его мать родилась в Соломбале и звали ее Анной. Ее отец руководил мастерским, где на заказ делали паруса для верфи. В этой мастерской постоянно заходили моряки. В мастерской Анна познакомилась с одним штурманом, который потом стал ее мужем.

Перед отъездом штурман прислал Анне конверт. Горделивая Анна не стала открывать конверт, и бросила его на пол. Штурман отчалил на корабле. Прошло лето. Одним вечером Анна сидела с отцом и читала книгу. Открылась калитка и в дом вошел штурман. Вскоре Анна со штурманом сыграли свадьбу. Через 2 года Анна родила сына. Вскоре она родила еще дочь. Супруг постоянно уходил в море.

При приезде отец рассказывал детям о своих пришествиях в море. Младшая сестра любила заниматься шитьем. Мать постоянно беспокоилась о муже во время отъезда. Мальчик хотел тоже стать моряком, когда вырастет. Они жили в Соломбале, которая находилась в Архангельской области. По наступлению осени на берег причалили корабли. На следующий день Анна принимала гостей. Среди гостей был капитан по прозвищу Мошкарь. Мошкарь подарил детям красивые игрушки, которые купил в дальних странах.

К концу зимы на берег причалили все корабли для ремонта. В это время Анна с сыном и дочерью были в гостях. В гостевом доме кроме сына и дочери Анны были еще несколько детей. Все дни решили пошалить и играли во дворе. На шум прибежали старуха со стариком с розгами в руках. Дети убежали и начали распевать песни. Кроме того в памяти сына Анны с детства сохранились множество приятных моментов, веселья и игр, также время проведенное с родителями.

Становясь старше, мальчик осваивал все больше знаний и опыта в школе. У него появились новые друзья, и изменился круг общения. Но все равно детство в Архангельске запомнится ему навсегда.

Читать краткое содержание Детство в Архангельске. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шергин Борис. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Детство в Архангельске

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Когда-то в дом заселилась дама по фамилии Жильят с мальчиком, который приходился ей не то сыном, не то племянником. Уже тогда этот дом имел в народе дурную славу. Но после прихода женщины с ребёнком вся нечистая сила успокоилась и перестала посещать семью

В осеннее время пернатые готовились к перелёту в теплые места. Утка и селезень постоянно ругались. Она осуждала мужа за то, что он равнодушно относится к их детям. Он же предполагал, что действует верно. Все ссоры были из-за маленькой раненной уточки

Бен был хорошим летчиком и, налетав за свою жизнь много тысяч миль, он все еще испытывал удовольствие от полетов. Долгое время он проработал в Канаде, затем в Саудовской Аравии в нефтеэкспортной компании, которая вела разведку нефти по побережью Египта.

Молодой Сергей Петров после окончания горного техникума работал шахтером. Однажды, спускаясь в забой шахты, на работу в ночную смену, он увидел, как вагонетка повредила электрический кабель

В произведении Записки охотника представляется полная картина России, автор показывает отношение к земле, на которой он вырос, показаны размышления автора о настоящем и будущем народа. Главной темой является показ протеста против крепостного права

Источник

Детство в Архангельске — краткое содержание рассказа Шергина (сюжет произведения)

Борис Шергин в этом произведении прославляет всю малую родину – это город Архангельск. Автор патриотично и с теплотой относится к своему городу детства. В этом рассказе писатель вспоминает свою семью, освещает достаточно актуальные темы во все времена.

Эта история о крепкой семье. Отец уходил часто в рейсы, поэтому большую часть детства его не было в семье. История начинается со знакомства Анны (мамы мальчика) с его отцом моряком в историческом городе Соломбале. Отец Анны Иван Михайлович владел мастерской по изготовлению на заказ парусов, там родители и познакомились, тогда отец был обыкновенным штурманом. Они виделись всего несколько раз, но перед отплытием через капитана будущий отец главного героя передал письмо, но Анна не стала его даже читать.

Под конец лета штурман вернулся из не столь долгого плаванья. Он решил не медлить и направился к дому Анны, застав её с отцом в беседке читающих книги. Так, как Анна не любила гулянья штурман, достаточно часто заходил в гости. И через время они сыграли свадьбу. Молодожёны переехали в дом, что находится не далеко от Немецкой слободы. И в первые два года Анна вместе с законным мужем уходила в плаванье, но потом родился сыночек, а через время ещё и дочка, хозяйство стало намного больше. Теперь она оказалась привязанной к дому и утонула в домашних хлопотах.

Анна сильно переживала за мужа, ведь в море столько опасностей: цунами, пираты и т.п. Когда он возвращался домой дети радовались, как могли и с удовольствием слушали истории отца о морских приключения, слушали песни. Мальчик хочет быть похожим на отца и так же стать моряком, а вот девочка любила заниматься шитьём, вышиванием. Она постоянно, что-то мастерила.

Семья вновь вернулась в Соломбал. По осени к ним в гости приходили капитаны, которые причаливали к берегу. И вот среди гостей был капитан по прозвищу Мошкарь. Он подарил детям игрушки из дальних стран. Дети были в неописуемом восторге. Он так же рассказывал истории о неведомых странах. Так хотелось потом в них побывать. А в конце зимы, начало лета корабли причаливали для ремонта. Тогда Анна с детьми ходила по гостям. Это было замечательное время, которое напоминало Анне её родное детство, тем более, что они находились на родине.

Данное произведение учит уважению к родителям, о настоящей заботе и счастью. Учит патриотизму, любви, трудолюбию. Важно быть хорошим человеком. Важно думать о других, а не только печься о своей шкуре.

Источник

Детство в Архангельске

Микропересказ : Скромная девушка вышла замуж за бравого моряка и родила сына. Мальчик вырос в Архангельске у моря, озорничал, играл с друзьями, верил в местные поверья. Школу он не любил: там не рассказывали о море.

Мать рассказчика родилась в Со́ломбале (историческом районе Архангельска).

👦🏻 Рассказчик — мальчик из Архан­гельска, любит море; в персо­наже угады­ва­ется сам Шергин.

У деда рассказчика была мастерская по пошиву парусов, в которую часто захаживали моряки. Мать рассказчика если не работала, то сидела в мастерской с книгой у окна. Все уважали её и звали по имени и отчеству — Анной Ивановной.

👩🏻 Анна Ивановна — мать рассказ­чика, скромная, строгая, рабо­тящая.

Однажды в мастерскую зашёл «бравый мурманский штурман», увидел Анну Ивановну, но знакомиться с девушкой при отце не посмел.

👨🏻 Штурман — отец рассказ­чика, бравый моряк, красавец, его имя в рассказе не упоми­на­ется.

На следующий день сестра девушки, «модница и любительница ходить по гостям», рассказала, что танцевала со штурманом, который говорил только об Анне Ивановне. Девушка, однако, и слышать о штурмане не хотела.

Вскоре деда рассказчика навестил знакомый капитан. Он передал Анне Ивановне конверт с фотографией мурманского штурмана. Сначала девушка рассердилась, но потом смилостивилась и всё лето смотрела на эту фотографию. Осенью, когда кончилась навигация, штурман вернулся из плаванья и вскоре женился на Анне Ивановне.

Жил штурман в Архангельске, в маленьком домишке с низенькими, словно каюты, комнатками. По стенам на полочках стояли модели кораблей, а с потолков свисали резные деревянные птички.

В первые после замужества годы Анна Ивановна ходила в плаванье вместе с мужем. Потом у неё родились двое детей — рассказчик и его сестра, и женщина стала ждать мужа дома.

Из-за местных суеверий детей до года в Архангельске не фотогра­фировали, не рисовали и даже зеркало им не показывали, поэтому рассказчик не знает, как он выглядел в раннем детстве. Сфотогра­фировали его после года жизни.

Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.

Рассказчик любил засыпать у матери на коленях и слушать протяжные поморские песни. На людях Анна Ивановна не пела, только когда одна оставалась или на лодке в море выходила.

Штурман проводил в плаваньях всю навигацию, поэтому дети радовались, когда он был дома: отец рассказывал и пел им про море, водил смотреть пароходы. Мальчику нравилось бывать в машинном отделении, а вот «громоносного» пароходного гудка он боялся и начинал реветь.

Осенью, когда начинались шторма, Анна Ивановна не знала покоя: тревожилась о муже. В такой же тревоге жили и остальные жёны моряков. Соберутся именины или свадьбу праздновать, увидят, как рамы подрагивают от сильного ветра, и сразу веселье от них уходит.

Осенью в Архангельск приходили кемские поморы, и в дом рассказчика являлись гости. В тех местах людям часто за глаза давали прозвища. Однажды в гости пришёл «почтенный капитан» по прозвищу Мошкарь, а рассказчик так и назвал его по прозвищу.

В детстве рассказчик часто попадал впросак. Лет в пять побывал он на свадьбе, и так ему понравилось, что он окликнул жившего на их улице богача и заявил, что женится на его полутора­го­довалой дочке.

Несколько лет рассказчик прожил в деревне Уиме, где вместе с сестрой нянчил соседскую шестимесячную девочку: качал её в подвешенной на пружине колыбели так, что девочка перевора­чивалась вверх тормашками.

Весной взрослых часто не было дома. Дети боялись проходящих через деревню странников и запирались в одной избе, а чуть что — прятались по углам. Боялись и «орды», живущей в лесу. Пойдут за морошкой, увидят чёрный пень и пугаются. А орда на самом деле маленькая, пёстрая и людям не показывается.

В конце зимы, когда все жители деревни отправлялись корабли ремонтировать, дети собирались в избе и играли в свадьбу: песни пели, угощали друг друга. Старики за это ругались: шёл Великий пост.

О своём раннем детстве рассказчик слышал от мамы и тётки, остальное помнит сам.

Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке, и летучей птице.

Увидев стаю ворон, ребята кричали: «У задней вороны пуля горит!». Они были уверены, что суматоха в вороньей стае начиналась именно из-за этих слов — ни одна ворона не хотела лететь позади стаи.

Отец рассказчика хорошо рисовал. Он нарисовал и подарил сыну на Новый год азбуку, по которой тот и выучил все буквы. Весной выученное за зиму писали на гладком береговом песке.

Затем рассказчик пошёл в школу. Учиться он не любил, потому что в школе не рассказывали ни о море, ни о родном крае. Насколько «казённая наука» не давалась рассказчику, настолько интересно ему было всё, что он видел в море и слышал о нём.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание Шергин Детство в Архангельске

Мать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман, в будущем отец рассказчика. Молодая Анна не любила гулянья и не ходила на них.

Перед отъездом к деду зашел проститься знакомый капитан и Анне отдал конверт с письмом. Сказал, что штурман уходит в далекое плавание и просил передать девушке конверт.

Закончилось лето. Штурман вернулся из плаванья и часто приходил в гости к Анне и ее отцу. В один из дней штурман сделал Анне Ивановне предложение выйти за него замуж, она дала свое согласие. После свадьбы молодые переехали в дом, находившийся недалеко от Немецкой слободы. Первые годы Анна вместе с мужем ходила в море. Потом родились дети, увеличилось хозяйство и ей пришлось оставаться дома.

Дети радовались, когда отец возвращался из навигации. Отец брал детей на руки, ходил по дому и пел про морские походы. Анна Ивановна всегда переживала за мужа, когда портилась погода и дул сильный ветер. Все жены моряков печалились и переживали за своих мужей.

Осенью приезжали в город кемские поморы и заходили в гости к жителям. К Анне и ее мужу зашел капитан по прозвищу Мошкарь. Он подарил мальчику игрушка, и тот весь день у него на коленях просидел.

Затем рассказчик сообщил богачу Варгасову, что влюблен в его дочь Елену, которой исполнился только год.

С наступлением весны в деревне появлялись странствующие люди. Дети боялись их и прятались по домам. Ставили около двери лопаты, грабли и другую утварь на случай, если странник в дом зайдет.

Летом все вместе ребята ходили за ягодами в лес. Пугались, лесного пня и с криком бежали домой.

В конце зимы взрослые у пароходного ремонта, а дети опять одни. Собирались у Ульянки в избе и песни пели, шумно играли. В это время был строгий пост. Приходили к ним старик или старуха и розгой угрожали. Дети все в рассыпную, кто под стол, а кто под кровать прятались.

Штурман умел хорошо рисовать и сыну написал целую азбуку, разрисованную золотом и красками. В ней были корабли и пароходы, животные, птицы и стихи с буквами. К школе автор уже знал все буквы и хорошо читал и писал. Только математика у него никак не шла. Любил он рассказы о море, о Севере, родном крае.

Ребята часто собирались на пристани встречали и провожали корабли, пели песни обо всем морском.

Навсегда запомнилось автору морское детство в Архангельском крае.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шергин. Все произведения

Детство в Архангельске. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Сазонка – это человек, который является в настоящий момент пьяницей. Но вместе с тем, этот человек еще имеет что-то не умершее в душе. Поэтому в один день, не такой уже и прекрасный,

Трагедия начинается с авторского посвящения друзьям молодости Гёте, с которыми он связан множеством жизненных перипетий, и кого уже давно рядом с ним нет. Следующая часть – «Театральное вступление», где между Директором театра

Во время войны небольшую группу раненых партизан в составе тяжело раненого Тихонова, беременной на последнем месяце радистки Клавы, пулеметчика из группы разведки Левчука

Рассказ начинается с насмешки над мыслью, что это человек властвует над всеми вещами. Бывает наоборот, что вещь «захватывает» царя природы. Вот хотя бы воротник.

Книга «Случай на станции Кочетовка» была создана в 1962 году. Книга впервые была опубликована в типографии «Новый мир» в 1963 году. Автор Александр Солженицын был бывшим заключенным, который провел 8 лет своей жизни в тюрьме

Источник

Детство в Архангельске (Шергин)

Мать рассказчика родилась в Со́ломбале (историческом районе Архангельска).

У деда рассказчика была мастерская по пошиву парусов, в которую часто захаживали моряки. Мать рассказчика если не работала, то сидела в мастерской с книгой у окна. Все уважали её и звали по имени и отчеству — Анной Ивановной.

Однажды в мастерскую зашёл «бравый мурманский штурман», увидел Анну Ивановну, но знакомиться с девушкой при отце не посмел.

На следующий день сестра девушки, «модница и любительница ходить по гостям», рассказала, что танцевала со штурманом, который говорил только об Анне Ивановне. Девушка, однако, и слышать о штурмане не хотела.

Вскоре деда рассказчика навестил знакомый капитан. Он передал Анне Ивановне конверт с фотографией мурманского штурмана. Сначала девушка рассердилась, но потом смилостивилась и всё лето смотрела на эту фотографию. Осенью, когда кончилась навигация, штурман вернулся из плаванья и вскоре женился на Анне Ивановне.

Жил штурман в Архангельске, в маленьком домишке с низенькими, словно каюты, комнатками. По стенам на полочках стояли модели кораблей, а с потолков свисали резные деревянные птички.

В первые после замужества годы Анна Ивановна ходила в плаванье вместе с мужем. Потом у неё родились двое детей — рассказчик и его сестра, и женщина стала ждать мужа дома.

Из-за местных суеверий детей до года в Архангельске не фотографировали, не рисовали и даже зеркало им не показывали, поэтому рассказчик не знает, как он выглядел в раннем детстве. Сфотографировали его после года жизни.

Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.

Рассказчик любил засыпать у матери на коленях и слушать протяжные поморские песни. На людях Анна Ивановна не пела, только когда одна оставалась или на лодке в море выходила.

Штурман проводил в плаваньях всю навигацию, поэтому дети радовались, когда он был дома: отец рассказывал и пел им про море, водил смотреть пароходы. Мальчику нравилось бывать в машинном отделении, а вот «громоносного» пароходного гудка он боялся и начинал реветь.

Осенью, когда начинались шторма, Анна Ивановна не знала покоя: тревожилась о муже. В такой же тревоге жили и остальные жёны моряков. Соберутся именины или свадьбу праздновать, увидят, как рамы подрагивают от сильного ветра, и сразу веселье от них уходит.

Осенью в Архангельск приходили кемские поморы, и в дом рассказчика являлись гости. В тех местах людям часто за глаза давали прозвища. Однажды в гости пришёл «почтенный капитан» по прозвищу Мошкарь, а рассказчик так и назвал его по прозвищу.

В детстве рассказчик часто попадал впросак. Лет в пять побывал он на свадьбе, и так ему понравилось, что он окликнул жившего на их улице богача и заявил, что женится на его полуторагодовалой дочке.

Несколько лет рассказчик прожил в деревне Уиме, где вместе с сестрой нянчил соседскую шестимесячную девочку: качал её в подвешенной на пружине колыбели так, что девочка переворачивалась вверх тормашками.

Весной взрослых часто не было дома. Дети боялись проходящих через деревню странников и запирались в одной избе, а чуть что — прятались по углам. Боялись и «орды», живущей в лесу. Пойдут за морошкой, увидят чёрный пень и пугаются. А орда на самом деле маленькая, пёстрая и людям не показывается.

В конце зимы, когда все жители деревни отправлялись корабли ремонтировать, дети собирались в избе и играли в свадьбу: песни пели, угощали друг друга. Старики за это ругались: шёл Великий пост.

О своём раннем детстве рассказчик слышал от мамы и тётки, остальное помнит сам.

Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке, и летучей птице.

Увидев стаю ворон, ребята кричали: «У задней вороны пуля горит!». Они были уверены, что суматоха в вороньей стае начиналась именно из-за этих слов — ни одна ворона не хотела лететь позади стаи.

Отец рассказчика хорошо рисовал. Он нарисовал и подарил сыну на Новый год азбуку, по которой тот и выучил все буквы. Весной выученное за зиму писали на гладком береговом песке.

Затем рассказчик пошёл в школу. Учиться он не любил, потому что в школе не рассказывали ни о море, ни о родном крае. Насколько «казённая наука» не давалась рассказчику, настолько интересно ему было всё, что он видел в море и слышал о нём.

За основу пересказа взято издание 1989 года (М.: Художественная литература).

Источник

Цели урока: знакомство с творчеством
северного писателя Б.Шергина; развитие навыков
вдумчивого чтения и анализа текста; изображение
мира детства.

Оборудование:

  • Портрет писателя.
  • Мультимедийная презентация.
  • Выставка книг Б.Шергина.
  • Выставка иллюстраций учащихся к рассказу.
  • Предварительное домашнее задание:
  • Домашнее чтение рассказа Б.Шергина «Детство в
    Архангельске».
  • Иллюстрации к рассказу Б.Шергина «Детство в
    Архангельске».

1. Знакомо ли вам имя писателя?

— Да, знакомо. Это наш северный писатель. Борис
Шергин — автор сказов и сказок.

2. Слово учителя.

Презентация.

Борис Викторович Шергин прожил жизнь
счастливую. Счастье его было в том, что занимался
он любимым делом, достиг полного раскрытия
талантов, дарованных ему с избытком, был прям и
честен, доброты своей не скрывал, любил землю, на
которой ему суждено было родиться. Об этом
говорят его книги, честные и талантливые, и
благодарная память людская. Известный писатель
Федор Абрамов так сказал о нем: «Святой, и вещий
баян, и монах, и летописец. Всего было в нем
намешано. И просто — доброта».

Талантливый художник, рассказчик, он не только
освоил богатства народной культуры русского
Севера, но сумел выразить себя как писатель,
следуя фольклорным традициям.

Родина Бориса Шергина — портовый город
Архангельск. На Белом море издревле жили потомки
новгородцев — поморы, они ходили в далекие,
неведомые земли, часто гибли — или возвращались
со славой. В борьбе с Океаном, Севером крепли
воля, разум, сила товарищества, культурные
традиции. Шергин постигал эту культуру, характер
земляков с детства: он жил рядом с именитыми
корабельными плотниками, капитанами, лоцманами,
зверобоями-промышленниками, присматривался к их
обычаям, прислушивался к разговорам. Отец
будущего мастера русского слова — потомственный
мореход и корабельный мастер, великолепный
рассказчик. В автобиографическом очерке
«Запечатленная слава» писатель с теплотой
вспоминал атмосферу в семье, круг отцовских
друзей, архангельских моряков и судостроителей,
которые «отличались отменной памятью, морским
знанием и умением рассказывать:» Мать Анна
Ивановна знала много северных народных песен,
сказов, с наслаждением вслушивался сын в каждое
ее слово.

3. Беседа:

Что привлекает вас, читателей, в названии
«Детство в Архангельске»?

— Слово «детство». Думаю, что рассказ о ребятах,
может быть, о ровесниках.

— Писатель, наверное, думал о своей семье, о
родителях.

— Архангельск называют столицей северного края.
Это наша малая родина.

— О чем повествует автор в рассказе «Детство в
Архангельске»?

— О скромной матери.

— Об отношении в семье к детям.

— Об уважении к отцу.

— О воспитании в семье.

— Найдите в тексте описание дома, интерьера.
Какие особенности можно отметить? Работа с
текстом.

«В Архангельском городе было у отца домишко
подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие,
будто каютки: окошечки крохотные, полы желтенькие,
столы, двери расписаны травами. По наблюдникам
синяя норвежская посуда. По стенам на полочках
корабельные модели оснащены. С потолков птички
растопорщились деревянные — отцово же ремесло».

— Писатель использует слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он
говорит о родном доме с любовью, нежностью.

— Модели кораблей показывают, что здесь живет
моряк или корабельный мастер. Норвежскую посуду,
наверно, привез отец из плаванья.

— Деревянные птицы — символ счастья в доме.

— В чем особенность языка рассказ?

Шергин был хорошо известен как любитель «живой
старины», исследователь местных говоров, знаток
северного фольклора. Разговорная речь помогает
представить героев-северян, их быт и нравы.

— Учащиеся приводят примеры. («Заплачет в трубе
норд-вест», «сразу гостьи поблекнут, перестанут
ложечки побрякивать, стынут чашки», «ляпнусь в
песок», «в море сторопится» и др.)

— Словарная работа.

Наблюдник — полка, на которую ставят тарелки на
ребро.

Растопорщились (птички деревянные) —
развинуться, раскинуться в стороны (о крыльях)

Поветерь — попутный ветер.

— Какой мы видим мать героя рассказа?

— Интересно читать о том, как познакомились мама
и отец. Молоденькую девушку называют по имени —
отчеству. Это потому, что она скромная,
трудолюбивая, серьезная. Такое обращение говорит
об уважении к человеку.

— В первые годы замужества мама с отцом в море
ходила. Она женщина смелая, сильная, терпеливая.
Не каждый человек сможет в море ходить, ведь и
штормы бывают, и опасность подстерегает.

— Мама пела колыбельные песни, в них надежда, что
сын вырастет сильный, смелый, настоящий помор.

— Герой называет ее ласково «мама», «мамушка».

— Когда отец уходил в море, мама, как и другие
женщины, была печальной, потому что беспокоились
о муже. «Норд-вест заплачет», «гостьи
поблекнут» — эти выражения подчеркивают тревогу.
Мама верная.

— Что особенно тронуло вас на страницах
рассказа?

— Детские воспоминания — простые, теплые,
добрые.

— Раньше детей, пока годик не исполнится, не
фотографировали и в зеркало не давали
смотреться. Обычай такой был.

— Когда падал мальчик, то плакал, если кто-то его
видит. Это чтобы пожалели. А если зрителей нет, то
и плакать не хочется.

— Сын с детства интересовался, как устроен
корабль.

— Были смешные случаи в детстве. Герой не
понимал, что по прозвищам, которые давали людям,
обращаться невежливо. Однажды в дом пришел
уважаемый гость, капитан по прозвищу Мошкарь.
Герой так его и назвал: «Мошкарь, Мошкарик».
Капитан не обиделся, хотя так обращаться к
взрослым нельзя.

В другой раз мальчик попал впросак, когда
просил богача Варгасова: «Варгас, вы никому не
отдавайте замуж вашу Алену Варгасовну, я у мамы
спрошусь и сам свататься приду». Девочке было
годика полтора. Смешно!

— В деревне, где зимовали мурманские пароходы,
пришлось нянчиться с шестимесячной соседской
девочкой. Ульянка в зыбке (люльке, т.е. колыбельке)
лежала, а герой с сестрой раскачивали ее. Ребенок
так и подпрыгивал. Ничего плохого не хотели
ребята, просто сами были еще маленькие.

— Странников боялись, заранее готовились
обороняться лопатами и ухватами. Только чего от
них прятаться — люди! Страхи пустые.

— В лес ребята ходили за морошкой. Это наша
ягода, северная. Вкусная! Золотая!

— Отрывок из стихотворения Ольги Фокиной читает
ученица.

Июлю 1985 г.

Ша, июль солнцеликий,
Придержи свою десть!
Накраснело клубники —
Ни обрать, ни уесть.
Не до сна, не до лёжки,
Можешь — вовсе не спи:
Нажелтело морошки —
Хоть лопатой греби!
Нажелтело морошки —
Поболотной княжны,
Да не слабые ножки
За морошкой нужны:
За реку да за речку,
За поля да за луг,
За ручей, что колечком
Обегает Прилук,
После — волоком-лесом
(Змеи водятся — страх!)
Сквозь тумана завесу:
На больших комарах —
Намахаешься веткой
Возле потных висков,
Попечатаешь след свой —
То на хляби песков,
То на глине размятой,
То на тине : пока
На версте двадцать пятой
Лес отступит слегка:
Поредеют сосенки,
Пораскинется мох:
И прервет побасёнки
Восхищенное «ох!».
Ни забот, ни вопросов!
Цел-един интерес:
Эти зрелые розы,
Эта хваста невест,
Эти краски и формы,
Эта суть: «Не мудри!
Тот и счастлив, кто сорван, —
Трогай, пробуй, бери!»
:Ни-на-что-не-похожка,
Сладость-пряность-букет,
Ох, морошка-хорошка,
Золотей тебя нет!

 — Дети сами придумывали игры, забавы.
(Пересказ учащимися).

— Ребята знали присказки и припевки к дождю,
солнцу, ветру, снегу, зиме.

— А вы знаете?

(Учащиеся рассказывают присказки, заклички)

— Что за человек был отец?

— Отец — бравый мурманский штурман, помор. Всю
навигацию в море ходил. «Борода русая, круговая,
Волосы на прямой пробор. Щеголь:» Радостно и
спокойно, когда отец дома.

— Отец сам нарисовал азбуку с кораблями,
пароходами, рыбами, птицами. Он, наверное, хотел,
чтобы детям интересно было учиться читать, чтобы
они узнавали новое. Такой подарок к Новому году,
со стихами, пожеланиями очень дорог детям. Много
лет прошло, а сын помнит рисунки, стихи. Весной
ребята учились писать и читать на прибрежном
песке. Так в старину было.

— Как складываются отношения в семье?

В семье дети с уважением относились к отцу и
матери, родители заботились о детях, воспитывали
в них трудолюбие, любовь к родной земле, к северу.

4. Слово учителя.

Сегодня нет такой традиции в семье —
ежедневное чтение вслух, рассказы старших. В те
далекие времена они играли важную роль в общении
детей и родителей. Вечерние семейные разговоры,
песни на сон грядущий создавали родственную
атмосферу, сближали, воспитывали. В таком общении
продолжались традиции, крепла связь поколений.

5. Похож ли герой чем-нибудь на вас?

В чем не похож?

— В школе учение давалось нелегко. Да и о севере,
поморах не рассказывали, а герой хотел знать о
них больше. «Насколько казенная наука от меня
отпрядывала, настолько в море все, что я видел и
слышал, льнуло ко мне, как смола к доске».

6. Слово учителя.

В русском языке есть хорошее и нужное
слово»нравоучение», истинный смысл которого не
каждый понимает. В.И.Даль так его толкует:
«Всякое честное поучение, наставление к добру».

В рассказе нет строго прописанных правил жизни,
но читатели могут сами догадаться, чему учили
детей в поморской семье. Вот стихи отца:

Живи счастливо да учись.
Ученый водит,
Неученый следом ходит.
Рано, весело вставай —
Заря счастье кует.
Ходи вправо,
Гляди браво.
Кто помоложе,
С того ответ подороже.
Будь, сын, отца храбрее,
Матери добрее.
Живи с людьми дружно.
Дружно не грузно.
А врозь — хоть брось!..

И еще: «Выучишься — ума прибудет!»

7. Какие мысли близки вам?


  • Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у
    вас?
  • Какое влияние на героя оказали его родители?
  • Как он вспоминает о своем детстве? Какие моменты
    детства ему дороги?
  • На чем должны быть построены отношения в семье,
    чтобы родные люди были счастливы?

8. Слово учителя.

Мы познакомились с нравами Двинской земли.
Поморы жили в труде, в согласии. Герои Шергина
равняются на кодекс чести «северного русского
народа» (как именовал архангелогородцев Михаил
Пришвин). Рассказывая о своем детстве, о семье
потомственного морехода, писатель передает
читатель искреннюю любовь к Беломорью.

9. Домашнее задание: письменная работа
«Размышления после чтения».

 Литература.

  1. Борис Шергин. Древние памяти. Поморские были и
    сказания. Москва. «Художественная литература».
    1989.
  2. Б.Шергин, С. Писахов. Сказы и сказки. Москва.
    «Современник». 1983.

Рассказ о детстве писателя, проведенном в Архангельске, где всё пропитано любовью к морю, какие красивые и бравые были отцы, уходившие в море, и как преданно их ждали дома жены и дети.

«Детство в Архангельске» читать

Детство в Архангельске - Шергин Б.В.

Мама была родом из Соломбалы. У деда Ивана Михайловича шили паруса на корабельные верфи. В мастерскую захаживали моряки. Здесь увидал молоденькую Анну Ивановну бравый мурманский штурман, будущий мой отец. Поговорить, даже познакомиться было некак. Молоденькая Ивановна не любила ни в гости, ни на гулянья. В будни посиживала за работой, в праздники – с толстой поморской книгой у того же окна.

Насколько Аннушка была домоседлива и скромна, настолько замужняя ее сестра – модница и любительница ходить по гостям. Возвратясь однажды с вечера, рассказывает:

– Лансье сегодня танцевала с некоторым мурманским штурманом. Борода русая, круговая, волосы на прямой пробор. Щеголь…

– Машка, ты это к чему?

– К тому, что он каждое слово Анной Ивановной закроет…

– Я вот скажу отцу, посадит он тебя парусину дратвой штопать… В другой раз не придешь ко мне с такими разговорами.

Вскорости деда навестил знакомый капитан, зашел проститься к дочери хозяина и подал ей конверт.

– Дозвольте по секрету, Анна Ивановна: изображенное в конверте лицо, приятель мой, мурманский штурман, уходит на днях в опасное плавание и…

Молоденькая Ивановна вспыхнула и бросила конверт на пол.

– Никакими секретами, никакими конвертами не интересуюсь…

Капитан сконфузился и убежал. Разгневанная Ивановна швырнула было пакет ему вслед, потом вынула фотографию, поставила перед собою на стол и до вечера смотрела и шила, смотрела и думала.

Прошло лето, кончалась навигация. По случаю праздничного дня дедушка с дочкой сидели за чтением. В палисаднике под окном скрипнула калитка, кто-то вошел.

Молоденькая Ивановна взглянула, да и замерла. И вошедший-тот самый мурманский штурман – приподнял фуражку и очей с девицы не сводит…

Но и дед не слепой, приоткрыл раму:

– Что ходите тут?

– Малину беру…

А уж о Покрове… Снег идет. Старик к дочери:

– Аннушка, что плачешь?

– Ох, зачем я посмотрела!…

– Аннушка, люди-то говорят – ты надобна ему…

Вот дед с мурманским штурманом домами познакомились. Штурман стал с визитами ходить. Однажды застал Анну Ивановну одну. Поглядели «лица» – миньятюры «Винограда российского», писанного некогда в Выгореции… Помолчали, гость вздохнул:

– Вы все с книгой, Анна Ивановна… Вероятно, замуж не собираетесь?…

– Ни за царя, ни за князя не пойду!

Гость упавшим голосом:

– Аннушка, а за меня пошла бы?

Она шепотом:

– За тебя нельзя отказаться…

В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки: окошечки коротенькие, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные – отцово же мастерство.

Первые года замужества мама от отца не отставала, с ним в море ходила, потом хозяйство стало дома задерживать и дети.

У нас в Архангельске до году ребят на карточку не снимали, даже срисовывать не давали, и пуще всего зеркала младенцу не показывали. Потому, верно, я себя до году и не помню. А годовалого меня увековечили. Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке.

Я у матери на коленях любил засыпать. Она поет:

Баю, бай да люли!
Спи-ка, усни
Да большой вырастай,
На оленя гонец,
На тетеру стрелец…
…………………
Бай, бай да люли!
…………………
Ты на елке тетерку имай,
На озерке гагарку стреляй,
Еще на море уточку,
На песочке лебедошку.

Мама на народе не пела песен, а дома или куда в лодке одна поедет – все поет.

Годов-то трех сыплю, бывало, по двору. Запнусь и ляпнусь в песок. Встану, осмотрюсь… Если кто видит, рев подыму на всю улицу: пусть знают, что человек страдает. А если нет никого, молча домой уберусь.
Отец у меня всю навигацию в море ходил. Радуемся, когда дома. Сестренка к отцу спрячется под пиджак, кричит:

– Вот, мамушка, у тебя и нету деушки, я ведь папина!

– Ну дак что, я тебе и платьев шить не буду.

– Я сама нашью, модных.

Сестрица шить любила. Ей дадут готовую рубашонку и нитку без узла. Она этой ниткой весь день шьет. Иногда ворот у рубашки наглухо зашьет.

Отец нам про море пел и говорил. Возьмет меня на руку, сестру на другую, ходит по горнице, поет:

Корабли у нас будут сосновы,
Нашосточки, лавочки еловы,
Веселышки яровые,
Гребцы – молодцы удалые.

Он поживет с нами немножко и в море сторопится. Если на пароходе уходит, поведет меня в машинное отделение. Я раз спросил:

– Папа, машина-то, она самородна?

Машины любил смотреть, только гулкого, громоносного свиста отправляющегося в океан парохода я, маленький, боялся, ревел. До свистка выгрузят меня подальше на берег. Я оттуда колпачком машу.

Осенью, когда в море наступят дни гнева и мрака, а об отце вестей долго нет, не знала мама покоя ни днем ни ночью. Выбежит наутро, смотрит к северу, на ответ только чайки вопят к непогоде.

Вечером заповорачиваются на крыше флюгера, заплачет в трубе норд-вест. Мама охватит нас руками:

– Ох, деточки! Что на море-то делается… Папа у нас там!

Я утешаю:

– Мамушка, я, как вырасту, дальше Соломбалы не пойду в море.

А Соломбала – часть того же Архангельска, только на островах.

Не одна наша мама печалилась. При конце навигации сидят где-нибудь, хоть на именинах, жены и матери моряков. Чуть начнут рамы подрагивать от морского ветра, сразу эти гостьи поблекнут, перестанут ложечки побрякивать, стынут чашки.

Хозяйка ободряет:

– Полноте! Сама сейчас бегала флюгера смотреть. Поветерь дует вашим-то. Скорополучно домой ждите.

Зимой отец на берегу, у матери сердце на месте.

В листопад придут в город кемские поморы, покроют реку кораблями.

Утром, не поспеет кошка умыться, к нам гости наехали.

Однажды ждали в гости почтенного капитана, у которого было прозвище Мошкарь. У нас все прозвища придумывают, в глаза никогда не назовут, а по-за глаз дразнят. Мама с отцом шутя и помянули: «Вот узко Мошкарь приедет…» Гость приехал и мне игрушку подарил. Я с подарком у него в коленях бегаю, говорю:

– Я тебя люблю. Тебя можно всяко назвать. Можно дядей, можно дядюшкой. Можно Мошкарем, можно Мошкариком…

Ребячьим делом я не раз впросак попадался из-за этих несчастных прозвищ.

Годов пяти от роду видел я чью-то свадьбу. Меня угостили конфетами, и все это мне понравилось.

На нашей улице был дом богача Варгасова, которого за глаза прозывали Варгас. Я думал, это его имя. Вот на другой день после моей гостьбы, вижу, он едет мимо на лошади. Я кричу из окна:

– Варгас, постой-ко, постой!

Он лошадь остановил, ждет, недоумевает… Я выбежал за ворота.

– Варгас, вы, пожалуйста, вашу Еленку Варгасовну никому замуж не отдавайте. Я маму спрошусь, сам Еленку-то приду сватать…

А Еленке Варгасовой год ли, полтора ли от роду еще…

Помоложе Варгасовны была у нас с сестрой симпатия, Ульяна Баженина. Ряд лет жили мы в деревне Уйме, где зимовали мурманские пароходы. Понравилось нам с сестрой нянчить соседскую дочку, шестимесячную Ульянку. Ульянкина зыбка висела на хорошей пружине. Мы дернем вниз да отпустим, дернем вниз да отпустим. Ульянка рявкнет да вверх летит, рявкнет да вверх летит. Из люльки девка не выпадет, только вся девка вверх тормашками, где нога, где окутка, где пеленка… Няньки-то были, вишь, немножко постарше Ульянки.

Весной по деревне проходили странники. А взрослых часто нет дома. Соберется нас, малышей, в большой Ульяниной избе много, посидим и испугаемся, что странники придут нас есть. Вот и выставим к двери лопаты да ухваты – странников убивать. А чуть привидится что черное, летим кто под лавку, кто в подпечек, кто в пустой ушат. Сестренка дольше всех суетится:

– Я маленька, меня скоро съедят буки-ти.

По Уйме-реке лес. Там орды боялись. Слыхали, что охотники орду находят, а какая она, не видали.

Ягоды поспеют – отправимся в лес по морошку. Людно малых идет. Вдали увидим пень сажени полторы, как мужик в тулупе:

– Ребята! Эвон де орда-та!

Испугаемся, домой полетим. А орда вся-та с фунт, вся-та с векшу, пестрая. Орда не покажется людям, только собаки находят.

Конец зимы уемляне все у корабельного, у пароходного ремонта. Мелкие с утра одни дома. Мы в Ульянкиной избе все и гостим, куча ребят трех – шести лет. Что у старших видели, то и мы: песни поем, свадьбы рядим – смотренье, рукобитье, пониманье. Девчонки у матерей с кринок наснимают, ходят, кланяются, угощают, – честь честью, как на свадьбе, а на дворе пост великий… И тут увидит из соседей старик ли, старуха – с розгой к нам треплют… Ведь пост! Беда, если песни да скоромное!… Мы опять кто куда – в подпечек, на полати, под крыльцо. Час-два там сидим.

Эти отдельные картинки раннего моего детства мне позже мама и тетка рассказывали. Ну, что попозже творилось, сам помню.

Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке и летучей птице.

Вот, к примеру, в зимние вечера, перед ночлегом, летают над городом стаи ворон. Ребята и приправят кричать:

– У задней-то вороны пуля горит! Пуля горит!…

Мы уверены были, что именно эти наши слова производят среди ворон суматоху, так как ни одна не хочет лететь задней.

Я постарше стал, меня дома читать и писать учили.

Отец рисовать был мастер и написал мне азбуку, целую книжку.

В азбуке опять корабли и пароходы, и рыбы, и птицы – все разрисовано красками и золотом. К азбуке указочка была костяная резная. Грамоте больше учила мама. Букву А называла «аз», букву Б – «буки», В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро». Чтоб я скорее запомнил, шутя говорила, что начертанья А и Б похожи на жучков, буква В – будто таракан, Г – крюк. Для памяти я и декламирую:

Аз, буки – букашки,
Веди -таракашки,
Глаголь – крючки,
Добро – ящички.

И другие стишки про буквы:

Ер (ъ) еры (ы) – упал с горы.
Ер, ять (ять) – некому поднять.
Ер, ю – сам встаю.
…………………
А и Б сидели на трубе.

Азбуку мне отец подарил к Новому году, поэтому в начале было написано стихами:

Поздравляю тебя, сын, с Новым годом!
Живи счастливо да учись.
Ученый водит,
Неученый следом ходит.
Рано, весело вставай —
Заря счастье кует.
Ходи право,
Гляди браво.
Кто помоложе,
С того ответ подороже.
Будь, сын, отца храбрее,
Матери добрее.
Живи с людьми дружно.
Дружно не грузно.
А врозь – хоть брось!…

Отец, бывало, скажет:
– Выучишься – ума прибудет!
Я таким недовольным тоном:
– Куда с умом-то?
– А жизнь лучше будет.

Весной выученное за зиму бегали писать на гладком береговом песке.

В городе я поступил в школу, уже хорошо умея читать и писать.

Больше всего успевал я, учась, в языках, совсем не давалась математика; из-за нее не любил я школы, бился зиму, как муха в паутине. Жизнь была сама по себе, а наша школа сама по себе. Город наш стоял у моря, а ни о Севере, ни о родном крае, ни о море никогда мы в школе не слыхали. А для меня это всегда было самое интересное.

С ребятами сидим на пристанях, встречаем, провожаем приходящие, уходящие суда да поем:

У папы лодку попросил,
Папа пальцем погрозил:
– Вот те лодка с веслами,
Мал гулять с матросами!…

Или еще:

Пойду на берег морской,
Сяду под кусточек.
Пароход идет с треской,
Подает свисточек.

Насколько казенная наука от меня отпрядывала, настолько в море все, что я видел и слышал, льнуло ко мне, как смола к доске.

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Борис Викторович Шергин (1893-1973)

Борис Викторович Шергин (1893-1973)

ЦЕЛИ познакомиться с жизнью и творчеством Б.В. Шергина раскрыть идею рассказов Б.В. Шергина развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, составления плана, анализа текста

ЦЕЛИ

  • познакомиться с жизнью и творчеством Б.В. Шергина
  • раскрыть идею рассказов Б.В. Шергина
  • развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, составления плана, анализа текста

Борис Викторович Шергин – северный писатель, сказочник, художник. Всё своё творчество , как и Писахов, посвятил Архангельскому краю . За верность этой теме современники называли Бориса Шергина «поэтической душой Севера».

Борис Викторович Шергин – северный писатель, сказочник, художник. Всё своё творчество , как и Писахов, посвятил Архангельскому краю . За верность этой теме современники называли Бориса Шергина «поэтической душой Севера».

Родился Борис Викторович 28 июля 1893 года в Архангельске, в поморской семье. На берегах Белого моря прошли детство и молодость будущего писателя. Он вырос в трудовой семье. Отец – Виктор Васильевич – механик по паровым машинам и корабельный мастер, был замечательным рассказчиком. «Виденное и пережитое, слышанное и читанное отец умел пересказать так, что оно навсегда осталось в памяти у нас, его детей».

Родился Борис Викторович 28 июля 1893 года в Архангельске, в поморской семье. На берегах Белого моря прошли детство и молодость будущего писателя. Он вырос в трудовой семье. Отец – Виктор Васильевич – механик по паровым машинам и корабельный мастер, был замечательным рассказчиком. «Виденное и пережитое, слышанное и читанное отец умел пересказать так, что оно навсегда осталось в памяти у нас, его детей».

И влюбленный в море, охотнее всего «про море пел и говорил». Многие друзья отца (моряки и судостроители) тоже умением рассказывать отличались и, по словам Шергина, были «художники в душе и поэты». Многие их рассказы потом стали основой произведений Шергина. Мальчиком он любил слушать рассказы моряков и пение былин.

И влюбленный в море, охотнее всего «про море пел и говорил». Многие друзья отца (моряки и судостроители) тоже умением рассказывать отличались и, по словам Шергина, были «художники в душе и поэты». Многие их рассказы потом стали основой произведений Шергина. Мальчиком он любил слушать рассказы моряков и пение былин.

Мать – Анна Ивановна – была родом из семьи потомственных судостроителей, любила народные сказки и песни. «Маменька мастерица была сказывать, как жемчуг, слово у неё катилось из уст. Дома или на лодке одна поедет – всё поёт», - вспоминал Шергин. Дома маленького Бориса учили читать и писать. Отец написал и нарисовал ему азбуку с наставлениями и подарил на Новый год.

Мать – Анна Ивановна – была родом из семьи потомственных судостроителей, любила народные сказки и песни. «Маменька мастерица была сказывать, как жемчуг, слово у неё катилось из уст. Дома или на лодке одна поедет – всё поёт», — вспоминал Шергин.

Дома маленького Бориса учили читать и писать. Отец написал и нарисовал ему азбуку с наставлениями и подарил на Новый год.

Летом Шергины жили в поморских сёлах. «Сколько сказок сказывалось, сколько былин пелось в старых северных домах! Бабки и дедки сыпали внукам старинное словесное золото… Приведём знающего старика, посадим на крылечко, поклонимся: «Государь-дедушко, запой былину, скажи старину». – Единообразный, но торжественный напев героической песни был каким-то аккомпанементом тихому свету северной ночи». Поэтому Шергин с детства знал поморские песни и предания, былины и сказки.

Летом Шергины жили в поморских сёлах. «Сколько сказок сказывалось, сколько былин пелось в старых северных домах! Бабки и дедки сыпали внукам старинное словесное золото… Приведём знающего старика, посадим на крылечко, поклонимся: «Государь-дедушко, запой былину, скажи старину». – Единообразный, но торжественный напев героической песни был каким-то аккомпанементом тихому свету северной ночи». Поэтому Шергин с детства знал поморские песни и предания, былины и сказки.

Учился Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии – лучшем учебном заведении города Архангельска. Больше всего успевал в языках, не давалась ему математика. Летом любимым занятием была рыбная ловля. С 10 лет, отправляясь с отцом в море, Борис видел, что поморы обязательно брали на промысел сказочника или певца былин.

Учился Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии – лучшем учебном заведении города Архангельска. Больше всего успевал в языках, не давалась ему математика. Летом любимым занятием была рыбная ловля. С 10 лет, отправляясь с отцом в море, Борис видел, что поморы обязательно брали на промысел сказочника или певца былин.

Своими учителями Шергин называл Пафнутия Осиповича Анкудинова – друга отца, штурмана дальнего плавания, песенника, сказителя, и пинежскую сказительницу Марью Дмитриевну Кривополенову . Неграмотная, но очень любознательная, она интересно рассказывала сказки и былины. Рассказы Шергина об этих удивительных людях, певших древние былины можно прочитать в книге  «Гости с Двины».

Своими учителями Шергин называл Пафнутия Осиповича Анкудинова – друга отца, штурмана дальнего плавания, песенника, сказителя, и пинежскую сказительницу Марью Дмитриевну Кривополенову . Неграмотная, но очень любознательная, она интересно рассказывала сказки и былины. Рассказы Шергина об этих удивительных людях, певших древние былины можно прочитать в книге  «Гости с Двины».

Общение со сказителями вызвало и у Шергина потребность сказывать. «Я сшивал тетради в формате книг и печатными буквами вписывал туда на память то, что казалось мне любопытно. Тщился украсить эти «книги» и собственноручными рисунками… Кисти, краски, стамески, всякий инструмент для резьбы по дереву стали и моей страстью. Кроме кораблей, я делал модели северных церквей; утварь в северном стиле. Страсть к народному, самобытному искусству привела меня в Москву, в Строгановское художественное училище».

Общение со сказителями вызвало и у Шергина потребность сказывать. «Я сшивал тетради в формате книг и печатными буквами вписывал туда на память то, что казалось мне любопытно. Тщился украсить эти «книги» и собственноручными рисунками… Кисти, краски, стамески, всякий инструмент для резьбы по дереву стали и моей страстью. Кроме кораблей, я делал модели северных церквей; утварь в северном стиле. Страсть к народному, самобытному искусству привела меня в Москву, в Строгановское художественное училище».

С 1913 года – года поступления в училище – Шергин начинает делить жизнь между Москвой и Севером. В 1916 году отправляется в экспедицию в Шенкурский уезд Архангельской губернии для записи диалекта (местного наречия русского языка) и фольклорных произведений. Работает художником в Архангельске, потом художником-рецензентом по оформлению детской и юношеской книги в Москве.

С 1913 года – года поступления в училище – Шергин начинает делить жизнь между Москвой и Севером. В 1916 году отправляется в экспедицию в Шенкурский уезд Архангельской губернии для записи диалекта (местного наречия русского языка) и фольклорных произведений. Работает художником в Архангельске, потом художником-рецензентом по оформлению детской и юношеской книги в Москве.

В 1924 году  выходит его первая книга –  «У Архангельского города, у корабельного пристанища» записями текстов и мелодий фольклорных северных баллад, старин, оформленная им самим. Второй книгой, выпущенной в 1930 году, был  сборник сказок  «Шиш московский»  – цикл небольших сказок о забавных приключениях ловкого Шиша – бродяги, который умел провести и попа, и царя, и добра молодца.

В 1924 году  выходит его первая книга –  «У Архангельского города, у корабельного пристанища» записями текстов и мелодий фольклорных северных баллад, старин, оформленная им самим.

Второй книгой, выпущенной в 1930 году, был  сборник сказок  «Шиш московский»  – цикл небольших сказок о забавных приключениях ловкого Шиша – бродяги, который умел провести и попа, и царя, и добра молодца.

Народные сказки о Шише начали сочиняться ещё во времена Ивана Грозного, когда Шишами называли бродяг, беглых крепостных крестьян. Шергин собрал более 100 сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и жизнерадостным. Он напоминает Иванушку-дурачка. Но если Иван с помощью чудесных сил всегда побеждает в борьбе со злом, то Шишу часто приходится рассчитывать только на себя и расплачиваться за свои проделки.

Народные сказки о Шише начали сочиняться ещё во времена Ивана Грозного, когда Шишами называли бродяг, беглых крепостных крестьян. Шергин собрал более 100 сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и жизнерадостным. Он напоминает Иванушку-дурачка. Но если Иван с помощью чудесных сил всегда побеждает в борьбе со злом, то Шишу часто приходится рассчитывать только на себя и расплачиваться за свои проделки.

Жизнь была неблагосклонна к Борису Шергину: ещё в молодости он потерял ногу, после 40 лет стало неудержимо слабеть зрение (а он был художник!), последние 15 лет жизни он был практически слепым, после войны его не печатали. Тяготясь неустроенной жизнью, не зная, сможет ли найти пропитание завтра, Шергин не жаловался, а наоборот, писал о «сердечном веселье», выражая идеал жизни народа. По словам Юрия Шульмана, «Шергин вошёл в нашу литературу как прекрасный воспитатель светлой радости жизни , восходящей к народным родникам добра и милосердия».

Жизнь была неблагосклонна к Борису Шергину: ещё в молодости он потерял ногу, после 40 лет стало неудержимо слабеть зрение (а он был художник!), последние 15 лет жизни он был практически слепым, после войны его не печатали. Тяготясь неустроенной жизнью, не зная, сможет ли найти пропитание завтра, Шергин не жаловался, а наоборот, писал о «сердечном веселье», выражая идеал жизни народа. По словам Юрия Шульмана, «Шергин вошёл в нашу литературу как прекрасный воспитатель светлой радости жизни , восходящей к народным родникам добра и милосердия».

Уникальность Шергина в том, что он дал народному слову новую жизнь – в книге, а литературу обогатил сокровищами народной культуры. Его книги не только наполнены «хорошим знанием поморского быта», но и говорят о том, что настоящая жизнь наполнена высоким смыслом, основана на нравственных принципах. В его сказках живут добрые, трудолюбивые, приносящие пользу и радость люди. Все они мастера разных ремесел : корабельного, морского, рубки леса, резьбы по кости, росписи по дереву. Жить им нелегко, но они добры, благородны, великодушны.

Уникальность Шергина в том, что он дал народному слову новую жизнь – в книге, а литературу обогатил сокровищами народной культуры. Его книги не только наполнены «хорошим знанием поморского быта», но и говорят о том, что настоящая жизнь наполнена высоким смыслом, основана на нравственных принципах. В его сказках живут добрые, трудолюбивые, приносящие пользу и радость люди. Все они мастера разных ремесел : корабельного, морского, рубки леса, резьбы по кости, росписи по дереву. Жить им нелегко, но они добры, благородны, великодушны.

Действие большинства произведений писателя происходит на Севере : на Новой Земле, Соловецких островах, Кегострове, - и всё творчество архангельского сказочника посвящено прославлению русского Севера . «Архангельские новеллы», «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания», «Океан море русское», «Запечатлённая слава», «Гандвик – студёное море», - все его книги посвящены родному краю. А мультфильмы по его сказкам «Волшебное кольцо», «Мартынко», «Смех и горе у Бела моря», «Про Ерша Ершовича», «Поморская быль» сделали его имя знаменитым.

Действие большинства произведений писателя происходит на Севере : на Новой Земле, Соловецких островах, Кегострове, — и всё творчество архангельского сказочника посвящено прославлению русского Севера . «Архангельские новеллы», «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания», «Океан море русское», «Запечатлённая слава», «Гандвик – студёное море», — все его книги посвящены родному краю. А мультфильмы по его сказкам «Волшебное кольцо», «Мартынко», «Смех и горе у Бела моря», «Про Ерша Ершовича», «Поморская быль» сделали его имя знаменитым.

В автобиографических рассказах «Детство в Архангельске» и «Миша Ласкин» Шергин не только рассказал о своем детстве, но и показал город, в котором родился, жителей этого города. Шергин писал: «Обращая мысленный взор в прошлое, я, например, люблю глядеть в 19 век, ибо там все мои корни и все заветное мое, я люблю соглядать там «жизнь живую», то, что не умрет, люблю знакомиться, и знать, и жить с людьми, кои были современниками дедов моих… К такому «прошлому», вечно живому, я люблю приникать, думая о своей родине,» - писал Шергин в своем дневнике.

В автобиографических рассказах «Детство в Архангельске» и «Миша Ласкин» Шергин не только рассказал о своем детстве, но и показал город, в котором родился, жителей этого города. Шергин писал: «Обращая мысленный взор в прошлое, я, например, люблю глядеть в 19 век, ибо там все мои корни и все заветное мое, я люблю соглядать там «жизнь живую», то, что не умрет, люблю знакомиться, и знать, и жить с людьми, кои были современниками дедов моих… К такому «прошлому», вечно живому, я люблю приникать, думая о своей родине,» — писал Шергин в своем дневнике.

Анализируя язык двух рассказов Шергина, можно выделить отдельные группы слов: Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Диалектные слова Просторечия Морские термины Фольклорные мотивы

Анализируя язык двух рассказов Шергина, можно выделить отдельные группы слов:

  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Диалектные слова
  • Просторечия
  • Морские термины
  • Фольклорные мотивы

Такое своеобразие лексики показывает нам то, что произведения Шергина являются хранителями русского северного слова. Шергин часто сетовал на то, что обращают внимание только на его язык, а ему важнее всего было донести до читателей живую душу Севера, «отцово знание» нравственных устоев Руси. Шергин описывает лад и склад семейной жизни, возвращая нас к пониманию очень важного значения семьи в судьбе каждого человека и народа в целом.

Такое своеобразие лексики показывает нам то, что произведения Шергина являются хранителями русского северного слова. Шергин часто сетовал на то, что обращают внимание только на его язык, а ему важнее всего было донести до читателей живую душу Севера, «отцово знание» нравственных устоев Руси. Шергин описывает лад и склад семейной жизни, возвращая нас к пониманию очень важного значения семьи в судьбе каждого человека и народа в целом.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В дневнике писателя есть слова, которые можно назвать духовным завещанием Шергина: «Родина во всем: и в пейзаже, и в домах, и в крестах на могилах, и в старине, и больше всего в искусстве. Человек без родины сирота. Потому что душа глубоко корнями уходит в родную почву, и если вырвать её, - высохнут корни, будет перекати – поле».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В дневнике писателя есть слова, которые можно назвать духовным завещанием Шергина: «Родина во всем: и в пейзаже, и в домах, и в крестах на могилах, и в старине, и больше всего в искусстве. Человек без родины сирота. Потому что душа глубоко корнями уходит в родную почву, и если вырвать её, — высохнут корни, будет перекати – поле».

Письменные вопросы «Детство в Архангельске»: Почему отца мальчика часто не было дома? О чём беспокоились жёны поморов, когда их мужья уходили на промысел? Как мать учила мальчика читать? С каким наставлением отец подарил ему азбуку? Какие школьные предметы не нравились мальчику и почему? Что его интересовало больше всего?

Письменные вопросы

«Детство в Архангельске»:

  • Почему отца мальчика часто не было дома? О чём беспокоились жёны поморов, когда их мужья уходили на промысел?
  • Как мать учила мальчика читать? С каким наставлением отец подарил ему азбуку?
  • Какие школьные предметы не нравились мальчику и почему? Что его интересовало больше всего?

«Миша Ласкин»: Как произошло знакомство рассказчика с Мишей Ласкиным? Что его удивляло и привлекало в друге? Почему отец не взял сына к себе на корабль, когда тот пришёл без Миши? Что он хотел показать этим сыну? Что придумали мальчики, чтобы осуществить свою мечту – купить лодку? Кто им помогал и почему? Почему степенные из морского собрания решили сделать мальчикам подарки за работу? Что заставило Мишу сначала отказаться от их подарка?

«Миша Ласкин»:

  • Как произошло знакомство рассказчика с Мишей Ласкиным? Что его удивляло и привлекало в друге?
  • Почему отец не взял сына к себе на корабль, когда тот пришёл без Миши? Что он хотел показать этим сыну?
  • Что придумали мальчики, чтобы осуществить свою мечту – купить лодку? Кто им помогал и почему?
  • Почему степенные из морского собрания решили сделать мальчикам подарки за работу? Что заставило Мишу сначала отказаться от их подарка?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать И.С. Никитин «Встреча зимы»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Читать И.С. Никитин «Встреча зимы»

  • Рисунок к рассказу девочка на шаре драгунский
  • Рисунок к рассказу две лягушки
  • Рисунок к рассказу дары терека
  • Рисунок к рассказу городок в табакерке
  • Рисунок к рассказу голубая чашка гайдара