Рисунок к рассказу мой добрый папа

Литературное чтение на родном (русском) языке Тема. В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент)

Литературное чтение на родном (русском) языке

Тема. В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент)

В. В. Голявкин (1929 – 2001 гг) - русский советский писатель, художник.

В. В. Голявкин (1929 – 2001 гг) — русский советский писатель, художник.

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств). Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом — Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств). Виктор Голявкин — признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Словарная работа Соната  — инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх-четырёх различных по темпу и характеру частей, объеди­нённых общим замыслом. Сонатина  — небольшая и технически не трудная соната ; циклическое произведение, в котором ведущая первая часть выдержана в сонатной форме. Сонатина часто используется в учебно-педагогической практике (сонатины М. Клементи, В.А. Моцарта, Л. Бетховена и др.). Папаха  — высокая меховая шапка. Шашка — холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком.

Словарная работа

Соната — инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх-четырёх различных по темпу и характеру частей, объеди­нённых общим замыслом.

Сонатина — небольшая и технически не трудная соната ; циклическое произведение, в котором ведущая первая часть выдержана в сонатной форме. Сонатина часто используется в учебно-педагогической практике (сонатины М. Клементи, В.А. Моцарта, Л. Бетховена и др.).

Папаха — высокая меховая шапка.

Шашка — холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком.

Кобура  — футляр для пистолета или револьвера. Появился в кавале­рии и сначала прикреплялся к седлу. Гражданская война — вооружённое противостояние в 1917—1922 го­дах организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Рос­сийской империи (буржуазные республики, областные государственные образования). Труд пропал даром — оказался безрезультатным. Отпускает конфеты — продаёт конфеты.

Кобура — футляр для пистолета или револьвера. Появился в кавале­рии и сначала прикреплялся к седлу.

Гражданская война — вооружённое противостояние в 1917—1922 го­дах организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Рос­сийской империи (буржуазные республики, областные государственные образования).

Труд пропал даром — оказался безрезультатным.

Отпускает конфеты — продаёт конфеты.

Муцио Клементи (1752—1832) — итальянский пианист, педагог, ди­рижёр и композитор, один из создателей классической фортепианной сонаты. Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне, га­стролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных сочинений. Потом он посвятил себя педагогической и композиторской деятельности. Значительный вклад композитор внёс в развитие форте­пианного искусства. Клементи одним из первых оценил новые возмож­ности «пиано-форте» и его преимущества перед клавесином. Маэстро стал заниматься коммерческой деятельностью и основал фабрику музы­кальных инструментов.

Муцио Клементи (1752—1832) — итальянский пианист, педагог, ди­рижёр и композитор, один из создателей классической фортепианной сонаты. Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне, га­стролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных сочинений. Потом он посвятил себя педагогической и композиторской деятельности. Значительный вклад композитор внёс в развитие форте­пианного искусства. Клементи одним из первых оценил новые возмож­ности «пиано-форте» и его преимущества перед клавесином. Маэстро стал заниматься коммерческой деятельностью и основал фабрику музы­кальных инструментов.

Я не хочу обедать Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Вы ели абрикосы? Я так люблю абрикосы! Но вот мама зовёт меня есть борщ, мне приходится всё бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса - моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеётся, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеётся и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ всё-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю.

Я не хочу обедать

Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Вы ели абрикосы? Я так люблю абрикосы! Но вот мама зовёт меня есть борщ, мне приходится всё бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса — моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеётся, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеётся и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ всё-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю.

Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы ещё раз борщ. Только бы не играть на рояле. - Ах, Клементи, Клементи, - говорит мама. - Счастье играть Клементи! — Клементи, Клементи! - говорит папа. - Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи. Папа мой - музыкант. Он даже сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь, у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И такая тяжёлая! Её даже трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке.

Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы ещё раз борщ. Только бы не играть на рояле.

— Ах, Клементи, Клементи, — говорит мама. — Счастье играть Клементи! — Клементи, Клементи! — говорит папа. — Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи.

Папа мой — музыкант. Он даже сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь, у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И такая тяжёлая! Её даже трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке.

Папа ездил бы на коне. А я шёл бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон, смотрите, какой Петин папа. Но папа любит Клементи. А я не люблю. Я люблю строить дом из песка и друзей люблю, четырёх братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи! Я играю. И спрашиваю: - Не хватит? - Играй ещё, - говорит мама. Играй, играй, - говорит папа.  Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колёсики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.

Папа ездил бы на коне. А я шёл бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон, смотрите, какой Петин папа. Но папа любит Клементи.

А я не люблю. Я люблю строить дом из песка и друзей люблю, четырёх братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи!

Я играю. И спрашиваю:

— Не хватит?

— Играй ещё, — говорит мама.

  • Играй, играй, — говорит папа.

Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колёсики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.

- Ну, всё, - говорю я, - всё сыграл. - Ещё разик, - просит папа. - Больше не буду, - говорю я. - Ну пожалуйста, - говорит мама. - Не буду, - говорю я, - не буду! - Ты смотри мне! - говорит папа. Я пробую встать. Убираю ноты. - Я сотру тебя в порошок! - кричит папа. - Не надо так, - говорит мама. Папа волнуется: - Я учился... я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он?.. Я его в порошок сотру! Но я-то знал! Он меня не сотрёт в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит.

— Ну, всё, — говорю я, — всё сыграл.

— Ещё разик, — просит папа.

— Больше не буду, — говорю я.

— Ну пожалуйста, — говорит мама.

— Не буду, — говорю я, — не буду!

— Ты смотри мне! — говорит папа.

Я пробую встать. Убираю ноты.

— Я сотру тебя в порошок! — кричит папа.

— Не надо так, — говорит мама.

Папа волнуется:

— Я учился… я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он?.. Я его в порошок сотру!

Но я-то знал! Он меня не сотрёт в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит.

Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа. - Не буду играть, - говорю я, - и всё! - Посмотрим, - говорит папа. - Пожалуйста, - говорю я. - Посмотрим, - говорит папа. В третий раз я играю Клементи. Наконец-то меня отпускают! Мой брат Боба идёт за мной. Он растерял все колёсики. И ему теперь скучно. На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И всё из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис - младший брат. Он плачет - братья его побили. Нечего делать! И я говорю:

Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа.

— Не буду играть, — говорю я, — и всё!

— Посмотрим, — говорит папа.

— Пожалуйста, — говорю я.

— Посмотрим, — говорит папа.

В третий раз я играю Клементи.

Наконец-то меня отпускают! Мой брат Боба идёт за мной. Он растерял все колёсики. И ему теперь скучно.

На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И всё из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис — младший брат. Он плачет — братья его побили. Нечего делать! И я говорю:

- Ничего. Новый дом построим. Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша - папин знакомый. Он нам всё отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им всё. Что они захотят. Сколько им угодно. Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа за всё заплатит.

— Ничего. Новый дом построим.

Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша — папин знакомый. Он нам всё отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им всё. Что они захотят. Сколько им угодно.

Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа за всё заплатит.

Беседа — О ком рассказывается в этой главе? — О каких событиях жизни папы мальчик знает по его расска­зам и по фотографиям? – Почему папа заставлял мальчика играть на рояле музыку М. Клементи? — Почему Петя говорит именно так: «Папа мой — музыкант, зато раньше он был военный»?

Беседа

— О ком рассказывается в этой главе?

— О каких событиях жизни папы мальчик знает по его расска­зам и по фотографиям?

– Почему папа заставлял мальчика играть на рояле музыку М. Клементи?

— Почему Петя говорит именно так: «Папа мой — музыкант, зато раньше он был военный»?

Рефлексия Продолжите предложения. Сегодня я узнал(а)... Мне было интересно. Я понял(а), что. Теперь я могу.

Рефлексия

Продолжите предложения.

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно.

Я понял(а), что.

Теперь я могу.

1409mal01-300
Поздравляем всех с началом нового учебного года, и представляем Книгу Сентября. Это книга замечательного писателя и художника Виктора Голявкина (1929–2001). Называется она «Мой добрый папа».

В этом году исполняется 85 лет со Дня рождения Виктора Голявкина. В нашей библиотеке вы можете познакомиться с его короткими, но такими ёмкими и смешными рассказами.

А книга, которую мы представляем сегодня в этом году тоже «юбиляр» — в 2014 году исполняется 50 лет со дня ее выхода из печати.

Про книгу

Голявкин, В.В. Мой добрый папа / худож. Голявкин В.В. – М.: Детгиз, 1964.

Каким должен быть папа? Пожалуй, любой ребенок (не важно, большой он или маленький, сколько ему лет и в какой стране он живет) ответит на этот вопрос без затруднений. Конечно же, папа должен быть добрым! Покупать мандарины ящиками, мороженное тазиками, превращая каждый день в невидимый взрослому праздник. Но самое главное — папа должен защищать свою семью, детей и весь мир, если это нужно. Вот про такого славного родителя рассказывает нам Виктор Голявкин в своей книге «Мой добрый папа». Интересно, что повесть эта про самого настоящего папу, про папу писателя. А еще она про щедрость, про чистую любовь и про понимание. Трогательная и честная, простая и объемная одновременно.

Про автора

1409mal02
Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку.

Его папа был учителем музыки, поэтому их дом был всегда заполнен чудесными мелодиями, а Витю и его брата Бобу с самого детства обучали музыке. И, конечно, родители мечтали, чтобы сын продолжил дело отца. Но однажды случилось вот что — Витя нарисовал ироничные карикатуры на гостей, приходивших музицировать, и настолько талантливо у него получилось, что папа подарил ему книгу о живописи и художниках. Витя «проглотил» ее в два счета, продолжал читать все, что находил об изобразительном искусстве и постоянно рисовал. Когда началась Великая Отечественная Война, Виктору было 12 лет. Его отец сразу же ушел на фронт, и мальчик стал самым главным мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов.

В 16-летнем возрасте Витя Голявкин стал заниматься боксом и за два года стал вице-чемпионом города Баку. Но, оставив спорт, уехал в Самарканд — в ближайшее художественное училище с целью «стать художником самым искренним».

Позже училище было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе) и закончил его В. Голявкин с отличием. Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает.

После солнечных ярких городов Азии, в 1954 г. он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград привлекает его своими музеями и памятниками искусства.

В это время Голявкин начинает писать свои коротенькие рассказы-зарисовки. Его рассказы начинают печатать в журналах «Костер» и «Мурзилка».

«Писать я начал случайно. Совсем неожиданно. А потом решил продолжить это дело. Раз уж начал. Тем более, что получаться стало. А дело любое бросать не стоит. Нужно его до конца доводить.

Паруса (Эскиз декорации к пьесе К.Гольдони «Слуга двух господ»). Галерея современного искусства «Сова-Арт».
…Я много учился рисовать. Целых двадцать лет. А может быть, даже и больше. Я даже окончил Академию художеств. И поэтому мне очень хочется нарисовать вам… Раз я столько учился».

В 1959 году вышла его первая книжка «Тетрадки под дождем», а потом его книжки стали выходить почти каждый год!

Утренняя прогулка. Галерея современного искусства «Сова-Арт».
И еще Виктор Голявкин никогда не прекращал рисовать, многие его книги выходили с рисунками автора.

В 1973 году В. В. Голявкин стал членом Союза художников России. Писать маслом он не прекращал до самой смерти. Излюбленным мотивом живописи были паруса — память о Каспийском детстве.

***

Голявкин умел причудливо играть со словом, он умел придавать ему пластичность, его рассказы словно «текут», переплавляя сюжет.

Особенно уверенно чувствует себя Виктор Владимирович в жанре короткого рассказа. И даже сверхкороткого — у него есть миниатюры в несколько строк, вполне законченные и очень смешные, и повести, составленные из нескольких коротких рассказов.

Его рассказы очень подходят для чтения вслух, со сцены. Не зря Виктор Владимирович очень любил выступать со своими рассказами перед ребятами, стараясь сделать их ярче, смешнее. Такими, чтобы даже самые хмурые и серьезные школьники засмеялись!

Умер писатель 24 июля 2001 года, в Санкт-Петербурге.

А в 2002 году, уже посмертно, писателю Виктору Голявкину был присуждён Почетный Диплом Международного Совета по детской книге (IBBY Honour List) как лучшему детскому писателю России.

Еще про книгу и автора в интернет

Воронова, Надежда. Голявкин В.В. Мой добрый папа [Интернет-ресурс]/ РГДБ . – М.: 29 декабря 2001.

Голявкин, Виктор Владимирович [Интернет-ресурс] //Википедия: Свободная энциклопедия .- 4.09.2014.

Про иллюстраторов

Голявкин, В.В. Мой добрый папа / худож. Голявкин В.В. . – М.: Детгиз, 1964.

Самое первое издание повести «Мой добрый папа» вышло в далеком 1964 году с рисунками автора. Виктор Голявкин всегда считал себя прежде всего живописцем, и лишь потом — писателем. Наверное, поэтому очень часто сам рисовал иллюстрации к своим рассказам и повестям. Многие считают, что лучшим иллюстратором книг писателя Голявкина был художник Голявкин. И трудно с ними спорить. Главное в этих рисунках то, что они — живые. Ну, просто очень. И мальчишки на них такие же, как сейчас.

обложка первого издания

Иллюстрация В.Голявкина к книге "Мой добрый папа"

Голявкин, В.В. Мой добрый папа / худож. Амирова А., Волхонская

М. . – М.: Самокат, 2013.

К изданию 2013 года иллюстрации делали художницы Мария Волхонская и Анастасия Амирова. Их рисунки черно-белые, как и у В. Голявкина, но в другом стиле, более романтичном. Очень ненавязчивые, «они дополняют текст, но не отрывают от него, как завершающий аккорд в мелодии слов» (из отзыва на издание).

Иллюстрации М.Волхонской и А.АмировойИллюстрации М.Волхонской и А.Амировой

Голявкин, В.В. Мой добрый папа / худож. Кучеренко Н. . – М.: Самокат, 2013.

А в иллюстрациях Натальи Кучеренко — множество ярких красок и немножко хулиганства.

Иллюстрации Н.КучеренкоИллюстрации Н.Кучеренко

Голявкин, В.В. Мой добрый папа / худож. Сальникова Л. – М.: Омега, 2012.

Свой взгляд у Людмилы Сальниковой. Ее рисунки довольно просты, даже похожи на детские. Возможно, кому-то они покажутся более близкими и понятными.

Иллюстрации Л.СальниковойИллюстрации Л.Сальниковой

Экранизация

Мой добрый папа [Электронный ресурс]/ художественный фильм по мотивам одноимен. повести В.В.Голявкина / реж.-пост. И.Усов; в гл. ролях А.Демьяненко, Л.Гурченко. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=8dkj-Pl2U5g

Повествование ведётся от лица семилетнего мальчика Пети, который рассказывает о беззаботном детстве в Баку, о своём младшем брате, об их дружной семье и об отце, композиторе и дирижёре, который ушёл на фронт в первые же дни войны и не вернулся…

Радиоспектакль

Голявкин, В. Мой добрый папа [Радиоспектакль: Аудиозапись: Интернет-ресурс]/ Ленрадио, 1962 ; исп.: Петрова, Харитонов, Злобин, Шарко, Слободская — Режим доступа: http://www.staroeradio.ru/audio/30115

Произведения В.В.Голявкина в интернет

Мой добрый папа: Повесть [Интенет-ресурс] .- Режим доступа: http://www.rulit.net/books/moj-dobryj-papa-read-280563-1.html

Голявкин, В. В. Тетрадки под дождем: Рассказы [Интернет-ресурс] . – Режим доступа: http://www.e-reading.me/book.php?book=145377

Голявкин, В. В. Веселые рассказы/ исп. Яковлев В. [Интернет-ресурс: Аудиозапись] . – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rsfK0GtvBQE

Мой добрый папа

Виктор Голявкин
Мой добрый папа

© В. Голявкин, наследники, 2020

© В. Минеев, иллюстрации, 2020

© ООО «РОСМЭН», 2020

* * *

Моему отцу посвящается

1. Я не хочу обедать

Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл.

И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты я тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Но вот мама зовет меня есть борщ, мне приходится все бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса – моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеется, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеется и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ все-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю. Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы еще раз борщ. Только бы не играть на рояле.

– Ах, Клементи, Клементи, – говорит мама. – Счастье играть Клементи!

– Клементи, Клементи! – говорит папа. – Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи.

Папа мой музыкант. Он сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И тяжелая! Ее трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке. Папа ездил бы на коне. А я шел бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон смотрите, какой Петин папа.

Но папа любит Клементи.

А я не люблю. Я люблю строить дом из песка, и друзей люблю, четырех братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи!

Я играю. И спрашиваю:

– Не хватит?

– Играй еще, – говорит мама.

– Играй, играй, – говорит папа.

Я играю, а брат сидит на полу и смеется. В руках у него заводная машина. Он оторвал от машины колеса. И катает их по полу. И ему очень нравится. Никто ему не мешает. Не заставляет играть на рояле. И потому ему весело. Плачет он очень редко. Когда у него что-нибудь отнимают. Или когда его стригут. Он совершенно не любит стричься. Он так и ходил бы всю жизнь лохматый. На это он не обращает внимания. В общем, ему хорошо, а мне плохо.

Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колесики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.

– Ну все, – говорю я, – все сыграл.

– Еще разик, – просит папа.

– Больше не буду, – говорю я.

– Ну пожалуйста, – говорит мама.

– Не буду, – говорю я, – не буду!

– Ты смотри мне! – говорит папа.

Я пробую встать. Убираю ноты.

– Я сотру тебя в порошок! – кричит папа.

– Не надо так, – говорит мама.

Папа волнуется:

– Я учился… я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он?.. Я его в порошок сотру!

Но я-то знал! Он меня не сотрет в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит. Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа.

– Не буду играть, – говорю я, – и все!

– Посмотрим, – говорит папа.

– Пожалуйста, – говорю я.

– Посмотрим, – говорит папа.

В третий раз я играю Клементи.

Наконец-то меня отпускают! Мой брат Боба идет за мной. Он растерял все колесики. И ему теперь скучно.

На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И все из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис – младший брат. Он плачет – братья его побили. Нечего делать! И я говорю:

– Ничего. Новый дом построим.

Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша – папин знакомый. Он нам все отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им все. Что они захотят. Сколько им угодно.

Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа заплатит.

Раис говорит:

– Я уже все съел.

Мы опять идем к дяде Гоше. И набираем еще конфет. Он говорит:

– Не много ли? Приходите еще.

– Непременно придем, – говорим мы.

Во дворе нас окружают ребята. Мы раздаем конфеты. Нам не хватает на всех конфет. Например, Керим без конфет, Маша Никонова и Сашок.

Мы опять идем к дяде Гоше.

– Пожалуйста, – просим мы, – извините. Но нам тут не хватило конфет. Что же делать? Мы очень расстроены. Нам нужно еще чуть-чуть конфет. Чтобы всем хватило.

– Зачем чуть-чуть! – говорит дядя Гоша. – Берите! И приходите еще.

Он дает нам конфет, и все довольны. Теперь всем ребятам хватило конфет.

На улице стало темнеть. Фонари зажглись. Скоро небо будет в звездах. Такое в нашем городе небо. Наш город самый красивый. Хотя я не был в других городах. В нашем городе есть бульвар. Там море, корабли и лодки. И виден остров вдали. И нефтяные вышки в море. Я пошел бы сейчас на бульвар, но вы слышите? Мама зовет нас на ужин.

И я иду ужинать. Так целый день. Целый день должен я есть!

Я съел ужин, но это не все. Меня снова ведут к роялю. Папы нет дома, и я говорю:

– С меня хватит.

– Вот отсюда начни, – просит мама, – вот с этой строчки.

– Хватит с меня, – говорю я, – и все!

– Будем ждать папу, – говорит мама.

Приходит папа. Он весел. Он держит два больших ящика. В этих ящиках мандарины.

– В июне и вдруг мандарины?!

– С трудом достал, – говорит папа. Он открывает ящики. – А ну! Налетайте, ребятки! Хватайте!

Мы налетаем, хватаем, смеемся. Папа смеется вместе с нами. Ест мандарины. И говорит:

– Позовите всех.

Я зову братьев Раиса, Рафиса, Расима, Рамиса, мы угощаем их мандаринами. И ящики быстро пустеют.

Потом братья уходят, мама уносит пустые ящики. И говорит папе:

– Как с деньгами? Сумеем ли мы все же съездить на дачу? Хотелось бы. Лето проходит.

Я вижу, папа задумался. Он говорит:

– Может, мы сумеем. Но может быть, и не сумеем. Но если мы и не поедем, то не беда – жизнь и так прекрасна!

Но я-то знаю. На даче прекрасней. Там нет рояля. Там гранаты, айва, виноград, инжир… Там море без конца и края. Я люблю купаться в море! Я хочу на дачу! Там рядом станция, гудят паровозы. Там проходят разные поезда. А когда машешь им вслед – тебе тоже машут из окон вагонов. И еще там горячий песок, утки, курицы, мельницы, ослики…

Потом я засыпаю на стуле.

Сквозь сон слышу я голоса, все про дачу, про море, про лето…

А утром я просыпаюсь в кровати.

2. Соседи

Фатьма Ханум – тетя Фатьма, мама братьев Рамиса, Рафиса, Расима, Раиса. Как видит меня, каждый раз говорит: «Ах, Петька, Петька, совсем большой!» Она помнит, когда я был маленький. И теперь удивляется, что я большой. Разве можно удивляться! Я ведь рос постепенно. Вот и сейчас, вышел я в коридор, а она говорит:

– Очень быстро растешь!

– Все растут одинаково, – говорю я.

– Расти, расти, – говорит она.

– Вас мама ждет, – соврал я.

Мама любит беседовать с Фатьмой Ханум. А Фатьма Ханум – с моей мамой. Они могут беседовать часами.

– Тетя Фатьма, пойдемте к нам!

В который раз мама рассказывает! О том, как я потерялся. Они смеются. Но я не смеюсь. Что мне смеяться! Я много раз слышал. Раз сто или двести. Очень странные взрослые люди! Рассказывают одно и то же. Разве со мной так бывает? Каждый день у меня куча новостей. Что мне вспоминать старое? Когда кругом одни новости!

Я слышу их разговор.

Мама. Помню, он у меня родился, у него глаза были синие. А потом они стали совсем не синие. Какие-то серые. Так обидно! Вот ведь как бывает!

Фатьма Ханум. Быстро растет…

Мама. Да, да, да, вот я и говорю… А когда он был маленьким, он был маленьким – вот таким… он тогда отправился гулять, он открыл сам дверь, вышел на улицу, он прошел тогда весь город, наискосок весь город, и остановился в скверике; как сейчас помню, была суббота, играл оркестр и под оркестр плясали взрослые. Ему понравилось! Он стал вместе со всеми плясать, его и нашли в таком виде – руки в боки и пляшет!

Фатьма Ханум. Очень веселый ребенок!

Мама. Горе мне с ним.

Фатьма Ханум. У меня четыре.

Мама. Я и забыла!

Они смеются. Но я не смеюсь. Ничего нет смешного.

Тетя Фатьма говорит мне:

– А ну расскажи, как ты там танцевал?

– Я маленький был, – говорю, – и не помню.

– Очень быстро растешь, – говорит она.

– Сыграй-ка Клементи, – просит мама.

Но я не хочу играть Клементи.

– Твой папа учился, – говорит мама. – Сразу после Гражданской войны… Он играл по семь-восемь часов…

– Это я знаю, – говорю я.

– Ну хорошо, – говорит мама, – ну хорошо, тогда спой Фатьме песню.

Мама играет, а я пою:

 
Солнышко ясное,
Наша жизнь прекрасная!

Я пою с удовольствием. Я ору.

– Подожди, подожди! – кричит мама. – Сначала начнем, три… четыре!

 
Солнышко ясное,
Наша жизнь прекрасная!

Я пою во все горло.

– Нельзя ли потише? – просит мама. – Я не слышу рояля.

– Конечно можно, – говорю я, – но тогда какой смысл?

– Сначала, сначала! – кричит мама. – Нас ждет Фатьма!

Хорошо, в дверь постучали. Это старик Ливерпуль. Я сразу узнал. Только он так стучится. Он, когда пьяный, стучит тихо-тихо. Почти неслышно.

Он крутит перед лицом руками. Как будто делает мельницу.

– А где Володя? – говорит он.

– Он не пришел еще, – говорит мама.

– Он мне страшно нужен…

– Но его нет.

– Я хотел угостить его…

– Вы же знаете: он не пьет.

– Я знаю, но вдруг… он ведь мой сосед… он мне страшно нужен…

– Ливерпуль, Ливерпуль, – вздыхает мама.

– Здрасте! – говорит он Фатьме Ханум.

– Здравствуйте, – говорю я.

– Здравствуй, старик, – говорит он мне.

– Я не старик, – обижаюсь я.

– Это неважно, – говорит он.

– Как же неважно? – говорю я.

– Извините, – говорит он.

– Пожалуйста, – говорит мама.

– Я должен вам денег, – говорит он, – не могли бы вы мне одолжить еще?

Мама ему дает бумажку.

– Я вам верну, – говорит Ливерпуль.

– Конечно, конечно, – говорит мама.

И старик Ливерпуль уходит.

У Ливерпуля тонюсенький детский голос, бородка крючком и лысая голова. Мама прозвала его Ливерпулем, хотя он имел другое имя. Он, кажется, был из Перу, каким-то случаем попал в Россию и навсегда остался здесь жить.

Не люблю я, когда он пьяный. Он машет руками, качается. Словно вот-вот упадет. Стариком вдруг назвал меня. Вот новость!

Мама беседует с Фатьмой Ханум. Я смотрю в окно. Вижу брата. Он строит дом из песка.

– Что ты торчишь тут? – говорит мама.

– Так, ничего, – отвечаю я.

Я жду папу. Сейчас выйдет он из-за угла. У него полны руки гостинцев. Чего только нет там! И мандарины, большие оранжевые мандарины!

А папы все нету. Всегда так. Всегда его нету, когда я его жду. Но стоит мне отойти от окна – он появится.

3. На балконе

Я иду на балкон. Вижу девочку с бантом. Она живет вон в том парадном. Ей можно свистнуть. Она глянет вверх. И увидит меня. Это мне и нужно. «Привет, – скажу я, – тра-ля-ля-ля, три-ли-ли!» Она скажет: «Дурак!» – или что-то другое. И дальше пойдет. Как ни в чем не бывало. Как будто бы я не дразнил ее. Тоже мне! Что мне бант! Будто я ее жду! Я жду папу. Он мне принесет гостинцев. Он будет рассказывать мне про войну. И про разное старое время. Папа знает столько историй! Никто лучше не может рассказывать. Я слушал и слушал бы!

Папа знает про все на свете. Но иногда он не хочет рассказывать. Он тогда грустный и говорит: «Нет, не то написал я, не то, не ту музыку… Но ты-то! – он мне говорит. – Ты-то уж не подведешь, я надеюсь?» Мне не хочется папу обидеть. Он мечтает, чтоб я композитором стал. Я молчу. Что мне музыка? Он понимает. «Печально, – говорит он. – Ты представить себе не можешь, как это печально!» Почему печально, когда мне совсем не печально? Ведь папа мне не желает плохого. Тогда почему так? «Кем ты будешь?» – говорит он. «Полководцем», – говорю я. «Опять война?» – Папа мой недоволен. А сам воевал.

Скакал на коне, стрелял из пулемета…

Папа мой очень добрый. Мы с братом однажды сказали папе: «Купи нам мороженое. Но побольше. Чтобы мы наелись». – «Вот тебе таз, – сказал папа, – беги за мороженым». Мама сказала: «Они ведь простудятся!» – «Сейчас лето, – ответил папа, – с чего бы им простудиться!» – «Но горло, горло!» – сказала мама. Папа сказал: «У всех горло. Однако мороженое все едят». – «Но не в таком количестве!» – сказала мама. «Пусть едят сколько хотят. При чем тут количество! Больше они не съедят, чем смогут!» Так сказал папа. И мы взяли таз и пошли за мороженым. И принесли целый таз. Мы поставили таз на стол. Из окон светило солнце. Мороженое стало таять. Папа сказал: «Вот что значит лето!» Велел нам взять ложки и сесть за стол. Мы сели за стол – я, мама, папа, Боба. Мы с Бобой были в восторге! Мороженое течет по лицу, по рубахам. У нас такой добрый папа! Он столько купил нам мороженого! Теперь нам не скоро захочется…

Двадцать деревьев посадил папа на нашей улице. Сейчас они выросли. Огромное дерево перед балконом. Если я потянусь, достану ветку.

Я жду папу. Сейчас он появится. Мне трудно глядеть сквозь ветки. Они закрывают улицу. Но я нагибаюсь и вижу всю улицу.

Обновлено: 10.01.2023

Отец мальчиков работал дирижером оркестра. Он хотел, чтобы и Петя стал музыкантом. Поэтому мальчику приходилось ежедневно упражняться на фортепиано, хотя ему это совсем не нравилось. Пете гораздо больше хотелось строить песчаные дома с братьями Измайловыми. А еще он любил пойти в лавку к дяде Гоше и накупить конфет для своих друзей. Конечно, у него не было денег, и конфеты лавочник давал в долг, который потом оплачивал папа.

Отец очень любил дарить подарки и приносить гостинцы. Так, идя с работы, он мог прихватить с собой ящик мандаринов, которыми угощал потом всех Петиных друзей и соседских детей. А когда Петя с Бобой попросили мороженого, папа купил его целый таз. Мама опасалась, что дети простынут, но ничего такого не произошло.

Как-то папа взял Петю на свой концерт. Мальчик все время вскакивал с кресла, так он был горд за отца. В конце концов Петю вывели из зала, и больше папа с собой его не брал.

Перед концертом мама сетовала, что у папы старые заплатанные брюки. Она говорила, что он должен бы купить себе приличные штаны, а не тратить все деньги на сладости. К тому же он зачем-то купил по два радиоприемника и патефона. На что папа ответил, что он хочет привить детям любовь к музыке. Поэтому каждому из сыновей он и приобрел эти вещи.

А потом началась война, и папа ушел на фронт. Петина семья начала голодать. Но соседи, помня, как часто Петин папа помогал всем нуждающимся, как он был щедр к людям, не оставили их в беде. А зимой папа погиб, защищая Москву от фашистов.

Эта повесть рассказывает о том, какое счастье иметь таких добрых светлых родителей. Она учит тому, что доброта не забывается людьми, она возвращается сторицей.

Читать краткое содержание Голявкин Мой добрый папа. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Голявкин Мой добрый папа

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Главный персонаж этого рассказа – мальчик Алексей. Его родители решили пойти в поход на байдарках. Сына с собой не взяли, так как они сами поехали туда впервые. Чтобы за Алексеем было кому присматривать

На парусном судне служил один матрос –Заторский. Это большой мужик огромной физической силы, но добродушный и незлобивый. Как-то раз матросы сошли на берег сели, тихонько выпивали

В труде Шолохова Червоточина идет повествование о судьбе семей во время становления Советского государства. Речь идет об обычной среднестатистической семье: глава семейства — Яков Алексеевич

Рассказ этот юмористический, в нем говорится о том, что двум людям нелегко прийти к единому мнению, имея разные взгляды на жизнь.

1. Я не хочу обедать

Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Вы ели абрикосы? Я так люблю абрикосы! Но вот мама зовёт меня есть борщ, мне приходится всё бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса — моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеётся, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеётся и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ всё-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю. Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы ещё раз борщ. Только бы не играть на рояле.

— Ах, Клементи, Клементи, — говорит мама. — Счастье играть Клементи!

— Клементи, Клементи! — говорит папа. — Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи.

Папа мой — музыкант. Он даже сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь, у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И такая тяжёлая! Её даже трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке. Папа ездил бы на коне. А я шёл бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон, смотрите, какой Петин папа.

Но папа любит Клементи.

А я не люблю. Я люблю строить дом из песка и друзей люблю, четырёх братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи!

Я играю. И спрашиваю:

— Играй ещё, — говорит мама.

— Играй, играй, — говорит папа.

Я играю, а брат сидит на полу и смеётся. В руках у него заводная машина. Он оторвал от машины колёса. И катает их по полу. И это ему очень нравится. Никто ему не мешает. Не заставляет играть на рояле. И потому ему очень весело. Плачет он очень редко. Когда у него что-нибудь отнимают. Или когда его стригут. Он совершенно не любит стричься. От так и ходил бы всю жизнь лохматый. На это он не обращает внимания. В общем, ему хорошо, а мне плохо.

Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колёсики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.

— Ну, всё, — говорю я, — всё сыграл.

— Ещё разик, — просит папа.

— Больше не буду, — говорю я.

— Ну пожалуйста, — говорит мама.

— Не буду, — говорю я, — не буду!

— Ты смотри мне! — говорит папа.

Я пробую встать. Убираю ноты.

— Я сотру тебя в порошок! — кричит папа.

— Не надо так, — говорит мама.

— Я учился… я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он. Я его в порошок сотру!

Но я-то знал! Он меня не сотрёт в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит. Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа.

— Не буду играть, — говорю я, — и всё!

— Посмотрим, — говорит папа.

— Пожалуйста, — говорю я.

— Посмотрим, — говорит папа.

В третий раз я играю Клементи.

Наконец-то меня отпускают! Моя брат Боба идёт за мной. Он растерял все колёсики. И ему теперь скучно.

На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И всё из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис — младший брат. Он плачет — братья его побили. Нечего делать! И я говорю:

— Ничего. Новый дом построим.

Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша — папин знакомый. Он нам всё отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им всё. Что они захотят. Сколько им угодно.

Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа за всё заплатит.

Мы опять идём к дяде Гоше. И набираем ещё конфет. Он говорит:

— Не много ли? Приходите ещё.

— Непременно придём, — говорим мы.

Во дворе нас окружают ребята. Мы раздаём всем конфеты. Нам не хватает на всех конфет. Например, Керим без конфет. Маша Никонова и Сашок.

Мы опять идём к дяде Гоше.

— Пожалуйста, — просим мы, — извините. Но нам тут не хватило конфет. Что же делать? Мы все очень расстроены. Нам нужно ещё чуть-чуть конфет. Чтобы всем хватило.

— Зачем чуть-чуть! — говорит дядя Гоша. — Берите! И приходите ещё.

Он даёт нам конфет, и все довольны. Теперь всем ребятам хватило конфет.

На улице уже стало темнеть. Фонари зажглись. Скоро всё небо будет в звёздах. Такое в нашем городе небо. Наш город самый красивый. Хотя я не был в других городах. В нашем городе есть бульвар. Там море, корабли и лодки. И виден остров вдали. И нефтяные вышки в море. Я пошёл бы сейчас на бульвар, но вы слышите? Мама зовёт нас на ужин.

И я иду ужинать. Так целый день. Целый день должен я есть!

Я съел ужин, но это не всё. Меня снова ведут к роялю. Папы нет дома, и я говорю:

— Вот отсюда начни, — просит мама, — вот с этой строчки.

— Хватит с меня, — говорю я, — и всё!

— Будем ждать папу, — говорит мама.

Приходит папа. Он весел. Он держит два больших ящика. В этих ящиках мандарины.

— В июне и вдруг мандарины?!

— С трудом достал, — говорит папа.

Он открывает ящики.

— А ну! Налетайте! Ребятки! Хватайте!

Мы налетаем, хватаем, смеёмся. Папа смеётся вместе с нами. Ест мандарины. И говорит:

Я зову братьев Раиса, Рафиса, Расима, Рамиса. И мы угощаем их мандаринами. И ящики быстро пустеют.

Потом братья уходят. И мама уносит пустые ящики. И говорит папе:

— Как с деньгами? Сумеем ли мы всё же съездить на дачу? Хотелось бы. Лето уже проходит.

Я вижу, папа задумался. Он говорит:

— Может, мы сумеем. Но, может быть, и не сумеем. Но если мы даже и не поедем, то не беда — жизнь и так прекрасна!

Но я-то знаю. На даче прекрасней. Там нет рояля. Там гранаты, айва, виноград, инжир… Там море без конца и края. Я так люблю купаться в море! Я так хочу на дачу! Там рядом станция. Там гудят паровозы. Там проходят разные поезда. А когда машешь им вслед — тебе тоже машут из окон вагонов. И ещё там горячий песок, утки, курицы, мельницы, ослики…

Потом я засыпаю на стуле. Сквозь сон слышу я голоса, всё про дачу, про море, про лето…

Краткое содержание

1. Мальчик Петя рассказывает, что он любит делать, а что нет. Он не любит музыку, но его заставляют играть Клементи.

2. Он рассказывает о своих друзьях, родных, соседях и о том, какой у него добрый папа: может накупить мандаринов поделиться ими со всеми друзьями и соседями, принести домой угощения, разрешает детям брать конфеты в магазине, оплачивая потом счет.

3. Раньше папа был военным, плавал на корабле, а сейчас пишет музыку, дирижирует оркестром.

5. Петя и его семья из-за войны узнают, что такое голод, прячутся в бомбоубежище, продали все ноты, чтобы хоть как-то прокормиться. Окружающие, помня доброту их папы, помогают семье Пети.

6. Когда Петя пришел после карнавала, устроенного в школе, он нашел извещение, в котором указано, что его добрый папа геройски погиб.

Главные герои

1) Петя – третьеклассник, веселый и жизнерадостный мальчишка.

2) Добрый папа – Володя, папа Пети, добрый, веселый, делится с окружающими, любит своих детей, вызывает уважение у окружающих.

3) Мама Пети – добрая, справедливая, переживающая, в хороших отношениях с соседями.

4) Боба – младший брат Пети, говорливый, маленький.

5) Соседи – Фатьма ханум и Али Измайловы, родители братьев Рамиса, Рафиса, Расима, Раиса, пожилой мужчина Ливерпуль, Олимпиада Васильевна и дядя Гоша.

Читайте по теме:

Главная мысль

Повесть рассказывает, что война – это ужасно, она разрушает мирный быт людей, приносит с собой голод и горе.

Чему учит?

Повесть учит любить родителей, совершать добрые поступки, делиться с окружающими.

Пословицы

1) Один отец значит больше, чем сто учителей.

2) Если отец храбрец, то и сын молодец.

3) По щедрости руки, видно какое сердце.

4) Война кровь пьет.

Отзыв

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса.

Главный герой повести — мальчик Петя, от лица которого и ведется повествование. Петя вспоминает счастливое время, когда он со своей семьей жил в довоенном Баку. Отец мальчика работал дирижером в оркестре. Он хотел, чтобы его дети, Петя и Боб, тоже стали музыкантами, поэтому Петя учился играть на фортепьяно. Конечно, мальчику не нравились ежедневные занятия музыкой, ему больше хотелось гулять с друзьями и строить замки из песка на пляже. Еще он любил ходить в кондитерскую лавку, где продавец дядя Гоша давал ему в долг конфеты. За конфеты потом платил папа, который был очень добрым и любил всем делать подарки. Как-то он купил целый ящик мандаринов и угощал ими всех соседских детей. А когда его сыновья попросили купить мороженое, он принес его целый таз. Мама боялась, что дети простудятся, но все закончилось благополучно, никто не заболел.

Петя гордился тем, что папа служил во флоте, воевал вместе с самим Чапаевым.

Все заработанные деньги папа тратит на то, чтобы порадовать своих и соседских детей, а себе не может купить даже новые брюки. Зато он пишет симфонию, а у каждого его сына есть собственный патефон и радиоприемник. Папа мечтает о том, чтобы ребята, так же как и он, полюбили музыку, а может быть, когда вырастут, стали композиторами.

Шумная, счастливая жизнь южного города заканчивается, с наступлением войны. Папа Пети уходит на фронт, а семья испытывает большие трудности. Чтобы добыть денег на еду, маме приходится продавать на рынке папины ноты. Это единственная ценная вещь в доме. Соседи помогают Петиной семье с едой, потому, что все помнят, сколько добра делал всем папа мальчика. Он всегда баловал соседских детей, бесплатно учил их музыке, а на улице посадил 20 деревьев, которые всех радовали.

Как-то ребята пошли в кино. В журнале, который показывали перед началом фильма, они увидели своего папу. Контролер кинотеатра разрешил им остаться еще на один сеанс, чтобы вновь увидеть своего отца. Продолжается война, многие соседи уходят на фронт, а семья Пети ждет писем от папы.

Папа погиб, защищая свою родину и своих детей.

Эта очень грустная повесть показывает, как страшна война, на которой гибнут такие прекрасные, добрые люди, как Петин папа.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Голявкин. Все произведения

Мой добрый папа. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Жители колхоза Нечаево с великим сочувствием ведут ежедневные наблюдения за беженцами с фронта в зимний период. Военное время не пожалело никого. Многие потеряли семьи и место жительства.

Главная героиня – девочка 16 лет. Она тяжело больна и на лечение была отправлена в дом отдыха на побережье Балтийского моря. Недуг постепенно отпускает измученный и ослабленный организм. Девушка безмерно рада своему выздоровлению

Витя — сирота, оставшийся без матери, и от его лица идет повествование. В конце зимы в погребе он перебирает «картошки»- на продажу. Бабушка Катерина за сделанную работу обещала Вите сшить новые штаны.

Герцог Вены решает уехать за пределы своего государства и вместо себя оставляет строгого судью Анджело. Никто не знал, что на самом деле Винченцио никуда не уезжал, а просто переоделся в монаха Лодовико.

Ранним утром рассказчик спешит на рыбалку, чтобы не пропустить первый клёв. В туманном лесу раздаётся пение соловья. Затем его рулады подхватывает следующий. Всю дорогу до озера автора сопровождает чудесное пение птиц.

Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл.

И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты я тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Но вот мама зовет меня есть борщ, мне приходится все бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса – моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеется, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеется и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ все-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю. Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы еще раз борщ. Только бы не играть на рояле.

– Ах, Клементи, Клементи, – говорит мама. – Счастье играть Клементи!

– Клементи, Клементи! – говорит папа. – Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи.

Папа мой музыкант. Он сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И тяжелая! Ее трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке. Папа ездил бы на коне. А я шел бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон смотрите, какой Петин папа.

Но папа любит Клементи.

А я не люблю. Я люблю строить дом из песка, и друзей люблю, четырех братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи!

Я играю. И спрашиваю:

– Играй еще, – говорит мама.

– Играй, играй, – говорит папа.

Я играю, а брат сидит на полу и смеется. В руках у него заводная машина. Он оторвал от машины колеса. И катает их по полу. И ему очень нравится. Никто ему не мешает. Не заставляет играть на рояле. И потому ему весело. Плачет он очень редко. Когда у него что-нибудь отнимают. Или когда его стригут. Он совершенно не любит стричься. Он так и ходил бы всю жизнь лохматый. На это он не обращает внимания. В общем, ему хорошо, а мне плохо.

Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колесики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.

– Ну все, – говорю я, – все сыграл.

– Еще разик, – просит папа.

– Больше не буду, – говорю я.

– Ну пожалуйста, – говорит мама.

– Не буду, – говорю я, – не буду!

– Ты смотри мне! – говорит папа.

Я пробую встать. Убираю ноты.

– Я сотру тебя в порошок! – кричит папа.

– Не надо так, – говорит мама.

– Я учился… я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он. Я его в порошок сотру!

Но я-то знал! Он меня не сотрет в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит. Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа.

– Не буду играть, – говорю я, – и все!

– Посмотрим, – говорит папа.

– Пожалуйста, – говорю я.

– Посмотрим, – говорит папа.

В третий раз я играю Клементи.

Наконец-то меня отпускают! Мой брат Боба идет за мной. Он растерял все колесики. И ему теперь скучно.

На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И все из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис – младший брат. Он плачет – братья его побили. Нечего делать! И я говорю:

– Ничего. Новый дом построим.

Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша – папин знакомый. Он нам все отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им все. Что они захотят. Сколько им угодно.

Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа заплатит.

Мы опять идем к дяде Гоше. И набираем еще конфет. Он говорит:

– Не много ли? Приходите еще.

– Непременно придем, – говорим мы.

Во дворе нас окружают ребята. Мы раздаем конфеты. Нам не хватает на всех конфет. Например, Керим без конфет, Маша Никонова и Сашок.

Мы опять идем к дяде Гоше.

– Пожалуйста, – просим мы, – извините. Но нам тут не хватило конфет. Что же делать? Мы очень расстроены. Нам нужно еще чуть-чуть конфет. Чтобы всем хватило.

– Зачем чуть-чуть! – говорит дядя Гоша. – Берите! И приходите еще.

Он дает нам конфет, и все довольны. Теперь всем ребятам хватило конфет.

На улице стало темнеть. Фонари зажглись. Скоро небо будет в звездах. Такое в нашем городе небо. Наш город самый красивый. Хотя я не был в других городах. В нашем городе есть бульвар. Там море, корабли и лодки. И виден остров вдали. И нефтяные вышки в море. Я пошел бы сейчас на бульвар, но вы слышите? Мама зовет нас на ужин.

И я иду ужинать. Так целый день. Целый день должен я есть!

Я съел ужин, но это не все. Меня снова ведут к роялю. Папы нет дома, и я говорю:

– Вот отсюда начни, – просит мама, – вот с этой строчки.

– Хватит с меня, – говорю я, – и все!

– Будем ждать папу, – говорит мама.

Приходит папа. Он весел. Он держит два больших ящика. В этих ящиках мандарины.

– В июне и вдруг мандарины?!

– С трудом достал, – говорит папа. Он открывает ящики. – А ну! Налетайте, ребятки! Хватайте!

Мы налетаем, хватаем, смеемся. Папа смеется вместе с нами. Ест мандарины. И говорит:

Я зову братьев Раиса, Рафиса, Расима, Рамиса, мы угощаем их мандаринами. И ящики быстро пустеют.

Потом братья уходят, мама уносит пустые ящики. И говорит папе:

– Как с деньгами? Сумеем ли мы все же съездить на дачу? Хотелось бы. Лето проходит.

Я вижу, папа задумался. Он говорит:

– Может, мы сумеем. Но может быть, и не сумеем. Но если мы и не поедем, то не беда – жизнь и так прекрасна!

Но я-то знаю. На даче прекрасней. Там нет рояля. Там гранаты, айва, виноград, инжир… Там море без конца и края. Я люблю купаться в море! Я хочу на дачу! Там рядом станция, гудят паровозы. Там проходят разные поезда. А когда машешь им вслед – тебе тоже машут из окон вагонов. И еще там горячий песок, утки, курицы, мельницы, ослики…

Потом я засыпаю на стуле.

Сквозь сон слышу я голоса, все про дачу, про море, про лето…

А утром я просыпаюсь в кровати.

2. Соседи

– Очень быстро растешь!

– Все растут одинаково, – говорю я.

– Расти, расти, – говорит она.

– Вас мама ждет, – соврал я.

Мама любит беседовать с Фатьмой Ханум. А Фатьма Ханум – с моей мамой. Они могут беседовать часами.

– Тетя Фатьма, пойдемте к нам!

Я слышу их разговор.

Мама. Помню, он у меня родился, у него глаза были синие. А потом они стали совсем не синие. Какие-то серые. Так обидно! Вот ведь как бывает!

Фатьма Ханум. Быстро растет…

Мама. Да, да, да, вот я и говорю… А когда он был маленьким, он был маленьким – вот таким… он тогда отправился гулять, он открыл сам дверь, вышел на улицу, он прошел тогда весь город, наискосок весь город, и остановился в скверике; как сейчас помню, была суббота, играл оркестр и под оркестр плясали взрослые. Ему понравилось! Он стал вместе со всеми плясать, его и нашли в таком виде – руки в боки и пляшет!

Фатьма Ханум. Очень веселый ребенок!

Мама. Горе мне с ним.

Фатьма Ханум. У меня четыре.

Мама. Я и забыла!

Они смеются. Но я не смеюсь. Ничего нет смешного.

Тетя Фатьма говорит мне:

– А ну расскажи, как ты там танцевал?

– Я маленький был, – говорю, – и не помню.

– Очень быстро растешь, – говорит она.

– Сыграй-ка Клементи, – просит мама.

Но я не хочу играть Клементи.

– Твой папа учился, – говорит мама. – Сразу после Гражданской войны… Он играл по семь-восемь часов…

– Это я знаю, – говорю я.

– Ну хорошо, – говорит мама, – ну хорошо, тогда спой Фатьме песню.

Мама играет, а я пою:

Я пою с удовольствием. Я ору.

– Подожди, подожди! – кричит мама. – Сначала начнем, три… четыре!

Я пою во все горло.

– Нельзя ли потише? – просит мама. – Я не слышу рояля.

– Конечно можно, – говорю я, – но тогда какой смысл?

– Сначала, сначала! – кричит мама. – Нас ждет Фатьма!

Хорошо, в дверь постучали. Это старик Ливерпуль. Я сразу узнал. Только он так стучится. Он, когда пьяный, стучит тихо-тихо. Почти неслышно.

Он крутит перед лицом руками. Как будто делает мельницу.

– А где Володя? – говорит он.

– Он не пришел еще, – говорит мама.

– Он мне страшно нужен…

– Я хотел угостить его…

– Вы же знаете: он не пьет.

– Я знаю, но вдруг… он ведь мой сосед… он мне страшно нужен…

– Ливерпуль, Ливерпуль, – вздыхает мама.

– Здрасте! – говорит он Фатьме Ханум.

– Здравствуйте, – говорю я.

– Здравствуй, старик, – говорит он мне.

– Я не старик, – обижаюсь я.

– Это неважно, – говорит он.

– Как же неважно? – говорю я.

– Извините, – говорит он.

– Пожалуйста, – говорит мама.

– Я должен вам денег, – говорит он, – не могли бы вы мне одолжить еще?

Мама ему дает бумажку.

– Я вам верну, – говорит Ливерпуль.

– Конечно, конечно, – говорит мама.

И старик Ливерпуль уходит.

У Ливерпуля тонюсенький детский голос, бородка крючком и лысая голова. Мама прозвала его Ливерпулем, хотя он имел другое имя. Он, кажется, был из Перу, каким-то случаем попал в Россию и навсегда остался здесь жить.

Не люблю я, когда он пьяный. Он машет руками, качается. Словно вот-вот упадет. Стариком вдруг назвал меня. Вот новость!

Мама беседует с Фатьмой Ханум. Я смотрю в окно. Вижу брата. Он строит дом из песка.

– Что ты торчишь тут? – говорит мама.

– Так, ничего, – отвечаю я.

Я жду папу. Сейчас выйдет он из-за угла. У него полны руки гостинцев. Чего только нет там! И мандарины, большие оранжевые мандарины!

А папы все нету. Всегда так. Всегда его нету, когда я его жду. Но стоит мне отойти от окна – он появится.

3. На балконе

Скакал на коне, стрелял из пулемета…

Двадцать деревьев посадил папа на нашей улице. Сейчас они выросли. Огромное дерево перед балконом. Если я потянусь, достану ветку.

Я жду папу. Сейчас он появится. Мне трудно глядеть сквозь ветки. Они закрывают улицу. Но я нагибаюсь и вижу всю улицу.

Читайте также:

      

  • Составление диафильмов по произведению в начальной школе
  •   

  • Кабинет домоводства в школе оснащение
  •   

  • Чарушин друзья краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Краткое содержание в виде таблицы
  •   

  • Волшебная роза армянская сказка краткое содержание

  • Рисунок к рассказу миша ласкин
  • Рисунок к рассказу иван царевич и серый волк
  • Рисунок к рассказу мертвая царевна и семь богатырей
  • Рисунок к рассказу зощенко самое главное
  • Рисунок к рассказу медной горы хозяйка