Три книги о Незнайке Николая
Носова вышли в 1953, 1958 и 1964 годах. Эти книги были необычайно популярны и
остаются любимыми у детей и взрослых до наших дней. Созданная писателем
сказочная страна с ее героями очень образна, понятна, жизненна и непосредственна.
В ней есть своя экономика и технический прогресс, есть место проявлению
душевных качеств и особенностей характера героев. Иллюстрации к книге «Приключения Незнайки и
его друзей» создавали художники:
Алексей Лаптев
Генрих Вальк
Борис Калаушин
Леонид Владимирский
Анатолий Борисов
Алексей Михайлович Лаптев
(1905—1965) — художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Проиллюстрировал
множество детских книг, среди которых «Приключения Незнайки и его друзей» Н.
Носова, «Басни» И. А. Крылова. Сотрудничал с журналом «Весёлые картинки». Также
Алексей Михайлович писал стихи.
Впервые сказка о Незнайке под названием «Приключение Незнайки и его товарищей» была напечатана в украинском журнале «Барвинок» сразу на русском и украинском языках. Первыми иллюстраторами были Кира и Виктор Григорьевы. А отдельным изданием на русском языке сказка была издана в 1954 году в издательстве «Детгиз» под названием «Приключения Незнайки и его друзей» с иллюстрациями Алексея Лаптева, который затем был первым иллюстратором продолжения — «Незнайка в Солнечном городе». Эти картинки так понравились детям и взрослым, что до сих пор наиболее часто переиздаются.
Существует серия цветных открыток «Приключения Незнайки и его друзей» художника Алексея Лаптева, вышедших в 1958 году.
Генрих Оскарович Вальк
(1918-1998) — иллюстратор, карикатурист и график. Родился в Тверской губернии,
по национальности — эстонец. Генрих
Вальк поступил в мединститут, но вскоре увлекся карикатурой, стал брать
уроки и медицину оставил.
Работал в сатирическом издании
«Крокодил». Оформил произведения А. Барто, С. Михалкова, Л. Лагина,
В. Драгунского, Б. Заходера,
Е.Благининой и других, всего проиллюстрировал более ста книг, многие из которых были
многократно переизданы. Большинство его работ выполнены в черно-белом
исполнении.
Генрих Вальк — один из самых ранних иллюстраторов Николая Носова. Художник проиллюстрировал почти все рассказы писателя, повесть «Витя Малеев в школе и дома» и знаменитого «Незнайку на Луне», взяв за основу образы, разработанные Алексеем Лаптевым. Сегодня Генрих Вальк считается одним из лучших иллюстраторов книг о Незнайке.
Борис Матвеевич Калаушин (1929-1999) — ленинградский художник, иллюстратор, живописец, а также писатель, историк и общественный деятель в области культуры и искусства. Борисом Калаушиным проиллюстрировано свыше 100 детских книг: «Королевство кривых зеркал» В. Губарева, «Новый наряд короля» Г.Х.Андерсена, «Ухти-Тухти» Б. Поттер, «Три толстяка» Ю. Олеши, сказки Братьев Гримм, пьесы Е. Шварца и многие другие. Работы Бориса Матвеевича выставлены в музее Академии Художеств, Литературном музее, музее Л.Н. Толстого, Третьяковской Галерее, Русском музее, музее Андерсена в Копенгагене, в музее Амстердама, находятся в частных коллекциях России, США, Германии, Мексики и других стран.
Леонид Викторович Владимирский
(1920-2015) — график и иллюстратор. Родился в Москве. После Великой отечественной войны окончил
ВГИК. Его дипломным проектом было создание первого в истории института
кинематографистов диафильма, благодаря которому он сразу получил приглашение от
студии «Диафильм», где стал главным художником.
Особую популярность Леониду
Викторовичу принесло оформление Сказки
Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» и цикла повестей
А.М. Волкова об Изумрудном городе. В 1953
году художник создал для диафильма
«Приключения Буратино» образ деревянного героя в полосатом колпачке, ставший
общеизвестным и считающийся и сегодня классическим. Через три года вышла книга
«Приключения Буратино» с иллюстрациями Владимирского. После этого художник посвятил себя
иллюстрированию детской литературы. В 1959 году с его рисунками вышла первая из
шести сказочных повестей Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Среди других работ художника — иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. А. Фадеевой и А. И. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари и сборнику Русские сказки. Леонид Владимирский создал комплект открыток «Приключения Незнайки и его друзей».
Анатолий Алексеевич Борисов (1944 – 2015) – художник, живописец. Учился в Загорском художественно-промышленном училище игрушки. Работал на Вологодской фабрике игрушек художником-конструктором, затем в Вологодской художественно-производственной мастерской. Анатолий Борисов — постоянный участник областных, зональных художественных выставок. Член Союза художников России. Главным жанром, в котором работал Анатолий Алексеевич, был пейзаж.
Герой Незнайка получился у Николая Носова далеко не
идеальный, но очень живой и непосредственный, вызывающий сочувствие. В своей обычной жизни он дурашлив, но в
экстремальных ситуациях проявляет себя с лучшей стороны. По ночам его мучает совесть за проступки. Он
постоянно пытается чему-то научиться, но не доводит дело до конца. Незнайка бесхитростен
и нерасчётлив: он говорит, что думает, а делает всё, наоборот, не подумавши.
Вот такой веселый маленький необычный герой сказки!
Герои Незнайки Незнайка
Иллюстратор Незнайки Лаптев
Сказочный герой Незнайка
Незнайка с книжкой
Незнайка коротышки из цветочного города
Незнайка поэт
Цветик Незнайка
Незнайка коротышки из цветочного города
Сказочный герой Незнайка
Герои Познайка и Узнайка
«Незнайка» н.Носова
Незнайка огурцовая река
Знайка и Незнайка
Алексей Лаптев иллюстрации
Незнайка на белом фоне для детей
Носов Незнайка поэт
Герои Носова Незнайка
Гурвинек из Незнайки
Алексей Михайлович Лаптев Незнайка
Герои Носова Незнайка
Солнечный город Незнайка в Солнечном городе
Герои Незнайки художник
Лаптев Алексей Михайлович художник Незнайка
Художник Леонид Владимирский Незнайка
Приключения Незнайки и его друзей Лаптев
Книга Незнайка иллюстрации
Незнайка коротышки из цветочного города
Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе
Герои Носова Незнайка
Незнайка в Солнечном городе иллюстрации ружо
Как Незнайка был художником
Алексей Лаптев иллюстрации к Незнайке
Носов Незнайка на воздушном шаре
Незнайка художник Владимирский
Приключения Незнайки иллюстрации Лаптева
Портрет Незнайки Гуньки
Герои Носова Незнайка и его друзья
Алексей Лаптев Незнайка
Николай Носов «приключения Незнайки» Леонид Владимирский
Мигунов иллюстратор Незнайки
Приключения Незнайки и его друзей Челак
Носов Незнайка в Солнечном городе
Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе
Незнайка в Солнечном городе художник Лаптев
Художник Леонид Владимирский иллюстрации Незнайка
Незнайка поэт Цветик
Незнайка в Солнечном городе иллюстрации ружо
Махаон Дмитрюка Незнайка
Носов Незнайка художник
Незнайка акварель
Гурвинек Незнайка
Незнайка на Луне иллюстрации Валька
Незнайка иллюстрации Мигунова
Медаль Незнайка
Персонажи Носова Незнайка
Портрет Незнайки Гуньки
Носов Незнайка поэт
Незнайка в Солнечном городе Николай Носов книга иллюстрации
Незнайка на Луне
Незнайка Буратино Чиполлино
Незнайка на Луне Незнайка и Звездочка
Незнайка на Луне Николай Носов
Незнайка на Луне иллюстрации Валька
Незнайка в Солнечном городе Лаптева
Лаптев Алексей Михайлович иллюстратор
Незнайка на Луне козликик
Незнайка на Луне Невесомость
Носов Николай Николаевич Незнайка на Луне
Незнайка и Чиполлино
Игра ходилка Незнайка СССР
Приключения Незнайки и его друзей как Незнайка был художником
Герои мультфильма Незнайка
Сказочный персонаж Незнайка
Персонажи Николая Носова Незнайка
Незнайка на Луне Незнайка и Звездочка
Герои Незнайки и его друзей
Герои Носова Незнайка
Незнайка в Солнечном городе иллюстрации Челак
Приключения Незнайки и его друзей Незнайка в Солнечном городе книга
Носов н.н. «Незнайка на Луне»
Незнайка на Луне 1997-1999
Носов н. «приключения Незнайки»
Незнайка музыкант
Незнайка думает
Носов н.н. «Незнайка и его друзья»
Отличный мультик и книга. Не менее классные, ностальгические иллюстрации.
Вспомним детство? )
Вконтакте
Одноклассники
Комментарии (60)
Показать сначала комментарии:
-
10 июля 2008 10:06
-
10 июля 2008 10:14
Мульт не помню,а книжка ностальгическая ! [/b]
-
Dragons
10 июля 2008 10:25
-
10 июля 2008 10:27
мда……приятные воспоминания
это сейчас, при изобилии ярких книг и мультов, детишки не запоминают, а тогда-да, редкость была -
10 июля 2008 10:35
Я эту книгу 4 раза читал- так нравилась
-
10 июля 2008 11:05
А ещё была в редакции с цветными картинками.
В СТУДИЮ ИХ!!! -
10 июля 2008 11:08
-
10 июля 2008 11:12
Незнайка на нуле!
-
10 июля 2008 11:24
это была моя сама любимая книжка в детстве )) а еще незнайка в цветочном городе ))
-
10 июля 2008 11:30
И у меня есть эта книжка!
-
10 июля 2008 11:36
детство вспомнил
-
10 июля 2008 11:44
хо4у в песо4ницу
-
10 июля 2008 11:49
скуперфильд уматовый чувак)
-
10 июля 2008 11:50
Прикольно Николай Носов изобразил коммунизм и капитализм на примерах жизни маленьких человечков. И торжество коммунизма во всем мире. Вот это вера у людей была в светлое будущее.
-
10 июля 2008 11:57
-
10 июля 2008 12:01
у меня все книжки были с цветными картинками!!!!!
-
10 июля 2008 12:01
-
10 июля 2008 12:27
эх, посмотрела картинки, прям как из той книжки что у меня была, 4 тома произведений носова
-
10 июля 2008 12:53
-
10 июля 2008 13:08
-
10 июля 2008 13:16
У меня была книжка с такими же иллюстрациями!!!! Мне так она нравилась ,да и сейчас тоже
-
10 июля 2008 13:17
Kara,И ведь верили же искренне! Книжка была отличная! Н.Носов, наверн, и представить себе не мог, что когда-то его произведение назовут «бестселлером»!
-
10 июля 2008 13:20
Читал книгу, смотрел мульт… Такое произведение…
-
10 июля 2008 13:22
-
10 июля 2008 13:26
ностальгия по детству сразу накатила…. эх……
-
10 июля 2008 13:27
в детстве пару раз перечитал эту книженцию
-
10 июля 2008 13:34
А я помню кукольный мульт «Незнайка в солнечном городе» , а этот «низнайка» наверное позже появился
-
10 июля 2008 13:39
Вот оно Тру фентзи!
Читал в деццтве. Гордился, что читаю сам)) очень нравилось -
10 июля 2008 14:07
Талантливый художники-иллюстраторы )) Нашим надо было героев мультика с этих иллюстраций брать
-
10 июля 2008 14:10
-
10 июля 2008 14:33
ностальгия
-
10 июля 2008 14:44
меня дети Шпунтиком дразнили, поэтому книжка мне не нравилась
-
10 июля 2008 14:55
cool’no
-
10 июля 2008 15:07
Цитата: Ванзай
А ещё была в редакции с цветными картинками.
В СТУДИЮ ИХ!!!Да! цветные получше были!
-
10 июля 2008 15:21
помню
помню
-
10 июля 2008 15:22
Приключения Незнайки(там в солнечном и цветочном городе) сохранились, даже переплетал её. А Незнайка на луне с этими иллюстрациями хз куда делась…
-
10 июля 2008 15:29
Знайка ЛОХ…Незнайка муЖЬик…
-
10 июля 2008 15:35
У меня была такая книжка в детстве , с такими же картинками и я её посеял
Классная , но Незнайка в солнечном городе круче
-
10 июля 2008 15:58
Носов жжог не падеццки.Показал книгой, как буржуинам херово живёццо. А Пончик дебил, так контору просрал:))))
-
10 июля 2008 19:40
нда… Носов как в воду глядел… показал, как жили при коммунизме, и как живемъ сейчас…
жесть… иллюстрации вообще шикарные! обидно, книгу тогда не до конца прочитал… -
10 июля 2008 19:43
-
10 июля 2008 20:31
Любимейшая книга детства…
-
-
10 июля 2008 21:11
класные илюстрации
-
-
11 июля 2008 00:41
нарисовано не фигово ток вот маловато как то
-
45t3t45t2
11 июля 2008 05:14
-
11 июля 2008 06:49
классная книжка и рисунки, по ним сняли мульт.
-
11 июля 2008 07:12
Хорошие иллюстрации и книга интересная. Читала когда-то сыну и дочке.
-
11 июля 2008 08:45
-
11 июля 2008 11:52
помню эту трилогию. моя любимая была «Незнайка в Солнечном городе». а издание «Незнайки на Луне» у меня, похоже, было такое же — иллюстрации те же. но часть не припомню почему-то.
-
11 июля 2008 16:06
У меня с цветными картинками была где-то
-
12 июля 2008 17:15
-
13 июля 2008 18:46
Обожала в детстве эту книжку Чета даже перечитать захотелось…
-
21 июля 2008 00:08
А у меня с цветными картинками была))))
-
27 мая 2009 02:01
Информация
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии на сайте.
Начал у себя в колонке обзор иллюстрированных изданий трилогии Носова о Незнайке (тут). Провёл инвентаризацию изданий: посмотрел обложки (спасибо комментаторам — дополнили и поделились своим восприятием). В большинстве случаев уже из картинок на обложках можно понять, какого Незнайку изобразил художник в этой книге. Но, конечно, стоит посмотреть поподробнее. Перехожу к отображению Незнайки и его окружения первыми иллюстраторами (в основном, это Пятидесятые годы).
Как это не раз случалось в истории, образ персонажа был найден и закреплён не писателем, а художником (и не с первого раза). Облик Незнайки у писателя Носова в книге «Приключения Незнайки и его друзей» (1953, первая часть трилогии) описывается следующим образом:
цитата
Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу,
Вроде бы, исчерпывающая инструкция для художника: одежда и её цвет указаны. Но дальше произошла удивительная вещь, всем известная: канонический образ Незнайки вышел из-под пера (рисунки, вроде бы, не карандашом, а тушью и пером) иллюстратора А.Лаптева (1954). Внешним признаком Незнайки навсегда стала не просто шляпа, а шляпа особого покроя: с высокой конической тульей, широкими полями и кисточкой (мексиканские мотивы). Без этой шляпы Незнайка отныне не идентифицируется.
Этот факт признал и сам Носов. В пьесе «Незнайка-путешественник» в 1958 году Носов уточняет характеристику шляпы главного героя (да и появившееся описание черт лица во многом продиктовано рисунком Лаптева):
цитата
У него наивное, глуповатое лицо. Нос остренький, уши большие, волосы светлые, цвета соломы. Одет в оранжевую рубашку с зеленым галстуком, желтые, канареечные, брюки и ярко-голубую широкополую шляпу.
Первые иллюстраторы (1953-1954 гг.)
В.Григорьев-К.Полякова
Первая глава «Приключений Незнайки» была напечатана в киевском журнале «Барвинок» (февральский выпуск 1953 года) на украинском языке (перевод с русского). Самые первые иллюстраторы — В.Григорьев и К.Полякова — о широкополой шляпе ничего не знали.
Следует сразу сказать: украинские иллюстрации очень хороши — они смешные, и характеры у персонажей яркие. Надо вспомнить, какими были в 1953 году типовые детские иллюстрации. Вот образцы из февральского выпуска «Мурзилки». От и до.
А в февральском выпуске «Барвинка» вот такое веселье:
Незнайка сначала был в чём-то вроде тюбетейки, в позднейших изданиях художники вынуждены были одеть его в голубую шляпу с высокой тульей и с полями. Он к тому времени без шляпы уже не ассоциировался с Незнайкой.
Иллюстрации Григорьевой и Поляковой приводятся не по журнальной публикации, а по книге, изданной в Киеве в 1955 году. Но образы персонажей были найдены уже в начале 1953 года.
А.Лаптев
В 1954 году в московском «Детгизе» вышла первая книга трилогии с иллюстрациями А.Лаптева. Книга вышла подозрительно быстро вслед за журнальной киевской публикацией. Если у Носова текст был готов, то Лаптеву-то надо было придумать и нарисовать картинки. Возможно, подготовка книги шла параллельно с публикацией в «Барвинке».
Сравним некоторые эпизоды на рисунках первых украинских иллюстраторов и на рисунках Лаптева.
1) Драка с другом Гунькой.
2) Переправа через мостик.
3) Очищение слезами.
В чём причина успеха образов Лаптева, совершенно затмивших первые иллюстрации? Дело, конечно, не в шляпе, которую придумал Лаптев.
Во-первых, возраст. На картинке киевских иллюстраторов видно, что речь идёт о взрослых, и даже престарелых (седых и длиннобородых), коротышках.
Глуповатое выражение лица Незнайки на картинке киевских иллюстраторов в этом случае означает, что перед нами просто взрослый дегенерат.
Конечно, можно было вспомнить традиции Ивана-дурака… Лаптев эту тенденцию пресёк.
Сейчас снобистский медиаресурс важно так заявляет(https://gorky.media/context/neznajka-i-so…) :
цитата
Герои носовского цикла про Незнайку — вечные дети. Во вселенной Носова нет взрослых, персонажи не растут, не стареют, не размножаются и не умирают. Это, безусловно, уникальная инновация автора.
Не всё так однозначно, товарищи. Такое понимание мира Незнайки — заслуга Лаптева. А рецидивы состаривания коротышек ещё будут проявляться не раз. У Лаптева коротышки — трогательные создания, хотя я бы не сказал, что это дети. Они ближе к сказочным шаловливым эльфам (в трактовке Г.Х.Андерсена в «Дюймовочке»). Эти эльфы имеют взрослые профессиональные навыки (врач, механик, мыслитель…), но обладают при этом здоровой детской психикой.
И второе.
На киевских иллюстрациях Незнайка всё-таки маленький пакостник. Тут ведь вот какое дело — персонажи хороших детских книг взрослыми воспринимаются настороженно. Пеппи Длинныйчулок, например, совершенно разнузданная девица. Я прочитал книгу про неё взрослым человеком. Не хотелось бы в жизни повстречаться с подобной нахалкой (но в детстве, наверное, был бы не прочь встретиться с целью совместного разгрома чего-нибудь). Восхищён либерализмом советской педагогики. Так что реакцию первых иллюстраторов (напоминаю, Сталин был ещё жив на начало публикации) можно понять. А вот Лаптев был особенным человеком: он сразу уловил, что Незнайка — это милый живой персонаж. Такого надо просто любить. Это уже отношение к Незнайке как к ребёнку с позиций гуманистической педагогики (родителей приучали, что поведение Незнайки — это поведение в пределах нормы).
Концепция Лаптева, конечно, более соответствовала духу советской «оттепели». Не думаю, чтобы Незнайка мог бы стать любимцем детей и взрослых, если бы его образ (и образ его окружения) остался в рамках концепции киевских иллюстраторов. И ещё кажется мне, что роль иллюстраций Лаптева в «раскрутке» Незнайки более значительна, чем роль текста Носова.
Обнаружил на сайте «Музей детской книги» приятный сюрприз. Возможно, самый первый Незнайка от Лаптева, причём цветной (высказано предположение, что это вкладыш к «Мурзилке»): https://kid-book-museum.livejournal.com/1….
UPD/31.10.2022.
Источник указан в свежем томе энциклопедии С.В. Чистобаева «Художники детской книги СССР» (буква «Л») — это приложение к Детскому календарю на 1956 год в играх и занятиях (М.: Росгизместпром, 1955). Нет, не первый лаптевский Незнайка (но первый в авторской раскраске).
Помещаю весь комикс.
Л.Владимирский
Выяснилось, что знаменитый Л.Владимирский относится к числу не просто ранних, но самых первых иллюстраторов приключений Незнайки. Самые первые — это которые работали параллельно друг с другом и, скорее всего, друг от друга независимо.
В 1954 году Владимирский сделал диафильм «Приключения Незнайки» (начало повести до изготовления воздушного шара) — тут и тут. И надо же — Владимирский нарядил Незнайку в тюбетейку (как самые первые украинские иллюстраторы)!
А в 1957 году Л.Владимирский дважды обращался к теме Незнайки. Был выпущен ещё один диафильм и набор цветных открыток. Диафильм «Воздушное путешествие Незнайки и его товарищей» охватывает середину сюжета повести (тут). Поскольку это продолжение диафильма 1954 года, Незнайка там в той же тюбетейке. А вот в открытках — уже в голубой панаме (широкополой шляпе). Всё — канон сложился, дети другого Незнайку не желали знать, все художники должны подстраиваться под облик, созданный Лаптевым (вот такой советский маркетинг).
Ну а по технике — что сказать? Владимирский бесподобен, хотя и очень однообразен.
Коротышки у Владимирского — однозначно дети, никаких эльфов или бородатых гномов. Это концепция, осознанное решение.
Г.Вальк
Первое обращение Г.Валька к книгам про Незнайку тоже было в Пятидесятых — иллюстрирование пьесы «Незнайка-путешественник» (1958). Фото картинок — из энциклопедии С.Чистобаева Художники детской книги СССР. 1945-1991. Т. 4. «Г».
Поскольку это были иллюстрации к школьной пьесе, Вальк нарисовал подростков в театральных костюмах. Шляпа на Незнайке есть, но это обычный школьник, равно как и дебелые старшеклассницы, играющие малышек-медработниц.
А вот образ Знайки — в узком чёрном костюме, с яйцеобразной головой — был найден удачно. Вальк потом именно такого Знайку поместил в «Незнайку на Луне». Да и Пончик, про которого ещё никто не знал, что он будет главным героем «Незнайки на Луне», войдёт туда таким, как на рисунке к пьесе: щекастым, в полосатом костюме и в кепочке.
А так, конечно, если бы не знание будущего («Незнайка на Луне», который достался Вальку из-за смерти Лаптева) никто иллюстрации Валька к скучной пьесе не рассматривал бы с таким напряженным вниманием.
«Винтик, Шпунтик и пылесос»
Рассказик, не входящий в корпус повести про Незнайку, но в первых строках отсылающий к ней. Здесь присутствует и Незнайка, и все коротышки, живущие с ним в одном доме (коммуне). В 1950-х этот рассказик иллюстрировали выдающиеся графики И.Семёнов и Е.Мигунов.
Сначала в «Весёлых картинках» в 1957 году в 9-м номере этот рассказ раскадрировал И.Семёнов. Незнайка здесь в полном соответствии с видением Лаптева. Коротышки тоже как у Лаптева — эльфы с детскими личиками.
Позже И.Семёнов иллюстрировал этот рассказ в книжках. Здесь он более плотно нарисовал Незнайку в своём собственном стиле.
А в 1960 году (встречал эту дату как самое раннее издание) «Винтика и Шпунтика» проиллюстрировал Е.Мигунов (сейчас книжку переиздала «Речь»).
Незнайка у Мигунова вроде такой же, как у Лаптева (что означает — в широкополой шляпе). Прямая цитата лаптевской обложки на картинке (это сейчас «оммаж» называют?). Незнайка очень выразительный, эксцентричный. Кстати, Мигунов наметил разделение шевелюры Незнайки на три пряди, которые образуют вершины равнобедренного треугольника (это уточнение канона потом закрепит Вальк в «Незнайке на Луне»). Правда, остальные коротышки выглядят престарелыми.
Да, это решение художника: коротышки у Мигунова не просто престарелые, но даже откровенно дряхлые. Незнайка из них просто самый молодой, потому и дурной. Но всё же Незнайка в таком случае — сформировавшаяся личность (не малыш).
Вот у Мигунова композиция вереницы коротышек как будто напрашивается на сравнение с такой же вереницей у Лаптева.
Если пытаться представить носовских персонажей зрелыми и перезрелыми гномиками, то у Мигунова они, конечно, самые забавные. Для лаптевской концепции коротышек как вечно юных эльфов такие рецидивы уже не представляли опасности.