Рисунок к рассказу новенькая

Пантелеев Л., рассказ «Новенькая»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Новенькая» и их характеристика

  1. Валя Морозова. Ученица 4 класса, новенькая. Маленькая и грустная, часто плакала, потому что у нее пропал папа.
  2. Елизавета Ивановна, учительница, мать Вали. Справедливая, не любит любимчиков, страдает молча, тайком.
  3. Володя Бессонов. Балагур и шутник, заводила всех игр и забав, человек справедливый, добрый, с сочувствием отнесся к Вале.
  4. Лиза Кумачева. Девочка из класса, сильно переживала за Валю и радовалась когда ее отец нашелся.

План пересказа рассказа «Новенькая»

  1. Первый день после каникул
  2. Володька опоздал
  3. Новенькая ученица
  4. Новенькая учительница
  5. Слезы Морозовой
  6. Морозова, к доске!
  7. Пропал папа
  8. Слезы Елизаветы Ивановны
  9. Морозова заболела
  10. Ранний гость.
  11. Известие о капитане Морозове
  12. Ребята ищут дом
  13. Встреча с учительницей
  14. Мама и дочь
  15. Радость

Кратчайшее содержание рассказа «Новенькая» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда после новогодних каникул Володька пришел в школу, в классе уже сидела новенькая девочка, а урок вела новая учительница.
  2. Морозова расплакалась, рассказывая о себе, и Лиза Кумачева узнала, что у нее пропал папа.
  3. Девочки хотели рассказать об этом учительнице, но увидели, что она тоже плачет.
  4. Морозова заболела, а Бессонов услышал по радио о капитане Морозове.
  5. Володя и Лиза встречают учительницу и она оказывается мамой Вали Морозовой.
  6. Валя узнает, что ее отец жив и плачет и смеется от радости.

Главная мысль рассказа «Новенькая»
Переживания за родного человека, за того, кого мы любим, всегда самые сильные, как и радость, но нужно всегда надеяться на лучшее.

Чему учит рассказ «Новенькая»
Рассказ учит проявлять сочувствие к чужому горю, учит поддерживать своих товарищей в трудную минуту, учит быть настоящим другом. Рассказ учит тому, что войны никогда не должны случаться, потому что они несут людям только горе. Учит тому, что нельзя скрывать свои чувства от друзей, будь то радость или горе.

Отзыв на рассказ «Новенькая»
Меня очень тронул этот замечательный рассказ. Мне, также как и ребятам в классе, было жаль Валю Морозову, потому что она так сильно волновалась за своего папу. Очень плохо, когда люди вынуждены уходить на войну, бросая своих близких людей. Я бы хотела, чтобы войн никогда не было. Но рассказ заканчивается счастливо, Валя узнает, что ее папа жив, и радость сразу преображает девочку, превращая ее в красавицу.

Пословицы к рассказу «Новенькая»
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Не изведав горя, не оценишь радости.
Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.
Война есть зло, а мир — благо.
Без беды друга не узнаешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Новенькая»
Зимой 1940 года Володька Бессонов очень спешил первым прийти в  школу после зимних каникул. Он даже не остановился посмотреть на танки, которые проходили по улице. Только раз он задержался послушать радио, когда передавали сводку с фронта.
И вот Володька заскочил в школу и радостно поздоровался с нянюшкой возле вешалок. Он крикнул, что пришел первым, но нянюшка одернула его и указала на девчачье пальто с заячьим воротником, которое уже висело на вешалке.
Володька расстроился и попытался вспомнить, чье же это пальто, но решил, что видимо это девочка из другого класса. Он вприпрыжку побежал по лестнице.
***
Когда Володька зашел в свой класс, он сперва решил, что ошибся, потому что за первой партой сидела маленькая и худенькая девочка с белыми косичками и зелеными бантами. Но оказалась, что девочка новенькая. Вскоре стали приходить еще ребята и всем Володька кричал, что первым увидел новенькую, которую как оказалось зовут Морозова, и приехала она с восточной Украины.
Лиза Кумачева предложила ей сидеть с ней, и Морозова пересела за ее парту.
Ребята обменивались впечатлениями от каникул и всем было что рассказать. Володька же рассказал, что слышал как милиционер сбил из нагана финский бомбардировщик, но конечно ему не поверили.
Но тут в класс прибежала Вера Макарова и сказала, что у них будет новая учительница. И следом за Верой вошла новая учительница, молодая, красивая, с золотыми косами. Она сказала, что ее зовут Елизавета Ивановна, и стала знакомиться с ребятами. Когда очередь дошла до новенькой, она сказала, что ее зовут Валя Морозова и она родилась в Киеве. Но когда она дошла до слова папа, то запнулась и заплакала. Елизавета Ивановна стала успокаивать девочку, а ребята зашумели. Видно было, что молодая учительница и сама очень волнуется, а когда прозвенел звонок, она быстро вышла из класса.
Ребята окружили Морозову и стали ее расспрашивать. Кто-то принес воды. Но Морозова все плакала. Наконец ребята успокоились, а потом прозвенел звонок и начались следующие уроки. Елизавета Ивановна вызвала Морозову к доске на русском языке, но на других уроках не вызывала, и помаленьку ребята забыли о странном случае.
Когда уроки закончились, новенькую догнала Лиза Кумачева и стала расспрашивать ее о том, где она живет, и тепло ли в Киеве. Новенькая отвечала короткими фразами, а потом спросила, сильно ли глупо было, что она заплакала. Морозова объяснила, что у нее пропал папа и уже одиннадцать дней от него нет известий. Папа Морозовой был военный летчик и пропал во время боевого вылета на фронте.
Лиза проводила Валю до Кузнечного переулка и новенькая поспешила попрощаться.
***
На следующий день ребята уже знали о горе в семье Морозовой и очень за нее переживали. Поэтому, когда Елизавета Ивановна первой вызвала к доске Морозову, в классе поднялся ропот. Но Морозова с горем пополам ответила урок и следующим к доске пошел Бессонов. Он быстро получил двойку и довольный сел на свое место.
На перемене девочки решили поговорить с учительницей и рассказать ей про отца Морозовой. Они отправились в учительскую и успели заметить, как Елизавета Ивановна украдкой вытирала платком глаза. Девочки решили, что она плакала, и что у нее тоже какое-то горе.
Между тем учеба шла своим чередом, учительница вызывала Морозову не чаще других, а та училась неровно. То получит отлично, то двойку. И все понимали, почему так происходит. Но в классе Морозова больше не плакала.
Только в начале февраля она снова не выдержала. Тогда ребята собирали посылки бойцам на фронт, и Валя заплакала, видимо вспомнила папу.
Вскоре Морозова не пришла в школу и учительница сказала, что она заболела.

***
На следующий день Морозова снова не пришла, и Лиза Кумачева с девочками решили ее навестить. Но в учительской Елизавета Ивановна сказала, что у Морозовой ангина и к ней нельзя.
А на следующий день был выходной и Лиза спала дольше обычного. Сквозь сон она услышала звонок и чей-то взволнованный голос. Это Володька Бессонов объяснял ее маме, что у них в классе есть девочка Валя Морозова, у которой пропал папа. Увидев вставшую Лизу, Володька бросился к ней и спросил, не знает ли она имени папы Морозова, и не капитан ли он.
Лиза ответила что не знает, и спросила, что случилось.
Оказалось, что мальчик услышал по радио отрывок объявления, в котором говорилось о присвоении звания командиру эскадрильи капитану Ивану Морозову. Вот только отчество у Морозова было сложное и Володька понял его как Феклистович.
Лиза Кумачева сказала, что точно не знает где живет Морозова, но где-то в первых домах на Кузнечном переулке. Она оделась и ребята побежали искать Морозову.
Ребята осмотрели доски на пяти домах и вдруг увидели Еизавету Ивановну, свою учительницу. Они подбежали к ней, а та вдруг испугалась. Ребята стали спрашивать, не знает ли учительница, где живет Морозова.
Елизавета Ивановна сказала, что знает, и спросила в чем дело. А Лиза сказала, что кажется у Вали нашелся отец. И тут ребята увидели, что учительница побледнела. Они рассказали ей про передачу по радио и когда дело дошло до отчества, Володька снова запнулся. Но учительница сразу подсказала — Феоктистович. Володька удивился, откуда учительница это знает, но Елизавета Ивановна уже чуть не бегом вела их к Вале.
Учительница привела их ко второму дому, возле которого ребята уже были, и поднялась на четвертый этаж. Она открыла дверь своим ключом и пригласила ребят войти. Те не успели удивиться, как тоненький голос спросил: «Мама, это ты?», и ребята узнали голос Морозовой.
Елизавета Ивановна ответила, что это она, и что она не достала газету, но привела другую -живую. Валя Морозова со смущением узнала Володьку и Лизу. Но Елизавета Ивановна уже вытаскивала ее из под одеяла, говоря, что горевали они одни, а радоваться будут вместе. И Елизавета Ивановна сказала Вале, что папа жив.
Валя уткнулась в подушку и заплакала. А потом подняла голову и оказалось, что она уже смеется. И ребята впервые заметили, какая она хорошенькая и что она как две капли воды похожа на Елизавету Ивановну. И удивились этому, хотя ничего в этом удивительного не было.

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация по чтению на тему Леонид Пантелеев «Новенькая » — 2 урок ( 3 класс)



Скачать материал

Дистанционный Ч Т Е Н И Е



Скачать материал

  • Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 11 регионов

  • Сейчас обучается 105 человек из 44 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Дистанционный Ч Т Е Н И Е

    1 слайд

    Дистанционный

    Ч Т Е Н И Е

  • ТВОРЧЕСТВО Леонида Пантелеева  Алексей Иванович Еремеев

   1908-...

    2 слайд

    ТВОРЧЕСТВО
    Леонида Пантелеева

    Алексей Иванович Еремеев

    1908-
    1987

  • Хорошая книжка
    Привыкла к прочтенью.
    Тот получает пятёрки по чтен...

    3 слайд

    Хорошая книжка
    Привыкла к прочтенью.
    Тот получает пятёрки по чтенью
    Кто с детства любитель
    Большой почитать
    И книжки, как взрослых привык уважать.

  • «НОВЕНЬКАЯ»
(художественный   рассказ)

    4 слайд

    «НОВЕНЬКАЯ»
    (художественный рассказ)

  • О  Т  В  Е  Т  Ы   по работе с  произведением
 Л. Пантелеева «НОВЕНЬКАЯ»:
1....

    5 слайд

    О Т В Е Т Ы по работе с произведением
    Л. Пантелеева «НОВЕНЬКАЯ»:
    1. Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев)
    2. «НОВЕНЬКАЯ»
    3. Художественный рассказ
    4. Прямоугольник жёлтого цвета
    5
    6. Это рассказ о Вале Морозовой, об её одноклассниках, об учителе
    7. Валя Морозова и её новые одноклассники
    8. Произведение написано в прозаической форме
    9. Художественный стиль
    10. Любые горе и радость человек легче переносит в кругу друзей. Это произведение рассказывает о поведении ребят в классе. Они понимали, что Вале приходится нелегко, потому что потерять папу – всегда горе. И они старались как могли поддержать девочку и даже заступиться за неё, когда им показалось, что Валю несправедливо обижают.

  • «НОВЕНЬКАЯ»
(художественный   рассказ)

Любые горе и радость человек легче пе...

    6 слайд

    «НОВЕНЬКАЯ»
    (художественный рассказ)

    Любые горе и радость человек легче переносит в кругу друзей. Это произведение рассказывает о поведении ребят в классе. Дети понимали, что Вале приходится нелегко, потому что потерять папу – всегда горе. И они старались, как могли поддержать девочку и даже заступиться за неё, когда им показалось, что Валю несправедливо обижают.

  • ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ (УСТНО!):

    7 слайд

    ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ (УСТНО!):

  • ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ (УСТНО!):

    8 слайд

    ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ (УСТНО!):

  • РУБРИКА 
   «РАБОТА   С   ТЕКСТОМ»
     « ВОЛК –ЯБЕДНИК»

    9 слайд

    РУБРИКА
    «РАБОТА С ТЕКСТОМ»
    « ВОЛК –ЯБЕДНИК»

Краткое описание документа:

Литературное чтение 3 класса Л.А.Ефросининой предполагает изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения( композиция текста,язык произведения, изображение героев) Сравнение героев разных произведений,анализ их поступков, выделение деталей для характеристики, определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 870 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.06.2020
  • 149
  • 2
  • 05.06.2020
  • 810
  • 74

Рейтинг:
4 из 5

  • 05.06.2020
  • 4213
  • 843

«География (изд. «Просвещение»)», Дронов В.П., Савельева Л.Е.

  • 05.06.2020
  • 2068
  • 386
  • 05.06.2020
  • 1362
  • 142
  • 05.06.2020
  • 171
  • 3
  • 05.06.2020
  • 1683
  • 279

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»



  • Скачать материал


    • 05.06.2020


      1073
    • PPTX
      3.9 мбайт
    • 104
      скачивания
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Серебрякова Ирина Владиславовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Серебрякова Ирина Владиславовна

    • На сайте: 2 года и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 56865
    • Всего материалов:

      45

Время чтения: 39 мин.

На улицах еще не совсем рассвело, и синие лампочки еще горели у подъездов и над воротами домов, а Володька Бессонов уже бежал в школу. Бежал он очень быстро, — во-первых, потому, что на улице было холодно: говорят, что таких морозов, как в этом, 1940 году, в Ленинграде не было уже сто лет; а во-вторых, Володьке очень хотелось самым первым явиться сегодня в класс. Вообще-то он не был особенно прилежным и выдающимся мальчиком. В другое время он, пожалуй, и опоздать не постеснялся бы. А тут — в первый день после каникул — было почему-то здорово интересно прийти именно первым и потом на каждом шагу и где только можно говорить:

— А вы знаете, я сегодня первый пришел!..

Он даже не остановился, чтобы посмотреть на огромные, выкрашенные в белую краску танки, которые, покачиваясь и оглушительно громыхая, проходили в это время по улице. Да это было и не очень-то интересно, — танков теперь в городе было, пожалуй, побольше, чем трамваев.

На одну минуту только остановился Володька на углу — послушать радио. Передавали оперативную сводку штаба Ленинградского военного округа. Но и тут ничего интересного не было сегодня: поиски разведчиков и на отдельных участках фронта ружейно-пулеметная и артиллерийская перестрелка…

В раздевалке тоже еще горела синяя лампочка. Старая нянюшка дремала, положив голову на деревянный прилавок, около пустых вешалок.

— Здрасти, нянечка! — заорал Володька, кидая свой портфель на прилавок.

Старуха испуганно вскочила и захлопала глазами.

— С добрым утром вас! Хорошего аппетита! — затараторил Володька, снимая пальто и галоши. — Что? Не ждали? А я ведь, вы знаете, первый пришел!!!

— А вот и врешь, балаболка, — сказала старуха, потягиваясь и зевая.

Володька оглянулся и увидел на соседней вешалке маленькое девичье пальто с белым, кошачьим или заячьим, воротником.

«Эх, надо же! — подумал он с досадой. — Какая-то фыфра обскакала на полкилометра…»

Он попытался по виду определить, чье это пальто. Но что-то не мог вспомнить, чтобы у какой-нибудь девочки в их классе было пальто с заячьим воротником.

«Значит, это из другого класса девчонка, — подумал он. — Ну, а из чужого класса не считается. Все равно я первый».

И, пожелав нянюшке «спокойной ночи», он подхватил свой портфель и поскакал наверх.

* * *

…В классе за одной из первых парт сидела девочка. Это была какая-то совсем незнакомая девочка — маленькая, худенькая, с двумя белокурыми косичками и с зелеными бантиками на них. Увидев девочку, Володька подумал, что он ошибся и заскочил не в свой класс. Он даже попятился обратно к двери. Но тут он увидел, что класс этот — никакой не чужой, а его собственный, четвертый класс — вон на стене висит рыжий кенгуру с поднятыми лапами, вон коллекция бабочек в ящике за стеклом, вон его собственная, Володькина, парта.

— С добрым утром! — сказал Володька девочке. — Хорошего аппетита. Как вы сюда попали?

— Я — новенькая, — сказала девочка очень тихо.

— Ну? — удивился Володька. — А почему — зимой! А чего ж ты так рано?

Девочка ничего не сказала и пожала плечами.

— Может быть, ты не в тот класс пришла? — сказал Володька.

— Нет, в этот, — сказала девочка. — В четвертый «Б».

Володька подумал, почесал затылок и сказал:

— Чур, я тебя первый увидел.

Он прошел к своей парте, внимательно осмотрел ее, потрогал для чего-то крышку, — все было в порядке; и крышка открывалась и закрывалась, как полагается.

В это время в класс вошли две девочки. Володька захлопнул парту и закричал:

— Кумачева, Шмулинская! Здравствуйте! С добрым утром! У нас новенькая!.. Я ее первый увидел…

Девочки остановились и тоже с удивлением посмотрели на новенькую.

— Правда? Новенькая?

— Да, — сказала девочка.

— А почему ты зимой? А как тебя зовут?

— Морозова, — сказала девочка.

Тут появилось еще несколько человек. Потом еще. И всем Володька объявлял:

— Ребята! У нас новенькая! Ее зовут Морозова. Я ее первый увидел.

Новенькую обступили. Стали разглядывать, расспрашивать. Сколько ей лет? И как ее зовут? И почему она зимой поступает в школу?

— Я не тутэшняя, — потому, — сказала девочка.

— Что значит «не тутэшняя»? Ты что — не русская?

— Нет, русская. Только я с Украины приихала.

— С какой? С Западной?

— Нет. С Восточной, — сказала девочка.

Отвечала она очень тихо и коротко и, хотя не смущалась нисколько, была какая-то грустная, рассеянная, и все время казалось, что ей хочется вздохнуть.

— Морозова, хочешь давай будем сидеть со мной? — предложила ей Лиза Кумачева. — У меня место свободное.

— Давай, все равно, — сказала новенькая и пересела на Лизину парту.

В этот день почти весь класс явился раньше, чем обычно. Каникулы в этом году тянулись почему-то необыкновенно долго и томительно.

Ребята не виделись всего две недели, но за это время у каждого накопилось новостей больше, чем в другое время за все лето.

Волька Михайлов ездил с отцом в Териоки, видел взорванные и сожженные дома и слышал — правда, издалека — настоящие артиллерийские выстрелы. У Любы Казанцевой бандиты ограбили сестру, сняли с нее меховую жакетку, когда она возвращалась вечером домой с фабрики. У Жоржика Семенова ушел добровольцем на войну с белофиннами брат, известный лыжник и футболист. А у Володьки Бессонова хотя своих новостей и не было, зато он «своими ушами» слышал, как в очереди одна старуха говорила другой, будто «своими глазами» видела, как в Парголове около кладбища постовой милиционер сбил из нагана финский бомбардировщик…

Володьке не поверили, знали, что он балаболка, но все-таки дали ему поврать, потому что все-таки это было интересно и потому еще, что он очень смешно об этом рассказывал.

Заговорившись, ребята забыли о новенькой и не заметили, как прошло время. А за окнами уже совсем рассвело, и вот в коридоре зазвенел звонок, зазвенел как-то особенно — громко и торжественно.

Ребята быстрее, чем обычно, расселись по партам.

В это время в класс вбежала запыхавшаяся длинноногая Вера Макарова.

— Ребята! — закричала она. — Вы знаете… Новость!..

— Что? Что такое? Какая? — закричали вокруг.

— Вы знаете… у нас… у нас… новенькая…

— Ха! — захохотали ребята. — Новость! Давно без тебя знаем…

— Новенькая учительница, — сказала Вера.

— Учительница?

— Ага. Вместо Элеоноры Матвеевны будет. Ой, вы бы видели! — Вера всплеснула своими длинными руками. — Хорошенькая… Молоденькая… Глаза голубые, а волосы…

Ей не пришлось дорисовывать портрет новой учительницы. Открылась дверь, и на пороге появилась она сама — действительно очень молодая, голубоглазая, с двумя золотистыми косами, заплетенными, как венок, вокруг головы.

Ребята поднялись ей навстречу, и в тишине какая-то девочка громко прошептала своей соседке:

— Ой, и правда, какая хорошенькая!..

Учительница чуть заметно улыбнулась, подошла к своему столику, положила портфель и сказала:

— Здравствуйте, ребята. Вот вы какие! А мне говорили, что вы маленькие. Садитесь, пожалуйста.

Ребята сели. Учительница прошлась по классу, остановилась, опять улыбнулась и сказала:

— Ну, давайте познакомимся. Меня зовут Елизавета Ивановна. А вас?

Ребята засмеялись. Учительница прошла к столу и раскрыла журнал.

— О, да вас тут много. Ну, давайте все-таки знакомиться. Антонова — кто это?

— Я! — сказала Вера Антонова, поднимаясь.

— Ну, расскажи мне немножко о себе, — сказала учительница, присаживаясь к столу. — Как тебя зовут? Кто твои папа и мама? Где ты живешь? Как ты учишься?

— Учусь — ничего, хорошо, — сказала Вера.

Ребята зафыркали.

— Ну, садись, — усмехнулась учительница. — Поживем — увидим. Следующий — Баринова!

— Я!

— А тебя как зовут?

Баринова сказала, что ее зовут Тамара, что живет она в соседнем доме, что мама у нее буфетчица, а папа умер, когда она еще была маленькая.

Пока она это рассказывала, Володька Бессонов нетерпеливо ерзал на своей парте. Он знал, что его фамилия — следующая, и не мог дождаться очереди.

Не успела учительница вызвать его, как он вскочил и затараторил:

— Меня зовут Володя. Мне одиннадцать лет. Мой папа — парикмахер. Я живу угол Обводного канала и Боровой. У меня есть собака Тузик…

— Тихо, тихо, — улыбнулась учительница. — Ладно, садись, хватит, о Тузике ты мне после расскажешь. А то я с твоими товарищами не успею познакомиться.

Так она постепенно, по алфавиту, опросила полкласса. Наконец подошла очередь новенькой.

— Морозова! — выкликнула учительница.

Со всех сторон закричали:

— Это новенькая! Елизавета Ивановна, она новенькая. Она сегодня первый раз.

Учительница внимательно посмотрела на маленькую, худенькую девочку, поднявшуюся из-за своей парты, и сказала:

— Ах, вот как?

— Елизавета Ивановна! — закричал Володька Бессонов, поднимая руку.

— Ну, что?

— Елизавета Ивановна, эта девочка новенькая. Ее зовут Морозова. Я ее сегодня первый увидел…

— Да, да, — сказала Елизавета Ивановна. — Мы уже слышали об этом. Ну, что ж, Морозова, — обратилась она к новенькой, — расскажи и ты нам о себе. Это будет интересно не только мне, но и твоим новым товарищам.

Новенькая тяжело вздохнула и посмотрела куда-то в сторону, в угол.

— Меня зовут Валя, — сказала она. — Мне будет скоро двенадцать лет. Я родилась у Киеви и все время там жила — с папой и мамой. А потом…

Тут она запнулась и совсем тихо, одними губами сказала:

— Потом мой папа…

Что-то мешало ей говорить.

Учительница вышла из-за стола.

— Хорошо, Морозова, — сказала она, — хватит. Ты после расскажешь.

Но было уже поздно. У новенькой задрожали губы, она повалилась на парту и громко, на весь класс заплакала.

Ребята повскакали со своих мест.

— Что с тобой? Морозова! — крикнула учительница.

Новенькая не отвечала. Она уткнулась лицом в сложенные на парте руки и делала все, чтобы сдержать слезы, но, как ни старалась, как ни сжимала зубы, — слезы все текли и текли, и плакала она все громче и все безутешнее.

Учительница подошла к ней и положила руку ей на плечо.

— Ну, Морозова, — сказала она, — милая, ну, успокойся…

— Елизавета Ивановна, может быть, она больная? — сказала ей Лиза Кумачева.

— Нет, — ответила учительница.

Лиза взглянула на нее и увидела, что учительница стоит, закусив губу, и что глаза у нее стали мутные, и что она тяжело и порывисто дышит.

— Морозова… не надо, — сказала она и погладила новенькую по голове.

В это время за стеной зазвенел звонок, и учительница, ни слова не сказав, повернулась, подошла к своему столу, взяла портфель и быстро вышла из класса.

Новенькую со всех сторон окружили. Стали ее теребить, уговаривать, успокаивать. Кто-то побежал в коридор за водой, и когда она, стуча зубами, сделала несколько глотков из жестяной кружки, она успокоилась немножко и даже сказала «спасибо» тому, кто ей принес воду.

— Морозова, ты что? Что с тобой? — спрашивали вокруг.

Новенькая не отвечала, всхлипывала, глотала слезы.

— Да что с тобой? — не отставали ребята, наседая со всех сторон на парту.

— Ребята, уйдите! — отталкивала их Лиза Кумачева. — Ну, как вам не стыдно! Мало ли… может быть, у нее кто-нибудь умер.

Эти слова подействовали и на ребят и на новенькую. Новенькая опять повалилась на парту и еще громче заплакала, а ребята смутились, замолчали и стали понемногу расходиться.

Когда, после звонка, Елизавета Ивановна снова появилась в классе, Морозова уже не всхлипывала, только изредка шмыгала носом и сжимала в руке маленький, промокший до последней ниточки платок.

Учительница ей ничего больше не сказала и сразу же приступила к уроку.

Вместе со всем классом новенькая писала диктовку. Собирая тетради, Елизавета Ивановна остановилась около ее парты и негромко спросила.

— Ну, как, Морозова?

— Хорошо, — пробурчала новенькая.

— Может быть, тебе лучше все-таки пойти домой?

— Нет, — сказала Морозова и отвернулась.

Больше за весь день Елизавета Ивановна к ней не обращалась и не вызывала ее ни на русском ни на арифметике. Товарищи тоже оставили ее в покое.

В конце концов, что тут особенно интересного в том, что маленькая девочка заплакала на уроке? О ней просто забыли. Только Лиза Кумачева почти каждую минуту спрашивала у нее, как она себя чувствует, и новенькая или говорила ей «спасибо», или ничего не отвечала, а только кивала головой.

Кое-как досидела она до конца уроков, и не успел отзвенеть последний звонок, как она торопливо собрала свои книжки и тетради, затянула их ремешком и побежала к выходу.

У вешалки, постукивая номерком о прилавок, уже стоял Володька Бессонов.

— Вы знаете, нянечка, — говорил он, — у нас в классе новенькая. Ее зовут Морозова. Она с Украины приехала. С Восточной… Вот она! — сказал он, увидев Морозову. Потом посмотрел на нее, сморщил нос и сказал: — Что, плакса-вакса, не удалось обскакать? Я все-таки первый ухожу. Да-с.

Новенькая взглянула на него с удивлением, а он прищелкнул языком, повернулся на каблуках и стал натягивать пальто, — как-то по-особенному, всовывая руки в оба рукава сразу.

Из-за Володьки новенькой не удалось уйти незамеченной из школы. Пока она одевалась, в раздевалке набился народ.

Застегивая на ходу коротенькое пальтецо с белым заячьим воротником, она вышла на улицу. Почти следом за ней выбежала на улицу Лиза Кумачева.

— Морозова, тебе в какую сторону? — сказала она.

— Мне — сюда, — показала налево новенькая.

— Ой, по пути, значит, — сказала Лиза, хотя идти ей нужно было совсем в другую сторону. Просто ей очень хотелось поговорить с новенькой.

— Ты на какой улице живешь? — спросила она, когда они дошли до угла.

— А что? — спросила новенькая.

— Ничего… Просто так.

— На Кузнечном, — сказала новенькая и зашагала быстрее. Лиза еле-еле поспевала за ней. Ей очень хотелось как следует расспросить новенькую, но она не знала, с чего начать.

— Правда, Елизавета Ивановна хорошенькая? — сказала она.

Новенькая помолчала и спросила:

— Это какая Елизавета Ивановна? Учительница?

— Да. Правда, она чудная?

— Ничего, — пожала плечами новенькая.

Здесь, на улице, в своем легком пальтишке она казалась еще меньше, чем в классе. Нос и все лицо у нее на морозе страшно покраснели. Лиза решила, что лучше всего заговорить для начала о погоде.

— У вас что — на Украине — теплее или холоднее? — сказала она.

— Трохи теплей, — сказала новенькая. Вдруг она убавила шаг, посмотрела на свою спутницу и сказала:

— Скажи, это очень глупо, що я так ревела сегодня у классе?

— Ну, почему? — пожала плечами Лиза. — У нас тоже девочки плачут… А ты почему плакала, что у тебя случилось, а?

Она думала почему-то, что новенькая ей не ответит. Но та посмотрела на Лизу и сказала:

— У меня папа пропал.

Лиза даже остановилась от удивления.

— Как пропал? — сказала она.

— Он — летчик, — сказала новенькая.

— А где он — в Киеве пропал?

— Нет, здесь — на фронте…

Лиза открыла рот.

— Он что у тебя — на войне?

— Ну, да, конечно, — сказала новенькая, и Лиза, посмотрев на нее, увидела, что у нее в глазах опять блестят слезы.

— А как же он пропал?

— Ну, как вообще на войне пропадают. Улетел, и никто не знает, що с ним. Одиннадцать дней от него писем не было.

— Может быть, некогда ему? — неуверенно сказала Лиза.

— Ему и всегда некогда, — сказала новенькая. — А он все-таки в декабре оттуда восемь листиков прислал.

— Да, — сказала Лиза и покачала головой. — А вы когда, давно из Киева приехали?

— Мы сразу, вместе с ним приихалы, як только война началась — на третий день.

— И мама твоя приехала?

— Конечно.

— Ох, наверно, она тоже волнуется! — сказала Лиза. — Плачет, наверно, да?

— Нет, — сказала новенькая. — Моя мама умиет не плакать…

Она посмотрела на Лизу, сквозь слезы усмехнулась и сказала:

— А я вот не умию…

Лиза хотела сказать ей что-нибудь хорошее, теплое, утешительное, но в эту минуту новенькая остановилась, протянула ей руку и сказала:

— Ну, до свиданья, теперь я одна пойду.

— Почему? — удивилась Лиза. — Это ж еще не Кузнечный. Я тебя провожу.

— Нет, нет, — сказала новенькая и, торопливо пожав Лизину руку, побежала дальше одна.

Лиза видела, как она свернула за угол — в Кузнечный переулок. Из любопытства Лиза тоже дошла до угла, но когда она заглянула в переулок новенькой там уже не было.

* * *

На следующее утро Валя Морозова пришла в школу очень поздно, перед самым звонком. Когда она появилась в классе, там сразу стало очень тихо, хотя за минуту до этого стоял такой гвалт, что в окнах звенели стекла, а мертвые бабочки в классной коллекции шевелили крылышками, как живые. По тому, как участливо и жалостливо все на нее посмотрели, новенькая поняла, что Лиза Кумачева уже успела рассказать о вчерашнем их разговоре на улице. Она покраснела, смутилась, пробормотала «здравствуйте», и весь класс, как один человек, ответил ей:

— Здравствуй, Морозова!

Ребятам, конечно, было очень интересно узнать, что у нее слышно нового и нет ли известий от отца, но никто не спросил у нее об этом, и только Лиза Кумачева, когда новенькая уселась рядом с ней за парту, негромко сказала:

— Что, нет?

Морозова покачала головой и глубоко вздохнула.

За ночь она еще больше осунулась и похудела, но, как и вчера, жиденькие белокурые косички ее были тщательно заплетены, и в каждой из них болтался зеленый шелковый бантик.

Когда зазвенел звонок, к парте, где сидели Морозова и Кумачева, подошел Володька Бессонов.

— Здравствуй, Морозова. С добрым утром, — сказал он. — Сегодня погода хорошая. Двадцать два градуса только. А вчера двадцать девять было.

— Да, — сказала Морозова.

Володька постоял, помолчал, почесал затылок и сказал:

— А что, интересно, Киев большой город?

— Большой.

— Больше Ленинграда?

— Меньше.

— Интересно, — сказал Володька, помотав головой. Потом он еще помолчал и сказал:

— А как, интересно, будет по-украински собака? А?

— А что? — сказала Морозова. — Так и будет — собака.

— Гм, — сказал Володька. Потом он вдруг тяжело вздохнул, покраснел, посопел носом и сказал:

— Ты… это… как его… не сердись, что я тебя вчера плаксой-ваксой назвал.

Новенькая улыбнулась и ничего не ответила. А Володька еще раз шмыгнул носом и отправился к своей парте. Через минуту Морозова услышала его звонкий, захлебывающийся голос:

— Ребята, вы знаете, как по-украински будет собака? Не знаете? А я знаю…

— Ну, как же, интересно, будет по-украински собака?

Володька оглянулся. В дверях, с портфелем под мышкой, стояла Елизавета Ивановна, новая учительница.

— Собака — собака и будет, Елизавета Ивановна, — сказал Володька, поднимаясь вместе с другими навстречу учительнице.

— Ах, вот как? — улыбнулась учительница. — А я думала, как-нибудь поинтереснее. Здравствуйте, товарищи. Садитесь, пожалуйста.

Она положила на столик портфель, поправила на затылке волосы и опять улыбнулась:

— Ну, как поживают наши уроки?

— Ничего, Елизавета Ивановна, спасибо. Живы, здоровы! — закричал Володька.

— А это мы сейчас увидим, — сказала учительница, раскрывая классный журнал.

Взгляд ее пробежал по списку учеников. Все, кто не очень уверенно чувствовали себя в этот день в арифметике, — съежились и насторожились, только Володька Бессонов нетерпеливо подпрыгивал на своей задней парте, мечтая, как видно, что его и тут вызовут первым.

— Морозова — к доске! — сказала учительница.

Почему-то по классу пробежал ропот. Всем показалось, наверно, что это не очень-то хорошо, что вызывают Морозову. Можно было бы сегодня ее и не беспокоить.

— Отвечать можешь? — спросила у новенькой учительница. — Уроки выучила?

— Выучила. Могу, — чуть слышно ответила Морозова и пошла к доске.

Отвечала она урок очень плохо, путалась и сбивалась, и Елизавета Ивановна несколько раз обращалась за помощью к другим. И все-таки не отпускала ее и держала у доски, хотя все видели, что новенькая еле стоит на ногах, и что мел у нее в руке дрожит, и цифры на доске прыгают и не хотят стоять прямо.

Лиза Кумачева готова была расплакаться. Она не могла спокойно смотреть, как бедная Валя Морозова в десятый раз выписывает на доске неправильное решение, стирает его и пишет снова, и опять стирает, и опять пишет. А Елизавета Ивановна смотрит на нее, качает головой и говорит:

— Нет, неправильно. Опять неправильно.

«Ах, — думала Лиза. — Если бы Елизавета Ивановна знала! Если б она знала, как тяжело сейчас Вале! Она бы отпустила ее. Она бы не стала ее мучить».

Ей хотелось вскочить и закричать: «Елизавета Ивановна! Хватит! Довольно!..»

Наконец, новенькой удалось написать правильное решение. Учительница отпустила ее и поставила в журнале отметку.

— Теперь попросим к доске Бессонова, — сказала она.

— Так и знал! — закричал Володька, вылезая из-за своей парты.

— А уроки ты знаешь? — спросила учительница. — Задачи решил? Не трудно было?

— Хе! Легче пуха и пера, — сказал Володька, подходя к доске. Я, вы знаете, за десять минут все восемь штук решил.

Елизавета Ивановна дала ему задачу на что же правило. Володька взял мел и задумался. Так он думал минут пять, по меньшей мере. Он вертел в пальцах огрызок мела, писал в уголке доски какие-то малюсенькие цифры, стирал их, чесал нос, чесал затылок.

— Ну, как же? — не выдержала наконец Елизавета Ивановна.

— Минуточку, — сказал Володька. — Минуточку… я сейчас… Как же это?

— Садись, Бессонов, — сказала учительница.

Володька положил мел и, ни слова не говоря, вернулся на свое место.

— Видали! — обратился он к ребятам. — Каких-нибудь пять минуток у доски постоял и — целую двойку заработал.

— Да, да, — сказала Елизавета Ивановна, оторвавшись от журнала. — Одним словом — легче пуха и пера.

Ребята долго смеялись над Володькой. Смеялась и Елизавета Ивановна, и сам Володька. И даже новенькая улыбалась, но видно было, что ей не смешно, что улыбается она только из вежливости, за компанию, а на самом деле ей не смеяться, а плакать хочется… И, взглянув на нее, Лиза Кумачева поняла это и первая перестала смеяться.

В перемену несколько девочек собрались в коридоре у кипяточного бака.

— Вы знаете, девочки, — сказала Лиза Кумачева, — я хочу поговорить с Елизаветой Ивановной. Надо ей рассказать про новенькую… Чтобы она с ней не так строго. Ведь она не знает, что у Морозовой такое несчастье.

— Пойдемте, поговорим с ней, — предложила Шмулинская.

И девочки гурьбой побежали в учительскую.

В учительской рыжая Марья Васильевна, из четвертого «А», разговаривала по телефону.

— Да, да… хорошо… да! — кричала она в телефонную трубку и, кивая, как утка, головой, без конца повторяла: — Да… да… да… да… да… да…

— Вам что, ребята? — сказала она, оторвавшись на минуту от трубки.

— Елизаветы Ивановны тут нет? — спросили девочки.

Учительница показала головой на соседнюю комнату.

— Елизавета Ивановна! — крикнула она. — Вас ребята спрашивают.

Елизавета Ивановна стояла у окна. Когда Кумачева и другие вошли в комнату, она быстро повернулась, подошла к столу и склонилась над грудой тетрадок.

— Да? — сказала она, и девочки увидели, что она торопливо вытирает платком глаза.

От неожиданности они застряли в дверях.

— Что вы хотели? — сказала она, внимательно перелистывая тетрадку и что-то разглядывая там.

— Елизавета Ивановна, — сказала, выступая вперед, Лиза. — Мы хотели… это… мы хотели поговорить относительно Вали Морозовой.

— Ну? Что? — сказала учительница и, оторвавшись от тетрадки внимательно посмотрела на девочек.

— Вы знаете, — сказала Лиза, — ведь у нее отец…

— Да, да, девочки, — перебила ее Елизавета Ивановна. — Я знаю об этом. Морозова очень страдает. И это хорошо, что вы о ней заботитесь. Не надо только показывать, что вы ее жалеете и что она несчастнее других. Она очень слабая, болезненная… в августе у нее был дифтерит. Надо, чтобы она поменьше думала о своем горе. Сейчас о своем много думать нельзя — не время. Ведь у нас, милые мои, самое ценное, самое дорогое в опасности — наша Родина. А что касается Вали — будем надеяться, что отец ее жив.

Сказав это, она опять склонилась над тетрадкой.

— Елизавета Ивановна, — сказала, засопев, Шмулинская, — а вы почему плачете?

— Да, да, — сказали, окружив учительницу, остальные девочки. — Что с вами, Елизавета Ивановна?

— Я? — повернулась к ним учительница. — Да что с вами, голубушки! Я не плачу. Это вам показалось. Это, наверно, с мороза у меня глаза заслезились. И потом — здесь так накурено…

Она помахала рукой около своего лица.

Шмулинская понюхала воздух. В учительской табаком не пахло. Пахло сургучом, чернилами, чем угодно — только не табаком.

В коридоре затрещал звонок.

— Ну, шагом марш, — весело сказала Елизавета Ивановна и распахнула дверь.

В коридоре девочки остановились и переглянулись.

— Плакала, — сказала Макарова.

— Ну, факт, что плакала, — сказала Шмулинская. — И не накурено ни чуточки. Я даже воздух понюхала…

— Вы знаете, девочки, — сказала, подумав, Лиза. — Я думаю, что у нее тоже какое-нибудь несчастье…

После этого Елизавету Ивановну никогда больше не видели с заплаканными глазами. И в классе, на уроках, она всегда была веселая, много шутила, смеялась, а в большую перемену даже играла с ребятами во дворе в снежки.

К Морозовой она относилась так же, как и к остальным ребятам, задавала ей на дом не меньше, чем другим, и отметки ставила без всякой поблажки.

Училась Морозова неровно, то отвечала на «отлично», то вдруг подряд получала несколько «плохо». И все понимали, что это не потому, что она лентяйка или неспособная, а потому, что, наверно, дома она вчера весь вечер проплакала и мама ее, наверно, плакала, и — где ж тут заниматься?

А в классе Морозову тоже никогда больше не видели плачущей. Может быть, это потому, что никто никогда не заговаривал с ней об ее отце, даже самые любопытные девочки, даже Лиза Кумачева. Да и что было спрашивать? Если бы отец ее вдруг нашелся, она бы и сама, наверно, сказала, да и говорить не надо — по глазам было бы видно.

Только один раз Морозова не выдержала. Это было в начале февраля. В школе собирали подарки для посылки бойцам на фронт. После уроков, уже в сумерках, собрались ребята в классе, шили мешочки, набивали их конфетами, яблоками и папиросами. Валя Морозова тоже работала вместе со всеми. И вот тут, когда она зашивала один из мешочков, она заплакала. И несколько слезинок капнуло на этот парусиновый мешок. И все это увидели и поняли, что, наверно, в эту минуту Валя подумала об отце. Но никто ей ничего не сказал. И скоро она перестала плакать.

А на другой день Морозова не пришла в школу. Всегда она приходила одной из первых, а тут уже прозвенел звонок, и все расселись по своим местам, и уже Елизавета Ивановна показалась в дверях, а ее все не было.

Учительница, как всегда весело и приветливо, поздоровалась с классом, села за столик и принялась перелистывать журнал.

— Елизавета Ивановна! — крикнула ей с места Лиза Кумачева. — Вы знаете, почему-то Морозовой нет…

Учительница оторвалась от журнала.

— Морозова сегодня не придет, — сказала она.

— Как не придет? Почему не придет? — послышалось со всех сторон.

— Морозова заболела, — сказала Елизавета Ивановна.

— А что? Откуда вы знаете? Что — разве мама ее приходила?

— Да, — сказала Елизавета Ивановна, — приходила мама.

— Елизавета Ивановна! — закричал Володька Бессонов. — Может быть, у нее отец нашелся?!.

— Нет, — покачала головой Елизавета Ивановна. И сразу же заглянула в журнал, захлопнула его и сказала:

— Баринову Тамару — прошу к доске.

* * *

На другой день Морозова тоже не пришла. Лиза Кумачева и еще несколько девочек решили после уроков пойти ее навестить. В большую перемену они подошли в коридоре к учительнице и сказали, что хотели бы навестить больную Морозову, нельзя ли узнать ее адрес.

Елизавета Ивановна подумала минутку и сказала:

— Нет, девочки… У Морозовой, кажется, ангина, а это опасно. Не стоит к ней ходить.

И, ничего больше не сказав, пошла в учительскую.

А следующий день был выходной.

Накануне Лиза Кумачева очень долго провозилась с уроками, легла позже всех и собиралась как следует поспать — часов до десяти или до одиннадцати. Но было еще совсем темно, когда ее разбудил оглушительный звонок на кухне. В полусне она слышала, как мать открывает дверь, потом услышала какой-то знакомый голос и не сразу могла сообразить, чей это голос.

Захлебываясь и проглатывая слова, кто-то громко говорил на кухне:

— У нас в классе есть девочка. Она с Украины приехала. Ее зовут Морозова…

«Что такое? — подумала Лиза. — Что случилось?»

Второпях она натянула задом наперед платье, сунула ноги в валенки и выбежала на кухню.

Размахивая руками, Володька Бессонов что-то объяснял Лизиной маме.

— Бессонов! — окликнула его Лиза.

Володька даже не сказал «с добрым утром».

— Кумачева, — кинулся он к Лизе, — ты не знаешь, как у Морозовой отца зовут?

— Нет, — сказала Лиза. — А что такое?

— Он не капитан?

— Не знаю. А что? В чем дело?

Володька прищелкнул языком, покачал головой.

— Плохо, если не капитан, — сказал он.

— Да что такое? — чуть не закричала Лиза.

— Понимаешь, — сказал Володька. — У меня есть собака. Ее зовут Тузик. Я ее каждый выходной вожу гулять. Утром.

— Какой Тузик? — ничего не понимая, спросила Лиза.

— Тузик. Собака. Ну, не в этом дело. Одним словом, я ее повел гулять. А на улице радио. И передают Указ. Понимаешь? О награждениях бойцов и командиров. Я слушаю и вдруг слышу: за проявленную доблесть и так далее присвоить звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи капитану Морозову Ивану… и какое-то отчество, я только не разобрал, трудное какое-то.

— Командиру эскадрильи? Правда? — сказала Лиза.

— Вот в том-то и дело… Я думаю, может, это он? Ведь он летчик?

— Ну да. Ну конечно, — сказала Лиза. — Ой, как бы узнать, как его зовут?

— Я же тебе говорю — Иван зовут… забыл только отчество… Фиктилис-тович, кажется.

— Филимонович, может быть? — сказала Лизина мама.

— Нет, — сказал Володька, — Фиктилистович.

— А может, это не он? — сказала Лиза.

— А вы к этой — к Морозовой сбегайте, — посоветовала мать. — Чего ж лучше-то. Вот и узнаете.

— Я же ее адреса не знаю, — чуть не плача, сказала Лиза.

— Как? — испугался Володька. — Не ври! Не знаешь, где она живет?

— Нет, — сказала Лиза. — Знаю только, что в Кузнечном переулке, в первом или во втором доме от угла.

— Эх, — сказал Володька. — А я-то, дурак, бежал, даже Тузика на улице бросил. Я думал, ты знаешь. Ведь вы же подруги…

— Знаю только, что на Кузнечном, — растерянно повторила Лиза.

— На Кузнечном? — подумав, переспросил Володька. — Говоришь, второй дом от угла?

— Да. Второй или первый. Или, может быть, третий…

— Может быть, двадцать третий? — рассердился Володька. — А ну, одевайся. Побежали. Может, найдем…

Через десять минут они уже были в Кузнечном переулке.

— Под воротами есть такие доски, — говорил Володька. — Деревянные. Там написано, где какой жилец живет. Будем искать Морозовых.

Они обошли пять или шесть домов, проглядели все доски, и нигде Морозовых не было.

Володька уж стал ругаться и говорить, что, наверно, Лиза путает что-нибудь и что напрасно он оставил на улице Тузика…

Он уже хотел на все плюнуть и бежать разыскивать своего Тузика, как вдруг Лиза схватила его за руку.

— Бессонов, смотри, — сказала она, — Елизавета Ивановна идет.

Володька посмотрел и увидел, что по улице действительно идет Елизавета Ивановна, их классная воспитательница. Они побежали ей навстречу и так разлетелись, что чуть не сбили ее с ног.

— Елизавета Ивановна, здравствуйте, с добрым утром! — заговорили они в один голос.

Учительница испуганно попятилась.

— Здравствуйте, ребята, — сказала она.

— Елизавета Ивановна, — не дав ей опомниться, заговорил Володька, — вы не знаете случайно, где Валя Морозова живет?

— А что такое? — спросила учительница.

— Ой, вы бы знали, — сказала Лиза. — Нам — прямо я сказать не могу — до чего ее нужно видеть!..

— Елизавета Ивановна! Вы же знаете, наверно? — сказал Володька.

— Да, — сказала, подумав, учительница. — Знаю. Морозова здесь, вот в этом кирпичном доме живет.

— И квартиру знаете?

— И квартиру знаю, — сказала учительница. — А в чем дело?

— Вы понимаете, Елизавета Ивановна, — сказала Лиза. — У нее, кажется, отец нашелся.

— У кого? — сказала учительница.

— У Вали!

И тут ребята увидели, что Елизавета Ивановна побледнела, как снег, и губы у нее задергались — не то она хочет смеяться, не то плакать.

— Что? — сказала она. — Что вы говорите?

Ребята, путаясь и перебивая друг друга, рассказали ей о том, что передавали сегодня утром по радио.

Когда дело дошло до отчества капитана Морозова, Володька опять застрял.

— Филикт… — начал он. — Или Феликст…

— Феоктистович, — сказала учительница.

— Правильно! Во-во! — закричал Володька. — Феоктелистович! Елизавета Ивановна, а откуда вы знаете?..

Учительница закрыла рукой глаза.

— Идемте, — сказала она. — Идемте скорей к Морозовой.

И она побежала так быстро, что ребята едва успевали за ней, а прохожие останавливались и смотрели ей вслед.

— Сюда, — сказала она ребятам и свернула в ворота большого кирпичного дома, второго от угла.

— Ну, что? Я тебе говорила, — сказала Володьке Лиза.

— Елизавета Ивановна, — сказал Володька. — Мы уже тут были. Тут никаких Морозовых нет.

— Идемте, идемте, ребята, — сказала Елизавета Ивановна, не останавливаясь.

— Елизавета Ивановна, ведь правда? — сказала Лиза, когда они уже поднимались по черной лестнице. — Ведь, может, это и в самом деле Валин отец?

— Да, милая, — сказала Елизавета Ивановна. — Это он. Иван Феоктистович Морозов, капитан, командир эскадрильи. Это Валин отец.

На площадке четвертого этажа учительница остановилась, вынула из сумочки ключ и открыла этим ключом французский замок. Ребята не успели удивиться, как она распахнула дверь и сказала:

— Пожалуйста, милости просим.

В коридоре было темно.

— Осторожно, — сказала Елизавета Ивановна. — Здесь сундук.

И хотя она это сказала, Володька все-таки успел наткнуться на этот сундук. От неожиданности он вскрикнул.

— Мама, это ты? — послышался за дверью тоненький голосок, и ребята узнали голос Вали Морозовой.

— Я, — сказала Елизавета Ивановна, распахнув дверь.

— Что ты так скоро? Уже достала?

— Нет, доченька, — сказала Елизавета Ивановна. — Я не достала газету. Но зато посмотри, какую я тебе привела замечательную живую газету…

Валя Морозова лежала в постели. Приподнявшись над подушкой, она испуганно и смущенно смотрела на Володьку и Лизу, которые, не менее смущенные и не менее испуганные, застряли в дверях.

Минуту Валя смотрела на них, потом вдруг вскрикнула и юркнула головой под одеяло.

Елизавета Ивановна подбежала к ее кровати и стала стягивать с нее одеяло.

— Вылезай, вылезай! — сказала она. — Хватит нам прятаться. Горевали мы в одиночку, а радоваться будем вместе…

И она так громко засмеялась, что Валя не выдержала и высунулась из-под одеяла.

— Что? — сказала она.

Елизавета Ивановна опустилась на колени около ее кровати и обняла девочку.

— Валечка! Папа жив, — сказала она.

Несколько секунд Валя внимательно смотрела на нее, потом уронила голову в подушку и тихо заплакала.

А когда она оторвалась от подушки, ребята увидели, что она уже не плачет, а смеется. И тут, когда она засмеялась, и Володька, и Лиза в первый раз заметили, что она очень хорошенькая, и что у нее белые зубы и очень красивые золотистые волосы, а самое главное, что она, как две капли воды, похожа на Елизавету Ивановну.

Ребята удивились, хотя ничего удивительного, конечно, в этом не было.

Слайд 1
Леонид Пантелеев новенькая

Леонид Пантелеев новенькая


Слайд 2
Словарная работа:
Военный округ — территориальное общевойсковое объединение соединений, частей.

Перед началом Великой Отечественной войны было 16 военных округов.
Артиллерия — род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты и т. п.
Эскадрилья — группа в несколько самолетов однородного типа

Словарная работа: Военный округ - территориальное общевойсковое объединение соединений, частей. Перед


Слайд 3
Прочитай или прослушай рассказ
леонида пантелеева «новенькая»
Кто из героев рассказа

понравился тебе больше всего?

Прочитай или прослушай рассказ  леонида пантелеева «новенькая»Кто из героев рассказа понравился тебе больше всего?


Слайд 4
Прочитай предложения из текста рассказа, которыми можно было бы подписать

эти иллюстрации
Прочитай предложения из текста рассказа, которыми можно было бы подписать эти иллюстрации


Слайд 5
Передает ли этот план содержание рассказа?

Первый день после каникул
Володька опоздал
Новенькая

ученица
Новенькая учительница
Слезы Морозовой
Морозова, к доске!
Пропал папа
Слезы Елизаветы Ивановны
Морозова заболела
Ранний гость.
Известие о капитане Морозове
Ребята ищут дом
Встреча с учительницей
Мама и дочь
Радость

Передает ли этот план содержание рассказа?Первый день после каникулВолодька опоздалНовенькая ученицаНовенькая


Слайд 6
Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Новенькая»?

Беда не по лесу

ходит, а по людям.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.
Без беды друга не узнаешь.
Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Новенькая»? Беда не по лесу


Слайд 7
Главная мысль рассказа леонида Пантелеева
Главная мысль рассказа Пантелеева «Новенькая» заключается

в том, что никогда не надо отчаиваться и всегда следует надеяться на лучшее. Валя Морозова очень переживала из-за того, что ее отец, военный летчик, пропал без вести. Но беда обошла стороной Валю, ее отец оказался жив.

Рассказ Пантелеева «Новенькая» учит быть внимательным к тем, кто находится рядом с нами, оказывать участие людям, попавшим в беду и поддерживать их. Школьник Володька Бессонов близко к сердцу принял Валино горе, и когда он услышал по радио о награждении летчика Морозова, то постарался как можно быстрее донести эту весть до Вали.

Рассказ учит проявлять сочувствие к чужому горю, учит поддерживать своих товарищей в трудную минуту, учит быть настоящим другом. Рассказ учит тому, что войны никогда не должны случаться, потому что они несут людям только горе. Учит тому, что нельзя скрывать свои чувства от друзей, будь то радость или горе.
Главная мысль рассказа леонида ПантелееваГлавная мысль рассказа Пантелеева «Новенькая» заключается в


Слайд 8
Домашнее задание
Выполни задания 1, 2, 3, 4 в рабочей тетради

стр. 75 -76. При выполнении задания 3 выбери один из ответов и запиши в тетрадь:
1. В рассказе «Новенькая» говорится о том, что пропавший отец новенькой ученицы Вали Морозовой, военный летчик, жив и что ему присвоено звание Героя Советского Союза.
2. В рассказе «Новенькая» говорится о том, что к ребятам 4 – б класса пришла учиться новенькая девочка – Морозова Валя.
Выбери одну часть из плана и перескажи ее. Аудиофайл с записью пересказа оправь на проверку.

Домашнее заданиеВыполни задания 1, 2, 3, 4 в рабочей тетради стр.


Л.Пантелеев «Новенькая»

Л.Пантелеев «Новенькая»

Кто герои рассказа? 2. Как ребята отнеслись к новенькой? 3

Кто герои рассказа? 2. Как ребята отнеслись к новенькой? 3

1. Кто герои рассказа?2. Как ребята отнеслись к новенькой?3. Кем была учительница для Вали? Сразу ли ребята узнали об этом?4. Какая беда была в семье Вали?5. Чему учит рассказ?

Не изведав горя, не оценишь радости

Не изведав горя, не оценишь радости

Не изведав горя, не оценишь радости.Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.Война есть зло, а мир — благо.Без беды друга не узнаешь.

Как звали новую учительницу? □

Как звали новую учительницу? □

1. Как звали новую учительницу?□ Елизавета Ивановна□ Елизавета Борисовна□ Екатерина Ивановна2. Как звали новенькую девочку?□ Валя Морозова□ Лиза Морозова□ Алла Морозова

+

+

Как зовут главного героя рассказа? □

Как зовут главного героя рассказа? □

3. Как зовут главного героя рассказа?□ Володька Бессонов□ Петька Безумов□ Лёнька Беспалов4. Как выглядела новенькая девочка?□ Она была низкая, полненькая, с двумя рыжими косичками и красными бантиками на них □ Она была высокая, худенькая, с одной белокурой косичкой и белым бантиком на ней□ Она была маленькая, худенькая, с двумя белокурыми косичками и зелёными бантиками на них

+

+

В каком классе учились ребята? □

В каком классе учились ребята? □

5. В каком классе учились ребята?□ Во втором классе□ В третьем классе□ В четвёртом классе6. Откуда приехала новенькая девочка?□ Из Эстонии□ Из Украины □ Из Беларуси

+

+

Кто предложил новенькой девочке сидеть вместе? □

Кто предложил новенькой девочке сидеть вместе? □

7. Кто предложил новенькой девочке сидеть вместе?□ Главный герой□ Лиза Кумачёва□ Настя Шмулинская8. После каких каникул в классе появилась новенькая?□ После летних□ После весенних□ После зимних

+

+

Кем был отец Вали? □ танкист □ летчик □ кавалерист 10

Кем был отец Вали? □ танкист □ летчик □ кавалерист 10

9. Кем был отец Вали?□ танкист□ летчик□ кавалерист10. Откуда ребята узнали новости про отца Вали? письмо газета радио

+

+

Тетрадь с. 75-76 Учительницу звали

Тетрадь с. 75-76 Учительницу звали

Тетрадь с. 75-76

Учительницу звали Елизавета Ивановна.

Она была очень молодая, хорошенькая,
глаза голубые, золотистые косы.

3 вопрос о взаимоотношениях между людьми, о вере в лучшее, о поддержке близких, о переживании за родных людей

3 вопрос о взаимоотношениях между людьми, о вере в лучшее, о поддержке близких, о переживании за родных людей

3 вопрос

о взаимоотношениях между людьми,
о вере в лучшее,
о поддержке близких,
о переживании за родных людей

https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/novenkaya

https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/novenkaya

https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/novenkaya

Краткое содержание Пантелеев Новенькая для читательского дневника

Рассказ о человеческой доброте и понимании, о важности взаимопомощи и взаимопонимания.

События произведения описывают предвоенное время в России. В обычной школе после зимних каникул в класс пришли сразу два новеньких человека: школьница и учительница. Во время знакомства учительницы с детьми новенькая девочка начинает плакать, позже ребята в классе узнают о пропаже ее отца в недалеком прошлом. Весь класс переживает и заботиться о девочке, однако учительница не дает ей спуску: постоянно вызывает к доске, спрашивает домашнее задание. Ребята в классе решают рассказать о проблемах девочки и узнают, что их новая учительница мать Вали Морозовой, новенькой девочки.

В скором времени здоровье новенькой ухудшается от горя, и ребята поминают, что от переживаний и неизвестности девочка может серьезно заболеть. Все сильно переживают и помогают девочке как могут. Однажды непоседа Володька из класса узнает, что отец Вали жив, да к тому же награжден. Все ребята искренне радуются этому событие, а сама Валя Морозова идет на поправку. С тех пор девочку никогда не видели грустной или рыдающей.

Произведение Пантелеева описывает тяготы жизни в военное время, преодолеть которые можно только лишь сообща. Книга учит нравственности и морали, говорит о важности добра в мире, учит поддержке и состраданию. Тема книги до сих пор актуальна, ведь живя в век современных технологий, большинству людей бывает не к кому обратиться за помощью или советом.

Рассказ «Новенькая» является образцом хорошей книги. Книга написана для детей младшего и среднего возраста, и насыщенна историей, воспитывающей высокие моральные качества подрастающего поколения.

Оцените произведение:

  • 3.5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 195

Читать краткое содержание Новенькая. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Новенькая

Новенькая для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Свои люди сочтемся по действиям (Островский по главам)

    Действие 1. Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.

  • Краткое содержание Статьи Писарева Базаров

    Роман Тургенева заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, понять и оценить человеческие отношения, а в первую очередь, взаимопонимание между представителями разных поколений.

  • Краткое содержание Семейная хроника Аксакова

    Аксаков в своей «Семейной хронике» рассказывает о событиях, произошедших с его семьёй. Книга поделена на три части-отрывка, каждый из которых важная часть истории семьи писателя.

  • Краткое содержание Брэдбери Каникулы

    Один человек — глава небольшого семейства из трёх человек в один прекрасный вечер пожелал, чтобы все люди на свете исчезли. Жена, находившаяся с ним на террасе, добавила, что было бы неплохо, чтобы остались лишь три человека на Земле

  • Краткое содержание Голявкин Болтуны

    В рассказе описывается смешной случай, героями которого стали младшие школьники Сеня и Юра. Действие происходит на уроке. Сеня изобразил на ладошке свой портрет и спросил у Юры, похоже ли получилось.

  • Краткое содержание Трифонов Дом на набережной

    Все события произведения происходят в Москве. Главный герой – Вадим Александрович Глебов. Для покупки необходимой вещи главный герой и приезжает в Москву. Будучи занятым поиском продавца, он неожиданным образом встречает своего давнего товарища

Новенькая пересказ читать онлайн

DXBCKT про Зайцев: Самшитовый город / ВИКС-2.1 (ЛитРПГ)

Как ни странно, но прочтя все (имеющиеся у меня, в том или ином виде) книги ВИКСа (Душелов, Ключник, Искатель, Палач) чуть ли «в едином порыве», я отчего-то отложил в долгую («на потом»), последнюю (имеющуюся «на сегодня») книгу «Самшитовый город».

И не то что бы, наступило «переедание» от жанра LitRpg (который я заценил впервые, по данному циклу). Нет… Просто порой надо резко менять предпочтения, дабы «одно и тоже» не вызвало скуку)) Так и я —

подробнее …

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

DXBCKT про Маркьянов: Час негодяев (Боевая фантастика)

Как ни странно, но ожидая встретить тут очередной клон в стиле Конторовича (с его «Имперцем»), или М.Лугового («Горячая весна 2015»), я неожиданно получил «на выходе» (после чтения) совсем другую книгу… И хотя (как это обычно бывает у автора) все описываемые события (после Майдана) пошли «совсем не так» (как в Р.И — реальной истории), но главное даже не это…

Помимо чисто художественной части (написанной уже в привычной манере «Периода

подробнее …

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

DXBCKT про Тополь: Охота за русской мафией (Детектив)

Взяв как-то по случаю (лет 5 назад) стопку книг данного автора, серии «Собрание сочинений Э. Тополя» — чисто «на дачу» (там порой очень часто читается и не то)) торжественно положил (ее) на полку и окончательно забыл … На днях же — в силу отсутствия «иного чтива» взял первый попавшийся том с полки и… )) Если обойтись без драматической паузы — то начало меня «здорово зацепило», и даже не чисто художественной частью, а осознанием того что

подробнее …

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

Влад и мир про Риддер: Председатель (Альтернативная история)

Стиль написания хороший в остальном в отношении работы в колхозах полная чушь. Заявление, что колхозники работают по 16 часов в день без выходных враньё. Доярки производят дойку 2 раза в день и работа сдельная, по сути около 4 часов в день. У животноводов много режимов по виду животных и труд там не как у станка. В полях, это вообще сезонная работа и по погоде. Посадка, прополка, уборка, вспашка. В перерывах и зимой сплошные выходные у

подробнее …

Рейтинг: +2 ( 2 за, 0 против).

Влад и мир про серию Председатель

Книга по стили по понравилась, но есть полное не знание материала. Автор почему то решил, что доход колхозников зависит от выполнения плана партийных органов, дотаций, а не заработков колхозников. Утверждает, что в 70 годы у них не было выходных. Доходы зависели от закупочных цен при сдаче продукции в элеваторы, мясокомбинаты, молокозаводы и прочие склады по плану. Сверх плана продукция реализовывалась или потреблялась самими

подробнее …

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).

  • Рисунок к рассказу корзина с еловыми шишками 4 класс
  • Рисунок к рассказу неизвестный цветок
  • Рисунок к рассказу конь с розовой гривой
  • Рисунок к рассказу клякса носова
  • Рисунок к рассказу незнайка