Рисунок к рассказу подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича

Полное название картины «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (год создания картины 1810). Можно полюбоваться в «Русском музее» Петербурга.

В конце XVIII – начале XIX века в изобразительном искусстве вошел в моду классицизм. Художники обращались к образам античности. Герои славянской истории становились похожи на античных воинов.

История неизвестного героя картины произошла в 968 году, когда князь Святослав был в далеком походе, в Киеве оставалась его мать Ольга и дети его. Воспользовавшись отсутствием князя и его дружины, печенеги осадили Киев, дабы взять непокорный град измором.

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды» — гласит «Повесть временных лет».

Княгиня Ольга решила послать гонца воеводе Претичу, дружина которого находилась на другой стороне Днепра. Отправиться к воеводе на другой берег вызвался молодой киевлянин, который знал язык печенегов.

Киевлянин прошел сквозь вражеский лагерь, притворяясь печенежским пастухом, который ищет свою лошадь (Поэтому у героя картины в руках уздечка).

Когда печенеги заподозрили обман, герой уже прыгнул в воду Днепра и уплыл. Они начали стрелять в него из лука, но промахнулись. На картине изображен момент, как герой подбежал к воде и готовится переплыть Днепр. За его спиной печенежский лучник, рядом раненый стрелой печенег, попавший под «огонь по своим». Киевлянин переплыл реку и позвал на помощь воеводу.

На картине символично фигура киевлянине освещена лучами солнца, войско печенегов — в темноте. Аллегория добра и зла.

«И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?». Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего, И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл, Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине» — описывает подвиг отрока «Повесть временных лет».

Читайте древнерусскую летопись на сайте онлайн. Легенда о том, как более тысячи лет назад а Русскую землю пришли печенеги и окружили Киев. Войско Святослава в это время было на Дунае. Город спасли благодаря хитрому план киевлянина и воеводы Претича. Слушайте легенду онлайн на сайте Мишкины книжки.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» читать

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича - древнерусская легенда

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

И сказал один отрок:

— Я пройду.

И ответили ему:

— Иди.

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Кто это пришёл? А тот ответил ему:

— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:

— А ты не князь ли? Претич же ответил:

— Я муж его и пришёл в сторожах [передовые, разведывательные отряды], а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

— Будь мне другом. Тот ответил:

— Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле [степь к югу от Киева], и был мир.

❤️ 112

🔥 93

😁 91

😢 68

👎 78

🥱 90

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Слайд 1Урок литературы
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
5 класс

Автор: Чаплыгина Г.В., учитель

русского языка и литературы
МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им. В.Дубинина
2016 г.

Урок литературы «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» 5 класс Автор: Чаплыгина Г.В., учитель русского языка и


Слайд 2В 988 году Русь принимает
христианство

В 988 году Русь принимаетхристианство


Слайд 3
Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Владимир I Святославович
956 (?) —

1015

Владимирский собор в Киеве

Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятникВладимир I Святославович956 (?) - 1015Владимирский собор в Киеве


Слайд 4Первый летописец – монах Киево-Печерской лавры
Никон

Первый летописец – монах Киево-Печерской лавры Никон


Слайд 5 В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод»,

составил «Первый Киево-Печерский свод».

 В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод».


Слайд 6В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем

«Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.

В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна


Слайд 7Первый дошедший до нас памятник древнерусской литературы

«Повесть временных лет»

Первый дошедший до нас памятник древнерусской литературы «Повесть временных лет»


Слайд 8Летопись ⭠ лето, писать.
Летопись – это сочинение, где повествование излагается по

Летопись ⭠ лето, писать.Летопись – это сочинение, где повествование излагается по годичному принципу.


Слайд 9В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем

«Повесть временных лет».

В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет».


Слайд 10XII век
Монах Нестор составил
«Повесть временных лет»

XII век Монах Нестор составил  «Повесть временных лет»


Слайд 11Виды повествования в летописи:
годовая запись
(краткое сообщение о событии, без

описания)
летописная повесть
(подробный рассказ о событии)
некрологическая характеристика
(описание смерти князя и похвала ему)

Виды повествования в летописи:годовая запись (краткое сообщение о событии, без описания)летописная повесть (подробный рассказ о событии)некрологическая характеристика


Слайд 121. Когда возникла древнерусская литература?
2. Кто создал славянскую азбуку?
3. О каких

жанрах древнерусской литературы вы знаете?
4. Объясните, что такое летопись?
5. Назовите первые летописи?
6. Для чего нужно изучать летописи?

Вопросы для закрепления

1. Когда возникла древнерусская литература?2. Кто создал славянскую азбуку?3. О каких жанрах древнерусской литературы вы знаете?4. Объясните,


Слайд 13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Святослав (?—972), великий князь

киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.


Слайд 14   В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли

новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.

   В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной


Слайд 15ПЕЧЕНЕГИ

Печене́ги (ст.-слав. (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) —

союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда учёных (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.
Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источника

ПЕЧЕНЕГИ Печене́ги (ст.-слав. (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский


Слайд 16В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с

венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.

В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну.


Слайд 17Река Лыбедь
Лыбедь (укр. Либідь) — река) — река, правый приток) — река, правый приток Днепра. Протекает по терр
итории Киева.
Считается, что река получила название

от имени сестры легендарных братьев-основателей Киева — КияСчитается, что река получила название от имени сестры легендарных братьев-основателей Киева — Кия, ЩекаСчитается, что река получила название от имени сестры легендарных братьев-основателей Киева — Кия, Щека и Хорива. Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»).
Впервые упоминается в летописях под 968 годом: «не бяше лзъ коня напоити на Лыбеди».

Река ЛыбедьЛыбедь (укр. Либідь) — река) — река, правый приток) — река, правый приток Днепра. Протекает по территории Киева.Считается, что река получила название от имени сестры легендарных братьев-основателей Киева — КияСчитается,


Слайд 18Отрок   
мальчик-подросток в возрасте 9—15 лет.
В Древней Руси словом отрок

называли также княжеских слуг.
В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

Отрок   мальчик-подросток в возрасте 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести


Слайд 19″Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить

ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
ладья — большая лодка.
печенеги — тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины
отрок – мальчик-подросток. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.


Слайд 20муж – богатый и знатный человек
воевода – начальник войска
сторожа – передовые,

разведывательные отряды
Лыбедь – название реки
княжичи — дети князя.
затворяться – закрываться
тужить- горевать

муж – богатый и знатный человеквоевода – начальник войскасторожа – передовые, разведывательные отрядыЛыбедь – название рекикняжичи — дети князя.затворяться


Слайд 21Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через

два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.

Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется


Слайд 22Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него

уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм.

Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ,


Слайд 23      С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и

темноту человек стремится к свободе, к победе над врагами.

      С помощью картины художник рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к


Слайд 24
Беседа по прочитанному
Какой поступок совершил отрок- киевлянин?
Можно ли считать его подвигом?

Почему?
Ради кого или чего совершен безымянный подвиг?
Почему воевода решает выступить против печенегов?
В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
Охарактеризуйте отрока – киевлянина, воеводу.
Почему в названии речь идет только о подвиге отрока? Разве не совершил подвиг воевода Претич?
Назовите основную мысль произведения.

Беседа по прочитанномуКакой поступок совершил отрок- киевлянин?Можно ли считать его подвигом? Почему?Ради кого или чего совершен


Слайд 25«Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери – Древней Руси»
Д.

«Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери – Древней Руси»Д. Лихачев


Слайд 26Домашнее задание:
Учебник, стр. 51-53, стр.53, вопросы.
Выразительное чтение стихотворения

М.В. Ломоносова «Случились два астронома в пиру»

Домашнее задание: Учебник, стр. 51-53, стр.53, вопросы.  Выразительное чтение стихотворения М.В. Ломоносова «Случились два астронома в



1


Древнерусская литература «Повесть временных лет» Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича


2


Летопись – историко — повествовательные произведения вв., содержание которых велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами : » в лето …» — отсюда название — летопись. Летописцами, как правило, были монахи. Возникновение древнерусской литературы


3


Тематика древних летописей : русская история ; возникновение Руси ; борьба с внешними врагами ; борьба князей за престол.


4



5


Красная строка Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов. Ярко оформлялась первая буква — её рисовали красной краской. Отсюда произошло выражение « с красной строки ».


6


Повесть временных лет Самая древняя летопись, дошедшая до нас, — « Повесть временных лет » ( начало 12 века ). Её автор — монах Киево — Печерского монастыря Нестор. Слово « временных » означает минувших.


7


« Откуда есть пошла земля Русская …». Так звучат первые строки « Повести временных лет ». Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор везде высказывает мысль о необходимости мира. Любовь к родине основная мысль повести. Лейтмотив « Не погубите землю отцов своих и дедов » постоянно звучит в « Повести…».


8


Киево — Печерская лавра


9


Собор Покрова на Нерли Спасо — Преображенский собор


10


« Песнь о вещем Олеге » Эта летопись оказала колоссальное влияние не только на литературу, но и на всю нашу культуру. Например, « Песнь о вещем Олеге » написана А. С. Пушкиным после знакомства с книгой Нестора.


11


В. В. Васнецов « Святой Нестор — летописец »


12


Рюриковичи Святослав Игоревич Княгиня Ольга


13


« Подвиг отрока — киевлянина …» Отрок – юноша ; воевода – предводитель воинской дружины ; печенеги – объединение тюркских народов и других племен в заволжских степях ; Ольга – княгиня, мать князя Святослава ; Лыбедь – название реки ; ладья – лодка ; муж – зд.: воин, мужчина.


14


Поразмышляем Почему поступок отрока назван подвигом ? Что значит « совершить подвиг »?


15


Д. С. Лихачев « Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности !» ( Из книги « Земля родная »).


16


Проверим себя ! Какими словами начинаются древнерусские летописи ? Самая древняя летопись, дошедшая до нас ? Кто ее автор ? Что означает « временных лет » ?


17


Домашнее задание Письменно ответить на вопросы 1-3 раздела « Литература и изобразительное искусство » учебника ( с.50). Подготовить сообщения о жизни М. В. Ломоносова.


18



19


Использованная литература : Литература. 5 класс. авт. – сост. В. Я. Коровина и др. – М., 2006.; – труды Д. С. Лихачева и литература о нём в Научной библиотеке ВолГУ ; – антология древнерусской литературы.

  • Рисунок к рассказу лягушка путешественница
  • Рисунок к рассказу плутишка кот
  • Рисунок к рассказу лобо
  • Рисунок к рассказу паустовского барсучий нос
  • Рисунок к рассказу листопадничек