Литературное чтение, 2 класс
Урок 14. «М. Пришвин «Осеннее утро»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Урок посвящён знакомству с позицией автора к происходящим событиям, с красотой русской природы.
Глоссарий по теме:
Олицетворение – приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Метафора – аскрытое сравнение.
Эпитеты – художественное определение слова.
Бабье лето – теплая, ясная и безветренная погода в начале осени.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
«В общении с природой человек как бы заново открывает и самого себя, причём подчас с неожиданной стороны, глубже проникает в свой собственный внутренний мир». Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) естествоиспытатель художник-натуралист.
Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.
Изменения, происходящие в природе осенью очень лирично и точно описывают в своих произведениях поэты и прозаики.
«Осеннее утро» Михаила Пришвина очень верно передаёт настроение этого времени года и гармонию природы. В частности, тишину осеннего утра.
Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Например строчки.
Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Пришвин любуется падающими листьями, и ветром, который их уносит.
Автор тонко описывает неспешное опадание листвы с деревьев осенью. Или вот строчка
мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Выражение «мало-помалу» и «открывает глаза» опять же передаёт утреннее настроение, то есть тишину, покой, гармонию осенней природы.
День пробуждается долго, не торопясь, как-бы пребывая ещё в сонной неге. Всё как-то медленно, бесшумно, тихо и размеренно.
Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает глаза. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.
Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему автор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.
Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, падают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и мы вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капельки, катящиеся по ним.
Последнее предложение, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».
Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, которые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Выделение цветом
Название. Приёмы художественной выразительности
Текст вопроса: Прочитайте отрывок из текста, выделите цветом олицетворение.
А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Правильный ответ:
А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Подсказка. Олицетворение — приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.
Задание. Сортировка элементов по категориям
Название. Олицетворение и сравнение.
Текст вопроса: Найдите в тексте средства художественной выразительности сравнение и олицетворение
Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед.
Правильный ответ.
Сравнение |
Олицетворение |
…какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.. |
…день открывает глаза… …долго день пробуждается… |
Подсказка. Сравнение в тексте выделяется зеленым цветом, олицетворение – желтым.
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество |
Бесплатные всероссийские конкурсы |
Бесплатные сертификаты |
Нужна помощь? Инструкции для новых участников |
Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-методические материалы
▪Презентации
Материал опубликовала
Кадырова Ольга Игоревна33080
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов. Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
18
#2 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование
Пояснительная записка. Чтение
DOCX / 21.72 Кб
23 урок. Пришвин. Осеннее утро
PPTX / 30.05 Мб
Опубликовано 18.10.20 в 10:18 в группе «Учителя начальных классов»
Комментарии (4)
Горбачёва Марина Юрьевна, 18.10.20 в 10:19
2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Кадырова Ольга Игоревна, 18.10.20 в 10:49
2Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв!
Ильина Оксана Геннадьевна, 18.10.20 в 21:28
2Ответить Пожаловаться
Спасибо за презентацию,Ольга Игоревна!
Кадырова Ольга Игоревна, 19.10.20 в 09:13
1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Презентация на тему «М.М. Пришвин «Осеннее утро»» 2 класс
-
Скачать презентацию (2.6 Мб)
-
88 загрузок -
4.2 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по литературе на тему: «М.М. Пришвин «Осеннее утро», созданная преподавателем специально для того, чтобы познакомить школьников с творчеством этого замечательного писателя и известного любителя природы.
Краткое содержание
- Михаил Михайлович Пришвин
- Ребята и утята
- План
- Лексическое значение
- Охрана природы
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
11
-
Автор
Матвеева Н. А.
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Содержание
-
Слайд 1
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ГОУ № 244
ПО ТЕМЕ: М. М. ПРИШВИН «ОСЕННЕЕ УТРО»
АВТОР МАТВЕЕВА Н. А.
-
Слайд 2
ЦЕЛИ:
1.Познакомить с произведениями М. М. Пришвина, развивать навык осознанного чтения.
2. Пополнять словарный запас, расширять знания детей о природе нашей Родины.
3. Воспитывать чувство доброты, любовь и бережное отношение к природе.
-
Слайд 3
-
Слайд 4
-
Слайд 5
Михаил Михайлович Пришвин
-
Слайд 6
-
Слайд 7
-
Слайд 8
-
Слайд 9
ПЛАН
1. ЛИСТОПАД
2. ПРОЩАНИЕ
3. ВСЁ КОНЧИТСЯ …
-
Слайд 10
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — БАБЬЕ ЛЕТО — ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ТЁПЛОЙ И СУХОЙ ПОГОДЫ В КОНЦЕ СЕНТЯБРЯ
-
Слайд 11
- МОИ МОЛОДЫЕ ДРУЗЬЯ! МЫ ХОЗЯЕВА НАШЕЙ ПРИРОДЫ, И ОНА ДЛЯ НАС КЛАДОВАЯ СОЛНЦА С ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ. МАЛО ТОГО, ЧТО ЭТИ СОКРОВИЩА НАДО ОХРАНЯТЬ, ИХ НАДО ОТКРЫВАТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ.
- ДЛЯ РЫБЫ НУЖНА ЧИСТАЯ ВОДА – БУДЕМ ОХРАНЯТЬ НАШИ ВОДОЁМЫ. В ЛЕСАХ, СТЕПЯХ, ГОРАХ РАЗНЫЕ ЦЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ – БУДЕМ ОХРАНЯТЬ НАШИ ЛЕСА, СТЕПИ, ГОРЫ. РЫБЕ – ВОДА, ПТИЦЕ – ВОЗДУХ, ЗВЕРЮ – ЛЕС, СТЕПЬ, ГОРЫ. А ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА РОДИНА. И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте