Рыцарь Вася Яковлев рассказ с иллюстрациями
Рейтинг: / 763
Рыцарь Вася Ю. Я. Яковлев
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.
Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два — над глазами, у начала бровей, а третий — между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.
Все считали, что причина его полноты — обжорство: с чего ещё он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.
То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.
Но стоило ему подойти к зеркалу, как всё возвращалось на место. И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.
В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.
Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:
— Осторожно! Слон в фарфоровой лавке! Разве так обращаются с благородным рыцарем?
Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.
Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
— На такого толстого никакие доспехи не налезут. Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.
В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжёлых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.
Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого к серебряному. К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим — со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком.
Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?
Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: «Поторапливайся, а то опоздаешь!» — натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плёлся к умывальнику, мочил нос — «И это называется вымылся?!» — и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу — «Не усни над тарелкой!»,- он вставал и шёл в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжёлый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.
Всё это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.
На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
—Рыбаков, о чём ты мечтаешь?
—Рыбаков, повтори, что я сказала.
—Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи. Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.
Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.
На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек.
Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее! начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через «коня» ему тоже! не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной! спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.
Ему не везло буквально во всём. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение «Человек сказал Днепру», тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:
Чтоб на улице и дома
Было вечером светло!
Когда он вышел на сцену, всё «выражение» сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задёргал плечом и прочитал:
Чтоб на улице и дома
Было вечером темно!
Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.
…Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.
Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лёд прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.
Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали от реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
—Тонет! Тонет!
—Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.
— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка.- Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяком и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.
Димка Ковалёв оживился. Он снова стал махать руками и кричать:
— Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам…
Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх. А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил! вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
Теперь Ковалёв уже не кричал и не размахивал руками, а напряжённо выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд.
Наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его! стучали, а по лицу текли слёзы.
Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.
— Ты ноги промочил,- сказал он товарищу,- беги домой, а пацана я сам доведу.
Тюфяк посмотрел на спасённого им парня, перевёл взгляд на мокрые ботинки и сказал:
— Валяй!
Ковалёв схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
Тюфяк поплёлся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и лёгкий озноб.
Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.
—Что это? — спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.
—Промочил ноги,- растягивая слова, ответил мальчик.
—Где это тебя угораздило? — Мама пожала плечами и пошла за тряпкой.
Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в тёплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лёг на диван и зажмурил глаза.
Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана.
Он быстро уснул. …На другой день, когда после второго звонка он вошёл в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплёлся на четвёртый этаж.
Когда он вошёл в зал, все уже построились большой буквой «П». Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.
В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.
Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем сына.
Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.
В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.
Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплёлся обратно на второй этаж.
Он с трудом протиснулся за парту — сдвинул её с места,- а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.
Яковлев Юрий Яковлевич
Похожие по содержанию произведения раздела:
Дедушкина собака ЧЕМБУЛАК Снегирев Г.Я
Рисунки М.Митурича
ЧЕМБУЛАК ОБИДЕЛСЯ
Мой дедушка — …
Цветок Хлеба Ю. Я. Яковлев
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. …
Утро А. М. Горький
Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый …
У НАС В МОСКВЕ Л. Кассиль.
Это Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кр …
Добавить комментарий
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Рыцарь нашего времени.
Юрий Яковлев
«Рыцарь Вася». -
3 слайд
Цель:
Попытка найти героя нашего времени . -
4 слайд
Задачи:
Познакомиться …
Выяснить …
Раскрыть … -
5 слайд
Задачи:
Познакомиться с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
Выяснить значение новых слов .
Раскрыть качества главного героя. -
6 слайд
1.В феодальной Европе – военный человек
2. Перен.- Самоотверженный, благородный человекРЫЦАРЬ
-
7 слайд
Тюфяк —
переносное значение. О вялом, безвольном, медлительном человеке (просторечие). -
-
-
10 слайд
…а в его груди билось благородное сердце рыцаря…
-
11 слайд
ГЕРО́Й
Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиг.
ПОДВИГ
Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.
-
-
13 слайд
1) Какие уроки я извлек для себя…
2 ) Посоветовал бы я прочитать этот рассказ своему другу (подруге) почему?
3 ) Для меня рыцарь нашего времени – это.. -
14 слайд
Домашнее задание:
Написать мини – сочинение «Кто для меня рыцарь нашего времени?»
или
Написать письмо Васе.Нарисовать портрет Васи
(по желанию). -
15 слайд
Спасибо за урок !
Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
Рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася».
Работу выполнила
Ионова Светлана Юрьевна
МОУ СОШ № 19 Вологда
Рыцарь
Кто такой рыцарь?
самоотверженный
благородный
-готов выручить друга из беды,
заступиться за слабого и обиженного,
благородно и возвышенно относится
к женщине
смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку,
всегда собранный и подтянутый
Имеет железные доспехи, в шлеме,
с копьём, меч, щит;
-умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом
Можно ли назвать
Васю рыцарем ?
Внешний вид: … Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку, вялый, неуклюжий, медлительный… сонный неловкий . ТЮФЯК
Внешний вид и внутренние черты характера Васи
Вася мечтал стать рыцарем,
мечтал о подвигах
Внутренние черты характера:
смелый, отзывчивый,
скромный, благородный…
Приходило время уроков. Он опять становился неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты», на уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек», потому что на «коне» он застревал и
« восседал, как всадник в седле».
«Ребята уже заранее начинали хихикать», «Ребята смеялись ..»
Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих. «Он привык к судьбе неудачника».
Отношение к Васе окружающих
Неказистая внешность Васи лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце рыцаря».
Он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищающим слабых и обиженных.
В его душе живёт романтик.
«Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой».
Однажды Вася спас провалившегося под лёд первоклассника.
Не Дима Ковалёв, который потешался над неуклюжим Васей, а «тюфяк», жертвуя собой, спасает тонущего. Он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… Но рыцари не рассуждают, если речь идёт о спасении: «Он видел только насмерть перепуганного малыша»
Подвиг Васи
Димка Ковалёв присутствовал на берегу, когда Вася спас малыша. Он предложил Васе: «Ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу». «Тюфяк поплёлся домой».
Вася совершил рыцарский подвиг, славу за который присвоил себе другой человек.
На линейке в школе директор рассказал о подвиге Ковалёва Димы.
Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка- герой, и захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения.
Что –нибудь изменилось после случившегося? Нет.
«Он с трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места…и в тетрадке по арифметике начал рисовать рыцаря». Он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был настоящим рыцарем.
Внешняя и внутренняя красота, одиночество среди людей, истинные герои и «примазавшиеся», скромность и нахальство –такие проблемы можно услышать в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
Самое важное в человеке -это его душевные качества.
Жаль, что конец этого рассказа такой грустный. Хотелось бы, чтобы у этой истории было продолжение , чтобы справедливость восторжествовала, Диму Королева разоблачили в обмане, а заслуженная награда досталась Васе.
Какие советы вы дали бы Васе, Диме?
Советы Диме:
-надо оценивать человека не по внешности, а по внутренним качествам;
-быть внимательным к окружающим, чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу;
-попросить прощения у Васи;
-сознаться в нечестном поступке
Советы Васе:
Верь в себя
Полюби себя таким, какой ты есть
Справедливость восторжествует
Прочитай повесть
В. Железникова «Чучело»
Внешность не главное
Прочитайте рассказ
«Рыцарь Вася» Ю.Яковлева.
Можно ли рассказ назвать по-другому?
«Отважный поступок»,
«Подвиг Васи»,
«Спасатель».
Герои Ю.Я.Яковлева разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно: они не могут и дня прожить без дела,
не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту.
Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог.
Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости
Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье.
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Рыцарь Вася» и их характеристика
- Вася Рыбаков. Тюфяк, неудачник, мечтатель. Толстый и неуклюжий. Храбрый и добрый. Скромный.
- Димка Ковалев. Трус и хвастун.
План пересказа рассказа «Рыцарь Вася»
- Неловкий Вася
- Мечты о рыцарях
- Музеи и школа
- Поздняя осень
- Тонущий мальчик
- Героическое спасение
- Проныра Ковалев
- Обман
Кратчайшее содержание рассказа «Рыцарь Вася» для читательского дневника в 6 предложений
- Вася Рыбаков был неуклюжим и неловким, и все делал неправильно.
- А он мечтал быть рыцарем, и совершать подвиги.
- Вася любил бывать в музее, а в школе над ним все смеялись.
- Однажды Вася услышал крики и увидел, что в полынье тонет мальчик.
- Он не испугался и спас малыша, а Ковалев повел того домой.
- Коволева назвали спасителем первоклассника, а про Васю никто не узнал.
Главная мысль рассказа «Рыцарь Вася»
Настоящий герой не кричит о своем подвиге, ведь подвиг совершается им не ради славы.
Чему учит рассказ «Рыцарь Вася»
Рассказ учит верить в свои силы, всегда помогать попавшим в беду, быть смелым и решительным. Учит не хвастать и не обманывать, учит быть настоящим человеком. Учит не смеяться над товарищем, над его недостатками, а помогать ему преодолеть их.
Отзыв на рассказ «Рыцарь Вася»
Мне понравился этот рассказ, но очень жаль мальчика Васю, который совершил подвиг, но этот подвиг присвоил себе беспринципный обманщик. Конечно, вскоре этот обман все равно раскроется, и тогда Ковалеву будет стыдно, но сейчас обидно за Васю, которого никто не знает.
Пословицы к рассказу «Рыцарь Вася»
В жизни всегда есть место подвигу.
Любому молодцу скромность к лицу.
Не видом славен богатырь, а подвигом.
На героя и слава бежит.
Кто за правду горой, тот настоящий герой.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Рыцарь Вася»
Приятели называли его тюфяком за медлительность, неловкость и неповоротливость. Он все делал не так и не тогда. Носил мешковатую одежду, стаптывал ботинки, всюду опаздывал. Все считали, что он много ест и в этом причина его полноты, но он вообще не любил есть.
И никто не знал, что под неказистой внешностью бьется сердце рыцаря. Он был безымянным рыцарем, ведь имя Вася не очень подходило для рыцаря. В мечтах Вася был строен и ловок, но действительность проникала и в мечты. Через крик мамы про слона в посудной лавке, через отражение в зеркале, через слова приятеля, о том, что на такого толстого никакие доспехи не налезут.
Вася любил ходить в музей и беседовать с рыцарями. А вот на уроках учителя все время делали ему замечания, и когда он выходил к доске, то думал так медленно, что у любого учителя кончалось терпение, и Васю Рыбакова сажали на место.
Уроки физкультуры превращались в кошмар, и даже читая простое стихотворение Вася умудрялся что-то напутать.
И Вася привык и смирился с ролью неудачника.
Однажды осенью Вася вышел на берег реки и услышал крики. Он увидел Димку Ковалева, который махал руками и кричал, что под лед провалился пацан.
Вася шагнул на лед, который затрещал под ним. Димка Ковалев страшно боялся и поэтому громкими криками поддерживал тюфяка. А Вася не слышал криков, он видел только малыша, который бился в полынье.
Вася дошел до полыньи и стал вытаскивать мальчика. Лед обламывался под ним и ботинки были полны водой. Но Вася вытащил первоклассника и довел его до берега.
Ковалев сказал тюфяку, чтобы тот шел домой и переобулся, ведь он промочил ноги, а сам повел первоклассника.
Мама поругала тюфяка за то, что тот промочил ноги. Он быстро разделся и уснул.
На следующий день директор собрал школьников и объявил, что Дима Ковалев спас тонущего мальчика. И все хвалили Димку и восхищались его подвигом.
Тюфяк хотел сказать, что все не так, что это он спас первоклассника, но промолчал. Он уверил себя, что Димка герой, ведь он первым заметил тонущего. А потому похлопал вместе со всеми, и поплелся в класс. Там он сел за парту и стал рисовать фиолетового рыцаря.
Родился Юрий Яковлев 26 июня 1922года в Ленинграде в семье служащего. В 1940 году окончил школу, был призван в армию. Он был участником Вов: наводчик зенитной батареи, сотрудник фронтовой печати. После войны поступил в Литературный институт имени Горького. Печататься стал в 1947 году: создавал как стихи, так и рассказы, повести. задумывался о детях, о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о духовном здоровье.
Краткий пересказ по плану:
— Что заставило Веру прийти на помощь Колючке?
-Какие черты характера Веры проявились в том эпизоде, когда Вера заступилась за Колючку?
Выберите ответы на доске:
Решительность,взаимопомощь,злорадство,трусостьчувство справедливости, смелость
-Чему учит нас этот рассказ?
Тема урока:
«Рыцарь Вася»
Ю. Яковлев
Словарная работа.
Рыцарь –
бесстрашный, самоотверженный человек.
Рыцарь строго следовал кодексу чести, защищал своё Отечество, проявлял бесстрашие в сражениях, оберегал слабых: женщин, вдов, сирот. Не совершал плохих поступков.
Словарная работа
Тюфяк –
медлительный,
вялый человек.
Давайте потренируем наши глазки
- Глазки вправо, глазки влево,
- И по кругу проведем.
- Быстро – быстро поморгаем
- И немножечко потрем.
- Глазки закрываем,
- Медленно вдыхаем.
- А на выдохе опять
- Глазки заставляй моргать.
- А сейчас расслабились
- На места отправились.
Физ. минутка
- Руки вверх поднимем — раз
- Выше носа, выше глаз.
- Прямо руки вверх держать,
- Не качаться, не дрожать.
- Три — опустили руки вниз,
- Стой на месте не вертись.
- Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
- Повторяем, не ленись!
- Будем делать повороты,
- Выполняйте все с охотой.
- Раз — налево поворот,
- Два — теперь наоборот.
- Так, ничуть, не торопясь,
- Повторяем 8 раз!
Давайте ответим на вопросы.
- За что приятели называли главного героя тюфяком?
- . Какое сердце билось в груди у Васи?
- Каким рыцарь Вася представлял себя в мечтах?
- А каким он был на самом деле?
- Что произошло на реке?
- Как повел себя Вася?
Спасибо за внимание! Молодцы!
Рассказ про мальчика Васю, которого в школе называли тюфяком за то, что он был толстый, медлительный, неловкий. Но за неказистой внешностью скрывалась прекрасная душа и чуткое сердце…
«Рыцарь Вася» читать
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.
И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.
Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка: два — над глазами, у начала бровей, а третай между носом и верхней губой. Когда он напрягался или приходил с мороза, эти бугорки краснели в первую очередь.
Все считали, что причина его полноты — обжорство: с чего еще он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.
То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.
Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена — Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.
Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.
И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.
В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.
Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:
— Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!
Разве так обращаются с благородным рыцарем?
Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.
Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
— На такого толстого никакие доспехи не налезут.
Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.
В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.
Тайком от дежурной старушки он трогал холодную сталь доспехов и пробовал на палец, хорошо ли заточены мечи. Он медленно переходил от черного рыцаря к золотому, от золотого — к серебряному.
К одним рыцарям он относился по-дружески, к другим — со сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошел очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеется и не называет его тюфяком.
Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?
Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: «Поторапливайся, а то опоздаешь!» — натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плелся к умывальнику, мочил нос — «И это называется вымылся?!» — и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу — «Не усни над тарелкой!», — он вставал и шел в школу. Он с грохотом скатывался с одной ступеньки на другую, и во всех квартирах знали, кто спускается по лестнице. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжелый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.
Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.
На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
— Рыбаков, о чем ты мечтаешь?
— Рыбаков, повтори, что я сказала.
— Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.
Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.
Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.
На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через «коня» ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.
Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение «Человек сказал Днепру», тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:
Чтоб на улице и дома
Было вечером светло!
Когда он вышел на сцену, все «выражение» сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:
Чтоб на улице и дома
Было вечером темно!
Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.
…Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег.
А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.
Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.
Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:
— Тонет! Тонет!
— Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк.
— Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.
Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать:
— Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам…
Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.
Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.
Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.
— Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.
Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
— Валяй!
Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб.
Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.
— Что это? — спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет.
— Промочил ноги, — растягивая слова, ответил мальчик.
— Где это тебя угораздило? — Мама пожала плечами и пошла за тряпкой.
Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза.
Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана.
Он быстро уснул.
…На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.
Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой «П».
Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.
В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.
Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.
Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет — никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.
В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.
Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам.
И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.
Он с трудом протиснулся за парту — сдвинул ее с места, — а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.
❤️ 26
🔥 18
😁 15
😢 15
👎 11
🥱 11
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит