Жуковский Светлана иллюстрации к балладе
Иллюстрация к балладе Светлана
Брюллов гадающая Светлана
Стихотворение Светлана Жуковский
Рисунок к балладе Светлана Жуковского
Рыцарь Тоггенбург Жуковский
Светлана Жуковский иллюстрации
Анализ баллады Светлана Жуковский
Спящая Царевна иллюстрация Василий Жуковский
Сон Светланы Жуковский иллюстрация
Иллюстрация к Светлане Жуковского рисунок
Людмила Василий Андреевич Жуковский книга
Жуковский Светлана рисунок
Жуковский Василий Андреевич Баллада Светлана
Александр Кошкин художник иллюстратор Жуковский
Карл Павлович Брюллов гадающая Светлана
Баллада Ленора Жуковский
Иллюстрация к балладе Светлана
Баллада рисунок
Баллада Ленора Жуковский
Брюллов Карл гадающая Светлана
Брюллов Карл гадающая Светлана
Баллада Жуковского Рыбак
Поэма Светлана Жуковский
Луи Буланже художник
Жуковский Светлана рисунок
Иллюстрация к балладе Лесной царь
Василий Жуковский Баллада Светлана
Иллюстрации к балладе Лесной царь Жуковский
Василий Жуковский спящая красавица рисунок
Карл Брюллов гадающая Светлана 1836
Иллюстрация к балладе Лесной царь рисунки
Иллюстрация к балладе Лесной царь
Жуковский стихи иллюстрации
Уильям Холман Хант леди Годива
La Belle Dame Sans merci Джон Китс
Нарисовать рисунок спящая красавица
Ари Шеффер Ленора
Баллада Лесной царь Жуковский
Баллада Лесной царь Шуберт рисунок
Спящая Царевна Василий Андреевич Жуковский
Татьяна Ларина Пушкин
Светлана Жуковский иллюстрации
Жуковский Светлана рисунок
Баллада Людмила Жуковский книга
Иллюстрации к балладе Ундина
Артур Рэкхем
Готфрид Бюргер Ленора
Иллюстрация к балладе Лесной царь
Жуковский Василий Андреевич Баллада Людмила
Образ Светланы Баллада рисунок
Баллада Лесной царь
Светлана Жуковский иллюстрации
Брюллов гадающая Светлана
Баллада Лесной царь
Баллада Кассандра
Иллюстрации к балладе Рыбак Жуковский
Ленора Бюргер
Василий Жуковский баллады иллюстрации
Спящая Царевна иллюстрация Василий Жуковский
Баллада Людмила Жуковский обложка
Портрет лесного царя
Баллада Лесной царь Жуковский
Иллюстрации к балладе Людмила Жуковский
Ворон к ворону летит Пушкин
Баллада Ленора 1815
Ундина Жуковский Василий
Жуковский Василий Андреевич баллады
Карл Брюллов гадающая Светлана 1836
Иллюстрация к балладе Лесной царь ф.Шуберта
Жуковский в.а. «баллады»
Иллюстратор Александр Кошкин конек
Баллада Кубок Жуковский
Иллюстрации к произведениям Жуковского
Гравюра святочные гадания
Жуковский Василий Андреевич баллады
Василий Жуковский баллады иллюстрации
Иллюстрация к балладе Светлана Минимализм
Готфрид Бюргер Ленора
Ленора Бюргер
Василий Жуковский Лесной царь
Три девицы под окном пряли
Гете и.в. «Лесной царь»
Замок Смальгольм или Иванов вечер
Александр Новоскольцев картины
Брюллов гадающая Светлана
Рисунок к балладе Лесной царь
Мориц фон Швинд Лесной царь
Иллюстрации к книгам Жуковского
Отражение в зеркале рисунок
Шуберт Лесной царь
Василий Жуковский Лесной царь иллюстрации
Баллада Ундина Жуковский
Готфрид август Бюргер Ленора
Баллада Светлана экранизация
Баллада Светлана и Людмила
Художники Лесной царь
Эдгар Аллан по Ленор иллюстрации
Иллюстрация к балладе Лесной царь
Брюллов гадающая Светлана
Лесной царь Жуковский иллюстрации
Картина Брюллова гадающая Светлана
Баллада Людмила Жуковский
Василий Жуковский книги
Невеста Борджа
Баллада Кубок Жуковский
Художник а н Новоскольцев
Голубка арт
Девушка фэнтези арт
Баллада Жуковского Рыбак
Иллюстрации Кошкина к Жуковскому
Анализ баллады Светлана
Мориц фон Швинд Лесной царь
Картины японской художницы Кинуко крафт
Первые стихотворения Жуковского
Баллада Лесной царь Жуковский
Лесной царь Жуковский раскраска
Иллюстрации к балладе Ундина Жуковский
Алиса в Зазеркалье иллюстрации пик Мервин
Василий Андреевич Жуковский поэзия
Василий Жуковский Лесной царь Баллада
Пертская красавица иллюстрации
Иллюстрации к балладе Кубок Жуковского 5
Лесной Король Гете
Сказка Тюльпанное дерево Жуковский
Александр Кошкин иллюстрации к сборнику баллад Жуковского
Карл Брюллов гадающая Светлана 1836
Людмила Василий Андреевич Жуковский
Готфрид Бюргер Ленора
Артур Рэкхем волк
Баллада Ленора Бюргера
Спящая Царевна Василий Андреевич Жуковский
Брюллов гадающая Светлана
Пушкин Дубровский читательский дневник 5 класс
Иллюстрация к балладе Лесной царь
Жуковский Василий Андреевич Кубок
Татьяна Ларина гадает
Ундина сказка
Баллада Жуковского рыбок читать
Баллада Лесной царь
Жуковский в.а. «баллады»
Баллада Лесной царь Шуберт рисунок
Книги Жуковского Василия Андреевича
Harvey Dunn картины
Жуковский Светлана иллюстрации к балладе
Картина Гадающая Светлана 1836 год, Карл Брюллов
Картина Гадающая Светлана, Карла Брюллова, стала первой и последней работой русского художника на тему быта русского народа. При ее написании Брюллов пользовался маслом.
Содержание
- 1 История создания
- 2 Описание и особенности картины
- 2.1 Цветовая палитра
- 2.2 Сюжет картины
- 2.3 Контекст
- 2.4 Где находится картина сейчас
- 3 Интересные факты
История создания
«Гадающая Светлана» — это творение, созданное Карлом Павловичем Брюлловым (известным русским художником). Эту работу автор создал в 1836 году, основываясь на произведении В. А. Жуковского «Светлана». Он ее сотворил, остановившись в Москве, где он оказался 25 декабря в 1835 году (6 января в 1836 году). «Гадающая Светлана» относится к жанру романтизм. Она посвящена бытовой сцене и национальному русскому укладу. Находится в Нижнем Новгороде в государственном художественном музее.
Описание и особенности картины
Оригинальные размеры: 94×81 см. Карл Павлович в своей работе «Гадающая Светлана» демонстрирует образ красавицы, которая долгое время готовилась провести обряд. Героиня переживает и ждёт своего суженого, однако она не знает кого именно увидит: образ любимого или черта, решившего подшутить над ней. Полотно «Гадающая Светлана» иллюстрирует мистическую, но в то же время сказочную атмосферу. Девушка облачена в национальный русский костюм: сарафан красного цвета, который девушки надевали на праздник, кокошник, большие бусы в два ряда из жемчужных бусин. Героиня смотрится в зеркальную гладь, окружённую тяжёлой оправой, а слева от нее в подсвечнике светит пламя свечи. Брюллов красочно изображает весь спектр эмоций «Гадающей Светланы». Девушку пугает игра с темной магией, но ей это также и любопытно.
Цветовая палитра
Брюллов написал картину «Гадающая Светлана», придерживаясь гаммы темных оттенков, которые отлично подчеркивают всю мистичность и загадочность момента. Автор сохраняет теплые оттенки, придающие контраст:
- Коричневый;
- Красный;
- Желтый.
Девушка, находящаяся в окружении мягкого света пламени свечи, очень резко выделяется среди мрачного фона светлицы, в котором все, расположенное за спиной гадающей, буквально плавает в темноте. Золотисто-коричневые тона отлично сочетаются с чернотой. Сарафан коричневого цвета, блуза светлого оттенка, коричневая рама – все это хорошо перекликается между собой. Самым ярким элементом является красный кокошник, смягченного оттенка в тон всей иллюстрации. Брюллов настолько умело подбирает цвета, что улучшает восприятие зрителя, позволяя стать одним целым с изображенным эпизодом и наблюдать за Светланой будто бы вживую. Национальный колорит «Гадающей Светланы», тёплые цвета и мазки позволяют прочувствовать столкновение с мистикой и напряженностью в обряде гадания как элемента русского обихода.
Сюжет картины
«Гадающая Светлана» иллюстрирует эпизод из баллады В. А. Жуковского «Светлана». Брюллов изображает момент гадания во время Святок, на которое решилась героиня. Красавица обращена спиной к зрителям. Она одета в традиционный костюм, а рядом с ней расположены свеча и зеркало, в котором показывается напуганное и заинтересованное лицо девушки, вглядывающейся в зеркальную поверхность с желанием лицезреть избранника.
Контекст
В подтексте работы «Гадающая Светлана» зеркало является предметом связи с иным миром, а отражение девушки — двойственностью толкования, которая принадлежит романтизму. Момент гадания представляет собой некое стремление покинуть пределы реального мира.
Главная мысль, которую хотел показать Брюллов — это изображённый порыв узнать неизвестное в самом себе и поиск ответов на вопросы, часто противостоящих с внутренним «я».
Где находится картина сейчас
Картина Брюллова «Гадающая Светлана» находится в государственном художественном музее в городе в городе Нижний Новгород.
Интересные факты
Свою популярность Брюллов заполучил после работы над шедевром «Последний день Помпеи», а «Гадающая Светлана» стала следующей работой любимца императора. Она получилась скромнее, но с более глубоким смыслом.
- «Гадающая Светлана» была написана по истечении нескольких месяцев после того, как автор возвратился в Россию по требовательному настоянию Николая первого;
- Прожив в комфортной и свободной Италии, Брюллов не желал приезжать в Россию, но опасался гнева властей, так как не раз уже игнорировал приказы о возвращении на родину;
- Брюллов написал «Гадающую Светлану» для друга, причем за короткий срок;
- Художник сам был свидетелем гадания перед тем как сотворить свою картину. Благодаря этому работа получилось более реалистичной;
- Не полную осведомленность художника по поводу процесса гаданий выдает один элемент на картине «Гадающая Светлана» — шнурок, со скрытым под рубашкой крестом. Гадающие знают, что перед гаданием крест нужно обязательно снять;
- Жуковский называл Брюллова Карлом Великим. Художник не единожды писал иллюстрации к работам поэта. Например, он также работал над картиной «Пери и ангел» по сюжету баллады.
Работа Брюллова получила огромное признание и стала одной из лучших в своем жанре.
Оценка статьи:
Загрузка…
«Гадающая Светлана» — картина русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Картина была написана в 1836 году. Холст, масло. Размеры: 94 × 81 см. Находится в Нижегородском Государственном художественном музее, Нижний Новгород. Данная картина интересна тем, что является единственной во всём творчестве Брюллова, которая посвящена русскому национальному быту.
Картина была написана во время пребывания Карла Брюллова в Москве. В Москве великий художник оказался проездом из Константинополя в Петербург, куда его вызвал сам император Николай I, после того как Брюллов прославился в мире живописи своей картиной «Последний день Помпеи». В Москве Брюллов жил у писателя Алексея Перовского на протяжении полугода, где и написал картину на тему святочных гаданий.
Приезд художника удачно совпал со Святками, во время которых, по традиции, девушки занимаются гаданиями. Святочных гаданий существует достаточно много, в некоторых областях России они могут отличаться деталями. На картине «Гадающая Светлана» Брюллов изобразил обряд гадания у зеркала. Сам сюжет был навеян балладой В. А.
Жуковского «Светлана» и является иллюстрацией к одному из эпизодов данной баллады. То, что художник смог наблюдать обряд лично, позволило ему создать картину более реалистичной.
Строчки из баллады В. А. Жуковского «Светлана», которые послужили основой для написания картины:
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
На картине мы мужем увидеть момент гадания у зеркала. Девушка в традиционном наряде — в кокошнике и русском сарафане — сидит за столом. Перед ней стоит зеркало, сбоку горит свеча. Девушка напряжённо смотрит в зеркало, в ожидании, что увидит образ суженого. Атмосфера в картине одновременно и сказочная и даже мистическая. Сам Жуковский, автор «Светланы», в знак признательности за картину, которая была написана на основе его произведения, назвал Брюллова Карлом Великим.
Картина «Гадающая Светлана» Брюллов
«Гадающая Светлана» — картина, написанная Карлом Павловичем Брюлловым (Karl Pavlovich Bryullov) в 1836 году. В центре композиции изображена юная девушка. Она сидит перед старинным зеркалом в фигурной раме и слегка наклонилась вперёд. Белоснежная сорочка и бретели красного нарядного сарафана немного приспущены и оголяют плечи. Тёмные густые волосы, заплетённые в тугую косу, обрамляет позолоченный кокошник в форме полумесяца. Шею украшают бусы из двух нитей крупного жемчуга. Вслед за Светланой зритель непроизвольно вглядывается в магическую зеркальную поверхность, в которой пока отражается только невинное лицо девушки с широко распахнутыми глазами, наполненными одновременно ожиданием, любопытством и тревогой. Таинственная атмосфера усиливается полумраком комнаты и пламенем стоящей слева свечи.
- Название картины: «Гадающая Светлана».
- Автор: Карл Павлович Брюллов (1799-1852).
- Год создания: 1836 г.
- Размер: 94 x 81 см.
- Стиль: Реализм. Романтизм.
- Жанр: Бытовой жанр.
- Техника: Масляная живопись.
- Материал: Холст.
- Местонахождение: Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
Карл Брюллов — выдающийся русский художник первой половины XIX века, творчество которого разнообразно по стилистике. Будучи ярким представителем классицизма и романтизма, в своих работах мастер порой проявлял не только подлинный реализм, но и не пренебрегал модным в те времена эклектическим рококо. Его портреты, исторические и религиозные произведения, отражающие сцены европейской жизни, отличаются проникновенностью и поэтичностью, с понятными для зрителя характерами, настроениями, физическими и нравственными обликами персонажей.
Единственной работой с изображением русского уклада жизни в творчестве Брюллова стала картина «Гадающая Светлана». Поводом для её создания послужила написанная в 1812 году баллада Василия Жуковского, которая очень нравилась художнику и пользовалась колоссальным успехом в обществе. Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.
В качестве сюжета Брюллов выбрал далёкую от кульминации сцену в начале баллады, в которой героиня решается на самое страшное и действенное гадание с зеркалом и свечой, чтобы увидеть своего суженого. Но художник намеренно исказил традиционный ритуал и изобразил девушку в нарядном костюме, показывая тем самым её характер и желание предстать перед женихом во всей красе. Рядом с бусами на её шее мастер рисует простой шнурок от нательного крестика, противопоставляя истинную веру духовному невежеству. Озаренное светом свечи зеркало символизирует связь с потусторонним миром.
Картина «Гадающая Светлана» Карла Брюллова не только передала романтический мистицизм литературного произведения, но и стала поэтическим образом русского старообрядческого обихода, прочно закрепившемся в сознании народных масс.
В коллекции Нижегородского художественного музея есть одна картина, которую очень неплохо было бы использовать для всевозможных интеллектуальных конкурсов и викторин. Если не знать точно, кто ее автор, догадаться очень сложно, тем более, что академическая подготовка у большинства русских художников первой половины 19 века была одинаковой, а творческая индивидуальность проявлялась далеко у всех и не во всех работах. Более того, представляя этот сюжет, художник допустил как минимум три серьезные ошибки, о которых я расскажу дальше.
Речь идет о «Гадающей Светлане», которую, как это ни удивительно, исполнил главный романтик и западник русской живописи Карл Брюллов. Полотно это было написано в 1836 году, спустя несколько месяцев после того, как Брюллов по настоятельному требованию Николая I вернулся в Россию. Художник, в общем-то не жаждал возвращаться в страну, после теплой и вольной Италии его пугал российский официоз («Брюллов едет в Петербург, скрепя сердце, боится климата и неволи», — писал Пушкин), он опасался репрессий со стороны властей, тем более, что он несколько раз посмел проигнорировал царские приказы о немедленном возвращении. Впрочем, русская публика приняла его очень хорошо, а «Последний день Помпеи», который он представил в качестве отчета о зарубежной командировке, вызвал всеобщий восторг и ажиотаж.
Брюллов начал преподавать в Академии художеств и затеял грандиозный живописный проект (иначе и не скажешь), посвященный русской истории. Произведение должно было пышно именоваться «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием», но постепенно превратилась сначала в укороченную «Осаду Пскова», а потом и вовсе в «Досаду Пскова», поскольку Брюллов промучился над ней 8 лет, но так и не закончил.
Он вообще не особо любил темы, связанные с Россией. Может, дело было во французских генах, а может и в том, что его отец, а затем и другие педагоги из Академии не слишком одобряли его попытки делать жанровые наброски из народной жизни в духе Венецианова.
Сразу по приезде в Россию Брюллов ненадолго задержался в Москве, в доме своего друга Алексея Перовского, более известного нам сегодня под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». У Перовского художник провел святки, и, судя по всему, лично наблюдал за обрядом гадания. Для друга он и написал «Светлану», причем очень быстро.
В отличие от «Осады Пскова», «Гадающую Светлану» Брюллов закончил, и она получилась очень необычной для русского искусства и действительно очень романтичной. Сюжет картины был навеян балладой Василия Жуковского «Светлана». Начало ее: «Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали/ За ворота башмачок/ Сняв с ноги, бросали…», помнят абсолютно все. Но на картине можно видеть другой эпизод:
…Подпершися локотком
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Девушка с простоватым и глуповатым детским личиком (деликатные искусствоведы предпочитают эпитет «наивное») чуть приоткрыв рот и широко распахнув глаза, всматривается в зеркало. Рядом горит свеча, добавляя атмосферу таинственности общему полумраку, доминирующему на полотне. Героиня одета в народный костюм — сарафан и рубашку с пышными рукавами, присборенную у ворота, на шее – двойная нитка крупного жемчуга (Тэтчер бы удавилась от зависти) и простой шнурок, видимо с крестиком, спрятанный под рубашку. На голове – кокошник, обтянутый шелком и обшитый золотой тесьмой, темные волосы заплетены в простую косу. Но конечно, это не крестьянка, а, скорее барышня, ряженая как ее же собственная дворовая девка, только костюм ее сшит из дорогих и весьма качественных материалов (шелк, бархат, батист). Даже скудные элементы интерьера –зеркало в резной раме, свеча в фигурном бронзовом подсвечнике и стол, покрытый бархатной скатертью, — также свидетельствуют о том, что это отнюдь не светелка в крестьянской избе, а, скорее девичий будуар в господском доме.
В этом, конечно, нет ничего удивительного, ведь действие происходит во время Святок, и всевозможные игры с переодеваниями в это время не возбранялись, так же, как и гадания. А гадали и крестьянки, и дворянки, и разумеется, на женихов. Девушкам всех социальных сословий хотелось лишь одного – выйти замуж за молодого, красивого и богатого.
Гадание на зеркале, чем занимаются и Светлана с картины Брюллова, и Светлана из баллады Жуковского, считалось самым опасным, но в то же время, самым верным делом. В старинных книгах, где описывалась технология процесса, утверждалось, что гадать таким образом должны только люди с крепкими нервами, поскольку «истерическим и ипохондрикам испуг от виденного может потрясти их организацию».
Делалось это так: брали два зеркала желательно больших и одинакового размера, размещали друг напротив друга и освещали двумя свечами. Оптимально было бы поставить зеркало против высвеченного стенного зеркала так, чтобы из направленного зеркала в стенном образовался длинный коридор, освещенный пламенем свечей, но можно было просто взять одно зеркало побольше, а другое — поменьше, как на более поздней картине Александра Новооскольцева. написанной на тот же сюжет.
Инструкция давала четкие указания: «гадающая особа должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и посторонних лиц, кроме одной ил двух скромных особ, интересующихся одинаково с особой гадающей или для повадности. Со стороны этих последних, однако же, требуется не глядеть в зеркало, не подходить к гадающей и не разговаривать».
Потенциальный жених должен появиться в конце зеркального коридора. Правда, «гадающих особ» сразу предупреждали, что ждать, возможно, придется очень долго, а увидеть возможно не только суженого, но и что угодно вообще, даже политических деятелей и исторические события.
Судя по всему, именно таким гаданием и занимается Светлана на картине. Вероятно, второе зеркало находится у нее за спиной, а возможно, она вообще решила упростить процесс, ведь если очень долго всматриваться в тусклое зеркальное стекло, находясь в полумраке, действительно можно увидеть все что угодно.
Первый момент, который выдает полную неосведомленность художника по поводу правил для гаданий – это шнурок с крестом на шее Светланы. Всем, кто собирался этим заниматься, было известно, что гадать надо, сняв крест и не благословясь.
Далее, все девицы (в отличие от Брюллова) были осведомлены о том, что на одежде гадающей не должно быть ни одного завязанного узла, также нельзя было гадать с заплетённой косой, волосы непременно должны быть распущены.
Третья ошибка – это количество свечей, которое изобразил Брюллов. Свечей обязательно должно быть две, а не одна, иначе правильный туннель в зеркале не получится.
Помимо сюжета, необычного и единственного в творчестве Брюллова, можно отметить еще и великолепное владение Брюлловым живописной техникой. Он не только превосходно и оригинально строит композицию так, что в центре ее находится не само лицо Светланы, а его отражение в зеркале, но также находит единственно верное колористическое решение, строя цветовую гамму на сочетании оттенков красных и коричневых тонов, что подчеркивает таинственность обстановки. Свет, выхватывающий из темноты лицо и фигуру девушки, способствует выявлению их форм, трактуемых с исключительной пластичностью.
«Гадающую Светлану» можно даже воспринимать как некий манифест русского романтизма, поскольку и сам мистический сюжет картины, и ее элементы: свеча и зеркало, как раз и являются типичными признаками романтического художественного произведения. Кроме того один из основополагающих принципов романтизма – уважение к национальной истории и традициям (в отличии от интернационального классицизма, базировавшегося на античности).
P.S. В традиционной западноевропейской живописи зеркало является символом пороков – гордыни, суетности и распутства.
Жуковский В.А. — Баллады и сказки
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далєко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.
Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: п е ч а л ь!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.
Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвец шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул..
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах! …и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не довро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет..
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
Баллада «Светлана» Жуковский В.А. 1813
Иллюстрации: Новоскольцев Александр Никонорович 1889