Малахитовая шкатулка
В сказках Бажова есть что-то такое… волшебное. А как сама природа, как таинственные недра земли. Но речь здесь пойдёт не о самих сказах, а об иллюстрациях к ним.
Помните, раньше печатали наборы открыток с иллюстрациями к книгам, а на обороте можно было прочитать краткое содержание? У меня в детстве был такой набор к сказам Бажова с замечательными иллюстрациями Вячеслава Назарука.
Назарук Вячеслав Михайлович родился в 1941 году в Москве. В 1965 году окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Известен прежде всего по мультфильмам «Крошка Енот», «Ехал Ваня», «Мамонтёнок», «День рождения кота Леопольда», «Путешествие кота Леопольда», «Телевизор кота Леопольда», «Клад кота Леопольда», «Лето кота Леопольда» и т.д.
Перескажу одну занятную легенду, касающуюся этих иллюстраций (правдива она или нет, не могу судить): Вячеславу Михайловичу долго не удавалось найти образ Хозяйки Медной горы. И правда, где взять в жизни недоступную, твёрдую, холодную как камень, но красивую и живую женщину? Он встретил её на улице. Она оказалась женой какого-то посла из скандинавских стран. Настоящая Снежная королева. Что ж, можно сказать, что Хозяйка у Назарука получилась точно такая как у Бажова – «хоть и каменна, а девка».
Только вдруг молодой, — ровно его кто под бок толкнул,— проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит.
…«Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать.
Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
— Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
П. БАЖОВ. «Медной горы хозяйка»
Источник
Main
Top
Interesting
500 ideas
Help
Follow us:
-
Follow us on Vkontakte
-
Follow us on Telegram
-
Follow us on Pinterest
-
Follow us on Odnoklassniki
Applications
-
iOS
-
Android
-
Huawei
COMPANY
-
About
-
News
-
Help
PRODUCTS
-
Checklists
-
Button «Share»
-
Media program
COMMUNITY
-
Afisha LJ
-
Frank
-
Stylish merch
CHOOSE LANGUAGE
-
Privacy Policy
-
User Agreement
-
Help
LiveJournal — v.628
?
LiveJournal
Top
krambambyly
—
143 position in common rating
-
Readability
-
krambambyly
143 position in common rating
Archive
Readability
Log in
No account?
Create an account
Remember me
Forgot password
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
-
krambambyly
January 11 2015, 19:10
- Литература
- Cancel
Иллюстрации Н.Кочергина по книге Павла Бажова «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы»
Оригинал взят у katia_lexx в Иллюстрации Н.Кочергина по книге Павла Бажова «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы»
Интересное в миреИнтересное со всего мира
promo
krambambyly
апрель 20, 2020 19:17
54
Buy for 30 tokens
Hello friends! Журнал создан в 2012 году.
Аз есьм! Коротко о себе: кактус с душой ромашки… «Чтобы с вами не случилось — ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным». Э.М. Ремарк Мысли и чувства мечутся, как четыре кота в рюкзаке. Тотемное животное — для «Льва» (23 июля-22 августа) — Божья коровка и…
П. Бажов Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка Кочергин иллюстрации
Бажов «Малахитовая шкатулка»
Малахитовая шкатулка Павел б
Малахитовая шкатулка хозяйка медной горы
Бажов Малахитовая шкатулка опера
Малахитовая шкатулка Бажова
Хозяйка медной горы Бажов
Малахитовая шкатулка Бажова
Малахитовая шкатулка Бажова
Сказы Бажова Малахитовая шкатулка
Бажов, Павел Петрович «Малахитовая шкатулка»
Бажов «Малахитовая шкатулка»
Малахитовая шкатулка Бажова
Сказки Бажова Малахитовая шкатулка
Малахитовой шкатулки» п.п.Бажова
Павел Бажов фольклор фольклор
Сказки Бажова Малахитовая шкатулка
Бажов «Малахитовая шкатулка»
Иллюстрации к сказам Бажова Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка 1939
Малахитовая шкатулка хозяйка медной горы
Малахитовая шкатулка хозяйка медной горы
Бажов, Павел Петрович «Малахитовая шкатулка»
Иллюстрации к Малахитовой шкатулке Бажова
Малахитовая шкатулка Бажов иллюстрации
Волович иллюстрации к Малахитовой шкатулке
Иллюстрации к сказам Бажова Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка. Художник Вячеслав Назарук
Художник Олег Дмитриевич Коровин хозяйка медной горы
Уральские сказы Бажова Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка Бажов иллюстрации
Малахитовая шкатулка Вячеслав Назарук
Малахитовой шкатулки» п.п.Бажова
Сказки Бажова Малахитовая шкатулка
Волович хозяйка медной горы
Иллюстрации к Малахитовой шкатулке Бажова
Бажов Павел. Малахитовая шкатулка 1950
Малахитовая шкатулка Бажова
Волович Малахитовая шкатулка
Малахитовая иллюстрация Малахитовая шкатулка
Бажов «Малахитовая шкатулка»
Вячеслав Назарук хозяйка медной горы
Коровин Малахитовая шкатулка
П П Бажов Малахитовая шкатулка
Коровин Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка Настасья
Малахитовая шкатулка Вячеслав Назарук
Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка картинки
Герои сказов Бажова Малахитовая шкатулка
Вячеслав Назарук хозяйка медной горы
Батов медеой горы хозяйка
Бажов «Малахитовая шкатулка»
Назарук Вячеслав Михайлович
Хозяйка Малахитовой горы
Бажов хозяйка медной горы раскраска
Малахитовая шкатулка Настасья
Сказки Бажова хозяйка медной горы
Хозяйка медной горы мультфильм 1976
Малахитовая шкатулка хозяйка медной горы
Малахитовая шкатулка Бажов диафильм
Издательство речь / Малахитовая шкатулка
Хозяйка медной горы Бажов
Сказы Бажова Малахитовая шкатулка
Малахитовая шкатулка иллюстрации хозяйка медной горы
Сказы Бажова хозяйка медной горы
Каменный цветок Бажова
Бажов, Павел Петрович «Малахитовая шкатулка»
Музей Малахитовая шкатулка
Виталий Волович Малахитовая шкатулка
Турчанинов Малахитовая шкатулка
Сказка хозяйка медной горы Малахитовая шкатулка
Малахит в картинах художников
Бажов царица медной горы
Малахитовая шкатулка Павел Бажов
-
January 16 2014, 16:35
- Литература
- Россия
- Искусство
- История
- Cancel
П.Бажов. Малахитовая шкатулка (илл. В.Баюскина)
П.Бажов. Малахитовая шкатулка. Иллюстрации В.Баюскина. — Москва: ОГИЗ ГОСЛИТИЗДАТ, 1948 г — 566 с.
В книге 43 сказа. Начинаются они с интереснейшего исторического очерка о географическом месте действия, об укладе прошлой жизни и особенностях горняцкого ремесла, о первых собирателях уральских сказов и о том, как формировались фантастические образы хранителей земных богатств.
Несомненно, украшением издания являются удивительно совпадающие по духу с великими сказами иллюстрации Василия Баюскина.
Василий Степанович Баюскин (1898-1952) родился в селе Синьково, Московская губерния. Жил в Москве.1911-1916 Учился в Художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина у С. Герасимова. 1918-1920 Учился в Вхутемасе у С. Малютина. С 1920 Работал в различных издательствах, в том числе в Художественном отделении при 1-й Образцовой типографии, в Госиздате, также в журналах «Огонек», «Крестьянка», «Вожатый» и других. Иллюстрировал произведения П. Бажова, исполнял рекламные плакаты, писал картины, акварели на детскую тематику. Состоял в Объединении художников книги. 1941-1945 Иллюстрировал листовки. 1942-1943 Выполнил серию рисунков разрушенного войной Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», близ Тулы. Оформил в Тульском театре постановку «Оборона Тулы». 1952 Умер в Москве
Ничего не могу с собой поделать — самыми завораживающими с детства были для меня истории про Полоза.
А у вас какой из сказов любимый?
«Золотой волос».
Иллюстрации в книге вклеивались вручную по верхнему краю на картонную вставку с отпрессованной рамкой с использованием разделительного полупрозрачного квазипергамента.
Суперобложка и ляссе, конечно.
«Дорогое имячко»
«Медной горы Хозяйка»
«Сочневы камешки»
«Малахитовая шкатулка»
«Ключ земли».
«Синюшкин колодец»
«Про Великого Полоза»
«Змеиный след»
«Огневушка-Поскакушка».
«Каменный цветок».
«Приказчиковы подошвы»
Продолжаю обзор иллюстраций к бажовскому сказу «Малахитовая шкатулка». Сегодня — оставшиеся иллюстрации советского периода. Преимущественно это иллюстрации 1970-х — 1980-х гг. Но общее у них не столько исторический период, сколько изменение воззрений на творчество Бажова — оно перестало быть современным, стало восприниматься как классика. А это привело к снижению накала бажовского текста, выталкиванию его в детскую литературу.
Малахитовая шкатулка (поздний СССР): издания
1) Малахитовая шкатулка. — М.: Современник, 1977. Изящное подарочное издание уменьшенного формата. Выдающийся художник Б.Диодоров.
2) Сказы. — М.: Советская Россия, 1980. Художники А.Ковалев и Г.Буреев. Палех.
3) Малахитовая шкатулка. — М.: Стрекоза, 2018. Художник с уральскими корнями С.Ковалёв.
Условно поздний СССР. Эта сюита была создана уже в начале XXI века, но С.Ковалёв — советский художник, не изменившей своей манеры. Поэтому помещаю его в обзоре, посвящённом поздне-советскому периоду иллюстрирования Бажова.
4) Уральские сказы. — М.: Детская литература, 1979. Художник В.Панов.
И здесь условно поздний СССР. Бажовский сборник с иллюстрациями Панова у меня 1979 года издания, но по данным Фантлаба, первое издание было аж в 1957 году: https://fantlab.ru/edition125491. Мне кажется, это первое издание для детей (пусть и старшего школьного возраста) таких серьёзных сказов как «Малахитовая шкатулка». Общая тенденция к омоложению возраста читателей Бажова сложилась, тем не менее, чуть позднее. Поэтому обзор иллюстраций Панова среди поздне-советских изданий выглядит оправданным.
5) Каменный цветок. — Киев: Веселка, 1980. Художник Н.Пшинка.
Малахитовая шкатулка (поздний СССР): иллюстрации
Посмотрим сами иллюстрации.
Худ. Б.Диодоров (1977)
У Диодорова единый макет для всех сказов: шмуцтитул с миниатюрой, заставка на левой стороне разворота и страничная иллюстрация на правой стороне.
На развороте в одну композицию объединены различные эпизоды сказа (приём старинной книжной миниатюры, иконописи и палехской миниатюры).
Все эпизоды из тех, которые можно детям показывать (без линии полюбовницы молодого барина).
Худ. А.Ковалев и Г.Буреев (1980)
Палехские живописцы. Заставка и одна страничная иллюстрация.
Застывший канон формы. Художники выбрали сцену, в которой женихи сохнут по Танюшке под её окном. Но люди этого мира Танюшку не интересуют.
На картинке девица в окне примеряет драгоценности, в тексте у Бажова — конечно, нет, просто вышивает на свету. Но у палехских художников принято объединять различные эпизоды на одном листе. Будем считать, и здесь такой же приём.
Худ. С.Ковалёв (2018)
Иллюстрации Ковалёва с некоторым налётом примитивизма. Но у художника советской эпохи это всего-таки осознанный приём, своеобразный юмор. Мне видится и некоторое сходство приёмов Ковалёва с приёмами Г.Мосина (они ведь художники одной условно уральской школы).
На страничных иллюстрациях — поворотные моменты в судьбе Танюшки.
1) Страшное воздействие тайной силы на хитника (от диалектизма «хитить» — похищать, в качестве глагола слово «хитить» позднее будет любимым у деревенских героев Ю.Коваля в цикле «Чистый Дор»).
2) Странница показывает Танюшке будущее.
Интересная тема хроно-парадоксов. Девочка не узнаёт себя в будущем, однако строит свою судьбу в соответствии с увиденным и становится той самой роковой красавицей из видения. Странница-колдунья пришла из будущего? Ей надо было показать будущее Танюшке, потому что иначе это будущее не было бы реализовано? Прямо-таки парадоксы «Терминатора». А ведь это 1938 год — СССР — провинциальный писатель пенсионного возраста, никому до того не известный. Кто бы мог подумать.
Худ. В.Панов (1979)
Иллюстрации Панова в реалистичной манере в технике карандашного рисунка и подкрашенного рисунка тушью оказались вне времени. Лёгкие прозрачные иллюстрации хорошо смотрелись и в 1957-м, и в 1979-м. Позднее Панов совершенствовался, но иллюстрации к Бажову не переделывал — они так и остались юношескими опытами, не очень глубокими, но хорошо подходящими к стандартному детскому восприятию.
1) Карандашные рисунки вроде бы начинают развивать сюжет, но резко останавливаются на сцене, где купцы пытаются купить задёшево шкатулку у Настасьи-погорелицы. Дальше про полюбовниц, а это не для детей.
2) Танюшка блистает во дворце. Выглядит как сказка про Золушку.
Глядя на такую гладкую красавицу Танюшку, нарисованную для юных читателей, вспомнил статью из «Бажовской энциклопедии». Есть прочтение, согласно которому Танюшка — подменыш (нечисть ребёнка в колыбели подменила). Танюшка — дочь Степана и Хозяйки медной горы (любовь-то была у них, но все думали, что платоническая). То, что странница-колдунья — это сама Хозяйка и без того было понятно. Но такое прочтение позволяет понять инородность Танюшки в мире людей и настойчивость, с которой её направляют в Малахитовую палату, сделанную из камня, добытого Степаном.
Худ. Н.Пшинка (1980)
Подробнейший иллюстративный комментарий к сказу «Малахитовая шкатулка» оказался у Н.Пшинки. Отличный повод проследить связную последовательность эпизодов сказа. По форме же — это типичные того периода рисунки для детской аудитории.
1) Завязка. Степан ещё жив. Напоминание о том, что та самая Шкатулка подарена была лично Хозяйкой медной горы. В канонических сборниках бажовских сказов части маленькой дилогии («Медной горы хозяйка» и «Малахитовая шкатулка») существенно отдалены друг от друга, почему и требовался краткий пересказ первой части. Среди художников, как мне кажется, никто кроме Пшинки не рисовал Степана для «Малахитовой шкатулки» — он умер в конце первой части при таких обстоятельствах, что видеть его снова живым было очень странно.
2) Примерка драгоценностей Танюшкой — стандартная картинка для маленьких читателей.
3) Танюшка дистанционно воздействует на хитника.
4) Очень много иллюстраций посвящено общению Танюшки со странницей-колдуньей. И это соответствует тому месту, которое данная сюжетная линия занимает в тексте Бажова.
Для начала — появление странницы-колдуньи, которая предложила обучать Танюшку рукоделию. Настасья — мать Танюшки — странницу отговаривает, но та, понятно, принимает все условия: ей надо получить доступ к дублю Хозяйки медной горы.
Отдельно, на страничной иллюстрации — показ Танюшке её будущего.
И внезапное прощание после показа будущего. Странница свою миссию выполнила.
5) Ещё один поворотный момент — пожар (на нём акцентировал своё внимание и Г.Мосин).
После пожара приходится принимать решение, от которого до того Настасья решительно воздерживалась: надо продавать шкатулку. Вокруг крутятся покупатели, предлагающие смешные цены.
6) Шкатулка за 2 тысячи рублей уходит жене нового приказчика — бывшей полюбовнице молодого барина. Линия порочной связи и несчастливой семейной жизни в картинках опускается. Взамен приходится подробно иллюстрировать как паротина супружница шкатулку покупала у Настасьи, да как потом по мастерам бегала, чтобы они ей драгоценности подогнали (а мастера отказывались в священном ужасе).
7) Знакомство приказчика Пароти с Танюшкой. Паротя узнал, что молодой барин собирается забрать у него жену обратно и запил с горя. Собутыльники заводят с ним разговор о Танюшке. Пьянство можно показывать маленьким детям.
Паротя замыслил комбинацию — хочет перевести внимание барина со своей жены на другой объект. Заказывает Танюшкин автопортрет.
Встреча Танюшки с барином. Судьба плетёт кружева случайностей, чтобы привести Танюшку в царскую Малахитовую палату.
9) А вот и мимоходная встреча с царицей перед растворением Танюшки в стене Малахитовой палаты.
10) Окончание сцены во дворце с сатирой на дворцовые нравы. Пшинка избегал рисовать сатирические сцены (там для взрослых), но окончание проиллюстрировал — это детям можно.
После исчезновения Танюшки
цитата
Все, конечно, перепугались, а царица в беспамятстве на пол брякнула. Засуетились, поднимать стали. Потом, когда суматоха поулеглась, приятели и говорят Турчанинову:
— Подбери хоть камни-то! Живо разворуют. Не како-нибудь место — дворец! Тут цену знают!
Турчанинов и давай хватать те каменья.