Рисунок к сказке хвост чукотская сказка

Искала примеры иллюстраций для северных сказок и обнаружила совершенно потрясающие иллюстрации! Просто нет слов! Художник Ирина Геннадьевна Павлишина. Если погуглить другие работы этого иллюстратора, то это будет еще одно потрясение, заслуживающее отдельной истории. Заодно нашелся ресурс с перечнем всех иллюстраторов-сказочников и сообщество иллюстраторов.

Источник нижеследующего текста здесь. И сам журнал, посвященный художественному миру Сибири, заслуживает отдельного пристального внимания. В общем, замечательно, что это все есть, и что это все доступно.

Народное искусство чукчей

Фольклор

Чукотские сказки

В иллюстрациях Ирины Геннадьевны Павлишиной
Источник: Медведь – лежебока: Чукотские сказки./ Запись А. Лозневого, Тынетегина, О. Бабошиной; лит. обработка А. Лозневого, Г. Меновщикова; пересказ Л. Грибовой; художник И. Павлишина. – М.: Малыш, 1991. – 32 с. – (Сказки Евражки)

Черная птица
(Запись и литературная обработка А. Лозневого)

Это было так давно, что никто не помнит, когда это было.

На севере у самого Ледяного моря жили охотники — зверобои. Жили они — не тужили. Но вот выпал плохой год, и как ни стара­лись охотники, не смогли запастись пищей на зиму. А зима при­шла лютая, небывалая — сковала море льдом, яранги снегом за­несла — с землёй сровняла.

Трудно добыть пищу в такое время. И люди стали умирать с голоду.

Но смерть не в каждую ярангу зашла, не каждого с собой уве­ла. Многие дождались лета. Солнце теперь почти не садилось: оку­нётся в море и опять поднимается. Обрадовались люди. Да и как не радоваться! Поломался лёд на море, в разводьях нерпы появились, заиграл сивуч на волне; птицы разные прилетели.

Пришло время охоты. Взяли зверобои копья, стрелы, подняли и понесли к морю свои лёгкие лодки, обшитые крепкой моржовой кожей.

Но едва приблизились они к морю, как подул сильный ветер — на ногах устоять невозможно. Разбушевалось Ледяное море, заходили волны, как горы высокие. Зашумели, загрохотали льды плавучие.

Страшным сделалось море.

— Нет,—сказал старый Aппa, — в такую погоду ничего не добудешь.

— Подождём до завтра, — сказали другие.

Всю ночь беспокойно стонало море. Билось о камни. Успокои­лось только под утро. Проснулись охотники-зверобои — солнце све­тит, ветерок чуть дышит. Хорошо! Лучшей погоды и желать не надо. Взяли они копья, стрелы и пошли к морю. Но только спус­тили лодки на воду, как снова, откуда ни возьмись, подул ветер. Заходили волны, как горы высокие. Зашумели, загрохотали льды плавучие. Темно вокруг стало.

И опять ни с чем вернулись домой зверобои.

Думают-гадают охотники, отчего такой ветер получается, — по­нять не могут. Думают-гадают, а старый Aппa и говорит:

— Долго я на свете живу, много разных чудес повидал, а такого не видел. Глядите, вон над той горой туча, вроде как птица крыльями машет.

Глянули зверобои: туча и вправду на птицу похожа. Да, так и есть — птица! Огромная чёрная птица на скале сидит, крыльями машет, и оттого сильный ветер дует.

— Погибель наша пришла, — говорит старый Aппa,—не даст эта птица житья, голодом заморит.

— Убить её надо! — сказал Тыгрелькут, самый сильный и смелый из всех охотников.

Поглядели на него товарищи, переглянулись.

— Ну, что ж, — говорят, — иди убей, если можешь.

— Чем с голоду умирать, лучше в бою погибнуть! — твёрдо сказал Тыгрелькут.

Как стоял, так и пошёл на гору, где сидела чёрная птица. Три дня ждали его охотники. Три дня дул ветер сильнее преж­него. Тыгрелькут не вернулся.

— Пойду я на чёрную птицу, — сказал старый Aппa.

Взял он лук со стрелами, копьё и пошёл.

Три дня ждали его зверобои. Три дня дул страшный ветер.
Aппa не вернулся.

После этого никто из охотников не решался сразиться с чёр­ной птицей.

— Подождём, может, сама улетит,— говорили они.

Шли дни, а чёрная птица и не думала улетать. По-прежнему следила она за зверобоями, не давала им выйти в море.

Наступила тяжёлая пора. Люди съели последних собак. Оста­лось одно — смерть.

Вышел мальчик Чочой из яранги и громко, чтоб все слышали, крикнул:

— Я пойду на чёрную птицу!

Не один раз бывал он в горах, ловко лазил по скалам, но все взрослые только недоверчиво замотали головами, услышав голос Чочоя.

— Ну, куда тебе…

— Всё равно пойду! — не отступал мальчик.

Идти было нелегко. Ветер сбивал с ног, пронизывал кухлянку, добирался до костей. Но к вечеру Чочой уже был у подножия горы. Он устал, хотел отдохнуть, а заодно и подождать, пока стемнеет, чтобы потом незаметно подойти к чёрной птице. Присев у старого камня-валуна, он вынул стрелу из-за пазухи и стал точить её о ка­мень. И вдруг — что такое — старый камень-валун заговорил чело­веческим голосом:

— С начала жизни лежу на этом месте. Один мой бок никогда не видел солнца. Вот если бы кто мог перевернуть меня!..

— Я помогу тебе, — сказал Чочой.

Камень только вздохнул и ничего не ответил.

А Чочой уже навалился на него изо всех сил. Попробовал с од­ной, с другой стороны, однако не сдвинул его с места даже на но­готь. И тут понял Чочой: нужна не сила — смекалка.

Спустился в ущелье, набрал глины и запрудил ручей, что про­текал рядом с камнем. Вода в ручье быстро поднялась, потекла под самый камень, размыла почву — и старый валун перевернулся на другой бок.

— Спасибо тебе, мальчик! — обрадовался камень.— Расти боль­шим, будь сильным и смелым. А случится — будет тебе трудно — повтори эти мои слова.— Камень попросил мальчика подставить ухо, и шёпотом произнёс: — Горы высокие, моря глубокие — силы могучие!

Чочой поклонился старому камню и двинулся в путь.

Идти стало ещё труднее. С моря наплывал туман, и тропа под ногами становилась скользкой. Чочой поскользнулся и чуть было не упал в пропасть. Он уже думал вернуться, подождать до утра, но, услышав хлопанье крыльев, понял: чёрная птица недалеко и сейчас самое время рассчитаться с нею.

Хватаясь за выступы скал, мальчик упорно продвигался вперёд. Ни туман, ни мрак — ничто, казалось, не может помешать ему.

Ещё немного — и он увидит чёрную птицу. Но тут налетел такой ветер, что мальчик не успел произнести слова старого камня, упал, по­катился вниз, в ущелье.

Долго лежал без движения Чочой и очнулся только под утро. Лицо и руки — в крови, кухлянка — в дырах. Было страшно, но разве он мог отказаться от того, что задумал? Поднялся и снова пошёл на гору.

Забрезжил рассвет, и Чочой увидел чёрную птицу. Она сидела на вершине скалы и как будто спала. «Только бы не спугнуть», — думал Чочой.

Он натянул тугую тетиву. Нацелился. Но птица вдруг взмахнула крыльями, подул ветер…

Однако поздно. Острая стрела впилась ей в крыло — и оно повисло. Птица сверкнула гла­зами, набросилась на Чочоя. «Горы высокие, моря глубокие — силы могучие!» — воскликнул мальчик. И его тело сделалось твёрдым как камень.

Напрасно клевала, била его крылом чёрная птица. Вскоре она растратила силы, ослабела, свернулась в клубок и повалилась в ущелье.

Вышли зверобои из своих яранг и удивились — страшного ветра как не бывало. Ярко светит солнце, тихо плещется море. Слегка покачиваясь, плывут голубые льдины. А в разводьях — сивучи, нерпы… На лежбище под весенним солнцем греются моржи.

В этот день все — от мала до велика — вышли на охоту. Многие вернулись с богатой добычей. И когда в стойбище начался празд­ник, шаман бил в бубен и громко выкрикивал:

— Это я победил чёрную птицу! Я остановил ветер!..

Потом говорил, что злые духи могут оживить птицу, если их не задобрить, и требовал пожертвования. Люди сперва думали, что он и вправду убил чёрную птицу — и отдавали ему всё, что могли: мясо, меха, одежду…

Но вот в стойбище появился Чочой. От усталости он еле стоял на ногах. Вместо кухлянки с его плеч свисали лохмотья. Лицо и руки в царапинах, но он радостно улыбался.

В руках Чочоя все увидели большое чёрное перо и сразу по­няли, откуда оно. Догадался и старый шаман. Перестал бить в бу­бен, закрылся в яранге. Он теперь думал, как избавиться от Чочоя.

Но зверобои решили по-своему — усадили Чочоя на самом почётном месте. Поднесли ему самые лучшие кушанья. А сами, взявшись за руки, запели песню, прославляя мальчика-героя, который избавил их от чёрной птицы.

Долго плясали и пели, празднуя победу над чёрной птицей. По­том, когда уже надо было расходиться, охотник Кымынэ вывел Чо­чоя на середину, чтобы все видели, и, как надо по обычаю, вручил ему копьё из моржовой кости, расписанное в цвета моря и гор Чу­котки.

Как евражка и медведь норами поменялись
(
Запись Тынетегина. Литературная обработка Г. Меновщикова)

Однажды бурый медведь стоял на холме, а евражка (так назы­вают на севере суслика) в это время пила воду у реки. Увидела евражка медведя и позвала его:

— Эй, медведь, иди-ка сюда!

Подошёл медведь к евражке, а она ему и говорит:

— У меня к тебе дело большое есть!

Удивился медведь:

— Какое же дело у тебя ко мне?

— Да вот задумала я с тобой жилищем поменяться.

— Ладно, — согласился медведь, — давай меняться. А где оно, — твоё жилище?

— Вон там, на холме. А где твоё жилище?

— Вон там, на сопке.
Обрадовалась евражка:

— Пойду-ка я теперь в твоё жилище. А ты моё бери!

Пошёл медведь к норе евражки, евражка — в медвежью берлогу.

Пришла к берлоге евражка, осмотрела её со всех сторон и запрыгала от радости:

— Ах, какое жильё я нашла! Ах, как хорошо теперь я буду жить!

А медведь пришёл к норе евражки и только нос туда засунул. Пыхтел, пыхтел — так и не смог залезть в её норку.

Пошёл медведь к евражке. А она его и спрашивает:

— Зачем ты пришёл ко мне?

— Не смог я залезть в твоё жильё.

Рассердилась евражка:

— Не может этого быть! Ведь я-то влезла в твоё жильё!

— Ну, а я даже нос не смог просунуть в твою норку!

Давай-ка померяем твой нос с моим!

Разлеглась евражка на носу у медведя и говорит:

— Вот так диво: неужели же я такая маленькая, даже меньше твоего носа! Нет, не придётся нам домами меняться. Как же ты жить бы стал в моей норке! Прощай, дедушка, пойду-ка я домой.

Так и стали они жить каждый в своём жилье.

Медведь – лежебока
(Запись Тынетегина. Литературная обработка Г. Меновщикова)

Однажды повстречал охотник бурого медведя и говорит ему:

— Здравствуй, медведь!

— Здравствуй, — отвечает медведь. — Что нового?

— У меня ничего нет нового. А у тебя что нового?

— Вот на днях залягу спать, — говорит медведь, — ведь скоро снег выпадет.

— А когда же ты проснёшься?

— Весной.

— Это ты сейчас уснёшь и только весной проснёшься? — удивился человек.

— Да, я всю зиму сплю.

— Долго же ты спишь! — сказал человек. — Я сплю только по ночам, а днём работаю: нарты чиню, пушнину добываю, рыбу подо льдом ловлю! Сколько дела я за зиму сделаю! А ты всю зиму спишь как убитый!

Стыдно стало медведю, что он такой бездельник, отвернул он морду в сторону и ушёл потихоньку.

Ворон и лиса Нутэнэут
(Запись О. Бабошиной. Пересказ Л. Грибовой)

Давно это было. Очень давно. Ой, как давно! Сидит возле своей яранги ворон, думает: «Куда идти за добычей: на морской берег или на реку?» Думал, думал, решил:

— Пойду на реку.

Пришёл на речной берег. Ходил, ходил. Каждый камушек пере­ворачивал, под каждый кустик заглядывал — нет добычи и нет. Ну, совсем ничего не попадается!

«Дай, — думает, — на другом берегу поищу!»

А там мышата играют. Увидели они ворона, обрадовались:

— Дедушка пришёл! Дедушка пришёл!

Подбежали к ворону, в свою ярангу отвели. Усадили его на мягкие шкуры, чаем напоили, перышки разгладили. Доволен ворон.

— Спасибо, — говорит, — меня, голодного, накормили, моим усталым ногам отдых дали.

Стал домой собираться, а мышата ему гостинец несут — не­множко корешков. Уложили их на нарту, говорят:

— Иди, да дорогой не оглядывайся!

Пошёл ворон, потащил нарту, а та, что ни шаг, тяжелее ста­новится.

— Что такое? Нарта лёгкая, а тащить тяжело! — удивляется ворон. И ещё быстрее зашагал: домой к своим детям торопится.

Вот и яранга показалась. Навстречу дети выбежали, нарту до­тащить помогли. Тут ворон оглянулся, глазам своим не поверил, подошёл — потрогал: корешки-то, что мышата дали, в рыбу и мясо превратились. Всё горкой на нарте сложено!

Мимо бежит лиса Нутэнэут.

— Где ты столько еды добыл? — спрашивают.

— У реки, — отвечает ворон.

И рассказал, как мышата ему на дорогу корешков дали, а ко­решки рыбой и мясом обернулись.

— Ну и я туда сбегаю! — говорит лиса.

— Не надо. Не ходи, Нутэнэут! — просит ворон. — Я с тобой поделюсь.

Не послушала лиса, в ответ только фыркнула. Схватила свою нарту, какая побольше, скорей побежала на реку.

Идёт лиса по речному берегу, мышата её увидели, навстречу бегут, кричат:

— Бабушка пришла! Бабушка пришла!

А лиса:

— Какая я вам бабушка! — говорит. — Посмотрите на себя! Вы — некрасивые! Вы — пучеглазые! А хвосты?! Тьфу! У вас хвосты не пушистые!

Обиделись мышата, побежали домой, рассказали всё отцу с матерью.

А лиса следом идёт, торбаса не отряхнула, вошла, го­ворит:

— Э-э! Какая маленькая яранга! Какая плохая!

Потом расселась поудобнее, приказывает:

— Принесите мне что-нибудь поесть! Да поживее!

Угощают мышата лису, а она на них покрикивает:

— Что это вы мне даёте? Несите, что повкуснее!

«Вот так гостья, — удивляются мышата, — у самой-то Нутэнэут и зимой горсти снега не выпросишь».

Однако всё же и ей корешков дали, как собралась она до­мой. И ей велели дорогой не оглядываться.

Бежит лиса, ждёт не дождётся, когда же нарта потяжелеет? Ну когда же, наконец, корешки мясом обернутся? А нарта всё лег­ко катится, только полозьями слегка поскрипывает. Не выдержа­ла лиса — оглянулась: на нарте как лежали корешки, так и ле­жат.

Лиса Нутэнэут с досады лапой нарту толкнула, корешки и просыпались. Подхватил их ветер, разметал по тундре. Так лиса Нутэнэут ни с чем и осталась.

ЧУДАК ПАКАЙКА

Жил-был чудак Пакайка. Не было у него ни одного оленя.

Все чукчи за нерпами в море охотятся, оленей пасут, а Пакайка ходит по тундре и песни поёт. Ходил Пакайка, ходил и надумал:

— Пойду-ка я к мышам и буду над ними хозяин!
Пришёл Пакайка в мышиное стойбище.

— Здравствуй, мышиный народ! — сказал Пакайка.— Теперь я ваш хозяин. Угощайте меня!

Засуетились мыши, забегали. Кто зёрнышко несёт, кто — корешок, кто — рыбку.

И так каждый день. Съедает Пакайка в один присест всё, что мыши за целый день принесут.

Говорит старая мышь мышатам:

— Бегите в тундру и наберите душистых кореньев!

Сварила старая мышь нерпу, перемешала нерпичье мясо с кореньями и подала Пакайке на большом деревянном блюде.

Наелся Пакайка и захрапел.

Прибежали тут маленькие мышата и принялись разрисо­вывать Пакайке лицо, как женщине.

По две полоски на щеках нарисовали, по две на носу и много-много чёрточек на подбородке.

Проснулся Пакайка, потянулся, захотелось ему пить.

Пошёл Пакайка к реке, глянул в воду — и увидел в воде красивую женщину.

На щеках у неё две полоски, на носу тоже две и много-много чёрточек на подбородке.

«Вот,— думает Пакайка,— и жена мне будет!»

— Вылезай! — говорит.

А женщина ничего не отвечает, только качает головой.

— Ах, тебе там холодно? Тебе тёплая одежда нужна? Вот тебе моя малахайка! Вот тебе моя кухлянка! Вот тебе мои торбаза!

Побросал всю одежду в воду, а женщина молчит, только головой качает.

— А, ты хочешь, чтобы я тебе помог вылезти? — сказал Пакайка и прыгнул в воду.

А вода-то ледяная, и никого в ней нет.

Выскочил Пакайка на берег. Посмотрел в воду, чтоб жен­щину отругать,— а из воды на него Пакайка глядит!

Догадался Пакайка, что мыши его разрисовали и вода всю краску смыла.

— Ну,— говорит,— сейчас я всех мышей за хвост переловлю!

А мыши сидят на кочках и смеются над Пакайкой. Бросился чудак Пакайка ловить мышей. Да разве всех мышей за хвост переловишь!

Хвост. Чукотская сказка

Идёт белый медведь по ущелью[9], голову опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле ноги переставляет. Смотрит, под горой лиса сидит и что-то ест.

– Что ты, лисонька, ешь?

– Хвост, – отвечает лиса.

– Хвост? Какой хвост? Что-то я не понимаю.

– А тут и понимать нечего. Свой хвост.

– Свой?

– Ну да!

– А как же ты без хвоста жить будешь?

– Глупый ты! – рассмеялась лиса. – Хвост не камень – отрастёт. Ты его сколько ни ешь, а он опять такой же будет… Мне не впервой!

– Вот оно как, – удивился медведь. – И почему я этого раньше не знал?

– Потому и голодаешь, что не знал…

Обрадовался медведь, что наконец поест, потянулся к своему хвосту и так хватил острыми зубами, что почти весь его оторвал.

С тех пор остался медведь без хвоста.

• 1. Кто персонажи этой сказки?

Встречал ли ты русскую народную сказку о белом медведе? Как ты думаешь, почему?

• 2. Где происходит действие чукотской сказки? В русских сказках действие может происходить в ледяном ущелье?

• 3. Какая в чукотской сказке лиса и какой медведь? А в русской сказке лиса такая же?

4. Знаешь ли ты что-нибудь о чукотском народе? Если нет, то узнай о нём в энциклопедии или в сети Интернет.

Сказки разных народов

Нет на земле народа, у которого не было бы сказок. Любая сказка – вымысел, выдумка, но из сказки можно немало узнать о жизни народа, который её создал. Можно узнать о природе и климате того края, о жилище и занятиях людей, об одежде, обуви и пище.

В русской сказке волк по совету коварной лисы ловит зимой рыбу, сунув хвост в прорубь. Может ли быть такое в сказках народов жаркой Африки?

Но многое в сказках разных народов похоже. Все люди ценят и осуждают одно и то же. Ценят доброту, трудолюбие, смелость, находчивость. Осуждают жадность, коварство, трусость, лень.

• Говорится ли об этом в учебной статье:

– в сказках разных народов много общего;

– любая сказка – вымысел;

– у каждого народа свои сказки;

– из сказки можно узнать о жизни народа, который её создал.

Как ты считаешь, какая из этих мыслей в статье главная?


1

Читательский дневник. Как кратко описать сказку «Хвост» (чукотская сказка)?

«Хвост.» (чукотская сказка)

Как коротко описать сказку?

Краткий пересказ.

Краткое содержание.

2 ответа:



1



0

В этой сказке о животных даётся объяснение, почему у медведя короткий хвост.

Голодный Медведь увидел лису, которая что-то ела.

На вопрос Медведя, что она ест, Лиса ответила, что свой хвост, который снова отрастает.

Медведь ей поверил, и откусил свой хвост. С тех пор у медведей короткий хвост.

Мораль: не верь первому встречному.



0



0

Хвост.

Сказка о медведе, который третьи сутки ничего не ел, а лиса ему сказала, что она ест свой хвост, когда голодная. Она его обманула, а он поверил и зубами почти весь свой хвост оторвал.

Для меня урок в том, что нельзя верить всякому слову!

Читайте также

В первую очередь купите ребенку хороший портфель-ранец. Он должен быть жесткокаркасный, но каркас из легкого пластика, чтобы он не был тяжелым. Спинка должна быть вентилируемой. На всей поверхности ранца должны быть светоотражающие элементы. На ранце сэкономить не получится..(

Сумка для обуви — их стоит купить 2 штуки сразу, так же как и саму сменную обувь, тоже 2 пары, так как не дай бог с первой что-нибудь случится, вам не придется срочно о ней беспокоиться.

Пенал. Пенал не покупайте уже наполненным. Пустой будет на порядок дешевле, да и учитель наверняка скажет какие ручки, карандаши лучше купить.

О ручках. Оптимальный вариант для первоклассников ручки фирмы STABILO, у них тонкая линия письма, и сам стержень не будет пачкать лишними чернилами. Цвет пасты вам понадобится синий и зеленый 100%.

На тетрадях можно чуть-чуть сэкономить. Не покупайте для первоклассников тетради с картинками, лучше однотонные, чтобы картинки не отвлекали ребенка во время занятий. И однотонные на порядок дешевле.

Если от учителя не будет четких указаний, то не покупайте цветные карандаши, краски, фломастеры, пластилин по много цветов в наборе, по 6 цветов будет достаточно, на этом тоже можно сэкономить.

Еще нужна будет папка для тетрадей, чтобы тетради не помялись в портфеле.

Форма конечно обговаривается с учителями.

А вот про канцтовары дополнительно и подробно можно почитать вот в этом вопросе.

За Мерседес — браво! Общими усилиями пришли к выводу, что прибор работает по принципу астролябии. Тогда недостает центрового элемента, именуемого «пауком», которым, двигая, можно производить нужные расчеты, ориентируясь на стрелку.Очевидно, в давности элемент-главное звено — потерялся.Теперь может служить только как источник наглядной информации. Согласитесь, для начальной школы и гласные, и согласные, цифры — на одном взгляде. Про обратную сторону, где при вращении меняются цвета в окошечке, физики подсказали, что там наглядно показывается, что белый цвет состоит из спектра цветов. При быстром вращении цвета сливаются в белый.

Вот такой презанятный прибор! Но , странно, что его НИКТО не помнит — ни учителя, ни ученики.

Я с детьми в начальных классах проводила чаепитие с приглашением мам и бабушек. Мамы приносили угощение (домашнюю выпечку), а мы готовили утренник: стихи, песни, поздравления для мам и бабушек. Но лучше ими не перегружать поздравительную программу. Мамы с удовольствием смотрели сценки, поставленные детьми. Мы устраивали мини-конкурсы, обязательно готовили подарки своими руками и поздравляли мам и бабушек. Что бы чувствовалась праздничная атмосфера, украшали зал шарами, выставками рисунков и поделок. В конце праздника небольшая дискотека для детей и родителей.

Мое мнение — нет, не стоит. Что это за выдумки то такие ? После садика выпускной ,после 4-го класса -выпускной ,после 9-го -выпускной , после 11-го опять выпускной… Если с садом я ещё как то могу согласиться (и то не на 100 %) , ребенок переходит в новый этап своей жизни. Со школьными так называемыми выпускными не согласен категорически. Не со всеми а с такими вот «промежуточными». 9 класс — тоже могу хоть как-то понять ,кто-то из учеников покидает школу ,переходит в другие учебные заведения. С выпускным 11-х классов согласен и даже очень . Поскольку это действительно серьёзная веха в жизни человека,ставящая перед ним вопрос — «что дальше ?» За хороший учебный год ребенка могут родители поблагодарить сами выполнив какое либо его желание,дабы у него было стремление получить бонус и в будущем году.

Родители, прежде всего, должны помочь ребенку научиться учиться. Это ведь тоже непросто. Если ребенок умеет учиться, он и сам справится со школьной программой. Но не все дети умеют это делать, по разным причинам. И вот тут родители, безусловно, должны помочь. Не просто тупо делать с ребенком урок за уроком, приучая его не думать своей головой, а ждать готового ответа. А, наоборот, заставляя ребенка самого докапываться до сути, лишь направляя его ход мысли. Это, конечно, труднее, времени на это уходит гораздо больше и терпения, бывает, не хватает. Зато и результаты совсем иные.

Со мной родители уроки не делали, так уж получилось, что сам учился. Но всегда помогали, если было что-то непонятно. От своих детей я всегда добиваюсь точности формулировок, умения точно и четко излагать свои мысли. И это дает очень хорошие плоды, потому что заставляет думать, прежде, чем сказать.

  • Рисунок к сказке фантазеры
  • Рисунок к сказке спящая царевна и 7 богатырей карандашом
  • Рисунок к сказке синдбад мореход
  • Рисунок к сказке серебряное копытце очень легко
  • Рисунок к сказке серая звездочка заходер