Урок литературного чтения в 4 классе
Определим тему урока
Русская народная сказка
- На этом уроке мы узнаем о некоторых обрядах и верованиях наших предков, выясним значения новых слов, прочтём русскую сказку «Марья и ведьмы» и разберём её.
- Сказка, которую мы сегодня прочтём, сложена русским народом, т. е. русская народная. Называется она «Марья и ведьмы» . По названию сказки сложно предположить, о чём она будет, но в этом нам помогут сноски-пояснения:
- Зелье – ядовитый или лечебный напиток из настоя на травах (рис. 1).
Рис.1. Зелье
- Купальная ночь.
- В конце июня, в самый длинный день и самую короткую ночь, справляли летний праздник Ивана Купалы . Улицы, лесные поляны, берега рек оглашались веселыми песнями и звонкой игрой на дудках, освещались яркими кострами. Все, от мала до велика, принимали участие в этом празднике (рис. 2).
В одной из купальных песен пелось:
Кто не выйдет на купальню,
Тот будет пень-колода.
А кто пойдёт на купальню,
Тот бел-берёза.
- Бурьян
заросли высокой сорной травы (рис. 3).
Колода
короткое толстое дерево (рис. 4).
- Око
- глаз (рис. 5).
Традиция. Это слово имеет несколько значений:
То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).
Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Давайте прослушаем сказку «Марья и ведьмы» , представим себе её героев.
- Давайте разберём и охарактеризуем прочитанный текст. Мы можем с уверенностью сказать, что это сказка, потому что…
- во-первых, есть зачин – «жила-была»,
- во-вторых, есть сказочные персонажи – ведьмы.
- Всего в сказке несколько действующих лиц:
- Марья, ведьмы и девушки.
- Из сказки мы узнали, что традицией на Ивана Купалу было…
- ходить в поле и в лес искать целебные травы и цветы, запасать их на весь год.
- Травы собирали именно в этот день, потому что считалось,
- что только сорванные в эту ночь они имеют лечебную силу.
- Вспомним, как Марья набрела на неведомый двор:
- «Бродила-ходила Марья, девушек кликала-звала и зашла на неведомый двор. Во дворе в бурьяне волки воют, на дубах филины ухают. А в стороне на высокой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведьмы сидят, на неё косо глядят».
- Чуровница была послана за Марьей не просто так, а с особым заданием:
- «Надумали ведьмы выследить, какие такие травы и коренья Марья собирает на лечебные зелья, да повытоптать их. Отпустили Марью, дорогу ей показали, а по её следам пустили самую лютую, злую ведьму Чуровницу. Вот ведьма по её следам и пошла. Идёт, прячется то за тем, то за сем, то за толстым снопом, то за осиновым стволом».
- Но всё же девушки смогли победить злой дух ведьмы:
- «Закричали девушки:
- – Ой, чур, чур, ведьма! Ой, чур, чур, Чуровница! Уходи!
- Встали девушки вокруг Марьи, замкнули круг и не пускают ведьму, отбиваются, кричат:
- Катись, ведьма,
- За мхи, за болота,
- За гнилые колоды,
- Где люди не бывают,
- Собаки не лают,
- Петухи не поют,
- Тебе там и место!
- Совсем выбилась из сил ведьма, не может одолеть девушек, не может в круг войти. От злости в козу оборотилась. Полезла на дуб да свалилась, забилась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведьмы Чуровницы.»
- Эта сказка отличается от тех, что мы разбирали на предыдущих уроках. В этой сказке есть превращение, волшебство, значит, эта сказка…
- волшебная.
- Давайте разделим её на части и озаглавим каждую, т. е. составим словесный план к сказке:
- «Колдунный» день.
- Встреча Марьи с ведьмами.
- Девушки победили Чуровницу.
Домашнее задание
- Прочитать выразительно сказку, подготовить её пересказ по составленному плану.
- Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Источники информации:
- https://ok.ru/video/226572503616
Литературное чтение.
Тема: «МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ» Русская народная сказка
Цели:
- развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
- познакомить учащихся с содержанием сказки,
- работать над выразительностью и правильностью чтения,
- воспитывать сознательную дисциплину и активность на уроке.
Ход урока
- Организационный момент.
Объясните пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» Слайд 2
И. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
— Как называется сказка, с которой работали дома? Кто ее автор?
— Сформулируйте одним предложением, в чем заключается главная мысль сказки.
— К какому виду относится эта сказка?
— В каком порядке происходили действия?
— На месте кого из героев вам хотелось бы оказаться? Почему?
— Кратко расскажите от имени одного героя, что происходило в лесу? В логове разбойников? На заставах? Во дворце? слайд 4
2. Словесное рисование.
— Словами нарисуйте картину под названием «Логово разбойников».
— Если бы вы рисовали картину кистью, какие краски использовали бы? Почему?
III. Работа по теме урока.
- Целевая установка.
Слайд 5,6
—Какие бывают сказки?
— На какие группы можно разделить сказки?
— Следующая сказка, сложенная, как и предыдущие, народом, называется «Марья и ведьмы». Можно ли предположить, о чем будет эта сказка?
2. Подготовка к чтению.
Учитель заранее выносит на доску слова, которые нужно читать правильно, и слова, значение которых нужно объяснить.
3. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
4. Работа по вопросам учебника (с. 15).
5. Чтение сказки учащимися «по цепочке».
6. Работа над содержанием сказки.
— По каким признакам можно догадаться, что данное произведение — это сказка?
— Кто главные герои сказки?
— Какой день, по народным поверьям, назывался «колдунным»? Почему?
— Объясните смысл слова «традиция».
— Что же было традицией на Ивана Купалу?
— Почему именно в этот день собирали травы?
— Как Марья набрела на неведомый двор? С кем она встретилась?
— С какой целью Чуровница была направлена вслед за Марьей?
— Как девушки смогли победить злой дух ведьм? Зачитайте.
— На сколько частей можно разделить эту сказку? Как озаглавили бы каждую часть? (3 части: 1. «Колдунный» день. 2. Встреча Марьи с ведьмами. 3. Девушки победили Чуровницу.)
7. И г р а «Я — художник».
— Представьте себя в роли художника учебника «Литературное чтение». Каким бы рисунком вы дополнили данный учебник?
8. Инсценировка
IV. Подведение итогов урока.
— Есть ли черты отличия этой сказки от предыдущих? Назовите их. (Отличие прежде всего в том, что данная сказка — волшебная.)
— Какие еще волшебные сказки вы читали?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки и подробный пересказ.
1 Часть
1 ТОКМАКОВА И. П. В ЧУДНОЙ СТРАНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 7-8
12
2 ПЁТР I И МУЖИК
ВОПРОСЫ. Стр. 10-11
12345
3 МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 15
1234
4 ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 18-19
1236
5 ВОПРОСЫ. Стр. 32-33
123467
6 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 34-36
1234578
7 ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
ВОПРОСЫ. Стр. 38
2
8 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 38-39
1
9 АНДЕРСЕН X. К. русалочка
ВОПРОСЫ. Стр. 46
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 50
13
ВОПРОСЫ. Стр. 56
12
ВОПРОСЫ. Стр. 63
12345
ВОПРОСЫ. Стр. 69-70
12345
ВОПРОСЫ. Стр. 75
1234
ВОПРОСЫ. Стр. 84-85
12345
10 ПУШКИН А. С. СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ
ВОПРОСЫ. Стр. 108-109
1234569101112
11 ДЖЕКОБС Д. РЫБА И КОЛЬЦО
ВОПРОСЫ. Стр. 116-117
1234678
12 ЛИНДГРЕН А. А. Э. КРОШКА НИЛЬС КАРЛСОН
ВОПРОСЫ. Стр. 136-138
1234567891011
13 РОДАРИ ДЖ. ЭТИ БЕДНЫЕ ПРИВИДЕНИЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 147
1
ВОПРОСЫ. Стр. 148-149
1
ВОПРОСЫ. Стр. 149
12
14 ДРАГУНСКАЯ К. В. ЛЕКАРСТВО ОТ ПОСЛУШНОСТИ
ВОПРОСЫ. Стр. 157-158
1237
15 ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 170
123456789
ВОПРОСЫ. Стр. 173-174
1234
16 БОЛЕЗНЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ ИЛЬИ МУРОМЦА
ВОПРОСЫ. Стр. 180-181
12345
17 АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН
ВОПРОСЫ. Стр. 185
12
18 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 185-187
1237
2 Часть
1 АНДЕРСЕН X. К. ЭТА БАСНЯ СЛОЖЕНА ПРО ТЕБЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 6
12345
2 ЭЗОП. ВОРОНА И КУВШИН
ВОПРОСЫ. Стр. 7
12
3 ЭЗОП. МАЛЬЧИК-ВОР И ЕГО МАТЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 9
12
4 ЭЗОП. ЛИСИЦА И КОЗЁЛ
ВОПРОСЫ. Стр. 10
123
5 КРЫЛОВ И. А. ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК
ВОПРОСЫ. Стр. 11-12
1234
6 КРЫЛОВ И. А. МЫШЬ И КРЫСА
ВОПРОСЫ. Стр. 13
123
7 КРЫЛОВ И. А. ДВЕ БОЧКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 14-15
123578
8 ТОЛСТОЙ Л. Н. ЛЕВ И ЛИСИЦА
ВОПРОСЫ. Стр. 16
1
9 МИХАЛКОВ С. В. ПРОСЧИТАЛСЯ
1 ВОПРОСЫ. Стр. 19
1234567
2 ВОПРОСЫ. Стр. 19
1
10 МИХАЛКОВ С. В. УСЛУЖЛИВЫЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 21
12
11 МИХАЛКОВ С. В. ЗАЯЧЬЕ ГОРЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 22
1
ВОПРОСЫ. Стр. 23
123
12 ДЕМЬЯНОВ И. И. ВАЛЕРИК И ТЕТРАДЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 24-25
123467
13 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 25
1
14 ПРИШВИН М. М. КАК Я НАУЧИЛ СВОИХ СОБАК ГОРОХ ЕСТЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 29
123456
15 ПРИШВИН М. М. ГЛОТОК МОЛОКА
ВОПРОСЫ. Стр. 31
123
16 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 33-34
123456810
ВОПРОСЫ. Стр. 39
12
ВОПРОСЫ. Стр. 42
12345
17 ФРАЕРМАН Р. И. ДЕВОЧКА С КАМНЕМ
1 ВОПРОСЫ. Стр. 46
123
2 ВОПРОС. Стр. 46
2
18 ЕРМОЛАЕВ Ю. И. ИГОЛКА С НИТКОЙ
ВОПРОС. Стр. 58
2
ВОПРОСЫ. Стр. 57-58
123456789
19 ЯКОВЛЕВ Ю. Я. ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА
ВОПРОСЫ. Стр. 68-69
1234567
20 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ
ВОПРОСЫ. Стр. 82-84
12356781011131415161718
21 НОСОВ Н. Н. ОГОРОДНИКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 95-97
12345678910
22 ГРИГОРЬЕВ О. Е. ДВЕ ТРУБЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 98
123
23 АЛЕКСЕЕВ С. П. КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 102
12
24 АЛЕКСЕЕВ С. П. РАДУЙСЯ МАЛОМУ, ТОГДА И БОЛЬШОЕ ПРИДЁТ
ВОПРОСЫ. Стр. 106-107
123
ВОПРОСЫ. Стр. 106
23456
25 ЧЕХОВ А. П. ВАНЬКА
ВОПРОСЫ. Стр. 115-116
12356791011121315
26 МАМИН-СИБИРЯК Д. Н. ВЕРТЕЛ
ВОПРОСЫ. Стр. 145-147
123456781011
27 КАССИЛЬ Л. А. У КЛАССНОЙ ДОСКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 164-165
124567
ВОПРОСЫ. Стр. 165
1
28 ЛИДИН В. Г. ЗАВЕТ
ВОПРОСЫ. Стр. 172-173
123457
29 БРЭДБЕРИ Р. ВСЁ ЛЕТО В ОДИН ДЕНЬ
ВОПРОСЫ. Стр. 184-185
12345678910
30 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 185
12
3 Часть
1 ЗОЛОТАЯ КОЛЕСНИЦА. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ВОПРОСЫ. Стр. 4
1
2 ГЕРОИ ЭЛЛАДЫ. ПЕРСЕЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 16-18
1234678910
3 ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА
ВОПРОСЫ. Стр. 25-26
12345
4 ДЕДАЛ И ИКАР
ВОПРОСЫ. Стр. 30-31
1234
5 БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ. СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 35
1
6 БОГ СОТВОРИЛ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА
ВОПРОСЫ. СТР. 36
1
7 ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ
ВОПРОСЫ. Стр. 39-40
123456789
8 ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП
ВОПРОСЫ. Стр. 45
1234
9 МОИСЕЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 66-67
12345678911
10 СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИЗА ЛАГЕРЛЁФ. СВЯТАЯ НОЧЬ ИЗ КНИГИ — ЛЕГЕНДЫ О ХРИСТЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 77-78
12345678
11 АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ МЕНЬ. МИЛОСЕРДИЕ ИИСУСА
ВОПРОСЫ. Стр. 87-89
12345
12 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 89
123
13 АНТУАН ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
ВОПРОСЫ. Стр. 94
123
ВОПРОСЫ. Стр. 106
12
ВОПРОСЫ. Стр. 110
12
ВОПРОСЫ. Стр. 112
12
ВОПРОСЫ. Стр. 124
123
ВОПРОСЫ. Стр. 148
1234578
ВОПРОСЫ. Стр. 153-154
1
ВОПРОСЫ. Стр. 164
1235
ВОПРОСЫ. Стр. 174
123
ВОПРОСЫ. Стр. 186
1
4 Часть
1 МИР — ТЕАТР, ЛЮДИ В НЁМ – АКТЁРЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 4
12
2 БАРТО A. Л, ЗЕЛЁНАЯ Р. В. АХ, РУКИ, РУКИ!
ВОПРОСЫ. Стр. 6-7
12346
3 НОСОВ Н. Н. ДВА ДРУГА
ВОПРОСЫ. Стр. 40-41
1
4 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 41
1
5 ЖУКОВСКИЙ В. А. ПЕСНЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 43-44
2345
ВОПРОСЫ. Стр. 44-45
1
6 ПУШКИН А. С. ПТИЧКА
ВОПРОСЫ. Стр. 46
12
7 ПУШКИН А. С. НЯНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 47
12345
8 ПУШКИН А. С. ЗИМНЯЯ ДОРОГА
ВОПРОСЫ. Стр. 49
1234
9 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 50
12
10 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. УТЁС
ВОПРОСЫ. Стр. 51-52
1
11 ЛЕРМОНТОВ М. Ю. МОЛИТВА
ВОПРОСЫ. Стр. 53
12
12 СУРИКОВ И. З. ВЕСНА
ВОПРОСЫ. Стр. 55
1234
13 БАЛЬМОНТ К. Д. ЗОЛОТАЯ РЫБКА
ВОПРОСЫ. Стр. 57
1234
14 БЛОК А. А. НА ЛУГУ
ВОПРОСЫ. Стр. 58
134
15 БЛОК А. А. ГРОЗА ПРОШЛА, И ВЕТКА БЕЛЫХ РОЗ
ВОПРОСЫ. Стр. 59
12345
16 ЕСЕНИН С. А. С ДОБРЫМ УТРОМ!
ВОПРОСЫ. Стр. 60-61
123456789
17 ВОЛОШИН М. А. СКВОЗЬ СЕТЬ АЛМАЗНУЮ ЗАЗЕЛЕНЕЛ ВОСТОК
ВОПРОСЫ. Стр. 62-63
123456
18 МАЯКОВСКИЙ В. В. ТУЧКИНЫ ШТУЧКИ
1 ВОПРОСЫ. Стр. 64
13
2 ВОПРОСЫ. Стр. 64
12
19 МАРШАК С. Я. ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
ВОПРОСЫ. Стр. 65
123
20 ЧЁРНЫЙ САША. ЗЕЛЁНЫЕ СТИХИ
ВОПРОСЫ. Стр. 67
1234
21 ВЛАДИМИРОВ Ю. Д. ЧУДАКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 68
123
22 ХАРМС Д. И. ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 69-70
12345
23 ХОТОМСКАЯ В. ДВА ГНОМА. ТРИ СЕСТРИЦЫ
ВОПРОСЫ. Стр. 71-72
123
24 ВЫСОТСКАЯ О. И. ВЕСЕННИЕ РУБАШКИ
ВОПРОСЫ. Стр. 73
1234
25 МОШКОВСКАЯ Э. Э. ПЕСНЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 75-76
12345
26 МОРИЦ Ю. П. ЧТОБ ЛЕТАЛИ МЫ ВСЕ И РОСЛИ!
ВОПРОСЫ. Стр. 78
1234
27 ВЫСОЦКИЙ В. С. ПЕСНЯ КЭРРОЛЛА
ВОПРОСЫ. Стр. 81
1
28 ОБОБЩЕНИЕ. Стр. 81
12
29 КУН Н. А. ОЛИМП
ВОПРОСЫ. Стр. 87-88
1345
30 ЯКОВЛЕВ Ю. Я. О НАШЕЙ РОДИНЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 89
12
31 СОКОЛОВ-МИКИТОВ И. С. РУССКИЙ ЛЕС
ВОПРОСЫ. Стр. 93
123456
32 ДМИТРИЕВ Ю. Д. ЗЕЛЁНОЕ И ЖЁЛТОЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 97-98
123457
33 КРЕЩЕНИЕ РУСИ
ВОПРОСЫ. Стр. 101
12458
34 СОЛОВЬЁВ Н. М. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
ВОПРОСЫ. Стр. 107
123
ВОПРОСЫ. Стр. 109
1
ВОПРОСЫ. Стр. 116
123
ВОПРОСЫ. Стр. 120-121
12
ВОПРОСЫ. Стр. 122-123
1234567
35 ГУБАРЕВ В. С. В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ
ВОПРОСЫ. Стр. 130-131
12
36 ЯХНИН Л. Л. МЕТРО
ВОПРОСЫ. Стр. 135-136
12
37 ИЛЬИН М., СЕГАЛ Е. ЧТО ИЗ ЧЕГО
ВОПРОСЫ. Стр. 141
123
38 ИЛЬИН М. СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ
ВОПРОСЫ. Стр. 145
134
39 НАДЕЖДИНА Н. А. ЛУК — ОТ СЕМИ НЕДУГ
ВОПРОСЫ. Стр. 148-149
12
40 КОНСТАНТИНОВСКИЙ М. А. ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
ВОПРОСЫ. Стр. 152
23456
41 МАЛОВ В. И. КАК ПАРИЖСКИЙ ОФИЦИАНТ РУССКОМУ ИЗОБРЕТАТЕЛЮ ПОМОГ
ВОПРОСЫ. Стр. 160-161
1234
42 ДИТРИХ А. К., ЮРМИН Г. А. КАКАЯ КНИЖКА САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ
ВОПРОСЫ. Стр. 166-167
1234
43 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. ВЕЛИКИЙ СКАЗОЧНИК
ВОПРОСЫ. Стр. 172
123
44 СМОЛЕНСКИЙ Я. М. КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ СТИХИ
ВОПРОСЫ. Стр. 174-175
123
45 ПАУСТОВСКИЙ К. Г. СКАЗКИ ПУШКИНА
ВОПРОСЫ. Стр. 178
1234
46 ЧУКОВСКИЙ К. И. ПРИЗНАНИЯ СТАРОГО СКАЗОЧНИКА
ВОПРОСЫ. Стр. 184
1245679