Зарань – дочь Солнца, персонификация зари.
Этимологию Зарани нередко связывают с русским заря и коми-зырянским ань «женщина», которая не представляется однако единственно верной.
Нельзя исключать также объяснения происхождения имени Зарани от общеупотребительного* zarNi (золото) < иран., сравните авест. zaranya – «золото». При принятии второй версии можно предположить, что имя Зарань, вначале означавшее просто «золотая», впоследствии в коми языке претерпело вторичную этимологизацию, как: зар(я) (< рус.) + ань «женщина», по аналогии с женскими именами, имеющими конечную форманту -ань, и стало восприниматься как «заря-женщина» (сравните: заря-заряница, красная девица в русском фольклоре).
В коми-пермяцких сказках мифологического характера Зарань, дочь Солнца, называется прародительницей коми-зырян, женой Перы. Она спустилась на землю по радуге.
Однажды, спустившись к реке, Пера увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака. Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь – Шондi.
Пера решил взять немного этого огня и спустить его на Землю, но, приблизившись к Шондi, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией. После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Эта была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжёг.
«Я Зарань, дочь Солнца. Каждое утро я просыпаюсь раньше Солнца и каждый вечер ложусь спать позднее его. Я слежу за тем, чтобы Солнце-Огонь никого не сожгло», – так говорится в сказке.
Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю. Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.
Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей.
Наконец Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга. Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь.
Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi. От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.
Коми народная сказка на русском языке «Зарань». Читает И. И. Табаленкова
444
Коми народная сказка на коми языке «Зарань». Читает В. Н. Казаринова
11
.
В селе Объячево расположено озеро Дунайчи. По легенде, именно на этом озере встретились два любящих сердца героев коми-пермяцкой мифологии: Перы-богатыря и дочери Солнца Зарань.
Встреча произошла на небе, куда Пера поднялся за разрешением напиться из чистейшей Воды Лузы-матушки. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились по радуге на Прилузскую землю, не спросив разрешения у отца Солнца. Непослушание Зарань разгневало Солнце, и оно ушло с этой земли на 7 лет. За это время у Перы и Зарань родились 7 сыновей и 7 дочерей, от которых позже и произошли прилузцы.
В знак их чистой и светлой любви прилетают на озеро птицы-лебеди.
11 августа 2012 года на празднике «Луза дорса гаж» была открыта скульптурная композиция «Сотворение Земли Прилузской».
Скульптурная композиция установлена на деревянной площадке украшенной резными скамейками. Сделана она из сосны, высотой в 3 метра, на ней вырезаны Пера и Зарань, а над ними кружат лебеди, символизирующие вечную любовь, и устремляются к солнцу, которое завершает скульптурную композицию. Рядом стоит фигура лешего, тоже из дерева.
Утановлена она в местечке Дунайчи, что близ озера Дунайты (народное название – больничное озеро). Это место теперь является одним из пунктов этнотуристического маршрута «Тропою предков». Скульптурная композиция стала туристическим брендом района.
.
Источники:
Анбур-коми мойд: коми мойдъяс коми да роч кыв вылын / бöрйис да рочöдiс Г. В. Беляев; серпасалiс Шарипков. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2000. – 246, [2] л. б.
Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П.Ф. Лимерова]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то.
Конаков Николай Дмитриевич. Традиционное мировоззрение народов коми : Окружающий мир. Пространство и время / Н. Д. Конаков ; Рос. акад. наук, Ур. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. — Сыктывкар : Коми научный центр УрО Российской АН, 1996. — 130, [1] с. : ил. Взять книгу в библиотеке
Мифология Коми. – Москва — Сыктывкар : ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт.
Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира.
В поисках Зарани: [настольная игра-бродилка по коми сказам] // Радуга. — 2011. – 24 дек. (№ 24).
Зарань [Звукозапись]: [коми йöзкостса мойд] / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми; [лыддьö Вера Казаринова] [Электронный ресурс] // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми». Сыктывкар, 2015–2018. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000570639 (19.09.2018). На коми яз.
Зарань [Звукозапись]: [коми народ. сказка] / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми; [читает Ия Табаленкова] [Электронный ресурс] // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми». Сыктывкар, 2015–2018. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000571019 (19.09.2018).
.
Иллюстрация из альбома:
Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.)
В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми» (Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).
Коми пермяки пера богатырь
Коми пермяки пера богатырь
Богатырь рисунок
Рисунок на тему былины
Виталий Оньков художник
Бог Войпель
Пера богатырь снаряжение
Мошев Аркадий Васильевич картины
Виталий Оньков Кудым-Ош
Коми герой Йиркап
Онар Марийский богатырь
Богатырь Никита Кожемяка
Иллюстрация к былине три поездки Ильи Муромца
Богатырь Кудым Ош
Коми мифология девочка с Веретенце
Комикс Илья Муромец былинная Русь
Мифология народа Коми в графике а.в Мошева 2008
Нанайские иллюстрации Павлишина
Александр Невский рисунок карандашом
Защитники земли русской
Виталий Оньков художник
Русские богатыри картинки на аву
Пера богатырь Оньков
Виталий Оньков Кудым-Ош
Богатыри картинки для детей
Нарисовать защитники земли русской
Алеша Попович портрет героя
Богатырь картинки для срисовки
Богатырь картинки вектор
Волх Всеславович
Хан Ногай
Изображение богатыря 2 класс
Никита Кожемяк богатырь.
Рисунок к былине Илья Муромец
Раскраска «Илья Муромец»
Портрет богатыря рисунок карандашом
Рисунок на тему былины
Владимир раскраска для детей
Названия к рисункам богатырь
Богатырь Онар Марийский богатырь
Былины древней Руси
Богатырь Микула Селянинович
Иллюстрация по былине про Илью Муромца
Илья Муромец легкий рисунок
Микула Селянинович богатырь рисунок
Илья Муромец и Соловей разбойник раскраска
Три богатыря и Шамаханская царица Илья Муромец
Богатыри земли русской изо
Древнерусский воин-защитник Александр Невский
Богатырь Микула Селянинович
Александр Невский рисунок карандашом
Раскраска Русь
Святогор Алеша Попович
Славянский воин эскиз
В. Васнецов «богатыри» (три богатыря)
Садко рисунок карандашом
Богатырка Синеглазка
Кочергин богатыри
Микула Селянинович раскраска
Рисунок богатыря Добрыня Никитич
Рисунок к былине Илья Муромец
Схема рисования богатыря для детей
Илья Муромец раскраска для детей
Нарисовать богатыря Волха
Русский воин рисунок
Рисунок рыцарь будущего карандашом
Олонхо о5о хара5ынан уруьуй
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 74 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 64 человека из 32 регионов
- Сейчас обучается 135 человек из 49 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Пейдж Анжела Николаевна
-
3 слайд
Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные серебряным конем, а рядом обнаружил красавицу Зарань, дочь Солнца или самого Ена. (В других мифах рассказывается, что она сама спустилась на Землю по мосту — радуге.) Зарань была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.
-
4 слайд
Солнце не стерпело брака дочери с земным человеком и, когда они спустились на землю, ушло далеко от тайги. Наступили лютые морозы, но мать-тайга укрыла Перу и Зарань. Семь лет не возвращалось светило, но за это время супруги породили людей — семь сыновей и семь дочерей. Тогда Шонди вернулось, природа ожила, но Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало нестерпимый жар, и Зарань вернулась: она хотела забрать с собой и детей, но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их — так люди остались на земле. Жар между тем все не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило: огромный кусок упал в тайгу, где с тех пор начались лесные пожары. Солнце продолжает по-прежнему уходить на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю, люди же получили, наконец, земной огонь.
-
5 слайд
Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.
-
-
7 слайд
Миф о смерти Перы характерен для рассказов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень. В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.
-
8 слайд
В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Однажды на московского царя напало иноземное войско во главе с богатырем, который сидел внутри железного колеса. Колесо давило всех противников. Царь призвал на помощь Перу. Богатырь отправился на битву на чудесных лыжах или даже верхом на лосе, обогнавшем царскую тройку. Вражеское колесо отдавило богатырю мизинцы на обеих ногах, но тот поднатужился, поднял его и разбил о землю. Царь хотел наградить Перу золотом и мехами, но тот потребовал грамоту на Лупьинскую землю (по реке Лупье, где родился Пера), чтобы коми могли там беспошлинно промышлять. В придачу царь пожаловал богатырю шелковые сети для ловли куниц.
-
-
10 слайд
В преданиях Пера оказывается иногда чудским богатырем и приставлен навечно сторожить сокровища чуди. Сохранилось и характерное предание о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.
-
11 слайд
Спасибо за внимание!
Краткое описание документа:
Цели урока при изучении народных эпосов: сформировать в процессе сравнительного изучения эпосов понятие о национальном и общечеловеческом в образах воинов-защитников (героях народного эпоса); дать сведения учащимся о средствах изображения характера героя в русском и инонациональном героическом эпосе, расширить представления учащихся о многообразии сюжетов и общности идеалов мирового героического эпоса. В начале 6-го класса ученикам уже знаком жанр сказки и мифа. Героический эпос, хотя и связан с этими жанрами, существенно от них отличается. На уроке следует подчеркнуть, что самой характерной чертой героических поэм разных народов мира является воспевание подвигов воинов — защитников Отечества. В этих поэмах (их принято называть эпическими), как и в сказках, сталкиваются и борются два мира. Один мир — родной, его защищает эпический герой. Другой — тот, который нарушает счастье и спокойствие первого, с ним герой ведёт борьбу.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 058 947 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 30.12.2020
- 169
- 2
- 30.12.2020
- 212
- 0
- 30.12.2020
- 259
- 1
- 30.12.2020
- 1892
- 51
- 22.12.2020
- 388
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
На Крутой горе, неподалеку от Иньвы, обитало богатое племя. И были у племени два богатыря-брата. Славились они охотой, торговали с чужеземцами и набили драгоценностями да золотом не один пестерь.
Обогатили богатыри свое племя, пожили в чести да благополучии и ушли в иной мир.
Похоронили богатырей на Крутой горе, промеж красных камней, а рядом с ними заложили много золота и завещали: пусть это богатство достанется не кому-нибудь, а чудскому роду. Охраняйте, мол, богатыри, клад и не открывайте его жадным людям.
Вот такое завещание было. А чудское завещание никто не может обойти — нет такой силы на свете.
Спустя тысячу или более лет прознали про тот клад и пришли брать его чужие люди. Долго искали — всю горку изрыли, и все же нашли. Но когда клад показался, на краю горы возникли богатыри и спросили:
— Какого вы племени и зачем сюда пришли?
Искатели клада ответили:
— Мы не чудины, не черемисы, а царские подданные. И пришли затем, чтобы взять этот клад.
Богатыри сказали:
— Клад положен не вами, и владеть им не вам. Его собрали и сберегли иньвенцы, и достанется он иньвенцам.
Сказали так богатыри и прогнали пришельцев.
Пера сел на радугу и тут же оказался на небесной тверди, и перед ним простерлась Енма — небесная земля, владения самого Ена и бога Солнца.
Куда ни посмотрит Пера, всюду города стоят, и сделаны они из белого чари-за — громового камня — да из алмазных пород. И всюду сверкают огни большие и малые, красные и синие, желтые и белые. А посередине сияет Огонь-Солнце.
Захотелось Пере поближе посмотреть на эти огни: нельзя ли отделить от них по частичке и унести на землю.
Протянул он руку к огню — раздался гром, сверкнула молния, и Пера камнем полетел вниз. Но чьи-то руки подхватили его и усадили на что-то мягкое. Смотрит: сидит он в золотых санях на мягких подушках, а в сани впряжен серебряный конь. Рядом с ним сидит красавица: лицо ее —утренняя заря, глаза — голубое небо, волосы — чистое золото. На ней такое блестящее платье, что оно глаза слепит.
— Ты кто такая? — спросил Пера у красавицы.
— Я — Зарань, дочь Солнца. А ты кто такой? И как ты посмел к огню подойти?
— Я — Пера, сын Земли. Я хотел взять частицу огня.
— Зачем же тебе огонь?
— Хотел бы я построить такие же города, как в Енме, и чтобы они освещались разноцветными огнями.
— Этого делать нельзя. Если бы не я, ты бы погиб. Я слежу за тем, чтобы Огонь-Солнце никого не сожгло. Встаю я раньше его и ложусь спать после него. Когда оно спит, окропляю небесной водой все его владения… Смел ты, парень, и удал. Никто еще не осмеливался прийти сюда, а ты вот пришел и даже к Огню-Солнцу потянулся. Смел ты, и я тебя за это уважаю.
— Тогда поедем ко мне в гости. Я покажу тебе свою Землю.
— Поедем, — согласилась Зарань и направила коня на Землю.
Показал ей Пера свои богатства: высокие горы и зеленые леса, быстрые реки и тихие озера, широкие луга и лесные поляны.
Понравилась Зарани Парма*, и захотелось ей подольше погостить. Обнял молодой охотник девушку и сказал ей:
— Я хочу, чтобы ты осталась здесь навсегда.
И дочь Огня-Солнца осталась на земле Перы.
Хватилось Огонь-Солнце — дочери нету. Посмотрело вниз и нашло ее у Перы, тут же приказало вернуться ей в Енму, но Зарань отказалась. И тогда Огонь-Солнце решило наказать непослушную дочь — ушло из тех мест подальше: пусть-де попробуют молодые жить в темноте да в холоде.
И напали на Землю холодные ветры и лютые морозы. Замерзли быстрые реки и тихие озера, снегом завалило широкие луга и лесные поляны, застыли высокие горы и зеленые леса. Закружили свирепые вихри да вьюги, и даже лесная нечисть завыла от такой напасти.
Но Парма приютила Перу и Зарань, отвела от молодых все злые козни.
Семь лет не показывалось Огонь-Солнце над Пармой. Семь лет Парма кормила, грела и одевала своего сына и дочь Огня-Солнца. За это время Зарань родила семь сыновей и семь дочерей. И все они, как один, были красивы и здоровы.
Захотелось Огню-Солнцу узнать про судьбу дочери, и однажды взошло оно над Пармой и встало над рекой Косой. И на Земле опять стало светло и тепло, растаяли закованные во льды реки и озера, зазеленели луга и поляны, по-весеннему оделись горы и леса. И снова затихли вихри и замолкла лесная нечисть.
Вышла Зарань навстречу Огню-Солнцу, поклонилась ему. И сказало Огонь-Солнце Зарани:
— Дочь моя, тебе на Земле живется трудно, возвращайся к своему отцу. Ты найдешь у меня все, что тебе надо.
Зарань сказала в ответ:
— Не вернусь я к тебе, отец. Мне и здесь хорошо.
— Будешь противиться мне, я снова уйду от вас, и вы замерзнете.
— Семь лет без тебя жили — выжили. Холода нам не страшны: Парма согреет.
— Тогда напущу жару, и вы сгорите в своей Парме. Решай, дочь моя!
Испугалась Зарань за своих детей, говорит Пере:
— Придется подняться нам к нему. Всем.
Пера сказал на это:
— Я родился здесь и буду жить здесь. А ты иди к отцу одна, без детей.
Задумалась Зарань, как ей быть. Разве будет она счастлива без своих детей?
Думали-думали они и решили поделить детей: старшие останутся с отцом,
младшие пойдут с матерью.
Не согласилась с этим Парма:
— Ваши дети — и мои дети, я их кормила и согревала, я их сама выпестовала и в Енму не пущу!
И придумала Парма эхо, которое с толку сбило Зарань: зовет она детей к себе, а эхо отзывается в другом месте, и дети идут туда.
Так и разошлись они: Зарань ушла на юг, а дети — на север. И поднялась Зарань в Енму одна. Но своего серебряного коня и сани свои золотые вернула на Землю: авось когда-нибудь дети последуют за матерью.
Пока Огонь-Солнце стояло над рекой Косой, Пера собрал своих сыновей и сказал им:
— Вот это — большой огонь, Огонь-Солнце. Оно дает нам свет, тепло, красу. Но от него же и все наши несчастья: зной, засухи, пожары. Оно же меня и вас разлучило с матерью вашей и заслужило наше презрение и нашу месть.
Семь малых и одна большая стрела взмыли в небо и ударили по Огню-Солнцу. Вздрогнуло Огонь-Солнце, и откололась от него огненная глыба. Упала она на землю и рассыпалась на мелкие осколки. И засветились в Парме огни — большие и малые, красные и синие, желтые и белые. Возле тех огней стали возникать города, и были они похожи на города Енмы.
В тех городах поселились дети Перы и Зарани — предки нынешних коми-пермяков и зырян.
Огонь-Солнце, оскорбленное Перой и его сыновьями, все еще собирается уйти подальше от Пармы и каждый год пытается сделать это — тогда в Парме
бывает зима. Но удерживает его дочь Зарань, и зовут его к себе разноцветные огоньки на Земле — его осколки.
Иногда Огонь-Солнце пытается засушить все живое, что есть в парме, но и эту беду отводит от Пармы Зарань. Она по-прежнему встает раньше отца и ложится спать после того, как уснет Огонь-Солнце, и следит за тем, чтобы Огонь-Солнце в меру освещало и согревало нашу Парму.
Летним утром мы часто видим росу — это слезы Зарани, которая плачет ночами. Она горюет о своих детях. И все еще надеется, что они найдут серебряного небесного коня с золотыми санями и навестят ее в Енме.
© Климов
Сочинение по репродукции Игнатова В.Г. «Пера и Зарань», 3 класс
Цель: познакомить детей с творчеством В.Г.Игнатова и его репродукций картины «Пера и Зарань».Задачи:
- познакомить с творчеством художника;
- формировать умение «читать» репродукцию, понимать идейный замысел художника;
- развивать пространственное мышление, обогащать словарный запас учащихся, дать представление о холодных и теплых тонах картины;
- способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся;
5) обогащать словарный запас обучающихся;
6) воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
- Текст сказки «Пера и Зарань».
- Репродукции картин В.Г. Игнатова «Предание об Яг-морте», «Пера и Зарань», «Коми языческий городок».
- Кроссворд, нарисованный на ватмане или доске.
- Фотография Игнатова В.Г.
Ход урока
- Введение учащихся в речевую ситуацию. Мотивация и целеполагание.
– Добрый день, дорогие ребята!
— Мы продолжаем знакомиться с Вами творчеством коми народа.
— В прошлом году вы познакомились с одним из героев коми сказок и легенд. Как его зовут, вы вспомните, отгадав кроссворд.Вопросы кроссворда:
- Как называет коми народ тайгу? (Парма)
- Как переводится с коми языка слово ОШ? (Медведь)
Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадку:Подсказка: Хозяин лесной, просыпается весной,А зимой под вьюжный вой,Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Как народ коми называет лешего? (Вöрса)
- Отгадайте загадку:
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит,А в один из теплых дней,Май сережки дарит ей. (Береза)
— А теперь прочитайте ключевое слово.
п |
а |
р |
м |
а |
||||
м |
е |
д |
в |
е |
д |
ь |
||
в |
о |
р |
с |
а |
||||
б |
е |
р |
ё |
з |
а |
– С каким героем коми легенды мы продолжим знакомиться на уроке?
(Пера богатырь)— Какое было домашнее задание? (прочитать коми – пермяцкую народную сказку «Пера и Зарань»).
* словарная работа.
— Какие новые слова вам встретились?
—Зарань – дочь Солнца, золотая женщина, в соответствии со славянским значением – красна девица.Ен – верховный Бог, отец Зарани, изображался в виде лебедя или утки.Омöль – нижний Бог, темный Бог, брат Ена, владыка Ада, изображался в виде черта, дьявола, сатаны.* работа с текстом:
— Понравилась вам сказка?
— Кто догадался, какова главная мысль сказки? (Сказка рассказывает о том, как появился коми народ).
— Как любой текст, сказка состоит из трёх частей, о чём говорится в каждой из них?
(1часть – зачин: «Высоко-высоко над землёй…». О том, как Зарань жила у отца.
2 часть – основная, здесь происходит знакомство Зарани с Перой и рассказывается о их дальнейшей совместной жизни.
3 часть – концовка, в ней дается вывод о том, как появился коми народ).
— Какие испытания пережили вмести Пера и Зарань? Найдите в тексте.
— Прочитайте концовку сказки о том, как появился коми народ.
— Сегодня нам с вами предстоит написать сочинение по репродукции В.Г. Игнатова «Пера и Зарань».— Кто из вас слышал о таком художнике?
* знакомство с творчеством художника.
*рассказ учителя (показ слайда)
Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998)
Игнатов Василий Георгиевич – график, художник театра, мультипликатор, иллюстратор.
Народный художник Республики Коми (1997), заслуженный деятель искусств Коми АССР (1972).
Родился 14 февраля 1922 года в селе Зеленец Усть-Сысольского уезда Коми автономной области (в настоящее время — Сыктывдинский район Республики Коми).
В 1930-е годы семья переехала в Сыктывкар, где Василий Георгиевич впервые участвовал в художественной выставке (газетная вырезка сохранила экспонировавшиеся на выставке рисунки будущего художника), однако заканчивать 7-летнюю школу пришлось в Усть-Усе, куда был отправлен на работу отец художника. В 1937 году отец Василия Игнатова, будучи проездом в Москве, зашел в Московское художественное училище памяти 1905 года показать творческие работы сына и получил для него приглашение участвовать в конкурсном отборе для поступления на учебу. Василий Георгиевич учился в Московском художественном училище памяти 1905 года в классе живописи академика В.Н. Бакшеева, затем на художественном факультете ВГИКа (1948-1954) у Ю.И. Пименова и Г.М. Шегаля.
Заканчивая училище Игнатов нарисовал эскизы декораций и раскадровки к мультфильму “Яг-Морт” по мотивам сказки коми (1954). Это стало первым обращением художника к теме коми легенд и сказаний. Колорит, рисунок, композиция гуашевых и карандашных эскизов к мультфильму исполнены в традициях реалистической манеры советской графической школы.
После окончания института остался в Москве, работал на студиях «Союзмульфильм» и «Диафильм», став художником-постановщиком таких мультфильмов, как «Гадкий утенок», «Петушок-золотой гребешок», «Украденный месяц». Не терял связи с Коми. Являлся неизменным участником всех республиканских художественных выставок. Творчество В.Г. Игнатова было тесно связано с национальным фольклором. Первый успех принесла ему серия листов «Яг-Морт». Он стал художником-постановщиком первого национального балета «Яг-Морт» на музыку Я.С. Перепелицы, поставленного на сцене республиканского музыкально-драматического театра в 1961 году. Иллюстрировал и оформлял книги для издательства “Детгиз”, Коми книжного издательства и других.
— Рассмотрите несколько репродукции Василия Георгиевича.
Серия «Предание об Яг-морте». Битва с Яг-Мортом. Бумага, гуашь
Коми языческий городок 1995. Бумага, гуашь
— Что вы можете сказать о репродукциях?
— Какие краски преобладают?
-Какой стиль художника?
- Рассматривание репродукции Игнатова В.Г. «Пера и Зарань»— Рассмотрите репродукцию Игнатова В.Г. «Пера и Зарань».
— Как думаете, почему художник именно так назвал свою картину? (в центре стоит Пера и Зарань, главные герои сказки).
— Какие мысли и чувства у Вас возникли? Поделитесь впечатлениями. (Пера и Зарань внимательно смотрят друг на друга, любуются, а может о чем-то общаются, зарождается любовь).
— Рассматривая картину, какое у Вас возникает настроение? (радостное, светлое).
3. Анализ содержания картины.
— Начинаем изучать репродукцию. Попробуем рассмотреть данное произведение глазами художника. Какими мы должны быть? (наблюдательными и внимательными).
— Для чего мы изучаем репродукцию? (чтобы понять, что хотел художник нам сказать).
— Какое время года изображено? (лето).
— Докажите, что лето? (Пера и Зарань легко одеты, парма зеленая, течет ручей).
— Какое время суток? (уже ночь, светит луна).
— Какая местность? (герои картины стоят в парме, около бугорка, где они стоят, течет река).
— Что изображено на переднем плане? (Пера и Зарань, одеты в национальные костюмы, большое и могучее дерево).
-Как одеты герои? ( в яркие стилизованные костюмы, много орнамента).
-Что изображено на среднем плане? (ветвистые деревья, бугорки).
— Что изображено на заднем плане? (река, светящая луна, деревня, бескрайний, речной и небесный простор).
— Какие цвета преобладают? (желтый, зеленый и синий).
— Какая ночь? (светлая, спокойная).
— Какими красками рисует Игнатов героев? (у героев светлые тона: желтый, красный, синий и зеленый).
— Какими красками рисует деревья? (темными, преобладает синий цвет).
— Какой цвет у реки? (темно-синий, холодный цвет, наверно, глубокая река).
— Какими красками рисует небо? (преобладает желтый цвет).
— Почему художник выбрал именно такие цвета? (Пера и Зарань – светлые, добрые люди. Луна светит им ярким светом, тем самым освещая путь в темной парме. Лес и вода темные, страшные, загадочные).
— Какие чувства вы испытываете рассматривая репродукцию? Дети используют словарь настроений. (Мы видим, зарождение чувств между земным юношей и дочерью Ена – Заранью).
4.Обсуждение структуры сочинения и составление плана.
— Для того, чтобы точно передать свои мысли в сочинении, что нам необходимо выполнить? (составит план сочинения).
— О чем будем писать вступительной части? (об авторе и его картине).
— Как его озаглавим?
- Художник и его картина.
— Что в основной части будем писать? (будем описывать переднюю, среднюю и заднюю части репродукции, краски).
- Описание картины.
— Как мы закончим сочинение, 3 часть? (выразим свои чувства и отношение к картинне).
— Как озаглавим 3 часть?
3. Мои чувства и отношение.
- Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.
Деревья — большие, красивые, нарядные, огромные, могучие, гордые.
День — морозный, солнечный, ясный.
Ночь — голубая, лунная, светлая.
Пера- могучий, статный, красивый, мужественный.
Зарань – хрупкая, красивая, скромная, добрая, застенчивая.
- Запись сочинения.
- Самопроверка.
- Итог урока.
— По какой репродукции мы писали сочинение? (по репродукции В.Г.Игнатова «Пера и Зарань»).