Ромашка (сказка)
Вот послушайте-ка!
За городом, у самой дороги, стояла дача. Вы, верно, видели ее? Перед ней еще небольшой садик, обнесенный крашеною деревянною решеткой.
Неподалеку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зеленой траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали ее наравне с роскошными цветами, которые цвели в саду перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем — желтое, круглое, как солнышко, сердечко ее было окружено сиянием ослепительно белых мелких лучей-лепестков. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поет где-то высоко-высоко в небе жаворонок.
Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был всего только понедельник; все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников; наша ромашка тоже смирно сидела на своем стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью. Ромашка слушала пение жаворонка, и ей казалось, что в его звонких песнях звучит как раз то, что таится у нее на сердце; поэтому ромашка смотрела на счастливую порхающую певунью птичку с каким-то особым почтением, но ничуть не завидовала ей и не печалилась, что сама не может ни летать, ни петь. «Я ведь вижу и слышу все! — думала она. — Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»
В садике цвело множество пышных, гордых цветов, и чем меньше они благоухали, тем больше важничали. Пионы так и раздували щеки — им все хотелось стать побольше роз; да разве в величине дело? Пестрее, наряднее тюльпанов никого не было, они отлично знали это и старались держаться возможно прямее, чтобы больше бросаться в глаза. Никто из гордых цветов не замечал маленькой ромашки, росшей где-то у канавки. Зато ромашка часто заглядывалась на них и думала: «Какие они нарядные, красивые! К ним непременно прилетит в гости прелестная певунья птичка! Слава богу, что я стою так близко — увижу все, налюбуюсь вдоволь!» Вдруг раздалось «квир-квир-вит!», и жаворонок спустился… не в сад к пионам и тюльпанам, а прямехонько в травку, к скромной ромашке! Ромашка совсем растерялась от радости и просто не знала, что ей думать, как быть!
Птичка прыгала вокруг ромашки и распевала: «Ах, какая славная мягкая травка! Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
Желтое сердечко ромашки и в самом деле сияло, как золотое, а ослепительно белые лепестки отливали серебром.
Ромашка была так счастлива, так рада, что и сказать нельзя. Птичка поцеловала ее, спела ей песенку и опять взвилась к синему небу. Прошла добрая четверть часа, пока ромашка опомнилась от такого счастья. Радостно-застенчиво глянула она на пышные цветы — они ведь видели, какое счастье выпало ей на долю, кому же и оценить его, как не им! Но тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели с досады, а пионы прямо готовы были лопнуть! Хорошо, что они не умели говорить, — досталось бы от них ромашке! Бедняжка сразу поняла, что они не в духе, и очень огорчилась.
В это время в садике показалась девушка с острым блестящим ножом в руках. Она подошла прямо к тюльпанам и принялась срезать их один за другим. Ромашка так и ахнула. «Какой ужас! Теперь им конец!» Срезав цветы, девушка ушла, а ромашка порадовалась, что росла в густой траве, где ее никто не видел и не замечал. Солнце село, она свернула лепесточки и заснула, но и во сне все видела милую птичку и красное солнышко.
Утром цветочек опять расправил лепестки и протянул их, как дитя ручонки, к светлому солнышку. В ту же минуту послышался голос жаворонка, птичка пела, но как грустно! Бедняжка попалась в западню и сидела теперь в клетке, висевшей у раскрытого окна. Жаворонок пел о воздушном просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело-тяжело было у бедной птички на сердце — она была в плену!
Ромашке всей душой хотелось помочь пленнице, но чем? И ромашка забыла и думать о том, как хорошо было вокруг, как славно грело солнышко, как блестели ее серебряные лепесточки; ее мучила мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке.
Вдруг из садика вышли два мальчугана; у одного из них в руках был такой же большой и острый нож, как тот, которым девушка срезала тюльпаны. Мальчики подошли прямо к ромашке, которая никак не могла понять, что им было тут нужно.
— Вот здесь можно вырезать славный кусочек дерна для нашего жаворонка! — сказал один из мальчиков и, глубоко запустив нож в землю, начал вырезать четырехугольный кусок дерна; ромашка очутилась как раз в середине его.
— Давай вырвем цветок! — сказал другой мальчик, и ромашка затрепетала от страха: если ее сорвут, она умрет, а ей так хотелось жить! Теперь она могла ведь попасть к бедному пленнику!
— Нет, пусть лучше останется! — сказал первый из мальчиков. — Так красивее!
И ромашка попала в клетку к жаворонку.
Бедняжка громко жаловался на свою неволю, метался и бился о железные прутья клетки. А бедная ромашка не умела говорить и не могла утешить его ни словечком. А уж как ей хотелось! Так прошло все утро.
— Тут нет воды! — жаловался жаворонок. — Они забыли дать мне напиться, ушли и не оставили мне ни глоточка воды! У меня совсем пересохло в горлышке! Я весь горю, и меня знобит! Как здесь душно! Ах, я умираю, прощай красное солнышко, и свежая зелень, и весь божий мир!
Чтобы хоть сколько-нибудь освежиться, жаворонок глубоко вонзил свой клюв в свежий, прохладный дерн, увидал ромашку, кивнул ей головой, поцеловал и сказал:
— И ты завянешь здесь, бедный цветочек! Тебя да этот клочок зеленого дерна — вот что они дали мне взамен всего божьего мира! Каждая травинка должна быть для меня зеленым деревцом, каждый твой лепесток — благоухающим цветком. Увы! Ты только напоминаешь мне, чего я лишился!
«Ах, чем бы мне утешить его!» — думала ромашка, но не могла шевельнуть ни листочком и только все сильнее и сильнее благоухала. Жаворонок заметил это и не тронул цветка, хотя повыщипал от жажды всю траву.
Вот и вечер пришел, а никто так и не принес бедной птичке воды. Тогда она распустила свои коротенькие крылышки, судорожно затрепетала ими и еще несколько раз жалобно пропищала:
— Пить! Пить!
Потом головка ее склонилась набок, и сердечко разорвалось от тоски и муки.
Ромашка также не могла больше свернуть своих лепестков и заснуть, как бывало: она была совсем больна и стояла грустно повесив головку.
Только на другое утро пришли мальчики и, увидав мертвого жаворонка, горько-горько заплакали, потом вырыли ему могилку и всю украсили ее цветами, а самого жаворонка положили в красивую красненькую коробочку — его хотели похоронить по-царски! Бедная птичка! Пока она жила и пела, они забывали о ней, оставили ее умирать в клетке от жажды, а теперь устраивали ей пышные похороны и проливали над ее могилкой горькие слезы!
Дерн с ромашкой был выброшен на пыльную дорогу; никто и не подумал о цветочке, который все-таки больше всех любил бедную птичку и всем сердцем желал ее утешить.
— КОНЕЦ —
Сказка: Ганса Христиана Андерсена Иллюстрации: Педерсен.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Литературное чтение
3 «А» класс -
2 слайд
В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Его отец был бедным. Он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе.
-
3 слайд
С детства сказочник умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались сказки об этих фигурках.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
17 слайд
Мы обязаны делиться с миром, что есть в нас! -
-
19 слайд
дёрн
благоухать
застенчивый -
20 слайд
Дёрн — верхний слой почвы, густо заросший травянистыми растениями
Благоухать – приятно пахнутьЗастенчивый – стыдливо-робкий в обращении, в поведении, смущающийся.
-
-
-
-
24 слайд
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:
«СЕГОДНЯ НА УРОКЕ …»
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я почувствовал…
я научился…
урок дал мне для жизни…
я смог… -
-
-
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество |
Бесплатные всероссийские конкурсы |
Бесплатные сертификаты |
Нужна помощь? Инструкции для новых участников |
Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Детское творчество
▪Художественная и декоративно-прикладная деятельность
▪Рисунки
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна55824
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора «Лучшие учителя 2022» Россия, Тюменская обл., Заводоуковск Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!» |
9
#4 класс #Изобразительное искусство #Школьное образование #Художественная и декоративно-прикладная деятельность #Рисунок
Иллюстрация к сказке Андерсена «Ромашка»
Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда-до глубокой старости.
Автор материала: З. Евкурова (4 класс)
Опубликовано 27.03.21 в 15:10 в группе «Работы наших учеников!!!»
Комментарии (0)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
0
Сказка Андерсена «Ромашка». Как нарисовать Ромашку и Жаворонка?
Читайте также
Орфографически слово «пожалуйста» в наименовании вопроса написано верно, это слово относится к словарным, его написание следует запомнить. В предложении данное слово является вводным, поэтому при письме выделяется запятыми с двух сторон.
В данном случае происходит ассимиляция по глухости. То есть звонкий звук «З» оглушается под воздействием последующего глухого согласного «К».
Как проверить этот звук? Поставить его в сильную позицию.
Низкий — ниЗок, ниЗенький, ниЗина.
В русском языке глагол как часть речи отражает либо действие, либо состояние. С точки зрения русской грамматики глаголы действия и глаголы состояния не имеют никаких различий в подчинении правилам русской грамматики..
Примером глагола действия в его неопределенной форме может служить любое действие человека: бежать, играть, танцевать, читать.
Глаголами состояния могут служить такие примеры: Любить, болеть, существовать.
Я предполагаю, что ваш вопрос относится к «глагольному действию».
Глагольное действие -это несколько иная характеристика слова. В этом случае основной глагол действия образует другие глаголы при помощи приставок или суффиксов, и получаются такие слова, которые описывают характеристики действия :
Временные
Количественные
Результативные.
1.Давайте разберем на примере. Глагол бежать. Можно отбежать, побежать, пробежать, забежать. В этом примере рассматриваются протяженности этого действия, т.е. временные характеристики.
2.Количественно-врем<wbr />енная характеристика показывает, что действие совершается не один раз : похаживать, покрикивать.
3.Результативные достижения : докупить, измельчить, переделать.(т.е. произвести какой-то результат)
Опустить глагол можно в случае, если на его место встает существительное. Здесь нет отличия от глаголов состояния.
Всем нам известны такие примеры. Давайте самый простой приведу.
«Капель под окном, солнце ярче, радость в душе -это все Весна!» В данном предложении вообще отсутствуют глаголы, хотя и подлежащее и сказуемое на месте. И однако с глаголами наши предложения обретают живость и законченность.
Не испытываю негатива к ним. Гораздо хуже, когда появляются не слова, а сленг, и многим он начинает заменять нормальную речь. Язык начинает утрачивать свои исконные слова, которые подменяются «словечками». Таким темпом язык очень сильно изменится, уже прослеживается тенденция к упрощению языка.
Конечно, речь идет об известной собаке по кличке Джульбарс.
Уникальная собака, равных ей нет. Никого не хочу обижать, просто поймите что это уникальное животное с невероятными способностями. Именно благодаря Джульбарсу, его чуйке удалось обезвредить нереальное для человека число мин ( на его счету 7 тысяч 468 мин и свыше 150 снарядов) . Но если уж прошел по местности Джульбарс, значит есть 100 гарантии, что там точно мин нет.
Это знали все.
Раненый и героический Джульбарс был на параде в 1945 году. Цитирую.
Одним словом — герой. Жаль, что о собаке не так много подробностей, как могло бы быть.
Есть немного инфы о хозяине собаки. Можно здесь читать.
Цель: показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.
Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора.
Оборудование: компьютерное приложение к уроку (Приложение 1), аудиокнига Г.Х. Андерсен «Сказки и истории», тексты сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в группах.
Ход урока
Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!
Г.Х.Андерсен.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)
— Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
— Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему? (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).
— Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.
3. Актуализация знаний.
1) Беседа об авторе и его произведениях.
— Что знаете об Г.Х.Андерсене?
— (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.
— Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…
— Его никогда не наказывали.
— Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.
— Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.
— Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.
— В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.
— Первые сказки услышал от отца.
— Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)
2) – Какие сказки вам запомнились?
Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.
- Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)
- Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
- Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)
- 4. Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)
- Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке. (Горошина)
- Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)
- Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)
— Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)
3) Рождение сказок в душе автора.
— Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену? (В результате рассуждений появляется схема)
4. Сообщение темы и задач урока.
— В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.
С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».
Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое слово по вертикали в кроссворде. (Ромашка.)
Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?
5. Первичное восприятие.
Лексическая работа. Дёрн – верхний слой почвы, густо заросший травой.
Чтение сказки «Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп. В.Кузнецовой из аудиокниги «Х.К. Андерсен. Сказки и истории».
6. Осмысление.
— Что можете сказать об этой истории? (Это очень грустная история.)
— Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?
— Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.
7. Анализ литературного произведения.
— Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).
— Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).
— А теперь прочитаем описание садовых цветов.
— Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).
— Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена — это люди?
— Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).
— Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).
— А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).
— Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.
— Они стали друзьями?
— Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка — простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).
— Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).
— А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.
— Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)
— Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.
— Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)
— Прочитаем об этом.
— О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).
— А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)
— Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?
— Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг).
8. Закрепление.
Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с карточками.
1, 2 группы – восстановите деформированный план.
- Ромашка распустилась. (Рисунок 1)
- «Как я счастлива!» (Рисунок 2)
- Гордые цветы. (Рисунок 3)
- Встреча с жаворонком. (Рисунок 4)
- Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5)
- Жаворонок в западне. (Рисунок 6)
- Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7)
- В клетке с жаворонком. (Рисунок
- Гибель птички. (Рисунок 9)
- На пыльной дороге. (Рисунок 10)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
3, 4 группы – расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях. Создайте фильм, озвучьте.
3 группа – 1-5 иллюстрации.
4 группа – 6-10 иллюстрации.
Защита проектов представителями групп.
9. Рефлексия.
— Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»
— Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой — качество характера – доброе сердечко, благородное.)
— А кто ещё знает одну маленькую девочку, героиню сказки Андерсена, которая в первую очередь думала и беспокоилась о других? (Дюймовочка жалеет мотылька, полевую мышь, помогает ласточке.)
— Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».
10. Заключение.
Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: «Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».
На доске в помощь слабым ученикам схема формулировки ответа:
— Сказки Андерсена учат…
— Сказки заставляют задуматься…
— В сказках Андерсена живут…
Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей.
— Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.
11. Домашнее задание.
По выбору:
- нарисовать ромашку и жаворонка;
- сочинить небольшую сказку о ромашке;
- придумать другую концовку к сказке «Ромашка».
12. Оценивание работы учащихся.
— Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.
— Спасибо вам за урок!