«Солдат и царица» читательский дневник
«Солдат и царица» – поучительная сказка о том, как важно иногда посмотреть на себя со стороны, чтобы измениться в лучшую сторону.
Краткое содержание «Солдат и царица» для читательского дневника
ФИО автора: Платонов Андрей Платонович
Название: Солдат и царица
Число страниц: 12. Платонов Андрей Платонович. «Солдат и царица». Издательство «Алтайское книжное издательство». 1985 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1950 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Царица – злая, жестокая, сердитая, которая любила наказывать своих подданных.
Солдат – весёлый, добродушный, безобидный.
Дурак – мудрый, хитрый, но себе на уме.
Сапожник – пьяница и драчун.
Жена сапожника – властная женщина, добрая и справедливая.
Сюжет
Жила на свете капризная, сердитая царица, которая вечно была чем-то недовольна. Как-то раз она проходила мимо караула, и солдат при виде ее ухмыльнулся. Царица вышла из себя: как это простой солдат смеет смеяться над ней? И приказала каждый день давать наглецу по двадцать ударов палками.
Так солдата били целый год, и совсем невмоготу ему стало. Обратился он за помощью к дураку, который предложил ему свой план спасения. Выяснилось, что жена сапожника была как две капли воды похожа на царицу. Дурак пообещал солдату ночью совершить подмену: сонную царицу отнести в дом сапожника, а на её место поставить простую, добрую женщину, которая уж точно не будет наказывать солдата.
Подмена получилась, и началась у царицы тяжёлая жизнь: ей приходилось много работать и сносить побои от сапожника. Она подумала, что ночью умерла и попала в ад.
Тем временем жена сапожника проснулась во дворце и решила, что попала в рай. Она издала указ, чтобы никого в царстве больше не били. Но на третий день привольной жизни женщине стало скучно, и она отправилась к своему мужу. Увидев его под ручку с царицей, она что есть силы ударила муженька. Сапожник сразу понял, что это его настоящая жена, и бросил царицу.
А тем временем царица вернулась во дворец и рассердилась, что больше нельзя бить подданных. Она хотела было по привычке ударить кухарку, но увидела свою руку в мозолях и передумала. Так и остался указ жены сапожника в силе, но надолго ли?..
План пересказа
- Злая царица.
- Ухмылка солдата.
- Страшное наказание.
- Совет дурака.
- Подмена царицы.
- Царица в аду.
- Жена сапожника во дворце.
- Указ об отмене наказаний.
- Возвращение царицы во дворец.
- Указ в силе.
Главная мысль
Только побывав на месте другого человека, можно понять, как ему живётся.
Чему учит
Сказка учит быть добрым, милосердным и справедливым. Также учит смотреть на себя, свои поступки со стороны и держать ответ за все свои действия.
Отзыв
Царица смогла понять, как была неправа только после того, как хлебнула тяжёлой жизни в доме сапожника. Изнурительная работа и побои сделали своё дело, и жестокая правительница больше не обижала своих слуг понапрасну.
Пословицы
- Чужая шкура не болит.
- В чужом платье не накрасоваться.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Делая зло, на добро не надейся.
Что понравилось
Понравилось, как жена сапожника, привыкшая к простой трудовой жизни, быстро заскучала во дворце, где за неё всё делали слуги.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
15.03.2022
«Иллюстрации к сказке «Царица и солдат»
«Царица и солдат» — чрезвычайно любопытная сказка новеллистического (почти анекдотического) характера. Сюжет принадлежит к числу редких в русском фольклоре и связан с именем царицы Екатерины Великой.
Знакомство со сказкой «Царица и солдат» позволит изучить исторический образ главную героини — Екатерины Великой и создать неповторимые иллюстрации к сказке.
Оценить
94
Содержимое разработки
Королева Людмила Александровна,
педагог дополнительного образования изостудии «Рисуаль»
МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска
«Иллюстрации к сказке «Царица и солдат»
Методическая разработка занятия по изодеятельности для обучающихся 7-13 лет
«- Ну, расскажи-ка мне, голубчик, только всю правду, как было чо? Како вышло приключенье?
Солдат по чистой совести все рассказал, не мог ни слова скрыть.
-За муки твои дарую тебя генералом, а за правду – майером – генерал-майер будешь. Покажи мне, где этот живет сапожник? Потом солдат рассказал, велела запречь тройку в дышла и покатила в своей коляске, в которой всегда ездила. Приежжат, подкатила коляска- спрашиват: «Такой-то здесь живёт?» Он гнусавит:
-Здесь, здесь.
Она безо всякой помощи спрыгнула, заходит в лачугу опеть, смотрит на его жену, и она точь-точь так же красива. Кладет двадцать пять тысяч на стол и говорит:
-Вот тебе сапожник, двадцать пять тысяч, брось сапожничать и не бей свою жену. Жена твоя будет у меня младшей фрейлиной.
После этого Екатерина добрее стала»
(М.В. Красноженова, сказка «Царица и солдат»)
Сказка «Царица и солдат» записана М.В. Красноженовой 13 июля 1929 года от Е. И. Чичаевой. Мария Васильевна бережно передаёт не только текст сказки, но еще и указывает рассказчика. По сообщению М.В. Красноженовой, Екатерина Ионовна Чичаева проживала в деревне Зеледеево, Красноярского округа, родилась в 1880 году. В деревне она известна как знаток песен и повивальная бабка. От нее записано сто сорок песен и двадцать семь рассказов.
«…особенностью её сказок является психологическая разработка ряда деталей. Изображение обстановки в ее сказках связывается либо непосредственно с городом, либо с городской культурой. Волшебные элементы совершенно устранены, зато психологические характеристики выдвинуты на первое место — это уже переход сказки в повесть» (Н. П. Андреев, профессор)
«Царица и солдат» — чрезвычайно любопытная сказка новеллистического (почти анекдотического) характера. Сюжет принадлежит к числу редких в русском фольклоре и связан с именем царицы Екатерины Великой.
Знакомство со сказкой «Царица и солдат» позволит изучить исторический образ главную героини — Екатерины Великой и создать неповторимые иллюстрации к сказке.
Задачи:
— вызвать интерес к изучению истории России через изучение сказки;
— познакомиться с картиной кисти Дмитрия Левицкого,парадным портретом императрицы, наполненным многочисленными символами и аллегориями.
— формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности через отображение Екатерины Великой.
План проведения
-
Рассматривание картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме Богини Правосудия»
-
Беседа-диалог «Исторический образ главной героини сказки «Царица и солдат»
-
Практическое задание «Карандашный эскиз»
-
Творческое задание «Екатерина Великая»
-
Рефлексия
Материалы и оборудование: лист бумаги формата А 3, вода, палитра, краски акварельные, большая кисть (белка или пони, тоненькая кисть (синтетика), карандаш, резинка, акварельные карандаши, рамка.
Ход проведения
Рассматривание картины Д.Г. Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме Богини Правосудия»
Обучающимся предлагается рассмотреть картину Д.Г. Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме Богини Правосудия» (1783 год) и изучить историю её создания.
Замысел картины принадлежал художнику, поэту и переводчику Николаю Львову.Произведение занимает особое место в искусстве XVIII века. В нем в аллегорической форме воплотился идеал эпохи – образ просвещенного монарха. Художник представляет свою героиню в виде жрицы богини правосудия Фемиды. Государыня, в одеянии, напоминающем античную тогу, с лавровым венком на голове вместо короны, стоит перед скульптурным изображением Фемиды, под которым воздвигнут алтарь. На нем Екатерина сжигает цветы мака – символ сна и покоя. У ее ног – книги Законов, которые охраняет орёл, олицетворяющий державность, государственность. На дальнем плане видны море и корабль, свидетельствующие о защищенной военным флотом торговле – залоге экономического процветания империи. Строго продуманная композиция картины является аллегорией идеально устроенного государства в представлении эпохи Просвещения. Отвлеченная идея воплощена художником с великолепным живописным размахом. Сияющая фигура императрицы среди пурпурного убранства храма создает мощный, праздничный цветовой аккорд, как нельзя лучше отвечающий задаче прославления и триумфа.
Беседа — диалог «Исторический образ главной героини сказки «Царица и солдат»
Вопросы для обсуждения:
—какой представлена главная героиня сказки?(красивой, справедливой, великодушной);
-чем интересен исторический образ Екатерины Великой? (Екатерина II — выдающаяся российская императрица, получившая в истории прозвание Великой. Царствование Екатерины II, которое называют «золотым веком русской истории», временем относительной политической стабильности. Её преобразования затронули все важнейшие сферы жизни русского общества.Она показала себя мудрым и энергичным монархом. Ее правление (1762–1796 гг.) характеризовалось агрессивной внешней политикой и внутренними реформами в духе французского Просвещения.Активная наступательная внешняя политика Екатерины II способствовала повышению авторитета и роли Российской империи на международной арене. В годы её правления Россия неоднократно выступала посредницей в разрешении конфликтов между европейскими державами, выдвигала важные международные инициативы. Почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов. Армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России. Екатерина провела две успешные войны против османских турок, в результате которых Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье — территория, получившая название «Новая Россия (Новороссия)». Она приняла под российское подданство Восточную Грузию. Возглавив союз России с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала и в трех разделах Польши, в результате которых Россия не только вернула западнорусские земли, утраченные в XIII веке, но и захватила исконные польские земли. Вклад Екатерины Великой в русскую историю настолько значителен, что память о ней хранят многие произведения нашей культуры)
— чему учит сказка? (сказка учит быть добрым, милосердным и справедливым, учит смотреть на себя, свои поступки со стороны и держать ответ за свои действия, даже Царица смогла понять, как была неправа только после того, как хлебнула тяжелой жизни в доме сапожника, и жестокая правительница больше не обижала своих слуг понапрасну)
— в чем главная мысль сказки? (только поставив себя на место другого человека, можно понять, как ему живётся)
Практическое задание «Карандашный эскиз»
Обучающимся даётся задание:
— подготовить материалы и инструменты: лист бумаги формата А 3, вода, палитра, краски акварельные или гуашевые, большая кисть (белка или пони, тоненькая кисть (синтетика), карандаш, резинка.
— простым карандашом сделать эскиз рисунка;
Творческое задание «Екатерина Великая»
Обучающимся предлагается:
-раскрасить карандашный эскиз;
— уточнить рисунок.
|
Рефлексия
Обучающиеся демонстрируют и обсуждают выполненные творческие работы.
Ромах Рината, 9 лет |
Наследникова Алиса, 8 лет |
|
|
Ксенофонтова Яна, 10 лет |
Иванова Настя, 9 лет |
Исаева Алена, 9 лет |
Иванова Настя, 13 лет |
Список литературы
-
Сборник Красноженова М.В. «Сказки Красноярского края». Ленинград. 1937. переиздан ООО «Красноярский издательский дом» 2002 г.
-
Сборник Красноженова М.В. «Сказки нашего края». Красноярск. 2013.
-
Хрестоматия по литературе Приенисейского края. Красноярск. 2009.
-
Орлова Н. Екатерина Великая. История России. Москва. 2001.
Используемые Интернет-ресурсы
-
https://inc-news.ru/lady/2:8805
-
https://litkarta.kraslib.ru/cgi-bin/irbis64r/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?I21DBN=ATHRA_LITER&P21DBN
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/
-
https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-dmitriya-levickogo-portret-ekateriny-2/
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/487961-illjustracii-k-skazke-carica-i-soldat
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Жила-была в старину сердитая царица. Все ей было не по нраву: и то не так и это не по ней.
Вот гуляет однажды царица по саду, а солдат возле будки на часах стоит. Увидел солдат царицу — никогда ее не видел. «Ишь ты!» — подумал и ухмыльнулся. Не знал солдат — внове стоял при дворце, — что пред царицей ни ухмыльнуться нельзя, ни нахмуриться, ни умильным быть: все одно царица нравом кипела.
Глянула царица на солдата:
— Ты чего ухмыляешься?
А простой солдат чего скажет царице? Ничего он сказать не мог и невзначай или так, спроста, что ль, опять ухмыльнулся. Тут царица сперва и слова сказать не могла от злости. Потом кликнула кого надо.
— Давать, — приказывает, — этому солдату по двадцать палок каждый день с утра.
С тех пор с утра, как встанет, получает солдат двадцать палок.
Били-били солдата, целый год били. Как проснется — так двадцать палок, хоть в будни, хоть в праздник. Измучился, исхудал солдат, бить его не во что стало. А царица и забыла про него: пусть бьют до смерти; она теперь на других серчает.
Что тут делать солдату? Не миновать ему смерти от палок, забьют его. Солдат у того, у другого спрашивает — выбирает, кто поумней считается. А умные ему в один ответ.
— Терпи, — говорят. — Чего с царицей сделаешь, она сердитая.
Солдат выслушал умных, а сам подумал: «Эх, не вам терпеть, а мне!» — и пошел к дураку.
При войске у них дурак жил, его солдаты с кухни кормили и выношенную одежду давали ему донашивать.
Солдат сказал дураку, как ему живется, а дурак и сам уж знал.
— Э, да не поможешь ты мне! — сказал солдат. — Ведь ты дурак.
А дурак:
— Как так — не помогу! А не помогу, так и зла не сделаю, ты при своем останешься. Дай мне копейку.
Дал ему солдат копейку. Повел дурак солдата на край города. Шли они, шли, шли, далеко ушли; кругом их бедные домишки стоят, дворцов давно нету.
«Эх, — думает солдат, — далече мы зашли, пропала моя копейка!»
Пришли они в бедный домишко. Жил там сапожник с женой.
У сапожника была жена, сходственная с царицей, как родная сестра: поставь ее рядом с царицей, их и отличить нельзя, которая царица, которая сапожница.
За показ жены сапожник брал по копейке с человека — с купца там, с мастерового, с приказчика, а солдатам и калекам показывал даром. А деньги пропивал.
Заплатил дурак копейку сапожнику, а солдат, конечно, даром прошел. Вошли они в комнату и видят — на кровати женщина лежит и спит. Солдат дрогнул и во фрунт стал: вылитая была перед ним царица.
Дурак и говорит:
— Вот была бы она царицей, она бы тебя палкой не била.
Солдат согласен с дураком:
— Не била бы. Жалко, что она сапожница: из нее бы царица хорошая вышла.
Дурак засмеялся.
— А выйдет, — говорит, — из нее царица!
Солдат обнадежился:
— А как выйдет-то?
Дурак захохотал в ответ, а солдат увел его прочь, а то сапожница проснется.
Идут они обратно.
Дурак спрашивает у солдата:
— Ты где ночью на карауле стоишь?
— Нынче во дворце, в покоях, буду стоять.
— Вот чего, — дурак ему, — я тебе ночью сапожницу приволоку.
— Это к чему же? А сапожник услышит?
— Нету, — дурак отвечает. — Сапожник ничего не услышит. Он днем наработается, потом вина напьется и спит крепко: на нем кривые гвозди выпрямляй — он не чует.
— А к чему мне сапожница?
— Эк ты какой! А говорят — я дурак! Царица-то заснет, ты мне и давай ее сонную, а я тебе на руки — сонную сапожницу. Царицу я унесу к сапожнику, а ты сапожницу в царские покои отнеси, покуда она не проснулась.
Солдат подумал:
«А не страховито ли будет? При царице и моргнуть нельзя, а ты ее к сапожнику унесешь! А вдруг проснется? Да она нам голову прочь!»
А дурак думает иное:
«Царица целый день злится, с утра до вечера умается, а ночью спит-храпит, пузыри изо рта пускает. До своего времени она не проснется. А если и дознается, так я в дураках хожу — какой с меня спрос!»
Солдат согласился:
— Ишь ты, обдумал как! А сам дурак! Так ладно будет, пожалуй. Тащи уж по темноте сапожницу во дворец.
За ночь дурак так и сделал: сапожницу в царские покои принес, а царицу отнес к сапожнику — они и не проснулись.
А как наступило утро, проснулся первым сапожник и толкнул жену в бок. Ему и воды испить захотелось, и курить надо, и голова у него болит: пусть жена ему воды подаст, трубку найдет и в утешенье что-нибудь скажет.
Царица проснулась, открыла глаза, не поняла ничего и опять заснула.
Сапожник ее опять в бок: ты что, дескать, иль не слышишь?
— Подымайся, баба! — сапожник говорит. — Пора.
Царица опять открыла глаза.
— Чего пора? — спрашивает. — Ты кто такой?
А сапожник ей:
— А ты кто такая?
Царица как закричит:
— Ах ты негодный! Ах ты окаянный! Да ведь я царица!
Сапожник как соскочит с кровати:
— Ах, так ты царица?
Схватил сапожничий ремень, шпандырь, и давай царицу пороть-охаживать:
— Ах, так ты царица? Так тебе и надо, царице! Ишь ты, лодырь, ишь ты, негодница! Только спать здорова. Я тебе дам — царица! Я тебе дам — как мужу своему не угождать!
Царица как крикнет:
— Эй, кто там! Забить этого негодяя насмерть!
А никто не идет — нету никого. Царица и думает: «Что такое? Видно, я померла и в ад попала — так это, верно, черт».
Подумала так и опять заснула: может, опять-де проснусь во дворце, в своем царстве, и ничего этого не будет; это мне снится. Ан нет, черт-сапожник ремень положил да опять кулаком ее в бок:
— Баба, чего не встаешь?
— Отвяжись от меня, я царица!
— Как так — ты опять царица? — говорит сапожник — и сызнова царицу хлоп да хлоп! Недобрый был человек. — Подымайся, тебе говорят! Картошку вари, самовар ставь, комнату убирай, портки мне заштопай. Ишь ты, притворщица!
Оробела царица — опять ее этот черт бить да хлопать будет. А больно ей ведь — ей больнее всех: до того она боли-то и не знала. Поднялась она, приоделась в платье сапожницы и стала работать по дому.
Однако за что ни возьмется, ничего у нее не выходит, из рук все валится. Оно так и быть должно: царица-то серчать да царствовать привыкла, только всего.
Сапожник видит — дело у нее не идет, и опять хлоп да хлоп ее. Царица уж молчит и не говорит, что она царица, а сама работать старается.
Вот сготовила она кое-как обед, а его и есть нельзя: недоварено, пересолено, нечисто.
Съел сапожник одну ложку щей и говорит:
— Ты и правда, должно, царица: ничего делать не умеешь. Таких щей и псы не едят.
И снова за свое: хлоп ее — за плохие, значит, щи.
Царица совсем оробела. Сидит она перед сапожником и трясется от страха.
После обеда сапожник лег в кровать:
— Возьми гребень, жена, расчеши мне голову, а я дремать буду.
Стала царица голову сапожнику чесать; что ж делать-то, ослушаться нельзя.
А на другой день велел ей сапожник белье стирать.
Стирает белье царица; сроду она не стирала, все белые руки свои стерла, исстирала, а белье не выбелила.
Так и жила царица у сапожника, жила да мучилась; три дня жила.
А сапожница, как проснулась в царицыной постели, огляделась кругом, видит — приятно везде. На кровати перины, одеванья шелковые и ковровые, зеркала светятся, горница вся прибрана, и цветами пахнет.
«Аль я в раю? — подумала сапожница. — Век того не видела, что вижу».
Тут вошли в спальную горницу четыре горничные девушки. Вошли они, а подойти к царице боятся.
— Вам чего надо? — спрашивает их сапожница.
Девушки ей отвечают:
— Здравствуй, матушка царица! А мы тебя одевать, обувать пришли.
Сапожница им:
— А я сама оденусь. Иль я калека?
А девушки стоят, не уходят.
Сапожница глядит на них:
— Чего ж вы стоите? Неужели дела у вас нету, бездельницы!
А девушки глядят на табуретку у кровати, а на табуретке палка лежит и плетка.
— А бить-то нас будешь когда, матушка? — спросили девушки. — Теперь иль после?
— Да за что ж вас бить? Вам больно будет!
— А за то, матушка царица, что вам серчать надо!
Тут и сапожница рассерчала:
— Дуры вы, что ли? Идите прочь да делом займитесь!
Девушки ушли. А сапожница поднялась, оделась, пошла на кухню и там чаю с бубликами напилась.
На кухне повара и кухарки обращаются к сапожнице со страхом и почтением, сахару подают сколько хочешь — каждый думает, что она царица. И сапожница стала думать, что она царица.
«Чего это, — думает, — царица я, что ль? Знать, и правда царица. Ну что ж, и царицей теперь побуду, сапожницей-то успею. Пусть мужик мой по мне поскучает! Царицей-то оно и легче быть».
Вот живет она царицей и день и два. С утра до вечера позади царицы вельможа ходит, все ее приказы и желанья пишет и исполняет. Царица уж привыкла к тому вельможе: кто ни обратится к ней с просьбой или с чем, она только укажет:
— Скажи заднему, он исполнит, — и далее идет.
Идет она и семечки грызет, а семечки для нее вельможа в горсти держит и руку наотлет вытянул.
В тот час наш солдат у деревянной будки стоял. Видит он — идет, гуляет сапожница-царица. А солдата по-прежнему палками бьют, и нынче били с утра.
Глянул солдат на сапожницу-царицу, хотел суровое выраженье на лице сделать — и ухмыльнулся.
Сапожница-царица и обращается к нему:
— Ты чего ухмыляешься? Мне, что ль, обрадовался?
Солдат ей в ответ:
— Тебе, матушка!
— А чего радуешься? Я тебе добра не сделала. Чего ты хочешь?
— А того хочу, матушка, пусть меня палками не бьют. Второй год с утра спозаранку колотят, мясо с костей стерли.
— За что ж тебя?
— За ухмылку, матушка.
— Ну, скажи заднему, пусть тебя не бьют.
— Нет уж, матушка, — солдат сапожнице-царице говорит, — заднему я говорить не буду: ты передняя, ты сама упомни и прикажи.
Царица остановилась около солдата:
— Ишь ты, какой въедливый! Ладно уж, я сама прикажу и бумагу напишу — не будут тебя бить.
— И других прочих, матушка, пусть не бьют!
— Аль многих тут бьют?
— Да почитай что почти всех, матушка, колотят. Истерлись люди при дворце, а из терпенья не выходят.
— Дураки они, что ль? — спрашивает сапожница-царица.
— Не могу знать, матушка!
В тот же день сапожница-царица дала повеление, чтоб никого в ее царстве не били и не смели даже касаться палкой человека.
А солдатам велела дать по двадцать пять рублей каждому, а сверх того по три дня гулянья и по полведра пива.
На третий день своего царствования сапожница соскучилась по сапожнику.
«Пойду, — думает, — погляжу издали, как он там. Небось горюет по мне».
Собралась царица и пошла из дворца к домишку сапожника, а за ней вельможа идет.
Вот идет она, царица, видит свой бедный домишко.
А из ворот того домишки как раз ее сапожник выходит, и не один, как следовало бы, а с другою дородною женщиной, что не хуже самой сапожницы, и на лице у сапожника горя нету.
Тут как вскрикнет сапожница-царица:
— Ах ты, бессовестный, ах ты, такой-сякой! — да хвать сапожника по затылку, с того и картуз соскочил.
А сапожник никак не опомнится: глядит он и на ту женщину и на эту, обе они на вид одинаковые, а которая жена — не разберет.
Только когда сапожница-царица по спине его еще разок хлопнула, сапожник понял, которая его жена.
Взяла сапожница мужа за руку и повела домой, а про царство свое забыла.
А царица скрипнула зубами на вельможу и тоже домой пошла, во дворец.
Как явилась она во дворец и узнала, что бить теперь, драть, пороть и лупить никого нельзя — отмена вышла — и будто она сама так повелела, закипело злобой сердце царицы.
Позвала она кого ни на есть, чтоб ударить кого было. Явилась кухарка, подняла царица на нее руку, да видит вдруг — рука-то ее, царицына, исстирана, работой истерта, и опустила она свою руку, никого не ударила.
Вспомнила она, как жила у сапожника: как бы опять ей в жены к нему не попасть, — и оставила царица волю сапожницы как есть.
И солдат с дураком довольны остались. А только царице веры нету и не будет.