Рисунок оловянного солдатика из сказки андерсена

Андерсен, Ганс христиан "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен, Ганс христиан «стойкий оловянный солдатик»

Иллюстрации к сказкам Андерсена оловянный солдатик

Иллюстрации к сказкам Андерсена оловянный солдатик

Оловянный солдатик сказка

Оловянный солдатик сказка

Андерсен стойкий оловянный солдатик и балерина

Андерсен стойкий оловянный солдатик и балерина

Иллюстрации к сказкам Андерсена оловянный солдатик

Иллюстрации к сказкам Андерсена оловянный солдатик

Оловянный солдатик Андерсен

Оловянный солдатик Андерсен

Сказки Ганса Христиана Андерсена стойкий оловянный солдатик

Сказки Ганса Христиана Андерсена стойкий оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Оловянный солдатик

Оловянный солдатик

Андерсон оловянный солдатик

Андерсон оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Поэтапное рисование оловянного солдатика

Поэтапное рисование оловянного солдатика

Стойкий оловянный солдатик раскраска

Стойкий оловянный солдатик раскраска

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации к сказке

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации к сказке

Рисунок к сказке стойкий оловянный солдатик

Рисунок к сказке стойкий оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации

Андерсен г.х. "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен г.х. «стойкий оловянный солдатик»

Андерсен г.х. "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен г.х. «стойкий оловянный солдатик»

Стойкий оловянный солдатик: сказки

Стойкий оловянный солдатик: сказки

Раскраски к сказке стойкий оловянный солдатик Андерсен

Раскраски к сказке стойкий оловянный солдатик Андерсен

Андерсен г.х. "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен г.х. «стойкий оловянный солдатик»

Оловянный солдатик Андерсен

Оловянный солдатик Андерсен

Оловянный солдатик иллюстрации

Оловянный солдатик иллюстрации

Стойкий оловянный солдатик: сказки

Стойкий оловянный солдатик: сказки

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Андерсен стойкий оловянный солдатик и балерина

Андерсен стойкий оловянный солдатик и балерина

Нина Краснова иллюстрации к сказке пастушка и трубочист Андерсена

Нина Краснова иллюстрации к сказке пастушка и трубочист Андерсена

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик Ханс Кристиан Андерсен иллюстрации

Стойкий оловянный солдатик Ханс Кристиан Андерсен иллюстрации

Стойкий оловянный солдатик солдатик

Стойкий оловянный солдатик солдатик

Книга стойкий оловянный солдатик Ханс Андерсен

Книга стойкий оловянный солдатик Ханс Андерсен

Герои Андерсена

Герои Андерсена

Оловянный солдатик Андерсен

Оловянный солдатик Андерсен

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Александр Траугот иллюстрации к сказкам

Александр Траугот иллюстрации к сказкам

Игорь Ганзенко иллюстрации

Игорь Ганзенко иллюстрации

Оловянный солдатик мультфильм

Оловянный солдатик мультфильм

The steadfast tin Soldier

The steadfast tin Soldier

Ника Гольц Андерсен

Ника Гольц Андерсен

Шедевры книжной иллюстрации оловянный солдатик

Шедевры книжной иллюстрации оловянный солдатик

Предисловие оловянный солдатик Андерсен

Предисловие оловянный солдатик Андерсен

Стойкий оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик картинки рисунки

Стойкий оловянный солдатик картинки рисунки

Стойкий оловянный солдатик год

Стойкий оловянный солдатик год

Стойкий оловянный солдатик раскраска

Стойкий оловянный солдатик раскраска

Ганс христиан Андерсен Щелкунчик

Ганс христиан Андерсен Щелкунчик

Раскраска оловянный солдатик Андерсена

Раскраска оловянный солдатик Андерсена

Оловянный солдатик иллюстрации из книги

Оловянный солдатик иллюстрации из книги

Рисунок стойкий оловянный солдатик 1 класс

Рисунок стойкий оловянный солдатик 1 класс

Оловянный солдатик аниме

Оловянный солдатик аниме

Ника Гольц стойкий оловянный солдатик 1956

Ника Гольц стойкий оловянный солдатик 1956

Сказки Андерсена стойкий оловянный солдатик

Сказки Андерсена стойкий оловянный солдатик

Валерий Сергеевич Алфеевский иллюстрации

Валерий Сергеевич Алфеевский иллюстрации

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Оловянный солдатик Андерсен

Оловянный солдатик Андерсен

Андерсен г.х. "огниво. Стойкий оловянный солдатик"

Андерсен г.х. «огниво. Стойкий оловянный солдатик»

Иллюстрации к сказкам Ганса Кристиана Андерсена

Иллюстрации к сказкам Ганса Кристиана Андерсена

Рыба из сказки стойкий оловянный солдатик

Рыба из сказки стойкий оловянный солдатик

Траугот стойкий оловянный солдатик

Траугот стойкий оловянный солдатик

Сказки Андерсена стойкий оловянный солдатик

Сказки Андерсена стойкий оловянный солдатик

Андерсен, Ганс христиан "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен, Ганс христиан «стойкий оловянный солдатик»

Оловянный солдатик Андерсен

Оловянный солдатик Андерсен

Стойкий оловянный солдатик Андерсен г.х. книга

Стойкий оловянный солдатик Андерсен г.х. книга

Андерсен, Ганс христиан "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен, Ганс христиан «стойкий оловянный солдатик»

Андерсен г.х. "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен г.х. «стойкий оловянный солдатик»

Книга стойкий оловянный солдатик Ханс Андерсен

Книга стойкий оловянный солдатик Ханс Андерсен

Стойкий оловянный солдатик в огне

Стойкий оловянный солдатик в огне

Стойкий оловянный солдатик картинки

Стойкий оловянный солдатик картинки

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Сказки Андерсена оловянный солдатик

Тролль оловянный солдатик

Тролль оловянный солдатик

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации к сказке

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации к сказке

Антокольская набор открыток 1974

Антокольская набор открыток 1974

Стойкий оловянный солдатик Щелкунчик

Стойкий оловянный солдатик Щелкунчик

Дисней оловянный солдатик

Дисней оловянный солдатик

Андерсен, Ханс Кристиан. "Пастушка и трубочист"

Андерсен, Ханс Кристиан. «Пастушка и трубочист»

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации

Стойкий оловянный солдатик иллюстрации

Стойкий оловянный солдатик главные герои

Стойкий оловянный солдатик главные герои

Оловянный солдатик театр Петрушкина Слобода

Оловянный солдатик театр Петрушкина Слобода

Оловянный солдатик цитаты

Оловянный солдатик цитаты

Г Х Андерсен оловянный солдатик

Г Х Андерсен оловянный солдатик

Ганс христиан Андерсен Табакерка

Ганс христиан Андерсен Табакерка

Оловянный солдатик Андерсен

Оловянный солдатик Андерсен

Андерсен, Ганс христиан "стойкий оловянный солдатик"

Андерсен, Ганс христиан «стойкий оловянный солдатик»

Конкурс рисунок оловянного солдатика

Конкурс рисунок оловянного солдатика

Памятник стойкому оловянному солдатику

Памятник стойкому оловянному солдатику

Огниво. Русалочка. Свинопас

Огниво. Русалочка. Свинопас

Х К Андерсен стойкий оловянный солдатик

Х К Андерсен стойкий оловянный солдатик

Оловянный солдатик читательский дневник

Оловянный солдатик читательский дневник

Сказки Андерсена

Сказки Андерсена

Долго я откладывал. Но невозможно, говоря о книжной иллюстрации, обойти молчанием рисунки к сказкам Г.Х.Андерсена. Это огромнейший пласт. Неимоверное количество иллюстраторов (особенно если считать с теми, что можно найти в Интернете). Это пугает. Имеется даже вот такой фундаментальный справочник: Звонарева Л., Кудрявцева Л. Ханс Кристиан Андерсен и его русские иллюстраторы. — М.: Московские учебники, 2012.

Выбор для первых обзоров пал на «Стойкого оловянного солдатика».

Часто помнишь, при каких обстоятельствах в самом раннем детстве тебе читали (ты разглядывал) какую-нибудь книжку. Про знакомство с Андерсеном не помню почти ничего (про знакомство со «Стойким оловянным солдатиком» точно ничего не помню). Вероятно, Андерсен поступает в мозг непосредственно из эфира.

Г.А.В.Трауготы. Сборник сказок с цветными иллюстрациями (1969/1979/2014)

Для первого обзора нужна максимально подробная сюита, чтобы отразить все перипетии сюжета. Такая сюита есть — это рисунки братьев Траугот из современного переиздания от «Речи» (с издания 1969 г. и 1979 г.): Г.Х.Андерсен. Сказки (худ. Г.А.В.Траугот).

Увлекательные подробности про это издание — из первых рук от Марии Дёминой: https://red-balls.livejournal.com/56023.h… (там же для примера и обзора все развороты со «Стойким оловянным солдатиком»).

Одна беда — сюита чересчур подробна. Лишнего у Трауготов, конечно, ничего нет, но кратко пересказать сюжет не получится. Уж даже начало: два шмуцтитула.

Предыстория. Декорации

Оловянные солдатики появляются в доме, где имеется несколько детей (хотя подарены одному мальчику). Дом богатый, игрушек много. Есть и картонный замок.

Солдат на одной ноге. Балерина на одной ноге

Из 25 солдатиков на последнего не хватило олова и он получился стоящим на одной ноге. Хоть он и не чувствует себя ущербным, какой-то он одинокий. А в дверях картонного замка стоит картонная балерина.

цитата

Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки… Другую ногу она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик совсем не заметил этой ноги и подумал, что красавица тоже одноногая, как и он сам.

Вот и первая общая черта двух созданий: не инвалиды — крепко стоят на одной ноге, но всегда только на одной. Солдатик заинтересован и думает о том, что хорошо бы ему такую жену. Наблюдает за прелестной балериной.

А тут поздно вечером игрушки расшалились.

Только солдат и балерина не приняли участия в общем веселье. Важный момент: они оба инородны для этой компании игрушек (да и для компании детей). Но пока балерина не смотрит в сторону солдатика.

Вообще-то, у Андерсена — танцовщица (во всех вариантах перевода). Но художники чаще рисуют балерину: какая ещё танцовщица на одной ноге стоит? Ну, и возвышенности больше: балерина всё-таки где попало не танцует, грёзы солдата о женитьбе на ней — совсем не то, что мечты о кабацкой плясунье.

Тролль

Ровно в полночь под бой часов открывается табакерка и оттуда выскакивает тролль (в других вариантах перевода — маленький чертёнок). Мерзкое создание. Топчет светлые чувства.

цитата

— Эй ты, оловянный солдат! — крикнул тролль. — Не больно заглядывайся на плясунью! Она слишком хороша для тебя

Солдатик очень уравновешенный — он пытается избежать конфликта. Ну, может, не рискует: все его сослуживцы в коробке (не смогли даже выбраться на веселье), а он остался один на столе, потому что раньше притаился, наблюдая за балериной, и его не заметили, когда убирали игрушки.

цитата

…оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит.

— Ах, вот ты как! — сказал тролль. — Ладно же, погоди до утра! Ты меня еще вспомнишь!

Тролль кричит громко. Если балерина раньше и не замечала воздыхателя, думая о чём-то о своём, то теперь она поневоле должна была обратить внимание на скромного солдата. Тролль выступил глашатаем. У балерины началась кристаллизация чувств.

На мостовой

Утром сквозняк выбрасывает солдатика из окна на мостовую. Под дождь.

На улице двое мальчишек (видать, низшего сословия, раз одни гуляют, без гувернёра) находят солдатика.

Находят и отправляют его в плаванье по канавке на кораблике, сделанном из газеты.

Бумажный кораблик

Кораблик с солдатиком несёт бурный поток, который скоро вольётся в большую воду.

Крыса

Встреча с первой опасностью — водяной крысой, которая гонится за солдатиком. Крыса — интересный персонаж. Она живёт под мостом, считает эту обособленную территорию своей вотчиной и требует от всех документы.

Солдатик по-прежнему не реагирует на внешние раздражители. Стоит прямо, смотрит вперёд, положившись на судьбу.

Рыба

Солдатика глотает крупная рыба (она водится в канале). Он в желудке рыбы.

цитата

Но оловянный солдатик и тут держался стойко. Он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал свое ружье

Дальше ожидаемое развитие событий: рыбу поймали, и распотрошили именно в том доме, откуда солдатик и отправился в бурное путешествие.

Сожжение

Солдатик вновь дома. Балерина о нём помнила и, видимо, скучала. Теперь смотрит на солдата. Но скованность и робость (а может, и сословные преграды)…

цитата

Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали

Внезапно один из мальчишек хватает солдатика и швыряет его в огонь печи. Тролль упоминается только в таком контексте, что, наверное, это он подучил мальчишку. Но мы-то знаем, что это каприз зажравшегося обитателя богатого дома. Тролль, произнося свои угрозы, был просто вестником судьбы.

Кульминация. Огонь охватывает оловянного солдатика.

цитата

Но и в огне он держался прямо, крепко сжимал свое ружье и не сводил глаз с прекрасной плясуньи. А плясунья смотрела на него.

Порыв ветра подхватил балерину и бросил её «в печку, прямо к оловянному солдатику». Трауготы рисуют краткий миг вхождения балерины в огонь.

Вот уж настоящий костёр страсти. Почему не изобразить влюблённых вдвоём, охваченными пламенем? Не было этого у Андерсена — балерина погибла, не долетев до солдатика:

цитата

…она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику. Пламя охватило ее, она вспыхнула — и конец. Тут уж и оловянный солдатик совсем расплавился.

Концовка

Несколько строк, которые всем запомнились: служанка выгребает золу и находит кусочек олова в виде сердечка и украшение танцовщицы (в разных варианта перевода: брошка, блёстка, розетка, что-то ещё…). Всё, что осталось от великой любви.

Г.А.В.Трауготы. Двухтомник с чёрно-белыми иллюстрациями (1969)

В 1969 году — в один год с московским полноцветным сборником — иллюстрации Трауготов появились в ленинградском двухтомном собрании: Г.Х.Андерсен. Сказки и истории (худ. Г.А.В.Траугот).

Этот двухтомник потом тридцать лет переиздавался и перепечатывался провинциальными издательствами. Картинок к каждой сказке было немного, выполнены они были в той же линеарной манере, но не залиты цветом.

Трауготы никогда не повторялись. Рисунки другие.

Здесь интереснее то, что художники не стали рисовать в сокращённом варианте. Сгорания двух влюблённых нет.

Г.А.В.Трауготы. Отдельное издание с цветными иллюстрациями (1981/1989)

Тоненькая книжка обычного формата в массовой серии. Было первое издание в 1981 году (потом несколько допечаток) и второе издание с другими измененёнными иллюстрациями в 1989 году (тоже успела выйти пара допечаток).

Наиболее заметное отличие в обложках: в первом издании 1981 г. на синей обложке языки пламени, в издании 1989 г. на красной обложке пламени нет.

Обложка 1981 г.

Обложка 1981 г.
Обложка 1989 г.
Обложка 1989 г.

Сравнение двух вариантов иллюстраций дано здесь: https://kid-book-museum.livejournal.com/1…. А я вот для цельности восприятия хочу сосредоточится только на издании 1989 года (второй вариант иллюстраций).

Прежде всего, иллюстрации в отдельном издании (что 1981 г., что 1989 г.) отличаются от иллюстраций в сборниках по технике. Я у Трауготов выделяю три разных (но одинаково узнаваемых) манеры, которые коррелируют (не однозначно, но чаще всего) с тремя временными этапами их творчества.

Первый этап. Линеарные рисунки тонким чёрным контуром (видимо — тушь, перо). Заливка нежными акварельными тонами. Много белого листа бумаги. Прозрачно, воздушно. Это ранний период. В такой манере (в конце первого периода) сделаны андерсеновские сказки 1969 года.

Второй этап. Плотные цветные иллюстрации на цветном же фоне (похоже на гуашь). Ни единого незакрашенного пятна на бумаге. Празднично, пышно. Это свойственно для иллюстраций, сделанных в 1970-х — 1980-х гг.

Третий этап. Чёрный фон и на нём цветные тонкие линии — линеарный рисунок красками (+немного цветных пятен). Особенно часто встречался в иллюстрациях, начиная с Девяностых годов.

Обложка к отдельному изданию выполнена в манере второго этапа — цвет на цвете.

Первая и четвёртая страницы обложки

Первая и четвёртая страницы обложки
Вторая и третья страницы обложки
Вторая и третья страницы обложки

Внутри отдельного издания — вроде бы линеарные рисунки как в первой, ранней, манере. Но линии стали толще, появилась «сыпь» (как будто, с травленных кислотой металлических досок старые гравюры печатают). При заливке цветом используются тёмные тона. Конструкция книги совсем другая: на каждом развороте одна половина — страничная иллюстрация, а другая — текст. Но на странице с текстом есть мелкие обрамляющие рисунки. И часто это обрамление — не сюжетные иллюстрации, а воплощение авторского текста или солдатских дум (он так ничего и не сказал за всю сказку, но много думал).

1) Вот здесь, например, слева — балерина, какую её видит солдат, а справа на полях — картинка, где в мечтах солдата он и балерина стоят под венцом.

цитата

“Вот бы мне такую жену! — подумал оловянный солдатик. — Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом — простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота — двадцать пять солдат. Нет, ей там не место!

2) А здесь на страничной иллюстрации солдатик и чёрт из табакерки, а на полях текста: столовая ложка. Самые первые строки сказки. Неподражаемая андерсоновская серьёзность.

цитата

Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери — старой оловянной ложки, — и, значит, приходились они друг другу родными братьями.

3) А вот и крыса: этот персонаж интересовал очень многих художников. Крыса ведь самый колоритный персонаж. Это уже герой сказок Салтыкова-Щедрина. В первой цветной версии у Трауготов крыса была простой крысой (даже не водяной). А здесь они её очеловечили в соответствии с амлуа: крыса — это гопница, которая выбилась в мелкие чиновники.

цитата

— Ты кто такой? — закричала она. — А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!

4) Рыба. На полях — могильный крест павшему солдату как вариант развития событий в мыслях солдатика.

цитата

Но тут он вспомнил старую солдатскую песню:

Шагай вперед, всегда вперед!

Тебя за гробом слава ждет!..-

и приготовился с честью встретить смерть в страшной пучине.

5) Ну и соединение молчаливых влюблённых. Решили-таки художники, что эта сцена могла быть (не кардинально противоречит тексту Андерсена). Один из самых возвышенных рисунков у Трауготов.

6) Художники не закончили на эффектном портрете соединившихся в пламени героев. Всё-таки Андерсен избежал мелодрамы благодаря крохотному эпилогу. Косолапой служанке и посвящена завершающая страничная иллюстрация.

«Вита Нова» в 2011 году издала альбом «Линия, цвет и тайна Г.А.В.Траугот». Там много образцов иллюстраций, в том числе и к «Стойкому оловянному солдатику».

Издательство кичится высоким полиграфическим качеством своих книг. Решил сравнить, насколько различается рисунок из этого подарочного альбома с рисунком из советской массовой книжки с просвечивающими страницами. Слева — страница из советской книжки, справа — из альбома «Вита Новы».

Качество печати в советской книжке неплохое (учитывая общее падение полиграфии к концу СССР). Кажется даже, что в альбоме «Вита Новы» иллюстрация похуже передана: может быть, цвета слишком затемнены? Вообще, хорошо в советских книжках воспроизводились рисунки Трауготов. Наверное, художники делали поправку на плохое качество полиграфии (как иллюстраторы 1920-х гг.)?


И кстати. Переводчица во всех (за одним исключением) изданиях одна — А.Ганзен. А текст везде разный. Переводчица сорок лет свои переводы правила. Да и от себя многое привнесла («голый король» — это её придумка, у Андерсена: «на нём ничего нет»). Я особо вариантами не заморачиваюсь: красот стиля там всё равно не найти.

Но вот важный момент. В сборнике издательства «Речь» такой фрагмент: в первый вечер, когда солдат мечтает о свадьбе и из укрытия не сводит глаз с картонной фигурки, «казалось танцовщица даже не смотрит в его сторону. Однако солдатик чувствовал, что девушка заметила его, просто смущена и старательно отводит взгляд». В других вариантах перевода А.Ганзен этого куска нет.

Вот единственное современное издание, где переводчики другие и, видимо, удовлетворяют современным требованиям перевода: четырёхтомник издательства «Вагриус» 2005 года. Там «Стойкий оловянный солдатик» в переводе А.Афиногеновой.

Видно, что заинтересованность балерины солдатиком при первой встрече — это выдумка Ганзен. Эта отсебятина касается сюжета, что непростительно. Решила подправить гения, всё упростила.

Правда, в точном переводе и тролль не кричит, чтобы солдатик перестал смотреть на танцовщицу, ибо она ему не ровня. Тролль просто говорит: «Будь добр, перестань пялиться!», не уточняя на кого надо перестать пялиться. Но я уже на переводе Ганзен какую-никакую концепцию выстроил — так что это мы старой переводчице простим.

ыло когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты!

Стойкий оловянный солдатик. Г.Х. Андерсен

Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, — она была танцовщицей, — а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки — они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.

Пробило двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.

Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — нечего тебе заглядываться!

Оловянный солдатик будто и не слыхал.

— Ну постой же! — сказал тролль.

Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.

Вдруг — по милости ли тролля или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» — они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!

Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!

И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку. Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, — не мудрено после такого ливня!

Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несёт? — думал он. — Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица — по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.

— Паспорт есть? — спросила она. — Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

— Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.

Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой!

Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:
Вперёд стремись, о воин,
И смерть спокойно встреть!

Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.

Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!»

Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние.

Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви — он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего — от дороги или от горя?

Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и — конец!

А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

КОНЕЦ

August 22 2017, 13:45

Category:

  • Литература
  • Cancel

Стойкий оловянный солдатик (Г.-Х. Андресен, илл. О. Давыдова)

Нет сказки, которую я бы не любила в детстве сильнее, чем Стойкого оловянного солдатика. Для меня она вся была пропитана грустью от начала до конца, что стойко отвергалось моим детским воображением и нежеланием мириться с несправедливостью того мира, в который поместил автор своего героя. А мир этот далеко не радушный и не приветлив к маленькому оловянному солдатику без ноги. Страшноватое сравнение наклевывается с реальными людьми. И только одна отрада — красота и любовь. И только одно спасение — жить ради других.
Тем не менее эта книга в моей библиотеке уже не первая по свету. И не третья. И не пятая. Есть что-то, что заставляет возвращаться к этой истории снова и снова, переживать ее и сожалеть в финале сказки. С каждой новой книгой, новыми иллюстрациями и цветовой гаммой рисунков открывается мир оловянного солдатика по-другому. Но никакие краски не изменят его сути и тех эмоций, которые возникают от прочтения. По-моему эту сказку так и надо читать — отдельно от сборника, тонкой книжкой. Потому что история закончена, и если перевернуть страницу — ничего.

DSC_4779.JPG

DSC_4780.JPG

DSC_4781.JPG

DSC_4782.JPG

DSC_4783.JPG

DSC_4784.JPG

DSC_4785.JPG

Стойкий оловянный солдатик

И еще чудесное от Нигмы: Море бабка и охламон
Море бабка и охламон» — очень искренняя история, написанная Александром Блиновым о самом себе. О том, как обычным мальчишкой он приобретал свой бесценный жизненный опыт где-то между Азовским морем и Таганрогским заливом, среди станичных пацанов на лиманах с креветками, и на «том» дальнем море, куда нельзя, а то «утопнешь», и где кино под открытым небом и фильмы для взрослых можно смотреть с обратной стороны экрана, и где солёное мороженое и бледные девочки-курортницы, которых можно легко усадить на багажник велосипеда «…и мчать куда угодно: хоть на море, хоть на лиманы, а хоть и в рай

А еще какая обалденная Снежная королева вышла у Речи! С иллюстрациями Тамары Юфы! Снежная королева
А еще переиздали Вовку Веснушкина! Вовка Веснушкин в Стране Заводных Человечков

И обязательно загляните ВОТ В ЭТОТ СПИСОК КНИГ. Там столько чудесного! :)

  • Рисунок обложка книги русские народные сказки
  • Рисунок няня читает сказку
  • Рисунок нянины сказки пушкина
  • Рисунок на тему сказки золушка
  • Рисунок на тему сказка у лукоморья дуб зеленый