Умусликэн
Порекомендовать к прочтению:
Поставить книжку к себе на полку
Страницы: 1 2
В самом центре Средней земли, называемой эвенками Дулин Буга (Дулин Буга – Средняя земля. По древним представлениям эвенков, земля состояла из трех ярусов: Нижнего, где жила нечистая сила; Верхнего, где жили боги; Средний мир был родиной людей) жил один человек. Чтобы позвать: Мама! – не было у него матери; чтобы обратиться: Папа! – не было у него отца; чтобы сказать: Чо! – не было у него оленя. Жил он на этой средней земле – Дулин Буга – один-одинешенек, и даже слова человек никогда не слышал, не знал, что это такое. Жил он так в одиночестве много лет.
И вот однажды сел он у своего очага и задумался: Как же это так, почему я живу один? Неужели на моей прекрасной земле, называемой Дулин Буга, нет ни одного существа, подобного мне? Если бы я вышел из воды, то на моих пятках остались бы хоть капельки ее, если бы я упал с неба – то на моей макушке остались бы хоть капельки тумана, если бы я из-под земли вышел – то прилипли бы песчинки к моим бокам! Нет, я хочу найти людей, подобных мне!
Сказав так, пошёл он искать людей. Быстро бежал по родной Дулин Буга, преодолевая огромные расстояния, перепрыгивая большие и маленькие реки, взбираясь на высокие хребты. Увидев перед собой огромную гору, задумался: как же ее преодолеть? Вдруг он услышал сверху какие-то звуки – это было чье-то пение, но наш герой впервые слышал человеческую речь и никак не мог понять, что это. Вдруг из-за девяти туч он увидел птицу, она кружила в воздухе и пела, пела человеческим голосом. Хотя Умусликэн никогда не слышал человеческой речи и сам не разговаривал (как же он мог разговаривать один!), но он понимал птицу. Кружась, птица села на высокое дерево и запела:
– Дакен, дакен, дакен!
Глянул Умусликэн на нее – а перед ним на дереве сидит красивая девушка, волосы у нее так длинны, что свешиваются до самой земли. Девушка опустилась на землю и сказала:
– Одинокий богатырь Умусликэн, лети за мной. Наверное, тебе хочется узнать, кто были твои родители. Лети за мной, лети за мной!
Проговорив, она взмыла в воздух, вновь обратившись птицей, и бросила ему два крыла.
Схватил Умусликэн в каждую руку по крылу и полетел за птицей. Улетая от него все дальше и дальше, птица пропела: Это я погубила твоих родителей и твой народ!
Услышав это, Умусликэн стрелой полетел вслед за птицей, поднялся вначале на высоту за семь туч, но, видя, как быстро коварная птица удаляется от него, он поднялся на высоту девяти туч и стал преследовать ее, стараясь не упустить из виду.
Сколько они летели, он не знал, так как узнавал лето по дождю, зиму по снегу, осень по опавшей листве, весну по талому снегу.
Вдруг вдали наш богатырь увидел огромное море, не было ему ни конца, ни края, впадали в него девяносто девять больших рек, семьдесят семь маленьких рек и восемьдесят восемь озер, сливаясь вместе, пополняли это море своими водами. А летел наш Умусликэн без отдыха уже три года, за это время он совсем из сил выбился. Опустился он на берег этого огромного моря отдохнуть. Сидя на берегу, он думал, как ему перелететь его. Вдруг, подняв голову вверх, услышал чье-то пение. Эта была белка. Она запела:
– Куми-кумикэкэн, кумикэкэн! Слушай меня внимательно, богатырь Умусликэн, мои слова своим сердцем пойми, глубоко в свою душу введи, в свои уши вложи! Я, твоя сестра, хочу помочь тебе. Много-много лет назад злой авахи (авахи (эвенк.) – чудовище) напал на наш народ, истребил его, погубил наших родителей, увел меня в плен. Только одного мальчика успели спрятать в лесу – это был ты. Вот почему ты рос один, не слыша человеческого слова, не видя материнской ласки, не ведая отцовской заботы. Но оказывается, ты не умер, ты жив, теперь ты должен отомстить за нас. Тебе придется сразиться с сильным противником, та птица, что завела тебя в эти земли, и есть тот враг – авахи. Он специально летал на нашу землю – Дулин Буга – узнать, остался ли там кто в живых, он нарочно завлек тебя сюда, чтоб погубить последнего человека на нашей земле. Я вижу, ты вырос сильным богатырем и не побоишься сразиться с ним, но один ты его не одолеешь. Я помогу тебе. А теперь ты лети за это море, там увидишь огромный город, где и живет твой враг.
Сказав так, белка исчезла. Наш богатырь взмыл вверх и полетел по направлению девяти ветров, восьмидесяти восьми течений маленьких рек и девяноста девяти течений больших рек, прямо туда, – где была земля его врага.
Долго он летел, узнавая лето по граду, зиму по снегу, осень по замерзшим рекам, весну по талому снегу, и, наконец, услышал вдали шум. Никогда не слышал наш богатырь такого шума, никогда не слышал такого тяжелого стона. Сердце его от нетерпения сразиться с врагом затрепетало, прихлынула буйная кровь, кончики пальцев отяжелели от напряжения и ненависти. Огромный город был перед ним, и горела в нем только половина огней. Слышался плач сотен людей, стоны тысячи людей и громкие крики свирепых чудовищ авахи. Каких только чудовищ там не было: с двумя головами, и с семью головами, и с девятью головами. Если было чудовище с семью головами, то из каждой головы вырывалось свирепое рычание; если было чудовище с девятью головами – то каждая из девяти голов изрыгала огонь. И как только вдохнет в себя чудовище воздух, так каждая его пасть заглатывает по целому человеку.
Страницы: 1 2
Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку
Читайте также сказки:
Технологическая карта урока по литературе Восточной Сибири в 5 классе.
Тема: Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».
В обучении, на сегодняшний день, технологическая карта урока рассматривается как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом (отдел педагогики, излагающий общие методы обучения) контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата. В рамках недели открытых уроков по ФГОСу, мною был проведён урок по теме: Эвенкийская народная сказка «Умусликэн».
Технологическая карта урока
Подготовила |
Марчук О. В. |
Предмет |
ЛВС |
Класс |
5 класс |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Тема |
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». |
Цель |
Знакомство с народом ВС – Эвенки. Ознакомить учащихся с народным творчеством эвенков на основе сказки «Умусликэн»; создать условия для развития эмоционального восприятия произведения; образного мышления, творческого воображения, устной речи. |
УУД |
Личностные УУД: сознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Формирование положительного отношения к учёбе; способность к взаимооценке и самооценке; умение работать индивидуально и коллективно. Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Познавательные УУД: работать с информационными текстами … Коммуникативные УУД: работать в группе … |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся + УУД |
Этап №1 Организационный |
Приветствует учащихся (обращает внимание на морозное утро за окном, которое не должно повлиять на их хорошее настроение и тёплую атмосферу на уроке). |
Личностные УУД: способность к мотивации в работе. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. |
Этап №2 Постановка учебно-практической задачи |
Слово учителя. Ребятам, как в сказке, с помощью трёх подсказок надо будет определить тему урока. |
Знакомство с поставленной учителем задачей. Личностные УУД: развитие самостоятельности и ответственности в работе. Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока. |
Этап №3 Реализация проблемной ситуации |
1) Презентация + видео (материал о жизни эвенкийского народа). 2) Автор произведения (беседа о наличии автора к произведению). 3) Отрывок из сказки (чтение отрывка из сказки «Умусликэн» с муз. сопровождением). Направляет и координирует учеников |
Познавательные УУД: восприятие нового материала с выбором нужной информации. Класс внимательно слушает все подсказки учителя, догадавшиеся фиксируют в свою рабочую таблицу. |
Этап №4 Обсуждение проблемной ситуации |
Учитель спрашивает о теме урока Анализирует работу учащихся, обсуждают совместно недочёты |
Личностные УУД: осознание полноты или неполноты знаний по проблемной ситуации. Регулятивные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Ученики формулируют ответ. Высказывают свое мнение по сформулированной ими теме урока (осознание собственной степени подготовленности к выполнению работы). Фиксируют все данные в рабочую таблицу. |
Этап №5 Постановка и реализация частных задач |
Слово учителя (объяснение) Учащимся предстоит устная работа с текстом сказки «Умусликэн», которую они читали дома. Анализ эвенкийской народной сказки «Умусликэн»: Вопросы: 1 задача: Доказать, что данное произведение сказка… 2 задача: К какому виду относится данная сказка… 3 задача: Комментарий к заглавию сказки + характеристика главного героя. |
Учащиеся слушают практическую задачу. Совместная работа с учителем (осознание собственной степени подготовленности к выполнению работы). Работа с текстом сказки (примеры). Личностные УУД: проявление интереса к новому материалу, умение работать индивидуально и коллективно (выслушивать устные ответы). Познавательные УУД: работать с текстом сказки «Умусликэн», осуществление анализа, умение осуществлять поиск нужной информации; Коммуникативные УУД: работать индивидуально и коллективно, отвечая устно и выслушивая других учеников. |
Этап №6 Физминутка = Проверка Д/З |
Объяснение: Запись пожелания эвенкийскому народу на рисунках (Д/З) + запечатать в конверт. Конверт подписать (связь с повседневной жизнью) |
Оформление рисунков (пожелание). Каждый, выполнивший домашнее задание, кладёт свой рисунок в конверт. Желающий подписывает большой конверт, класс помогает. Личностные УУД: умение работать индивидуально и коллективно. |
Этап №7 Итог + Рефлексия |
Вопросы учителя по уроку |
Делают выводы, что нового они узнали о бактериях. Заполняют таблицу. Осуществляют взаимооценивание и самооценивание деятельности. Заполняют рабочую таблицу (оценка) Личностные УУД: формирование положительного отношения к учёбе; способность к взаимооценке и самооценке. Регулятивные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Этап №8 Инструктаж домашнего задания |
Объяснение: По сложности (по выбору учащихся) 1. Прочитать эвенкийскую сказку «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (стр. 32 – 39) и сделать письменно анализ (материал сегодняшнего урока) 2. Письменная характеристика главного героя сказки «Умусликэн». 3. Отчитать любой эпизод сказки «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» (стр. 32 – 39) , письменно прокомментировать свой выбор. |
Учащиеся изучают домашнее задание. Сами оценивают свои возможности – выбирают. Личностные УУД: формирование способности к адекватному оцениванию своих знаний и способностей. |
Как видим, технологическая карта отражает деятельность учителя, деятельность учеников . Сама структура карты нацеливает учителя на осознанный подход к планированию процесса формирования образовательных результатов. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников в последовательности от цели к результату.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 подсказка
Современная притча:
Крупный промышленник, который занимался производством обуви, решил расширить рынок сбыта своей продукции. Для этого он послал в африканские страны двух экспертов, чтобы те изучили рынок и сделали необходимые выводы.
Через некоторое время приходит факс от первого эксперта: «Спешу сообщить, что рынок безнадёжен! Здесь все ходят босые!»
Вслед за этим приходит факс от второго эксперта: «Спешу сообщить, что рынок просто великолепен! Здесь все ходят босые!»
Царевна лягушка сериал
Лягушка из сказки Царевна лягушка
Рисунок на тему сказка
Колобок рисунок
Рисунок сказки
Лягушка путешественница рисунок
Иллюстрация к сказке Царевна лягушка
Раскраска к сказке Царевна лягушка
Иллюстрация к сказке Царевна лягушка карандашом
Лягушка из сказки Царевна лягушка
Царевна из сказки Царевна лягушка рисунок карандашом на
Золотая рыбка раскраска
Иллюстрирование сказки Царевна лягушка
Царевна лягушка
Рисунок к мультику Чиполлино
Лягушка рисунок раскраска
Рисунок к сказке Пушкина Золотая рыбка
Сказка о царе Салтане белка
Эпизод сказки Царевна лягушка
Царевна лягушка раскраска для детей
Рисунок к сказке Пушкина сказка о рыбаке и рыбке
Рисунки детей к сказке о рыбаке и рыбке Пушкина
Иллюстрация к сказке Царевна лягушка
Рисование герои сказок
Сказочные рисунки карандашом
Раскраски к сказкам для детей русские народные
Иллюстрации к сказкам
Произведения Пушкина Золотая рыбка
Сказки. Раскраски
Простые иллюстрации к сказкам
Черно-белая иллюстрация к сказке гуси лебеди
Золотая рыбка раскраска
Раскраски к сказке Пушкина о рыбаке и рыбке
Раскраски к сказке Пушкина о рыбаке и рыбке
Иллюстрирование сказки а.с.Пушкина «Золотая рыбка»
Золотая рыбка сказка Пушкина
О царе Салтане лебедь
Рисунок к сказке 1 класс
Раскраски из сказки о рыбаке и рыбке Пушкина
Рисунок сказки
Рисунок к сказке Репка детский
Иван дурак из сказки конек горбунок
Рисунок к сказке Колобок
Рисунок к сказке Царевна лягушка
Детские рисунки к сказке о царе Салтане
Народная сказка лиса и журавль
Рисунок к сказке Царевна лягушка
Сказка Сивка-бурка
Лиса и журавль
Сказка о рыбаке и рыбке раска
Иван Царевич рисунок
Колобок рисунок карандашом
Иллюстрация к сказке Царевна лягушка
Царевна лягушка рисовать
Рисунок к сказке Колобок
Сказки-раскраски. Колобок
Пушкин сказка о царе Салтане белка
Рисование: «сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Рисунок Иван Царевич и Царевна лягушка
Сивка-бурка. Раскраски
Лисичка сестричка и серый волк раскраска
Иллюстрация к царевне лягушке раскраска
Сказка о царе Салтане иллюстрации рисунки
Раскраски к сказке Пушкина о рыбаке и рыбке
Иллюстрирование русской народной сказки Царевна лягушка