Рисунок поясняющий рассказ или описание

Иллюстрация

        (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства — изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). Развитие искусства иллюстрации в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами иллюстрации как таковой остаются изобразительные интерпретации текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, иллюстрации С. Боттичелли к «Божественной комедии» Данте, О Домье к «Дон-Кихоту» М. Сервантеса, В. А. Серова к басням И. А. Крылова). Иллюстрация, входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.
        

Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии иллюстрация становится главным образом составной частью графики. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появляются в Китае в VI-VII вв., получая особое распространение с XII в. В конце XVI в. в Китае возникает цветная гравюра на дереве. В Японии книжная графика появляется в начале XVII в., а её расцвет приходится на XVIII — начало XIX вв.: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрациях всё бесконечное многообразие живого мира. Европейская ксилографическая иллюстрация, зародившаяся в XV в. и первоначально тесно связанная с миниатюрой, становится важным средством распространения религиозно- дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей. Ранние иллюстрации вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV — начала XVI вв.). В XVI в. в искусстве иллюстрации растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов. Крупнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, Г. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В XVI-XVII вв. возникают первые русские, украинские и белорусские ксилографические иллюстрации. С конца XVI в. в иллюстрациях преобладает техника гравирования на меди; иллюстрация превращается в самостоятельную композицию, которую исполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. XVII в.- период бурного расцвета научной иллюстрации. Среди мастеров иллюстрации XVII в. — А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоте в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В XVIII в. связь иллюстрации с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Великобритании, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечательные образцы естественнонаучной иллюстрации создают в начале XIX в. Т. Бьюик в Великобритании и Дж. Одюбон в США. На рубеже XVIII-XIX вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства — торцовая гравюра на дереве («политипаж») и литография; для XIX в. характерны как законченная иллюстрация — композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Остросатирической злободневностью отмечены иллюстрации мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиль во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Великобритании, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) иллюстрации проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведений, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистической экзальтации до добродушного, фольклорного юмора. Выдающимися иллюстраторами произведений литературы были Г. Доре (Франция), А. фон Менцель (Германия), X. К. Браун (псевдоним Физ) и Дж. Крукшанк (Великобритания), Ф. П. Толстой, Г. Г. Гагарин и А. А. Агин (Россия). В конце XIX в. неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханическая репродукция) резко увеличила возможности иллюстрации, породив многообразие её техник, но в то же время станковый характер многих иллюстраций приводил к частой утрате единства иллюстрации и книги в целом. К достижению синтетического единства иллюстрации с шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совместно с У. Крейном). Изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе «модерна» и национально-романтических течений: О. Бёрдсли (Великобритания), Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину (Россия). Проблемы декоративной связи иллюстрации и книги, эмоциональной выразительности иллюстрации решали в России мастера «Мира искусства»: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их иллюстрации стилистически соответствуют литературному тексту, изображаемой эпохе. К значительным достижениям искусства иллюстрации конца XIX-XX вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа (Франция), М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского (Россия), П. Хогарта (Великобритания). Большое значение в XX в. имеет интерпретация художником литературного текста; иллюстрация часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (иллюстрации М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, Х. Эрни а Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии, Р. Кента в США).
        

Советская книжная иллюстрация играет важную роль как одно из средств идейного и эстетического воспитания. 20-е гг. для советской иллюстрации — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в иллюстрации (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства иллюстрации и книги (Л. М. Лисицкий). С 20-х гг. развивается и многокрасочная иллюстрация детской книги. Для иллюстрации 30-х — начала 50-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистных серий (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна советская иллюстрация второй половины 50-х — начала 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисленные иллюстрации к произведениям русской, советской, иностранной, а также детской литературы создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР), В. И. Касиян. Г. Г. Пустовойт, Г. В. Якутович (Украина), С. С. Кобуладзе (Грузия), Е. М. Сидоркин (Казахстан), Г. С. Ханджян (Армения), А. А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г. Г. Поплавский (Белоруссия), Л. А. Ильина (Киргизия) и др.
        

Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).

Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному

Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному «Апостолу». Гравюра на дереве. Москва. 1564.

Титульный лист

Титульный лист «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рисунку Х. Хольбейна Младшего. 1528 — 1532.

А. А. Агин.

А. А. Агин. «Возвращение от прокурора». Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1846 — 1847. Ксилография Е. Е. Бернадского.

А. Матисс. Иллюстрация к

А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам» С. Малларме. Офорт. 1932.

В. А. Фаворский. Иллюстрация к драме А. Глобы

В. А. Фаворский. Иллюстрация к драме А. Глобы «Фамарь». Ксилография. 1924.

Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского

Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уголь, черная акварель. 1935 — 1936.

Литература: Ю. Н. Тынянов, Иллюстрации, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929; К. С. Кузьминский, Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв., М., 1937; А. Д. Чегодаев, Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Н. А. Дмитриева, Изображение и слово, (М., 1962); А. А. Сидоров, История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; А. Д. Гончаров, Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1-9, М., 1960-79; В. В. Пахомов, Книжное искусство, кн. 1-2, М., 1961-62; О. И. Подобедова, О природе книжной иллюстрации, М., 1973; В. Н. Ляхов, Искусство книги: иллюстрация, книга, графика, М., 1978; Первая всесоюзная выставка книжной иллюстрации. Каталог, М., 1980; Bland D., A history of book Illustration, Cleveland-N. Y., 1958; Lewis J. N. C., The twentieth century book, L, 1967; Brenni V. J., Book illustration and decoration: a guide to research, L., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

иллюстра́ция

(от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунок, фотография, репродукция, карта, схема и т. п.). В более узком смысле – разновидность графики; искусство оформления книги. Перед художником-иллюстратором стоит задача дополнить и обогатить изобразительными средствами содержание книги, показать то, что «нельзя выразить словами», с помощью линейного ритма, экспрессии штриха, соотношения пятен цвета. Некоторые художники избирают для иллюстрирования ключевые моменты повествования, другие создают эмоциональный «аккомпанемент» книги. Иллюстраторы не стремятся передать иллюзию объёмов и глубинное пространство, а, напротив, всеми средствами подчёркивают связь графического изображения с плоскостью листа, с начертанием шрифта. Книжная иллюстрация должна быть одновременно зримым образом и орнаментальным знаком.

А. А. Агин. Иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя. Акватинта. 1846 г.

А. А. Агин. Иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя. Акватинта. 1846 г.

 
В. Челак. Иллюстрация к сказочной повести П. Трэверс «Мэри Поппинс возвращается». 2006 г.

В. Челак. Иллюстрация к сказочной повести П. Трэверс «Мэри Поппинс возвращается». 2006 г.

 
Л. Короев, Е. Лопатина. Иллюстрация к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева». 1990-е гг.

Л. Короев, Е. Лопатина. Иллюстрация к сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева». 1990-е гг.

 
Самые ранние из дошедших до нас иллюстраций были в папирусах Древнего Египта («Книга мёртвых», ок. 1400 г. до н. э.). Миниатюрами украшали позднеантичные и средневековые манускрипты. Иллюстрации в рукописных книгах первоначально представляли собой лишь орнаменты, обрамляющие текст. Затем появились инициалы – богато украшенные заглавные буквы и миниатюры с изображением Христа, Богоматери, святых («Остромирово Евангелие», 1056–1057 г.). В 15 в. в Западной Европе иллюстрации выполнялись в технике гравюры на дереве (ксилографии), они вырезались на одной доске с текстом и печатались вместе с ним; после изобретения книгопечатания (1450) вырезались отдельно и помещались вместе с наборным шрифтом. Их отличает простота и обобщённость контуров, ритмически перекликающихся с рисунком шрифта (А. Дюрер, X. Хольбейн Младший в Германии, Лука Лейденский в Нидерландах, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии и др.). Со второй пол. 16 в., когда появилась гравюра на металле, книжная иллюстрация стремилась к передаче пластического объёма фигур и предметов. В 17 в. графические работы выполняли на отдельном листе и вклеивали в текст. Особую популярность искусство иллюстрации приобрело в 18 в., когда распространилась резцовая гравюра на металле. Под стиль иллюстраций подбирался шрифт, эффектные декоративные виньетки и концовки (Ю. Гравло, Ш. Эйзен, Ж. М. Моро Младший и др.). Особой цельностью отличались издания, где автор был одновременно и иллюстратором (английский поэт и художник У. Блейк). В нач. 19 в. иллюстрация переживает новый подъём в связи с изобретением торцовой гравюры (Г. Доре). Для графических работ английских мастеров рубежа 19–20 вв. У. Морриса и О. Бёрдсли характерны утончённые приёмы стилизации, умение передать «дух» книги. Замечательными мастерами оформления книги были русские художники из объединения «Мир искусства», которые считали своей задачей не иллюстрировать текст, а создать «единый книжный организм» (иллюстрации А. Н. Бенуа к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, М. В. Добужинского к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, И. Я. Билибина к русским народным сказкам и др.), а также В. А. Фаворский (иллюстрации к «Слову о полку Игореве» и др.).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 27

иллюстрация

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

ж.

1. процесс действия по несов. гл. иллюстрировать

2. Результат такого действия.

отт. Рисунок, изображение, поясняющие или дополняющие текст и помещенные в том же издании.

отт. Пример, поясняющий что-либо.

отт. Музыкальное выражение темы, идеи драматического, поэтического и т.п. произведения.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio — освещение) (книжн.).

1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику.

2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга с иллюстрациями.

3. Пример, поясняющий что-нибудь наглядным образом. Приведу несколько иллюстраций в подтверждение своей мысли.

|| перен. Лицо или предмет, являющийся ярким выражением, показательным примером чего-нибудь. Протекающая крыша — иллюстрация халатности домоуправления. Вот вам живая иллюстрация к вашей теме.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ, -и, жен.

1. см. иллюстрировать.

2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями.

3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора.

| прил. иллюстрационный, -ая, -ое и иллюстративный, -ая, -ое.

ПОПУЛЯРНЫЙ СЛОВАРЬ

Иллюстрация

-и, ж.

1) Изображение, сопровождающее и поясняющее текст (рисунок, фотоснимок, репродукция, карта и т. п.).

Среди старых изданий «Братьев Карамазовых» я нашел… затрепанный томик с иллюстрациями. Последняя картинка изображала Алешу Карамазова, окруженного мальчиками (Гранин).

Синонимы:

рису́нок, карти́нка (разг.)

2) перен. Пример, наглядно поясняющий что-л.

Иллюстрация значения слова.

Завод со своими пятью доменными печами… представлял яркую иллюстрацию развития техники производства чугуна на антраците в течение 50 лет (М. Павлов).

Синонимы:

образе́ц, приме́р

Родственные слова:

иллюстрацио́нный (иллюстрационный материал), иллюстрати́вный (иллюстративный материал)

Этимология:

От французского illustration (← лат. illustratio ‘наглядное изображение’). В русском языке — с первой половины XIX в.

Культура речи:

Иллюстрация со словом иллюстри́рование совпадает в значении действия. Иллюстрацию (иллюстрирование) книги доверили молодому художнику.

СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ, -и, ж

Произведение изобразительного искусства, представляющее собой небольшую картину, помещаемую рядом с текстом, предназначенную для его пояснения или для художественного оформления.

Вам, наверно, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к сказке о царе Салтане (В. Сол.).

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ -и; ж. [лат. illustratio — наглядное изображение, живое описание]

1. = Иллюстри́рование. Заниматься иллюстрацией книг.

2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание. Книга с иллюстрациями. Иллюстрации известного графика.

3. Пример, наглядно поясняющий что-л. Убедительные иллюстрации лектора.

Иллюстрати́вный (см.). Иллюстрацио́нный, -ая, -ое.

* * *

иллюстра́ция (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики.

* * *

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (от лат. illustratio — освещение), пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства, составная часть искусства книги.

В средневековых рукописных книгах иллюстрации выполнялись в технике миниатюрной живописи пером, красками, золотом. В процессе развития рукописной книги книжная миниатюра стала изысканным по технике самостоятельным видом искусства, оказавшим значительное влияние на становление ранних форм станковой живописи. Позднее в западноевропейской рукописной книге вводятся миниатюры портретного, жанрового характера, иногда не связанные непосредственно с текстом книги (например, сцены поднесения книги заказчику, сцены времен года).

С изобретением книгопечатания иллюстрация входит в новый этап своего развития. В 15 веке в Германии появляются блочные книги, в которых текст и иллюстрации вырезаются на одной доске, иногда текст к такой книге вписывается от руки. В 1460-е годы гравированные на дереве иллюстрации стали включаться в печатную наборную книгу, при этом иллюстрации часто раскрашиваются от руки.

В эпоху Возрождения иллюстрация часто занимает равнозначное значение с текстом: страница гравюры нередко чередуется со страницей набора. Так был издан «Апокалипсис» с гравюрами на дереве А. Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт) в 1498. В некоторых изданиях конца 15 века используются условные иллюстрации, когда изображения абстрактного города или человека выдаются за конкретные городские виды или портреты. В целом для иллюстраций эпохи Возрождения характерны четкость композиций, простота и условность образных решений, использование аллегорий и эмблематики.

В 17 веке использование усложненной техники гравюры на меди, применение крупных форматов обусловили отрыв иллюстраций от текста, в ряде случаев иллюстрации публиковались без текста (иллюстрации к Библии голландского издателя Пискатора (см. ПИСКАТОР Николас Иоаннис)).

В 18 веке интенсивно используется иллюстрация, гравированная на меди, обычно небольшого формата (Ш. Эйзен во Франции, Д. Н. Ходовецкий (см. ХОДОВЕЦКИЙ Даниель Николаус) в Германии). В научных и учебно-популярных изданиях развивается специфический вид научной иллюстрации, блестящие образцы которой создал Т. Бьюик — изобретатель и выдающийся мастер торцовой гравюры на дереве.

В 19 веке искусство иллюстрации пережило свой расцвет. Иллюстрации к произведениям наиболее популярных авторов издавались отдельно, в виде тетрадей или альбомов. К концу 19 века почти все техники репродуцирования иллюстраций оказались вытесненными различными видами фотомеханической печати (цинкографией (см. ЦИНКОГРАФИЯ), автотипией (см. АВТОТИПИЯ)).

В первые десятилетия 20 века в противовес стилю модерн (см. МОДЕРН) (виднейшими мастерами которого были О. Бердсли (см. БЕРДСЛИ Обри), И. Я. Билибин (см. БИЛИБИН Иван Яковлевич)) выдвигается движение «новая типография», вообще отрицавшее целесообразность иллюстрации и ставившее задачу создания визуальной системы книги чисто типографскими приемами. Однако в современном искусстве книги иллюстрация продолжает занимать видное место. Иллюстративные работы Р. Дюфи (см. ДЮФИ Рауль), А. Матисса (см. МАТИСС Анри), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Ф. Мазереля (см. МАЗЕРЕЛЬ Франс), Х. Эрни (см. ЭРНИ Ханс), Р. Гуттузо (см. ГУТТУЗО Ренато), В. А Фаворского (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич), Д. Бисти (см. БИСТИ Дмитрий Спиридонович) стали выдающимся достижением культуры 20 века.

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio — освещение — наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров

2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст

3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений. Первоначальные рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

-и, ж.

1. То же, что иллюстрирование.

Иллюстрация книги.

2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание.

Книга с иллюстрациями.

— Видели вы, например, его [Доре] иллюстрации к поэме Данте «Ад»? Репин, Далекое близкое.

3. перен.

Пример, наглядно поясняющий что-л.

На деле организация наших кустарных «народных» промыслов дает превосходную иллюстрацию к общей истории развития капитализма. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?

[От лат. illustratio — наглядное изображение, живое описание]

ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — рисунок или любое изображение, помещ. в книге в целях пояснения или дополнения текста; область иск-ва, создающая И. Истинная И. предназначена для одновременного восприятия ее с вербальным текстом, и иск-во И., таким образом, неразрывно связано с иск-вом книги. И., вносимая в текст книги, изображает мир на плоскости листа и является отраслью графики (книжная графика), реже живописи, в новое время также фотографии. В более широком плане к И. относят живописные и графич. работы, к-рые не предназначены для оформления книг, если они интерпретируют лит. текст. В таком широком понимании И. теоретически она может быть и в др. техниках и мат-лах, вплоть до скульптуры.

И. получила широкое распространение уже в Др. Китае и Египте, а также в Европе в позднеантич. и раннехрист. рукописной книге — в виде миниатюр, заставок и др. элементов декор. оформления. В России И.-миниатюра известна со времени появления письменности и первых книг, развивалась параллельно иконописи и пользовалась в значит. степени ее худож. языком. Живописная миниатюра с появлением книгопечатания сменилась гравюрой (на дереве и меди) — в Китае ксилография возникла еще в 6-7 вв., в Европе — в 15-16 вв., в России — с 16 в. С этого времени история И. и история гравюры теснейшим образом переплетаются между собою. В книге эпохи барокко особое значение приобрели гравированные фронтисписы, представлявшие собою сложные аллегорич. композиции, содержательно соотнесенные как с текстом всей книги, так и с ситуацией ее написания и издания. Расцвета в 17 в. достигла И. в научно-техн. литре: карты, схемы, «анатомии», изображения растений, животных. В эпоху рококо получает развитие И. к худож. текстам — сцены, иллюстрирующие описываемые ситуации, и аллегорич. виньетки; среди мастеров И. этого времени в Зап. Европе — Ф. Буше, О. Фрагонар, Д. Ходовецкий. И. легко переходят культурные границы, воспроизводятся при изданиях переводов, став интернациональным культурным достоянием и способствуя единству европ. культуры. Научная И., выполняемая художником, сохраняет свое значение и в 19 в., оттесненная на второй план только с распространением фотомеханич. воспроизв. оригинала И. Иллюстрация худож. текстов получает особое распространение с кон. 18 в.; с этого времени И. в худож. лит-ре могут иметь самостоят. ценность и быть в той или иной мере независимы от текста. В России в обл. книжной И. особенно значительны работы Н. А. Львова, И. А. Иванова, гр. Ф. П. Толстого, кн. Г. Г. Гагарина, А. А. Агина. Сер. 19 в. была временем относительного упадка И., превратившейся по существу в отрасль станковой графики и потерявшей органическую связь с книгой; возрождение иск-ва И. связано с протомодерном и модерном (И. Я. Билибин, В. М. Васнецов, Е. Д. Поленова). Созданная на грани 19-20 вв. «Царская охота» ген. Н. И. Кутепова, оформленная рисунками всех крупнейших художников России, осталась одной из лучших книг в истории рус. И. Эпоха модерна стала временем расцвета рус. И., особенно в связи с деят-ностью «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих и мн. др.); продолжением этого активного периода в истории рус. И. были 1920-е гг., связанные с деят-ностью В. А. Фаворского, В. М. Конашевича и мн. др. мастеров графики. С 1920-х гг. получает все большее развитие многокрасочная И. в детской книге. Затем, до сер. 1950-х гг., рус. И. сближается со станковой графикой; с кон. 1950-х гг. вновь возрождается как специфич. иск-во, являя исключит. разнообразие как техник и стилей, так и взаимоотношений с лит. текстом.

Лит.: Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929; Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII-XIX вв. М., 1937; Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962; Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., 1964.

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок.

Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio — освещение, наглядное изображение),

1) объяснение с помощью наглядных примеров.

2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст.

3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами; после изобретения книгопечатания иллюстрации стали областью печатной книжной графики.

СБОРНИК СЛОВ И ИНОСКАЗАНИЙ

иллюстрация (иноск.) — картинное пояснение (намек на иллюстрации — рисунки, служащие к объяснению текста)

Ср. Цепями с модой скованный,

Изменчив человек —

Настал иллюстрированный

В литературе век.

Некрасов. Говорун. 7.

Ср. Дядя показал мне на них рукою и говорит: «Вот это иллюстрация ко вчерашнему сюжету…»

Лесков. Несмертельный Голован. 11.

Ср. Вам не буду приводить всех толстовских рацей о прислуге, а прямо дам вам готовую иллюстрацию, как это отражается.

Лесков. Зимний день. 2.

Ср. Illustration (illustrare, делать светлым, освещать — lustrum — lux, свет) — пояснение, освещение.

См. радею прочитать.

См. толстовщина.

См. люстр.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ФОРМЫ СЛОВ

иллюстра́ция, иллюстра́ции, иллюстра́ций, иллюстра́циям, иллюстра́цию, иллюстра́цией, иллюстра́циею, иллюстра́циями, иллюстра́циях

СИНОНИМЫ

сущ., кол-во синонимов: 17

1. рисунок; картинка (разг.)

2. см. пример

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка

ТЕЗАУРУС РУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ЛЕКСИКИ

1.

Syn: рисунок

2.

Syn: показ, наглядный показ

СИНОНИМЫ

ИДИОМАТИКА

МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение).

Область книжной графики и визуальное средство обучения; компонент содержания учебника или урока, средство наглядности (рисунок, фотография, таблица, схема и т. п.), поясняющее и дополняющее какой-л. текст или используемое для презентации или семантизации языкового материала. И. широко применяется в учебной литературе для изучающих языки в качестве средства семантизации материала, его закрепления, формирования речевых умений, воссоздания ситуации общения с опорой на зрительный образ. Для семантизации и закрепления лексических единиц при этом широко используются картинные словари.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Немецкое — illustrieren.

Латинское — illustrare (украшать, придавать блеск).

Иллюстрация — картинка, изображение в книге. Момент возникновения слова в русском языке датируется серединой XIX в. Существительное попало в русский язык из немецкого, который заимствовал его из французского языка.

Родственным являются:

Польское — ilustracja.

Производные: иллюстрированный, иллюстрировать, иллюстративный, иллюстратор.

иллюстра́ция

через польск. ilustracja или нем. Illustration из лат. illūstrātiō.

СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИЛЛЮСТРАЦИЯ и, ж. illustration f. <лат. illustratio < illustrare прояснять.

1. Снабжение текста рисунками. Разговор зашел .. о новой иллюстрации библии французским художником. Толст. А. Каренина. || устар.? С картинками, скабрезный. Любил разговаривать о тех временах, когда был актером и певал в кафешантанах под аккомпанемент оркестра куплеты с иллюстрациями. Сургучев 103.

2. Изображение, поясняющее текст; рисунок. БАС-1. На стенах и на стульях висели и лежали листы из альбома иллюстраций Ге к небольшим рассказам Толстого. Короленко Великий пилигрим. || устар. Альбом, журнал с большим количеством изображений (рисунков, набросков, фотографий). Она потянула со стола какую-то иллюстрацию, но архитектура залы заседаний Берлинского конгресса и изображение торжественной встречи лорда Беконсфильда мало интересовали ее. Рука машинально перебирала листки, а голова думала о другом .. Рука ея нетерпеливым движением отбросила рассыпавшиеся листки иллюстрации. В. Авсеенко Злой дух. // РВ 1881 11 155. Издали иной не морской человек примет его <пароход>, пожалуй, за какой-нибудь грозный монитор, как их обыкновенно рисуют в разных «иллюстрациях». В. Крест. Посьет. // РВ 1882 2 775. || Пример, поясняющий что-л. БАС-1. У каждого из нас при этих словах <пресса> живо воскресают яркие и довольно меланхолические иллюстрации. Южин 153. || Музыкальное изображение какой-л. темы, идеи и т.п. БАС-1. «Руслан» — ряд прелестных иллюстраций к фантастическим сценам наивной поэмы Пушкина. Чайк. Возобновление «Руслана и Людмилы». — Лекс. Даль-1: иллюстра/ция; Толль 1864: иллюстрация; Уш. 1934: иллюстра/ция.

СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое-либо положение; 2) рисунок в тексте к.-н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти рисунки и не имеет важного значения.

СКАНВОРДЫ

— Изображение, рисунок.

— Картинка в книге.

— Рисунок к литературным произведениям.

— Изображение, поясняющее или дополняющее текст.

— Изображение в книге в виде рисунка, фотографии и т.д.

— Латинское «изображение».

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Содержание

  1. Значение слова «иллюстрация»
  2. иллюстра́ция
  3. Делаем Карту слов лучше вместе
  4. Значение слова иллюстрация
  5. Словарь Ушакова
  6. Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  7. Этимологический Словарь Русского Языка
  8. Педагогический терминологический словарь
  9. 3. Иллюстрация. Виды. Техники.
  10. Иллюстрация
  11. ИЛЛЮСТРАЦИЯ
  12. Смотреть что такое «ИЛЛЮСТРАЦИЯ» в других словарях:
  13. иллюстрация
  14. Полезное
  15. Смотреть что такое «иллюстрация» в других словарях:

Значение слова «иллюстрация»

2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание. Книга с иллюстрациями. □ — Видели вы, например, его [Доре] иллюстрации к поэме Данте «Ад»? Репин, Далекое близкое.

3. перен. Пример, наглядно поясняющий что-л. На деле организация наших кустарных «народных» промыслов дает превосходную иллюстрацию к общей истории развития капитализма. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?

[От лат. illustratio — наглядное изображение, живое описание]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

ИЛЛЮСТРА’ЦИЯ [илю], и, ж. [латин. illustratio — освещение] (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. И. книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга с иллюстрациями. 3. Пример, поясняющий что-н. наглядным образом. Приведу несколько иллюстраций в подтверждение своей мысли. || перен. Лицо или предмет, являющийся ярким выражением, показательным примером чего-н. Протекающая крыша — и. халатности домоуправления. Вот вам живая и. к вашей теме.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

иллюстра́ция

1. действие по значению гл. иллюстрировать

2. результат такого действия, рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

3. пример, наглядно поясняющий что-либо

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: монопольный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова иллюстрация

Словарь Ушакова

1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику.

2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга с иллюстрациями.

3. Пример, поясняющий что-нибудь наглядным образом. Приведу несколько иллюстраций в подтверждение своей мысли.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) — худож. произведение небольшого размера в средневековых рукописных книгах, выполненное и раскрашенное от руки. У каждого мастера были свои секреты изготовления краски и клея, заимствованные из рецептов визант. и вост. мастеров. Прежде чем накладывать краски на пергамент, их смешивали с яичным белком. Синюю получали из индиго, из цветков василька, а также из минерала лазурита; красную — из плюща, но особенно ценили киноварь и сурик, который получали при нагревании свинцовых белил; зеленую — из малахитовой зелени, желтую — из отвара корней и стеблей шафрана, коричневую — из отвара ольхи, луковичной шелухи. Получали и искусственные краски: «золотую» — из порошка меди и цинка, «серебряную» — из смеси олова и цинка. «Золотые» участки миниатюр полировали до блеска зубом кабана.

Этимологический Словарь Русского Языка

Латинское – illustrare (украшать, придавать блеск).

Иллюстрация – картинка, изображение в книге. Момент возникновения слова в русском языке датируется серединой XIX в. Существительное попало в русский язык из немецкого, который заимствовал его из французского языка.

Производные: иллюстрированный, иллюстрировать, иллюстративный, иллюстратор.

Педагогический терминологический словарь

специфическая область книжной графики. С момента возникновения (середина 17 в.) И. отражает исторически сложившиеся черты художественного творчества, несёт в себе характерное для различных эпох и стран содержательное начало, обусловленное устоявшимися принципами формирования личности и эстетического воспитания. Этим определяются роль И. в развитии ребёнка, возможности её использования в общении с детьми. Неправомерен взгляд на И. (особенно в книге для ранних возрастов) как на явление вторичное по отношению к литературе или только как на наглядное пособие. И. в учебной и детской литературе наряду с наглядностью обладает ярко выраженными художественными образными свойствами (буквари, детские энциклопедии, учебники).

Характер И. и её идейно-художественные особенности определяют возрастная специфика и типология детских изданий. Изобразительное начало наиболее ярко выражено в книжке-картинке (нем. Bilderbunch, англ. Picturеbook) для маленьких детей, которая формировалась как авторское произведение, в котором И. и текст выступают в особом визуально-вербальном единстве. Более сложный синтез изображения и слова возникает в книге для старшего дошкольного и младшего школьного возраста из органичного сплава литературы и изобразительного искусства, когда в И. проявляется художественно-концентрированное выражение реальной жизни или образов поэтической фантазии, т.н. волшебной сказки, театрального действа, детской игры. В изданиях для детей среднего и старшего возраста И. приближается к особенностям иллюстрированной книги для взрослых, т.е. преобладает принцип последовательного изобразительного сопровождения текста.

Историю И. в детской книге принято начинать с книги Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» (русский перевод и издание Н.И. Новикова под названием «Иоанна Амоса Комения Видимый свет. «, 1768, и «. Видимый мир», 1788). Первой иллюстрированной детской книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина (рукописный экземпляр с цветными акварельными рисунками, 1693; заказан Н.К. Нарышкиной для царевича Алексея Петровича; печатное издание, 1694 с тек- стом и рисунками, гравированными на меди Л. Буниным).

Во 2-й половине 19 в. написана и иллюстрирована Ч.Л. Доджсоном (псевдоним Льюис Кэрролл) знаменитая «Алиса под землёй» (1862, издана в Лондоне в 1865 как «Приключения Алисы в стране чудес» с классическими иллюстрациями Дж. Тенниела).

Русская И. 1850-80-х гг. для детей тесно связана с демократической литературой и реалистическим искусством (альбом В. Рыбинского «Житьё-бытьё Вани, подмосковного мужичка», 1859; «Букварь дедушки Прокофья» А. Голицинского с рисунками П.М. Шмелькова, 1862; иллюстрации М.П. Клодта к детскому сборнику стихов «Некрасов русским детям», 1881; работы В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и др.).

В Советской России И. занимались идеологи русского авангарда (Эль Лисицкий, В.Е. Татлин, П.В. Митурич), члены художественных объединений ОСТ и «Четыре искусства» (Д.П. Штеренберг, Н.А. Шифрин, Н.Н. Купреянов, В.А. Фаворский), художники т.н. производственной книги (О.К. Дейнеко и Н.С. Трошин, Г. и О. Чичаговы, Б.С. Кустодиев, М.В. Добужинский, Д.И. Митрохин, С.В. Чехонин, В.М. Конашевич). В 20-е гг. над И. работали: Н.Ф. Лапшин, Н.А. Тырга, В.М. Ермолаева, Е.В. Сафонова, А.Ф. Пахомов, А. Самохвалов, Т.В. Шишмарёва, Е.К. Эвенбах, а затем Ю.А. Васнецов, Е.И. Чарушин, В.И. Курдов, Э.А. Будогосский, В.А. Власов). В 30-е гг. в Москве детские книги иллюстрировали Д.А. Шмаринов, Б.А. Дехтерёв, М.С. Родионов, А.М. Лаптев, А.М. Каневский и др.

Между 1-й и 2-й мировыми войнами одним из лучших образцов американской книжки-картинки долго оставалась «История доктора Дулиттла» (1920) X. Лофтинга. Особое место занял У. Дисней в США, чьи книги и мультипликации (в частности, «Микки-Маус», 1931) оказали влияние на мн. иллюстраторов Европы. После 2-й мировой войны сформировалась особая отрасль детской книжной индустрии и мн. художники целиком посвятили себя искусству детской книги. Ряд блистательных книжек-картинок, а также И. к учебникам создал крупнейший мастер современной И., немецкий художник В. Клемке, выступавший как автор теоретических статей об И.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 102-103)

Источник

3. Иллюстрация. Виды. Техники.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить виды иллюстрации, основные характеристики и особенности, а также создать творческую работу на формате А4.

Иллюстрация

Иллюстрация-изображение поясняющее или дополняющее основной текст.

Виды: Художественно образные,научно познавательные,рисунок,фотография, чертеж,схема,карта,план,график.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского “illustratio” — освещение, наглядное изображение. Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным содержание любого произведения – литературного, научного, и всякого другого.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение — “осветить”, “сделать наглядным” то, о чем рассказывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными — фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т. п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Иллюстрации различают:

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

— Фронтиспис. Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом.

— Полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная (на половине страницы), разворотная (на двух страницах). Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

— Оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях — менее значимых событий.

— Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте».

— Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);

— Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);

— Коллаж (фр. collage –приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.

— Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.

«Растровое изображение — это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.

Векторная графика — это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселов (точек)».

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) — раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации,кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности.

Самый древний способ иллюстрирования – это использование печатной графики. Линогравюра, ксилография, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

У каждого инструмента есть свой звук и свое ощущение в пальцах. От выбора инструментов во многом влияет на характер изображения. Зачастую сама тематика иллюстрации выбирает технику и стиль изображения. «Стиль — это в значительной степени выбор инструмента. В хорошей типографике всегда виден след каллиграфического инструмента. Это не проблема, если делать иллюстрацию на бумаге, но в цифровой графике нужно прилагать отдельные усилия, чтобы сохранить генетический отпечаток живого рисования». [36] Например, Jonathan Edwards — использует вектор, но его иллюстрация живёт (Рис 25. Приложение 1). Рисование даже с использованием растровой, векторной или трёхмерной графики необходимо «сохранять жизнь» изображения.

Абсолютно все техники изобразительного искусства доступны иллюстрации, по традиции сложилось, что в иллюстрировании используются графические материалы, но это далеко не так.

В современной иллюстрации постоянно образуются определённые новшества, тренды, это может быть черно-белый линарт (использование при изображении одной чёрной линии, без штриховки, пятен и заливок), включение в рисунок немного такой странной неоготики, могут быть небольшие оп-арт эффекты, ядреный колороэкспрессизм, стрит-арт.

Источник

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Смотреть что такое «ИЛЛЮСТРАЦИЯ» в других словарях:

Иллюстрация — (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное… … Художественная энциклопедия

Иллюстрация — Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация визуализация, такая как рисунок, фотогра … Википедия

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… … Словарь иностранных слов русского языка

иллюстрация — См. пример … Словарь синонимов

Иллюстрация — Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — (от лат. illustratio освещение наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных… … Большой Энциклопедический словарь

иллюстрация — ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

иллюстрация — Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа. [ГОСТ 7.76 96] иллюстрация Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на… … Справочник технического переводчика

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — ИЛЛЮСТРАЦИЯ, и, жен. 1. см. иллюстрировать. 2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. | прил. иллюстрационный, ая, ое и иллюстративный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

Источник

иллюстрация

Полезное

Смотреть что такое «иллюстрация» в других словарях:

Иллюстрация — (от лат. illustratio освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область искусства изобразительное… … Художественная энциклопедия

Иллюстрация — Джесси Уилкокс Смит (англ. Jessie Willcox Smith). Иллюстрация визуализация, такая как рисунок, фотогра … Википедия

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое либо положение; 2) рисунок в тексте к. н. издания, поясняющий рассказ или описание; 3) периодическое издание с рисунками, в котором текст объясняет эти… … Словарь иностранных слов русского языка

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — [илю], иллюстрации, жен. (лат. illustratio освещение) (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее… … Толковый словарь Ушакова

иллюстрация — См. пример … Словарь синонимов

Иллюстрация — Иллюстрация. Иван Билибин, титульный лист книги сказок. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — (от лат. illustratio освещение наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров2)] Изображение, сопровождающее и дополняющее текст3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных… … Большой Энциклопедический словарь

иллюстрация — ИЛЛЮСТРАЦИЯ, рисунок, разг. картинка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

иллюстрация — Графическое изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах (листах), включенных в пагинацию или фолиацию документа. [ГОСТ 7.76 96] иллюстрация Изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещаемое на… … Справочник технического переводчика

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — ИЛЛЮСТРАЦИЯ, и, жен. 1. см. иллюстрировать. 2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. | прил. иллюстрационный, ая, ое и иллюстративный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Значение слова «иллюстрация»

  • ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ, -и, ж.

    1. То же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги.

    2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание. Книга с иллюстрациями. □ — Видели вы, например, его [Доре] иллюстрации к поэме Данте «Ад»? Репин, Далекое близкое.

    3. перен. Пример, наглядно поясняющий что-л. На деле организация наших кустарных «народных» промыслов дает превосходную иллюстрацию к общей истории развития капитализма. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?

    [От лат. illustratio — наглядное изображение, живое описание]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

    Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация).

Источник: Википедия

  • ИЛЛЮСТРА’ЦИЯ [илю], и, ж. [латин. illustratio — освещение] (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. И. книги поручена известному художнику. 2. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга с иллюстрациями. 3. Пример, поясняющий что-н. наглядным образом. Приведу несколько иллюстраций в подтверждение своей мысли. || перен. Лицо или предмет, являющийся ярким выражением, показательным примером чего-н. Протекающая крыша — и. халатности домоуправления. Вот вам живая и. к вашей теме.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • иллюстра́ция

    1. действие по значению гл. иллюстрировать

    2. результат такого действия, рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание

    3. пример, наглядно поясняющий что-либо

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: арбитражный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «иллюстрация»

Синонимы к слову «иллюстрация»

Предложения со словом «иллюстрация»

  • В качестве иллюстрации рассмотрим данные об американской экономике 1920-х годов.
  • Эти концепции служат яркими иллюстрациями его своеобразной герменевтики и синкретической философии.
  • Наглядная иллюстрация является весьма важным дополнением к описаниям вооружённой организации.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «иллюстрация»

  • В 1883 году И. И. Кланг начал издавать журнал «Москва», имевший успех благодаря цветным иллюстрациям. Там дебютировал молодой художник В. А. Симов. С этого журнала началась наша дружба. В 1933 году В. А. Симов прислал мне свой рисунок, изображавший ночлежку Хитрова рынка. Рисунок точно повторял декорации МХАТ в пьесе Горького «На дне».
  • Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам, в которых играли роль то брашпиль, то рулевое колесо, то мачта или какой-нибудь тип лодки и т. п., а от отдельных иллюстраций этих переходил к широким картинам морских скитаний, вплетая суеверия в действительность, а действительность — в образы своей фантазии.
  • В 1910 году он издал книгу с сотней иллюстраций, которые увековечили прически за последние полвека.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Какой бывает «иллюстрация»

Понятия со словом «иллюстрация»

  • Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

  • Междунаро́дная биенна́ле иллюстра́ции в Братисла́ве (словацк. Bienále ilustrácií Bratislava) — крупный международный конкурс иллюстраций книг для детей и юношества, проводящийся раз в 2 года, начиная с 1967 года. Проходит в столице Словакии Братиславе. Конкурс проводится под патронажем ЮНЕСКО, при содействии словацкого отделения Международного совета по детской и юношеской литературы (IBBY) и Министерства культуры Словакии. Известен также как BIB и Бибиана (Bibiana).

  • (все понятия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Рисунок, поясняющий что-нибудь «, 11 (одиннадцать) букв:
иллюстрация

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова иллюстрация

Определение слова иллюстрация в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

(илю), иллюстрации, ж. (латин. illustratio — освещение) (книжн.). только ед. Действие по глаг. иллюстрировать; то же, что иллюстрирование. Иллюстрация книги поручена известному художнику. Изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание. Книга …

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, ж. см. иллюстрировать. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. прил. иллюстрационный, -ая, -ое и иллюстративный, -ая, -ое.

Википедия

Значение слова в словаре Википедия

Иллюстра́ция — рисунок , фотография , гравюра или другое изображение , поясняющее текст . Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в …

Большая Советская Энциклопедия

Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия

(от лат. illustratio ≈ освещение, наглядное изображение), объяснение с помощью наглядных примеров. Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). Область искусства, связанная с изобразительным …

Примеры употребления слова иллюстрация в литературе.

Через несколько секунд на большом настенном экране перед операционным столом появилась запрошенная мельфианином иллюстрация — слепая кишка и торчащий внизу аппендикс, обведенный красным кружочком.

Он сумел избежать археологизма и превращения трагедии Шекспира в иллюстрацию к истории, чем грешил спектакль Художественного театра.

Читателям, в общем, этот дизайн нравится, хотя иногда наши иллюстрации смахивают на бред сумасшедшего, а иногда — на обычное озорство: то возьмут, нарисуют к серьезной проблемной статье о безотходном производстве натуральный ночной горшок с натуральным дерьмом.

Четырнадцать цветных иллюстраций, как живые, — сказал Виртанен, — и на сорок рублей дороже.

Для иллюстрации сказанного сошлемся на сцену первой встречи Манфреда с князем да Виченца, в которой превосходно воспроизведены обычаи и речь рыцарского сословия и вместе с тем мастерски изображено смятение человека, сознающего свою вину и испытывающего замешательство при своей попытке оправдаться даже перед безмолвным обвинителем.

Номер решили выпускать в шесть или семь тетрадей толщиной, с вкладными иллюстрациями.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Вопрос с кроссворда: «рисунок, поясняющий что-нибудь», по горизонтали 1 1 букв, что за слово?

Подсказка:

Первая буква «и».

Вторая буква «л».

Третья буква «л».

Четвертая буква «ю».

Пятая буква «с».

Шестая буква «т».

Седьмая буква «р».

Восьмая буква «а».

Девятая буква «ц».

Десятая буква «и».

Одинадцатая буква «я».

Правильным ответом является слово: иллюстрация

иллюстрация

Что значит слово «иллюстрация» в словаре?

(от лат. illustratio — прояснять) — факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение, И. проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории. С различием задач примера и И. связано различие критериев их выбора. Пример должен выглядеть достаточно твердым, однозначно трактуемым фактом. И. вправе вызывать небольшие сомнения, но она должна особенно живо воздействовать на воображение аудитории, останавливать на себе ее внимание. И. в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть неверно интерпретированной, т. к. за нею стоит уже известное положение. Различие между примером и И. не всегда является отчетливым. Аристотель различал два употребления примера, в зависимости от того, имеются у оратора к.-л, общие принципы или нет: «…необходимо бывает привести много примеров тому, кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры, бывает полезен даже в том случае, когда он один» (Риторика. Кн. II, 20, 1394а). Роль частных случаев является, по Аристотелю, разной в зависимости от того, предшествуют они тому общему положению, к которому относятся, или следуют после него. Дело, однако, в том, что факты, приводимые до обобщения, — это, как правило, примеры, в то время как один или немногие факты, даваемые после него, представляют собой И. Об этом говорит и предупреждение Аристотеля, что требовательность слушателя к примеру более высока, чем к И. Неудачный пример ставит под сомнение то общее положение, которое он призван подкрепить. Противоречащий пример способен даже опровергнуть это положение. Иначе обстоит дело с неудачной, неадекватной И.: общее положение, к которому она приводится, не ставится под сомнение, и неадекватная И. расценивается скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет, свидетельствующая о непонимании им общего принципа или о его неумении подобрать удачную И. Неадекватная И. может иметь комический эффект: «Надо уважать своих родителей. Когда один из них вас ругает, тут же ему возражайте». Ироническое использование И. является особенно эффектным при описании какого-то определенного лица: сначала этому лицу дается позитивная характеристика, а затем приводится И., прямо несовместимая с нею. Так, в «Юлии Цезаре» Шекспира Антоний, постоянно напоминая, что Брут — честный человек, приводит одно за другим свидетельства его неблагодарности и предательства. Конкретизируя общее положение с помощью частного случая, И. усиливает эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ, живую картинку абстрактной мысли. И. не ставит, однако, перед собой цель заменить абстрактное конкретным и тем самым перенести рассмотрение на другие объекты. Это делает аналогия, И. же — не более чем частный случай, подтверждающий уже известное общее положение или облегчающий более отчетливое его понимание. Часто И. выбирается с учетом того эмоционального резонанса, который она способна вызвать. Так поступает, напр., Аристотель, предпочитающий стиль периодический стилю связному, не имеющему ясно видимого конца: «… потому что всякому хочется видеть конец; по этой-то причине [состязающиеся в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел бега» (Риторика. Кн. III, 9,1409а). Сравнение, используемое в аргументации и не являющееся сравнительной оценкой (предпочтением), обычно представляет собой И. одного случая другим, при этом оба случая рассматриваются как конкретизация одного и того же общего принципа. Типичный пример сравнения: «Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадает какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как учитель гимнастики, столкнул тебя с грубым концом» (Эпиктет. Беседы. Кн. 1, 24, 1).

(Философский словарь)

Все значения слова «иллюстрация»

Другие вопросы в кроссвордах и сканвордах для слова «иллюстрация»

  • Изображение, дополняющее текст
  • Рисунок к литературным произведениям
  • Рисунок, фотография, поясняющия текст
  • Рисунок, иллюстрирующий текст
  • Картинка в книге
  • Поясняющий номер
  • Изображение, рисунок
  • Латинское «изображение»
  • Изображение в книге в виде рисунка, фотографии и т.д

Смотрите также

  • Каким бывает «иллюстрация»?
  • Фонетический разбор словосочетания «иллюстрация»
  • Синониму к словосочетанию «иллюстрация»
  • Ассоциации к словосочетанию «иллюстрация»
  • Сочетаемость словосочетания «иллюстрация»

  • Рисунок подправлен как пишется
  • Рисунок по сказке царевна лягушка 5 класс легкие
  • Рисунок по сказке умусликэн
  • Рисунок по сказке погорельского черная курица
  • Рисунок по сказке лубяная избушка