Видео о помолвке 11-летней азербайджанской девочки и 15-летнего мальчика обнажило проблему ранних браков в селах Грузии, считает активистка Шалала Амирджанова. Бабушка девочки рассказала, что внучка получила кольцо, и договоренность о ее замужестве достигнута с родителями мальчика.
Как информировал «Кавказский узел«, 8 февраля уполномоченный по правам человека в Азербайджане обратился к грузинскому коллеге после публикации видео о помолвке 15-летнего мальчика с 11-летней двоюродной сестрой в грузинском селе Поничала (Соганлыг, пригород Тбилиси), являющемся местом компактного проживания азербайджанцев в Грузии, и потребовал провести расследование. Аппарат омбудсмена Грузии начал проверку этих сведений, указав, что ранние браки и помолвки по-прежнему широко распространены в стране, и подобные случаи в основном имеют форму принудительного брака, незаконного лишения свободы и соглашения между родителями. Главное управление департамента полиции по делам несовершеннолетних начало расследование по статье о принуждении несовершеннолетнего к заключению брака (пункт «а» части 2 статьи 150.1 УК Грузии).
Семья девочки живет в одноэтажном доме в селе Поничала. Ее мать отказалась от общения с журналистом, тогда как бабушка заявила, что «не было никакого обручения-шмобручения», а кольцо на палец было надето в честь дня рождения ребенка.
«Это было не обручение и не свадьба, а всего лишь день рождения. Родителям парня с детства нравилась наша девочка, вот мы и договорились поженить их, когда подрастут. И вот в день рождения девочки родители парня просто подарили ей колечко», — сказала бабушка девочки.
Односельчане также заявили, что на видео было снята не помолвка, но отметили, что тетя девочки «всего лишь надела своей племяннице на палец кольцо, как бы «бронируя» ее». По словам соседей, эта женщина с сыном после этого вернулась домой в Россию.
Проблема ранних браков особенно остро стоит в селе Поничала, указала активистка по правам женщин в Грузии Шалала Амирджанова.
«Согласно имеющимся данным, самый высокий показатель ранних браков приходится на Тбилиси, и мне кажется, что это связано с Поничала. В Квемо-Картли и Кахетии тоже существует такая проблема, но в Поничала она стоит особенно остро, таких случаев становится все больше, и это называют традицией», — сказала Амирджанова.
По ее словам, на распространенной в социальных сетях видеозаписи запечатлено именно обручение, а про день рождения семья девочки придумала позже. «И на фото, и на видео ясно видно, что это церемония обручения по всем азербайджанским обычаям: торт, хонча, сладкий чай. А эти столько лжи нагородили», — сказала она.
Амирджанова пояснила, что по азербайджанским обычаям, сладкий чай подают сватам именно в случае согласия родителей на свадьбу, при этом на видео можно увидеть, как на плечи девочке накидывают красный платок, надевают на нее золотые украшения, а за кадром слышен женский голос, который произносит на азербайджанском языке: «Пусть у вас будет семь сыновей и одна-единственная дочка».
Активисты считают необходимым введение в школах программы по предупреждению ранних браков
В Грузии соблюдаются права женщин и ратифицирована Стамбульская конвенция, направленная на борьбу с насилием над женщинами, однако недостаточно ведется просветительская работа с населением, полагает Амирджанова. «Если у государства нет других ресурсов для просвещения граждан, хорошо бы использовать для этого сельские школы. Организовывать специальные встречи. Местные организации и НПО работают в этой сфере. Некоторые считают, что не стоит говорить на эту тему, но, по-моему, мы не должны задумываться о проблеме, только когда что-то случается», — заявила активистка.
Согласно публикации, в Грузии, где брачный возраст составляет 18 лет, ранние браки распространены в районах, населенных преимущественно азербайджанцами. Законы ужесточили в 2016 году, и в настоящее время браки для подростков в возрасте 16-17 лет разрешены только после получения судебного постановления и при наличии серьезной причины такой, как рождение ребенка.
Как следует из Индекса гендерного неравенства, опубликованного Организацией экономического сотрудничества и развития в мае 2019 года, 14% девушек в возрасте 15-19 лет в Грузии являются замужними. При этом в ежегодном отчете грузинских правозащитников за 2018 год о правах человека указано, что большинство браков несовершеннолетних не регистрируются, 738 подростков являются родителями, из них 715 девушек и 23 молодых людей.
Как писал «Кавказский узел», для сел Грузии актуальна проблема ранних браков. На «Кавказском узле» также опубликован анимационный ролик Meydan.TV о похищении несовершеннолетней жительницы Грузии Малахат.
В ноябре 2019 года после случая с похищением 15-летней девушки в НПО Грузии также предлагали ввести в школах программы для предупреждения ранних браков. Необходимо повышать уровень осведомленности о ранних браках среди школьников, указывал тогда руководитель неправительственной организации «Ассоциация молодых юристов» Сулхан Саладзе.
Омбудсмен Грузии рекомендует учебным заведениям в качестве одной из мер предупреждения ранних браков сообщать о подобных случаях в полицию и профильные ведомства, сообщили в аппарате народного защитника Грузии. «Зачастую люди, которым поручено в качестве превентивных мер сообщать о произошедшем (принуждении к браку), воздерживаются от осуществления этих обязанностей», — сказала сотрудница аппарата омбудсмена, как и Сулхан Саладзе, в эфире телекомпании «Ачара», их слова на русский язык перевел корреспондент «Кавказского узла».
После того как Уголовным кодексом Грузии был введен запрет на вступление в брак лицам младше 18 лет, родственники стали стараться скрыть фактический брак между несовершеннолетними до их совершеннолетия, опасаясь уголовного преследования, пояснила в апреле 2018 года «Кавказскому узлу» представитель неправительственной организации «42-я статья Конституции» Елена Филеева.
«До ужесточения норм закона, когда еще в брак было запрещено вступать до 17 лет, были случаи, что прокуратура возбуждала уголовные дела и, так как браки были добровольными, [обвиняемые] получали условное наказание», — поясняла она.
Среди причин браков между несовершеннолетними — нежелание учиться, финансовые проблемы и стремление избежать порицания за внебрачные сексуальные связи, рассказали участники соцопроса, проведенного Национальным центром управления контроля заболеваний детского здоровья в 2017 году во всех регионах Грузии. Тогда в ходе исследования были опрошены 342 человека разных национальностей, в том числе кистинцы и аварцы, в 35 фокус-группах.
Согласно тексту исследования, копия которого имеется в распоряжении «Кавказского узла», количество зарегистрированных ранних браков за последние годы в Грузии снизилось. Так, в 2014 году было официально заключено 648 браков с девушками младше 18 лет, в 2015-м их количество снизилось до 593, а в 2016 году было заключено 5 браков. Среди юношей моложе 18 лет в 2014 году женились 27 человек, в 2015-м — 33, а в 2016 году — один.
Одна из участниц опроса, рано вступившая в брак, заявила, что считает это решение неправильным, так как вместо этого могла бы получить хорошее образование и работу. Другая опрошенная также сообщила о желании получить высшее образование, но ей, по ее словам, запретил муж.
Число незарегистрированных ранних браков в этом исследовании не приводилось, но, по оценкам авторов соцопроса, оно может достигать 20 тысяч, сообщила в апреле 2018 года представитель Национального центра управления контроля заболеваний детского здоровья Лела Шенгелия, отметив, что проблема ранних браков характерна для всех регионов Грузии, в том числе и столицы.
На руссском впервые вышел комикс израильской комиксистки Руту Модан — «Имущество». Мы поговорили с Руту о ее работе, о любви к русской литературе, о сибирской тайге, о юморе как способе смотреть на мир — и о комиксах, разумеется.
Книги израильской художницы и комиксистки Руту Модан переведены на множество языков и отмечены международными премиями. В 2021 году в издательстве «Бумкнига» вышел на русском языке ее второй роман «Имущество» — о том, как пожилая еврейка Регина Сегал после смерти сына вместе с внучкой Микой из Тель-Авива летит в Варшаву, надеясь вернуть недвижимость, которая до Второй мировой войны принадлежала ее родителям. «Имущество» было впервые опубликовано в 2013 году, отмечено премией имени Уилла Айснера, номинировалось на премию Игнаца и премию Международного фестиваля комиксов в Ангулеме, а также вошло в топ-10 книг года The Guardian, Publishers Weekly, Salon и The Washington Post.
В ноябре 2021 года Руту впервые приехала в Россию на XV Красноярскую ярмарку книжной культуры, чтобы представить «Имущество» российским читателям.
— Если бы вас попросили рассказать о себе русскому читателю, который вас не знает, только три вещи, что бы вы назвали?
— Я израильтянка. Я женщина, у которой есть семья и дети. Я художница. Пожалуй, вот эти три — необязательно в таком порядке. В разных ситуациях на первый план выходят разные ипостаси — но без любой из них я была бы не собой, а кем‑то другим.
— А ваша преподавательская работа — это четвертая?
— Не совсем. Скорее так: мне сложно разделить в себе «художницу» и «преподавательницу». Я преподаю много лет и начала очень рано, буквально через год или два после того, как сама окончила АкадемиюРуту Модан училась, а после стала преподавать в Академии искусства и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме.
. Зарабатывать рисованием я начала еще раньше — уже на третьем курсе мои комиксы печатали в израильской газете. Но мне хотелось стабильности.
— Более стабильного дохода?
— Не только, хотя и это важно. Иллюстрация и комиксы — очень уединенная работа, а мне хотелось знать, что в определенные дни недели я всегда нарядно одеваюсь, выхожу из дома и разговариваю об искусстве с коллегами и студентами. И сейчас, спустя годы, я уже не могу разделить преподавание и работу в студии. На все вопросы студентов мне сперва нужно ответить самой себе: что значит «быть оригинальной», «иметь свой стиль», что вообще такое стиль в иллюстрации, а что такое цвет.
То, что я делаю в студии, влияет на то, как я преподаю. И наоборот — происходящее в учебной аудитории влияет на то, что и как я пишу и рисую.
Я делюсь со студентами своим опытом, знаниями, открытиями — но и они со мной делятся. Когда я начинала преподавать, я была почти ровесницей своих студентов. Сейчас я — ровесница их родителей. И я многому у них учусь.
— Чем старше становишься, тем большему могут научить студенты?
— У другого человека всегда можно чему-то научиться. А мои студенты живут в уже изменившемся мире, они рассказывают о неизвестных мне художниках, технологиях, событиях. Поэтому со студентами у нас происходит обмен знаниями и опытом. Преподавать — очень интересная работа.
Про книги, тайгу и самого завидного жениха в русской классике
— Вы впервые в России — какие ваши первые впечатления? Тем более что вы начали с Сибири, отдаленного региона, о котором много и легенд, и стереотипов.
— Меня взволновала предстоящая поездка в Россию, потому что из всех, условно, национальных литератур русская — моя любимая. И я говорю это не только для интервью. Я много читала — и не только самых больших, очевидных авторов, Толстого, Тургенева, Достоевского, Чехова, за которого я бы вышла замуж завтра же, если бы он позвал. Он был исключительно талантливый, очень хороший человек, еще и врач.
— О да, я читала его биографии, дневники и письма, это был потрясающий человек и очень красивый мужчина, не влюбиться в него, по-моему, невозможно.
— Видите, как хорошо, что он уже умер, а то мы бы с вами не смогли подружиться. Я читала Горького, Платонова, Бабеля, Булгакова, некоторых современных писателей.
— Но как вам удалось так полюбить нашу литературу — вы ведь не читаете по-русски?
— Русская литература в Израиле очень популярна.
У нас много иммигрантов из вашей страны, многие из тех, кто начинал обустраивать нашу страну, родом из России. Поэтому русскую литературу у нас знают и любят.
— У вас много амбассадоров русской литературы!
— Да. И многое переведено на иврит — в том числе и Корней Чуковский, и Маршак, то есть и детские книги тоже. Русская литература сильно повлияла на израильскую. Ведь литературно одаренные выходцы из России не только переводили, они начали сами писать на иврите. И в каком‑то смысле переизобрели иврит — как язык искусства, прозы и поэзии. И потом, еврейская и российская история глубоко взаимосвязаны, это тоже отражается в искусстве. Недавно я прочитала книгу Василия Гроссмана, она во многом о политике, но это и литература. Еще на меня огромное впечатление произвел Платонов.
— Платонов сделал с русским языком нечто удивительное, изобрел собственный очень узнаваемый способ писать. Многие авторы пытались ему подражать, но никто не был достаточно талантлив. Чувствуется ли это в переводе?
— У него отличная переводчица на иврит, но сама она говорила, что это сложная задача и читать Платонова в переводе — совсем не то же самое, что в оригинале, потому что его русский язык исключительный. Я обожаю говорить о литературе, мы еще Горького не обсудили, а он тоже очень сильный, но вы спросили о моих впечатлениях от России. Так вот, для меня поехать в Россию означало поехать туда, где разворачивается действие прочитанных книг. Место, которое ты знаешь очень хорошо, но одновременно совсем не знаешь. Это было очень интересно. И я ничего не гуглила перед поездкой, не стала искать даже фото Красноярска. Мне хотелось приехать, ничего не зная заранее.
— И как, совпали ваши ожидания с реальностью?
— У меня не было ожиданий, но было любопытство — а как же это все на самом деле. И что я могу сказать — здесь очень вкусная еда. Заведения прекрасные, но даже суп в аэропорту мне напомнил тот, который варила моя бабушка. И еще я влюбилась в природу. Великолепные пейзажи, есть что‑то библейское в этих гигантских пространствах. Город большой, здания высокие, но в сравнении с окружающей природой все кажется крошечным. И это совсем не похоже ни на Израиль, ни на Европу, где всегда и везде много людей и следов их присутствия. В Сибири постоянно ощущаешь, что и город, и ты сам — очень маленькие. Не так уж много мест, где это можно так остро почувствовать, — может, где‑то в Центральной Америке, не знаю, на Аляске — что мы точки в огромной Вселенной.
Про сходство комикс-культур в России и Израиле
— Вы знали каких‑нибудь российских комиксистов до приезда в Россию?
— Нет, не знала. Здесь я встретила Ольгу Лаврентьеву, Александра Уткина, полистала их книги и пообщалась. Интересно, что российский комикс, как мне показалось, находится примерно на том же этапе, что и израильский. Комиксы занимают совсем небольшое место в искусстве.
— Странно, ведь Россия и Израиль — совершенно разные страны.
— Мне кажется, дело в том, что у наших стран нет устоявшейся комикс-традиции. Во Франции и Бельгии, в Америке, в Японии у комиксов большая история, а для нас это относительно новый вид искусства.
Израильский комикс начинался сразу с того, что принято называть «альтернативой», но это смешно, ведь у нас никогда не было мейнстрима. Сейчас в Израиле есть парень, который рисует мейнстримные комиксы. И он говорит: «Ощущение, что я мчусь один по совершенно пустой трассе».
Поэтому странно называть наши комиксы «альтернативными», «независимыми», «андеграундными». У нас нет того, чему мы альтернативны и от чего не зависим. Рынок все еще очень маленький.
— Как вы считаете, не иметь сложившейся традиции — это плохо?
— Есть и плюсы. Например, на ярмарке была дискуссия о женщинах в комиксах — но в Израиле комиксы никогда не были исключительно мужской территорией. Женщины пришли в комиксы одновременно с мужчинами. У нас нет и не было индустрии и барьеров, все началось с людей, которые просто хотели делать комиксы, — и до сих пор только на них и держится. Это во-первых. А во-вторых, когда у тебя нет традиции, ты словно бы никому ничем не обязан.
Сложившаяся традиция — как родители; даже если ты с ними в ссоре, между вами все равно неразрывная связь.
Например, если ты снимаешь кино в России, то не можешь игнорировать российский и советский кинематограф — в том числе и если пытаешься себя ему противопоставить. Сложно абстрагироваться от традиции, она так или иначе становится твоей точкой отсчета. Но если традиции нет, ты сам выбираешь, что на тебя повлияет. Вернее так: ты что‑то видишь и влюбляешься, будь то европейский, американский, японский комикс, мейнстримный или независимый. На тебя влияет все то, что ты видишь и любишь, откуда бы оно к тебе ни пришло. И никто тебя в этом не упрекнет — ведь что тебе еще оставалось.
— А как вы сами полюбили комиксы и что на вас повлияло?
— В детстве мне попадались какие‑то комиксы — про морячка Попая и так далее. Но их было так мало, что я даже не понимала, что это какой‑то отдельный вид искусства.
Я сама рисовала комиксы с детства, для меня это самый естественный способ придумывать и рассказывать историю. Но по-настоящему все началось на третий год учебы в Академии. У нас был курс по комиксам, его вел преподаватель, который приехал в Израиль из Бельгии. В 1990 году он пришел в аудиторию и принес нам книги из личной библиотеки, не знаю, сколько их там было, но там было все — «Хранители», «Маус», журнал «Роу», Мебиус, американские, французские и японские классики, разные истории, разные стили. Он принес их и сказал «почитайте». Через час я влюбилась в этот вид искусства и поняла, чем хочу заниматься всю жизнь. И первым делом начала подражать — в моем портфолио тех лет видно, кого я тогда любила. Я рисовала в одном стиле, потом оставляла его и пробовала другой, потом третий, а свой собственный нашла только спустя годы. Поэтому мне сложно сказать, что конкретно на меня повлияло. Единственное, я всегда была равнодушна к мейнстримным комиксам — я их уважаю, но они никогда меня по-настоящему не интересовали, поэтому вряд ли они на меня повлияли.
Про холокост и юмор в комиксе
— «Имущество» — это книга о том, как большие исторические процессы преломляются в личной истории, истории одной семьи. Вы оставили холокост на заднем плане, он никогда не выходит в центр повествования. Почему вы решили написать книгу именно так?
— Я бы не сказала, что это вопрос выбора. Я не столько выбираю, сколько жду, когда ко мне придет хорошая идея, из которой может получиться история, интересная читателю, но прежде всего — мне самой. Такая, над которой я смогу работать два года, четыре или шесть. Сначала исследовать тему, потом писать, потом рисовать — я подолгу работаю над книгой, поэтому важно, чтобы тема меня захватила. И я решила делать книгу о том, как бабушка и внучка едут в Польшу искать имущество, не потому, что сидела и думала: «а не написать ли мне что‑нибудь про холокост?». Я отчаянно искала идею. И когда мне в голову пришла эта, я подумала, что из нее может получиться хорошая история.
— Как вы поняли, что история будет хорошей?
— Глядите, там есть семейные отношения, а это часто забавно и всегда сочно. Есть имущество — а деньги тоже любопытная тема. Есть путешествие, а значит, и приключения. Так что я взялась писать эту книгу, потому что идея показалась мне многообещающей. Но, поскольку я писала большую книгу, роман, а не рассказ, темы цеплялись друг за друга, как застежки-липучки: семья, история, взаимоотношения евреев и поляков, холокост, память и то, как на нас влияют воспоминания о прошлом.
Вообще, оглядываясь на свои книги, и большие, и маленькие, я вижу, что во всех так или иначе поднимаю тему связи человека с местом и временем, в которых ему выпало родиться.
История влияет на нашу повседневную жизнь — даже если мы об этом не задумываемся.
Мику в «Имуществе» не слишком-то интересует история, Польша и даже холокост. Она выросла в Израиле, так что в школе узнала про холокост более чем достаточно, я вас уверяю. Она едет в Польшу просто потому, что хочет помочь своей бабушке найти имущество. И все-таки, когда она видит на улице актеров в нацистской форме, разыгрывающих историческую сцену — в Польше правда так делают, я сама это видела на польском телевидении, — когда Мика встречает вооруженного «нациста», она мгновенно понимает, что ей полагается делать. Поднимает руки и лезет в грузовик: а, нацисты вернулись, ну что ж, мы знаем, как нам вести себя в такой ситуации.
То же самое в «Сквозных ранениях»«Exit Wounds», первый роман Руту Модан, который впервые вышел в 2007 году в Канаде, а в 2008-м получил премию Уилла Айснера и был отмечен на комикс-фестивале в Ангулеме. В России не публиковался.
, моей первой книге. Она об атаке террористов в израильском ресторане. Герои книги — люди, которые не были на месте происшествия, но оно все равно их затронуло, не напрямую, а иначе. Не буду рассказывать как — вдруг ее переведут на русский, а у меня тут спойлеры. И уже совсем скоро, надеюсь, выйдет следующая моя книга — об археологии, о нелегальных раскопках. В ней я пытаюсь показать, как на нас сегодняшних влияет далекое прошлое — или то, что мы о нем знаем и думаем.
События трехтысячелетней давности влияют, например, на сегодняшнюю политическую ситуацию. Звучит безумно, но ведь так и есть, и это повсюду.
Может быть, в Израиле мы ощущаем это острее, потому что наша повседневность пропитана древней историей, мы чувствуем и видим ее так же отчетливо, как вы — огромную тайгу, которая окружает сибирские города.
— В России тоже есть авторы, которые занимаются исследованием сложных тем через личные истории — война, репрессии, голод, блокада Ленинграда, — и это часто вызывает неоднозначную реакцию читателей. Много боли, гнева, споров. Как было с «Имуществом»? Например, упрекал ли вас кто‑то за то, что в книге много юмора?
— Юмор там довольно черный. Но меня ни разу не упрекали и даже не задавали вопросов на эту тему. Юмор — это просто один из способов смотреть на серьезные темы, да и вообще на жизнь. Если вы способны видеть смешное, вам не так‑то просто перестать его замечать. И весь мой жизненный опыт говорит, что даже в самой печальной ситуации есть что‑то забавное — и наоборот. Скажем, вы стоите на берегу с любимым, великолепный закат, вы целуетесь, все как в кино — но это жизнь, а не кино, поэтому всегда есть что‑то еще. Комар жужжит или песок раздражает, холодно, жарко, или вдруг приходит дурацкая мысль, что забыла что‑то купить. Наша жизнь такая — и не можем же мы перестать быть людьми.
— Тем более что у нас не так много времени, чтобы побыть людьми.
— И это, кстати, главная проблема. У нас очень мало времени, до нелепого мало. Мне кажется, надо бы лет триста. Десять тысяч лет — это, пожалуй, перебор, а триста было бы в самый раз. Восемьдесят — это всего ничего. Только научишься чему-то как следует, и уже все.
Подробности по теме
Выходит российский комикс о блокаде Ленинграда и репрессиях. Почитайте его прямо сейчас
Выходит российский комикс о блокаде Ленинграда и репрессиях. Почитайте его прямо сейчас
Про читателей, любовь и критику
— Вы представляете своих читателей, когда работаете над книгой?
— По-моему, это невозможно. Откуда мне знать, кто будет читать мою книгу. Еще это и страшно, и опасно — ведь если представлять читателя, когда делаешь книгу, то есть риск, что ты будешь стараться ему понравиться. А это плохо, тем более для художника, у которого есть какая-никакая известность и аудитория.
— Это может помешать быть художником?
— Это мешает пробовать новое, рисковать. Но в то же время делать книгу только для самой себя тоже невозможно. Это слишком трудоемкое занятие, и всегда есть соблазн сказать: «Да кому это нужно! Пойду-ка я лучше на пляж». Я нашла выход — пишу книгу для хорошего друга, который любит мое творчество и относится к нему очень критически. Но любит достаточно сильно, чтобы я могла воспринимать его критику. Так что я совершенно спокойно все ему рассказываю — даже самые дурацкие идеи. Он пишет романы, но был и комиксистом. Поэтому когда я работаю над книгой, то всегда думаю, что он ее прочтет. Другие люди, может, тоже, я буду счастлива, если все люди в мире прочтут мою книгу и полюбят ее, — но прежде всего мне важно, чтобы книга понравилась ему. Мы договорились, что будем друг у друга первыми читателями. Я могу позвонить ему в любое время, в два часа ночи, и сказать: «Так, у меня тут проблема». Не надо даже говорить «Привет!», у нас диалог не прерывается. «У меня проблема, тут одна сцена…» — и он сразу включается: «Так, что там». Повезло, что у меня есть этот непрерывный диалог. Когда мой друг о чем‑то говорит «хорошо», значит, это и правда хорошо. А когда говорит «плохо», то может быть — не исключено — это и правда плохо.
— К разговору об ответственности перед читателем — сложно ли делать новую книгу после того, как предыдущие получили признание профессионального сообщества? У вас есть несколько премий, в том числе главная комикс-награда, премия имени Уилла Айснера, — это добавляет какой‑то дополнительный груз ответственности?
— Нет. Награды — это весело, но не так уж важно. Классно, когда к тебе приходят и говорят «Эй, а ты лучшая!» Но это ведь не значит, что я правда лучшая, — у меня такой иллюзии нет. Награды приятно получать, но странно относиться к ним слишком серьезно. Видите ли, я и сама сидела во многих комитетах и жюри, я знаю, как работают эти комитеты. Хорошо, если награда вас радует и вдохновляет работать дальше, но воспринимать ее всерьез — это лишнее. Может, конечно, еще дело в том, что я не получала денежных наград, всегда только честь и славу. Где все денежные награды? Кажется, в каких‑то других сферах, потому что в комиксах их нет.
Про то, как перестать беспокоиться и полюбить комиксы
— В своих интервью 2013 года вы рассказывали, что в Израиле комиксы непопулярны. В России то же самое — здесь к комиксам до сих пор многие относятся с предубеждением. Даже министр культуры однажды высказался в том духе, что это книги для маленьких детей и дураков, которые не в состоянии осилить серьезную литературу. Это раздражает тех из нас, кто точно знает: комиксы — это и серьезная литература тоже. В последние десять лет благодаря усилиям издателей, организаторов фестивалей, художников, обозревателей и читателей-энтузиастов ситуация медленно, но верно меняется. О комиксах стали писать хорошие СМИ, комикс постепенно выходит из тени. Изменяется ли отношение к комиксам в Израиле?
— Да, за последние двадцать лет ситуация сильно поменялась. Все меньше людей говорят о том, что комиксы — это глупые книжки для детей. И мне наконец-то перестали задавать вопрос «А почему у нас нет израильских комиксов?», который я много лет слышала в каждом интервью. Издатели берут в работу израильские и кое-какие переводные комиксы. Но у нас до сих пор нет своего Димы ЯковлеваДмитрий Яковлев — руководитель и главный редактор российского комикс-издательства «Бумкнига», один из организаторов фестиваля комиксов «Бумфест».
. Я очень жду, когда у нас наконец-то появится свой Дима — если это вообще случится. Вот в России пока тоже не очень много читателей комиксов — но у вас есть надежда, есть перспективы. Книжный бизнес не такой уж и прибыльный, а в Израиле к тому же очень маленький рынок, и наши издатели не хотят брать на себя высокие риски. Комиксы — это сложные в производстве и дорогие книги. У нас нет ни одного издательства, которое специализируется на таких высококлассных комиксах, какие у вас издает «Бумкнига». Кое‑что выходит, но дело движется медленно. Многие наши художники начинают публиковаться не на родине, а за рубежом, и моя первая книга тоже вышла не в Израиле. Но, может быть, со временем это изменится — я надеюсь.
— А если бы вас попросили порекомендовать одну, три или пять книг человеку, который никогда не читал комиксов, чтобы показать, что это за искусство, какие бы вы посоветовали?
— Я бы посоветовала прочесть «Мауса». Это большая, чудесная и очень важная для искусства комикса книга. Можно прочитать «Хранителей»: они дают представление о том, что такое мейнстримный комикс, не будучи мейнстримным комиксом, — эта книга глубже, и она очень хорошая. Дэниел Клоуз — один из моих любимых комиксистов. Так, я назвала только мужчин, надо вспомнить женщин — Туве Янссон, конечно. Американка Линда Барри, очень смешная, человечная, чудесная, вам она точно понравится. И много-много других. Вообще, я бы сперва спросила этого человека, какие книги он любит и какие фильмы, и уже потом посоветовала что‑то, ориентируясь на его вкус. Думаю, так ему проще всего будет начать.
Подробности по теме
Комиксист Крейг Томпсон — о религии, родителях и о том, почему комиксы — не убожество
Комиксист Крейг Томпсон — о религии, родителях и о том, почему комиксы — не убожество
На чтение 7 мин Просмотров 6.1к. Опубликовано 18 сентября, 2022
Читать все рассказы яндекс дзен канала «Вокруг любви». Все главы рассказов на странице сайта.
Содержание
- Рассказ «Мама, я не хочу, чтобы тебе было больно, когда я уйду»
- Рассказ «Упущенное счастье»
- Рассказ «План по возврату мужа»
- Рассказ «Женское безрассудство»
- Рассказ «33 несчастья Варвары Мокроусовой»
- Рассказ «Сердцу не прикажешь»
- Рассказ «Камни преткновения»
- Рассказ «Странная любовь»
- Рассказ «Картежник»
- Рассказ «Бедный зять»
- Рассказ «Слабак»
- Рассказ «Ненужный ребенок»
- Рассказ «Два берега одной реки»
- Рассказ «Сосед»
- Рассказ «Не отрекаются любя»
- Рассказ «Нелёгкий выбор Полины»
- Рассказ «Подлая сноха»
- Рассказ «Интервью»
- Рассказ «Без вины виноватая»
- Рассказ-юмореска «Странная семейка»
- Рассказ «Ненужный»
- Рассказ «Или она, или я»
- Рассказ «Недовольная»
- Рассказ «Кризис среднего возраста»
- Рассказ «Парень с ребенком»
- Рассказ «Бессовестный брат»
- Рассказ «Принц с сайта знакомств»
- Рассказ «Предательство по наследству»
- Рассказ «Это моя дочь»
- Рассказ «Теплоход судьбы»
- Рассказ «Я всё выдержу»
- Рассказ «Злая шутка»
- Рассказ «Ночное свидание»
- Рассказ «Горе-поклонник из социальной сети»
- Рассказ «Подруга»
- Рассказ «Разница в возрасте»
- Рассказ «Никому не нужная»
- Рассказ «Любящая бабушка»
- Рассказ «Вера для Юли»
- Рассказ «Жить здесь и сейчас»
- Рассказ «Вера в себя»
- Рассказ «Непростой путь к себе»
- Рассказ «Наглая кукушка»
- Рассказ «Забытая дочь»
- Рассказ «Странная бабушка»
- Рассказ «Обидная ситуация»
- Рассказ «Обидные слова»
- Рассказ «Мой сын лучше»
- Рассказ «Семейные хлопоты»
- Рассказ «Предательство друзей»
- Рассказ «Непредсказуемая жизнь»
- Рассказ «Сдаваться нельзя бороться»
- Рассказ «Терпение лопнуло»
- Рассказ «Аромат сирени»
- Рассказ «Маленький мужчина»
- Тот случай, когда ребёнку лучше в Детском доме
- Рассказ «Папочка, я так тебя люблю!»
- Рассказ «Невеста для сына»
- Рассказ «Я не такая, как вы»
- Рассказ «Дорогая наша книжная фея»
- Рассказ «Неблагодарный сынок»
- Рассказ «Спасибо, папочка, что ты есть у меня»
- Рассказ «Вишневый пирог с корицей»
- Рассказ «Любимая колючка»
- Рассказ «Чужих детей не бывает»
- Рассказ «Половина алиментов моя»
- Рассказ «Для родни жалко?»
- Рассказ «А чем я хуже тебя»
- Рассказ «Ты мне должен»
- Рассказ «Счастье пышки»
- Рассказ «Мне можно всё»
- Рассказ «Как мне поверить?»
- Рассказ «Как же мне тебя не хватает…»
- Рассказ «Право на счастье»
- Рассказ «Что хочу, то и делаю»
- Рассказ «Рыжее счастье по имени Настя»
- Рассказ «Наступит день, и счастье переступит мой порог»
- Рассказ «Между двух огней»
- Рассказ «Бабушкино наследство»
- Рассказ «Семейные традиции»
- Рассказ «Своих не бросаем»
- Рассказ «Хрупкое счастье»
- Рассказ «Она не может быть слабой, потому что мать»
- Рассказ «Изящное коварство»
- Рассказ «Вредные мамочки»
- Рассказ «Истинная любовь»
- Рассказ «Клевер на удачу»
- Рассказ «Борьба за дочь»
- Рассказ «Я отберу у тебя всё»
- Рассказ «Судьбоносное наследство»
- Рассказ «Наша любимая бабушка»
- Рассказ «Первая любовь, любовь последняя»
- Рассказ «Материнская забота»
- Рассказ «Чужие советы»
- Рассказ «Разбитые чувства»
- Рассказ «Грехи прошлого»
Рассказ «Мама, я не хочу, чтобы тебе было больно, когда я уйду»
1 часть/2 часть (развязка)
Рассказ «Упущенное счастье»
1 часть/2 часть/3 часть/4 часть (развязка)
Рассказ «План по возврату мужа»
1 часть/2 часть/3 часть/4 часть/5 часть/6 часть (развязка)
Рассказ «Женское безрассудство»
1 часть/2 часть/3 часть/4 часть/5 часть/6 часть/7 часть/8 часть (развязка)
Рассказ «33 несчастья Варвары Мокроусовой»
1 часть/2 часть/3 часть/4 часть/5 часть/6 часть/7 часть/8 часть/9 часть/10 часть/11 часть/12 часть/13 часть/14 часть (развязка)
Рассказ «Сердцу не прикажешь»
1 часть/2 часть/3 часть/4 часть/5 часть/6 часть/7 часть/8 часть/9 часть (развязка)
Рассказ «Камни преткновения»
1 часть/2 часть/3 часть (развязка)
Рассказ «Странная любовь»
1 часть/2 часть (развязка)
Рассказ «Картежник»
1 часть/2 часть/3 часть/4 часть/5 часть/6 часть/7 часть/8 часть/9 часть/10 часть/11 часть(развязка)
Рассказ «Бедный зять»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6 (развязка)
Рассказ «Слабак»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7 (развязка)
Рассказ «Ненужный ребенок»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12 (развязка)
Рассказ «Два берега одной реки»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4 (развязка)
Рассказ «Сосед»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6 (развязка)
Рассказ «Не отрекаются любя»
Часть 1/Часть 2 (развязка)
Рассказ «Нелёгкий выбор Полины»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6 (развязка)
Рассказ «Подлая сноха»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13 (развязка)
Рассказ «Интервью»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8 (развязка)
Рассказ «Без вины виноватая»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9 (развязка)
Рассказ-юмореска «Странная семейка»
Часть 1/Часть 2/Часть 3 (развязка)
Рассказ «Ненужный»
Рассказ «Или она, или я»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11 (развязка)
Рассказ «Недовольная»
Часть 1/Часть 2/Часть 3 (развязка)
Рассказ «Кризис среднего возраста»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6 (развязка)
Рассказ «Парень с ребенком»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7 (развязка)
Рассказ «Бессовестный брат»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7 (развязка)
Рассказ «Принц с сайта знакомств»
Часть 1/Часть 2/Часть3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13 (развязка)
Рассказ «Предательство по наследству»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14 (развязка)
Рассказ «Это моя дочь»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14 (развязка)
Рассказ «Теплоход судьбы»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6 (развязка)
Рассказ «Я всё выдержу»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10 (развязка)
Рассказ «Злая шутка»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8 (развязка)
Рассказ «Ночное свидание»
Часть 1/Часть 2 (развязка)
Рассказ «Подруга»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10 (развязка)
Рассказ «Разница в возрасте»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8 (развязка)
Рассказ «Никому не нужная»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10 (развязка)
Рассказ «Любящая бабушка»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12 (развязка)
Рассказ «Вера для Юли»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10 (развязка)
Рассказ «Жить здесь и сейчас»
Рассказ «Вера в себя»
Рассказ «Непростой путь к себе»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8 (развязка)
Рассказ «Наглая кукушка»
Рассказ «Забытая дочь»
Рассказ «Странная бабушка»
Рассказ «Обидная ситуация»
Рассказ «Обидные слова»
Рассказ «Мой сын лучше»
Рассказ «Семейные хлопоты»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11 (развязка)
Рассказ «Предательство друзей»
Рассказ «Непредсказуемая жизнь»
Рассказ «Сдаваться нельзя бороться»
Рассказ «Терпение лопнуло»
Рассказ «Аромат сирени»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15 (развязка)
Рассказ «Маленький мужчина»
Тот случай, когда ребёнку лучше в Детском доме
Рассказ «Папочка, я так тебя люблю!»
Рассказ «Невеста для сына»
Рассказ «Я не такая, как вы»
Рассказ «Дорогая наша книжная фея»
Рассказ «Неблагодарный сынок»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10 (развязка)
Рассказ «Спасибо, папочка, что ты есть у меня»
Рассказ «Вишневый пирог с корицей»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15 (развязка)
Рассказ «Любимая колючка»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12 (развязка)
Рассказ «Чужих детей не бывает»
Рассказ «Половина алиментов моя»
Рассказ «Для родни жалко?»
Рассказ «А чем я хуже тебя»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10 (развязка)
Рассказ «Ты мне должен»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12 (развязка)
Рассказ «Счастье пышки»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15/Часть 16 (развязка)
Рассказ «Мне можно всё»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9 (развязка)
Рассказ «Как мне поверить?»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12 (развязка)
Рассказ «Как же мне тебя не хватает…»
Рассказ «Право на счастье»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15 (развязка)
Рассказ «Что хочу, то и делаю»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14 (развязка)
Рассказ «Рыжее счастье по имени Настя»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14 (развязка)
Рассказ «Наступит день, и счастье переступит мой порог»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14 (развязка)
Рассказ «Между двух огней»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15/Часть 16 (развязка)
Рассказ «Бабушкино наследство»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11 (рассказы)
Рассказ «Семейные традиции»
Рассказ «Своих не бросаем»
Рассказ «Хрупкое счастье»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14 (развязка)
Рассказ «Она не может быть слабой, потому что мать»
Рассказ «Изящное коварство»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15/Часть 16/Часть 17/Часть 18/Часть 19/Часть 20 (развязка)
Рассказ «Вредные мамочки»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13 (развязка)
Рассказ «Истинная любовь»
Рассказ «Клевер на удачу»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14 (развязка)
Рассказ «Борьба за дочь»
Рассказ «Я отберу у тебя всё»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12 (развязка)
Рассказ «Судьбоносное наследство»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15/Часть 16/Часть 17/Часть 18/Часть 19/Часть 20/Часть 21 (развязка)
Рассказ «Наша любимая бабушка»
Рассказ «Первая любовь, любовь последняя»
Рассказ «Материнская забота»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15/Часть 16/Часть 17/Часть 18 (развязка)
Рассказ «Чужие советы»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15/Часть 16/Часть 17/Часть 18/Часть 19/Часть 20/Часть 21 (развязка)
Рассказ «Разбитые чувства»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/Часть 8/Часть 9/Часть 10/Часть 11/Часть 12/Часть 13/Часть 14/Часть 15/Часть 16/Часть 17 (развязка)
Рассказ «Грехи прошлого»
Часть 1/Часть 2/Часть 3/Часть 4/Часть 5/Часть 6/Часть 7/
24.12.2022
Начало продолжение И вдруг повсюду зазвучала прекрасная музыка. Она обволакивала Алю, окутывала все ее существо, словно покрывалом, сотканным из тысячи…
23.12.2022
Сказка для тех, кто был когда-то детьми Начало здесь Бабушка заплакала горькими слезами, и Аля еле-еле успокоила ее. Старушка продолжила:…
22.12.2022
Сказка для тех, кто был когда-то детьми — Ну что, Котенок, не спится? Давай-ка, я укрою тебя потеплее одеялом и…
21.12.2022
Начало Подслушанный разговор не выходил у него из головы: — Что предпринять? Как исправить ту неловкость, что возникла между ним…
20.12.2022
Павел с Илоной умудрились разругаться вдрызг за неделю до их поездки на остров Крит. Путешествие должно было ознаменовать год их…
18.12.2022
Сегодня Елена еле разлепила глаза. Похоже, вечером она забыла закрыть шторы, вот один коварный лучик солнца прокрался и стал щекотать…
15.11.2022
– Девчонки, за нас! – прокричала тост позитивная Катя. – А за мужчин – не будем? – улыбнулась осторожно Юля….
08.11.2022
Люблю позднюю осень. Иногда она в своей прелести смело спорит с самою весною. В течение одного-единственного дня осень спешит продемонстрировать…
07.11.2022
Сегодня услышала фразу, которая буквально ошарашила меня и уж точно заставила задуматься. Произнес ее популярный юморист. И вроде говорил он…
05.11.2022
Начало здесь С этого момента всё закрутилось у нас само собой. Постоянные встречи, прогулки, смех и ночные разговоры. Я не…
-
главная
-
каналы
-
Рисую словами
Рисую словами
Мой литературный псевдоним Алевтина Крепинская. Здесь публикую миниатюры и короткие рассказы. Много миниатюр об Англии и англичанах, которые у меня складываются из писем дочери, живущей там.
Есть публикации и на правовую тематику.
55 265
-0.22%
Подписчиков
Статей
40
Охват
1 972
ER
21.49%
Подписчики
Публикации
Прирост
Дата | Подписчики | Публикаций |
---|
Упоминания
Публикации
Канал | Название | Подписчиков | Просмотров | Дочитываний |
Процент дочитываний |
Общее время просмотра |
Среднее время просмотра |
Дата |
---|