Размер и ритм в стихотворении — это два критерия, связанные неразрывно. Читатель воспринимает их как чарующее, неотделимое от поэзии ощущение гармонии, смысла и стиля.
Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы. Качественная классическая поэзия всегда характеризуется правильно выстроенным ритмом. Без него даже идеально рифмованные строки звучат коряво.
Влияние гармонии на восприятие произведения
Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах — это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.
Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация «Памятник» написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.
Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.
Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.
Определение ритма в стихотворении
Но начнем с самого начала, то есть с определения. Ритм — это гармоничное чередование звуковых элементов в фразах. Что это за понятие в стихосложении? Звуковые фразы не предложения, это все те буквенные элементы, которые проговариваются от одной паузы до другой. Фразы объединяются в строфы; а строфы — в стопы.
Как определить ритм стихотворения? Для этого выписывается вспомогательная схема с ударными и безударными слогами, между которыми ставятся разделители. Благодаря ритму мы отделяем двусложный ямб от хорея. И даже когда некоторые безударные слоги пропущены, все-равно можно четко определить размер. Определение ритма в стихотворении дает понимание законов гармонии в искусстве поэзии.
Можно годами изучать литературу и ее теорию, но так и не понять внутреннюю красоту гармоничных строф. Что такое ритм в стихотворении? Это своеобразная музыка в слоге. То явление, которое в музыке называется тактом, в поэзии именуется метром. Владение метром и определяет профессионального художника слова.
Разнообразие чередований звуковых элементов
Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.
Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.
Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.
В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки — это благозвучие.
Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.
Образ маятника
Что такое ритм в стихотворении своими словами? Наиболее подходящий образ, на основании которого удобно представить его сущность — это маятник, размеренно разделяющий время на определенные отрезки.
Образующие элементы ритма — это размер, рифма и наличие упорядоченной структуры. Все они очень важны для составления легко читающегося стихотворения.
Какие различают уровни ритма? Классификация по уровням нужна для тех, кто посвятил жизнь изучению и развитию литературы. Но также эти знания будут интересны тем, кто только начинает интересоваться этой областью гуманитарных знаний.
Первый уровень — это, как уже говорилось, простейшие слоги. Второй — тропы, третий — поэтические строки, четвертый уровень — это строфы. На первый взгляд это кажется сложным. Но разобравшись, все становится на свои места.
Сложные строфы и ритмика
Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм — это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.
Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, — это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.
Ритм и рифма
Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.
Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае — под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.
Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.
Какие бывают ритмы
Литература имеет свою историю и сложившиеся традиции, но она все время развивается и впитывает новые тенденции. Поэтому ритмика не ограничена какими-то нормами. Свой стиль вырабатывается поэтом на протяжении творческой жизни.
Для наглядности, чтобы определить ритм, приведем несколько стихотворений в различных размерах:
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)
Это дактиль четырехстопный. Благодаря разметке можно определить его ритм. Трехсложные размеры характеризуются двумя безударными слогами и одним ударным. Дактиль, амфибрахий и анапест — три размера, которые обретают благозвучность в большинстве 4- и 5-стопных стихах силлабо-тонической структуры.
Это стихотворение А. Блока, написанное анапестом. При анализе строф явно видны закономерности ударения, образующие ритм.
Есть в русском языке и чисто тонические стихотворения, в которых поэт упорядочивает только ударные слоги, а безударные употребляются несогласованно. Такой стиль написания использовал достаточно часто В. Маяковский.
На́ш бо́г бе́г,
Се́рдце — на́ш бараба́н
Ритм в таком стихотворении очень своеобразен. Конечно, В. Маяковский мог так самовыражаться. Но начинающий поэт обязан сначала освоить силлабо-тоническую систему.
Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма
Поясним эти основные понятия. Ассонанс — это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.
Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.
Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.
И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.
Вывод
Разбор стихотворений по стопам и определение размера — это программа школы. Все, кто любил уроки литературы, знает немного о стиле и рифме, помнит, что такое ритм в стихотворении; 4 класс знает уже, что есть перекрестная и кольцевая форма рифмовки. А старшие школьники изучают уже размеры.
Но начинающие поэты должны уже интересоваться более сложными вопросами теории поэзии. Ритм, размер и рифма, как видим, — взаимосвязанные понятия. Поэт должен иметь не только значительный лексический запас, но и знания законов ритма.
Ритм
– это чередование каких-либо элементов
через одинаковые промежутки времени.
Силлабо
– тоническая система основана на
упорядоченном чередовании ударных и
безударных слогов.
Единицей
ритма в стихотворной речи является
стих, т.е. отдельная стихотворная строка,
которая в свою очередь делится на стопы.
Стопа
– это группа слогов, включающая один
ударный и один или несколько безударных
слогов, с постоянным местом ударения.
СТИХОТВОРНЫЕ
РАЗМЕРЫ
Двусложные
размеры
Хорей
(ударный нечетный слог: 1, 3, 5, 7 и т.д.)
Мчатся
тучи, вьются тучи
1 2 3 4
I
— / I
— / I
— / 1 — — четыре стопы
(Хорей
придаёт стиху строгость, торжественность,
чёткость).
Ямб
(ударные четные слоги: 2, 4, 6, 8 и т.д.)
Онегин,
добрый мой приятель
1 2 3 4
—
I
/ — I
/ — I
/ — I
/ — четырехстопный ямб
(ямбу
присущи разговорные, повествовательные
интонации).
(Формальное
отличие ямба и хорея заключается в
следующем: в слове «ямб» ударение падает
на 1-ый слог, а в размере – на 2-ой; в слове
«хорей» ударение падает на 2-ой, а в
размере – на 1-ый).
Двусложные
размеры допускают возможность пропуска
в некоторых стопах или, наоборот,
появление ударения там, где его не должно
быть.
Пропуск
ударения в ямбе или хорее, то есть
появление стопы с двумя безударными
слогами, называется пиррихием.
Богат
и славен Кочубей
—
I
/ — I
/ — — / — I
облегчённая
стопа
(Ритм
чуть замедляется, а к концу восстанавливается).
Появление
в составе стопы двух ударных слогов
называется спондеем.
Мне
мил мой стыд, он право мне даёт
I
I / I I / I I / — I -/ — спондей
Утяжелённая
стопа
(Эти
строки произносятся с усилием).
(Самое
важное в строке либо вынесено в конец
и подчёркнуто рифмой, либо выделено
пиррихием, спондеем).
Пиррихий
и спондей позволяют создавать различные
варианты сочетания ударных и безударных
слогов, усиливая выразительность и
образуя ритмическое и звуковое
разнообразие поэтических произведений.
Стихотворная
строка может содержать от двух до восьми
стоп.
Трёхсложные
размеры стиха
Дактиль
(палец) – с ударением на первом слоге,
ударные 1, 4, 7, как в словах Анна Ахматова
I
— — / I
— — /
Поздняя
осень. Грачи улетели.
I
— — / I
— — / I
— — / I
—
(Ритм
тревожный, волнующийся, но в то же время
однообразный, мерный, похожий на шум
прибоя).
Амфибрахий
– с ударением на втором слоге, ударные
2, 5, 8, как в словах Марина Цветаева.
Густая
крапива шумит под окном
—
I
— / — I
— / — I
— / — I
(Ритм
гибкий, пластичный, близкий к разговорной
речи).
Анапест
– с ударением на 3-ем слоге, ударные 3,
6, 9, как в словах
Николай
Гумилёв.
Я
тебе ничего не скажу,
Я
тебя не встревожу ничуть.
-
—
I / — — I / — — I / -
—
I / — — I / — — I /
Ритм
передает оттенки взволнованной,
откровенной речи, он гибкий, пластичный,
стихи становятся близки в разговорной
речи.
Трёхсложная
стопа, утратившая схемное ударение,
называется трибрахием.
Мороженое
из сирени! Мороженое из сирени
-
I
— / — — — / — I
— / — I
—
Иногда
количество стоп в строках и их расположение
в стихах произвольно. Такой стих
называется вольным. Использование
вольного стиха позволяет автору
добиваться резкой смены интонаций и
сочетать в пределах одного произведения
различные ритмические рисунки.
(А.С.Грибоедов
«Горе от ума»).
Рифма
– созвучное повторение концов стихотворных
строк.
Рифмы
различаются :
1)
в зависимости от расположения ударения
(мужские с ударением на последнем слоге
(туман – обман, плен – тлен); женские –
с ударением на предпоследнем слоге
(царство – коварство, голодный –
бесплодный); дактилические – с ударением
на третьем от конца слоге (садовника –
шиповника). (Мужская рифма придаёт стиху
энергичное, резкое звучание; чем дальше
ударение от конца стихотворной строки,
тем мягче звучание стиха)
2)
по форме:
простая
(рифмуются отдельные слова: снега
– луга, природа – года);
составная
(между собой рифмуются группы слов или
одно слово с несколькими (на
грани я – играние, душа моя – та самая).
3)
по созвучности :
точная
(в ней совпадают все звуки: трудную
– чудную, наизусть – грусть);
неточная
(приблизительная), когда совпадают лишь
отдельные звуки (нерукотворный
– непокорный, мрамор – замер).
Рифма,
в которой созвучны только ударные
гласные, называется бедной (вода
— дома, зову — иду).
4)
по положению в строфе
а а
парная а
б
перекрёстная а б опоясывающая
а б
(смежная) б
б б а
(на
примере отрывка из «Евгения Онегина»:
«Мой дядя самых честных правил… и т.д.»)
Рифма
не является ритмообразующим средством,
и её использование носит вспомогательный
характер, поэтому стихотворения могут
быть написаны и без использования рифмы.
Такие стихи называются белыми.
Безмолвное
море, лазурное море,
Стою
очарован над бездной твоей,
Ты
живо; ты дышишь, смятенной любовью,
Тревожною
думой наполнено ты.
Строфа
– группа стихотворных строк, объединённых
в ритмическое целое по содержанию,
способу рифмовки и интонации. В зависимости
от количества строк и вида используемой
рифмовки различают следующие разновидности
строф: двустишие, трёхстишие (терцет),
четверостишие (катрен), пятистишие,
шестистишие (секстина), семистишие,,
восьмистишие.
Онегинская
строфа состоит из четырнадцати строк
(3 четверостишия и одно двустишие). В
первом четверостишии используется
перекрёстная, во втором – смежная, а в
третьем – кольцевая рифмовка.
Сонет
– стихотворение из четырнадцати строк.
Общая схема рифмовки сонета ( а б б а а
б б а в в д в д в или а б а б а б а б в
в г
д
г д)
Суровый
Дант не презирал сонета;
В
нём жар любви Петрарка изливал;
Игру
его любил творец Макбета;
Им
скорбну мысль Камоэнс облекал.
И
в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт
его орудием избрал,
Когда
вдали от суетного света
Природы
он рисует идеал.
Под
сенью гор Тавриды отдалённой
Певец
Литвы в размер его стеснённый
Свои
мечты мгновенно заключал.
У
нас ещё его не знали девы,
Как
для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра
священные напевы.
(А.Пушкин).
VI.
Личное восприятие стихотворения.
Ассоциации, раздумья, оценка,
истолкование.
Произведение
искусства не поддаётся скальпелю
анатома. Рассечённое на части, оно
превращается в безжизненную и бесцветную
ткань. Для того чтобы понять, «что
внутри», как выражаются дети, нет никакой
необходимости нарушать цельность
художественного произведения. Надо
только поглубже вглядеться в него, не
давая воли рукам. Чем пристальнее будет
ваш взгляд, тем вернее уловите вы и
смысл, и поэтическую прелесть стихов.
Главное
– уловить живую авторскую мысль,
настроение стихотворения и осторожно,
бережно, чтобы не разрушить впечатление,
постараться передать всё это в сочинении.
19
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- Главное отличие — Рифма против Ритма
- Что такое рифма
- Что такое ритм
- Разница между Рифмой и Ритмом
Главное отличие — Рифма против Ритма
Рифма и ритм являются ключевыми элементами в стихотворении. Они добавляют музыкальности в поэзию и служат фоном, на котором могут течь идеи и образы. главное отличие между рифмой и ритмом рифма — это соответствие слов и слогов, а ритм — образец поэмы, отмеченный ударными и безударными слогами.
Что такое рифма
Рифма — это соответствие звука между словами, особенно когда они используются в конце стихотворных строк. Два слова, оканчивающиеся на один и тот же звук, считаются рифмованными. Например, такие слова, как свет а также ночь разделить одно и то же окончание. Таким образом, они рифмуются слова. Рифма часто используется в поэзии, чтобы придать поэзии приятный эффект, который делает ее приятной.
Слова рифм также помогают нам запомнить. Вот почему многие детские стишки используют рифмы. Например,
Мерцание, мерцание немного звезда
Как мне интересно, что вы являются”
В большинстве стихов рифмующиеся слова встречаются в конце строк. Это называется внешним ритмом. Рифмованные слова можно найти и в середине строки. Этот тип рифмы называется внутренней рифмой.
Рифма — распространенный литературный прием, используемый в поэзии. Это делает поэзию типичной симметрией и делает чтение поэзии приятным опытом. Ниже приведены некоторые примеры рифмы в поэзии.
” Однажды в полночь тоскливыйпока я размышлял, слабый и утомленный,
За многие странные и любопытные объемы забытых знаний .. »-(«Ворон» Эдгара Аллана По)
«Должен ли я сравнить тебя с летом день?
Ты прекраснее и больше умеренный:
Сильный ветер сотрясает дорогие бутоны май,
И летняя аренда слишком коротка Дата..” – (Сонет Шекспира 18)
Что такое ритм
Ритм — это образец ударных и безударных ударов. Хотя это часто встречается в поэзии, его также можно найти в некоторых драматических и прозаических произведениях.
Ритм можно проанализировать, определив количество строк стихотворения, количество слогов в строке и расположение слогов в зависимости от их характера — короткие или длинные, ударные или безударные.
В английской поэзии есть пять основных ритмов; Это Ямб, Трохи, Спондее, Дактил и Анапест.
Ямб состоит из двух слогов: один безударный слог, за которым следует безударный слог.
Хорей состоит из одного ударного слога, за которым следует один безударный слог.
Спондей состоит из двух слогов, которые последовательно ударены.
Дактиль состоит из трех слогов: первый слог ударяется, а два других без ударения.
Анапест состоит из трех слогов: первые два слога безударные, а последний слог ударный.
Разница между Рифмой и Ритмом
Определение
рифма это соответствие звука между словами, особенно когда они используются на концах стихотворных строк.
Ритм измеренный поток слов и фраз, измеряемый отношением длинных и коротких или ударных и безударных слогов.
Обеспокоенность
рифма в основном касается использования слов.
Ритм касается слов, фраз и строк.
категории
рифма можно разделить на внутренние и внешние рифмы.
Ритм можно разделить на группы по слогам.
Изображение предоставлено:
«Шалтай-Болтай в 1902 году
В предыдущем уроке, посвященном рифме, говорилось строго о ее разновидностях. В этом же уроке, который я разобью на две части, я опубликую две статьи, вернее даже отрывки из учебников техники стихосложения современных поэтов. Эссе весьма познавательны: в них упоминаются и формы стихотворений, виды рифмы, понятия «плохая» и «хорошая» рифма, упоминание о глагольной рифме (так ли она неполноценна, как привыкли считать современные критики) и много другое.
Надеюсь материал будет вам интересен!
Т. Бондаренко
Рифма
Начнем с констатации парадоксального факта. Очень многие люди, пишущие стихи, не могут дать внятного ответа на вопрос — зачем собственно в стихах нужна рифма. Умалчивают об этом и пособия для начинающих. Даже на сайте, специально посвященном рифме, Rifma.com.ru мне не удалось обнаружить ответа. Увы даже серьезные люди путаются в этом. Так в книге «теория рифмы» В.Онуфриева обнаруживаем следующее бормотание :
…»Рифма — созвучие концов стихотворных строк,
…»создающее ощущение их единства и родства;
…»одно из наиболее ярких и характерных выразительных средств поэзии.
…»Маяковский отмечал её смысловое значение:
…»…»она возвращает вас к предыдущей строке заставляет все строки,»
…»…»оформляющие одну мысль держаться вместе».
…»Выступая в организационном качестве, рифма акцентирует
…»концы стихов, образует после себя паузы,
…»дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов…
Кроме явной глупости, что рифма «образует» паузы все остальное — невнятное бормотание. О создании родства, единства, наслаждении благозвучием, и возможности осмыслить…
А ответ простой: рифма — это РИТМИЧЕСКИЙ элемент стиха. Опять — его величество ритм! Рифма конечно же может нести и другую нагрузку, но главное, что делает рифму рифмой — это выполнение ритмической функции.
Поясним на примере
Так скажем, белый стих можно записать
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает…
или
«Над седой равниной моря
«Ветер тучи собирает
или
«Над седой
«равниной моря
«ветер тучи собирает
и.т.д.
Строка — ВАЖНЕЙШАЯ ритмическая единица стиха — здесь оказывается оформленной только чисто типографски. Звуковая структура самого стиха допускает весьма неоднозначную разбивку на строки. В отсуствие рифмы размывается строковая структура стихов, резко обедняется важнейший ритмический компонент. И не только. Размывается также СТРОФА — ритмический элемент, обусловленный чередованием строк.
Поэтому белые стихи, после внедрения рифмы, навсегда оказались на обочине стихосложения. И сейчас практически в 100% случаев представляют собой суррогат, производимый неумехами. (белый стих традиционно используется в драматургии — но это несколько иная область чем просто поэзия — и здесь это обстоятельство обсуждать не буду).
Еще раз подчеркнем главное назначение рифмы — РИТМИЧЕСКАЯ функция. Все остальное — НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Теоретически рифма может располагаться где угодно, но в русском стихосложении традиционно находится на концах строк. Конечно же, никаких пауз рифма не создает. Паузы создает ритмическое деление на строки. (хотя не на 100% обязательно, возможны строки и без пауз после них).
Ну взять ранее разобранный пример:
«Лишь иногда мелькнет на»
«Синей волне дельфинья спина…»
Здесь паузу создает типографское разбиение на строки, а вовсе не рифма. Достаточно записать по другому:
«Лишь иногда мелькнет на синей волне дельфинья спина…»
Чтобы увидеть, что здесь наоборот — рифма создается делением на строки, а без него исчезает и рифма, да и стихотворность вообще. Еще пример из так называемого раешного стиха
«Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару»
Здесь ясно слышна рифма «базару-товару». Но дело вовсе не в созвучии. В конструкции
«Пошел по базару поп. Посмотреть кой-какого товару» или
«Пошел поп по базару . Кой-какого товару посмотреть»
ощущение рифмы исчезает. Хотя звуки остались те же самые.
Этот пример ясно показывает, что созвучие ощущается как рифма именно на концах фраз, когда оно используется для подкрепления строкового (фразового) ритма.
Конечно же рифма является НЕ ЕДИНСТВЕННЫМ ритмическим элементом строкового разбиения стихотворения. В основе деления на строки лежит все же, в первую очередь, фразовое разбиение — деление на удобопроизносимые, относительно законченные по смыслу и грамматике, и ритмически организованные куски. Рифма является ВТОРИЧНЫМ, хотя и ОЧЕНЬ МОЩНЫМ средством строковой структуры.
Существуют довольно навороченные классификации рифм. Однако чтение подобных трудов представляет интерес разве что для расширения кругозора. А для практических целей почти совершенно бесполезно. Поэтому остановимся только на том, что необходимо знать пишущим стихи.
Приведу выдержку из «теории рифм»
…»Если слова созвучны между собой, то говорят, что они рифмуются.
…»На самом деле,рифмуются не слова и даже не звуки внутри слов
…»(и тем более не буквы), а фонемы и их комбинации.
При наличии правильных положений, здесь опять методическая ошибка: На самом деле рифмуются не звуки и не слова , а СТРОКИ. Так в приведенном примере «на — спина» воспринимается как рифма только при искусственном типографском разбиении на две строчки. А само по себе созвучие отдельных наборов фонем вне рамок строчного ритма никак не является рифмой, даже если четко слышно. Кроме того в каком-то смысле рифмуются и буквы. Статистика показывает, что стихотворцы предпочитают использовать рифмы, совпадающие также и по написанию, и в опредленной мере избегают использования фонетически точных, но буквенно разных рифм. Впрочем это следует скорее отнести на счет определенной склонности читать напечатанные стихи глазами.
Так что же такое рифма?
Рифма — это ритмический звуковой элемент, выполняющий функцию усиления и подчеркивания строкового (фразового) ритма. В русском стихосложении используется концевая рифма — созвучие концов строк.
Почему концевая? На этот вопрос пока убедительного ответа нет. Лично мне кажется, это связано с тем, что начало строки более четко определяется, чем концовка. Ранее, при описании внутристрочного ритма, отмечали тот факт, что строки с разным началом воспринимаются как ритмически различные (ямб и хорей; дактиль, амфибрахий и анапест). В то время, как различие в окончаниях строк не создает ощущения разного ритма. Поэтому с точки зрения ритмики, полезнее ритмически подчеркнуть более слабые элементы — концы строк.
Итак, рифма — это созвучие окончаний строк (более строго — стихотворных фраз). Главную рифмообразующую роль играет совпадение УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ. Хотя возможна рифма, построенная и на совпадении только одного ударного звука /море-ботик, поле-годы/, обычно используются сочетания с бОльшим количеством совпадающих звуков.
Здесь необходимо обратить внимание на путаницу в терминологии -ассонансом называют как рифму, где совпадает только один ударный гласный и ничего более, так и наоборот, рифму, где ударный гласный не совпадает, но совпадает достаточное количество согласных и неударных гласных /облако — яблоко/. Мне кажется , все же правильнее называть рифму, где не совпадают ударные гласные — диссонансом /как ее иногда и называют/. А рифму, где совпадает только один ударный гласный — ассонансом. Впрочем, вопросы терминологии для практики не так важны.
Часто высказывается мнение, чтодиссонансы — это вообще не рифмы. В свете сказанного ясно, что ответ на этот вопрос должен даваться исходя из того, выполняет ли рифма свою главную функцию — ритмическую — подчеркивание концов строк. А такой ответ абстрактно дать нельзя. В одном стихе диссонансможет звучать как рифма, а в другом — нет. Вот пример стиха, целиком построенного на диссонансах http://www.stihi.ru/poems/2003/09/10-1483.html Здесь диссонаная рифма звучит вполне удовлетворительно.
Встречается даже мнение, что и ассонанс — совпадение только одной ударной гласной — это «не рифма». Но это уже идет от неумного эстетства. А оно может завести куда угодно. Действительно, в стихах такая рифма часто звучит не очень хорошо. Но не во всех случаях. А вот в песнях ассонансная рифма — обычное дело. Что вполне объяснимо. При пении пропеваются только гласные звуки, именно на них идет упор /только не надо бормотания про «вокализацию согласных» у Высоцкого/. Кроме того, в песне строковый ритм подчеркивается еще и музыкальными средствами, поэтому там требования к «качеству» рифм ниже.
На первый взгляд может показаться, что идеальной рифмой был бы точный повтор «морозы-морозы» , «зеркальный-зеркальный», или классическое «ботинок-полуботинок». /Такие рифмы называются тавтологическими/. Если бы была верна теория о благозвучии и звуковом сходстве, то так бы оно и было. Однако на деле такие рифмы создают очень неприятное впечатление!
Так взять строчки из песни Окуджавы (видимо экспериментальной — там всюду кроме двух последних строф содержатся тавтологичные рифмы):
[i]»Она про проволке ходила
«Махала белою рукой
«И страсть Морозова схватила
«Своей мозолистой рукой…[/i]
Здесь рифма рукой-рукой настолько неприятно звучит, что в народе сразу же переделали на
«махала белою ногой»
Причина этого в том, что приятный для человека ритм — это не просто повторение, а СОЧЕТАНИЕ повторения и РАЗВИТИЯ ,ДВИЖЕНИЯ!
Или иначе говоря — РИТМИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД. Топтание на месте, бег по кругу — эмоционально пусты, а то и противны. Точные повторы в рифмах создают ощущение топтания на месте, движения по кругу, жевания резины. /в музыке подобные вещи так и называются — баблгам (bubble gum)/Следует учитывать, что начиная с уровня строки, важным компонентом становится не только ЗВУК, но и СМЫСЛ. Слова, совпадающие по звуку, но разные по смыслу воспринимаются по другому. Например:
«И хоть мы незнакомы почти
«Посещением дом мой почти…»
или
«В полуночном холодном бреду
«Я по кочкам болотным бреду…»
Здесь рифма «бреду-бреду» слушается уже совсем по другому, чем «рукой-рукой» . И, соответственно, такая рифма обычно расценивается не как плохая, а как крутая. Более того, даже слова формально-грамматически однокоренные могут нормально рифмоваться, если по смыслу они достаточно далеки. Ну скажем «забуду-пробуду» Или, например, из классики:
«Когда не в шутку занемог…
«И лучше выдумать не мог…
«Глагольная», да еще однокоренная рифма — у Пушкина ! С формалистской точки зрения — ужасно! Но в реальной речевой практике смысл слова «занемог» далек от «не мог» и поэтому на смысловым уровне они не воспринимаются как однокоренные. И специалист вполне справедливо расценивает эту рифму не как «ужасную» а как «эффектную». А вот «ботинок — полуботинок» — на всех уровнях: и звуковом и грамматическом и смысловом воспринимается как тавтологичная. И такая рифма практически всегда будет звучать «плохо».
Еще раз подчеркнем, восприятие рифмовки зависит от смысла содержания стихов. В частности, в бессмысленных стихах однокоренные рифмы типа «завтра-завтрак» , и даже разнокоренные но по звуку очень близкие «запаленный-закаленный» , звучат гораздо хуже. То же можно сказать про стихи вроде осмысленные, но лишенные действия, динамики, когда содержание стиха топчется на месте.
Как-то пришлось слушать авторскую песню с очень точными рифмами и очень статичным сюжетом — ощущение будто несколько минут жевал подметку — навязчивое впечатление, будто идет бесконечный повтор одного и того же.(что конечно усугублялось однообразной музыкальной стилистикой бардовской песни).
О «ГЛАГОЛЬНЫХ» РИФМАХ
Следует особо остановиться на так называемых «глагольных» рифмах. Термин широко употребляемый полуграмотными «знатоками». Но не используемый специалистами. В действительности речь должна идти не о «глагольных» , а о грамматических рифмах. Например «упал-шагал», «пытал-скакал», «летел-присел» ,»убил-просил» и.т.д.
Такие рифмы действительно, обычно не очень хорошо звучат. Но дело здесь не в том, что они «глагольные», и даже не в том, что они «легкие» для придумывания. /по статистике — рифмующихся таким образом слов в русском языке больше всего/. А в том, что здесь рифмуются грамматические окончания слов. «ал-ал» «ел-ел» «ил-ил»…
То есть здесь проглядывает знаменитый «ботинок-полуботинок». Это рифмы тавтологического рода — рифмующиеся части и по звучанию, и грамматике, и по смыслу — суть одно и то же.
Однако звучат они все же не так грубо как «ботинок-полуботинок». Это связано с тем, что грамматические окончания не так сильно в смысловом плане вычленяются в слове, как корни слов.
Смысловое восприятие фокусируется на корне, — а корень здесь разный. «пытал» и «скакал» — это разные слова и весьма далекие по смыслу друг от друга, поэтому рифмующаяся часть «-ал» воспринимается не настолько буквальным повтором как ботинок-полуботинок. А вот в мозготрахальном стихе, где смысл не задействован, эта же рифма будет звучать хуже.
То же можно сказать не только про «глагольную», но про любую другую грамматическую рифму например желание-сознание /ание-ание/. блатной-дурной /ной-ной/ и.т.д Просто в силу особенностей русского языка с глаголами это случается намного чаще.
А сама по себе «глагольность» здесь ни при чем. Так «поздравил-поставил» — во всех отношениях полноценная рифма, т.к. созвучие образовано не только совпадением окончания «ил», а основной рифмообразующий элемент — ударная гласная — находится в корнях слов.
Еще во времена Пушкина предпринимались попытки «запретить» «глагольную» рифму. Нашелся даже стихотворец, написавший целую поэму, не употребив ни одной (!) «глагольной» рифмы. Уже сам факт, что сейчас его имя никому не известно, кроме специалистов, говорит сам за себя. А вот у Пушкина в «Медном всаднике» например, 20% рифм — «глагольные»…
В любом случае, конечно соглашусь, большинство халтурных рифм у начинающих — «глагольные» и что начинающим стихотворцам следует избегать грамматических рифм. И не только потому что они плохие, но и потому, что они слишком легкие. Нужно учиться преодолевать постоянный соблазн — сделать не «как надо», а «как легче». И не только в глаголах дело — мне приходилось встречать стихи целиком построенные на грамматических рифмах, хотя и не содержащие ни одной глагольной!
И опять-таки, хочу напомнить, что рифмуются не звуки и не слова, а строки. Даже более того — строки в конкретном стихотворении. Как мы уже видели, в восприятии рифмы играет роль не только звук, но и смысл. Поэтому нет рифм абсолютно «плохих» или абсолютно «хороших».
Вот скажем, рифмы традиционно считающиеся «классически» плохими
«я-меня» «тебя-себя» …..
А вот примеры:
«там некогда гулял и я »
«Но вреден север для меня…»
«Вздыхать и думать про себя»
«Когда же черт возьмет тебя…»
Можно конечно, похлопывая по плечу классика, сказать «ну, Пушкину простительно…» Да конечно и у классиков бывают ляпы и неудачи. Но для начала надо бы себя проверить — а так ли уж хорошо вы сами разобрались в вещах, о которым беретесь судить? Нуждается ли Пушкин в вашем «прощении»?
РИФМА 2
О РИФМАХ «ХОРОШИХ» И «ПЛОХИХ»
…..»Грязь — это вещество не на своем месте»
…..поговорка химиков
Эту поговорку я бы выбил золотыми буквами. Нет ничего «плохого» или «хорошего» самого по себе. Все хорошо только на своем месте. Есть конечно «плохие» рифмы — это те, которые как правило, звучат «плохо», особенно в руках начинающих стихоплетов — у них почти на все 100%. Таких рифм начинающим желательно избегать. Пока не выработают хороший слух и вкус. Есть рифмы, которые в большинстве случаев звучат хорошо. Но возводить все это в абсолют не стоит.
Во-первых: поэзия не состоит из одной только рифмовки.
———-
Рифма -это хотя и важный, но вовсе не единственный компонент. Даже звук в стихе далеко не только рифмой определяется. К сожалению, столь банальные вещи приходится постоянно напоминать. Кто-то считает, что поэзия есть рифмоплетство, кто-то — что словоплетство, кто-то — что поэзия — это нагромождение образов, кто-то — что буйство чувств, и т.д. Все они конечно же неправы. Все это есть в поэзии, в разных пропорциях у разных авторов, но поэзия никак не сводится к чему-то одному.
Рифма — это инструмент стихотворца. И глупо , когда инструмент становится самоцелью. Конечно же мастер должен владеть инструментом. Но вовсе не обязательно должен быть виртуозом. И даже если и умеет виртуозно рифмовать — то вовсе не должен выкусываться на ровном месте. Бесплатных пирожных не бывает — и за изысканные рифмы стихотворец часто расплачивается провалом в других компонентах стиха. Автор вполне имеет право сосредоточить свое внимание на других компонентах стиха, пусть в ущерб качеству рифмовки. Можно писать вполне достойные стихи, используя избитые и серые рифмы. А можно писать никакие стихи, хотя и с «хорошими» рифмами.
Лучший столяр — вовсе не тот, у кого самые дорогие и хитровыдуманные рубанки. И не тот, который умеет жонглировать стамесками. Бесспорно, интересно посмотреть на плотника, умеющего жонглировать топорами, но к плотничному делу такие выдрюки имеют весьма отдаленное отношение. И уж ничего не говорит о качестве продукции такого плотника.
Во-вторых, рифма, будучи далеко не единственным элементом стиха, должна находиться в гармонии с остальным. Так, громыхающая рифма вполне уместна для плакатных стихов, но будет неуместной в элегии или философском размышлении. Яркая рифма — но всего лишь в одной паре строк, на фоне остальной серой рифмовки будет «выпирать», если только такое выделение не оправдано содержанием стиха. Уж лучше равномерно «плохие» рифмы, чем такой нестрояк. Ну как кусок паркета среди асфальтовой площадки — смотрится просто глупо. Как-то мне приходилось делать подобное замечание автору, но он его, увы, в упор не захотел понять… Использование заведомо «плохих» рифм может быть и вполне сознательным приемом. См. например стих http://www.stihi.ru/poems/2001/07/07-29.html где автор специально подбирал самые плохие рифмы. Более того, даже отсуствие рифмы может быть использовано как выразительное средство: http://www.stihi.ru/poems/2002/07/13-171.html
Конечно же без специальных обоснований качество рифмовки не должно опускаться ниже уровня городской канализации. Но это следует отнести и к ЛЮБОМУ ДРУГОМУ компоненту стихотворчества.
Достигать вершин сразу во всем — удел гениев, да и то, только в отдельных шедеврах. А требовать этого , даже от гения, в каждом стихе просто глупо. Тем более, от простых смертных. Кстати, королем русской рифмы называли — знаете кого ? И на мой взгляд не без оснований.*) А то что он остался малоизвестным широкой публике — лишь доказывает тезис, что рифмоплетство — еще не есть поэзия.
Возьмем скажем, ряд рифм одного автора, выписанных подряд .
себя-тебя, я-меня, бранил-водил, решил-мил, дам-эпиграмм,
дней-своей, мог-залог, степей-своей, порой-слезой,
наедине-тишине, собой-женой, брегет-обед,
живым-золотым, того-его, кулис-неслись
зевать-вспоминать, разовьет-бьет, терпел-надоел,
вон-он , кабинет-лет,
прав-неправ …..
Эстет тут же конечно воскликнет — что за чудовищное графоманство! А ведь это — Пушкин. Рифмы выписаны подряд. Но не подряд по строкам, а взяты последние рифмы в каждой онегинской строфе. Можно конечно развести демагогию о «прогрессе» поэзии со времен Пушкина. (демагогией это будет, потому что и тогда такая рифмовка считалась слабой). А можно отрешиться от идей о самоценности рифм самих по себе. И постараться понять, почему именно В КОНЦАХ строф Пушкин предпочитал ставить слабые рифмы. И если задуматься, и проанализировать звук, то ответ находится без труда. Сильная рифма создавала бы грубо говоря , впечатление восклицательного знака в конце. А слабая — создает эффект многоточия. Так, что получается мягкая концовка и не ждется никакого непосредственного продолжения. Создается некоторая пауза для перехода к следующей строфе. Этот эффект усиливается еще и смежной рифмовкой последней пары строк. Как бы приглушается свет перед затемнением и переходом к следующему отрывку видеоряда. Проверьте — расставьте явно многоточия в конце каждой онегинской строфы — и убедитесь, что он там окажутся вполне на своем месте. Но типографски это было бы не очень красиво. Как я говорил уже, хороший стихотворец должен избегать использования знаков пунктуации, кроме легко угадываемых. И здесь Пушкин мастерски создает нужный эффект чисто стихотворными средствами, не прибегая к типографским.
—————-
*) Д.Д.Минаев
РИФМА 3
РАСШИРЕННАЯ РИФМА
Вернемся теперь к тезису о том, что рифмуются не слова и не звуки, а СТРОКИ. Это означает, что собственно рифма не обязана ограничиваться только концевой ударной гласной с прилегающими согласными. Рассмотрим заново цитированные ранее строки Пушкина:
«Когда не в шутку занемог»
«И лучше выдумать не мог»
Созвучие, связывающее эти строки на самом деле не сводится к «занемог — не мог» Для наглядности обрежем строки так
«…занемог
«..ать не мог
здесь сразу видно совпадение гласной «а»
«…зАнемог
«..Ать не мог
но и этим дело не ограничивается!
«..кУ занемог
«..дУмать не мог
Таким образом реальное созвучие строк оказывается куда богаче формального занемог-не мог! Или возьмем например, то , что некоторые собирались Пушкину великодушно простить: «я-меня»
«Там некогда гулял и я
«Но вреден север для меня…
Отрезаем для наглядности:
«…лял и я
«…для меня
Если учесть что буква Е в слове «меня» произносится так же как «и» в первой строке, то созвучие получается
«…ЛЯл И Я
«…дЛЯ мЕнЯ
это куда богаче формального я-меня. Но и это еще не все — в этих строках совпадает ударная гласная на втором слоге
«Там нЕкогда гуЛЯл И Я
«Но врЕден север дЛЯ мЕнЯ…
т.е. еще имеется ассонансная «внутренняя рифма». Возьмем еще Пушкинское «себя-тебя» , выделив созвучия (учтя, что в устном произношении И-Е А-О в безударной позиции
звучат похоже):
«ВздыхАть И думАть прО сЕБЯ
«КогдА жЕ черт вОзьмьОт тЕБЯ
И здесь опять — дело отнюдь не сводится к примитиву себя-тебя [/color]
Таким образом, элементы создающие созвучие могут находиться влюбом месте строки, и не обязательно подряд. Это явление я бы назвал расширеной рифмой (расширенной рифмовкой), оставив устоявшийся термин «рифма» только для концевого созвучия образованного вокруг одной ударной гласной. Расширенная рифма не такое уж редкое явление. В случае когда дополнительные, не концевые, созвучия достаточно «богаты», принято говорить о «внутренней» рифме
Например:
«Главная пушка уже не скучала
«Славная песня на бриге звучала…»
Тут помимо концевого комплекса «не скучала — ..ге звучала» имеется рифма в начале строки «главная-славная»
Следует оговориться, что иногда «внутренней рифмой» называют аллитерацию — звуковую перекличку, которая ритмической строковыделящей функции не выполняет. На мой взгляд, это лучше называть просто аллитерацией, чтобы не путать с элементами рифмовки. Так в строке Пушкина ясно слышна аллитерация черт-возьмет, но она к рифмовке не относится. Лично я термин «внутренняя рифма» оставил бы только для случаев, когда это созвучие находится на одном и том же месте внутри строки, и регулярно проведено во всем стихе. Т.е. когда внутреннее созвучие является постоянным элементом ритма.
Расширенная рифмовка намного обогащает возможности стихотворца. Можно использовать даже самые «слабые» концевые рифмы, дополняя их созвучием других частей строк, и в результате получать вполне достойное звучание стихов.
А прощать Пушкина собрались потому, что подошли формально, прочитав строчки глазами и не попробовав на звук. Еще раз приходится напоминать: стихи — речь звучащая Даже если и нет аналитических способностей — уши-то на месте. Можно просто убедиться, что звучание получается нормальное, несмотря на формально «плохую» рифму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РАЗГОВОРА О РИФМЕ
Здесь я сделаю отступление — на сайте стихиру я постоянно сталкиваюсь с «глухотой» публики — с неряшливой привычкой читать стихи глазами (да еще и вскользь по диагонали). Даже «выпирающие» внутренние рифмы ухитряются не замечать, обращая внимание только на концы строк, да и то, часто даже и это не пробуя на звук. Впрочем и свои собственные стихи многие авторы, видимо, читают только глазами, не замечая звуковых огрехов , а то и грубейших ляпов. Зато любят играть в типографские выдрюки… Еще раз подчекну стихи — речь звучащая. И если вам звук безразличен или недоступен — оставьте в покое поэзию. А если нет — то хотя бы постарайтесь этот самый слух развивать, а не возводить свою глухоту в абсолютную истину. Когда я говорю — бросьте поэзию, я имею в виду не «бросьте писать». В конце концов — пусть люди развлекаются если это им приятно. Но не надо воображать себя «поэтом» и питать какие-то серьезные надежды и претензии. И тем более свои упражнения выдавать за вершины.
И еще раз — рифмуются строки не «вообще» а конкретные строки в конкретном стихотворении. Помимо чисто звуковых средств выделения сходственных строк, может использоваться ритмический параллелизм, как на очевидном уровне (альтернанс), так и на менее очевидном (расположение цезуры, словоразделов, расположение пиррихиев и спондеев). Кроме того могут использоваться элементы ГРАММАТИЧЕСКОЙ и СМЫСЛОВОЙ симметрии.
Все это к элементам собственно рифмы относить видимо не стоит, хотя эти вещи могут выполнять такую же функцию и могут существенно усилить рифмовку. И наоборот, огрехи во всех этих элементах могут ослабить и сделать плохо звучащей даже вроде бы «нормальную» рифму. (в действительности конечно, меняется не звук, а ощущение ритма).
И ко всему сказаному можно добавить также стилистический компонент. В одном стихе «крутые» рифмы будут уместны, в другом — будут выглядеть откровенным выдрючиванием и манерностью. Даже в стихе, где в принципе допустимы и те и другие, не всегда уместно смешение стилей рифмовки — часто лучше звучит стих в единой стилистике. Что лучше будет звучать — стилистически очень гладко построеная строка со «слабой» рифмой или строка с более «сильной» рифмой , но стилистически более шероховатая? «Слабая» рифма, в строке, звучащей как кусок естественной, без малейшего насилия, речи героя — или «сильная» рифма, но с явными признаками искусственной сконструированности?
И наконец, если наличный уровень поэтической техники не позволяет — то что предпочесть — стих с кривым содержанием и правильной рифмой — или стих с хорошо выстроенными другими компонентами и неуклюжей рифмовкой ? Каждому конечно свое, но лично я во многих случаях предпочитаю поступиться (до определенного предела конечно) качеством рифмовки. Главное, чтобы принятие такого решения было сознательным, а не шло от глухоты или наплевательского отношения к правилам стихосложения. Футболист вполне имеет право сознательно выпнуть мяч на угловой или в аут, но только оценив ситуацию, а не по небрежности или из-за неумения обращаться с мячом, и уж тем более не потому, что он считает, что для него правила не писаны.
Итак, подводя итоги обсуждения рифмы, видим что рифма не сводится просто к созвучию концов строк, или строк в целом. На восприятие («звучание») рифмы оказывают влияние многие другие компоненты стиха — ритмическое, грамматическое, смысловое, стилистическое. И в конце концов, звучать должна не рифма, не строка, а стих в целом. Да и звук является не единственным компонентом поэзии. Хотя конечно есть рифмы, как правило, плохо звучащие, использовать которые начинающим не рекомендуется , возводить в абсолют то или иное правило не стоит. Особо следует обратить внимание на «глагольные» рифмы. Точнее, на любые грамматические. Использовать их начинающим не рекомендуется, т.к. такие рифмы трудно заставить звучать «хорошо». Кроме того, они слишком легки для нахождения, а лень родилась раньше нас. Привычка давать себе послабления вряд ли полезна для совершенствования. Конечно же можно использовать плохие рифмы как некий суррогат в ситуации, когда техника не позволяет добиться лучшего. В конце концов, людям хочется не просто учиться, а получать какие-то, пусть скромные результаты. Но важно при этом понимать, что ты играешь по облегченым правилам. И при обучении не терять голову и представлять себе реальный уровень, на котором находишься.
И еще на одно хочется обратить внимание — повторюсь, поэзия состоит не только из рифм. Стихи состоят не только из концов строк.
Упорная работа над умением рифмовать конечно же нужна, но обучение стихосложению никак не должно сводиться ТОЛЬКО к этому. Никак нельзя упускать из виду все остальное. И, овладев рифмовкой, не стоит считать, что уже все в поэтической технике постиг.
Это всего лишь один из многих компонентов. (ритмика, строфика, звук, композиция, образность, стилистика, содержательность и т.п.) Встречал немало стихов, в которых автор гордится небанальностью рифм, но плавает в ритмике и строфике, и допускает кучу корявых инверсий и переносов, звуковых и смысловых огрехов, стилистическую неряшливость, ляпы в содержании…. В немалой степени перекосу в рифму способствуют замечания полуграмотных рецензентов, которые ничего другого и не умеют, как к «глагольным» (иногда к «избитым») рифмам придираться. В результате у автора создается впечатление, что достаточно начать оригинально и неглагольно рифмовать — и ты уже в поэтах. При этом возникают странные монстрики — сколь угодно кривые рифмы — лишь бы не «глагольные» и не «избитые». И автор на замечание о качестве рифм гордо заявлет, что «зато» они не избитые… Кому как, а по мне лучше рифма любовь-кровь, чем любовь-паровоз.