Ритуалы вхождения в сказку для дошкольников

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Ритуалы вхождения в сказку используются в качестве мотивационных материалов в НОД.

Пояснительная записка

Человечеством накоплен огромный «сказочный» опыт, но в условиях реализации ФГОС ДО материал, основанный на сказках, используется не в полной мере: нет четкого представления, как эффективнее и полнее использовать сказку и сказочные «продукты» в образовательном процессе.

Сказка и сказочные возможности

Вашему вниманию будет представлен опыт использования сказки и сказочных «продуктов» в образовательном процессе. Не первый год работаю по теме «Сказка и сказочные возможности». За это время был накоплен авторский материал: сказки, сказки – подсказки, присказки, заклички, зазывалки, ритуалы вхождения в сказку, словесные игры по русским народным сказкам, загадки, хороводные игры …Сказочный материал всегда доступен и легко применим в образовательном процессе.

Что я отношу к сказочным «продуктам»? Какие сказочные «продукты» были накоплены в процессе моей практической деятельности?

Сказочные «продукты»: присказки; ритуалы вхождения в сказку; сказочные считалочки; сказочные заклинания; словесные игры на основе сказок (русские народные сказки; авторские сказки) и на основе других произведений детских писателей; сказочные сюжеты в НОД; хороводные игры на сказочную тематику; подвижные игры и эстафеты по сказочным сюжетам; кроссворды по русским народным и авторским сказкам; загадки по русским народным сказкам; сказки – подсказки; мнемотаблицы по сказкам.

Подробнее остановлюсь на использовании в образовательной деятельности присказок, сказочных ритуалов или ритуалов вхождения в сказку. Ритуалы вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале педагогических мероприятий. Ритуалы вхождения в сказку можно использовать, как в НОД, так и в других познавательных, развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать и в конце мероприятий, в качестве рефлексии.

Материал можно использовать с любой дошкольной аудиторией (от 3 до 7 лет).

Ритуалы вхождения в сказку

Ручеек

(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)

Ручеек, ручеек в сказку множество дорог.
Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.

Цветок

Силой волшебной этот цветок
Нас наполняет с макушки до ног.

Фея

(В роли феи может выступать сам педагог.)

Только Фея нас коснется,
Сразу в сказку путь начнется.

Царевна – Лягушка

Силой волшебной готова делиться,
Надо лишь рукой коснуться.
Царевны – Лягушки пальцем касаемся,
В сказку отправляемся.

Ветерок

(Можно использовать настольный вентилятор.)

Ветер, ветер, ветерок,
В страну сказок путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб попали в сказку в срок.

Ракушка

(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)

Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко,
Как там море шумит, что о сказке говорит?

Колечко

Колечко, колечко, скажи нам словечко:
– Как нам в сказку окунуться, а потом домой вернуться.

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем,
Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).

Дорожка

(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)

Дорожка, дорожка, помоги немножко!
Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.

Камень

(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)

Камень, камень, ты красивый,
Обладаешь большой силой.
Рукой камень мы потрем,
Сразу в сказку попадем.

Указка

(Раскрутить указку на столе.)

Указка, указка, дай нам подсказку,
Приди на подмогу – укажи дорогу!

Самолетик

(Бумажный самолетик.)

Самолетик, самолет отправляется в полет.
Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.

Перышко

(Любое перышко, можно искусственное)

Ветер перышко принес
И у нас к нему вопрос:
– Если прямо мы пойдем,
Сразу в сказку попадем?

Стрела

Всюду стрелочка летала,
Все дороженьки узнала.
Помогай, стрела, в пути,
Как до сказки нам дойти?

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

«Сказочная прогулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

Обучающие задачи:

  • развивать нравственно-этический словарь детей;
  • активизировать словарь детей по теме: «Дикие животные»;
  • отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • продолжать учить детей использовать в речи определения.

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • обучать в передаче эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.

Материал к занятию:

  • ИКТ (интерактивная доска; ноутбук; презентация – уши животных: медведь, лиса, заяц, волк);
  • костюмы животных: лиса, заяц;
  • сказки и разрезные картинки к ним: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»;
  • загадка о сказке «Три медведя»;
  • картинки «Звериная семейка» (медведь – медведица – медвежонок и т.п.);
  • аудиозапись «звуки леса»;
  • пиктограмма к рассказу «Кошка и пчела».

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • отгадывание загадок о животных;
  • рассматривание картинок по теме: «Дикие животные»;
  • разучивание диалоговых стихов.

Ход НОД

Воспитатель. Занятие начинается со сказочного ритуала. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Прогулка эта не простая, а сказочная. Предлагаю начать нашу прогулку с волшебных слов, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.

Мы покружимся,
Мы повертимся,
И со сказкою
Скоро встретимся.

Дети хором повторяют эти слова

Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу. Как вы думаете, каких сказочных зверей мы можем встретить в этом лесу?

Ответы детей:

  • в лесу можно встретить лису;
  • в лесу можно встретить зайца;
  • в лесу можно встретить сказочных зверей.

Воспитатель.

Живет в лесу волшебник –
Все делает не так!
Не зря его прозвали –
Волшебник Противняк!

И.Ф.Кугаевская

Задание 1.

Заколдованные картинки.

Злой волшебник Противняк
Заявил сегодня так:
– Кто сегодня в лес придет,
Никого здесь не найдет.
Я с утра пораньше встал,
Всех зверей заколдовал.
Очень надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.

И.Ф.Кугаевская

На интерактивную доску выводятся (по мере угадывания) картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Дети угадывают и называют «заколдованных» животных по ушам.

Ответы детей:

  • это уши зайца;
  • это уши белки и т. п.

Задание 2.

Добрые – злые – разные животные.

Злой волшебник Противняк
Снова сделал все не так:
Добрые, злые, другие зверята…
Всех перепутал он, ребята.
Снова надо постараться,
Чтобы в этом разобраться.
Мы будем стараться
И сможем разобраться.

Воспитатель. Запомните такие слова «добрый», «злой», «круглый», «большой», «быстрый», «хитрый», «запасливый». Воспитатель называет сказочного героя, а дети подбирают определение (волк – злой; лиса – хитрая и т.п.).

Ответы детей:

  • белка – запасливая;
  • заяц – пугливый;
  • медведь – косолапый и т.д.

Задание 3.

Перепутанные сказки.

Противняк смешал все сказки.
От него не ждем подсказки.
Все картинки разберем,
Сказки нужные найдем.

И.Ф.Кугаевская

Дети подбирают разрезные картинки к сюжетной картинке из сказки; сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие – на выбор воспитателя.

Ответы детей:

  • эта сказка называется «Колобок»;
  • эта сказка называется «Заюшкина избушка»;
  • эта сказка называется «Кот, петух и лиса» и т.д.

Разминка.

Мы в свой дружный хоровод
Позовем лесной народ.
Дети идут по кругу.
Прибежали зайки,
Скачут на лужайке.
Дети прыгают, изображая зайцев.
А лисицы-мастерицы
В танце закружились.
Дети кружатся на месте.
Белки вместе с ними
Тоже в пляс пустились.
Дети выполняют приседания (пружинки).
Но пришел тут Противняк,
Закричали все вот так:
– У-у-у!
Дети кричат: У-у-у!

И.Ф.Кугаевская

Задание 4.

Загадка о сказке «Три медведя»

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Ответы детей:

  • эта сказка называется «Три медведя».

Задание 5.

Назови семейство.

Про звериные семейки
Предстоит нам рассказать.
Папу, маму и ребенка
Сейчас будем называть.

Дети называют каждого из семьи зверей: например: медведь – медведица – медвежонок и т.п.

Ответы детей:

  • волк-волчица-волчонок;
  • лис-лиса-лисенок;
  • заяц-зайчиха-зайчонок и т.д.

Задание 6.

Диалог «Разговор лисы и зайца». Стихотворение рассказывают двое детей. Дети одеты в костюмы лисы и зайца.

Зайка с Лисонькой не дружит,
Как увидит – весь дрожит.
Зайка Лисоньку увидит,
Повернется, убежит.

Лиса. Здравствуй, Зайка! Где ты был?
Зайка. Я за шубою ходил.
Лиса. Где же шубу ты купил?
Зайка. Да, мне ежик шубу сшил.
Лиса. Ну-ка, ближе подойди!
Зайка. Ой, Лиса, не подходи!
Лиса. Подойди, я погляжу.
Зайка. Нет, Лиса, я ухожу!

И.Ф.Кугаевская

Задание 7.

Рассказ в картинках. Рассказ по пиктограмме «Кошка и пчела»

Воспитатель.

Противняк опять шалит,
Сказку рассказать велит.
Сказку он заколдовал,
Он ее зарисовал:
Рисунки, схемы есть в той сказке…

Мы справимся с заданием,
Расскажем без подсказки.

И.Ф.Кугаевская

Дети пересказывают рассказ по пиктограмме.

Рассказ «Кошка и пчела»:

– Сидела кошка на окошке. За окном птичка пела веселую песенку. Вдруг в комнату влетела пчела. Кошка спрыгнула на ковер. Пчела покружилась и села на цветок. Кошка спряталась под деревом.

Воспитатель.

Незаметно пролетело
Время в сказочном лесу.
Зверя разного встречали:
И медведя и лису…
Пусть пытался злой волшебник
Все попутать, навредить,
Но мы знали, что нам делать,
Но мы знали, как нам быть.
Скажем сказке: – До свидания!
До свидания, звери, лес!
Будем ждать мы новой встречи,
Новых сказочных чудес!

И.Ф.Кугаевская

Воспитатель. С какими сказочными героями вам хотелось бы повстречаться в следующий раз?

Ответы детей:

  • мне хочется встретиться с Мальвиной;
  • мне хотелось бы встретить в сказочном лесу Жихарку;
  • Я бы хотел увидеться с Аленушкой.

Воспитатель. Пора домой отправляться. Подходят к дорожке (можно взять из физкультурного оборудования) и произносят волшебные слова (ритуал выхода из сказки):

Дорожка, дорожка, помоги немножко.
Ты, дорожка, не кружи, путь до дому укажи!

«Ритуалы вхождения в сказку, применяемые педагогом-психологом»«Ритуалы вхождения в сказку, применяемые педагогом-психологом»

Петрова Светлана Викторовна МБДОУ «Детский сад №78 «Василек» Педагог-психолог Город Норильск, Красноярский край

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

1. Ведущий включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчанье и «наполняясь волшебной силой».

Пройдя по «ручейку», каждый садится па пяточки в позу расслабления.

«Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?»

2. Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них:

«Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога — самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога — самая трудная колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова или массажная дорожка). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой. Закончив путь, садитесь в позу расслабления».

Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал.

3. «Силы на путешествие по сказке нам подарит Волшебный цветок. Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело: голову… шею… руки… грудь… живот… ноги.

Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию».

Дети садятся в позу расслабления.

4. «Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот, до кого она дотронется, сразу же садится на пол и ждет начала сказки».

Включается тихая музыка, и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.

5. «Сегодня у нас в гостях Царевна-Лягушка, — ведущий демонстрирует игрушечную лягушку, — она приглашает вас в свою сказку и дарит вам волшебную силу. Сейчас встаньте полукругом и прикоснитесь к лягушке одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от лягушки идет к вам сила. Вот она заполняет всю руку… поднимается через шею в голову… опускается в грудь… живот… ноги… наполняет дру-гую руку от плеча до кончиков пальцев».

6. «Сейчас подует волшебный ветер, и каждый, кто искупается в его чудесных струях, перенесется в сказку, — ведущий включает вентилятор. Каждый ребенок медленно проходит мимо, ощущая лицом и телом поток воздуха, а затем садится на пол, -вот мы и в сказке».

7. «Сегодня только тот попадет в сказку, кто сумеет перепрыгнуть через огненную реку (на полу ткань красного цвета). Эта огненная река очень горячая, пламя поднимается высоко-высоко. Если вы хотите сами перепрыгнуть через реку, это очень хорошо, но можно попросить помощи у волшебных предметов и героев».

У ведущего на отдельном столе находятся игрушки и предметы: фея, волшебная палочка, конь, ковер-самолет, ступа бабы-яги, цветик — семицветик.

8. «Сегодня помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце».

9. «Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: если смотреть на него не отрываясь, то переносишься, куда захочешь».

Ведущий зажигает свечу, и дети пристально смотрят на пламя. Ведущий просит не моргать, не отводить взгляд от огня, даже если это немного трудно, и слушать ощущения в глазах.

Спустя некоторое время ведущий задает вопросы: «Что чувствуют ваши глазки (тепло, покалывание, болезненность, увлажненность: навернулись слезинки, жжение и т. д.). «Вот мы и в сказке. Тихим голосом, шепотом поблагодарим волшебный огонек за помощь».

10. Ведущий показывает детям крупную ракушку. «Эта ракушка поднялась с морского дна. Специально для того, чтобы подарить вам волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только раздастся тихий звон, ра-кушку следует передать другому ребенку, а самому сесть в позу расслабления».

11. «Ваши «секреты» не простые, а волшебные. Они обладают тайной секретной силой. Кто такой «секрет» в руке подержит, тот и в сказку легко войдет и обратно вернется живым и невредимым. Осталось только закрыть глаза, поднести кулачок с «секретом» к сердцу и повернуться вокруг себя три раза. Вот мы и в сказке».

12. «Вам необходимо надеть на правый мизинец волшебный перстень и пожелать очутиться в сказке. И ваше желание сбудется». Дети закрывают глаза, «надевают» перстень, произносят: «Хочу оказаться в сказке», затем поворачиваются три раза вокруг себя и открывают глаза. «Вот вы и в сказке».

13. «Волшебную силу, необходимую для путешествия, нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите».

14. «У меня есть волшебный цветок, — демонстрируется светильник из стекловолокна, — этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок, и представьте, как свет от него входит в вашу голову… шею… спину… грудь… живот… мягко-мягко наполняет руки и ноги».

15. «Сегодня мы войдем в сказку через волшебный тоннель. Там немного темновато, кто не побоится и преодолеет свой страх, того ждут удивительные приключения вместе с героями сказки». Тоннель готовится заранее: расставляются детские стульчики или столы. Сверху они накрываются плотной тканью. Недалеко от выхода, на полу размещается лампа, накрытая тканью ( «свет в конце тоннеля»). «Вы замечательно проползли по волшебному тоннелю, преодолели свой страх и приобрели новые силы для чудесных приключений».

16. «Расслабьтесь, положите руки на бедра ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый? Приготовились?»

Ведущий кладет каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. «Камни обладают такой большой силой, что как только они косну-лись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку».

17. «Фея радости оставила для вас волшебную лампу, — демонстрируется увлажнитель воздуха, с мерцающими огонечками, — волшебный пар этой лампы умеет переносить людей в различные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того чтобы попасть в сказку надо получит от этой лампы волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на лампу. Когда она начнет менять цвета, из нее заструится волшебный пар — вы перенесетесь в сказку».

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Выбранный ритуал должен повторяться в начале и в конце каждого занятия.

Минутки вхождения в день.

Цель. Стимуляция психического и личностного роста ребенка; развитие навыков социального поведения; стимулирование повышения уверенности в себе и развитию самостоятельности.

1. Под лирическую музыку. «Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Тане, Саше?

А что вы хотите пожелать мне?

Вдохните глубоко и с выдохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу».

2. Звучит музыка. «Дети, посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие, сильные. У девочек — нежные, ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

За что ты, Андрей, любишь свои руки?

Катя, а ты любишь свои руки?

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука,
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая —
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками»

< Предыдущая   Следующая >

Ритуалы вхождения в сказку

Сказкотерапия как метод психотерапевтического воздействия на ребенка и как способ передачи знаний о жизни известен уже на протяжении многих веков. Смысл рассказываемой сказки, сюжетная линия, характеры героев и мораль всегда несли в себе ценностное нравственное значение. Оказывающее влияние на сознание детей. Но просто прослушать сказку бывает недостаточно, ее необходимо «прожить»: проанализировать, прочувствовать, справиться с трудностями, оказать помощь нуждающемуся, ну и, конечно же. Приобрести опыт, который поможет ребенку в реальной жизни при решении сложных жизненных задач. Прежде чем знакомить дошкольников со сказкой используем ритуалы вхождения в сказку. При входе в отгороженную ширмой часть группы ставим зеркало. Дети подходят к нему и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, где захочу-там окажусь», после чего оказываются за ширмой. В сказочно оформленной части групповой комнаты, где будет происходить занятие.

«Мы с вами благодаря волшебному зеркалу попали в сказочную страну. В этой стране живут все сказочные герои. Все добрые сны, все мечты разных людей и каждого из вас. Давайте оживим эту страну.

Другой вариант попадания в сказку. Это передача по кругу зажженной свечи так, чтобы она не погасла. Или пристальное смотрение на зажженную свечу( «живой огонек»), который перенесет в сказку.

Попасть в сказку можно по одной из трех дорог.

Демонстрируем три дороги и рассказываем о каждой из них.

«Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные. Они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая( на пол кладется шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель ( на полу раскладываются кольца или обручи). Но эта дорога дает идущему больше волшебной силы, чем первая.

Третья дорога – самая трудная. Она колючая (раскладываются колючие дорожки). Но зато и силу она дает огромную. Гораздо больше, чем первые две.

Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать, когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой».

Дети по очереди идут по выбранной дороге.

Силы на путешествие по сказке детям дарит волшебный цветок. «Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело: голову, шею, руки, грудь, живот, ноги. Вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию по сказке». Кроме цветка предлагаем детям прикоснуться к игрушке-герою сказки, который одарит их волшебной силой.

Перенести в сказку может ветер (включается запись шума ветра). Дети закрывают глаза и вслушиваются в шум, ветер переносит их в сказку.

Есть у нас волшебная коробочка с секретами. Предлагаем каждому ребенку «секрет» (красивая пуговица, камень, перстень, бусинка, ракушка и т.д.). «Секрет» кладется в ладонь, и ребенок сразу зажимает кулачок.

«Попробуйте догадаться на ощупь, что у вас в руке, но вслух не говорите: это секрет. Осторожно, не показывая другим, рассмотрите его. А сейчас попробуем описать секрет, не называя его. Один из вас будет описывать, а другие- отгадывать. Например: круглое, блестящее, носят на пальце. Что это? Ваши секреты не простые, а волшебные . они обладают тайной силой. Кто такой секрет в руке подержит, тот и в сказку легко войдет и обратно вернется живым и невредимым.

Осталось только закрыть глаза, поднести кулачок с «секретом» к сердцу и повернуться вокруг себя три раза. Вот мы и в сказке».

Сказку иногда мы слушаем и сидя на ковре. Педагог в образе феи. Дети закрывают глаза и ждут прикосновения феи. Тот, до кого она дотронется, сразу же садится на ковер и ждет начала сказки. Включается тихая музыка и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.

А иногда мы прыгаем через огненную реку (на полу ткань красно-желтого цвета)

«Сегодня только тот попадет в сказку, кто сумеет перепрыгнуть через огненную реку. Эта огненная река очень горячая. Пламя поднимается высоко-высоко. Если вы хотите сами перепрыгнуть через реку, это очень хорошо. Но можно попросить помощи у волшебных героев или волшебных предметов (на отдельном столе находятся волшебные предметы- волшебная палочка, ковер-самолет, цветик-семицветик и т.д.).

Волшебную силу нам дают колокольчики. Расслабляемся, закрываем глаза и слушаем мелодичный перезвон. Чем внимательнее будем слушать, тем больше силы получим.

Чтобы попасть в сказку, бросаем воображаемое волшебное кольцо. Проговариваем пожелание «Ты колечко покатись, Таня (Илья) в сказке окажись»

А еще нам в путешествии по сказкам помогает наше сердечко.

«Сегодня помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает большой силой, если оно доброе, любящее, радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце.

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча, про себя…Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце»

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Это очень важно, чтобы ребенок смог приобретенный в сказке опыт взять с собой в реальную жизнь.

Литература:

Зинкевич- Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии 2000г

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры 2002г.

МБДОУ
Ярский детский сад №3 «Улыбка»

Методическая
разработка для воспитателей «Ритуал вхождения в сказку»

Воспитатель:
Куртеева О.Г.

Ритуалы
вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за
которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет
дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале
педагогических мероприятий,  как в НОД, так и в других познавательных,
развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные
постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных
возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать в
качестве рефлексии.
Цель:

Ø развитие
творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Ø побуждать интерес
к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для ее
проведения; в подготовке  к инсценировке сказки;

Ø развивать у детей
речевую активность, обогащать и активизировать словарь, память, мышление,
творческое воображение;

Ø вызвать интерес к
импровизации.

Воспитатель: дети,
сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Прогулка эта не обычная, а  волшебная.
Предлагаю, нашу прогулку начать с волшебных слов, при помощи которых, мы  с
вами окажемся в сказке. Вместе загадочно, волшебно проговаривают слова и
выполняют действия:

«Кулачок с
секретом 

К ушку
поднесем

Три раза
повернемся

И в сказку
попадем!»

Вот мы с вами и
оказались в волшебном лесу. Как, вы думаете, каких необычных животных можно  встретить
в лесу? (Ответы)

Воспитатель:

Живет в лесу
волшебник,

Все делает не так!

Не зря его
прозвали

Волшебник «Противняк»!

Кто сегодня  в лес
придет

Никого здесь не
найдет

Он с утра сегодня
встал

Всех детей
заколдовал

Очень надо
постараться

Чтобы в этом
разобраться!

Дети передвигаются
по группе, выбирая, каждый себе «воображаемую» дорожку и изображая разных
животных, используя спокойную музыку. После слов «Раз, два, три все вокруг
замри!» Дети «замирают» в любой позе. Воспитатель называет «воображаемых
животных».

А теперь,
запомните слова «добрый», «злой», «круглый», «хитрая», «запасливый», «пугливый»…
и назовите этих животных и покажите их, используя мимику на лице. Игра с
имитацией животных продолжается.

А еще он ваши
носики превратил в «пятачки». Проводится артикуляционная гимнастика «Веселый
пятачок».  Описание: на «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у
поросенка, на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не показывая зубов.

— Сомкнутые
вытянутые губы (пятачок) двигаются вверх и вниз, затем вправо, влево;

— «Пятачок» делает
круговые движения: сначала в одну сторону, потом в другую.

«Противняк» опять
шалит. Будем вместе мы играть и чистоговорки повторять.

Са-са-са – в лесу
бегает лиса.

Со-со-со – у Вовы
колесо.

Ос-ос-ос – на
поляне много ос.

Су-су-су – было
холодно в лесу.

Усь-усь-усь – на
лугу пасется гусь. Замечательно!

А еще он скороговорку
рассказать велит. Но он её заколдовал и немного зарисовал.

Воспитатель, дети
посмотрите на эту схему. Как, вы думаете, какая скороговорка «заколдована».
Дети внимательно рассматривают и называют скороговорку.

«Шесть
мышат в камышах шуршат».
Молодцы! Замечательно!

Воспитатель вместе
с детьми в разных интонациях проговаривают скороговорку. При этом составляют
свой ритмический рисунок (хлопают в ладоши, отстукивают по столу, стучат
пальчиком о пальчик и т.д)

Мы, справились с
заданиями. Да! Но, у нас еще есть одно. «Противняк», очень попросил, чтобы
показали сказку «Зайчик и ежик». Воспитатель объясняет задание.
Воспитатель-автор. Дети выбирают роли. Затем рассказывает текст, а дети без
слов, используя движения, жесты, мимику, эмоции демонстрируют сказку. Волшебник
«Противняк» благодарит детей.

Воспитатель: Незаметно
пролетело время.

В  сказочном лесу,

Зверя разного
встречали;

Пусть пытался злой
волшебник

Всем нам
навредить.

Но, мы знали, что
нам делать, как нам быть.

Будем ждать мы
новой встречи,

Новых волшебных  чудес!

Но, вот, наступило
время возвращаться домой. Сбор все вместе.

Повторяют
волшебные слова.

«Кулачок с
секретом

К ушку
поднесем

Три раза
повернемся

И в группу
мы придем»

Все оказываются в
группе. Обмениваются впечатлениями.

Используемая
литература:

Интернет ресурсы.

Пояснительная записка

Человечеством накоплен огромный «сказочный» опыт, но в условиях реализации ФГОС ДО материал, основанный на сказках, используется не в полной мере: нет четкого представления, как эффективнее и полнее использовать сказку и сказочные «продукты» в образовательном процессе.

Сказка и сказочные возможности

Вашему вниманию будет представлен опыт использования сказки и сказочных «продуктов» в образовательном процессе. Не первый год работаю по теме «Сказка и сказочные возможности». За это время был накоплен авторский материал: сказки, сказки – подсказки, присказки, заклички, зазывалки, ритуалы вхождения в сказку, словесные игры по русским народным сказкам, загадки, хороводные игры …Сказочный материал всегда доступен и легко применим в образовательном процессе.

Что я отношу к сказочным «продуктам»? Какие сказочные «продукты» были накоплены в процессе моей практической деятельности?

Сказочные «продукты»: присказки; ритуалы вхождения в сказку; сказочные считалочки; сказочные заклинания; словесные игры на основе сказок (русские народные сказки; авторские сказки) и на основе других произведений детских писателей; сказочные сюжеты в НОД; хороводные игры на сказочную тематику; подвижные игры и эстафеты по сказочным сюжетам; кроссворды по русским народным и авторским сказкам; загадки по русским народным сказкам; сказки – подсказки; мнемотаблицы по сказкам.

Подробнее остановлюсь на использовании в образовательной деятельности присказок, сказочных ритуалов или ритуалов вхождения в сказку. Ритуалы вхождения в сказку – это не просто настрой на НОД, это волшебные слова, за которыми скрывается что – то необычное, загадочное, это интрига – что же будет дальше? Ритуалы вхождения в сказку используются, как правило, в начале педагогических мероприятий. Ритуалы вхождения в сказку можно использовать, как в НОД, так и в других познавательных, развлекательных мероприятиях (литературные викторины, театрализованные постановки, развлечения, праздники); подходят для использования с детьми разных возрастов (дошкольный возраст). Ритуалы вхождения в сказку можно использовать и в конце мероприятий, в качестве рефлексии.

Материал можно использовать с любой дошкольной аудиторией (от 3 до 7 лет).

Ритуалы вхождения в сказку

Ручеек

(Можно использовать голубую или синюю ткань для имитации ручейка.)

Ручеек, ручеек в сказку множество дорог. Помоги же нам немного – укажи дну дорогу.

Цветок

Силой волшебной этот цветок Нас наполняет с макушки до ног.

Фея

(В роли феи может выступать сам педагог.)

Только Фея нас коснется, Сразу в сказку путь начнется.

Царевна – Лягушка

Силой волшебной готова делиться, Надо лишь рукой коснуться. Царевны – Лягушки пальцем касаемся, В сказку отправляемся.

Ветерок

(Можно использовать настольный вентилятор.)

Ветер, ветер, ветерок, В страну сказок путь далек. Дуй сильнее ветерок, Чтоб попали в сказку в срок.

Ракушка

(Можно использовать сувенирную морскую ракушку.)

Ракушка, ракушка, скажи нам на ушко, Как там море шумит, что о сказке говорит?

Колечко

Колечко, колечко, скажи нам словечко: – Как нам в сказку окунуться, а потом домой вернуться.

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся и в сказку попадем (начало мероприятия).

Кулачок

Кулачок с секретом к ушку поднесем, Три раза повернемся, и домой придем (конец мероприятия).

Дорожка

(Можно использовать дорожку из физкультурного оборудования.)

Дорожка, дорожка, помоги немножко! Ты, дорожка, не плутай, попасть в сказку помогай.

Камень

(Можно использовать декоративный камень из аквариума.)

Камень, камень, ты красивый, Обладаешь большой силой. Рукой камень мы потрем, Сразу в сказку попадем.

Указка

(Раскрутить указку на столе.)

Указка, указка, дай нам подсказку, Приди на подмогу – укажи дорогу!

Самолетик

(Бумажный самолетик.)

Самолетик, самолет отправляется в полет. Следом будем мы идти, чтоб до сказочки дойти.

Перышко

(Любое перышко, можно искусственное)

Ветер перышко принес И у нас к нему вопрос: – Если прямо мы пойдем, Сразу в сказку попадем?

Стрела

Всюду стрелочка летала, Все дороженьки узнала. Помогай, стрела, в пути, Как до сказки нам дойти?

Работа с дошкольниками над постановкой спектакляМетодические рекомендации

В методические рекомендации включены основные этапы работы с дошкольниками над постановкой спектакля и разработки сценариев спектаклей.

Рекомендации адресованы руководителям театральных объединений, педагогам дополнительного образования.

Работа с дошкольниками над постановкой спектакля

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

Существует важная проблема, волнующая педагогов. По данным, в период психологической адаптации ребенка к школе у 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот развязанность и суетливость, отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С.Выготский).

Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.

В ходе подготовки к спектаклю стараться соблюдать несколько основных правил:

  1. не перегружать детей;
  2. не навязывать своего мнения;
  3. предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку. Сказка — пробуждает в детях сострадание, желание понять другого человека, чувство соучастия, справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в тоже время нужно обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Театральное объединение «Кукляндия» открыто для мальчишек и девчонок с 2003 года. Сначала это были подростки и старшие школьники. С 2006 года коллектив пополнился младшими школьниками, а с 2009 года коллектив расширился — дошколятами. В данной методической рекомендации хотелось бы уделить внимание основным этапам работы с дошкольниками над постановкой спектакля или инсценировки.

Основные этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  4. Поиск образа (определение характера героя, манера двигаться, говорить).
  5. Поиск мизансцен (музыкально-пластического решения эпизодов, постановка танцев). Можно создавать с детьми эскизы декораций и костюмов.
  6. Работа над текстом: предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей.
  7. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.
  8. Репетиции по картинам с элементами декорации и реквизита (можно условным), с музыкальным оформлением.
  9. Репетиция всей пьесы целиком — прогон (декорация, реквизит, костюм).
  10. Премьера спектакля. Обсуждение.
  11. Повторные показы. Подготовка альбома с фотографиями.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по народным и авторским сказкам, можно провести беседу о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Можно просматривать фильмы, они помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. И это расширяет кругозор. Активизирует познавательный интерес.

Полезно, для развития воображения, умения фантазировать, предложить детям сочинить жизнь героев до начала пьесы (т.е. фрагмент жизни), помогая разнообразными, наводящими вопросами. Таким образом, ненавязчиво подводим детей к умению анализировать и поиску образа персонажа.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды (куски). Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают название.

Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, но надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. С начала детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет ведение диалога, но чувствуя поддержку (подсказку) педагога, дети начинают действовать более естественно и уверено, и их речь становиться разнообразнее и выразительнее.

Четвертый этап — поиск образа, работа строится сначала как беседа; обсуждение характера героя, манера говорить, двигаться, Выслушиваем все варианты, кто как думает? Почему? Зачем? и т.д.

В обсуждении принимают участие все дети, но задача педагога, непринужденно, подвести именно к верному решению, объясняя почему и как. Далее придумываем пластические этюды (походка, манера) и демонстрируем. На этом этапе приходится много говорить о работе актера и о роли. О том, что нет плохих ролей. Очень часто дети не хотят играть отрицательных героев, поэтому нужно объяснить детям, что задача актера показать эти отрицательные черты характера, поведения героя в нравственных целях. И еще один прием, которым можно воспользоваться, это в отрицательном герое ищем положительные качества, а в положительном отрицательные.

Пятый этап — поиск мизансцен. Создание эскизов декорации и костюмов.

Мизансцена — это размещение актеров, вещей, различных вещей (реквизит, элементы декорации) на сценической площадке в отдельные моменты спектакля. На этом этапе, юные (уже) актеры учатся действовать. Задача педагога помочь найти нужный (по логике действия) жест, движения, действие и подвести к этому действию ребенка, чтобы он действительно смог прожить какой то момент, что бы движение, действие было живым о оправданным, а не навязанным взрослым. Мы подводим ребенка к этому, основываясь именно на его жизненном опыте, анализируя его жизненные ситуации, а чтобы ты сделал…, если бы.…? а как бы ты сказала…, если бы …?). Итак, как видите на этом этапе дети сталкиваются с «магическим: если бы …»Станиславского, а это ведет к умению перевоплощаться.

Также на этом этапе проходит знакомство детей с музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. А яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение, сначала они просто импровизируют под музыку, затем двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж.

Одновременно учатся создавать эскизы, делают рисунки отдельных картин, образов по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Шестой этап — это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями и много раз, что позволяет детям быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?) о подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)

Седьмой этап начинается работа над ролью. Уже зная, что основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, ребенок вспоминает ситуацию своей жизни, когда переживал чувства похожие на ощущения героев пьесы. Не навязывайте юным актерам логику действия другого человека. Дети могут предлагать самые удачные на их взгляд придуманные мизансцены и их закрепляем.

На этом этапе добиваться выразительности и четкости речи, выявлять речевые характеристики героев. У каждого своя манера (плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно и т.д.)

Восьмой этап — репетиция по картинам в разных составах. Во время репетиции следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Учить размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Всякую находку, новое удачное решение отмечать и поощрять, учить не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию, т.к., главное на сцене действие.

Девятый этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого на репетициях некоторые декорации и реквизит были условными, то теперь используем подготовленный для спектакля реквизит, декорации, а также костюмы, которые помогают в создании образа.

Репетиции идут с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля, затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканость. Закреплять обязанности в подготовке реквизита и смене декораций.

Десятый этап — премьера спектакля, является одновременно и генеральной репетицией т.к. на премьеру приходит первый зритель.

Премьера — это всегда волнение, суета, ну и конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля. Аплодисменты!

Обсуждение не имеет смысла проводить сразу после выступления. Юные актеры еще слишком возбуждены и не смогут оценить свои успехи и неудачи. Но на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость на сцене, отмечать выразительность и находчивость поведения на сцене, отмечая выразительность и находчивость отдельных исполнителей.

А задача педагога направить беседу в нужное русло своими вопросами, стараясь указать на основные промахи и недостатки, но в тоже время похвалить и отметить удачные и интересные моменты выступления.

И, заключительный этап — это повторные показы спектакля. Утверждение, о том, что детям надоедает играть одно и тоже, неверное. Это надоест, если в спектакле все запрограммированно и юные актеры только слепо выполняют волю режиссера. А если дети понимают, что они должны делать на сцене, то пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. А это для педагога, как для руководителя театрального коллектива — самое дорогое, т.е. задача, которую ставила перед собой выполнена — раскрыть творческую индивидуальность (научить искать свои выразительные средства, а не подражать другим), способную подлинно, органически действовать в условиях публичности (сцена).

Далее прилагаются разработки сценариев различных спектаклей.

Полную версию работы можно .

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

«Сказочная прогулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

Обучающие задачи:

  • развивать нравственно-этический словарь детей;
  • активизировать словарь детей по теме: «Дикие животные»;
  • отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы существительных);
  • учить подбирать однокоренные слова;
  • продолжать учить детей использовать в речи определения.

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
  • обучать в передаче эмоционального состояния с использованием различных выразительных средств.

Материал к занятию:

  • ИКТ (интерактивная доска; ноутбук; презентация – уши животных: медведь, лиса, заяц, волк);
  • костюмы животных: лиса, заяц;
  • сказки и разрезные картинки к ним: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»;
  • загадка о сказке «Три медведя»;
  • картинки «Звериная семейка» (медведь – медведица – медвежонок и т.п.);
  • аудиозапись «звуки леса»;
  • пиктограмма к рассказу «Кошка и пчела».

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • отгадывание загадок о животных;
  • рассматривание картинок по теме: «Дикие животные»;
  • разучивание диалоговых стихов.

Ход НОД

Воспитатель. Занятие начинается со сказочного ритуала. Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Прогулка эта не простая, а сказочная. Предлагаю начать нашу прогулку с волшебных слов, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.

Мы покружимся, Мы повертимся, И со сказкою Скоро встретимся.

Дети хором повторяют эти слова

Воспитатель. Вот мы с вами и оказались в сказочном лесу. Как вы думаете, каких сказочных зверей мы можем встретить в этом лесу?

Ответы детей:

  • в лесу можно встретить лису;
  • в лесу можно встретить зайца;
  • в лесу можно встретить сказочных зверей.

Воспитатель.

Живет в лесу волшебник – Все делает не так! Не зря его прозвали – Волшебник Противняк!

И.Ф.Кугаевская

Задание 1.

Заколдованные картинки.

Злой волшебник Противняк Заявил сегодня так: – Кто сегодня в лес придет, Никого здесь не найдет. Я с утра пораньше встал, Всех зверей заколдовал. Очень надо постараться, Чтобы в этом разобраться.

И.Ф.Кугаевская

На интерактивную доску выводятся (по мере угадывания) картинки с изображением ушей животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка).

Дети угадывают и называют «заколдованных» животных по ушам.

Ответы детей:

  • это уши зайца;
  • это уши белки и т. п.

Задание 2.

Добрые – злые – разные животные.

Злой волшебник Противняк Снова сделал все не так: Добрые, злые, другие зверята… Всех перепутал он, ребята. Снова надо постараться, Чтобы в этом разобраться. Мы будем стараться И сможем разобраться.

Воспитатель. Запомните такие слова «добрый», «злой», «круглый», «большой», «быстрый», «хитрый», «запасливый». Воспитатель называет сказочного героя, а дети подбирают определение (волк – злой; лиса – хитрая и т.п.).

Ответы детей:

  • белка – запасливая;
  • заяц – пугливый;
  • медведь – косолапый и т.д.

Задание 3.

Перепутанные сказки.

Противняк смешал все сказки. От него не ждем подсказки. Все картинки разберем, Сказки нужные найдем.

И.Ф.Кугаевская

Дети подбирают разрезные картинки к сюжетной картинке из сказки; сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и другие – на выбор воспитателя.

Ответы детей:

  • эта сказка называется «Колобок»;
  • эта сказка называется «Заюшкина избушка»;
  • эта сказка называется «Кот, петух и лиса» и т.д.

Разминка.

Мы в свой дружный хоровод Позовем лесной народ. Дети идут по кругу.Прибежали зайки, Скачут на лужайке. Дети прыгают, изображая зайцев.А лисицы-мастерицы В танце закружились. Дети кружатся на месте.Белки вместе с ними Тоже в пляс пустились. Дети выполняют приседания (пружинки).Но пришел тут Противняк, Закричали все вот так: – У-у-у! Дети кричат: У-у-у!

И.Ф.Кугаевская

Задание 4.

Загадка о сказке «Три медведя»

Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

Ответы детей:

  • эта сказка называется «Три медведя».

Задание 5.

Назови семейство.

Про звериные семейки Предстоит нам рассказать. Папу, маму и ребенка Сейчас будем называть.

Дети называют каждого из семьи зверей: например: медведь – медведица – медвежонок и т.п.

Ответы детей:

  • волк-волчица-волчонок;
  • лис-лиса-лисенок;
  • заяц-зайчиха-зайчонок и т.д.

Задание 6.

Диалог «Разговор лисы и зайца». Стихотворение рассказывают двое детей. Дети одеты в костюмы лисы и зайца.

Зайка с Лисонькой не дружит, Как увидит – весь дрожит. Зайка Лисоньку увидит, Повернется, убежит.

Лиса. Здравствуй, Зайка! Где ты был? Зайка. Я за шубою ходил. Лиса. Где же шубу ты купил? Зайка. Да, мне ежик шубу сшил. Лиса. Ну-ка, ближе подойди! Зайка. Ой, Лиса, не подходи! Лиса. Подойди, я погляжу. Зайка. Нет, Лиса, я ухожу!

И.Ф.Кугаевская

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Приморского района Санкт — Петербурга

Мастер – класс

«Сказкотерапия как средство развития

мышления и воображения

ребенка-дошкольника»

Подготовила:

Педагог

дополнительного образования

ГБДОБУ № 8

Суворова Елена Сергеевна

2021 год

Цель: Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного общения и совместной творческой деятельности в применении элементов сказкотерапии в ДОУ.

Задачи:

1. Актуализация личного опыта по работе с одним из видов здоровьесберегающей технологии — «Сказкотерапией».

2. Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками.

3. Вызвать интерес к работе со сказками, желание применять эту технологию или её элементы в своей работе с детьми.

4. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.

5. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Ход Мастер – класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Сегодня особенно остро мы наблюдаем проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, толерантность, готовность понять другого. Всё чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Очень важно, чтобы дети умели сострадать другим людям, быть милосердными. Я думаю в наших силах помочь детям задуматься над поступками людей и понимать, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Давая возможность детям раздумывать над поступками, мы развиваем их самосознание.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Язык сказки понятен ребёнку, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохими и хорошими поступками.

С этой целью я использую в работе с детьми сказкотерапию.

Привлекательность сказкотерапии заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, педагог легко может заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован.

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

— Чтение и анализ сказки

— рассказывание сказок, потешек

— сочинение сказок,

— изменение концовок сказки

— театрализованная деятельность

— элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, аппликация)

— проблемные ситуации

У разного возраста свои особенности. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть сюжет сказки. В 3 года — классические детские сказки: «Теремок», «Репка». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу повтора, и ребёнку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Красная Шапочка», «Три поросенка». В этом возрасте ребёнку более понятны именно сказки о животных. В этом возрасте лучше пойдут сказки о взаимовыручке, торжестве справедливости и правды над несправедливостью и обманом.

Для воспитания ребенка 4-5 лет лучше подбирать сказки, в которых чётко прослеживается, кто хороший, а кто — плохой.

Я работаю с детьми 3-4 лет. Занятия провожу один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность занятия 15-20 минут. 

Способ подачи сказочного материала:

          Я знакомила детей с миром сказки, формировала умение понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

Можно рассказывать сказку, задавая вопросы ребёнку: «как ты думаешь, почему герой поступил так?», «Тебе понравился его поступок?», «Как бы ты поступил на его месте?»

Периодически мы сочиняем свою сказку вместе, рассказывая её небольшие фрагменты по очереди.

          В работе использую дидактические сказки для создания положительной мотивации к образовательному процессу.

         Много мероприятий было проведено в свободной игровой деятельности — это игровая деятельность со сказочными дидактическими играми, в театрализованной студии, игры с настольным театром-конструктором, различными видами кукольных театров.

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «вхождения в сказку».

2. Чтение сказки. 

3. Обсуждение сказки.

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки».

5. Рефлексия.

Практическая часть Мастер – класса:

1. Вхождение в сказку «Камень»

Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас в путешествие, а поможет нам в этом «Волшебный камень».

(Можно использовать декоративный камень из аквариума)

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Сразу в сказку попадем.

(Можно передавать камень по кругу, можно дотронуться всем сразу)

2. Сказка о нежных Пушистиках. 

(Источник: Клод Штайнер Сказка про Пушистиков // Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с. — С.149-153.)

— Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Пушистиках.

«Давным-давно в одной стране жили самые добрые и счастливые король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с нежными Пушистиками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».

3. Обсуждение сказки. Упражнение «Пушистики».

— Давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такого Пушистика (по кругу передают мячик).

— Что вы ощущаете, держа его в руках?

«…Люди дарили друг другу Пушистиков. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Пушистики превращалась в облако, и наделяли человека добротой и нежностью.

Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось что все счастливы, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Пушистики, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод, грубость и жестокость. Она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.

— Как вы думаете, чем закончится сказка?

(придумывают и рассказывают конец сказки).

— Хотите узнать, чем закончилась сказка? (ответы)        

Однажды в эту несчастную страну забрела весёлая и добрая странница. Она менялась с жителями Пушистиками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми».

4. Выход из сказки

— И вот настало время Нам вернуться обратно в нашу несказочную реальность…  

А с собой мы возьмем все, что нам понравилось, все, что нас заинтересовало. Положите правую ладонь на камень, закройте глаза и повторяйте.

Камень, камень, ты красивый,

Обладаешь большой силой.

Рукой камень мы потрем,

Обратно снова попадем.

Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.

5. Рефлексия «Пушистик».

Мне больше всего понравились Пушистики, поэтому я прихватила одного из сказочной страны.

— Сейчас мы будем передавать Пушистика,  и  расскажем, что понравилось, чему научились,  что хотели бы добавить. ( Передаем Пушистика по кругу).

— Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать. Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!  

Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.

  • 15 декабря 2016

Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. На основе педагогических наблюдений, бесед и диагностик этим детям необходима коррекция. И я решила внести в свои занятия инновационный подход в форме сказок. Это реальное проживание и проигрывание различных ситуаций, где каждый ребёнок может реализовать себя в той или иной сложившейся ситуации, как автор прочувствовать себя в необычной роли.

Детям очень нравятся такие занятия. Это и коммуникабельность и ориентация в окружающей среде и многое другое, которое пригодится в их дальнейшей жизни. Для каждого занятия мы с детьми изготавливаем необходимые атрибуты. Например, для этого занятия мы изготовили «Волшебный цветок» и «Волшебную палочку» для перевоплощения в сказочного героя. И цветы для «Волшебной поляны сказок».

Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциональных связей между детьми, реальное проигрывание всевозможных ситуаций (эта цель прослеживалась в течение всего занятия, начиная с упражнения «Ладошки»).

На данном занятии решались следующие задачи:

  • воспитательные: развитие у детей чувства прекрасного, любовь к животным, умение общаться, взаимосвязь, ориентация в окружающей среде, сплочённость группы.
  • образовательные: знание животных и их особенности, как выжить в лесу, что растёт в лесу грибы, ягоды, травы и т.д.). Знание цветов – это упражнение «цветные карандаши», умение слушать другого, коммуникативность.
  • развивающие: развитие памяти и внимания, развитие творческого мышления и воображения, повышение самооценки.

Применялись методы и приёмы тренинга и сказкотерапии, игровой метод и иллюстрационный, а также использование ИКТ. Решались проблемные ситуации и пути их решения (сказочная задача). Все поставленные цели и задачи были реализованы полностью.

Оборудование: магнитофон, диск с музыкой, волшебный цветок большой, маленькие цветочки для поляны, волшебная палочка, цветные полоски разного цвета, диск с презентацией.

Ход занятия

Этап 1 – знакомство. Упражнение «Ладошки».

Каждому ребёнку необходимо представиться. Первый ребёнок кладёт ладошки на стол и называет своё имя. Следующий ребёнок свои ладошки кладёт на ладошки предыдущего ребёнка и также называет своё имя и т.д. В результате образуется башенка из ладошек.

Этап 2 – ритуал вхождения в сказку. Упражнение «Волшебный цветок».

Педагог: В волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Если к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передаёт часть волшебной силы тому, кто протянет к нему руки.

Если подойти к этому цветку и протянуть над ним руки, можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. На протяжении всего путешествия, мы с вами будем перевоплощаться в разных сказочных существ. 

Сейчас мы тихонечко подойдём к Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать, друг другу, и сможем превратиться в того, кого вы задумали, например, в какого-нибудь сказочного героя.

(Дети протягивают руки к «Волшебному цветку») — глубоко вдохнули и выдохнули и ещё раз – это даст вам волшебную силу, чтобы превратиться в того, кого вы задумали.

  • В кого вы превратились? Почему?
  • Вы хотите попасть на волшебную поляну сказок?
  • Для того чтобы попасть туда, необходимо решить сказочную задачу.

Этап 3 – сказочная задача.

Педагог: Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти и белый свет посмотреть. Ехал, ехал, да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идёт старичок-лесовичок, от голода спотыкается.

Вопросы:

  • Что делать Ивану – Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?» (Основная масса детей способна на сопереживание и готова поделиться последним кусочком. Далее можно расширить вопрос).
  • А что можно делать, чтобы самому не умереть с голоду в лесу? (Искать грибы, ягоды, травы, поймать рыбу, если рядом река или найти реку…).
  • Что может помочь в лесу выжить? (Грибы, ягоды, травы и т.д.).
  • А как бы вы поступили?

Педагог: Сейчас мы отправимся на «Волшебную поляну сказок». Чтобы пройти на неё, нужно быть очень, очень внимательными.

Этап 4. Упражнение на развитие внимания «Цветные карандаши»

Детям раздаются карточки разных цветов – белого, чёрного, серого, красного, зелёного, жёлтого, синего, голубого, розового. Даётся словесная инструкция: «Посмотрите, ребята, какого цвета вам досталась карточка. А теперь послушайте стишок. Каждый, услышав свой цвет, хлопает в ладоши один раз. Вот так: (хлопок). Будьте внимательны! Итак…»

Как–то раз мне подарили
Коробок карандашей:
Можно всё раскрасить ими,
Всех, от пяток до ушей.
Белый, розовый, зелёный,
Жёлтый, красный, синий, чёрный,
Серый (или же простой)
И небесно-голубой.
Взял я чистую тетрадку,
Нарисую по порядку:
Небо светло-голубое,
Солнце жёлтое – большое
Белым крышу, облака
Синий – для тебя, река!
Красный мак, зелёный луг.
Огляделся я вокруг…
– А почему меня не взяли?!

Педагог: Какой так карандаш сказал?

Дети: Серый, Чёрный, Розовый!

А ну-ка, лист переверну
И всё сначала я начну.
Пожалуй, нарисую дом.
Простым – ну серым – дым столбом,
Зелёным – крышу, красным – дверь.
Так. Что осталось мне теперь?
Раскрашу розовым окошки,
Пусть чёрной с белым будет кошка,
На окнах – жёлтые цветы,
Пускай растут для красоты!
Совсем я выбился из сил…
Какой я карандаш забыл?

Дети: Синий, Голубой!

Тогда решил я сделать вот что:
Пожалуй, нарисую площадь.
На площади – большой парад,
И всех цветов флажки висят!
Жёлтый, серый, чёрный, белый,
Реет синий гордо, смело.
Голубой, зелёный, красный,
Ярко-розовый. Прекрасно!
Все цвета отметил я?

Дети: Да!

Этап 5. «Волшебная поляна сказок».

Педагог: Вот мы с вами и очутились на Волшебной поляне сказок. Здесь живёт много сказочных существ.

  • Это заяц. Какой он? (Маленький, трусливый, белый или серый, пушистый, ласковый, добрый…)
  • Лиса. Какая она? (Злая, коварная, хитрая, рыжая, пушистая…)
  • Волк. Какой он? (Глупый, серый, пушистый, злой, большой, рычащий, голодный…)

(Дети изображают животных и отвечают на вопросы).

Педагог: На волшебной поляне, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница  посадила «Волшебные цветы».

(Разложить на ковёр цветы, сделанные заранее детьми. Дети садятся на корточки на ковёр).

Педагог: Шло время. И вот появились небольшие бутоны…

(Дети складывают руки над головой, изображая бутоны).

Педагог: Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день они распустились. Их красота была удивительна».

(Дети встают на ноги, раскрывают руки).

Педагог: Все обитатели Волшебной поляны приходили посмотреть на них. Ведь Добрая Волшебница наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли дарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, цветы становились всё краше, а сила их возрастала. Так в Волшебном лесу появились Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог прийти в это заповедное место.

(Дети срывают цветы с Волшебной поляны и дарят их гостям).

Этап 6. Ритуал выхода из сказки.

(Дети садятся вокруг «Волшебного цветка», протягивают руки и закрывают глаза).

Педагог: А сейчас те, до кого я дотронусь Волшебной палочкой из Волшебных цветов, превратятся в наших дорогих, любимых детей. С собой вы можете взять всё самое важное чему вы научились на занятии – красоту, радость и добро, которыми вас наделила Добрая Волшебница. Раз, два, три – из сказки выходи!

Этап 7. Обобщение приобретённого опыта.

  • Ребята, что вам запомнилось сегодня на занятии?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вам понравилось?

Всем большое спасибо. До свидания!

Методический комплекс

  1. О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста (учебная программа) , Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2011г.
  2. М.А. Павлова, Психологические упражнения для школьников Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
  3. С.А. Коробкина, Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы), Издательство «учитель», Волгоград, 2008г.

Автор: Кильчурина Марина Геннадьевна, педагог-психолог, 2 квалификационная категория, МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», педагогический стаж 10 лет; РФ, Челябинская область, г. Усть-Катав.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

  • Ровномерный или равномерный как правильно пишется
  • Ритуал вхождения в сказку для дошкольников
  • Ровно стриженные волосы как пишется
  • Ритуал входа в сказку
  • Ровно в полночь по картонным часам повесть сказка книга