Род литературы сказка о потерянном времени

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Сказка о потерянном времени. Это бытовая или волшебная сказка, почему?

Сказка о потерянном времени. Произведение Евгения Шварца. Это произведение относится к бытовым сказкам или к волшебным сказкам ?

1 ответ:



2



0

Сразу уточним, что на самом деле, произведение Шварца под названием «Сказка о потерянном времени» является литературной сказкой. Иначе говоря, сказкой, написанной конкретным автором. Это не народная сказка, а потому она может обладать особенностями сказок разного жанра.

Это только народные сказки легко соотносятся на сказки волшебные, бытовые или о животных. В литературных сказках все иначе.

Вот посмотрим на «Сказку о потерянном времени». Действие сказки происходит в самом обычном городе, в реальном мире, с самыми обычными третьеклассниками. То есть часть событий сказки вполне реалистичны.

Но что превращает эту реальную историю школьников в сказку? Волшебное превращение в старичков. Присутствие в истории волшебников, то есть невозможных, нереальных существ. Есть в истории и магический предмет, часы, которые могут возвратить молодость.

Эти элементы превращают приключения обычных школьников в волшебную сказку.

По сюжету «сказка о потерянном времени» ближе к народным волшебным сказкам.

Читайте также

В свой читательский дневник можно так коротко написать о сказке про «пятерых из 1-го стручка»:

  • Жил на свете один стручок, в котором сидело пять сестриц горошин. Стручок рос, а вместе с ним и горошинки. Однако, скоро горошины стали подумывать, что их мир — это не только стручок, что должно что-то быть и за его пределами. Впрочем попыток предпринять что-либо горошины не предприняли, а дождались того момента, когда стручок сорвали…
  • Оказался стручок в руках одного мальчишки, который быстро открыв его и увидав горошины сразу нашел им применение. У мальчика была бузинная трубочка, через которую он и отправил каждую горошинку в свое «путешествие».
  • Четыре сестрицы перед вылетом из трубочки почти все сказали, что дальше остальных пойдут. И только самая маленькая, пятам подумала: «будь, что будет,» — положившись на судьбу…
  • Последняя-то горошинка и оказалась самой «далеко» сошедшей сестрой, потому что попав в дом на крышу бедной женщины, она не погибла, а стала расти. Мох ее водичкой напоил и накормил.
  • У женщины была больная дочка. Мать думала, что дитя умрет. Однако, девочка, увидав растущую горошину, стала наблюдать за ней, и по мере того, как рос горошек, выздоравливала и сама, как бы подпитывающаяся энергией растения.

<hr />

Вывод: одна жизнь породила/подарили/пр­<wbr />одлила другую жизнь!

В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:

  • Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
  • Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.

<hr />

Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.

<hr />

Герои 2-го плана

  • Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
  • Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
  • Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.

В связи с тем, что научно-познавательны­<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.

<hr />

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

1-я часть сказки.

  • Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
  • Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
  • Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.

<hr />

2-я часть сказки.

  • Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
  • Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
  • Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.

<hr />

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

<hr />

П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.

«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Урок начинается со знакомства с афоризмом, к
пониманию которого дети приходят после работы
над сказкой.
Во время языкового анализа учащиеся
догадываются, что слова «шлепнул» и «пальтишко»
характеризуют человека, который не бережет вещи.
А если он не может сберечь то, что видит, ощущает,
то тем более не бережет то, чего не видит, не
ощущает. (время)
В сказке Пете противопоставлены волшебники.
Автор обращает внимание читателей на счеты. Этот
предмет предназначен для учета времени.
Волшебники ценят время.
Фамилии детей: М. Поспеловой, Н. Соколовой
являются противопоставлением их образу жизни.
В следующем противопоставлении вежливых
школьников в трамвае и старичков подчеркивается
бессмысленность жизни последних.
Возвращение в домик автор сделал специально
таким трудным, чтобы дети научились ценить время.
В результате аналитической работы над текстом
учащиеся приходят к выводу, что важно уже сейчас
жить правильно, ценя время.

Цели:

  • Продолжать учить детей литературоведческому
    анализу произведения, обратив особое внимание на
    жанровое своеобразие сказки.
  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Развивать речь учащихся:
  • обогащение, уточнение и активизация словаря;
  • формирование литературоведческих понятий;
  • развитие монологической речи.
  • Через работу над произведением и афоризмом
    подвести детей к выводу о ценности времени.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Сегодня мы продолжим работу над сказкой Е.
Шварца, вспомним некоторые литературоведческие
понятия, поговорим о жанровой особенности
сказки. Через анализ языка автора постараемся
выяснить его отношение к персонажам и узнаем о
том, что хотел нам сказать автор «во всю силу,
во весь голос». (Обращаемся к цитате, с которой
познакомились на предыдущем уроке: «Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для
того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь
голос то, что думаешь» Е. Щварц)

II. Опрос домашнего задания

Дома ученикам предлагалось отметить те
слова и выражения, которые подчеркивали бы, что
данное произведение – сказка. Вспоминаем тему и
идею сказки. (Они были определены на предыдущем
уроке.)

III. Работа по теме

– Итак, перед нами сказка. Мы знаем, что
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок». А какой намек и на что автор намекает, нам
предстоит разобраться. Если мы верно
проанализируем произведение, то сможем
объяснить эпиграф к нашему уроку: «Важно не то,
долго ли, а правильно ли ты про?жил». (Сенека
Младший)
.

1. Аналитическая работа по тексту.

– Давайте представим, что мы увидели на улице
Старика, который идет и рассуждает вслух:

«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы,
ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему
не успел научиться».

– Кто из героев сказки это мог бы быть? Почему?

Ребята доказывают, что это Петя Зубов.
Учитель на доску вывешивает рисунок с
изображением этого героя.
(Приложение.
Рисунок 1)

– Найдите в тексте слова, которые
объясняют, почему Петя Зубов стал стариком. (Ребята
находят слова и зачитывают
).
– Автор допустил повторы. Оправданы ли они? (Да,
потому что это происходит часто).

– Мы знаем, что у автора каждое слово носит
какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть
два слова, через которые автор не только выражает
свое отношение к герою, но и дает ему
характеристику. (Ребята называют слова: «
шлепнул»
и «пальтишко».)
– Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить
синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята
читают абзац со словом «положил», убеждаются, что
текст не получился).

– Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому
что Петя неаккуратный мальчик.)

– В каком значении мы понимаем слово «пальтишко»,
пока не знаем, что перед нами дедушка? (Простенькое,
может даже рваное
)
– А теперь, когда мы знаем, что это – дедушка? (Пальтишко
маленькое)

– Какой вывод можно сделать из прочитанной
части?

Вывод: Человек, который не бережет
вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает
не может

2. Вы определили вид этой сказки, как
сказку-быль, потому что в ней говорится о таких же
детях, как вы.
– Какие действия П.Зубова приближают к вам? (Бежит
сразу к маме
)
– А случайно ли автор написал так, что мама не
узнала сына? (Это заставило его задуматься).
– О чем Петя думал? (Ребята зачитывают абзац:
«Идет он и думает…»)

– Почему он говорит о себе, как о старике, а не как
о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)
– Как Петя оценивал свою работу? Что главное
видел?
– Почему он плохо учился? (Потому что всегда
говорил: «Успею!» Не ценил время.)

3. На доске картинка с изображением комнаты, где
вокруг стола сидят маленькие волшебники. (Приложение.Рисунок 2)
– Прочитайте отрывок для данной иллюстрации. Что
за ребята сидят вокруг стола?
– Автор не дает нам описание комнаты, но
почему-то прописывает очень точно одну деталь –
счеты. Почему? (Ребята-волшебники ценят время.
Счеты – это
время.) Найдите подтверждение
в тексте.
– Прочитайте, о чем сожалел Сергей Владимирович?
(Приложение.Рисунок 3)
– Почему волшебники были уверены, что дети не
станут снова детьми? (Ребята не ценят время,
лентяи).

– Найдите абзац, который начинается словами:
«Грохочут грузовики – скорее, скорее сдать грузы
в магазин…».Прочитаем абзац до конца.
– Часто Петя видел эту картину. Почему только
теперь он заметил, что люди боятся не успеть?
– «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал,
опоздал, не успел…» Кто так думает? Чьи это слова?

4. – Вспомним диалог Пети со старушкой. По каким
признакам он нашел остальных детей? Дети
зачитывают абзац со слов: «А старушка перестала
плакать».
– Какая примета? (Выковыривает изюм, не
торопится, ничем не занята.)

Учитель вывешивает на доску рисунок с
изображением Маруси Поспеловой.
(Приложение.Рисунок
4)

5. Д– авайте и мы найдем других детей. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«Рассказал Петя Марусе, кто он такой»)

– Какая примета? (Утро. Все должны быть в школе.
Она – прогульщица, поэтому и спряталась за
дровяной сарай).

На доску вывешивается рисунок с изображением
Наденьки Соколовой.
(Приложение.Рисунок
5)

6. – Найдем второго мальчика. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«…Вдруг Маруся закричала: «Смотрите,
смотрите…»)

– Какая примета? (Вечер. Нужно делать уроки.)
– А можно так ездить? Чем опасно такое катание?
– Почему Е.Шварц «посадил» Васю на «колбасу», а
не в вагон трамвая? (Во-первых, его бы не
увидели, а во-вторых, он же Зайцев
)

На доску вывешивается рисунок с изображением
Васи Зайцева.
(Приложение.Рисунок
6)

7. Ребята, посмотрите на картинки с портретами
героев, обратите внимание на фамилии и скажите:
случайно ли автор дал им такие фамилии?

Петя Зубов

Маруся Поспелова

Наденька Соколова

Вася Зайцев

– Автор использует литературный прием
«говорящие фамилии». А для чего, как вы думаете? (Прием
противопоставления
)

8. – В сказке есть ещё одно противопоставление.
Найдем абзац, который начинается со слов:
«Какие-то школьники ехали». Что здесь
противопоставляется? (Школьники говорят о
долгой трудовой жизни, а старики только три года
трудились, да и то на «2» и «3»)

9. – Почему возвращение в домик автор сделал
таким трудным? (Чтобы дети научились
ценить время)
. Прочитайте слова,
подтверждающие это. (Дети зачитывают абзац,
который начинается со слов: «… Ах, время, время!»)

IV. Заключение

– Мы еще раз вспомнили содержание сказки. Какой
скрытый смысл открывается внимательному
читателю? О чем думал Е.Шварц, когда писал её, о
чем хотел сказать « во весь голос»?
– Поняли вы, что время необходимо ценить?
– Давайте вернемся к афоризму. Что сейчас важно в
вашей жизни, пока вы прожили всего, 9-10 лет?
– В заголовке звучит тема текста, в афоризме –
идея.
– Вчера мы определили тип речи сказки как
повествование. А вот сейчас, после аналитической
работы, как бы более конкретно вы смогли
определить тип речи? (Повествование с
элементами рассуждения).

– То есть, в результате рассуждения мы пришли к
выводу, что … (Зачитываем афоризм)

V. Домашнее задание

– На этом уроке мы прощаемся с героями сказки, и
я умышленно опускаю прочтение конца сказки,
потому что у сказки может быть любой конец.
Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой
конец, который бы отвечал теме и идее текста.

«Сказка о потерянном времени» читательский дневник

«Сказка о потерянном времени» читательский дневник

«Сказка о потерянном времени» — увлекательная и очень поучительная история о том, как ленивые дети, впустую тратившие своё время, превратились в старичков.

Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» для читательского дневника

ФИО автора: Шварц Евгений Львович

Название: Сказка о потерянном времени

Число страниц: 224. Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени». Издательство «Эксмо». 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.

Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.

Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.

Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.

Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Петя Зубов был одним из самых слабых учеников в своём классе, который обещал нагнать ребят по всем предметам, но никогда не сдерживал своё обещание. Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он протянул пальто гардеробщице, но та приняла третьеклассника за старичка. Посмотрев на себя в зеркало, Петя увидел седину и бороду.

Петя очень испугался и бросился домой, но даже родная мама не признала в нём своего сына. Тогда постаревший мальчик ушёл, куда глаза глядят. Так он оказался в лесу, где набрёл на пустой домик. Уставший Петя лёг на сено в углу и уснул. Проснулся он от голосов: за столом сидели два мальчика и две девочки, которые разговаривали старческими голосами и называли друг друга по имени-отчеству.

Петя узнал, что это были злые волшебники, которые ловили ленивых детей, теряющих время понапрасну. Им удалось поймать не только Петю Зубова, но и ещё трёх детей, ставших стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, проговорился, что заколдованные ребята вновь смогут стать детьми, если в полночь повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.

Когда волшебники ушли, Петя отправился на поиски других заколдованных детей. Однако на его пути встречались только настоящие старики: маляры, учителя и даже начальник пожарной охраны. Когда Петя увидел плачущую старушку с булкой и газетой «Пионерская правда», он понял, что перед ним заколдованная школьница. Она представилась Марусей Поспеловой, и товарищи по несчастью пошли искать остальных ребят. Во дворе они увидели старушку, играющую в классики – это была Наденька Соколова. Последнего старичка, Васю Зайцева, они нашли только поздно вечером.

Ребята поспешили к лесной избушке, где, дождавшись полночи, принялись откручивать назад стрелки часов. В этот миг проснулись волшебники, которые стали стареть буквально на глазах. На последнем обороте стрелок злые волшебники исчезли, а старички вновь стали детьми.

План пересказа

  1. Петя Зубов превращается в старичка.
  2. Мама не узнаёт Петю.
  3. Лесная избушка.
  4. Тайна злых волшебников.
  5. Поиски заколдованных детей.
  6. Встреча с Марусей, Наденькой и Васей.
  7. Стрелки часов.
  8. И снова детство!

Главная мысль

Если впустую тратить время, то можно не заметить, как прошла вся жизнь.

Чему учит

Сказка учит ценить не только своё время, но и время окружающих людей. Она учит тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.

Отзыв

Сказка очень поучительная и напоминает о том, что если не ценить своё время, то можно не заметить, как пришла старость, а изменить уже ничего будет нельзя. Хорошо, что ребята вовремя спохватились и исправили свои ошибки.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени.

Пословицы

  • Время как воробей: упустишь — не поймаешь.
  • Упустишь минутку — потеряешь час.
  • Потерянную вещь можно найти — потерянное время никогда.

Что понравилось

Понравилось, как Петя не отчаялся, не испугался, что стал старичком, а постарался всё исправить и помочь другим лентяям вернуть свой прежний облик.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

  • Род занятий кирилла петровича троекурова из рассказа дубровский
  • Рифмованные строки как пишется
  • Ровняться или равняться на кого то как правильно пишется
  • Рифма к слову сказок
  • Ровнять дорожки как пишется