Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Сказка о потерянном времени. Это бытовая или волшебная сказка, почему?
Сказка о потерянном времени. Произведение Евгения Шварца. Это произведение относится к бытовым сказкам или к волшебным сказкам ?
1 ответ:
2
0
Сразу уточним, что на самом деле, произведение Шварца под названием «Сказка о потерянном времени» является литературной сказкой. Иначе говоря, сказкой, написанной конкретным автором. Это не народная сказка, а потому она может обладать особенностями сказок разного жанра.
Это только народные сказки легко соотносятся на сказки волшебные, бытовые или о животных. В литературных сказках все иначе.
Вот посмотрим на «Сказку о потерянном времени». Действие сказки происходит в самом обычном городе, в реальном мире, с самыми обычными третьеклассниками. То есть часть событий сказки вполне реалистичны.
Но что превращает эту реальную историю школьников в сказку? Волшебное превращение в старичков. Присутствие в истории волшебников, то есть невозможных, нереальных существ. Есть в истории и магический предмет, часы, которые могут возвратить молодость.
Эти элементы превращают приключения обычных школьников в волшебную сказку.
По сюжету «сказка о потерянном времени» ближе к народным волшебным сказкам.
Читайте также
В свой читательский дневник можно так коротко написать о сказке про «пятерых из 1-го стручка»:
- Жил на свете один стручок, в котором сидело пять сестриц горошин. Стручок рос, а вместе с ним и горошинки. Однако, скоро горошины стали подумывать, что их мир — это не только стручок, что должно что-то быть и за его пределами. Впрочем попыток предпринять что-либо горошины не предприняли, а дождались того момента, когда стручок сорвали…
- Оказался стручок в руках одного мальчишки, который быстро открыв его и увидав горошины сразу нашел им применение. У мальчика была бузинная трубочка, через которую он и отправил каждую горошинку в свое «путешествие».
- Четыре сестрицы перед вылетом из трубочки почти все сказали, что дальше остальных пойдут. И только самая маленькая, пятам подумала: «будь, что будет,» — положившись на судьбу…
- Последняя-то горошинка и оказалась самой «далеко» сошедшей сестрой, потому что попав в дом на крышу бедной женщины, она не погибла, а стала расти. Мох ее водичкой напоил и накормил.
- У женщины была больная дочка. Мать думала, что дитя умрет. Однако, девочка, увидав растущую горошину, стала наблюдать за ней, и по мере того, как рос горошек, выздоравливала и сама, как бы подпитывающаяся энергией растения.
<hr />
Вывод: одна жизнь породила/подарили/пр<wbr />одлила другую жизнь!
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
- Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
- Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.
<hr />
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
<hr />
Герои 2-го плана
- Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
- Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
- Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.
В связи с тем, что научно-познавательны<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.
<hr />
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
1-я часть сказки.
- Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
- Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
- Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.
<hr />
2-я часть сказки.
- Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
- Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
- Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.
<hr />
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
<hr />
П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.
«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).
Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…
Урок начинается со знакомства с афоризмом, к
пониманию которого дети приходят после работы
над сказкой.
Во время языкового анализа учащиеся
догадываются, что слова «шлепнул» и «пальтишко»
характеризуют человека, который не бережет вещи.
А если он не может сберечь то, что видит, ощущает,
то тем более не бережет то, чего не видит, не
ощущает. (время)
В сказке Пете противопоставлены волшебники.
Автор обращает внимание читателей на счеты. Этот
предмет предназначен для учета времени.
Волшебники ценят время.
Фамилии детей: М. Поспеловой, Н. Соколовой
являются противопоставлением их образу жизни.
В следующем противопоставлении вежливых
школьников в трамвае и старичков подчеркивается
бессмысленность жизни последних.
Возвращение в домик автор сделал специально
таким трудным, чтобы дети научились ценить время.
В результате аналитической работы над текстом
учащиеся приходят к выводу, что важно уже сейчас
жить правильно, ценя время.
Цели:
- Продолжать учить детей литературоведческому
анализу произведения, обратив особое внимание на
жанровое своеобразие сказки. - Совершенствовать навыки чтения.
- Развивать речь учащихся:
- обогащение, уточнение и активизация словаря;
- формирование литературоведческих понятий;
- развитие монологической речи.
- Через работу над произведением и афоризмом
подвести детей к выводу о ценности времени.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Сегодня мы продолжим работу над сказкой Е.
Шварца, вспомним некоторые литературоведческие
понятия, поговорим о жанровой особенности
сказки. Через анализ языка автора постараемся
выяснить его отношение к персонажам и узнаем о
том, что хотел нам сказать автор «во всю силу,
во весь голос». (Обращаемся к цитате, с которой
познакомились на предыдущем уроке: «Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для
того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь
голос то, что думаешь» Е. Щварц)
II. Опрос домашнего задания
Дома ученикам предлагалось отметить те
слова и выражения, которые подчеркивали бы, что
данное произведение – сказка. Вспоминаем тему и
идею сказки. (Они были определены на предыдущем
уроке.)
III. Работа по теме
– Итак, перед нами сказка. Мы знаем, что
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок». А какой намек и на что автор намекает, нам
предстоит разобраться. Если мы верно
проанализируем произведение, то сможем
объяснить эпиграф к нашему уроку: «Важно не то,
долго ли, а правильно ли ты про?жил». (Сенека
Младший).
1. Аналитическая работа по тексту.
– Давайте представим, что мы увидели на улице
Старика, который идет и рассуждает вслух:
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы,
ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему
не успел научиться».
– Кто из героев сказки это мог бы быть? Почему?
Ребята доказывают, что это Петя Зубов.
Учитель на доску вывешивает рисунок с
изображением этого героя. (Приложение.
Рисунок 1)
– Найдите в тексте слова, которые
объясняют, почему Петя Зубов стал стариком. (Ребята
находят слова и зачитывают).
– Автор допустил повторы. Оправданы ли они? (Да,
потому что это происходит часто).
– Мы знаем, что у автора каждое слово носит
какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть
два слова, через которые автор не только выражает
свое отношение к герою, но и дает ему
характеристику. (Ребята называют слова: «
шлепнул» и «пальтишко».)
– Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить
синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята
читают абзац со словом «положил», убеждаются, что
текст не получился).
– Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому
что Петя неаккуратный мальчик.)
– В каком значении мы понимаем слово «пальтишко»,
пока не знаем, что перед нами дедушка? (Простенькое,
может даже рваное)
– А теперь, когда мы знаем, что это – дедушка? (Пальтишко
маленькое)
– Какой вывод можно сделать из прочитанной
части?
Вывод: Человек, который не бережет
вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает
не может
2. Вы определили вид этой сказки, как
сказку-быль, потому что в ней говорится о таких же
детях, как вы.
– Какие действия П.Зубова приближают к вам? (Бежит
сразу к маме)
– А случайно ли автор написал так, что мама не
узнала сына? (Это заставило его задуматься).
– О чем Петя думал? (Ребята зачитывают абзац:
«Идет он и думает…»)
– Почему он говорит о себе, как о старике, а не как
о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)
– Как Петя оценивал свою работу? Что главное
видел?
– Почему он плохо учился? (Потому что всегда
говорил: «Успею!» Не ценил время.)
3. На доске картинка с изображением комнаты, где
вокруг стола сидят маленькие волшебники. (Приложение.Рисунок 2)
– Прочитайте отрывок для данной иллюстрации. Что
за ребята сидят вокруг стола?
– Автор не дает нам описание комнаты, но
почему-то прописывает очень точно одну деталь –
счеты. Почему? (Ребята-волшебники ценят время.
Счеты – это время.) Найдите подтверждение
в тексте.
– Прочитайте, о чем сожалел Сергей Владимирович?
(Приложение.Рисунок 3)
– Почему волшебники были уверены, что дети не
станут снова детьми? (Ребята не ценят время,
лентяи).
– Найдите абзац, который начинается словами:
«Грохочут грузовики – скорее, скорее сдать грузы
в магазин…».Прочитаем абзац до конца.
– Часто Петя видел эту картину. Почему только
теперь он заметил, что люди боятся не успеть?
– «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал,
опоздал, не успел…» Кто так думает? Чьи это слова?
4. – Вспомним диалог Пети со старушкой. По каким
признакам он нашел остальных детей? Дети
зачитывают абзац со слов: «А старушка перестала
плакать».
– Какая примета? (Выковыривает изюм, не
торопится, ничем не занята.)
Учитель вывешивает на доску рисунок с
изображением Маруси Поспеловой. (Приложение.Рисунок
4)
5. Д– авайте и мы найдем других детей. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«Рассказал Петя Марусе, кто он такой»)
– Какая примета? (Утро. Все должны быть в школе.
Она – прогульщица, поэтому и спряталась за
дровяной сарай).
На доску вывешивается рисунок с изображением
Наденьки Соколовой. (Приложение.Рисунок
5)
6. – Найдем второго мальчика. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«…Вдруг Маруся закричала: «Смотрите,
смотрите…»)
– Какая примета? (Вечер. Нужно делать уроки.)
– А можно так ездить? Чем опасно такое катание?
– Почему Е.Шварц «посадил» Васю на «колбасу», а
не в вагон трамвая? (Во-первых, его бы не
увидели, а во-вторых, он же Зайцев)
На доску вывешивается рисунок с изображением
Васи Зайцева. (Приложение.Рисунок
6)
7. Ребята, посмотрите на картинки с портретами
героев, обратите внимание на фамилии и скажите:
случайно ли автор дал им такие фамилии?
Петя Зубов |
Маруся Поспелова |
Наденька Соколова |
Вася Зайцев |
– Автор использует литературный прием
«говорящие фамилии». А для чего, как вы думаете? (Прием
противопоставления)
8. – В сказке есть ещё одно противопоставление.
Найдем абзац, который начинается со слов:
«Какие-то школьники ехали». Что здесь
противопоставляется? (Школьники говорят о
долгой трудовой жизни, а старики только три года
трудились, да и то на «2» и «3»)
9. – Почему возвращение в домик автор сделал
таким трудным? (Чтобы дети научились
ценить время). Прочитайте слова,
подтверждающие это. (Дети зачитывают абзац,
который начинается со слов: «… Ах, время, время!»)
IV. Заключение
– Мы еще раз вспомнили содержание сказки. Какой
скрытый смысл открывается внимательному
читателю? О чем думал Е.Шварц, когда писал её, о
чем хотел сказать « во весь голос»?
– Поняли вы, что время необходимо ценить?
– Давайте вернемся к афоризму. Что сейчас важно в
вашей жизни, пока вы прожили всего, 9-10 лет?
– В заголовке звучит тема текста, в афоризме –
идея.
– Вчера мы определили тип речи сказки как
повествование. А вот сейчас, после аналитической
работы, как бы более конкретно вы смогли
определить тип речи? (Повествование с
элементами рассуждения).
– То есть, в результате рассуждения мы пришли к
выводу, что … (Зачитываем афоризм)
V. Домашнее задание
– На этом уроке мы прощаемся с героями сказки, и
я умышленно опускаю прочтение конца сказки,
потому что у сказки может быть любой конец.
Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой
конец, который бы отвечал теме и идее текста.
«Сказка о потерянном времени» читательский дневник
«Сказка о потерянном времени» — увлекательная и очень поучительная история о том, как ленивые дети, впустую тратившие своё время, превратились в старичков.
Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» для читательского дневника
ФИО автора: Шварц Евгений Львович
Название: Сказка о потерянном времени
Число страниц: 224. Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени». Издательство «Эксмо». 2016 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1940 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.
Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.
Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.
Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.
Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Петя Зубов был одним из самых слабых учеников в своём классе, который обещал нагнать ребят по всем предметам, но никогда не сдерживал своё обещание. Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он протянул пальто гардеробщице, но та приняла третьеклассника за старичка. Посмотрев на себя в зеркало, Петя увидел седину и бороду.
Петя очень испугался и бросился домой, но даже родная мама не признала в нём своего сына. Тогда постаревший мальчик ушёл, куда глаза глядят. Так он оказался в лесу, где набрёл на пустой домик. Уставший Петя лёг на сено в углу и уснул. Проснулся он от голосов: за столом сидели два мальчика и две девочки, которые разговаривали старческими голосами и называли друг друга по имени-отчеству.
Петя узнал, что это были злые волшебники, которые ловили ленивых детей, теряющих время понапрасну. Им удалось поймать не только Петю Зубова, но и ещё трёх детей, ставших стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, проговорился, что заколдованные ребята вновь смогут стать детьми, если в полночь повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.
Когда волшебники ушли, Петя отправился на поиски других заколдованных детей. Однако на его пути встречались только настоящие старики: маляры, учителя и даже начальник пожарной охраны. Когда Петя увидел плачущую старушку с булкой и газетой «Пионерская правда», он понял, что перед ним заколдованная школьница. Она представилась Марусей Поспеловой, и товарищи по несчастью пошли искать остальных ребят. Во дворе они увидели старушку, играющую в классики – это была Наденька Соколова. Последнего старичка, Васю Зайцева, они нашли только поздно вечером.
Ребята поспешили к лесной избушке, где, дождавшись полночи, принялись откручивать назад стрелки часов. В этот миг проснулись волшебники, которые стали стареть буквально на глазах. На последнем обороте стрелок злые волшебники исчезли, а старички вновь стали детьми.
План пересказа
- Петя Зубов превращается в старичка.
- Мама не узнаёт Петю.
- Лесная избушка.
- Тайна злых волшебников.
- Поиски заколдованных детей.
- Встреча с Марусей, Наденькой и Васей.
- Стрелки часов.
- И снова детство!
Главная мысль
Если впустую тратить время, то можно не заметить, как прошла вся жизнь.
Чему учит
Сказка учит ценить не только своё время, но и время окружающих людей. Она учит тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.
Отзыв
Сказка очень поучительная и напоминает о том, что если не ценить своё время, то можно не заметить, как пришла старость, а изменить уже ничего будет нельзя. Хорошо, что ребята вовремя спохватились и исправили свои ошибки.
Пословицы
- Время как воробей: упустишь — не поймаешь.
- Упустишь минутку — потеряешь час.
- Потерянную вещь можно найти — потерянное время никогда.
Что понравилось
Понравилось, как Петя не отчаялся, не испугался, что стал старичком, а постарался всё исправить и помочь другим лентяям вернуть свой прежний облик.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?