Анализ русской народной сказки «Жадная старуха»
Сказка «Жадная старуха» по жанру социально-бытовая. В сказке одна сюжетная линия: поход старика в лес к волшебному дереву, который исполнял желания.
Тема сказки определяется в самом названии: «Жадная старуха». В сказке отражены представления народа о человеческой добродетели и его пороках.
Жадность, высокомерие, желание разбогатеть, прославиться – все это относится к человеческим порокам. Они ни к чему хорошему не приводят, губят душу человека. Народная мудрость гласит: человек во всем должен знать меру. Это и есть главная мысль сказки.
Композиция сказки несложная. Как и многие народные сказки, начинается с зачина: «Жил старик со своею старухою». Действие разворачивается динамично, без длинных описаний. Используется повторение действия: поход старика в лес с топором к дереву. Каждый раз требования старика к дереву возрастают, т.е. действие развивается по нарастающей. Развязка — превращение старика и старухи в медведя и медведицу. Концовка «…и побежали они в лес».
В сказке два героя, которых можно назвать отрицательными. Старик – бедняк, который мечтает о счастье, богатстве. Он робкий, слабохарактерный, безынициативный человек, который находится под влиянием своей жены и беспрекословно выполняет все ее приказания. Старуха – жадная, властная, деспотичная женщина, в своих желаниях не знает меры, хочет быть выше всех, даже выше бога.
Также присутствует образ волшебного дерева, которое терпеливо исполняет все желания старика и старухи, но в конце сказки наказывает их за жадность и высокомерие, подает им урок. Прослеживается и архаичный культ медведя, образ которого приравнен к богам.
В сказке много диалогов: между стариком и деревом, между стариком, старухой и другими героями. Диалоги повторяются несколько раз, но повторы не отвлекают читателя, а помогают развитию сюжета, подводят к развязке, а самое главное, раскрывают внутренние качества героев. Например, к дереву старик обращается семь раз. Сначала просит богатство, потом по желанию жены хочет стать бурмистром, барином, полковником, генералом, царем, богом. Через диалоги мы узнаем, каким наглым, жадным и ненасытным может стать человек, не умеющий контролировать свои желания.
Встречаются и повторы слов, предложений: «Что тебе надобно», «Хорошо, ступай с богом», «Велико ли дело…» и другие.
Язык сказки народный, много просторечных слов: мужичок, старуха, изба, старый черт, услыхало и др.; слов с суффиксами –ка, -де: ступай-ка, государь-де; сравнений и фразеологизмов, часто употребляемых в фольклоре: изба, словно чаша полная; денег куры не клюют; а коров, лошадей, овец – в три дня не сосчитать; имеются постоянные эпитеты: сырая земля, безумные речи; используются фольклорные элементы: «Что тебе надобно?», «Ступай к дереву», «Ступай с богом», «Что за корысть», «Воротился старик», «Обратился медведем».
Немало в сказке слов, относящихся к государственной и военной службе: бурмистр, государь, послы, генерал, полковник… Это говорит о том, что автор сказки хоть и человек, вышедший из народа, но многое знает, отличается мудростью.
Таким образом, можно сделать вывод, что «Жадная старуха» — одна из лучших народных сказок, очень интересная и поучительная.
Жадная старуха — русская народная сказка. В сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» фигурирует под № 76. Перекликается с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»[1]. В сказке рассказывается о волшебном дереве, которое выполняло желание старухи, а когда старуха пожелала стать равной богам, то дерево превратило её и старика в медведей[2].
В сказке отражена народная мудрость — человек, не умеющий управлять своим желанием, теряет ощущение ценности от удовлетворения потребности, что ведёт к деградации личности[3]. Иными словами, жадность не доводит до хорошего.
В сюжете прослеживается архаичный культ медведя, образ которого приравнен к богам[2].
Аналогичный сюжет у сказки Алексея Толстого «Чивы, чивы, чивычок…»[4], написанной в 1937—1938 годах (первоначальное название «Золотая рыбка»)[5].
Сюжет
Жил старик со старухою. Однажды старик пошёл в лес дрова рубить. И когда хотел срубить очередное дерево, то оно попросило не рубить его, а взамен — исполнить любое желание. Старик решил попросить богатства. Приходит домой — изба стала новой, много домашней живности, хлеба хватит надолго, «денег куры не клюют». Но старуха через время стала говорить: «Хоть живём мы богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают!», и что хорошо бы деду стать бурмистром. Дерево исполняет и это желание. Но старуха снова недовольна — ведь и над бурмистром есть власть. Она предлагает деду попросить у дерева, чтобы сделал его сначала барином, потом полковником, генералом, царём, а затем и самим богом. Все это дерево исполняет, но в ответ на последнюю просьбу превращает старика и старуху в медведей[6].
См. также
- О рыбаке и его жене
- Русские сказки
Примечания
- ↑ Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — М.: Лабиринт, 2000. — 336 с. — ISBN 5-87604-008-8.
- ↑ 1 2 Коваленко С. В. Мифический образ медведя — естественноисторическая основа русской культуры Архивная копия от 30 марта 2018 на Wayback Machine // Рождение культурологии в России : сборник научных трудов / Шуйский гос. пед. ун-т, Центр кризисологических исслед. при участии Акад. философии хоз-ва Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова и Центра социальных исслед. и просвещения им. С. Н. Булгакова; [науч. ред. В. П. Океанский]. — Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2011. — 588 с.
- ↑ Федотова О. Д., Гиль О. В., Латун В. В. Этнопедагогический потенциал экономического знания как фактор формирующего воздействия Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine
- ↑ Алещенко Е. И. Лексико-фразеологические средства вербализации христианской языковой картины мира в русской народной сказке Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine
- ↑ Самоделова Е. А. Начальная история создания «Русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого» (1937—1938 — по архивным источникам) Архивная копия от 29 марта 2019 на Wayback Machine // Журнал «Вестник Вятского государственного университета», 2011
- ↑ Сказка Жадная старуха: Русская народная. Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано 2 июня 2018 года.
Литература
- Сюжет № 555*. «Алчная старуха» // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
Эта страница в последний раз была отредактирована 27 июня 2022 в 07:03.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
- Безногий и слепой богатыри-3
- Емеля-дурак-2
Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево:
— Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю.
— Ну, сделай, чтобы я богат был.
— Ладно, ступай домой, всего у тебя вдоволь будет.
Воротился старик домой — изба новая, словно чаша полная, денег куры не клюют, хлеба на десятки лет хватит, а что коров, лошадей, овец — в три дня не сосчитать!
— Ах, старик, откуда все это? — спрашивает старуха.
— Да вот, жена, такое дерево нашел — что ни пожелай, то и сделает.
Пожили с месяц; приелось старухе богатое житье, говорит старику:
— Хоть живем мы богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают! Захочет бурмистр, и тебя и меня на работу погонит; а придерется, так и палками накажет. Ступай к дереву, проси, чтоб ты бурмистром был.
Взял старик топор, пошел к дереву и хочет под самый корень рубить.
— Что тебе надо? — спрашивает дерево.
— Сделай, чтобы я бурмистром был.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился домой, а его уж давно солдаты дожидают:
— Где ты, — закричали, — старый черт, шатаешься? Отводи скорей нам квартиру, да чтоб хорошая была. Ну-ну, поворачивайся!
А сами тесаками его по горбу да по горбу. Видит старуха, что и бурмистру не всегда честь, и говорит старику:
— Что за корысть быть бурмистровой женою! Вот тебя солдаты прибили, а уж о барине и говорить нечего: что захочет, то и сделает. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтоб сделало тебя барином, а меня барыней.
Взял старик топор, пошел к дереву, хочет опять рубить; дерево спрашивает:
— Что тебе надо, старичок?
— Сделай меня барином, а старуху барыней.
— Хорошо, ступай с богом!
Пожила старуха в барстве, захотелось ей большего, говорит старику:
— Что за корысть, что я барыня! Вот кабы ты был полковником, а я полковницей — иное дело, все бы нам завидовали.
Погнала старика снова к дереву: взял он топор, пришел и собирается рубить. Спрашивает его дерево:
— Что тебе надобно?
— Сделай меня полковником, а старуху полковницей.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился старик домой, а его полковником пожаловали.
Прошло несколько времени, говорит ему старуха:
— Велико ли дело — полковник! Генерал захочет, под арест посадит. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя генералом, а меня генеральшею.
Пошел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно? — спрашивает дерево.
— Сделай меня генералом, а старуху генеральшею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а его в генералы произвели.
Опять прошло несколько времени, наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику:
— Велико ли дело — генерал! Государь захочет, в Сибирь сошлет. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя царем, а меня царицею.
Пришел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно? — спрашивает дерево.
— Сделай меня царем, а старуху царицею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а за ним уж послы приехали:
— Государь-де помер, тебя на его место выбрали.
Не много пришлось старику со старухой нацарствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему:
— Велико ли дело — царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами.
Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило:
— Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей.
В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес.
- Ночные пляски
- Бесстрашный-3
Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево:
— Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю.
— Ну, сделай, чтобы я богат был.
— Ладно; ступай домой, всего у тебя вдоволь будет.
Воротился старик домойизба новая, словно чаша полная, денег куры не клюют, хлеба на десятки лет хватит, а что коров, лошадей, овецв три дня не сосчитать!
— Ах, старик, откуда все это?
спрашивает старуха.
— Да вот, жена, я такое дерево нашелчто ни пожелай, то и сделает.
Пожили с месяц; приелось старухе богатое житье, говорит старику:
— Хоть живем мы богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают! Захочет бурмистр, и тебя и меня на работу погонит; а придерется, так и палками накажет. Ступай к дереву, проси, чтоб ты бурмистром был.
Взял старик топор, пошел к дереву и хочет под самый корень рубить.
— Что тебе надо?
спрашивает дерево.
— Сделай, чтобы я бурмистром был.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился домой, а его уж давно солдаты дожидают:
— Где ты,закричали,старый черт, шатаешься? Отводи скорей нам квартиру, да чтоб хорошая была. Ну-ну, поворачивайся!
А сами тесаками его по горбу да по горбу. Видит старуха, что и бурмистру не всегда честь, и говорит старику:
— Что за корысть быть бурмистровой женою! Вот тебя солдаты прибили, а уж о барине и говорить нечего: что захочет, то и сделает. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтоб сделало тебя барином, а меня барыней.
Взял старик топор, пошел к дереву, хочет опять рубить; дерево спрашивает:
— Что тебе надо, старичок?
— Сделай меня барином, а старуху барыней.
— Хорошо, ступай с богом!
Пожила старуха в барстве, захотелось ей большего, говорит старику:
— Что за корысть, что я барыня! Вот кабы ты был полковником, а я полковницейиное дело, все бы нам завидовали.
Погнала старика снова к дереву; взял он топор, пришел и собирается рубить. Спрашивает его дерево:
— Что тебе надобно?
— Сделай меня полковником, а старуху полковницей.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился старик домой, а его полковником пожаловали.
Прошло несколько времени, говорит ему старуха:
— Велико ли делополковник! Генерал захочет, под арест посадит. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя генералом, а меня генеральшею.
Пошел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно?
спрашивает дерево.
— Сделай меня генералом, а старуху генеральшею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а его в генералы произвели.
Опять прошло несколько времени, наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику:
— Велико ли делогенерал! Государь захочет, в Сибирь сошлет. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя царем, а меня царицею.
Пришел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно?
спрашивает дерево.
— Сделай меня царем, а старуху царицею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а за ним уж послы приехали:
— Государь-де помер, тебя на его место выбрали.
Не много пришлось старику со старухой нацарствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему:
— Велико ли делоцарь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами.
Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило:
— Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей.
В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес.
Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево:
— Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю.
— Ну, сделай, чтобы я богат был.
— Ладно; ступай домой, всего у тебя вдоволь будет.
Воротился старик домой изба новая, словно чаша полная, денег куры не клюют, хлеба на десятки лет хватит, а что коров, лошадей, овец в три дня не сосчитать!
— Ах, старик, откуда все это?
спрашивает старуха.
— Да вот, жена, я такое дерево нашел что ни пожелай, то и сделает.
Пожили с месяц; приелось старухе богатое житье, говорит старику:
— Хоть живем мы богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают! Захочет бурмистр, и тебя и меня на работу погонит; а придерется, так и палками накажет. Ступай к дереву, проси, чтоб ты бурмистром был.
Взял старик топор, пошел к дереву и хочет под самый корень рубить.
— Что тебе надо?
спрашивает дерево.
— Сделай, чтобы я бурмистром был.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился домой, а его уж давно солдаты дожидают:
— Где ты,закричали,старый черт, шатаешься? Отводи скорей нам квартиру, да чтоб хорошая была. Ну-ну, поворачивайся!
А сами тесаками его по горбу да по горбу. Видит старуха, что и бурмистру не всегда честь, и говорит старику:
— Что за корысть быть бурмистровой женою! Вот тебя солдаты прибили, а уж о барине и говорить нечего: что захочет, то и сделает. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтоб сделало тебя барином, а меня барыней.
Взял старик топор, пошел к дереву, хочет опять рубить; дерево спрашивает:
— Что тебе надо, старичок?
— Сделай меня барином, а старуху барыней.
— Хорошо, ступай с богом!
Пожила старуха в барстве, захотелось ей большего, говорит старику:
— Что за корысть, что я барыня! Вот кабы ты был полковником, а я полковничье дело, все бы нам завидовали.
Погнала старика снова к дереву; взял он топор, пришел и собирается рубить. Спрашивает его дерево:
— Что тебе надобно?
— Сделай меня полковником, а старуху полковницей.
— Хорошо, ступай с богом!
Воротился старик домой, а его полковником пожаловали.
Прошло несколько времени, говорит ему старуха:
— Велико ли дело полковник! Генерал захочет, под арест посадит. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя генералом, а меня генеральшею.
Пошел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно?
спрашивает дерево.
— Сделай меня генералом, а старуху генеральшею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а его в генералы произвели.
Опять прошло несколько времени, наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику:
— Велико ли дело генерал! Государь захочет, в Сибирь сошлет. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя царем, а меня царицею.
Пришел старик к дереву, хочет топором рубить.
— Что тебе надобно?
спрашивает дерево.
— Сделай меня царем, а старуху царицею.
— Хорошо, иди с богом!
Воротился старик домой, а за ним уж послы приехали:
— Государь-де помер, тебя на его место выбрали.
Не много пришлось старику со старухой нацарствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему:
— Велико ли дело царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами.
Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило:
— Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей.
В ту же минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес.
_________________
Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал рубить. Говорит ему дерево: «Не руби меня, мужичок! Что тебе надо, все сделаю». — «Ну, сделай, чтобы я богат был». — «Ладно; ступай домой, всего у тебя вдоволь будет». Воротился старик домой — изба новая, словно чаша полная, денег куры не клюют, хлеба на десятки лет хватит, а что коров, лошадей, овец — в три дня не сосчитать! «Ах, старик, откуда все это?» — спрашивает старуха. «Да вот, жена, я такое дерево нашел — что ни пожелай, то и сделает».
Пожили с месяц; приелось старухе богатое житье, говорит старику: «Хоть живем мы богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают! Захочет бурмистр, и тебя и меня на работу погонит; а придерется, так и палками накажет. Ступай к дереву, проси, чтоб ты бурмистром был». Взял старик топор, пошел к дереву и хочет под самый корень рубить, «Что тебе надо?» — спрашивает дерево. «Сделай, чтобы я бурмистром был». — «Хорошо, ступай с богом!»
Воротился домой, а его уж давно солдаты дожидают: «Где ты, — закричали, — старый черт, шатаешься? Отводи скорей нам квартиру, да чтоб хорошая была. Ну-ну, поворачивайся!» А сами тесаками его по горбу да по горбу. Видит старуха, что и бурмистру не всегда честь, и говорит старику: «Что за корысть быть бурмистровой женою! Вот тебя солдаты прибили, а уж о барине и говорить нечего: что захочет, то и сделает. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтоб сделало тебя барином, а меня барыней».
Взял старик топор, пошел к дереву, хочет опять рубить; дерево спрашивает: «Что тебе надо, старичок?» — «Сделай меня барином, а старуху барыней». — «Хорошо, ступай с богом!» Пожила старуха в барстве, захотелось ей большего, говорит старику: «Что за корысть, что я барыня! Вот кабы ты был полковником, а я полковницей — иное дело, все бы нам завидовали».
Погнала старика снова к дереву; взял он топор, пришел и собирается рубить. Спрашивает его дерево: «Что тебе надобно?» — «Сделай меня полковником, а старуху полковницей». — «Хорошо, ступай с богом!» Воротился старик домой, а его полковником пожаловали.
Прошло несколько времени, говорит ему старуха: «Велико ли дело — полковник! Генерал захочет, под арест посадит. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя генералом, а меня генеральшею». Пошел старик к дереву, хочет топором рубить. «Что тебе надобно?» — спрашивает дерево. «Сделай меня генералом, а старуху генеральшею». — «Хорошо, иди с богом!» Воротился старик домой, а его в генералы произвели.
Опять прошло несколько времени, наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику: «Велико ли дело — генерал! Государь захочет, в Сибирь сошлет. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя царем, а меня царицею». Пришел старик к дереву, хочет топором рубить. «Что тебе надобно?» — спрашивает дерево. «Сделай меня царем, а старуху царицею». — «Хорошо, иди с богом!» Воротился старик домой, а за ним уж послы приехали: «Государь-де помер, тебя на его место выбрали».
Не много пришлось старику со старухой нацарствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему: «Велико ли дело — царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами».
Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес.