Роль домостроя в жизни наших предков сочинение

Обновлено: 10.01.2023

Не одно поколение русских людей в своей повседневной жизни руководствовалось правилами, изложенными в этом труде священником Сильвестром, составившим данный свод, опираясь на веками сложившиеся народные традиции и обычаи.

Думаю, что все мы, верующие или не верующие, староверы или атеисты, одни отдавая себе в том отчёт, другие даже не задумываясь о том, живём по тем законам, которые изложены в этой мудрой книге – с поправкой на время, конечно, признавая то, чего никак не могли признать наши предки, а в наши дни не признают и те, кто придерживается официальной религии, и староверы, к примеру, брак, не освещённый церковью, развод.

В юности, мы, представительницы слабого пола, хотим самостоятельности, порой мечтаем о головокружительной карьере, не прочь взять на себя главенство в своей будущей семье, но вот с годами понимаем домостроевскую мудрость: муж – глава семьи, он должен заботиться о своих домочадцах, а жена – его верная помощница, которая всегда может опереться на своего супруга, быть за ним как за каменной стеной.

Читая главы о продуктах, о блюдах, которые можно из них приготовить, подумала о том, что нация была бы сейчас намного здоровее, если бы в этом следовала советам данной книги. Мы же здоровую пищу и напитки наших предков заменили заморскими бургерами, пиццами, чипсами, колой и прочей ерундой, вкусной, конечно, но наносящей нашему организму непоправимый вред.

Это прикол. Текст взят из пособия начала 20 века, что явствует из текста. Стыдно, батенька, старый, а наивный.

Изжил себя домострой. Несовмесим он ни с нами, ни со временем, в котором живем. Речь не о морально-нравстенном наполнении а о процедуре исполнения. У меня душа противится и возмущается, не нравится ей ни слово это, ни суть его. Каждому времени свой закон. У свекора моего любимая поговорка «Курица не птица, а баба не человек» — была.. . до знакомства со мной.

» 63. Указ ключнику как держать на погребе всякои запас просолнои
и в бочках и в кадех и в мерникех и во тчанех и в ведерцах
мясо рыба копуста огурцы сливы лимоны икра рыжики грузьди
Все бы то стояло непочатые и початые сосуды в росоле да
пригнетено дощечкою да и каменем тяжелым а огурцы и сливы и
лимоны в росоле же бы были а огурцы решеточкою ж пригнетены под
камешком легонько а плеснь всегды счищать и росолом дополнивати а
которои росол пахнет затхолы и его сливать до свежим дополнивати
россоливать да толко которои просол не в росоле стоит ино верхнеи
ряд зниет а не в береженье ино испортится а то все в лете все
засекати а мясо по времени вывешивати а и в рыбе только дух
появится ино перемыв вывешивать же а которая рыба всякая и мясо
солено на провес и вывешивати под весну и как выветрело и есть
поспело ино от стропа збирати да переносити в сушило да что
пригоже вешати а иное в стопу класти а рыба прутовая в рогожи
вертет а пласти по полице класти а подпариваная в крошню чтобы
ветрь проходил которая как пригоже так дерьжати а о всем о том
как беречи в начале писано а в житницах и в закромех и в сушилех
всякаго обилия пересматривати притчею которою накапало или навяло
или сыро или затлося или поплесневело или слеглося ино то
рассыпав на сонце пересушивати или в печех а что попортилося ино 128
то напередь ести и в заим давати и милостыню и нужным а толко
много ино упродаст а которои свежеи сухои в береженье стоит ино
то вдаль блюсти в питье всякое и меды и пива и морсы и вишьни в
патоке и яблока и груши в патоке и в квасу и брусничная вода по
тому же кои бочки в леду засечены и те держати вполне а которое
питье стоит не вполне ино дополнивати и в леду засекати а толко
которое питье тронулося окисло или поплесневело ино то по малым
судом растачивати да то борзо изведет а которое свежее вдаль
блюсти и вполне держати и яблока и груши и вишни и ягоды то бы
было в росоле а плеснь счищать и подсытив доливать и что как
пригоже а на леднике полное питье еству к леду засекши держать
ино не портитца а платье всякое и тавар которое в полатах и в
клетех и в онбарех и в лавках и в сундукех и в бочках и в
коробьях и верьхнее и нижьнее и новое и ветчаное дорогое и
дешевое и усчины и полотна того всего лете пересматривати и
розвешивати и пересушивати и перетрясывати а которое попортилося
того починить и нового и ветчаного и опять по старому хорошо
укъладывати и держать то в суше и в покрыте и за замком а сено
толко накапало или навьяло или сыро или слеглося или затхлося ино
его в ведренои день в солнечнои и на ветр выносить ис сеницы да
просушить и перетрясть да опять в сенницу скласть а в стогу
слеглося или затхлося по тому же розослать и перетрясть и
просушить и опять хорошенько сметать да толко таково ино продасть
или лошедми кармить да то изводит кое попортилося а много ино
продаст а кое доброе ино дале блюсть и в суше покласть и сенницы
укрыти».
)))
и видео забавное.. . «самокрутка». )))
Как жить с кем жить, кого любить, как любить, как веровать, в кого веровать, что есть, пить, как готовить, где хранить.. . Книга по домоводству, с одной стороны, и слепое следование канонам и укладу, с другой.. . Мне то, что в ролике больно уж нонешний мусульманский домострой напомнило.. . Старо это всё. пырьём поросло.. .
У меня дома книжка есть, «Домоводство», 1960 года выпуска.. . По сути, тот же домострой, но с поправкой на иное время, иные ценности, иные нравы.. . Убрали религию.. . добавили главы о сервировке стола и как правильно заливать воду в линзу кинескопа телевизора.. . ))) И этой книжки актуальность давно уже канула в лету.. . за полвека-то уж почти всё поменялось.. . что уж тогда говорить про 16 век.. .
Мне самокрутки нравятся.. . )))

Микки Маус Просветленный (29777) «Самокруткой» — это против родительской воли. ))) Вкладывать в слово «самокрутчик» свой смысл — по-моему неправильно. )))

Об аскетизме

Терёшкина Дарья

Кто в доме главный?

Халимова Анна

Домострой – памятник нравоучительной литературы конца XV – начала XVI вв. Он позволяет понять менталитет русского народа, его культуру, традиции и быт. Знакомство с этим произведением и попытка в нем разобраться – это способ путешествия в прошлое, ведь тот, кто не познал историю своего народа, никогда не сможет познать и самого себя.

Сочинение об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах христианского общества содержит советы самого разного характера — от заветов благочестия до кулинарных рецептов. Этот важнейший источник по изучению средневековой жизни отражает, подчас, не реальную практику, а идеализированное представление о ней.

В Домострое поднимаются многие проблемы, касающиеся хозяйственной стороны жизни человека, но я хотела бы акцентировать внимание на одной, на мой взгляд, наиболее важной проблеме – главенства в доме.

А что сказано в Домострое по поводу взаимоотношений мужчины и женщины в семье? Прежде всего, говорится о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами. О долге каждого человека в семье и в государстве. Про «мужскую тиранию» и «женское бесправие» тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они «равновелики». Женщина – главная внутри дома, мужчина – вне дома, т.к. он – кормилец, добытчик. Точно так же, как и глава семейства, хозяйка – государыня над детьми и слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо – бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора» (Домострой, Глава 23).

Вот какой мне представилась женщина Домостроя: не забитая розгами, а прежде всего любимая и любящая хранительница домашнего очага, опекаемая и защищаемая своим мужем. Совсем иная ситуация в современном мире. В наши дни чаще оказывается, что на женщину, а не на мужчину возложена большая часть семейных обязанностей. И это не просто воспитание детей и сохранение домашнего очага, а именно те дела, которые раньше выполнял муж. Так, например, все чаще жены играют главенствующую роль и в семье, и на работе. Женщина является и матерью, и кормилицей, и домохозяйкой. Она одновременно должна и воспитывать детей, и кормить семью, и держать дом в чистоте и порядке, поддерживая, тем самым, атмосферу уюта и благополучия.

А в это время муж не работает, сидит дома и смотрит телевизор. И это не самый плохой вариант. Хорошо, если он не пьет и следит за детьми, ведет домашнее хозяйство. Встречаются ситуации, когда супруг проводит все свободное время в компании друзей-бездельников, что нередко приводит к деградации личности или, что еще хуже, спивается, тем самым, разрушая семью.

Гламур – жизнь без смысла

Гламур – это не просто стиль одежды – это образ жизни. Театры, кино, выставки сочетаются с прожиганием жизни в ночных клубах и казино.

Культурный человек – это человек, имеющий духовно-нравственные ориентиры в жизни. У гламурного человека притуплена нравственность, он хочет выделиться одеждой и поведением; культурному человеку это не нужно.

Так откуда же появился гламур в России, если издревле у нас преобладали духовно-нравственные ценности жизни? Ответ прост – это веяние Запада.

Выходом из этой ситуации может быть только возврат к нашим духовным ценностям и нормам морали, которые были до «нашествия гламура». Деньги и материальное благополучие не должно стать главным и единственным смыслом всей жизни. Важно относиться к ним, как к средству, но не цели.

Июнь 2008 г.

Гламур – это болезнь

Морозова Марина

Как известно, спрос всегда рождает предложение, т.е. пока людям нужен гламур (а он им, как оказывается, нужен), его преподнесут маркетологи в виде брэндов, логотипов, рекламы и многого другого. Ведь в наше время на этом основывается огромная фэшн-индустрия.

Июнь 2008 г.

Гламур в современном мире
(размышления, навеянные научным семинаром
в Центре общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова)

Чумичев Павел

Многие считают, что гламур может привить эстетические чувства, воспитать вкус хорошо одеваться, прекрасно выглядеть, с виду быть приятным. Существует мнение, что творческие известные люди стоят выше гламура, а пародия на них и есть гламур.

Гламурную жизнь, красивую жизнь спровоцировал экономический рост, сначала на Западе после Второй мировой войны, потом и в нашей стране в середине первого десятилетия нынешнего века. Раньше были единицы богатых, а сегодня десятки и сотни, а тысячи и миллионы мечтают об этом. Гламур – это растрата денег.

А присутствовали ли элементы гламура на Руси или это современная западная характеристика? Ведь, в петровские времена можно найти его свидетельства в России (роскошные баллы, мода, подражание Западу в стиле жизни). А разве стиль комильфо не был гламуром XIX века?

По моему мнению, гламур сравним с болотом. Есть разница, как в него зашел: по колено или по горло.

Послесловие

Наше общество теряет язык, а, следовательно, вместе с ним и духовно-нравственные ориентиры. Происходит потеря смыслов.

Ростовцева Л.И.

Коллоквиум, курсовая работа, эссе
по экономической теории

3067 Слова | 13 Стр.

Домострой

747 Слова | 3 Стр.

Домострой. Быт и отношения в Домострое

2054 Слова | 9 Стр.

Домострой как памятник культуры

Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Наш русский «Домострой» сложился не сразу. По предположениям филологов он бытовал сначала как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, обрастал постепенно новыми наставлениями и советами. (Wikipedia, 2013) В том окончательном виде, как мы его знаем и предлагаем сегодня вашему вниманию, «Домострой» сложился в эпоху Иванна Грозного, в середине XVI века. Это было время великих обобщений, подытодживания.

2385 Слова | 10 Стр.

7812 Слова | 32 Стр.

Русский семейный уклад в XVI В. По домострою

4867 Слова | 20 Стр.

ДОМОСТРОЙ

ДОМОСТРОЙ ДОМОСТРОЙ – анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15–16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни. По мнению одних исследователей (С.М.Соловьев, И.С.Некрасов, А.С.Орлов, в настоящее время Д.В.Колесов) текст Домостроя – результат длительного коллективного творчества.

684 Слова | 3 Стр.

Семейный уклад по домострою

4361 Слова | 18 Стр.

гражданская современные подходы и оценки

1328 Слова | 6 Стр.

Этике: исторические корни и современный смысл

Тема: ЭТИКЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ И СОВРЕМЕННЫЙ СМЫСЛ Работу выполнила: Студентка I курса Группы СП 11 Белозерова Зоя Владимировна Проверил (а): Преподаватель Фролова Ольга Леонидовна Магадан 2011 Оглавление Введение 3 1. Становление и развитие этикета в Европе 4 2. История развития этикета в России. 8 Заключение 10 Список литературы 11 Введение В современном мире большую роль играет этикет, охватывает.

1826 Слова | 8 Стр.

Семья в современном мире

2998 Слова | 12 Стр.

Свет и тени современного российского образования

4456 Слова | 18 Стр.

основы соц культ проектирования скд Современные социально культурные институты как база для создания и внедрения прогрессивных социальных педагогических анимационных досуговых и других технологий

20 Введение В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама), что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, современного стиля жизни. Преемственность.

3407 Слова | 14 Стр.

Домострой

1291 Слова | 6 Стр.

домострой

539 Слова | 3 Стр.

Духовно-нравственное воспитание

1650 Слова | 7 Стр.

Kursovaya_Domostroy

3528 Слова | 15 Стр.

71571

3050 Слова | 13 Стр.

Эволюция семьи и брака в истории человечества

1243 Слова | 5 Стр.

«Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв

4575 Слова | 19 Стр.

Современная семья. Типы семей

5997 Слова | 24 Стр.

эргономика рабочего места

. 3 1. Характеристика сословно-представительной монархии в России. 4 2. Правовое регулирование семейных отношений по Судебнику 1550 г. и Домострою. 7 3. Наследственное право. 9 Заключение.

2196 Слова | 9 Стр.

Психология

4321 Слова | 18 Стр.

Праздничная культура XVII – XVIII веков и современность

ВВЕДЕНИЕ Праздничная культура XVII – XVIII веков – это фундамент для последующих столетий и пример для нашего поколения, для эпохи разрозненного общества и вымирания народных традиций, как в культуре, так и в бытности человека. Современный праздничный сервис построен на развлечениях, ни к чему не обязывающих и ничего не воспитывающих, в то время как праздничная культура XVII – XVIII столетий через одни только праздники, удивительные по своей масштабности и зрелищности, способствовала воссоединению.

5909 Слова | 24 Стр.

Проблемы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоритические основы изучения проблем насилия в современной российской семье 8 1.1. Насилие в семье: понятие, проблемы, причины 8 1.2. Виды и формы насилия в семье. 10 Глава 2. Насилие в семье как объект социальной работы 14 2.1. Международные и российские нормативно — правовые документы в области защиты прав женщин. 14 2.2. Учреждения социального обслуживания, оказывающие помощь женщинам, их технология медико-социальной работы 18 Заключение 25 Список использованной.

5421 Слова | 22 Стр.

Современные социалные институты

Современные социальные институты |Социальный институт |Общество | |[pic] |[pic] | |Социальные институты общества, их понятие и функции |Общество | |Признаки и элементы социальных.

5427 Слова | 22 Стр.

вафавмфыв

2267 Слова | 10 Стр.

Быт русского народа 15 16 вв

выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. «Домострой» — энциклопедия русского быта 16 века — прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей.

1486 Слова | 6 Стр.

Принципы советского семейного права

Содержание Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1 История развития семейного права в России ……………………….5 1.1 Домострой как первый источник Русского семейного права………………………………………………………………………..11 Глава 2 Советское семейное право…………………………………………. 13 2.1 Предпосылки реформирования семейного права……………………….13 2.2 История развития советского семейного права…………………………15 .

5090 Слова | 21 Стр.

Подбор кадров в современных организациях

|Введение | |Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления | |предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением | |кадровой составляющей производства — персоналом предприятия. .

5666 Слова | 23 Стр.

домострой

6998 Слова | 28 Стр.

религия и бизнес реферат

2802 Слова | 12 Стр.

Православные основы рос

соответствии с учением Священного Писания………6 2. Вклад славянофилов в развитие российской экономики на основе духовно-нравственных принципов…………………………10 3. Влияние образование на социально-экономическое развитие России…………………………………………………………………14 4. Современные взгляды на православный базис российской экономики………………………………………………..16 Заключение………………………………………………………………………21 Список использованных источников…………………………………………23 Введение В России исторически сложилась самобытная национальная.

4716 Слова | 19 Стр.

Курсовая работа по социологии

5124 Слова | 21 Стр.

СОРОКИНА Е

экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизма регулирования хозяйственного процесса. В связи с этим, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. 2 Задачи выпускной квалификационной работы:        определить.

1066 Слова | 5 Стр.

Социальные институты семьи и брака

6618 Слова | 27 Стр.

Формирование и учет финансовых результатов деятельности предприятия

17751 Слова | 72 Стр.

Семьеведение

восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи; • функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи). Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обществе, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монархия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преемственность статуса и власти. В настоящее время подобная функцияреализуется лишь незначительным числом.

10755 Слова | 44 Стр.

Семья и брак в раннем средневековье

5394 Слова | 22 Стр.

Домострой+Поучение детям В. Мономаха + Гражданство обычаев детских

680 Слова | 3 Стр.

1_vopros

ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно.

4398 Слова | 18 Стр.

Практика по психологии

8292 Слова | 34 Стр.

семья в истории человечества

3345 Слова | 14 Стр.

Этикет

2107 Слова | 9 Стр.

Институт семьи и брака

6224 Слова | 25 Стр.

Название Отоофон Название 121

Все эти работы освещают эволюцию семейных прав в России с IX по XVIII вв. При рассмотрении эволюции семейных прав в России в IX-XVIII вв., мы опирались на работу Семеновой О.П. – Развитие семейно-брачных отношений в Древнерусском государстве и Домострой работе. В данной работе были отражены все этапы эволюции семейного права, начиная от язычества, форм таинства, до обычаев вступлений в брак в ХVIII в. Так же в работе были рассмотрены условия и порядок заключения брака, взаимоотношения супругов в.

4883 Слова | 20 Стр.

Чародей языка» ( мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза

рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность «Домостроя», пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения «старого», угнетающего, и «молодого», безгласного. Главная мысль «Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют «жестокие нравы», где царит «Домострой«, где все основано на страхе, обмане и подчинении. Название.

652 Слова | 3 Стр.

Экономическая мысль Древней Греции

1091 Слова | 5 Стр.

Философские проблемы экономики и

задачей. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы жизни общества. Модернизация указывает способ, с помощью которого запоздавшие в своем развитии страны стремятся достичь современной стадии и войти в мировое сообщество. Органическая модернизация подготовлена всем ходом предшествующей эволюции, такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация представляет.

6024 Слова | 25 Стр.

История экономических учений

неоклассические или кейнсианские), явились основой государственных экономических программ. Экономические учения исследуются в динамике в процессе исторического развития. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что история экономических учений обращена в современность. Это определяется особой актуальностью и даже злободневностью рассматриваемых ею вопросов, в чём одна из важных особенностей предмета истории экономических учений. Анализ экономических учений прошлых эпох не является самодовлеющим, осуществляется.

2961 Слова | 12 Стр.

История развития и типы семьи

Историческое развитие семьи……………………………………. 4 * Семейные ценности в Древней Руси. 4 * Развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв. 6 * Трансформация семьи в современной России (XX – XXI вв.). 8 3) Глава 2. Типы семей. 10 * Диктаторский тип семьи.

3909 Слова | 16 Стр.

Наука наука наука

эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное идекоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне). Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой.

2018 Слова | 9 Стр.

Referat_po_sotsiologii

5489 Слова | 22 Стр.

Семейно-брачное право по Стоглаву 1551 года

памятников реконструировать понимание законодателем предмета, субъекта семейного права, метода регулирования семейно-правовых отношений, тем самым выделить ключевые правовые противоречия и закономерности их разрешения, обозначить подходы к решению уже современных задач семейного права как науки, отрасли права и сферы правотворческой деятельности. 1. Общая характеристика Стоглава 1551 года В 1551 г. был созван так называемый Стоглавый Собор, который имел большое значение как для русской церкви, так.

2034 Слова | 9 Стр.

Влияние православия на русскую литературу

как нарушение любви, как измену родителям, как неблагодарность к ним. Искаженные формы родительской любви являются нарушением здоровья семьи и искажают психологический климат в семье. Актуальность этой проблемы на сегодняшний день очевидна. В современном обществе количество детей с невротическими расстройствами настораживает, так как неуклонно растет, при общем обследовании школ обнаружено, что более половины учащихся страдают неврозами. Психиатрами, психологами и педагогами эта проблема исследована.

3947 Слова | 16 Стр.

Исторические типы браков

921 Слова | 4 Стр.

5ballov 79960

семинарских занятий Тема 4. Профессиональная этика социального работника. Основные понятия и принципы Вопросы для обсуждения 1.Место и роль профессиональной морали в общей системе нравственных отношений современного общества 2. Профессиональная этика современного социального работнка: общее и особенное 3. Пути и средства формирования нравственно-этической культуры работников социальных служб. Литература. Антология социальной работы. Том 1. История социальной помощи в.

4489 Слова | 18 Стр.

ИДЗ ТПУ вариант №20

обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. 3. Анализ источника, события: Задание № 5 Битва на Калке (31 мая 1223) — бой между русско-половецкими силами с одной стороны и монгольским войском с другой на реке Калке, на территории современной Донецкой области. Закончился победой монголов, наголову разбивших русско-половецкие отряды. В битве погибло много князей и родовитых бояр южной и центральной Руси. Люд пытался предотвратить и подготовится к следующему нашествию, но князья не хотели.

902 Слова | 4 Стр.

православная педагогика

3255 Слова | 14 Стр.

становление и развитие экономической теории

очень тесно связана с политикой. Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью Экономикса. Теория и методология.

Литературный памятник эпохи Ивана Грозного полтора столетия был настольной книгой для подданных Русского Царства.

1.jpg

Домашнее насилие: версия XVI века

Вероятно, многие борцы с домашним насилием могут удивиться — но в средневековом русском произведении уделено не так много места урокам правильного наказания своих домочадцев. Даже наоборот — Сильвестр стремился смягчить излишне агрессивных мужей в их стремлении кулаками навязывать свою волю суженым. Автор призывал супругов любить и не гневаться друг друга.

По всей видимости, Сильвестр пытался серьёзно смягчить нравы тех, кто обратился бы за жизненными наставлениями к его книге. На самом деле насилие царило в средневековой Руси (да и по всей Европе) повсеместно.

10 заповедей — основа христианской жизни

В. Максимов. Больной муж. 1881 год.

К. Лемох. Родительская радость. До 1910 г.

Дети же, согласно заповедям, должны были почитать своих родителей. Кроме подчинения в отрочестве, Сильвестр требовал от чад ухаживать за отцом и матерью и в глубокой старости. Кроме детей, частью семьи считались и слуги, за которыми хозяин дома должен был ухаживать не меньше, чем за своими чадами. За хорошую работу их следовало хвалить, причём прилюдно, а за промахи — наказывать, разрешалось даже физическое насилие. Но ведь бьёт — значит любит!

Женское счастье — покорность и инициативность

Но не всё так просто, как кажется. Почти полностью подчиняясь своему супругу, жена всё же занимала второе место в семейной иерархии. Ей подчинялась большая часть слуг, если такие в хозяйстве имелись, на её плечах, как уже было сказано, держалось хозяйство, а вопросы, которые касались бы ведения домашней экономики, глава семьи обязан был обсуждать со своей суженой.

К. Маковский. Боярышня у окна.

Несмотря на то, что фактически на жене находилось всё хозяйство и она была должна владеть многочисленными ремесленными профессиями (прядение, ткачество, шитьё, не считая готовки еды и её хранения), супруга обладала инициативой в экономическом планировании. Излишки произведённых изделий жена могла сбывать на рынке, не советуясь об этом с мужем.

Домовое хозяйство: инструкция по применению

М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774 г.

Читайте также:

      

  • Герой и антигерой 20 века сочинение
  •   

  • Сочинение мой день рождения 2 класс презентация
  •   

  • В чужих руках ломоть больше кажется сочинение
  •   

  • Сочинение обломов в русской критике
  •   

  • На птичьем рынке купил я себе клеста сочинение на тему нравственный выбор

Почему интересен Домострой

Попова
Анна

В моих руках
необычная книга. Эта книга о морали, о
вечных ценностях, о том, как жить,
руководствуясь духовными принципами,
вести хозяйство, но не ради наживы, а
только для благополучия. И хотя, эта
книга, прежде всего, свод моральных норм
XVI
века, она невероятно актуальна и в наши
дни. Эта книга – «Домострой». Она
невероятно проста и убедительна. Может
быть, благодаря тому, что в доказательство
истинности того или иного положения
приводятся изречения народной мудрости,
которой просто нельзя не доверять;
может, благодаря непосредственности
чувства, искренности нравственного
идеала, которые одухотворяют «Домострой».
А может быть, «Домострой» кажется нам
таким убедительным, потому, что все эти
нормы поведения – это наше прошлое,
наша история, и генетически они заложены
в наше подсознание.

Безусловно, многие
из них время сильно изменило. Многие
положения «Домостроя» кажутся сейчас
нелепыми, ошибочными, порой даже жестокими
и глупыми. Так, например, сейчас сложно
согласиться с тем, что для того, чтобы
детям было хорошо, их нужно бить, что
телесные наказания сделают их лучше. А
в XVI
веке это было незыблемой истиной. Но
ведь это естественно, что в разных эпохах
представления о жизни отличаются.
Меняются цели в жизни, меняется жизненный
уклад, роли разных слоев населения в
устройстве общества, обычаи. И сейчас,
наверно, просто нельзя судить, что на
самом деле правильно, а что нет. Все
относительно. И даже в самых нелепых,
на первый взгляд, положениях «Домостроя»
есть доля истины. Так или иначе, мы
следуем многим из них, с большей их
частью соглашаемся, ведь они разумны,
и, хотя, были нормами поведения еще в
XVI
веке, остаются актуальными, потому, что
остаются незыблемыми основы человеческих
взаимоотношений, базирующиеся на
христианских принципах любви и уважения
друг к другу, почитании традиций и
мудрости старших.

Я считаю, стоит
периодически перечитывать «Домострой».
Во-первых, потому, что просто интересно
узнать, как и чем жили наши предки,
сравнить их моральные нормы с нормами
поведения нашего времени; а во-вторых,
в нашем мире постоянной погони за
прибылью, жажды наживы, мы порой забываем
о том, как правильно жить, о том, что
истинно украшает нашу жизнь, о духовности.
И «Домострой» в какой-то степени может
напомнить нам обо всем этом, указать
нам на наши ошибки, научить чему-нибудь
новому, что есть забытое старое.

Май 2008 г.

Учебник житейской мудрости

Слободчикова
Мария

Традиционные
представления о Домострое у современного
человека примерно таковы: это исторический
документ, закрепляющий женское бесправие
и поощряющий телесные наказания. В
Домострое прописан каждый шаг, который
нужно сделать в течение дня, свобода
личности отсутствует.

Для своего времени
этот сборник был, наверно, полезным
произведением, толково написанным, и
что важно – рациональным, позволяющим
экономить энергию на принятии решений.
Поступай так, как учит предание, как
делают все вокруг.

Домострой утверждает
старшинство мужа в доме. Это явление
вполне естественное для того времени,
а вот для нынешнего – не совсем… Сейчас
женщины стремятся выбиться вперед,
сделать карьеру и быть независимыми от
мужчин. Я не очень это одобряю. Мне
кажется, так быть не должно. Мужчина,
как глава семьи, должен содержать дом,
быть старшим, быть хозяином. На мой
взгляд, это залог порядка.

В Домострое
говорится также о том, что основные
обязанности хозяина – опекать, учить
членов семьи и домочадцев, заботиться
о них. Заметьте, не заставлять, не
руководить, не указывать, а именно
наставлять и оберегать.

Чуть подробнее я
хотела бы остановиться на воспитании
детей. В основном оно строится все-таки
на принципах любви и прощения. Конечно,
строгость в воспитании тоже важна.
Домострой советует, «а не то, разобравшись,
и поколотить». Однако при внимательном
прочтении видно, что в тексте похвале
уделяется гораздо больше внимания, чем
брани.

Домострой предлагает
порку как самое последнее средство,
если другие способы научить уже не
помогают. После наказания нужно
обязательно приласкать и пожалеть.
Таким образом, для своего времени
Домострой предлагает очень осторожные,
деликатные средства.

Домострой – одно
из самых интересных нравоучительных
произведений средневековой Руси. На
мой взгляд, оно уникально, позволяет
понять, как жили раньше наши предки и
какие качества в людях ценились. Спустя
столетия после своего появления на свет
Домострой продолжает притягивать к
себе внимание читающей публики, так как
на его страницах каждый способен отыскать
для себя множество ценных и практически
полезных советов и рекомендаций. Лично
я многое почерпнула для себя из труда
Сильвестра, но, в то же время рада, что
не жила во времена Домостроя. Хотя книгу
мне читать было очень занятно.

Июнь 2008 г.

Соседние файлы в папке Микроэкономика_1

  • #
  • #
  • #

Сочинение: «Домострой» — памятник русской культуры

«ДОМОСТРОЙ» – ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПЛАН

Вступление. Общие сведения

1. Редакции памятника

2.О языке «Домостроя»

3.Жанры

4.Композиция

5.Особенности повествования

6. О роли женщины в средневековой семье

7.«Домострой» о воспитании

8. Памятники народной культуры в «Домострое»

Заключение. Влияние традиций «Домостроя» на современного читателя

Список использованной литературы

Вступление. Общие сведения

«Домострой», то есть «домашнее устроение», – литературно-публицистический памятник ХVI века. Это разбитый по главам кодекс норм религиозного и общественного поведения человека, правил воспитания и быта зажиточного горожанина, свод правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин.

Это типичный для средневековой литературы памятник нравоучительного характера. Повествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям, каждое положение аргументируется здесь ссылками на тексты Священного писания, главным образом. Но отличается он от других средневековых памятников тем, что в доказательство истинности того или иного положения приводятся изречения народной мудрости.

Непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждению нравственного идеала одухотворяет «Домострой».

Составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного, протопопом Сильвестром, «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным сводом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.

В «Домострое» подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приему гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных.

1. Редакции памятника

Памятник сохранился в трех редакциях и многочисленных списках 16-18 вв. и неоднократно издавался.

Текст первой редакции (до середины 16в.) издан И.Е.Забелиным в 1882г.

Текст второй редакции по Коншинскому списку конца 16 – начала 17 вв. подготовил к изданию и издал А.Орлов в 1908 году.

Третья редакция текста «Домостроя» – сплав первых двух, где совмещаются их особенности. В 17 веке появились даже стихотворные переложения.

«Домострой» первой редакции по рукописи, написанной в 60-х годах 16 в., хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

2.О языке «Домостроя»

Язык памятника – гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов.

3. Жанры

В основе текста «Домостроя» лежат несколько традиционных жанров.

Во-первых, это «поучения от отца к сыну», известные на Руси с середины 11 века (например, поучения Владимира Мономаха, оставленные сыновьям). Здесь наблюдается назидательность и лаконичность, подчас афористичность изложения.

Во-вторых, это сжатые по форме «слова святых отцов». Впоследствии они были собраны и составили несколько замечательных сборников нравственного содержания – «Измарагд» («изумруд»). Многие разделы «Измарагда» вошли в текст «Домостроя».

В-третьих, «Домострой» испытал влияние многих средневековых «обиходников», которые определяли порядок и чин, например, монастырского служения и во многом сближался с идеалом монастырской жизни.

Иерархия в отношениях между людьми и точное соблюдение определенных циклов в организации жизненных процессов – важная черта средневекового быта, и в этом смысле «Домострой» является типичным произведением своего времени.

В-четвертых, текст «Домостроя» содержит в себе картинки с натуры – городские рассказы простонародного типа, характерные для среды больших городов. Именно в подобных рассказах можно найти множество простонародных выражений, примет быта и точных характеристик, вводящих читателя в реальную жизнь городского дома.

В-пятых, большое влияние на текст «Домостроя» оказали современные ему западноевропейские «домострои», восходящие к древнейшим текстам такого типа. Можно назвать древнегреческие сочинения Ксенофонта (445-355 гг. до н.э.) «О хозяйстве», «Политику» Аристотеля, писателя, авторитет которого в средневековой литературе был особенно высок.

В 1479 году были переведены на старославянский язык «Василия царя греческого главизны наказательны к сыну его царю Льву».

Были известны чешские и польские обработки и переложения (Фомы Щитного, Смиля Фляшки, Николая Рея), итальянские, французские, немецкие (а также изданные на латыни): Егидия Колонна, Франческо де Барберини, Годфруа де Лотур-Ландри, Леона Альберти, Бальтазара Кастильоне, Рейнольда Лорихиуса, Бальтазара Грасиана и др.

«Домострой» – сборник текучего состава, многие его списки отличаются друг от друга, составляя несколько редакций и типов, что характерно для средневековых памятников.

4. Композиция

Литературный памятник состоит из трех основных частей. В Предисловии к первой редакции говорится, что эти части последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16-29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63).

Вместе с тем «Домострой» отражает изменения в социально-экономической жизни 16 в. и в мировоззрении зажиточного горожанина. Хозяйство его уже тесно связано с рынком, но еще делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе прислуги, предусматривается также применение труда холопов.

Богатый горожанин, по «Домострою», обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. «Домострой» требует подчинения главе семьи – «господину», а в общественной жизни – царю и властям.

Композиция произведения нарушается: содержание постоянно пополняется своего рода «приложениями», своего рода комментариями – травниками, лечебниками, «указами» о том, как «огород вести», и пр.

В сильвестровской редакции таким дополнением стала 64-я глава, которая представляет авторский конспект всего «Домостроя», сделанный Сильвестром и адресованный его сыну. Вместе с тем это как бы и житейское, основанное на личном опыте Сильвестра, обоснование «Домостроя»: Сильвестр показывает сыну, насколько эффективны и справедливы рекомендации книги, следуя которой можно добиться успеха в современном им обществе.

Последняя глава – конечный результат тех действий, которые рекомендованы «Домостроем», его итог. Эту же главу часто рассматривали как самостоятельное произведение и часто переписывали отдельно.

В «Домострое» отражена принципиально иная культура. Это прежде всего культура афоризма, потому что единственной формой возобновления и сохранения информации долгое время оставалась устная речь, а не письменный текст.

Размытость композиции «Домостроя» свидетельствует о том, что сам текст складывался из устных «речей», постепенно, последовательно слагаясь в главки, разделы и части большой книги. Афоризм сопровождает все части: такова удобная для запоминания мысли форма. И в самом ритуале поведения человека в обществе он совмещает в себе особенности церковного и светского ведения дел.

5. Особенности повествования

В «Домострое» много особенностей повествования, которые отражают уровень мышления 16 века.

Поразительно внимание, которое «Домострой» уделяет и вещам, и питью, и пище. Упоминается более 135 названий кушаний. Рачительное хозяйственное отношение к каждому кусочку, к крошечке, к лоскутку показывает, насколько ценились все эти блага: еда, питье, одежда. Все нужно было сберечь, приготовить для нового пользования и далее – отдать более бедным. Во времена, когда каждый третий год был недород, а каждые десять лет – мор и эпидемии, мечта о хлебе насущном – это мечта о хорошей и правильной жизни.

Деловитые перечни множества частных действий и мелких предметов напоминают деловые грамоты средневековья: такая же дотошность, основанная на дробном восприятии мира вещей и явлений, старательное желание не забыть, не упустить чего-то, что впоследствии может оказаться важным и полезным.

Подробности жизни освящены нравственными установками божественных истин. Вещный мир оживает, когда все «благословенно», и благословенная денежка по божьей милости становится символом праведной жизни. Человек должен жить по христианским обычаям, экономика одухотворена этикой – именно животъ, именно жизнь во всей полноте ее проявлений предстает на страницах книги.

В обычном смысле «Домострой» – это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий. В определенных местах говорится о людях «имярек» — это значит, что нужно было заполнить пропуски своим именем, пространство текста можно было восполнять и дополнять всем, что считалось тогда понятным и известным.

«Домострой» не доказывает фактами и рассуждениями, он пламенно убеждает – проповедью. Его адресатом является то господин, то слуга, то «свят человек», то простец. Автор напоминает ему круг его обязанностей в иерархии бытия. Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.

Воспитание понимается как общее руководство всеми ему подвластными. При этом основным инструментом решений и действий хозяина («государя», «господина») признается личная совесть.

По меткому выражению одного из историков, «Домострой» призван был выбивать автоматическую совесть в тех, кто забывал свой общественный долг».

Прежде всего это касается женщин.

6. О роли женщины в средневековой семье

В средние века бытовало мнение, что женщина – пособница дьявола, соответствующие мотивы имеются в тексте книги. Тем не менее женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.

Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества.

Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.

«Доброю женою блажен и муж, и число его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди». Причем при всей практической власти жена должна быть послушной, смиренной, молчаливой,

И в доме должно быть все прекрасно, начиная с домашних богослужений вплоть до рецептов чудодейственной редьки, все должно совершаться неторопливо, с молитвой и знанием дела: «…подобает дар Божий – любую еду и питье – похвалить, и с благодарностью есть, тогда и Бог благоуханье пище придаст, превратит ее в сладость». «А завтракать мужу и жене врозь не годится, разве уж если кто болен; есть же и пить всегда в одно время».

Если жена порядка не знает, должен муж ее вразумлять наедине страхом, а потом простить и нежно наставить и поучить, но … «при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и в согласии».

Говорится и о телесных наказаниях: сначала разобраться, вникнуть в тяжесть проступка, учесть искренность покаяния, «ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются».

Очень строго надо было вести себя в церкви: не разговаривать, не оглядываться, приходить к началу, уходить после окончания службы, осторожно принимать хлеб и вино во время причастия и помнить: везде и всегда ты ходишь перед Богом, тем более в церкви.

Разве можно сомневаться в том, что многие советы «Домостроя» не устарели и по сей день?

Несомненно, роль женщины в средневековой семье была очень важна, потому что для младших членов коллектива она – мать, и во многом ее поведение являлось образцом для детей, особенно девочек.

О ведении домашнего хозяйства женщиной надо сказать особо. Рано утром встав с постели, очистив себя и молитву сотворив, госпожа должна была прислуге задать урочную работу на день. Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи готовятся хлебы, рецепты пирогов, количество муки, необходимое для этого, и знать во всем меру. Когда хлебы пекут, отделить часть теста и начинить пироги в скоромные дни – скоромной начинкой, а в постные – кашей, горохом, маком, репой, грибами, капустой – все это доставит семье удовольствие.

Она должна знать все, что касается пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, как что делается.

Сама должна уметь готовить мясные и рыбные блюда, пирожки, блины, всякие каши и кисели.

Она надсматривает, как стирают рубашки и лучшее белье, сколько уходит мыла и золы, хорошо ли все вымыто, высушено и выкатано, вести счет всему. Старые вещи должны быть бережно починены, ибо они пригодятся для сироток. Служанкам-рукодельницам давать указания по шитью рубашек, вышиванию шелком и золотом. Самой выдавать холст, тафту, золото, серебро. Учить слуг, которые делают черную работу. Сама хозяйка никогда не должна сидеть без дела, и слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Если вдруг придут гости к мужу, она должна всегда сидеть за работой.

Чтобы дом всегда сиял чистотой, надо согреть утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки тоже должны быть вымыты, вычищены, высушены и поставлены в чистое место, а не разбросаны по скамьям, двору или «хоромам» — все должно быть на своем месте.

Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы было всегда чисто. Перед нижним крыльцом должно быть положено сено для вытирания ног.

И за всем этим должна следить хозяйка и учить соблюдать чистоту детей и слуг.

Итак, «Домострой» демонстрировал идеал женщины, хозяйки дома: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую, дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь».

7.«Домострой» о воспитании

В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.

На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте – обучение грамоте, книжным наукам.

Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».

Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе –гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.

Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат.

8. Памятники народной культуры в «Домострое»

«Домострой» не полон без окружающих его памятников народной культуры.

Во П редакции помещены «Лечебник», «Травник», «Надзиратель» и описание свадебного ритуального действа – «Чин свадебный» .

Все тексты представляют собой произведения художественного творчества; в соответствии с особенностями средневекового мышления они описывают любую сторону быта.

Например, «Чин свадебный» описывает обряд проведения русской свадьбы, которая для иностранцев была непривычным зрелищем: весь обряд свадебного торжества был переполнен такими подробностями, которые им казались безнравственными. Например, иностранцам казалось, что свадебный пир состоял только из сыра, пирогов, тушеного лебедя да соков с фруктами (настолько было дано подробное перечисление имеющих ритуальное значение блюд и напитков). Тем не менее «сценарий» свадебного ритуала оказывается интересным памятником средневекового русского быта и литературы.

Много интересных сведений содержится в «Надзирателе» – сельскохозяйственной энциклопедии средневековой Европы, попавшей на Русь через Польшу в 16 в.

«Лечебник» содержит сведения о травах и снадобьях, о заговорах при лечении.

«Травник» выражает отношение человека Средневековья к природе, свое с ней родство. Важное значение имеют приметы, связанные с условиями и временем сбора лекарственных трав: чем таинственнее трава, тем больше в ней пользы. Часто по своим лекарственным свойствам лечебные травы оказываются универсальными.

Именно по материалам «Травника» и «Лечебника» можно судить о частной жизни средневекового человека.

Характерен перечень болезней, которыми страдали в 16 веке: моровое поветрие (т.е. эпидемии чумы, холеры, тифа), колотые, рубленые, резаные раны, полученные в бою или драке; «битому человеку от кнутья», а богатому – от переедания.

Заключение. Влияние традиций «Домостроя» на современного читателя

Памятник классической литературы «Домострой» каждое новое поколение читателей понимает по-своему. Сегодня ему уже не дают отрицательных характеристик, а по-новому – положительно, с пользой для современного человека — оценивают его содержание.

Сейчас традиции Домостроя воспринимаются глубже и основательнее.

Даже философы Х1Х в. сожалели о тех временах, когда у предков наших были «домашний очаг, привычки и правила, симпатия и любовь, — а теперь все протекает, все уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри нас. В своих домах мы как будто на постое. В семье имеем вид чужестранцев…»

Философ ХХ в. Н.Бердяев говорит: «Россия ХУ1 века, крепкая религиозным чувством, богатая государственным смыслом, нуждалась до крайности и во внешней цивилизации и в умственном просвещении. Именно таково исходное положение, с которого начиналось развитие новой России. «Домострой» провел эту грань между старой и новой Россией, и важно было проследить пути органического развития традиции изнутри себя самой…»

Когда читаешь «Домострой», то невольно приходят на ум слова другого русского философа – Владимира Соловьева: «От века даны твердыни и устои жизни: семья, живым, личным отношением связывающая наше настоящее с прошедшим и будущим; отечество, расширяющее и наполняющее нашу душу содержанием души народной с ее славными преданиями и упованиями; наконец, церковь, окончательно избавляющая нас от всякой тесноты, связывая и личную, и национальную жизнь с тем, что вечно и безусловно. Итак, о чем же думать? Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького Я, принимай к сердцу дела других, будь добрым семьянином, ревностным патриотом, преданным сыном церкви, и ты узнаешь на деле добрый смысл жизни…»

Список использованной литературы

1. Орлов, А.А. «Домострой»: Исследование. – М.: Изд-во МГУ, 1917, ч.1.

2. Забелин, И.Е «Домострой» по Списку Общества истории и древностей российских. М.: Изд-во МГУ, 1882.

3. Таценко, С.И. Духовная культура Москвы конца ХУ – ХУ1 вв. – Библиотека Интернет.

4. Прохоров, Г.М. Памятники переводной и русской литературы 16 в. – Спб.: изд-во «Нева», 1987.

5. Волков, Н.В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах Х1 – ХУ1 вв. и их указатель. – СПб.: Изд-во «Питер», 1994.

6. Лихачев, Д.С. Великий путь. – М.: Изд-во «Мир», 1987.

7. Лихачев, Д.С. Исследования по древнерусской литературе. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

8. Розов, Н.Н. Книга Древней Руси. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

9. Бердяев, Н.А. Статьи. – Библиотека Интернет.

10. Соловьев, В.А. – Статьи: Записки Академии наук. – Библиотека Интернет.

Фэн-шуй – популярная китайская наука о гармонии с окружающей средой и умении обустроить свой быт в соответствии с законами природы.

В нашей славянской культуре существует своя система представлений об устройстве дома. К сожалению, она практически забыта и осталась в нашей жизни только в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, протягивать соседу нож и вилку острым концом и так далее. Не зная, правда, почему этого делать нельзя. Все эти вещи – лишь маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.

Во все времена дом многие из правил считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица: «Дома и стены лечат». Бескрайний мир космоса наши предки приближали к себе с помощью образов, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами.

Приступая к строительству своего дома, как в прямом, так и в переносном смысле, мы можем использовать многие из правил, которыми руководствовались наши деды и прадеды. Строительство следует начинать после новолуния – на растущей Луне. Одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора следует посадить дерево. Ранее сажали березу или рябину. Вообще все деревья в представлении наших предков обладали определенными качествами: черное дерево символизировало способности к магической защите, дуб – силу и удачу, сосна – деньги и выздоровление, вишня – любовь, кедр – долгожитие, клен – любовь и материальное благополучие, а орех – здоровье.

С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку – она «обеспечит» здоровье семьи.

Особое место в домах наших прародителей занимал порог, высокий и крепкий, так как под ним в языческие времена хоронили после сожжения прах предков. А затем порог стал рассматриваться как место обитания родовых духов. До сих пор сохранилась традиция – на пороге не разговаривать. Над порогом входной двери принято вешать или рисовать подкову, символ счастья, или христианский крест – как защиту от негативных энергий.

Прихожая должна быть просторной и светлой, ведь именно здесь предстоит принимать гостей, сюда возвращаются уставшими с работы, и через нее происходит обмен энергиями самого дома и внешнего мира.

Окна тоже связывают нас с окружающей природой, поэтому их следует ориентировать на солнечную сторону. Восток и юг символизируют жизнь и тепло. Посему и лучше, чтобы окна комнат и спален выходили на юг и восток, а входная дверь, кухня, ванная комната и туалет на запад и север.

Центральное место практически в любом славянском доме – кухня-столовая (в древности – печь). Здесь всегда кипит жизнь: собирается вся семья за обедами-ужинами, беседуют с гостями, воспитывают детей, «изливают» душу друзьям, здесь же и по поверьям обитает дух-хранитель – домовой. Поэтому именно кухня, подчас самое уютное и «обитаемое» место в доме, должна быть красивой и чистой. Здесь по традиции можно развесить символы-обереги: ложки, символизирующие сытную жизнь, декоративные ключики – символ приданого, богатства, топорики – знак языческого Перуна – покровителя урожая, бубенчики, свистульки, лопатки, венички – защиту от разных бед, кукурузные початки и шапки высушенного подсолнуха – «детские» обереги и так далее. И красиво, и полезно!

Стол по славянским обычаям должен соединять в доме два пространства – жилое и рабочее, и на его главной стороне, под иконами, сажают хозяина-кормильца. На столе ранее стоял самовар с красивой куклой-грелкой, сшитой руками хозяйки дома, старшей женщины в семье. У славян кукла имела глубокий смысл: оберегала и походила на идола. Берегиню (пышную куклу) помещали также над крыльцом и на окнах. Верили, что она охраняет детский сон и оберегает. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Многие куклы наполнялись зерном – символом благополучия и здоровья. Дом без игрушек считался бездуховным и пустым.

Нарядные льнотканые полотенца слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными оберегами и украшениями дома (кухни-столовой, гостиной и даже спальни). Полотенце – символ человеческой жизни, как бы полоса судьбы.

Зеркало символизирует денежное благополучие. Повесьте зеркало рядом со столом в гостиной или кухне – оно привлечет достаток в дом. В последнее время стало очень модно украшать зеркалами спальни. Никогда нельзя вешать зеркало возле кровати – в этом случае оно способно разрушить вашу жизнь, отобрав все силы и энергию! Не следует размещать над кроватью также полки, шкафчики или картины с негативными изображениями или сюжетами. Очень кстати будут невинные домашние цветы в горшочках – герань, алоэ, нежные фиалки.

Наши предки вообще придавали большое значение растениям, кои и лечили, и кормили-поили. Их использовали как обереги: например, папоротник, лилии, ноготки, можжевельник выращивали у входа, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза.

Лишних вещей в доме быть не должно. По представлениям прародителей каждая вещь служит для конкретного дела и должна быть наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному. А лишние вещи создают хаос и беспорядок, поэтому от них следует систематически освобождаться. Как правило, это делают перед Рождеством и Пасхой.

Традиция украшать свое жилище восходит к временам язычества, когда таким образом человек стремился защитить свою семью от злых сил. Поэтому образы священных животных и птиц располагались на самых уязвимых для негативных энергий местах: окнах, воротах, дверях, дымоходе или камине. Коль дом выражает триединую систему, то и обереги соответствуют трем мирам – земли, воды и воздуха.

У восточных славян были особо популярны изображения или фигурки голубя – олицетворения доброты и красоты, Духа Святого, курицы – символа плодовитости, медведя – символа богатства, коня – олицетворения солнца и жизни (деревянного конька сажали на крыши домов), быка – воплощения земной силы и надежности и так далее. Популярны также резаные, рисованные и деревянные (глиняные, стеклянные, фарфоровые…) изображения солнца, месяца, рыб, ладоней и матрешки.

Природность используемых материалов, воплощенные в предметах быта поэтические образы и духовные идеи издревле помогали нашим предкам сделать свою жизнь прекраснее и теплее. Помогут они и нам, ведь устройство и дух дома зависят только от самих хозяев, от их добрых помыслов, желаний и трудолюбия.

985bbbbe9bd829291d5102c05df.jpg

«Домострой», то есть «домашнее устроение», — литературно-публицистический памятник ХVI века. Это свод правил, которым должен был руководствоваться каждый гражданин.

Об авторстве текста уже давно идут споры.
По мнению одних, текст Домостроя – результат длительного коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине.
По мнению других авторство и составительская работа принадлежат протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру.

Язык книги — гибкий и настолько яркий, что не всегда возможно передать современным языком многоцветье его образов. Текст изобилует сравнениями, поговорками и необыкновенным юмором. Написано произведение очень живо и доходчиво.

Литературный памятник состоит из трех основных частей. В Предисловии к первой редакции говорится, что эти части последовательно излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (религиозные наставления, главы 1-15), «мирского строения» (о семейных отношениях, главы 16-29) и «домовного строения» (хозяйственные рекомендации, главы 30-63).

«Домострой» требует подчинения главе семьи — «господину», а в общественной жизни — царю и властям.
Хозяин обязан был обеспечить свой дом экономически и нравственно.
Воспитание понимается как общее руководство всеми ему подвластными. При этом основным инструментом решений и действий хозяина («государя», «господина») признается личная совесть.

Говорится и о телесных наказаниях: сначала разобраться, вникнуть в тяжесть проступка, учесть искренность покаяния, «ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются».

Женщина в «Домострое» — это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.
Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества.
Если мужчина должен был быть строгим, справедливым и честным, то от женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.

Если жена порядка не знает, должен муж ее вразумлять наедине страхом, а потом простить и нежно наставить и поучить, но … «при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».

О ведении домашнего хозяйства женщиной надо сказать особо.
Хозяйка должна знать, как мука сеется, как квашня приготовляется, как в печи готовятся хлебы, рецепты пирогов, количество муки, необходимое для этого, и знать во всем меру.
Она никогда не должна сидеть без дела.
Если вдруг придут гости к мужу, жена должна всегда сидеть за работой.
Чтобы дом всегда сиял чистотой, надо согреть утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером.
Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки тоже должны быть вымыты, вычищены, высушены и поставлены в чистое место, а не разбросаны по скамьям, двору или «хоромам» — все должно быть на своем месте.
Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы было всегда чисто. Перед нижним крыльцом должно быть положено сено для вытирания ног.
И за всем этим должна следить хозяйка и учить соблюдать чистоту детей.

Много внимания уделялось и воспитанию.
Детей в благопристойном доме нужно было научить «…не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым».

Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной — словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе — гордость и спокойную старость.

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

«Домострой» не полон без окружающих его памятников народной культуры.
В нем помещены «Лечебник», «Травник», «Надзиратель» и описание свадебного ритуального действа — «Чин свадебный».

В обычном смысле «Домострой» — это сценарный план проведения жизненно важных и общественных действий.
Разве можно сомневаться в том, что многие советы «Домостроя» не устарели и по сей день?
Насколько в нашей жизни важно вернуться к устоям семьи, к тому, что составляет фундамент самой жизни. Внести чистоту и нравственность в нашу повседневность.
Конечно, наша жизнь существенно отличается от той что была несколько веков назад. Но в ней было то, что сейчас требуется нам – возвращение к институту семьи, к правильному отношению к миру и к себе. Если убрать некоторые моменты жестокого средневековья, то книга может служить путеводителем по жизни и нашим современникам. Ведь вечные ценности всегда остаются неизменными.

Источник: интернет.

  • Роковые яйца повесть или рассказ
  • Роль моды в моей жизни сочинение
  • Роль добра и зла в русских народных сказках
  • Роковые яйца краткое содержание для итогового сочинения
  • Роль моды в жизни человека сочинение