Роль интуиции в процессе познания сочинение

pencil

Узнай стоимость на индивидуальную работу!

icon
Цены в 2-3 раза ниже

icon
Мы работаем
7 дней в неделю

icon
Только проверенные эксперты

Готовые работы

/
Эссе

/ Философия

/ Эссе на тему: «Роль интуиции в познании»


Эссе на тему: «Роль интуиции в познании»

Тип
Эссе

Предмет
Философия

ID (номер) заказа
1070260

300 руб.


Роль интуиции в познании
Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле. Интуиция — близка и сопутствует состоянию вдохновения, духовного видения, открытия и откровения, и имеет истоки в бессознательном (или сверхсознательном) слое психики человека.
В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия. Считается, что интуиция больше связана с правополушарным типом мышления.
Роль интуиции в познании — широкая и интересная тема. С давних времен она до сих пор не потеряла своей актуальности и занимает умы ученых самых разных областей, от математиков до социологов. Известные ученые и исследователи отмечали особенную роль интуиции в научном познании. «Действительно ценный фактор – это интуиция», — писал Альберт Эйнштейн, а согласно Карлу Юнгу, интуиция – один из четырех параметров личности.
Поэтому изучение прикладной роли интуиции в науке в современном мире не теряет своей актуальности и важности. Удивительно, но интуиция – один из составных элементов познания, это подтверждается наличием интуитивного компонента у представителей абсолютно разных профессий, сфер деятельности.
Интуиция выступает как средство изобретения в сфере именно научного познания, она дает возможность мгновенно схватить сложную ситуацию или задачу и, опережая сознание и систематизированность мысли, найти правильное решение. Интуиция представляет собой творческий процесс, силу прозрения, это полная противоположность обыкновенного логического мышления.
Стоит отметить, что интуиция делится на два основных вида: чувственную и интеллектуальную. К сфере чувственной интуиции можно отнести самые простейшие геометрические и арифметические понятия, однако, доверие к чувственной интуиции было подорвано математиками в тот момент, когда в познание начали внедряться теории, противоречащие чувственной интуиции. На сегодняшний день в науке существует мнение, что решающая роль в познании принадлежит все же интеллектуальной интуиции.
Интеллектуальная интуиция в какой – то мере перекликается с логикой, причинно – следственными связями, позволяет с точки зрения рациональности решить любую задачу. Основное отличие чувственной и интеллектуальной интуиции состоит в том, что чувственная интуиция опирается на ощущения, память, эмоции, в то время как интеллектуальная интуиция основывается на логическом мышлении и интеллекте. К сфере научного познания, конечно, ближе интеллектуальная интуиция, позволяющая давать мгновенное решение практической или любой другой задачи.
Она не противостоит сознательности и рациональности в процессе решения задач, это скорее бессознательная форма психологического состояния, особенное озарение, фоном которого является творческое вдохновение. В конце ХХ и начале XXI века изучению роли интуиции в познании стало уделяться все большее внимание. Это обусловлено успехом ряда извест…


    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 189

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +

Новых работ ежедневно

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar

Иванна

Экономика

Маркетинг

Информатика

icon

112118
рейтинг

icon

2739
работ сдано

icon

1245
отзывов

avatar

Ludmila

Математика

Физика

История

icon

105936
рейтинг

icon

5337
работ сдано

icon

2401
отзывов

avatar

icon

75345
рейтинг

icon

1871
работ сдано

icon

1185
отзывов

avatar

Константин Николаевич

Высшая математика

Информатика

Геодезия

icon

62710
рейтинг

icon

1046
работ сдано

icon

598
отзывов

Отзывы студентов о нашей работе

Полина

КГПУ им.В.П. Астафьева

Задание выполнено качественно, уже не первый пар заказываю у данного исполнителя.


star
star
star
star
star

Сергей

Bryant University

Работа написана на высоком уровне, все во время и четко по заданию. На все просьбы ответил…


star
star
star
star
star

ирина

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

Работа выполнена на отлично ранее указанного срока, все что нужно было подредактировано. С…


star
star
star
star
star

arrow

Задание выполнено качественно, уже не первый пар заказываю у данного исполнителя.


Полина

КГПУ им.В.П. Астафьева


star
star
star
star
star

arrow

arrow

Работа написана на высоком уровне, все во время и четко по заданию. На все просьбы ответила и шла на встречу


arrow

arrow

Работа выполнена на отлично ранее указанного срока, все что нужно было подредактировано. Спасибо!


ирина

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий


star
star
star
star
star

arrow

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

сделать реферат

Реферат, Разработка и эксплуатация нефтянных и газовых месторождений, нефтегазовое дело

Срок сдачи к 12 янв.

planes
planes

Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!


Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Секция: обществознание

Исследовательская работа

Тема: «Роль интуиции в познании мира»

                                                                     Выполнила: Посадова   

                                                             Екатерина Александровна                           

                                                   Научный руководитель:

                                                               Посадова

                                                              Людмила  Анатольевна

                                                                           Учитель истории и обществознания

г. Ижевск,2014

Содержание.

  1. Введение.                                                                                                  стр.3
  2. Глава 1. Понятие интуиции в истории.                                                 стр.5
  3. Глава 2. Структура интуиции.                                                                стр.10

            2.1. Виды интуиции                                                                     стр. 10

            2.2. Формы интуиции                                                                  стр.13

            2.3. Фазы интуитивного процесса                                              стр.14

            2.3. Функции интуиции                                                               стр.15

            2.4. Роль интуиции                                                                       стр.16

  1. Глава 3. Возможности развития интуиции.                                           стр.17
  2. Заключение.                                                                                              стр.25
  3. Литература.                                                                                               стр.26

Введение.

     На протяжении многих веков основным вопросом философии является – вопрос познания мира. Главные проблемы познания можно кратко обозначить следующими вопросами: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина и каковы ее критерии?
    Наш здравый смысл, как правило, пребывает в непоколебимой уверенности в принципиальной познаваемости окружающего мира. Но как выяснилось в критическом философском анализе, логически вывести непознаваемость мира гораздо легче, чем доказать обратное.
    Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания два различных вида: чувственное познание и рациональное. Первый связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слуха, осязания и др.). Второй подразумевает работу – абстрактно-понятийное мышление человека.  Хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.
   
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях пересматриваются многие философские проблемы, к числу которых относится и интуиция.  Растущий практический интерес к интуиции обусловлен тем, что современное информационное общество требует от человека принципиально новых качеств и навыков. Интуиция предполагает расширение познавательных возможностей, актуализацию потенциальных ресурсов человека. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема интуиции продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания.   В настоящее время ведется много исследований на эту тему, и я решила разобраться в ней, кроме того меня лично интересует этот философский феномен.
    В своей работе я постараюсь затронуть многие вопросы касающиеся интуиции, используя книги по философии, психологии, исследование общественное мнение и интернет ресурсы.

Цель моей работы является  — рассмотрение феномена интуиции и определение роли интуиции как  элемента системы познавательной активности человека.

Задачи:

— проанализировать развитие понятия интуиции в истории философии;

— рассмотреть интуицию и ее роль в познания мира;

— раскрыть вопрос о возможности развития интуиции как явления сознания.

ГЛАВА 1.

ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ В ИСТОРИИ.

     Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Пожалуй, немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций. Но без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное диалектико-материалистическое представление о ней. Таким образом, историко-философский анализ в исследовании проблемы интуиции представляется логически вполне оправданным. При этом следует не только поставить вопрос о преемственности в историческом развитии концепций интуиции, но и сделать из такого анализа важные как в практическом, так и в теоретическом отношении выводы, позволяющие говорить об интуиции как одной из актуальных проблем современного научного познания.

Различные толкования интуиции.

     Интуиция – «непосредственное усмотрение», т.е. знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности. Интуиция является источником и способом познания. В истории философии понятие интуиция включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Роль интуиции в познании стала исследоваться уже в античную эпоху. Впервые черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления и как форма теоретического знания приобрела статус гносеологической проблемы.

    Первоначально интуиция означает, конечно,  восприятие: это  есть  то,  что  мы  видим  или  воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или   его  пристально рассматриваем. Однако начиная,  по  крайней  мере,  уже с Платона,  разрабатывается  противоположность  между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим  интуиция  есть  божественный способ познания чего-нибудь лишь  одним  взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное  мышление есть  человеческий  способ  познания,  состоящий  в  том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию.

     Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

     Аристотель связывал проблему интуиции с фундаментальностью и непогрешимостью научного познания. Эту традицию продолжили и средневековые авторы.

     Ф.Аквинский видел в интуиции царство «высшей истины»;
    У.Оккам – основу абстрактного или дискурсивного знания. Но античные и средневековые философы еще не дали научного определения понятия «интуиция».  Представители философии Нового времени и немецкой классической философии сделали дальнейшие существенные шаги в понимании интуиции.   В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. 

     Рене Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».  Интуиция – высшее проявление единства знания, и притом знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум человеческий одновременно мыслит и созерцает. Декарт тесно увязывает интуицию с логическим процессом, считая, что последний просто не может начаться без некоторых исходных, предельно ясных положений. При этом не делается никакого противопоставления интуитивного, и дискурсивного знания. Эти виды знания, по Декарту, не исключают, а предполагают друг друга. Вместе с тем интуитивное познание представляет собой наиболее совершенный вид интеллектуального познания.
    Бенедикт Спиноза – выдающийся голландский мыслитель-материалист XVII в. предложил иной материалистически-интерпретированный вариант рационалистического истолкования интуиции. Весьма примечательно то, что внутри рационализма намечались иногда трудноуловимые материалистические тенденции в рассмотрении интуиции.
    Готфрид Лейбниц  – основоположник идеалистического плюрализма считает, что самоочевидность и ясность идеи в число признаков интуиции уже не входят. Под интуитивным понимается познание, при котором мы одновременно мыслим в совокупности все признаки, характерные для данной вещи. Интуиция – высший уровень познания, позволяющий осознать все рациональные истины. Высший критерий истинности, по Лейбницу, – принцип тождества. Этот принцип интуитивен. Следовательно, рациональная интуиция оказывается критерием к утверждениям опытного характера и критерием истинности актов рассудочного мышления, строго соблюдающего законы логики.        

     Джон Локк  – основоположник сенсуалистической теории познания – избрал другой вариант решения проблемы. По Локку, все наше знание возникает из опыта и состоит в созерцании умом своих идей. Поскольку существуют различные способы этого постижения, постольку существуют и различные способы познания, самое ясное и достоверное из которых – интуитивное познание, в котором ум постигает соответствие или несоответствие идей независимо от них самих. Интуитивное познание должно быть признано самым совершенным из всех видов познания. Интуитивное познание должно быть признано самым совершенным из всех видов познания.                                                  

        Для Канта интуиция есть источник знания. И «чистая» интуиция («чистая интуиция пространства и времени») является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность. Кант считал, что человеческий разум, равно как и рассудок, лишен возможности непосредственного или интуитивного усмотрения истины. Однако интуитивное созерцание существует, но не как непосредственное созерцание ума, а как интуиция чувственная.


        М.В.Ломоносов был противником рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется следующим образом: «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды”. Ломоносов  вплотную  подошел   к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и  теоретического познания и оказал огромное влияние  на  разработку проблемы интуиции в русской философии. 

Г. Гегель, фактически, подчинял интуицию разумному познанию. Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция). Гегель действительно противопоставляет понятие – «интуиции», и идея для него – понятие, но не интуиция.

Л.Фейербах говорил «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности».
   
А.Бергсон понимал интуицию как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма, а З.Фрейд как скрытый, бессознательный первопринцип творчества. В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. Ж.Пиаже рассматривал интуицию как образное предметное мышление, характеризующее главным образом дологическую стаию развития, считая, как и К.Юнг. Опираясь на механизмы работы обоих полушарий головного мозга человека Р.Грановская объясняет психологический механизм интуиции.
       Иоганн Фихте является одним из наиболее последовательных приверженцев субъективного идеализма. В обосновании последнего интуиции принадлежит особая роль. Фихте рассматривает интуицию как метод постижения его философского учения. В письме к философу Рейнгольду он пишет, что то, о чем он хочет сообщить, есть нечто такое, чего собственно нельзя ни сказать, ни уловить в понятии и что может быть достигнуто лишь интуицией.
      Артур Шопенгауэр — «великий пессимист» буржуазной общественно-политической мысли XIX в. – весьма своеобразно и нетрадиционно трактует проблему интуиции. Истина же лежит там, где нет господства «Воли», где нет понятия и логики. Лишь вырвавшись из этих оков, интеллект достоин истины и способен на творчество. Вот почему истинное восприятие действительности дано не в науке, а в искусстве, где нет понятий и где господствует чистое восприятие. Интуиция – это то, что лежит в основе всякой мудрости, гениальности и в конечном счете истинности, представляя собой «величайшее наслаждение», какое только возможно для человека. Интуиция объемлет весь мир, проникает во все сущее; «…только то, что вытекает из интуиции… только это содержит в себе живой зародыш, из которого могут вырасти оригинальные и истинные творения…» Интуиция – это способность, определяющая сущность человека и его деятельность, ибо каждый индивид, согласно Шопенгауэру, создает себе свой мир и живет в нем: умный – в умном мире, глупый – в глупом. Интуиция, равно как и фантазия, – удел и необходимый элемент гениальности, но не учености. Наиболее рельефно эти качества проявляются в искусстве, которое Шопенгауэр ставит превыше всего, в том числе науки и философии. В юные годы у человека, по его мнению, преобладает интуиция, в старости – мышление. Первое – время поэтики, второе – философствования.
     Шопенгауэр различает два типа интуиции: чувственную и интеллектуальную, но ни та ни другая не вписываются по существу в классические рамки соответствующих типов философских учений об интуиции. Обе они имеют то общее, что отражают нечто реальное, т.е. оказываются направленными на один и тот же объект познания. Различие же состоит в том, что чувственная интуиция – первична, условна, неглубока, в то время как интуиция интеллектуальная представляет особое, как бы «второе зрение» – наиболее глубокое и прозорливое, опосредствованное к тому же богатой гаммой человеческих эмоций.
     Интуиция никогда не была частной проблемой философии или психологии. Следует отметить, что отсутствие в науке твердых и ясных представлений на этот счет, невозможность проверки результатов исследований экспериментальными методами создали условия для проникновения в широкую печать недостаточно квалифицированных и путаных мнений об интуиции. Многие авторы независимо от рода их профессиональной деятельности и научных интересов, затрагивая в той или иной мере вопросы теории творчества, считают своим долгом попутно обогатить проблему интуиции новыми, как правило весьма произвольными домыслами. В результате этого,  общим во многих трудах является лишь само слово «интуиция». Оставаясь важным и необходимым элементом познания, наглядно раскрывающим  гибкость человеческого мышления, его творческий характер, интуиция в свою очередь как в фокусе собирала и отражала всю многогранную и многоплановую картину развития научного знания как продукта социально-исторической эволюции человека и общества.

ГЛАВА 2.

СТРУКТУРА ИНТУИЦИИ.

2.1. ВИДЫ ИНТУИЦИИ.

     Первый вид интуиции – это телесная (или физическая)  интуиция. Люди, у которых развит этот вид интуиции, получают интуитивные подсказки через действительные физические ощущения – боль или удовольствие, апатию или прилив сил. Такие люди находятся в контакте с ощущениями своего тела и делают выводы относительно своего потенциального успеха в том или ином событии на основании своего самочувствия.

     Второй вид – это эмоциональная интуиция. Эмоциональная интуиция обращается к нашим чувствам, и с помощью, например ”необъяснимой” тревоги, беспокойства или страха сигнализирует нам: ”что-то тут не так”.

Эмоции (гнев, страх) испокон веков служили нам для быстрой классификации степени опасности складывающейся ситуации, поэтому этот вид интуиции не дает четких ответов, но пытается предупредить  нас, с помощью ощущения первобытного страха, об угрожающей нашей жизни или здоровью опасности. Доверяйте своим ощущениям, если чувствуете, что что-то не так. Отказывайтесь ехать куда-то, есть что-то, даже говорить о чем-то, если интуиция подсказывает вам, что делать этого не нужно. Обращайте внимание на подсказки. Если перед важной поездкой или переговорами вы все время роняете какие-либо предметы, спотыкаетесь или проливаете чай, возможно, ваша интуиция вам подсказывает о существовании скрытой угрозы. Присматривайтесь к рисункам и надписям, которые вы делаете неосознанно, когда, разговаривая по телефону, выводите на листке бумаги и так далее. Если в них много острых углов — это может быть только предупреждением об опасности.

     Третий вид – это интеллектуальная интуиция. Этот вид интуиции работает несколько медленнее, чем остальные. Интеллектуальная интуиция служит нам в качестве источника новых творческих и научных открытий. Интеллектуальная интуиция, в свою очередь, распадается на следующие подвиды: профессиональная, научная и творческая.

      Профессиональная интуиция — это вид интуитивного подсознательного познания развивается у людей, которые долгое время заняты в определенной профессии, например медицине, политике, бизнесе, спорте. Он опирается на накопление и целостное осмысление собственного профессионального опыта. Таким образом, накопленный подсознанием опыт помогает профессионалам принимать ”нестандартные” решения в своей области.

Пример профессиональной интуиции: “Изобретатель швейной машинки Элиас Хове очень долго работал над своим первым швейным устройством, которое смогло бы облегчить труд швей. Нехватало лишь одного ключевого элемента. Он уже отчаялся, когда ему приснился кошмарный сон: Хове на необитаемом острове, и за ним гонится толпа людоедов. И вот, спасаясь от преследования, Хове падает без сил и дикари настигают его. Они заносят над ним свои копья, и тут он отчетливо видит в наконечниках дикарских копий продолговатые отверстия…”

Так появилась игла для швейных машин, и ее конструкция сделала возможным сам процесс машинного шитья.

     Научная интуиция — этот вид интуиции проявляется у деятелей науки, особенно в те моменты, когда процесс познания застопоривается. Такие моменты требуют от ученого громадного напряжения всех моральных, интеллектуальных и физических сил организма.

Одним из ярких и любопытных практических открытий является открытее немецким химиком Фридрихом Августом Кекуле основного компонента бензина. Он изобрел формулу бензолового кольца.     Наука приводит немало случаев, когда выдающееся открытие совершалось уже отчаявшимся ученым как бы «вдруг». Например, обыкновенная паутина навела инженера Брауна на мысль о конструкции висячего моста. Менделеев, нагружал свой мозг работой настолько, что открытие периодической таблицы элементов пришло ему прямо во сне! Норберт Винер в своих воспоминаниях рассказывает о том, что идея создать оптический прибор для гармонического анализа возникла у него в сознании в тот момент, когда он находился в театре. Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная). Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов. Открытие Генри Шлиманом легендарной Трои произошло благодаря не то интуиции, не то безумию.  Нам, жителям XXI века, эти предвидения кажутся заурядными, потому что они уже осуществлены на практике и стали неотъемлемой частью нашей сознательной жизни. Но в те времена подобные предположения воспринимались даже самыми образованными и умными людьми в лучшем случае как беспочвенная фантазия.

     Наконец, мы подошли к разновидности интуиции – это творческая интуиции, которую считают наивысшей формой интуитивного знания. Ее обычно приписывают деятелям искусств, хотя нередко объединяют и с научной интуицией. Художник  вcегда  работает интуитивно, ища и пробуя вcё новые и новые грани cвоих возможноcтей. Он не может объяcнить откуда это берётcя. Художник ничего логичеcки вывеcти не может. А еcли бы
мог? Иcкуccтво cтало бы cкучным. Это не значит, что вcя наука – cкука. Проcто наука и иcкуccтво – две различных диcциплины, в каждой из которых еcть cвои оcобенноcти.  Творчеcкого человека чаcто называют «большим ребёнком». Он вcем
живо интереcуетcя, «cтроит» замки из пеcка и других подручных материалов,
он неугомонный и непоcедливый.  В науке cчитаетcя большим даром cохранить это детcкое
любопытcтво до конца жизни и уметь творить. Недаром Шопенгауэр cказал:
«Каждый ребенок отчаcти гений, а каждый гений отчаcти ребенок». А Пикаccо:
«Каждый ребенок – художник. Трудноcть в том, чтобы оcтатьcя художником,
выйдя из детcкого возраcта.  
Так что интуиция для человечеcтва –  это выход из многих тупиковых cитуаций.
   
Творческая интуиция основана на прозрении. Характерным примером творческой интуиции является деятельность Вольфганга Амадея Моцарта, который по зафиксированным свидетельствам своих современников слышал свои произведения уже в готовом законченном виде, а не сочинял музыкальные фрагменты и переходы между ними.

2.2. ФОРМЫ ИНТУИЦИИ.

     На сегодняшний день существует множество разрозненных, не приведенных  в какую –либо систему подходов к определению того, в какой мере проявляется интуиция.

     Субъективная форма – это восприятие бессознательный психических данных субъективного происхождения. Объективная форма – сублиминальное восприятие фактических данных, исходящих из объекта, сопровождаемое сублиминальными мыслями и чувствами.

     Способность человека различать и отождествлять предметы окружающего мира и их простые комбинации является интуитивной. Прежде всего имеются в виду объекты, которые чувственно воспринимаются в окружающей действительности или в реальности внутреннего мира образов, эмоций, желаний и т.п. таким образом самой простой формой интуиции является чувственное созерцание, или пространственная интуиция. С ее помощью образуются первоначальные геометрические понятия о фигурах и телах.  Такой же чувственно – практический и интуитивный характер имеют и первые простейшие суждения арифметики. Доверие к результатам чувствительной интуиции было подорвано после того, как в математике возникло большое число понятий и теорий, противоречащих повседневной чувствительной интуиции.

     Конкретная интуиция – восприятие фактической стороны вещей, абстрактная – восприятие идеальных связей. Концептуальная формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на базе имевшихся ранее понятий.

2.3. ФАЗЫ ИНТУИТИВНОГО ПРОЦЕССА.

     Первая фаза — внутренняя переработка информации. Так, человек не может проследить ход этой переработки сведений, а получает готовый результат из подсознания. Обычно это называют озарением, однако на самом деле это продукт тщательной работы мозга. Многие открытия в области научного мира рождались именно так, в частности всем известная таблица Менделеева, приснившаяся ему.

     Вторая фаза — сигналы от внутренних органов, которые чаще всего получает спящий человек. Мало кто задумывается, что в снах проявляются все наши тревоги, опасения, болезни. Это объясняется тем, что, когда отдыхает наше тело, мозг не спит, а обрабатывает полученные за день сигналы и посылает их в символичной форме в виде сновидений. К примеру, если вам снится, что вас душит змея, это может указывать на проблемы с органами дыхания.

    Третья фаза — психическая связь с близкими и родными людьми. Каждый человек получает от своих родителей, детей и других значимых людей биоволны. Всем известно, что, когда болеет ребенок, мать инстинктивно чувствует это. Однако подобная интуиция проявляется во время стрессовых событий (войн, катастроф, чрезвычайных ситуаций). Такая эмоциональная близость характерна для близнецов, а также влюбленных.

    Четвертая фаза — восприимчивость человека к электромагнитным колебаниям. Они возникают до какого-либо события, которое должно произойти в будущем. Известно, что животные могут предчувствовать землетрясения, и аналогично этому предчувствует человек какие-либо события.

2.4. ФУНКЦИИ ИНТУИЦИИ.

     Основная функция интуиция – простая передача образов или наглядных представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с помощью других функций или совсем недостижимы, или могут быть достигнуты «высших уровнях» интуиция может выступать как вспомогательное средство, действующее автоматически, когда никакие другие не в состоянии открыть выход из положения.

2.5. РОЛЬ ИНТУИЦИИ.

    Интуиция и ее роль в познании очень велика, потому что благодаря интуиции человек зачастую принимает самые правильные решения.

    Роль интуиции в научном и в математическом познании еще недостаточно разобрана. Но были ученные которые пытались выяснить роль интуиции. Одним из таких ученных был Ф.Найт – американский экономист, один из первых ученных 20 века, введших в научный оборот понятие интуиция. Роль интуиции в научном творчестве целенаправленно исследовали ученые, которых принято называть историками науки. Томас Кун написал книгу «Структура научных революций», в которой есть глава под названием «Новое знание и интуиция».

    Интуиция и ее роль в познании не имеет ничего общего с законами логики. Логическое мышление основано на сборе информации, анализе фактов, установлении причинно – следственной связи между ними и формулировании выводов. Интуиция же подсказывает готовый ответ, появляющийся как бы «неизвестно откуда».

    Первая  мысль – самая правильная. Это положение давно стало непререкаемой народной мудростью, вошедшей в поговорки и пословицы. Эта «самая правильна первая мысль» на самом деле – проблеск интуиции, указывающий верное направление.

ГЛАВА 3.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТУИЦИИ.

     Мы часто говорим себе фразы: «Интуиция меня не обманула», «Я почувствовал это интуитивно», «О, как у меня развита интуиция». Но что такое эта интуиция: шестое чувство, дар предвидения, жизненный опыт, случайное озарение или ещё что? У всех ли она есть или только у избранных? И самое главное — можно ли развить интуицию, как можно развить в себе, например, способность к танцам, языкам, музыке или математике?

К подсказкам интуиции нужно относиться всегда как к доверенному личному консультанту, который даст знать о приближении волнующей перспективы, возможной опасности или новой идее, ведь он когда необходимо, обязательно придет на помощь и выручит. Полезная привычка использовать подсказки интуиции — одно из слагаемых успеха. Как обычно говорят об удачливом бизнесмене? «Да у него просто нюх на выгодные сделки…» А вспомните, сколько научных открытий сделано по наитию!

Не единожды ученые мужи признавались: они действовали исключительно под руководством какого-то внутреннего чувства, которое вело их и указывало движение в нужном направлении. В результате — мировые сенсации в науке, которые принесли славу их открывателям и продвинули далеко вперед мировой прогресс.

     Интуиция это подарок природы человеку. Она позволяет чувствовать правильный выбор в любой сложной ситуации с самого рождения. Такая способность заложена в каждом из нас, но проявляется только в здоровом организме, да и, то не каждый умеет ею пользоваться, потому что всю свою сознательную жизнь развивает лишь пять органов чувств, забывая о шестом — нематериальном, но вместе с тем вполне реальном чувстве.

Дело в том, что интуиция проявляется через подсознание, работает очень быстро — то есть даёт подсказки очень коротко. Оно выдаёт результат своей деятельности в сжатом, образном изложении, которое проскакивает как не законченная и отвлекающая от основной темы размышления — мысль. Эту мысль мы часто не успеваем осознать и воспринять логикой, и поэтому отвергаем, так как она часто не совпадает или направленно противоположно нашему основному желанию.

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНТУИЦИИ

     Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Также левое полушарие «отвечает» за такие важные функции как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект. Все эти действия и операции знакомы каждому из нас – о них мы получаем представление со школы (а кто-то и раньше) и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, — это люди с доминирующим левым полушарием.

     Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария – ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать почти «случайно». В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за целостное восприятие (восприятие образов), пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария. У каждого из нас есть один или несколько примеров людей, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.

     Когда мы говорим о развитии интуиции, в рамках описанного подхода мы говорим о том, чтобы научиться больше задействовать в жизни правое полушарие., научиться мыслить по-другому – не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции мы одной из основных ваших задач будет активизация правого полушария.

     Самый простой и естественный путь – те виды деятельности, которые включают правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это, кажется, мы не так часто делаем в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями. Однако никто не запрещает нам заниматься этим в свободное время: творить и переходить в режим правого полушария, медитировать, мечтать, рисовать картины внутренним взором.

     Сильноразвитой интуицией обладает 3 % людей. Они знают об этом и пользуются своим даром. А вот 20 % людей доверяют своему внутреннему голосу в редких случаях. Лучше всего интуиция развита у творческих людей – писателей, актеров, музыкантов и художников. У женщин интуиция развита лучше, чем у мужчин, ведь они тактики по характеру и поэтому лучше видят, то, что их окружает в настоящий момент времени, и полагаются на внутренние чувства, а не на логику. Сильной интуицией отличаются люди искусства, а также матери, особенно в первые несколько лет жизни ребенка, и влюбленные пары.

     Кроме того, многое могут поведать движения человека, невербальные сигналы – так называемый язык тела. Мы и не осознаем, почему у нас возникает предчувствие неискренности собеседника, казалось бы, совершенно необоснованное. На самом же деле играют роль непроизвольные жесты человека – потирание кончика носа, прикрывание рукой рта… Мы не знаем точно, что собеседник не откровенен с нами, а вот подсознание давно уже решило, что человек врет. Отсюда и интуитивная неприязнь, сомнения и даже антипатия. Играют роль и запахи, так как интуиция довольно часто основана на обонянии. Ведь при изменении эмоционального состояния собеседника запах тоже меняется. Если вы не обладаете повышенной чувствительностью к запахам, вы вряд ли почувствуете такие нюансы. Зато интуиция вам точно подскажет: произошла перемена.

     У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфической по содержанию, по характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда – в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание, рациональное познание и интуиция —  это важные  и взаимно друг друга средства познания.

Тест «Есть ли у вас интуиция»

На вопросы теста отвечать «да» или «нет».

1. Приступая к выполнению какой-либо работы, всегда ли вы взвешиваете все за и против?

2. Часто ли сбываются ваши сны?

3. Мучаетесь ли вы сомнениями, приняв какое-либо решение?

4. Всегда ли идет по плану работа, в которой вы заинтересованы?

При стрессовых ситуациях запах, исходящий от человека, отличен от запаха в обычном состоянии. В момент волнения происходит выброс в кровь адреналина (поэтому собаки чувствуют его и бросаются на человека, который боится).

5. Всегда ли вы слушаете советы более опытных людей?

6. Бывает ли, что вы заранее знаете, чем окончится то или иное дело?

7. Часто ли вас мучают сомнения по поводу правильности вашей жизненной позиции?

8. Вы иногда догадываетесь, как решится тот или иной вопрос, к примеру, при поступлении в университет?

9. Вы уверены, что загадывать заранее – плохая примета?

10. Вы верите, что можно угадать мысли человека, если постараться?

Теперь проанализируйте полученные результаты.

    Вы ответили «да» на вопросы с четным номером (2, 4, 6, 8, 10)

Это означает, что у вас превосходно развитая интуиция, и вы знаете это. Вполне возможно, вы чересчур часто полагаетесь на свое шестое чувство и при этом совершенно не анализируете происходящие события. Вы принимаете порой импульсивные решения, поспешные и нерациональные, поэтому зачастую упускаете массу выгодных предложений и возможностей. Вам можно посоветовать почаще прибегать к помощи логики и стараться взвешивать все плюсы и минусы, прежде чем совершить какой-либо поступок.

     Вы ответили «да» на вопросы с нечетным номером (1, 3, 5, 7, 9)

Вы считаете, что интуиция, шестое чувство – это пустые слова. Вы не прислушиваетесь к своему внутреннему голосу и во всем ищете только рациональное решение. Логика, разум для вас значат гораздо больше, нежели чувства. Однако порой верный выход можно отыскать только с помощью эмоций, полагаясь на свое сердце. Развивайте интуицию – это поможет вам стать успешнее и научиться жить в гармонии с собой, своим внутренним миром.

     Количество утвердительных ответов на четные и нечетные вопросы равно

Вы доверяете своей интуиции, однако иногда боитесь, что ваш внутренний голос может вас подвести. В этом ваша позиция правильна, так как логика и интуиция должны находиться в гармоничном соотношении. Только так вы сможете принимать верные решения.

Тест «Правое или левое полушарие?»

     Какое полушарие лучше работает у вас? Чтобы ответить на этот вопрос, вам потребуется лист бумаги и авторучка. В тесте предложены задания, после каждого следует писать на листе, какой тип реакции у вас проявился.

Задание 1

     Сложив руки перед собой, переплетите пальцы. Теперь посмотрите, большой палец какой руки находится сверху. Если это правый, поставьте на листе букву «П». Левому соответствует буква «Л».

Задание 2

     Указательные пальцы рук сложите перед открытыми глазами таким образом, словно вы прицеливаетесь. Глазами зафиксируйте точку, в которую вы метитесь.

     После этого закройте сначала правый глаз, а потом левый. Точка прицела смещается, когда вы прицеливаетесь правым или левым глазом? Если точка смещается, когда у вас закрыт правый глаз, вам соответствует правый тип реакции. Поставьте букву «П» напротив второго задания. В обратном случае ваша буква – «Л».

Задание 3         

     Скрестите руки на груди. Какая окажется сверху? Если правая, поставьте букву «П», левая – «Л».  Если у вас получилось, что больше букв «Л», то у вас лучше развито левое полушарие, а если больше букв «П», то правое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Интуиция или «шестое чувство» в познании мира, общества, жизненных явлений. Ответить на это вопрос довольно сложно. Проанализировав различные точки зрения философов, психологов я пришла к выводу: исключить роль интуиции в познании мира  невозможно. Интуиция – это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверх-сознание. Она, как бы в одно мгновение, пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы «вывертывая наизнанку» всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время венного сражения, и, ясно осознавая «что к чему», находит правильное решение. Интуиция – это способность к постижению истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
   Интуиция представляется мне неотъемлемой частью творческого познания, и действие интуиции (озарение) так же невозможно без долгой предварительной работы ума, как невозможно переплыть реку, если не умеешь плавать. А также теперь мне наиболее полно представляется процесс получения нового знания и я думаю, что смогу использовать некоторые, рассмотренные в данной работе положения.
    В заключение необходимо сказать о том, что весьма важно как не переоценить, так и недооценить роль интуиции в процессе научного познания.  Интуитивные компоненты в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех видах научного творчества. Поэтому, совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам в получении нового знания, то, каким бы таинственным и непостижимым не казался этот механизм, им нужно пытаться управлять. Для этого применимы, например, достижения современной психологии – работа над преодолением подсознательных барьеров и стереотипов. Причем лучше не “переделывать” человека, а обращать внимание на эти вопросы на самых ранних этапах воспитания творческой личности. Интересны также методы управления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога и т.п.).

     На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляется интеллектуальный скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Философия: учебник для вузов. Редактор Лавриенко В.Н. 2008.
  2. Основы философии. Редактор Горбачев В.Г. 2002.
  3. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. Редактор Никитин А.Ф. 2006.
  4. Обществознание: Учеб. Пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы. Редактор Клименко А.В., Румынина В.В. 2003.
  5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=17902#1
  6. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/101168/?referat-intuitsiya-i-protsess-poznaniya
  7. http://psifactum.ru/intuition/608-intuition.html 
  8. http://www.dissercat.com/content/intuitsiya-kak-filosofsko-antropologicheskaya-problema#ixzz2v9pjfwzm
  9. http://www.dissercat.com/content/intuitsiya-kak-filosofsko-antropologicheskaya-problema#ixzz2v9pxSjyR
  10. http://www.dissercat.com/content/intuitsiya-kak-filosofsko-antropologicheskaya-problema#ixzz2v9prev9p

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций.

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Именно поэтому, выбранная мной тема, кажется мне актуальной.

Интуиция в истории философии

Вплоть до XVIII – XIX веков интуиция, ее природа и механизмы являются предметом исключительно философского (дискурсивного, рассуждающего) исследования. В конце XIX века феномен интуиции начинает проникать в область интересов психологов, и, в соответствии с общим направлением развития психологии в этот период, в их подходе к интуиции просматривается стремление найти пути её экспериментального моделирования и изучения. Вместе с тем конкретно-психологические исследования интуиции весьма малочисленны, в первой половине XX века проводятся эпизодически, более оживляются после 60-х годов, на рубеже XX и XXI веков становятся заметными на фоне общей психологической проблематики. Однако и в настоящее время число психологических диссертаций, посвященных интуиции, уступает числу философских диссертаций на ту же тему.

Можно выделить два глобальных периода в развитии представлений об интуиции:

1. Философский, от VI в. до н.э. до середины XIX века.

2. Период конкретно – психологического анализа интуиции на основе объективно–экспериментального метода.

Одновременно развивается духовно-религиозное направление в понимании интуиции, рассматривающее ее как механизм веры.

Философский период. Длительная история развития философских представлений об интуиции и в начале XXI века не позволяет констатировать единства взглядов на проблему. Весьма примечательно, что именно на рубеже XX – XXI веков усиливается стремление философов к пониманию феномена интуиции, свидетельством чего может служить «всплеск» посвященных его анализу диссертационных исследований.

Корни философского понимания интуиции усматриваются во взглядах великих философов античности и средневековья — Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

Теснейшая связь средневековой философии с религией приводит к тому, что интуиция начинает рассматриваться как способ божественного созерцания и озарения в целях непосредственного слияния с Богом.

Феномен интуиции подробно обсуждается представителем раннехристианской философии Августином Блаженным (350 – 430). В своей гносеологии (теории познания) Августин – иррационалист: душа человека – хранилище достоверных и истинных знаний, ибо открываются они человеку через откровение. Однако Истина открывается только при условии активности души. Главный источник знаний – Откровение, вера выше разума: «Верь, чтобы знать».

В определенной степени новое понимание интуиции в идее о существовании двух знаний представлены у выдающегося представителя схоластов позднего средневековья Фомы Аквинского (1225 – 1274). Фома Аквинский пытался противостоять нарождающемуся стремлению к опытному изучению и объяснению природы. По Аквинскому, душа не только разумна, но и сознательна. Однако существует и иной тип познания – через благодать, открывающую человеку божественные тайны, которые «не могут быть доказаны силой человеческого ума».

Развитие представлений об интуиции в период средневековья формировалось в связи с вопросами теологическими – веры и Божественного Откровения. Интуиция – не вид мышления, а особое переживание, по сути экстатическое, условие и способ общения с Богом. Открывающееся эмпирически переживание интуиции как непосредственного знания становится обоснованием веры. Вместе с тем религиозно-философские учения вводят в анализ феномена интуиции новые аспекты и характеристики:

1.интуиция как способность души к самопознанию и, в результате, к самооткровению духа

2.интуиция как интеллектуальная способность, имеющая божественную природу, создающая общие понятия

3.интуиция как интенциональность – функция сознания, придающая процессу познания определенную направленность

4.интуиция как способ приобретения внутреннего опыта.

Заметим, что сам феномен интуиции понимается как особое переживание, в котором человеку прямо и непосредственно открывается нечто, приходит озарение.

В XVII – XVIII веках феномен интуиции впервые становится предметом специального (по-прежнему – философского) анализа и рассматривается в связи с познанием не Бога, а мира, в гносеологическом аспекте.

Рене Декарт (1596 – 1650) в своем стремлении найти новые точные и прочные основания наук продолжает в определенном смысле традицию Аристотеля, в соответствии с которой интуиция понимается как вид мышления.

В соответствии с воззрениями Р. Декарта, сознание есть внутренний мир, открывающийся непосредственному наблюдению самого человека. При этом познаваемость и осознанность выступают атрибутами психического.

Декарт считает, что математические аксиомы и ряд наиболее общих понятий имеют непосредственную, априорную – интуитивную данность уму. Непосредственное интуитивное знание, по Декарту, наиболее достоверно, гарантии его точности и достоверности – в природе человеческого мышления, а высшая, самая достоверная интуиция – самоочевидный и неоспоримый принцип ясной науки.

Рационалистическое понимание интуиции Декарта развивают Бенедикт Спиноза (163 – 1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716).

Таким образом, представители рационализма в философии, рассматривая интуицию как важнейшую составляющую процесса познания и высшую рациональную способность, во многом определили дальнейшее формирование взглядов на проблему интуиции, как в философии, так и в психологии.

К анализу феномена интуиции обращаются и представители немецкой классической философии от Иммануила Канта до Г. Фихте и Ф. Шеллинга.

Кант утверждает, что всякое всеобщее теоретическое знание априорно, не может быть результатом простого эмпирического обобщения, оно доопытно и внеопытно. Интуиция проявляется как представления, которые человеком созерцаются непосредственно − то, что познавательная способность человека «добавляет» к тому, что воспринимается, «задает» форму. Только созерцанию (интуиции) доступен целостный охват предметов. Интуиции открывается также внутренний мир, созерцание душой себя и своих состояний.

В противоположность Канту и Г. Фихте и Ф. Шеллинг подчеркивают интеллектуальный характер интуиции как непосредственного бессознательного созерцания.

В английской эмпирической психологии, продолжающей традиции дискурсивного анализа психических феноменов, для интуиции не находится места: интуиция понималась как метафизическая категория, не подлежащая психологическому анализу.

Понятие интуиции

Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности.

Когда мы не знаем точно, какой из механизмов сыграл свою роль, когда не помним посылок или не отдаем себе ясного отчета в последовательности процессов логического вывода умозаключений, или если мы не были достаточно систематичны и строги, мы склонны говорить, что все это было делом интуиции.

Философы определяют интуицию как непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri — пристально, внимательно смотреть) истины.

В зависимости от сферы применения различают интуицию в повседневной жизни («здравый смысл»), в науке, философии, искусстве (художественная интуиция), в изобретательской деятельности (техническая интуиция), профессиональную интуицию (врачей, следователей, педагогов и др.).

Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция»).

Рассмотрим классификацию форм интуиции, предложенную Марио Бунге. Бунге различает прежде всего чувственную и интеллектуальную интуиции.

Чувственная интуиция имеет следующие формы:

1. Интуиция как восприятие.

Интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.

Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.

Способность интерпретации.

2. Интуиция как воображение.

Способность представления или геометрическая интуиция.

Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.

Творческое воображение.

Интеллектуальную интуицию (интуицию как разум) Бунге классифицирует следующим образом:

1. Интуиция как разум.

Ускоренное умозаключение – стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.

Способность к синтезу или обобщенное восприятие.

Здравый смысл – суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

2. Интуиция как оценка.

Здравое суждение, фронезис (практическая мудрость), проницательность или проникновение: умение быстро и правильно оценивать важность и значение проблемы, правдоподобность теории, применимость и надежность метода и полезность действия.

Интеллектуальная интуиция как обычный способ мышления.

Классификация, проведенная Бунге, несмотря на ценность исследования в целом, не может претендовать на решение проблемы.

А.С. Кармин и Е.П. Хайкин в своей книге «Творческая интуиция в науке» предлагают деление интуиции на две формы: «эйдетическую» и «концептуальную». Оно отличается от подразделения на чувственную и интеллектуальную более узким и более строгим пониманием гносеологического содержания разных видов интуиции.

Концептуальная интуиция – процесс формирования новых понятий на основе имевшихся ранее наглядных образов.

Эйдетическая интуиция – построение новых наглядных образов на основе имевшихся ранее понятий.

Оба эти подразделения – различные формы научной интуиции, т.е. различные формы взаимодействия чувственного и логического познания.

Деление интуиции на эйдетическую и концептуальную позволяет исследовать ее специфику в сравнении с известными формами чувственного и логического познания.

Вариант классификации, предложенный Карминным и Хайкиным, предназначен специально для гносеологического анализа и представляет собой не условное разделение, а своего рода рабочую схему исследования, освобожденного от необходимости феноменологического описания таинственных интуитивных эффектов.

Опираясь на эту схему, можно не просто констатировать факт существования интуиции как формы познавательного процесса, но перейти к анализу ее действительных проявлений в сфере научного познания.

Роль интуиции в познании

Под интуитивным познанием понимается сфера познания, где процесс накопления и преобразования знания осуществляется посредством различных форм интуиции, действующих на уровне неосознанного взаимодействия чувственного и логического познания. При этом необходимо отметить, что интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах. Их разделение принципиально: оно приводит к противоречивости и многозначности трактовок интуиции.

Во-первых, интуиция – это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.

Во-вторых, интуиция – это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, результаты которого могут выступать как определенного рода знание, именуемое «интуитивным знанием» и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.

Первое определение относится к анализу интуиции как некоего психологического феномена. Второе – к гносеологическому анализу.

Итак, интуиция – это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания.

Гносеологические функции интуиции заключаются в своеобразной комбинаторике наличных знаний с данными скрытого от самого субъекта, но уже имеющимися у него знаниями и последующей трансформацией полученного нового знания в статус научного. Таким образом, действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат – интуитивное знание является важным компонентом процесса получения нового научного знания.

Гносеологический анализ интуитивной формы познавательного процесса предполагает выяснение соотношения между знанием, имеющимся к началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта, а также выявление сущности гносеологического механизма, с помощью которого совершается преобразование «старого» (исходного) знания в новое.

Итак, место интуиции в научном познании определяется сферой взаимодействия чувственного и логического познания. Здесь и проявляется действие интуиции как процесса. Это взаимодействие иначе можно было бы назвать интуитивным познанием. Правомерность выделения такого рода познания, равно как чувственного и логического, обусловлена всей историей человеческого познания.

Интуитивное познание – это важная сфера человеческого познания, относящаяся к области как научного, так и ненаучного познания.

По мнению В.Р.Ириной и А.А.Новикова, к числу наиболее характерных черт научной интуиции относятся:

Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством чувственного познания окружающего мира.

Принципиальная невозможность получения искомого результата посредством прямого логического вывода.

Безотчетная уверенность в абсолютной истинности результата (это никоим образом не снимает необходимости дальнейшей логической обработки и экспериментальной проверки).

Внезапность и неожиданность полученного результата.

Непосредственная очевидность результата.

Неосознанность механизмов творческого акта, путей и методов, приведших ученого от начальной постановки проблемы к готовому результату.

Необычайная легкость, невероятная простота и скорость пройденного пути от исходных посылок к открытию.

Ярко выраженное чувство самоудовлетворения от осуществления процесса интуиции и глубокого удовлетворения от полученного результата.

Итак, все, что совершается интуитивно, должно быть внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе строго логично и основано на предшествующем чувственном опыте. Гносеологические функции этих процессов – осуществлять взаимодействие чувственного и логического познания.

Цель всякого рода познания – это получение и преобразование знания. Как известно, существует четыре типа преобразования знания.

От одних чувственных образов к другим чувственным образам (чувственное познание).

От одних понятий к другим понятиям (логическое познание).

От наглядных образов к новому понятию (взаимодействие чувственного и логического).

От понятий к новым чувственно-наглядным образам (взаимодействие логического и чувственного).

3 и 4 типы преобразования, таким образом, относятся к выделенной сфере интуитивного познания.

Процесс получения интуитивного знания состоит из сложнейших комбинаций с чувственно-наглядными образами. К видам чувственных образов, между которыми совершается комбинирование, можно отнести следующие две группы образов: чувственно-наглядные (непосредственное восприятие, наглядное представление); понятийные (мысленное воспроизведение ранее полученных понятий, мысленное воспроизведение наиболее общих свойств и существенных сторон связей и отношений объективного мира, недоступных непосредственно органам чувств).

Научное познание любого рода всегда имеет своей конечной целью получение нового понятия, т.е. нового знания. Всякое научное понятие есть в конечном счете синтез совокупности чувственных образов.

Итак, взаимодействие чувственного и логического, осуществляемое благодаря интуиции, заключается в своеобразном комбинировании чувственных образов на основе какого-то исходного понятия. В результате получается новое понятие об объекте, новое знание о его сущности, а не только о формах проявления.

Загадочна быстрота, с какой действует интуиция. А. А. Налчаджян приводит весьма убедительные доводы в подтверждение того положения, что после прекращения сознательного анализа научной проблемы процесс ее решения продолжается в подсознательной сфере, что соответствующие электрофизиологические процессы также не прекращаются, а преобразуются, продолжают протекать, но лишь с измененными характеристиками.

При такой форме мышления значительно ускоряется мыслительный процесс. Наблюдается удивительное явление: возможность переработки на бессознательном уровне 109 бит информации в секунду, а на сознательном только 102. Все это является важной предпосылкой для развертывания быстрых мыслительных процессов, для оперирования огромной по своему объему «чистой» информацией в подсознательной (бессознательной) сфере. Подсознание способно проводить за короткое время огромную работу, которая не под силу сознанию за тот же короткий срок.

Взаимосвязь целого и части, системы и элемента также внедряется в сознание и бессознательную сферу человеческой психики в форме определенной схемы или структуры (в самом общем виде), облекаясь в психологическую установку на достижение гармоничности и совершенства. Стремление к гармонии и красоте, осуществляемое на подсознательном уровне, может послужить фактором, оказывающим решающее влияние на выбор из множества вариантов в пользу более совершенного.

Индивидуальное познание своеобразно, как специфична и интуитивная способность каждого человека, его жизненная уникальность; но через всю эту специфичность проявляет свое действие, общественная природа человеческой личности.

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:

основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

поисковая ситуация, состояние проблемности;

действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

наличие «подсказки».

Последний момент в некоторых случаях явно не обнаруживается. Но значительное число открытий или изобретений, как показывает история науки и техники, связана с действием «подсказки», которая служит «пусковым механизмом» для интуиции.

Успех интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сохранить увлеченность проблемой, не признать ее нерешаемой. Подсказка оказывается решающей в освобождении от стандартных, шаблонных ходов мысли. Конкретная форма подсказки, те конкретные предметы и явления, которые при этом используются, являются несущественным обстоятельством. Важен ее общий смысл. Замысел подсказки должен быть воплощен в каких-то конкретных явлениях, но в каких именно – это не будет решающим фактором.

Заключение

Интуиция предстает в познании как процесс и как результат. Гносеологический анализ интуиции как процесса сводится к анализу действия ее различных форм в познавательной деятельности человека. Как результат интуиция выступает в форме «интуитивного знания».

Рассмотрение вопроса о возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственному, ни к абстрактному познанию; в ней имеются и те, и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.

Следует, однако, помнить, что, как бы ни была велика сила воображения и интуитивного озарения, они никак не противостоят сознательным и рациональным актам в познании и творчестве. Все эти сущностные духовные силы человека действуют в единстве, и лишь в каждом конкретном акте творчества может преобладать то одно, то другое.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Самопознание и самоорганизация
  • Основы предпринимательства, предпринимательство
  • Основные ошибки в создании образа
  • Meeting. Meeting preparation
  • Методы социологического познания
  • Сущность финансов предприятия и их роль в национальной финансовой системе
  • Meine Arbeit/meine Pflichte im Büro
  • How should you use your time?
  • Гуманная педагогика и антипедагогика
  • The prince Hamlet was the sole heir to the King of Denmark
  • Этические аспекты процесса продаж
  • Предпринимательство вчера (конец 90-х гг ХХ в), сегодня, завтра

Интуиция

Эссе

на тему «Интуиция»

Каждый день мы видим по телевизору, в Интернете, читаем в журналах о людях, которые имеют экстрасенсорные способности. Многие ученые давно доказали, что люди используют лишь самую малую долю своего мозга, а именно 10%. Ученые объясняют вопрос, почему мы используем только 10% возможностей нашего мозга, но не дают ответа на другой возникающий вопрос: Что бы мог делать человек, используя он все 100%? Остается лишь предположить, что такой человек имел бы феноменальную память, мгновенную реакцию, а быть может, обладал фантастической интуицией и экстрасенсорными способностями. Если отталкиваться от позиции, что экстрасенсы все-таки существуют, то, сколько процентов мозга они используют? И существует ли у них определенная «связь» с природой или они полагаются исключительно на интуицию?

Интуиция (от лат. intueor — пристально смотрю) — способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Перефразирую данное определение: в определенный необходимый человеку момент он ощущает чувство, которое заставляет его моментально действовать или бездействовать. При этом появление чувства спонтанно и необоснованно, но является абсолютно верным. Таким чувством обладает каждый человек, но у каждого интуиция развита по-разному. Также существуют скептики, люди, которые говорят, что интуиции нет, есть лишь случайность. Как сказал бы Гегель — всякая случайность имеет под собой основание и Ленин бы добавил — этого не нюхали господа махисты. Случайность для человека в его обыденном мышление выступает интуицией.

Существует мнение, что даром интуиции обладает каждый человек от рождения. Но по мере его «взросления» теряет его, или заглушает, порой почти полностью. Это объяснятся тем, что интуиция — это довольно абстрактное понятие, которое не подвластно логике и не имеет отношения к разуму как к мышлению, и поэтому, вместе с взрослением человек развивает свое мышление и больше доверяет логике, нежели какому-то необоснованному чутью.

Именно логика и здравый смысл разрушает нашу интуицию и, следовательно, дар, который мы имеем от рождения, теряется, заглушается, и мы забываем о том, что такое внутреннее чутье. Но, несмотря на это, иногда дар все-таки преобладает над здравым смыслом и поэтому люди все еще верят в интуицию.

Если проанализировать то, что говорили нам на уроках истории, или то, что мы читали в книгах, то можно сказать, что люди, жившие в древности, могли общаться с природой, черпать из нее силы, прислушиваться к ней. В то время, практически каждый человек был своего рода экстрасенсом. Значит люди, развивающие в себе интуицию с рождения, могли сохранять ее вплоть до старости, вернее до самой смерти. Не просто развивать, а принимать исключительно интуитивные верные решения постоянно, в любой удобный для них момент, а значит и мы можем, по крайней мере, если откажемся от логического мышления.

Могу сказать лично о себе, что я верю в интуицию и довольно часто к ней прислушиваюсь. Она меня еще ни разу не подводила. Например, был такой случай, когда я очень сильно опаздывала, стояла на остановке, и тут приехал автобус. Но по какой-то причине я не поехала на нем, дождалась следующего. Прибыв в нужное мне место, увидела, что пропущенный мною автобус врезался в газель, не сильно, но тем не менее. И таких случаев было множество, поэтому я стараюсь развивать свое чутье и иногда советую другим людям, как поступить в той или иной ситуации.

Однако верить или не верить в существование интуиции — дело каждого, но совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам поступать правильно, то, каким бы непостижимым и нелепым не казался нам этот поступок, к ней следует прислушиваться.

интуиция логика истина

Интуиция

Автор:   •  Декабрь 12, 2018  •  Эссе  •  445 Слов (2 Страниц)  •  1,161 Просмотры

Страница 1 из 2

Интуиция

Интуиция с давних времён интересовала философов, психологов, изобретателей и просто любознательных людей.  Википедия даёт следующее толкование: «интуиция – это метод решения задач посредством единомоментного подсознательного вывода, основанный на воображении, эмпатии и предшествующем жизненном опыте».

Принимая те или иные решения, большинство людей чаще обращаются к голове, и для них интуитивное решение то, где все ясно сразу, без долгих рассуждений. Но некоторые, и это чаще всего женщины, живут чувствами и телом, и для них интуитивное решение то, с которым они себя уютно чувствуют, после принятия которого им становится внутренне спокойно и комфортно.

Интуиция находится за пределами здравого смысла и рационального постижения мира, но она есть мостик между нашим сердцем и сознанием. Ведь наше сердце не всегда может достучаться до нашего разума. Способность предчувствия неуловима, непостижима, но она всегда рядом, всегда готова помочь нам.

Интуиция никогда не ошибается – это разум делает неправильные выводы, если вообще делает. Происходит же это потому, что интуиция общается с нами символами, знаками, которые были накоплены за много миллионов лет истории человечества. Интуиция опирается на всю мощь бессознательного, поэтому ее возможности гораздо шире возможностей логичных форм сознания.  Человек не может мыслить только логически и разумно. Эту самую способность познания древние философы назвали интуицией. Это сравнимо с вдохновением, потому что интуиция и вдохновение – это явления одного порядка. Интуиции не нужны долгие рассуждения и доказательства: она сразу выдает результат. И что самое приятное: для логического мышления нужно приложить волю, нужно знать правила, а интуиции не нужны никакие рамки и правила, она не требует ни малейших усилий, а просто всегда подсказывает верное решение. Когда человек долго не пользуется своими «мозгами», они начинают сдавать и в какой-то момент могут подвести; интуиция же не подводит никогда – она всегда посылает нам сигналы.

Доступно только на Essays.club

Познания и интуиция

Познания и интуиция.doc

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также
промокод
Эмоджи
на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Темой моего рассуждения являются такие философские категории и понятия как «познание» и «интуиция», их взаимосвязь и взаимозависимость друг от друга.
Для начала разберем определения данных понятий. Познание чаще всего трактуется как приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира, способность познавать. В познании большую роль играет интуиция. Интуицию часто связывают с таинственными явлениями. Что же такое интуиция?
В истории философской мысли феномен интуиции всегда был одним из самых сложных объектов теоретического исследования и познавательного дискурса, в связи с чем вызывал ожесточенные споры и дискуссии. До сегодняшнего дня нет общепринятого определения понятия «интуиции». Это связано с тем, что интуиция позиционирует себя как сложное рациональное и иррациональное явление. Кроме того, мы знаем, что интуиция не поддается научной и экспериментальной проверке. Она до сих пор для нас остается загадкой, таинственным явлением, которое участвует в наших познавательных процессах.
Под интуицией мы чаще всего понимаем чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть каких-либо вещей или явлений.
Платон считал, что интуиция — это созерцание идей и такой вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
Декарт подразумевал под интуицией «понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем». Таким образом, с помощью интуиции истина открывается нашему разуму путем прямого осознания без необходимости использования логических определений и доказательств как промежуточных элементов познания.
Интуиция по Гегелю — это познание в виде чувственного созерцания. Она дает знание как «безоговорочно несомненное», «ясное как солнце… только чувственное», тайна интуитивного познания и сосредоточена в чувственности.
Таким образом, мы видим, что многие философы обращались к пониманию интуиции и ее роли в познании как определенному виду деятельности человека

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. И с ними со всеми невозможно не согласиться. Интуиции – это действительно определенная часть познания, один из ее элементов, который более других скрыт от прямого человеческого взгляда о понимания. Однако интуиция присутствует везде, она неотделима от человеческого знания и деятельности.
В жизни каждого из нас независимо нашей профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения срабатывают интуитивные компоненты. Необъяснимо, но факт, что нам не обязательно что-то знать наверняка, чтобы принять правильное решение и сделать верный вывод. Сформированный нами жизненный опыт и полученный в течение жизни объем знаний интуитивно приведет нас к верным ответам. Не случайно интуитивное «озарение» возникает только после длительного периода вполне сознательных, рациональных рассуждений, в то же время сам путь, по которому движется логически стройное размышление индивида, часто выбирается им интуитивно.
Интуиция может проявляться во многих профессиях и областях знаний. Когда мы работаем над какой-то научной проблемой, то опираемся на приобретенные знания и опыт, но значительную роль здесь играют и личные качества, среди которых немаловажное место занимает интуиция. Интуиция может проявляться в деятельности врачей, юристов, психологов, педагогов и многих других. Так, например, преподаватель повсеместно использует интуицию в воспитательном процессе, без которого невозможен процесс учебный. Художественное творчество как элемент деятельности человека особенно невозможно без проявления интуиции. В медицине, на мой взгляд, также не обойтись без внутренних интуитивных ощущений. Бросив беглый взгляд на больного, врач может иногда точно поставить диагноз, но при этом испытывает затруднения при объяснении, так как и сам не осознает на какие именно симптомы он ориентировался, он даже не в состоянии их осознать. Однако весь его профессиональный опыт, все его знания, полученные за то время, что он работает врачом, сложились в одну секунду и привели его к такому выводу, который в последствие окажется верным

50% эссе недоступно для прочтения

Закажи написание эссе по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее
время!

  • Роль неологизмов в современном обществе сочинение рассуждение
  • Розги для воспитания и наказания рассказы
  • Ролевые сказки для детей
  • Роль интонации в речи сочинение
  • Розанов русский нил фрагмент из рассказа