Роль искусства на войне сочинение

        Великая Отечественная война повлияла на жизнь общества, она многое изменила, в том  числе и искусство.  Оно, как и всё в стране, стало придерживаться принципа «Всё для фронта! Всё для победы!». Искусство не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Главными задачами писателей, поэтов, музыкантов стало сплочение людей для борьбы с общим врагом и моральная поддержка всех, кого коснулась война. В связи с этими задачами литература и кино, музыка и живопись получают особое развитие в годы Великой Отечественной войны.

        Может кто — то скажет: «Да какая там музыка, какое искусство, когда вокруг столько горя!» Но история военных лет знает много примеров, когда искусство, например песня,  помогала солдатам настроиться на бой, вспомнить родной дом, стать увереннее в своих силах. Хорошая музыка или хорошая игра артистов напоминали солдатам, что кроме пулемётных очередей, гула самолётов, разрывов бомб и скрежета гусениц танков, есть ещё нечто другое, напоминающее о мирной  жизни. Люди искусства — это тоже герои. Да, они не держали в руках пулемёты, гранаты, но они были частью великого сражения, имя которому — Великая Отечественная война.

        Символом литературы военных лет является произведение А. Твардовского «Василий Тёркин». Читатели сразу же полюбили поэму за раскрытие в главном герое образа жизнерадостного, стойкого и храброго русского солдата. Во времена, когда вокруг гибнут люди, когда не знаешь, проснешься ли завтра, — самое главное для солдата не отчаиваться,  не впадать в уныние, а верить, что  это все скоро закончится. И Василий Теркин олицетворяет собой эту веру, в нем  чувствуется большая душевная сила, стокойсть, умение подниматься от любого удара судьбы. И русский солдат, читая поэму, искал в себе черты Теркина, и вместе со своим героем начинал не только отважно воевать, смеяться, любить, но и  самое главное — мечтать о мирной жизни.   Не менее популярным в годы войны было творчество К. М. Симонова. В газете «Красная звезда», которая стала ведущей в годы войны, публиковались произведения Платонова, Симонова, Вишневского и многих других. Литература стремилась поднять воинский дух солдат, поддержать людей,  и со своей задачей она  блестяще  справилась.

 К событиям тех лет не остался равнодушен и кинематограф. Режиссеры, операторы, актеры продолжали работать по всей линрии фронта. Перед кинематографистами была поставлена важнейшая задача— поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе. Операторы и режиссеры  старались рассказать о ходе военных действий, работе тыла, жизни страны в  условиях военного времени, чтобы это было максимально правдоподобно они  участвовали в боях, военных переходах, спасались вместе с работниками тыла от бомбежек.  «Нас было 252 фронтовых кинооператора, снимавших на всем огромном фронте Великой Отечественной—от Баренцева моря до  Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых—ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на «вес крови». Теперь эта кинопленка на вес золота <…> Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение», — вспоминал кинооператор Семен Школьников. Документальные и художественные фильмы показывали, как непросто давалась победа. Во время войны были созданы такие фильмы как «Парень из нашего города», «Жди меня». Было снято и документальное кино: «Битва за Севастополь», «Берлин» и многие другие.

        Важным спутником военных лет для солдата была музыка.  Поэты  во время войны продолжают писать песни, композиторы -создавать музыку и, как следствие этой работы, появляютсяь неподдающиеся забвению песни: «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача и музыку А. В. Александрова ( она станет гимном защиты Отечества), не менее известными композициями в годы войны будут «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Тёмная ночь» и «В землянке». Уже в первые месяцы войны советские композиторы сочинили десятки песен. Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян вспоминал: «Именно в этот труднейший период войны родилось много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспевали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – все то, что помогало преодолевать военные трудности, которым не было числа». Музыка утешала и поддерживала солдат в военное время, помогала им не черстветь душой и верить в лучшее.

        Таким образом, искусство полностью меняется в эти страшные годы. Оно и показывает тяжёлую реальность войны, и пробуждает  чувства, способные объединить людей,  и помогает  им одолеть врага, выстоять в эту страшную, надолго затянувшуюся войну, а также оно помогает сохранить тёплые воспоминания о родном доме, о близких людях. Искусство справилось со своей задачей. Люди сплотились и смогли тяжёлым, практически нечеловеческим трудом, проложить путь к победе и освободить свою страну от врага.      

ТЕКСТ

(1)В тот день, с которого началась эта необычная
военная история, всё было так же, как и в другие дни. (2)Мы отстрелялись,
опустили стволы орудий. (З) Даже успели накрыть свои пушечки маскировочными
сетями. (4)И тут дежурный связист крикнул:

 — Корбута на КП!

 (5)В командирской землянке горела слабая лампочка от
аккумулятора, и сначала после дневного света ничего не было видно. (6)Но
постепенно я привык к полумраку и увидел полкового комиссара, сидевшего на
топчане: невысокого роста, краснолицый, бритоголовый, с маленькими
внимательными глазами, которые испытующе смотрели на меня, словно хотели узнать
обо мне нечто такое, о чём я и сам не догадывался.

 — (7)Садитесь!

(8)Я опустился рядом с ним на краешек топчана, словно
получил не приглашение, а приказ сесть.

 — (9)Чем вы занимались до войны? — спросил полковой
комиссар.

(10)Вопрос был для меня таким неожиданным, что я
замешкался, словно не мог сразу вспомнить.

 — (11)Работал балетмейстером, — наконец ответил я.

(12)Слово «балетмейстер» прозвучало для меня как
позывной далёкого, бесконечно дорогого времени. (13)Я сразу вспомнил Аничков
мост с четырьмя неукротимыми конями, Дворец пионеров, сцену и «Эх,
тачанкаростовчанка, наша гордость и краса…».

— (14)Вы нам нужны, — сказал мне полковой комиссар. (15)Мы
решили создать при политотделе танцевальную группу.

 — (16)Разве сейчас до танцев? — тихо спросил я.

 (17)Маленькие глаза полкового комиссара впились в
меня.

 — (18)Люди устали. (19)Им нужна разрядка. (20)Танцы
нужны как хлеб, как воздух. (21)Да что я вам говорю, — полковой комиссар ударил
себя ладонью по колену, — вы же сами это знаете, сидя на вашей дамбе… (22) В
блокадном Ленинграде люди ходят на концерты в филармонию. (23) Для забавы?
(24)Для развлечения? (25)Для того, чтобы жить!

(26)Взрывной волной распахнуло дверь. (27)Комбат встал
и сам затворил дверь.

— (28)Поедете со мной, — решил полковой комиссар. —
(29)Разыщите в частях бойцов, умеющих танцевать, подготовите программу.
(ЗО)Идите, собирайтесь…

(31)Когда артобстрел кончился, мы с полковым
комиссаром двинулись в путь. (32)Я впереди, комиссар за мной. (33)Я шёл быстро,
высоко поднимая ноги, которые вязли в снегу. (34)Комиссар старался не
отставать, но я слышал, как тяжело он дышал. (35)Неожиданно над заливом
послышался как бы щелчок и нарастающий вой летящей мины. (36)Нам едва удалось
пробежать метров двадцать, как правее нас одна за другой разорвались три мины.
(37)Один осколок уткнулся в снег прямо у наших ног. (38)Мы лежали рядом, я
слышал тяжёлое дыхание полкового комиссара. (39)Он повернулся ко мне и вдруг
подмигнул, как-то не по-военному подмигнул. (40)Я воспринял это как
установление доверительных отношений, снова подумал о задаче, поставленной
передо мной, и, повернувшись к нему, заговорил быстро и горячо:

 — (41)Товарищ полковой комиссар, ничего не выйдет с
танцами… (42)Я твёрдо усвоил, что на войне всё должно быть настоящим: и
танцоры нужны настоящие, профессионалы, со школой, с опытом, иначе не получится
передыха…

 — (43)Где я возьму вам профессионалов? — глухо
спросил комиссар. (44)Я не знал. (45)Я теперь знал, как выскакивать но тревоге
на мороз, как половчей подхватить снаряд, как установить взрыватель. (46)3нал,
где лежит мой обмылок, мой котелок и ложка…

 — (47)Поедете в Ленинград, найдёте танцоров. (По Ю.Я.
Яковлеву*)

СОЧИНЕНИЕ

Вступление. Проблема

            Какова роль искусства в жизни людей,
особенно в военное время? Именно эту проблему поднимает Ю.Яковлев в своем
тексте.

1 пример

            Рассказывая о том далёком дне, автор
говорит, что «всё было так же, как и в другие дни». Необычным было предложение полкового
комиссара: «Мы решили создать при политотделе танцевальную группу».

Пояснение 1 примера

Действительно, говорить в военное время о создании
танцевальной группы – это очень неожиданно. А предлагать это опытному
артиллеристу, когда на войне дорог каждый человек, особенно опытный, вдвойне
необычно.

Связь между примерами

Герой рассказа до войны был балетмейстером, и поэтому
обратились именно к нему.

2 пример

Полковой комиссар сказал, что люди устали и им нужна
разрядка. Рассказал о блокадном Ленинграде, в котором люди ходят на концерты в
филармонию не для развлечения. «Для того, чтобы жить!»

Пояснение ко 2 примеру

И это правда! Люди не могут быть в постоянном
напряжении, им нужна разрядка. Она помогает отвлечься от тяжёлых мыслей,
подумать о чём-то хорошем, помечтать о будущем.

Позиция автора

Позиция автора очевидна. Искусство помогает людям
выжить: оно нужно как хлеб, как воздух!

Своё мнение

Трудно не согласиться с автором текста. Искусство
обладает величайшей силой. Оно способно поднять человека, придать ему силы.
Общеизвестный факт: в блокадном Ленинграде люди ходили на концерты, на балет.
Сами голодая, зрители делились скудным пайком с артистами.

Вывод

Таким образом, мы видим, что искусство помогает людям
в трудную минуту. Оно способно поддержать дух человека, дать ему новые силы.
(213 слов)

(313 слов) Война — это тяжелейшее испытание в жизни человека, облегчить которое может не только семья, но и искусство. История делится с нами многими мемуарами солдат, которые искали спасение в творчестве, переживая жестокие будни сражений. Одним из таких литературных воспоминаний является приведенный отрывок из книги советского писателя В.О. Богомолова «Зося». Автор поднимает проблему роли искусства на войне.

Описывая свои фронтовые впечатления, автор не скупится на ужасающие подробности. Еще недавно он «короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС «Фельдхернхалле». После этого он едва не погиб в рукопашном бою и вынужден был убить нападавшего. Физическое и моральное измождение вынудило его проспать сутки. Как после этого восстановить душевные силы, заново начать жить? Автор отвечает на этот вопрос: «Я любил и при каждой возможности читал стихи». Литература помогала ему забыться и мысленно окунуться в мирную жизнь. Он декларировал стихи из сборника Есенина, «то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям». Именно книга стала его отдушиной на передовой, именно она залечивала его душевные раны.

Автор выражает свою позицию через композицию данного отрывка: сначала он описывает, с чем ему пришлось столкнуться, а потом рассказывает о средстве своего спасения. Он считает, что роль искусства на войне значительна: творчество восстанавливает утраченную гармонию в душе.

Я считаю, что В.О. Богомолов прав, и искусство действительно помогает солдату на войне, ведь отвлекает от суровых будней и не дает ему отравиться жестокостью. Читая красивые стихи о Родине, боец понимает, за что воюет, и очищается внутреннее от того ужаса, что ему довелось пережить. Этот эффект отмечали многие советские воины, которые следили за приключениями Василия Теркина, героя одноименной поэмы А. Твардовского. Веселый и находчивый персонаж, который черпал силы для подвигов из игры на гармони и песен, вдохновлял бойцов на героические свершения. Он помогал им остаться людьми даже на передовой.

Таким образом, роль искусства на войне весьма значительна, так как оно позволяет бойцам сохранить человечность, присутствие духа и ценности мирной жизни. 

       

   

     Не путайте:

  • Кристаллический – кристальный.
  • Металл – алюминий.
  • Артиллерия – кавалерия.
  • Жужжать – дрожать.
  • Баллы – цимбалы.
  • Иммиграция – эмиграция.
  • Дилемма – проблема.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Расчёт, расчётливый – рассчитывать, рассчитать.
  • Принцесса, клоунесса, – директриса, биссектриса.

Проблема важности искусства для человека на войне

Текст: В.Богомолов. День выдался отменный…

14.04.2021 11:21:36

Автор: Лиза Мецгер


Способно ли искусство помочь человеку на войне? Над этой проблемой размышляет в предоставленном для анализа тексте В. Богомолов.
    В центре внимания автора фигурирует главный герой-рассказчик, повествующий об одном из своих дней во время войны, проведенном в окопах и траншеях.
    В качестве первого примера писатель приводит условия, в которых протекает военная жизнь героя. Бесконечная стрельба, постоянная опасность в виде наступающих немцев, ужас и страх: «Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета…» Данным примером автор показывает, как нелегко приходится человеку на войне.
    Развивая сюжетную линию, В. Богомолов показывает, что даже во время военных действий главный герой тянется к искусству: в любой свободный момент жаждет насладиться стихами из томика Есенина, который он всегда носит с собой: «Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным.» Чтение стихотворений навевает герою воспоминания о родной природе, деревушке, греет сердце необъяснимым родным теплом: «Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена… — все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того — подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю…» Автор подчеркивает, что даже во время войны человек зачастую тянется к искусству, ищет в нем вдохновения и сил.
    Данные два примера противопоставлены друг другу, ведь чувство страха и ужаса, которым охвачен главный герой во время сражения противоположно тому теплу и спокойствию, которые воцаряются в его душе при чтении стихотворений С. Есенина. Так автор показывает, как искусство может влиять на внутреннее состояние человека даже в невероятно напряженной ситуации.
    Автор считает, что искусство может действительно помочь человеку в трудной жизненной ситуации, даже такой страшной как война, вселить в него силы и надежду на лучшее.
    Невозможно не согласиться с писателем. Действительно, даже на войне человек всегда стремится соприкоснуться с литературой, музыкой, ведь искусство невероятным образом способно вселять в душу надежду на светлое и благополучное будущее, веру в себя, силы и энергию. Так, например, мой дедушка, прошедший Вторую Мировую Войну, рассказывал, что необъяснимую целительную силу черпал он из простой игры на гитаре, с которой он не расставался никогда и очень ей дорожил. При нахождении вдали от родного дома и семьи действительно подбодрить и воодушевить могла его лишь мелодия гитары.
    В заключение мне хотелось бы сказать, что я благодарна В. Богомолову за возможность задуматься о проблеме важности искусства для человека на войне.

Количество слов — 433


Здравствуйте, Лиза!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 — Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 — Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

«Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета…»

Рекомендация: предложение стоит укоротить, делайте микроцитирование.

Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 — Точность и выразительность речи + 1 балла.

Ошибки: нет максимума по К10

K7 — Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Вторая мировая война

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

«Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным

Невозможное сочетание знаков, точку нужно поставить после кавычек.

чувство страха и ужаса, которым охвачен главный герой во время сражения ЗПТ противоположно тому теплу и спокойствию, которые воцаряются в его душе при чтении стихотворений С. Есенина.

Граница придаточной части в СПП

искусство может действительно помочь человеку в трудной жизненной ситуации, даже такой страшной ЗПТ как война

обороты с союзом «как» выделяются запятыми, если в основной части предложения имеется указательное слово «такой»

K9 — Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 — Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

В центре внимания автора фигурирует главный герой-рассказчик

1) Стилистическая  шероховатость: слово «фигурирует» книжное, лучше заменить его на нейтральное «находится».
2) Лексическая несочетаемость: в центре внимания нельзя фигурировать.
Быть, находиться где-нибудь, принимать участие в чем-нибудь. Фигурировать на суде в качестве свидетеля.
|| Быть предметом внимания, обсуждения.

даже во время войны человек зачастую тянется к искусству

Шероховатость: лишнее слово

Данные два примера противопоставлены друг другу, ведь чувство страха и ужаса, которым охвачен главный герой во время сражения противоположно тому теплу и спокойствию, которые воцаряются в его душе при чтении стихотворений С. Есенина.

Рекомендация: постарайтесь избегать слов ДАННЫЙ (канцелярит) и ВЕДЬ (разговорное)

Так автор показывает, как искусство может влиять на внутреннее состояние человека даже в невероятно напряженной ситуации.
    Автор считает, что искусство может действительно помочь человеку в трудной жизненной ситуации, даже такой страшной как война, вселить в него силы и надежду на лучшее.

Слово ИСКУССТВО ключевое- повтор засчитываться не будет.
СИТУАЦИЯ- повтор

необъяснимую целительную силу черпал он из простой игры на гитаре, с которой он не расставался никогда и очень ей дорожил.

повтор слова ОН

K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации.Лиза, Вы создали качественное сочинение, грамотное, логичное.
Обратите внимание на рекомендации, сделанные мной в рецензии, поработайте над речевыми и стилистическими шероховатостями.

Пусть на ЕГЭ всё удастся! Желаю Вам максимального балла за сочинение.

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами: 1

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 2

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2

K9 — Соблюдение грамматических норм: 2

K10 — Соблюдение речевых норм: 1

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 21

Возврат к списку

Какова роль искусства на войне? (Сочинение по тексту с досрочного ЕГЭ.)

Какова роль искусства на войне? Вот проблема, которую ставит в тексте К. Паустовский.

Рассуждая над данным вопросом, рассказчик обращается к событиям  Великой Отечественной войны. Он рассказывает о воинском подразделении, которое после дневных обстрелов и бомбардировок превращалось в зрителей, а актеры, днем воевавшие и ухаживающие за ранеными, доставляли радость и удовольствие уставшим солдатам.

Особое внимание герой уделяет скрипачу Егорову, который смог совершить чудо: он сыграл на скрипке, имеющий всего  одну струну! Сыграл так, что « от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце» каждого слушателя. И не просто не выдержит, а позовет солдата на борьбу с ненавистным врагом!

С восхищением рассказчик повествует и об актрисе Елагиной, очаровательной девушке, которая иногда даже не произносила в сцене ни слова, а зрители смотрели на нее! Смотрели потому, что «в ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в самом надежном уголке сердца». 

Оба этих примера помогают понять, что искусство на фронте служило не только источником вдохновения для солдат, но и звало их на борьбу с ненавистным врагом, который был повинен в том, что они, бойцы, были оторваны от любимых.

Позицию К.Паустовского определить не сложно: огромный вклад в победу страны над фашизмом внесло искусство, которое мотивировало, окрыляло, заставляло поверить в победу. И все потому, что не могла «не победить … страна, где люди шли в бой, унося в душе звуки скрипичных песен…».

Я разделяю точку зрения автора, потому что искусство в условиях войны выполняет важную роль: оно успокаивает и вдохновляет. 

Могу сделать вывод: когда гремят пушки, музы не молчат! Они зовут на бой, призывают к победе!

Даша

Текст

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море. Даже не на самом острове, а на небольшом его клочке – на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

Оборона этого полуострова войдет в историю войны как одна из ее величавых страниц. Он прославлен бесстрашием советских людей. Эти люди дрались до последней пули.

Налетали ветры, и неспокойно шумело море. Оно было блестящим и серым, как свежий разрез на свинце. Окончились северные летние ночи, но закаты, как всегда на Эзеле, медленно горели над водой, и сонно шумел сосновый лес, разросшийся на дюнах. Шум сосен не проникал в окопы. Его заглушали взрывы, свист бомб, визг мин и хватающий за сердце рев бомбардировщиков.

Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

«Хорошо, – скажете вы, – конечно, в темноте можно слушать пение или музыку (если актеры поют вполголоса, а музыканты играют под сурдинку, чтобы звуки не долетали до неприятеля), но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу, где мрак плотнее, чем в поле или над открытой водой. Что в этом мраке могли увидеть зрители? Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры?»

А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова и «Профессора Мамлока» Фридриха Вольфа.

Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил. Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала. В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в самом надежном уголке сердца.

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк. Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов. Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, будущем покое, и, может быть, за это моряки и актеры полюбили эту звезду и прозвали ее «подругой».

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

– А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет ее не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. Она зажужжала, как шмель, и затихла. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушателей только вздохнула. Аплодировать в лесу было нельзя – могли услышать немцы.

Я рассказываю подлинный случай. Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. Она оказалась очень простой: Егоров умер. Он был убит через два дня во время ночного боя. Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

Его похоронили в грубой песчаной земле, когда накрапывал дождь, море затянулось туманом. На ветвях сидели мокрые синицы. Они уже привыкли к свисту пуль и только удивленно попискивали, когда пуля ударяла в ствол дерева и с листьев сыпались брызги.

Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. Летчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. Десятки огней вспыхивали за хвостом самолета.

В Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, – это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, – сказал летчику дирижер Консерватории.

Летчик – простой белобрысый парень – кивнул головой и улыбнулся.

Где теперь эта скрипка – я не знаю. Говорят, что она в Москве. Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича и Шапорина.

Звуки симфонии так могучи, что рождают ветер. Вы, должно быть, заметили, как он порывами налетает на вас со сцены, шевелит волосы, заставляет сердца слушателей дрожать от гордости за человека.

Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.

К. Паустовский «Струна»

Одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей. В этой статье я хочу рассказать, как искусство помогало бороться с фашистской германией в годы Великой Отечественной войны.

Больше всего военному времени в СССР была подчинена музыка и музыкальная жизнь. Быстрее всех других музыкальных жанров в будни войны вошла песня, став частью фронта и тыла. Чего стоит только известная всем «Вставай, страна огромная».

Вливая силы в уставших бойцов и вдохновляя их в бою, песня как бы сокращала расстояния, приближала друг к другу родных и близких. Именно в песне солдат выражал свои чувства к любимой и веру в её любовь.

Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.

Но не только песня вошла в тогдашнюю военную жизнь. Немало в военное время появилось и симфоний. Так, в годы войны были написаны 22-я, 23-я и 24-я симфонии композитора Н. Я. Мясковского, 2-я симфония А. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), а также известная всем «Ленинградская симфония» Шостаковича.

Не менее важное значение в годы войны имела литература, особенно поэзия. Кроме стихов и песен, популярностью пользовались произведения сатиры (сказки, притчи, эпиграммы). Много погибло на войне молодых поэтов.

Книги в то время сражались на войне, как бойцы, а писатели стали солдатами. Творческое вдохновение их стало оружием, защищающим дух. Фронту нужны были не только физические, но и духовные боеприпасы, которые бы воодушевляли людей, укрепляли их веру в победу. Пропагандистские и публицистические навыки помогали литераторам оперативно откликаться на быстро меняющуюся обстановку.

Широко использовались на войне листовки. Имея целью мобилизацию армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачение его пропаганды и деморализацию врага, они содержали призывы мужественно и умело действовать в бою, рассказывали о героических подвигах солдат и офицеров. В зависимости от конкретных военно-политических условий, нередко они адресовались воинам определённого рода войск. Много листовок с рассказами о героическом труде, о передовиках выпускалось и для тружеников тыла.

Активным участником Великой Отечественной войны стало и изобразительное искусство. Оно в то время являлось не только свидетелем-летописцем, но и играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.

В годы войны произошло быстрое возрождение острого политического плаката и политической карикатуры. Всем известен знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина Мать зовёт!».

Как и листовки, плакаты ставили целью поднять боевой дух солдат, мобилизовать их силы в борьбе с врагом.

Авторы плакатов обращались не только к солдатам, но и к остальному населению, всех призывая объединяться в борьбе с врагом.

Не оставались без внимания и простые рабочие, которых призывали трудиться на благо фронта.

Художники обращались к лучшим чувствам воюющих солдат.

Призывали авторы плакатов и к народной мести фашистам.

Много было сатирических и карикатурных работ. Особенно в этом жанре отличились известные всем Кукрыниксы. Вот одна из их работ.

Кроме злободневного плаката, преобладала также батальная и жанровая живопись. Художники правдиво изображали фронтовые и трудовые будни военного времени, ужасы фашистской оккупации. Многие из них сами были на полях сражений.

Вот, например, знаменитая картина «Таня», созданная Кукрыниксами и посвящённая известной партизанке Зое Космодемьянской.

Полотно художников изображает подвиг замученной фашистами юной девушки, показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян и циничную жестокость немцев.

А это — «бегство фашистов из Новгорода» тех же Кукрыниксов. Художники показывают сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле: убегая, мародёры поджигают бесценные исторические здания.

Кроме живописных работ, за время войны была выполнена масса карандашных рисунков, портретов для газет и журналов. Художники-портретисты спешили запечатлеть народных героев…

Под всеобщим лозунгом «всё для фронта, всё для победы» работал и театр. В созданные фронтовые бригады творческих работников входили лучшие актёры, которые выезжали с концертными программами на фронт. В тяжёлые будни войны такие встречи солдатов с актёрами и их общение с искусством становились праздником для бойцов, помогали им жить, сражаться и верить в победу.

Тема героической борьбы советского народа против агрессора была основным направлением и в деятельности кинематографа того времени. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Материалы её использовались для монтажа документальных фильмов.

Художественные фильмы в годы войны тоже были. Они рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированных территориях и о людях, насильно вывезенных в Германию. Фильмы эти различались по материалу и особенностям художественного решения, но всем им было свойственно стремление показать всенародный характер войны.

Подводя итоги, следует отметить, что в большинстве своём советское искусство военного времени носило пропагандистский и агитационный характер. Однако создавались тогда и высокохудожественные, гениальные произведения. В целом же годы войны стали временем высочайшего патриотического подъёма советского искусства. Как, вообще-то, и должно оно быть на любой войне в любом государстве, когда нужно защищаться от врага и спасать свою Родину.

После окончания Великой Отечественной войны тема эта из искусства не ушла. Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, поэты, писатели и режиссёры в красках, камне, бетоне и металле, звуках, нотах и слове навсегда увековечили память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа и отдельных его героях. Обращались к этой теме и те художники, которые не были на войне. И чем дальше, вглубь времени уходили эти страшные события, тем меньше было показной патетики в произведениях искусства, а больше своего личного понимания пережитого на войне.

  • Роль общения в моей профессии сочинение
  • Роль искусства в обществе сочинение
  • Роль автора в рассказе гранатовый браслет
  • Розги рассказ в школе
  • Роль общения в жизни человека в обществе сочинение