Роль какой части сказки состоит в том чтобы перенести слушателя в сказочный мир

Подобный материал:

  • Тема: «Графические редакторы». Цели урока, 407.46kb.
  • Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс, 270.07kb.
  • «Пляшущие человечки», 94.65kb.
  • Фолиант желаний или утренняя сказка дедушки-вампира, 118.88kb.
  • Протокол № от Юсупова Л. Я. Председатель ЦК горина, 527.64kb.
  • Кубок Мордора 2 Тур, 48.74kb.
  • Как жить и дружить с журналистами знаете ли вы, что такое паблик рилэйшенз, 716.77kb.
  • Вкакой памяти сохраняются программы bios? Какая информация сохраняется в энергонезависимой, 5.13kb.
  • Н. Нижегородцева новогодняя сказка, 700.06kb.
  • Часто встречающиеся дополнительные вопросы: Какие виды религий вы знаете?, 32.3kb.

Билет №2.

Вопрос №1. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Расскажите о них.

Сказка

– произведение устного народного творчества, повествование, основанное на

вымысле. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

Волшебная сказка

повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает.

Мир волшебной сказки – мир особый, удивительный. Это мир сказочной фантастики.

В выдуманном царстве живут и действуют необычные герои: Баба Яга, Кощей Бессмертный, морской царь, царевна-лягушка. Но есть герои как будто и из реальной жизни: люди, животные. Но и они обладают в сказке фантастическими свойствами: необыкновенной силой.

Нравственный мир волшебной сказки.

Нравственность – это понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо в людях, в

отношениях между людьми, в их поведении.

Нравственный мир волшебной сказки не имеет национальных различий. Он общечеловеческий. Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. Добро обязательно побеждает, а зло обязательно наказывается.

Нравственный мир волшебной сказки – это ещё и

мир справедливости

. Сказка разоблачает ложных героев и выявляет героев настоящих.

Сказка незаметно, но постоянно учит. Учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам. Учить уважать старших и вести себя достойно. «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок», — очень точно о сказке написал А.С.Пушкин

Бытовая сказка

и

з

ображает как будто обыкновенную жизнь, быт. Из бытовой сказки можно узнать, каким было крестьянское хозяйство, чем кроме земледелия занимались крестьяне и многое другое. Герои её – самые обычные люди (крестьянин, поп, барин, солдат и др.) И действуют они не в «тридесятом» царстве, а на русской земле, чаще всего в русской деревне.

В бытовой сказке осуждаются, высмеиваются ленивые, глупые, лживые люди.

Сказки о животных

– это один из самых древних видов сказки. Они древнее сказки волшебной и бытовой. Но до сих пор живут и не стареют.

И по образцу народных сказок о животных писатели и поэты разных стран сочиняют для детей занимательные истории, героями которых являются животные (книги Корнея Чуковского).

В сказке действует персонаж-хитрец и персонаж-глурец.

Билет №5.

Вопрос №2. Расскажите о художественных особенностях волшебной сказки. Приведите примеры из известных вам сказок.

Основные особенности волшебных сказок

Волшебные сказки обычно длинные, героев в них много, но по общим признакам их можно объединить. Персонажи волшебной сказки:

— главный герой (героиня)

— его противник

— даритель

— чудесный помощник

— чудесный предмет

Персонажи волшебных сказок делятся на две группы: к одной относятся положительные, к другой — отрицательные

Построение волшебной сказки:

Зачин

– эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Зачин – не только обязательная часть любой волшебной сказки, он ещё и оформляется в них одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицей…» или «Жили-были…». Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована. Цель её —привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь.

Основная часть

— рассказ о волшебных приключениях героев:

Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств ————————-а далее————————— преодоление трудностей

Концовка

– любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. «И стали жить да поживать, да добра наживать». Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая: «Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Она носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Кроме концовки может быть конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»

Среди сюжетов русских волшебных сказок есть такие, которые особенно популярны, особенно любимы народом: «Конек-Горбунок», «Сивко-Бурко», «Финист — ясный сокол», сказки «Мальчик с пальчик», «Снегурочка», «Безручка», «Волшебное зеркальце».

ТЕМА УРОКА:

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

ТИП УРОКА:

Развитие речи

ЦЕЛИ УРОКА:

  • закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;
  • знакомство с приемами сюжетосложения сказки;
  • знакомство с литературоведческими понятиями;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие связной речи;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

      Вдох через нос – выдох через нос;

      Вдох через нос – выдох через нос; (частями)

      Вдох через рот – выдох через рот;

      Вдох через рот  – выдох через рот; (частями)

2.ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Учитель:

-Ребята, давайте, послушаем отрывок из очень известной детской песенки.

Слайд 1

Учитель:

— Куда нас позвала песня? (ответы детей).

Слайд 2

-Действительно, нас позвала в гости сказка.

-Поднимите руку, кто любит сказки!

-Какие сказки вы знаете? (ответы детей)

— Кто догадался, какое слово станет сегодня ключевым на нашем уроке? (ответы детей- слово «сказка»)

-А вот тему урока вы узнаете, если правильно выполните корректурную пробу. Вам надо зачеркнуть все буквы английского языка, а из букв русского алфавита сложить слова.

Слайд 3

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

СWОQЧDИFНGЕJНYИNЕ СVКZАLЗSКQИ

ПRО ГDОFТNОZВQОWМRУ НJАGЧFАDЛWУ.

Учитель:

-Ребята, какая фраза у вас получилась? (ответы детей)

-Давайте проверим!

Слайд 4 (тема урока)

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ ПО ГОТОВОМУ НАЧАЛУ.

Учитель:

— Всё верно, ребята, сегодня на уроке вы все превратитесь в сказочников и «попробуете перо» в сочинении сказок. Как вы понимаете выражение «пробовать перо»? (ответы детей — самостоятельно сочинить сказку).

-А девизом нашего урока станут известные всем слова…

Прочитайте их!

Слайд 5

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Учитель:

-Эти слова станут не только девизом нашего урока, но и разминкой.

-Прочитайте пословицу утвердительно!

 -Прочитайте пословицу весело!

-Прочитайте пословицу удивленно!

-Как вы понимаете смысл данного выражения?

Ответы детей

(Сказки поучительны, они заставляют задуматься о плохих, злых, глупых проступках героев. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми)

Учитель:

-Прежде чем приступить к сочинению сказки, давайте повторим, что мы знаем о сказках.

3.ПОВТОРЕНИЕ

Учитель:

-Дальше мы будем работать в группах. Но сначала давайте повторим правила работы в группах.

Слайд 6

Повторение правила работы в группах.

А) РАБОТА ПО ГРУППАМ.

РАБОТА ГРУПП ПО КАРТОЧКАМ (проверка на экране)

Учитель:

-Ребята, вам надо выбрать из данных определений (на партах карточки) единственно верной ответ на поставленный вопрос.

Задание 1.

Слайд 7  .Что такое сказка?

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

1.Сказка – это смешное произведение.
2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Слайд 7

Проверка.

Учитель:

-Ребята, давайте послушаем, что же означает слово  «сказка»  в словарях и что это слово  означало раньше?

Ученик 1

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

Ученик 2

В слове сказка корень такой же, что в словах «сказать», «сказ», «сказание», «рассказ». Так уж сложилось, что именно за этим словом закрепилось значение «вымысел». Возможно, сказалось на развитии значения этого слова то, что первоначально так называли официальные документы: устные показания свидетелей, отчёты, в частности списки с результатами переписи населения (эти списки раньше называли «ревизские сказки»). Может быть, именно недоверие к таким документальным свидетельствам мы обязаны таким приятным и с детства знакомым, волшебным значением слова «сказка».

Задание 2.

Учитель:

-Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 8 (ответы детей-народная и авторская)

-Чем отличается народная сказка от авторской?

-По видовым особенностям сказки бывают какие?

-Хорошо! Молодцы!

Б) ИГРА «ТЫ-МНЕ, Я-ТЕБЕ»

Учитель:

-А сейчас мы с вами вспомним название сказки по опорным словам. Наша игра называется «Ты – мне, я – тебе!». Начинаем. Маша задает вопрос кому? И т.д.

Слайд 9

1.Лиса, Журавль, в гости, каша, окрошка, тарелка, кувшин (Лиса и журавль)

2.Царь, три сына, стрела, болото, Лягушка (Царевна-лягушка).

3.Цветник, жаба, мальчик, роза. (Сказка о жабе и розе).

4.Папа, Дядька-Валик, Мальчик-колокольчик, табакерка. (Городок в табакерке).

5.Дарёнка, дед, кошка, козёл. (Серебряное копытце).

6.Старик, сыновья, дозор, конёк с двумя горбами (Конёк-горбунок).

7.Царевна, мачеха, зеркальце, яблоко, Чернавка, королевич Елисей (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

8.Купец, три дочери, цветочек, Чудище (Аленький цветочек)

4.ФИЗМИНУТКА.

Слайд 10

Слайд 11

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

А) СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СКАЗКИ.

-Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним, из каких составных частей состоит сказка?

Слайд 11

Таня:

Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Зачин – это обязательная часть любой волшебной сказки.

Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Ученик 1

Основная часть— рассказ о различных  приключениях героев. Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств , а далее преодоление трудностей
Ученик 2
Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая, то есть носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Учитель:

Молодцы, хорошо!

Задание 3

Тогда вам следующее задание! Разделите строчки на слова.

Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве.

Исталионижить-поживатьдадобранаживать.

Ну,  вот мы с вами повторили основное о сказке, и  сейчас приступим к сочинению своей сказки под названием «Мышка, которая ест кошек».

Давайте прочитаем начало сказки:

Слайд 12

Одна хилая мышка, что жила в библиотеке, вздумала как то навестить своих сородичей, которые ютились в подвале и были далеки от всего мира.

-Вы ничего не знаете про то, что делается на свете! – заявила она своим оробевшим сородичам. – Вы, наверное, даже читать не умеете?!

-Зато ты, конечно, много знаешь! – вздохнули те.

-Ну, к примеру, вы ели когда-нибудь кошку?

Учитель:

-О ком эта сказка? Назовите её тему. (О кошке, которая жила в библиотеке)

-Кто такие сородичи? (ответы детей)

-Развитие события раскрыто полностью?

-О чём могла бы рассказать своим сородичам библиотечная мышка?

-Какой конец вы сочините к своей сказке: грустный или счастливый? Почему?

6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Слайд 13

ПЛАН:

1.Мышка навестила своих сородичей.

2.Рассказ мышки.

3.Очень вкусная кошка!

Учитель:

-Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь пусть наши глазки отдохнут. Закрыть глаза, посчитать до 5, открыть глаза-поморгать.

Слайд 15 Заставка

7.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

8.ПРОВЕРКА.

Слайд 16

8.РЕФЛЕКСИЯ. 
Учитель:

— Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками, которая в русских сказках является символом достатка, плодородия и доброты.

Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.

Слайд 17
Красное
 – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.

-И закончить наше занятие хочется словами: «Читайте, дети, сказки!»

Слайд 18

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

3 года назад · 48778 просмотров

Зачин — это… Присказка, зачин, концовка и повторы в сказках. Найди и выпиши зачины русских сказок: зачин в «Царевне-лягушке», «Коньке-горбунке», «Сивке бурке», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». Зачины народных и литературных, волшебных сказок — примеры. 3 зачина, 5 зачинов. 4 класс, 5 класс. Как вы понимаете смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович»? Какую роль играет зачин — начало сказки? Что такое зачин в литературе. Какие есть зачины?

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Источник:

Зачин — что это такое? Примеры

Зачин — это традиционное начало сказки или былины. Примеры: «Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Как во городе то было да во Муроме…»

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.

Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».

Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.

Зачин в литературе

«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.

В начале у сказки — зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Завершается сказка концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Тут и там в сказке встречаются повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками.

Используются неизменные эпитеты: тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса.

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: «Жил-был старик, у него было три сына».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

Детальный разбор, что такое зачин, присказка и концовка в сказке с примерами.

Содержание

  • Что такое зачин в сказке и для чего он используется?
  • Что такое концовка в сказке и для чего она используется?
  • Что такое присказка в сказке и для чего она используется?
  • Что такое зачин, присказка и концовка в сказке: рекомендации от филологов
  • Видео: Зачин — что это такое? Значение и описание

Сказка – это маленький мирок, который обязательно несет урок. Благодаря сказкам дети учатся понимать, что такое добро и зло, какие меры предосторожности нужно принимать, а также познают глубокую вековую мудрость, которая и вовсе усваивается во взрослой жизни. В этой статье мы научим разбираться, что такое зачин, присказка и концовка в сказке, а также о том, какие есть зачины, и какие виды их бывают, и как понять, о чем будущее повествование по одному зачину.

Что такое зачин в сказке и для чего он используется?

Сказки — уникальный опыт, который тянется с поколения в поколение. Многие ученые филологи уверенны, что в сказках заложено два смысла. Тот что на поверхности, и тот смысл сказок, который открывается при более глубоком изучении. Например, сказка Колобок возможно не только про бытовую жизненную ситуацию, а и про Космос. А привычная для нас Курочка Ряба — про ценность жизни, а не драгоценностей. Хотите также легко научиться погружаться в смысл сказок с первых слов, для начала узнайте что такое зачин, присказка и концовка в сказке, следует четко понимать, для чего используется та или иная часть сказочного повествования. Итак, зачин – это укоренившееся начало сказания, которое задает настроение произведения и с первых слов понятно, о чем будет речь. Например:

  • «Жили-были» — традиционное начало русских сказок о бытовых ситуациях, а также путях их разрешения. Это и Колобок, который проходит свой уникальный жизненный путь, и Конек Горбунок и т.д.;
  • Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве» моментально окунает слушателя в средние века, поближе к городам и самому царственному дворцу. Подобным образом начинается множество сказок, от которых без ума маленькие девчушки;
  • Более скрытый зачин «Как во городе то было да во Муроме…» может меняться название населенного пункта, а также указываются временные рамки, имена и характеры персонажей. Чаще всего используется в сказках-былинах, при описании рыцарей, богатырей, власть имущих и т.д.

Зачин – слово говорит само за себя. Это начало сказки, которое увлекает слушателя и погружает в рассказ. Примитивное, однотипное начало давало возможность привлечь внимание юных особ, и лишь потом переходить на саму историю. Когда старший начинает сказывать, младшие слышат зачин и, оставляя свои дела, спешат поближе к рассказчику, чтобы понять, что за история их увлечет в этот раз.

Виды зачинов сказок

Виды зачинов сказок

Что такое концовка в сказке и для чего она используется?

После зачина в сказке идет завязка истории, развитие сюжета и развязка, которые являются основной сказки, а зачин, присказка и концовка в сказке – вспомогательные инструменты, которые помогают погрузиться в сказочный мир персонажей. Сказки – инструмент, который заставляет размышлять ребенка, думать, как бы он поступил в таком случае, что нужно для этого и т.д.

Сказки всегда рассказывают часть жизни персонажей, оставляя дальнейшую их жизнь открытой и свободной для фантазии слушателей. Но для того, чтобы слушатель понимал, что история закончилась, используется традиционный пример – однотипная устоявшаяся концовка.

Концовка сказки – это привычный набор фраз и предложений, которые выводят слушателя из истории, и является заключением сказания.

Например:

  • Любимейшая русская концовка сказок «И я там был, мед-пиво пил…» пользуется особенной полярностью в сказках с королями, царями, князьями, свадьбами и успешными достижениями богатырей;
  • В сказках для девочек, которые заканчиваются свадьбой концовка чаще всего звучит так: «И жили они долго и счастливо…»;
  • Сказки про животных, веселые и поучительные истории чаще всего заканчиваются на «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»;
  • Поучительные сказки, которые учат безопасности, моральности, состраданию и т.д. концовка чаще всего звучит так: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Виды концовок сказок

Виды концовок сказок

Что такое присказка в сказке и для чего она используется?

И в заключение расскажем о том, что такое присказка в сказке. Это уникальный, особый вид повествования, идущий перед самой сказкой. Это понятно по названию – присказка. Итак, присказка – это отдельная занимательная короткая история, которая привлекает внимание молодого слушателя, и несет в себе зачастую познавательно-развлекательный характер. Но истинная цель присказки – максимальный захват внимания слушателя и подготовка к серьезному повествованию.

Итак, резюмируем: перед сказкой идет присказка, которая начинает собирать малышей вокруг рассказчика. Далее идет сам зачин сказки, который открывает повествование, а после самой сказки идет привычная концовка, чтобы слушатель понял, что сказка окончена, а не рассказчик необоснованно рано завершил историю.

Виды присказок сказок

Виды присказок сказок

Что такое зачин, присказка и концовка в сказке: рекомендации от филологов

Марианна: простыми словами присказка – история перед сказкой, «завлекалочка», зачин – начало истории, которое благодаря привычным фразам и словосочетаниям дает сигнал – будет сказка о «том то», а выход с истории – концовка. Русский язык уникален – смотришь на слово, и уже все понятно.

Егор: русские, и сказки разных стран мира, весьма похожи, ведь большинство из них имеют общие корни. Присказка используется не только в славянских сказках, но и в европейских, особенно популярных на ярмарках и торгах. По зачину всегда можно с точностью определить родину сказки. А по концовке – мудрость, которую несет сказание.

Любите заниматься с детьми? Вам могут понравиться наши статьи:

  • Сказка-переделка «Волк и семеро козлят» на новый лад 
  • Сказки для постановок в детском саду, школе
  • Сценарии экологически сказок 
  • Сценарии праздников в детском саду
  • Сценарии новых сказок для детей 

Видео: Зачин — что это такое? Значение и описание

5.Сказки
волшебного типа включают в себя волшебные,
приключенческие, героические. В основе
таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный
мир – это предметный, фантастический,
неограниченный мир. Благодаря
неограниченной фантастике и чудесному
принципу организации материала в сказках
с чудесным миром возможного «превращения»,
поражающие своей скоростью (дети растут
не по дням, а по часам, с каждым днем все
сильнее или краше становятся). Не только
скорость процесса ирреальна, но и сам
его характер (из сказки «Снегурочка».
«Глядь, у Снегурочки губы порозовели,
глаза открылись. Потом стряхнула с себя
снег и вышла из сугроба живая девочка».
«Обращение» в сказках чудесного
типа, как правило, происходят с помощью
волшебных существ или предметов.

В
основном волшебные сказки древнее
других, они несут следы первичного
знакомства человека с миром, окружающим
его.

Волшебная
сказка имеет в своей основе сложную
композицию, которая имеет экспозицию,
завязку, развитие сюжета, кульминацию
и развязку.

В
основе сюжета волшебной сказки находится
повествование о преодолении потери или
недостачи, при помощи чудесных средств,
или волшебных помощников. В экспозиции
сказки присутствуют стабильно 2 поколения
— старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее
— Иван с братьями или сёстрами. Также в
экспозиции присутствует отлучка старшего
поколения. Усиленная форма отлучки —
смерть родителей. Завязка сказки состоит
в том, что главный герой или героиня
обнаруживают потерю или недостачу или
же здесь присутствую мотивы запрета,
нарушения запрета и последующая беда.
Здесь начало противодействия, т.е.
отправка героя из дома.

Развитие
сюжета — это поиск потерянного или
недостающего.

Кульминация
волшебной сказки состоит в том, что
главный герой, или героиня сражаются с
противоборствующей силой и всегда
побеждают её (эквивалент сражения —
разгадывание трудных задач, которые
всегда разгадываются).

Развязка
— это преодоление потери, или недостачи.
Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется»
— то есть приобретает более высокий
социальный статус, чем у него был в
начале.

Волшебные
сказки
занимают в русском сказочном репертуаре
довольно большое место. Они были весьма
популярны в народе. . Основные особенности
волшебных сказок состоят в значительно
более развитом сюжетном действии, нежели
в сказках о животных и в социально-бытовых
сказках; в приключенческом характере
сюжетов, что выражается в преодолении
героем целого ряда препятствий в
достижении цели; в необычайности событий,
чудесных происшествиях, совершающиеся
благодаря тому, что определенные
персонажи способны вызывать чудесные
явления, которые могут возникать и в
результате использования особых
(чудесных) предметов; в особых приемах
и способах композиции, повествования
и стиля. Начало волшебное заключает так
называемые пережиточные моменты, и
прежде всего религиозно-мифологические
воззрения первобытного человека,
одухотворение им вещей и явлений природы,
приписывание этим вещам и явлениям
магических свойств, различные религиозные
культы, обычаи, обряды и т. п. Сказка
полна мотивов, содержащих в себе веру
в существование «потустороннего мира»
и возможность возвращения оттуда;
представление о смерти, заключенной в
какой-либо материальный предмет (яйцо,
ящик, цветок). Что же есть мифологического
в русских волшебных сказках? Во-первых,
чудеса, которые происходят в сказках
по воле персонажей, обладающих волшебными
способностями, или по воле чудесных
животных, или при помощи волшебных
предметов; во-вторых, персонажи
фантастического характера, такие, как
баба-Яга, кощей, многоглавый змей;
в-третьих, олицетворение сил природы,
например, в образе морозко, одушевление
деревьев (говорящие деревья); в-четвертых,
антропоморфизм — наделение животных
человеческими качествами — разумом и
речью (говорящие конь, серый волк).
Важным моментом является то, что сюжеты
волшебных сказок, чудеса, о которых в
них говорится, имеют жизненные основания.
Это, во-первых, отражение особенностей
труда и быта людей родового строя, их
отношения к природе, часто их бессилие
перед ней; во-вторых, отражение особенностей
феодального строя, прежде всего раннего
феодализма (царь — противник героя,
борьба за наследство, получение царства
и руки царевны за победу над злыми
силами). «Три царства: золотое, серебряное
и медное», «Чудесное бегство», «Волшебное
кольцо», «Ивашка и ведьма», «Победитель
змея», «Конек-Горбунок» «Сивко-Бурко»,
«Иван-Медвежье ушко», «Безручка»,
«Мертвая царевна». Среди эпизодов и
мотивов, составляющих действие, выделяются
те, которые употребляются наиболее
часто, обычны для волшебных сказок:
причина, заставляющая героя действовать
(отлучение от дома, трудное поручение),
появление цели действия, выполнение
поручения (нередко поиски похищенной
девушки), обнаружение предмета поисков,
стремление победить или перехитрить
врага, бегство от него и погоня, содействие
чудесных помощников и использование
чудесных предметов, битва с врагом,
победа и наказание врага, торжество
героя, который получает невесту и
царство. Такова основная сюжетная схема
волшебной сказки. Волшебные сказки
имеют структуру, отличную от структуры
сказок о животных и социально-бытовых.
Прежде всего, им свойственно наличие
особых элементов, которые, получили
название присказок, зачинов и концовок.
Они служат внешнему оформлению
произведения и обозначают его начало
и конец. Некоторые сказки начинаются
присказками — шутливыми прибаутками,
не связанными с сюжетом. Они обычно
ритмичны и рифмованы. Цель их —привлечь
внимание слушателей к тому, о чем далее
пойдет речь. За присказкой, которая
бывает далеко не у всех сказок, следует
зачин, начинающий повествование. Его
роль состоит в том, чтобы перенести
слушателя в сказочный мир. Зачин говорит
о времени и месте действия, обстановке,
действующих лицах, т. е. представляет
собой своеобразную экспозицию. Время
и место действия, о которых говорится
в зачине, неопределенны, более того —
фантастичны. Это сразу показывает
слушателям, что события, которые последуют
далее, будут необычны. Наиболее
употребителен зачин «жили-были»,
«жил-был», при этом указывается, кто жил
(«старик со старухой») и каковы
обстоятельства («у них было три сына»).
Другой тип зачина: «в некотором царстве,
в некотором государстве…». Два эти
зачина могут соединяться. Сказка иногда
имеет и концовку. Она носит шуточный
характер, ритмична, рифмована, переключает
внимание слушателей от сказочного мира
к реальному. Концовка может включать в
себя заключение, вывод: «Иван-царевич
простил ее и взял к себе; стали все вместе
жить-поживать, лиха избывать». Кроме
концовки может быть конечная присказка,
которая иногда соединяется с концовкой:
«Свадьбу сыграли, долго пировали; и я
там был, мед-вино пил, по губам текло, в
рот не попало. Таковы магические
обращения: «Избушка, избушка на курьих
ножках, повернись к лесу задом, ко мне
передом!», «Сивка-бурка, вещая каурка,
стань передо мной, как лист перед травой»
Повествование в волшебных сказках
развивается последовательно, действие
динамично, ситуации напряженны, нередко
происходят страшные события, многое
случается неожиданно, положения, в
которые попадают герои, повторяются:
три брата три раза ходят ловить Жар-птицу,
три раза бьется герой со Змеем, три
препятствия встречает он при достижении
цели, три волшебных предмета бросает
он при бегстве. Структура сказки подчинена
созданию драматически напряженных
ситуаций, преодоление их героем
обнаруживает его удивительные качества.
Удивительное — характерная особенность
волшебных сказок.

Анализ
сказки Царевна-лягушка (в обработке
А.Н.Толстого)

«Царевна-лягушка»
— русская народная сказка, по жанру —
волшебная чудесная (повествующая о
чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит
рассказ о поиске и освобождении от плена
и колдовства невесты. Также эта сказка
поучительно-моральная, где в форме
увлекательного повествования до читателя
доносятся моральные основы человеческого
бытия.

Время
действия сказки – неопределенно-прошедшее
(«В старые годы у одного царя было три
сына»).

Место
действия: 1) реальный мир, где происходит
поиск невесты, свадьба, испытание
невесты, нарушение запрета (герой сказки
сжигает лягушиную кожу). 2) мир
фантастический, «потусторонний» —
«тридевятое царство», куда отправляется
герой сказки в поисках возлюбленной,
отнятой в наказание за нарушение запрета.

Герои
русской народной сказки «Царевна-лягушка«:

Заглавная
героиня сказки – царевна-лягушка, в
которую превращена разгневанным отцом
царевна Василиса
Премудрая
.
Благодаря помощникам (мамки, няньки),
собственным чудесным умениям (волшебным
образом создала на царском пиру озеро
с лебедями) и сказочной красоте с честью
выдерживает царские испытания для
невесток. Заточена Кощеем в наказание
за нарушение запрета Иваном-царевичем.

Основная
мысль, связанная с образом царевны-лягушки:
не стоит судить о человеке по внешнему
виду, следует оценивать людей по их
делам, по внутренним достоинствам.

Главный
герой народной сказки «Царевна-лягушка»
— младший сын царя
Иван-царевич,
не ищет богатства (в отличие от старших
царевичей), покоряется отцу и судьбе и
женится на болотной лягушке. На его долю
выпадают самые трудные испытания: ему
приходится отправиться в нелегкий путь
в тридевятое царство, найти и освободить
Василису, одолев Кощея
Бессмертного
.

С
образом Ивана-царевича связаны следующие
идеи:

1)
Никакие проступки не остаются
безнаказанными (нарушил запрет – лишился
возлюбленной).

2)
Не поступай по отношению к другим так,
как ты не хотел бы, чтобы они поступали
по отношению к тебе (золотое правило
нравственности). Только благодаря своим
нравственным качествам Иван-царевич
заручился поддержкой чудесных помощников.

3)
За свое счастье нужно бороться, ничто
не достается легко, торжества добра и
справедливости можно добиться только
пройдя через различные испытания. Только
тогда, когда человек станет достойным
счастья, добро победит.

Герой-отправитель
– царь, отправляющий сыновей на поиск
невест, подвергающий испытаниям своих
невесток.

Герои-антагонисты:
старшие братья Ивана-царевича, более
удачливые в выборе невест, принесших
женихам богатое приданое, противопоставлены
главному герою. Главной героине
противопоставлены жены старших царевичей,
прямо соперничающие с царевной лягушкой
за доброе к ним расположение царя.

Герои-помощники:
мамки-няньки, помогающие Василисе
Премудрой справиться с царскими
испытаниями; чудесные говорящие звери
(медведь, заяц и щука); помощник-даритель
(старый старичок, подаривший Ивану-царевичу
путеводный клубок); Баба-яга, указавшая,
местонахождение Василисы Премудрой и
способ одолеть Кощея.

Герой-вредитель
– Кощей Бессмертный, в сказке
«Царевна-лягушка», как и в других русских
народных сказках, предстаёт похитителем
женщин, превращающим их в рабынь. Кощей
способен распоряжаться судьбами и
жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его
смерть «на конце иглы, та игла в яйце,
яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит
в каменном сундуке, а сундук стоит на
высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный
как свой глаз бережет».

Однако,
как бы ни была невозможна смерть Кощея,
главный герой сказки все же добивается
его уничтожения. Таким образом в народной
сказке «Царевна-лягушка» проводится
идея торжества добра и справедливости.

Композиционно
сказка «Царевна-лягушка» построена
согласно традиции русских народных
волшебных сказок. Здесь присутствуют
типичный сказочный зачин и концовка,
присказки, троекратные повторы,
постепенное усиление напряженности
событий (после заточения Василисы в
царстве Кощея действие становится более
динамичным), особое временно-пространственное
построение мира чудесной волшебной
сказки.

В
языковом отношении русская народная
сказка «Царевна-лягушка» является
примером высокого мастерства народных
сказителей: она очень поэтична. Благодаря
своим высоким художественным достоинствам
«Царевна-лягушка» стала излюбленным
хрестоматийным текстом. «Царевна-лягушка»,
как и другие волшебные сказки, вызывает
особый интерес у детей.

В
равной степени дети ценят и развитие
действия, связанное с борьбой светлых
и темных сил, и чудесный вымысел, и
идеальные герои, и счастливый конец.

В
сказке «Царевна-лягушка»
скрыт обширный материал для развития
творческих способностей ребенка,
усиления его познавательной активности,
для самораскрытия, саморазвития личности.
Благодаря всему изложенному, русская
народная сказка «Царевна-лягушка»
занимает достойное место среди сказок
для детей.

6.
Новеллистическая сказка

(или, социально-бытовая)
имеет одинаковую с волшебной сказкой
композицию, но качественно отличающаяся
от неё. Сказка данного жанра прочно
связана с реальностью, здесь существует
лишь один, земной мир и реалистично
передаются особенности быта, а главный
персонаж — трикстер,
обычный человек из народной среды,
борющийся за справедливость с властями
предержащими и добивающийся своего с
помощью смекалки, ловкости и хитрости.

Социально-бытовые
сказки
возникли, по мнению исследователей, в
два этапа: бытовые — ранее, с формированием
семьи и семейного быта во время разложения
родового строя, а социальные — с
возникновением классового общества и
обострением общественных противоречий
в период раннего феодализма, особенно
во время разложения крепостного строя
и в период капитализма. Возрастающее
бесправие и нищета народных масс вызывали
недовольство и протест, были почвой
социальной критики. Положительный герой
социально-бытовых сказок —социально
активный критически настроенный человек.
Социально-бытовые сказки отличаются
острой идейной направленностью. Это
сказывается прежде всего в том, что
сюжеты имеют в основе две важных
общественных темы: социальную
несправедливость и социальное наказание.
Первая тема реализуется в сюжетах, где
барин, купец или поп обирают и угнетают
крестьянина, унижают его личность. В
сказках речь идет о барщине, о бедности
крестьян. Вторая тема реализуется в
сюжетах, где умный и сообразительный
мужик находит средство наказать своих
угнетателей за вековое бесправие,
выставляет их в смешном виде. В сказке
«Барин и плотник» барин приказал слугам
избить встречного плотника за то, что
сам ехал из деревни Адковой, а плотник
шел из деревни Райковой. Плотник узнал,
где живет барин, нанялся к нему строить
дом (барин не узнал его), позвал в лес
выбирать нужные бревна и там с ним
расправился. Сюжет о том, как мужик
одурачил барина, в разных формах и
вариациях весьма популярен в сказках.
. Барин в сказках представлен как глупый,
не знающий жизни, не умеющий ни в чем
разобраться человек, жадный, жестокий,
спесивый; мужик умнее его, толковее,
честнее. Другой остросатирический образ
сказок —поп. Поп изображается в сказках
как жадный, сластолюбивый невежда,
лицемер, который не верит тому, чему
учит других. Обличение попа — одновременно
критика религиозных догм и морали,
проповедуемой церковью. Поп обычно
нарушал все заповеди и оставался
безнаказанным, что приводило к мысли о
ложности религиозного учения. К тому
же в сказках нередко пародируется
церковная служба. Поп за деньги может
и козла похоронить по церковному обряду.
В сказке «Похороны козла» архиерей
хотел было наказать такого попа за
кощунство, но, получив «мзду», лишь
обругал за то, что поп «не соборовал
козла» смысл социально-бытовых сказок
состоит не только в том, что в них
критикуются жизненные «порядки»,
угнетатели и обиратели народа, но и в
том, что в них гораздо яснее выражаются
чаяния и ожидания народные, мечта о
социальной справедливости, счастливой
и спокойной жизни. В ряде сказок этого
типа мужик побеждает барина, купца и
попа, но в мечтах. Тем не менее подобные
сюжеты рождали веру в победу, в освобождение
от гнета;
человек
труда добивается торжества справедливости
и обретает некоторую независимость.
Идейная задача социально-бытовых сказок
определяет и их структуру: основой ее
служит социальная антитеза,
противопоставление мужика барину,
купцу, попу, бедного богатому («Марко
Богатый и Василий Бесчастный»). Такого
рода антитеза раскрывала общественные
противоречия и выполняла важную роль
в повышении классового сознания трудовых
масс, вызывала ненависть к богачам,
находила положительный отклик у
слушателей. Идейная сторона социально-бытовых
сказок проявляется и в оценке
действительности, и в оценке поведения
персонажей. Два вида этих сказок —
сказки с более развитыми социальными
и бытовыми мотивами —разнятся между
собой в том, что в первых ярче проявляется
сатира, а во вторых — юмор. Несправедливые
социальные порядки обличаются с едкостью
и беспощадностью, бытовые неурядицы
осмеиваются в тоне незлобливой и
остроумной шутки. Две названные
разновидности сказок различаются и
тем, что в первых обычно нет моралистических
выводов — сатира их не требует, для нее
необходим не морализм, а разоблачение;
для бытовых сказок характерна
поучительность, особенно для сказок на
семейные темы. Конфликты бытовых сказок,
как и конфликты социальных, связаны с
особым составом персонажей. Если в
социальных сказках представлены барин,
купец, мужик, то в бытовых типизированы
образы мужа, жены, старика, старухи,
солдата. В бытовых сказках выделяются
две группы произведений: одни посвящены
осмеянию общечеловеческих пороков, их
героями выступают глупец (дурак), лгун,
лентяй, хитрец, вор; другие изображают
семейные конфликты, их герои —глупый
и ленивый муж, злая и строптивая жена,
бывалый солдат, доверчивые старики.
Обличение общечеловеческих пороков
обычно использует гиперболизацию.
Особенно преувеличивается глупость. В
сказках осмеивается глупость жителей
некоторых областей, сел и отдельных
персонажей. Наиболее популярен образ
Иванушки-дурачка, обычно третьего сына
в семье. Он, как говорится в сказке,
«набитый дурак» и совершает нелепые
поступки; едучи с ярмарки с горшками,
накрывает ими пни или верстовые столбы,
чтобы тем не было холодно; галушками
кормит свою тень. К числу популярных
сказок о дураках относятся также сказки,
в которых дурак невпопад говорит, за
что его бьют. Наконец, существует серия
сказок, которые принято называть
новеллистическими и которые чаще всего
разрабатывают сюжеты о споре мужа и
жены, об испытании верности жены, о
лености жены и глупости мужа, о спрятанном
и наказанном любовнике. Обычно муж при
содействии кума отучает жену командовать
собой. Комизм особенно ярок в рассказах
о старике и старухе, которые ревнуют
друг друга. Широко популярен сюжет о
Николе Дупленском. Муж путем хитроумных
уловок изобличает любовника, избивает
его и наказывает жену. Во многих типах
социально-бытовых сказок важную роль
играет солдат. Его образ весьма оригинален.
Это «бывалый» солдат, который умеет и
мастерить, и рассказывать сказку, и
перехитрить, когда надо. Образ его важен
тем, что солдат часто как бы выносит
приговор в спорах, дает оценку поведению
людей, обличает пороки, потешается над
суевериями («Суп из топора»). ».
Социально-бытовые сказки лишены ужасов.
Они веселы, остроумны, иногда кончаются
присказкой. В. Г. Белинский говорил, что
в них видны «быт народа, его домашняя
жизнь, его нравственные понятия, и этот
лукавый русский ум, столь наклонный к
иронии, столь простодушный в своем
лукавстве» Все в них сосредоточено на
действии и особенностях повествования,
которые раскрывают образы героев; но в
этом типе сказок есть и особые средства
краткого выражения душевных состояний
персонажей в отдельные моменты, что
передается в прямом определении, в
действии и а. речи героев. Это оживляет
их образы, которые представляют собой
«готовые», т. е. неизменяющиеся, характеры.

7.Былины
– стихотворный героический эпос Древней
Руси, отразивший события исторической
жизни русского народа. Древнее название
былин на русском севере – «старина».
Современное название жанра – «былины»
– было введено еще в первой половине
XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на
основании известного выражения из
«Слова о полку Игореве» – «былины сего
вре- мени».

Время
сложения былин определяется по-разному.
Одни ученые считают, что это ранний
жанр, сложившийся еще во времена Киевской
Руси (X–XI века), другие – жанр поздний,
возникший в средние века, во время
создания и укрепления Московского
централизованного государства.
Наибольшего расцвета жанр былин достиг
в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в
забвение. Былины воспроизводят идеалы
социальной справедливости, прославляют
русских богатырей как защитников народа.
Они раскрывают общественные
нравственно-эстетические идеалы, отражая
историческую действительность в образах.
В былинах жизненная основа соединена
с вымыслом. Они обладают
торжественно-патетическим тоном, их
стиль соответствует назначению прославить
необыкновенных людей и величественные
события истории.

Главным
персонажем былин являются богатыри.
Они воплощают идеал мужественного,
преданного родине и народу человека.
Герой сражается в одиночку против полчищ
вражеских сил. Среди былин выделяется
группа наиболее древних. Это так
называемые былины о «старших» богатырях,
связанные с мифологией. Герои этих
произведений являются олицетворением
непознанных сил природы, связанные с
мифологией. Таковы Святогор и Волхв
Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во
второй период своей истории на смену
древнейшим богатырям пришли герои
нового времени – Илья Муромец, Добрыня
Никитич и Алеша Попович. Это богатыри
так называемого киевского цикла былин.
Под циклизацией понимается объединение
былинных образов и сюжетов вокруг
отдельных персонажей и мест действия.
Так сложился киевский цикл былин,
связанный с городом Киевом.

В
большинстве былин изображен мир Киевской
Руси. В Киев едут богатыри на службу
князю Владимиру, его же защищают они от
вражеских полчищ. Содержание этих былин
носит преимущественно героический,
воинский характер.

Мир,
изображенный в былинах, это вся Русская
земля. Так, Илья Муромец с заставы
богатырской видит высокие горы, луга
зеленые, леса темные. Былинный мир
«светел» и «солнечен», но ему угрожают
вражеские силы: надвигаются темные
тучи, туман, гроза, меркнут солнце и
звезды от несметных вражеских полчищ.
Это мир противопоставления добра и зла,
светлых и темных сил. В нем борются
богатыри с проявлением зла, насилия.
Без этой борьбы невозможен былинный
мир.

Каждому
богатырю присуща определенная,
доминирующая черта характера. Илья
Муромец олицетворяет силу, это самый
мощный русский богатырь после Святогора.
Добрыня тоже сильный и храбрый воин,
змееборец, но еще и богатырь-дипломат.
Его князь Владимир отправляет с особыми
дипломатическими поручениями. Алеша
Попович олицетворяет смекалку и хитрость.
«Не силой возьмет, так хитростью» –
говорится про него в былинах. Монументальные
образы богатырей и грандиозные свершения
– плод художественного обобщения,
воплощение в одном человеке способностей
и силы народа или социальной группы,
преувеличение реально существующего,
т. е. гиперболизация и идеализация.
Поэтический язык былин торжественно-напевный
и ритмически организованный. Его особые
художественные средства – сравнения,
метафоры, эпитеты – воспроизводят
картины и образы эпически возвышенные,
грандиозные, а при изображении врагов
– страшные, безобразные.

В
разных былинах повторяются мотивы и
образы, сюжетные элементы, одинаковые
сцены, строки и группы строк. Так, через
все былины киевского цикла проходят
образы князя Владимира, города Киева,
богатырей. Былины, как и другие произведения
народного творчества, не имеют
закрепленного текста. Передаваясь из
уст в уста, они изменялись, варьировались.
Каждая былина имела бесконечное множество
вариантов.

В
былинах совершаются сказочные чудеса:
перевоплощение персонажей, оживление
мертвых, оборотничество. В них присутствуют
мифологические образы врагов и
фантастические элементы, но фантастика
иная, чем в сказке. В былинах много
исторически достоверных примет: описание
деталей, старинного вооружения воинов
(меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них
воспевается Киев-град, Чернигов, Муром,
Галич. Называются другие древнерусские
города. События разворачиваются и в
Древнем Новгороде. В них обозначены
имена некоторых исторических деятелей:
князь Владимир Святославич, Владимир
Всеволодович Мономах. Эти князья
соединились в народном представлении
в один собирательный образ князя
Владимира – «Красно Солнышко».

В
былинах много фантастики, вымысла. Но
вымысел является поэтической правдой.
В былинах отразились исторические
условия жизни славянского народа:
завоевательные походы печенегов и
половцев на Русь, разорение селений,
полон женщин и детей, разграбление бо-
гатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь
находилась под игом монголо-татар, что
тоже отражено в былинах. В годы народных
испытаний они вселяли любовь к родной
земле. Не случайно былина – это героическая
народная песня о подвиге защитников
Русской земли.

Для
былин характерно сочетание реальных
образов, имеющих четкий исторический
смысл и обусловленных действительностью
(образ Киева, стольного князя Владимира),
с фантастическими образами (Змей Горыныч,
Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах
являются образы, порожденные исторической
действительностью.

Нередко
былина начинается с запева. Он не связан
с содержанием былины, а представляет
самостоятельную картину, предшествующую
основному эпическому рассказу. Исход
– это концовка былины, краткое заключение,
подводящее итог, или прибаутка («то
старина, то и деяние», «на том старина
и покончилась»).

Былина
обычно начинается с зачина, определяющего
место и время действия. Вслед за ним
дается экспозиция, в которой выделяется
герой произведения, чаще всего с
использованием приема контраста.

Образ
героя стоит в центре всего повествования.
Эпическое величие образа былинного
героя создается путем раскрытия его
благородных чувств и переживаний,
качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность
или троичность в былинах является одним
из главных приемов изображения (на
богатырской заставе стоят три богатыря,
богатырь совершает три поездки – «Три
поездки Ильи», Садко три раза купцы
новгородские не зовут на пир, он же три
раза бросает жребий и т. д.). Все эти
элементы (троичность лиц, троекратность
действия, словесные повторы) имеются
во всех былинах. Большую роль в них
играют и гиперболы, используемые для
описания героя и его подвига. Гиперболично
описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник),
а также описание силы воина-богатыря.
В этом проявляются фантастические
элементы.

В
основной повествовательной части былины
широко применяются приемы параллелизма,
ступенчатого сужения образов, антитезы.

Илья Муромец
– главный герой киевского
цикла
былин.
Важнейшие из них: «Исцеление Ильи
Муромца», «Илья и Соловей-разбойник»,
«Илья и Сокольник», «Илья в ссоре
с князем Владимиром», «Илья и
Калин-царь», «Илья и Идолище поганое».
Наиболее древними считаются былины о
бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником
и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые
задумывались над тем, кто стоит за
былинным образом противника русского
богатыря – Соловья-разбойника. Одни в
нем видели мифическое существо –
олицетворение сил природы, бортника-древолаза,
другие высказывали мнение о заимствовании
этого образа из фольклора других народов.
Третьи придерживались взгляда, согласно
которому Соловей – обычный человек,
занимающийся разбоем. За свое умение
громко свистеть он был прозван Соловьем.
В былинном повествовании Соловей-разбойник
изображен как существо, живущее в лесах
со всем своим выводком.

  • Роль искусства на войне сочинение
  • Роль авторских афоризмов в языке комедии горе от ума сочинение
  • Розги рассказы для крепостных актрис
  • Роль общения в моей профессии сочинение
  • Роль искусства в обществе сочинение